Чему посвящены изображения на стенах пещерных храмов. Пещерные города и храмы из разных уголков света

Все живое на нашей планете хочет любви. Вот только понимает это понятие каждый по-своему. Для кого-то любовь — это страсть, для другого — единение душ. Кто-то стремится лично дарить это чувство, а кому-то необходимо просто греться в лучах любви. В любом случае каждый из нас ищет в своей жизни того, кто был бы способен дать в отношениях то, что нужно именно ему.

Монастырок — и есть такое удивительное место силы, которое помогает найти свою любовь. Это небольшое село в Борщевском районе, Тернопольской области, расположено на берегах реки Серет, в 6 ​​км от села Бильче-Золотое. Раньше, в советское время, его называли Межгорьем. Это одно из самых живописных мест Тернопольщины, поражающее воображение невероятно захватывающими видами на долину реки Серет.

На окраине села, просто в известняковой скале размещен пещерный храм , возвышающийся над обрывом, где течет река.

Координаты для GPS:

48°43"50""N

25°51"30""E

Храм называют древнерусским, а пещеру, в которой он расположен — Языческой. Говорят, что этот храм был основан в XI веке, хотя есть версия, что он намного древнее, чем считают археологи и историки. По сути, до сих пор его еще никто тщательно не исследовал. До крещения Руси здесь был расположен древнеславянский храм, который впоследствии стал христианским. Поэтому, если учесть что православие пришло на эти земли в X в., храм никак не мог быть основан в XI веке. Пещерный храм Монастырка представляет собой идеальное древнее капище.

Языческие капища и святилища — совершенно разные культовые сооружения. Неотъемлемыми атрибутами капища есть грот или пещера, где на потолке собираются капли влаги. Собственно, от слова "капище" пошло и украинское "каплица". Святилища же — это открытые культовые сооружения по типу дольменов и кромлехов, не связанных с гротами и пещерами. Капище — это место взаимодействия с женским началом, а святилище — с мужским.

Пещерный же храм в селе Монастырок и прилегающая к нему территория представляют собой гармоничное взаимодействие мужского и женского начал.

Так, пещера храма, как древнее капище, дает возможность взаимодействовать с планетарной, женской энергией. А место взаимодействия с мужской энергией, обозначено каменной плитой — так называемым жертвенным камнем.

Эта плита лежит на трех каменных опорах, и, возможно, ее использовали и в более ранние времена как крестильную чашу в баптистерии — пристройке к церкви или отдельном здании, предназначенном для совершения таинства крещения. О чем свидетельствует выдолбленный в ней крест и, ведущий от него, небольшой желоб.

Считают, что не всегда этот камень лежал здесь. Что его принесли к скальному храму монахи в XVII веке. Вот только форма каменной плиты вызывает сомнения в этой версии. Если мысленно поставить камень вертикально на основание, он будет очень похож на крымские менгиры с ровно обтесанной и заостренной вершиной.

Менгир — самая простая каменная скульптура в виде грубо обработанного дикого камня, установленного человеком, вертикальные размеры которой заметно превышают горизонтальные. Менгиры — фактически первые рукотворные сооружения, дошедшие до наши дней. Кроме того, их могли использовать с культовой ритуальной целью, как символ центра, или они могли быть элементами ритуалов перехода или плодородия, олицетворять мужское начало.

Даже сейчас, вода, собирающаяся в полости креста на камне, во время дождя, становится красноватой. А на фотографиях, сделанных при любой погоде, видны странные облака "туман" над этим камнем.

Немного в отдалении от пещерного храма можно увидеть христианскую святыню — поклонный крест. Древняя легенда гласит, что если на Воздвижение девушка украсит этот крест цветами, то через год она выйдет замуж. Другие легенды говорят, что это место и крест помогают познать любовь и семейное счастье в браке.

Скорее всего, именно на месте расположения поклонного креста и было сначала установлено менгир, впоследствии свергнут монахами-христианами и превращен в жертвенный камень.

Кстати, крест — это древнейший символ, а главное — символ Космоса, сведен к простейшей форме. Он олицетворяет центр мира, является символом света и огня, в частности света Истины, что распространяется по миру, священного центра Земли, где земная горизонталь пересекается с небесной вертикалью. Собственно пересечение линий креста — это точка соединения между энергиями Неба и Земли.

Крест символизирует четыре элемента — Воздух, Землю, Воду и Огонь. Это символ связи микро и макрокосмоса, единства духа (вертикаль) и тела (горизонталь). Именно в этом древнейшем символе заложена идея сочетания мужского и женского начал. Вертикальная линия любого креста — небесная, духовная, интеллектуальная, активная, позитивная, мужская. Горизонтальная же линия — земная, рациональная, пассивная, негативная, женская. Поэтому крест является вполне достойной заменой давнему менгиру. И еще в большей степени он способен давать человеку то, о чем она мечтает и о чем просит. Иными словами, монахи в своем стремлении утвердить веру в единого Творца заменили древний менгир язычников на еще более мощный символ — крест.

Так или иначе, сейчас пещерный храм в маленьком селе Монастырок — христианский. Службы здесь ведутся прямо в пещере, ведь местные жители убеждены, что это место обладает особой силой.

Размер грота составляет 9,4 х 4,8 м. Вход в пещеру расположен в глубине между каменными глыбами а сверху покрыт скальным навесом, который выступает над землей почти на шесть метров. Навес этот поддерживают три опоры из неотесанного камня. Сделал опоры в конце XIX в. Леон Сапега, заменив ими изначально природные, разрушенные временем. Грот, как и обычный храм, условно разделен на три части: притвор, неф и алтарь. И так же как и в церквях, алтарь обращен к востоку.

Каменная стена алтаря с самого начала напоминала иконостас со святым образом. Ее и сегодня украшает лик Иисуса с прикрытыми глазами, символизируя то, что Всевышний не может смотреть на те злодеяния, которые творятся в мире.

Люди верят, что здесь Господь отпускает даже самые тяжкие грехи. Легенда гласит, что изображение Иисуса явилось монахам как игра света и тени каменных стен храма. А фреска, которую мы видим сегодня, была написана монахами уже поверх явившегося чудотворного образа.

Что касается соискателей личного счастья в селе Монастырок, прежде всего нужно принести с собой цветы к поклонному кресту, который стоит возле священной пещеры. Это ваша дань Богу за то, что Он сотворил вас, символ вашего уважения к этому особенному месту силы и благодарность за ту помощь, о которой Вы просите. Несите цветы и надейтесь получить желаемое.

Если же о любви просит мужчина, он должен пойти в пещеру и зажечь там свечи, помолившись о даровании ему пары или счастливой судьбы.

Верьте, и все, что Вы просите у Творца, будет дано Вам по вере вашей!

В 30 километрах от Аурангабада расположены всемирно известные пещерные храмы Эллора, благодаря хорошей сохранности и поразительным размерам пещеры привлекают туристов со всего мира. Именно пещерные храмы Эллоры и Аджанты наполняют отели города Аурангабад под завязку.

Пещеры в Эллоре могут соперничать с такими признанными чудесами света как Египетские пирамиды, Камбоджийский Ангкор Ват и т.д.. Весь пещерный комплекс, состоящий из 34 пещер внесен в список ЮНЕСКО и ревностно охраняется этой уважаемой организацией.

Все пещерные храмы в Эллоре можно разделить на несколько групп, буддистские, индуистские, джайнские и отдельно от всех храм Кайласа (Kailasa Temple пещера 16). Для удобства туристов, все пещеры пронумерованы и имеют информационные таблички (на английском), так что проблем с поиском необходимых пещер быть не должно.

История пещер Эллоры

По вопросу происхождения и целесообразности постройки пещерных храмов постоянно ведутся научные дискуссии и на сегодняшний день имеется несколько теорий о том, для чего же обычные смертные выгрызли из скалы такие красоты.

Считается что пещерные храмы Эллоры были построены на пути крупного торгового пути, и в непосредственной близости к сегодняшнему Даулатабаду , в окрестностях которого тоже имеются буддистские пещеры. Успешные купцы жертвовали часть своей прибыли на постройку храмов, что могло лишь способствовать процветанию их торговли.

Удивляет факт толерантности, ведь три верования прекрасно уживались бок о бок и прекрасно вели хозяйственную деятельность, так некоторые пещеры изначально предполагались под одну религиозную ветвь с легкостью могли быть перестроены под нужды другой религии и никто не воевал.

Всего в Эллоре 34 пещеры, 12 буддистских, построенных в период с 600 по 800 года н.э., 17 индуистских, построенных в период с 600 по 900 года н.э. и всего 5 джайнских, построенных в период с 800 по 1000 года н.э.

Если посмотреть вглубь истории, то Эллора отчетливо демонстрирует период возрождения индуизма во времена династий Чалукья и Раштракута, за которым следует упадок буддизма на территории Индии. Что характерно, так это джайнские храмы в Эллоре, их всего 5, но могло быть значительно больше, ведь власть активно поддерживала это религиозное направление.

Все пещеры на территории комплекса пронумерованы, нумерация начинается с южной стороны (буддистские пещеры), первые номера пещер расположены по правой стороне от храма Кайлас, который сразу напротив входа.

Самой грандиозной постройкой в Эллоре является храм Кайласа - это имитация горы Кайлас в Гималаях, на которой по легенде живет бог Шива. Фотографии уникального храма Кайлас можно найти в любом туристическом путеводителе по Индии, но вживую храм поражает еще сильнее.

12 буддистских пещер расположены южнее от храма Кайласа и многие из них выглядят очень просто и не вызывают восхищения, но особняком стоит пещера номер 10, она считается самой красивой буддистской пещерой во всей Индии. Обязательно посетите пещеру номер 10.

Индуистские пещеры настолько эмоциональны (к примеру тот же храм Кайласа), что вы их сразу отличите от всех остальных. Еще одна отличительная черта индуистских пещер - наличие фаллических лингамов, характерных особенностей присутствия бога Шивы. Большинство индуистских пещер в Эллоре вырезали сверху вниз, так что никаких строительных лесов древние строители не использовали.

Показывая вам этот объект, очередной раз поражаюсь и очередной раз как то даже не вериться, что давным давно могли построить такие величественные сооружения. Сколько же труда, сил и энергии было вложено в эти скалы!

Самый посещаемый древний памятник Махараштры — пещеры ЭЛЛОРЫ, которые находятся в 29 км на северо-запад от Аурангабада, возможно, расположены не в столь впечатляющем месте, как их более древние сестры в Аджанте, но удивительное богатство их скульптуры полностью компенсирует этот недостаток, и их не в коем случае нельзя пропустить, если вы держите путь в Мумбаи или из Мумбаи, который находится в 400 км на юго-запад. Всего 34 буддистских, индуистских и джайнских пещеры — некоторые из которых создавались одновременно, конкурируя друг с другом — опоясывают подножие, протянувшегося на два километра утеса Чамадири (Chamadiri) в том месте, где он переходит в открытые равнины. Главная достопримечательность этой территории — гаргантюанских размеров храм Кайлаша — поднимается ввысь из огромной, с отвесными стенами впадины в склоне холма. Самый большой монолит мира, этот невероятно огромный кусок твердого базальта превращен в живописное скопление взаимопересекающихся залов с колоннадами, галерей и священных алтарей. Но давайте обо все подробнее...

Храмы Эллоры возникли в эпоху государства династии Раштракутов, которые в 8 веке объединили под своей властью западную часть Индии. В средневековье многие считали государство Раштракутов величайшим государством, его сравнивали с такими могучими державами, как Арабский халифат, Византия и Китай. Самыми могущественными индийскими правителями в то время являлись раштракуты.


Пещеры были созданы в период с 6 по 9 столетие нашей эры. Всего в Эллоре существует 34 храма и монастыря. Внутреннее убранство храмов не столь драматично и богато, как в пещерах Аджанты. Однако здесь присутствуют утончённые скульптуры более красивой формы, наблюдается сложный план и размеры самых храмов больше. И все памятки гораздо лучше сохранились до наших дней. В скалах были созданы длинные галереи, а площадь одного зала порою достигала 40х40 метров. Стены искусно декорированы рельефами и каменными скульптурами. Храмы и монастыри создавались в базальтовых холмах на протяжении половины тысячелетия (6-10 век нашей эры). Также характерным является и то, что строительство пещер Эллоры начали примерно тогда, когда святые места Аджанты были заброшены и потеряны из виду.


В XIII веке по приказу раджи Кришны был создан пещерный храм Кайласантха. По вполне конкретным трактатам о строительстве возводился храм, в них было до мельчайших подробностей изложено все. Между небесными и наземными храмами промежуточным должен был стать Кайласантха. Своего рода вратами.

Размеры 61 метр на 33 метра имеет Кайласантха. 30 метров высота всего храма. Кайласантха создавали постепенно, начали вырубать храм с верхней части. Сначала вырыли траншею вокруг глыбы, которая со временем превратилась в храм. В ней прорубили отверстия, позже это будут галереи и залы.


Путем выдалбливания около 400 000 тонн скалы был создан храм Кайласантха в Эллоре. Из этого можно судить, что те, кто создавали план этого храма, обладали незаурядной фантазией. Черты Дравидского стиля демонстрирует Кайласантха. Это можно увидеть и в воротах перед входом Нандин, и в самом очертании храма, который постепенно сужается к верху, и по фасаду с миниатюрными скульптурами в виде декора.

Все индусские постройки расположены вокруг самого выдающегося храма Кайлаш, который олицетворяет священную гору Тибета. В отличие от спокойного и более аскетического убранства буддийских пещер, индуистские храмы отделаны броской и яркой резьбой, что очень характерно для индийской архитектуры.

Около Ченнаи в Тамилнанде находится храм Мамалллапурама, с его башнями имеет сходство башня храма Кайласантха. Их строили примерно в одно время.

В построение храма вложены невероятные усилия. В колодце 100 метрового в длину и 50 метрового в ширину стоит этот храм. У Кайласанатха основание не только трехъярусный монумент но и огромный комплекс со двором у храма, портиками, галереями, залами, статуями.

Цоколем в 8 метров заканчивается нижняя часть, фигурами священных животных слонов и львов он опоясан со всех сторон. Фигуры охраняют и в то же время поддерживают храм.

Первоначальной причиной, по которой это достаточно удаленное место стало центром такой активной религиозной и художественной деятельности, стал оживленный караванный путь, который пролегал здесь, соединяя цветущие города на севере и порты западного побережья. Прибыль от выгодной торговли поступала на строительство святилищ этого выдалбливаемого в камне на протяжении пятисот лет комплекса, начатого в середине 6 в. н. э., примерно в то же самое время, когда была покинута Аджанта, расположенная в 100 км на северо-восток. Это был период заката буддийской эры в центральной Индии: к концу 7 в. снова начался подъем индуизма. Возрождение брахманизма набирало силу в течение трех последующих веков при покровительстве королей Чалукья (Chalukya) и Раштракута (Rashtrakuta) — двух могущественных династий, благодаря которым была выполнена большая часть работ в Эллоре, включая создание храма Кайлаша в 8 в. Третья и последняя стадия взлета строительной деятельности на этой территории пришлась на конец первого тысячелетия новой эры, когда местные правители обратились от шиваизма к джайнизму направления дигамбара. Небольшая кучка менее выдающихся пещер на севере от основной группы стоит как напоминание об этой эпохе.


В отличие от уединенно расположенной Аджанты, Эллора не избежала последствий фанатической борьбы с другими религиями, сопровождающей пришествие к власти мусульман в 13 в. Худшие крайности предпринимались во время правления Аурангзеба, который в припадке благочестия приказал систематически разрушать “языческих идолов”. Хотя Эллора и поныне носит шрамы того времени, большая часть ее скульптуры осталась чудесным образом нетронутой. Тот факт, что пещеры были вырублены в твердых скалах, вне зоны воздействия муссонных ливней, определил их сохранность в замечательно хорошем состоянии.


Все пещеры пронумерованы, приблизительно согласно хронологии их создания. Номера от 1 до 12 в южной части комплекса являются самыми старыми и датируются начиная от буддийской эры Ваджрайяна (Vajrayana) (500—750 гг. н. э.). Индуистские пещеры под номерами от 17 до 29 строились одновременно с более поздними буддийскими и датируются периодом между 600 и 870 гг. новой эры. Расположенные далее на север джайнские пещеры - номера от 30 до 34 - выдалбливались с 800 г. нашей эры до конца 11 в. Из-за наклонного характера склона холма, большая часть входов в пещеры отодвинуто от уровня земной поверхности и находится позади открытых двориков и больших веранд с колоннами, или портиков. Вход во все пещеры, кроме храма Кайлаша, бесплатный.

Чтобы сначала увидеть самые старые пещеры, поверните направо от автомобильной парковки, куда прибывают автобусы, и идите вдоль главной дорожки к Пещере 1. Отсюда постепенно продвигайтесь далее на север, не поддаваясь соблазну пойти к Пещере 16 - храму Кайлаша, осмотр которого лучше оставить на потом, когда в конце дня уедут все туристические группы, а длинные тени, отбрасываемые заходящим солнцем, оживят его поразительную каменную скульптуру.


Искусственные пещеры в скалах, разбросанные по вулканическим холмам северо-западного Декана, входят в число самых удивительных религиозных монументов Азии, если не всего мира. Варьируя от крошечных монашеских келий до колоссальных, тщательно выполненных храмов, они замечательны тем, что были вырублены вручную в твердом камне. Ранние пещеры 3 в. до н. э., похоже, являлись временными убежищами буддийских монахов, когда проливные муссонные дожди прерывали их странствия. Они копировали более ранние деревянные постройки и финансировались купцами, для которых бескастовая новая вера явилась привлекательной альтернативой старому, дискриминационному социальному порядку. Постепенно, вдохновленные примером императора Ашоки Маурья, местные правящие династии также стали обращаться в буддизм. Под их покровительством, в течение 2 в. до н. э., в Карли, Бхадже и Аджанте были созданы первые крупные пещерные монастыри.


В это время в Индии преобладала аскетичная буддийстская школа тхеравада. Закрытые монашеские общины мало взаимодействовали с внешним миром. Пещеры, созданные в эту эпоху, представляли собой в основном простые “молитвенные залы” (chaityas) — длинные, прямоугольные апсидальные палаты с цилиндрическими сводчатыми крышами и двумя низкими проходами с колоннами, мягко изгибающимися вокруг задней части монолитной ступы. Будучи символами просветления Будды, эти полусферические могильные курганы являлись главными центрами поклонения и медитации, вокруг которых общины монахов совершали свои ритуальные обходы.

Методы, используемые при создании пещер, мало изменились на протяжении веков. Вначале на переднюю часть скалы наносили основные размеры декоративного фасада. Затем группы каменщиков вырубали грубую дыру (которая впоследствии становилась элегантным окном чайтьи в форме подковы), через которую они врезались дальше в глубину скалы. По мере того, как рабочие добирались до уровня пола, используя при этом тяжелые железные кирки, они оставляли куски нетронутой скалы, которые искусные скульпторы затем превращали в колонны, молитвенные фризы и ступы.

К 4 в. н. э. школа Хинайяна стала уступать место более склонной к роскоши школе махаяны, или “Великой Колесницы”. Больший акцент этой школы на постоянно увеличивающийся пантеон божеств и бодхисаттв (милостивых святых, которые откладывали собственное достижение Нирваны, чтобы помогать человечеству в его продвижении к Просветлению) выразился и в изменении архитектурных стилей. Чайтьи были вытеснены богато украшенными монастырскими залами, или вихарами, в которых монахи и жили, и молились, а изображение Будды приобрело большую значимость. Заняв место, где раньше в конце зала стояла ступа, вокруг которого совершались ритуальные обходы, появилось колоссальное изображение, которое несло в себе 32 характеристики (lakshanas), включая длинные висящие мочки ушей, выпуклый череп, завитки волос, отличающие Будду от других существ. Искусство Махайяны достигло пика в конце буддийской эпохи. Создание обширного каталога тем и образов, содержащихся в древних рукописях, таких как джатаки (легенды о предыдущих воплощениях Будды), а также представленных на изумительных, вызывающих чувство благоговения образцах настенной живописи в Аджанте, возможно, частично объяснялось попыткой подогреть интерес к вере, которая к тому времени уже начала угасать в этом регионе.

Стремление буддизма соревноваться с возрождающимся индуизмом, сформировавшееся в 6 в., в конце концов привело к созданию внутри Махаяны нового, более эзотерического религиозного движения. Направление Ваджрайана, или “Громовая Колесница”, подчеркивая и утверждая творческий принцип женского начала, шакти; в тайных ритуалах тут использовались заклинания и магические формулы. Однако, в конечном итоге, такие модификации оказались в Индии бессильными перед лицом возрожденной притягательности брахманизма.

Последующий перенос королевского и народного покровительства на новую веру лучше всего очевиден на примере Эллоры, где на протяжении 8 в. многие из старых вихар были переделаны в храмы, а в их святилищах водворились отполированные шивалинги вместо ступ или статуй Будды. Индуистская пещерная архитектура, с ее тяготением к драматической мифологической скульптуре, получила свое высшее выражение в 10 в., когда был создан величественный храм Кайлаша - гигантская копия сооружений на поверхности земли, которые уже стали заменять вырубленные в скалах пещеры. Именно индуизм вынес главный удар фанатического средневекового преследования других религий исламом, воцарившимся в Декане, а буддизм к тому времени уже давно переместился в сравнительно безопасные Гималаи, где процветает и поныне.


Буддийские пещеры расположены по бокам пологой выемки в склоне утеса Чамадири. Все, кроме Пещеры 10, являются вихарами, или монастырскими залами, которые монахи первоначально использовали для обучения, медитации в уединении и общих молитв, а также для таких мирских занятий, как еда и сон. По мере того, как вы будете по ним проходить, залы будут постепенно становиться все более впечатляющими по размеру и стилю. Ученые приписывают это подъему индуизма и необходимости соперничества в стремлении добиваться покровительства властителей с более успешно настраивающими на благоговейный лад шиваитскими пещерными храмами, которые выкапывались так близко по-соседству.


Пещеры от 1 до 5
Пещера 1, которая, возможно, являлась зернохранилищем, так как ее самый большой зал представляет собой простую, лишенную украшений вихару, в которой размещаются восемь маленьких келий и почти нет никакой скульптуры. В гораздо более впечатляющей Пещере 2, большую центральную палату поддерживают двенадцать массивных колонн с квадратными основаниями, а вдоль боковых стен восседают статуи Будды. По бокам ведущего в алтарное помещение входа возвышаются фигуры двух гигантских дварапала, или стражников ворот: необычно мускулистого Падмапани, бодхисаттвы сострадания с лотосом в руке, слева, и богато украшенного драгоценностями Майтрейи, “Будды Грядущего”, справа. Обоих сопровождают супруги. Внутри самого святилища на троне в виде льва восседает величественный Будда, который выглядит более сильным и решительным по сравнению со своими безмятежными предшественниками в Аджанте. Пещеры 3 и 4, которые немного старше и схожи по дизайну с Пещерой 2, находятся в довольно плохом состоянии.

Известная под названием “Махарвада” (потому что во время муссонных дождей в ней укрывалось местное племя махаров), Пещера 5 представляет собой самую большую в Эллоре одноэтажную вихару. Ее огромный, 36 м длиной, прямоугольный зал для собраний, говорят, использовался монахами в качестве трапезной, в ней протянулись два ряда скамей, вырубленных в камене. В дальнем конце зала, вход в центральное святилище охраняют две прекрасных статуи бодхисаттв - Падмапани и Ваджрапани (“Держателя Грома”). Внутри восседает Будда, на этот раз на возвышении; его правая рука касается земли делая жест, указывающий на “Чудо Тысячи Будд”, которое Учитель совершил, чтобы смутить группу еретиков.

Пещера 6
Следующие четыре пещеры были вырыты приблизительно в одно время в 7 в. и являются всего лишь повторением своих предшественников. На стенах вестибюля в дальнем конце центрального зала в Пещере 6 находятся самые знаменитые и прекрасно выполненные статуи. Тара, супруга бодхисаттвы Авалокитешвары, стоит слева, с выразительным, дружелюбным лицом. На противоположной стороне расположилась буддийская богиня учения Махамаюри (Mahamayuri), изображенная с символом в виде павлина, перед ней за столом сидит прилежный ученик. Очевидна параллель между Махаюри и соответствующей ей индуистской богиней знания и мудрости Сарасвати (мифологическим средством передвижения последней, правда, был гусь), которая наглядно показывает, до какой степени индийский буддизм 7 в. заимствовал элементы соперничающей с ним религии в попытке возродить свою собственную ослабевшую популярность.


Пещеры 10, 11 и 12
Вырытая в начале 8 в. Пещера 10 является одним из последних и наиболее величественных залов чайтья в пещерах Декана. Слева от ее большой веранды начинаются ступеньки, поднимающиеся к верхнему балкону, откуда на внутренний балкон ведет тройной проход, с летящими всадниками, небесными нимфами и фризом, украшенным игривыми карликами. Отсюда открывается прекрасный вид на зал с его восьмиугольными колоннами и сводчатой крышей. От каменных “стропил”, вырезанных на потолке, имитаций балок, которые присутствовали в более ранних деревянных сооружениях, происходит популярное название этой пещеры — «Сутар Джхопади» — “Мастерская Плотника”. В дальнем конце зала на троне, перед воздвигнутой по обету ступой, восседает Будда — эта группа представляет собой центральное место поклонения.

Несмотря на открытие в 1876 г. ее прежде скрытого подземного этажа, Пещеру 11 по-прежнему называют «Дхо Тал», или “двухярусной” пещерой. Ее верхний этаж представляет собой длинный колонный зал для собраний со святилищем Будды, а изображения на его задней стене Дурги и Ганеши, сына Шивы с головой слона, свидетельствуют о том, что пещера была переделана в индуистский храм после того, как была покинута буддистами.

Соседняя пещера 12 - «Тин Тал», или “трехярусная” - является еще одной трехярусной вихарой, вход в которую ведет через большой открытый дворик. И снова главные достопримечательности находятся на верхнем этаже, который некогда использовался для обучения и медитации. По бокам алтарного помещения в конце зала, вдоль стен которого расположились пять больших фигур бодхисаттв, стоят статуи пяти Будд, каждая из которых изображает одно из его предыдущих воплощений Учителя. Фигуры слева показаны в состоянии глубокой медитации, а справа — снова в положении “Чудо Тысячи Будд”.


Семнадцать индуистских пещер Эллоры группируются вокруг середины утеса, где расположен величественный храм Кайлаша. Вырубленные в начале периода возрождения брахманизма в Декане, во время относительной стабильности, пещерные храмы полны ощущения жизни, которого их сдержанные буддийские предшественники были лишены. Здесь уже нет рядов большеглазых, с мягким выражением лиц Будд и бодхисаттв. Вместо них вдоль стен тянутся огромные барельефы, изображающие динамические сцены из индуистских преданий. Большинство из них связано с именем Шивы, богом разрушения и возрождения (и главным божеством всех индуистских пещер комплекса), хотя вы также встретите многочисленные образы Вишну, хранителя Вселенной, и его многочисленных воплощений.

Снова и снова повторяются те же самые картины, что дало ремесленникам Эллоры прекрасную возможность оттачивать свою технику веками, венцом и величайшим достижением которой стал храм Кайлаша (Пещера 16). Описанный отдельно храм является достопримечательностью, которую надо непременно посетить находясь в Эллоре. Однако вы сможете лучше оценить его прекрасную скульптуру, если сначала осмотрите более ранние индуистские пещеры. Если у вас не слишком много времени, то учтите, что номера 14 и 15, расположенные прямо на юге, являются самыми интересными в группе.

Пещера 14
Датируемая началом 7 в., одна из последних пещер раннего периода - Пещера 14 - являлась буддийской вихарой, переделанной в индуистский храм. Ее план похож на Пещеру 8 с алтарным помещением, отделенным от задней стены и окруженным круговым проходом. Вход в святилище охраняют две внушительные статуи речных богинь — Ганги и Ямуны, а в алькове позади и справа, семь богинь плодородия «Сапта Матрика» качают на коленях упитанных младенцев. Сын Шивы — Ганеша с головой слона — восседает справа от них рядом с двумя ужасающими образами Калы и Кали, богинь смерти. Прекрасные фризы украшают длинные стены пещеры. Начиная с передней части, на фризах слева (если стоять лицом к алтарю) изображена Дурга, умерщвляющая демона-буйвола Махишу; Лакшми, богиня богатства, восседает на троне из лотоса, а ее прислужники-слоны поливают ее водой из хоботов; Вишну в образе кабана Варахи, спасающий богиню земли Притхви от потопа; и наконец Вишну со своими женами. Панели на противоположной стене посвящены исключительно Шиве. На второй спереди изображено, как он играет в кости со своей женой Парвати; затем он исполняет танец творения Вселенной в образе - Натараджи; а на четвертом фризе - беспечно игнорирует тщетные попытки демона Раваны сбросить его с супругой с их земного жилища - Горы Кайласа.

Пещера 15
Подобно соседней пещере, двухэтажная Пещера 15, ко входу в которую ведет длинная лестница, начала свое существование в качестве буддистской вихары, но была занята индусами и превратилась в святилище Шивы. Можно пропустить в целом не особенно интересный первый этаж и сразу подняться вверх, где находится несколько образцов самой величественной скульптуры Эллоры. Название пещеры - «Дас Аватара» («Десять Аватаров») - происходит от ряда панелей, расположенной вдоль правой стены, на которых представлены пять из десяти воплощений — аватар — Вишну. На ближайшей ко входу панели Вишну показан в своем четвертом образе Человека-Льва — Нарасимхи, который он принял, чтобы уничтожить демона, которого не мог убить “ни человек, ни зверь, ни днем, ни ночью, ни внутри дворца, ни снаружи” (Вишну одолел его, затаившись на рассвете на пороге дворца). Обратите на безмятежное выражение лица демона перед смертью, который уверен и спокоен, так как знает, что, будучи убитым богом, получит спасение. На втором от входа фризе Хранитель изображен в воплощении спящего “Первобытного Мечтателя”, возлежащего на кольцах Ананды — космического змея Бесконечности. Из его пупка вот-вот вырастет побег цветка лотоса, а из него выйдет Брахма и начнет творение мира.

На резной панели в углублении справа от вестибюля изображен Шива, появляющийся из лингама. Его соперники — Брахма и Вишну, стоят перед его видением униженно и просяще, символизируя преобладание в этом регионе шиваизма. И наконец, в середине левой стены помещения, если стоять лицом к святилищу, самая элегантная скульптура пещеры изображает Шиву в образе Натараджи, застывшего в танцевальной позе.

Пещеры от 17 до 29
Только три индуистских пещеры из всех расположенных на склоне холма на севере от храма Кайлаша достойны осмотра. Пещера 21 - «Рамешвара» (Ramesvara) - была создана в конце 6 в. Полагают, что она самая старая индуистская пещера в Эллоре, в ней находятся несколько изумительно выполненных образцов скульптуры, в том числе пара прекрасных речных богинь по бокам веранды, две чудесных статуи стражей-привратников и несколько чувственных любовных пар (mithunas), украшающих стены балкона. Обратите внимание также на великолепную панель с изображением Шивы и Парвати. В Пещере 25, расположенной подальше, находится поразительный образ Бога Солнца - Сурьи, погоняющего свою колесницу навстречу рассвету.

Отсюда тропа ведет мимо еще двух пещер, а затем резко спускается по поверхности крутой скалы к ее подножию, где расположено маленькое речное ущелье. Пересекая сезонную речку с водопадом, тропинка поднимается вверх по другой стороне расщелины и приводит к Пещере 29 - «Дхумар Лена» (Dhumar Lena). Эту датируемую концом 6 в. пещеру отличает необычный наземный план в виде креста, похожий на пещеру Элефанта в Мумбайской гавани. Три ее лестницы охраняют пары вздыбленных львов, а стены внутри украшены огромными фризами. Слева от входа Шива пронзает демона Андхаку (Andhaka); на соседней панели он отражает попытки многорукого Раваны стряхнуть его и Парвати с вершины горы Кайлаша (обратите внимание на толстощекого карлика, дразнящего злого демона). На южной стороне изображена сцены игры в кости, на которой Шива поддразнивает Парвати, удерживая ее руку, когда она готовится к броску.


Храм Кайлаш (Пещера 16)
Пещера 16, колоссальный храм Кайлаша (ежедневно с 6.00 до 18.00; 5 рупий) является шедевром Эллоры. В данном случае термин “пещера” оказывается ошибочным. Хотя храм, как и все пещеры, был вырублен в твердой скале, он поразительно похож на обычные сооружения на поверхности земли - в Паттадакале и Канчипураме в Южной Индии, по образцу которых он и был построен. Полагают, что этот монолит был задуман правителем Раштракуты Кришной I (756 - 773 гг.). Прошла, однако, сотня лет и сменилось четыре поколения королей, архитекторов и ремесленников, пока этот проект не был закончен. Поднимитесь вверх по дорожке, ведущей вдоль выступа северной скалы комплекса, к площадке над приземистой главной башней и вы поймете, почему.

Одни только размеры сооружения потрясают. Работы начались с выкапывания трех глубоких траншей в верхней части холма с использованием кирк, мотыг и кусков дерева, которые, намоченные в воде и вставленные в узкие трещины, расширялись и крошили базальт. Когда таким образом выделился огромный кусок необработанной скалы, к работе приступили королевские скульпторы. Оценивают, что в общей сложности четверть миллиона тонн осколков и крошки было вырублено из склона холма, импровизировать или ошибаться при этом было нельзя. Храм был задуман как гигантсткая копия гималайского жилища Шивы и Парвати — пирамидальной Горы Кайлаш (Кайласа) — тибетского пика, который, говорят, является “божественной осью” между небом и землей. Сегодня практически весь толстый слой белой известковой штукатурки, которая придавала храму вид снежной вершины горы, отвалился, обнажив тщательно обработанные поверхности серо-коричневого камня. В задней части башни эти выступы подвергались воздействиям столетий эрозии и выцвели и расплылись, как если бы от жестокого Деканского зноя гигантская скульптура медленно таяла.

Главный вход в храм ведет через высокую каменную перегородку, которая призвана разграничивать переход от мирского к царству священного. Пройдя между двумя охраняющими вход речными богинями Гангой и Ямуной, вы оказываетесь в узком проходе, который открывается в главный передний двор, напротив панели с изображением Лакшми - Богини Богатства - которую поливает душем пара слонов - эта сцена известна индусам под названием “Гаджалакшми”. Обычай требует, чтобы паломники обходили вокруг Горы Кайлаш по часовой стрелке, поэтому спуститесь по ступенькам слева и идите через переднюю часть внутреннего дворика к ближайшему углу.

С вершины бетонной лестницы в углу видны все три основные секции комплекса. Первая - вход со статуей буйвола Нанди - транспортного средства Шивы, лежащего перед алтарем; следующая - замысловато украшенные, углубленные в камень стены главного зала для собраний, или мандапы, на которой все еще сохранились следы цветной штукатурки, первоначально покрывавшей всю внутреннюю часть сооружения; и наконец, само святилище с короткой и толстой 29-метровой пирамидальной башней, или шикхарой (которую лучше всего рассматривать сверху). Эти три компонента покоятся на соответствующих размеров приподнятой платформе, которую поддерживают дюжины собирающих лотосы слонов. Кроме того, что он символизирует священную гору Шивы, храм изображает также гигантскую колесницу. Трансепты, выступающие сбоку главного зала, являются ее колесами, святилище Нанди - хомутом, а два слона без хоботов в натуральную величину в передней части внутреннего двора (изуродованные мародерствующими мусульманами) - тягловыми животными.


Большинство основных достопримечательностей самого храма ограничивается его боковыми стенами, которые покрыты выразительной скульптурой. На расположенной вдоль ведущей к северной части мандапы лестницы длинной панели живо изображены сцены из Махабхараты. На ней можно увидеть некоторые эпизоды из жизни Кришны, включая тот, который представлен в нижнем правом углу, с младенцем-богом, сосущим отравленную грудь кормилицы, присланной его злым дядей, чтобы убить его. Кришна выжил, но яд окрасил его кожу в характерный синий цвет. Если продолжать осмотр храма по часовой стрелке, вы увидите, что большинство панелей нижних секций храма посвящены Шиве. В южной части мандапы, в алькове, вырезанном из наиболее выдающейся ее части, вы найдете барельеф, который общепризнанно считается самым прекрасным образцом скульптуры комплекса. На нем показано, как Шиву и Парвати беспокоит многоголовый демон Равана, который был заключен внутри священной горы и сейчас раскачивает стены своей тюрьмы своими многочисленными руками. Шива собирается утвердить свое главенство, успокоив землетрясение движением большого пальца ноги. Парвати, между тем, беззаботно наблюдает за ним, опершись на локоть, в то время как одна из ее служанок в панике убегает.


В этом месте сделайте небольшой крюк и поднимитесь по лестнице в нижнем (юго-западном) углу внутреннего двора в “Зал Жертв” с его поразительным фризом с изображнением семи богинь-матерей, Сапта Матрика, и их ужасающих спутниц Калы и Кали (представленных стоящими поверх горы трупов), или направляйтесь прямо по ступенькам главного зала для собраний, мимо энергичных батальных сцен эффектного фриза Рамаяны, в алтарную комнату. Зал для собраний с шестнадцатью колоннами окутан мрачным полусветом, который призван сфокусировать внимание молящихся на присутствии внутри божества. С помощью портативного электрического фонарика чоукидар осветит фрагменты росписи потолка, где Шива в образе Натараджи исполняет танец рождения Вселенной, а также представлены многочисленные эротические пары митхуна. Само святилище уже не является больше действующим алтарем, хотя в нем до сих пор находится большой каменный лингам, установленный на пьедестале йони, символизируя двойственный аспект воспроизводящей энергии Шивы.

Замечательно то, что по прошествии стольких лет, на нашей земле запечатлелись навеки культурные, исторические и архитектурные наследия планеты. И одно из них - это пещеры Эллоры. Пещеры и храмы Эллоры внесены в список ЮНЕСКО, как памятники, являющиеся всемирным достоянием человечества.

один из вопросов, который мне интересен таков: тут наверняка жило или приходило сюда множество народа. А как тут были устроены водопроводы? Да хотя бы та же самая Канализация топас

Индия - страна исключительно богатая своей культурой, традициями и историческим наследием. Перемещаясь по стране можно встретить абсолютно разные пейзажи, традиции и этнические группы. Каждый из 28 индийских штатов отличается друг от друг, каждый имеет свои особенности и местный колорит, в каждом есть достопримечательности, достойные отдельного упоминания. В Гоа - это пляжи, в Ладакхе -буддийские монастыри и горные перевалы, штат Махараштра знаменит на весь мир своими пещерными храмами! Здесь расположены лучшие представители как индийской так и мировой пещерно-храмовой архитектуры - пещерные храмовые комплексы Аджанта и Эллора.

Пещерный комплекс Эллора расположен в штате Махараштра в 30 км от города Аурангабад. Сюда можно добраться на поезде или самолете из Мумбаи- экономической столицы Индии. Пещеры вырезаны в базальтовых холмах Чаранандри. Всего в комплексе насчитывается 34 пещеры, самая древняя из которых датируется 5 в н.э. Просто удивительно, что в столь давние времена люди создавали такие прекрасные и сложные памятники архитектуры. Не имея современных инструментов, они обрабатывали огромные объемы каменной породы. Только для создания храма Кайласанатха потребовалось выдолбить более 200 000 тонн горной породы! На это у древних архитекторов ушло более 100 лет!

Индийские пещерные храмы Эллоры - яркий пример веротерпимости, которой так славится Индия. Известно. что в этой стране уживаются все основные мировые религии. Так, среди 34 пещер Эллоры: 12 -буддийских, 17 - индуистских и 5 относятся к религии джайнов, что демонстрирует мирное сосуществование этих религий в тот далекий период истории Индии.

Пещеры различаются по внешнему виду размеру и декорации. От самых маленьких до трехэтажных. Часть из них богато декорированы резьбой и скульптурами, некоторые абсолютно пустые. Также пещеры различаются по своему назначению. Буддийские пещеры - самые древние в комплексе. Все они построены в период 600-730 гг н.э Они делятся по назначению на Вихары - монастыри и Чатьи -молельные холлы. Древние архитекторы выдолбили в скале целые общежития с кухнями, спальнями, залами для собраний. Многие вихары украшены скульптурами, потолки покрыты резьбой, которая придает им вид деревянных конструкций. Пещер типа Вихара в комплексе большинство. Другой тип пещер -Чатья это соборы для медитаций и коллективных практик. Наиболее известная из Чатья - пещера №10, вмещающая статую Будды 5 метровой высоты, восседающего перед ступой из цельно выдолбленной породы. Индуистские пещеры датируются 700-900 гг и насчитывают 17 пещер. Две самые впечатляющие - пещеры 29 и 21 Некоторые пещеры были перепрофилированы из буддийских в индуистские. Так, например, одну из самых красивых индуистских пещер Dashavatara (пещера №15) ранее была буддийскими монастырем. Другие известные пещеры Rameshvara (Пещера 21), украшенная фигурами богини реки Ганги и Ямуны на входе и Dhumar Lena (Пещера 29), конструкция которой похожа на пещеру c острова Элефанта близ Мумбаи. Джайниссткие пещеры вырубались в 9-10 веке. Они славятся детальной резьбой по камню. Самые впечатляющие из них - пещеры Chhota Kailash (30), Indra Sabha (32) и Jagannath Sabha (пещера 33) На примере того, когда вырезались пещеры, мы можем проследить изменение религиозных течений в Индии. Шедевром комплекса Эллора является храм Кайласанатха. Это потрясающий воображение многоэтажными храмовый комплекс, названный в честь горы Кайлас, на которой, по легенде, восседает индуистский бог Шива. Вырезанный в цельной скале, этот храм поднимается на 30 метров. Умение, красота резьбы и настойчивость архитекторов просто потрясает. Чтобы создать этот храм пришлось снять 200 000 тонн (!!!) твердой скалы, вся работа заняла около 100 лет!!! Первоначально храм был покрыт белой штукатуркой для сходства с заснеженной горой Кайлас.

Храм Кайласанатха

Попадая в пещерный комплекс Эллора, начинаешь совсем по-другому воспринимать людей, живших на индийской земле в те далекие время. Будучи далекими от современных технических методов работы, они вырезали потрясающие воображения скульптуры, снимали колоссальные объемы скальной породы, украшали стены и потолки пещер изысканными фресками. Все это делалось исключительно из религиозных и эстетических побуждений. Еще одним выдающимся памятником древней архитектуры является пещерный храмовый Комплекс Аджанта. Расположенный в 100 км от Аурангабада он включает в себя 29 пещер, самая древняя из которых датируется 2 веком до нашей эры. Пещеры Аджанты были построены ранее комплекса в Эллоре. Собственно, строительство более новых храмов в Эллоре послужило одной из причин оттока верующих из Аджанты. Основанные более 2 тысяч лет назад (по мнению ученых в 230 г до н.э.) пещеры были заброшены вскоре после падения династии Харишина (430 г н.э.) и обнаружены только в 1819 году британским офицером Джоном Смитом во время охоты. Он случайно наткнулся на вход в одну из пещер (пещера №10) и, чтобы как то обозначить свою находку, выцарапал свое имя и дату находки на одной из колонн, эта надпись слабо видна и по сей день. Более полутора тысяч лет пещеры предоставляли кров только диким животным и летучим мышам. Сейчас комплекс представляет собой истинный шедевр древнеиндийской культуры. Помимо скульптуры в пещерном комплексе сохранились уникальные фрески, передающие непревзойденный уровень мастеров той эпохи.


Ученые считают что пещерный комплекс возводился в два этапа, первый 230г. до н.э.- 220г. н.э во время правления династии Сатавахана. Пещеры этого периода считаются самыми древними постройками в Индии в которых сохранились элементы росписи! Второй этап строительства пришелся на 460-480 гг н.э. Вскоре после этого пещерные постройки были заброшены. Пещеры Аджанты выдолблены в скальной породе на излучине реки Вагхор. Всего в комплексе 29 пещер,нумерация идет от главного входа. В ряд пещер доступ закрыт, некоторые закрываются периодически на реставрацию. Рассказать про все пещеры в рамках этой статьи невозможно. Наибольшую важность представляют пещеры № 1,2,4,16,17,19. Пещера №1 встречает нас сразу после главного входа в комплекс. Она была отреставрирована в самую последнюю очередь, но является одной из самых богато декорированных в комплексе. Именно здесь можно увидеть фрески Ваджрапани и Падмапани (буддийских бодхисатв) - визитную карточку пещерного комплекса Аджанта. Стены и фасад пещеры украшены резьбой, рассказывающей о жизни Будды и дополнены декоративными мотивами.


Двигаясь дальше по каменным проходам и лестницам мы попадаем в пещеру №2. Эта пещера также славится своими фресками, покрывающими стены и потолок. Настенная живопись сохранилась здесь лучше, чем в пещере № 1. Фрески повествуют о деяниях Будды и Бодхисатва, известных как Джатака. Они являются наглядным пособием, рассказывающим общине монахов о жизни и религиозных деяниях Будды. Данные фрески являются лучшими и самыми древними образцами древне-индийского искусства. Фасад пещеры богато украшен резьбой.



Следующая значимая пещера - №4, является самой большой в комплексе. Она запланирована как грандиозный монастырь, но так никогда и не была закончена. В пещере находится скульптура Будды, надпись на постаменте которой упоминает, что она являлась подарком от человека по имени Мэтера и принадлежит к 6 веку н.э.. Пещера состоит из вестибюля, молельного зала и келий для монахов.

Самой старой пещерой комплекса считается пещера № 10, именно ее и обнаружили первой британцы во время охоты. Пещера № 16 считается одной из самых красивых в комплексе и ранее служила входом в храмовый комплекс. Фрески пещеры рассказывают о "умирающей принцессе" Сундари - жене брата Будды - Нанды. Также в пещере установлена статуя Будды, восседающего на троне.

Каждая пещера комплекса содержит элементы декора и скульптуры, являющиеся бесценными образцами древне-индийского искусства. Храмовый комплекс Аджанта внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО в 1983 году. Без сомнения он является жемчужиной западной Индии, хотя и не имеет такой популярности среди туристов как Тадж-Махал или храмы Каджурахо. Можно долго рассказывать о пещерах и описывать статуи и фрески, но лучше один раз побывать в этом месте.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...