Что сделал анаксимандр для географии. Что Платон считал высшим моральным долгом человека? Идея нейтральной материи

АНАКСИМАНДР (Αναξ?μανδρος) из Милета (около 610 года - после 546 года до нашей эры), древнегреческий философ, представитель милетской школы. Ученик Фалеса. Около 546 года опубликовал первое научно-философское сочинение греков трактат «О природе» (сохранились только фрагменты и пересказы), положивший начало ионийской естественной истории или «физиологии» и стоящий у истоков европейской физики, географии, астрономии, геологии, метеорологии и биологии. В этом трактате Анаксимандр дал всеобщую историю космоса от момента его возникновения из первоматерии до происхождения живых существ и человека, а также впервые предложил геометризованную геоцентрическую модель мира, господствовавшую в астрономии в течение всей античности и Средневековья до Н. Коперника. Если в народных И поэтических представлениях Земля «растёт» корнями из преисподней, а в космологии Фалеса «плавает» на мировом океане, то в космологии Анаксимандра она «висит» в безграничной бездне и занимает лишь малую часть Вселенной. Книга Анаксимандра — первый текст в истории человечества, в котором происхождение и устройство мира рассматриваются не мифологически и не в контексте религиозного ритуала, а строго рационально и эволюционно - методом естественных аналогий и реконструкции прошлых («невидимых») состояний на основании реликтовых фактов, доступных эмпирическому наблюдению.

По Анаксимандру, Вселенная бесконечна во всех направлениях и наполнена газообразной материей, лишённой видимых качественных различий и находящейся в непрекращающемся движении, присущем ей имманентно. Позднейшие авторы описывают эту первоматерию то как «беспредельное» (апейрон), то как «промежуточное вещество» (например, среднее между огнём и воздухом), то как «смесь» бесчисленных простых веществ. В космогонии Анаксимандра спонтанно возникший «вихрь» вызывает разделение идеальной смеси на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д. Твёрдые и холодные частицы, собравшись в центре вихря, образовали Землю, лёгкие и горячие оказались вытолкнуты на периферию (небо и звёзды). Нейтральное состояние сменилось поляризацией враждебных космических стихий, противоборство которых создало расчленённый видимый космос. Холодный непроницаемый воздух (аэр) обволок огонь и замкнул его в три гигантских вращающихся «колеса», оставив огню по выхлопной «отдушине», эти отдушины люди называют Солнцем, Луной и звёздами. Огонь Солнца, «питаясь» влагой, испарил большую часть первобытного океана (о чём свидетельствуют раковины и окаменелости рыб, находимые в глубине материка); в будущем, оставшись без «пищи», он потухнет, небесные колёса остановятся и остатки нашего мира, как труп, разложатся в «безграничной природе». Таких миров, находящихся в различных стадиях рождения и гибели, бесконечно много. Имея в виду этот процесс, Анаксимандр дал первую формулировку закона сохранения материи: «Из каких начал вещи возникают, в те же самые им и погибнуть суждено, ибо они дают справедливое возмещение ущерба в установленное время» (фрагмент В 1). Все единичные вещи (в том числе миры) существуют «в долг» и в предустановленный срок погибают, возвращая заимствованные элементы «безграничной природе», которая одна остаётся «нестареющей» и «вечной».

Предложенная Анаксимандром первая теория естественного происхождения жизни содержала эволюционные догадки, опередившие своё время: первые живые существа зародились на дне моря и были покрыты колючей кожей (вероятно, гипотеза, основанная на наблюдении окаменелостей вымерших иглокожих). Так как человеческий детёныш беспомощен и не может выжить без родителей, то первые люди должны были зародиться в животных другого вида - неких рыбоподобных существах, которые их выкормили. Прилагавшаяся к трактату «О природе» географическая карта положила начало античной картографии. Анаксимандру приписывается также изобретение астрономических инструментов - гномона, небесного глобуса, солнечных часов.

Источн.: Фрагменты ранних греческих философов / Изд. А. В. Лебедев. М., 1989. Ч. 1 Лит.: Kahn Ch. Anaximander and the origins of Greek cosmology. N. Y., 1960.

Анаксимандр (ок. 610 - после 547 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы, автор первого философского сочинения на греческом языке «О природе». Ученик Фалеса. Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту. Высказал идею о происхождении человека «от животного другого вида» (рыб).


Анаксимандр (греч.) - математик и философ, сын Праксиада, род. в Милете 611, умер 546 до P. X. Между всеми греческими мыслителями древнейшего периода, ионийскими натурфилософами, он в самом чистом виде воплотил в себе их спекулятивное стремление познать происхождение и начало всего сущего. Но между тем, как другие ионийцы за такое начало признавали ту или другую физическую стихию, воду, воздух и т. п А. учил, что первоначальной основой всякого бытия есть безграничное (toapeiron, бесконечное), вечным движением которого выделились первичные противоположности тепла и холода, сухости и влага и к которому все опять возвращается. Творение есть разложение бесконечного. По его представлению, это бесконечное постоянно выделяет из себя и постоянно же воспринимает известные, неизменные стихии, так что части целого вечно изменяются, тогда как целое остается неизменным. Этим переходом от определенности материального объяснения вещей к отвлеченному представлению А. выступает из рядов ионийских натурфилософов. См. Сейдел, "Der Fortschritt der Metaphysik unter den altestenjon. Philosophen", (Лейпциг, 1861). Как собственно он пользовался своей гипотезой для объяснения происхождения отдельных вещей, об этом имеются лишь отрывочные сведения. Холод, в соединении с влагою и сухостью, образовал землю, имеющую форму цилиндра, основание которого относится к высоте как 3:1, и занимающую центр вселенной. Солнце находится в высшей небесной сфере, больше земли в 28 раз и представляет полый цилиндр, из которого изливаются огненные потоки; когда отверстие закроется, происходить затмение. Луна тоже цилиндр и в 19 раз больше земли; при наклонном положении ее получаются лунные фазы, а затмение происходит тогда, когда она совсем перевернется. А. первый в Греции указал на наклонение эклиптики и изобрел солнечные часы, при помощи которых определял линии равноденствия и солнечные повороты. Ему приписывают также составление первой географической карты Греции и изготовление небесного глобуса, которым он пользовался для объяснения своей системы вселенной. См. Шлейермахер, "Uber А.", (Берл., 1815). О близкой связи его космогонии с восточными умозрениями см. Бюсген, "Uber das apeiron des A.", (Висбад., 1867). П. Г. Редкина, "Из лекций по истории философии права".

АНАКСИМАНДР

АНАКСИМАНДР

(Anaximandros) (ок. 610 - после 547 до н.э.) - др.-греч. милетской школы, ученик Фалеса, автор прозаического соч. «О природе» (сохранился небольшой отрывок и словосочетаний). А. назвал началом, лежащим в основании всего сущего, - «безграничное, беспредельное», не столько в смысле беспредельности в пространстве и во времени, сколько в смысле бесструктурности, вещественной неопределенности. Апейрон «бессмертен и непреходящ», он «все объемлет и всем правит», ему присуще вечное , он единственная рождения и гибели мироздания: «Из чего все получает свое рождение, в то же самое все и возвращается, следуя необходимости».
При космогенезе из апейрона вследствие его круговращения выделяются противоположности горячего и холодного, влажного и сухого. Образуя пары, они создают огонь (горячее и сухое), воздух (горячее и влажное), воду (холодное и влажное) и землю (холодное и сухое). Земля собирается в центре, над ней вода, воздух и огонь. Когда часть воды испаряется, появляется суша. На границе суши и моря в иле зарождается , часть морских животных выходит на сушу и сбрасывает чешую. Человек зародился в большой рыбе, взрослым вышел на сушу. Солнце, Луна и звезды - отверстия в невидимых огненных кольцах. Земля неподвижна без опоры, т.к. верха и низа нет. Она шарообразна или цилиндрична. Учение А. об апейроне развили пифагорейцы, дополнив апейрон вторым, упорядочивающим, первоначалом - предельным.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

АНАКСИМАНДР

из Милета (согласно Аполлодору, 610 - ок. 540 до н. э. ) , др.-греч. естествоиспытатель, географ и натурфилософ, второй представитель милетской школы, согласно доксогра-фам, «ученик», «товарищ» и «родственник» Фалеса. В 547/546 опубликовал первый ранненауч. прозаич. трактат «О природе» (название , возможно, позднейшее) , основное крого составляли , космография, метеорологич. феноменов. Представление об А. как абстрактном метафизике, рассуждающем о принципе бытия, безусловно ошибочно ( термин « » - «начало» скорее всего был неизвестен А., как и всем милетцам) и основано на некритич. следовании перипатетич. доксографии. Для метода А. характерна фундаментальная роль бинарных оппозиций и аналогий. В космологии А. исходит из общемилетского представления о «бесконечном объемлющем» - пространственно безграничном телесном континууме, «объемлющем» извне после его рождения и поглощающем его после гибели. Природа «объемлющего» А. была неясна уже антич. читателям его книги, возможно, ввиду архаич. стиля. Термин апейрон (« ») , которым в доксографии обозначается «начало» А., неподлинен; А. употреблял прилагательное «бесконечный» как один из атрибутов «вечной и нестареющей природы», «объемлющей все небосводы (= миры) и космосы (= пространства) в них». Согласно достоверному свидетельству Аристотеля (Met. 1069 b 22; Phys. 187 а 21) и Теофраста (Simpl. Phys. 27, 11-23) , А. мыслил «вечную природу» как «смесь» всех качественно различных веществ, предвосхищая, т. о. , анаксагоровскую концепцию материи. Космогония А.: 1-я фаза - «выделение» из «объемлющего» мирового «зародыша» (аналог «мирового яйца») ; 2-я фаза - «разделение» и поляризация противоположностей (влажное холодное ядро и горячая огненная «кора») ; 3-я фаза - и борьба «горячего и холодного» порождает оформленный космос. В единственно сохранившемся фрагменте (В 1DK) А. дал первую формулировку закона сохранения материи: «Вещи уничтожаются в те же самые , из которых они возникли, согласно предназначению: они выплачивают (элементам) законную компенсацию (см. Дике) ущерба в установленный срок времени» («вещи» относятся к «элементам» как «должники» к «кредиторам», которым они «возвращают » по истечении долгового срока) . В космологии (космографии) А. создал первую геометрич. Вселенной (наглядно иллюстрированную небесным глобусом) , от него берут начало геоцентрич. (см. Геоцентризм) и « сфер» в астрономии, связанные с открытием Южного небесного полушария, А. создал первую географич. карту (возможно, по вавилонскому образцу) . Учение А. о происхождении «первых людей» «из животных другого вида» (типа рыб) , при всех существ, различиях, делает его антич. предшественником Дарвина.

В Фрагменты: DK I, 81-90; lonici. Testimonianze e frammenti, ed. A. Maddalena, Firenze, 1970 ; С? l l i G., La sapienza greca, V. 2, Mil. , 1977 , p. 153-205.

K a h n С h., Anaximander and the origins of Greek cosmology, N.?., 1960 ; Classen С. J., Anaximandros, a кн. : RE. Suppl. 12, 1970 , col., 30-69 (лит. ) ; Л е б е д е в А. В., TO: не?., а Платон и Аристотель, «ВДИ», 1978 , № l, с. 39-54, № 2, с. 43-58; его же, Геометрич. и космология А., в кн. : Культура и искусство антич. мира, М., 1980 , с. 100-24.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АНАКСИМАНДР

АНАКСИМАНДР из Милета (ок. 611-545 до Р. X.) – ионийский натурфилософ, ученик и исследователь Фалеса. Его соч. «О природе» было первой философской работой, появившейся на греч. языке. Он первый поставил о «начале» всего сущего и определил это начало как , апейрон. Апейрон (греч. apeiron – неопределенное) – это , бесконечность природы, «божественное»; из него путем выделения возникают различные вещества.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АНАКСИМА́НДР

(Ἀναξίμανδρος) Милетский (ок. 610–546 до н.э.) – древнегреч. философ-материалист милетской школы, автор первого в Греции стихийно-материалистич. и наивно-диалектич. соч. "О природе", не дошедшего до нас. Впервые ввел в философию "архэ" ("принцип"), под к-рым он разумел то, из чего все вещи возникают и во что они, уничтожаясь, разрешаются и что лежит в основе их бытия. Таким первоначалом всего существующего, к-рое А. называл апейрон (ἄπειρον – беспредельное), "неопределенной материей", является единая, вечная, бесконечная ; она находится в вечном движении и порождает из себя бесконечное многообразие всего существующего: первовещество выделяет из себя противоположности теплого и холодного, и мировой состоит в борьбе противоположностей, к-рая является причиной закономерного, совершающегося в определенном временном порядке возникновения и разрушения вещей. А. учил о бесчисленности миров, к-рые закономерно возникают и гибнут, о развитии животного мира. Т.о., его филос. содержала значит, диалектич. моменты.

Истолкование философии А. касалось гл. обр. понятия "апейрон". А. выдвинул учение о бесчисленности миров, что, вопреки ясному свидетельству первоисточников, отрицают нек-рые историки философии: Эд. Целлер ("История греческой философии" – Ed. Zeller, Die Philosophie der Griechen, TI 1, 1844), П. Таннери ("Первые шаги древнегреческой науки", рус. пер. 1902). Аэций же (Анаксимандр , А 17, Diels) в своем перечне философов, признававших бесчисленность миров, на первое ставит А. Он же (там же) сообщает, что, по мнению А., бесчисл. миры отстоят друг от друга на равном расстоянии. Симпликий (там же) говорит, что в своем учении о бесчисленности миров Левкипп, Демокрит и Эпикур были последователями А.

А. считал, что Земля неподвижно покоится в центре мира, и своим учением о трех небесных кольцах (солнечном, лунном и звездном), вращающихся вокруг Земли, положил начало теории небесных сфер. По свидетельству Диогена Лаэртского (II 2), а также Агафемера (Анаксимандр , А 6, Diels) и Страбона (там же), ссылающихся на Эратосфена, А. составил первую географич. карту, соорудил первые в Греции солнечные часы и астрономич. инструменты.

Ф. Энгельс ("Диалектика природы", 1955, с. 147) и В. И. Ленин ("Философские тетради", 1947, с. 233) отмечали учение А. о развитии в органич. мире. А. учил о происхождении животных из воды без к.-л. участия божеств. сил. В частности, он утверждал, что люди произошли от рыб, к-рые, очутившись на земле, под влиянием новых условий жизни изменились в строении и функциях своего организма.

Соч.: Diеls Н., Die Fragmente der Vorsokratiker..., 5 Aufl., Bd 1, В., 1934, S. 81–90; Маковельский Α., Досократики, ч. 1, Казань, 1914, с. 25–27.

Лит.: Маковельский А., Астрономические учения древних философов (до Платона), Баку, 1925 (с. 116–18 учение А. о небесных кольцах); Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 22–23; Лурье С. Я., Очерки по истории, античной науки, М.–Л., 1947 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1957, с. 76–77; Нölsсhеr U., Anaximander und die Anfänge der Philosophie, "Hermes", Wiesbaden, 1953, Bd 81, H. 3, 4. См. также лит. к статье Апейрон.

А. Маковельский. Баку.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

АНАКСИМАНДР

АНАКСИМАНДР (Αναξίμανδρος) из Милета (ок. 610540 до н.э.)-древнегреческий естествоиспытатель, географ и натурфилософ, второй представитель Милетской школы, согласно доксографам, “ученик”, “товарищ” и “родственник” Фалеса. В 547/546 опубликовал первый ранненаучный прозаический трактат “О природе” (название , возможно, позднейшее), основное содержание которого составляли космогония, космография, этиология метеорологических феноменов. Представление об Анаксимандре как абстрактном метафизике, рассуждающем о принципе бытия, безусловно ошибочно (сам термин архе- начало - скорее всего был неизвестен Анаксимандру, как и всем милетцам) и основано на некритическом следовании перипатетической доксографии. Для метода Анаксимандра характерна фундаментальная роль бинарных оппозиций и аналогий. В космологии он исходит из общемилетского представления о “бесконечном объемлющем”- пространственно безграничном телесном континууме, “объемлющем” космос извне после его рождения и поглощающем его после гибели. Природа “объемлющего” Анаксимандра была неясна уже античным читателям его книги, возможно, ввиду архаического стиля. Термин апейрон (бесконечное), которым в доксографии обозначается “начало” Анаксимандра, неподлинен: Анаксимандр употреблял прилагательное “бесконечный” как один из атрибутов “вечной и нестареющей природы”, “объемлющей все небосводы (= миры) и космосы (= пространства) в них”. Согласно достоверному свидетельству Аристотеля (Met. 1069b22; Phys. 187a21) и Теофраста (ар. Simpi. Phys. 27, 11-23), Анаксимандр мыслил “вечную природу” как “смесь” всех качественно различных веществ, предвосхищая, таким образом, анаксагоровскую концепцию материи. Космогония Анаксимандра: 1-я фаза-“выделение” из “объемлющего” мирового “зародыша” (аналог “мирового яйца”); 2-я фаза - “разделение” и поляризация противоположностей (влажное холодное ядро и горячая огненная “кора”), 3-я фаза-взаимодействие и борьба “горячего и холодного” порождает оформленный космос. В единственно сохранившемся фрагменте (В l DK) Анаксимандр дал первую формулировку закона сохранения материи: “Вещи уничтожаются в те же самые элементы, из которых они возникли, согласно предназначению: они выплачивают (элементам) законную компенсацию ущерба в установленный срок времени”. В космологии (космографии) Анаксимандр создал первую геометрическую модель Вселенной (наглядно иллюстрированную небесным глобусом), от него берут начало геоцентрическая гипотеза и “теория сфер” в астрономии, связанные с открытием Южного небесного полушария, он создал первую географическую карту (возможно, по вавилонскому образцу). Учение Анаксимандра о происхождении “первых людей” “из животных другого вида” (типа рыб), при всех существенных различиях, делает его античным предшественником Дарвина.

Фрагм.: DK I, 81-90; Maddalena A. (ed.). lonici. Testirnonianze e ftammenti. Firenze, 1970; Со/и G. La sapienza greca, v. 2. Mil., 1977, p. 153-205; Conche M. Anaximandre. Fragments et témoignages. P., 1991; Лебедев. Фрагменты, с. 116-129.

Лит.: Kahn Ch. Anaximander and the origins of Greek cosmology. N. Y I960; Classen C. J. Anaximandros, RE, Suppl. 12, 1970, col. 30-69 (библ.); Лебедев А. В. ТО ΑΠΕΡΟΝ: не Анаксимандр, аПлатон и Аристотель.-Вестник древней истории, 1978, 1, с. 39-54; 2, с. 43-58; Он же. Геометрический стиль и космология Анаксимандра.-В сб.: Культура и искусство античного мира. М., 1980, с. 100-124.

А. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "АНАКСИМАНДР" в других словарях:

    - Ἀναξίμανδρος … Википедия

    Анаксимандр, Anaksimandros, из Милета, ок. 610 ок. 540 гг. до н. э. греческий философ. Считался учеником и последователем Фалеса. Первым из греков написал произаической философское сочинение под названием О природе, от которого сохранился лишь… … Античные писатели

    АНАКСИМАНДР - АНАКСИМАНДР Ἀναξίμανδρος) из Милета (ок. 610 после 546 до н. э.), древнегреческий философ и ученый, второй представитель Милетской школы, ученик Фалеса. Ок. 546 до н. э. опубликовал первое научно философское сочинение греков, трактат «О… … Античная философия

    Анаксимандр - Анаксимандр Милетский, сын Праксиада. Он учил, что первоначалом и основой является беспредельное (apeiron), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным.… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

    - (около 610 после 547 до нашей эры), древнегреческий философ, представитель милетской школы. Автор первого философского сочинения на греческом языке О природе. Ученик Фалеса. Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту.… … Современная энциклопедия

    - (ок. 610 после 547 до н. э.) древнегреческий философ, представитель милетской школы, автор первого философского сочинения на греческом языке О природе. Ученик Фалеса. Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту. Высказал… … Большой Энциклопедический словарь

    - (610 540 до н.э.) ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик и последователь Фалеса. А. приписывают первое письменное прозаическое произведение (‘О природе’). Считается также, что А. совершил несколько колониальных экспедиций, написав после этого … История Философии: Энциклопедия

    - (610 540 до н.э.) ионийский (из Ми лета) натурфилософ, ученик и последователь Фалеса. А. приписывают первое письменное прозаическое произведение (»О природе»). Считается также, что А. совершил несколько колониальных экспедиций, написав после… … Новейший философский словарь

    - (Anaximander, Αναξίμανδρος). Родился в Милете в 610 г. до Р. X., умер в 547 г. Философ Ионийской школы, непосредственный преемник Фалеса. Он считал землю цилиндрическим телом, находящимся в средине мира на равном расстоянии от всех точек… … Энциклопедия мифологии

    - (греч.) математик и философ, сын Праксиада, род. вМилете 611, умер 546 до P. X. Между всеми греческими мыслителямидревнейшего периода, ионийскими натурфилософами, он в самом чистом видевоплотил в себе их спекулятивное стремление познать… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Лекция «Что такое философия?» , Андрей Зубов. Профессор, доктор исторический наук Андрей Зубов, на первой лекции цикла по западной философии раскроет темы – начало греческой философии; Что есть первоматерия?;Фалес, Анаксимандр,… аудиокнига

Все вещи возникают из безграничного…

Анаксимандр

Идея нейтральной материи

Фалес со своей идеей о систематическом развитии естественных наук стал для греков великим первопроходцем в области мысли. Но современные ученые скорее выберут своим героем его преемника, более поэтичного и пылкого Анаксимандра. Он поистине может быть назван первым настоящим философом.

Анаксимандр пошел дальше блестящего, но простого утверждения, что все вещи сделаны из одной и той же материи, и показал, как глубоко должно проникать средствами объективного анализа в реальный мир. Он сделал четыре четко определяемых крупных вклада в понимание людьми мира:

1. Он понял, что ни вода и никакое другое обычное, как она, вещество не может быть базовой формой материи. Эту базовую форму он представлял себе – правда, довольно смутно – в виде более сложного безграничного нечто (которое назвал «апейрон»). Его теория прослужила науке двадцать пять веков.

2. Он перенес понятие закона из человеческого общества в физический мир, и это было полным разрывом с прежними представлениями о капризной анархической природе.

3. Он первым догадался применять механические модели, чтобы облегчить понимание сложных природных явлений.

4. Он сделал в зачаточной форме вывод о том, что Земля изменяется с течением времени и что высшие формы жизни могли развиться из низших.

Каждый из этих вкладов Анаксимандра – открытие первой величины. Мы можем получить представление о том, насколько они важны, если мысленно уберем из нашего современного метода мышления все, что связано с понятиями, что такое нейтральная материя, законы природы, вычислительный аппарат масштабов и моделей и что есть эволюция. Мало что осталось бы в этом случае от науки и даже от нашего здравого смысла.

Анаксимандр был родом из Милета и появился на свет примерно через сорок лет после Фалеса (следовательно, его зрелая деятельность должна была начаться около 540 года до н. э.). О нем писали, что он был учеником Фалеса и сменил своего учителя в милетской школе философии. Но и дата, и эти сведения основаны на позднейших сообщениях, которые не точны хронологически и переносят представление об организованных по определенной системе школах на ранний период древнегреческой мысли, когда в действительности еще не было таких формальных объединений философов и ученых. Однако мы можем быть уверены, что Анаксимандр был младшим земляком Фалеса, осознал и высоко оценил новизну его идей и развил их – как именно, уже было сказано. Анаксимандр был философом в том смысле, что занимался в числе интересовавших его вещей и философскими вопросами; но в ту раннюю эпоху философия и наука еще не разделились на отдельные области. Нам лучше считать Анаксимандра любителем, чем следовать за предположениями позднейших историков, переносивших в прошлое свое представление о философе-профессионале.

К уже упомянутым сведениям о его родном городе, времени жизни и знакомстве с Фалесом мы мало что можем прибавить. Анаксимандр был разносторонним и практичным человеком. Милетцы выбрали его главой новой колонии, что говорит о его важной роли в политической жизни. Считается, что он много путешествовал, и это, возможно, подтверждают три факта его биографии: он был первым греческим географом, который составил карту; одна его поездка – из Ионии на Пелопоннес – подтверждается свидетельством о том, что он создал в Спарте новый инструмент в форме солнечных часов, который измерял продолжительность времен года; то, что он видел высоко в горах окаменевших рыб, говорит о том, что он, вероятно, поднимался в горы Малой Азии и внимательно всматривался в то, что видел вокруг. Добавляя к этому традиции Милета, родины инженеров, и то, что Анаксимандр применял технологические приемы, когда конструировал инструменты, карты и модели, мы также можем предположить, что он, как и Фалес, был по меньшей мере знатоком инженерного дела, а возможно, и профессиональным инженером.

Первым крупным вкладом Анаксимандра в науку были его новый метод анализа и понятие «материя». Он соглашался с Фалесом в том, что все в мире состоит из какого-то одного вещества, но считал, что это не могло быть ни одно привычное для человека вещество вроде воды, скорее это было «безграничное нечто» (апейрон), в котором изначально содержались все формы и свойства вещей, но которое само не имело никаких характерных для него конкретных признаков.

В этом месте Анаксимандр сделал в своих рассуждениях интересный ход: если все существующее в действительности – материя с определенными свойствами, эта материя должна иметь возможность быть в одних случаях горячей, в других холодной, иногда мокрой, а иногда сухой. Анаксимандр считал, что все свойства материй группируются в пары противоположностей. Если отождествить материю с одним свойством из такой пары, как сделал Фалес, сказав «все вещи – вода», то из этого последует вывод: «быть – значит быть мокрым. А что же тогда происходит, когда вещи становятся сухими? Если материя, из которой они состоят, всегда мокрая (так Анаксимандр определил Фалесово слово гидор), высыхание уничтожило бы материю в вещах, они стали бы нематериальными и перестали существовать. Точно так же материю нельзя отождествить ни с каким одним качеством и тем самым исключить его противоположность. Отсюда следует, что материя есть нечто безграничное, нейтральное и неопределимое. Из этого «резервуара» вычленяются противоположные качества: все конкретные вещи возникают из безграничного и в него возвращаются, когда перестают существовать.

Это движение философской мысли от примитивного определения материи как гидор (вода) к пониманию материи как бесконечной субстанции – огромный шаг вперед. И действительно, до XX века в науке и философии нового времени материю часто описывали как «нейтральное вещество», что очень похоже на «апейрон» Анаксимандра. Но между современной идеей и ее древней прародительницей есть одно коренное различие: Анаксимандр еще не знал разницы между образом, который создает воображение, и абстрактной умственной конструкцией. По-настоящему абстрактное понятие материи появилось только через двести лет после Анаксимандра, когда была создана атомистическая теория. Бесконечное вполне могло ассоциироваться у Анаксимандра с образом серого тумана или темной дымки на закате или холмов неопределенных очертаний на горизонте. Тем не менее эта попытка дать определение веществу – основе всей физической реальности – вела прямо к тем позднейшим более совершенным схемам, которые мы обнаруживаем, когда возникает материализм как полностью развитая философская система.

Ввод Анаксимандром моделей в астрономические и географические исследования был не менее важным переломным шагом в развитии науки. Очень мало людей понимают, как велико значение моделей, хотя мы все их используем и не можем обойтись без них. Анаксимандр пытался конструировать предметы, воспроизводя присущие им линейные соотношения, но в меньшем масштабе. Одним из результатов этого стала пара карт: карта земли и карта звезд. Карта показывает расстояния до различных мест и направления, в которых надо к ним двигаться. Если бы людям приходилось узнавать, где находятся другие города и страны, по дневникам путешественников и собственным впечатлениям, то путешествия, торговля и географические исследования были бы очень тяжелыми занятиями. Анаксимандр построил также модель, воспроизводившую движения звезд и планет; она состояла из колес, вращавшихся с разными скоростями. Подобно проекциям в наших современных планетариях, эта модель позволяла ускорять видимое движение планет по их траекториям и находить в нем закономерности и определенные соотношения скоростей. Чтобы коротко объяснить, сколь многим мы обязаны применению моделей, достаточно напомнить, что атомная модель Бора сырала ключевую роль в физике и что даже химический эксперимент в пробирке или опыт над крысами в биологии – это применение техники моделирования.

Первая астрономическая модель была довольно простой и безыскусной, но при всей своей примитивности она была прародительницей современного планетария, механических часов и множества других родственных им изобретений. Анаксимандр предположил, что земля имеет форму диска, расположена в центре мира и окружена полыми трубчатыми кольцами (современный дымоход – хорошее подобие того, что он имел в виду) разного размера, которые вращаются с разными скоростями. Каждое трубчатое кольцо полно огня, но само состоит из твердой оболочки вроде скорлупы или коры (эту оболочку Анаксимандр называет флойон), которая позволяет огню вырываться наружу только из нескольких отверстий (дыр для дыхания, из которых огонь вырывается, словно его раздувают кузнечные мехи); эти отверстия – то, что мы видим как солнце, луну и планеты; они движутся по небу, когда вращаются круги. Между круглыми колесами и землей расположены темные облака, которые вызывают затмения: затмение происходит, когда они закрывают отверстия в трубах от наших глаз. Вся эта система в целом вращается, делая оборот за один день, и, кроме того, каждое колесо движется само по себе.

Было ли в этой модели такое толкование и для неподвижных звезд, не вполне ясно. Похоже, что Анаксимандр сконструировал глобус неба, но нам неизвестно, как это расширение области применения техники карт и моделей было связано с движущимся механизмом из колец и огня.

Анаксимандр. Первая карта

Эта карта – реконструкция того, что, как считают, было первой когда-либо начерченной географической картой. Ее центр – Дельфы, где камень, называвшийся «пуп земли» (по-гречески «омфалос»), отмечал точный центр земли. Картографом, создавшим ее, был Анаксимандр, греческий философ, живший с примерно 611-го по 547 год до н. э. Ранние карты все были круглыми. Полвека спустя Геродот комментировал это так: «Мне смешно видеть, что так много людей до сих пор чертили карты Земли, но ни один из них не изобразил ее даже сносно: ведь они рисовали Землю круглой, словно она сделана с помощью компаса, и окружали ее рекой Океаном.

Великим вкладом Анаксимандра в науку была общая концепция моделей, которые он применял таким же образом, как мы применяем ее теперь. В составлении первой карты известного ему мира он проявил то же самое сочетание технической изобретательности и научной интуиции. Точно так же, как движущаяся модель может показать соотношения длительных астрономических периодов в меньшем масштабе, в котором их легко наблюдать и контролировать, карта представляет собой модель расстояний между объектами и их взаимного расположения в меньшем масштабе, так что человек может охватить все это одним взглядом; карта избавляет его от необходимости путешествовать долгие месяцы или пытаться разобраться в разрозненных заметках, где путешественники описывали свои маршруты, чтобы определить расположение мест, расстояния и направление движения.

Идея карты уже сама по себе – показатель любви к четкости и симметрии, которая была характерна для греческой науки и для позднейших классических карт и моделей. Мир у Анаксимандра имел форму круга с центром в Дельфах (где священный камень омфалос, как считали греки, отмечал точный центр Вселенной) и был окружен океаном. Как и колеса – «дымоходы», эта карта стала примитивным предком огромного потомства: она прародительница карт и чертежей, которые сделали возможным существование современной навигации, изыскательских работ в географии и геологии. «Карта звезд», возможно, еще более яркий пример того, как работал этот оригинальный научный по своей природе древний ум: мысль нанести небо на карту вместо того, чтобы смотреть на узоры, в которые складываются звезды, как на предзнаменования или украшения, подразумевает, что земные и небесные явления имеют одинаковую природу, и означает попытку понять мир не путем эстетической фантазии и не безответственным путем религиозного суеверия.

Но это применение моделей для дублирования изучаемых закономерностей природы, какой бы огромной ни оказалась их роль за прошедшие с тех пор века, всего лишь побочное дополнение к более общей идее о том, что природа регулярна и предсказуема. Эту идею Анаксимандр выразил в своем определении природного закона: «Все вещи возникают из безграничного… они возмещают друг другу ущерб, и одна платит другой за свою вину перед ней, когда совершает несправедливость, согласно счету времени».

Хотя кажется, что Анаксимандр повторяет идеи высокой трагедии, в которой «гибрис» (избыток гордости) неизбежно приводит к «немесис» (падению-возмездию), он говорит чисто юридическим языком, позаимствованным из судебной практики, где вред, который один человек причиняет другому, компенсируется уплатой денег. Здесь он использует в качестве модели для периодической смены природных явлений не часы, а маятник. «Все вещи», которые по очереди нарушают закон и расплачиваются за это, – это те противоположные друг другу качества, которые «вычленяются» из безграничного. События в природе и в самом деле часто имеют форму постоянного движения от одного крайнего состояния к другому, противоположному, и обратно; наглядные примеры этого – прилив и отлив, зима и лето. Это движение и стало моделью для Анаксимандровых «законов природы»: одно качество пытается развиться больше, чем следует, вытесняя свою противоположность, и поэтому «справедливость» отбрасывает его назад, наказывая за вторжение на чужую территорию. Но с течением времени та из противоположностей, которая проигрывала вначале, становится сильнее, в свою очередь переступает запретную черту и, «согласно счету времени», должна быть возвращена в свои законные пределы.

Это было огромным прогрессом по сравнению с миром Фалеса, где за изменения и движение отвечали индивидуальные «психе» вещей, хотя склонность к наделению всего человеческими свойствами и мифологическому мышлению не угасла полностью. С исторической точки зрения интересно, что определение закона природы возникло как перенос в другую область уже сложившегося в обществе представления о судебном праве: мы скорее стали бы ожидать противоположного, поскольку природа кажется нам гораздо более упорядоченной, чем человеческое общество. Однако Анаксимандру свод законов показался самой лучшей моделью, какую он мог найти, чтобы пояснить свою новую интуитивную идею точной периодичности и закономерности естественного порядка.

К идее эволюции Анаксимандра привели знакомство с окаменелыми останками ископаемых животных и наблюдения за младенцами. Высоко в горах Малой Азии он видел в толще камня окаменевших морских животных. Отсюда он сделал выводы, что эти горы когда-то находились в море, под водой, и что уровень океана постепенно понижался. Мы видим, что это был частный случай его закона чередования противоположностей: разлив и высыхание разлившейся воды. Он совершенно верно рассудил, что если когда-то вся земля была покрыта водой, то жизнь должна была зародиться в этом древнем океане. Он говорил, что первыми и простейшими животными были «акулы». Мы не имеем объяснения, почему именно они, но, вероятно, потому, что, во-первых, акулы казались ему похожими на ископаемых рыб, которых он видел, и, во-вторых, очень жесткая кожа акул казалась ему признаком примитивности. Глядя на человеческих детей – у него был по меньшей мере один собственный сын, – он пришел к заключению, что ни одно такое беспомощное живое существо не могло выжить в природе без защищающего окружения. Жизнь на суше произошла от морской жизни: по мере того как вода высыхала, животные приспосабливались к этому, отращивая колючие шкуры. Но людям из-за их долгой беспомощности в детстве был нужен еще какой-то дополнительный процесс. Но перед этой задачей Анаксимандр встал в тупик: он смог лишь предположить, что люди, может быть, развивались внутри акул и освобождались из них, когда акулы умирали, а сами к этому времени становились более способны к самостоятельной жизни.

В своих размышлениях на биологические и ботанические темы Анаксимандр высказал еще одну оригинальную мысль: что во всей природе существа, которые растут, делают это одинаковым образом. Они растут концентрическим кольцами, самое внешнее из которых затвердевает и превращается в «кору» – кору деревьев, кожу акул, темные оболочки вокруг огненных колес в небе. Это был способ собрать в одно целое явления развития, обнаруженные по отдельности в астрономии, зоологии и ботанике; но эта «раковинная» теория, в отличие от других идей, которые мы здесь рассматривали, никогда не принималась всерьез. Позднейшие философы и люди науки, от древнегреческих до современных американских, выбирали в качестве модели того, чем должна быть наука, либо физику, либо зоологию (крайние случаи: соответственно самый простой и самый сложный изучаемый предмет). А высказывание Анаксимандра больше похоже на обобщающий вывод из ботаники.

Анаксимандр, сочетавший в себе любознательность ученого, богатое воображение поэта и гениальную дерзкую интуицию, несомненно, может разделить с Фалесом честь стоять у истоков греческой философии. После Анаксимандра греческие мыслители смогли увидеть, что новые вопросы, поставленные Фалесом, подразумевают нечто такое, что выходит далеко за пределы тех ответов, которые предлагали и Фалес, и сам Анаксимандр. Мы словно видим, как наука и философия на миг замерли перед только что открывшимся для них новым миром – миром отвлеченной мысли, который ждал своих исследователей.

Глава 3. Философия античного мира

Философия Древней Греции

Что представляло собой древнегреческое государство?

Греция на протяжении многих веков не была единым го­сударством. Существовали города-полисы, отделенные друг от друга природными границами. В каждом полисе говорили на своем диалекте, отдавали предпочтение культу того или иного Бога или героя. Несмотря на региональные различия, антич­ная культура представляет собой единое целое.

Какое понятие было основным для древнегреческого гражданина?

Понятие свободы. Под свободой понималась жизнь сообща в соответствии с общим для всех законом. Все возникающие проблемы необходимо было решать путем открытого публич­ного обсуждения.

Что древние греки понимали под добродетелью?

Добродетель - это умение человека находить место в обще­стве, реализовывать свое предназначение.

В чем древние греки видели проявление мудрости?

Мудрость проявляется в искусстве владеть словом. Слово оформляет мысли человека. Красивые мысли должны красиво звучать. Поэтому в Древней Греции было разработано понятие логоса.

Что понималось под логосом?

Логос - это слово, язык. Позже логос стали понимать как мысль, разум, мировой закон, который стоит даже над богами.

Какие идеи стали фундаментальными в греческой философии?

Идеи гармонии, порядка, которые господствуют в природе и в обществе.

Какие задачи ставили перед собой древнегреческие философы?

Найти «архе» - первооснову мира и первопричину всех яв­лений. Второе - выработать универсальные приемы мышле­ния, не ограниченного ничем внешним - прежде всего верой и чувственным опытом.

Философия Фалеса


Биографическая справка

Годы жизни около 624-547 гг. до н.э. Фалес родился и жил в городе Милет. Купец, философ, математик, астроном и по­литический деятель, он принимал участие в государственных делах, много путешествовал и применял свои теоретические знания на практике: Фалес строил мосты, изобрел гидравли­ческие часы.

Что главное в учении Фалеса?

Основой всего сущего Фалес считал воду. Все начинается с воды и в нее возвращается. Испарения воды питают небесные огни - солнце и другие небесные светила, затем в дожде вода возвращается и переходит в землю и т.д. Согласно представле­ниям мыслителя, вода - это вечная, бесконечная движущаяся материя.

Для Фалеса цель философских размышлений - найти пер­вооснову мира - «архе».

Философия Анаксимандра


Биографическая справка

Годы жизни: 610-546 гг. до н.э. Анаксимандр родился в г. Милеты, за что получил прозвище Милетский. Он был учеником и последователем Фалеса. Анаксимандру приписыва­ется устройство солнечных часов - гномона. Он первым со­ставил географическую карту. Согласно Анаксимандру, земля имеет форму цилиндра и свободно парит в воздухе, ничем не поддерживаемая. Вечное вращательное движение земли - ис­точник тепла и холода.

Его научное сочинение «О природе» до наших времен не дошло.

Что лежит в основе мироздания?

Старясь объяснить происхождения мира, Анаксимандр по­лагал, что в основе мироздания лежит некое абстрактное и беспредельное вещество, которое невозможно определить. Анаксимандр назвал это вещество «апейрон», буквально «без­граничный», «бесконечный». Благодаря движению «апейро- на» одни вещи рождаются, другие умирают.

Каким образом, по мнению Анаксимандра, возник мир?

Возникновение мира Анаксимандр связывал с борьбой про­тивоположностей, прежде всего борьбой тепла и холода внутри «апейрона». По Анаксимандру, мир в процессе возникновения прошел три ступени:

1. Он выделился из мирового зародыша - «апейрона».

2. Произошло разделение и поляризация противоположно­стей.

3. Взаимодействие и борьба между теплом и холодом поро­дили оформленный мир.

Какие представления о мире сложились у Анаксимандра?

Он учил, что части изменяются, а целое - первооснова мира - остается неизменным. Анаксимандр впервые в исто­рии высказал предположение, что луна светит не своим све­том, она заимствует его от солнца, а человек - результат эво­люции, которая началась с рыб.

Философия Анаксимена Милетского


Биографическая справка

Анаксимен жил в 585-524 гг. до н. э. Он родился в городе Милеты, был учеником Анаксимандра. Анаксимен попытал­ся определить расстояние между планетами. Его труды до на­ших дней не дошли. О философских концепциях Анаксимена нам известно только из поздних сочинений древних греков. Сохранилась легенда, что однажды, гуляя в тенистой роще, Анаксимен беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спро­сил юноша, - почему тебя так часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много не­ясных вопросов?»

В раздумье философ начертил посохом перед собой два кру­га: маленький и большой. «Твои знания - это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - не­известно. Маленький круг мало соприкасается с неизвестнос­тью. Чем шире круг твоих знаний, тем большее его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты будешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя вопросов».

Что, по мнению Анаксимена, является первоосновой мира?

Воздух. Воздух бесконечен, а по своим качествам определен. Он всегда находится в движении, которое порождает многооб­разие вещей. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, превращается в ветер, затем в облако, делается водой, потом землей, камнями и другим вещами. Анаксимен предполагал, что живой мир происходит из не живого.

Философия Демокрита


Биографическая справка

Демокрит родился около 470-460 гг. до н.э. Богатое наслед­ство отца дало ему возможность совершить продолжительное путешествие, и он побывал в Вавилоне, Персии, Египте, много лет провел в Афинах.

Известно, что Демокрит написал десятки работ, охватыва­ющих практически все области знания того времени, но до наших дней не дошло полностью ни одного труда, сейчас из­вестно около 200 фрагментов из его работ «Врачебная наука», «О том, что после смерти», «О строении природы», «О мате­матике», «О ритме и гармонии» и т.д. Дата смерти Демокрита неизвестна.

Что, по мнению Демокрита, является первоосновой мира?

В основе мира лежат мельчайшие тела - атомы. Атом - это «неделимая сущность», пустота дает возможность этой «недилимой сущности» перемещаться, когда возникает вихрь. Атомы неделимы и различаются по форме: они бывают вы­пуклые, вогнутые, шарообразные, квадратные и т.д. Атомы отличаются друг от друга размером. Основное свойство ато­мов - движение, присущее им по природе своей и существую­щее в разных формах - вихрь, испарение, хаотическое пере­мещение.

Как возник мир из первичного атомного хаоса?

Вселенная бесконечна, бесконечно и число миров в ней. Миры возникают в результате атомного вихря, который по­рождает шарообразную массу. От этой шарообразной массы отделяется нечто вроде оболочки, которая в виде неба про­стирается над всем миром. Солнце горит вследствие быстроты движения.

Каким образом из атомов возникают вещи?

Сталкиваясь в движении, атомы «сцепляются» друг с дру­гом и образуют вещи. Следовательно, вещи появились благода­ря взаимодействию атомов. Вещи исчезают, когда образующие их атомы удаляются друг от друга.

Движение атомов определяется механическими причинами и не зависит от божественного разума.

Какой взгляд на человека утверждал Демокрит?

Человек - это «малый мир», который обладает душой. Душа человека - это сочетание огневидных атомов. Человек произошел естественным путем из неживой природы - из те­плой грязи - без участия творца.

Может ли человек познать окружающий мир?

Человеку способен познать окружающий мир посредством чувств и мыслей. Демокрит выделял два рода познания - чувственное (темное) и рассудочное (истинное). По мнению Демокрита, с поверхности предметов «истекают» тончайшие образы, которые улавливаются нашими органами чувств, в ре­зультате чего возникают ощущения. Но такое «темное» позна­ние не способно само по себе дать знание человеку. Истинное познание происходит при участии разума, который исправля­ет, классифицирует и открывает то, что не воспринимается чувствами.

Почему возможны ошибки в процессе познания?

Ошибки возможны потому, что атомы органа чувств могут находиться в беспорядке, либо потому, что атомы на пути от объекта к органам чувств, сталкиваясь между собой, доставля­ют искаженную информацию атомам органов чувств.

Каким образом Демокрит рассматривал проблему жизни и смерти?

Жизнь и смерть живых организмов зависят от соединения и разъединения атомов. Душа человека является смертной: когда тело умирает, атомы души покидают его, рассеиваясь в пространстве.

Что, по мнению Демокрита, должно быть целью человеческой жизни?

Земное счастье, которое ученый понимал как разумное удо­влетворение потребностей. Достигнуть такого состояния мож­но при помощи воспитания и обучения. Демокрит отмечал, что «воспитание есть украшение в счастьи и прибежище в несчастьи».

Философия Пифагора


Биографическая справка

Пифагор предположительно жил в 571-497 гг. до н.э. Он родился на острове Самос. Пифагор - не имя, а прозвище, которое означает убеждающий речью, потому что Пифагор высказывал истину так же постоянно, как дельфийский ора­кул. Покинув родину из-за тирании, он отправился в Египет, где учился 22 года у египетских жрецов. Когда Египет был захвачен персами, Пифагор в качестве пленника был отправ­лен на Восток, где прожил 12 лет и познакомился с учени­ем вавилонских жрецов. Вернувшись в Грецию, он основал в городе Кротоне пифагорейский союз. Умер Пифагор в городе Метапонте.

Пифагору приписывают всего три сочинения, которые до наших дней не дошли: «О природе», «О воспитании», «О го­сударстве».

Как шло обучение в Пифагорейском союзе?

Обучение строилось по следующему принципу: ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Школа не пыталась завлечь учеников, напротив, Пифагор обычно советовал повременить и прийти в Школу че­рез три года. Если человек потом возвращался, это подтверж­дало его истинное желание учиться. После поступления чело­век еще не считался учеником и назывался «акусматиком», то есть слушателем. Пять или семь лет человек посещал занятия, которые проводили старшие ученики Пифагора. Философские размышления чередовались с простой физической работой. После долгих лет работы над собой «акусматик» становил­ся настоящим учеником. Теперь он носил название матема­тика - «познающего». На занятиях, которые проводил сам Пифагор, математикам давались представления об общей кар­тине мира, устройстве человека и природы. Обучение матема­тиков тоже шло несколько лет, и тоже было лишь подготовкой к выбору «специальности». Одни начинали изучать медицину, другие умение заботиться об имуществе. Высшей ступенью в Пифагорейской школе было обучение политиков - людей, способных управлять, исходя из высших принципов и законов человеческого общества.

Против школы был устроен заговор, многие пифагорейцы были убиты, а оставшиеся в живых были вынуждены бежать.

Что, согласно Пифагору, лежит в основе мира?

Пифагор считал, что в основе мира - математические от­ношения. Космос - это упорядоченное, гармоничное целое, выраженное в числах. Круговое движение небесных тел демон­стрировало, что эти тела подчиняются законам математики. Вещи исчезают, а математические понятия неизменны. Число придает вещам соразмерность и тайну. И мир, и душа челове­ка имеют, в конечном счете, количественное измерение.

Что понимал Пифагор под мирозданием?

Мироздание Пифагор представлял в виде космоса, кото­рый, соединяясь с бесконечной «пневмой», то есть «беспре­дельным дыханием», порождает мир. Пифагор первым назвал Вселенную «космосом», поскольку ей присущ порядок: по-гре­чески «космос» означает «порядок», «целостное строение». Космос, согласно учению Пифагора, «вдыхает пневму» и по­рождает отдельные вещи.

Что дает человеку знание математики?

Математика позволяет познать окружающий мир и позабо­титься о своей душе. Забота о душе предполагает аскетический образ жизни и приобретение научных знаний. Благополучие человека состоит в согласии с самим собой.

Каким образом возникает истинное мировоззрение человека?

Истинное мировоззрение, по Пифагору, покоится на трех основах, это мораль, религия и знания. Пифагор попытался подчинить задачи науки интересам религии, которая должна совпадать с моралью.

Философия Ксенофана


Биографическая справка

Ксенофан жил в 6-5 вв. до н.э. Он родился в городе Коло­фоне, из которого был изгнан. Он долго скитался. Свои фи­лософские взгляды Ксенофан излагал в стихотворной форме. Сохранились отдельные отрывки из его поэмы «О природе».

Что лежит в основе философского учения Ксенофана?

В центре философского учения - идея о единстве мира. Мир для Ксенофана - не творение Бога, мир не сотворен, а вечен и неуничтожим. Всеединый мир вечен и неподвижен, но его части изменчивы, возникают и уничтожаются.

Каким образом возникли Солнце и Земля?

Солнце и другие светила возникли из воспламенившихся облаков. Облака возникают из влажных испарений, вода - их источник. Земля первоначально была покрыта водой и посте­пенно от нее освободилась.

Может ли человек познать мир?

Познать мир можно, только нельзя ограничиваться чув­ственным созерцанием, поскольку оно не дает познать сущ­ность вещей. Истинное знание человек получает только в про­цессе размышления.


Философия Эмпедокла


Биографическая справка

Годы жизни: ок. 483-423 гг. до н.э. Эмпедокл родился и жил на Сицилии. В древнем мире он славился как философ, поэт, оратор, врач, активный политический деятель, сторон­ник демократии. В качестве врача Эмпедокл был основателем италийской медицинской школы. Эмпедоклу приписываются две философские поэмы: «О природе» и «Очищения». Из них сохранилось около 450 строк.

Что, по мнению Эмпедокла, лежит в основе мира?

Эмпедокл считал, что мир материален, что его многообра­зие сводится к четырем «корням». Корнями вещей он назы­вал элементы, которые, механически сочетаясь, образуют все предметы. Эти корни - земля, вода, воздух и огонь. Корни вещей вечны, неизменны и неделимы.

Как проходит мировое развитие?

Эмпедокл различал четыре периода в мировом развитии. Сначала существовал исходный пункт с полным единством элементов. Второй период - возникновение отдельных вещей. В третьем периоде наступает полное разъединение элементов. Наконец, в четвертом периоде элементы вновь соединяются. Таким образом, происходит циклическое развитие вселенной. Космогонический процесс состоит из вечно повторяющихся, вечно обновляющихся четырех мировых периодов.

Что представляет собой человек?

Человек и внешний мир состоят из одних и тех же элемен­тов, субъект и объект - качественно однородны, вследствие чего человек способен познать внешний мир.

Познание возможно при помощи органов чувств. Признавая первостепенное значение ощущений для познания, Эмпедокл пришел к выводу, что нужно проверять и регулировать ощу­щения разумом.

Философия Сократа


Биографическая справка

Сократ жил в 470-399 гг. до н.э. Человек незнатного проис­хождения и не богач, он никогда не стремился улучшить свое материальное положение. Его активная философская деятель­ность разворачивалась в период 450-400 гг. до н.э. В силу обстоятельств сложилось мнение, что он представляет опас­ность для афинского общества. Сократа судили и приговорили к смерти, которую он принял, выпив яд.

Сократ ничего не писал, его учение дошло до нас благодаря другим авторам, главным образом, Платону, в диалогах кото­рого Сократ играет основную роль.

Что нового внес Сократ в античную философию?

Он впервые поставил вопрос о том, что есть мудрость во­обще. Сократ стремился также построить целостное учение о человеке.

Сократ разработал философский метод, построенный на во­просах и ответах: задавая ряд вопросов, вы изобличаете со­беседника в противоречиях. С помощью этого метода Сократ создал учение о человеке. В своем учении он подчеркивал, что мы не можем исследовать природу человека тем же путем, ка­ким мы раскрываем природу физических явлений.

Что, с точки зрения Сократа, определяет ценность человеческой жизни?

Критическое, испытывающее, познающее отношение к жиз­ни. «А без испытания... жизнь не в жизнь для человека».

О чем должен заботиться человек в первую очередь?

О своей душе. «Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и силь­нее не о телах ваших или деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше...»

Забота о душе означает, что человек должен воспитывать в себе добродетель и нравственно-разумное поведение. Сократ считал, что главная способность души - разум, которому противостоят страсти, идущие от тела и провоцируемые внешним миром. Посредством разума можно добиться власти над свои­ми страстями.

Человек познает мир и себя тоже при помощи своей души. Жизнь души - это самопознание, поиск ответов на вопросы, осмысление мира.

Что Сократ понимал под разумом?

Способность человека логически мыслить, рассуждать. Именно разум - источник самообладания, которое дает власть над жизненно-стихийными порывами. При помощи самообла­дания человек приходит к власти над собой.

Что означает власть над собой?

Такая власть означает свободу. С точки зрения Сократа, свободен тот, кто умеет управлять страстями. «Не следует ли каждому проникнуться убеждением, что воздержание есть основа добродетели, и его прежде всего запасти в душе? Какой раб чувственных наслаждений не доведет до позорного состоя­ния и тело и душу?»

В чем заключается мудрость человека?

Мудрость состоит в умении различать хорошее и дурное, по­лезное и вредное. С точки зрения Сократа, настоящий герой - это мудрец, который победил своих внутренних врагов.

Главная обязанность для разумного человека - избегать дурного и стремиться к благу.

Что такое благо?

Стремление к благу, считал Сократ, должно быть основным стремлением человека.

Благо объединяет в себе определенные качества. Это:

1. Хорошее здоровье и телесные силы, потому что они со­действуют нравственной жизни.

2. Духовное здоровье, умственные способности.

3. Искусства и науки, потому что они полезны для счастли­вой жизни.

4. Согласие между родителями, детьми, братьями, потому что они созданы для взаимной помощи.

5. Гражданская община или государство, потому что, если они благоустроены, то обеспечивают гражданам великие выгоды.

Каким образом человек может достичь блага?

Воспитывая добродетели.

Сократ выделил три основных добродетели: самообладание, храбрость, справедливость. Взятые вместе, они не что иное, как мудрость. Добродетель всегда есть знание, порок - всегда невежество.

Философия Платона


Биографическая справка

Годы жизни: 427-347 до н.э. Родился в Афинах. Аристократ по имени Аристокл, он получил прозвище Платон за свою мощ­ную фигуру. Был учеником Сократа, и смерть учителя глубоко потрясла его. Платон поставил себе задачу раскрыть принци­пы, на которых можно построить разумную политику государ­ства. Он пытался применить свои политические идеи на прак­тике - в городе Сиракузы во время правления Дионисия I (430-367 гг. до н.э.) и его сына Дионисия II (367-344 гг. до н.э.). Эти попытки потерпели полное фиаско, и Платону чудом удалось вернуться в Афины. В 388 году он основал не­далеко от Афин свою школу, назвав ее Академией. Над входом в Академию находилось изречение: «Без знания геометрии ни­кто не входи». До нашего времени дошло около 30 диалогов, а также ряд писем Платона.

Что такое идеальное государство Платона?

В идеальном государстве все построено по четкому плану, который нельзя нарушать никому из граждан. В таком госу­дарстве царят закон и справедливость.

Справедливое общество - то, в котором каждый занят тем делом, которое подходит ему наилучшим образом.

Для создания идеального государства нужно передать власть в руки философов. Для достижения этой цели нужна всеобщая система образования, в которой каждый гражданин может найти место, соответствующее его способностям.

Какой должна быть система образования в идеальном государстве?

Все дети, независимо от происхождения, имеют одинаковые возможности обучаться. От 10 до 20 лет все получают одинако­вое образование, после чего происходит отбор лучших учени­ков, которые продолжают обучение. Остальные должны стать ремесленниками, земледельцами и купцами. В 30 лет пред­усмотрен второй отбор, и те, кто прошел его, еще 5 лет изуча­ют философию. Те, кто не проходит второй отбор, становятся воинами (стражами). Те, кто прошел все три ступени, еще 15 лет должны участвовать в практической жизни общества, при­обретая навыки управления. Когда им исполняется 50 лет, они могут стать правителями.

Такая система образования, по мнению Платона, позволяла разделить общество на 3 сословия не по происхождению, а по способностям.

В чем Платон видел задачу философии?

Задача философии, по Платону, в том, чтобы обобщить на­копленные представления и создать новый подход к позна­нию мира. Познать мир можно при помощи своего разума. Ум должен перепроверять чувственные впечатления. Платон отмечал: «Тот, кто подходит к каждой вещи средствами одной лишь мысли, не привлекая в ходе размышления ни зрения, ни иного какого чувства и не единого из них не беря в спутники рассудку, тот познает истину».

Что лежит в основе существующего мира?

Платон считал, что в основе мира лежит «едино сущее» - некий одушевленный «порядок», созданный демиургом, то есть творцом, из «беспорядка».

Платон полагал, что также существует мир, недоступный человеческим органам чувств: он поместил всю совокупность сверхчувственных объектов отдельно от видимого мира, в осо­бое место - в «занебесную» область. Платон подчеркивал: «Эта область бесцветная, без очертаний, неосязаемая сущность, под­линно существующая, зримая лишь кормчему души - уму, на нее-то и направлен истинный род знаний».

Философ назвал эту область сверхчувственных объектов ми­ром идей.

Что понимал Платон под идеей?

Идея - это идеальный прообраз вещи. У каждой вещи име­ется свой совершенный образец. Вещь - это несовершенная копия идеи, а идея - недосягаемый образец, к которому вещь стремится.

Каким образом Платон представлял мир идей?

Идеи могут быть более или менее общими, поэтому мир идей - иерархически организованная система. Существует общая идея, которая находится на вершине иерархии. Это - идея блага. Она порождает все остальные идеи во всем их множестве и многообразии. Вначале возникают пять общих идей, порожденных благом. Это - бытие, покой, движение, тождество, различие. Рангом ниже располагаются равенство, неравенство, сходство, непохожесть. Еще ступенькой ниже в иерархическом строении мира идей помещаются математиче­ские и геометрические объекты.

Для чего Платон создал свою схему мира идей?

Для того, чтобы объяснить мир, доступный органам чувств. В чувственно воспринимаемом мире все происходит по той же схеме, что и в мире идей, но в огрубленном виде. Мир идей - план, чувственно воспринимаемый мир - реализация плана.

Когда человек познает окружающий его мир, его душа «вспоминает» то, что она видела в мире идей, где обитала до рождения человека.

Что Платон считал высшим моральным долгом человека?

Как и Сократ, заботу о душе. Забота о душе предполагает ее очищение от чувственной привязанности к телу. Ведя добро­детельную жизнь, человек очищает свою душу. Для понятия «очищение души» Платон ввел специальный термин - «ка­тарсис». В платоновской трактовке «катарсис» достижим при рационально-логическом познании, и состоит он в том, что страсти просветляются светом ума. Именно поэтому главным средством «катарсиса» является наука.

Почему Платон считал тело корнем всех зол?

Тело - источник страстей, которые порождают враждеб­ность, невежество и несогласие. Победить зло можно только через заботу о вечной душе.

Забота о душе преобразует человека и в конечном результа­те освобождает от мира чувственного.

Платон утверждал, что душа живет вечно. Она способна по­знать неподвижное и вечное - мир идей - и поэтому имеет ту же природу, что и идеальный мир. Иначе все вечное осталось бы недоступным душе.

Философия Аристотеля


Биографическая справка

Годы жизни: 384-322 гг. до н.э. Аристотель родился в Македонии. В возрасте 17-18 лет приехал в Афины и стал слу­шателем платоновской Академии и пробыл в ней 20 лет. После смерти Платона совершил несколько путешествий и более 3 лет был наставником Александра, который позднее стал изве­стен как Александр Македонский. После прихода Александра к власти переехал в Афины и основал в 335 г. до н.э. собствен­ную школу - Лицей. Школа Аристотеля имела и еще одно название - перипатетическая, потому что обучение шло во время прогулок: «peri» означает «вокруг», глагол «patein» - это «прогуливаться». По утрам Аристотель проводил занятия в тесном кружке ближайших учеников (акроаматические лек­ции), а после обеда читал общедоступные (эксотерические) лекции. В 62 году Аристотель вынужден был переселиться в город Халкис на Эвбее, где вскоре умер.

Почему Аристотеля считают энциклопедистом?

В его произведениях изложены знания по всем отраслям науки того времени. Наиболее известные из дошедших до на­ших дней: «Физика», «О небе», «О душе», «Политика», «Ри­торика», «Поэтика», «История животных», «О происхожде­нии животных».

В чем специфика аристотелевского типа философствования?

Аристотель утверждал принцип исторического подхода, со­гласно которому, прежде чем излагать собственное мнение, следует тщательно изучить то, что высказывали по данному предмету предшественники и только затем оспорить что-либо из известного или прибавить новое. Он стремился к систематич­ности и методичности. Только постепенное движение по ступе­ням знания позволит открыть истину. Аристотель, в противо­вес Платону, считал, что для познания нужно выделять общее в вещах. Познание есть непрерывная детализация, в процессе которой мы обнаруживаем законы становления вещей.

Какую классификацию наук предложил Аристотель?

Аристотель разделил науки, существовавшие в Древней Греции, на три группы:

1. Теоретические, или «умозрительные» - философия, ма­тематика, физика.

2. Практические, или «рассудительные» - этика и полити­ка.

3. Творческие, или «продуктивные» - искусство, ремесла.

Аристотель считал, что основными науками являются твор­ческие: опираясь на них, человек может идти к знанию более общему, теоретическому.

Как, по мнению Аристотеля, возник мир?

Мир возник и стал развиваться благодаря «перводвигателю» - божественному «Нусу». «Нус» (nous) по-гречески «ум». «Нус» является вершиной всего мироздания. Он содержит в себе план мира и осмысливает мир, увеличивая его полноту и богатство. Деятельность «Нуса» есть жизнь во всех ее про­явлениях. Он - «перводвигатель» мира, и все движущееся заключено в нем.

Какие отношения между реальным миром и «Нусом»?

Мир устремлен к «Нусу» как к недостижимому совершен­ству.

Что думал Аристотель о платоновском мире идей?

Аристотель считал, что нет отдельно существующего мира идей. Идея не может существовать отдельно от вещи: идея вещи находится в ней самой, без идеи невозможно понять, что такое данная вещь.

Неподвижность платоновских идей Аристотель заменил де­ятельностью Ума: в его учении «Нус» не только содержит в себе план мира, но и мыслит его. Осмысливая идеи, «Нус» совершенствует их.

Почему существуют вещи?

Аристотель учил, что каждая вещь существует благодаря форме и материи. Все вещи имеют форму, кроме того, они соз­даны из материи. Если отнять у материи видимость, составля­ющую ее форму, она обратится в небытие. В действительности существует только оформленная материя. Аристотель выделил четыре принципа существования всякой вещи как организма: материя, форма, действующая причина, цель.

Каким образом человек познает мир?

Первоначальное познание опирается на чувственный опыт. Затем человек должен, опираясь на разум, сделать переход от познания отдельного к познанию общего. Это позволяет полу­чать истинное знание.

Чтобы понять явления окружающего мира, нужно знать причины, которые сделали мир таким, каков он есть.

Что говорил Аристотель о душе?

Одушевленные существа обладают душой.

Жизнь предполагает выбор функций, следовательно, душа должна иметь части, ответственные за выполнение определен­ных функций. Аристотель разделил на три группы фундамен­тальные функции жизни:

1. Вегетативные функции - рождение, питание, рост.

2. Чувственно-моторные функции - ощущения и движе­ния.

3. Умственные функции - познание, самоопределение, вы­бор.

Исходя из этого, Аристотель делил душу на три части: веге­тативная душа, чувственная душа и рациональная душа.

Вегетативная и чувственная души изначально присутству­ют в человеке, рациональная душа приходит от «Нуса». Она имеет сверхтелесную и сверхчувственную природу, она - бо­жественная часть в человеке.

Что Аристотель считал высшей добродетелью человека?

Справедливость. Справедливость связана с разумной мерой во всех делах. Человек должен найти средний путь между крайностями.

Чтобы определить разумную меру, необходимы рассуди­тельность и мудрость. Рассудительность определяет, что идет во благо, а что во вред, какие привычки полезны, а какие вредны. С помощью мудрости можно познать высшую реаль­ность.

Философия Эпикура


Биографическая справка

Годы жизни: 341-270 гг. до н.э. Эпикур родился на острове Самос. С 14 лет он начал заниматься науками и философией. Жил в Афинах, затем в разных городах Малой Азии, где по­знакомился с учением Демокрита. В тридцатилетнем возрасте Эпикур занялся преподаванием философии. В 307 году до н.э. он вернулся в Афины и основал свою школу - «Сад Эпикура». Надпись на воротах над входом в «Сад Эпикура» гласила: «Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо - наслаждение». Посещать «Сад» могли все, включая женщин и рабов. Сочинения Эпикура до нас не дошли. Сохранились лишь три его письма, в которых сжато изложены основные положения его учения.

Какова, по мнению Эпикура, цель философии?

Цель философии в том, чтобы человек достиг счастья. Для того, чтобы быть счастливым, человек должен познать законы природы. Эпикур писал, что «без естествознания нельзя при­обрести неомраченные наслаждения».

Философия в понимании Эпикура - это практическая дея­тельность, которая направлена на то, чтобы создать человеку счастливую жизнь.

Что такое счастье?

Счастье - это отсутствие страданий. Счастье возможно только тогда, когда ты живешь разумно, нравственно и спра­ведливо. Счастье - это состояние мудрости и невозмутимости духа.

Что такое свобода?

Эпикур считал, что самое важное для человека - свобода, именно она дает возможность быть счастливым. Свобода состоит в том, что человек сам делает выбор. Боги не должны вмешиваться в жизнь людей.

Каким образом предполагалось обеспечить счастье каждому человеку?

Жизнь должна иметь правильное соотношение между на­слаждением и страданием. Для этого человек должен рассчи­тать свои действия. По мнению Эпикура, разумнее отказаться от кратковременного наслаждения, за которым может после­довать длительное страдание. Началом величайшего блага есть благоразумие.

К каким наслаждениям должен стремиться человек?

Только к разумным. Эпикур считал, что разумными на­слаждениями являются занятия литературой, наукой и друж­ба между людьми. Действительно длительными и прочными могут быть только духовные наслаждения и блага: знание, дружба. Высшая форма блаженства - духовный покой, не­возмутимость. Мудрость и счастье состоят в том, что человек достигает независимости и спокойствия духа, избегает всего, приносящего ему неудовольствие.

Какую роль должны играть общественные законы?

Законы, существующие в обществе, должны регулировать получение наслаждений. Для соблюдения законов необходим страх перед наказанием.

Что такое душа?

Душа - это тончайшее тело, рассеянное по всему человече­скому организму.

Каким образом возник наш мир?

Мир всегда был в принципе таким, каким он есть сейчас. Вселенная состоит из тел и пустоты. Тела состоят из недели­мых и неизменных атомов. Сам же мир безграничен и бесконе­чен. Космос в целом и все многообразие явлений существуют благодаря механическому движению первичных материаль­ных частиц-атомов в пустом пространстве.

Атомы вечны, неразрушимы, неизменны и неделимы, они находятся в непрерывном движении.

Философия Древнего Рима

Какие вопросы были основными в системе древнеримской философии?

Философов Древнего Рима, также как и Греции, интересо­вали вопросы о происхождении, развитии мира и человека. В отличие от Древней Греции, в Древнем Риме философы уделя­ли много внимания юридическим проблемам.

Наиболее известными древнеримскими философами были Лукреций, Сенека, Марк Аврелий, Цицерон и Плотин.

Философия Тита Лукреция Кара


Биографическая справка

Годы жизни: 95-51 гг. до н.э. (по другим источникам - 99-55 гг.). О жизни Лукреция мало что известно. Спустя почти 500 лет после его смерти христианский теолог Евгений Иероним в своей «Хронологии» писал о 95 годе до н.э., что в этом году родился поэт Лукреций, который кончил самоубий­ством в свои 44 года.

Тит Лукреций был сторонником атомизма. Его основной труд - философская поэма «О природе вещей».

Какую цель ставил Лукреций, написав свою поэму?

Он хотел описать природу - такой, какова она есть на са­мом деле, и тем самым изгнать страх и суеверия из души чело­века. Лукреций стремился построить мировоззрение, исходя­щее из самой природы и ее законов.

Что говорил Лукреций о человеке?

Человек - часть мира, а не его цель и хозяин. Он целиком подчинен законам природы и не может их превзойти. Главная ценность человека - его разум.

Каким образом человек может познать мир?

Придавая огромное значение органам чувств, Лукреций видел их ограниченность. Эту неполноту чувственного позна­ния должна восполнить мысль. Мысль беспредельна, как иВселенная. Свободное парение ума, не порывающего со здравым смыслом и с чувственными восприятиями, дает человеку истинное знание о мире.

Что является первоосновой мира?

Неделимые начала (атомы), которые вечны и неизменны. Они невидимы, но тем не менее телесны. Первоначала отли­чаются друг от друга формой, движениями, промежутками между собой. Они образуют различные сочетания - вещи.

Каким образом на Земле возникла жизнь?

Живое, чувственное, по мнению Кара, рождается из неживо­го благодаря сочетанию и движению первичных тел (атомов).

Что Лукреций писал о смерти?

Смерть - не переход бытия в небытие, а распад на перво­начала, в результате чего живое становится неживым. Смерть и жизнь неразделимы.

Философия Луция Аннея Сенеки


Биографическая справка

Сенека жил в 6-65 гг. н.э. Он родился в аристократической семье и получил разностороннее образование. По настоянию отца Сенека стал адвокатом и в этом качестве приобрел боль­шую славу. За свое сочувствие республиканским идеям Сенека был изгнан из Рима на Корсику. После восьмилетней ссылки он вернулся в Рим, получил должность претора и стал воспи­тателем двенадцатилетнего Нерона. В 57 году Сенека получил должность консула - высшую в Римской империи. В 65 году он был обвинен в заговоре и приговорен к смерти. Умер, по­кончив жизнь самоубийством.

Самым крупным произведением Сенеки являются «Письма к Луцилию», «О гневе», «О милосердии». Свои взгляды на природу он изложил в труде «Естественноисторические во­просы».

Какой образ мира был создан в учении Сенеки?

Мир - это круговорот одушевленной материи. Во всеоб­щем круговороте все подчинено строгой необходимости, и все повторяется через определенное время. Материальный мир - тело Разума-бога, а Бог - источник жизни. Все происходит с неизбежностью, в мире господствует неумолимая судьба.

Что понимал Сенека под судьбой?

Судьба - не слепая космическая сила, она обладает раз­умом и сознанием. Сенека характеризует судьбу как нечто все­благое, мудрое и вездесущее. Частички судьбы имеются в каж­дом человеке. Судьба - это божество, которое господствует над всеми вещами и событиями. Ничто не может ее изменить. «Судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет».

В чем заключается счастье человека?

Счастье человека заключается в том, чтобы жить согласно природе и придерживаться разумной необходимости, которая присуща природе. Счастливый человек тот, кто умеет добро­вольно подчиниться жизненным невзгодам. Счастье, по мне­нию Сенеки, внутри человека, а не вне него.

В чем Сенека видел добродетель человека?

Добродетель в том, чтобы повиноваться судьбе. Нравственный, добродетельный человек тот, кто повинуется судьбе. Всякое несчастье Сенека считал лишь поводом к тому, чтобы человек усовершенствовался в добродетели.

В чем цель жизни?

Основная цель в жизни - выработать абсолютную невозму­тимость духа. Для этого нужно победить чувство страха перед смертью. Смерть - отдых и покой, поскольку она освобождает от страданий. Смерть не есть наказание, она является уделом всех людей и справедлива перед законом природы.

Каковы обязанности человека?

Первая обязанность - не наносить вреда членам общества, так как все лйди - частички единого тела. Человек обязан за­ботиться о других, проявлять к ним любовь и сострадание.

Как противостоять существующему злу?

С помощью самоограничения и умеренности. Сенека пи­сал: «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетель­ного человека, и с его помощью стойко переносить все, что приносит нам судьба».

Философия Плотина


Биографическая справка

Плотин жил примерно в 203-269 гг. н.э. Он родился в Египте, который был в то время римской провинцией. Плотин увлекся философией. Он пробыл 11 лет в учении у Аммония Саккаасу, затем примкнул к войску римского императора Гордиана III, чтобы попасть в Персию и познакомиться с ми­ровоззрениями персов. Войско было разбито, Плотин бежал в Рим, где основал свою школу. После смерти Плотина осталось 54 труда, которые были завещаны его ученику Порфирию. Порфирий не сохранил хронологический порядок рукописей, он распределил их тематически по шести темам и дал им за­главия. В каждой теме оказалось по 9 сочинений. Так получи­лось шесть девяток - «эннад». Отсюда и произошло название трудов Плотина в целом - «Эннады».

Какое понятие занимает центральное место в философии Плотина?

Понятие Единого. Единое - это верховное начало всего су­ществующего, это высшая божественная сущность. Единое не может быть ограничено или замкнуто в себе. Избыток полноты приводит к тому, что Единое «истекает», выходит за границы самого себя и таким образом порождает мир.

Как устроен мир?

Мир - это порождение Единого, высшей сущности.

Мир включает в себя Единое, Ум, Мировую Душу и Космос.

Ум - надкосмическое сознание, идеальная смысловая структура Космоса. Мировая Душа - вечно подвижное, дина­мическое начало, которое служит источником вечной актив­ности для мира в целом и для каждого элемента в отдельно­сти. Космос - это конкретное воплощение и осуществление Мировой Души и Ума.

Каким образом возникла природа?

Природа возникла из материи, в которую проникло боже­ственное первоначало. Сравнивая это первоначало со светом, Плотин уподобил материю тьме: мир образуется из материи благодаря тому, что в нее проник свет, излучаемый божествен­ным Единым.

Что Плотин понимал под материей?

Материя - результат угасания света. Там, где свечение Единого угасает, там, где смыкается тьма, так и возникает материя. Для Плотина все зло мира заключено в материи. В отличие от Единого, материя познаваема человеком.

Что, по мнению Плотина, представляет собой человек?

Человек состоит из трех частей, это душа умопостигаемая, наиболее близкая к божеству, душа чувственная и, наконец, тело.

В чем цель человеческой жизни?

Цель - достигнуть экстаза, в котором происходит слияние с божеством. Экстаз достижим при помощи катарсиса, то есть очищения от телесного и низменного. Очистившись, душа мо­жет освободиться от тела и слиться с Единым. Таким образом, Единое доступно человеку.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...