Чувство свободы здесь и сейчас. Почему так важно, чтобы Господь созидал семью? Кто дает нам пример достижения высшей свободы воли

Вы когда-нибудь задумывались, почему человек стремится к свободе? Что ему дает это ощущение? Почему оно для него так важно? Знаем ли мы на самом деле, что такое ощущение свободы? И что важнее - свобода внешняя или внутренняя?

На мой взгляд ощущение внутренней свободы куда более ценно. Ведь тогда для человека не существует границ в хорошем понимании этого слова.

Окружающий мир полон ограничений. И это нормальное явление. Ограничения делают жизнь более структурированной, понятной. В то время, как отсутствие ограничений наоборот - привносит хаос в жизнь человека.

Но бывает так, что внешние ограничения накладывают запрет на самовыражение даже в конструктивной форме.

Например, малыш захотел порисовать руками, а не кисточкой. Но тут прибегает мама и ругает его за это, объясняет, что пачкаться нельзя, надо будет все мыть потом. Внешнее ограничение воспринимается ребенком, как запрет на самовыражение в той форме, которую он выбрал сам. Когда человек вырастает, то он ограничивает свою внутреннюю свободу все теми же аргументами мамы из детства - надо будет мыть, убирать, ликвидировать последствия. Взрослый не дает себе даже шанса на что-то новое. Он сразу отрицает любую собственную попытку или порыв к творчеству.

Такие ситуации могут идти и не только из детства. Любые события во взрослой жизни, имеющие сильные отрицательные переживания, тоже могут наложить запрет на свободу.

Со временем это может породить ощущение «клетки». Причем, в этом случае возникает двойственность. Человек может видеть, как другие делают то, что им хочется, в то время как сам он себе все запрещает.

Ощущение свободы не приходит само по себе. Для этого нужно проработать свои внутренние ограничения. Понять, какие можно оставить, какие имеют вариативность, а какие строги и сильны в человеке.

Для этого можно составить список ограничений, которые осознаются. Затем подвергнуть их критике, понять, откуда они пришли, так ли важны и нужны уже во взрослой жизни или на сегодняшний момент.

Когда происходят глобальные перемены, то еще требуется какое-то время на осознание этих перемен. Но человек может продолжать жить, как будто ничего не изменилось. Потому и ценно провести работу с ограничениями. Очень многие со временем и правда утрачивают свою силу.

Когда вы сможете критически посмотреть на эти ограничители, то сможете дать себе гораздо больше ощущения свободы. А со временем и вовсе обрести его полностью.

Внешние ограничения могут являться следствием внутренних. Бывает мы даже не замечаем, как неосознанно подстраиваем внешнюю реальность под свою внутреннюю. Например, девушке запрещали встречаться с молодыми людьми, она убедила себя, что ей это не нужно и заперла себя дома. Но когда возникает потребность в отношениях, она не может никого встретить, так как не выходит в свет, объясняя это недостатком времени или сил. Но стоит снять запрет на общение с противоположным полом, как тут же появляются и время и силы. Внешняя свобода тут же начинает соответствовать внутренней.

Представления о "свободе" начинаются там и тогда, где и когда появляются запреты.

Свобода заканчивается там и тогда, где и когда абсолютно всем

Можно делать всё. Всё дозволено - это хаос.

Без "запретов" никто не поймёт, что есть такое "свобода". Даже слово

Такое не возникнет.

А что такое "запрет"? Это возможность совершения одних действий и невозможность делания других

При данных обстоятельствах.

Чтобы реализовалась возможность "запрета" необходимо наличие выбора и принципов контроля этого.

Имеется, как минимум, два варианта. Единица и нуль, плюс и минус, верх и низ, вправо, влево...

Абсолютная свобода - это возможность произвольного выбора из имеющихся обстоятельств. Но человек

Всегда выбирает не "произвольно", а на уровне понимания интересов себя, любимого.

Если возможностей безгранично много, то смысл понятия "свобода" исчезает,-

Возникает случайность.

Если возможности ограничены, то смысл понятия "свобода" преобразуется в

Осознании ограничений и праве направления своего выбора на то, что

Предпочтительней. Осознание необходимости.

В этом мире всё и все имеют цель. Цель - это то, куда все и всё стремятся

По индивидуальному желанию, предпочтению и преимуществу.

Свобода реализуется в выборе направления движения к цели. Реальной или

Если нет стремления к цели, то понятие "свобода" теряет смысл.

Свобода начинается с осознания права выбора цели и пути реализации, достижения этой цели, что,

Часто, именуется смыслом существования ().

Если действительно существуют детерминированные причины и следствия, то

Ошибочно говорить об "абсолютной свободе"! В этом случае всё заведомо чем-то предопределено.

Свобода в "чистом" виде может быть только там, где нет причин.

А где нет причин? Там где Хаос или где существует только одно существо

Лишённое желаний.

У Такого существа и так всё есть всё. И Это существо есть одновременно и

Причина и следствие всего. Оно может всё. Поскольку всё, что Оно может -

Это и есть Всё! От единицы до бесконечности.

Для такого Существа понятие свобода, несвобода, хорошо,

Плохо, причина, следствие не имеют никакого смысла.

Свободу для всех остальных предопределяют случайности и необходимости.

Необходимость ограничения действий и случайность выбора движения.

Проявление выбора противоположных стремлений порождает чувство свободы.

То, от чего зависит человек определяет его несвободу. То от чего человек

Не зависит, создаёт у человека иллюзию свободы.

А от чего не зависит человек? Только от того, что ему не нужно.

Достоевский писал: "Свобода значит не сдерживать себя, но значит

Владеть собой." "Владеть собой" - это как? Заставлять себя?

Владение собой - это умение ограничивать себя посредством запретов.

Тогда при чём здесь "свобода" выбора?

"Свобода – это не то, что вам дали. Это – то, что у вас нельзя отнять." Вольтер.

Запреты накладываются внешними обстоятельствами и другими людьми.

И это называют "свободой" - избежание, преодоление запретов?

Чжунли Цюань считал, что "Свобода начнется тогда, когда вы перестанете

Запихивать себя в рамки чьих-то представлений."

То есть для ощущения свободы необходимо наличие рамок и ограничений..

Свобода существует только в наших представлениях об этом слове и при этом она не

Может существовать без осознания наличия запретов.

"Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов."

Вольтер.

Свобода выбора предопределяется знаниями человеком запретов. Внешних и

Внутренних.

"Свободный даже не может захотеть стать господином, это означало бы

Потерю свободы" - Н.Бердяев.

Бердяев ошибается в посыле, что якобы есть кто-то "сам по себе" действительно

"свободный".

Что есть "свобода выбора"? Это иллюзия. Всё имеет заранее заданные свои предопределения и рамки движения. Определяемые "свободой" обстоятельств и желаниями других объектов.

Понятие "случайность" и "хаос" отображают реальную, истинную и абсолютную "свободу"! Выбирают из того, что есть и возможно...

Свобода, как нечто субстанциально-сущностное - это полная фикция в буквальном смысле! Есть чувство свободы, а не "свобода"!

Всё в этом мире регламентировано и детерминировано в естественном смысле.

"Случайности" имеются только в головах людей, которые возникают как отражение иллюзий

Трактовки ума ощущений внешних воздействий.

Свобода – это вера в абсолютную возможность выбора и независимость этого выбора от всего!

Чувство игры всех субъектов и объектов мира.

Свобода - это ощущение возможности выбора из имеющихся обстоятельств. Которые могут быть и случайными.

Если возможности выбора безграничны, то смысл свободы исчезает.

Вера в то, что всегда есть возможность изменить цель своего пути создаёт у человека чувство свободы!

Как мы защищаем свое чувство свободы

Если убеждающие сообщения навязчивы, то они могут быть восприняты как вторжение в сферу свободы индивидуального выбора и тем самым активизировать поиск способов защиты от них. Так, если настойчивый продавец убеждает меня купить его товар, моей первой реакцией будет сохранение собственной независимости: я предпочту скорее покинуть магазин...
Такое сопротивление может проявляться в разнообразных и интересных формах. Предположим, я иду по улице и меня вежливо просят подписать какую-то петицию. Я не очень-то разбираюсь в сути того, что мне предлагают подписать. Но в тот момент, когда мне разъясняют что к чему, некий человек останавливается рядом и начинает открыто «давить» ни меня, требуя, чтобы я ничего не подписывал. С целью противостоять давлению и сохранить за собой свободу выбора я с большей вероятностью подпишу-таки предложенную петицию...
Конечно, люди могут поддаться (и поддаются) влиянию и подчиняются социальному давлению... Однако, когда это давление становится настолько явным, что угрожает нашему чувству свободы, мы не только сопротивляемся давлению, но и стремимся действовать в противоположном направлении.
Существует еще один аспект потребности в свободе и автономии... При прочих равных условиях, сталкиваясь с информацией, которая противоречит их убеждениям, люди стремятся, если это возможно, найти контраргументы. Таким образом они могут предохранить собственное мнение от чрезмерного влияния других людей и защитить собственное чувство автономии.
Вопросы и задания: 1) Как, по мнению психолога, люди защищают свою внутреннюю свободу и автономию? 2) Случались ли с вами ситуации, подобные тем, которые описаны во фрагменте? Как вы поступали в таких случаях?

Выводы к главе II

1. Наука и философия прошли большой путь в постижении общества и социальной сущности человека. Преодолевая односторонность прежних подходов, современные исследователи определяют сущность человека как единство природного, социального и духовного, рассматривают его в качестве субъекта общественно-исторической деятельности, творца культуры.
2. Философы и социологи выделяют три уровня рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, конкретно-исторический. На социально-философском уровне давно ведутся поиски социальной макротеории, способной охватить все многообразие видов и форм общественных отношений. Разработаны стадиальные и циклические, формационные и цивилизационные, локальные и глобальные модели общества.
3. На историко-типологическом уровне исследования выделяют традиционное (аграрное), индустриальное (капиталистическое), постиндустриальное (цивилизационное) общества. Различают также цивилизации западного и восточного типов.
4. В современном обществознании глубже, чем ранее, осмысливается понятие общественного прогресса. Отмечается противоречивость прогресса, нередко высокая «цена» общества за достижения в отдельных областях. Продолжаются дискуссии о критериях прогресса. При этом многие исследователи считают, что подлинный прогресс проявляется в возвышении гуманизма, в создании условий для свободного развития личности.

Вопросы и задания к главе II

1. «Эволюция первобытного стада в кровнородственную общину вела к глубоким изменениям самого человека, к развитию у него коммуникативных качеств, появлению зачатков нравственности».
«Постепенное развитие у человека навыков общения с себе подобными способствовало переходу на более высокую ступень общественной организации - кровнородственную общину».
Сформулируйте проблему, различные решения которой отражены в приведенных высказываниях. Какая из двух точек зрения вам представляется более убедительной? Если вы не согласны ни с одной из них, сформулируйте свой вариант решения данной проблемы.
2. Проанализируйте два варианта типологизации обществ. Определите критерии выделения различных типов обществ. Заполните таблицу.

3. Немецкий философ Фихте утверждал: «Философ, который занимается историей в качестве философа, руководствуется при этом априорной нитью мирового плана, ясной для него без всякой истории, и историей он пользуется... только для того, чтобы пояснить и показать в живой жизни то, что ясно и без истории».
Как вы понимаете слова «априорная нить мирового плана»? Назовите известные вам философские учения, содержащие подобный план мировой истории. В чем, на ваш взгляд, преимущества и недостатки отмеченного философом взгляда на историю?
4. Раскройте связь общественного прогресса и возрастания свободы человека. В чем выражается возрастание свободы человека в современном обществе?

Готовимся к экзамену

1. Что из перечисленного характеризует общество как систему:
1) тысячелетняя история существования;
2) взаимосвязь сфер общественной жизни;
3) изменчивость форм;
4) непредсказуемость будущих состояний?
2. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животных:
1) действие механизмов наследственности;
2) работа органов чувств;
3) видовая специализация;
4) членораздельная речь?
3. Исключите лишнее из списка.
Только человеку свойственно(ы):
1) прямохождение;
2) нравственные чувства;
3) членораздельная речь;
4) использование орудий.
4. Переход к индустриальному обществу характеризуется:
1) промышленным переворотом;
2) преобладанием сельского хозяйства над сферой услуг;
3) появлением новых информационных технологий;
4) уменьшением социальной мобильности.
5. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?
А. Общество как творец культуры развивается независимо от природы.
Б. История не знает примеров благотворного влияния общества на природу.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
6. Опираясь на знания из курсов обществоведения и истории, сравните реформу и революцию по следующим критериям: 1) глубина и масштаб воздействия на общественную жизнь; 2) роль народных масс; 3) прогнозируемость последствий.
7. Напишите эссе на основе следующего высказывания: «История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело» (Ж.-П. Сартр).

Глава III
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ

§ 17. Деятельность людей и ее многообразие

Сравните два определения. Первое - из философского словаря: «Деятельность - форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя». Второе - из словаря по психологии: «Деятельность- форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта».
Нетрудно заметить, что оба определения говорят об активности субъекта в целесообразном (сообразном цели) изменении (преобразовании) окружающего мира. Однако философское определение трактует деятельность так же, как форму существования общества, а психология делает акцент на активности психической, т. е. проявляющейся в субъективных переживаниях человека, в его чувствах, мышлении, воле. Как видите, рассмотрение деятельности с разных точек зрения позволяет понять ее полнее.

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обратимся к первому определению деятельности, приведенному выше. Будучи одним из аспектов человеческого бытия, деятельность воспроизводит социальные связи. В ней реализуются силы и способности человека, которые воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке связей проявляется социальная сущность деятельности.
В структуре деятельности различаются ее субъект и объект. Субъект деятельности - тот, кто осуществляет деятельность, объект - это то, на что она направлена. Например, земледелец (субъект деятельности) работает на земле и выращивает на ней различные сельскохозяйственные культуры (объект деятельности). Для Министерства образования как субъекта деятельности все учебные заведения страны - объект, в отношении которого осуществляется управленческая деятельность.
Итак, субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Деятельность субъекта может быть направлена также на другого человека. Например, тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в зале (аудитория). Наконец, деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает волю, занимается самообразованием и т. д.).

Далее в структуре деятельности можно выделить цель действия, средства достижения цели. Выше уже отмечалось: человек начинает любую деятельность с того, что ставит перед собой цель.
Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, в голове архитектора, прежде чем начнется строительство дома, возникает его образ. В самом деле, можно ли начинать строить здание, не представляя себе, каким оно будет (многоквартирный дом или административное здание, деревенская изба или храм, казарма или дворец)? Его образ может быть показан в рисунке, чертеже, объемной модели, но прежде он возникает в сознании архитектора.
Итак, цель - это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности.
Можно ли считать осуществимой любую цель, какая вздумается? Имея кремний, можно задаться целью изготовить наконечник стрелы, но нельзя сделать из него лук. О космических полетах на рубеже XIX-XX вв. можно было лишь мечтать, но практической целью деятельности многих людей они стали только через несколько десятилетий, когда появились необходимые для этого научно-технические условия. Следовательно, достижимой целью деятельности может быть не любой образ желаемого, а лишь тот, который соответствует реальным возможностям окружающего мира и самого субъекта деятельности. При этом человек может знать или не знать свои возможности, свойства предметов окружающего мира. Цель определяется тем точнее и становится тем более определенной, чем лучше субъект деятельности знает, каковы реальные средства и условия ее достижения. «Кого считать умным?» - спрашивал сирийский мыслитель XIII в. Абу-ль-Фарадж. И отвечал: «Того, кто стремится лишь к достижимой цели».
В структуре деятельности можно выделить различные действия. Так, учебная деятельность включает в себя запись лекций, чтение книг, решение задач и т. д. Деятельность космонавтов тоже состоит из разнообразных действий: наблюдений за Землей, наладки приборов, проведения экспериментов, ремонтных работ, тренировок. Деятельность земледельца предполагает выполнение таких действий, как вспашка, посев, прополка, уборка урожая. В отдельном действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Например, цель прополки - создать условия для роста культурных растений.
Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от средств. Чтобы построить дом, нужны строительные материалы, механизмы, орудия труда и другие средства производства. Чтобы вырастить урожай, нужны семена, орудия труда, система приемов агротехники и т. д. Чтобы научить учеников читать и писать, нужны учебники, тетради, эффективные приемы учебной работы и т. п. Средства должны соответствовать цели. Когда говорят: «Палить из пушки по воробьям», - это значит, что средства не соответствуют цели.
А можно ли, поставив перед собой благородную цель, воспользоваться нечестными средствами? Вот как отвечал на этот вопрос мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли:
«О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результатам, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом». Он считал, что для достижения цели можно обманывать, «при надобности не чураться зла».
Итак, победителей не судят? Цель оправдывает средства? Есть и другая точка зрения: для достижения благородной цели годятся не любые меры, а только благородные. Доброй цели нельзя добиться недостойными, недобрыми средствами. Недобрые средства приводят к тому, что результат существенно отличается от поставленной цели: он тоже становится недобрым. В справедливости этих выводов убеждает многовековой опыт человечества. (Приведите исторические примеры, подтверждающие эту мысль.)

ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ

Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждающие его к деятельности. Такие переживания человека называют мотивом. Слово «мотив» французского происхождения и означает буквально «побудительная причина, повод к какому-либо действию». В психологии под мотивом понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей.
В мотивах деятельности проявляются потребности человека. А потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Потребность обычно направлена на какой-либо предмет. Например, голод - это нужда в пище, предметом потребности является пища. Невозможность справиться с какой-либо задачей порождает нужду в знаниях, которые необходимы для ее решения. Предметом потребности в данном случае являются знания.
Потребности человека можно разделить на три группы:
1. Биологические потребности (переживание нужды в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека, его принадлежностью к природе).
2. Социальные потребности, порожденные обществом. В них воплощена нужда личности, например, в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании ее достоинств.
3. Идеальные потребности : познавать окружающий мир в целом и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение своего существования. Нужда в знаниях отмечена была еще в древности. Философ Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». Многие люди посвящают свой досуг чтению, посещению музеев, концертных залов и театров. У некоторых людей идеальные потребности сводятся к развлечениям. Но и в этом случае они разнообразны: кто-то увлекается кино, кто-то танцами, а кто-то футболом.
Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными. В самом деле, в жаркие дни многих людей мучает жажда, но никто (если он не находится в экстремальной ситуации) не станет пить из лужи на дороге. Человек выбирает напиток, утоляющий жажду, и заботится, чтобы сосуд, из которого он пьет, был чист. И прием пищи для человека становится потребностью, удовлетворение которой имеет множество социальных граней: имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное общество, разделяющее его трапезу.
У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое, социальное, идеальное. Примером может служить потребность в общении.
Приведенная классификация потребностей не единственная в научной литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским психологом А. Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности:
физиологические : в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т. п.;
экзистенциальные (от латинского слова, означающего буквально «существование»): в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.;
социальные : в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;
престижные : в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;
духовные : в самоактуализации, самовыражении.
Согласно теории Маслоу, первые два типа потребностей - первичные (врожденные), а следующие три - вторичные (приобретенные). Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки. Под ними подразумевается общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта. Таким объектом может быть, например, семья.
В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя индивид может быть предрасположен к созданию семьи, ее сохранению или, напротив, не расположен создавать и беречь семейные узы. От этого зависят его действия, его поведение.
Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Это слово тоже латинского происхождения, означающее буквально «иметь значение, важно». Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий (учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т. п.), от которых зависит распределение благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. Например, молодой человек принадлежит к молодежи, которая имеет свои, отличные от других групп интересы (получить образование, профессию, иметь материальные условия для создания семьи и т. д.). Он же относится к какой-либо этнической группе и имеет общие интересы с другими членами этой группы (возможность развития национальной культуры, языка). Будучи членом других групп, человек имеет соответствующие социальные интересы. Значит, интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. В обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые, интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные. В них находят обобщенное выражение актуальные потребности людей.
С интересами людей связаны их идеалы. Общественный идеал - это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, ее представление о высшей справедливости и наилучшем общественном устройстве. А нравственный идеал - это представление о достойном подражания образцовом человеке, особенностях его личности, поведения и отношений с людьми. Нравственный идеал, как правило, тесно связан с общественным идеалом.
Потребности, интересы, идеалы осознаются людьми, т. е. характеризуют сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания. Примерами могут служить стереотипы автоматизированных действий в процессе решения задач или интуиция, о которой будет сказано ниже.
В деятельности человека большое значение имеет воля, т. е. способность действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом противоположные по своей направленности собственные желания и стремления.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего отметим разделение деятельности на практическую и духовную.
Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях); ценностно-ориентировочная деятельность (положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения); прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).
Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность). А идеи французских просветителей Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро (ценностно-ориентировочная деятельность) сыграли большую роль в подготовке Французской революции XVIII в. (социально-преобразовательная деятельность). Материально-производственная деятельность способствовала познанию природы, развитию наук, т. е. познавательной деятельности, а результаты познавательной деятельности (научные открытия) способствуют совершенствованию производственной деятельности.

В многообразии видов деятельности человека можно выделить созидательную и разрушительную. Результаты первой - города и села, цветущие сады и возделанные поля, изделия ремесленников и машины, книги и кинофильмы, вылеченные больные и воспитанные дети. Разрушительная деятельность - это прежде всего войны. Погибшие и искалеченные люди, разрушенные жилища и храмы, опустошенные поля, сожженные рукописи и книги - это последствия локальных и мировых, гражданских и колониальных войн.
Но разрушительной может быть и административная деятельность людей, имеющих власть. Русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин сатирически изобразил начальника, который решил во вверенной ему области сделать как можно больше вреда, чтобы «впоследствии из него польза вышла». Его программа: «Сначала он науки упразднит, потом город спалит, наконец, население испугает». И всякий раз будет при этом слезы проливать и приговаривать: «Видит Бог, что я сей вред для собственной ихней пользы делаю». И в наше время есть деятели, которые во имя утопической цели, или для получения прибыли, или ради того, чтобы оставить след в истории, готовы крушить оправдавшие себя формы общественной жизни, ломать добрые традиции, наносить своими действиями невосполнимый ущерб природе. По поводу разрушительной деятельности в народе говорят: «Ломать - не строить». Но зачастую разрушительная деятельность порождается не злой волей, а ограниченностью возможностей достичь желаемого положительного результата. «Великий реформатор, - говорит В. Г. Белинский, - приходит не с тем, чтобы разрушать, а с тем, чтобы создать, разрушая».

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Представим себе, что перед конструкторами поставлена задача создать новую модель автомобиля. Как сделать машину более безопасной? Как уменьшить расход топлива? Как увеличить долговечность узлов и деталей? Как предотвратить загрязнение атмосферы выхлопными газами? Как при изготовлении машины снизить расход металлов и других материалов? На эти вопросы нужны новые ответы, поиск которых является творческой деятельностью.
Что же такое творчество ? Этим словом принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Иногда говорят, что это люди творческих профессий. На самом деле не все люди, профессионально занятые наукой, делают открытия. В то же время множество других видов деятельности (учителя или предпринимателя, садовника или повара) включает в себя элементы творчества. В широком смысле слова творческой является в целом вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с их целями и потребностями.
Творчество заключено не в той деятельности, где каждое действие полностью регламентировано правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающей самоорганизацию. Необходимость создания новых правил, нестандартных приемов возникает тогда, когда мы сталкиваемся с новыми ситуациями, отличающимися от подобных ситуаций в прошлом.
Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность, побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, т. е. отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения. Известно, что «мертвая петля», первая фигура высшего пилотажа, была выполнена летчиком П. Нестеровым сначала в воображении, а потом на самолете в воздухе. Фантазия - это необходимый компонент творческой деятельности человека, который выражается в построении образа или наглядной модели ее результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно.
Важнейшим механизмом творчества является интуиция - знание, происхождение которого не осознается. В этом случае человек может сказать: «Я не могу доказать свою правоту, но чувствую, что действовать нужно так-то». В интуиции проявляется, таким образом, бессознательное в деятельности человека. Решение сложной научной проблемы, над которой исследователь бьется подчас годами, нередко приходит как бы внезапно, в неожиданное время, даже тогда, когда мозг человека занят решением совсем других задач.
Но бессознательное в творчестве, как правило, связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Прежде чем счастливая мысль «озарит» ученого или полководца, изобретателя или поэта, немало труда бывает затрачено на поиск решения, анализ различных его вариантов, накопление подходящего материала. Психологи считают, что на пути к верному решению происходит сознательное изучение проблемы и бессознательное накопление образов, четкое осознание задачи и бессознательное нахождение ее решения. Открытие не возникает на пустом месте, оно опирается на прошлый опыт инакопленные знания. Но ключом к решению может стать неосознанная часть предшествующего опыта, его «побочный продукт».
Существуют и другие взгляды на природу творчества. Так, русский философ Н. А. Бердяев считал творчество прибавлением, созданием нового, не существовавшего в мире. Он связывал тайну творчества с Богом, который сотворил мир из ничего.
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть. Что должен делать молодой человек, чтобы развить в себе творческие способности? Конечно, овладевать культурой: языком, знаниями, способами деятельности. Опыт предшествующих поколений, запечатленный в культуре, включает в себя и опыт творческой деятельности. Но усвоить его можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы; решать нестандартные, трудные задачи; обдумывать различные варианты решения; сопоставлять несовпадающие точки зрения; общаться с искусством; развивать воображение, фантазию; не верить любому утверждению, а, сомневаясь, проверять его истинность; применять в решении проблемы различные средства; искать их наилучшую комбинацию и помнить слова великого русского композитора П. И. Чайковского: «Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».
Основные понятия: деятельность, мотивы деятельности, потребности, интересы, творчество.
Термины: цель, средства достижения цели, действия, бессознательное.

1. У архитектора цель выступает в образе задуманного сооружения. А какой может быть цель у государственного деятеля, преподавателя, полководца? Ответ аргументируйте.
2. Американский писатель Э. Хемингуэй (1899-1961 гг.) говорил: «Каждый человек рождается для какого-то дела». Как вы думаете, под словом «дело» здесь имеется в виду действие или деятельность? Свою точку зрения объясните.
3. Подумайте, в чем смысл известной притчи.
Прохожий, увидев трех рабочих, кативших тачки с кирпичом, спросил, что они делают. «Не видишь разве, - сказал первый, - кирпич вожу». «На хлеб семье зарабатываю», - ответил второй. А третий сказал: «Собор строю». Была ли у них одна и та же деятельность? Или одинаковые действия в трех разных видах деятельности?
4. Как вы понимаете выражение «зарыть талант в землю»?
5. Подумайте, в силах ли вы выполнять условия творческой деятельности, которые выделил академик В. И. Вернадский:
проводить детальный анализ;
видеть за частным общее;
не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;
не избегать вопроса «почему?»;
прослеживать историю идей;
собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников;
изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как человек познает окружающий мир);
связывать науку с другими областями знания, с общественной жизнью;
не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.
Попробуйте, соблюдая эти условия, подготовиться и обсудить проблему «Как можно в школе улучшить подготовку к творческой деятельности?».

Поработайте с источником

Советский философ А. Л. Никифоров о соотношении деятельности и поведения.

Активность человека выполняет две важнейшие функции: во-первых, воздействуя на окружающий мир и преобразуя его, она служит средством удовлетворения материальных и духовных потребностей индивида; во-вторых, она является средством выражения и развития знаний, умений, способностей личности. Обе эти функции слиты воедино в каждом акте человеческой активности. Мы строим дома, выращиваем хлеб, изготавливаем одежду и запускаем ракеты в космос. Изменяя и приспосабливая внешний мир для удовлетворения своих потребностей, мы в процессе изменения окружающего мира одновременно выражаем свои вкусы, склонности, свое восприятие мира и отношение к нему. Поэтому на всех продуктах нашей активности лежит отпечаток личности человека определенной исторической эпохи, представителя определенной культуры. Первую из названных функций активности выполняет деятельность, вторую - поведение. Деятельность и поведение не обособленные акты, а две стороны единой активности человека.
Хороший пример, иллюстрирующий единство поведения и деятельности в активности индивида, дает использование языка. Лингвисты, как известно, различают язык, который представляет собой систему взаимосвязанных понятий (символов), функционирующую и развивающуюся по определенным законам, и речь - использование языка отдельными индивидами в конкретных ситуациях. Для того чтобы быть понятной, речь должна быть построена по общезначимым законам языка, однако наряду с этим она всегда носит индивидуальный характер и выражает особенности говорящего субъекта. Поэтому, хотя все мы говорим на одном языке, говорим по-разному. Использование языка и его правил - это деятельность, на которую накладывается поведение говорящего, так возникает речь.
Вопросы и задания: 1) Вчем, по мысли ученого, различие между деятельностью и поведением? Почему их следует рассматривать как две стороны единой активности человека? 2) К какому из этих двух понятий относится каждое из следующих слов: цель, поступок, деяние, средства, операции, результаты, преступление? 3) Проиллюстрируйте соотношение деятельности и поведения на примере трех продавцов продовольственных товаров (или ином собственном примере).

Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологическое исследование. Расспросите разных людей о значении слов «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собеседники будут вкладывать в эти слова. У некоторых людей они будут ассоциироваться с религией, церковью (например, «духовная музыка»). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают понятия «дух», «духовное» с представлениями о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности.
Многозначность интерпретаций, с одной стороны, свидетельствует о важности названных понятий, а с другой - затрудняет их научное определение. В данном параграфе мы попытаемся рассмотреть социальный смысл понятий «духовная деятельность», «духовные ценности», «духовный мир человека». Нам предстоит выяснить, какое место духовная деятельность занимает в общей структуре деятельности, как ученые изучают различные стороны духовной жизни общества, как духовные ценности влияют на развитие личности.

СОЗДАНИЕ И ОСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Будем исходить из уже известного вам определения деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате общественной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности людей: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Та сторона человеческой созидательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», т. е. в конечном счете на из

Куда он вкладывает силу своего внимания, то и реализуется.

Если человек хочет обрести духовную свободу, он её обретёт.

А если он хочет оставаться рабом, он и останется рабом.

Жить или умереть - выбирает человек сам.

И.М. Данилов

Человеку дана жизнь. И каждый волен выбирать, как её прожить, независимо от того, осознаёт он за собой это право выбора или плывёт по течению, возлагая ответственность за жизненный путь на других людей. В этом и заключена красота жизни, справедливость и путь познания человека.

Люди хотят, чтобы жизнь приносила радость и счастье. Для многих это является основным приоритетом, несмотря на то, что он может быть не проявлен и скрыт в подсознании. Важно понять, что для человека является радостью и счастьем, что он вкладывает в эти определения. Счастье временным не бывает, ибо это - не счастье, если с изменением внешних условий оно перестаёт быть таковым. Это может быть эмоциональным всплеском, выбросом гормонов, эндорфинов, приносящим состояние эйфории. После эйфории наступает состояние пустоты, разочарования. А счастье - оно постоянно. Тихое, спокойное, размеренное, исходящее изнутри, из внутреннего неиссякаемого источника. Настоящее счастье человек может обрести только внутри себя, пребывая в гармонии со своей душой.

Для людей свобода является фундаментальной основой жизни. Она воспевается, прославляется, о ней много говорится, и люди готовы жертвовать многим ради прикосновения к этому состоянию. У кого-то это действительно получается, и человек преображается, сияет любовью, радостью, светом и добром, а для кого-то она становится горизонтом. Человек непрерывно стремится к ней, ставит новые цели, достигает их, а радости нет, счастье не приходит.

Нам, как исследователям, познающим этот мир, стоит разобраться, что это за свобода, которая дарит жизнь, наполняет человека изнутри любовью и спокойствием, а что собой представляет другая, эфемерная, призрачная, переходящая в разряд недосягаемой цели, к которой постоянно в течение жизни стремится человек, так же, как ослик за подвешенной перед ним морковью.

2 5 312 0

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «свобода»? Первое, что приходит на ум, это возможность делать то, что хочется без ограничений.

Свобода предполагает возможность выбора. Так почему же мы не делаем то, что нам нравится?

Почему мы встаем и идем утром на работу, слушаем и терпим некорректные замечания руководства, переживаем, что о нас подумают люди и так далее. Что мешает нам быть свободными, и действительно ли свобода – это возможность делать то что хочется? Давайте разберемся.

Трактовка понятия из разных источников

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, как этимология трактует понятие слова «свобода».

  • В древних документах встречается это слово только как наречие, в качестве прилагательного.
  • Древнерусские слова «свободь» и «свободъ» сравниваются с древнеиндийским словом «svapati», что в переводе означает сам себе хозяин («svo» – свой, «pati» – хозяин, господин).

Если рассматривать кратко историю развития понятия слова свобода, то она меняла свое определение от свободы в творческом выражении до свободы выходить за рамки привычного и увидеть не только решение проблемы или результат поставленной цели, но и увидеть множество вариантов поведения в данной ситуации.

Американский психолог Ролло Рис Мэй определил свободу как уникальную возможность личности увидеть широкий выбор возможных вариантов действий в любых происходящих с человеком ситуациях.

И этот выбор тем шире и разнообразнее, чем более развито самоосознание этого человека и его способность в воображении выбрать нужный вариант поведения для конкретной ситуации.

Чем больше у личности возможностей изменить ситуацию, чем шире выбор способов реагирования на происходящее, тем больше она свободная.

Человек в состоянии спроецировать происходящее на себя. Но если он не видит возможностей в силу того, что чего-то не знает или боится, то упускает эти возможности, и упускает их осознано. Не желая избавляться от ненужной зависимости, а предпочитая сидеть и сожалеть.

Те люди, которые живут согласно таким принципам и не хотят ничего менять, . И они охотно будут расхваливать свои условия жизни, чтобы не показаться вам не состоявшимися в карьере, бизнесе, личной жизни. Это тоже зависимость, страх что скажут люди. Очередной самообман.

Принять на себя ответственность могут далеко не все. Гораздо проще обвинять других в своих проблемах, или в своей несостоятельности.

Но если человек стремится к свободе, то он будет освобождать себя от таких зависимостей шаг за шагом.

Конечно же, психологически незрелый человек неспособен к принятию решений и ответственности, поэтому свобода и инфантильность, это скорее слова-антонимы, а свобода и ответственность – слова-синонимы.

Существует такой афоризм: «Есть памятник свободе (статуя свободы), но, к сожалению, нет памятника ответственности ».

Что такое подлинная свобода

Свобода – это состояние личности, в котором она (личность) является основным инициатором своих действий не продиктованных никакими другими факторами.

Свобода имеет еще несколько определений:

  • В этике под словом свобода понимают добровольное следование моральным нормам и принципам. Понятие свобода совести соответствует философско-этическому пониманию, и позволяет человеку самостоятельно формировать свое мировоззрение, не нарушая общепринятых норм и принципов.
  • Философия определяет это слово как возможность изъявления личностью своей воли, основываясь на познании законов эволюционирования общества и природы.
  • В концепции права, свобода – это когда все действия личности подчиняются законам закрепленным в законодательном документе (сюда относиться свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.).

Еще Иммануил Кант утверждал, что человек может быть свободным только тогда, когда он подчиняется не другому человеку, а общеобязательному закону.

Классикой свободомыслия считается статья «Две концепции свободы», автор Исай Берлин. В ней политическая свобода разделяется автором на негативную и позитивную.

Резюмируя его рассуждение, можно сделать вывод, что негативная свобода – это свобода действий человека, в которую не вмешиваются другие люди. А позитивная свобода – это возможность человека совершать любые действия самостоятельно, основываясь только на его собственных интересах, не принимая во внимание интересы других людей.

Основываясь только на данных определениях можно сделать вывод, что полностью свободным человек не может быть из-за трех причин:

  1. Действия человека не должны ущемлять интересы других людей.
  2. Они должны соответствовать моральным нормам, принятым в обществе.
  3. Они не должны нарушать законы того государства, в котором он живет, и тем более быть угрозой для жизни окружающих, здесь закон выступает ограничением.

Так что же, свобода – это миф, призрак? Не совсем. Не может человек существовать вне социума. Поэтому стоит рассматривать свободу человека, не отрывая его от общества.

Согласно марксизму, личность и общество – это единое целое, и сущность человека определяется теми социальными условиями, в которых он находиться.

Изменяя эти социальные условия, приспосабливая их под себя, человек изменяется сам. Нужно рассматривать реальные условия, в которых живет личность, а не искусственные или гипотетические, в которых ни один субъект не окажется за весь период своей жизни.

Другое дело, что может получить личность от взаимодействия с социумом. Если общество развито и заботится о людях, оно может дать много возможностей для выбора человеку. Выбирать вид деятельности, чем он хочет заниматься, что хочет носить, есть, смотреть, слушать, где работать, жить.

Каждая личность должна добровольно участвовать в развитии того социума, в котором живет.

Как пример, разные уровни развития государств. В одни государства стараются попасть и получить гражданство, а из других бегут без оглядки. Причина в количестве и уровне предоставляемых возможностей. Этими факторами определяется уровень внешней свободы человека.

Можно условно выделить четыре части свободы:

  1. Политическая.
  2. Экономическая.
  3. Национально-государственная.
  4. Права личности.

Люди испытывают страхи, которые сковывают их внутреннюю свободу. О страхе потерять деньги, славу, власть можно и не говорить. Люди с такими страхами зависимы, и, скорее всего, это зависимость осознанная. Поэтому вряд ли их привлекает внутренняя свобода. Это все равно что уговаривать человека с алкогольной зависимостью пройти лечение. Он понимает, что это нужно, что это ему во благо, но все равно пьет дальше и ничего не пытается изменить.

А если человек боится потерять жилье, работу, семью, здоровье, это уже важные и значимые составляющие жизни. Здесь свобода выступает уже как необходимость. Необходимость принимать самостоятельные решения, и быть готовым отвечать за них. Осознавая, что решение могло быть и ошибочным, что не удалось учесть все риски.

Абсолютная ответственность за свою жизнь лежит только на человеке, и это можно назвать подлинной свободой.

В чем выражается

Свобода выражается в возможности выбирать из всех вариантов наилучший для себя, при этом не затрагивая интересов других людей, не нарушая закон и следуя своим принципам нравственности и морали.

Ощущение свободы воли дает возможность человеку почувствовать себя творцом своей жизни.

Только если человек чувствует, что он воздействует на мир своими поступками, он может изменить этот мир и сделать его таким, как он хочет.

Это чувство свободы выбора делает из человека автора своей судьбы. Человек, воздействуя на мир и получая от него обратную связь на свои поступки, учиться новому, приобретает опыт, узнает мир, себя, живет. С чувством свободы у человека появляется понимание того, что он ответственен за свою жизнь.

Как чувствовать себя свободным

Человек чувствует себя настолько свободным, насколько он может себе это позволить.

По большей части человек сам загоняет себя в рамки, из которых потом и пытается выбраться. С детства остаются запреты и всевозможные ограничения: этого не делай, так нельзя. Уже с рождения человек не свободен. Сначала он зависит от родителей, потом от школы, вуза, друзей, окружения. Он все пытается получить свой жизненный опыт, но ему навязывают уже «готовый», проверенный путь. А как же развитие, которое возможно только путем приобретения личного опыта.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...