Доля и недоля в славянской мифологии. Богиня макошь и ее две помощницы доля и недоля

Богиня Доля (Среча) – Всесильная Небесная Богиня удачи , счастья, созидательных деяний, счастливой судьбы и счастливой жизни. Богиня Доля – вечно молодая и прекрасная Небесная Пряха, прядущая свою чудесную нить судьбы и жизни человеческой. Богиня Доля очень искусная и опытная рукодельница и мастерица. На ее изумрудное веретено намотана нить жизни и судьбы. Нить золотистая, прочная и прямая.

Молодая красавица Доля крепко держит в своих нежных и ласковых руках эту тонкую нить . Она управляет судьбой людей и отвечает за предназначение человека. Поскольку будущая жизнь и судьба человека находится в ее руках, она старается при рождении младенцев напророчить им счастливое будущее и наделяет их всеми добродетелями.

Богиня Доля является самой младшей дочерью Небесной Богородицы Макоши . Кроме того, она является сестрой своей старшей сестры Богини Недоли (Несречи). Богиня Доля, как и ее Матушка Макошь, является Земным и Небесным воплощением своей прародительницы Лады Матушки. Доля обладает одним замечательным качеством: она ведает о любых событиях, которые когда-либо были, есть или будут в жизни каждого человека. Ей известно не только время рождения человека, но и время его смерти.

Символами Доли являются: клубок нитей, прялка и веретено. Все это указывает на то, что в каждой человеческой душе прежде всего находится труд. Поскольку у каждого человека свое, личное предназначение, то и судьба для всех предначертана разная.

Макошь

Макошь у славян - Богиня всей Судьбы, старшая из богинь судьбы. Прядущая Нити Судеб - на Небе, а также покровительница женских рукоделий - на Земле.

Макошь (Мокошь, Макоша, Могущ, в некоторых источниках – Велесыня) – древнеславянская богиня судьбы, плодородия и семейного очага (семейного счастья). В ее руках сосредоточены нити жизней всех живых существ (в том числе и богов). Это образ женской составляющей мироздания (мужская – Сварог). Является женой бога Сварога.

Макошь или, как ее иногда называли, Великая Ткачиха, держит в руках полотно мира, на котором из нитей-жизней она сплетает замысловатые узоры. Макошь может в любую секунду оборвать любую нить или изменить ход ее движения, но она никогда этого не делает. Лингвистически от древнеславянского «mokos», что значит «прядение».

У Макоши есть две помощницы – это богини Доля и Недоля . Когда Макошь прядет очередной пласт мироздания, Доля и Недоля поочередно касаются разных нитей, определяя, таким образом, судьбы людей (или отдельных временных этапов жизней этих людей). Богини Доля и Недоля связывают покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми.

(Покута - то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат и т.п.)

Макошь нашим предкам приставлялась как высокая, красивая женщина в умеренном возрасте. Ее красота была красотой именно женщины, а не девушки (как в случае с Ладой). И это справедливо, ведь Макошь – это фактически Матерь-Сва, вторая базовая структура мироздания. И образ ее гораздо глубже и мощнее с точки зрения эзотерики, чем образ лучезарной, молодой Лады.

Макошь - богиня плодородия, мать урожаев. Это апофеоз женственности, материнства. Ее зверь – корова, животное, без которого любое хозяйство является неполноценным и, фактически, регрессивным. Иногда она изображена с рогами. Характерный женский рогатый головной убор носили еще в 19-ом веке на народных праздниках. В любом случае, она представляется высокой дородной женщиной, голова которой увенчана шапкой с выступающими краями. В руке ее (но не той, что у Велеса, а в противоположной) рог изобилия.

Доля и Недоля

Славяне верили, что человек при рождении наделяется долей - определенным количеством блага, которое включает в себя срок жизни, здоровье, а также те события, которые должны с человеком произойти. Сами слова, обозначающие судьбу, - доля, у-частъ, у-дел (от глагола делить) - показывают, что она представлялась нашим предкам некой частью общего блага, которая выделялась человеку свыше. Вполне уместно сравнить долю с куском, который каждый получает от общего пирога, - одному достается ломоть из серединки, другому бочок с обгорелой корочкой. Но какая бы доля ни досталась человеку - хорошая или плохая, он должен ее всю избыть, не пытаясь уклониться.

Доля - олицетворение судьбы. Она появляется у каждого человека при рождении и сопровождает его в течение всей жизни, определяя его счастье, благосостояние, а также характер занятий, приносящих человеку богатство. Долей у украинцев менуют только счастливую судьбу, а несчастливую - Недолей, Бедой.

Доля - это что-то вроде двойника того человека, чью судьбу она олицетворяет, ее вид зависит от того, кому она принадлежит. По одним верованиям, Доля рождается вместе с человеком, по другим, Долю человеку нарекает мать при рождении или дает Бог. По другим поверьям, увидеть свою Долю можно только два раза в жизни - сразу после рождения и за несколько минут перед смертью.

Бедность и богатство человека зависят от трудолюбия его Доли, ведь она помогает в выполнении хозяйственных работ. Трудолюбивая Доля крестьянина работает вместе с ним, вяжет в поле снопы и даже ворует для него зерно с соседних полей. Плохая Доля только отдыхает и гуляет. Бедность человека объясняют ленью его Доли - она-де лежит под грушей, пьянствует в кабаке и так далее. Если у человека ленивая Доля, он должен разыскать ее и побить - тогда она начнет работать и помогать своему хозяину.

Считается, что человек беден, потому что занимается не своим делом, не знает, где его Доля. Чтобы жить счастливо и быть богатым, человек должен найти свою Долю и спросить у нее, каково его призвание, в каком деле он получит удачу. Поступив так, как советует ему Доля, человек обретет свое счастье.

Недоля, Несреча - в славянской мифологии - Злосчастье - пряха. Недолю можно накликать, если проклясть ребенка в недобрый час или причитать о том, что у него будет несчастливая судьба. Доля может оставить человека, если он грешит.

Доля умирает вместе со своим хозяином, и многие верят, что она сидит на его могиле или навещает дома его родственников.

Если у человека несчастливая Доля, то есть Недоля , ему ни в чем нет удачи, он не вылезает из нищеты, хотя и много работает. У него болеют дети, не плодится и дохнет скот, на его поле всегда плохой урожай. Украинцы представляют себе Недолю в виде нагого человека; дряхлого старика; девушки с лицом старухи и непричесанными волосами; старой черной горбатой женщины в рваном платье; калеки; дохлой собаки; голой кошки; зайца; совы; мыши; птицы с большими крыльями; яйца и так далее. Недоля входит в дом, не спросясь хозяина, садится на печь, грызет сухие корочки и кутается в тряпье, потому что ей всегда холодно. Похожи на Недолю и мелкие демоны - злыдни , которые невидимо обитают в доме человека или сидят на его плечах. По поверьям, от Недоли или Злыдней избавиться очень трудно, но возможно. Для этого нужно хитростью заставить их залезть в мешок и бросить его в болото. Злыдней можно связать и оставить на дороге, и тогда они перейдут к тому, кто их освободит.

  • < Богиня Кострома
  • Богиня Мара (Марена) >

Размышления по книге Александра Богаделина «Кикимора и другие…»

СЛАВЯНСКИЕ ДОЛЯ И НЕДОЛЯ

Вновь возвратимся к непростым временам в жизни Кикиморы. Отчаявшись, она приходит к Бабе Яге с просьбой отвести проклятую недолю. На что получает неожиданный ответ:
«– Ты же в Школе Велеса самого обучалася, мудрости божественной набиралась, а истину простую осилить не смогла. Некому недолю на жизнь нашу насылать. Узелки-испытания сами мы на судьбе руками собственными завязываем.
А потом еще и добавила:
– Недолю сдюжить – это все равно что водицы сильной испить. Все тебе по плечу становится, и на жизнь будущую без страха смотреть можешь».

Попробуем понять, что имели в виду славяне, когда говорили о Доле и Недоле.
В разделе «Зарождение язычества» были обозначены два важных принципа, объясняющие, каким образом человек наделяет «живым» окружающую природу.
Во-первых, он проецирует на нее свои физические состояния, главные из которых - жизнь и смерть.
А во-вторых, он считает, что мир духов и богов – это как бы зеркальное отражение его собственного мира с такой же иерархией и взаимосвязями.
При этом, если на стадии анимизма «живое» мыслилось как нечто «содержащееся внутри», неразрывно связанное с самой вещью, животным, местностью (например, дух конкретного дерева), то при переходе к политеизму оно получает персонификацию, обретает форму и отделяется от своего носителя (дух конкретного дерева превращается в защитника лесов – Лешего).
Схожая эволюция происходила и с понятиями Доли и Недоли.
В жизни человека постоянно происходят события, которые он оценивает как хорошие для себя или плохие. Отвечая на вопрос, почему именно так устроен мир, на стадии анимизма мифология породила образ всеобщего блага, одного на всех, часто представляемого в виде большого каравая. Каждому достается его часть – доля, но одному мякоть, а другому - подгорелая корочка. И это судьба человека, которую он должен до конца, не уклоняясь, избыть.
Переход к политеизму вылился в персонификацию Доли и Недоли в виде небесных богинь, которые наделяют каждого человека при рождении своей частью удач и неудач. А не вписывающаяся в эту схему смерть отобразилась в нить судьбы, которую прядет и перерезает Мокошь. (Существуют варианты, когда нить судьбы прядут сами Доля и Недоля).
Эта персонификация по времени совпадает со становлением княжеской власти и превращение язычества в «официальную» религию с устоявшимися пантеоном и обрядами.
Но после крещения Руси резко меняется качество носителей мифологии и происходит «приземление» Доли и Недоли до уровня обыкновенных духов, сопровождающих каждого человека. Жизненное благополучие теперь связывается с усердностью или праздностью личной Доли. Она получает материальное воплощение, обычно в виде девушки, женщины или старухи, и ее даже можно поймать, заставив работать на себя, а то и вовсе побить, принудив к нужному действию. (Так же как и избавиться от Недоли, заточив ее под землю или в какой-нибудь предмет).
Следующий эволюционный шаг связан с введением откупа. У крестьянства появилась большая свобода в выборе жизненного пути. И это сразу же отразилось в сказках и быличках, где стал появляться не всегда четко осознаваемый мотив предназначения, который перекидывает мостик от славянской мифологии к восточному пониманию Пути.
Функция Доли стала заключаться, прежде всего, в открытии этого предназначения. Человек должен найти ее и спросить, чем ему надо заниматься. А жизненный успех стал связываться со следованием указаниям духа.
Приведем в качестве примера одну быличку.

«Жил один человек богатый, а его сосед был бедный. Оба они занимались хлебопашеством. Богатый косил в поле хлеб. Вот скосил он несколько десятин, а поскольку дело было в воскресенье, то оставил он снопы в поле, а сам поехал домой. А бедный сосед остался ночевать на своей десятине. Ночью он проснулся и видит, как по ниве богатого ходит женщина, собирает колосья и вставляет их в снопы. Подошел к ней поближе, схватил ее и спрашивает: «Ты кто такая?» - «Я Доля твоего соседа». – «А раз ты Доля, ты должна знать, где моя Доля». – «А твоя Доля сидит в лесу под дубом. Ты пойди, пробери ее как следует. Почему она тебе не помогает?». Человек взял батог, пошел в лес, нашел свою Долю, сидящую под дубом. Ударил он ее батогом. Она его спрашивает: «За что ты меня бьешь?» - «Да как тебя не бить, раз ты тут сидишь и мне не помогаешь». – «Если хочешь, чтобы я тебе помогала, то иди к своему соседу, займи у него денег, хоть рублей десять, и займись торговлей. Только тогда я к тебе приду и буду помогать. А если не послушаешь меня, то я буду тут лежать и не уйду из леса, пока ты не умрешь». Послушал бедняк свою Долю, пошел, занял денег, накупил разного товара и занялся торговлей. Доля ему стала помогать, и так ему повезло в торговле, что через несколько лет он стал богаче своего соседа».

И хотя в этой быличке еще допускается возможность грубого воздействия на свою Долю, но уже проявляются два важных момента – Доля говорит человеку о роде деятельности, приводящем к успеху, и согласна ему помогать, только если он будет следовать полученному совету.
В жестко структурированном обществе рождение в семье крепостного крестьянина фактически предопределяло всю дальнейшую жизнь, а необходимость следования выбранной судьбе воспринималась как нечто естественное. Вырваться из раз и навсегда заданного круга можно было только с помощью чуда, что и нашло многочисленное отражение в народных сказках.
Но как только появились откупа, т.е. возможность резко изменить судьбу, коллективное мышление, в том числе в своей мифологической части, должно было отобразить новые реалии. Это и породило «осевую революцию» (см. раздел 7 «Размышления о Пути» - «Технико-гуманитарный баланс») в понимании судьбы с ее персональной ответственностью за свои деяния и превращением Доли в оракула.
Судьба начинает трактоваться не как жестко заданное предопределение, а как направление движения. А Доля и Недоля начинают играть роль положительных и отрицательных стимулов в движении по указанному пути.

Несколько предварительных слов -
Зарождение язычества -
Размышление о Пути
1. Тема для размышления -
2. Хлопок одной ладони -
3. Совмещение несовместимого -
4. Различие между восточным и западным мышлением -
5. Западная интерпретация Пути -
6. Одинокий Путь Фридриха Ницше -
7. Технико-гуманитарный баланс -
8. Гуманитарная составляющая баланса -
9. Избыточное многообразие. Большой и малый Пути -
10. Медитация по «Так говорил Заратустра» -
11. Личный баланс -
12. Осознание Пути –
13. Одиночество Идущего по Пути -
14. Двигаться дальше – как страшно -
15. Ван Гог и его Путь -

Русское слово «Бог» родственно индийскому bhagas, где «bhag» означает «делить». То есть Бог - высшее существо, наделяющее нас, смертных людей, особыми дарами, счастьем. Слова богатый (на санскрите - бхагават) и богатырь имели смысл: бог одарил их благополучием или силой. Наоборот, отрицательная частица означала, что бог не дал счастья этому человеку и потому он убогий (бедный, болезненный слепой, калека), небога (бедняк, сирота) или вовсе небожчик (покойник).

В декоративных украшениях даже христианских храмах изображали двух рожаниц — счастливую Долю и лихую Недолю (Храм Спаса на Ильине, Великий Новгород и др.)

Судьба слепа, говорили : «Лентяй лежит, а Бог для него долю держит», - то есть ее получают не за заслуги, а по случайному выбору. Считалось, что от судьбы не уйдешь, но все же ее можно было улучшить или ухудшить с помощью определенных ритуалов. Например, не следовало проходить под поваленным деревом - «долю себе убавишь». Существовал ежедневный обычай, когда главный в семье подтверждал долю домочадцев: нарезал каравай и вручал каждому его часть, большую или меньшую. Часто герои сказаний отправлялись в дорогу, чтобы свою долю найти, то есть изменить ее на лучшую.
Но Доля бывает разной, уж кому какая выпадет, когда человек появляется на свет: в лихую годину или в счастливый час.

Слово счастье имеет в виду часть высшего дара, большего или меньшего. А доля - не только судьба, которой наделяют, но и богиня, воплощенная идея Всевышнего.

Идея судьбы-слуги была известна еще в Древнем Египте, где каждый человек, когда подходил срок отправляться в мир иной, прихватывал с собой куколку - ушебти (у богатых египтян их было несколько). На том свете, как и на этом, нужно было работать - возделывать поля. Ежедневно боги-смотрители устраивали перекличку, а за душу умершего откликалась его ушебти. Она же и работала потом без устали за хозяина, пока тот отдыхал в тенечке.

Недоля (Нужа, Нужда) - богиня, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу. Доля и Недоля - не просто олицетворения отвлеченных понятий, не имеющие объективного бытия, а напротив - живые лица, тождественные девам судьбы. Они действуют по собственным расчетам, независимо от воли и намерений человека: счастливый вовсе не работает и живет в довольстве, потому что за него трудится Доля. Наоборот, деятельность Недоли постоянно направлена во вред человеку. Пока она бодрствует - беда следует за бедою, и только тогда становится легче несчастному, когда засыпает его Недоля: «Коли спит Лихо, не буди ж его». «И сама Обида-Недоля, не смыкая глаз, усталая, день исходив от дома к дому, грохнулась на землю и под терновым кустом спит».

Доля - добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу. Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету - преград нет: болото, река, лес, горы - Доля вмиг одолеет. Не любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя поначалу дружбу заводит с каждым - потом разберется и от плохого, злого человека уйдет. «..А ты постели им дорогу золотыми камнями, сделай так, чтобы век с ними да не с кудластой рваной Обидой, а с красавицей Долей, измени наш жалкий удел в счастливый, нареки наново участь бесталанной Руси».

В Риме Доля называлась Фортуной и имела такое же значение.

Позже, в христианские времена, Доля и Недоля, Счастье и Злосчастье стали восприниматься как две силы, влияющие на человека: светлая - ангел, стоящий за правым плечом, и темная - черт, выглядывающий из-за левого плеча. Потому-то, когда случится что-то плохое, в этом видят проделки черта и трижды плюют на него через левое плечо.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...