Горицкий монастырь в переславле карта. Успенский горицкий монастырь

Успенский Горицкий монастырь – одно из самых неоднозначных мест Переславля-Залесского. Это впечатление складывается от того, что сейчас на территории обители располагается государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Монастырь не действует уже почти 280 лет.

Немного странно и грустно смотреть на это величественное произведение русского религиозного зодчества, с его обширной территорией, монастырскими стенами, звонницами и храмами, и понимать, что монастырь не исполняет свое истинное предназначение.

Из пяти сохранившихся монастырей Переславля-Залесского, Горицкий монастырь единственный до сих пор не передан церкви.

Только в 2012 году Правительством Ярославской области было принято решение о передаче храмов монастыря Русской Православной Церкви. А значит, есть надежда, что скоро монастырь вернет себе былое величие.

История Горицкого монастыря

Точное время основания монастыря, как и многих других святых обителей, не известно. Очень мало сохранилось сведений и о первоначальной истории монастыря. Однако, не стершиеся в веках события давних лет стали причиной этому. Весь монастырский архив погиб в огне в результате пожара 12 июня 1722 года.

Считается, что монастырь был основан в самом начале XIV века, во времена правления Ивана Калиты. Место для монастыря было выбрано на южном берегу Плещеева озера, на возвышенности, именуемой «горица». Отсюда и получила обитель свое первоначальное название - «Успения на Горице», которое позже превратилось в Горицкий Успенский монастырь.

В 1382 году, во время набега хана Тохтамыша на Переславль-Залесский, Горицкий монастырь был разграблен и сожжен. Все деревянные постройки были уничтожены. Своему восстановлению монастырь обязан великой княгине Евдокии, жене Дмитрия Донского, чудесным образом спасшейся от татар во время набега. История гласит, что незадолго до вторжения, княгиня приехала в Горицкий монастырь на богомолье. Ей и небольшой группе людей удалось спастись в тот день. Беглецы уплыли на плоту на середину Плещеева озера, где их скрыл густой туман. В благодарность за спасение, в 1392 году Евдокия на свои деньги восстановила монастырь, а в Переславле появилась традиция – каждое шестое воскресенье после Пасхи устраивать Крестный ход на лодках от Горицкого монастыря до середины озера.

Что происходило в жизни монастыря в XIV-XVI веках неизвестно, но есть предположения, что монастырь обретал все большее влияние и пользовался уважением царской семьи. В XVI веке на территории Горицкого монастыря начинается каменное строительство, что подтверждает его статус и богатство. Во второй половине XVII века во владении монастыря находились очень большие земли и около 5000 крестьян. В это время с юга и юго-запада появляется новая каменная ограда с башнями, а также Святые и Проездные ворота, палата привратника.

В 1744 году в связи с образованием Переславской епархии, Успенский Горицкий монастырь становится кафедральным. Эти события спровоцировали новую перестройку монастыря, ведь здесь должна была разместиться резиденция архиепископа. Был задуман грандиозный проект – строительство комплекса более красивых и высоких зданий, во главе которых должен был находиться Успенский собор. Строительство затянулось на долгие годы, но в 1788 году Переславская епархия был упразднена. Мгновенно прекращаются строительные работы, священнослужители и церковные сановники покидают монастырь, пустеют храмы. Чтобы не допустить угасания Гориц, городские власти принимают решение разместить в опустевших зданиях различные административные органы – казначейство, суд, магистрат. Успенский храм еще какое-то время оставался главным городским собором, но затем, по просьбе местных жителей, этот статус был передан собору, находящемуся в центре города. С тех пор службы в Успенском храме проходили только летом по случаю праздников. Постепенно территория монастыря все больше запустевает, здания разрушаются, некогда величественный монастырь становится почти заброшенным. В 1881 году на территории обители открылось духовное училище.

Как это ни странно, приводить в порядок территорию монастыря начали после революции. При этом были отреставрированы все здания, и в 1919 году в стенах Горицкого монастыря открылся Переславль-Залесский краеведческий музей. С тех пор монастырь действует в качестве историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Храмы, часовни и другие постройки монастыря

Стены монастыря, которые достраивались уже в XVIII веке, довольно невысокие, так как не выполняли оборонительную функцию, в отличие от монастырских стен более ранней поры. Бойницы в них так же несут скорее декоративную функцию, в каких-то местах стены их нет совсем. То же самое можно сказать и о башнях северной стороны стен монастыря – все они выстроены и украшены с большим искусством.

Главное здание Горицкого монастыря – Успенский собор, в том виде, в котором он существует сейчас, был построен в 1750-х годах. Основная часть здания храма имеет форму четверика, по бокам храм окружают крытые галереи с широкими арочными окнами. Собор увенчан пятью небольшими изящными главками. Внутри храм отделан лепниной, а стены украшает богатая роспись в стиле барокко. Сохранился многоярусный золоченый иконостас 1759 года, выполненный под руководством мастера Якова Жукова. Иконостас представляет собой 5 рядов икон, поднимающихся от пола алтарного возвышения до самого основания главного свода, и богато украшен барочными колоннами, фигурами святых и растительным орнаментом. Чтобы сохранить росписи на стенах и защитить их от губительного действия холода, собор открыт только в теплое время года.

Маленькая церковь Богоявления Господня находится на нижнем этаже четырехъярусной колокольни, которая строилась с перерывами с 1768 по 1777 год. Колокольня представляет собой величественное здание с люкарнами на высоком куполе и небольшой главкой. После упразднения Переславской епархии, колокола отсюда были сняты и отправлены в Санкт-Петербург, на колокольню Петропавловской крепости. На самом верху колокольни находится смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на Плещеево озеро и Переславль-Залесский. Попасть на колокольню можно только в теплое время года.

Церковь Всех Святых с трапезными палатами была построена во второй половине XVII века, и находится недалеко от Успенского собора. Здание церкви, высоко поднимающееся над стенами монастыря, представляет собой бесстолпный четверик, увенчанный пятью небольшими главками. Здание духовного училища, которое открылось на территории монастыря в 1881 году, было вплотную пристроено к стенам церкви. А сама она была полностью перестроена в 1883 году и стала выполнять функции домового храма при училище. В настоящее время в здании бывшего духовного училища находится картинная галерея, а перед входом установлены пушки и лежат осадные орудия, отбитые переславцами у поляков при осаде их родного города.

В северной стене монастыря находится небольшая звонница, построенная во второй половине XIX века. Само по себе здание не слишком примечательно, особенно сильно пострадало оно от рук посетителей изнутри, но со второго яруса звонницы открывается чудесный вид на город и озеро.

Церковь Николая Чудотворца была построена над Святыми воротами в конце XVIII века в стиле московского барокко. Основание церкви декорировано фигурным кирпичом, по бокам устроены галереи, а венчает храм небольшая главка. С 1788 года в церкви не проводились богослужения, и сейчас там размещается одна из экспозиций музея.

В середине XVIII века на территории монастыря был выкопан пруд на случай пожара. Пруд был создан искусственно, вода в него поступает по трубам от соседнего водоема, находящегося недалеко от стен монастыря. В 1925 году сотрудники музея засадили берега фруктовыми деревьями. В настоящий момент пруд выглядит довольно заросшим.

Кроме того, на территории монастыря находятся две деревянные часовни. Эти часовни, построенные на деньги, собранные жителями, были перевезены сюда из сел Фонинское и Старово Переславского района. Часовня Покрова из деревни Старово (XIX век) находится напротив Проездных ворот, через которые осуществляется вход в Горицкий монастырь. Она была перевезена сюда в 1983 году и сейчас в ней находится касса музея-заповедника. Часовня Святого Георгия (конец XIX века) из деревни Фонинское находится неподалеку.

Проездные ворота в восточной стене монастыря - шедевр русского зодчества XVII века. Сами по себе довольно невысокие, так как выполняли скорее хозяйственную, нежели декоративную функцию, они, тем не менее, притягивают внимание. Некоторое время назад в овальной нише над воротами находилась хорошо сохранившаяся фреска с изображением святых, но теперь она исчезла (видимо ее закрыли перед реставрацией).

С 1963 года на территории монастыря находится бюст Юрия Долгорукого, основателя Переславля-Залесского. Собрание Переславль-Залесского музея включает в себя различные экспозиции и выставки. В картинной галерее представлены работы Шишкина, Юона, Коровина и многих других мастеров. В музее имеется коллекция древнерусской живописи, богатая коллекция икон и интересное собрание деревянной скульптуры. В огромной библиотеке монастыря хранятся редкие грамоты и книги, пожизненные издания великих русских писателей.

Бесспорно, комплекс сооружений Успенского Горицкого монастыря представляет собой большой интерес и подлежит тщательному сохранению и восстановлению. При этом, можно утверждать, что факт размещения в стенах храмов и церквей музейных экспозиций, вызывает чувство несоответствия даже в душах людей не очень религиозных. Тем не менее, пребывание на территории монастыря, осмотр построек XVII-XIX веков и вид со смотровых площадок на город и Плещеево озеро, безусловно, способны вызвать сильные эмоции.

Адрес: г. Переславль-Залесский, Музейный пер, д. 4

Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




























  • Вид с колокольни
  • Вид с колокольни
  • Вид с колокольни
  • Вид с колокольни
  • Вид с колокольни
  • Вид с колокольни
  • Вид с колокольни
  • Вид с колокольни
  • Вид с колокольни
  • Успенский собор 1750-е гг.
  • Иконостас Успенского собора
  • Успенский собор 1750-е гг.
  • Башня XVIII в. и Успенский собор
  • Успенский собор 1750-е гг.
  • Звонница XIX в.
  • Вид со звонницы
  • Церковь Всех Святых с Трапезной палатой конец XVII в.
  • Церковь Всех Святых с Трапезной палатой конец XVII в.

Одна из жемчужин Золотого кольца России – Успенский Горицкий монастырь. Переславль-Залесский сберегает наследие древней православной обители, возвышающейся на городском холме. Успенский монастырский комплекс, похожий на крепость, – свидетель бурных потрясений российской истории, является историко-художественным музеем-заповедником.

Свое название Переславль-Залесский Горицкий Успенский монастырь получил по нахождению на возвышении возле Плещеева озера. Историки предполагают, что время основания монастыря – первая половина XIV столетия, когда Русью правил Иван Калита.

Точная дата неизвестна из-за сожженных пожаром монастырских архивных документов летом 1722 года. Специалисты утверждают, что время основания Горицкой монашеской обители в Переславле-Залесском – 1362 год. Существует еще одна интересная версия, что монашеская община находилась здесь с XII века, созданная на месте древнего капища язычников – Шутовой рощи.

Монашеская обитель всегда служила своеобразной крепостью для защиты жителей Переславля-Залесского от нашествия врагов. Известно, что в 1382 году татарский хан Тохтамыш напал на город. Тогда стены монастыря послужили укрытием для жены князя Дмитрия Донского.

Когда город запылал в огне, отчалившая от монастырского причала лодка с супругой князя выплыла на середину Плещеева озера, укрывшись от врага за густой пеленой тумана. Согласно местным преданиям, таким способом получили спасение некоторые жители. После освобождения Переславля-Залесского от татар княгиней Евдокией были пожертвованы деньги на восстановление пострадавших монастырских строений.

Примите к сведению! Помня о спасении на Плещеевом озере, верующие жители Переславля-Залесского ежегодно отмечают день, выпадающий на шестое воскресенье после Пасхи, лодочным крестным ходом по озеру, отплывая от монастырских стен и устья Трубежа.

Горицкая обитель стала в XV веке местом принятия монашеского обета преподобным Даниилом Переславльским, впоследствии ставшим ее игуменом и канонизированным после смерти в святые.

Успенский Горицкий монастырь в XVI-XVII веках переживал расцвет. В его владении находилось несколько окрестных сел с более чем 5 тысячами крестьян. Сюда приезжали монархи с семьями, оставляя ценные подарки.

Упразднение монастыря

Горицкий монастырь в целом просуществовал до 1744 года, когда в Переславле-Залесском основали Переславльскую епархию. Ей подчинялось 600 церквей и 20 монастырей городов Александрова, Волоколамска, Дмитрова и Можайска. Монашескую обитель упразднили, сделав ее резиденцией архиерея.

При благоустройстве представительства епархии снесли древние монастырские строения: службы, звонницу и трехглавую церковь начала XVI века. Вместо старого храма в Переславле-Залесском начали возведение монастырского комплекса, включающего:

  • большой Успенский собор, примыкающую к нему Гефсиманию, копирующую Гефсиманский сад в Иерусалиме со всеми его святынями;
  • трапезную, пристроенную к Храму Всех святых, который планировалось перестроить;
  • Богоявленскую церковь с колокольней.

Строительство основных церковных сооружений в Переславле-Залесском было завершено в 1777 году. К этому времени относится постройка части ограды с башнями. Завершить грандиозный архиерейский проект не удалось из-за решения Высочайшего Московского патриархата расформировать Переславльскую епархию в 1788 году. Со звонницы были сняты колокола и переправлены в Петербург, богатая ризница разобрана и вывезена в Москву. Все церковные сановники покинули недостроенную резиденцию, которая постепенно стала ветшать.

Территория Успенского монастыря пустовала до 1881 года, когда епархия распорядилась об основании на Горицком монастырском подворье духовного училища. Из кирпичей недостроенной Гефсимании был возведен учебный корпус, а учеников поселили в пустующих помещениях. Отремонтированный старинный пятиглавый храм Всех Святых служил будущим священнослужителям домовой церковью.

Второй Горицкий монастырь

Не меньший интерес для верующих и туристов представляет Воскресенский Горицкий женский монастырь, находящийся в поселении Горицы Вологодской области. Он раскинулся в живописном месте берега реки Шексны.

Основательницей женской монашеской обители стала в 1544 году Ефросинья Старицкая – вдова князя Андрея Старицкого, приходившегося родным дядей Ивану Грозному.

По превратности судьбы позднее княгиня трагически погибла, заключенная в монастыре царем, и захоронена на монастырском погосте. Останки Ефросиньи были канонизированы и объявлены святыми мощами. Стены Вознесенской Горицкой обители на протяжении своей истории стали местом заточения известных русских женщин: Анны Колтовской – четвертой жены Ивана Грозного, Марии – матери царевича Дмитрия, Ксении Годуновой – дочери Бориса Годунова.

За стенами женской Горицкой обители располагаются три каменных храма:

  • старейший двухэтажный храм, построенный в 1544 году княгиней Ефросиньей, и достроенная стараниями инокини Марфы в начале ХVII столетия колокольня, сейчас не действует, нуждаясь в капитальной реконструкции;
  • действующий Троицкий собор, датируемый 1821 годом;
  • Покровская церковь – функционирующий поныне теплый храм, выстроенный в 1832 году в монастырской стене.

Территория Воскресенской обители ограждена каменной стеной, где обустроены жилые кельи, гостиница и больница. По четырем углам стены возвышаются башни. Главный монастырский вход – Святые ворота – располагается в стене со стороны, выходящей к берегу реки Шексны. Женский монастырь после советского периода истории возобновил служение Богу в октябре 1999 года, приняв в свои стены монахинь и послушниц.

Полезное видео

Подведем итоги

Успенский Горицкий монастырь в Переславле-Залесском и Воскресенский Горицкий женский монастыри считаются памятниками культуры федерального значения, служа островками духовности для народа России. Они ежегодно притягивают потоки верующих паломников и туристов, интересующихся историей нашей страны.

Ну теперь перейдем Успенскому собору.Как было уже сказано в 1382 году монастырь был разорен отрядами татарского хана Тохтамыша, а затем восстановлен при содействии жены Дмитрия Донского великой княгини Евдокии.

В средние века монастырь владел многочисленными сёлами. Почти все сохранившиеся сооружения относятся к 17–19 вв. Переславская епархия была образована в 1744 году. В нее вошли такие отдаленные от Переславля городá, как Боровск, Можайск, Волоколамск, Дмитров. В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа. Посвящение двух храмов Успению и Всем Святым - обычное для многих русских монастырей. Возможно, впервые оно пошло ещё от Киево-Печерской лавры.

Для благоустройства резиденции были снесены многие древние постройки: звонница, собор, службы. Упоминания о них сохранились только в монастырских документах. На месте старого трехглавого собора, 1520-х годов постройки, было решено выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс, состоящий из Успенского собора, примыкающей к нему с запада Гефсиманией (постройкой, связанной с ландшафтом и символизирующей евангельские события) и трапезной с храмом Всех Святых, которую намеревались перестроить. Здание Гефсимании, разобранное на материал для строительства духовного училища впоследствии, так и не было достроено и долгие годы оставалось без крыши.

Обширные строительные работы развернулись в Горицах лишь в середине пятидесятых годов. Оставалось уже совсем немного сделать, чтобы завершить грандиозный по замыслу проект перестройки ансамбля, но этому не суждено было сбыться.


В 1788 году Высочайшим указом Переславскую епархию упраздняют. Прекращаются строительные работы, разъезжаются из Гориц церковные сановники, пустеют палаты и храмы, часть колоколов увозят в Петербург на колокольню Петропавловской крепости, а богатую ризницу отправляют в Москву. Чтобы поддержать угасающую жизнь в Горицах, городские власти размещают в опустевших зданиях различные учреждения - суд, казначейство, магистрат, а на редкость богато убранный Успенский храм превращают в городской собор.
Вид от кассы комплекса.

Только в 1881 году было принято решение разместить в пустующих зданиях бывшей обители духовное училище. Патриоты Переславля, историки архитекторы в XIX и начале XX столетия не раз высказывали беспокойство о состоянии старинных сооружений Горицкого монастыря, некоторые из которых по праву считались выдающимися памятниками русского зодчества. К счастью, печальным предположениям не суждено было сбыться.

Вид со стороны колокольни.

Главное здание в ансамбле Горицкого Успенского монастыря – Успенский собор ХVIII века.
Этот собор пятиглавый. Успенский собор – главное сооружение Горицкого монастыря – начал строиться в середине 1750-х гг. Построен собор в стиле, который иногда называют "переяславским барокко". В отличие от "московского", где восьмерик увенчан одним куполом, или "петербургского", где храмы совсем уж напоминают европейские, здесь основа осталась традиционно русской, пятиглавой, просто декор заметно изменился.
Успенский собор можно назвать и пятикупольным, и - семикупольным : из-за двух башенок-приделов, сдвинутых к алтарю. Расположение этих башен-фонарей очень напоминает ярославское зодчество XVII века. Только там храмы обычно обрамлены шатровыми приделами, здесь же боковые главы по форме не отличаются от пяти основных - только что "спрыгнули" на ступеньку ниже. При взгляде с востока, образуется очень живописная, расходящаяся надвое лестница куполов.




Массивный, но в то же время изящный четверик окружен по бокам крытыми галереями с широкими арочными окнами; с востока к нему примыкает большая апсида, по бокам которой поставлены два восьмигранных придела. Приделы завершаются отдельными куполами с люкарнами и световыми барабанами. Сам собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Часть окон в барабанах заложена.
С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было. По бокам от апсид трапезной церкви сохранились пристройки – следы несостоявшегося грандиозного архитектурного комплекса. На западном фасаде Успенского собора также видны следы этого замысла – высокая заложенная арка, которая и должна была соединять собор с Гефсиманией. Вместо арки там сохранилась небольшая на ее фоне дверь, сейчас закрытая; утрачены даже ступени, ведшие к ней.
Маленькие серебристые куполочки Всехсвятской трапезной церкви являют разительный контраст с большими зелёными луковками Успенского собора. И это при том, что по высоте два храма почти одинаковы. Чёрточки их соседствующих кровель словно по одной линейке проведены. Собор - выше только за счёт более массивных куполов. Когда-то два храма составляли неразрывное целое, соединяясь корпусом под названием Гефсимания . Гефсиманский сад в Иерусалиме знаменит не только местом "моления о Чаше" Спасителя, но и Гробницей Божией Матери, потому на Успенский Горицкий монастырь, вполне в русских традициях, было перенесено это евангельское название. Во многих русских монастырях и архиерейских домах постройки соединялись друг с другом, так что их можно было обойти, не спускаясь во двор: актуально для сурового климата с долгой зимой. Переяславские Горицы не были исключением. Только вот до наших дней Гефсиманский корпус, к сожалению, не сохранился - остался лишь след его примыкания на западном фасаде собора (фото выше).

Поражает своим размахом и интерьер собора. Своды и стены Успенского собора покрыты лепниной (в т. ч. с изображением вензелей). На своде собора, под изображением короны, размещается вензель Елизаветы Петровны (ЕI), а на западной строне вензель Екатерины Великой (Е II). Как говорят, в честь посещения императрицами этого собора и большими пожертвованиями. Почему-то вензеля Екатерины Великой нет фото, хотя помню, что делала оба снимка...
Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима.
Белая лепнина эффектно выделяется на окружающем ее голубом фоне. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Кроме лепнины, стены собора украшены живописными панно.
Иконы для него писали мастера из Нового Иерусалима. Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря.



Заслуживает внимания резной золоченый иконостас. Он является основной достопримечательностью Успенского собора. Иконостас состоит из пяти рядов икон, написанных художниками из иконописной мастерской подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря. Резной каркас иконостаса с рельефами и скульптурами – работа мастеров московской артели Якова Жукова. Его великолепный многоярусный иконостас создавался в 1750-х гг. Он считается одним из красивейших в России... во всяком случае, если брать XVIII век, эпоху господства барокко. "Местами иконостас выглядит воздушным и трепетным, словно всё это выполнено из золочёного застывшего кружева", - поэтично выразился автор одного из путеводителей.

После упразднения епархии и закрытия Горицкого Успенского монастыря Успенский собор некоторое время выполнял функцию главного городского храма, пока местные жители, которым далеко было добираться сюда на службы, не обратились с просьбой вернуть этот статус собору в центре города. Так главным городским собором стал Владимирский собор в центре Переславля. Последняя реставрация в Успенском соборе была проведена в 1956-66 годах под руководством архитектора-реставратора, создателя и сотрудника Переславской реставрационной мастерской профессора Пуришева И.Б.





Видны уже и новые иконы, видимо тут иногда проходят службы.






Часть сохраненного интерьера хранится в самом соборе и ждет своего часа.








Все это великолепие просто требует хозяйской руки и реконструкции. Осевшая за более полувека со времени последней реконструкции пыль и грязь видна невооруженным глазом, хотя убранство продолжает впечатлять! Есть и неболльшая часть сохраненных могильных надгробий в соборе.

Успенский собор открыт с мая по сентябрь ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последнего вторника месяца. В это время можно осмотреть пышный интерьер собора.

Успенский собор, сейчас является экспозицией и хранилищем музея.
С одной из стен собора стоит колокол. Колокол весом 149 пудов 19 фунтов отлит на заводе Финляндского в 1865 г. для Переславля-Залесского. Но никаких поясняющих табличек о нем нет.



А вот н апротив собора можно увидеть большое количество надгробий.






В основном даты смерти относятся к началу ХIХ в., но есть и более «молодые», например, здесь погребен зудожник Д.Н. Кардовский, который был родом из этих мест.
Пожалуй это весь материал, что у меня есть о Горницком монастыре.

Горицкий Успенский мужской монастырь

Горицкий Успенский мужской монастырь

Горицкий Успенский мужской монастырь был основан при Иване Калите в 1362 году.
Вскоре в нем был пострижен святой Дмитрий Прилуцкий, оставивший монастырь в 1371 году.
Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье Покропаевых, в Переславле-Залесском (по другим сведениям, в деревне Веслево Переславском районе Ярославской области. В Успенском Горицком монастыре принял монашеский постриг. На берегу Плещеева озера основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.


Дмитрий Прилуцкий

В 1354 году Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским , приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. Под влиянием Сергия Радонежского решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники отправились дальше.

Свое наиболее известное название монастырь получил от расположения на возвышенности – «горице».
От древних деревянных построек не сохранилось ничего.

В 1382 г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь. Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского . Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом. В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392 г. восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.

В Горицком монастыре был рукоположен преподобный Даниил, основатель Троице-Даниловского монастыря (1508 г.). Он прожил в Горицком монастыре с 1495 по 1525 гг.; сюда к нему стекалось множество паломников. Великий князь Василий III пригласил Даниила в крестные к своему сыну Ивану – будущему царю Ивану Грозному. Сам монастырь нередко посещали цари и их семьи, и в ризнице собралось немало царских даров.
С XVI века в монастыре значатся каменные постройки, что указывает на его богатство. В XVII веке в монастырском владении были очень большие земли и около 5000 крестьян.

Во второй половине XVII века с юга и юго-запада монастырь был обнесен новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника.





Святые врата с надвратной Никольской церковью

Святые врата с надвратной Никольской церковью – образец соединения двух соседствующих по времени стилей: узорочья и московского барокко. Нижний ярус с широкой проездной аркой был выстроен в середине XVII века и богато декорирован деталями из фигурного кирпича. Верхняя часть с церковью надстроена позже, в конце XVII века, и ее убранство близко к московскому барокко, получившему в то время большую популярность. На массивном четверике с четырехскатной кровлей стоят два маленьких убывающих восьмерика, поддерживающих небольшую главку. По бокам церковь охвачена галереей, идущей по границам нижнего яруса ворот.



Проездные ворота монастыря

Подлинным шедевром зодчества XVII века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание, выделяет их на фоне почти гладких, лишенных декора стен. Над массивными арками по бокам от ворот сверху помещены изящные фигурки двух коней, поднявшихся на дыбы. Верхняя массивная надстройка сооружена во второй половине XIX века.


Стена монастыря

Башни монастырской ограды

Стены достраивались в XVIII веке. Тогда оборонительного значения новая стена уже не имела, поэтому ее высота значительно меньше, чем обычно бывает в древних крепостях. Бойницы в них сделаны также скорее с декоративной целью – нижних нет вовсе, кое-где нет и верхних. Башни северной стороны стен монастыря украшены с большим искусством: явно мастера заботились о внешнем виде стен и башен больше, нежели чем об обороне.


Колокольня с Богоявленской церковью

Главная вертикаль монастыря – колокольня с Богоявленской церковью – начала строиться в 1760-х гг., потом строительство застопорилось и было доведено до конца в 1780-х гг. Это внушительное и величественное четырехъярусное здание с маленький церковью в нижнем ярусе. Венчает ее высокий купол с люкарнами, перекликающийся с куполами Успенского собора, и главка на большом узорчатом барабане. Когда Переславская епархия была упразднена, колокола отсюда были сняты и перевезены в Санкт-Петербург, на колокольню Петропавловской крепости. Сейчас на колокольне устроена просторная смотровая площадка, откуда открывается, пожалуй, лучший и самый полный вид на весь город.


Памятник Юрию Долгорукому (1090-1157гг.) основателю Переславль-Залесского

В 1963 г. в музей был передан бюст основателя города, князя Юрия Долгорукого. Сейчас этот памятник встречает туристов недалеко от входа в монастырь.

В 1744 г. была образована Переславская епархия. В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа. Было решено выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс, состоящий из Успенского собора, примыкающей к нему с запада Гефсиманией (постройкой, связанной с ландшафтом и символизирующей евангельские события) и трапезной с храмом Всех Святых.


Трапезная палата с Всехсвятской церковью (слева) и Успенский собор




Всехсвятская церковь

Церковь Всех Святых с Трапезной палатой (конец XVII века), ныне экспозиция и хранилище.

Трапезная палата с Всехсвятской церковью была построена, судя по убранству, в последние десятилетия XVII века. Высоко поднимающийся над стенами монастыря бесстолпный четверик церкви увенчан пятью главками на тонких узорчатых барабанах. Под карнизом проведен широкий фриз с ложными закомарами. Окна храма, апсид и трапезной палаты обрамлены фигурными наличниками. Построенное в XVII веке здание значительно реконструировалось в XVIII и XIX веках. Апсиды были скрыты кирпичной стеной XVIII века, многие наличники стесаны. Хотя бы отчасти их восстановили только при реставрации 1970-х гг.





Успенский собор (1750-е годы), ныне экспозиция и хранилище

Успенский собор – главное сооружение Горицкого монастыря – начал строиться в середине 1750-х гг. Массивный, но в то же время изящный четверик окружен по бокам крытыми галереями с широкими арочными окнами; с востока к нему примыкает большая апсида, по бокам которой поставлены два восьмигранных придела. Приделы завершаются отдельными куполами с люкарнами и световыми барабанами. Сам собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Часть окон в барабанах заложена. С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было. По бокам от апсид трапезной церкви сохранились пристройки – следы несостоявшегося грандиозного архитектурного комплекса. На западном фасаде Успенского собора также видны следы этого замысла – высокая заложенная арка, которая и должна была соединять собор с Гефсиманией. Вместо арки там сохранилась небольшая на ее фоне дверь, сейчас закрытая; утрачены даже ступени, ведшие к ней.


Колокол

Колокол весом 149 пудов 19 фунтов отлит на заводе Финляндского в 1865 г. для Переславля-Залесского

Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него тоже написаны мастерами из Нового Иерусалима. Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря.

Звонница

В XIX веке в северной стене была устроена невысокая звонница, с которой открывается великолепный вид на Плещеево озеро.


Монастырский пруд

В середине XVIII века посреди монастыря был выкопан пруд «для предосторожности от пожарных случаев». Пруд заполнялся водой искусственно, по трубам, проведенным от соседнего пруда у стен монастыря. Берега пруда были укреплены бревнами. В 1925 г. сотрудниками музея вокруг него были насажены фруктовые деревья.

Масштабное строительство во монастыре было приостановлено сначала после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель в 1764 г., а окончательно застопорилось, когда упразднили Переславскую епархию, просуществовавшую всего 44 года – до 1788 г. Недостроенную Гефсиманию сначала просто забросили, а потом, в 1881 г., и вовсе разобрали.


Трапезная палат

Здание духовного училища

В конце XIX века к трапезной палате с запада было пристроено здание духовного училища с квартирами для преподавателей. Для строительства нового здания и была разобрана недостроенная и обветшавшая Гефсимания. Классы и комнаты для учеников устроили в трапезной. Училище просуществовало до 1918 г., а потом в его стенах разместился музей, о чем свидетельствует старая мемориальная доска и надпись над входом. Сейчас там находится картинная галерея.


Пушки отбиты переславцами у поляков во время осады города в июле 1611 года.


Ядра для осадных орудий XV-XVI вв.

Экспозиции и выставки в здании Духовного училища

Иконопись XV - XVIII вв.

Здесь представлены произведения иконописи XV-XVIII вв., вывезенные сотрудниками музея в 1920-е годы из закрытых и разрушенных монастырей и храмов Переславля и Переславского района. Сохраненные для потомков усилиями нескольких поколений искусствоведов, историков и реставраторов, они ныне составляют гордость музейной коллекции. В древности Переславль-Залесский был одним из центров иконописного дела, входившим в круг ростово-суздальской художественной культуры. С момента присоединения в начале XIV столетия Переславского удела к Московскому княжеству старые культурные связи постепенно ослабевали, но влияние древней традиции еще долго сохранялось в местном изобразительном искусстве. Среди переславских иконописцев были и монастырские иконники, и посадские художники, которые зарабатывали на жизнь своим искусством. Местные мастера писали иконы не только для храмов Переславля и окружавших его сел, но и для церквей Москвы и близлежащих городов. В экспозиции имеется также несколько первоклассных памятников, связанных своим происхождением с московской иконописной школой. Так, около 1557 года по заказу царя Ивана Грозного столичными мастерами были написаны иконы для местного ряда иконостаса Федоровского собора одноименного монастыря: "Федор Стратилат в житии", "Богоматерь Одигитрия", "О тебе радуется", "Троица Ветхозаветная", "Иоанн Златоуст", "Николай Чудотворец". Временем культурного расцвета города была и вторая половина XVII столетия. Тогда в Переславле жили и работали более десятка талантливых иконописцев. Некоторых из них также приглашали для выполнения царских заказов в Москву. В экспозиции музея можно увидеть работы представителей иконописной династии Казариновых, Федота Протопопова и других местных мастеров.


Преподобный Даниил Переславский

Деревянная скульптура и резьба XVI - XIX вв.

Постоянная выставка русской деревянной скульптуры находится в одном из помещений нижнего этажа Трапезной палаты XVII в. Резьба по дереву, занимающая промежуточное положение между высоким искусством и художественным ремеслом - традиционный промысел населения Переславского края. Местные резчики выполняли сложные иконостасные работы, трудились над украшением кораблей петровской потешной флотилии, убирали дивным узорочьем богатые палаты и крестьянские избы, резали на забаву детям игрушки. Удивительное мастерство переславских умельцев отмечал выдающийся исследователь русской деревянной скульптуры Н.Н. Померанцев. В экспозиции музея представлены как законченные скульптурные композиции, так и фрагменты несохранившихся иконостасов XVII-XIX веков из храмов Переславля и Переславского района. Большинство из них было обнаружено сотрудниками музея во время историко-этнографических экспедиций. После длительной реставрации эти уникальные художественные памятники заняли достойное место в музейном собрании. Широкую известность у специалистов и ценителей деревянной скульптуры в России и за рубежом приобрели изображения Спаса Полунощного ("Христос в темнице"), композиция "Тайная вечеря" и "Никола Можайский". Самый любопытный экспонат - это фигура "Мужичок" из имения Бектышево - единственное сохранившееся до настоящего времени скульптурное украшение ограды богатого дома, о существовании которых в Московской Руси известно из описаний иностранных путешественников XVI-XVII вв. Музейная коллекция деревянной скульптуры - это наглядное свидетельство талантливости местного населения, наделенного природным чувством прекрасного и художественным вкусом, сдобренным тонким юмором и самоиронией.

Русская живопись XVIII - XX вв.

Неизменно большой интерес среди посетителей музея и специалистов вызывает коллекция провинциального портрета XVIII-XIX веков. Эти произведения поступили в музей в первые годы его существования из дворянских и купеческих усадеб. В основу собрания русской живописи второй половины XIX века была положена часть коллекции картин Ивана Петровича Свешникова (1834-1910). Среди них картины художников-передвижников: пейзажи И.И. Шишкина, Н.Н. Дубовского, Л.Л. Каменева, В.Д. Поленова, жанровые полотна П.О. Ковалевского, И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского. Большая роль в становлении музея и развитии его художественных коллекций принадлежит Д.Н. Кардовскому. Благодаря его усилиям, в 1927 году собрание живописи пополнилось картинами художников "Мира искусства" и Союза Русских художников. Среди них полотна А.Н. Бенуа, С.Ю. Жуковского, К.Ф. Юона, К.А. Коровина. В 1910-е годы К.А. Коровин написал много пейзажей в окрестностях Переславля, близ деревни Охотино, где у него была дача. К ним принадлежит небольшой этюд "Охотино. Река."(1920). В 1931 году по рекомендации Кардовского Союз советских художников подарил музею картины современных авторов (П.И. Котова, М.И. Авилова, А.А. Рылова). К этому же времени относятся поступления произведений художников "Бубнового валета" - И.И. Машкова, А.В. Лентулова, Н.А. Удальцовой. В 1952 году О.С. Малютина подарила музею "Портрет скульптора С.Д. Эрьзя" (1926) работы своего отца С.В. Малютина. Особенностью коллекции современного искусства музея является ее тематическая направленность. Одним из первых художников, много работ которого посвящены Переславлю, был А.А. Осмеркин. Летом 1948 года на реке Трубеж в Рыбной слободе он написал серию пейзажей. ("Дом Ниткина".)
В 1956 году в Переславле-Залесском открылся Дом творчества художников и скульпторов, который носит имя Д.Н. Кардовского. Переславль с его уютом старинного русского города, богатой историей, архитектурными памятниками на долгие годы определил творческие привязанности многих художников. Здесь плодотворно работали ярославцы, владимирцы, художники Поволжья, Сибири, Москвы, Подмосковья. Постепенно сформировался круг живописцев с определенными творческими интересами, тематикой и стилистикой произведений. Тут начинали свой путь в искусстве ныне широко известные мастера: Э.Г. Браговский, В.И. Иванов, В.Е. Попков, И.А. Попов, И.В. Сорокин. "Дивным старинным русским городом", "землей обетованной" назвал Переславль А.А. Тутунов. Любят наш город и более молодые художники. Их, как и предшественников, привлекают своеобразие старинных улиц, тихие воды Трубежа, укрытые роскошными кронами старых деревьев, голубые просторы Плещеева озера, на высоких берегах которого покоятся величественные ансамбли монастырей.



Часовня св. Георгия XIX в. перевезена из д. Фонинское Переславского уезда.

В 1960-х гг. сюда же были перевезены две деревянных часовни – из деревень Фонинское и Старово Переславского района. Такие часовни были «обыденными», то есть чаще всего сооружались за один день силами крестьян или странствующих плотников на деньги, собранные «миром». Внутри часовни из деревни Фонинское видны деревянные фигуры Христа и святых, выполненные с большим искусством.


Деревянная часовня из Старово Переславского района (касса музея)


В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей - один из первых музеев, созданных в молодом Советском государстве.

Городище Клещино.
Основание Переславля-Залесского. Спасо-Преображенский собор.
Переяславско-Залесское княжество.
Свято-Никольский женский монастырь

Copyright © 2015 Любовь безусловная

В дни праздничных масленичных гуляний уместно будет вспомнить о прошлогодней поездке на Масленицу в Переславль-Залесский . Бегло о том путешествии я уже на страницах блога. Думаю, что пришла пора поговорить подробнее.
​Итак, Широкая Масленица. Мы едем на два дня в Переславль-Залесский - старинный город Золотого кольца России. Всего 150 километров, и вы в другой реальности.
К сожалению, на тот момент мы не знали, где в Переславле проводится Масленица. Та, которая не только для экскурсионных групп (как , на которую мы однажды нарвались), а та, что для народа - для всех жителей и гостей города - с массовыми народными гуляньями, развлечениями, сжиганием чучела Масленицы и, разумеется, блинами и многими другими угощениями.

Реклама — поддержка клуба

Не зная, где проводится (и проводится ли вообще!) Масленица в Переславле , мы рассудили здраво - надо ехать в Переславский музей-заповедник - главный культурный центр города.
Музей-заповедник - понятие объемное. Он включает и уникальный Спасо-Преображенский собор XII века, и музей-усадьбу "Ботик Петра I", и музей-усадьбу Ганшиных. Но центр заповедника располагается в Горицком монастыре. Вот туда мы и отправились.
Сегодня я расскажу вам о Горицком монастыре, покажу его архитектуру (о музейных экспозициях будет отдельный пост). Также вы увидите, какую Масленицу мы здесь застали.

История Горицкого монастыря

Горицкий Успенский монастырь - древнейший на Руси. Точную дату его основания не назовет никто. Известно точно только то, что уже в XIV веке обитель существовала. Название "Горицкий" идет от слова горица, возвышенность. Монастырь действительно стоит на высокой горе.
Идея создания в монастырях музеев мне, честно говоря, не нравится. Но не в случае с Горицким монастырем. Обитель была упразднена здесь еще в середине XVIII века, когда в 1744 году в обители обосновался Архиерейский дом. К сожалению и он пробыл здесь недолго. Все самое ценное вывезли, постройки забросили, так больше века стоял на горе монастырь и разрушался от времени и ветров. Лишь в конце XIX века на территории разместили духовное училище. А в 1918 году - краеведческий музей.
С тех пор прошло почти 100 лет, а музей-заповедник "жив-здоров". Конечно, храмы и здания, где располагаются экспозиции требуют обновления. Но если бы не музей, думаю не увидели бы Горицкого монастыря вообще. Музеи и другие организации, которые располагаются в стенах памятников архитектуры, порой единственное, что не дает уникальным памятникам - дворцам и церквям - разрушиться окончательно.

Архитектура монастыря

В плане Горицкий монастырь имеет форму квадрата. На его территории сохранилось не мало - три башни (XVI-XVII вв.), крепостная стена, Проездные и Святые ворота, палаты привратника (XVI в.), Трапезная палата (XVII в.), надвратная Никольская церковь, Всехсвятская церковь, Успенский собор (XVIII в.), звонница и т.д.
Монастырь интересен как архитектурный объект. И несмотря на потертый вид храмов, а может быть в какой-то степени благодаря ей, ощущаешь глубокую историчность этих стен.
На подъезде к Горицкому монастырю открывается вот такая картина - Проездные ворота, белокаменные стены, Палаты привратника.

Мы ставим машину на парковку у монастырских стен и оглядываемся вокруг. То, что обитель стоит на высоком холме, ощущаешь, глядя на виды, открывающиеся отсюда на Переславль.



Колокольня XVIII век (на рис. №6).

Проездные ворота XVII век (№ 1), Палата привратника (№ 2) XVII век.

Около часовни XIX века (№ 4) посетителей радушно встречает солнечная Масленица.

По дорожке идем в сторону храмов.



Всехсвятская церковь XVII век (№ 8).

Успенский собор XVIII век (№ 7).

Для увеселения граждан стоят такие вот картины с окошечком для лица, чтобы все желающие могли пофотографироваться.

Напротив здания Духовного училища и еще одной деревянной часовни мы застали сцену, на которой шло театрализованное действие. Вокруг стояли люди. Итак, что же происходит на Масленицу в музее-заповеднике Переславля? Здесь принимают и развлекают организованные группы, но принять участие в празднике могут и те, кто просто купил билеты в кассе. На мой взгляд, это тоже неплохой вариант. Погулять по территории, принять участие в празднике, посетить все экспозиции музея.

Развлекательная программа мне показалась занятной. Было весело. Это, конечно, не массовые народные гулянья, но в такой камерности тоже что-то есть.





Для тех, кто приехал группой, угощения - чай и блины - подаются организованно, в процессе программы. Для индивидуалов все еще проще - подходи, покупай блины, шашлыки, глинтвейн, чай и т.д.


После хороводов началось представление.




Завершились гулянья сжиганием чучела Масленицы.




После сжигания чучела мы отправились в музей, расположенный в зданиях Духовного училища (№ 10) и Трапезной палате XVII века (№ 9). О посещении музея я расскажу в отдельном посте.





​После музея мы пошли гулять по территории монастыря дальше.


Между Всехсвятской церковью и Успенским собором - большая площадка.

От звонницы хорошо видна колокольня монастыря.

Весна, однако. Почки набухают.

Ступени Успенского храма.

Сначала мы поднимаемся на стену, чтоб посмотреть через бойницы на Переславль.











​Но лучшие пейзажи, конечно, открываются со смотровой площадки звонницы. Заходим вот в эту деревянную дверцу.

На смотровой площадке.



Всехвсятская церковь и Успенский собор. Вид со смотровой площадки звонницы .

На звоннице одеваю телевик. Давайте разглядывать окрестности Переславля-Залесского вместе со мной.
Золотые купола - Никольский монастырь .

Сорокосвятская церковь на берегу Плещеева озера.

Та же церковь - поближе.




Никольский монастырь во всей красе.

Смоленско-Корнилиевская церковь (1694-1705 гг.) - единственное, что осталось от Борисоглебского мужского монастыря в Переславле-Залесском.

Смоленская (Смоленско-Корнилиевская) церковь стоит рядом с Никольским монастырем.

Никитский мужской монастырь - самый древний в Залесском крае (XI в.) и самый строгий.

Плещеево озеро.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...