Григорий Богослов. Слово о мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих

Думаете, быть богиней - это валяться праздно на Олимпе и фрукты амброзией запивать?

Хочу рассказать об очень интересной римской богине.
Это богиня молчания — (Тацита, «молчаливая»), она же Dea Muta («немая богиня»). Ее праздник отмечается 18 февраля. Ее основная обязанность — защищать от оскорблений, сплетен, клеветы и преследований (выражаясь современным языком, от вербального абьюза).

Легенда, изложенная Овидием в «Фастах», гласит, что однажды бог Юпитер возжелал нимфу по имени Ютурна. Однако та всячески избегала его.

То среди леса она в орешнике пряталась частом,
То она, в воду нырнув, к сестрам скрывалась своим…

Тогда Юпитер созвал всех нимф округи и сказал, что Ютурна сама себе враг, раз отвергает любовь верховного бога. На самом деле она этого хочет, заявил он («То, что мне будет усладой... то будет на радость и ей»).
Юпитер потребовал, чтобы в следующий раз нимфы удержали Ютурну, не дав ей спрятаться в реке.

Все нимфы обещали ему послушание — кроме одной. Она была дочерью речного бога Альмона, а звали ее Лала (в других вариантах — Лара, Ларунда).
Лара не просто не послушалась верховного бога. Она еще и предупредила Ютурну об опасности:

Только она подошла ко пруду Ютурны-сестрицы,
Как закричала: «Беги!», бога слова рассказав
.

Затем Лара отправилась к жене Юпитера, Юноне, и сообщила ей о планах мужа.
Овидий, естественно, объясняет такое поведение Лары исключительно ее болтливостью и неспособностью удержать язык за зубами. Но из текста можно сделать вывод, что она осознанно стремилась спасти другую женщину от насилия.

За свой поступок Лара была жестоко наказана. Юпитер вырвал ей язык, а затем велел Меркурию отвести ее в загробный мир, где ей предстояло стать нимфой подземных болот. По пути Меркурий изнасиловал Лару — немая, она не могла кричать или просить пощады. Уже в подземном мире она родила близнецов Ларов, которые в римской мифологии стали считаться защитниками домов и перекрестков.

После ухода в подземный мир Лара стала называться Тацитой. Ее праздник входил в комплекс праздников, посвященных умершим, — отчасти потому, что она была матерью Ларов (так называли не только ее детей-близнецов, но и воплощения предков, защищавших дома и семьи), а также потому, что вечное молчание делало ее одной из персонификаций смерти.
По мнению некоторых исследователей, Тацита выражала «темный», пугающий аспект Матери-земли (Terra Mater) в римской мифологии. Также к ней нередко обращались во множественном числе: Mutae Tacitae. Это сближает ее с тройственными богинями, например, Гекатой или Матерями .

Тациту особенно почитали глухие, а также рабы, у которых за какую-либо провинность был вырван язык. Культ Тациты способствовал адаптации людей, потерявших речь или слух, так как именно в среде его последователей обучали языку жестов.

Также к ее помощи обращались для наказания обидчиков. Одна из посвященных ей надписей, найденная в Испании и датируемая II веком н.э., гласит:
Ut mutus sit Quartus agitatus erret ut mus fugiens aut avis adversus basyliscum... ut insaniat .
(«Пусть Кварт онемеет, пусть мечется в тревоге, как бегущая мышь или как птица перед василиском... Пусть он сойдет с ума»)

По описанию Овидия можно сделать вывод, что Тациту почитали в основном женщины, прибегавшие к ней для защиты от сплетен, оскорблений и злых языков.
Ритуал обращения к ней в день 18 февраля был таким. Старуха - исполнительница ритуала клала три кусочка ладана, взяв их тремя пальцами, под порог, «туда, где мышонок прогрыз ход потаенный себе».
Пространство под порогом считалось своего рода промежуточным между миром людей и подземным миром. Мышь воспринималась как посредник между этими двумя мирами.
Затем старуха обвязывала кусочек свинца тройной ниткой, все время держа во рту семь черных бобов. На огне она жарила голову мелкой рыбы с зашитым ртом, запечатанным смолой. Затем сбрызгивала это все вином, а остаток вина выпивали она сама и другие участницы ритуала.
В конце все произносили: Hostiles linguas inimicaque vinximus ora («Мы оплели языки и рты враждебные крепко!»).

Овидий особо подчеркивает, что исполнительница ритуала — старуха, тогда как другие участницы — молодые женщины. По мнению исследователей, это описание передачи магической традиции от одного поколения женщин к другому.
Сам ритуал относится к симпатической магии. Свинец и смола, использовавшиеся для налагания печатей, зашитый рот рыбы, черные бобы, удерживаемые во рту, означали, что так же должны онеметь языки врагов, а сами враги — потерять способность причинять вред.

Другой ритуал описан в современном «Языческом часослове» (Pagan Book of Hours). К сожалению, его автора и источников, на которые он опирался, мне не удалось найти.
Данный ритуал подразумевает, что во всем доме с момента появления первого солнечного луча до наступления следующего утра должна соблюдаться полная тишина. Если это невозможно, думаю, можно ограничиться тишиной на протяжении некоторого времени до и после ритуала.
Для ритуала вечером, когда солнце склоняется к закату, нужно постелить чистую белую скатерть, поставить на нее зажженную белую свечу и колокольчик.
Обращение к богине читается вслух:

Богиня молчания,
Та, что останавливает язык,
Прежде чем он причинит вред,
Прежде чем он произнесет ложь,
Прежде чем он передаст сплетню
Или скажет что-нибудь ненужное,
Поведай нам о тихих пространствах
Между нами и другими людьми,
Между нами и нашим путем,
Между нами и богами
.

Можно заменить этот текст любыми другими словами или просьбами.
После ритуала нужно позвонить в колокольчик, после чего некоторое время провести в молчании, мысленно обращаясь к богине.

Обращаясь к Таците как Матери Ларов, можно принести ей в дар овсяную кашу, желательно в глиняной посуде. Немного каши нужно вынести из дома и оставить на земле.
Другие дары богине: розы, фиалки и вино, которые можно поставить дома на алтаре, на столе или подоконнике. Часть даров можно вынести из дома и положить на землю, а вино вылить на нее. (Оставление даров именно на земле связано с почитанием Тациты как хтонической, подземной богини).

Литература :

Публий Овидий Назон. Фасты. Пер. с лат. Ф.А. Петровского. Кн. II, ст. 571-615.

Спасительное молчание Христа

Пророк Исайя за 700 лет вперед пророчествовал о молчании страдальца-Христа: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:7).

Евангелист Марк сообщает об исполнении этого пророчества: «Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?» (Мар.14:60-61).

Молчание было необычным для Спасителя, ведь Он всегда был словоохотлив и общителен. Он не отказал в беседе Никодиму, хотя тот пришел поговорить в неудобное время – ночью. Меня всегда удивляло, что Он уделял внимание даже врагам, стремившимся опорочить Его репутацию.

Христу не было равных в проповеди. Однажды первосвященники послали слуг арестовать Христа, но те вернулись ни с чем — такого проповедника взять они не посмели: «никогда человек не говорил так, как Этот Человек!» (Иоанн. 7,46). Воистину прав псалмопевец, пророчествуя о Господе: «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки» (Пс.44:3).

Что же случилось с Господом, если в самый ответственный момент жизни, когда нужно защищаться, Он молчит? Неужели Ему было не о чем сказать? Разве не стоило бы заявить о недопустимости нарушений прав человека, когда Его оскорбляли, в Него плевали, и безжалостно били? Разве не нужно было обличить религиозных святош в попрании Божьего закона? Разве был не подходящий момент намекнуть врагам о страшном наказании, приготовленном им на том свете?

Христос же молчал.

«Великий яд для сердца – молчание», — говорил великий французский филолог Петр Буаст. Неужели Христос вредил себе? Неужели молчанием он выражал презрение, которое заслужили лицемеры фарисеи? Или молчание Христа «холодное, но ужасно суровое» было к устыжению противников?.. Нет, не мог любящий Иисус вредить себе, презирать людей, стыдить их! Не за этим Он пришел в наш мир. У Него были иные, божественные причины молчания.

1. Молчание Христа свидетельствовало о принятии Им нашей вины на Себя.


Очень часто виновный человек молчит. «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего» (Пс.31:3),свидетельствовал Давид. Он согрешил, и, подавленный чувством вины, не мог разговаривать с Богом.

То же самое произошло с учениками Иисуса Христа: «Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше» (Мар.9:33,34).Апостолы специально отстали от Иисуса, чтобы выяснить между собой вопрос о главенстве. Они не понимали тогда, что для Христа не существует таких категорий, как «вдали» или «близи». Все обнажено пред очами Его, как день. Все, что мы говорим, — говорим в Его уши, все, что мы делаем, — делаем перед Его очами. Ученикам стало стыдно признаться, о чем они говорили, пред святостью и самоотверженностью Сына Божьего. Они ничем не могли оправдать свою вину…Поэтому они молчали.

Какое отношение все это имеет к причине молчания Христа?

А вот какое: Его молчание также свидетельствует о неоправданной вине. Только это была наша вина, принятая Иисусом на Себя. «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис.53:6).

Вы спросите: неужели можно взять на себя вину другого человека? Можно! В обряде жертвоприношений за грех люди возлагали руки на жертвенное животное, чтобы таким образом переложить свою вину на него. Но более всего мне нравится следующий случай. Воины Давида охраняли стада богатого человека Навала. Однажды Давид послал слуг своих попросить провианта у Навала, но тот зло обругал их. Это стало известно Давиду, и он решил отомстить Навалу. Авигею, жену Навала, известили о неприятном происшествии и она, собрав провиант, выехала навстречу войску Давида. «Когда Авигея увидела Давида, то поспешила сойти с осла и пала пред Давидом на лице свое и поклонилась до земли; и пала к ногам его и сказала: на мне грех, господин мой; позволь рабе твоей говорить в уши твои и послушай слов рабы твоей. Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо каково имя его, таков и он. Навал — имя его, и безумие его с ним. А я, раба твоя, не видела слуг господина моего, которых ты присылал. И ныне, господин мой, жив Господь и жива душа твоя, Господь не попустит тебе идти на пролитие крови и удержит руку твою от мщения, и ныне да будут, как Навал, враги твои и злоумышляющие против господина моего. Вот эти дары, которые принесла раба твоя господину моему, чтобы дать их отрокам, служащим господину моему. Прости вину рабы твоей; Господь непременно устроит господину моему дом твердый, ибо войны Господа ведет господин мой, и зло не найдется в тебе во всю жизнь твою » (1Цар.25:23-28).

Кем была Авигея для глупого Навала, тем стал для нас Христос. Если Авигея смогла взять на себя вину своего мужа, тем более может Христос! Он знал, как много мы оскорбляли святость Бога нашими словами и делами. Он знал, что нас следует предать справедливому суду. Однако Он встает между Богом и нами и говорит: «на мне грех этих людей! Я виноват! Я буду нести за них ответ!»

Многие людей живут день и ночь под гнетом реальной или мнимой вины из-за вспыльчивого характера, бранных слов, плохих привычек, лени, похоти, аборта, развода и т.д. Многие пытаются полечиться у психотерапевтов или добрыми делами загладить вину. Некоторые обращаются к религии, как последнему средству. Однако все это неверные способы решения проблемы. Нужно не искупать свою вину, но принести ее к Искупителю, Который 2000 лет назад сказал «Пусть на Мне будет их грех! Пусть Я буду за всех виноват!» Для этого Он был безмолвен!

Дорогой друг! Что ты делаешь со своей виной? Пытаешься справиться с ее укорами сам? Или обращаешься ко Христу? Вина отступает, когда мы с верой смотрим на Христа и видим нашу вину, возложенную Богом на Него. Вина отступает, как только мы покаемся и предадим себя Христу на служение. После этого нам остается только благодарить Его за столь великую милость к нам и наслаждаться покоем… Я думаю, призвав придти к Себе труждающихся и обремененных (Мф. 11:28), Господь имел в виду не физически уставших людей, но уставших нести бремя вины.

Дорогой друг! Оценил ли ты Любовь Христа, проявленную в принятии твоей вины на Себя? благодарил ли ты Христа за это? Если принятием вины мужа Авигея извлекала для себя выгоду, то принимая твою вину на себя Христос извлекал из этого только твою выгоду. Он сделал это из любви к тебе! Помни об этом!

2. Безмолвие Христа означало Его покорность суровому Божьему решению


Библия повествует о страшной трагедии, случившейся с сыновьями первосвященника Аарона. Сыновья были любимчиками Аарона. Ведь они были призваны Богом к священническому служению. Глядя на них, отец радовался и благодарил Бога: «Господи! Слава Тебе, что мои дети не связаны мирскими делами, вроде торговли или скотоводства. Они посвящены Тебе на служение, они предстоят за Твой народ Израиля! Лучшей судьбы для них я бы не придумал!»

Если бы ваши дети занимали посты первых лиц в священной иерархии служителей, вы бы, наверное, так же радовались об этом. Но это не все!

Особым событием было приглашение сыновьям Аарона и семидесяти старейшинам Израиля на гору Синай на торжественный Обед с Богом. Это случилось всего однажды в истории человечества: «и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили» (Исх.24:10-11). Разве это не великая честь быть среди званных на обед с Создателем? Такой привилегии удостоились всего 74 человека из трех миллионов израильтян!

И вот после этих благословенных событий «…Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им» (Лев.10:1-6). Нам ничего неизвестно о том, что за чуждый огонь принесли сыновья Аарона. Возможно, они изменили на свой вкус рецептуру благовонного курения, заповеданную Богом: «мы люди особо приближенные к Богу, и нам такое позволено!»

Грех сыновей Аарона многократно повторился в жизни некоторых служителей. Одни пастор, из-за греха утративший служение, писал, что началом его падения было убеждение, что ему, как духовному человеку, позволено больше свободы, чем немощным собратьям. Что он может ближе подойти к краю, чем простые смертные. Диавол — мастер маскировать свои сети под ногами служителей Божьих. Деньги, женщины, гордость, ереси – вот из каких нитей связаны эти сети.

Нечто подобное произошло и с сыновьями Аарона. Они внесли чуждый огонь во святилище и внезапно «…вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь». Бог показал, что Он нелицеприятен, а к тем, кому Он оказывает какую либо честь, Он требователен вдвойне. Никому не позволяется даже самым ничтожным образом оскорблять Божию святость

Какими бы вы не обладали привилегиями пред Богом, какие бы глубокие благословения не переживали, если вы преступаете Божьи правила, Бог не оставит это без последствий.

Как горько было отцу видеть бездыханные тела своих сыновей! Если бы они умерли как мученики за веру, это могло в какой-то мере утешить отца, однако они умерли как преступники пред Богом! «Аарон молчал» , - говорит Писание. Аарон не посмел спорить с Богом. Не посмел сказать «О, как жестоко Ты обошелся с моими мальчиками! Сразу смертью наказал их, а не болезнью!» Он понимал, что наказание тяжело, но справедливо, и его молчание было знаком согласия с суровым приговором Бога.

Молчание Христа также говорило об Его согласии с суровым приговором Бога: «раз Ты, Мой Сын возлюбленный, взял вину грешного человечества на Себя, Ты будешь наказан за неё физически. Твои руки и ноги пронзят гвоздями, Ты будешь изнывать от телесных мук под жарким солнцем. Твою голову стиснет терновый венец, и боли будут разрывать ее на части. Ты будешь задыхаться от удушья и страдать от нестерпимой жажды. Тебе в пищу дадут желчь и в жажде Тебя напоят уксусом.

Поскольку Ты взял на себя грех людей, Ты будешь страдать душой от их злословия и поношений. Тебя распнут среди разбойников, и ничего не останется от Твоей былой славы. В глазах толпы Ты будешь злодеем.

Твоя душа испытает муки ада и будет отвергнута Мною, как будто Ты никогда не был Моим возлюбленным Сыном. Ты будешь без милосердия наказан за миллиарды и миллиарды грехов, будто их совершал Ты!».

И вот на этот суровый приговор Христос отвечает молчаливым согласием. «Как овца Он был веден на заклание и агнец пред стригущими, так Он не отверзал уст Своих». Святость Бога проявила всю свою силу в наказании Христа.

Дорогие друзья! Мы благодарим Иисуса Христа за многие дела, но благодарили ли мы Его за молчание? Молчаливые страдания – самые тяжкие страдания. И нужно обладать огромной силой, чтобы молчать. Молчать, когда одним словом или взглядом можешь превратить в соляной столп обидчика. Молчать, когда по одному только слову легионы ангелов могли бы придти очистить землю от всех врагов! Христос молчал, чтобы мы могли просить Бога о милости!

Не казните себя без меры за свершенный грех, но, осудив его, принесите к Тому, Кто за него претерпел казнь. И возьмите за правило соглашаться с трудными для вас Божьими решениями, даже если вы не понимаете их справедливости.

Люди склонны поучать Господа, протестовать против Его решений. В 1999 году журнал «Менора» сообщал:

«Необычное объявление в газетах заставило израильское население обратить внимание на ортодоксального еврея Меира Баранеса, планирующего провести перед Стеной плача демонстрацию против Бога. «Господь мира, что Ты имеешь против евреев? Ты, святой Бог, должен вернуться к вере. Это наглость, что Ты до сих пор не избавил нас. После 2000 лет жизни в диаспоре и после уничтожения шести миллионов евреев в Холокосте мы требуем от Тебя, чтобы Ты сейчас же послал нам Мессию, прежде чем мы начнем демонстрацию против Тебя перед Стеной плача». Бывший хасид и последователь любавического равви, несмотря на резкую критику со стороны ортодоксальных евреев и раввината, полон решимости организовать демонстрацию против Бога».

Конечно, далеко не все дойдут до столь дерзостного несогласия с Богом. Но многие христиане тихо ропщут на промысел Бога, вместо того, чтобы согласиться с ним! Я посетил больную сестру, уже пожилую женщину. Она попросила помолиться о том, чтобы Господь сделал одно из двух: либо исцелил, либо забрал ее к Себе. «А ведь есть и третье, кроме того, чтобы выздороветь, либо уйти в небо, — сказал я, — поболеть. Пусть Господь решит, что лучше».

Через день я снова заглянул к ней, и она сказал мне, что очень обиделась на «третье — поболеть». Такое суровое решение для нее было неприемлемо. Я напомнил сестре, что болезни – часть нашей земной истории. Елисей болел ногами, епископ Тимофей мучился частыми недугами желудка, Трофим был оставлен апостолом Павлом больным в Мелите, Епафродит также весьма тяжело болел. Да, мы имеем право просить Господа «или-или», но если Его решение будет иным, нужно принять его как справедливое.


3. Молчание Христа свидетельствовало об Его непорочной природе.


В Ветхом Завете предписывалось приносить в жертву за грех однолетнего агнца без порока. Запрещалось приносить в жертву украденное, хромое и больное животное. Бог принимал только совершенное жертвоприношение не только потому, что самое лучшее должно отдаваться Ему, но и потому что все жертвоприношения Ветхого Завета указывали на Христа. А искажать прообразы Христа было недопустимо.

Иоанн Креститель указывал на Христа: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Только совершенный и непорочный Христос может быть нашим искупителем. Бог мог бы сделать козлом отпущения Ирода, но эта жертва не могла быть приятной Богу, поскольку Ирод был крайне порочным. Только совершенный Христос мог умереть за наш грех, Он один достоин нашей любви и признания.

Если вы дорожите Его подвигом, вы будете непрестанно раскаиваться в своих грехах, ибо ради вашего освящения Христос претерпел муки. Если вы дорожите Его подвигом, вы будете стараться возгревать в себе огонек ревности в служении Ему. Если вы дорожите Его подвигом, вы будете взирать на Него, как на пример для подражания.

Апостол Петр делает важный вывод из факта молчания Христа – Христос оставил нам пример, «чтобы мы шли по следам Его» (1 Петра 2:21). В старой евангельской песне поется: «Взор любовью горел, озаряя врагов, сердце нежно обнять всех стремилось»… Близок ли нам, этот пример?

Не только Христос, но и греховный мир считает христиан за жертвенных овец: «За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание» (Рим.8:36). Но проявляем ли мы характер Божьих овец? Мне думается, при столкновении с несправедливостью и злом некоторые ведут себя не как овцы, а как свиньи, с визгом и возмущением.

Апостол Павел обращает наше внимание на проявление овечьего характера в детях Божьих: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:31,32).

Мы призваны подчиниться любому Божьему решению, как овцы подчиняются пастырю. Решение Бога не может быть плохим, но может быть трудноисполнимым. Бог может решить не позволить тебе в настоящее время создать семью, согласись с Богом! Бог может не исцелить твою болезнь,… согласись с Богом! Бог может не улучшить твоего материального положения,… покорись Богу! Покорившись Богу, ты в большей степени уподобишься Христу, чем споря и не соглашаясь.

Молчание Христа… Как много оно говорит!

Виктор Семенович Рягузов г. Самара

Гарпократ — древнегреческое название египетского бога. В древней Греции и Древнем Риме его называли богом молчания из-за неверного истолкования его статуй и изображений. Удивительно, но даже после того, как исследователи нашли ошибку древних египтян, Гарпократа называют богом молчания и сегодня, подписывая статуи в музеях, книгах и учебниках по истории древнего мира.

Всё началось с того, что древние греки наткнулись на интересую статую бога-младенца с пальцем во рту, который находился рядом со своей матерью Исидой. В Греции и Риме не знали того, что в Египте именно так — с пальцем во рту — принято изображать детей. Можно сказать, что это древнеегипетский символизм, когда через символы, позы и знаки передавался смысл того или иного изображения. Не зная об истинной природе происхождения данной статуи и данного божества, они назвали его Гарпократом — богом молчания. Соответственно, по мнению греков и римлян, данный бог покровительствовал неразговорчивым людям, секретам, тайнам и так далее.

В ходе исследований древнеегипетской мифологии было выяснено, что Гарпократ вовсе не Гарпократ и уж тем более не бог молчания. Гарпократом оказался Хор или Гор — сын богини Исиды, рядом с которой он часто изображался. В качестве небольшого отступления, стоит отметить, что Исида — одна из высших богинь в Египте, считалась богиней женственности, материнства, покровительницей рожаниц, женщин и плодородия. В Древней Греции Исиде соответствует Деметра, в римской мифологии — Церера, в славянской мифологии — . Первые исследователи также допустили ошибку, посчитав, что Хор изображается ребёнком по причине того, что является богом восходящего (молодого) Солнца. Однако затем, в ходе исследования мифов о Хоре, который считался воплощением Солнца, покровителем царственности, а фараоны считались живым воплощением Гора, стало понятно, что в виде ребёнка египтяне изображали своего бога только с целью указать на его место в «пантеоне» или показать, что он является сыном главной богини — Исиды. Стоит также отметить, что изображения Хора-Гора были не только в виде ребёнка, но и в виде взрослого божества.

Хора можно сравнить со славянским — богом Солнца. Также наблюдается сходство между Хором и германо-скандинавским богом Одином. Здесь мы можем увидеть момент разделения разных культур в плане мифологии, однако сохранение некоторых основных моментов или структуры мифологии. Если между Хором/Гором и Хорсом существует схожесть в плане самих имён, а также в их отождествлении с Солнцем, то между Хором и Одином схожесть наблюдается в другом аспекте.

Дело в том, что в поздней германо-скандинавской мифологии образ Одина изменил своё изначальное «предназначение». В поздние языческие времена мы совсем не видим его покровительства Солнцу. За ним осталась только роль верховного бога, предводителя асов, хозяина Вальхаллы. А вот образ одноглазого (!) Одина как раз говорит нам о том, что в древности он был не просто главенствующим богом, но богом Солнца. Именно одноглазыми представляются боги Солнца в некоторых древнейших верованиях, по примеру того, что Солнце (божественный глаз, который следит за всем происходящим на земле) на небе одно. Именно так — с одним глазом — изображался и Хор.

В древнеегипетской мифологии говорится, что бог солнца Хор отдал одно око своему отцу Осирису, чтобы оживить его. По этой причине египтяне наносили на гробницы, саркофаги и мумии глаз Хора (или Осириса, так как впоследствии он стал принадлежать ему), как символ возрождения, а на дворцах, строениях живых людей и на самих людях, как символ другого глаза — солнца-защитника, солнца-подателя, солнца-верховного бога.

В египетской и славянской обережной и амулетной практиках есть интересная схожесть, намекающая на единую природу, которая затем изменилась под воздействием среды обитания. Помимо того, что Солнце у славян изображалось в виде коловрата и крестов, а у египтян в виде глаза Хора, ещё одним символом Солнца была его «движущая сила»: у славян — изображения коней и уточек, которые везут Солнце, а у египтян — изображение жука скоробея, который катит Солнце.

Изображения Гарпократа и Хора (Гора)

В этой главе мы рассмотрим тему «Молчание Бога» - одну из великих истин Божьего откровения. Молчание Бога - это одна из величайших проблем в жизни, а также один из вопросов, который обсуждается в Слове Божием. Нет ни одной проблемы, обсуждаемой Министерством здравоохранения, ЦРУ, Юнеско или ООН, которые могли бы сравниться по важности с этой. В конце концов, основной проблемой человечества является вопрос: «Почему страдает праведный?» Если кто-то приближается к этой проблеме, то возникает другой основной вопрос: «Если Бог есть на Небесах и Он любящий Отец, то почему Он молчит?» Почему Бог позволяет случиться тому или этому? Почему Бог не помешает греху свирепствовать в мире, если Он мог бы это сделать прежде всего? Я уверен, что вы не раз слышали подобные вопросы. Вопросы «Почему Бог молчит? Почему Он не говорит?» способствовали появлению большего количества агностиков, атеистов и гуманистов на квадратный метр, чем любые другие, исходящие из порочной природы человека. Скажу так: если вы неспасенный человек, то вы не сможете найти ответы на эти вопросы, и не нужно понапрасну тратить время. Американская ассоциация научных достижений тратит время на обсуждение чрезвычайно упрощенных задач. В конце концов, нейрофизиология, психосоматика, генная инженерия, космические корабли, трансмедитация, психотерапия и экстрасенсорное восприятие, - все это «жалкие объедки» , по сравнению с вопросом «Почему Бог позволяет некоторым событиям произойти, если Он мог бы их предотвратить?» В Библии эта проблема рассматривается в книге Иова, самой старой книге из когда-либо написанных, оставляющей далеко позади Книгу Мертвых , подобно тому, как гора Эверест превосходит площадку для гольфа. Книга Иова имеет дело с классической проблемой: «Почему страдает праведный? Почему Бог не предотвращает катастрофические взрывы, смертельные болезни, автокатастрофы, тайфуны, потопы, войны и муки заключенных?» Великий страдалец книги Иова откровенно признался: «О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое, и уста мои наполнил бы оправданиями » (Иов. 23:3-4). Проблему, таким образом, можно сформулировать в виде вопроса: «Почему страдает праведный? Почему Бог молчит? Если Бог может сделать что-нибудь, почему Он ничего не делает?» Это классическая, фундаментальная проблема и даже на всех полках Гарвардской библиотеки на нее не найдется ответа. Неспасенный ученый, сидящий у кровати умирающего человека, может быть для него не лучшим утешением, чем горчичники тридцатилетней давности. Все, что может сказать ученый умирающему грешнику, заключается в том, что после того, как его тело сгниет в земле, он станет удобрением, а некоторые животные будут его есть. И спустя несколько сотен миллионов лет солнечная система состарится, остынет, взорвется, сократится и превратится в нечто иное, - типичные великие слова утешения, высказываемые устами неспасенного человека. В конце концов, современная наука подобна клоуну: наука, сама по себе никогда не разрешила ни одной основной проблемы человечества и никогда не разрешит. Вероятность победы науки над смертью равна менее одной миллиардной процента. На каждого одного рожденного приходится один умирающий . Наука ничего не сделала, чтобы изменить это соотношение и никогда не сделает. Вы скажете: «Ну, наука может обеспечить людей работой» . Ну конечно, вы также можете обеспечить себя работой, копая канавы. Вы скажете: «Наука облегчает страдания людей» . Это верно, если у вас есть деньги купить лекарство. Половина населения мира ложится спать голодными, и примерно одна двадцатая этих людей за ночь умирает от голода. Наука сделала несколько изобретений для богатых людей, которые могут позволить себе роскошную жизнь, а остальные должны ждать. Наука, сама по себе, ничего не сделала, кроме того, что обеспечила работой. Но не забывайте, что вы можете найти себе работу, работая в кино. Что это вам дает? Деньги? Да. Вы скажете: «Это делает жизнь более комфортной» . Да, если у вас есть деньги. Вы скажете: «Наука изобрела удивительные лекарства» . Да, если у вас есть деньги купить их.

Проблема состоит в том, что если есть любящий Бог, почему Он молчит? Почему Он позволяет человеку возвращаться домой с войны с ампутированными руками и ногами, абсолютно беспомощным? Вы знаете, это случается. Почему Бог позволяет рождаться детям с болезнью Дауна? Если там есть Бог, почему Он не сделает все совершенным, чтобы не было больше проблем? Понимаете, что я имею в виду? Очень трудно для человека, который находится в одиночном заключении три года и знает, что он проведет там еще восемь лет, думать, что Бог всегда прав. Если бы вы оказались в подобных обстоятельствах, это было бы так же трудно и для вас. Иов, находящийся в отчаянии человек, который потерял все, что у него было, сидел на земле семь дней и семь ночей в молчании. Но позвольте вам сказать, что когда он в конце концов начал говорить, он обвинил Бога во всем, кроме убийства. Вы скажете: «Было ли это позволительно?» Я бы не стал производить суд над Иовом, поскольку никогда не находился в его положении.

А вот, как эти современные интернациональные социалисты обращаются с подобными проблемами. Они осматриваются вокруг и говорят: «А как насчет всей этой бедности, болезней, смерти и голода? Давайте каждый внесет свою лепту и сделает мир лучшим местом для жизни, давайте избавимся от бесчеловечного отношения к человеку и сделаем мир пригодным для демократии, когда все люди в свободном мире будут болтать все, что захотят» . При этом они предполагают, что все может быть устроено при помощи науки и образования, без необходимости обращения к Богу. С изгнанием Бога из жизни вся эта дьявольщина продолжается, и человек спрашивает: «Почему?» А ответ состоит в том, что Бог не может сказать вам почему.

Вы скажете: «А как насчет этих всех невинных людей, которые страдают, не сделав ничего плохого?» В этом-то и проблема. Почему праведный страдает? С этой проблемой и имеет дело книга Иова. Это основная, корневая проблема человечества. Почему Бог не предотвращает разрушительные взрывы, приливные волны, автокатастрофы, тайфуны, авиакатастрофы, землетрясения и войны? Безбожник, не имея веры в существование Бога, спорит из-за Его молчания. Подобно Иову он говорит: «О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! » Иов - совершенный пример человека, пытающегося получить ответ от Бога относительно наказания и не получает ответа. По всем очевидным причинам Иов страдает несправедливо. И действительно, Иов переживает самую мучительную пытку, которую только может переживать человек: он теряет всех своих детей, все имущество, здоровье, от него отворачивается жена; и в заключение, чтобы добавить немного серной кислоты в уксус, от него также отказываются все его друзья. Поэтому если я говорю с кем-нибудь, кто оказывался в подобных обстоятельствах или наблюдал нечто подобное, то я советую им задать вопрос о молчании Бога.

Перед тем как продолжить нашу лекцию, я дам вам маленький отборный самородок из слов истины, который хотя и не является Библейским стихом, но все же имеет Библейскую основу. Война - это Божий суд над грехом здесь, а ад - Божий суд над грехом в том мире. Следовательно, если вы не верите в Бога или в ад, то у вас нет ответа на все эти вопросы. Если вы не верите в Бога, который наказывает за грех в этом мире и в том мире , то вы не можете сделать никакого вклада ни в этот, ни в тот мир. Не говорите ерунды о преобразовании мира в «лучшее для жизни место» , для того чтобы добыть больше голосов в свою поддержку. Политики пользовались этим трюком для простачков уже 200 лет. Вы не можете объяснить причину человеческих страданий, не привлекая проблему греха , хотя грешники и придумали несколько ответов.

Деисты говорят, что Бог - добрый, но у Него нет времени следить за всеми деталями жизни. Бог - всего лишь наблюдатель над этой жизнью. Он - нечто вроде энергетического поля на задворках Вселенной, Который, дав всему начало, затем пустил дела на самотек. Этих людей иногда называют теистическими эволюционистами.

Материалисты говорят, что мир управляется случайными законами, без вмешательства Личности Бога. Это значит, что все мы должны полагаться на волю слепого случая . В этом состоит сущность ситуационной этики экзистенциалиста Джо Флэйчера - кукушки, которая ходит и думает, что поскольку вы не можете предсказывать точно, а прошлое, настоящее и будущее ничего не значат, поскольку время, движение и расстояние относительны, то, следовательно, ИСТИНА тоже относительна. А из этого следует, что вся Вселенная, мой друг, управляется законом Дарвина: слепым случаем и случайной эволюцией.

Нужно быть ненормальным, чтобы проглотить это. Поэтому большинство выпускников колледжей именно так и поступают, глотают подобную чепуху. Я имею в виду, что вы должны витать в облаках, чтобы верить в управляемую слепым случаем Вселенную, в то время как она настолько точно и высоко организованна, что по ней можно часы сверять . Вы говорите о слепом фанатизме , о радикальном экстремизме. Какой сумасброд в это поверит и сможет сверять часы по управляемой слепым случаем Вселенной? Поскольку эти сумасброды отвергают Библию, они погружаются в темноту. Как только вы затушили свет Библии, вы уничтожили последний свет народа и оказались в непроглядной тьме, не зная куда идти, не имея уверенности даже в том, где вы стоите. В этом случае у вас есть хорошая перспектива, заключающаяся в употреблении и торговле наркотиками. Меня не удивит, если благодаря вам наркодельцы заработают немного денег.

Почему тогда Бог молчит? В ответ на этот вопрос существует несколько лжетеорий.

1. Бог безразличен . Когда Христос страдал на кресте, Он кричал: «Боже Мой, Боже Мой! для чего ты Меня оставил? » (Мф. 27:46). Не правда ли звучит достаточно индифферентно? Но истина состоит в том, что Бог проявляет настолько сильную заботу о душах, также как и Христос, что продолжал изливать Свой гнев на Иисуса Христа, и Библия говорит об этом: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши... » (Ис. 53:5), и: «Но Господу угодно было поразить Его... » (Ис. 53:10). Божии деяния над Иисусом Христом основывались на особом божественном предвидении. Вещи не всегда выглядят такими как кажутся.

2. Бог ненаблюдателен . Люди говорят, что Бог молчит, потому что не видит. Это совсем не так. В Притчах 15:3 сказано: «На всяком месте очи Господни; они видят злых и добрых ». Если Бог существует, то Он всеведущ, всезнающ, всевидящ, и всеобъемлющ.

3. Бог нелюбящий. Люди говорят, что именно в этом заключается причина молчания Бога. Но это совсем не так. Хорошие родители, которые любят своих детей, будут иногда их наказывать. В Евреях 12:5-6 сказано: «И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает ». Следовательно, неверно говорить, что Бог молчит, потому что не любит вас. Однажды один человек сказал: «Я верю в солнце, даже когда оно не светит. Я верю в Бога, даже когда Он молчит. Я верю в любовь, даже когда я один» .

4. Бог не желает . Бог планирует нашу жизнь, видя конец еще в самом начале. Воля Божия совершенна. Мы читаем в Библии, что Господь «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию » (2Пет. 3:9). Господь сказал Иезекиилю:«Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев? » (Иез. 33:11). Вы думаете, Богу угодно, чтобы люди попали в ад? Это не Библейское учение. Вы думаете, что Бог получает огромное удовлетворение, какое-то садистское удовольствие, видя людей горящими в озере огненном? Это не Библейское учение. Это - извращение Библии, сделанное одним из ребят, который находится на пути в ад и который хотел заставить вас думать о том, что ад не существует.

Вы думаете, что ад создан для человека? Библия говорит, что ад был создан «для диавола и его ангелов » (Мф. 25:41). Поэтому если вы туда попадете, то будете там чужестранцем, перемещенным лицом, и будете находиться в нехорошей среде обитания. Бог не сотворил человека с намерением проклясть его и обречь на пребывание в озере огненном. Это ВАША идея . Это ВАША идея противопоставить вашу праведность праведности Бога. Это ВАША идея вступить в борьбу с Всемогущим, делая вид, что Бога нет или что вы так же хороши, как и Он. Вы можете сказать: «О, брат Ракман, я никогда не сказал бы ничего подобного» . Тогда почему вы не верите в Его праведность вместо своей собственной? Это ВАША идея, что вы можете заплатить за ваши грехи в течение каких-то 20, 30, 100 лет. Эта идея не принадлежит Богу. В Библии Бог не наслаждается смертью нечестивых, а дает людям заповедь покаяния. Он хочет, чтобы они покаялись, стали праведными. Он ждет этого от них и делает все, чтобы это стало для них возможным.

Обсудив теории, пытающиеся объяснить молчание Бога, давайте обратимся к некоторым библейским ответам на поставленные в этой лекции вопросы. Обратите внимание, что мы подходим к этой проблеме непредубежденно и намного более честно и открыто, чем типичные атеисты. Дело в том, что все атеисты и большинство скептиков имеют предвзятое мнение. Боле того, оказывается, что люди, которые выставляют себя наиболее широко мыслящими и непредвзятыми становятся наиболее узколобой и нетерпеливой группой фанатиков на этой земле, когда вы прижимаете их к стене библейскими ответами на основные жизненные вопросы. (Я знал некоторых ученых-докторов, которые хвастались своей непредубежденностью. Они поставили 300 различных вопросов и не предложили ни одного ответа, стараясь слыть непредубежденными, «открытыми для перемен». Они говорят, что единственным грехом является упрямство и нежелание идти навстречу переменам. В общем, вся эта коммунистическая ерунда. Поняли? Если нет, то поймете потом). Я беседовал с этими людьми часами и обнаружил, что, когда вы начинаете общаться с ними, исходя из библейских принципов, их разум становится самым предубежденным на этой земле. Я говорил с учеными и врачами, которые после того, как я процитировал им пять библейских стихов, протягивали руки, пытаясь закрыть Библию, потому что не могли вынести следующей цитаты из Писания. Ох уж эти непредубежденные либералы! Но если я могу осилить Платона, Аристотеля, Карлица, Гегеля, Спинозу, Сократа, Хемингуэя, Джеймса Джойса, Стейнбека, Ницше, Шопенгауэра, Рассела, Дьюи, Джиованни, Джентайла и других, чтобы удовлетворить вашу глупость, то я полагаю, вы в состоянии один раз прочитать Библию, чтобы удовлетворить мою? Если я могу терять время на чтение Махабхараты, Бахагавад-Гиты, Корана, Конфуция и Еврейской литературы, для того, чтобы удовлетворить вашу «широту взглядов» , то, я полагаю, для вас не составит труда провести пять часов за чтением Евангелия от Иоанна?

Сейчас мы перечислим ВОСЕМЬ ответов на вопросы, касающиеся молчания Бога.

Во-первых, с точки зрения здравого смысла многие неприятности, которые вы называете «случайностями» , являются результатами намеренного греха, совершаемого вследствие вашей небрежности, пренебрежительного отношения, глупости. В Галатам 6:7 сказано: «Что посеет человек, то и пожнет ». Это напоминает высказывание одного знаменитого проповедника: «Многие люди сначала сеют, а затем оставшуюся жизнь молятся о неурожае» . Если Бог ничего не предпринимает относительно ваших посевов, то что это доказывает? Если вы посеяли, то вы должны и жать, не так ли?

Существует также и библейская точка зрения на этот вопрос. Правильно ли, что мой ничтожный разум ставит под вопрос деяния Всемогущего Бога? У меня разум ограниченный , в отличие от божественного - бесконечного . И что я могу знать об этом? В Исаии 55:8-9 сказано:«Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших ».

Вне всяких сомнений, Божий генеральный план для моей жизни должен включать скорбь, страдания, испытания, проверки и боль. А есть ли вообще подобное исключение? Если у вас нет церебрального паралича (почему я должен быть исключением?) , то, может быть, у вас есть лейкемия? Если у вас нет лейкемии, то, может быть, вы находитесь в инвалидном кресле? Если вы ходите на двух ногах, то неужели у вас нет язв? Если у вас нет язв, неужели у вас не бывает регулярных головных болей? Если у вас нет язв и головных болей, неужели у вас нет счетов, которые вы не можете оплатить? Если ваши счета оплачены, неужели некоторые из вас не имеют разрушенной разводом семьи? Если вам удалось сохранить свой брак, неужели у вас нет детей Даунов или больных церебральным параличом? Если у ваших детей хорошее здоровье, целые руки и ноги, неужели некоторые из них не вовлечены в торговлю наркотиками? Не пытайтесь говорить со мной как девочка-пионерка, я совершеннолетний, и на меня эти разговоры уже не производят впечатления. Мне до смерти надоели эти образованные, высококультурные, религиозные люди, думающие, что они занимают особое место в этой жизни, только потому, что глупы. Бог послал одного безгрешного человека в этот мир, но Он был«муж скорбей и изведавший болезни » (Ис. 53:3). «Муж скорбей », - вот это определение для Сына Божьего, Который пришел, обличил грешников, чтобы провозгласить Аллилуйя, вот это Спаситель! Почему я должен быть исключением? И есть ли вообще исключение?

Однажды в древности одна женщина подошла к известному философу, рассказала ему о своем горе и попросила помощи. Философ сказал ей: «Я скажу тебе, что нужно делать, после того как ты сначала обойдешь этот квартал, а затем весь город, спрашивая людей об их неприятностях. Затем, когда ты найдешь человека, у которого нет никаких проблем, возвращайся, и я скажу тебе, как помочь твоему горю» . После того как женщина обошла пять кварталов, она вернулась и сказала: «Я не думаю, что у меня есть какие-нибудь проблемы» . - «Нашла ли ты кого-нибудь, у кого нет никаких неприятностей в жизни?» , - спросил ее философ. - «В каждом доме, в который я заходила, было какое-то горе или неприятности» , - ответила женщина. Из этой истории становится ясно, что когда женщина узнала о проблемах других людей, ее собственные не выглядели такими страшными.

Кроме того, существует философская точка зрения. Обладая свободной волей, человек также переживает и последствия своих деяний. Наличие свободной воли подразумевает существование большей ответственности за содеянное. Например, прелюбодеяние часто приводит к болезни. В Америке за последние двадцать лет заболеваемость СПИДом и другими вензаболеваниями возросла на 800%. Вы спросите: «А что же делает Бог?» Почему вы думаете, что Он должен что-то делать, если вы относитесь к прелюбодеянию и к блуду как к «новой морали» и считаете их «взаимным согласием взрослых людей» , в то время как Бог уже выразил Свое отношение к этому вопросу? Как вы думаете, что Бог собирается делать? Прийти вам на помощь? Я думаю, что вы должны смотреть на это по-философски.

Свобода - это моральная ответственность . Если вы хотите, чтобы люди одной расы материально поддерживали вас своими налогами и «освободили вас» , для того, чтобы вы делали что хотите, тогда и благослови вас Бог, вы берете на себя ответственность за свои поступки . Если вы не хотите ответственности , тогда лучше не просите подачек , а довольствуйтесь тем, что у вас есть и благодарите Бога. Человеческая свобода - это моральная ответственность . Если вы не желаете нести моральную ответственность за свою свободу, тогда готовьтесь пожинать то, что посеяли, потому что вы все равно будете пожинать плоды, независимо от того, взяли ли вы на себя ответственность или нет .

Господь сказал в Исходе 20:5: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель ». Бог будет пытаться удалить верующего от всего мирского и приблизить его к Себе. Господь хочет больше внимания со стороны Своих людей. Господь желает любви Своих людей. Если мы читаем в Библии: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного » (Ин. 3:16), и: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас... » (1Ин. 4:10) - неужели вы не предполагаете, что Он хочет ответной любви от верующего? Знаете ли вы, что Господа беспокоит, если Он видит, как верующий любит все эти мирские помои, вместо того, чтобы любить Его? Неужели вы не знаете, что первая заповедь заключается в следующих словах: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим » (Мф. 22:37). Но если вы любите фильмы больше, чем Господа, стереоаппаратуру - больше, чем Господа, рок-н-ролл, баскетбол, футбол - больше, чем Господа; жену, детей, семью, дом и машину - больше, чем Господа; ваш бизнес, служение, воскресную школу - больше, чем Господа - то кто вы есть, как не идолопоклонник 20-го века? Почему не называть вещи своими именами? Вы знаете, что Бог сделает? Он заставит этих людей терпеть страдания и несчастья, Он отдалится от них, пока они не будут вынуждены полагаться на Него. Но это еще не все. Сейчас вы живете в «дни человека» , в «дни греха» , в «дни благодати» , в век, когда Бог приглашает людей прийти домой. Но это молчание Бога однажды будет нарушено громким проклятием. Бог расплатится по Своим счетам с человеком, в зависимости от его отношений с Всевышним. Это значит, что в книге Господа еще не все счета присутствуют. Когда мы говорим о молчании Бога, мы говорим с точки зрения современности. Вы скажете: «Почему Бог ничего не предпринимает?» Он собирается. - «Почему Бог ничего не делает?» Он собирается. Вы спросите: «Когда?» Вы узнаете об этом быстрее, чем захотите. Библия говорит: «Горе желающим дня Господня! » (Ам. 5:18), и: «Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло » (Екл. 8:11). Один фермер однажды написал проповеднику письмо, в котором были такие слова: «Я сею в воскресенье, убираю урожай в воскресенье, пашу в воскресенье. Сейчас октябрь и у меня, по сравнению с другими фермерами, самый большой счет в банке. Как вы это объясните?» Проповедник ему ответил: «Бог не платит по счетам в октябре. Он расплатится с неспасенными у Белого Трона в Судный День. Тогда вы посмотрите, что из этого получится» .

Если вы страдали всю вашу жизнь и считали, что это бесполезно и бесцельно, то когда вы попадете домой к Трону Христа в Судный День, христианин, там вы узнаете причину ваших скорбей. В Иоанна 13:7 сказано:«Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после ». Наша основная проблема - нетерпеливость. В 1Петра 1:7 сказано: «Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа ». На этой земле существуют страдания и испытания, через которые вы пройдете и не будете знать о них ничего, и не будете знать, почему они посланы вам, пока не окажетесь дома, на небесах, во славе. Самая ужасная трагедия, которая может произойти с любым человеком на этой земле, без исключения, - это жизнь, прожитая в бедности, болезнях, страданиях, муках, а потом - смерть без Христа и озеро огненное. Ад здесь и ад там, после смерти, - это самое страшное, что может случиться с человеком на этой земле. А сейчас слушайте! Если вы проходите через страдания, испытания, несчастья, скорбь и печаль сейчас, будучи чадом Божиим, то подумайте над словами этой песни.

Отец, пока мы узнаем все,
Пока мы поймем почему.
Веселее, мой брат, иди в солнечном свете,
Мы поймем все это со временем.
Я не знаю, почему часто вокруг меня
Все мои надежды разбиваются вдребезги.
Божий совершенный план я не могу понять,
Но однажды Он прояснит его для меня.
Я не могу сказать, какая глубина любви
Движет сердцем моего Отца Небесного,
Чтобы испытать мою веру, доказать мою любовь,
Но однажды Он прояснит это для меня,
Однажды, когда я увижу Его лицо.

Слышали ли вы когда-нибудь старую песню: «Однажды я освобожусь от слез и однажды я пойму» ? В другой старой песне есть такие слова: «Верь и будь послушен, ибо нет другого пути быть счастливым в Иисусе, как верить и покоряться Ему» .

Один великий проповедник однажды сказал: «Небеса предназначены для понимания, а земля - для веры» . Это самые великие слова, когда-либо произнесенные смертным человеком. Это истина. Иисус сказал о рожденном слепым человеке: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии » (Ин. 9:3). И это всего лишь одна история о рожденном слепым человеке. Он страдал, и на вашу долю могут выпасть страдания, и все это не по причине ваших грехов, но чтобы стать благословением для кого-нибудь другого . Вы можете страдать не за ваши грехи, но для того, чтобы обрести способность утешить других в скорби и несчастии , чтобы небеса стали для вас более реальными , и вы более помышляли о небесном , а не о земном . Будучи праведным человеком, хорошим человеком вы можете страдать, проходя через разные испытания, проверки, несчастья, - и все это послано вам не за ваши грехи, но для научения тому, что Божьи слова и Божьи обетования истинны , Божья благодать достаточна для вас, и что посредством страданий вы можете стать соучастниками святости Его.

Время Господу действовать: закон Твой разорили (Пс. 118: 126)

«Время Господу действовать» может означать, что пришло время сделать нам что-нибудь для Господа . Правильным толкованием, однако, является такое: «Время действовать и Тебе, Господи» . Человеческий опыт подтверждает это: как псалмы Давидовы, так и наша повседневная жизнь говорят о том, что всякий человек в своей жизни на опыте постигает великую тайну — тайну молчания Божия .

Часто нам кажется, что Бог молчит. А еще точнее — что Бог отсутствует. Часто мы ищем Бога и хотим, чтобы Он сделал что-нибудь, но Он не делает ничего и позволяет событиям развиваться так, как они развиваются, а это развитие может быть для нас драматичным, трагичным, нас может душить несправедливость, скорбь, но, несмотря на это, Бог молчит . Он не вмешивается и ничего не делает.

Естественно, в человеке закипает протест, он как бы хочет сказать Богу: «Почему Ты не делаешь ничего?! Почему Ты не действуешь?! Почему не вмешиваешься и не останавливаешь это, всю эту несправедливость , ведь Ты видишь ее и она против Твоего закона?» Однако Бог молчит.

Бог всегда действовал так. Бог вершил Свои дела в молчании . Он являлся в мире, но в то же время словно отсутствует в том, что происходит в этом мире, и не только в личной жизни человека, но даже в жизни Церкви.

Когда мы читаем жития святых и особенно мучеников первых веков христианства (да и нашего времени), мы видим вот что. Были такие христиане, которых преследовали, которые мученически страдали и кровью заплатили за свою веру во Христа. Были периоды, когда казалось, что Церковь вот-вот рухнет, что враги Церкви достигли апогея своей мощи, силы и славы, а Церковь падает до самого нижнего предела бессилия и унижения. Кто-нибудь сказал бы: «Почему же Бог не вмешивается, почему еретики торжествуют? Почему при врагах Церкви дела идут хорошо, а при нас ничего хорошего нет и вместо благ мы катимся ко всё худшему и худшему?» Потому, думаю, что нас, посланников, Бог поставил последними, как бы приговоренными к смерти, ибо мы сделались позорищем для мира — для ангелов и человеков . Последними людьми, самыми униженными оказались мы, апостолы.

Бог так действует в нашей жизни. Почему? Потому что Он хочет изменить образ нашего мышления, хочет, чтобы в нас включилось покаяние , изменение ума и самого образа нашего мышления, чтобы мы отошли от мирского образа мыслей и вошли в Божий образ мыслей, который есть жертва, любовь и кеносис за другого человека.

Подумайте и увидите, что Сам Господь в Своей земной жизни поступал так, когда был пойман, предан в руки людей и уничижил Себя самым унизительным образом. Тогда святой апостол Петр, руководствующийся человеческими критериями, хотел отрезать ухо слуге, чтобы проявить доблесть и исполнить свою волю, но Христос укорил его и сказал:

— Постой, ты что, думаешь, что Я не могу защитить Себя? Если захочу, Я защищу Себя и могу представить здесь 12 тысяч ангелов, чтобы они защитили Меня , но Я не хочу этого и не нуждаюсь в человеческой защите. Я добровольно предаю Себя на смерть, не противясь происходящему.

Естественно, подобное происходит в жизни каждого из нас, всех без исключения, тогда в душе действительно рождается такое чувство, что Бог больше не может молчать: «Боже, сделай же наконец что-нибудь! Восстань, пробудись!»

У нас на Кипре многие думают, что богослужение в Великую субботу утром — это и есть Воскресение, когда мы поем: «Воскресни, Господи, суди земли» . Но это не значит, что Христос воскрес тогда, это просто молитва Церкви, в которой мы молим Бога воскреснуть: «Восстань, воскресни наконец, не будь столь безмолвен, унижен, сокрыт во Гробе». Это человеческое ожидание, наше желание того, чтобы что-то произошло. И хорошо, что мы не боги. Ведь если бы мы были богами, мы за пару минут перевернули бы весь мир с ног на голову ! Мы осудили бы всех и посадили на скамью подсудимых — по-человечески!..

Вспоминаю, как однажды, когда я был молодым диаконом, произошло нечто, и я реагировал подобным образом:

— Ну, что это такое?! Этот человек должен быть наказан, его надо поставить на место, пусть он понесет такое-то наказание!

Старец, естественно, слушал меня, качал головой и ничего не говорил. А я сказал что-то из тех обычных слов, которые мы говорим, когда нас переполняет чувство несправедливости.

На другой день во время литургии читали Евангелие, в котором повествуется, как однажды Христа изгнали из одного города, и Он ушел, а ученики сказали Ему:

— Учитель, хочешь, мы помолимся, чтобы огонь сошел с неба и сжег их? Ведь они Тебя гонят!

Они уже совершили к тому времени некоторые чудеса как Христовы апостолы и думали, что поскольку Христос этого не делает, то лучше им самим помолиться, чтобы сошел огонь с неба и сжег жителей того города. Ведь те были грешными и неправедными, а они-то сами были «за справедливость».

И вот «случилось» это евангельское чтение.

Христос ответил им:

— Вы не знаете, какого вы духа! Вы еще не поняли, какого вы духа и какого духа мы. Я пришел не губить души человеческие, но спасать людей .

Как только я прочел Евангелие, старец остановил меня в церкви и сказал:

— Прочитай его еще два-три раза, что понять смысл сначала тебе самому, а затем и другим!

Действительно, это великое дело — изменить способ, которым мы мыслим, отстраниться от мирской справедливости и вступить в Божию справедливость, где Бог действует совсем по-другому, как Отец, желающий спасти всех людей , даже диавола. А мы функционируем как люди, желающие установления своей справедливости:

— Посмотри, он же меня мучает, тиранит, он угрожает моей жизни, хватит уже! Я не выдерживаю, не могу больше, закрой же ему рот! Или схвати его за горло! Ну, хорошо, я не говорю: «Убей его», но уж если он умрет, я не заплачу.

В житии святого апостола Карпа, жившего в Риме и благовествовавшего Евангелие , говорится, что там был некий еретик-обманщик, притворявшийся христианином, и был он таким красноречивым и ловким шарлатаном, что всё время чинил апостолам препятствия, и им не удавалось проповедовать. Христиане хотели сделать что-нибудь духовное, а он шел и всё проваливал, и они, как люди, вознегодовали.

Молясь, святой апостол Карп имел видение в Святом Духе. Он увидел бездну, над которой висел тот еретик, буквально разорявший дело Церкви. Еретик дрожал и весь трясся, а бездна в любой момент готова была его поглотить.

— Ну, — сказал сам себе святой апостол Карп, — в конце же концов! Пусть он упадет туда, чтобы мы наконец вздохнули свободно! Сколько еще он будет терзать нас, он же просто измучил нас!

И как только произнес эти слова, он увидел перед собой распятого Христа, Который сказал ему:

— Посмотри, Я снова готов распяться за этого человека. А тебя, если будешь продолжать в таком же духе, Я отправлю в бездну! Если будешь продолжать думать так и не поймешь, Кто Мой Дух и какой дух должен иметь ты!

Это действительно трудно, но Церковь своим исцеляющим действием совершает это изменение, а более всего совершает его Сам Бог, Который действует, как знает, и в конечном счете это нам помогает. Иногда проходят долгие годы, а Бог вообще не говорит и попускает человеку терзаться, пока тот не изменит свой образ жизни. И нас разрывает это чувство — чтобы Бог в конце концов восстал и прекратил наши терзания.

Передо мной лежит один еще неопубликованный текст. Однажды некая семья поехала к старцу Софронию (Сахарову), этому святому человеку, в Эссекс, в Англию, к этому святогорскому старцу, описавшему жизнь преподобного Силуана Афонского, поистине современного святого. У этих людей была большая проблема с ребенком, у него была врожденная неизлечимая болезнь, и они действительно несли тяжкий жизненный крест. Ребенок этот был у них единственным. Жизнь их была сплошным мучением.

Пошли они к старцу Софронию, заплакали, открыли свою боль и скорбь, попросили сказать им несколько слов, и, помолясь, он с огромным состраданием рассказал им кое-что из своей жизни, что они тут же записали. Показали затем ему записанное, и старец подписал внизу: «Точно так я и говорил».

Он был русским и безупречно говорил по-гречески, на кафаревусе . Это небольшой текст, в нем он рассказывает о собственном жизненном опыте. Я зачитаю его вам, чтобы вы увидели, как драматично переносили святые это молчание Бога в своей жизни; в конечном счете, это и было ключом, помогшим им открыть дверь к святости. Старец сказал им следующее:

«57 лет я ношу рясу, и мне кажется, что я старался не быть нерадивым к моему спасению, с великим страхом и слезами я всегда молил Бога, чтобы Он стал для меня солнцем, чтобы Он простил мне все грехи и не отринул меня от подножия Своих ног.

Я старался, по силе своей, не обидеть никого на земле, и чтобы Бог скорее дал мне мужество служить как можно б о льшим людям, не ожидая от них никакой отдачи — ни материальной, ни духовной, но лишь от Бога чая благодати на прощение грехов. И при всём том за всё это время (более половины века) я не знал ни мира, ни безопасности, но всегда чувствовал рядом с собой какую-нибудь опасность или, по меньшей мере, — неблагоприятное отношение (ко мне)».

Действительно, жизнь этого старца была запечатлена сильным отвержением его со стороны людей, но великими дарованиями со стороны Бога.

«Что бы я ни начинал делать, даже малейшее дело, почти всегда наталкивался на непреодолимые препятствия. Двери мира сего, почти все, были всегда закрыты предо мною».

Представьте себе человека, который 57 лет старается творить Божие дело, а все двери мира сего закрыты для него! Что бы он ни начинал делать, встречал огромные препятствия.

«Я состарился и так и не понял смысла всех этих испытаний — то есть проявление ли они гнева Божия ко мне, грешному, или тут происходит что-то другое? Всё, что я переношу, — препятствия, напасти и т. д., — случается, потому что Бог разгневан на меня из-за того, что я грешен, или что-то другое происходит в моей жизни? Я не мог этого понять. Много раз я молил Бога открыть мне, почему всё всегда идет так, но Бог всегда отвечал мне молчанием».

Этот старец, говоривший с Богом лицом к лицу, как приятель с приятелем, и испытавший такие великие состояния благодати, уникальные и редкие, молил Бога открыть ему, почему в его жизни всё идет так, почему у него столько трудностей и препятствий и всё закрыто для него, но Бог всегда отвечал ему молчанием. Бог никогда ему не отвечал . Поэтому старец сказал этим людям:

«Из всего того, что я сказал вам, вы поймете, что я не в состоянии дать вам объяснение того драматичного испытания, в котором вы находитесь, но всегда буду поминать вас в своих молитвах с любовью и состраданием».

И завершает:

«Нам трудно обвинить Бога и оправдать себя».

То есть это очень трудно — сказать, что Бог виновен или Бог разгневан, что всё в жизни у меня идет наперекосяк, но я сам невиновен . Нелегко нам сказать эти слова, взвалить всю вину на Бога и обезвинить себя.

«Но точно так же нелегко сделать и противоположное, подобно приятелям Иова, возжелавшим стать поборниками правды Божией, забывая о том, через какие страшные мучения проходил Иов».

Но опять же, говорит старец, нам нелегко сказать и: «Вы виновны, а Бог невиновен!» Стать адвокатами Бога и сказать страдающему человеку:

— Ты знаешь, Бог не виноват, это ты виноват и поэтому терпишь всё это!

«Другими словами, есть два положения. Первое: “Я невиновен, а виновен Бог, Который мучает меня и терзает, поскольку разгневан!” И второе: “Я виновен, а Бог невиновен!” Но оба они трудны. В первом случае ты не можешь приписать Богу затруднение, через которое проходишь, а во втором — не можешь приписать его одному себе и, без того страдая, понести на себе еще одно дополнительное бремя, а именно то, что ты причина тому и сам виноват во всём, то есть стать адвокатом Бога»,

— говорит старец Софроний.

И заканчивает он следующими замечательными словами :

«Поэтому Бог молчит, молчим и мы».

Поскольку Бог молчит, то молчим и мы и не можем сделать ничего, как только поминать друг друга в молитве с любовью и состраданием.

Думаю, это очень сильный текст. Все тексты и слова старца Софрония такие сильные. А это слово, которое было его живым словом к людям, я просто нашел, поскольку оно хранилось в монастыре для личного употребления, и попросил, чтобы мне сделали с него копию.

Действительно, как это характерно для нашей жизни! Для всех нас без исключения наступает час, когда мы проходим через такие трудности, когда мы не знаем даже, что и сказать. Взять ли на себя бремя ответственности? Но мы его не выдержим. Мы не можем его понести. На нас и без того давит столько напастей, что мы не выдерживаем их бремени и тягот. Приписать ли их опять же Богу? Но и это тяжело, этого мы тоже сделать не можем. Что же мы тогда делаем? Мы делаем то, что говорит старец Софроний: «Бог молчит, молчим мы» . Вручаем жизнь свою в руки Божии с великим доверием . Это то, что мы возглашаем на святой литургии: «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим» . Самих себя, все наши дела, всю жизнь свою предадим в руки Христа, чтобы обрести мир, чтобы перестать поедом есть друг друга, вести войну, бороться с Богом.

Почему со мной случается такое? Сколько трудностей, сколько мук, сколько превратностей? Почему ничего не идет как следует в моей жизни? Почему у меня всё не так? Я ничего не сделал, что пошло бы как следует! Всё идет наперекосяк! И старец говорил так:

«Все двери были закрыты, и никогда ни одна дверь не открылась передо мной».

И человек задыхается, это естественно, это по-человечески. Ты задыхаешься в этом вопросе, в этом «почему именно со мной?!» Но, несмотря на это, вопрос «почему?» не имеет ответа или, по крайней мере, такого ответа, которого ты хочешь. Потому что Бог отвечает тебе молчанием для того, чтобы ты понял, что тебе надо успокоиться, обрести мир , и когда ты предашь всё в руки Божии, когда сможешь, хоть и изнуренный всем этим, отдать себя в Божии объятия, прильнуть к Божиим объятиям, тогда ты поймешь, почему произошло всё это. Тогда Бог тебе ответит.

Вы помните пример со старцем Ефремом из Катунаки? Этот старец был послушником у одного очень сурового старца , трудного, придирчивого. 42 года в пустыне оказывал он послушание этому тирану, этому человеку с очень тяжелым характером и соблюдал полное повиновение. Хранил себя от того, чтобы осудить старца и пойти против него.

Много раз он задыхался в помысле своем и говорил себе: «Всё, больше не могу, уйду отсюда, оставлю его, пойду туда-то! С ним невозможно жить в таких условиях!» Каждый раз, когда он решался уйти и говорил: «Ухожу, всё!» — Бог покидал его, и он видел (будучи богоносцем), как благодать оставляет его. Ничего не менялось к лучшему, однако он возвращался обратно, плакал и испрашивал прощения у Бога за то, что решился бежать, изменить своему послушанию и уйти оттуда.

Прошло 42 года, а он всё молился, желая понять, что ему делать в таком положении. Под конец его старец лишился рассудка и стал совершенно невыносимым. Жизнь старца Ефрема превратилась в сущее мучение. Как бы там ни было, но в какой-то момент его старец почил. Началось погребение, и, как водится на Святой Горе, перед тем как опустить тело в гроб, авва Ефрем подошел взять у своего старца последнее благословение, поцеловать его, мертвого, чтобы затем его погребли. И в ту минуту, когда он склонился над своим старцем, чтобы взять у него благословение, Бог в Святом Духе ответил ему: «На то, что ты делал, оставаясь послушником у этого человека 42 года, была Божия воля!»

В такой миг он получил это духовное известие от Бога. И он сам говорит, что ответил Богу в благодати: «Сейчас ли Ты говоришь это мне? Когда старец умер и его кладут в гроб? Почему Ты столько лет не говорил мне этого? И оставлял меня 42 года?»

Он ушел на Святую Гору в 20 лет, и ему было 62, когда старец почил. Целых 42 года — молодым человеком пришел на Святую Гору и состарился, проходя это мученическое повиновение.

«Какой смысл это имеет для меня сейчас, когда он умер?» И Бог ответил ему: «Если бы ты ушел (раньше), ты бы погубил себя!» Бог так ему ответил.

Разумеется, то, о чем я вам говорю, не вдохновляет, и, естественно, мы не обладаем их мерой. Не каждый день появляются такие старцы. Не думайте, что старец Софроний, авва Ефрем или те великие старцы, жития которых мы читаем, проводили безмятежную жизнь. Напротив, их жизнь была мучением, каждый день труд, боль, скорбь, слезы, пот и борьба. Эти люди не видели покоя в своей жизни . И то, чем они занимались, тоже не шло как хотелось бы, но что в глазах людей казалось утратой и унижением, в очах Божиих, однако, было их славой.

В конечном счете, они были прославлены Богом, поскольку прошли этот путь бесславия, терпения, веры, отказа от утешения, надежды на одного только Бога и ни на кого больше. В конечном счете, таково послание Божие, проходящее сквозь всё это: «Не надейся ни на что другое, кроме Бога! В Нем да будет твоя надежда, и только в Нем ты найдешь утешение и благодать» .

А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого (Пс. 118: 127).

То есть во всём этом я открыл, что заповеди Твои дороже всего в этом мире: золота, жемчугов, бриллиантов. Самое дорогое — это Ты и Твои заповеди, Твое слово. Поэтому я возлюбил Тебя больше всего, и не счел, что что-либо другое заслуживает любви, и открыл, что любовь Твоя превосходит всякую иную любовь на этом свете.

Все повеления Твои — все призна ю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу. Дивны откровения Твои; поэтому хранит их душа моя (Пс. 118: 128-129).

Как когда заходишь в магазин и видишь хорошие, замечательные вещи, они тебе нравятся, ты стоишь и разглядываешь их одну за другой, тратя на это всё свое время, поскольку они такие ценные и удивительные. Не этому ли уподобляется человек, который внезапно открыл глаза души своей, увидел дивные дела Божии и исследовал их?

Видите, даже Ветхий Завет — не Евангелие — Божие слово и Святой Божий Дух восхваляет человека исследующего, и нигде не говорится: «Веруй и не исследуй!» — но нужно исследовать дивные дела Божии. Как говорит столь красиво в этом псалме пророк Давид: «С великим удивлением, изумлением и желанием проследил я их, исследовал, открыл и увидел, сколь дивны и многоценны чудные дела Божии».

Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых. Открываю уста мои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду (Пс. 118: 130-131).

Давайте вспомним здесь слова Христа: Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам (Лк. 21: 14-15). Не говори себе: «Дай-ка я сяду и посмотрю, как я буду отвечать на этот вопрос, который мне зададут». Ничего! Христос говорит, чтобы мы ничего не делали и шли безо всякой подготовки. Почему? Потому что в тот час Святой Дух научит тебя, что сказать. Христос словно говорит так:

— Если ты сядешь, чтобы самому подготовиться, ты испортишь всё, ты не скажешь этого как надо! Оставь всё как есть, положись на Бога, и Святой Дух просветит тебя, что сказать.

В противном случае, если ты ответишь по-человечески, может, ты и скажешь что-нибудь хорошее, но это не будет иметь силы Божия слова. Другими словами, я отверз уста мои, и они тотчас исполнились Святого Духа, и так я отвечал и сказал то, что нужно было сказать.

Видите, мы говорим уйму всего, но ничего не получается. А когда говорит один Божий человек, и слушают его, скажем, 50, то каждый говорит:

— Ты знаешь, то, что он сказал, он прямо для меня сказал!

— Нет! — говорит другой. — Он сказал это для меня.

— Но он же про меня это говорил!

— Нет, про меня!..

Каждый думает, что Божий человек говорил о нем, но это не так, однако Святой Дух есть Тот, Кто дает каждому понять то, что ему нужно понять в данный момент.

Мне довелось слышать людей, которые ходили посмотреть на одного добродетельного человека, и потом они сказали:

— Мы пошли туда, но он перед всеми сказал, о чем мы думали, и мы обиделись.

Тогда у старца и в мыслях этого не было, просто он открыл уста и сказал пять слов, о которых Бог просветил его. Но эти пять слов были для каждого тем, в чем он нуждался, и они восприняли то, что нужно было воспринять. Как это было у евреев, когда они ели манну, одинаковую для всех, но для каждого она становилась тем, в чем он нуждался.

То же самое и со Святым Причастием. Как замечательно говорится в одном месте святой литургии: «По потребности каждого» , — молим Господа, да причащение Святого Тела и Крови Господних да станет для каждого тем, в чем он нуждается. В тех, кто испытывает нужду, да будет оно в удовлетворение нужды. Светом для нуждающихся в просветлении. Опорой для немощных. Для каждого Бог да станет тем, в чем он нуждается. Бог так действует, Божие слово так действует.

Иными словами, предай себя в руки Божии, как ребенок отдается в материнские объятия . Не отталкивай Бога, не бей Бога, держащего тебя в Своих объятиях, ибо услышишь то, что услышал святой апостол Павел, которого Бог держал в Своих объятиях несмотря на то, что он гнал христиан. В тот день, когда Христос преградил ему путь, по которому шел святой апостол Павел, бывший гонителем христиан, Христос сказал ему: Трудно тебе идти против рожна (Деян. 9: 5).

Очень тяжело бить голыми пятками по гвоздям. Представляете себе человека, который пинает рожон голыми ногами? Есть ли боль и безумие страшнее, чем это? Так не пойдет. Тяжело сопротивляться Божией любви, отталкивать Бога, когда Он держит тебя в Своих объятиях .

Сумей же оставаться в Божиих объятиях . Когда ты поймешь это и смиришься, тогда обретешь покой, успокоишься, тогда ты глубоко вздохнешь и положишься на великую любовь и мир, подаваемые человеку Божиим присутствием.

Перевела с болгарского Станка Косова

Ср.: 1 Кор. 4: 9.

Греческое слово μετάνοια означает одновременно и покаяние, и изменение ума.

Κένωσις (букв.: опустощение) — самоумаление, самоуничижение Бога через принятие им образа человека, вочеловечение.

См.: Мф. 26: 53.

На литургии Великой субботы перед чтением Евангелия единственный раз в году поется песнопение: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех» (Пс. 81: 8).

См.: Лк. 9: 54.

См.: Лк. 9: 55-56.

Житие св. Карпа, апостола от семидесяти (II в.), см. в «Житиях святых в переложении свт. Димитрия, митр. Ростовского», книга 9, 26 мая ст. ст. Об этом рассказывает и сщмч. Дионисий Ареопагит, которого св. Карп принимал в своем доме, см. его послание 8, к Демофилу, § 6.

Кафаревуса — современный греческий литературный язык.

Старцами в Греции называют не только духоносных подвижников благочестия, но и игуменов монастырей и начальников келий.

Это слова из тайной молитвы священника, которую он читает в святом алтаре после пения «Отче наш»: «Ты убо, Владыко, предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегождо своей потребе… ».

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...