Холокост что это такое. Что такое Что такое холокост определение по истории

(англ. holocaust, от греч. holokaustos - сожженный целиком) - гибель значительной части еврейского населения Европы (более 6 млн человек, свыше 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 гг.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Холокост

Holocaust), нацистская политика геноцида, физического уничтожения еврейского населения Европы.

В принятой задолго до прихода нацистов к власти программе НСДАП ("25 пунктов") пункты 4 и 5 декларировали полное изгнание евреев из общественной и культурной жизни Германии. В "Майн кампф" Гитлер подвергал евреев яростным нападкам как расу-разрушительницу цивилизации. "Если бы накануне 1-й мировой войны были отравлены газом 12 или 15 тысяч иудеев - врагов народа,... тогда не потребовались бы миллионные жертвы на фронте", - писал Гитлер. Лишь немногие в Германии понимали тогда, что скрывается за этими словам.

Гонения на евреев начались почти сразу же после прихода нацистов к власти. Под предлогом ответных мер на развязанную за рубежом антигитлеровскую кампанию, якобы инспирированную евреями, в Германии прокатилась широкая волна антисемитизма: в считанные недели (Декретом от 7 апреля 1933) из всех местных органов управления, государственных учреждений, из судов и университетов были изгнаны представители еврейской национальности. Врачам-евреям было запрещено вести частную практику и работать в больницах. Чистке подверглась культурная жизнь страны: евреям запрещалось работать в кинопроизводстве, средствах массовой информации, запрет на профессию получали художники и музыканты. Евреи были лишены права заниматься торговлей и производством. Огромные масштабы приобрел бытовой антисемитизм. Полиция не прикладывала ни малейших усилий, чтобы защитить евреев от нападений на улицах. К концу 1933 Германию были вынуждены покинуть свыше 63 тыс. евреев.

Вторая волна антисемитизма началась после принятия в сентябре 1935 Нюрнбергских законов о гражданстве и расе, в соответствии с которыми евреи лишались германского гражданства, права выборов, им запрещалось вступать в брак с немцами и т. д. 23 июля 1938 вышел указ, по которому каждый еврей был обязан зарегистрироваться в полиции и получить специальное удостоверение с отметкой "J" ("еврей") и предъявлять его по первому требованию властей.

Распоряжение от 17 августа 1938 обязывало мужчин еврейской национальности добавлять имя Израэль, а женщин - Сара к своему настоящему, нееврейскому имени. 5 октября 1938 стала обязательной отметка "еврей" в заграничных паспортах, что вызвало волну возмущений во всем мире. Все эти меры поставили немецких евреев на грань голодного вымирания.

Своего апогея антиеврейская кампания достигла в ноябре 1938, когда в ответ на убийство в Париже польским евреем Гершелем Грюншпаном германского посла Эрнста фом Рата по всей Германии прокатилась волна организованных еврейских погромов (см. "Хрустальная ночь"). Было убито 36 человек, около 20 тыс. евреев арестованы, разрушены и сожжены 267 синагог и сотни магазинов.

Герман Геринг заявил об "окончательном расчете с евреями". 30 января 1939, в шестую годовщину прихода к власти, Гитлер выступил в рейхстаге с первой публичной угрозой физического истребления евреев: "Если при международной финансовой поддержке евреям в Европе и за ее пределами снова удастся ввергнуть народы в новую мировую войну, то результатом этого будет не установление большевистского мирового правления и еврейского триумфа, а уничтожение евреев в Европе".

Приказ по НСДАП о бойкоте евреев от 1 апреля 1933: "В каждом населенном пункте, где есть отделения НСДАП, должны образовываться исполнительные комитеты для планомерного проведения бойкота еврейских магазинов, товаров, врачей и адвокатов. Комитеты обязаны следить за тем, чтобы не пострадали невинные граждане, к евреям же отношение должно быть максимально безжалостным" Маховик гитлеровских планов физического истребления евреев начал раскручиваться в полную силу с первых дней 2-й мировой войны. В мае 1940 на территории оккупированной Польши был создан концлагерь Аушвиц, превратившийся вскоре в огромную фабрику по уничтожению людей. Комендант лагеря Рудольф Франц Хесс в мае 1941 получил приказ лично от Гиммлера оборудовать лагерь газовыми камерами. 31 июля 1941 Геринг направил руководителю СД Рейнхарду Гейдриху следующее распоряжение: "Настоящим приказываю вам провести все необходимые организационные, финансовые и военные приготовления для полного решения еврейского вопроса в зоне германского влияния в Европе". На состоявшемся 20 января 1942 Ванзееском совещании был утвержден план т. н. "Окончательного решения", ответственность за исполнение которого возлагалась на Адольфа Эйхмана. Гейдрих подвел итог совещанию: "Европа будет прочесана с запада на восток... Несомненно, огромное число евреев исчезнет за счет естественной убыли. С остальными, которым удастся выжить, следует обращаться соответствующим образом, потому что... они могут стать зародышем нового еврейского развития. Не забывайте опыт истории". Гестапо и СД тут же принялись за работу, постоянно наращивая темпы отправки миллионов евреев в "лагеря смерти". То, что на страницах "Майн кампф" выглядело как безудержная политическая пропаганда, отныне стало реальным, тщательно организованным процессом массового уничтожения людей, эпицентром которого были лагеря Аушвиц, Майданек, Треблинка, Бельзен и Собибор. Помимо "лагерей смерти" насчитывалось свыше 400 перевалочных и транзитных лагерных центров, осуществлявших отправку рабочей силы на запад. Но Аушвиц оставался главным центром холокоста. В период наивысшей активности он вмещал до 100 тыс.

человек, а через его газовые камеры ежедневно проходило до 12 тыс. узников.

Врачи-эсэсовцы встречали прибывающие транспорты, тут же отбирали годных к работе, а остальных, в том числе женщин и детей, направляли в газовые камеры, каждая из которых одновременно вмещала 2 тыс. человек. На Нюрнбергском процессе Рудольф Хесс говорил: "В помещениях для уничтожения мы использовали "циклон Б", кристаллизованную синильную кислоту, которую засыпали через специальное небольшое отверстие. Требовалось от 3 до 15 минут, чтобы умертвить людей в камере, в зависимости от климатических условий. Мы узнавали о том, что люди мертвы, когда прекращались их крики. Обычно мы ждали полчаса, прежде чем открыть двери, и вытаскивали тела. После этого специальная команда [Зондеркоммандос, состояла из числа заключенных] изымала кольца и золотые зубы из трупов".

К зиме 1944 лагеря уничтожения оказались под угрозой захвата советскими войсками. Поскольку становилось все труднее и труднее размещать огромные массы заключенных, Гиммлер и его подчиненные из СС пошли на некоторые отступления от первоначальной программы, рассчитывая скрыть истинные масштабы своих преступлений. В марте-апреле 1945 Гиммлер, проводивший сепаратные переговоры с союзниками за спиной Гитлера, предпринял при посредничестве Международного Красного креста попытку эвакуации части заключенных-евреев в Швейцарию. Однако чудовищные последствия холокоста уже стали известны мировой общественности.

Весь мир был потрясен обнародованными фактами бесчисленных зверств нацистов по отношению к мирному населению Европы.

Холокост явился самым чудовищным проявлением варварства за все время существования цивилизации. Попытки историков, психологов, социологов и психиатров найти рациональное объяснение этому трагическому историческому феномену до сих пор не увенчались успехом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

История Второй мировой войны - это не только «страницы доблести и славы», но и трагическая повесть о страданиях миллионов людей. Рассказ о Холокосте помогает школьникам более объемно представить себе картину войны и геноцида, осуществлявшегося нацистами.
Назначение пособия - помочь учителю ввести тему Холокоста в повествование о причинах и событиях войны.
Разумеется, это непросто. Многие преподаватели предпочитают не касаться этой темы из-за ее многогранности и сложности.
Прежде всего, учителю не хватает часов, чтобы рассказать о человеке на войне и во время войны, о его страданиях, о том, как война ломает жизнь и судьбы людей, о том, как нелегко сохранить себя в экстремальных ситуациях.
В пособии документы сгруппированы в пяти рубриках. Все они могут стать основой факультатива.
Некоторые учителя считают возможным приурочить рассказ о Холокосте к памятным датам календаря, например к годовщинам Ванзейской конференции, расстрела в Бабьем Яре, освобождения Освенцима.
Есть и иной вариант. Представляется возможным говорить о Холокосте и в контексте тем, включенных в существующие программы. Сведения о событиях Катастрофы могут составить органическое целое с изложением иных событий войны.
Основное место должна занимать организация работы учащихся над документами, их разбор под руководством учителя или же самостоятельно - на уроке или дома. Такая форма занятий позволит осмыслить документ как исторический источник и памятник эпохи, научить приемам работы с ним.
Наиболее продуктивная форма изучения документов - групповая работа.
В этом случае всех школьников следует обеспечить текстами. Для этого достаточно иметь по 4-5 экземпляров документов, собранных в пособии.
Если в кабинете истории есть соответствующая аппаратура (эпипроектор, графопроектор), можно спроецировать документ на экран, что поможет концентрации внимания учащихся и создаст благоприятные условия для коллективной работы. Возможно размещение документов на стенде или на стене. Размещенные на стенде материалы используются учителем и учениками во время урока на всех его этапах.
Вот как может выглядеть схема работы с документами на уроке по теме «Приход нацистов к власти в Германии».
Задача учителя - помочь школьникам составить представление о том, как страна постепенно превращалась в тоталитарное государство. Учащиеся неизбежно столкнутся с новыми и сложными для них теоретическими положениями, понятиями, которые совсем не объясняются в большинстве учебников по новейшей истории.
Приемы введения документов в ткань урока могут быть различными. Работая с текстами, учитель пишет на доске (или вводит с помощью транспарантов для графопроектора, дисплея компьютера) ключевые понятия: расизм, национальная дискриминация, антисемитизм, права человека, геноцид. Учащимся предлагается раскрыть одно из этих понятий, опираясь на документы (устно или в небольшом письменном сообщении).
Еще один пример - изучение темы «Нацистский оккупационный режим на территории СССР» (курс «История России», XI класс).
При изучении этой темы речь идет о целях оккупантов на захваченных территориях, об экономической эксплуатации, об отношении к населению, об уничтожении «враждебных элементов» в завоеванных зонах (к таковым «элементам» нацисты относили в том числе и евреев). Документы, включенные в пособие, позволяют рассказать о двух последних тематических сюжетах. В общем сценарии раскрытия темы эти сюжеты важны потому, что дают возможность показать, как подавлялось нацистами человеческое достоинство живущих на оккупированной территории, как был установлен и осуществлялся режим террора.
Для организации работы над вопросами к документам учитель распределяет учащихся на группы (4-5 учеников в каждой).
Урок может начаться с краткого вступительного слова учителя, в котором он рассказывает об огромном количестве жертв, не только на поле битвы, но и на оккупированной территории. Затем учащимся раздаются документы. Одна группа школьников получает документ «Из протокола допроса группенфюрера СС Олендорфа», другая знакомится с выдержками из дневника жительницы Ялты Ольги Шаргородской. Третья группа учащихся читает отрывок из дневника студентки из Мариуполя Сарры Глейх. Еще одна группа школьников получает фотодокумент «Узники гетто в Смоленске» и выдержки из дневника, который вел 16-летний кременецкий школьник Роман Кравченко.
Коллективно готовятся ответы на предлагаемые вопросы. Учитель руководит дискуссией, вовлекая школьников в обсуждение проблем.
Еще одна из связанных с проблемой Холокоста тем - «Движение Сопротивления». При ее изучении есть возможность подчеркнуть общегуманистические мотивы этого движения - благородство целей, героизм и самопожертвование его участников, солидарность представителей разных народов, участвовавших в этом движении.
Уместно отметить участие в этой борьбе еврейского населения. Учитель может предложить вниманию школьников призывы к восстанию в Вильнюсском гетто, документы о действиях подпольного отряда детей, о действиях подпольщиков в Минске (все эти тексты воспроизводятся в пособии).
Рассмотренные выше схемы проведения уроков можно использовать и на занятиях факультатива (спецкурса) по истории Холокоста. Отдельные его занятия стоит посвятить просмотру и обсуждению фрагментов связанных с событиями Второй мировой войны документальных и художественных фильмов, встречам с узниками гетто и участниками Сопротивления.
Документы о Холокосте, собранные в пособии, могут послужить и материалом для беседы учителя с учащимися начальной школы. В этом контексте следует упомянуть рассказ о подпольном отряде детей в гетто, воспоминания 12-летнего узника гетто Романа Левина о своем стремлении выжить, рассказы о праведниках народов мира.
Листы пакета документальных материалов могут стать основой экспозиций, которые учащиеся под руководством учителя готовят во внеурочное время. При этом используются и публикации газет, журналов. Подобные стенды могут быть посвящены памятным датам из истории Холокоста - годовщинам Хрустальной ночи или Ванзейской конференции, Нюрнбергского процесса или расстрела в Бабьем Яре, освобождению узников лагерей смерти. Подобные стенды можно вывесить в кабинете истории или в рекреации, прилегающей к кабинету.
Документы, обладающие силой эмоционального воздействия, вызывающие сопереживание (например, дневниковые записи, фотографии и т.д.), могут стать отправной точкой для поисковой работы, для участия в конкурсах сочинений и т.д.

(ударение на третью «о») это катастрофа европейского еврейства 1933-1945 годов, во время которой нацистами было убито более шести миллионов евреев.

Гитлер, желая окончательно «решить еврейский вопрос» в Восточной Европе, истреблял евреев по мере продвижения на восток, расстреливая и сжигая их в газовых камерах сотнями тысяч, включая стариков, детей и женщин. При этом местное население часто не оказывало нацистам никакого сопротивления в уничтожении евреев, а иногда даже и помогало. В результате этого геноцида практически всё еврейское население Восточной Европы было уничтожено, за исключением тех, кому удалось бежать в США или эвакуироваться в восточные районы СССР. Особенно много евреев было сожжено в польских концлагерях Освенцим, Треблинка и Собибор.

Греческое слово «холокост» обычно переводится как «всесожжение». Оно было заимствовано из Библии, переведённой на латынь, и стало использоваться исключительно для обозначения геноцида евреев во время Второй Мировой Войны. Жертвам Холокоста воздвигнуты многочисленные мемориалы от Польши до Америки, о тех страшных событиях снимались и продолжают сниматься фильмы. В Израиле в день памяти жертв Холокоста звучат сирены, на время которых вся страна замирает в минуте молчания.




Вы узнали, откуда произошло слово , его объяснение простыми словами, перевод, происхождение и смысл.
Пожалуйста, поделитесь ссылкой «Что такое Холокост?» с друзьями:





Интересное:

Что такое УПА?
УПА расшифровывается как «Украинская Повстанческая Армия». Эта бандеровская партизанская организация была образована в октябре 1942...

Варяги
Варяги - древние скандинавские и северорусские племена, населявшие территории современной Прибалтики, Финляндии и Швеции. Варяги...

Что такое Барщина?
Привет, холопы! Барщина (ударение на первую «а») это форма рабского труда крепостных крестьян на своего...



Сайт новых и хорошо забытых слов Что-это-такое.ru

Этимологически слово «холокост» восходит к греческим составляющим holos (целое) и kaustos (сожженный) и использовалось в качестве описания приношения, которые сжигали на жертвенном алтаре. Но с 1914 года оно приобрело иной, более ужасный смысл: массовый геноцид почти 6 миллионов европейских евреев (и еще представителей других социальных групп, например цыган и гомосексуалистов), учиненный немецко-фашистским режимом .

Для антисемита и лидера фашистов Адольфа Гитлера евреи были низшей нацией, угрозой извне для чистоты немецкой расы. , на всем протяжении которых евреи постоянно подвергались преследованиям, окончательное решение фюрера вылилось в событие, ныне называемое нами Холокостом. Под прикрытием войны в оккупированной Польше – массовые центры смерти.

До Холокоста: Исторический антисемитизм и приход Гитлера к власти

Европейский антисемитизм начался далеко не с . Впервые этот термин начал использоваться в 1870-х годах, есть свидетельства враждебности по отношению к евреям задолго до Холокоста. Согласно древним источникам, еще римские власти, разрушив еврейский храм в Иерусалиме, вынудили евреев покинуть Палестину.

В XII–XIII веках Просвещение пыталось возродить терпимость к религиозному разнообразию, а в XIX веке европейская монархия в лице Наполеона приняла закон, положивший конец гонениям на евреев. Тем не менее в большинстве своем антисемитские настроения в обществе носили скорее расовый, нежели религиозный характер.

Даже в начале XXI века мир ощущает последствия Холокоста. В последние годы швейцарские правительственные и банковские учреждения признали свою причастность к действиям фашистов и учредили фонды для оказания помощи жертвам Холокоста и другим жертвам нарушений прав человека, геноцида или других катастроф.

До сих пор трудно определить корни крайне жесткого антисемитизма Гитлера. Родившийся в Австрии в 1889 году, он служил в рядах немецкой армии . Как и многие антисемиты в Германии, он обвинял евреев в поражении страны в 1918 году.

Вскоре после окончания войны Гитлер присоединился к национальной немецкой рабочей партии, которая позже сформировалась в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (NSDAP). Будучи заключенным в тюрьму как государственный изменник за свое непосредственное участие в Пивном путче 1923 года, Адольф написал свои знаменитые мемуары, и пропагандистский тракт по совместительству, «Mein Kampf » («Моя борьба»), где предрек общеевропейскую войну, которая должна привести «к полному уничтожению еврейской расы на территории Германии».

Лидер НСДАП был одержим идеей превосходства «чистой» немецкой расы, которую называл «арийской», и необходимостью такого понятия как «Lebensraum » – жизненного и территориального пространства для расширения ареала этой расы. После освобождения из тюрьмы в течение десяти лет Гитлер умело использовал слабости и несостоятельность своих политических конкурентов, чтобы поднять авторитет своей партии от безызвестности к власти.

20 января 1933 года он был назначен канцлером Германии. После смерти Президента в 1934 году Гитлер провозгласил себя «фюрером» – верховным правителем Германии.

Нацистская революция в Германии 1933-1939 года

Две родственные между собой цели – расовая чистота и пространственная экспансия (Lebensraum ) – стали основой мировоззрения Гитлера, и с 1933 года, объединившись, являлись движущей силой как его внешней, так и внутренней политики. Одними из первых волну нацистских преследований ощутили на себе их прямые политические оппоненты – коммунисты (или социал-демократы).

Первый официальный концентрационный лагерь был открыт в марте 1933 года в Дахау (недалеко от Мюнхена) и был готов принять своих первых агнцев на заклание – неугодных новому режиму коммунистов. Дахау находился под контролем , главы элитной нацгвардии шутцстаффеля (СС), а затем и начальника немецкой полиции.

К июлю 1933 года немецкие концлагеря (Konzentrationslager по-немецки, или KZ) содержали около 27 тысяч человек. Многолюдные нацистские митинги и символические акции, например публичное сожжение книг евреями, коммунистами, либералами и иностранцами, которые носили принудительный характер, помогли донести до людей нужные посылы от партии силы.

В 1933 году в Германии евреев насчитывалось около 525 тысяч человек, что составляло лишь 1% от всего населения Германии. В течение следующих шести лет нацисты предприняли «арианизацию» Германии: они «освободили» неарийцев от государственной службы, ликвидировали принадлежащие евреям предприятия и лишили еврейских адвокатов и врачей всех клиентов.

Согласно Нюрнбергским законам (принятым в 1935 году), каждый гражданин Германии, у которого бабушки и дедушки как по материнской, так и по отцовской линии имели еврейское происхождение, считался евреем, а тех, у кого евреями были бабушки и дедушки только с одной стороны, обозначали унизительным Mischlinge , что означало «полукровка».

По Нюрнбергским законам евреи стали идеальными мишенями для стигматизации (несправедливого навешивания отрицательных социальных ярлыков) и дальнейших преследований. Кульминацией подобного рода отношения общества и политических сил стала «Хрустальная ночь» («ночь разбивающихся стекол»): были сожжены немецкие синагоги и разбиты окна в еврейских магазинах; около 100 евреев были убиты и еще тысячи арестованы.

С 1933 по 1939 год сотни тысяч евреев, которые все же смогли живыми покинуть Германию, находились в постоянном страхе и чувствовали неопределенность не только своего будущего, но и настоящего.

Начало Войны 1939-1940 год

В сентябре 1939 года немецкая армия оккупировала западную половину Польши, . Вскоре после этого немецкая полиция вынудила десятки тысяч польских евреев покинуть свои дома и поселиться в гетто, отдавая конфискованное имущество этническим немцам (не евреям за пределами Германии, которые идентифицировались как немцы), немцам из Рейха или польским не иудеям.

Еврейские гетто в Польше, окруженные высокими стенами и колючей проволокой, функционировали как пленные города-государства, управляемые еврейскими советами. Помимо широко распространенной безработицы, нищеты и голода, перенаселенность сделала гетто питательной средой для таких болезней, как тиф.

Одновременно с оккупацией осенью 1939 года нацистские чиновники отобрали почти 70 тысяч коренных немцев, находившихся в таких специализированных учреждениях, как психиатрические больницы и госпитали по уходу за инвалидами, для начала так называемой программы эвтаназии, заключавшейся в отравлении пациентов газом.

Данная программа вызывала множество протестов со стороны видных религиозных деятелей Германии, поэтому Гитлер официально закрыл ее в августе 1941 года. Все же программа продолжала действовать тайно, что привело к катастрофическим последствиям: по всей Европе были убиты 275 тысяч человек, считавшихся инвалидами разных степеней. Сегодня, когда мы можем оглянуться назад по историческому вектору, становится очевидным, что эта программа эвтаназии стала первым экспериментальным опытом на пути к Холокосту.

Окончательное решение Еврейского вопроса 1940 -1941

На протяжении весны и лета 1940 года немецкая армия расширила гитлеровскую империю в Европе, завоевав Данию, Норвегию, Нидерланды, Бельгию, Люксембург и Францию. Начиная с 1941 года евреи со всего континента, а также сотни тысяч европейских цыган, были перевезены в польские гетто.

Немецкое вторжение в Советский Союз в июне 1941 года ознаменовало новый уровень жестокости в войне. Мобильные подразделения по убийствам, называемые Айнзацгруппы(Einsatzgruppen ), убили путем расстрела более 500 тысяч советских евреев и других неугодных режиму в ходе немецкой оккупации.

Один из главнокомандующих фюрера послал Рейнхарду Гейдриху, шефу СД (служба безопасности СС), меморандум от 31 июля 1941 года, указывающий на необходимость Endlösung – «окончательного решения еврейского вопроса».

Начиная с сентября 1941 года каждый человек, обозначенный как еврей на территории Германии, помечался желтой звездой («Звездой Давида»), что делало их открытыми мишенями для нападок. Десятки тысяч немецких евреев были депортированы в польские гетто и захваченные советские города.

С июня 1941 года в концентрационном лагере под Краковом начали проводиться эксперименты по нахождению способов массовых убийств. В августе отравили 500 советских военнопленных газовым ядом «Циклон-Б». Затем эсэсовцы сделали огромный заказ на газ немецкой фирме, которая специализировалась на выпуске средств по борьбе с насекомыми-вредителями.

Лагеря смерти Холокоста 1941–1945 год

С конца 1941 года немцы стали массово перевозить из польских гетто в концлагеря неугодных людей, начиная с тех, кого посчитали наименее полезными для осуществления гитлеровской идеи: больных, старых, слабых и очень молодых. Впервые массовые отравления газом применили в лагере Бельзец (Belzec ), недалеко от Люблина, 17 марта 1942 года.

Еще пять центров массовых убийств были построены в лагерях в оккупированной Польше, включая Хелмно (Chelmno ), Собибор (Sobibor ), Треблинку (Treblinka ), Майданек (Majdanek ) и самый крупный из них — Освенцим-Биркенау (Auschwitz-Birkenau ).

С 1942 по 1945 год евреи были депортированы в лагеря со всей Европы, включая территорию, контролируемую Германией, а также из других страны, дружественных Германии. Самые тяжелые депортации происходили в течение лета–осени 1942 года, когда только из одного Варшавского гетто было перевезено более 300 тысяч человек.

Хотя нацисты пытались сохранить секретность лагерей, масштабы убийства сделали это практически невозможным. Очевидцы доносили сообщения о действиях фашистов в Польше правительствам союзников, которые после войны подверглись жесткой критике за то, что они не отреагировали, или за то, что они не обнародовали новости о массовых убийствах.

Скорее всего, такая бездеятельность была вызвана несколькими факторами. Во-первых, главным образом, сосредоточением союзников на победе в войне. Во-вторых, имело место и общее непонимания новостей о Холокосте, отрицание и неверие в то, что подобного рода зверства могли происходить в таких масштабах.

Только в Освенциме более 2 миллионов человек были убиты в процессе, напоминающем крупномасштабную промышленную операцию. В трудовом лагере работало большое количество заключенных евреев и не евреев; хотя только евреи были отравлены газом, тысячи других несчастных умерли от голода или болезней.

Конец фашистского правления

Весной 1945 года немецкое руководство распадалось на фоне внутренних разногласий, а Геринг и Гиммлер тем временем старались отдалиться от своего фюрера и захватить власть. В своем последнем волеизъявлении и политическом завещании, продиктованном в немецком бункере 29 апреля, Гитлер обвинил в своем поражении «Международное еврейство и его пособников» и призвал немецких лидеров и народ следовать «строгому соблюдению расовых разграничений и к беспощадному сопротивлению против универсальных отравителей всех народов» – евреев. На следующий день он покончил жизнь самоубийством. Официальная капитуляция Германии во Второй Мировой войне произошла всего неделю спустя, 8 мая 1945 года.

Немецкие войска начали эвакуацию многих лагерей смерти осенью 1944 года, отправив заключенных под охрану, чтобы отойти как можно дальше от линии фронта надвигающегося противника. Эти так называемые «марши смерти» продолжались вплоть до немецкой капитуляции, в результате чего по разным данным погибло от 250 до 375 тысяч человек.

В своей ставшей уже классикой книге «Выживание в Освенциме» итальянский автор еврейского происхождения Примо Леви описал свое собственное состояние, равно как и его товарищей-заключенных в Освенциме накануне прибытия советских войск в лагерь в январе 1945 года: «Мы находимся в мире смертей и призраков. Последний след цивилизации исчез и вокруг нас. Работа по доведению людей до звериной деградации, начатая немцами в зените своей славы, была доведена до конца немцами, обезумевшими от поражения».

Последствия Холокоста

Раны Холокоста, известные на иврите как Шоа (Shoah ), или катастрофа, заживали медленно. Оставшиеся в живых заключенные из лагерей так и не смогли вернуться домой, так как во многих случаях они потеряли свои семьи и были осуждены их соседями-неевреями. В результате в конце 1940-х годов по всей Европе перемещалось беспрецедентное число беженцев, военнопленных и других мигрантов.

В попытке наказать виновников Холокоста союзники организовали Нюрнбергский процесс 1945–1946 годов, который вывел на свет все ужасающие зверства нацистов. В 1948 году все возрастающее давление на союзные державы в отношении создания суверенной родины, национального очага, для евреев, переживших Холокост, привело к мандату на образования государства Израиль.

На протяжении последующих десятилетий простые немцы боролись с горьким наследием Холокоста, поскольку выжившие и семьи жертв пытались вернуть богатства и имущество, конфискованное в нацистские годы.

Начиная с 1953 года правительство Германии осуществляло выплаты отдельным евреям и еврейскому народу как способ признать ответственность немецкого народа за преступления, совершенные от их имени.

(Holocaust, The).

Освенцим польская деревня,где располагался один из самых больших нацистских концентрационных лагерей, стал символом массовых убийств и ужасов холокоста. Один из многих нацистских лагерей смерти олицетворяет в общественном сознании всю систему массовой депортации, унижения, умерщвления людей, созданную немецкими нацистами во время Второй мировой войны. Термин "холокост", обычно использующийся, чтобы обозначить нацистские преследования и безжалостное уничтожение 6 млн евреев в 193345 гг., стал символом безмерных страданий и частных и массовых проявлений зла в XX в. Первая пол. этого века, крый "Новая кембриджская современная история" именует "эрой насилия", отмечена двумя кульминационными моментами насилия холокостом и Хиросимой.

Анализ ученыхисториков показал, насколько недостаточной и безразличной была реакция жителей Германии и других стран, на глазах у крых нацисты преследовали евреев. Правительства союзников историки обвиняют в том, что во время войны с Германией они не отдавали приказа бомбить Освенцим и ведущие к нему пути. Даже еврейские организации в Америке подверглись критике за то, что они недостаточно старались спасать европейских евреев. Однако самое большое бремя ответственности легло на христианские церкви, особенно в Германии, за их равнодушие и бездействие до и во время холокоста. К-ром е того, определенные положения христианского вероучения и реальное поведение христиан взрастили антииудаизм, крый привел к тому, что народ поддерживал радикальные антисемитские движения до 1933 г. Зловещий отпечаток в немецкой лютеранской традиции оставили антисемитские высказывания Мартина Лютера в 1543г.,атакже оголтелый антисемитизм А. Штекера, крый с 1874 г. был придворным проповедником. К-ром е того, традиционное христианское учение о "проклятых евреях", на крых возлагали обвинение в богоубийстве, порой воспринималось как призыв к антисемитским акциям. Второй Ватиканский собор в документе 1965 г. признал пагубность этого учения: нельзя возлагать вину на всех евреев, живших в то время, и на евреев нынешних. Протестанты тоже пересмотрели свое учение об иудеях. В1980 г. синод Рейнской земли Немецкой евангелической (протестантской) церкви с энтузиазмом принял программный документ "Резолюция о возобновлении отношений между христианами и иудеями". Характеризуя холокост как поворотный момент и предпосылку к новым отношениям, резолюция признает "общую ответственность и вину германского христианства". Дальше говорится, что непрерывное существование еврейства и создание государства Израиль знаменуют верность Бога своему народу. Иудеи и христиане провозглашаются свидетелями Божьими перед миром и друг перед другом; при этом резолюция отмечает, что Церковь не может проповедовать еврейскому народу наравне с другими народами. Тем самым документ затрагивает деликатную тему миссии к иудеям, крую некрые иудеи после холокоста отождествляют со стремлением к духовному геноциду. Они задают вопрос: не хотят ли христиане сделать мир свободным от евреев (Judenrein)! По крайней мере, один евангелистский проповедник, Билли Грэм, воздерживается от того, чтобы проповедовать евреям.

Развивающийся политический и расистский антисемитизм в кон. XIXнач. XX в., наряду с экономическим и социальным хаосом в Германии после Первой мировой войны, создал благоприятные условия для нацистской пропаганды. После того как 30 янв. 1933 г. Адольф Гитлер был назначен германским канцлером, ужесточение нацистского режима по отношению к евреям можно разделить на четыре этапа.

193335 гг. Эпизодические гонения, крым евреи подвергались в своей экономической и производственной деятельности, в т.ч. экономический бойкот еврейскогобизнеса(1апр. 1933), изгнание евреев с государственной службы (7 апр. 1933) и запрет на основные профессии.

193538 гг. Ущемление гражданских прав, кульминацией крых стали т.н. Нюрнбергские законы: евреи лишались немецкого гражданства, им запрещалось вступать в браки с неевреями. Начало "арианизации" еврейской собственности и капиталов.

193841 гг. Депортации и погромы, начало крым положила "Хрустальная ночь" (9 нояб. 1938). Экспроприация еврейского бизнеса и отправление евреев в концентрационные лагеря.

194145 гг. Реализация плана физического уничтожения евреев, начиная с июня 1941 г. Немецкое вторжение в Россию; систематическое истребление евреев специальными мобильными группами и газом в машинах"душегубках". После Ванзейской конференции в Берлине (20 янв. 1942 г.) концентрационные лагеря, оборудованные газовыми камерами и крематориями, становятся центрами массового уничтожения.

Фраза нацистов об "окончательном решении" еврейского вопроса прозвучала на Ванзейской конференции, где высшие должностные лица координировали свою деятельность, вырабатывая практические шаги по отношению к евреям. Теперь, чтобы обозначить массовое уничтожение европейских евреев, употребляются два слова: "холокост" (производное от греч. слова, обозначающего жертву всесожжения) и еврейское Шоа (в Библии: "катастрофа", "разрушение", "тьма", "пустота"). Оба слова впервые стали употреблять в Израиле применительно к нацистской антиеврейской программе: "Шоа" в 1940г., а "холокост" между 1957 и 1959 гг.

Решительное осуждение холокоста повлияло на современное движение за права человека. Были приняты "Конвенция о геноциде" ООН, "Всеобщая декларация прав человека", появилось множество национальных и международных групп по защите прав человека. Борцы с нацизмом, мужественные люди, подобные Раулю Валленбергу, крые спасали евреев, стали реальными историческими примерами для сегодняшних правозащитников. Многие христиане помогали евреям спастись, однако Церковь как институт хранила молчание и не предпринимала открытых, бесстрашных, согласованных действий, чтобы помочь гонимым. Германская протестантская исповедническая церковь заботилась о судьбе крещеных евреев, ноне об евреях, как таковых.

Холокост исследуют ученые, работающие в самых разных областях психологии,социологии, политических наук, литературы, истории, теологии. К-ром е неизбежных этических вопросов, в ходе исследований вновь были поставлены вопросы о теодицее и о иудейских корнях христианства. Широко обсуждались уникальность и универсальность холокоста. В рассказах о холокосте особая мудрость и милосердие выживших служат уроком всем нам.

R. zerner(пер. Ю.Т.) Библиография: L.S. Dawidowicz, The War Against the Jews, 19331945; H.L. Feingold, The Politics of Rescue: The Roosevelt Administration and the Holocaust, 19381945; R. Hilberg, The Destruction of the European Jews; B.L. Shervin and S.G. Ament, Encountering the Holocaust: An Interdisciplinary Survey; J. Sloan, ed., Notes from the Warsaw Ghetto: The Journal of Emmanuel Ringelblum; J. Blatter and S. MiIton,/lr(of the Holocaust; T. Des Pres, The Survivor: An Anatomy of Life in the Death Camps; P. Friedman, Their Brothers Keepers; L. L. Langer, The Holocaust and the Literary Imagination; I. Leitne r, Fragments of Isabella: A Memoir of A uschwitz; E. Wiesel, Night; E. Berkovits, Faith After the Holocaust; E. Fleisehner, Auschwitz: Beginning of a New Era? B. Klappert and H. Starek, eds., Umkehrund Emeuentng; C. Klein, AntiJudaism in Christian Theology; F. Littell and H.G. Locke, eds., The German Church Struggle and the Holocaust; R.L. Rubenstein. After Auschwitz and The Cunning of History: The Holocaust and the American Future; R. Ruether, Faith and Fratricide; M. Bergman and M. Jucovy, eds., Generations of the Holocaust; H. Krystal, ed., Massive Psychic Trauma.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...