Икона целование марии и елисаветы. В чем помогает чудотворный образ «Сладкое лобзание»

В настоящее время из всех новомучеников икона жены брата последнего императора России, который и сам прославлен вместе с семьей как страстотерпец, наиболее популярна среди народа. Икона мученицы Елизаветы обязательно присутствует в квартире любой благочестивой семьи.

Историческая справка

Икона Елизаветы существует в разных вариациях и иконописных исполнениях. Это неслучайно, так как история самой преподобной ученицы Христа, а именно так называют тех, кто отдал за Него свою жизнь, необычна.

Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна

  1. До замужества - Луиза-Алиса принцесса Дармштадтская.
  2. Внучка знаменитой королевы английской Виктории и младшая сестра императрицы Александры Федоровны, также принявшей мученическую смерть.
  3. Вышла замуж за великого князя Сергея Александровича в 1884 году, еще будучи лютеранкой, и сознательно приняла православие в 1891 году.
  4. Отличалась довольно жестким отношениям к тем, кто совершает террористические акты, но простила убийцу своего мужа и, продав личные драгоценности, купила на Большой Ордынке усадьбу, где в 1909 году разместилась Марфо-Мариинская обитель.
На заметку! Это была необычная для православия монашеская община, поступившие в нее не давали монашеских обетов, да и сама Елизавета Федоровна никогда их не принимала. Но каждая из сестер обязывалась ухаживать за больными, сирыми и убогими. Таким образом, социально-благотворительная функция данной обители неукоснительно исполнялась.

С началом Первой мировой войны обитель оказывала помощь как раненным, так и военнопленным, что дало основание подозревать Елизавету Федоровну в симпатиях к немцам. С приходом к власти большевиков в мае 1918 года она была арестована и сначала переправлена в Екатеринбург, а затем в Алапаевск, где ее вместе с другими представителями семьи Романовых и личной служанкой монахиней Варварой сбросили в шахту.

Там они скончались медленной, мучительной смертью. После освобождения Алапаевска белой армией, тело Елизаветы Федоровны было перенесено в Иерусалим и погребено в Святой Земле, как она того и желала.

Описание святого лика

Преподобномученица Елизавета и мученица Варвара, сопровождавшая великую княгиню в последних ее мытарствах, были прославлены Русской православной церковью в 1992 году. С этого времени начали появляться иконописные изображения Елизаветы Федоровны.

Икона Святой Елизаветы

Внешние отличительные черты этих икон состоят в следующем:

  • как правило, великая княгиня изображается в апостольнике;
  • с крестом в правой руке и Марфо-Мариинской обителью в левой;
  • есть варианты иконы, где Елизавета Федоровна вместе с инокиней Варварой вместе держат в руках Мариинскую обитель.

В любых таких образах великая княгиня очень узнаваема, так как покрыта белым апостольником и имеет на груди крест мученика. Еще при жизни супруги дали обет не иметь плотских отношений и за почти десять лет брака выдержали его.

В чем помогает и как защищает икона

Из всех прославленных на сегодняшний день новомучеников Российских, Елизавета Федоровна наиболее почитаема, а образ ее самый узнаваемый. Поэтому не удивительно, что к ней, перед её образом часто обращаются с молитвой и просят ее помощи и заступничества перед Богом и просят о том, чтобы она помогла:

  • в родах трудных;
  • в рождении недоношенных и их дальнейшем выхаживании;
  • в исцелении раковых больных, в основном женских заболеваниях: рак молочной железы, матки и прочее;
  • тем, кто терпит страдания, боль и муку, обращение к преподобномученице будет очень полезным.

И в целом, как каждая православная святая, очень близко стоящая к престолу Царя Небесного, великая княгиня Елизавета Федоровна может оказать большую помощь.

Икона преподобномученицы Елизаветы Федоровны

Как молиться и в каких храмах есть икона

Русская Церковь, прославляя великую княгиню Елизавету Федоровну, составила ей акафист, тропарь и в дни поминовения её в богослужебном календаре сделала соответствующие поправки. Простой мирянин может каждый день читать акафист святой, молитвенно поминая её лично.

Совет! Можно заказать молебен великой княгине, даже с чтением акафиста, который клирики храма должны будут исполнить.

Действительно, Елизавета Федоровна, одна из наиболее почитаемых русских святых, которые приняли мученическую кончину в годину гонений, её образ есть во многих домах православных.

Икона святой есть во многих храмах России. Если брать каждый конкретный город или даже небольшое поселение, то можно обнаружить образ святой во многих из них. Это говорит о том, насколько почитаем этот образ. А главное, как этот образ вдохновил многих других на подвиг и повторение пути святой.

Преподобномученица великая княгиня Елисавета

10 апреля в женском Горненском монастыре, основанном на месте посещения Пресвятой Богородицей Ее родственницы - праведной Елисаветы, при большом стечении священнослужителей, монашествующих и паломников состоялся торжественный праздник «Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов», сообщает Седмица.Ru . Праздник имеет в этой русской обители и другое название - «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы».

Праздник, установленный в 1883 году на Святой Земле, проводится по традиции только в Горненской обители, располагающейся, по преданию, на той самой земле, где жили святые праведные Захария и Елисавета, родители святого Иоанна Крестителя.

Матерь Божия прожила в нагорней стране три месяца, а встреча Пречистой со святой праведной Елисаветой нашла свое отражение в Евангелии от Луки: «и вниде в Дом Захарии, и целова Елисавет» (Лк. 1:40).

Сестры и трудницы Горненской обители украсили живыми цветами киоты двух икон «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы» и собрали соединенные друг с другом аккуратными травяными дорожками четыре цветочных ковра вокруг храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

Согласно существующей традиции, настоятельница монастыря игумения Георгия (Щукина) вместе с сестрами встретили у расположенного за пределами обители источника Божией Матери принесенную из Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Иерусалиме чудотворную икону Благовещения Пресвятой Богородицы.

После молебна под звон колоколов и церковных песнопений многолюдный крестный ход с чудотворным образом направился в Казанский храм Горненской обители. Перенесение иконы и крестный ход возглавил приглашенный на торжества митрополит Вострский Тимофей из Иерусалимского Патриархата. В крестном ходе приняли участие архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Исидор и многие паломничающие на Святой Земле православные священнослужители.

Весь путь этого крестного хода, символизирующего путешествие Божией Матери и Ее прихождение из Назарета в Горний град Иудов, был украшен на территории обители зеленой травой и цветами.

Так как празднование выпало на Светлую Седмицу, чудотворную икону покрыли розовым одеянием до пола, наподобие монашеской мантии, и поставили вместе с укрепленным у ее основания игуменским жезлом в центре Казанского храма. В нем эта икона будет пребывать в продолжение трех месяцев - до праздника Рождества Иоанна Предтечи в воспоминание того события, что именно такой срок Пресвятая Богородица гостила у праведной Елисаветы.

Через некоторое время облаченная уже в голубое одеяние чудотворная икона займет в храме игуменское место, и все 90 дней Божия Матерь будет называться в Горненской обители «Игуменией монастыря». Место же земной настоятельницы обители будет находиться рядом с иконой. Монашествующие и паломники в этот период берут благословение сначала у Благовещенской святыни и лишь затем у матушки Георгии и священников.

Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, возглавивший вечернее богослужение, по его завершении на площади перед храмом от имени епархии передал в дар Горненскому монастырю две большие иконы в киоте - образ Пресвятой Богородицы «Абалакской» и «Собор святых, в земле Сибирской просиявших», написанные в иконописных мастерских Тобольска. Эти иконы будут украшать храм Всех Святых, в земле Российской просиявших, являющийся с 2007 г. архитектурной доминантой Горненской обители.

Начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Исидор и игумения Георгия в своем ответном слове сердечно поблагодарили владыку Димитрия за ценные иконы, а певчие Тобольской семинарии и Горненской обители исполнили духовные песнопения.

Свое впечатление о прошедшем празднике, называемым в этом монастыре «Вторым Благовещением», выразил архиепископ Приморский и Владивостокский Вениамин: « Этот праздник хотя и не превосходит по своему значению Пасху Христову, в лучах которой мы сейчас радостно купаемся, приносит и добавляет всем православным верующим еще больше радости. И я тоже лично вместе со всеми радуюсь, что прибыл сюда, чтобы встречать Пресвятую Богородицу, Которая более двух тысяч лет назад предприняла путешествие из Назарета в Горнее. Этот праздник входит в сердце и душу и приносит нам бесконечную радость».

Икона Елизаветы Чудотворицы была написана в конце XIX века. Сейчас она находится на попечительстве в соборе Иоанно-Предтеченского монастыря. Данная святыня была перевезена сюда 6 января 2002 года из храма святых апостолов Павла и Петра, который находится близ реки Яузы. Также оттуда в монастырь были перевезены и другие святыни: древний образ Святого Пророка, Крестителя и Предтечи Господня Иоанна вместе с обручем, а также образ игумении Константинопольской, расположенной на иконе.

Где хранится икона

Многих верующих людей интересует вопрос: «Где хранится икона святой Елизаветы?» Знаменитый для большинства верующих храм святых апостолов Павла и Петра не подвергся гонениям после революции в первой половине XX века и проработал на протяжении всего существования Советского Союза. Благодаря стараниям служителей церкви, многие ценные святыни были сохранены в первозданном виде до наших дней, в том числе и икона мученицы Елизаветы. В 90-х годах прошлого века была открыта и освящена Ивановская обитель, туда перевезли несколько христианских святынь из храма святых апостолов Павла и Петра. Туда же была отправлена и знаменитая икона Елизаветы.

После развала Советского Союза одним из первых был восстановлен и открыт для прихожан Храм преподобной мученицы Елизаветы Федоровны. Это радостное событие случилось в 1995 году. Туда была перевезена одноименная икона. Не так давно икону мученицы Елизаветы отреставрировали и поместили ее в Соборе святого Иоанна Предтечи, который находится на территории Иоанно-Предтеченского монастыря.

В женском монастыре Ионанна-Предтеченского был построен храм в честь святой Елизаветы Чудотворицы. Средства на возведение постройки были выделены согласно завещания покойной благотворительницы Елизаветы Зубачевой-Макаровой. Женщина была названа в честь одноименной великомученицы. Благословил открытие храма святой Филарет Московский.

Описание иконы

Теперь о том как выглядит икона святой Елизаветы. Данная святыня была выполнена на цинке, как и множество подобных икон, создаваемых в то время художниками. Образ игуменьи выполнен в мягких розовых, зеленоватых и голубых оттенках. Святая изображена в полный рост. Она стоит на берегу водоема, за которым виднеются невысокие холмики. На голове у женщины надет платок красного цвета. Таким же цветом окрашена и земля под ее ногами. Тело святой Елизаветы (на фото иконы в статье это видно) прикрывает зеленая мантия. Над головой Елизаветы изображены синие небеса.

На изображении отсутствуют символы игуменской власти, однако молитвенно-сосредоточенный лик великомученицы и сдержанный мягкий облик являют нашему взору непрестанное молитвенное обращение и предстояние к Господу и к его духовной власти. Изображенная на иконе Елизавета словно просит защиты у Всевышнего для тех, кто молит ее о помощи.

Правая рука у мученицы согнута и прижата к груди в области сердца. Это символизирует, что вся ее любовь обращена к Богу и людям. В левой руке у святой находится свиток с молитвой обо всех просящих благословения перед ней. Изображенная на иконе великая княгиня Елизавета просит у Всевышнего прощения людских грехов и спокойствия после того, как души умерших отправятся на страшный суд.

Живописная святыня имеет следующие размеры:

  • высота – 71,12 см;
  • ширина – 13,34 см.

Спасение иконы во время революции

Икона св. Елизаветы была написана для нового собора. Монастырь близ собора проработал недолго, после чего был закрыт в 1918 году, когда в России началась революция. На территории, прилегающей к священной христианской постройке, был организован концлагерь, однако бесстрашные служители церкви даже под страхом смерти продолжали службу. Благодаря их стараниям прихожане посещали собор для обращений к Богу вплоть до 1927 года.

Чтобы спасти святую икону Елизаветы от осквернения, в 1923 году ее перевезли в храм святого Иоанна Предтечи. Разместили реликвию в главном алтаре под стеклом, обрамленным чеканной золотой каймой.

В результате действий нового правительства России Собор святого Иоанна Предтечи был закрыт в 1927 году. Монахи покинули здание, забрав церковную утварь и икону преподобномученицы Елизаветы, и отправились в Серебрянники для продолжения своей службы Богу.

Гонимые властями священнослужители и паломники нашли свое пристанище в храме святой Троицы. После того как закрыли и это священное место, икону Елизаветы (на фото в статье вы можете ее увидеть) передали священникам, которые проводили молебны в храме святых Петра и Павла.

Сохранившиеся документы о жизни святой

Чудом и особым даром называют верующие открытие полной истории жизни святой Елизаветы. Сохранился лишь один документ – флорентийская рукопись, откуда можно узнать обо всех жизненных страданиях великомученицы. Ценную реликвию обнаружили в середине XX века, а спустя несколько десятков лет было выпущено первое издание о житие святой. Его написал и отправил на печать в типографию католический ученый и агиограф, член конгрегации болландистов Франсуа Алькеном.

Кто такие болландисты

Общество болландистов – это монахи, имеющие ученые степени. Они посвятили свою жизнь исследованиям древних документов, чтобы выяснить подробности жизни святых, когда-то живших в Европе. Создателем этого древнего общества является Иоанн Болланд, который организовал его в 1643 году.

Великий дар Елизаветы

Многие верующие в Бога люди интересуются тем, каково значение иконы святой Елизаветы и в чем заключалась ее помощь людям. Почти 20 лет назад ученый-историк А. Виноградов с греческого на русский язык перевел житие святой Елизаветы. После этого Иоанно-Предтеченский монастырь выпустил печатное издание этого текста в 2002 году. Согласно выпущенной книге, Елизавета Чудотворица является покровительницей женского монашества. При жизни она умела исцелять людей от многих болезней и недугов. Женщина была сосудом Святого Духа, из которого выходят благодать, помогающая дарить добро и исцеление от мук. Даже сейчас, по словам священнослужителей, целование иконы святой Елизаветы помогает людям избавиться от многих болезней.

В Житие написано, что дочь, подаренная родителям самим Богом, умела помогать верующим, обремененным скорбью и муками от болезни. Еще до зачатия родители придумали будущей святой имя Елизавета. В юном возрасте девушка получила статус настоятельницы в обители святого Георгия, который был построен в Константинополе. До нее место игумении там занимала тетка по отцу. Настоятельницей великомученица стала благодаря святому Геннадию, который в то время был патриархом Константинопольским.

Многим верующим становится интересно: в чем помогает икона Елизаветы людям? Благодаря смирению женщины, ее искренней вере и монашеской жизни по строгим заповедям Божьим, у нее с раннего возраста появился дар исцеления. Девушка справлялась с самыми страшными болезнями, мучившими окружающих ее людей, также она умела изгонять бесов, видела откровения и предсказывала будущее. Поклонясь святой иконе в церкви сейчас, страждущий избавится от мук и обретет душевный покой.

Предсказания Елизаветы

Еще в чем помогает икона святой Елизаветы? Монахиня обладала даром предвидения. Так, при жизни она предсказала страшный пожар в Константинополе, который был быстро потушен благодаря силе молитв, обращенных к Господу. Также женщина смогла избавить один из домов города от большого змея, погубившего немало человеческих жизней.

Особую помощь святая оказывала дамам, которые страдали от обильных и непрекращающихся женских кровотечений. Также женщина могла исцелять людей от слепоты. В преддверии смерти ангелы оповестили монахиню о скорой кончине. После этого провидения она начала активно готовиться к своему последнему дню жизни, делая наставления окружающим. Многие женщины приходят к иконе помолиться во время проблем со здоровьем, связанным с зачатием ребенка.

Чудеса после смерти святой

Многие хотят узнать ответ на вопрос о том, каково значение иконы Елизаветы в церкви. После смерти святая мученица продолжила творить чудеса, помогая исцелять людей и изгонять бесов. Святая Елизавета Чудотворица, которая является покровительницей Иоанно-Предтеченской обители, молится за души верующих людей по сей день.

Женщина, причисленная к лику святых церковью, еще до своего зачатия в утробе матери была связана духовным родством со святым Пророком Иоанном. Их единение произошло после смерти, после возрождения двух храмов святой Елизаветы и святого Иоанна-Предтечи.

Официальная биография великомученицы

Святая мученица великая княжна Елизавета Федоровна родилась в семье Людвига IV. Ее мать, принцесса Алиса, приходилась дочерью английской королеве Виктории. Всего в семье было 7 детей. Одна из дочерей, которую звали Александрой, достигнув совершеннолетия, стала российской императрицей.

Дочки герцога Людвига IV воспитывались в семье согласно старинным английским традициям. Воспитанием занималась мать, которая установила для девочек строгий распорядок времяпрепровождения. Несмотря на высокий титул главы семейства, семья старалась жить скромно, еда у них была самая обыкновенная, что и у простых граждан страны. Прислуги у Людвига не было, а всю работу по дому выполняли его дочки. Они убирали в доме, топили камин, стирали белье, готовили пищу. Святая Елизавета впоследствии говорила, что дома ее научили всему, что необходимо уметь самостоятельной женщине.

Мать девочек старалась воспитывать своих чад на основе христианских заповедей, вкладывая в их сердца любовь к ближним, учила помогать нуждающимся людям. Родители Елизаветы Федоровны бо́льшую часть своего имущества раздавали на благотворительные нужды. Кроме того, мать часто возила дочерей по госпиталям, приютам для бездомных людей, а также в дома для престарелых и инвалидов. Туда женщины отвозили огромные букеты цветов и раздавали их окружающим.

Увлечения Елизаветы

Будущая великомученица с самого детства обожала природу. У нее был дар к живописи, именно поэтому она все свое свободное время проводила за холстом и с кистью в руках. Чаще всего девушка рисовала цветы. Также она обожала слушать классическую музыку. Все знавшие будущую великомученицу родственники и знакомые подчеркивали ее религиозность и любовь к ближним. Девушка старалась во всем походить на святую Елисавету Тюрингенскую, в честь которой она носила свое имя.

Горе в семье

В 1873 году в семье Людвига IV произошло несчастье – упав с коня насмерть разбился трехлетний сын Фридрих прямо на глазах у своей матери. Убитых горем родителей спустя 3 года после трагедии настигла новая беда – в их родном городе началась страшная эпидемия дифтерита. Тогда заболели все братья и сестры святой Елизаветы. В то нелегкое время матушке приходилось проводить несколько бессонных ночей подряд над кроватями своих детей, чтобы хоть как-то облегчить их страдания. Несмотря на все усилия родителей, их четырехлетняя дочь Мария вскоре скончалась, вслед за ней умерла и герцогиня Алиса, которой едва исполнилось 35 лет.

В то нелегкое время детство у Елизаветы закончилось, она обратилась к Богу с молитвами. Свою жизнь девочка решила полностью посвятить вере. Будучи еще ребенком, она всеми силами старалась утешить своих горячо любимых родителей, а младшим братьям и сестрам как могла заменяла мать, которой было сложно одной управиться со всеми домашними делами.

Убийство мужа

5 февраля 1905 года муж Елизаветы Федоровны, князь Сергей Александрович, был убит бомбой террориста Ивана Каляева. После трехдневного траура вдова отправилась в тюрьму для встречи с преступником. Там она заявила, что не держит зла за причиненное ей горе, и подарила мужчине Библию. Далее княгиня отправилась к императору Николаю II с просьбой о помиловании террориста, однако оно было сразу же отклонено.

Участие в строительстве храмов

10 февраля 1909 года княгиня, которая вот уже 4 года не снимала траур и проводила практически все свое время в молитвах, собрала 17 сестер для организации строительства храма. Она сняла свой траурный наряд и облачилась в монашеское одеяние.

Первый храм на средства Елизаветы Федоровны был построен и освящен 9 сентября 1909 года. Официальное открытие здания было приурочено к празднованию Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре был построен и второй храм, который был разработан архитектором А. Щусевым. Росписью стен и потолка в новом здании занимался художник М. Нестеров.

Еще один православный храм, благодаря усилиям княгини, был построен в городе Бари (Италия). В его стенах теперь хранятся мощи Святого Николая Мир Ликийского.

Благотворительная деятельность святой

В конце 1909 года Елизавета принимала больных в Марфо-Мариинской больнице при монастыре, пыталась помочь им избавиться от страданий. Ее работа заканчивалась глубокой ночью. После этого она усердно молилась, а сну уделяла лишь 3 часа в сутки. Если тяжелобольной человек метался по кровати или стонал, она не отходила от него, проводя с ним несколько суток подряд. Пациенты, которые излечились, покидая стены медучреждения, не могли скрыть слез, расставаясь с доброй и ласковой матушкой Елизаветой, настоятельницей монастыря.

Убийство Елизаветы Федоровны

В начале 1918 года княгиню и ее приближенных насильно переправили по железной дороге в город Пермь, где заключили под стражу. После нескольких месяцев заключения женщину перевели на окраину Алапаевска, где она сидела в неволе еще около полугода. Все свое время настоятельница монастыря проводила в молитвах. Чувствуя близкую кончину, она готовилась к смерти, прощаясь со своими друзьями-сокамерниками и прося у Всевышнего прощения для людей.

В ночь на 5 июля 1918 года монахиню вместе с другими членами императорской семьи бросили в глубокую шахту рудника. Великомученица упала не на дно ямы, как рассчитывали мучители, а на выступ глубиной около 15 метров. Рядом с ней позже нашли при раскопках тело Иоанна Константиновича. Женщина после падения с высоты получила множественные переломы и сильные ушибы. Несмотря на полученные увечья она и здесь пыталась облегчить страдания ближнего своего. Ее тело нашли со сложенными для крестного знамения пальцами.

Захоронение останков монахини

Тело настоятельницы Марфо-Мариинской обители в 1921 году было вывезено из РСФСР на святую землю в Иерусалим, там его поместили в усыпальнице храма святой Марии Магдалины.

В 1981 году Русская православная церковь приняла решение канонизировать всех новомучеников, находящихся за границей, для этого приходилось скрывать их могилы. Чтобы проделать такую операцию, в Иерусалиме была создана специальная комиссия, которой руководил архимандрит Антоний (до крещения носил имя Граббе). В то время он был начальником Русской духовной миссии.

Все гробницы мучеников выставили перед Царскими вратами. В этот момент произошло чудо: когда архимандрит Антоний по промыслу Божьему остался наедине возле покойников, вдруг неожиданно послышался шум. Один из многочисленных гробов затрясся, запаянная крышка у него начала открываться. Из каменной усыпальницы как живая вылезла покойная Елизавета. Она подошла к ошарашенному священнику и попросила благословения. После того как отец Антоний благословил святую, она вернулась на свое место, не оставив при этом после себя ни единого следа. Крышка гроба за ней захлопнулась.

Когда пришло время распаковывать каменные усыпальницы святых, священники стали свидетелями очередного необъяснимого чуда. Во время открытия каменного гроба с телом княгини помещение церкви наполнилось приятным запахом. Позже священнослужители будут рассказывать, что из усыпальницы сильно веяло жасмином и медом. При осмотре тела мученицы оказалось, что оно почти не разложилось.


12 апреля
2009
Рассказать про Иерусалим?
Где найти достойные слова?
Как святыня сочеталась с Ним!
Горы, камни – честь вам и хвала!
Если в храме: певчии поют
И молитвы чтения звучат
То здесь: камени возопиют.
Здесь святыни сами говорят.
Если будешь на Святой Земле,
Не ищи иного очага,
В Горнем ты живи монастыре,
Побываешь дома у себя!
Престарелая Елисавет
Здесь молилась, Богу говоря:
«Как смогу я породить на свет
В мои годы первое дитя?»
Когда Ангел благовествовал
Деве Чистой о Христе слова,
От работы встала Мариам
И со тщанием пошла сюда.
Взволновалася Елисавет –
На тропинку вышла поглядеть:
«Кто идет ко мне из дальних мест?
Чью фигурку мне дано узреть?»
Встреча чудом Божиим была –
Ведь лишь только голос прозвучал,
Как во чреве Иоанн взыграл,
Так он Бога своего встречал!

Когда в 1865 году на пост начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалим назначили архимандрита Антонина (Капустина), он начал энергичную деятельность по приобретению земель в Палестине. Ему Россия обязана тем, что к концу прошлого столетия для Православия были спасены и стали русскими ряд связанных с евангельскими событиями мест. В их числе палестинское селение Горняя, иначе Айн-Каремский холм - место действия одного из драгоценнейших евангельских повествований - встречи Девы Марии с праведной Елисаветой. Архимандрит Антонин приобрел его в 1871 году.

Расположенная на горной террасе, эта местность утопает в зелени виноградников и масличных садов. Не случайно арабская деревушка Айн-Карем, которая располагалась здесь прежде, в переводе означает «Источник виноградников». Здесь жили родители Иоанна Крестителя, здесь увидел свет величайший из рожденных женами. В часе ходьбы - пустыня, где Предтеча мужал духовно, прежде чем вышел в мир с проповедью покаяния. Именно сюда из после Архангельского Благовестия через ущелья, каменистые тропинки пришла дивная Богоотроковица, чтобы открыть близкой по крови праведной Елисавете возвещенную Ей небесную тайну. «Во дни оны воставши же Мариам, иде в Горняя со тщанием, во град Иудов, и вниде в дом Захарии, и целова Елисавет» (Лк. 1, 39-40).

«Град Иудов в Горних» - гористая местность в южной части Палестины, называемой Иудея. На месте дома Захарии и Елисаветы, где состоялся богодухновенный разговор, переданный человечеству Евангелистом Лукой (Лк. 1, 39-56), стараниями архимандрита Антонина возникла община, которая выросла в Горненский монастырь.

Чтобы выделить евангельское посещение Богородицей матери Предтечи в Горненской обители в 1883 году установлен особый праздник, которого нет ни в одной другой обители: «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы». В память об этом событии архимандрит Антонин написал тропарь:

«Дево безневестная и Мати всечестная, приемши от Архангела Благовещение, со тщанием востекла еси в Горняя, и целовавши южику Твою всечестную Елисавет, Материю Господа от сея наречена была еси, и возвеличила возвеличившаго Тя Господа. Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего!»

Праздник начинается 30 марта по церковному календарю, на пятый день после Гавриилова Благовестия. Из Троицкого храма Русской Духовной Миссии несут в Горнее икону «Благовещение», а сестры выносят из обители навстречу ей образ «Целование». После их встречи соединившийся крестный ход несет дражайшую ношу по извилистым тропинкам «Горней страны». Икона препровождается в Казанскую церковь в ознаменование дороги, которую две тысячи лет назад совершила сюда Благодатная Дева.

Благовещенскую икону водружают на игуменское место, одевают в голубое одеяние до пола, наподобие монашеской мантии. Рядом ставится игуменский жезл. Три месяца икона находится в Горненской обители в память трехмесячного пребывания Честнейшей у Ее родственницы. Эти месяцы Матерь Божия является Игуменией монастыря. Место земной настоятельницы позади иконы. Сестры берут благословение сначала у Благовещенской святыни и лишь затем у матушки и священника.

На Рождество Иоанна Предтечи, которое также торжественно празднуют в Горненском монастыре, икону уносят обратно в Миссию. В течение года каждую среду совершается здесь последование акафистного пения в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и поется горненский тропарь празднику.

Из книги Анны Ильинской "Блаженная Любушка "

Благоухание Горней

Вторым благовещением называют в Горней празднование пришествия Богоотроковицы в Эйн-Карем, в место, где жили святые праведные Захария и Елисавета, родители святого Иоанна Крестителя. Это празднование через неделю после Благовещения. Установлено Святейшим Синодом в 1883 году по ходатайству архимандрита Антонина (Капустина) 12 апреля нового стиля. В далекой России снег, здесь - сияние и благоухание весны. Это надо только представить ту, евангельскую весну, когда Пресвятая Дева услышала у источника в Назарете благую весть, принесенную вместе с белой лилией архангелом Гавриилом. Он возвестил о рождении Сына Божия Девой Марией. Он сказал, что и родственница Ея Елисавета, несмотря на преклонные годы, ожидает ребенка. Святая Дева решила пойти к Елисавете. Она никому не сказала о том, что возвестил Ей архангел. Нужна была причина пойти в Эйн-Карем, и она была. Дева Мария трудилась для Иерусалимского храма, вышивала покровцы, вязала четки. Обычно Она просто передавала свою работу с кем-то, а тут попросилась пойти Сама. Тем более, приближалась Пасха. Святой Иосиф Обручник, убедясь, что в Иерусалим Она идет не одна, отпустил Ее.

"Вставши же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ея, и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа ко мне?.. Пробыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом Свой".

Мы не знаем, дождалась ли Святая Дева рождения Иоанна, подержала ли его на Своих святых руках, но по времени получается: Рождество святого Иоанна - 7 июля нового стиля. Когда думаешь о его жизни, поражаешься его мужеству, молитвенности, вообще образ его так велик, что вмещается только в сердце, и недоступен разуму. Ведь он остался совсем сироткой в самые малые годы. Убили отца, и они с матерью бежали от Ирода, скрывались в пещере. Вскоре умерла и святая Елисавета. Горная косуля вскармливала младенца, Ангелы убаюкивали его, учили грамоте, Священному Писанию.

Как же такой крошка жил один? - спрашивает неведомо кого паломница, стоя с другими у пещерки святого. - Без мамы, без отца. - И сама же отвечает: - Но это лучше, чем без Ангелов.

Пресвятая Дева ходила за водой к источнику, который так и называется - источник Девы Марии. Сейчас источник под кровлей, рядом стоянка машин, и очень трудно представить, как приходила сюда за водою Пресвятая Дева, хранившая в сердце Своем, вырвавшиеся из него слова: "Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей…" (Лк. 1,47-48).

Икона Благовещения привозится из Троицкого собора Русской миссии к источнику. Здесь служится первый молебен. Начинают звонить колокола. Икону несут на руках, вначале игумения с кем-то из сестер, затем, поочередно, сестры. Идут по ковру из цветов. Колокола не смолкают.

Икона вносится в храм, ставится в центре на специальном постаменте. Над иконой бело-голубой небесный покров. Около иконы игуменский жезл. С этого дня, входя в храм, сестры вначале берут благословение у Божией Матери, потом у игумении. Так три месяца. Это символ тех трех месяцев, которые жила здесь Пресвятая Дева.

Благовещение на Святой Земле

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы занимает особое место в череде торжеств церковного года. Но особенно дорого для верующего сердца встречать его именно там, где и произошло это событие, именуемое словами церковной гимнографии «главизной нашего спасения». Евангелист Лука, излагая обстоятельства Благовещения, повествует: «Послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1: 26–28).

С того времени как на Земле властно прозвучал голос небесного вестника, знаменовавший грядущее пришествие в мир Сына Божия, минуло 20 столетий. За это время сменились десятки поколений, строились и приходили в забвение города, возникали и рушились империи. Облик Святой Земли изменился до неузнаваемости. Многие места, упоминаемые в Евангелии, ныне известны лишь по археологическим находкам, однако Назарет живет. Ежегодно в праздник Благовещения множество православных паломников со всего мира собирается сюда для участия в торжествах.

Согласно церковному преданию, Благовещение свершилось у единственного в городе источника, где Дева Мария, подобно другим местным жительницам, черпала воду для хозяйственных нужд. В XVIII столетии над источником был возведен православный храм во имя архангела Гавриила. Именно в нем в день праздника обычно совершает литургию Иерусалимский патриарх в сослужении греческого и арабского духовенства, а также представителей Русской духовной миссии.

Большая часть икон в иконостасе храма – русcкого письма. Вклад наших благочестивых предков в поддержание и украшение этого святого места был очень значим, о чем хорошо знают и помнят жители современного Назарета. Значительная их часть – около 17 тысяч человек – православные арабы, составляющие самую большую общину в Иерусалимском Патриархате. В день праздника к ним прибавляется до 5 тысяч паломников, из которых как минимум одна треть – наши соотечественники. Русскую, украинскую, румынскую, греческую речь тогда здесь можно слышать буквально на каждом шагу. Небольшой старинный храм бывает переполнен до такой степени, что не только войти в него, но и просто заглянуть представляется крайне затруднительным. Коренные жители, следуя добросердечным традициям восточного гостеприимства, уступают место гостям. Сами они довольствуются просмотром трансляции богослужения в культурном центре по соседству с храмом. Пришедшие на праздник целыми семьями нарядно одетые люди чинными рядами рассаживаются перед экраном, специально установленном внутри помещения. В первом ряду – наиболее почетные и уважаемые представители властей и городской общественности. В основном молятся сидя, однако в наиболее торжественные моменты литургии, в частности при пении «Символа веры», молитвы «Отче наш», встают. Мест и здесь не всем хватает, так что многим десяткам человек все же приходится стоять.

К причастию приступают почти все присутствующие на службе. Исповедь для желающих причаститься святых Христовых таин проходит прямо в церковном дворе у входа в храм. Иерусалимский патриархат располагает русскоязычными клириками, да и в числе русских и украинских паломников бывают священнослужители, обратившись к которым можно исповедоваться на родном языке.

После литургии, по традиции, совершается крестный ход, который представляет собой весьма необычное и очень красочное зрелище. Участие в нем принимают не только священнослужители и паломники, но и православные скауты из числа местной молодежи. Скаутское движение в Палестине – наследие британского владычества. Арабские скауты переняли от своих английских предшественников не только форму, но и традиции использования музыкальных инструментов, поэтому молитвенное шествие по улицам города совершается под оглушительный барабанный бой и воинственное пение волынок. За музыкантами следуют колонны арабских подростков обоего пола в защитной форме и красных беретах, затем – священнослужители, включая патриарха Иерусалимского, в голубых «богородичных» ризах, а также представители городских властей. Замыкают шествие многочисленные богомольцы с пением «Богородице Дево, радуйся!».

Посещение Назарета паломники нередко завершают поклонением месту, где некогда стоял дом праведного Иосифа, под кровом которого жила Пречистая Дева. Археологами обнаружены остатки этого дома в толще земли на многометровой глубине. Над ними сейчас стоит принадлежащая францисканцам базилика Благовещения – самый большой католический храм на Ближнем Востоке. В обходной галерее храма помещены изображения Божией Матери с Младенцем, выполненные христианскими художниками разных стран, с характерным национальным колоритом.

Продолжением празднования Благовещения на Святой Земле является уникальный праздник «Прихождение Божией Матери в Горний Град Иудов», отмечаемый в русском женском Горненском монастыре в Айн-Карем. Некогда бедное окраинное селение Айн-Карем ныне находится в пределах муниципальных границ Иерусалима. Церковное предание связывает это место с посещением Пречистой Девой своей родственницы праведной Елисаветы. Именно сюда, услышав архангельское благовестие, «восставши же Мариам… иде в горняя со тщанием, во град Иудов» (Лк. 1: 39). В доме праведных Захарии и Елисаветы Она прожила три месяца, покинув его незадолго до рождения святого Иоанна Предтечи.

История основания русского Горненского женского монастыря непосредственно связана с описываемыми в Евангелии событиями. Участок земли на склоне горы в Айн-Карем во второй половине XIX столетия был выкуплен начальником Русской духовной миссии архимандритом Антонином (Капустиным). Отец Антонин полагал своей особой целью приобретение для России святых мест Палестины, чтобы сделать их более доступными для наших паломников. Именно архимандрит Антонин выступил инициатором основания в Айн-Карем женской общины из русских паломниц, желавших подвизаться в Святой Земле, позднее преобразованной в монастырь.

Первый каменный храм в Горненской обители был освящен 30 марта 1883 года именно в честь встречи Божией Матери с праведной Елисаветой. В дальнейшем, в связи с особым почитанием насельницами Казанской иконы Божией Матери, храм был наименован Казанским. По ходатайству архимандрита Антонина Святейший Синод указом от 5 августа 1883 года установил особый праздник – Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов. Празднование было определено совершать ежегодно через пять дней после Благовещения – 30 марта, если этот день не попадает на Страстную неделю. В ином случае оно переносится на четверг Светлой седмицы .

Начинается праздник с того, что днем из Троицкого собора Русской духовной миссии перевозят в Айн-Карем к источнику Божией Матери икону Благовещения. Святыню сопровождают клирики миссии во главе с ее начальником. Прежде иконе Благовещения сопутствовали и монахини русского Вознесенского монастыря на Елеоне. К сожалению, эта благочестивая традиция, объединявшая насельниц двух русских обителей Святой Земли, прервалась после перехода в 1948 году Горненского монастыря в юрисдикцию Московской Патриархии, а Елеонского – Русской Зарубежной Церкви . С подписанием Акта о каноническом общении, а главное – с пополнением Елеонского монастыря новыми молодыми сестрами, возможно, она будет постепенно возрождена. Именно благодаря воссоединению двух ветвей некогда разделенной Русской Православной Церкви в 2008 году, например, впервые в новейшей истории Горненские торжества возглавил иерарх РПЦЗ – архиепископ Берлинский Марк.

Навстречу иконе Благовещения из обители выходят монашествующие и паломники с букетами цветов в руках, которые несут старинную икону «Целование Божией Матери с праведной Елисаветой». При встрече у источника двух святынь перед ними соборно совершается молебен, а затем начинается крестный ход в монастырь, находящийся много выше на горе. Крестный ход сопровождается колокольным звоном и непрестанным пением сестрами тропаря праздника, составленного тем же архимандритом Антонином:

Дево Безневестная и Мати Всечистая,
приемши от Архангела благовещение,
со тщанием востекла еси в Горняя,
и целовавши южику Твою, всечестную Елисаветь,
Материю Господа от сия наречена была еси,
и возвеличила возвеличившаго Тя Господа:
Благословенна Ты в женах,
и благословен Плод чрева Твоего.

Начиная от монастырских ворот, путь, которым следует это торжественное духовное шествие, устлан дорожкой из живых весенних цветов и трав. Цветочный ковер в виде круга тщательно выложен руками сестер и перед входом в Казанский храм. Икона Благовещения ставится здесь на особое возвышенное место, а рядом помещается игуменский жезл, знаменуя то, что Сама Царица Небесная принимает на себя управление обителью.

Согласно указу Святейшего Синода, служба праздника должна была совершаться целиком по благовещенской главе Типикона, включая литургию святителя Иоанна Златоуста. Дополнениями к ней служили стихиры праздника, также, как тропарь и кондак, составленные отцом Антонином (Капустиным). Когда Горненский монастырь находился в юрисдикции РПЦЗ, распоряжение Святейшего Синода было отменено митрополитом Анастасием, и в праздничный день совершали литургию Преждеосвященных даров. Лишь в 1956 году начальник Русской духовной миссии архимандрит Пимен особым рапортом обратился к Святейшему Патриарху Алексию с ходатайством о восстановлении старинного синодального указа. Святейший Патриарх это ходатайство удовлетворил.

Икона Благовещения, в память трехмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы, остается в Горненской обители также на три месяца, до праздника Рождества Иоанна Предтечи, который является престольным праздником монастыря. В этот день после литургии икону Благовещения сестры и паломники провожают обратно в Троицкий собор Русской духовной миссии.

Эти торжества, ежегодно совершаемые в Святой Земле, подают верующим обильное духовное утешение, наглядно и живо напоминая им об обстоятельствах, при которых 2000 лет назад на земле прозвучала Благая весть о спасении рода человеческого от греха, проклятия и смерти.

Ольга Кирьянова
06 / 04 / 2009 Фото автора

встреча Девы Марии и праведной Елизаветы , состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения; описана в Евангелии от Луки – Лк. 1:39-56.

Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк. 1:39).

Евангелие описывает встречу так: Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне ? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. (Лк. 1:41-45)

Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее. Cлова приветствия Елизаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии Песнь Пресвятой Богородицы, а в католицизме Радуйся, Мария.

В ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов «Величит душа Моя Господа» (Лк. 1:46-55).

Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя.

Согласно православному и католическому преданию местом встречи был дом Захарии и Елизаветы в селении, которое сейчас называется Эйн Карем и является западным пригородом Иерусалима.

На месте этого дома построена католическая Церковь Посещения и основан францисканский монастырь. Чуть выше по склону, примерно в двадцати метрах от Церкви Посещения, за оградой, располагается подземный храм в честь Иоанна Крестителя русского Горненского монастыря.

Недалеко от Иерусалима, примерно в семи километрах к юго-западу, находится небольшая деревушка. Именно в этом поселении жил Захария, отец Иоанна Крестителя, и Дева Мария посещала свою сестру Елизавету. На месте е1 жилища возвели церковь Посещения или же Встречи Девы Марии и святой Елизаветы.

Сначала это был обычный византийский храм, который датировался четвертым веком, но от него остался лишь остов, так как основное помещение было разрушено.

Сохранились малые части фрагментов более поздних построек церквей двенадцатого и четырнадцатого веков. Современный же храм был основан и построен в 1935 году. Интерьер храма щедро украшен фресками, иконами и мозаиками.

Этот сюжет, достаточно простой по иконографии, встречается как в католическом, так и в православном искусстве. Известен с V века (равеннский саркофаг) – женщины просто разговаривают.

Позже сцена чуть усложняется и наполняется знаками: женщины могут обниматься, усложняются интерьеры, вводятся служанки, святой Захарий или Иосиф.

В миниатюрах православных рукописей младенцы Иоанн и Иисус могут быть изображены в чревах матерей в медальонах. Иконография этого сюжета необычайно устойчива: сложившись в основных чертах в VI веке, она сохранилась в России до XIX века.

Эпизод встречи Марии и Елизаветы – сюжет обязательный для богородичных циклов и потому частый в стенных росписях.

По просьбе архимандрита Антонина (Капустина) Cвятейший Синод Русской православной церкви указом от 5 августа 1883 года благословил совершать в Горненском монастыре праздник – «Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов».

Он празднуется через пять дней после Благовещения – 30 марта (12 апреля) , если только этот день не попадает на Страстную неделю, тогда он переносится на четверг Светлой седмицы.

В общецерковном календаре Русской православной церкви такое отдельное от Благовещения празднование отсутствует.

Горненский женский монастырь Иерусалим, Израиль

Горненский женский монастырь Русской Духовной Миссии в Иерусалиме находится в районе Эйн Карем на западной окраине Иерусалима.

От этого источника дорога ведет к русскому Горненскому женскому монастырю. В 1871 году начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустину) купил здесь два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, а затем смежные земли и построил приют для русских паломников. Средства на покупку были собраны в России по инициативе члена Государственного Совета Петра Мельникова.

Вскоре здесь начали селиться русские инокини, и приют стал монастырем. По уставу архимандрита Антонина все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители нет корпусов с монашескими кельями, вместо них по склону горы разбросаны маленькие домики, в которых живут насельницы.

Отцом Антонином составлена и служба праздника «Целования» на основании службы Благовещению. Архимандрит Антонин сам написал к этому празднику песнопения.

В 1911 года на территории монастыря началось строительство большого соборного храма, прерванное в 1914 году в связи с Первой мировой войной. Лишь в конце 2003 года при начальнике Миссии архимандрите Елисее (Ганабе) возобновились строительные работы.

К 160-летнему юбилею Миссии при начальнике Миссии архимандрите Тихоне (Зайцеве) строительство было завершено. 28 октября 2007 митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне - Святейший Патриарх, освятил собор малым чином в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.

Молебен на освящении собора возглавил Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III. В своем приветственном слове по окончании молебна он: «Мы прославляем Триединого Бога, сподобившего нас войти сегодня в новопостроенный храм, посвященный просиявшим в России святым.

Сей день радостный и праздничный, поскольку завершены работы по возведению здесь, во Святой Земле, нового храма, в котором будет возвещаться свидетельство веры».

Напомнив о гонениях, которым подвергалась Русская Церковь 70 лет, предстоятель Иерусалимской Церкви заявил: «Нисколько от этого не уменьшилась Её слава, Церковь ещё более укрепилась кровью мучеников, кровью, которая соединилась с Кровью Господа нашего Иисуса Христа. И сегодня мы пожинаем плоды, которые принесла Русская Православная Церковь».

«Я хотел бы поблагодарить братскую Русскую Церковь, Его Высокопреосвященство митрополита Кирилла, который не жалел трудов, чтобы строительство этого храма было завершено. На богослужениях, которые совершаются в храме Гроба Господня, мы молимся о всех православных христианах. Надеемся, что Господь будет поспешествовать Святой Русской Церкви. Сегодня её радость является также и нашей радостью», - сказал в заключение Патриарх Феофил.

На территории находится также пещерный храм в честь святого Иоанна Крестителя, освященный в 1987 году.

Вконтакте

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...