К античным философам относятся. «Лучше изобличить собственные ошибки, чем чужие»

Является античная философия. Ее родоначальниками выступают древние греки и римляне. В арсенале мыслителей того времени «инструментами» познания были тонкая умозрительность, созерцание и наблюдение. Античные философы первыми начали ставить перед собой вечные вопросы, волнующие человека: с чего берется начало всего окружающего, бытие и небытие мира, единство противоречий, свобода и необходимость, рождение и смерть, назначение человека, нравственный долг, красота и возвышенность, мудрость, дружба, любовь, счастье, достоинство личности. Эти проблемы актуальны и сегодня. Основой для формирования и развития философской мысли в Европе послужила именно античная философия.

Периоды развития философии античности

Рассмотрим, какие основные проблемы решала античная философия, этапы развития ее как науки.

В развитии древнегреческой и древнеримской философской мысли условно можно разграничить четыре важных этапа.

Первый, досократовский, период выпадает на VII -- V ст. до нашей эры. Он представлен деятельностью Элейской и Милетской школ, Гераклита Эфесского, Пифагора и его учеников, Демокрита и Левкипа. Они занимались вопросами законов природы, построения мира и Космоса. Значение досократовского периода трудно переоценить, ведь именно ранняя античная философия во многом повлияла на развитие культуры, общественной жизни и Древней Греции.

Характерной особенностью второго, классического, периода (V -- IV ст. является появление софистов. Они перенесли свое внимание с проблем природы и Космоса на проблемы человека, заложили основы логики и способствовали развитию Кроме софистов, ранняя античная философия в этот период представлена именами Аристотеля, Сократа, Платона, Протогора. В это же время начинает формироваться и римская философия, в которой определяются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

За период с IV по II век до н. э. античная философия проходит третий, эллинестический, этап развития. В это время возникают первые философские системы, глубокие по своему содержанию, появляются новые философские школы -- эпикурейская, академическая, перепатетики и другие. Представители эллинистического периода переходят к решению этических проблем и морализаторству именно в то время, когда эллинская культура переживает упадок. Именами Эпикура, Теофраста и Карнеада представлен этот этап в развитии философии.

С началом нашей эры (I -- VI столетия) античная философия вступает в свой последний период развития. В это время ведущая роль в принадлежит Риму, под влиянием которого оказывается и Греция. На формирование римской философии большое влияние оказывает греческая, в частности, ее эллинестический этап. В философии Рима формируются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Для этого периода характерна деятельность таких философов, как Аристотель, Сократ, Протогор, Платон.

Третий-четвертый века -- время возникновения и развития нового направления в античной философии -- неоплатонизма, родоначальником которого был Платон. Его идеи и взгляды во многом повлияли на философию раннего христианства и философию средневековья.

Так возникла античная философия, этапы развития которой породили интересные идеи: идею всеобщей связи всех явлений и вещей, существующих в мире, и идею бесконечного развития.

Именно в те времена сложились гносеологические направления -- Демокрит, являясь, в сущности, материалистом, предположил, что атом является мельчайшей частицей любого вещества. Эта его идея опередила века и тысячелетия. Платон, придерживаясь идеалистических взглядов, создал диалектическое учение об отдельных вещах и общих понятиях.

Философия античных времен стала одной из самостоятельных С ее помощью была сформирована целостная картина мира. Античная философия позволяет проследить весь путь становления теоретической мысли, полный нестандартных и смелых идей. Многие вопросы, которые пытались решить древнегреческие и древнеримские философские умы, не утратили своей злободневности и в наше время.

Античная философия – философия Древней Греции и Древнего Рима VI в. до н.э. – V в. н.э. Это первая форма философии, которая внесла исключительный вклад в развитие западноевропейской культуры и определила основные темы философствования последующих тысячелетий. В идеях античности черпали вдохновение философы различных эпох, от Фомы Аквинского до Фридриха Ницше и Мартина Хайдеггера. Термин "философия" тоже появился в античности.

Ранний или архаический этан античной философии (VI в. – начало V в. до н.э.). милетцы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Пифагор и пифагорейцы, элеаты (Парменид, Зенон); атомисты (Левкипп и Демокрит); Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор, стоящие вне определенных школ. Основной темой раннего этапа греческой философии является космос или "физис", поэтому первых греческих философов называют физиками, а философию – натурфилософией. Рассуждая о космосе, первые философы формулируют проблему первоначала или первоначал мира.

Основатель милетской школы (VI в. до н.э.) Фалес считал, что началом всего является вода. Его ученик Ан аксимандр утверждал, что первоначало и основа мира апейрон; все стихии, в том числе и вода, возникают из анейрона, а он сам не имеет начала. Анаксимен – еще один милетец и ученик Анаксимандра, началом всего считал воздух; воздух бесконечен, вечен и абсолютно подвижен, все возникает из воздуха и в него возвращается.

Гераклит , которого прозвали Темным из-за сложности и непонятности его учения, считал, что начало всего это огонь. Гераклит назвал огонь равным самому себе и неизменным во всех превращениях. Гераклит говорил, что мир – это упорядоченный космос, он вечен и бесконечен, не создан ни богами, ни людьми. Мир – это огонь, то возгорающийся, то потухающий, мировой процесс цикличен, по прошествии одного цикла все превращается в огонь, а затем из огня рождается вновь. Гераклит сформулировал принцип всеобщего изменения в мире : в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Но в мире есть закон – Логос, и самая большая мудрость заключается в том, чтобы познать его.

Школа Пифагора (VI в. до н.э.) – одна из самых загадочных, пифагорейцы составили закрытый союз, вступить в который мог не каждый. Некоторые пифагорейцы давали обет молчания, а основателя школы – Пифагора – последователи почитали почти как бога. Пифагор первым употребил термин "философия", он считал, что высший образ жизни созерцательный, a не практический. Пифагор считал, что основа всего – число, а вселенная есть гармония и число. Число образуется из Единого, а из чисел – весь космос. Вещи состоят из чисел и подражают числам. Пифагорейцы стремились постичь гармонию космоса и выразить ее в числах, а результатом этих поисков стали античная арифметика и геометрия. Сильное влияние пифагорейская школа оказала на элеатов и Платона.

Элеаты (VI–V вв. до н.э.) утверждали, что первоначало мира – одно, и это начало – бытие. Парменид говорил, что бытие одинаково везде, однородно, неизменно и тождественно самому себе. Бытие можно мыслить, а небытие мыслить нельзя, поэтому бытие существует, а небытия нет. Иными словами, мысль и предмет этой мысли – одно и то же, то, что невозможно мыслить, не существует. Так Парменид впервые в истории философии сформулировал принцип тождества бытия и мышления. То, что люди видят в мире изменение и множество – лишь ошибка их чувств, считал философ и направлял свою критику против Гераклита Темного. Истинное же познание приводит к знанию умопостигаемого мира, к утверждению вечности, неизменности и неподвижности бытия. Философия элеатов – это первое в истории философии последовательно монистическое учение.

Немногим позднее в античной философии появляется и противоположное учение – плюрализм, которое представлено атомизмом Демокрита (V в. до н.э.). Демокрит считал, что существуют атомы и пустота, в которой они движутся. Атомы неизменны, вечны, отличаются друг от друга величиной, положением и формой. Атомов бесчисленное множество, все тела и вещи состоят из атомов и различаются только по их количеству, форме, порядку и положению. Душа человека – тоже скопление наиболее подвижных атомов. Атомы отделены друг от друга пустотой, пустота – это небытие, если бы нс было пустоты, то атомы не смогли бы двигаться. Демокрит утверждал, что движение атомов подчинено законам необходимости, а случайность – это всего лишь неизвестная человеку причина.

Классический этап античной философии (V–IV вв. до н.э.) . Основными школами этого периода являются софисты (Горгий, Гиппий, Продик, Протагор и др.); поначалу примыкавший к софистам, а затем критиковавший их Сократ , Платон и его школа Академия; Аристотель и его школа Лицей. Главные темы классического периода – сущность человека, особенности познания, объединение философского знания и построение универсальной философии. Философы классического периода формулируют идею чистой теоретической философии, которая дает истинное знание. После философских рассуждений Сократа, Платона и Аристотеля в Древней Греции стали считать, что образ жизни, построенный на принципах философии, наиболее отвечает природе человека и к нему следует всеми силами стремиться.

Софисты (V в. до н.э.) – профессиональные учителя мудрости и красноречия. Слово "софист" происходит от греческого слова "софия", что означает "мудрость". Поначалу софистами называли философов, но постепенно это слово приобрело негативный оттенок. Софистами стали называть особый тип философов, которые отрицали религию и нравственность, подчеркивали условность государственных законов и моральных норм. Аристотель называл софистов учителями мнимой мудрости. Софисты отождествляли мудрость с умением обосновать все, что угодно, и не обязательно то, что истинно и правильно. Истина для них превратилась в доказуемость, а доказать – означало убедить собеседника. Протагор говорил, что о каждой вещи можно иметь два противоположных мнения. Единственным мерилом бытия, ценности и истины для софистов становятся интересы человека, поэтому о каждой вещи можно иметь два противоположных мнения. Тот же Протагор утверждал:

"Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они нс существуют". Софисты подчеркивали относительность всех истин, знаний и суждений человека. Такая позиция называется релятивизмом.

Сократ (V в до н.э.) сначала был учеником софистов, а потом их яростным оппонентом и критиком. Сократ расценивал свои занятия философией как служение богу Аполлону, поэтому надпись, высеченная над входом храма Аполлона в Дельфах: "Познай самого себя", стала путеводной нитью сократовской философии. Сократ размышляет о жизни и смерти, о добре и зле, о свободе и ответственности, о добродетели и пороке. Философ утверждал, что первопричину всех вещей следует искать в Логосе, мир природы – лишь ее приложение. Так, прекрасное существует само по себе, независимо от прекрасной книги, сосуда или лошади, а его познание никак нельзя считать обобщением всех знаний о прекрасных предметах. Сократ говорил, что знание о прекрасном предшествует знанию о прекрасных вещах. Мерилом всех вещей является не просто человек, а разумный человек, поскольку именно разум является источником истинных знаний. Метод получения этих знаний – майевтика повивальное искусство. Познание происходит в форме беседы, вопросы и ответы помогают рождению мысли, а исходная точка раздумий – ирония, которая порождает сомнение в общепринятых мнениях. Разоблачение противоречий устраняет мнимое знание и побуждает искать истину. Знание – единственный регулятор и ориентир поступков человека. Сократ уверял, что знание добра означает следование ему, причина дурных поступков – незнание, по доброй воле никто не бывает злым. Философия, по его мнению, это учение о правильной жизни, искусство жить. Большинство людей довольствуется случайными чувствами и впечатлениями, подлинное познание доступно лишь немногим мудрецам, но и им открывается не вся истина. "Я знаю, что я ничего не знаю", – изрек сам Сократ. Сограждане обвинили его в том, что он развращает молодежь, не признает богов и обычаев, основной целью этих обвинений было вынудить философа бежать из Афин. Но Сократ отказался и добровольно принял яд цикуты.

История жизни Сократа известна в пересказе его ученика Платона (V–IV вв. до н.э.). Платон написал множество философских диалогов, в которых изложил свою философскую систему. Платон считает, что бытие это мир идей, который существует вечно, он неизменен и тождественен себе. Бытию противостоит небытие – мир материи. Промежуточное положение между бытием и небытием занимает мир чувственных вещей, которые являются порождением идей и материи. Главная идея – идея блага, причина всего правильного и прекрасного, от блага зависят истина, добро и красота. Истинное знание возможно только об идеях, а источник этого знания – душа человека, точнее ее воспоминания о мире идей, в котором бессмертная душа пребывает до того, как попадает в тело. Иными словами, истинное знание всегда с человеком, остается только о нем вспомнить. Сам человек, будучи единством души и тела, сродни чувственным вещам. Душа – это бытие в нем, а тело – материя и небытие. Очищение от материального и телесного необходимо, чтобы душа могла вновь воспарить в мир идей и созерцать их.

В соответствие со своей философией Платон предложил концепцию идеального государства. По мнению философа, государство появляется, когда каждый человек по отдельности не может удовлетворить свои потребности. Государство может быть мудрым и справедливым, если в нем правят мудрые и справедливые правители – философы. Охраной государства от врагов занимаются стражи, а ремесленники и земледельцы обеспечивают всех необходимыми материальными благами. У каждой из трех каст – философов, стражей, ремесленников и земледельцев – свое воспитание, поэтому переход из одного сословия в другое приносит один только вред.

Аристотель (IV в. до н.э.) раскритиковал платоновскую теорию идей. "Платон мне друг, но истина дороже", – заявил Аристотель и предложил свою философию сущего – учение о четырех причинах. Аристотель утверждает, что формальная, материальная, действующая и целевая причины исчерпывают все возможные причины. Материя создает пассивную возможность для возникновения вещей, это субстрат вещей. Форма – первообраз вещи, превращает в действительность то, что дано в материи как возможность. Действующая причина обеспечивает движение в мире, а целевая определяет то, ради чего все в мире существует. Действующую и целевую причины можно свести к понятию формы, тогда остаются две причины: материя и форма. Форма – первична, она суть бытия, а материя – лишь материал для оформления.

Неоценим вклад Аристотеля в создание формальной логики. Философ считал, что логика связана с учением о бытии. Бытие и мышление тождественны, поэтому логические формы есть в то же время и формы бытия. Аристотель различал достоверное знание – аподейктику, и мнение – диалектику. Аподейктика – это строго необходимое, дедуктивное знание, которое можно логически вывести из истинных посылок, а инструмент такого вывода – силлогизм, т.е. вывод из двух истинных суждений третьего по определенным правилам . В философии все посылки, из которых происходит вывод, усматриваются умом. Однако они не даны от рождения. Чтобы получить истинные посылки, нужно собирать факты. Общее, по мысли Аристотеля, существует в единичных вещах, которые воспринимаются органами чувств. Таким образом, общее можно постигать через единичное, а способ познания – индуктивное обобщение . Платон считал, что общее познается до единичного.

Эллинистический этап античной философии (IV в. до н.э. – V в. н.э.). Основными школами этого периода являются: эпикурейцы, стоики, скептики, киники, неоплатоники. Основные темы, которые обсуждают философы эллинистической эпохи, – это проблемы воли и свободы, морали и удовольствия, счастья и смысла жизни, устройства космоса и мистических отношений с ним человека. Во всех школах отрицается наличие универсальных и устойчивых начал морали, государства, да и космоса тоже. Философы учат не столько тому, как достичь счастья, сколько тому, как избежать страдания. Пожалуй, только в неоплатонизме сохраняется учение о едином первоначале, но и это учение приобретает мистический вид. Влияние неоплатонизма можно обнаружить в некоторых системах средневековой исламской философии , но европейской христианской философии оно было чуждо. На становление христианства оказало влияние другое учение греков – стоицизм .

Независимо от этапов развития античная философия едина, а ее главной особенностью является космо- и лого- центризм. Логос – центральное понятие древней философии. Греки мыслят космос упорядоченным и гармоничным, таким же упорядоченным и гармоничным предстает античный человек. Зло и несовершенство, по мнению греческих философов, происходит от недостатка подлинного знания, а его можно восполнить с помощью философии. Можно сказать, что древние мыслители пытались "заговорить" мир, убрать из него хаос, несовершенство, зло и небытие, а универсальным средством для этого выступала философия.

  • См. параграф 7.4.
  • См. параграф 7.4.
  • См. параграф 2.3.
  • См. подробнее: параграф 6.5.

Это философия древних греков и римлян, зародившаяся в VI веке до нашей эры в Греции и просуществовавшая до V века нашей эры. Формально датой её завершения считают 529 год, когда римский император Юстиниан закрыл Платоновскую Академию - последнюю философскую школу античности.
Возникновение и формирование античной философии шло в русле общественной жизни, в рамках определения отношения человека к миру. Оно осуществлялось через критику антропоморфизма мифологии, через создание категориального каркаса мыслительного процесса. В поисках первоначала мира и его осмысления философы античного мира выходят на уровень таких абстрактных понятий, как хаос и космос, материя и идея, душа и ум.
Если хаос воспринимался как бесформенное, неопределенное состояние мира, его первоначало, то под космосом подразумевалось упорядоченное, целостное понимание мира. А вся жизнь природы, человека и общества представлялась как движение от хаоса к космосу. Для описания этого движения в греческой философии были созданы понятия "материи" и "идеи": под материей понималась некая потенция, а идея воспринималась как формообразующий принцип, как космическое творчество.
Материя и идея ассоциировались с определенным веществом, что было вполне нормально для античного мира с его пассивно-созерцательным восприятием действительности. Познание мира ограничивалось внешней, феноменальной стороной природных явлений и фактов. Материя и идея соотносились как страдательное и деятельное начала и в своем единстве обеспечивали многообразие предметной реальности мира как чувственно-материального космоса.

Космос
Абсолютный объект античной философии, существовавший всегда, ни от кого не зависящий, являющийся причиной самого себя и воспринимающийся как чувственный.

Материя
Пассивное начало космоса, потенция любых явлений действительности.

Идея
Активное начало космоса, формообразующий принцип бытия.

Душа
Это то, что связывает материю и идею.
Ум
Целесообразная заданность мира, орган управления им.

Судьба
Непостижимая человеком предопределенность событий и поступков.

Периодизация истории античной философии

* Натурфилософский период - 7 - 5 вв. до н.э.
* Антропологический период - 5 - 3 вв. до н.э.
* Систематический период - 3 - 2 вв. до н.э.
* Этический период - 3 в. до н.э. - 3 в. н.э.
* Религиозный период - 3-4 вв. н.э.

Натурфилософский период

Главные проблемы

* Проблема первоначала космоса;
* Единство и разнообразие мира.

Основные направления и школы

* Ионийская (Милетская) натурфилософия.
* Пифагорейский союз.
* Элейская школа.
* Атомисты.
* Гераклит Эфесский.



Ионийская натурфилософия

Главное в этой философии
Представлена Милетской школой. Главное в ней - учение о субстанции, под которой понималась чувственно воспринимаемая материя. Наиболее известные имена: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Фалес
Основополагающим началом считал воду, жидкость.

Анаксимандр
Субстанциальное начало космоса - апейрон.

Анаксимен
Всякая материя возникает из сгущения и разжижения воздуха.

Пифагорейский союз
(Основан Пифагором (570-496 гг. до н.э.)

Главное в учении Пифагора

* Форма есть активное начало, превращающее аморфную материю в мир осязаемых и познаваемых вещей.
* Число есть первоначало сущего. Все соисчислимо.
* Математика - главная наука.

Элейская школа

Главное у элеатов
Основное в этой философии - учение об абсолютности бытия. Истинное бытие неизменно, неделимо, безначально, бесконечно, всеобъемлюще, недвижимо. Наиболее известные представители: Ксенофан, Зенон, Парменид.

Ксенофан
(570-478)

Является основателем школы. Утверждал, что целостность и неделимость бытия обеспечивает Бог, обладающий всеми возможными совершенствами. Считается предшественником античного скептицизма.

Парменид
(520-460)
Его считают ключевой фигурой в раннегреческой философии. Главное у Парменида - учение о бытии как едином, неизменном, всемогущем и всеблагом. Он противопоставляет бытие и небытие, истину и мнение, чувственное и умопостигаемое. Написал трактат "О природе".

Зенон
(480-401)
Знаменит своими апориями, - аргументами против возможности движения: "Дихотомия", "Стрела", "Движущиеся тела". Зенон не признавал никакой другой реальности, кроме пространственно протяженной.

Атомисты

Главное в атомизме

Получили свое название из-за того, что центральным понятием их философии является атом. Абсолютного бытия не существует. Есть только относительное бытие, характеризующееся возникновением и уничтожением. В основе бытия - множество самостоятельных атомов, сочетание которых образует вещи. Атомистами были Левкипп и Демокрит.

Гераклит Эфесский
(520 - 460 гг.)

Главное в философии Гераклита
* Все находится в постоянно меняющемся состоянии.
* Началом всего сущего является огонь, наделенный свойствами божественности и вечности.
* Идея упорядоченности и соразмерности мира выражена в понятии Логоса.
* Считается создателем диалектики, понимаемой как учение о единстве противоположностей. Ему приписывают изречение: "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку".
* Основной философский труд: "О природе".

Антропологический период
(4 - 3 вв. до н.э.)

Этот период связан с началом кризиса античного общества. Косвенным свидетельством этого служит появление и распространение идей, пропагандирующих релятивизм и субъективизм. В философии на первый выдвигается дискурсивный, логический подход к вещам. Отрицается возможность универсалий в познании и практике. "Модными" становятся софисты - платные учителя мыслить и говорить. Их интересовала не истина, а само искусство спорить, достигать победы за счет использования формально-логических приемов, казуистики, введения оппонента в заблуждение.

Главное в софистике
* Общей чертой софистики считают релятивизм, нашедший выражение в высказывании Протагора: "Человек есть мера всех вещей".
* Софисты противопоставляли природу как устойчивую и постоянную часть реальности обществу, живущему по изменчивым законам.
* Софисты разрабатывали негативную форму диалектики. Они занимались учительством, призывали людей защищать любую точку зрения, ибо абсолютной истины не существует.
* Термин "софистика" стал нарицательным. Софистом называют человека, занимающегося пустыми разговорами, затемняющего при споре существо дела.
* Основные представители софистики: Протагор и Горгий.

Систематический период
(3 - 2 вв. до н.э.)

На смену разрозненным учениям о субстанции, познании, человеке приходят попытки системного анализа. У первых представителей философии этого периода налицо отрицательное отношение к софистике. Познание и практика согласуются через нравственную деятельность. Целью познания объявляются общезначимые понятия. Главные представители систематического периода: Сократ, сократики, Платон, Аристотель.

Философия Сократа
(470-390 гг.)

Главное у Сократа
* Основной задачей философии он считал отыскание всеобщих определений нравственности;
* Самой лучшей формой философствования является диалог. От него пошло и первоначальное значение термина "диалектика": вести беседу, рассуждать;
* Высоко оценивал роль познавательной деятельности в общей структуре духовности человека;
* Наихудшей формой государственного устройства считал демократию, резко и язвительно её критиковал;
* После установления в Афинах власти демоса, за неверие в государственных богов и развращение молодежи, был приговорен к смерти и умер, выпив по приговору суда чашу с ядом;
* Принципиально не записывал свои мысли и поэтому после него не осталось письменных работ. Идеи Сократа дошли до нас, в основном, в изложении Платона.

Сократические школы

Созданы учениками и последователями Сократа. Распространяли и развивали его философию, критиковали софистов. Выделяют три основных школы сократиков: киренаики, киники, мегарики.

— это очередная тема для статьи из цикла публикаций по основам философии. мы узнали определение философии, предмет философии, ее основные разделы, функции философии, фундаментальные проблемы и вопросы.

Другие статьи:

Принято считать, что философия зародилась примерно — в 7-6 веках до нашей эры в Древней Греции и одновременно в древнем Китае и Индии . Некоторые ученые считают, что философия появилась еще в Древнем Египте. Несомненно одно, египетская цивилизация оказала огромное влияние на цивилизацию Греции.

Философия древнего мира (Древней Греции)

Итак, философия Древней Греции. Этот период в истории философии, пожалуй, один из самых таинственных и завораживающих. Его называют Золотым веком цивилизации. Часто возникает вопрос, как и почему философы того времени генерили такое множество гениальный идей, мыслей и гипотез? Например, гипотезу о том, что мир состоит из элементарных частиц.

Античная философия представляет собой философское направление, которое развивалось на протяжении более чем тысячи лет с конца 7 века до нашей эры, вплоть до 6 века нашей эры .

Периоды философии Древней Греции

Принято разделять ее на несколько периодов.

  • Первый период – ранний (до 5 века до н. э.). Он делится натуралистический (в нем самое важное место было отведено космическому началу и природе, когда человек не являлся главной идеей философии) и гуманистический (в нем основное место занимал уже человек и его проблемы, в основном, этического характера).
  • Второй период – классический (5-6 века до н. э.) . В этот период развивались системы Платона и Аристотеля. После них наступил период эллинистических систем. В них основное внимание было уделено моральному облику человека и проблемам, связанным с моралью общества и одного человека.
  • Последний период – Философия эллинизма. Делится на ранний эллинистический период (4-1 века до н. э.) и поздний эллинистический период 1 век до н. э. - 4 век)

Особенности философии античного мира

У античной философии был ряд характерных особенностей, которые отличали ее от других философских течений.

  • Для данной философии характерна синкретичность, то есть слитность самых важных проблем, и в этом ее отличие от более поздних философски школ.
  • Для такой философии характерна и космоцентричность — космос согласно ей, связан с человеком множеством неразрывных связей.
  • В античной философии практически не было философских законов, очень многое в ней было разработано на уровне понятий .
  • Огромное значение в ней имела логика , и ее разработкой занимались ведущие философы того времени, среди них Сократ и Аристотель.

Философские школы Древнего мира

Милетская школа

Одной из самых древнейших философских школ принято считать Милетскую школу. Среди ее основателей был Фалес , астроном. Он считал, что в основе всего лежит некая субстанция. Именно она является единым началом.

Анаксимен считал, что началом всего нужно считать воздух, именно в нем отражается бесконечность и изменяются все объекты.

Анаксимандр является основателем идеи о том, что миры бесконечны и основой всего, по его убеждению, является так называемый апейрон. Он представляет собой невыразимую субстанцию, основа которой остается неизменной, в то время как его части постоянно пребывают в изменении.

Школа Пифагора .

Пифагор создал школу, в которой ученики изучали законы природы и человеческого социума, а также разрабатывали систему математических доказательств. Пифагор считал, что человеческая душа бессмертна.

Элейская школа.

Ксенофан выражал свои философские воззрения в виде стихов и занимался высмеиванием богов, критиковал религию. Парменид один из главных представителей этой школы, разрабатывал идею бытия и мышления в нем. Зенон Элейский занимался развитием логики и боролся за истину.

Школа Сократа .

Сократ не занимался написанием философских трудов, как его предшественники. Он разговаривал с людьми на улице и в философских спорах доказывал свою точку зрения. Он занимался развитием диалектики, занимался развитием принципов рационализма в этическом преломлении и считал, что тот, кто обладает знанием о том, что такое добродетель ни станет вести себя плохо и причинять вред окружающим.

Таким образом, античная философия послужила основой для дальнейшего развития философской мысли и оказала огромное влияние на умы многих мыслителей того времени.

Книги по Философии Древней Греции

  • Очерк истории греческой философии. Эдуард Готтлоб Целлер. Это знаменитый очерк, неоднократно переиздававшийся во многих странах. Это популярное и краткое изложение древнегреческой философии.
  • Философы Древней Греции. Роберт С. Брамбо. Из книги Роберта Брамбо (доктора философии Чикагского университета) Вы узнаете описание жизни философов, описание их научных концепций, идей и теорий.
  • История античной философии. Г. Арним. Книга посвящается исключительно содержанию идей, концепций, античных философских учений.

Философия Древней Греции – кратко, самое главное. ВИДЕО

Резюме

Античная философия древнего мира (Древней Греции) создала сам термин «философия», оказывала и оказывает огромное влияние на европейскую и мировую философию до настоящего времени.

Тема 2 Античная философия

1. Основные характеристики.

2. Досократическая философия.

3. Классическая античная философия.

Основные характеристики

Античная (античность – древность) охватывает примерно 7 века до нашей эры и 5 века нашей эры.

Особенности античной философии:

а)космоцентризм – понимание мира, как космоса, упорядоченного и целесообразного целого (в противоположность хаосу);

б)диалектика – представление о непрерывной изменчивости Космоса, которая однако ничего нового не порождает. (идея круговорота);

в)аисторизм – не понимание исторического развития;

г) гелозоизм – одушевление всего Космоса.

Досократическая философия

Античная философия проходит 3 стадии своего развития: досократическая (зарождение), классическая (рассвет), эллино-римская (закат).

Досократические школы: Пифагорейская, Милетская, Элейская.

Пифагорейская школа – это закрытая организация полувоенного типа. Основоположник Пифогор. Его ученики: Метродар, Филолай. Они за первооснову мира брали число. «Все есть число». Число – это самостоятельная сущность, Субстанция. Числовые соотношения лежат в основе всех свойств вещей.

Милетская школа (6 в. до н.э., г. Милет). Основоположник - Фалес. Другие представители: Анаксимен, Анаксимандр. Эти философы понимали субстанцию как первоматериал, из которого все возникло. То есть под субстанцией понималось вещество. По Фалесу, субстанция – это вода, по Анаксимену – воздух. По Анаксимандру – апейрон - вещество особое, не наблюдаемое, неопределенное.

Впервые идеи того, что явление и сущность суть не одно и то же, высказали элеты (6-5 в. до н.э., г. Элея). Представители: Ксенофан (основоположник), Парменид, Зенон Элейский. Поэтому они считаются первыми философами, учение которых имеет глубоко философский характер. Элеаты полагали, что основание чувственно воспринимаемого мира (непосредственно данного в опыте) лишь умопостигаемо (постижимо разумом). То, что нам является и то, что есть на самом деле - различны. Они ввели в философию категории бытия и небытия. Под бытием понимали то, что существует (все сущее), а под небытием – все, что не существует. Они полагали, что ытие едино и неподвижно. Бытие есть Мысль (бытие=мышление). В доказательство того, что бытие неподвижно, Зенона разработал апории (неразрешимые противоречия) – рассуждения, с помощью которых обнаруживается несостоятельность разума в деле доказательство движения в мире. Это такие апории как “Стрела”, “Дихтомия”, “Ахиллес и черепаха”. Они призваны доказать, что попытка мыслить движение ведет к противоречию. Следовательно, движение –это только видимость. Субстанция неподвижна. Именно поэтому элеатов называли “неподвижниками”.Они положили начало познавательному подходу, основанному на принципе неизменности мира. Этот подход называется метафизическим. В Древней Греции идеи элеатов все хотели опровергнуть, но никто не мог.

Противоположгый метод познания – диалектика. Ее основоположник Гераклит. “Космос и планеты – это куски застывшей лавы, на них возникла жизнь. Этот космос возник после очередной катастрофы. Когда-нибудь огонь вернется к самомму себе. «Этот космос, единый для всех, не создан никем из богов и никем из людей, но был, есть и будет живым огнем, мерами возгорающимся и мерами потухающим”. Таким образом, сущность субсианции (огня) – это вечное движение. “Нельзя дважды войти в одну и ту же реку”. Его ученик Кратил утверждал, что и однажды нельзя войти в одну и ту же воду.

Модель подвижной субстанции была разработана в рамках античного атомизма. Представители: Левкипп, Демокрит. Они за первооснову мира брали атомы – неделимые, мельчайщие материальные частицы, основными свойствами которых являются величина и форма. Демокрит: ”Атомы вечны, неизменны, внутри них нет пустотоы, но пустота их разделяет”. Между атомами тела человека находятся “шарики” души. Атомы отличаются порядком и положением (поворотом). Число атомов и разнообразие их бесконечно. Вечное свойство атомов – движение. Движение – внутренний источник. Атомы парят в пустоте. Сталкиваясь, они изменяют направление. Соединяясь, образуют тела. Свойства тел зависят от вида и соединения атомов. Т.к. движение атомов происходит по строгим законам, все в мире предопределяется необходимостью. В мире нет никаких случайностей (детерминизм).

В период эллинизма атомизм получил развитие в учении Эпикура, который основал в Афинах школу “Сад Эпикура”. Эпикур определял атомы, как предел деления всякого существующего. Число атомов бесконечно, но число их форм не бесконечно, хотя и велико. В начале времен происходило свободное падение атомов в пустоте. При отклонении их от вертикального падения они сталкиваются, в результате чего возникает мир. Эпикур вводит понятие “клинамен” – самопроизвольное отклонение атомов от первоначальной тректории в неопределенном месте и в неопределенное время. Он тем самым допускал существование случайностей, что для человека означает свобода и возможность выбора. Боги пребывают в межзвездном пространстве и не вмешиваются в дела людей. Античный атомизм лежит в основе формирования классической науки.

Классическая античная философия

Классическая античная философия охватывает 5-4 века до нашей эры. В этот период возникает великие философские учения, которые определили дальнейший ход философской мысли Запада. Представители: Сократ – основоположник, Платон, Аристотель.

Философская школа Платона в Афинах называлась «Академия», т.к. находилась около храма Акадэма. Его концепция: существует два мира – чувственно воспринимаемый мир вещей и умопостигаемый мир идей – эйдосов. В земной реальности мы видим эйдосы только воплощенными в вещах. В идеальном мире они существуют в чистом виде. Высшая идея – идея Блага. Существование вещей вторично по отношению к эйдосу. Вещь образуется соединением эйдоса с некоторым количеством вещества. Вещественное первоначало Платон называл «хора» - материя. Это пассивное мертвое вещество, которому не присуща внутренняя организация. Так было положено начало идеализму.

Аристотель – философ энциклопедического ума. Он впервые систематизировал все научное знание того времени. В то время все научное знание принято было называть философией. Аристотель науку делит на теоретическую, практическую и творческую. Теоретические науки – философия, физика, математика. Именно они и, в первую очередь философия, обнаруживают неизменные начала сущего. Философии он отводит особую роль. Она занимается познанием первоначал, первопринципов мира, проблемы познания человека и самого познания (проблема различения истинного и ложного знания).

Аристотель не сомневался в реальности мира. «Мир един и сомнения в его реальности не имеют оснований». Аристотель: «Платон мне друг, а истина дороже».

Принципиальное место в философии Аристотеля занимает учение о материи и форме. «Я называю материей то, из чего возникает какая-нибудь вещь, т.е. материя – это материал вещи». Материя неуничтожима и не исчезает, но она только материал. До принятия определенной формы она находится в состоянии небытия, она без формы лишена жизни, целостности, энергии. Без формы материя – это возможность, с формой она становится действительностью. Аристотель учил, что возможен и обратный переход формы в материю. Аристотель пришел к выводу, что существует и первая форма - форма форм, что и является Богом.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...