Каким должен быть истинный христианин. Что значит быть христианином? Познать вечную жизнь

Мне предложена тема о христианстве: что значит “быть христианином” и как быть христианином в современном мире.

В каком-то отношении быть христианином очень просто. Христианин - это ученик и друг Христов; оба эти понятия смежны, хотя есть и различия. С одной стороны, мы ученики Христовы, Его последователи, и поэтому должны учиться от Него через Евангелие тому, во что Он верит, тому, как Он учит нас жить. Я не случайно употребил выражение “во что Он верит”. Как-то в России молодой офицер на ступенях московской гостиницы “Украина” поставил мне вопрос: “Хорошо, вы верите в Бога. А Бог-то - во что Он верит?” И я ему ответил: “Бог верит в человека”.

Это первый момент в христианской жизни: вместе с Богом верить в человека, начиная с себя самого. Христос не случайно нам говорит, что мы должны любить ближнего, как самих себя. Любить - значит быть готовым делать всё возможное для того, чтобы любимый человек ликовал в жизни, рос в полную меру своих возможностей и был достоин своего человеческого звания. Поэтому первое, чему нас учит Христос, когда мы делаемся Его учениками это - верить в человека, надеяться на всё от него и любить его, даже ценой собственной жизни.

Опять-таки, когда я говорю “ценой собственной жизни”, это не обязательно означает смерть, потому что можно целую жизнь отдать для одного человека или для какой-нибудь группы людей, без того чтобы умереть от этого в прямом смысле слова, телесно. Мученики умирали телесно, свидетельствуя о своей вере во Христа. Но мы часто должны вымирать и умирать для того, чтобы другой человек мог дышать свободно, ожить, найти простор в своей жизни. Иначе сказать: должны жертвовать собой, забывать о себе для того, чтобы помнить о другом человеке. Никто большей любви не имеет, как тот, кто жизнь свою готов отдать ради своего ближнего. А жизнь может быть долгая, трудная, когда человек ни о чем не думает, что относится к нему, а только о возможности служить другому человеку, другим людям. Вот первый шаг: быть учеником Христа значит верить в человека, начиная с себя и продолжая всеми другими.

Но верить означает, что мы убеждены, что в каждом человеке есть свет, есть добро. Свет во тьме светит ; тьма не всегда этот свет принимает, но тьма не в состоянии заглушить или потушить свет. Свет имеет самобытность, силу, жизнь; тогда как тьма - отсутствие всего этого; это очень важно себе представить.

Конечно, кроме этого мы находим в Евангелии много указаний о том, каким образом осуществлять свою веру в человека вместе с Богом, как мы можем вместе с Богом надеяться до последнего мгновения на то, что даже преступник может стать достойным своего человеческого звания. И это случается. Бывает, что человек проживет недостойно в течение всей своей жизни, а оказавшись лицом к лицу с возможностью, больше того: с уверенностью, что ему грозит смерть, вдруг опомнится и станет совершенно иным человеком. Человек может прожить преступником и умереть праведником. Это подразумевает святой Серафим Саровский, когда говорит о том, что начало жизни, ранние годы детства и конец жизни большей частью покойны, светлы и хороши, но в середине жизни бывает сплошная буря. С этим мы должны считаться, когда думаем о себе и о других.

Часто говорят: для того, чтобы быть христианином, надо выполнять заповеди Христовы. Конечно; однако заповеди Христовы - не приказы, которые Он нам дает: мол, надо прожить так, надо прожить этак, а если не проживешь таким образом, то будешь за это наказан… Нет, заповеди Христовы - это Его попытка нам образно показать, какими мы могли бы быть, если стать и быть настоящим, достойным человеком. Поэтому заповедь Христова - это не приказ, а откровение перед нашими глазами о том, какими мы призваны быть и можем быть; какими мы, следственно, и должны быть.

Я упоминал также, что мы должны быть не только учениками Христа, но Его друзьями. Бывает, ко мне на исповедь приходит ребенок лет семи-восьми и приносит целый список прегрешений. Я слушаю и потом обыкновенно спрашиваю: “Скажи, ты сам чувствуешь себя виноватым или повторяешь мне то, в чем тебя упрекают твои родители?” - “Нет, мама мне сказала, что я должен исповедать то или другое, потому что это ее сердит, этим я нарушаю покой домашней жизни”. Я на это отвечаю: “Теперь забудь это; не о том речь идет. Ты не пришел ко мне рассказывать, на что сердятся твои мать или отец. Скажи-ка вот что: ты о Христе что-нибудь знаешь? Ты читал Евангелие?” - “Ну, мне мама и бабушка рассказывали, и я кое-что читал, да и в церкви слышал”. - “А скажи: тебе Христос нравится как человек? Ты хотел бы с Ним подружиться?” - “Да!” - А ты знаешь, что значит “быть другом”? Друг - человек, который верен другому при всех обстоятельствах жизни, который готов все делать для того, чтобы его не разочаровать, его не обмануть, остаться при нем, если даже все другие от него отвернутся. Друг - человек, который лоялен до конца. Вот представь: если бы Христос был мальчиком в твоей школе и весь класс на Него ополчился, что бы ты сделал? У тебя хватило бы дружбы , то есть верности и храбрости стать рядом с Ним и сказать: если хотите Его бить, бейте и меня, потому что я с Ним… Если ты можешь сказать о Христе, что готов быть таким другом, то можешь дальше ставить перед собой вопросы. Читай Евангелие, ставь перед собой вопросы о том, как можно так прожить, чтобы Его в тебе самом не разочаровать. Как можешь ты так прожить, чтобы Он радовался на тебя, радовался, видя, какой ты человек, каким ты стал ради этой дружбы. Ты понимаешь это?” - “Да”. - “И ты готов на это идти?” - “Да”… Так вот, в этом вся христианская жизнь. Вся христианская жизнь заключается в том, чтобы быть верным другом Христа и постоянно учиться тому, что Он любит, а что для Него отвратительно, что привело к Его смерти, - и соответственно себя вести.

Если перенести эти вопросы и эти зачаточные ответы на современную жизнь, то можно видеть, что это значит. В ранние века христианства быть другом Христовым, быть верным Ему, лояльным Ему значило быть готовым перед лицом ненавидящих Его людей, гонителей веры, которую Он проповедовал, сказать: “Я один из них!” - и, если нужно, пострадать. И не только самому пострадать, - потому что в древности пострадать за Христа считалось честью, считалось самым замечательным, что может случиться в жизни. Есть очень трогательный рассказ в житиях святых. В Риме к Колизею мчится женщина и встречает своего знакомого, который ее останавливает: “Куда ты бежишь? Там христиан мучают!” - “Да, - отвечает она, - я хочу умереть с ними”. - “Но что же ты туда влечешь своего маленького мальчика?” - “А как же! Неужели я лишу его радости умереть за Христа!” Вот так относились в древности. В наше время нам не грозит смерть столь непосредственно, но перед нами постоянно ставится вопрос: ты со Христом или против Него? Даже в самых мелких вещах: ты готов лгать? ты готов обманывать из трусости, ради выгоды?.. Если ты готов это делать, ты не ученик Христа. Ты готов забыть нужду другого человека, потому что она тебе невыгодна или требует от тебя усилий, которые ты не готов отдать? Ты не ученик Христа… Быть учеником Христа не значит все время совершать какие-то героические поступки; это значит изо дня в день героически совершать мелкие поступки; иметь мысли чистые, достойные той любви, которую Бог к тебе имеет; иметь правоту жизни, сколько это возможно, даже с опасностью, даже с риском; это значит не стыдиться своего звания христианина, быть готовым перед людьми сказать: “Да, я Христов; если вы хотите меня отвергнуть, отвергайте, но я не отойду от Христа для того только, чтобы остаться с вами”. И это очень важно. Героические поступки нам даются редко, а ежедневный героизм не нужен. Много лет тому назад отец Сергий Булгаков написал статью “Героизм и подвижничество”. Он говорил о том, что героизм - это момент, когда человек совершает один поступок, которым может кончиться его жизнь или который принесет ему победу; а подвижничество - это та форма жизни, при которой человек постоянно учится у Христа, как жить, постоянно проливает в свою душу свет Христов, постоянно стремится жить достойно своего человеческого звания и достойно Христа.

А если поставить вопрос о том, что такое человеческое звание, опять-таки повторю: посмотри на Христа. Он - единственный во всей истории человечества в полном смысле Человек . Человек без каких бы то ни было дополнительных слов, просто Человек в полном смысле слова. Человек, Который так велик, так прозрачен, так открыт Богу, что Бог и Он сливаются в одно, соединяются в одно, без того чтобы Человек перестал быть самим собой. Это очень важный момент. В рассказе о Воплощении Христа это играет колоссальную, центральную роль. Мы верим в то, что Бог стал человеком, воплотился, но что Иисус, рожденный от Девы, не перестал быть в полном смысле человеком подобным нам. И когда мы ставим вопрос о том, как это возможно, как может Божество и человечество соединиться таким образом, есть ответ у святого Максима Исповедника. Он говорит, что Божество и человечество соединились во Христе, как огонь пронизывает железо, которое положено в жаровню. Ты кладешь в жаровню меч серым, тусклым; вынимаешь - он весь горит светом и огнем: железо и огонь так пронизали друг друга, что теперь можно резать огнем и жечь железом… И вот мы призваны так соединиться со Христом, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью. В таинствах, о которых мы будем говорить чуть позже, присутствует именно этот момент. Мы соединяемся со Христом, наше тело делается телом Христовым и в каждом отдельном человеке, и в совокупности всех людей, - настолько, что отец Сергий Булгаков мог сказать, что христианская Церковь является присутствием воплощенного Христа на земле, потому что мы все делаемся членами, частицами Его Богочеловеческого тела. Вот что значит быть христианином.

Как это применять практически в течение всей своей жизни на земле? Это и сложно, и просто. Если говорить общими словами, конечно, это требует громадного развития понятий; но если говорить о себе, о своей жизни, то это бывает так просто, хотя порой эта простота бывает очень страшная. У меня был товарищ старше меня лет на десять. Когда он был студентом в Париже, он всегда жаловался на то, что он такого высокого роста, широкоплечий, что не может незаметным быть. Помню, как-то раз в метро мальчонка его дернул за рукав и говорит: “Дядя, тебе разве не скучно одному там, наверху стоять?” - потому что мальчик был малюсенький, а Володя был очень рослый. А пришла война, и я от него получил письмо, в котором он между прочим писал: “Я всегда жаловался, что я такой широкоплечий и рослый, а теперь так радуюсь на это: когда бывает стрельба, то два человека могут спрятаться за моей спиной”. Это были не слова, потому что он был на фронте, в него реально стреляли, и он отдавал жизнь. Он не был убит, а жизнь-то он все равно отдавал; то, что эту жизнь у него не отняли, не значит, что он не был готов ее положить за други своя , то есть за другого человека, - не за личного друга, а за того солдатика, который за ним может спрятаться. В таком отношении мы можем в течение всей нашей жизни и в большом, и в малом быть - не героями , потому что это бывает редко, а подвижниками : постоянно двигаться по руслу, постоянно двигаться к тому, чтобы быть все более и более похожими на Христа, все больше радовать Его тем, что мы делаемся похожими на Него, все светлеем, принимая в себя черты Его личности и учась тому, чтo для Него отвратительно и чтo для Него - радость.

Я помню священника, молодого тогда (мне он казался очень ветхим, потому что сам я был мальчиком десяти лет), который меня очень поразил. Я его назову, потому что надо помнить таких людей: отец Георгий Шумкин. Он был священником нашего детского лагеря, и нас, мальчиков, поражало, что он умел всех нас любить без разбора. Когда мы были “хорошими”, его любовь была ликующей радостью; когда мы отпадали от благодати, делались плохими, дурными, его любовь не менялась, только делалась острой болью в нем, болью, которая нас оздоровляла и меняла. Я тогда о Боге ничего не знал, но это меня поразило и осталось в моем памяти и в моем сердце; и раскрылось только тогда, когда я о Боге узнал. Да, Бог нас так любит: Он ликует - и Он умирает на кресте… И эта смерть Христова на кресте (так же, как острая боль в душе и в сердце отца Георгия Шумкина) может быть возрождением нашим и возрождением других людей, потому что многие из нас переменились от того, что не могли вытерпеть вид Его страданий.

Вот, как мне кажется, в простых словах и в масштабе обыкновенной простой жизни, чтo значит быть христианином в современном мире.

Молитва

Фарисей молился пространно, а мытарь произнес лишь несколько слов: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» - но из храма более оправданным вышел именно он. Это значит, что истинное моление не в многословии, коленопреклонениях, воздеваниях рук и многочисленных поклонах. Истинная молитва, прежде всего, предполагает исследование самого себя и своего душевного состояния, когда мысли и разум молящегося направлены в его душу, и он, чувствуя свою недостойность и греховность и глубоко переживая это, обращается за помощью к Богу.

Во-вторых, истинная молитва - это движение души человека к Небесному Отцу, когда душа почти выходит из тела и устремляется к Царству Божию. В эти мгновения человек ощущает не просто близость с Богом, но и единение с Ним. Когда в сердце пробуждается горячее желание и благодать истинной молитвы, оно жадно тянется к Господу, словно голодный к еде и питью. Во время истинной молитвы человек глух ко всему и тело его ничего не ощущает. Он стоит перед Божиим троном и, чувствуя свое убожество, чувствует при этом и безграничную милость Божию.

В-третьих, истинная молитва делает горячим человеческое сердце и направляет его к добрым делам. В сердце человека она пробуждает добрые намерения и устремления и уничтожает низменные желания и мысли. Молитва заставляет человека делами своими, всей своей жизнью прославлять Господа. Если внешняя жизнь человека выражается в мыслях и действиях, то его духовная жизнь состоит из молитвы и дела. Молитва, которая не претворяется в конкретное дело, не является истинной молитвой. Также и каждое доброе дело, совершенное нами, - это та же молитва, поскольку является плодом последней. В молитве душа человека должна быть смиренна; человек сам должен обличать и обвинять себя, сожалеть о своих грехах и каяться в них, молить Бога о миловании.

Перед молитвой необходимо подготовить к ней душу и сердце. Приступая непосредственно к первой молитве, хорошо настройся на нее и не уподобляйся испытывающим Господа. Прояви скромность, кротость, думай о том, что ты жалкое, лишенные всех духовных достоинств, слабое и греховное создание. Помни, что во время молитвы стоишь перед Господом, пред Которым трепещут ангелы и все небесные силы, но в то же время и перед Всемилостивейшим Отцом, Который насквозь видит наше сердце и ждет, какой духовный дар преподнесем мы ему. В ходе молитвы необходимо, чтобы наши чувства, намерения и душа согласовывались с произносимыми нами словами. После молитвы необходимо, чтобы мы искали возможность осуществления и воплощения в конкретные дела всего того, о чем просили Господа в молитве. Мы плохо живем тогда, когда плохо молимся, и плохо молимся тогда, когда живем плохо. Истинно молится тот, кто в ходе молитвы невольно прослезится.

Быть христианином

Если внимательно понаблюдать за нынешними христианами и представить их душевное состояние, то можно заметить, что они вовсе не задумываются о том, насколько это значительно и сложно - быть христианином, сколько труда и внимания требует исполнение духовных обязанностей. С утра до вечера они предаются земной суете и ни разу не обратят своего сердца к Господу. Даже самая малая опасность и препятствие могут поколебать их стремление к Господу и любовь к Нему, поколебать их веру. Апостол Павел свидетельствует, как трудна и важна христианская жизнь. Для внутреннего укрепления, твердости и стойкости, то есть для полноценной духовной жизни, требуется большая жизненная сила и энергия, причем нельзя полагаться только на свои силы, но нужна и помощь Спасителя.

Быть христианином - это значит вести неустанную борьбу против господствующих в мире злых сил и духов. Потому христианин всегда должен быть вооружен духовным оружием, ибо его духовные враги ежесекундно готовы поглотить его. Прибавим к этому необходимость борьбы с врагами видимыми - злыми людьми, с собственными страстями и порочными наклонностями, которые вечно соблазняют и отдаляют от Господа. Но если мы всегда и везде блюдем нашу великую христианскую веру и укреплены Божией благодатью, то легко воспрепятствуем всякой опасности и с успехом продолжим свое духовное восхождение, преодолевая врагов и соблазны. Апостол Павел учит и тому, каким образом христианин сможет укрепиться. Поскольку этот мир - море лжи и несправедливости, то неминуемо утонешь в нем, если не облачишься правдой и истиной. В своей земной жизни христианин должен хранить в сердце тот мир и покой, что дарованы нам евангельской благодатью. Вера должна быть щитом христианина, а слово Божие - копьем в его руке. Лишь вооруженный подобным образом христианин сумеет победить духовных и телесных врагов, невредимым пройдет сквозь многочисленные опасности и утвердиться в Царствии Божием.

Грех

Спаситель излечил человека, который в течение 38 лет был тяжело болен, и сказал ему, чтобы не грешил более, иначе навлечет на себя бо льшую беду. Из этих слов следует, что причиной длительной болезни того человека был грех. И каждый грех наносит человеку телесный или душевный вред. Большой грех вызовет большую беду, малый - меньшую. Первым и самым страшным плодом греха станет то, что через грех человек лишится Божией благодати и тем самым погубит свою душу. Грех является и источником многих телесных мучений человека. Например, чревоугодие, то есть принятие чересчур обильной пищи, становится причиной многих заболеваний; человек, сердце и душа которого полны зависти, становится беспокойным, вянет, чахнет телесно - одним словом, впадает в жалкое состояние. И конечно же, наносят вред организму и порождают болезни лень и безделье, так как человеческий организм по своему строению предназначен для труда и движения. Человек, который грешит, не только себя ввергает в болезни и несчастья, но заранее готовит хвори и испытания своему потомству, ибо его телесные или душевные свойства переходят к детям его и на все его потомство. Об этом свидетельствует вопрос, заданный Спасителю Его учениками по поводу слепого от рождения: «Равви! Кто согрешил - он или родители его, что родился слепым?» Каждый грех является таким семенем, которое в свое время обязательно даст горький плод. Кроме того, кто грешит, тот подает очень плохой пример членам своей семьи и окружающим. Такой человек передает тяжелое наследство потомкам, становящимся невольными наследниками его грехов. Господь намеренно увязал какое-либо несчастье с конкретным грехом, чтобы человек, который по природе своей имеет большую предрасположенность к совершению греха, испугался и остерегся. Противоположностью греха являются благодать и добродетель, которые в этой земной жизни становятся источником утешения и счастья для человека.

Соблазны диавола

Не давайте диаволу, то есть искусителю, такого случая или возможности, используя которые, он смог бы приблизиться к вам и погубить вашу душу. Наш лютый духовный враг - диавол - соблазняет и искушает нас ровно в той степени, в какой мы сами предоставляем повод для этого. Причиной и поводом же всегда являются наши злые наклонности, порочные страсти и небрежность. Некоторые люди, по глупости или из-за фарисейства, все свои грехи приписывают диаволу: «Диавол искусил, враг соблазнил…» Но вспомним слова апостола Павла: «И не давайте места диаволу» (Еф. 4: 27), из которых явствует, что мы сами предоставляем диаволу возможность нас соблазнить. Помни, диавол постоянно наблюдает и испытывает тебя: чем ты плох, какие слабые места, плохие черты характера и наклонности живут в тебе? Если обнаружит, что являешься алчным и корыстным, то именно этим ввергнет тебя во множество грехов; если заметит твою горячность и вспыльчивость, то использует их для твоей погибели. Но чаще всего человек тогда предоставляет диаволу место в своем сердце, когда ленится, бездельничает и праздно проводит свои дни.

Добродетель

Недостаточно христианину избегать греха, он должен также взращивать добродетели. Для спасения души мало не быть хищником - должно быть милосердным; мало не любить ложь - должно быть самоотверженным защитником правды; не только не быть прелюбодеем - но и помыслов нечистых не допускать.

Свеча

Зажженная свеча учит тому, как душа наша и сердце должны гореть ярким пламенем пред Господом - молитвы, верности и любви.

Порядочность

Одна из основных задач Церкви - заботиться о порядочности человека. Господь Иисус Христос требует от нас такой порядочности, уверенности в себе и своей правоте, чтобы мы естественным образом вызывали доверие и уважение окружающих, чтобы для подтверждения нашей правоты нам не требовалось много клятв, а чтобы слово наше было твердым, как и дела: да - да, а нет - нет - и никаких клятв. Но так ведут себя только такие люди, и другие верят только тем, чья порядочность и честность всем известны. Некоторые в подтверждение своих слов и доводов постоянно клянутся разными клятвами, но, тем не менее, им не верят, ибо окружающим хорошо известно, что этим людям недостает порядочности и честности.

Что же такое порядочность? Порядочность - это то, когда человек всегда говорит правду и искренен, обязательно в точности исполняет все обещания и заповеди, боится и стыдится лжи, неправедного и хитрого поступка; не будет настаивать на том, в чем твердо не убежден, и не станет обещать того, исполнение чего не в его силах. Короче говоря, порядочность - это то, когда слово и дело человека едины. Что должно пробудить и укрепить в сердце человека порядочность? Сознание того, что честь его дана ему Господом, и он обязан все время помнить об этом, беречь и блюсти свою честь, а также высоту и славу человеческой природы вообще. Природа человека обладает такой честью, которую невозможно переоценить, ибо Сам Творец для ее спасения и просвещения не пощадил даже Сына Своего.

Ничто так не приуменьшает и не принижает высоту человеческой природы, как ложь и хитрость. Необходимо помнить, что без порядочности человек не сможет быть ни хорошим христианином, ни хорошим гражданином. Христианство - это исполнение того обещания, которое мы дали Господу при святом крещении, в частности о том, что будем чистыми, правдивыми, любящими Бога и близких. Кто лишен порядочности, тот не сможет исполнить этот обет. Плохим и небрежным христианином является тот, кто не помнит об этом обещании.

В этом земном мире наша жизнь, частная и гражданская, полностью зависит от порядочности. Нет человека, который не был бы связан с кем-нибудь каким-либо условием и обязательством. Наша обязанность - соблюдать эти обязательства, а именно: быть любящими родителями, хранить чувство братства, уважать родственников, быть верными в дружбе, правильно строить взаимоотношения между старшими и младшими, быть честными в торговле… Все эти многочисленные и многогранные отношения базируются на определенных условии, обязательствах и их исполнении. В обществе, где царит порядочность, чтят и уважаются честь и достоинство друг друга, всех членов общества, каждое дело успешно, а где этого нет, там жизнь человека тяжела.

Порядочность - это украшение священнослужителя. Первейшим его качеством должна быть порядочность. Если пастырь лишен этого качества, то это несказанная беда для паствы. Его лживость и неправедность, словно яд, отравляют паству.

Порядочность необходима людям любой профессии, будь то государственный чиновник, купец или домохозяйка. К сожалению, сегодня многие думают, что порядочностью ничего не добьешься и не выгадаешь и что порядочность приводит человека ко многим неприятностям и скорбям. Такие взгляды распространены и преобладают там, где царят невежество и безнравственность. Представим на минуту, что все это так и что человек может разбогатеть ценой потери порядочности и чести! Человек ни при каких обстоятельствах не вправе идти на такой компромисс со своей совестью, он не должен продавать честь и достоинство за деньги. В такой ситуации человек, если он христианин, должен вспомнить евангельские слова: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8: 36-37).

Мы часто забываем, каким образом должен человек оберегать и защищать свои честь и достоинство. Мы должны знать, что каждая ложь, каждая подлость, каждая хитрость, каждый низменный поступок лишают нас чести и достоинства. Если уважаешь себя и желаешь заслужить уважение других, то, прежде всего, должен блюсти свою порядочность. Для христианина наиболее ценным сокровищем являются его честь и достоинство, потому лишиться их смерти подобно. Если желаешь называться человеком, храни честь и достоинство, поступая порядочно.

= «КАКОЙ ОН, ХРИСТИАНИН?» = (Рим. 12:14–16) Маленький мальчик много раз слышал слово «христианин» на занятиях и в проповедях, но не знал, что оно означает. Однажды он спросил отца: «Пап, а что значит “христианин”?» Отец рассказал ему, что христианин - это человек, который принадлежит Христу, и объяснил, как можно стать христианином. Мальчик по-прежнему выглядел озадаченным, и потому отец сказал: «Христианин должен вести определённый образ жизни. Я изучаю Римлянам 12, и эта глава коротко и ясно говорит, как христианин должен поступать в разных ситуациях». Он нашёл свои записи по Рим. 12:9–16 и прочёл: «Христианин - человек любящий, неэгоистичный, энергичный, постоянный, внимательный к другим, милостивый, сострадательный и смиренный». Мальчик подумал над тем, что сказал отец, и затем спросил: «А я когда-нибудь видел его?» В Рим. 12:2 Павел призывал всех христиан жить преображённой жизнью. В стихах 9–16 он приводит примеры преображённой жизни - того, как выглядит христианин. Стихи 9–13 мы изучили под заголовком «Будем любить». В данном уроке мы разберём оставшиеся три стиха. В перечне Павла нет ничего нового. Его читатели, наверное, часто слышали подобные наставления, но Павел хочет донести до них, что такая жизнь должна быть естественным результатом оправдания верой. Сегодня поучения Павла так же уместны, как и в I веке. Белл пишет: «Наша трудность лежит не в понимании, а в исполнении требований этого отрывка». Главный упор взятый нами текст делает на наших взаимоотношениях с другими - братьями и сёстрами во Христе, соседями, друзьями и даже врагами. Изучая этот текст, мы увидим, «какой он, христианин», в конкретных ситуациях. Каждый из нас должен спросить: «А мои знакомые когда-нибудь “видели христианина”?» ХРИСТИАНИН МИЛОСТИВ (12:14) В годы Своего личного служения Иисус сделал несколько поразительных заявлений о том, как мир будет обращаться с Его последователями. Он сказал Своим ученикам, что люди «будут поносить вас, и гнать, и всячески несправедливо злословить» (Мф. 5:11). И ещё Он сказал: «возненавидят вас люди и… отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное» (Лк. 6:22). Как христианин «выглядит», когда оказывается в таких ситуациях? Павел говорит, что, когда с чадом Божьим обращаются подобным образом, он должен быть милостивым: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте». (В некоторых древних манускриптах отсутствует слово «ваших», поэтому некоторые комментаторы полагают, что наставление Павла относится к гонителям в общем смысле). Это слова вводят тему, которая получит развитие в последних пяти стихах главы (Рим. 12:17–21). Слово «благословляйте» - это перевод греческого глагола эулогео, буквально означающего «доброе слово» (от эу [«добрый», «хороший»] плюс логос [«слово»]). «Благословить» кого-либо - значит «сказать доброе слово» о нём. В данном случае эулогео - это «сказать доброе слово» Богу о тех, кто несправедлив по отношению к нам. «Проклинать» (глагольная форма от ара [«проклятие»], усиленная приставкой ката), не означает произносить так называемые бранные слова; «проклинать» противоположно по смыслу слову «благословлять» и означает «призывать Божьи проклятья на наших гонителей». Этот стих перекликается с учением Иисуса: «Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6:28; см. Мф. 5:44). Предвижу возражение: «Но это же невозможно!» Это трудно, но не невозможно. Это сделал Иисус на кресте, когда сказал: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Это сделал Стефан. Почти до смерти забитый камнями, он просил: «Господи! Не вмени им греха этого» (Деян. 7:60). Это же сделал Павел, когда сказал коринфянам: «Злословят нас - мы благословляем» (1 Кор. 4:12). В Рим. 12:14, в первую очередь, говорится о гонении чада Божьего, но этот стих можно применить и к другим ситуациям дурного обращения. Иногда с христианами плохо обращаются просто потому, что они живут в мире, где люди не всегда добры к другим. В подобных ситуациях неверующие часто разражаются проклятиями - а христианин благословляет. «Какой он, христианин», когда сталкивается с дурным обращением (каков бы ни был его источник)? Христианин милостив. ХРИСТИАНИН СОСТРАДАТЕЛЕН (12:15) Другое качество последователя Христа состоит в том, что он должен быть сострадательным. Павел пишет: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (ст. 15). Это наставление особенно касается наших отношений с христианами. В первой части Рим. 12 Павел подчёркивал, что мы «составляем одно [духовное] тело во Христе [церковь], а порознь один для другого члены» (ст. 4, 5). В письме к коринфянам он писал, что «страдает ли один член [тела], страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:26). Рим. 12:15 предполагает близость членов церкви между собой. Этой близости не достичь только лишь еженедельным вкушением Господней вечери вместе с другими христианами. Её не достичь, собираясь на поклонение несколько раз в неделю. Она не придёт, даже если мы будем болтать друг с другом до и после библейских занятий и богослужений. Всё это важно, однако стих 15 призывает к большему. Один преподаватель из Оклахомского христианского университета признаёт, что он интроверт, и всё же говорит своим студентам: «Независимо от того, насколько мы по природе общительны или необщительны, Библия призывает нас активно участвовать в жизни других людей». Мы становимся ближе друг к другу, когда участвуем в таких событиях в жизни товарищей, какие вызывают смех и слёзы, - в рождении детей, свадьбах и похоронах. Как сделать такую близость реальностью в теле Христовом? Ключевые слова здесь - «участливый» и «делиться». Нам следует быть участливыми к тому, что происходит в жизни наших братьев и сестёр во Христе. И затем нам следует делиться с христианами всем хорошим и плохим, что приходит в нашу жизнь. Хотя контекст указывает на то, что стих 15, в первую очередь, говорит о наших отношениях с детьми Божьими, этот отрывок может иметь более широкое применение. Христианин должен проявлять интерес к жизни тех, с кем он соприкасается, всех тех, на кого он надеется оказать доброе влияние. Он делает это, потому что так правильно, но иногда из этого можно извлечь дополнительную пользу: люди зачастую наиболее восприимчивы к евангелию в драматические моменты своей жизни - во время событий, вызывающих улыбки или слёзы. Позвольте мне ещё более заострить поучения Павла в стихе 15. А что если у кого-то происходит какое-то хорошее событие, а у вас, кажется, всё только плохо? Можете ли вы порадоваться вместе с ним? Что если кто-то с вами плохо обращался, и в его жизни вдруг случилась трагедия? Сможете ли вы поплакать вместе с ним или подумаете: «Он получил по заслугам»? Кто-то может возразить: «Неестественно радоваться или плакать с другим человеком в описанных вами ситуациях». Да, это так. Это неестественно, но христиане призваны с Божьей помощью подниматься над естественными наклонностями плоти. Христианин может петь и страдать с любым человеком. Христианин сострадателен. ХРИСТИАНИН СМИРЕН (12:16) В стихе 16 Павел обращается к тем, кто считает себя лучше других, потому что у них больше богатства или власти, потому что они более талантливы, или получили лучшее образование, или по каким-то иным причинам. Этот текст мы можем отнести даже к тем, кто чувствует превосходство над другими членами церкви только лишь потому, что у них больший христианский стаж, более основательное знание Библии, потому что они более активно участвуют в работе церкви, более благочестивы в жизни и т.д. Отношение Павел начинает: «Будьте единомысленны между собой» (ст. 16). В другом послании Павла, где он призывает быть «в одних мыслях», это означает быть едиными в том, во что мы верим и чему учим (1 Кор. 1:10). Здесь, похоже, смысл таков: «Относитесь ко всем одинаково; не выказывайте никому особой благосклонности». В Российском Библейском Обществе дан такой перевод: «Живите в полном согласии друг с другом». Общение Текст продолжает: «Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным» (Рим. 12:16). Фразой «не высокомудрствуйте» переведена фраза, которую буквально можно перевести «не думайте высоко (гипселос)». «Думать высоко» можно о вещах - или о людях, в частности о себе. Российское Библейское Общество и Слово Жизни дают перевод «не будьте заносчивы». Вторая половина предложения в разных версиях Библии передаётся по-разному. Так, в Международном Библейском Обществе говорится: «общайтесь с людьми скромного положения»; в Российском Библейском Обществе сказано: «будьте в дружбе со всеми - и с простыми и малыми»; в Современном Переводе: «общайтесь с униженными». Нетерпимость существовала в дни Павла точно так же, как существует она и сегодня. Иаков описывал, как по-разному могли относиться к богатому и бедному человеку в церковном собрании (см. Иак. 2:1–9). Рассказывают историю о бедняке в грязных лохмотьях, который пришёл на богослужение в богатую церковь. Он сел рядом с женщиной, чья одежда и драгоценности говорили о её благосостоянии. Женщина отодвинулась от посетителя как можно дальше. Когда мимо проходил брат, обычно рассаживающий гостей, она спросила его громким шёпотом: «Вы чувствуете запах?» Брат потянул носом воздух и сказал: «Да, думаю, это запах самомнения». Христианство - великий «уравнитель» (Гал. 3:28). Христос не признаёт классовых и кастовых различий. Когда я учился в Абилинском христианском колледже (теперь это университет), его президент был старейшиной церкви Христовой колледжа. Старейшиной был также и один из вахтёров колледжа. Когда они сидели вместе на собраниях старейшин, то мнение одного было таким же важным, как и мнение другого. Возвращаясь к ситуации в дни Павла, надо сказать, что во многих общинах того времени, скорее всего, был большой процент бедных членов (1 Кор. 1:26–28). Кроме того, христианами становились как рабы, так и хозяева этих рабов (см. Еф. 6:5–9). Можете себе представить, какое эмоциональное потрясение испытывали господин и его раб, когда впервые усаживались рядом друг с другом в церковном собрании и вместе вкушали Господню вечерю? Да поможет нам Бог поступать по-христиански по отношению ко всем людям. Почти в каждой общине есть, как минимум, один человек, который чувствует себя «не в своей тарелке» или просто болезненно застенчив. Христианин берёт таких людей на заметку, подходит к ним пообщаться и помогает им освоиться, излучая доброжелательность и любовь. И последнее, что хотелось бы сказать об этой части стиха 16, которая в Синодальной Библии переведена «последуйте смиренным». Некоторые считают, что здесь речь идёт не о людях, а о вещах. В Международном Библейском Обществе сноской даётся такой вариант: «не гнушайтесь скромных обязанностей». Независимо от того, вкладывал Павел в свои слова такой смысл или нет, выраженная таким образом истина достойна внимания. Никогда нельзя думать, что мы «слишком хороши» для скромной работы. Когда Иисус омыл ноги Своим ученикам, Он исполнил работу раба (Ин. 13:5–17). Павел часто зарабатывал на жизнь собственными руками (1 Кор. 4:12; Деян. 18:3). Во всём мире есть христиане, которые всю неделю трудятся на так называемой «светской работе», чтобы по воскресеньям иметь возможность проповедовать евангелие Христа. Наставление Павел завершает Рим. 12:16 таким наставлением: «Не мечтайте о себе [«Не будьте разумными в собственных глазах»; Славянское Евангельское Общество]» (ст. 16; см. Прит. 3:7). Вы когда-нибудь встречали человека, который действует так, будто «знает всё на свете»? Какая бы тема ни затрагивалась, он пытается убедить всякого, что его мнение самое авторитетное. Мы обычно стараемся избегать таких людей. Леон Моррис пишет: «Человек, который мудр в собственных глазах, редко бывает таковым в глазах других людей». Однако Павел хотел, чтобы мы не указывали пальцем на других, а исследовали себя. Говорим ли мы о мудрости в библейском смысле или о «старом добром здравом смысле», истинно мудрые осознают, что они многого не знают и многого не понимают. «Какой он, христианин?» Он смиренный. И не только по отношению к другим христианам, но и к людям из мира. Он уважает и принимает всякого и никогда не старается казаться лучше всех. Стотт говорит: «Снобизм - одна из наихудших разновидностей гордыни». Здесь, наверное, мне следует оговориться: «Доброжелательность не значит одобрение» (Бейти). Мы можем проявлять уважение к другим, не одобряя их убеждений или образа жизни. Иисус был «друг… грешникам» (Мф. 11:19), но в то же время Он учил: «Впредь не греши» (Ин. 8:11). Рассмотрим ещё один практический аспект. Павел конкретно обращается к тем, кого мы могли бы назвать «аристократией», но мой опыт подсказывает, что в наставлении Рим. 12:16 нуждаются все люди независимо от их жизненных ситуаций. Я слышал, как те, у кого мало денег, пренебрежительно говорили об обеспеченных людях. Я слышал, как малообразованные высмеивали людей с учёными степенями. Нам присуще желание думать, что мы чем-то лучше других, и среди причин может быть место нашего проживания, цвет нашей кожи, политические пристрастия - список можно продолжить. Христианин не придаёт значения подобным вещам. Он любит всех людей, он смиренный. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы посвятили два урока Рим. 12:9–16. Эти стихи дают нам ясно понять, что Христос хочет, чтобы мы жили не так, как живёт мир. Он призывает всех христиан быть любящими, неэгоистичными, энергичными, постоянными, внимательными к другим, милостивыми, сострадательными и смиренными. Надеюсь, вы всё сказанное соотнесли с собой: «А окружающие меня люди видят, “какой он, христианин”?» В Рим. 12:9–16 Господь призывает нас жить, поднявшись над примерами и стандартами мира. Он говорит, что с Его помощью мы это можем. Ответим мы на этот призыв и будем стараться жить, как подобает христианам, или же, выслушав слова Павла, не позволим им изменить нашу жизнь?

Кто такой христианин?

Мы живём в стране, где большинство населения называет себя христианами. Но что мы имеем в виду, когда говорим слово: «христианин»? И что имели в виду те первые ученики, последователи Иисуса, которые стали называться христианами после смерти и воскресения Учителя? Об этом, наверно, стоит порассуждать более серьёзно.

Хотя мы живём в двадцать первом веке, когда каждый может называться кем угодно: кто-то пчеловодом, кто-то нумизматом...

Хочешь быть христианином – пожалуйста, никаких проблем. Но, если мы называем себя христианами, христианство становится или должно во всяком случае стать для нас не просто названием, не просто ещё одним увлечением, но способом жизни. Действительно ли это так?

В книге Деяний святых Апостолов, в 11 главе есть интересная заметка: «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян.11.26).

Ученики в Антиохии впервые стали называться христианами. Их было ещё очень немного. Это были те ученики, которые уверовали и стали последователями Иисуса по слову Апостолов и первых христиан, а те в свою очередь, уверовали в Иерусалиме сразу после смерти и воскресения Иисуса. Когда начались сложные времена преследований, многие из них выехали, покинув Иерусалим. Некоторые остановились в городе, который назывался Антиохия. Это был крупный политический и торговый центр - Антиохия Сирийская, примерно в 500 – 600 километров от Иерусалима. Он был столицей области, одним из самых больших городов Римской империи.

В этом городе беженцы из Иерусалима поселились, там они рассказывали о Христе, и по их свидетельству уверовало достаточно большое количество учеников . Конечно, для такого большого города, как Антиохия, это была незаметная горстка людей. Сегодня на земле больше 6 миллиардов человек и из них примерно миллиард двести миллионов тех, кто называет себя «христиане». То есть на земле сейчас больше миллиарда христиан. А вы, читатель, считатете ли вы себя христианином? Почти наверняка и вы христианин.

Если сегодня выйти на улицу и спросить первого же прохожего:
«Вы христианин?», почти наверняка он ответит: «конечно христианин».

- Ну, как… в церковь хожу, пасочку свячу…
- Ну, а ещё как вы узнали?
- Родители верующие.

А вот подходит другой человек:
- Вы христианин?
-Да
- А как вы узнали, что вы христианин?
- А я хожу на демонстрацию Украина за Иисуса

А если ещё одного спросим:
- Как вы узнали, что вы христианин?
- Да я в хоре церковном пою,

А другой отвечает:
- А я по воскресеньям на богослуженье хожу, почти каждое воскресенье молитвенный дом посещаю
Ну, это конечно баптист.

А если человек скажет: «а я христианин, потому что языками говорю». Тоже понятно, кто он.

Каждый имеет признак , по которому он определяет – христианин он или нет. Кто-то в семье родился верующих, кто-то в государстве верующем родился, вот он и христианин. Ну, а как было с теми, антиохийцами? Как они определили, что они христиане? почему они стали называться христианами? Они же не родились в верующих семьях. Они не родились в верующем государстве, в котором христианство считается основной религией. И вместе с тем, они назывались христианами, они стали именоваться этим именем. По каким признакам они определили себя христианами?

Наверно, у них были какие-то основания для того, чтобы называться христианами. Они считали, что они следуют за Иисусом. Многие сегодня часто повторяют эти слова: «нам надо последовать за Иисусом» . Ну, а что это означает «следовать за Иисусом», что означает: «антиохийцы следовали за Иисусом»?

Понятно, что когда Иисус позвал Петра, сказав ему: «следуй за Мной», Пётр встал, оставил сети и пошёл. Он пошёл за Иисусом физически , следовал туда, куда следует Иисус . А куда, собственно, следует Иисус? А Иисус-то ведь следовал в Царство Небесное . Он постоянно говорил о Царстве Небесном и имел определённую цель. Он знал, что вся Его жизнь – это путь в Царство Небесное. Он сосредотачивал все Свои дела, мысли, слова, поступки – всё сосредотачивал на Царстве небесном. И когда Он позвал Петра за Собой, то Петру было понятно, куда следовать – надо следовать в Царство Небесное.

Конечно, христиане тоже понимают, что они следуют в Царство Небесное. Хотя, если продолжить тот мысленный эксперимент – выйти на улицу и спросить человека:
- Ты христианин?
- Христианин.
А ты, случайно, не в Царство Небесное следуешь?
Он, конечно, удивится и скажет:
- Чего? В Царство Небесное? Да я на базар иду, меня работа ждёт, жена больная дома. Какое Царство Небесное?
- Ну, а хочешь попасть сейчас в Царство Небесное?
- Да я ещё квартиру не выплатил, мне ещё надо детей поднять. Куда там в Царство Небесное идти!

Когда мы думаем о следовании в Царство Небесное, то мы очень редко представляем, что мы действительно идём туда. То есть, для нас это остаётся какой-то загадочной мечтой, это что-то такое вдали, то, что, может быть, и приятное, во что мы верим, куда хотим, но вот если по-настоящему и серьёзно, и глубоко спросить:
- А вот сейчас хочешь в Царство Небесное?

Ведь для этого придётся всё оставить, придётся расстаться со всем . Туда, в то Царство ничего с собой не возьмём. И вот здесь, если по-серьёзному, если глубоко, если внимательно взглянуть в своё сердце, далеко не каждый из тех миллиарда двухсот миллионов, которые называют себя христианами, скажет, что он хочет, что он готов, что он хотел бы вот сейчас в Царство Небесное попасть.

У тех антиохийцев, которые назывались христианами, было не только общее желание попасть в Царство Небесное. Они совсем иначе строили свою жизнь, они начали следовать за Иисусом так, как Он собственно шёл и туда, куда Он направлялся. Следовать за Ним для них означало преобразовываться, изменяться, потому что за Иисусом ведь нельзя последовать ногами.

В Царство Небесное на машине не поедешь, и поезд не домчишься. В Царство Небесное следовать – это не значит, что мы должны встать с нашего места, оставить наши сети и куда-то пойти. Следовать в Царство Небесное означает, что мы должны менять что-то в себе, мы должны подготовиться к этому царству. Следование – это значит движение к цели.

Если мы действительно думаем попасть в Царстве Небесном, то что мы с собой, собственно, туда возьмём? Что останется с нами, если всё на земле мы оставим таким, как оно есть? И квартира, и дом, и дела и все наши усилия – всё останется здесь. А туда что берём? Оказывается, мы берём только свою душу, берём свой характер, берём свои привычки, берём те навыки, которые мы обрели здесь. Вот, что мы туда возьмём, даже знание мы туда не возьмём.
Я могу выучить всю энциклопедию Британика, но мне это совершенно не пригодится в Царстве Небесном.

Мне не пригодится знание расписаний поездов, или совершенство в английском языке. Мне не пригодиться тонкое понимание искусства и умение решать кроссворды. Туда мы не возьмём ничего, ничего, кроме нашего познания любви. Это знание совсем другого рода. Это фактически способность любить, это способность жить, это те наши навыки и свойства характера, которые действительно составляют нашу личность. Вот это мы возьмём туда, а всё остальное не возьмём. А если это так, то следовать за Иисусом так, как следовали первые ученики, как раз означает не просто совершать богоугодные дела, не просто правильно верить, а это означает преобразовываться, это означает меняться.

Иисус шёл в Царство Небесное, и Он требовал, чтобы ученики Его были готовы для Царства Небесного, ибо туда ничто нечистое не войдёт . Если туда не войдёт ничто нечистое, то, конечно же, все наши скверные черты характера придётся оставить, и с этим надо справиться уже здесь и сейчас. С этим надо начинать работать уже в наше время, в те дни, которые нам отведены на земле.

Следовать за Иисусом, конечно, означает еще многое другое. Во-первых, это означает, что надо быть до конца посвящённым Богу , до конца посвящённым Христу. Нельзя быть чуть-чуть христианином. Можно быть чуть-чуть поэтом, можно быть чуть-чуть философом – такое возможно. Но вот христианином быть чуть-чуть нельзя. Так же, как нельзя чуть-чуть родиться. Если мы родились, то мы родились. Это факт, о котором можно говорить, что он есть либо его нет. Точно так и с христианством.

Христианство – это новое рождение, это появление нового естества, это новое качественное состояние, и оно должно быть, или его просто нет. «Чуть-чуть христианства» не бывает. Поэтому когда люди на улице говорят, что я христианин, они, наверное, не до конца понимают, в чём же сущность христианства, что составляет смысл этого слова.

Сегодня вообще очень модно менять смысловое значение слов. Мы часто используем одни и те же слова, но смысл уже вкладываем совершенно другой. Например, слово «красный» когда-то означало прежде всего красивый, а сейчас это просто название цвета. Он не хуже и не лучше синего или желтого. И вот со словом «христианин», к сожалению, случилась такая же метаморфоза. С этим словом произошло серьезное изменение. В него сегодня вкладывают совсем не то, что вкладывал когда-то и Сам Иисус, и ученики Его, и те антиохийцы, которые стали называться христианами.

Да, антиохийцы верили, что Иисус – Мессия, они верили и исповедовали Иисуса Господом, поэтому они назывались христианами. Но кто сегодня не верит, что Иисус – это Господь?

Собственно, сегодня, особенно на Рождество, практически все верят, что Иисус родился. Верят в Иисуса все. Более того, я даже недавно услышал, что президент Ирана, Махмуд Ахмадинежад поздравил с Рождеством англичан. Вдохновитель исламизма поздравляет древнюю христианскую нацию с рождением Иисуса Христа. Оказывается, он тоже, верит в Иисуса Христа. Должен сказать больше: один очень мудрый человек написал, что «и бесы веруют». Оказывается, даже бесы веруют в Иисуса Христа. Ну, а как же тогда быть с Лютером и с нашим любимым лозунгом: «solo fide» - только верой? Вот, будешь веровать и спасёшься, будешь веровать, и всё станет на своё место.

Действительно это так. Действительно, если мы веруем в Иисуса Христа и если мы исповедуем Его Господом, то мы на самом деле спасёмся. Если мы исповедуем Иисуса Христа Господом, то действительно происходят изменения и мы имеем право называться христианами. Но исповедание не заключается только в том, чтобы произнести своими устами: «я христианин», или «Иисус – это истинно Бог», или даже: «Он истинной Господь!».

Ведь когда антиохийцы веровали в Иисуса, как в Господа, они исповедовали Его господином. Слово Господь по сути означает: «Он господин, Он хозяин, а я – раб. Я только подчинённый, я выполняю волю господина».

Ну, а кто сегодня хочет быть рабом? – Никто не хочет быть. Мы все люди свободные, мы все господа. А христианство – это положение человека, который подчиняет свою волю воле господина. Другого, лучшего господина, не просто человека хорошего, не просто лидера влиятельного, но подчиняет свою волю Иисусу Христу, Господу Неба и земли. Вот, кто такой христианин. Только тогда, когда человек по-настоящему понимает, что он согласовывает все свои действия, все свои поступки, свои мысли с Иисусом – вот тогда он может и имеет право называть себя христианином. Потому, что в таком положении он действительно последователь Иисуса Христа. Он покоряется Христу, он подчиняется Ему.

То есть, вера, которую мы часто провозглашаем – и правильно делаем, что провозглашаем – вера эта не заключается только в знании. Да, вера, по сути, - это недоказанное знание, это то, что принимается без доказательств. Но вера, с точки зрения Писания, бывает не только человеческой, и не только бесовской – она бывает и верой Божьей. А вот Божья вера как раз заключается в том, чтобы мы не только веровали в то, чего не видим, но и осуществляли то, что ожидаем. Поэтому Павел и говорил о вере, как об осуществлении ожидаемого и уверенности в невидимом (Евр.11.1).
Тогда, когда мы начинаем осуществлять, то есть, начинаем действовать, когда наша вера становится не только умозрением, но и становится нашим действием, вот тогда, и только тогда мы имеем право называть себя христианами.

Это довольно сложно - перейти от убеждений к действиям. Мы, к сожалению, очевидно наследники ещё того старого режима, когда говорили о советских людях: «Это тот, который думает одно, говорит другое, а поступает по-третьему».

Вот эта раздвоенность, или растроенность , к сожалению, сохранилась даже тогда, когда мы уже живём в другом государстве, в другое время, в другом тысячелетии. Называясь христианами мы иногда говорим, то есть исповедуем одно, а поступаем и живём совсем по-другому. Но так же не должно быть!
Рассказывают, что однажды Аристотеля, который был великим моралистом, который считался не только большим философом, но и учителем нравственности, застукали за одним аморальным поступком. И когда его спросили: «ну как ты можешь делать так, а учить людей другому?», он сказал: «а я сейчас не Аристотель». Он, наверно, считал, что на тот момент он Эпикур, или Лукреций. Он сейчас не Аристотель.

Иисус никогда бы так не сказал. Он никогда не делал то, что обличал. Он всегда говорил и действовал одинаково . Он всегда был Иисусом. А как ваше имя сейчас? Не бывает ли, что мы тоже не хотим называть своё имя и с удовольствием сказали бы: «Я сейчас не Иван Иванович, я сейчас не Мария Петровна, я сейчас Иуда Федорович».

Такого не должно быть в среде христиан. Но, к сожалению, в нашей жизни такие вещи происходят и даже среди тех, кто гордо провозглашают себя христианами. Но христианин – это цельная натура, это натура, в которой нет раздвоенности. Нет раздвоенности в том смысле, что он исповедует одно, а действует по-другому. Такой раздвоенности не место в христианской жизни. Бог не терпит такой раздвоенности.

Очень удивительное и странное место есть в Пятикнижии. Когда-то Бог сказал, и Моисей записал это в третьей книги Пятикнижья: «Уставы Мои соблюдайте; скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами семян; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся» (лев.19.19).

Что за странное слово? Почему вдруг нельзя одеваться в одежду из разнородных нитей? Почему двумя родами семян нельзя засеивать поля? Заботиться ли здесь Бог о материальном, или в этом слове есть духовный прообраз? Духовный мир – это что-то духовное, а здесь речь идёт о совершенно материальных вещах – нитках, полях, семенах. Но в этих материальных вещах заложен некоторый принцип. Принцип, который заключается в том, что Бог хочет цельности. Он не хочет смешения, мешанины. Когда мы смешиваем хорошее и плохое, тогда мы смешиваем разнородное . Он хочет полного и окончательного посвящения.

Вообще, Бог не случайно именует Себя Бог Ревнитель. Ревнитель – это означает тот, который любит до ревности. Если Бог называет Себя ревнителем, Он не терпит, чтобы кто-то другой занимал наше сердце. Он хочет, чтобы сердце было полностью и до конца отдано Ему, и только Ему. Он ревнитель, Он ревнует, если мы делим свою любовь. Часть отдаем Богу, а часть ещё кому-то. Христианство как раз и заключается в том, чтобы быть до конца и полностью, как бы «фанатично» преданным Иисусу. Фанатично в хорошем смысле этого слова.

Если мы преданы Иисусу до конца, тогда мы имеем право называться христианами. А если мы чуть-чуть увлекаемся христианством, то это не христианство. Тогда это надо назвать другим словом. Я не знаю, что это за слово, но к христианству оно не имеет никакого отношения. Христианство – это полностью и до конца.

Вот такое христианство было у ранних христиан, у той первой церкви, которая возникла в Антиохии. Это видно из их поступков, их действий, их слов. Такое христианство хочет видеть Иисус. И как хорошо, если мы покажем такое христианство своей жизнью. И если есть такое христианство, мы тогда имеем полное право называть себя христианами.

Даже если и случаются в нашей жизни какие-то проступки или если дела наши не во всём соответствуют христианству, но очень важно, какие у нас желания, побуждения и отношения к Богу. Христианин – это не человек, который не ошибается. Это не «рыцарь без страха и упрека».

Христианин – это человек, который хочет быть до конца посвящённым Господу, у которого в сердце желания, направленные к Иисусу, к Царству Небесному. Вот, что очень важно. Потому что люди вообще - это не только то, что мы сейчас есть, но и то, что мы хотим быть. Животные – это только то, что есть сейчас. Люди – это то, что сейчас и то, чем хочется быть. В этом суть личности. Суть человека в том - куда направлены его желания и устремления, о чём он мыслит, чем дорожит – вот, это составляет суть истинного человека.

Поэтому очень важно правильно оценить, кто мы есть. И, если кто-то ещё не является полностью и до конца посвящённым христианином, еще не поздно сделать этот шаг здесь и сейчас. Можно обратиться к Иисусу с покаянием, с желанием, чтобы Иисус изменил, исправил положение, чтобы Иисус восстановил и сделал до конца отданным и подданным Ему.

Итак, продолжим мысленный эксперимент: «Христианин ли вы?» Не спешите отвечать. После того, как вы прочитали этот текст задумайтесь еще раз – истинный ли вы христианин? Следуете ли за Христом полностью и до конца? Дал бы Всевышний, чтобы наша жизнь во всём соответствовала жизни нашего Господа и Спасителя.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...