Какое животное было воплощением бога воды себека. Египетский бог с головой крокодила


Обожествление животных и сил природы – общая черта всех древних цивилизаций, но некоторые культы производят на современного человека особенно сильное впечатление. В эпоху фараонов Древнего Египта роль священных животных отводили едва ли не самым отталкивающим и страшным существам на планете – нильским крокодилам.

Себек – бог-крокодил, властитель Нила

Роль Нила в развитии культуры Древнего Египта невозможно переоценить – эта река определяла само существование народов, селившихся по ее берегам. Протянувшийся почти на семь тысяч километров с юга на север, Нил кормил египтян, разливы реки обеспечивали хорошие урожаи на полях, прилегающих к реке, а отсутствие разливов обрекало людей на голод. Со времен фараонов существовали специальные сооружения – ниломеры, чье назначение состояло в определении уровня реки для прогнозирования ближайшего урожая.


Неудивительно поэтому стремление заслужить расположение столь могущественных сил, придав особый ритуальный характер взаимодействию с постоянным жителем Нила и в некоторой степени его хозяином – крокодилом. По поведению и передвижению этих животных египтяне, помимо прочего, определяли приход наводнений.

Бог Себек (или Собек), которого изображали как человека с головой крокодила – один из древнейших и основных богов египетского пантеона. Он признавался не только властителем Нила и повелителем его разливов, дарующим плодородие и изобилие, но и божеством, олицетворяющим время, вечность. Изображался Себек с головой крокодила и в пышной короне.


Город Гадов

Особенно ярко культ Себека проявился в Крокодилополе, или Городе Гадов, находившемся к юго-западу от древней столицы Египта Мемфиса. Название «Крокодилополь» дали поселению греки, пришедшие на эти земли в 4 веке до нашей эры с Александром Македонским. Сами египтяне называли этот город Шедит (Шедет).


Расположенный в оазисе Файюм, широкой долине, славившейся своим плодородием по всему Древнему Египту, у озера Мерида, Шедит стал местом почитания бога Себека и его живых воплощений – крокодилов.

В 19 веке до нашей эры фараон XII династии Аменемхет III построил для себя пирамиду вблизи города Шедит. К пирамиде примыкал Лабиринт – не сохранившееся до наших дней священное строение, храмовый комплекс, где обитал сын Собека – Петсухос. Кому из крокодилов выпадет честь стать божественным отпрыском, определяли жрецы – по правилам, которые в настоящее время неизвестны. Крокодил жил в Лабиринте, где помимо пруда и песка было множество комнат, расположенных на разных уровнях – по древним источникам, в частности, по рассказам Геродота, количество помещений якобы доходило до нескольких тысяч. Предполагаемая площадь комнат и переходов Лабиринта достигала 70 тысяч квадратных метров.


Служение крокодилу

Жрецы подносили Петсухосу в качестве пищи мясо, хлеб с медом, вино, а тот, кому случайно довелось стать жертвой крокодильей пасти, сам приобретал божественный статус, его останки бальзамировали и размещали в священной гробнице. Выпить воду из пруда, в котором жил такой крокодил, считалось большой удачей и обеспечивало покровительство божества.

После смерти «сына Себека» его тело мумифицировали и хоронили неподалеку. Всего было обнаружено несколько тысяч таких мумий, в частности, на кладбище Ком-эль-Брейгат. Новым воплощением бога становился крокодил, выбираемый все теми же жрецами.


Дошедшие до нашего времени сведения о культе крокодилов в Шедите крайне скудны и основываются, как правило, на записках побывавших здесь греков. Античный ученый Страбон, посетивший Египет в первом веке до нашей эры, оставил такие воспоминания:
«Наш хозяин, один из должностных лиц, который посвящал нас там в мистерии, пришел вместе с нами к озеру, захватив от обеда какую-то лепешку, жареного мяса и кувшин с вином, смешанным с медом. Мы застали крокодила лежащим на берегу озера. Когда жрецы подошли к животному, то один из них открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку, затем мясо, а потом влил медовую смесь. Тогда животное прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег. Но когда подошел другой чужеземец, тоже неся с собой приношение из начатков плодов, то жрецы взяли от него дары; затем они направились бегом вокруг озера и, найдя крокодила, подобным же образом отдали животному принесенную пищу ».


При Птолемее II Крокодилополь был переименован в Арсиною – в честь супруги правителя.
Эль-Файюм является одним из наименее изученных археологами районов Египта, поэтому вполне возможно, что в обозримом будущем будут получены дополнительные аргументы, подтверждающие или опровергающие легенды о Лабиринте Крокодилополя.


Тем не менее, культ бога-крокодила Себека можно проследить и в других областях Древнего Египта – в частности, в Ком-Омбо, городе, который носил раньше название Нубет, находится храм, посвященный Себеку, где с 2012 года в нем открыта демонстрация мумий крокодилов из расположенных неподалеку погребений.


Встреча со священным крокодилом - яркий фрагмент произведения И. Ефремова "Таис Афинская" - о .

Еще на заре зарождения человеческой истории сформировалась одна из самых древних религий мира. По просуществовавшей значительно больший промежуток времени, нежели христианство, в роли божества выступали птицы или животные, с которыми было связано множество легенд.

На протяжении многих веков пантеон египетских богов постоянно менялся, кого-то забывали, а другие фигуры выходили на первый план. Современных ученых интересует старейшая религия, управлявшая многими сторонами жизни людей.

Священная река

В Древнем Нил всегда почиталась как священная, ведь она позволила сформироваться обществу. На ее берегах строились гробницы и храмы, а в водах, которые питали поля, могущественные жрецы проводили таинственные ритуалы. Простые жители боготворили реку и боялись ее разрушительной силы, поэтому неудивительно, что бог Себек в Древнем Египте играл особую роль.

Крокодилообразный бог

Покровитель обитателей Нила и защитник рыбаков имел необычный облик: сначала его изображали в виде крокодила, а позднее очеловечили. Как утверждают исследователи, мифический образ в религию пришел из древних верований и занял главенствующее место в божественном пантеоне.

Опасный крокодил, который олицетворял собой природные силы, всегда был угрозой для жизни человека, и население старалось сделать все, чтобы договориться с ним. Известен факт обожествления хищников на северо-востоке Африки, когда племена объявляли зубастых животных своими родственниками. Так и возник египетский бог Себек, дух которого вселялся в крокодилов Нила.

Особое почитание аллигаторов

Во многих городах древнейшей мировой цивилизации держали предварительно выловленного в реке. Особенно почитали хищника в некоторых областях Древнего Египта, например, в Файюмском оазисе, где в честь бога были построены храмы и вырыты священные озера, в которых жили крокодилы. Рептилий украшали драгоценностями, золотом и серебром, а их естественная смерть не являлась проблемой для жителей: из хищника делали мумию и погребали в саркофагах, как и людей. Существовали даже специальные жрецы, которые помещали тело аллигатора на носилки и бальзамировали его.

После смерти одного священного крокодила находился новый, олицетворявший дух бога, правда, никто не знает, по каким критериям отбирали рептилию, на которую молились люди.

Ученых удивила необычная археологическая находка вблизи одного поселения: в некрополе были обнаружены более двух тысяч мумий крокодилов, забальзамированных, завернутых в папирусы и похороненных с особыми почестями.

Святость крокодила и его жертв

Интересны верования египтян, считавших, что святость крокодила распространяется и на его жертвы. Еще Геродот писал о том, как трупы пострадавших от свирепых животных бальзамировали, богато одевали и хоронили в гробницах. Касаться погибших никто не имел права, кроме жрецов, которые погребали мертвых. Тело человека, убитого крокодилом, становилось священным.

Свидетельства о человеческих жертвоприношениях отсутствуют

В романе И. Ефремова «Таис Афинская» есть описание того, как главная героиня, принесенная в жертву, с испугом ожидает нападения крокодила. Правда, многие исследователи считают это литературным вымыслом, ведь хищников кормили хлебом, мясом животных и вином, а не человечиной, и никаких свидетельств о кровавых жертвоприношениях не было найдено.

Египтяне, желающие, чтобы им покровительствовал бог Себек, пили из озера, где жил аллигатор, и кормили его различными деликатесами.

Загадочная родословная

Как известно, в можно проследить родословную каждого божества, а вот сделать это с Себеком крайне сложно. История его происхождения очень загадочна, и существуют несколько вариантов, о которых не перестают спорить исследователи.

Многие ученые склоняются к версии, что бог Себек представлял собой поколение самых древних божеств: покровитель речной живности был рожден первичным океаном (Нуном). Однако есть и теории относительно того, что он являлся потомком покровителя всех фараонов - Ра, с которым Себек никак не мог соперничать по степени своего влияния.

Солнцепоклонники и почитатели крокодилов

Огромная рептилия вызывала не только священный страх, но и сильное отвращение, и достоверно известно, что не все египтяне становились крокодилопоклонниками. В стране существовала интересная ситуация, когда богобоязненные люди из-за своего негативного отношения к аллигатору не могли поклоняться божеству с лицом хищника.

Различия во взглядах создали уникальную ситуацию, при которой египтяне делились на две группы: для одних главным являлся бог Себек, а другие свято почитали воплощение солнца - создателя мира Ра. Фараон XII династии даже возвел огромный храм в Файюме, который посвящался покровителю рыбной ловли. Там же обнаружили и мумии животных. А о популярности божества говорили найденные письма, начинавшиеся словами: «Пусть тебя хранит Себек». Бог Египта защищал людей, почитавших его, и дарил необходимое изобилие землевладельцам.

А вот жители древнего города Дендеры на западном берегу Нила ненавидели аллигаторов, истребляли их и враждовали с теми, кто поклонялся хищнику.

Культ бога

Расцвет культа бога пришелся на то время, когда правила XII династия фараонов, и цари подчеркивали почитание Себека тем, что добавляли его имя к своему (Себекхотеп, Нефрусебек). Постепенно покровителя водной стихии стали считать воплощением Амона-Ра. Как поясняют ученые, поклонники солнца все-таки победили тех, кто обожествлял рептилию.

Бог Себек, принимавший обличье крокодила, всегда помогал простым египтянам. Его голова была увенчана сверкающей, словно солнце, короной, что говорило о высоком положении защитника рыбаков. В найденных папирусах ее восхваляли и считали главным оружием против всех недругов.

Многоликий Себек - бог воды

Любопытно, что в разных мифах божество считали добрым и одновременно опасным. В легенде об Осирисе - царе загробного мира - именно крокодил выносит тело сына Геба. Египетский бог Себек помогал Ра бороться с мраком и делал это успешно. По другим преданиям, он был в свите злобного Сета-разрушителя, сеющего смерть и хаос. Известен миф о вступившем в схватку со всемогущим Ра.

Частенько бог Себек, фото изваяний которого удивляют необычным внешним видом, отождествлялся с Мином, отвечавшим за хороший урожай. Считалось, что разлившийся Нил «оплодотворяет» землю, и именно в этот период из отложенных яиц вылуплялись маленькие крокодильчики. Это обстоятельство связывало представления о хорошем урожае с аллигатором.

Себек являлся и настоящим изобретателем, подарившим людям рыбацкую сеть. Кроме того, жители считали, что бог помогает душам мертвых попасть к Осирису. А найденная запись, в которой мужчина просил помощи в завоевании женщины, свидетельствует об управлении бога многими сторонами жизни египтян. Его называли тем, кто слышит молитвы, и надо сказать, что таким титулом из всего пантеона был удостоен один Себек.

Бог Египта имел жену - Себекет, которую изображали в виде властной женщины с головой льва. Центром ее культа являлся Файюмский оазис, где почитали великую госпожу.

Крокодилы и египетская мифология

Египетская мифология не могла пройти мимо такого животного, как нильский крокодил. Это крупное пресмыкающееся, достигающее в длину 6 метров, вес самых больших особей превышает тонну.

Нильский крокодил вызывал священный трепет у древних египтян – вся их жизнь была связана с Нилом, а настоящими хозяевами реки были именно крокодилы. Одним ударом могучего хвоста голодный крокодил мог опрокинуть рыбацкую лодку и утащить под воду незадачливого рыбака.

И на суше, вблизи воды и болот, нельзя было чувствовать себя в безопасности – крокодилы, в том числе и нильские, могут даже бегать своеобразным галопом, проявляя удивительную резвость для таких, на первый взгляд, неповоротливых вне воды животных.

Страшные челюсти с огромными зубами, смыкаясь с огромной силой, ломают кости крупных животных и раскалывают панцири черепах. Интересно, что зубы у крокодилов меняются в течение жизни много раз – на смену старым и сточенным вырастают новые и острые.

Крокодил может обходиться без пищи очень длительное время – до года, ни одно млекопитающее не может в этом с ним сравнится. И еще одна особенность – у крокодилов нет языка в привычном понимании – его язык распластан вдоль нижней челюсти и плотно прилеплен к ней.

То есть в отличие от ряда животных, наделяемых во многом фантастическими чертами, крокодилы обладают такими реально существующими качествами и свойствами, которые просто не могли не сделать их важными персонажами египетских мифов, начиная с древнейших времен.

Первые упоминания о Себеке

Египетский бог с головой крокодила почитался с древнейших времен.

В Ком Омбо храм Себека уникален тем, что является частью дубль-храма, построенного в греко-римскую эпоху. Северная часть посвящена триаде богов во главе с Гором (Гор, Тасенетнофрет и их сын Панебтави), а южная - триаде богов во главе с богом-крокодилом (Себек, Хатхор и их сын Хонсу).

Помимо этих больших храмов по всему Египту имелись многочисленные святилища и храмы меньшего размера, посвященные египетскому богу воды. Среди них следует отметить храмы в Гебель эль-Cильсилe и Гебелине.

Двойственное отношение к крокодилам

Греческий писатель Геродот отмечал, что крокодилы в некоторых частях Египта почитались как священные животные. Храмовые комплексы, посвященные богу-крокодилу, включали специальные бассейны, в которых жили священные рептилии.

Их головы украшали серьги, а лапы - браслеты с драгоценными камнями. После смерти их тела мумифицировали и хоронили на специальном кладбище (такое кладбище было найдено в Ком Омбо).

Однако в Египте были и области, где на крокодилов охотились и убивали.

Такая полярность нашла свое объяснение и отражение в мифах. Египетский бог Себек в них очень многогранен и неоднозначен. Он может сливаться с образом Амона или солнечного бога Ра , иногда в виде бога Себека-Ра, может выступать как ипостась бога Хнума или Осириса , а может ассимилироваться с образом Сета – злейшего врага Осириса и Гора.

В других мифах Себек делит с Гором титул «короля Египта» и оказывает ему помощь (в частности находит в водах Нила и приносит его руки, отрезанные у Гора в порыве гнева его матерью Исидой , которые потом сама же Исида с помощью магии возвращает на место).

Мифологическое сознание не подчиняется законам формальной логики и в том, что один и тот же бог может быть как добрым, так и злым, для него нет противоречия.

Себек – покровитель фараонов

Когда в период Среднего царства в Египте начали править фараоны XII династии, происходившие из Фаюма, Себек стал почитаться и как бог-покровитель фараонов.

Легендарная женщина-фараон из этой династии носила имя Себекнеферу – «Себек красивый» (ок. 1790-1786 гг. до н.э.). Ее пирамидный комплекс, построенный в Мазгуне (4 км южнее Дашура), является одной из последних пирамид , возведенных в Египте.

Традиция включать имя Собека в свои имена была продолжена фараонами XIII династии, многих из которых звали Себекхотеп – «Себек довольный» (Себекхотеп I, II, III, IV, V).

Некоторые фараоны XVII династии (ок.1650 – 1567 гг. до н.э.) тоже носили подобные имена – Себекемсаф I и Себекемсаф II. Включение имени бога в состав имени фараона говорит об огромной значимости культа Себека в тот период.

С наступлением периода Нового царства египетские фараоны уже не носят имени бога-крокодила. Однако статуя, изображающая сравнительно маленького по размерам девятого фараона XVIII династии Аменхотепа III (ок. 1402 – 1364 гг. до н.э.) и сидящего рядом с ним значительно более крупного Себека (находится ныне в Луксорском музее), говорит о том, что бог-крокодил и в этот период не утратил свои функции покровителя и защитника египетских фараонов. Эти же черты сохранились у него практически до конца эпохи фараонов, включая царей-фараонов греко-римского периода.

Родственные связи бога-крокодила

Если матерью Себека считалась Нейт, то с остальными родственными связями все более сложно. Супругой бога-крокодила могли быть Хатхор, иногда богиня урожая Рененутет .

Его сыном от богини Хатхор в триаде Ком Омбо был бог Хонсу, а в Фаюмском оазисе от супружеского союза с Рененутет сыном у него являлся бог Гор.

В ряде мифов Гор сам выступает в образе крокодила во время поисков в Ниле частей тела своего отца Осириса, коварно убитого и расчлененного жестоким Сетом.

Почему у крокодилов нет языка?

И на этот вопрос египетские мифы дают свой ответ.

Когда Сет убил и изрубил Осириса, он разбросал части тела своего убитого брата по всему Египту, а его фаллос бросил в воды Нила.

Себек, несмотря на неоднократные предупреждения богов не употреблять мясо в пищу, пренебрег этими словами и, увидев фаллос, проглотил его.

Хотя он не знал в тот момент, кому принадлежала эта часть тела, наказание богов было жестоким – Себеку отрезали язык.

Именно поэтому, как верили египтяне, крокодилы не имеют языка.

Египетский бог с головой крокодила

Поскольку с Себеком связаны многие мифологические образы, то его изображения существенно различаются.

Традиционно Себек изображался как человек с головой крокодила, с головным убором, включающим в себя диск солнца с высокими перьями, урей (иногда два), нередко рога вычурной формы.

Характерным для такого изображения бога-крокодила является наличие у него трехстороннего парика.

Чуть реже в качестве головного убора изображается корона-атеф (высокая кеглеобразная корона с двумя перьями по бокам) или объединенная корона Верхнего и Нижнего Египта.

Египетский бог воды мог изображаться и в зооморфной форме – в виде крокодила с аналогичным головным убором.

В образе Собека-Ра изображается в виде крокодила с солнечным диском и уреем на голове.

В качестве Гора мог изображаться в виде крокодила с головой сокола.

Помимо этого египетский бог Себек мог изображаться с головой барана, льва или быка.

Защитные амулеты в виде крокодила были широко распространены в Египте не только среди знати, но и у простых людей.

В греко-римский период солярные аспекты в Себеке были столь значимы, что греки нередко идентифицировали его с Гелиосом – греческим богом солнца.

Река Нил неспроста почиталась в Древнем Египте как священная: ведь именно она позволяла сформироваться высокоразвитому обществу на этой в целом бедной земле. Великая река была символом жизни и силы для древних египтян и поэтому в их мифологии отражено то значение, которое они придавали Священному Нилу – ее боготворили и боялись одновременно. Поэтому возник целый пантеон нильских божеств. Особую роль здесь играл древнеегипетский бог Себек – покровитель всей речной живности и защитник рыбаков, бог плодородия и неконтролируемой водной стихии.

Это весьма колоритное божество имело облик человека с крокодильей головой. Изначально, правда, его изображали просто в виде крокодила, но затем «очеловечили»: как полагают исследователи, этот мифический персонаж пришел из более древних верований тотемического типа и занял особое место в пантеоне богов. Для древних египтян, живущих на побережье Нила, крокодилы представляли реальную опасность. Даже сегодня, когда мы уже хорошо знакомы с повадками этого пресмыкающегося, в Африке каждый год сотни людей погибают от нападений крокодилов. В древние времена ситуация была еще более грозной, и потому люди представляли крокодила воплощением сил природы, с которыми необходимо считаться и договариваться.

Жители северо-восточной части Африки пытались наладить отношения с этими силами природы с помощью магических средств: они объявили зубастых хищников своими родственниками или покровителями, стали всячески их обожествлять и поклоняться им. Так и появился древнеегипетский бог Себек, дух которого, согласно представлениям египтян, вселялся в нильских крокодилов.

Подробные описания культа Себека до нас не дошли, однако сохранились сведения о том, что каждый город считал необходимым содержать священного крокодила, которого специально отлавливали в реке. Вполне вероятно, что такая божественная рептилия менялась каждый год: только в одном месте почитания Себека нашли 2 тысячи мумий крокодилов, которые были забальзамированы и похоронены по особому обряду.

Каждый египетский бог имел свою родословную, но в случае с Себеком она неясна: не установлено, был ли он потомком верховного бога Ра или же представлял поколение более древних божеств. Многие исследователи придерживаются как раз второй версии, опираясь на то, что изначально Себека изображали в виде обычного крокодила.

Позиция Себека в пантеоне египетский божеств и его восприятие египтянами были скорее амбивалентными. Бог-крокодил не был столь почитаем, как верховные боги (Ра, Осирис, Гор) и не мог тягаться с ними по степени влияния. Но у него была и своя «компания» речных божеств. Например, Хапи – его почитали в некоторых областях Древнего Египта и считали ответственным за разлив Нила. Это было событие, от которого зависело формирование плодородной полосы вдоль побережья реки. Хапи, в отличие от древнеегипетского бога Себека, был человекоподобен, и ему были присущи типичные для культа плодородия внешние признаки: внешность гермафродита (мощные мускулы и женская грудь), тучные формы и гипертрофированные детородные органы.

Интересно и то, что в местах, где существовал культ Хапи, с Себека снимали функции управляющего разливом реки. Он превращался в стихийное божество, не терпящее никакого контроля. Характер Себека соответствовал темпераментному нраву священной реки. А вот в тех районах, где Хапи не считали влиятельным божеством или его вообще не было, Себек воспринимался как единовластный хозяин Нила. В определенный период истории Древнего Египта Себек стал весьма популярен и некоторые фараоны даже брали себе тронное имя, которое было посвящено богу-крокодилу – «Себекхотеп», то есть «Себек доволен».

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...