Когда в умань приезжают хасиды. Как хасиды беспределят в Умани на свой Новый год

Умань - небольшой городок в Черкасской области, в котором находится великолепный парк «Софиевка», известный далеко за пределами Украины. А еще в первой половине сентября ежегодно в Умани начинают твориться странные дела: сюда прибывает огромное количество чужестранцев, в причудливых шелковых одеждах и со смешными шапками-блинчиками на головах.

Фактически все приезжие - мужского пола. Их прически не менее странны, чем наряд: верхl5;яя часть головы обрита «под ноль», а по бокам висят длинные вьющиеся локо;ны. Местное население Умани с нетерпением ждет их прибытия: иностранцы здорово пополняют бюджет уманчан, не торгуясь снимают жилье и покупают пищу. Цены в период их пребывания в Умани взлетают до уровня европейских, и все чаще на улицах можно услышать диковинное слово «хасид» и имя цадик Нахман.

Действительно иностранцы - это еврейские паломники - хасиды, которые приезжают в Умань, чтобы отпраздновать свой Новый год на могиле одного из своих праведников и основателей хасидизма, цадика Нахмана. Жители Умани давно привыкли к хасидам и без запинки могут произнести «цадик Нахман», однако, кто такие хасиды? Кем был столь почитаемый цадик Нахман? Что такое хасидизм вообще? Вряд ли вам дадут исчерпывающий ответ на эти вопросы простые жители Умани, поэтому давайте разбираться сами.

МОГИЛА ЦАДИКА НАХМАНА В УМАНИ

Хасидизм (переводится как «праведность») - это некое ответвление иудаизма, которое зародилось в Польше в 17 веке и очень быстро охватило значительную территорию, включающую почти всю Украину. Основателем хасидизма считают раввина Бешта, который жил в местечке Меджибож на территории нынешней Хмельницкой области. Он создал собственное учение, согласно которому превыше всего ставился религиозный экстаз, а не невнятные стихи Талмуда. То, что неграмотный еврей ближе к богу, чем самый искусный ученый, понравилось населению и очень быстро количество хасидов стало превышать количество классических иудеев. В чем же был секрет популярности новой веры? Наверное, в том, что хасиды считали себя венцом творения и максимально сопричастными к богу.

Хасидизм отвергал все ритуалы и даже посещение синагоги, то есть евреи теперь не должны были ходить в храм, отрываться
от дел и отдавать свои сбережения на церковь. Учение не было одинаковым, поэтому хасиды разбились на многочисленные группы, каждая из которых немного по-разному трактовала понятия своей веры. Раввины в хасидизме остались как посредники между богом и смертными. Такие люди назывались цадиками. Одним из них и стал Нахман из Брацлава, основатель брацлавского хасидизма. Нахман был правнуком того самого основателя веры хасидов Бешта.
Будущий цадик Нахман родился в 1772 году в том же городке Меджибож. Естественно, что в 77;ра хасидов прошла красной нитью через все его детство. Мальчик изначально должен был стать раввином. Он часто молился, но старался убежать для этого в лес, на реку или в поле.

По тогдашним обычаям, еврейский ребенок достигал совершеннолетия к 13 годам, по достижению этого возраста он имел право вступать в брак и самостоятельно отвеч;ать перед законом. Поэтому Нахмана к четырнадцати годам женили на дочери состоятельного землевладельm4;а из Гусятина. Когда тесть скончался, Нахман переехал в городок Медведовка и именно там принял сан цадика. Тут же, в Медведовке, цадик Нахман начинает всерьез формировать свою систему виденья веры и в результате начинает проповедовать свои идеи. Местные евреи быстро прониклись пониманием к проповедям молодого цадика и вскоре выбрали его своим ребе - учителем, хотя цадику Нахману к тому моменту не исполнилось и 20-ти лет. Цадик Нахман проповедовал, что молитва не должна быть удручающей, произносить ее нужно вперемешку с танцами, песнями и вообще со всяческим весельем. Нечто похожее мы видим и сейчас у кришнаитов, которые молятся танцуя, правда? Кроме того, цадик Нахман рекомендовал своим прихожанам отступить от зазубренных с детства глав Торы и молиться «сердцем» на родном идише, а не на иврите, как это заведено в классическом иудаизме. На основе этих тезисов и была сформирована группа брацлавских хасидов.

Несмотря на уважаемый статус, цадик Нахман жил достаточно скромно, не копя себе сбережений. Деньги покойного тестя; быстро кончились, и Нахман продает дом и все добро, дабы поехать на паломничество в Иерусалим. Долг;их полгода добирался он до земли Обетованной, по дороге попадая в постоянные переделки, даже побывал в плену у турок. Прибыв в Израиль, цадик Нахман занимается изучением Каббалы и знакомится с самыми известными богословами того времени. Перезимовав в Святой Земле, Нахман возвращается домой и, поселившись в Немирове, начинает проповедовать хасидизм среди своих многочисленных учеников. Цадик Нахман много колесит по стране. Однажды, будучи в Умани, он посетил еврейское кладбище, где были похоронены многие жертвы еврейских погромов во времена Колиивщины. Цадик Нахман изъявил желание быть похороненным именно здесь, где умершие за свою веру ждут искупления грехов.

Цадик Нахман печально прожил последние годы: в один год умерли от туберкулеза двое его сыновей, потом - жена. Сам Нахман тоже был сражен этим смертельным на то время недугом. Дом цадика в Брацлаве сгорел дотла в 1810 году, и тогда Нахман отправился жить в Умань. Здесь он гулял по Софиевскому парку, много проповедовал и диктовал свои притчи и поучения своему верному ученику рабби Натану, благодаря которому они и сохранились. Последняя проповедь цадика Нахмана была приурочена к Новому году по иудейскому календарю, в которой он завещал последователям приезжать на его могилу в Умань. Через месяц цадика Нахмана не стало.
В Советские времена еврейское кладбище в Умани, где был похоронен цадик Нахман, отдали под огороды для населения. Само захоронение не трогали, но паломников не пускали ни под каким видом. Синагогу цадика просто разрушили до основания. Да и самим хасидам пришлось в те времена несладко: их репрессировали, они погибали на войне, были вынуждены эмигрировать из страны. Ситуация наладилась только в 1994 году. Примерно в это же время здесь построили одну из крупнейших синагог, гостиницу Умани для хасидов, микву и организовали международный центр брацлавских хасидов.

И все же: что притягивает хасидов ежегодно в Умань? Неужели мало в мире мест, куда стоило бы совершить путешествие? По словам паломников, многие 80;з них действительно едут сюда традиционно, для развлечения и праздника. Однако, попав на могилу цадика Нахмана, не 90; такого хасида, который не ощутил бы святость этого места и не прочувствовал бы, что основатель хасидизма хлопочет за каждого из своих последователей перед Всевышним. Вот хасиды и приезжают ежегодно в Умань под свой Новый год, молятся, поют, танцуют и смеются на могиле цадика Нахмана, этого мудрого весельчака с грустной судьбой.

Как отмечают иудейский Новый Год паломники в Умани

К 20 сентября около 35 тысяч хасидов со всего мира съехались в город Умань Черкасской области, чтобы отметить наступление Нового 5778 года по иудейскому летоисчислению — Рош Ха-Шана. Празднование в этом году сопряжено, как с массовыми гуляниями, так и с неприятными инцидентами: в ночь на 21 сентября в одном из гаражей, где ночевали паломники, произошел взрыв, в результате которого пострадали двое хасидов, в том числе тринадцатилетний подросток.

Хотя полиция еще не окончательно определилась с версией о причинах взрыва, открыв пока дело по статье «хулиганство», но среди паломников распространяются слухи о теракте, как проявлении антисемитизма. И у них есть основания для таких подозрений. Как заявил недавно в интервью председатель еврейской религиозной общины Умани Лев Гуральник: «Боятся паломники больше всего местных жителей, потому что одни обдирают их как липку, а другие, те, кто не имеет возможности заработать на приезжих — очень враждебны».

Пожилые хасиды опасаются новых провокаций и настороженно посматривают по сторонам, пытаясь узнать детали у украинских полицейских, однако их быстро увлекает поток других паломников, спешащих к святым местам.

Вслед за Рабби Нахманом

Для последователей этого вероучения важно хотя бы раз в жизни встретить Новый Год именно возле могилы цадика Нахмана, чтобы весь следующий год был счастливым.

Первые сотни хасидов начали прибывать в Борисполь неделю назад. Только за последние сутки в Украину прибыли девять чартерных рейсов из Израиля. В аэропорту паломники обычно арендуют автобус до Умани за $600-700. Веселье, сопровождаемое пением и попытками танцевать, начинается уже в автобусах, нередко вызывая возмущение водителей, однако за такую сумму они готовы потерпеть. Караваны автобусов едут также из Одессы и с польско-украинской границы. После отмены визового режима с Израилем количество паломников увеличилось в разы и возрастает с каждым годом на 5-7 тысяч человек.

В Умани паломников уже ожидают группы местных жителей, предлагая ночлег от 250 долларов за ночь (сарай, гараж) и выше (за квартиру). Хасиды обычно с легкостью соглашаются — малоимущим паломникам-хасидам финансово помогают израильские религиозные благотворительные организации, выделяя средства на поездку в Умань.

Практически все гаражи, квартиры и комнаты в частном секторе забиты. Паломники нередко набиваются по 15-20 человек в гараж — условий никаких, но, как многие говорят: «на два-три дня терпимо». В центр города паломников пропускают через КПП и металлоискатели. Значительная часть хасидов располагается в палаточном лагере возле местного озера — затопленного карьера с кучей битого стекла и строительного мусора на дне.

РИА Новости, Валерий Мельников | Перейти в фотобанк

Паломник в палаточном лагере в канун еврейского нового года Рош ха-Шана на Украине.

К моменту празднования Рош-Ха-Шана в Умань съезжаются также торговцы из окрестных районов, которых облагает «налогами» местный рэкет. Так, например, 21 сентября в Умани задержали депутата городского совета, который требовал взятку в 300 долларов от мелких предпринимателей за право торговли во время иудейского Нового Года.

Немногочисленные отели Умани не в состоянии вместить всех желающих, тем более что в этом году номера отелей были забронированы для 500 украинских полицейских, которых свозят со всей Украины. Помимо, украинских полицейских здесь присутствуют также 15 полицейских из Израиля из числа наших бывших соотечественников, основная задача которых быть переводчиками между паломниками и местными жителями. Тем не менее, проблемы возникают и зачастую, увы, на почве антисемитизма.

Для городского совета Умани и местных жителей визит тысяч иностранцев — одна из немногих возможностей заработать. В этом году городской бюджет ожидает от 6 до 8 миллионов гривен дополнительных доходов только от налогов за сдачу жилья. Однако в городском совете Умани сильные позиции имеет ультраправая партия «Свобода», которая не раз организовывала антисемитские акции в городе. Местные националисты очень негативно относятся к фразам вроде «Умань — старый еврейский город», так как, по их мнению, это может привести к предъявлению прав на город и «сепаратизму».

Хасиды, осевшие в Умани, утверждают, что последнее время участились угрозы в их адрес, как правило, со стороны националистически настроенных подростков из числа футбольных фанатов.

Украинские националисты заявляют, что местных жителей беспокоит большая шумная толпа, после которой, как и после любого крупного фестиваля, остается много мусора. Проблема, в принципе, решаемая, но, как оказывается, не все так легко. Еврейские организации ранее сетовали на то, что местные власти не желают позволить самим хасидам заняться организацией вывоза мусора и благоустройством территорий, предпочитая просто «брать деньгами», не решая при этом проблему. В итоге в этом году хасиды решили сами нанять местных жителей, как для приготовления традиционных новогодних блюд, так и для благоустройства территории.

«Хасид-сепаратист»

Тем не менее, повод предъявить претензии всегда найдется — ведь существует «универсальный аргумент» в любых спорах — «российская агрессия».
На днях мер Умани Александр Цебрий в ответ на реплику о халатности местных властей в организации приема паломников заявил: «А как расценить выпад хасида, который на камеру известного телеканала заявляет о поддержке захватнической политики Путина? И это в Украине, когда идет война, от путинской агрессии гибнут люди. Почему даже речи нет о депортации такого «истинного верующего»?

Несмотря на то, что городской бюджет Умани ежегодно дополнительно получает миллионы гривен за счет паломничества, напряженность между местными националистами и хасидами сохраняется уже долгое время, регулярно приводя к неприятным инцидентам.

Можно вспомнить, что еще 2011-м местные «свободовцы» организовывали акцию «Умань без хасидов», которая закончилась ожесточенными столкновениями между националистами и полицией. В 2013 неизвестные напали на палаточный лагерь, избив охранника и похитив 50 тысяч долларов из сейфа благотворительной организации. В декабре 2016 года местные антисемиты устроили погром в синагоге на могиле цадика Нахмана, разбросав свиные головы с вырезанными на них свастиками и забрызгав помещение кровью.

Помимо этого, радикальные украинские националисты вот уже несколько лет требуют запретить паломничество хасидов в Умань. В ответ Израиль предложил перевезти прах цадика Нахмана в Израиль, но против этого воспротивились сами хасиды. Дело в том, что для хасидов священным является не только прах их учителя и основоположника, но и само место, где он завещал себя похоронить. Именно этот аспект украинские СМИ обычно замалчивают: цадик Нахман велел похоронить себя на братской могиле тысяч евреев, ранее вырезанных украинскими гайдамаками в ходе Уманской резни во время Колиивщины, когда в течение одного дня 1768 года погибли две трети населения города (около 15 тысяч евреев и 5 тысяч поляков). Жертв Уманской резни хасиды тоже вспоминают в своих молитвах, прежде чем с танцами и песнями отметить Новый Год в надежде, что он будет благополучным и мирным.

Дмитрий Ковалевич

13 сентября 2018, 12:58

Красивый старинный город Умань, Черкасская область, находящийся в самом центре Украины, известен не только своим великолепным Софиевским парком, но и тем, что раз в году, осенью сюда съезжаются со всего мира тысячи паломников-хасидов на празднование Нового года - Рош ха-Шана. В этот раз в Умань прибыли почти тридцать тысяч паломников. Нынешний праздник пришелся на период с 9 по 11 сентября.

Умань, сентябрь 2018. Паломники прибывают в город:

Это массовое паломничество на место захоронения основоположника Брацлавского дома хасидов, Нахмана бен Симхи. И на целую неделю украинский город Умань перестает быть украинским и становится некоей «ничьей», экстерриториальной единицей и одновременно словно перемещается во времени лет на 200 назад. Именно так выглядели тогда города, которые сейчас находятся в Польше, Украине и в Белоруссии. Все это - территории бывшей Речи Посполитой, которые в конце XVIII века вошли в состав Российской империи после раздела Польши и именно там зародился так называемый хасидизм.

Умань, 10. 09. 2018:

Хасидизм - мистическое движение, делавшее упор на эмоциональное познание бога. Поэтому тогдашние реальные лидеры еврейского кагала (общины) в Польше считали хасидов - профанацией истинного иудаизма. Например, Илья Залман из Вильны, более известный, как Виленский Гаон, очень серьезный авторитет, отказался встречаться с делегацией хасидских домов и даже подверг их символическому отлучению от общины, что приостановило развитие хасидского движения на землях Княжества Литовского.

Этот конфликт, разделивший иудеев на «традиционалов» и хасидов, продолжается до сих пор. Именно он стал причиной того, что государство Израиль не признается многими главами хасидских домов. С другой стороны, в самом Израиле хасиды не пользуются всеобщим уважением, даже наоборот. И традиционно верующие иудеи, не говоря за вообще не верующих евреев, избегают посещать хасидские кварталы из-за их неряшливого быта и неадекватных обитателей.

И вот здесь мы подходим к связи между отношением израильтян к хасидам, местам их компактного проживания и ежегодным паломничеством хасидов в Умань. Потому что свой быт и привычки они перенесли на территорию другого государства, требуя при этом экстерриториальности и невмешательства в их обычаи. А главное - агрессивно требуя от нееврейского населения Украины соблюдать их порядок.

Хасидский сейшн в Умани действительно делает город «экстерриторией». Здесь не соблюдаются украинские законы, полиция в основном не вмешивается, власти, не надеясь обрести контроль над событием, привлекают в Умань силовиков из Израиля. Почти половина всех прибывших хасидов уже навеселе и в неадекватном состоянии, к тому же они часто имеют при себе оружие, что делает их в разы опаснее. Поэтому местные жители все эти дни стараются их благоразумно избегать.

Территория вокруг символического жилья раввина Нахмана и его символической могилы превратилась в зону хаотической и очень небезопасной застройки и строительных афер. Достаточно вспомнить «самую большую в восточной Европе синагогу». На самом деле - это не капитальное сооружение, но метало-каркасное нечто, похожее на стихийные рынки или ангары. Но это «нечто» и правда способно вместить тысячи людей, что делает его очень опасным местом. Забавна и поучительна история строительства этой «синагоги». Ее заказали сами хасиды. И «кинули» украинскую компанию-подрядчика. Деньги уплачены не были. Застройщик, обратившись в суд, добился решения о передаче ему собственности на сооружение и взыскание убытков за счет его продажи с аукциона. Это была громкая история. «Самая большая в восточной Европе» синагога реально могла стать крытым рынком. Хасидские дома, правозащитники и представители общины громко негодовали, но сделать ничего не могли. Это было законное решение суда. А платить защитники синагоги почему-то не хотели.

В конце концов, спор был разрешён в сентябре 2008 года благодаря вмешательству казахстанского миллиардера Александра Машкевича, который и заплатил деньги вместо хасидов, хотя сам хасидом не является. В виде благодарности меценат получил право на почетное место в синагоге во время паломничества и доступ к могиле Нахмана без очереди.

Беспредел с застройкой ничто в сравнении с коммунальной катастрофой. Умань на неделю превращается в помойку, улицы завалены мусором, антисанитария зашкаливает, а власти города (чего греха таить?) - по локоть запускают руки в эту мутную воду.

О нечистоплотности религиозных туристов, их потребительском отношении к Умани и полному игнорированию местных законов написали все, кто хоть раз был там и видел все своими глазами. Власти города уже не раз предлагали перенести захоронение основоположника дома брацлавских хасидов в Иерусалим. Но хасиды - решительно против. Здесь едины во мнении большинство хасидских домов. Также попытка двух израильтян похитить тело цадика из могилы в 1996 году была пресечена, а двое активистов решительно осуждены хасидами.

Символическая могила цадика Нахмана

Дело в том, что и жилище раввина Нахмана в Умани, и его могила - не аутентичны. Дом и надгробье - символические новоделы, которые были воссозданы уже в наше время, после распада СССР. И совсем не на том месте, где они находились до конца 20-х годов. Поэтому наличие аутентичных останков знаменитого хасида - сомнительно. Тем более эксгумацию, вскрытие и ДНК исследования иудаизм запрещает.

Именно поэтому, скорее всего, хасидские дома решительно протестуют против переноса могилы в Иерусалим. Но не только. Захоронение и традиция - не единственная причина. А и то, что раз в год десятки тысяч людей, чьи личности, цели и планы никому не известны, получают возможность совершенно бесконтрольно пользоваться целым городом. Раз в году Умань перестает быть частью Украины.

Эту мысль, уже в этом году выразил бывший сотрудник МВД Украины и телеведущий, полковник Константин Стогний.

«Смотрю новостные ленты, читаю вот такие сообщения и понимаю, что мы не страну теряем. Мы что-то внутри себя потеряли. Мы вернули на историческом повороте куда-то не туда. Как так получилось, что двадцать лет назад, когда меня направили от МВД в Умань для координации действий силовиков по поддержанию порядка, наши дорогие еврейские гости вели себя действительно, как гости, - вспоминает он - Они уважали нас и жили по нашим законам! Если вдруг, появлялись агрессивные и неадекватные, то хасидов сопровождали израильские полицейские, совместно ставили их на место. А теперь что?! Теперь мы должны на своей земле жить по их законам?! Я все понимаю: гости, толерантность. Но попробуйте в Израиле нарушить Закон и плюнуть в полицейского!», - подытожил ведущий.

Что, плюют?- спросите вы. Конечно. И нападают на тех, кто с их точки зрения нарушает их законы. Их действия пресекают… израильские полицейские на территории Украины.

Более 30 000 хасидов со всего мира отмечали в ночь на понедельник, 10 сентября, Рош-а-Шана (иудейский Новый год) на могиле своего духовного наставника цадика Нахмана в Умани Черкасской области Украины

Празднование наступления иудейского Нового года на этот раз проходит с 9 по 11 сентября и, в отличие от прежних лет, проходит относительно спокойно: за минувшую ночь ни правоохранители, ни пожарные не получили ни одного серьёзного вызова, передает утром в понедельник 10 сентября, ТСН .

Как хотели похитить прах цадика

Так спокойно было далеко не всегда. Вокруг могилы цадика (святого) Нахмана кипели нешуточные страсти. В 1996 году автору этих строк пришлось в срочном порядке ехать в Умань, чтобы написать репортаж о попытке похищения праха цадика. Прибывшие из Израиля двое паломников тогда сняли комнату в доме, во дворе которого находилась могила, и принялись прямо из этой комнаты делать подкоп. Их случайно разоблачила хозяйка дома, которая в отсутствие квартирантов стала делать уборку и обнаружила странный лаз.

Тогда представители правоохранительных органов разъяснили: некоторые хасиды считают, что тело рабби Нахмана должно покоиться в земле Израиля, другие — их большинство — против, поскольку это противоречит завещанию самого рабби.

Впоследствии, когда власти Украины поняли, какие выгоды несет массовое паломничество хасидов в Умань, были приняты соответствующие меры безопасности, а у могилы воздвигли большую синагогу. Теперь подобная авантюра с подкопом вряд ли возможна. Умань: между хасидами и националистами

Но сам вопрос не закрыт. В прошлом году издание The Jerusalem Post сообщало , что вице-министр иностранных дел Израиля Ципи Хотовели (Tzipi Hotovely ) поручила начать переговоры с властями Украины о возможности переноса останков рабби Нахмана из Умани.

И это не первый случай, ранее переговоры на эту тему велись в 2007 году — безрезультатно.

Город Умань с населением около 90 тысяч человек во многом выживает за счет хасидов, которым местные жители сдают жилье (а паломники едут сюда не только в дни Рош-а-Шана), продают по завышенным («новогодним») ценам продукты и оказывают различные услуги.

Вице-президент Международного благотворительного фонда имени Рабби Нахмана Шимон Бускила в прошлом году отмечал, что за год в Умани появилось 15 новых отелей (теперь их в городе больше 50).

Хасиды и «гибридная война»

Тем не менее, между хасидами и местными жителями не раз случались инциденты — слишком своеобразно ведут себя паломники (а иной раз, возможно, не очень тактичны и некоторые уманчане). Правоохранители стараются вспышки вражды купировать, стягивая каждый раз в Умань дополнительные силы полиции. Для охраны правопорядка прибывают в Умань и израильские полицейские — как правило, выходцы из бывших советских республик, умеющие6 говорить на русском и украинском языках.

Ранее в пресс-службе Национальной полиции Украины сообщали , что в этом году ожидается прибытие в Умань от 50 до 80 тысяч хасидов. В связи с этим глава Нацполиции Сергей Князев заявил, что украинские полицейские прилагают максимум усилий для того, чтобы паломники «даже в условиях гибридной войны… не почувствовали её последствий и были в безопасности». Россия объяснила Украине в ООН, что такое гибридная война

Популярный в среде украинских политиков термин «гибридная война» (которую, по их утверждению, Россия ведет против Украины) для них достаточно удобен — на такую «войну» можно списать что угодно. Если вдруг будут отмечены проявления антисемитизма (а украинские националисты всегда имели свой особенный взгляд на «еврейский вопрос»), то «антисемитами» с большой степенью вероятности окажутся «российские агенты».

Вот и взрыв, прогремевший в сентябре прошлого года неподалёку от места массового пребывания хасидов, по словам Князева, устроили «спецслужбы враждебного иностранного государства», которые организовали этот теракт «руками граждан Украины».

Речь идёт о представителях так называемой «банды Торпеды» , которых подозревают в осквернении синагоги в Черновцах, в попытке поджечь синагогу во Львове, в бросании гранаты в посольство США в Киеве, в могилы рабби Нахмана в Умани (и это не весь список). По версии советника главы МВД Украины Антона Геращенко , за каждый теракт «по заказу из России» исполнители будто бы получали… по 300-500 долларов.

В МВД Украины также заявляли, что установлена цепочка связей членов группировки с находящимися в России бывшими нардепами-«регионалами» Владимиром Олейником и Сергеем Тулубом , а также с рядом руководителей «Оппозиционного блока», которые находятся на территории Украины. В ответ на это экс-нардеп и бывший мэр Черкасс Владимир Олейник иронично потребовал: «доказательства, пожалуйста, в студию!».

© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

Не только «агенты Кремля»

Но и без «российских агентов» на Украине бывает горячо. Так, в Кременчуге неизвестные пять раз в течение двух последних лет громили могилу дочери основателя брацлавского хасидизма. Об этом сообщал на своей

Фото: Еврейский Новый год в Умани (РБК-Украина)

На еврейский Новый год в Умани ежегодно собираются тысячи паломников. Почему хасиды едут отмечать Рош Ха-Шан в Украину, читайте в материале Styler.

Считается, что если еврейский народ встретит Новый год Рош Ха-Шана возле могилы цадика Нахмана, то следующий год будет очень счастливым для них.

Еврейский Новый год (Рош Ха-Шана) в Умани

В небольшой город в Черкасской области, каждый год съезжаются тысячи евреев. По мнению иудеев, в Умани, на могиле цадика Нахмана необходимо побывать хотя бы раз в своей жизни. Считается, что если они встретят Еврейский новый год возле места погребения праведника, то следующий год будет очень счастливым.

Фото: Рош Ха-Шана в Умани (РБК-Украина)

Что такое хасидизм?

Хасидизм - религиозное течение в иудаизме, которое зародилось в 18 веке в Польше и очень быстро охватило значительную территорию, включающую Украину. Особенное значение хасидизм придает эмоциональному постижению Бога.

Основателем хасидизма считают раввина Бешта, который жил в местечке Меджибож на территории нынешней Хмельницкой области, и создал собственное учение в религии.

Так, хасидизм отвергал все ритуалы. Учение не было однозначным, поэтому хасиды разбились на группы. В хасидизме раввины считались посредниками между Богом и смертными. Таких людей называли цадиками. Одним из них стал Нахман, основатель брацлавского хасидизма.

Цадик Нахман родился в 18 веке. Мальчик изначально должен был стать раввином. Он часто молился, но старался убежать для этого в лес, на реку или в поле.

Фото: Еврейское кладбище в Умани (РБК-Украина)

Женился Нахман в возрасте 14 лет (по традициям еврейского народа дети достигали совершеннолетия к 13 годам). В городе Медведовка он принял сан цадика. Там же Нахман задумался о формировании своей системы виденья веры.

Цадик Нахман проповедовал, что молитву нужно произносить вперемешку с танцами, песнями. Также он рекомендовал произносить ее от "сердца" на родном идише, а не на иврите, и отойти от всяческих зубрежек. На основе этих тезисов и была сформирована группа брацлавских хасидов.

Однажды, находясь в Умани, Нахман посетил еврейское кладбище, где были погребены многие жертвы еврейских погромов во времена Колиивщины. На этом месте он пожелал также быть похороненным.

Нахман свои последние годы болел туберкулезом. Его дом в Брацлаве сгорел и он решил переехать в Умань. Последняя проповедь цадика была на тему еврейского Нового года или Рош Ха-Шана, в которой завещалось приезжать на его могилу в Умань. Спустя месяц цадик Нахман умер.

Во времена СССР еврейское кладбище в Умани отдали под земельные участки для населения. Само захоронение не трогали, но паломников не пускали. Синагогу цадика просто разрушили до основания.

Однако после 1991 года в Умань стали регулярно приезжать хасиды со всего мира, окрестные дома были выкуплены. А уже через три года на этом месте возвели одну из крупнейших синагог, гостиницу для хасидов.

Фото: Паломничество хасидов в Умани (РБК-Украина)

Традиции Рош Ха-Шана в Умани

Еврейский Новый год или Рош Ха-Шана - отмечают в течение трех дней. Ежегодно он приходится на разные даты, потому как отмечается в новолуние осеннего месяца "тишрей". По еврейскому календарю Рош Ха-Шана выпадает на сентябрь или октябрь. В 2017 году еврейский Новый год приходится на 20-22 сентября.

Традиционно на Рош Ха-Шана молятся. В дни празднования еврейского Нового года хасиды просят прощения у родственников за нанесенные обиды. В праздничные дни Рош Ха-Шана в Умани евреи обращают внимание на всевозможные знамения. Считается, что в этот период они имеют особенный смысл.

Фото: Обряд на реке Каменка (РБК-Украина)

Паломничество хасидов в Умань

Паломничество евреев в Умань начинается порой за неделю до празднования. Хасиды приезжают в украинский городок целыми общинами, вместе с детьми. Как сообщает пресс-служба управления Нацполиции в Черкасской области, на празднование Рош Ха-Шана 2017 в Умань прибыло порядка 21,6 тыс. человек из 12 стран мира. Правопорядок в городе на время праздника будут обеспечивать 500 полицейских.

Фото: Празднование Рош Ха-Шана в Умани (РБК-Украина)

Интересен тот факт, что паломничество евреев в Умань – проблема для города, связанная с засоренностью. В Израиле евреям запрещено мусорить, и за это они платят штрафы. Поэтому, когда хасиды приезжают в Украину, они позволяют себе оставлять мусор на улицах и в общественных местах.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...