Крылатая душа абхазской женщины. Значение слова анана-гунда в справочнике персонажей и культовых объектов греческой мифологии
174 0
Анан, Анана («мать»), в абхазской мифологии богиня плодородия, охоты и пчеловодства, покровительница деторождения. По поверьям, выступает иногда в облике пчелиной матки. Пребывает в местах, где во множестве водятся дикие пчёлы [таким местом считали большую скалу в ущелье реки Гумисты, около Сухуми, называя её Анантвара («место сидения Ананы»); скала почиталась священной - на неё было запрещено подниматься]. Согласно легенде, увидеть А.-Г. удавалось лишь отдельным удачливым охотникам.
Лит.:
Акаба Л. X., Из мифологии абхазов, Сухуми, 1976.
л. А.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Значения в других словарях
Анаксимандр
(Anaximander, Αναξίμανδρος). Родился в Милете в 610 г. до Р. X., умер в 547 г. Философ Ионийской школы, непосредственный преемник Фалеса. Он считал землю цилиндрическим телом, находящимся в средине мира на равном расстоянии от всех точек воображаемого шарообразного небесного свода.(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) ...
Анаксимен
(Anaximenes, Άναξιμένης). Родом из Милета. Ученик и преемник Анаксимандра. Он считал воздух за начало и первую причину всех вещей.(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) ...
Анангу
(тамил. ananku, «мучение, беспокойство, страх»), в дравидской мифологии заключённая в предметах, животных и людях внутренняя сила, опасная и устрашающая. Может выступать в качестве довольно неопределённых божеств (демонов, духов). Применительно к людям А. выражает собой главным образом энергию сексуального начала, чаще всего женского. а. д. (
АНАНА-ГУНДА
Анан, Анана («мать»), в абхазской мифологии богиня плодородия, охоты и пчеловодства, покровительница деторождения. По поверьям, выступает иногда в облике пчелиной матки. Пребывает в местах, где во множестве водятся дикие пчелы таким местом считали большую скалу в ущелье реки Гумисты, около Сухуми, называя ее Анантвара («место сидения Ананы»); скала почиталась священной - на нее было запрещено подниматься. Согласно легенде, увидеть А.-Г. удавалось лишь отдельным удачливым охотникам. Лит.: Акаба Л. X., Из мифологии абхазов, Сухуми, 1976.
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АНАНА-ГУНДА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ГУНДА
671440, Бурятия Республики, … - в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
Гунда, Бурятия Республики, … - ГОД’ОЛИЯ в Библейском словаре:
(Иегова велик) — а) (4Цар.25:22-24; Иер.39:14; Иер.40:5-9,11-16; Иер.41:1-4,6,9,10,16,18; Иер.43:6) — сын (потомок) Ахикама (известного придворного царя Иосии), поставленный Навуходоносором начальником … - САВВЕЙ
(2Езд 9:32) - из Израильтян имевших жен иноплеменных, сын Анана. В 1 кн. Езд (10:31) стоит: … - ПАВЕЛ АПОСТОЛ в Библейской энциклопедии Никифора:
(меньший; Деян 13:9-16, 43-50, 14:9 и пр.). Апостол Павел сначала носил Еврейское имя Савл, что значит выпрошенный, вымоленный, и уже … - ИЕР 35
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Иеремии. Глава 35 Главы: 1 2 3 4 … - 2 ЕЗД 9 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Ездры. Глава 9 Главы: 1 2 3 4 … - 2 ЕЗД 5 в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Ездры. Глава 5 Главы: 1 2 3 4 … - СУХУМСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
драматический театр им. С. Я. Чанбы, создан в 1928. С момента основания в театре работают абхазские и грузинские труппы. Среди … - ВЕНГРИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(Magyarorszag), Венгерская Народная Республика, ВНР (Magyar Nepkoztarsasag). I Общие сведения В. - государство в Центральной Европе, в центральной части бассейна … - РУПИЯ
(англ. rupee, от санскр. слова r?pya — серебро) — монетная единица в британской Ост-Индии, откуда она перешла в восточно-африканские владения … - в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
- ПАТОМ БОЛЬШОЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
река Якутской области, Олекминского округа, правый приток реки Лены, в которую впадает выше Нохтуйского села. Большой П. берет начало в … - КАРАИМЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
(библейцы) — еврейская секта, признающая одну часть законов нынешних евреев-раввинистов, а вместо другой их части создавшая свои собственные или же … - РУПИЯ
(англ. rupee, от санскр. слова rûpya ? серебро) ? монетная единица в британской Ост-Индии, откуда она перешла в восточно-африканские владения … - ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЕПИСКОПАЛЬНАЯ АМЕРИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
- ПАТОМ БОЛЬШОЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? река Якутской области, Олекминского округа, правый приток реки Лены, в которую впадает выше Нохтуйского села. Большой П. берет начало … - КАРАИМЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
(библейцы) ? еврейская секта, признающая одну часть законов нынешних евреев-раввинистов, а вместо другой их части создавшая свои собственные или же … - ИУДАИЗМ: ИСТОРИЯ в Словаре Кольера:
К статье ИУДАИЗМ В примитивной форме еврейская религия существовала в период патриархов (ок. 2000-1600 до н.э.), в эпоху, для которой … - АНАНАСОВЫЙ
анана"совый, анана"совая, анана"совое, анана"совые, анана"сового, анана"совой, анана"сового, анана"совых, анана"совому, анана"совой, анана"совому, анана"совым, анана"совый, анана"совую, анана"совое, анана"совые, анана"сового, анана"совую, анана"совое, анана"совых, … - АНАНАСНЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
анана"сный, анана"сная, анана"сное, анана"сные, анана"сного, анана"сной, анана"сного, анана"сных, анана"сному, анана"сной, анана"сному, анана"сным, анана"сный, анана"сную, анана"сное, анана"сные, анана"сного, анана"сную, анана"сное, анана"сных, … - АНАНАС в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
анана"с, анана"сы, анана"са, анана"сов, анана"су, анана"сам, анана"с, анана"сы, анана"сом, анана"сами, анана"се, …
Истории известны великие женщины. Одних только цариц, императриц, княгинь, женщин-дипломатов не счесть. Многие из них пользуются и сегодня большим авторитетом среди своих подданных, например, английская королева. У всех на слуху великая императрица России Екатерина Вторая, в мировую историю вошли Голда Мейер — женщина, которая стояла у истоков создания еврейского государства, Индира Ганди — индийская женщина-политик, которая вывела одну из беднейших бывших британских колоний на уровень крупнейших держав мира. А Железную леди Маргарет Тэтчер, которая руководила Кабинетом министров Великобритании дольше своих предшественников, считают самым ярким образцом женщины в политике.
В истории абхазского народа также было много влиятельнейших женщин, сыгравших большую роль. К примеру, Сария Лакоба — величайшая женщина Абхазии, как ее называл писатель . О жизни Сарии рассказывает в своих книгах “Не могу забыть”, и “Моя Абхазия. Моя судьба” , невестка Сарии. Она вынесла большие испытания и рассказала о кошмарах той эпохи.
Сегодня хочу поговорить об абхазской женщине, о ее роли. Женщина издревле занимала важное место в абхазском обществе. Сатаней Гуаша, мать — один из главных образов. Многие ученые, исследующие абхазскую мифологию, замечают, что среди древних богов абхазского пантеона встречается много женщин. Главным существом в культе абхазов была Анан - Великая Божья Матерь.
Как отмечал в своей работе "Абхазская мифология - древнейшая?" исследователь абхазского языка и мифологии Омар Беигуаа: "Абхазских богинь было больше, чем богов, что говорит о наличии матриархата у древних предков этого народа. Имена большинства богинь имеют окончание "ана" (в значении "мать"). Для абхазов слово "ан" священно, так как означает "мать". Слово "ан" сочетает в себе неиссякаемый источник бессмертия, огня, тепла. Сатаней является родоначальницей и главой рода, устроительницей домашнего очага.
Одной из древнейших богинь у абхазов являлась Атана - богиня мудрости и знаний. Она поражала всех своей мудростью. Похожих на нее женщин называли Атана или говорили, что "она подобна Атане".
Самыми известными богинями до первой половины XX века у абхазов была Джаджа - богиня полеводства и огородничества, Дзызлан-Дзахкужв - покровительница вод, дочь бога охоты Ажвейпшаа — покровительница охотников, Анана-Гунда - богиня пчел, Сауна - богиня мукомолья и жерновов.
Вся история абхазского народа представляет собой непрерывную борьбу с иноземными завоевателями. Тяжелые времена выработали в народе трепетное отношение к женщине. Абхазская пословица гласит: "Кто из нас не рожден женщиной?" А ведь, казалось бы, такая простая фраза содержит в себе весьма глубокий смысл. Другая абхазская пословица говорит: "Как ты смеешь переступить через священные узы материнства, что может быть выше материнского молока".
Абхазские женщины были не только матерями, сестрами, племянницами. Часто они вместе со своими отцами, братьями и мужьями . Еще древнегреческий историк Эсхил (V-IV века до н. э.) писал: "И девы - обитательницы Колхидской земли - бестрепетные в боях". Помимо поддержания семейного очага, абхазская женщина активно принимала участие в политической и общественной жизни своей страны. Издревле абхазские женщины выполняли роль миротворцев.
Истории Абхазии известны прекрасные ораторы-женщины. Еще в 60-х годах XIX на очередном собрании народа, где решались насущные вопросы, с блестящей речью выступила местная жительница. За встречей наблюдали представители царской власти. На вопрос: "Кто эта женщина, так мастерски владеющая словом?" она с гордостью ответила: "Я из сословия анхаю, невестка рода Гумба, сама я Бганба!"
Абхазские женщины всегда почитались в обществе. Еще в начале XX века, обращаясь к молодому поколению, одна абхазская женщина говорила: "Современная, якобы культурная женщина в поисках какой-то свободы, какого-то равноправия, какой-то безумной и бешеной жизни утратила то обаяние, которым она пользовалась у мужчин. Наша женщина была дитя природы и шла с природой. При наружном подчинении она была равноправна с мужчиной и в годину бедствий также равноправно защищала родину, свой очаг наравне с мужьями и братьями. Все наши герои вели войны за очаг, за семейное счастье".
Как писал Омар Беигуаа, абхазские женщины получали идеальное домашнее воспитание и выделялись среди женщин Востока своей изысканностью, благородством и аристократизмом.
Еще известный просветитель,краевед, писатель Константин Мачавариани описал идеальные черты женщины абхазки в XIX — начале XX веков: "Идеальными чертами женщин считают, когда она пленяет всякого своей красотой, манерами, и грациозной ловкостью, когда она умеет обшивать мужа и детей, умеет готовить разнообразные блюда, когда она гостеприимна, неустрашима, но при этом скромна, женственна, а в случае нужды мужественна, храбра…".
Известный абхазский ученый Шалва Инал-ипа к признакам внешней женской красоты относил хороший рост, стройность, высокую красивую шею, тонкую талию, узкие маленькие стопы и кисти с длинными пальцами и ногтями, белую кожу с розовым оттенком, высокий лоб, тонкие брови, большие сияющие светлые или темно-карие миндалевидные глаза, с длинными густыми ресницами, белые зубы, маленький рот. Кроме того, женщины должны были обладать грациозной походкой и изящными манерами. Густые длинные волосы, сплетенные в две косы, извивающиеся по спине и доходящие почти до колен. Таков был образ абхазской женщины, женщины-матери, дочери, сестры и защитницы.
Сегодня существуют множество возможностей для самореализации абхазской женщины. Женщины прекрасно справляются как с ролью матерей, так и с ролью руководителей, организаторов, политиков. Однако с развитием цивилизации тип абхазской женщины стал немного видоизменяться, что-то поменялось. Поменялись некоторые традиционные черты абхазской женщины, но самое главное, что абхазская женщина сохраняет в себе черты прародительницы.
АНАНА-ГУНДА
Анан, Анана («мать»), в абхазской мифологии богиня плодородия, охоты и пчеловодства, покровительница деторождения. По поверьям, выступает иногда в облике пчелиной матки. Пребывает в местах, где во множестве водятся дикие пчёлы [таким местом считали большую скалу в ущелье реки Гумисты, около Сухуми, называя её Анантвара («место сидения Ананы»); скала почиталась священной - на неё было запрещено подниматься]. Согласно легенде, увидеть А.-Г. удавалось лишь отдельным удачливым охотникам.
Лит.:
Акаба Л. X., Из мифологии абхазов, Сухуми, 1976.
л. А.
(Источник: «Мифы народов мира».)
- - форсунка, распылитель, рабочий орган пневматич. аэрозольного генератора, а также стационарной или мобильной систем для получения аэрозолей...
Ветеринарный энциклопедический словарь
- - в столярном деле - элемент деревянной конструкции. * * * 1. Брус, соединяющий вершины стоек. 2. Замёт...
Архитектурный словарь
- - брус или отесанное на два канта бревно, укладываемое в опорах деревянных мостов по головкам ряда свай поперек моста...
Технический железнодорожный словарь
- - анаморфотная приставка, - оптич. система, устанавливаемая перед обычным объективом киноаппарата для сжатия или растяжения изображения в горизонтальной плоскости...
- - на винт - соосное с гребным винтом профилированное кольцо, охватывающее с небольшим зазором концы лопастей гребного винта. Н. могут быть неподвижными или поворотными...
Большой энциклопедический политехнический словарь
- - 1. Толстые брусья, насаженные шипами на сваи, входящие в состав сооружения, напр. в основании стапеля. 2. См. Турбина паровая...
Морской словарь
- - иногда носатка - старинная единица вместимости для вина, меда, пива, кваса. Носатка меду упомянута в одном киевском акте 1494 г., но без указания ее величины...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - анаморфотная приставка, оптическое приспособление, устанавливаемое перед объективом обычного киноаппарата для сжатия или растяжения изображения в горизонтальной плоскости изменением угла наклона...
- - в химической технологии, тела различной формы и размера, служащие для заполнения рабочего пространства аппаратов - Абсорберов, ректификационных колонн и др. с целью увеличения поверхности контакта между...
Большая Советская энциклопедия
- - ; мн. наса/дки, Р....
Орфографический словарь русского языка
- - НАСА́ДКА, -и, жен. 1. см. насадить 2. 2. Часть прибора или инструмента, надетая на что-н. . 3. Приманка, надеваемая на рыболовный крючок...
Толковый словарь Ожегова
- - НАСА́ДКА, насадки, жен. . 1. только ед. Действие по гл. насадить-насаживать в 5 и 6 знач. Насадка топора. Насадка червяка. Насадка пуговиц. 2. Часть прибора или инструмента, надетая на что-нибудь...
Толковый словарь Ушакова
- - наса́дка ж. 1. процесс действия по гл. насадить IV, насаживать III 2. Результат такого действия; часть прибора или инструмента, насаживаемая на что-либо. 3. Приманка, надеваемая на рыболовный крючок; наживка...
Толковый словарь Ефремовой
- - нас"...
Русский орфографический словарь
- - ...