Мать тереза и ее жизнь. Кто такая мать Тереза? Заповеди и молитва матери Терезы Мать тереза и ее деятельность

Ватикан канонизировал очередную убийцу – Мать Терезу
Мать Тереза была злобной и жестокой женщиной, по вине которой приняли мученическую смерть многие тысячи людей. В её «Домах для умирания» было запрещено давать обезболивающие средства, а больные умирали почти от любых болезней..

Папа Римский Франциск на площади Святого Петра в Риме перед лицом 120 тысяч людей, официальных делегаций из 15 стран, а также перед специально приглашёнными 1500 итальянскими бездомными, канонизировал мать Терезу.

Теперь она стала святой римско-католической церкви. Федеральное Агентство Новостей (ФАН) в связи с этим напоминает читателям наиболее скандальные факты из биографии Агнес Годже Бояджиу.

При своём рождении 26 августа 1910 года Мать Тереза получила имя Агнес Годже Бояджиу. Это произошло в Скопьё, в богатой семье албанцев-католиков. Её отец Никола Бояджиу, родом из Призрена, был ярым албанским националистом, состоял в подпольной организации, целью которой было «очищение Скопьё от славян-оккупантов (имеются ввиду македонцы, сербы и болгары) и присоединение его к Албании».

Ненависть к славянам стала причиной насильственной смерти Николы в 1919 году – его убили во время атаки на сербскую деревню. Его дочь унаследовала нелюбовь к славянам. Хотя она свободно владела сербским языком и даже закончила сербскую гимназию, но во время своих будущих официальных посещений Югославии она всегда общалась только через переводчика.

Её отношение к родному городу, ныне столице Республики Македония, тоже весьма своеобразно. Когда 26 июля 1963 года в результате землетрясения там погибло 1070 человек и было разрушено 75% зданий, Агнес Бояджиу отказалась выделять Скопьё финансовую помощь от своего монашеского ордена, но публично благословила персонал американского военного госпиталя.

Госпиталь пробыл в Скопьё 15 дней. Как говорят македонцы, американцы 5 дней монтировали госпиталь, 5 дней делали фотосессию на фоне развалин и 5 дней демонтировали свой лагерь. И теперь в музее Скопьё, посвящённом землетрясению, десятки фото, где запечатлено, как американцы самоотверженно помогают македонцам.

При этом Советский Союз отправил в Скопьё 500 военнослужащих инженерных войск, которые отработали там полгода. Но сохранилось только одно фото – советским солдатам некогда было фотографироваться, они спасали жизнь македонцам, оказавшимся под завалами.

Позже мать Агнес Бояджиу четыре раза посетила Скопьё и даже стала его почётным жителем. Его обыкновенным жителем она перестала быть в 1928 году, когда после окончания гимназии она уехала в Ирландию в монашеский орден «Сестры Лорето». Там она выучила английский язык, стала монахиней под именем Тереза и была отправлена в индийский город Калькутта преподавать в католической школе имени святой Марии.

Далее, по её воспоминаниям, в 1946 году ей было видение Иисуса Христа, который приказал ей бросить школу, скинуть монашескую одежду, надеть местное национальное платье сари и идти помогать самым бедным и несчастным. Впрочем, в других своих воспоминаниях она утверждала, что Бог приходил к ней регулярно, начиная с пятилетнего возраста.

Как ни странно, ей удалось заручиться и поддержкой властей и своего непосредственного католического начальства. Под учреждение, которое сама мать Тереза назвала «Дом для умирающих», мэрия выделила ей в 1948 году бывший храм индийской богини Кали. Персоналом стали 12 монахинь учреждённого матерью Терезой ордена «Сёстры миссионерки любви». В 1950 году его поддержал епископ Калькутты Фердинанд Периер, а позже он стал действовать по всему земному шару с благословения Римского Папы Павла VI.

Всемирная слава к её организации пришла в 1969 году, когда по заданию ВВС журналист Малкольм Маггеридж снял восхваляющий её документальный фильм «Something Beautiful for God» («Нечто прекрасное для Бога»). Но это был не просто хвалебный материал – экзальтированный журналист утверждал, что на съёмках произошло чудо: в Доме для умирающих не было освещения, но съёмки удались, поскольку «появился божественный свет».

И хотя оператор Кен Мак-Миллан позже заявил, что просто им впервые была применена новая плёнка фирмы «Кодак» для ночных съёмок, в те времена Интернета не было и не мог оператор перекричать могущественную корпорацию ВВС. Впрочем, людям всегда интереснее читать о чудесах, чем о новых свойствах киноплёнки.

Результатом мощного пиара число монахинь ордена приблизилось к 5000, появилось более 500 храмов в 121 стране мира. Повсюду стали открываться хосписы, центры помощи тяжелобольным, социальные дома. Хотя мать Тереза по-прежнему называла их «Домами для умирающих».

Что они представляют собой на самом деле, рассказала в документальном фильме «Ангел из ада» Мэри Лаудон, работавшая в одном из них:

«Первое впечатление было, как будто я вижу кадры из нацистского концлагеря, так как все пациенты тоже были обриты наголо. Из мебели только раскладушки и примитивные деревянные кровати. Два зала. В одном медленно умирают мужчины, в другом – женщины. Практически никакого лечения, из лекарств только аспирин и другие дешёвые препараты.

Капельниц не хватало, иглы использовались многократно. Монахини промывали их в холодной воде. На мой вопрос: почему они не делают их дезинфекцию в кипятке?, мне ответили, что это не нужно и на это нет времени. Помню 15-летнего мальчика у которого вначале были обычные боли в почках, но ему становилось всё хуже и хуже, так как он не получал антибиотики, а позже ему стала необходима операция. Я сказала, что для того чтобы его вылечить нужно лишь вызвать такси, отвезти его в больницу и оплатить ему недорогую операцию. Но мне отказали в этом, объяснив: «Если мы сделаем это для него, то придётся это делать для всех»…

Слова Мэри Лаудон подтверждают и результаты многочисленных проверок «Домов для умирающих». Неоднократно отмечалось, что там практически не заключают трудовые договоры с врачами, а всю основную работу выполняют трудящиеся бесплатно волонтёры, поверившие в миф об учреждениях матери Терезы. Доктора отмечали несоблюдение гигиенических норм, перенос болезней от одного пациента к другим, еду, непригодную для употребления, и отсутствие элементарных обезболивающих.

Обезболивающие средства новая святая фактически запретила, заявив: «Есть что-то прекрасное в том, как бедняки принимают свою долю, как страдают, словно Иисус на кресте. Мир многое получает от страдания. Мучение означает, что Иисус вас целует». В результате, болевой шок стал причиной смерти для многих.

Всё вышеперечисленное идеально укладывалось в её концепцию «спасения» больных. Если для нормальных людей спасение больного означает его выздоровление, то для матери Терезы это означало его переход в католицизм и спасение таким образом от мук ада в загробной жизни. Поэтому, чем сильнее страдал больной, тем легче было его убедить, что для избавления от страданий надо стать католиком, и Иисус Христос поможет тебе. Обряд крещения в Домах для умирающих проходит так же просто, как и всё остальное: больному покрывают голову мокрой тряпкой и читают соответствующую молитву. А дальше, если пациент после этого выживет, то всем расскажет, что это стало благодаря переходу в католицизм, а если не выживет, то ничего не расскажет.

Когда же самой матери Терезе понадобилась медицинская помощь, она не стала пользоваться услугами своих медучреждений, а отправилась лечиться в одну из самых дорогостоящих клиник в мире в американском штате Калифорния. Целоваться с Иисусом ей тоже не захотелось – обезболивающие использовались в полном объёме.

Так же легко она меняла свою позицию и по другим вопросам, если ей это было выгодно. Так она была категорически против абортов. В своей речи при вручении ей Нобелевской премии мира в 1979 году она заявила: «Самая большая угроза миру сегодня – это аборты, потому что это прямая война, убийство, прямое убийство человека его собственной матерью».

Однако, когда её подруга премьер-министр Индии Индира Ганди начала насильственную стерилизацию бедняков, то Агнес Бояджиу полностью поддержала эту кампанию. Правда, в 1993 году снова изменила свою позицию и осудила 14-летнюю ирландскую девушку, которая сделала аборт после изнасилования.

Путешествуя по всему миру, Агнес Бояджиу везде требовала запрета и разводов, так как каждый брак освящён Богом. Однако, когда другая её подруга принцесса Диана развелась с принцем Чарльзом, то она объявила, что «это правильное решение, так как из семьи ушла любовь».

Кроме этого она требовала полного запрета всех видов контрацептивов, а при напоминании о том, что они препятствуют распространению СПИДа, заявляла, что СПИД это «справедливое возмездие за неправильное сексуальное поведение». Ненавидела она и феминизм и призывала женщин «предоставить мужчинам делать всё то, к чему они лучше приспособлены».

Документальный фильм «Something Beautiful for God» был не единственной успешной акцией по созданию имиджа Агнес Бояджиу, как бескорыстной спасительницы обездоленных.

Когда в 1993 году в индийской провинции Латур произошло землетрясение и погибло 8000 человек, а 5 миллионов остались без крыши над головой, мать Тереза не поленилась съездить туда и попозировать фотографам на фоне новых домов, построенных другими благотворительными организациями. Её монашеский орден никаких денег пострадавшим не выделил и даже отказался послать туда своих монахинь.

Когда в Индии вспыхивали эпидемии, то мать Тереза не оказывала помощи в борьбе с ними, но зато активно фотографировалась с больными. А когда она позже прибывала в Рим, то СМИ сообщали всему миру, что она помещена под карантин. Это было ещё одно напоминание о её мнимой борьбе с болезнями.

Можно найти подробнейшие описания её посещения Армянской ССР после землетрясения в Спитаке, но нельзя найти информацию, сколько и кому денег фонд тогда выделил.

Несмотря на то, что Агнес Бояджиу везде призывала к скромному христианскому образу жизни, сама она во время своих многочисленных путешествий по миру предпочитала передвигаться в персональных самолётах и вертолётах, а останавливаться в самых фешенебельных резиденциях.

Благодаря массированной пропаганде, миллионы людей поверили всемирной благодетельнице несчастных и высылали её ордену свои пожертвования. Кроме Нобелевской премии, мать Тереза и её орден получили ещё десятки премий от различных организаций на огромные суммы. Однако о том, как они расходуются, нобелевская лауреатка говорить не любила. На просьбы журналистов об интервью она обычно отвечала: «Пообщайтесь лучше с Богом».

Благодаря дружбе с Индирой Ганди, её монашеский орден, зарегистрированный в Индии, был долгие годы освобождён от какого-либо финансового контроля под предлогом того, что он является крупной благотворительной организацией. При этом, когда в 1998 году был составлен рейтинг финансовой помощи от организаций в Калькутте, то ордена «Сёстры миссионерки любви» не было даже среди 200 первых.

Сама мать Тереза при вручении ей Нобелевской премии врала, что была оказана помощь 36000 жителям Калькутты. Проверка, проведённая индийскими журналистами, установила, что таких было не больше 700.

Самый мощный скандал, связанный с расходованием пожертвований, полученных Агнес Бояджиу, произошёл в 1991 году, когда немецкий журнал Stern на основе документов опубликовал информацию о том, что только 7% пожертвований идёт на лечение больных. Гигантские суммы оседали на счетах Банка Ватикана в Риме. Несмотря на огромные суммы, никто не проводил модернизацию медицинских центров, не закупалось оборудование. Вместо этого средства тратились на открытие новых центров по всему миру, где под видом спасения тела спасают душу путём её обращения в католическую веру. Официально на новые центры и ушла вся Нобелевская премия новой святой.

Происхождение пожертвований мать Терезу не смущало. Она спокойно принимала деньги, награбленные диктаторами у своих народов. Причём, как от проамериканских антикоммунистических диктаторов, так и от коммунистических.

В 1981 году она посетила Гаити, где правил Жан-Клод Дювалье, получивший власть за 10 лет до этого в 19-летнем возрасте после смерти отца-диктатора. Казалось, что хорошего можно сказать о ситуации в самой бедной стране Западного полушария и одной из беднейших в мире, где процветают коррупция и болезни, и где семейством Дювалье совершено 60 тысяч явных и тайных политических убийств.

Однако мать Тереза заявила, что нигде в мире не видела такой близости между бедняками и руководителем государства.

В результате, она получила от гаитянского диктатора 1,5 миллиона долларов. Республика Гаити и её руководитель ей явно понравилась, и в 1983 году она посетила их снова. На сей раз после высказываний о том, что «покорена любовью Дювалье к своему народу» и что «народ платит ему полной взаимностью» она была награждена высшей наградой страны – орденом Легиона славы и получила ещё 1 миллион долларов. Взаимная любовь на Гаити кончилась через 3 года, когда народ сверг любимого диктатора, а тот отплатил любимому народу тем, что украл у него сотни миллионов долларов, бежав с ними в свою резиденцию на Французской Ривьере.

В 1989 году она посетила родину своих предков – Албанию. Она была там по приглашению нового коммунистического лидера Рамиза Алии, который, по примеру Михаила Горбачёва, решил провести в своей социалистической стране демократические реформы. Он принял власть за четыре года до этого, после смерти Энвера Ходжи, правившего Албанией 40 лет.

Среди государственных руководителей трудно найти человека, имеющего большие заслуги перед католической церковью, а также перед всеми другими церквями. Первое, что он сделал, придя к власти после Второй мировой войны, был расстрел двух католических епископов и 40 священников. В 1967 году вождь албанских коммунистов объявил, что его страна стала первым в мире атеистическим государством.

В связи с этим были закрыты все храмы, в том числе и 157 католических церквей. Священнослужители брошены в тюрьмы. За совершение религиозных обрядов полагалась смертная казнь, а за индивидуальное исповедование религии – отправка в лагеря. Расстрелы священнослужителей всех вероисповеданий продолжались в течение всего периода его правления. Так, в 1971 году, когда вышедший из тюрьмы католический священник Штьефен Курти крестил младенца, он был расстрелян, родители отправлены в лагеря, а младенец в детдом.

Но всё это не помешала монахине Терезе возложить венок на могилу Энвера Ходжи и сказать о нём много похвальных слов. Позже Агнес Бояджиу посетила вдову Энвера – Неджмие. О новом руководителе Албании она сказала, что «счастлива за свой народ, у которого есть такой руководитель».

Албанский народ не оценил своего счастья и в 1992 году отстранил Рамиза Алию от власти, а ещё через год отправил его в тюрьму.

Кроме Рамиза у матери Терезы были взаимовыгодные встречи с коммунистическими руководителями Кубы и ГДР – Фиделем Кастро и Эриком Хоннекером. Получала она деньги и от Ясера Арафата, с которым встречалась в Ливане.

Крупным спонсором ордена «Сёстры миссионерки любви» был и английский лорд еврейского происхождения и медиамагнат Роберт Максвелл, укравший из пенсионного фонда своих же работников 600 миллионов долларов и избежавший тюремного наказания из-за гибели на яхте.

Другим известным дарителем, облагодетельствовавшим мать Терезу на 1,25 миллиона долларов, был американец Чарльз Киттинг. Позже, когда он попал под суд за то, что ограбил 23 тысячи вкладчиков своего фонда на 252 миллиона долларов, мать Тереза послала письмо с просьбой о помиловании верного и щедрого сына католической церкви.

В ответном письме прокурор Пол Терли написал, что «церковь не должна позволять использовать себя как средство для успокоения совести для преступника» и предложил Агнес Бояджиу вернуть полученные от Киттинга деньги тем, у кого они были украдены. В ответ – тишина.

Интересно, что другим получателем помощи от Чарльза Киттинга был американский сенатор и большой друг нынешней украинской власти Джон Маккейн. Может быть, всё это и помогло щедрому католику отделаться за такое огромное хищение всего лишь 4,5 годами тюрьмы и сейчас он снова в крупном американском бизнесе.

Отказ вернуть деньги, украденные у американцев, не испортили отношения матери Терезы с властями США. Совсем наоборот: наряду с Ватиканом, удостоившим её своей высшей наградой – объявлением святой, вторым государством, сделавшим это, стали США. В 1996 году она стала почётным гражданином США, это звание до неё получили всего 3 иностранца, а в 1997 году она была награждена высшей американской наградой – Золотой медалью Конгресса. Официально такие высокие награды объясняются её благотворительной деятельностью, но наверняка не забыты и её другие заслуги перед США.

3 декабря 1984 года в индийском городе Бхопал произошла крупнейшая техногенная катастрофа в истории человечества. В результате взрыва ёмкости на 60 тысяч литров на химическом заводе, принадлежавшем американской компании «Юнион карбайд», в воздух попали 42 тонны ядовитых паров. 4000 человек погибли сразу, ещё 21 тысяча позже. Общее количество пострадавших – до 600 тысяч человек.

Причиной катастрофы стала экономия на мерах безопасности со стороны химической компании, хотя в «Юнион карбайд» упорно твердили, что это диверсия. Кроме того, компания отказалась сообщить название ядовитого вещества из соображений коммерческой тайны, что затруднило работу индийских гражданских и военных медиков. Пренебрежение американским бизнесом вопросами безопасности местного населения, приведшее к таким ужасающим последствиям, могло поставить под удар не только химическую компанию, но и репутацию США во всех странах третьего мира.

Меры были приняты. На сей раз мать Тереза не осталась безучастной к трагедии индийского народа. Она прибыла в Бхопал в сопровождении своих многочисленных монахинь и волонтёров. Мать Тереза выступала в людных местах и в своих выступлениях объясняла, что это наказание от Бога, что надо молиться, и он накажет виновных, а сейчас надо простить. Последнее слово было главным во всех её речах. Это же внушали монахини и волонтёры в индивидуальном порядке тем, кому они оказывали свою примитивную медицинскую помощь.

Это помогло предотвратить антиамериканские выступления, которые привлекли бы внимание во всём мире. Американская компания «Юнион карбайд», ответственная за эту трагедию, смогла в 1987 году в рамках внесудебного урегулирования договориться о выплате жертвам аварии 470 миллионов долларов в обмен на отказ от дальнейших судебных исков.

Расследование трагедии продолжалось 26 лет и только 7 июня 2010 года суд в Бхопале приговорил семерых индусов, работавших на химическом заводе к двум годам тюрьмы и штрафу на сумму, равную 2100 долларам США. Бывший директор завода американец Уоррен Андерсон был оправдан.

Компания «Юнион карбайд» сделала ордену матери Терезы крупное пожертвование. Разумеется за медицинскую помощь, а не за пропагандистскую.

Имеется и информация о том, что через организацию матери Терезы оказывалась тайная финансовая помощь никарагуанским контрас. Это косвенно подтверждается её награждением президентом США Рональдом Рейганом Медалью Свободы в 1985 году.

С момента смерти основательницы ордена «Сёстры миссионерки любви» и до того момента, как она стала святой прошло ровно 19 лет, и шёл этот процесс нелегко. По правилам католической церкви для того, чтобы человек был канонизирован как святой, он должен совершить чудо.

Поиск чудес, совершённых матерью Терезой, был поручен канадскому священнику Брайану Колодийчуку. Вначале он объявил, что жительница индийского штата Бенгалия Моника Бесра имела 17-сантиметровую злокачественную опухоль в желудке. В годовщину смерти матери Терезы – 5 сентября 1998 года её сестра положила ей на живот медальон с ликом Святой Богородицы, которым прикоснулись к телу матери Терезы в день её похорон и обратилась к всемирной праведнице с молитвой о её выздоровлении. Через 8 часов опухоль якобы исчезла.

Всё было чудесно, в прямом и переносном смысле этого слова, но тут Моника Бесра поссорилась со своим мужем, а тот заявил журналистам, что у его жены была не опухоль, а киста яичника, которую вылечили с помощью лекарств, за которые он заплатил крупную сумму из своего кармана, а затем отвёл журналистов к врачам, у которых сохранились соответствующие медицинские документы.

Разумеется, после этого скандала у Ватикана вера в святость монахини, принёсшей ему по самым скромным подсчётам 3 миллиарда долларов и миллионы новых последователей, не пропала. Но для сохранения приличия была сделана многолетняя пауза в канонизации для успокоения и забвения.

В 2008 году преподобный Колодийчук нашёл новое чудо в Бразилии, где у Марсилио Хаддата Андрино была злокачественная опухоль мозга, но после того, как его жена Фернанда стала молиться матери Терезе, она исчезла. Никаких медицинских документов в данном случае не было, что гарантировало от повторения случая с Моникой Бесра.

Но тут грянул новый скандал. Достоянием гласности стали её письма своему духовнику бельгийскому священнику-иезуиту Генри и её дневники. В них она пишет: «У меня нет веры», «Небеса заперты», «Мне говорят, что Бог любит меня, но тёмная, холодная и пустая реальность настолько сильна, что ничто не трогает мою душу. Всё внутри меня холодно, как лёд».

Но самой неожиданной стала следующая запись: «Я чувствую себя потерянной. Господь не любит меня. Бог может не быть Богом. Возможно, его нет», которая совсем не годится для монахини, постоянно утверждавшей, что регулярно общается с Иисусом Христом. Конечно же, и этот скандал не повлиял на решение Святого престола о святости Агнес Бояджиу, но опять пришлось брать паузу.

Слава богу (или дьяволу?), Ватикану, наконец, удалось завершить процесс канонизации матери Терезы, и это комментируется множеством людей. Среди них итальянец Джорджио Бруско, лично знавший Агнес Бояджиу и отбывающий сейчас тюремное заключение за руководство преступным сообществом, которое в его стране называют мафия.

Кто такая Мать Тереза? Католическая монахиня, основательница организации, осуществляющей помощь бедным и обездоленным. Про Мать Терезу написано множество книг, снят не один фильм. А главное, как и о любом другом знаменитом человеке, создано огромное количество легенд. Биография Матери Терезы - тема статьи.

Духовный лидер католического мира

Правду о Матери Терезе обычные люди сегодня едва ли узнают. Одни называют ее святой, другие приводят факты, указывающие на то, что далеко не все пожертвования, направленные в организацию, основанную нею, были использованы в благотворительных целях. В биографии Матери Терезы противоречий нет, но есть они в данных о количестве людей, которым была оказана помощь. Так или иначе, она остается одним из самых сильных духовных лидеров во всём мире. Даже спустя двадцать лет после смерти.

Символ милосердия и самопожертвования

Кто такая Мать Тереза? Это одна из величайших женщин двадцатого столетия. Удостоенная после смерти государственных похорон, она считалась другом скорее бедных, нежели богатых. Основными качествами Матери Терезы были сострадание, способность к самопожертвованию. Ее имя стало синонимом к слову "милосердие". Слова Матери Терезы часто цитируют верующие люди. Однажды она сказала: "Я карандаш в руках Бога - это он пишет". Эти слова Матери Терезы можно объяснить следующим образом: всё, что она делала, являлось следствием глубокой веры. Однако, согласно некоторым источникам, самая знаменитая католическая монахиня нередко страдала от противоречий в душе. Но об этом будет сказано позже.

Если задуматься о том, какие качества свойственны великой душе, то прежде всего приходит в голову сострадание, самоотверженная любовь и забота, не ожидающая награды. Верующих людей на земле немало. Но лишь единицы способны полностью отречься от стремления к благосостоянию, карьерному росту, семейному счастью, положению в обществе ради служения Богу. Одной из таких удивительных личностей была Святая Мать Тереза. Ее имя знает каждый, оно давно стало нарицательным.

Но немногим известно о том, какой путь пришлось пройти этой женщине. Почему она стала монахиней? Что подтолкнуло на создание международной благотворительной организации? Обо всём этом расскажет краткая биография Матери Терезы, изложенная ниже.

Ранние годы

1910 год. Умер русский писатель и гуманист Лев Толстой. Родился самый известный океанограф столетия француз Жак-Мишель Кусто. А в сербском городке Скопье на свет появилась Агнес Гондже Бояджиу. Много лет спустя она станет известна как Мать Тереза, хорошие качества и светлые дела которой будут вдохновлять людей по всему миру.

Скопье — живописный город, расположенный у подножия Балканских гор. Населен он в основном мусульманами-албанцами. Семья Борджиу принадлежала к маленькой католической общине, история которой восходит к первому веку. Кто такая Мать Тереза? Это дочь весьма успешного бизнесмена, который многие годы принимал активное участие в общественной жизни. Ранний период в биографии Матери Терезы не омрачен событиями. Девочка росла в достатке, была окружена любовью и заботой.

Мать Агнес была женщиной чрезвычайно доброй, готовой помочь каждому. Она участвовала в благотворительности, но не показательной, а истинной. Нередко ухаживала за больными, помогала бедным. Родители стали для Агнес примером милосердия и сострадания. У неё было счастливое детство, далекое от мировых треволнений.

Агнес было всего четыре года, когда в пятистах километрах от Скопья произошло убийство эрцгерцога, после чего весь мир был втянут в кровопролитную войну, завершившуюся спустя четыре года. Количество погибших превышало пять миллионов. Тогда многие полагали, что эта война - конец всем войнам. Но они ошибались...

Смерть отца

В Сербии тем временем крепло албанское освободительное движение. Отец Агнес принимал в нем активное участие. Вскоре он погиб. Согласно одной версии, был убит во время уличных беспорядков. По другой — умер в результате отравления.

Мать Агнес была искусной швеей, а потому семья не пошла по миру. Но без главного кормильца приходилось нелегко. В то время Агнес чаще посещала церковь. Она нередко видела в газетах заметки о сестрах милосердия, спасающих больных в Индии, и восхищалась этими женщинами. А вскоре приняла решение уйти в монахини. Ей было восемнадцать лет.

Начало духовного пути

Кто такая Мать Тереза? Это знаменитая женщина, которая, будучи восемнадцатилетней девушкой, вознамерилась стать монахиней, хотя монахинь никогда в жизни не видела. Она вступила в Орден сестер Лорето — единственную католическую организацию, работавшую в Индии. Но прежде должна была пройти собеседование в Париже. А в случае положительного исхода отправиться в Ирландию, где и готовиться к путешествию. В сентябре 1928 года девушка села в поезд, который отвез ее далеко от родных мест. Мать Тереза вернется в родной город спустя 42 года.

В Индии: первые годы

Собеседование в Париже прошло успешно, затем Агнес переехала в Ирландию, где в первую очередь должна была пройти экспресс-курс английского языка. Через шесть недель она уже направлялась в Индию. Это было долгое изматывающее путешествие, продолжавшееся больше месяца, можно сказать, первое испытание в жизни новоиспеченной сестры милосердия. Она прибыла в Индию, не представляя, что ждет ее впереди. Так начался основной, решающий период в биографии Матери Терезы.

В 1929 году Индия была еще британской. Британцы там находились более трехсот лет, и последние сто — правили. К тому времени, когда туда прибыла будущая Мать Тереза (фото в молодости и в другие периоды ее жизни можно видеть в этой статье), здесь проживало около трехсот миллионов человек.

Несколько месяцев Агнес провела на севере страны, где был расположен монастырь Лорето. Она хотела работать учителем, но прежде следовало изучить бенгальский язык. Послушницей Марией Терезой она стала через шесть месяцев после приезда в Индию. Спустя два года, на протяжении которых она преимущественно работала в местной больнице, ее перевели в Калькутту.

Помощь бедным

Первое время она работала учителем в монастыре. Школу, где преподавала Мать Тереза, не посещали дети жителей трущоб, численность которых в ту пору увеличивалась с каждым днём. Эта работа ее полностью удовлетворяла, но однажды девушка получила письмо от матери, в котором та писала: "Не забудь о том, что ты приехала в Индию для того, чтобы помогать бедным".

Сохранилось много высказываний Матери Терезы. В девяностые годы в одной из телевизионных программ католическая монахиня вспоминала о том, что тогда, в первые годы пребывания в Индии, она приняла твердое решение: из любви к Богу давать бедным то, что богатые получают за деньги.

Вторая мировая война

Гитлер шел через Европу, и казалось, ничто его не остановит. В союзе с Италией и Японией Германия снова втянула мир в войну. После нападения японцев на Перл-Харбор перед британцами в Индии встала перспектива японского нашествия. В 1943 году в Калькутте были конфискованы все суда. Последствия были ужасающими.

В Калькутте начался голод. Мать Тереза и другие монахини, а также члены прочих благотворительных организаций делали всё, что могли. Тем не менее от голода умерло около двух миллионов человек. В сентябре 1945 года Япония капитулировала. Орудия, наконец, смолкли.

Междоусобицы в Индии

Вторая в столетии мировая война закончилась. Но в Индии затевалась своя война. Всё чаще происходили массовые беспорядки. Однажды митинг, начавшийся вполне мирно, закончился многочисленными жертвами: произошло столкновение между индуистами и мусульманами.

Жизнеописания знаменитых людей всегда наполнены мифами. Сложно определить, читая биографию того или иного великого человека, где в ней правда, а где вымысел. Немало полумифов существует относительно Матери Терезы. На фото, сделанных в разные периоды жизни, мы видим вполне обычную женщину, разве что облаченную в монашеские одежды. Но можно ли назвать обычным человека, который жизнь посвящает людям незнакомым, но оказавшимся в тяжелой ситуации?

После того как в Калькутте начались беспорядки, работы у монахинь было немало. Представавшее перед глазами зрелище мог вынести лишь невероятно сильный в духовном смысле человек. И даже ему требовался отдых. Однажды Мать Тереза решила на время покинуть Калькутту, провести несколько недель в монастыре, расположенном в Джайпуре. Она села в поезд, но до обители так и не доехала. По ее словам, в дороге она услышала голос, который приказывал ей вернуться в Калькутту, жить рядом с бедными, обездоленными и помогать им.

"Сестры Миссионерки Любви"

В конце сороковых годов была основана община, направившая свою деятельность на создание больниц, приютов, школ для детей из самых бедных районов Индии. Эта организация оказывала помощь всем нуждающимся, независимо от вероисповедания. Разрешение от католической церкви Матери Терезе получить было непросто. Почему именно Индия? Ведь там так мало христиан и почти нет католиков. Но героиня сегодняшнего повествования была уверена в том, что она должна находиться рядом с теми, кому тяжелее всего. В конце сороковых годов в помощи прежде всего нуждались жители Калькутты.

В жизни Матери Терезы, согласно ее воспоминаниям, самым тяжелым периодом был тот, когда предстояло проститься с монастырем Лорито. Этот оазис спокойствия и умиротворения, расположенный в центре кромешного ада, в который превратилась некогда прекрасная Калькутта, стал для нее родным домом. Проститься с ним оказалось для Матери Терезы сложнее, нежели покинуть родной город. Но ностальгировать времени не было. Предстояло провести масштабную работу по организации конгрегации «Сёстры Миссионерки Любви».

Орудие Божьей любви

Сложность в начинании любого дела заключается прежде всего в непонимании со стороны окружающих. Многие считали, что Мать Тереза серьезно заблуждается, полагая, что у ее идеи, хотя и основанной на милосердии и вере, найдутся последователи. Начала она с того, что умела делать профессионально: учила детей из бедных семей. Через три месяца после организации общины у нее появилась первая помощница. Спустя полгода их уже было двенадцать. Они не только учили детей, но и много времени проводили в больницах. "Мы - орудие Божьей любви", — одно из высказываний наши героини. Мать Тереза не любила, когда хвалят её или ее помощников, уверяя, что всё, что они делают, совершается по Божьей воле.

Каждый день Мать Тереза и ее помощницы проводили в трудах: готовили пищу для бедных, лечили их, учили детей. Со стороны местного населения к европейцам было мало доверия. И это ещё одна сложность, которую пришлось преодолеть Матери Терезе. К тому же она не хотела, чтобы ее и ее помощниц воспринимали как некую социальную службу, и настаивала на том, что выполняет Божью волю. Всё, что она совершала, это своего рода способ выразить свою любовь к Иисусу Христу.

Миссионерство по всему миру

В шестидесятые годы деятельность организации, основанной Матерью Терезой, переступила границы не только Калькутты, но и Индии. Появилось несколько сотен отделений и ещё больше домов милосердия, расположенных более чем в ста государствах. Миссия Матери Терезы действует прежде всего там, где не так давно произошло стихийное бедствие.

Признание

За свою жизнь Мать Тереза была удостоена нескольких наград, в том числе и международной Нобелевской премии, стала символом милосердия и сострадания. О героине сегодняшней статьи, как уже сказано, снято множество документальных фильмов.

Но не всегда режиссеры изображают основательницу самого крупного благотворительного фонда в образе блаженной. Одну из версий, идущую вразрез с общепринятым мнением о положительных качествах Матери Терезы, изложим чуть позже. Прежде стоит рассказать о последних годах жизни знаменитой монахини.

Ухудшение здоровья матери Терезы наступило в середине восьмидесятых годов. Однажды, при посещении Иоанна Павла II, у нее случился сердечный приступ. Спустя пять лет Матери Терезе вживили искусственный кардиостимулятор. Операция продлила ее жизнь, но не избавила от мук. В начале девяностых Мать Тереза перенесла пневмонию. В 1996 году у главы Ордена милосердия была обнаружена малярия. В марте 1997 года Мать Тереза отказалась от обязанности руководителя Ордена милосердия. Спустя несколько месяцев ушла из жизни.

Одинокая монахиня

Существует мнение, что Мать Терезу долгое время мучило чувство одиночества и опустошенности. Боролась она с ними с помощью самодисциплины и каждодневного труда. В одной из книг, посвящённых ей, даже приведена цитата, явственно указывающая на сомнения в существовании Бога.

Она более пятидесяти лет посвятила служению бедным и обездоленным. Каждый день выполняла работу тяжёлую и в физическом, и в душевном плане. При этом несчастных людей не становилось меньше, напротив, их количество возрастало. Мать Тереза словно выполняла сизифов труд, что, может быть, и послужило появлению чувства одиночества, обреченности. Как выразилась она в одном из писем католическому священнику, человеку, с которым ее связывала многолетняя дружба, "и в моей душе, и в мире - тьма".

Но больше всего поражает версия ученых из университета Монреаля, которые провели исследование. Они поставили под сомнение урок доброты и милосердия двадцатого столетия.

Образ, вымышленный прессой

Ученые несколько лет изучали документы, свидетельствующие об основных фактах из молодости Матери Терезы. Особое внимание уделили деятельности организации, основанной ею. В конечном счёте пришли к выводу, что образ католической монахини, причисленной к лику святых, является не чем иным, как вымыслом прессы.

В качестве доказательств исследователи прежде всего обращают внимание на политические связи, которые могут показаться довольно сомнительными, крупные суммы, проходившие через ее руки. И, конечно, плохой уход за больными в клинике Матери Терезы. Примечательно, что в последние годы жизни, когда здоровье заметно пошатнулась, она предпочла хорошо оборудованную калифорнийскую лечебницу одной из своих больниц.

Прославленная монахиня, по мнению ученых, придерживалась весьма строгих, если не сказать жестоких, взглядов. Например, ограничивала выдачу больным обезболивающего, уверяя, что их участь - это страдание. Она резко выступала против абортов, разводов и контрацепции, что, впрочем, характерно для любого настоящего католика.

Клиники Матери Терезы находились в запущенном состоянии. Об этом утверждают врачи, которые в начале двухтысячных провели обследование лечебниц. Дефицит обезболивающих препаратов нельзя объяснить недостатком средств. Мать Тереза получала деньги со всех уголков мира. Во время природных катаклизмов в Индии пожертвование она не осуществляла, но настоятельно рекомендовала молиться.

Мать Тереза и гаитянский диктатор

Что же касается сомнительных политических связей, то во время своего пребывания на Гаити Мать Тереза завязала весьма дружественные отношения с местным диктатором. В результате получила миллион долларов. Мать Тереза курировала секретные банковские счета, на которые поступали огромные суммы. Назначение их неизвестно. При исследованиях, проведенными не только учеными, но и журналистами, установлено, что на благие цели знаменитая монахиня направляла лишь десятую часть средств организации. Стоит также добавить, что в фонд привлекалось профессиональных врачей очень мало. Сама же Мать Тереза называла свою клинику "домами для умирающих".

В клиниках фонда милосердия не делалось различий между неизлечимыми и излечимыми больными. Все находились в равных условиях. Таким образом, люди, имевшие шансы на выздоровление, подвергались риску смертельной инфекции.

О том, что в действительности скрывалось за образом святой, сегодня узнать невозможно. Но даже если поверхностно изучить некоторые источники, можно обнаружить, что в них присутствуют существенные расхождения. В одном говорится о том, что монахиня время от времени слышала Глас божий. Другие указывают на отсутствие в ней веры.

Католическая монахиня мать Тереза стала легендарной женщиной 20 века. Она посвятила себя служению бедным и обездоленным, поставив целью жизни следование заповедям . Пример женщины показывает, как можно стяжать всемирную славу, любовь и признание, не заботясь об их получении. Вместе с тем деятельность святой Терезы Калькуттской иногда становится объектом критики и разоблачений.

Детство и юность

Мать Тереза родом с Балканского полуострова, из города Скопье, где жили преимущественно мусульмане-албанцы. Семья будущей монахини исповедовала католическую веру. Девочка родилась в 1910 году в семействе Николы и Дранфиле Бояджиу. Ее полное настоящее имя, данное при крещении, - Агнес Гондже.

Отец был успешным предпринимателем, а мать - искусной швеей. Супруги жили в достатке и воспитывали троих детей. Родители Агнес были богобоязненными и отзывчивыми людьми, которые помогали даже незнакомцам. С детства дочь наблюдала любовь и милосердие к ближним в действии и сама стала находить радость, оказывая помощь нуждающимся.

Когда девочке исполнилось 4 года, разразилась Первая мировая война. А на родине продолжались внутренние конфликты, крепли национально-освободительные движения. Отец Агнес был албанцем по национальности и принимал активное участие в народных волнениях. В 1919 году Никола умер, предположительно, от отравления.


Наступили тяжелые времена, но Дранфиле самоотверженно трудилась, чтобы прокормить семью. Послевоенное время было щедро на сирот, и женщина взяла под свою крышу еще шестерых детей. В молодости Агнес полюбила церковную службу и проводила время в молитве и служении. Она прочла в газетах о миссионерах в Индии и загорелась идеей стать одной из них. Молясь Богу, она ощутила призвание к монашескому пути, хотя не была знакома с иноческой жизнью.


Мать Тереза и ее сестра Ага в македонском народном костюме

В 1928 году девушка отправилась в Париж, где прошла собеседование в орден сестер Лоретто. Она навсегда простилась с матерью и родными, поддерживая связь только через письма. Затем ей предстоял путь в Ирландию, где она интенсивно занялась изучением английского языка, чтобы иметь возможность совершить индийскую миссию. В те времена многомиллионная Индия еще оставалась Британской колонией. 6 января 1929 года юная миссионерка прибыла в Калькутту, которая на долгие годы стала ее домом.

Религия и благотворительность

В 1931 году Агнес Гондже стала послушницей под именем Мария Тереза. Изучив бенгальский язык, она начала преподавать в монастырской школе Лоретто. На фоне нищеты и бесприютности городских кварталов монастырь казался островком сытости. Монахини занимались благополучными детьми и вели тихую, уединенную жизнь. Терезу тревожило, что она живет вдали от людских бед, ведь именно желание помогать страждущим привело ее в эти края.


Послушница Мария Тереза

В 1937 году женщина принимает монашеский постриг и отныне становится матерью Терезой. Тогда же монахиня начала преподавать историю и географию в школе святой Марии, где проработала почти 20 лет. В годы Второй мировой войны в Калькутте начался страшный голод, и мать Тереза с сестрами усердно занимались помощью умирающим от недоедания и нищеты.

В 1946 году монашеский орден дает женщине специальное решение, по которому та самостоятельно может заниматься благотворительностью. Женщина решает, что помогать ближним она сможет только в трущобах, на задворках жизни. И монахиня оставляет безопасные стены обители, выбрав служение больным, нищим и умирающим на улицах, деля с ними нужды и кров. Ей приходится кормить, мыть убогих, обрабатывать им раны и провожать в последний путь.


В течение 2 лет к ней присоединяются другие сестры, и постепенно вокруг матери Терезы создается община. С 1950 года она называется Орденом миссионерок любви. Каждая из монахинь давала обет нестяжания и трудилась на безвозмездных началах, не имея права принимать за труды никакую награду. Движение разрасталось, и под руководством матери Терезы строились приюты, больницы и школы.


Помощь на строительство и поддержание деятельности складывалась из мелких пожертвований простых людей и огромных меценатских вливаний. Со временем благотворительное движение Ордена перешагнуло границы континента, распространившись по планете. С 1965 года и по сей день филиалы общины помогают обездоленным в разных уголках земли.

Деятельность монахини получила широкое признание, и та всюду пользовалась авторитетом и уважением. В 69 лет мать Тереза получила Нобелевскую премию мира за дела милосердия и помощь страдающим людям.

Католическая церковь канонизировала Терезу Калькуттскую в 2016 году.

Критика и разоблачения

Святая Тереза еще при жизни подвергалась критике, поскольку в ее биографии усматривали провокационные и противоречивые факты. Монахиню упрекали в общении с сомнительными личностями, причастными к криминальному миру. Мошенники и диктаторы вносили солидные суммы на счета фонда матери Терезы, а о прозрачности расходования этих средств до сих ведутся споры. Хотя непонятно, куда могли уходить денежные потоки, проходящие через руки старицы, всю жизнь носившей только холщовое сари.

Документальный фильм "Мать Тереза. Ангел из ада"

Мать Терезу обвиняют в непрофессионализме и халатности. Говорят, что на полученные ею средства можно было выстроить современные технически оснащенные медицинские центры. Вместо этого в помещениях приютов и больниц царила антисанитария. Женщине ставили в вину культ бедности, который та возводила в правило в ущерб здоровью пациентов.


Недоброжелатели подчеркивают, что во время болезни сама Тереза пользовалась услугами дорогих клиник, таким образом устанавливая для себя и своих подопечных двойные стандарты.

Говорят, что умирающих иноверцев в бессознательном состоянии крестили в клиниках в католическую веру. В 1994 году вышел документальный фильм “Ангел из ада”, содержащий изобличающие высказывания в адрес Терезы Калькуттской.

Личная жизнь

Девушка с юности избрала путь “невесты Христовой”, поэтому не помышляла о браке. Соответственно, личной жизни в привычном представлении у нее не было.


Святая поставила себе за правило никого не выделять и видеть в каждом человеке образ Бога. И служить ему, вспоминая завет Христа:

“Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне”.

С некоторыми людьми, однако, она дружила и часто общалась. Среди них , Мишель Дювалье, Чарльз Китинг и другие.

Смерть

С 1980-х годов у матери Терезы начались проблемы с сердцем. Она перенесла два сердечных приступа, после чего ей провели операцию по установке кардиостимулятора. Сердечные болезни не оставляли женщину до конца дней и постоянно усугублялись новыми. За последние годы монахиня перенесла малярию, пневмонию и получила перелом кости.

Несмотря на тяжелые болезни, мать Тереза утверждала, что не боится смерти, потому что ждет встречи с Христом и с теми, кому помогала в этой жизни. В это легко поверить, глядя на фото ее умиротворенного лица.


В период ухудшения самочувствия святая Тереза отошла от руководства Орденом и отправилась на лечение в клинику Калифорнии. Однако изношенность организма тяжелыми ежедневными трудами и болезни сердца стали причиной смерти, которая наступила 5 сентября 1997 года. Похороны проходили в Калькутте, и траурное шествие показывали в прямом эфире на экранах всего мира.

Дело матери Терезы продолжает жить и сегодня, а ее мудрые цитаты помогают людям верить в Бога и человечность.

Награды

  • 1962 - Падма Шри
  • 1969 - Премия имени Джавахарлала Неру за международное взаимопонимание
  • 1971 - Премия мира Иоанна XXIII
  • 1973 - Темплтоновская премия
  • 1975 - Международная премия Альберта Швейцера
  • 1976 - Медаль Ла Сторта за службу человечеству
  • 1977 - Орден Британской империи степени офицера
  • 1979 - Нобелевская премия мира
  • 1979 - Патрональная медаль
  • 1980 - Орден «Легион Почёта»
  • 1983 - Орден Заслуг
  • 1987 - Золотая медаль «Борцу за мир» от Советского комитета защиты мира
  • 1992 - Премия ЮНЕСКО за мирное образование
  • 1996 - Орден Улыбки
  • 1996 - Орден «Честь нации»
  • 1997 - Золотая медаль Конгресса США

Мать Терезу называют самой влиятельной женщиной мира, а ее жизнь - величайшим событием ХХ века. Достижения маленькой хрупкой монашки действительно поразительны, а ее личность исключительна по значимости для всего человечества.

Мать Тереза изменила мир и вполне заслуженно получила Нобелевскую премию «За деятельность и помощь страждущему человеку».

Она начала выполнять свою миссию с индийских трущоб, где в те времена люди умирали просто на улицах, а нежеланных младенцев выбрасывали прямо в зловонные мусорные кучи. Необычная монахиня, возжелавшая жить за стенами монастыря, взялась изменить то, что, казалось бы, изменить невозможно, - жестокую систему, существующую в стране, человеческие привычки и жуткие традиции…

Мать Тереза была уникальным человеком, потому что никто и никогда до нее не делал того, что делала она, - не посвящал свою жизнь помощи беднейшим из беднейших.

Тысячи людей в разных странах последовали примеру матери Терезы, начав помогать бедным и обездоленным. С ее легкой руки появились приюты, больницы, лепрозории по всему миру. Мир изменился… В нем стало больше доброты и сострадания.

Бедная монахиня, имущество которой состояло в самом дешевом сари, тонком матрасе и зачитанной Библии, основала орден с бюджетом в миллиарды долларов. Ей верили, ее ордену жертвовали огромные суммы денег. Ведь ей лично, как и другим его сестрам, не нужно было ничего.

Ее имя стало известным во всем мире. Перед ней были открыты все границы. Ее ждали в каждом уголке планеты. Встречи с ней искали журналисты, политики, самые великие и знаменитые люди мира. Монахине в белом сари начали поклоняться.

Пристальное внимание журналистов, сила и мощь, влияние аскетичной монахини, масштаб движения, которое она основала, - все это поражало.

Однако многие люди до сих пор задаются вопросом: зачем, зачем ей все это надо было? Ведь ее дневники говорят о том, что она была глубоко несчастлива. Монахиня, которая постоянно говорила о Боге, в душе сомневалась в его существовании. Зачем она выбрала себе такой тяжелый и необычный жизненный путь? Почему она отказалась от счастья материнства, от прелестей земной любви, от собственной семьи? Что за странная идея - стать невестой Иисуса? Зачем она делала то, что делала?

Итак, зачем?

Агнес Гонджа Бояджиу

События, которые происходят в детстве, безусловно, влияют на формирование человека и на его судьбу. Личность матери Терезы - не исключение.

Агнес Гонджа Бояджиу родилась в 1910 году в семье албанцев.

Семья была не только обеспеченной, но и счастливой и по-настоящему дружной. Бояджиу были ревностными католиками.

Отец Агнес был строгим, но любящим. Глава семейства Бояджиу был успешным предпринимателем, знал много языков и очень интересовался политикой. Семья потеряла кормильца, когда Агнес было 9 лет.

Мать Агнес - Дранафиле - была удивительной женщиной. Ее собственный пример и то воспитание, которое она дала, очень повлияло на развитие, дальнейшую судьбу и мировоззрение девочки.

Дранафиле была красавицей, но главное то, что она была очень добрым и сострадательным человеком. Бедные странники всегда находили приют и еду в ее доме. Она помогала тем, кому нужна была помощь, даже после того, как потеряла мужа, а ведь в то время ей самой было нелегко. К примеру, Драна ухаживала за больной многодетной женщиной, а после ее смерти забрала всех ее детей в свой дом, где они жили как члены семьи Бояджиу. Дранафиле также ухаживала за женщиной-алкоголичкой, которая жила по соседству, убирала у нее в доме и приносила еду.

Агнес Гонджа часто помогала матери. Способность сострадать и желание помогать несчастным сформировались у нее до пубертата под влиянием правильного воспитания матери.

Звуковой ребенок задается вопросами о Боге, смысле жизни и мироздании в достаточно раннем возрасте - в 5–6 лет. Потом, по мере взросления и развития, звуковые вопросы у такого ребенка могут и не осознаваться, чтобы через некоторое время вновь дать о себе знать. Только для звуковика внутреннее важнее внешнего, только он задается вопросами о смысле жизни, только он готов полностью отречься от всего материального, телесного, мирского, того, что кажется ему бессмысленным…

Кожно-звуко-зрительная Агнес родилась и выросла в католической семье, поэтому не удивительно, что она искала Бога именно в католической вере. Монашество означало для нее приближение к Богу, единение с ним, служение ему. То есть наполнение звуковых нехваток в познании Творца и секретов мироздания.

Агнес Гонджа знала о деятельности бенгальской миссии и решила последовать примеру миссионерок, которые помогали бедным в Индии. Это решение позволяло ей соединить два важных для нее аспекта: звуковой поиск Бога, который она видела в монашестве, и зрительное сострадание и желание помогать тем людям, которые находятся в бедственном положении.

Долгие годы в Калькутте мать Тереза была учительницей в маленькой школе для девочек при монастыре. Надо сказать, она была замечательной учительницей и превосходной воспитательницей. Дети любили ее за доброту, нежность и энтузиазм.

Мать Тереза вместе со своими воспитанницами навещала больных в госпиталях и нищих в трущобах, а затем проводила с девочками серьезные беседы о только что увиденном. Идеально соответствуя образу кожно-зрительной учительницы в состоянии «мир», воспитывала в своих ученицах лучшие качества, такие как мораль, нравственность, доброта, сострадательность.

Но в возрасте 36 лет мать Тереза ощущает потребность жить среди бедных, помогать им вне стен монастыря. Это странное желание было воспринято настоятельницей и другими сестрами с большой неприязнью и насмешками…

Жизнь в трущобах Калькутты

Никто до сих пор не делал того, что задумала мать Тереза. Католицизм имеет достаточно ригидную бюрократическую систему, в которой не приветствуются новые идеи. Как ей вообще все это пришло в голову? Одинокая нищая монахиня в бедняцких трущобах, в эпицентре нищеты, болезней и беспомощности - что она могла там изменить, не имея поддержки и одобрения?

Однако мать Тереза умела убеждать и добиваться своего. Через 2 года, в возрасте 38 лет, она получила разрешение жить вне стен монастыря (при условии, что будет следовать своим монашеским обетам).

Монахиня ускоренно окончила медицинские курсы и выбрала для обитания самый бедный район калькуттских трущоб - Моти Джил.

Все, что у нее было, - это кусок мыла и дешевое белое сари. Она помогала беднякам мыть детей и обмывать раны, а на второй день принялась учить письму пятерых детей, рисуя буквы палочкой прямо на земле.

Она находила еду для голодающих детей, собирая милостыню у торговцев на рынке или по домам. В скором времени она нашла подходящее помещение, где организовала школу для бедных и беспризорных детей. Монахиня учила их читать, писать и обслуживать себя.

Через год у матери Терезы появилась первая последовательница, еще через год их было уже семь.

Орден милосердия

Самое важное лекарство - это нежная любовь и забота.
Мать Тереза

Вскоре мать Тереза получила от Ватикана разрешение на создание ордена милосердия - единственного католического ордена, возникшего в ХХ веке. К обычным (кожно-звуковым) монашеским обетам - нищеты, поста и целомудрия - мать Тереза добавила еще один (зрительный): все свои силы отдавать на служение нищим, ничего не требуя взамен.

Все больше больных, обездоленных и голодающих обращалось к сестрам из ордена милосердия. Орден пополнялся сестрами, желающими посвятить свою жизнь помощи беднейшим из беднейших…

В 1952 году мать Тереза открыла в Калькутте первый Дом для умирающих (позже подобные заведения начали называться хосписами). Она и ее помощницы начали подбирать никому не нужных людей, которые умирали на улицах. Сестры ухаживали за ними, кормили, обмывали их раны, стараясь облегчить их страдания. «Одиночество и ощущение, что ты никому не нужен, - самый ужасный вид нищеты», - говорила мать Тереза.

Ее беспокоила еще одна проблема, существующая в Индии, - больные проказой. Проказа традиционно считается там карой господней, поэтому от заболевшего человека отворачиваются абсолютно все, независимо от его статуса он становится бездомным изгоем общества. Таких изгоев в Калькутте насчитывалось около 500 тысяч.

Переубедить индусов изменить свое отношение к больным проказой матери Терезе не удалось. К тому времени орден милосердия стал уже достаточно известным, это позволило монахине добиться выделения ей участка земли и, используя финансовую помощь благодетелей, создать там лепрозорий под названием «Город мира». Это было поселение прокаженных, где они могли жить и работать.

Мать Тереза и ее сестры подбирали бездомных детей, а также выброшенных в канавы и мусорные кучи нежеланных младенцев. Если от ребенка отказывалась родная мать, малыш находил приют в Доме детей, созданном орденом милосердия. Для многих из этих детей были найдены приемные семьи, мать Тереза работала и в этом направлении… Ее невероятная энергия позволяла ей успевать все.

На пути матери Терезы возникало огромное количество преград и трудностей. Без всякой поддержки сверху она решала все проблемы самостоятельно. Она всегда находила способ продолжать свое дело, несмотря ни на что. Создательница ордена милосердия и ее последовательницы находили лекарства и еду для бедных, собирая милостыню и принимая пожертвования от благотворителей. Она находила помещения для проживания сестер и для других целей ордена. Ей верили, помогали, жертвовали на ее дело. Ей не верили, критиковали, мешали. Ее путь не был гладким.

Мать Тереза была очень развитой и сильной личностью. Кроме всего прочего, эта хрупкая монахиня была на редкость эффективным лидером. Правильное воспитание, которое дали ей родители, научившие ее самодисциплине и организованности (что послужило ), позволяло ей естественным образом организовать работу сестер и без труда управлять ими. О ней вспоминают: «Если мать Тереза говорила тебе: «Сядь», ты садился»…

Миссия и принципы

Мать Тереза и все ее сестры милосердия вели крайне аскетичный образ жизни. «Не дайте нарушить бедность моего ордена», - говорила она, отказываясь от всего дорогого и помпезного. Все приюты, больницы и хосписы, созданные ею, были очень скромны и просты, оборудованы лишь необходимым. Орден милосердия никогда не тратил деньги на второстепенные вещи, во всяком случае мать Тереза этого не хотела. Телевизор в какой-то из больниц, к примеру, - это отнятая еда у голодных. Ведь в мире столько голодающих!..

…Где бы в мире ни случилось несчастье, мать Тереза отправляется туда. Например, она отправилась в Бейрут во время боевых действий. Воспользовавшись затишьем, она вывезла детей-инвалидов из разгромленного приюта. Она ездила по всему миру, открывая в разных странах новые приюты и больницы.

Не все поступки и принципы всемирно известной монахини были поняты и приняты общественностью. Мать Терезу критиковали, к примеру, за то, что она брала пожертвования у нечистых на руку лиц. Иногда у нее требовали вернуть эти деньги людям, пострадавшим от дельцов-добродетелей. Она всегда отказывалась возвращать деньги, ссылаясь на то, что они были пожертвованы с чистым сердцем и не ей, а делу, которым она занимается.

Мать Тереза была очень энергичным, деятельным, улыбчивым человеком. Она учила сестер милосердия улыбаться людям, потому что улыбка, по ее словам, - это подарок любви. Многие считали ее святой еще при жизни. И вряд ли кто-то догадывался, что скрывается за ее улыбкой, что происходит в ее душе…

«Небеса закрыты»

Моя улыбка - большой покров, за которым скрывается масса боли. Иногда боль так сильна, что я слышу свой собственный голос: «Боже, помоги мне».
Мать Тереза

Мать Тереза говорила, что в каждом нищем, больном и несчастном она видит Иисуса. Она не просто посвятила свою жизнь служению беднейшим из беднейших - таким образом она пыталась служить Господу. Она называла это деятельной любовью, а себя - карандашом Бога.

Ее уход в монашество - это побег к самому Богу. Ее боль и неверие - это не что иное, как звуковая депрессия. Она так и не нашла Бога, которого так страстно искала, она не чувствовала его, не ощущала любви к нему и сомневалась в его существовании.

Ни молитвы, ни причастие, ни паломничество - ничто не могло унять эту боль и укрепить монахиню в вере. «У меня осталось столько вопросов без ответов! Я боюсь задавать их, потому что это - кощунство. Если Бог есть, прошу - прости меня», - писала она в своем дневнике. «Молитесь за меня, отец, потому что мне все труднее жить с самой собой», - просила она своего духовного наставника.

Соотечественники матери Терезы, священники (у которых нет звукового вектора), объясняют ее кризис веры слишком большими ожиданиями от Бога. Неужели она думала, что придет Христос во плоти и предстанет перед ней? Как святая может сомневаться в существовании Бога? Чего она вообще ждала, чего хотела? Неужели так трудно просто верить и молиться?..

Психологи пытаются объяснить душевные страдания матери Терезы следствием событий ее детства, потерей отца, например. Кое-кто из них предполагал, что «ей нравилось страдать»…

Только системно-векторная психология позволяет понять, что и почему происходило с самой влиятельной женщиной мира.

Дело в том, что религия не может наполнить нехватки современного звуковика, так как они гораздо глубже, чем у представителей предыдущих поколений. У матери Терезы был мощный темперамент и, соответственно, сила желаний и нехваток звукового вектора не могла удовлетвориться католической верой.

На то, что звуковой вектор матери Терезы находился не в лучшем состоянии, указывает тот факт, что она почти не спала. Также мать Тереза говорила, что слышит голоса («внутренний голос», «голос Бога»). Бессонница и «голоса» - это исключительно звуковые расстройства.

Мать Тереза реализовала себя настолько, насколько могла, но звуковые нехватки, как больной зуб, не позволяли ей радоваться жизни…

Мать Тереза прежде всего обладательница кожно-звуковой связки векторов, которая позволила ей воплотить в жизнь великую идею, в которой нуждался мир в ХХ столетии. Пребывая в поисках Бога, она побудила сотни тысяч людей со зрительным вектором к действию, к выполнению своей видовой роли - сострадать, помогать, выхаживать…

Этой удивительной женщины больше нет в живых, но дело, начатое ею, продолжается. Орден милосердия действует в 133 странах мира. 4,5 тысяч монахинь в белых сари помогают тем, кому больше некому помочь. Сотни тысяч волонтеров по всему миру причастны к работе ордена. А мать Тереза навсегда останется символом доброты, сострадательности и любви к человеку.

Если вам интересен глубокий разбор психологических качеств человека на примере известных личностей и применение системных знаний в жизни для лучшего понимания себя и своих близких, можно записаться на бесплатные онлайн-лекции по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана по ссылке:

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Католическая монахиня мать Тереза Калькуттская (в миру — Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 26 августа 1910 года в Османской империи (ныне - территория Македонии) в городе Ускюб (ныне - Скопье). Сама мать Тереза считала днем своего рождения день крещения — 27 августа. Она была младшим ребенком в семье Николы Бояджиу — совладельца преуспевающей строительной компании и активного деятеля албанского освободительного движения.

Агнес с детства была очень религиозной, вместе с сестрами пела в церковном хоре, проводила много времени в ордене Святой Девы Марии.

В сентябре 1928 года после окончания средней школы, движимая желанием стать миссионером, уехала в Дублин (Ирландия) и присоединилась к монашескому ордену сестер Лорето. Там она получила имя сестра Мэри Тереза в честь святой монахини-кармелитки Терезы из Лизье.

В декабре 1928 года Тереза отправилась в Индию и в январе 1929 года прибыла в отделение ордена сестер Лорето в пригороде Калькутты.

Миссионерская деятельность Терезы Калькуттской была удостоена целого ряда почетных наград. В сентябре 1962 года правительство Индии наградило ее орденом "Великолепный лотос" ("Padma Shri"). В 1964 году она получила премию имени Джавахарлала Неру, в 1966 году — Ватиканскую премию Мира имени папы Иоанна XXIII, в 1971 году — американскую награду "Добрый самаритянин".

17 октября 1979 года мать Тереза получила Нобелевскую премию мира.

Монахиня являлась почетным гражданином Загреба (1990) и США (1996). По инициативе итальянских детей она стала также Кавалером Ордена Улыбки (1996).

В 1997 году мать Тереза была награждена высшей гражданской наградой США — Золотой медалью Конгресса.

13 марта 1997 года мать Тереза по состоянию здоровья сложила с себя обязанности руководителя Ордена милосердия. Ее преемницей стала сестра Нирмала.

К 1997 году орден сестер милосердия насчитывал почти 4 тысячи послушниц, были созданы 610 отделений ордена в 123 странах мира. В школах при миссиях ордена обучалось около 20 тысяч детей.

Мать Тереза в Калькутте в штаб-квартире своего ордена от сердечного приступа.

Менее чем через два года после ее смерти по инициативе папы Иоанна Павла II началась процедура канонизации монахини. В 2002 году Ватикан официально признал совершенное матерью Терезой чудо — излечение от рака 30-летней женщины-мусульманки.

19 октября 2003 год мать Тереза была беатифицирована (причислена к лику блаженных) Католической Церковью. В Албании этот день является праздничным.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...