Ощущения после медитации. Наиболее распространенные ощущения, испытываемые при неподвижной медитации

ПОМОГИ СЕБЕ CAM
Медитация

Ф.Т. Готвальд
В. Ховальд.

Мы уже говорили о том, что ощущения, сходные с медитационными, могут непроизвольно возникать у многих людей, если они, например, пребывают в состоянии покоя, созерцают речной поток или заход солнца или испытывают сильное чувство любви. Они познают нечто первопричинное, внутренне близкое, но одновременно новое и особенное.

Эти ощущения носят очень личный характер. Чаще всего о них совсем не хочется говорить. Довольно трудно рассказывать о связанных с этим приятных чувствах. Точно так же трудно описывать ощущения, возникающие при медитационной практике. Поэтому имеет смысл установка не анализировать и не наблюдать за ощущениями. Медитировать означает - "быть в пути". Цели достигаешь быстрее, если не "делаешь промежуточных остановок".

Наряду с личными имеется целый ряд общих ощущений, которые возникают у каждого во время самопогружения. В различных медитационных школах и классических текстах по медитации, как, например, в Йога-сутре Патанджали, уже давно рассказывается об этом. Современная психология также попыталась исследовать общие для медитационных процессов ощущения. Специально подготовленные психологи проводили опыты на самих себе, а также разработали для медитирующих анкеты (опросники) о самочувствии, которые заполнялись до и после медитации.

Первое отчетливое ощущение, возникающее у каждого медитирующего, состоит в следующем: он замечает, что сознание и реакции во время медитации совсем иные, чем при нормальном активном состоянии. Есть также различия и в фазах сонливости.

Австралийский исследователь медитации, психолог Ригби образно обобщает эти ощущения: "Сначала сознание находится в нормальном бодром состоянии - возникает поток мыслей, идей, чувств. Постепенное сосредоточение позволяет переключиться на более тонкий и менее активный уровень мыслительного процесса. С этого момента грубое, словесное мышление блекнет перед тонкой, подвижной духовной деятельностью. Отталкиваясь от этого спокойного, умиротворенного состояния, сосредоточение переходит на все более тонкие уровни активности, пока не достигает точки, в которой преодолеваются (трансценденцируются) самые тонкие структуры мышления и чувств и медитирующий погружается в состояние внутреннего покоя при кристально чистом сознании, без какой-либо целенаправленности. Он пребывает в состоянии трансцендентального или чистого сознания без какого-либо времяощущения. После непродолжительного времени, обычно нескольких мгновений, мышление спонтанно возобновляется. Этот процесс постоянно повторяется".

Участники наших курсов также все время говорили о том, что медитация приносит им внутреннее успокоение. Во время медитирования изменяется их общее настроение: от напряженности, внутренней тревоги, чувства спешки, замотанности они постепенно и плавно переходят к состоянию спокойной собранности, внутренней бодрости и очищенности. У них возникает чувство свободы, облегчения и благополучия.

45-летняя участница курсов, заведующая отделом кадров, так описывает процесс медитации: "Я сижу с закрытыми глазами и начинаю упражнение. Я замечаю, как мои мысли постепенно улетучиваются, быстро рассеиваются, как редкие облака. Мое дыхание успокаивается, тело расслабляется. Мне очень легко и приятно. Временами мое мышление как бы отключается и я испытываю глубокий внутренний покой. Потом приходит чувство огромной удовлетворенности, переходящее время от времени в чувство полного счастья. Иногда, правда, медитация бывает неглубокой, в голове мелькает множество мыслей, но физически я чувствую себя, тем не менее, успокоенной и расслабленной. Такое чаще всего бывает по утрам. Вечерами, наоборот, я испытываю полное отключение и отчетливое состояние духовного покоя. В общем и целом я чувствую себя во время и после каждой медитации бодрее, проясняется мышление, становится просто хорошо".

Рассматривая психологические исследования медитационных процессов, убеждаешься, что при медитировании преобладают собранность, спокойная откровенность, удовлетворенность и хорошее самочувствие. По сравнению с обычным состоянием настроение во время медитации приподнято. Границы нормального обыденного сознания исчезают и медитирующий постигает поэтапно "беспредельность" или даже "вечность". В состоянии медитации сознание "расширяется" или "углубляется". Граница собственного "Я" становится преодолимее, происходит самопознание, которому может сопутствовать переживание взаимосвязи и взаимозависимости со всем и от всего.

Что происходит с организмом во время медитации

Еще в 1935 г. француженка, ученая и врач, Броссе заметила, что у опытных индийских йогов во время медитации замедляется сердечная деятельность. Это можно считать началом исследований изменений в организме во время медитации у йогов и монахов японского дзэн-буддизма. В 50-е - 60-е годы выяснилось, что у них снижается обмен веществ и медитационная практика сопровождается специфическими биотоками мозга. В последние годы обстоятельные научные исследования продолжались.

Ученые установили, что медитационное состояние - это уникальное состояние глубокой расслабленности и самопогружения, которое по физическим параметрам отличается от состояния сна и простого сидения с закрытыми глазами. Расслабление полнее, чем во сне, а сознание остается бодрым и ясным. Организм приходит в состояние покоя значительно быстрее, чем во время сна. Состояние глубокой расслабленности достигается чаще всего в течение нескольких минут, тогда как во сне на это требуется несколько часов.

Многие из приобщенных нами к медитационной практике фиксируют в первое время в основном физиологические изменения. Их дыхание становится глубже, а дыхательные паузы длиннее, организм успокаивается. Эти люди испытывают, как правило, непроизвольное чувство расслабленности и освеженности.

Особое впечатление на нас произвел тот факт, что во время фаз глубокой медитации у опытных медитирующих наблюдалась спонтанная остановка дыхания. Эти паузы длились в среднем 20 секунд и достигали максимальной продолжительности в 67 секунд, что свидетельствовало о состоянии экстремального расслабления.

Аналогично изменяется и сердечная деятельность. Количество биений сердца сокращается на 3 - 10 в минуту, а количество крови, перекачиваемой сердцем, сокращается на 25%. Можете представить себе, какой отдых получает при этом сердце, особенно на фоне сегодняшних стрессов, когда оно функционирует с большими нагрузками.

Помимо этого, медитирующие во время упражнений часто испытывают определенные физические ощущения совершенно необычного характера. Чаще всего рассказывают о тепловых ощущениях. Прежде всего тепло ощущается в руках и ногах. Это связано с улучшением кровообращения во время медитации. Например, кровообращение в нижней части руки увеличивается на 30%. Кровеносные сосуды расширяются и таким образом облегчается циркуляция крови. Далее было установлено увеличение притока крови во время медитации в лобные части головного мозга на 65% по сравнению с обычным сидячим состоянием. Это необычное увеличение притока крови в области мозга является отличительным признаком расслабленного состояния при медитации.

Кроме того, медитирующие ощущают токи тепла, поднимающиеся вдоль спины к голове. Иногда эти ощущения совпадают с впечатлением, что некоторые части тела, например голова или ноги, становятся тяжелее. Когда это ощущение тяжести проходит, наступает ощущение прилива энергии. Прилив энергии иногда распространяется по всему телу так, что чувствуешь себя, "как заряженная батарея". Возникают ощущения, что границы тела раздвигаются и оно становится проницаемым. Некоторые медитирующие вообще больше не чувствуют этих границ, что дает особую свободу.

При исследованиях регистрировалось также расслабление мышц, например, в области лба, затылка и плечевого пояса. Каждый знает, как широко распространены сегодня мышечные судороги, особенно в периоды повышенных нагрузок на организм. Во время медитации происходит радикальное снятие мышечных напряжений, что полезно для физического и психического здоровья.

Снижается также содержание молочной кислоты в крови. Во время стрессовых ситуаций и нервных потрясений содержание этого компонента, наоборот, увеличивается, т. е. медитационное состояние противоположно стрессовому и нервозному. Кроме того, во время медитирования концентрация стрессового гормона кортизола в крови и моче снижается по сравнению с предмедитационным состоянием на 37%, что также свидетельствует о снижении стрессового уровня (рис. 2).

Другим критерием стрессового уровня у медитирующих служит психогальваническая реакция кожи (ПГР), или сопротивление кожи. Чтобы измерить ее на коже, укрепляют электроды, например на правой руке, и пропускают слабый ток. Если вы находитесь в спокойном, расслабленном состоянии, то кожа у вас сухая и у нее большее электрическое сопротивление. Во время напряженной ситуации, например на экзамене или при решающем разговоре, наоборот, сопротивление кожи понижается, так как руки потеют и становятся мокрыми. Во время медитации электрическое сопротивление кожи возрастает быстрее, чем при глубоком сне. Это является еще одним подтверждением того, что медитационные упражнения приводят организм в состояние полного расслабления.

Психические ощущения во время медитации

Хотя у начинающих медитировать преобладают физические ощущения, психические ощущения также возникают уже с самого начала. "Удачная" медитация характеризуется интенсификацией сознания, т. е. ясностью, собранностью, повышенной проницательностью. Это относится в первую очередь к мыслям, которые возникают во время медитации. Они воспринимаются четче, чем во время обычного среднего состояния сознания. Вместо постоянного следования своим мыслям, чувствам, ощущениям медитация приводит к господству над ними.

Во время медитации участники наших курсов часто вспоминают переживания или ситуации, относящиеся к далекому прошлому или непосредственно связанные с событиями дня. Таким образом, медитация становится своего рода "психической переработкой", в конце которой медитирующие испытывают чувство облегчения, и помогает скорее забыть все второстепенное.

Иногда психическая активность во время медитации сопровождается зрительными и слуховыми ощущениями. Как и во сне, возникают зрительные образы, но медитирующий осознает эти спонтанно возникающие переживания и почти всегда может управлять событиями. Иногда эти психические впечатления сочетаются с физическими ощущениями.

Необходимо упомянуть и о последнем виде психических ощущений во время медитации. Медитирующий приобретает познания, необходимые для устройства его обыденной жизни или решения каких-либо особых проблем. Тем не менее, многие медитационные школы рекомендуют анализировать реальность содержания приобретенных во время медитации познаний, а не просто спонтанно руководствоваться ими.

Как работает мозг в медитационном состоянии

Как физические, так и психические ощущения во время медитации были бы немыслимы без соответствующей деятельности мозга. Поэтому функционирование мозга во время медитации постоянно привлекало внимание исследователей.

Особый интерес представляют изменения во время медитационных упражнений, отражающиеся в диаграммах биотоков мозга. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) отображает электрическую активность мозга. В определенных точках черепа крепят электроды и измеряют электрические колебания. Записанные биотоки расшифровывают по следующим параметрам: частота, амплитуда, форма, распределение и частотность. Различные по частоте виды биотоков соответствуют различным физическим и психическим состояниям:

  • дельта-волны: сон (менее 4 герц);
  • тета-волны: сонливое состояние, засыпание, а также радостное, спокойное, субъективно приятное состояние и творческие процессы (4 - 7 герц);
  • альфа-волны: расслабленное бодрствование (8 - 13 герц);
  • бета-волны: активное мышление, концентрация (более 13 герц).

Во время медитации в начале преобладают альфа-волны, которые распространяются от затылочных к лобовым частям мозга. Это свидетельствует о состоянии расслабленного психического бодрствования. Затем возрастает появление те-та-ритмов - признак физического покоя и хорошего самочувствия.

В нормальном состоянии биоритмы мозга составляют хаотичную, смешанную, разрозненную картину различных по частоте видов волн, не совпадающих во временном графике. Во время медитации возникает необычная равномерность всех видов мозговых волн. Во всех точках черепной коробки царит единообразие частот и амплитуд.

Электрическая активность мозга у медитирующих выглядит более синхронно, части мозга начинают работать гармонично и пульсируют в определенной степени в едином ритме. Это напоминает марш солдат на параде: солдаты двигаются упорядочение в едином строю и ритме. Их маршировка выглядит гармонично и единообразно.

Хотя по кривым биотоков мозга и нельзя судить о содержании мыслей и качестве мышления, но вполне можно определить степень общего состояния и синхронизацию основной биологической активности мозга, которая является общей предпосылкой для устойчивости, мобильности и ясности умственных процессов.

Исследователи мозга долгое время искали на ЭЭГ специфические признаки медитационного состояния, пока в 1974 г. Лайвин при помощи нового метода обработки данных не обнаружил когерентность.

Когерентность показывает, насколько велика связь синхронных электродов, размещенных на различных, удаленных друг от друга участках черепной коробки. Когда когерентность высока, волны растут одновременно в двух или нескольких регионах мозга в виде "пика".

На диаграмме изображена ЭЭГ-когерентность человека до и после овладения трансцендентальной медитацией. Альфа-когерентность возникает уже после первой медитации. Чем длительнее и регулярнее занятия, тем сильнее становится когерентность в различных волновых диапазонах. ЭЭГ у медитирующих с большим опытом показывает одновременную когерентность различных частот, которая сохраняется все чаще и чаще и при повседневной деятельности (рис. 3).

Известно, что различные части мозга и особенно оба мозговых полушария отвечают за различную деятельность организма.

В нормальном состоянии бодрствования работа мозга координируется слабо. Большинство людей при решении обыденных задач оперируют преимущественно аналитическими или интуитивными категориями, мысленно или образно, во времени или в пространстве, интеллектуально или художественно. Очевидно, что успех при решении обыденных проблем зависит от интеграции различных функций мозга.

Во время медитирования согласованность, обмен информацией между обоими полушариями улучшается. Из исследований творческих процессов известно, что творческие достижения зависят во многом от информационного обмена мозговых полушарий. Медитация стимулирует мозговую активность.

Исследователь мозга Банкуэт установил на основе медитационной практики три различных формы интеграции мозговой деятельности: интеграция левого и правого полушарий мозга; интеграция затылочной и лобной частей мозга; интеграция поверхностных и глубинных участков мозга.

Первая форма интеграции образует основу для гармонизации интуиции, силы воображения, творческих потенций, а также чувств, - т. е. свойств и способностей, присущих правому мозговому полушарию, - и интеллектуальных центров левого полушария.

Вторая форма интеграции позволяет сделать вывод, что медитация способствует взаимодействию между умственной активностью и движениями. Улучшение сенсорно-моторной координации, например сокращение времени реагирования, подтверждают и другие исследования.

Интеграция между отделами мозга, отвечающими за сознательную мыслительную активность, и теми, которые управляют основными жизненными процессами, т. е. третья форма интеграции, ведет к бесперебойному взаимодействию тела и мысли.

Пиковые, предельные ощущения во время медитации

Хотя воздействие медитирования со временем увеличивается, физические и психические ощущения, перечисленные ранее, теряют со временем новизну. Все естественнее кажется состояние удовлетворенности и миролюбия. Мы не можем описать их здесь со всеми подробностями, но один из участников наших медитационных курсов, 32-летний скульптор, записал и передал нам свои впечатления, которые дают хорошее представление о предельных ощущениях во время медитации: "Непосредственно после начала медитации мой пульс замедляется, а дыхание становится спокойным. Я чувствую нежный ток в теле, энергия и радость поднимаются из нижней части тела. В области сердца появляется ощущение глубокой радости. Тело становится все спокойнее, раздвигается и становится, как бриллиант, - прозрачным, чистым и неподвижным. Мысли сами по себе делаются легкими и быстро улетучиваются. Я все сильнее и сильнее ощущаю самого себя, воспринимаю тишину в себе и вокруг, даже если слышу на поверхности восприятия какие-то шумы. Потом я ощущаю, как погружаюсь в эту тишину, все границы исчезают и остается только ощущение бесконечных просторов. Когда я выхожу из этого состояния, остается чувство глубокой сопричастности со всем и всеми и неописуемое ощущение счастья. После таких медитаций я решаю все профессиональные и семейные проблемы быстро, беспрепятственно и к всеобщему удовлетворению".

Гуманистическая психология подчеркивает особое значение предельных, или пограничных, ощущений. Маслоу, выдающийся представитель гуманистической психологии, установил, что в такие моменты внутреннего наполнения человеческие силы объединяются наиболее эффективным образом, и человек тогда становится менее разбросанным, более восприимчивым к ощущениям, у него повышается производительность, изобретательность, увеличивается чувство юмора, он становится более независимым от низменных потребностей. При предельных ощущениях каждый чувствует единство с самим собой и со своим окружением, чувствует трансцендентальность, позволяющую преодолеть границы собственной личности.

Как видите, медитационные занятия позволяют изведать многообразие различных ощущений. Медитация в этом отношении нечто уникальное. Она соединяет покой и бодрствующее сознание в одно состояние "спокойного бодрствования", которое сопровождается хорошим физическим и психическим самочувствием.

Вы можете встревожиться, заметив, что у вас частое сердцебиение или услышав об этом от доктора. Хотя сердечный ритм человека подвержен определенным естественным колебаниям, аномально высокая частота сердцебиения может привести к множеству серьезных заболеваний, включая стенокардию, сердечные приступы и заболевания легких. Если ваш сердечный ритм превышает норму, вы можете понизить его с помощью нескольких естественных методов.

Шаги

Дыхательные упражнения и медитация

  1. Практикуйте дыхательные упражнения для снижения стресса. Как известно, стресс может приводить к ускорению сердечного ритма. Когда вы испытываете стресс, в вашем организме вырабатывается адреналин, приводящий к повышению частоты сердечных сокращений, что помогает справиться с раздражителем. Дыхательные упражнения расслабляют и успокаивают ваше тело и разум, тем самым замедляя сердечный ритм.

    • Сядьте прямо. Положите одну руку на живот, а вторую на грудь. Глубоко вдохните носом. При этом вы должны почувствовать, как приподнимается ваш живот, в то время как грудная клетка остается неподвижной. Медленно выдохните, слегка приоткрыв рот. При желании можете надавить рукой на живот, выпуская из себя воздух. Повторите это упражнение десять раз.
    • Быстро вдохните и выдохните через нос (примерно три вдоха и выдоха за одну секунду), держа рот закрытым. Затем сделайте нормальный вдох и выдох. Повторяйте упражнение в течение пятнадцати секунд или дольше.
  2. Практикуйте медитацию. Медитация позволяет успокоить тело и разум. Люди, страдающие от недомоганий и болезней, часто используют медитацию для того, чтобы расслабить тело, успокоить разум и обрести душевное спокойствие. Один из простых и действенных способов приступить к медитациям состоит в том, чтобы начать с ежедневной практики медитации ясного ума:

    • Сядьте на стул или на пол (скрестив ноги либо подогнув их под себя), приняв удобную позу.
    • Сосредоточьтесь на своем дыхании. Ваше внимание будет иногда отвлекаться на другие мысли. Поймав себя на этом, отгоняйте посторонние мысли в сторону, вновь сосредотачиваясь на своем дыхании.
    • Не думайте ни о чем, кроме дыхания.
    • Если вы новичок, начните с коротких сеансов продолжительностью около пяти минут. Старайтесь медитировать почаще, хотя бы один раз в день. Приступив к регулярным медитациям ясного ума, при желании вы сможете удлинить сеансы в дальнейшем.
  3. Для расслабления ума используйте технику управляемых психических образов. Метод управляемых психических образов применяется для ослабления ненужной тревоги и предотвращения тревожных мыслей. Он поможет вам сконцентрироваться и расслабиться, уменьшить негативное влияние стрессовых факторов и, таким образом, понизить частоту сердцебиения. В течение 10-20 минут выполняйте следующие действия:

    • Подготовьтесь к визуализации. Не смотрите телевизор, не просматривайте Интернет-сайты, избегайте других раздражителей.
    • Найдите тихое место, пригодное для отдыха и медитации.
    • Если можно, прилягте.
    • Закройте глаза и сделайте несколько медленных глубоких вдохов.
    • Представьте себе что-нибудь, навевающее спокойствие и позволяющее расслабиться. Например, вообразите себя на пляже, не спеша прогуливающимся по песку, в то время как в лицо вам дует легкий бриз. Или представьте, как вы мягко качаетесь на ласковых волнах.
    • После этого позвольте себе осмотреться в этом тихом уютном месте, созданном вашим воображением.
    • Покидая райский уголок, сделайте несколько глубоких вдохов и откройте глаза.
  4. Выполняйте аэробные упражнения, чтобы снизить частоту сердцебиения. Сердечный ритм медленнее у тех, у кого сильное сердце. Аэробные упражнения укрепляют сердечно-сосудистую систему, уменьшают риск заболеваний сердца, понижают кровяное давление и повышают концентрацию липопротеинов высокой плотности (ЛПВП), называемых также “хорошим” холестерином. Аэробные упражнения включают в себя:

    • Плавание
    • Ходьбу
    • Езду на велосипеде
    • Танцы
    • Прыжки на месте с поднятием рук
  5. Определите целевой сердечный ритм, чтобы извлечь из упражнений максимальную пользу. Выполняйте упражнения до тех пор, пока ваш сердечный ритм не достигнет определенного значения. Таким образом вы сможете укрепить свое сердце, не перенапрягая его.

    • Сначала следует оценить свою максимальную частоту сердцебиения, вычтя из 220 свой возраст. Тем самым вы определите максимальное число сердечных сокращений в минуту при занятиях физическими упражнениями.
    • Затем рассчитайте целевой сердечный ритм: при умеренных физических нагрузках он должен составлять 50-70 процентов от максимальной частоты. При интенсивных тренировках целевой сердечный ритм должен достигать 70-85 процентов от максимальной частоты.
    • Предположим, вам 45 лет, то есть ваша максимальная частота сердцебиения равна 175 (220-45 = 175). Тогда целевой сердечный ритм составит около 105 (60% от 175 = 105) для умеренных нагрузок и 140 (80% от 175 = 140) для интенсивных упражнений.
  6. Научитесь контролировать свой сердечный ритм во время занятий. Сначала измерьте свой пульс перед началом тренировки, приложив пальцы к запястью или шее и посчитав число сердечных сокращений за минуту. Затем измерьте пульс во время перерыва или по окончании тренировки.

    • Измеряя пульс через определенные интервалы времени, вы сможете поддерживать целевой сердечный ритм, контролируя интенсивность нагрузки.

Широкое распространение в США, благодаря деятельности индийского физика Махариши Махеш Йоги, создавшего методику так называемой “трансцендентальной медитации” (ТМ), облегчив и приспособив для “западного человека” технику йоги.

Трансцендентальная медитация широко применяется в США и здоровыми людьми, и в клиниках для ликвидации нервного напряжения, бессонницы и тревоги, и при лечении наркомании и алкоголизма, и многих других заболеваний.

Целительный эффект медитации (как показало ее применение в клиника) вовсе не требует обязательного достижения особого состояния сознания: они возникают далеко не у каждого и не при каждом медитировании. Самозанятие медитацией означает движение к улучшению здоровья, к более естественной полноценной жизни. И эта сосредоточенная ежедневная направленность на выздоровление обязательно скажется! Иначе говоря, сама по себе техника медитации обладает лечебным действием.

В 70-е годы довольно широко начали проводиться исследования, касающиеся управления человеком своими физиологическими реакциями с помощью обратной связи. Оказалось, что если человек получает информацию, обратную связь - о своем пульсе, давлении, температуре и т. п., он может произвольно изменять эти показатели.

Когда попытались понять, как же все это человеку удается, обнаружилось, что основным приемом становится воображение обстоятельств, меняющих состояние, или прямая попытка вызвать у себя это состояние (покоя, удовольствия - если надо добиться, например, снижения частоты пульса; беспокойства, раздражения, тревоги - если необходимо повысить частоту пульса).

У профессора Бенсона возникла мысль: нельзя ли научиться снижать кровяное давление, частоту пульса без обратной связи - с помощью особого состояния сознания? Прежде всего Бенсон решил исследовать физиологические эффекты трансцендентальной медитации (ТМ). Исследования Бенсона показали: после непродолжительной медитации потребление кислорода снижается на 20 %, тогда как во время сна такое снижение возникает через 4-5 часов. Кровяное давление при этом не снижается, а пульс и дыхание становятся реже. Однако когда провели тщательное исследование влияния ТМ на людей с исходно повышенным давлением, обнаружилось, что после некоторого периода регулярной медитации давление понижается до нормы. Когда занятия медитацией прекращали, давление вновь повышалось. Регулярное пребывание в состоянии релаксации может являться антистрессорным механизмом - защитой от стрессов и их вредных последствий. Это состояние может вызываться как с помощью медитации, так и другими способами: аутотренингом , последовательной релаксацией, гипнозом.

В существующих техниках медитации Бенсон выделил четыре основных элемента:

1. Спокойная обстановка.

2. Объект сосредоточения. Им может быть слово, звук, ощущение (например, инструктор каждому “дает” индивидуальное слово для медитации - мантру). Это слово не следует никому сообщать. Действенным является и последовательное сосредоточение на ощущениях напряжения и расслабления мышц, на вдохе и выдохе.

3. Пассивное отношение. Освобожденность разума от мыслей, целей, опустошенность без напряжения (”позволить” потоку мыслей “плыть мимо”).

4. Удобная поза. Рекомендуется сидячая, чтобы не заснуть. Главное - отсутствие мешающего мышечного напряжения. Можно использовать “позу лотоса”, можно сидеть в удобном кресле, наконец лежать. Главное - комфорт и возможность расслабиться.

Основываясь на этих элементах, Бенсон сформулировал свою инструкцию релаксации, не требующей ни учителя, ни каких-то особых тренировок:

1. Сядьте спокойно, в удобной позе.

2. Закройте глаза.

3. Расслабьте все мышцы, начиная с мышц ног и кончая мышцами лица. Сохраняйте состояние расслабленности.

4. Дышите через нос. Осознайте свое дыхание. После выдоха произносите про себя слово “один”. Например, вдох… выдох - один, вдох… выдох - один, и т. д. Дышите легко и естественно.

5. Сохраняйте приятную позу от 10 до 20 минут. Вы можете открыть глаза, чтобы посмотреть на часы, но не тревожась при этом. Когда вы закончите, посидите несколько минут - сначала с закрытыми, а потом с открытыми глазами. Не вставайте еще несколько минут.

6. Не беспокойтесь о том, насколько успешно и глубоко вы достигаете релаксации, не мучайтесь и не напрягайтесь - позвольте возникать релаксации в своем темпе. Когда вы отвлекаетесь, не останавливаясь на отвлечении и возвращаясь к повторению слова “один”, то постепенно, по мере повторения, релаксация будет возникать легче. Применяйте эту технику 1-2 раза в сутки в любое время - но не ранее чем через 2 часа после еды.

Ощущения во время релаксации по Бенсону у разных людей очень различны. Большинство испытывали чувство покоя и расслабления. У немногих отмечались экстатические чувства, возникало ощущение удовольствия, отдыха, хорошего самочувствия. У некоторых не возникало никаких ощущений. Независимо от этого у всех обнаружено снижение потребления кислорода.

Вместо слова “один” можно повторять любое другое. Можно также менять по своему усмотрению отдельные компоненты описанной техники релаксации. Так, одни люди нуждаются в полной тишине, другие практикуют релаксацию в транспорте. Некоторые стремятся практиковать релаксацию в одно и то же время и в определенном месте. Каждый медитирующий выбирает свою практику.

Поначалу, пока практика “вхождения” в релаксацию не станет систематической, можно завести специальный календарь и отмечать в нем каждое занятие. Со временем такая надобность отпадет и релаксация станет привычкой, потребностью. Некоторые применяют описанную технику перед сном, лежа в постели, чтобы заснуть. Известны случаи, когда таким образом удавалось прекращать прием снотворных. “Однако, - подчеркивает Бенсон, - засыпание и сон - это не то же самое, что релаксация”. Он рассматривает регулярную релаксацию как необходимый момент “компенсации” непрерывных оборонительных реакций, возникающих в ответ на стрессы. Снижение тревожности, повышение бодрости и энергии, улучшение внимания и сосредоточенности, более успешное решение жизненных проблем и творческие удачи и тому подобные положительные сдвиги отмечаются у людей, применяющих ежедневную релаксацию по методу Бенсона. Релаксация - это отключение мозга от внешнего мира и “озабоченности”, от мыслей о прошлом и настоящем. Бенсон считает, что релаксация дает возможность “услышать” разлаженные внутренние системы, “отрегулировать” их и восстановить равновесие.

В наших исследованиях, которые проводились в НИИ нейрокибернетики РГУ (Ростов-на-Дону), также достоверно показано положительное влияние медитации на здоровье. В экспериментах приняли участие 105 испытуемых, 59 женщин и 46 мужчин в возрасте от 18 до 65 лет. Все они прошли шестимесячный курс медитативного тренинга под моим руководством. Испытуемые медитировали ежедневно не менее 30 мин в день. Перед началом курса, после трех месяцев обучения и перед окончанием курса они проходили психофизиологическое обследование. Для оценки состояния сердечнососудистой и дыхательной систем использовались пульсометрия (ЧСС), измерялись артериальное давление (АД) (18 чел. с диагнозом: гипертоническая болезнь 1-й или 2-й степени), параметры дыхания в покое и под нагрузкой. Для определения скорости протекания сенсомоторных процессов измеряли время простой зрительно-моторной реакции (ЗМР). Интенсивность, устойчивость и распределение внимания оценивали по корректурному тесту Бурдона и таблицам Шульте. Кратковременную память изучали с помощью теста на запоминание цифровых рядов. Мыслительные процессы анализировали по ассоциативному тесту на скорость арифметических действий (обратный счет семерками в течение трех минут). Характеристику лабильности нервных клеток устанавливали с помощью методики измерения критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ). Характеристику баланса нервных процессов находили, определяя точность оценки временных интервалов. Уровень тревожности и эмоциональную устойчивость оценивали с помощью опросника Тейлора и измерения кожно-гальванической реакции (КГР).

Большинство регистрируемых показателей функционального состояния испытуемых достоверно улучшилось уже после трех месяцев тренировки.

Показателями улучшения:

1) состояния сердечнососудистой и дыхательной систем являются снижение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания в покое, а также увеличение времени произвольной задержки дыхания;

2) лабильности нервных клеток коры головного мозга - увеличение КЧСМ;

3) сенсомоторных процессов - уменьшение времени ЗМР;

4) функции внимания - увеличение количества просмотренных знаков и процента правильных ответов в тесте Бурдона и уменьшение времени выполнения теста Шульте;

5) объема кратковременной памяти - увеличение числа запомнившихся цифр в ряду;

6) баланса нервных процессов - увеличение точности оценки временных интервалов;

7) психического состояния - снижение уровня тревожности по данным опросника Тейлора и уменьшение фазической активности КГР;

8) снижение систолического АД от 5 до 20 мм рт. ст. и диастолического АД от 5 до 15 мм рт. ст. у разных испытуемых после занятий медитацией.

Регистрируемые показатели функционального состояния испытуемых улучшились после трех месяцев медитации, и позитивные изменения продолжали нарастать к концу шестого месяца занятий (Тамбиев А. Э., Кондрашов В. В., Мельников Е. В. Возрастные и половые особенности эффективности медитации // Психологический журнал. 1995. Т. 16. №5. С. 129-133).

Для этой практики можно принять любую удобную позу сидя (например, Ваджрасана, Сукхасана, Ардха-Падмасана и т.п.) или даже лежа на спине (Шавасана). Если вы делаете эту практику непосредственно перед сном - то Шавасана будет наилучшим вариантом. С другой стороны, если вам ни в коем случае нельзя засыпать - эта поза будет нежелательна. Если релаксация в этом упражнении незаметно перешла в сон, не стоит себя сильно ругать. Но конечно, это не будет способствовать углублению практики.

Техника, изложенная ниже, не сложна сама по себе, но обычно требует нескольких попыток для полного освоения. Базовая последовательность занимает около 5 минут.

Практика (базовая последовательность):

  1. Примите удобное положение, закройте глаза и расслабьте все тело. Если нужно, откорректируйте положение так, чтобы вас ничто не отвлекало. Еще больше расслабьтесь.
  2. В течение минуты просто наблюдайте, чувствуйте свое тело изнутри. Постарайтесь при этом ни о чем не думать. Не заостряйте свое внимание на каком-то одном процессе (скажем, дыхание или расслабление лица), держите все тело целиком в поле осознавания.
  3. Затем соберите внимание в области груди, в области сердца. Почувствуйте сердце, и его биение. Для этого разным людям может потребоваться разное время: от нескольких секунд до нескольких минут. Этот навык нарабатывается.
  4. Затем почувствуйте, как с каждой пульсацией сердца кровь растекается по всему телу. Это ощущается как легкая пульсация всего тела вслед за сердцем. Это важный этап, здесь имеет смысл задержаться на несколько минут, даже если вы четко ощущаете пульсацию.
  5. Затем перенесите внимание в запястье левой или правой руки - почувствуйте сердцебиение там (естественно, не прикладывая руку «на пульс», а мысленно). 1-2 минуты.
  6. Теперь почувствуйте биение самого сердца, и пульс в выбранной точке (например, в запястье руки) как части целого процесса, как одно событие. Наблюдайте этот процесс 1-2 минуты.

Для концентрации можно выбирать, конечно, не только запястье, но вообще любую область тела: шею, лоб, кончик носа, межбровье, ладони, ступни, живот или другие точки. Надо время от времени менять область для концентрации. Цель - научиться чувствовать пульс в любой области тела.

Следующим этапом станет освоение этой практики во время практики йоги, а также в любое время: сидя на диване, во время поездки на работу, во время разговора с друзьями и т.п. Это отличный способ отстраниться от стрессовой ситуации, сохранить спокойствие и достоинство во время конфликта. А также практичный вариант делать практику йоги в любом месте в любое время! Ограничений по времени после\до еды для этой техники нет.

Если вам понравится эта техника, вы можете перейти на продвинутый уровень. К вышеизложенным 6 шагам добавляются еще несколько.

Практика (продвинутая\расширенная последовательность):

  1. Перенесите внимание не дыхание. Оно должно остаться таким же, как и до этого - естественным. Не надо специально замедлять или углублять дыхание. Начните подсчет: на вдохе считайте: «1», на выдохе - «2», и так далее. Досчитайте так до 40.
  2. Перенесите внимание в область горла. Почувствуйте, как дыхание словно немного щекочет горло. «Здесь» также досчитайте до 40, сохраняя осознавание и дыхания, и счета, и области горла. Не напрягайте лицо или горло.
  3. Перенесите внимание в область груди. Понаблюдайте, как с вдохом грудная клетка чуть расширяется, а с выдохом - сжимается. Начните счет дыханий до 40. Опять же, не надо специально расширять грудную клетку - дыхание нормальное, расслабленное.
  4. Перенесите внимание на живот (область брюшного пресса). Почувствуйте, как с каждым вдохом живот поднимается, а с выдохом - опускается. «Пребывая» вниманием в животе, также досчитайте до 40.
  5. Для выхода из этого углубленного варианта медитации, сначала представьте себе обстановку помещения, где вы практикуете. Прислушайтесь к окружающим звукам. Почувствуйте температуру воздуха кожей. Почувствуйте тело, осознайте его положение в деталях. Уже после этого «заземления» не спеша поменяйте позу и открывайте глаза.

Делая полный или «продвинутый» вариант практики, нельзя не заметить резкий скачок медитативности состояния, уровня релаксации. Говоря на современном сленге, «это простой кайф!». Но, конечно, расширенный вариант требует больше времени: в общей сложности практика 1 и 2 циклов займет 10-15 минут, в зависимости от ритма вашего нормального дыхания.

Когда лучше всего делать эту технику?

  • Когда вы нервничаете, напряжены;
  • Перед важным событием: переговорами, экзаменом, важным звонком и т.п. чтобы «собраться»;
  • В пробке, сидя в автомобиле, или во время поездки в общественном транспорте;
  • На отдыхе, в отпуске, на выходных - в качестве «разгрузки». Сделав такую медитацию, вы сразу «начнете отдыхать», что не всегда возможно из-за множества мыслей в уме.
  • После комплекса асан, Шавасаны и пранаям - как медитативную практику (вы можете сделать короткий (5 мин.) или расширенный вариант, смотря по обстоятельствам.
  • Перед сном - если нет другого времени, или если вы страдаете от бессонницы или вам снятся тревожные сны.

Медитация на биение сердца - чудесный способ «найти свой центр», остановиться в суетном потоке событий, почувствовать свои истинные стремления. Это и надежная защита от стресса в социуме, и хороший способ действительно продвинуться в медитации в русле практики йоги.

В общем, уникальный текст. Нигде больше такого не найдете.

Когда вы медитируете, обращайте внимание на градации. Это подобно тому, как вы плывете по реке или морю и чувствуете волны и ветер, чувствуете колебания. Когда вы вышли на берег, плоскость та же, но ощущение от движения - уже другое. Другое усилие прилагается. Если, например, ландшафт горный, то вы чувствуете, что идете по другой структуре. Когда вы двигаетесь вовнутрь, структура также меняется. Иногда вы начинаете чувствовать, что идет расширение. Иногда вы чувствуете, как волны начинают вас захватывать, и вы, например, кружитесь. Вас может валить, или одна часть тела может становиться больше другой. Иногда вдруг ворох мыслей выходит.

Вы двигаетесь по определенным слоям. Вы можете этого не понимать, не замечать, потому что человек - как матрешка, все поля в нем существуют одномоментно. Но, когда вы двигаетесь вовнутрь, вы начинаете их проходить. Например, вы задали цель - двигаться к центру, и начинаете через эти поля проходить. Когда вы двигаетесь, в какой-то момент вы можете начать видеть цвета, слышать звуки. Один из таких показателей - когда вы начинаете слышать звук ОМ. Вы садитесь и вдруг слышите гул, похожий на тот, который издает лампа дневного света: «Оммммммм». Он может также сопровождаться визуальными эффектами - сверканием искр, пятнами, еще какими-то.

Поначалу, если вы привыкли жить в уме, все это кажется вам фантазией. Затем, когда вы начинаете уделять внимание этой фантазии, она оживает и становится более явной, а телесные ощущения - менее явными. Если вы потом длительное время медитируете, то у вас может случиться пограничное состояние: вы вообще не понимаете, что вы сидите, вы не понимаете - то ли вы уснули, то ли медитируете. Если в такой момент вы резко откроете глаза, то состояние будет наподобие сна, когда вы рассматриваете предметы, как во сне. Грань между ощущением тела и восприятием реальности начинает теряться. Ваше тело и предметы начинают как бы сливаться.

Когда в какой-то момент ваша осознанность проходит через ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ТЕЛО, непроработанность в эмоциональном теле может вскрыть какие-то эмоции. Человек начинает вдруг плакать или вспоминать какие-то события, или что-то еще. Этот слой тоже проходится. Чем тоньше вы в какие-то слои входите, тем более явными будут ощущения по сердцу, и менее явными - по телу. Погружаясь вглубь, вы будете больше зависимы от души и чувств, нежели от ощущения тела. Поэтому, двигаясь вглубь, вам придется быть все более и более внимательными. Внимательность не означает сильное напряжение, концентрация не должна быть усилием. Концентрация должна быть естественным потоком, где вы не сжимаете невозможное в желаемое, а даете возможность времени вашим усилием вырасти в состояние естественной концентрации, естественного восприятия.

Иногда люди хотят быстрейших результатов, но не у всех карма, внутренняя собранность, подготовка, эволюционный путь позволяют этого добиться. Многим, чтобы прикоснуться к медитации, нужны годы. Наберитесь терпения. Не думайте, что если сейчас у вас медитация не получается, значит, вам это не дано, - это не так. Если вы сидите и чувствуете, что ничего не чувствуете, т.е. понимаете, что у вас ничего не получается, все равно сидите.

Вы должны понять, что медитация - это одна из важнейших частей человеческого пребывания здесь, на Земле, потому что медитация - это прикосновение к источнику силы. Эта сила вам нужна для решения любой задачи в этом мире - будь то семейная задача, собственное развитие, зарабатывание денег, воспитание детей, выстраивание отношений - неважно. Источник жизни - один, и, если концентрация рассеяна, концентрации нет, т.е. внимание рассеяно, все время будет идти ослабление. Это ослабление связано с тем, что ваш ум, ваши эмоции будут забирать жизненную силу. Вы даже не будете замечать, как расплескивается энергия. Она утекает через ваше обдумывание. Далеко не все могут в течение дня набирать эту энергию.

Чаще всего вы отдыхаете в выходные дни. Возможно, вы выезжаете в лес, на природу, где много праны. Возможно, вы высыпаетесь. Но, например, гнев и раздражение могут в течение дня очень быстро вас опустошить. В какой-то момент вы вспыхиваете, но потом, через некоторое время, наступает усталость. В течение какого-то времени вы можете гореть в напряжении, а потом наступают бессилие и болезнь, как последствия потери энергии. Медитация заполняет вас энергией с очень тонкого плана. Очень тонкой энергией, которая по чакрам спускается вниз до физического тела и дает вам наполненность. Но в силу того, что мы привыкли чувствовать себя телом, нам еще необходимо наполняться жизненной силой через природу - через гуляние в парке, через пробежки, плавание, футбол, волейбол, некую динамику. И тогда мы чувствуем, что наше тело оживает. У нас появляется интерес, уходит депрессия, т.е. мы, таким образом, прокачивая физическое тело, поднимаем жизненную силу, иммунную систему, тонус.

Медитация идет с верхних центров, из глубины души, но она может решить ту же самую задачу. Для этого нужны опыт, время, терпение. Если вы эти две системы соедините, т.е. физическую активность, интенсив с медитацией, то вы с двух сторон пойдете к центру себя. У вас будет физическая сила для того, чтобы легко концентрироваться, а концентрация, как спичка, которой вы подожгли бензин, даст возможность прохождения тонкой энергии космоса в ваш ум, ваше тело, эмоции, чувства. Спускаясь по центрам, эта энергия будет проходить в более плотные частоты, в более плотные слои.

Когда вы сидите, может случиться так, что у вас пошло включаться ЭФИРНОЕ ТЕЛО. И тогда, например, если вы не касаетесь стенки, а сидите с прямой спиной, у вас тело может начать качаться. Вы ничего не делаете, а его начинает качать. Когда есть привычка сидеть с прямой спиной, а эфирное тело расслаблено, вхождение энергии в эфирное тело может выйти в такую конфигурацию, когда-либо вас качает влево-вправо, либо вперед-назад, либо по кругу, либо по какой-то более сложной траектории. В движении энергии вы переходите с ощущения тела на энергию, вы начинаете чувствовать эту энергию, а тело уже вслед за энергией начинает вести.

Я вам сейчас рассказываю, как градации идут, и как вы можете ощутить по различным состояниям, что может происходить.

Входя в АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО и концентрируясь в нем, например, вы можете не понимать, что это астральное тело. Там не написано, куда вы вошли. Но ощущение может быть такое, что конфигурация зала вдруг поменялась. Вы вдруг почувствовали, что стены стали шире, больше. Ваше астральное тело начало изменяться. Такой выход может дать интересные возможности. Если вы сделаете сборку в этом состоянии, сконцентрируетесь в нем и затем создадите намерение увидеть, например, Тадж-Махал, то астральное тело переместится туда, и вы будете этим телом чувствовать, как будто вы там. Если третий глаз не открыт, вы будете просто чувствовать ощущение прикосновения к атмосфере Тадж-Махала. Вы можете погрузиться в любую точку Земли или даже выйти в любую точку в космосе.

МЕНТАЛЬНОЕ ТЕЛО работает по-другому. Вначале в вашем уме всплывает ворох мыслей, и абстрагировать себя от мыслей очень тяжело, в силу того, что ум является очень большой частью нашего взаимодействия в этом мире. Мы общаемся через ум, думаем, т.е. мы привыкли, учась в школе, работать через ум. Как понять, что вы вошли в сферу ума? Если вы туда входите, то любая реальность, которую вы создаете в уме, вдруг начинает ощущаться как реальная. Так же, как здесь, в плотной материи, вы можете чувствовать предметы и явления, точно так же ум все нюансы вашей фантазии, ваших мысленных форм оденет в осязаемое ощущение. Попадая в такое состояние, вы понимаете: все, что вы видите - это реальность. Проснуться в уме - непросто. Но, если это происходит, вы можете остановить ум и двигать им, т.е. видоизменять поток мыслей, таким образом меняя реальность. Это работа очень трудная, потому что происходит абстрагирование. Она требует либо большого времени, либо каких-то стрессовых ситуаций, где ваше эго, ваша личность, чтобы выжить, вынуждены отодвинуть восприятие от себя.

Что происходит, когда человек теряет сознание от боли? Если боль становится в уме запредельной (тем более, если боль находится в теле, - травма, например), то через такое абстрагирование происходит отделение восприятия от воспринимающего. Ну и говорят: «Он потерял сознание». На самом деле, это естественная реакция на то, чтобы эту боль, это преломление не испытывать. Что же такое боль? Это сильный поток энергии, который в определенном слое испытывает преломление. Когда это преломление вами осознается, оно может быть в привычном восприятии, можно сказать, неприятным. Степень неприятности определяет степень боли. Потому что удовольствие и боль лежат на двух чашах одних весов. Они являются по природе одним. Являются потоком энергии и восприятия в разных частотах. Самая сильная боль для обычного человека - это боль в уме. Если вы абстрагируете ум, отделитесь от ума, то боль и состояние боли теряются, но и удовольствие тоже начинает теряться. Вы получаете удовольствие и боль через ум. Тело является уже опосредованной системой ощущения этого. В то же время то, что вы создаете в уме, может быть весьма устойчивым, и, возможно, навязчивым. И, если то, что вы создали в уме, сильно отличается от того, что находится в сердце, то и фанатичным.

Поэтому мы двигаемся дальше. От ума мы двигаемся к прикосновению к душе. Но, когда мы двигаемся дальше, мы не понимаем, что нужно почувствовать. Люди часто задают этот вопрос: «Что надо делать во время медитации?» И, когда отвечаешь просто: «Ничего», то это является самым трудным. Потому что мы привыкли что-то делать.

Помочь поймать частоту энергии, которая лежит выше ума, может человек, который имеет, как носитель, эту высокую частоту. Именно с этой целью люди ездят в Индию, ищут мастеров, настоящих мастеров, у которых есть это горение, есть эта энергия, и они могут в вас инициировать это ощущение.

Поначалу оно в вас воспринимается, как нечто, что вы не можете идентифицировать. Это нормальное явление, потому что ваш ум, соприкоснувшись с этим, никак не может его интерпретировать. Не нужно. В вас будет рождаться новая система, она даже не рождается, она включается в работу от спячки. И она - это нечто - ощущается вами как реальность. Тогда ум и все явления воспринимаются, как сон. И чем больше реальность в сердце, просыпание, тем больше ощущение иллюзии ума. Т.е. это есть, да, но не как реальность, а как сон. Представьте себе, что вы спите, и вдруг в какой-то момент с вами что-то происходит, и вы начинаете чувствовать, что это - не реальность, это - сон. Тогда, во-первых, с вами нечто происходит, т.е. вы не то чтобы сходите с ума, но возникает чувство, очень похожее на схождение с ума. Точка восприятия начинает смещаться. Когда это происходит, вы начинаете чувствовать, что есть некая опора внутри, более явная, чем ваш ум.

Вот эта опора в обычном состоянии - в таком, в котором вы находитесь, - может ощущаться как либо тоска, либо какая-то печаль в сердце. Если вы начинаете смотреть на эту опору с ума, то она при глубинных состояниях, например, которые сейчас с людьми происходят, может вот так чувствоваться. Не гоните это состояние, изучайте его. Потому что таким образом вы можете войти в центр. И если вы начнете говорить: «Я - не тело, я - не ум», но я хочу понять, кто я, хочу найти точку опоры, хочу узнать, что это за состояние, тогда оно начнет в силу вашего изъявления этого желания становится более явным. Если вы начинаете сливаться с точкой опоры, то ваш ум начинает как бы абстрагироваться. В этот момент мир ощущений начнет плыть. И если вы его не хватаете, не пытаетесь его удержать, то ваша жизнь начнет превращаться в сон. Если это происходит, то тяготы жизни, которая сейчас происходит, отодвигаются. Они не исчезают, вы начинаете их ощущать иначе.

Я вам сейчас рассказываю, как можно двигать сознанием, чтобы прийти к центру. Следующее, что происходит: вы начинаете соприкасаться с глубинными чувствами, с теми чувствами, которые идут из души. К тому сокровенному состоянию, которое формирует намерение и окрашивает ваши сны не в краски даже, а в состояния. Если вы входите глубоко в сердце, в эти чувства, то даже простой сон является отдыхом, является наслаждением. Если сон поверхностный, то даже красочный сон может не так радовать, как то глубинное состояние, с которым вы соприкоснулись. Но если там интерпретируется боль, то она гораздо больнее, чем любая боль физического тела. То, что ближе к нам, сильнее в ощущениях радости и в ощущениях горести до того момента, пока эти две силы не сольются в одну - там, где энергия и сознание становятся единым. Когда вы будете чувствовать расширение бескрайних границ, как силу, которая творит, причем это и есть вы, то это говорит о том, что начало происходить слияние энергии и сознания. Оно не разделяется на шиву и шакти, т.е. на силу и восприятие. Оно становится единым целым.

Пока на этом остановлюсь, но это не конец. Потому что все, что будет дальше пониматься, очень тяжело воспринимается умом. Потому что оно многомерно и настолько алогично, настолько сказочно, что уму к нему лучше не прикасаться, потому что ум подобен неверящему родителю, разрушающему сказку ребенка о деде Морозе.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...