Основные этапы развития и направления античной философии. Этапы развития античной цивилизации

Пифагореизм

Это философское течение основал Пифагор (ок. 570 — ок. 500 до н.э.) с о. Самос, потому его называли Самосским. На юге Апеннинского полуострова в городе Кротон он создал союз (тайный, со строгими правилами) единомышленников, разделявших его взгляды, активно участвующих в политической жизни Кротона.

В отличие от милетцев и эфесцев Пифагор был идеалистом. Первоосновой мира он считал числа (целые натуральные) . Все на свете исчисляется и находится в численном отношении друг к другу; эти отношения создают гармонию в мире. Числа находятся в основе пяти стихий, составляющих все многообразие мира и нашу планету — центр Вселенной. Даже звуки (в том числе и в музыке) он соотносил с различными числами. Пифагор также верил в переселение душ.

Элейская школа

Существовала в г. Элея в южной части Апеннинского полуострова. Наиболее известными ее представителями были Парменид (жил в VI-V вв. до н.э.), Зенон (ок. 490-430 до н.э.).

Элеаты впервые выдвинули идею об иллюзорности чувственного мира, истинным, по их мнению, следует считать умопостигаемый мир, а не телесный. При этом не люди были сотворены богами, а боги людьми (Ксенофан ). Познать истину можно лишь рациональным путем, так как бытие и мышление тождественны, ощущения же ложны.

Бытие неподвижно, потому что, если есть небытие, то и оно — небытие — тоже существует, а значит — оно тоже бытие, а если бытие и небытие тождественны, то между ними не может быть никаких переходов, следовательно, оснований для движения просто нет (Парменид). Для доказательства этого положения Зенон разработал апории (затруднения).

Если бы пространство было делимо на какие-то конечные фрагменты, то летящая стрела (апория «Стрела») занимала бы в каждый конкретный момент времени только определенные из них и только полностью, в другой момент времени она неподвижно занимает другие фрагменты пространства. Если же пространство делимо до бесконечности, то Ахиллес никогда не догонит черепаху (апория «Ахиллес и черепаха»), так как ему нужно преодолеть расстояние отделяющее его от черепахи, но та в это же время перемещается в другую точку, пока Ахиллес достигает новой цели, черепаха снова перемещается и так до бесконечности, хоть и дистанция с каждым разом существенно сокращается.

Атомисты

Большинство ученых сходятся во мнении, что одним из авторов атомизма был Демокрит (ок. 460-370 до н.э.) из г. Абдеры, его же учителя Левкиппа многие считают плодом легенд.

Первоосновой бытия атомисты считают атомы (неделимые) — неделимые, несотворимые и неуничтожимые, мельчайшие (но различные по форме, массе и размерам) подвижные частицы. Их бесконечное множество. Они периодически соединяются, образуя предметы наблюдаемого материального мира, затем со временем распадаются и образуют в другом соотношении другие предметы. Этот процесс бесконечен, но нс хаотичен, а подчинен некой необходимости (детерминизм). В промежутках между атомами — беспредельная пустота (подобная вакууму).

Помимо перечисленных школ и философов были и другие, со своими особенностями представлений о мире, со своими вариантами первоначал. Например, Анаксагор (ок. 500-428 до н.э.), считавший первоосновой бытия гомеомерии — мельчайшие частицы вещества, являющиеся носителями особенных качеств (например, качеств огня, воздуха, волы или железа), их разное соотношение в конкретной вещи определяет ее свойства; или Эмпедокл (ок. 490- 430 до н.э.), полагавший основой бытия любовь и вражду У находящиеся в постоянном взаимодействии и приводящие в движение пассивные по своей сути стихии.

Общим для ранней античной философии были попытки объяснения сущности природы, скорее декларативный, чем дискуссионный способ изложения своих положений. Большинство философов стремились найти первооснову мира, многие одушевляли вещи, природу (гилозоизм). Главная особенность философии этого периода — космоцентризм.

Следующий период античной философии отличают большая зрелость, глубина осмысления сущности природы и космоса, а водоразделом стало коренное изменение рассматриваемых философией основных проблем. В частности, учение Сократа было скорее антропоценгричным, чем космоцентиричным. И если ранний период стал зарождением античной философии, то классический — ее расцветом.

Классическая античная философия

Классический период включает философскую деятельность софистов, и зарождение «сократических» школ.

Софисты

Этим названием исследователи объединяют группу древнегреческих философов (они жили в Афинах в одно время с Сократом), считавших важной целью победу в спорах. При этом они не заботились об объективной правоте потенциального победителя философов, многие из которых занимались просветительской деятельностью, образованием. Софистов (греч. sophistes - мудрец) — философов-просветителей, платных профессиональных учителей, занимавшихся общим образованием граждан и особенно большой опыт имевших в обучении ораторскому искусству, делят обычно на «старших» (Протагор, Горгий, Критий и др.) и «младших» (Ликофрон, Алкидамант и др.).

В центр внимания софисты ставили человека; известно высказывание Протагора: «человек есть мера всех вещей». Человек становился главной отправной точкой всех рассуждений и главным критерием окружающей действительности. Софисты обратили внимание на различие между законами природы и социальными нормами, установленными самим человеком.

Для софистов характерно критическое отношение к окружающей действительности, отрицание прежних традиций, философских идей и выводов, этических норм, недостаточно обоснованных, а также стремление отстоять свои позиции с помощью логики. Они учили других людей одерживать победы в спорах, изобретали различные приемы веления споров. С этой целью ими, в частности, были разработаны софизмы (греч. sophisma — хитрость) — формально кажущиеся правильными, но ложные по существу умозаключения, основанные на преднамеренном нарушении правил логики. Например, софизм «Рогатый»: То, что ты нс потерял, ты имеешь. Рога ты не терял. Следовательно, у тебя есть рога.

Некоторые современники и исследователи относят к софистам и Сократа — он также мало интересовался натурфилософией (философией природы), ставил человека в центр философского осмысления мира, также учил других людей, также скептически относился к догмам. Но следует помнить, что софисты учили людей за деньги, Сократ же был бескорыстен; главная цель софистов в дискуссии — одолеть оппонента, Сократ всегда искал истину; софисты отвергали объективные критерии добра и зла (все относительно); Сократ считал, что людей делает добродетельными знание сущности добра и зла.

На философию этой поры повлияло частичное обесценивание прежних мифологических, религиозных и в целом культурных ценностей. Поклонение античным богам становилось скорее привычкой. чем внутренней потребностью; мифические обитатели Олимпа стремительно теряли свое былое могущество и авторитет. Параллельно с этим утрачивали значение и некоторые этические нормы. Говоря современным языком, кризисные явления не могли остаться вне внимания философов.

См.также: , Эллинистически-римская философия.

Древняя Греция – родина европейской философии. Именно здесь в 7-6 вв. до н.э. родилась европейская философия. Древнегреческая культура породила демократическую форму организации общественно-политической жизни. Полисы (города-государства) были устроены на принципах независимости не только от внешнего, но и от внутреннего властителя, что исключало обожествление власти. Развитие античной философии шло по рационалистическому пути, рука об руку с развитием науки, риторики, логики. В отличие от восточной философии, для древнегреческой философии характерно понимание человека как свободного, независимого индивидуума, творческой индивидуальности . Приоритетной стала такая характеристика человека, как разум .

Основные этапы развития античной философии:

1).Натурфилософский, или досократический, период (VII-V вв. до н.э.). Основные проблемы – объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира (натурфилософия), поиски первоначала всего сущего.

Философские школы, представляющие этот период: Милетская школа – «физики» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); школа пифагорейцев; школа Гераклита Эфесского; Элейская школа; атомисты (Демокрит, Левкипп).

2).Классический (сократический) период (середина V-конец IV вв.до н.э.) – время расцвета древнегреческой философии, совпадающее с расцветом полиса.

Основные направления: философско-просветительская деятельность софистов; философия Сократа; зарождение «сократических» школ; философия Платона; философия Аристотеля. В этот период меньше внимания уделяли поиску первоначала; была выдвинута идеалистическая версия происхождения сущего (Платон); возникают материализм (учение Демокрита об атомах как основе мира) и идеализм (учение Платона об идеях как основе мира); интерес к проблеме человека, общества и государства; практическая философско-просветитель­ская деятельность (софисты и Сократ).

3).Эллинистический период (конец IV-II вв. до н.э.) – период кризиса полиса и образования крупных государств Азии и Африки под властью гре­ков и во главе с соратниками А.Македонского и их потомками.

Основные направления: философия киников; стоицизм; деятельность «сократических» философских школ: Академии Пла­тона, Ликея Аристотеля, школы киренаиков и др.; философия Эпикура.

Особенности: кризис античных моральных и философских ценностей; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам, поиск физической и духовной основы в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир; признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного чело­века (физическое – киренаики, моральное – Эпикур).

4).Римский период (I в.до н.э. – V в. н.э.).

Наиболее известные философы: Сенека; Марк Аврелий; Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.

Особенности: фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философии в одну – античную; влияние на античную философию философии покорённых народов (Востока, Северной Африки и т.д.); близость философии, философов и государственных институтов (Се­нека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором); внимание к проблемам человека, общества и государ­ства; расцвет философии стоицизма, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, уходе в себя, безмятежности); преобладание идеализма над материализмом; повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни; рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей; постепенное слияние античной и христианской философии, их пре­вращение в средневековую христианскую философию.

СОФИСТЫ И СОКРАТ

Развитие античной философии шло по рационалистическому пути, рука об руку с развитием риторики и логики. В др. Греции приоритетной стала такая характеристика человека, как разум с его познавательной способностью, активностью, критичностью, динамизмом, творческим беспокойством . Демократическая форма организации общественно-политической жизни древней Греции, непосредственное участие граждан в управлении делами государства создали благоприятную атмосферу свободной критики, обмена мнениями, дискуссий. Это сделало востребованными культуру мышления и речи, умение логично излагать, аргументировать и обосновывать свою точку зрения.

Софисты (мудрецы, искусники) – учителя риторики и «мудрости»; за плату обучали искусству красноречия. В центре их внимания уже не вопросы о первоначале и строении космоса, а вопросы практического влияния на мнение людей, способности доказательства или опровержения. Софисты утверждали, что законы устанавливаются самими людьми, незыблемых истин нет, все знания относительны и можно доказать или опровергнуть все что угодно. (Протагор: о любой вещи можно высказывать различные, даже противоположные, мнения, и все они равноправны и истинны. «Человек есть мера всех вещей…».) Софисты утверждали неразличимость добра и зла, ставили под сомнение существование богов, справедливость законов государства, разумность решений, принимаемых на демократических собраниях.

Сократ (ок. 470 – 399 гг. до н. э.) – ученик софистов; принял их иронию, но отверг их релятивизм и скептицизм. Человек, по Сократу, может отличать более обоснованные и приемлемые суждения от менее обоснованных, менее приемлемых. Это возможно посредством преодоления наивной веры в непогрешимость своего мнения при диалоге, обсуждении,споре. Сократ называл свой метод «майевтикой» (повивальное искусство, родовспоможение) и «диалектикой» (умением вести беседу, спор). Девиз Сократа – «Познай себя». Сократ развивал «этический рационализм» (причиной дурных действий человека является его незнание истины, блага). Сократ был учителем Платона.

Исторические типы культуры: античность, средневековье и Ренессанс и их культурно-историческое значение.

Возникновение, этапы развития и общие особенности античной культуры.

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров .

Ключевым понятием в контексте античной культуры является «греческое чудо», которое ввел известный французский филолог 19 в., историк религии и философии Э. Ренан . Суть рассматриваемого явления заключается в том, что народам Древней Эллады удалось достичь невиданных ранее высот почти одновременно и во многих областях культуры. При этом сами достижения отличались ярко выраженным новаторством , которое стали основой принципиально нового типа культуры, во многом отличного от культуры древневосточных цивилизаций. Проследим сам ход становления и развития античной культуры.

Мы уже отмечали влияние на Древнюю Грецию древневосточных цивилизаций, однако основная роль здесь принадлежит крито-минойской цивилизации (2800 – 1100 г. до н.э.), поэтому с ней связан 1-й этап становления античной культуры. Минойская цивилизация имела матриархальную основу , сочетала в себе, с одной стороны, заимствование из древневосточных цивилизаций на уровне монументального строительства и религиозно-философских знаний . Однако уже она содержала в себе принципиально новые черты. Это большая открытость , связанная с тем, что критяне были активными путешественниками и искусными мореходами. Кроме того, обращает на себя внимание критская живопись, которая отличалась поразительным жизнеподобием . В отличие от монументальных и/или статичных форм египетского изобразительного искусства, в ней ярко передавалось движение, отражалась индивидуальность и неповторимость явлений. С 13 в. до н. э. из-за землетрясений центр этой цивилизации переместился с острова Крит на Балканский полуостров (город Микены).

На рубеже 12 и 11 вв. до н.э. Микены и другие минойские города были завоеваны пришедшими с севера племенами дорийцев . С этого момента начинается гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.). На завоеванных территориях вокруг городов образовывались небольшие царства во главе с потомками дорийских племенных вождей. Активно перенимались культурные достижения завоеванных минойских городов, благодаря освоению мореходства продолжалась экспансия. Молодая народность эллинов осваивала острова Эгейского и Адриатического морей, Сицилию и Малую Азию как путем завоеваний так и мирным слиянием с аборигенами . Особенности этого периода отражены в поэмах «Илиада» и «Одиссея», где изображены морские походы, битвы и общение греков с другими народами. В этот период формируется особый тип человека, жаждущего новизны авантюриста.

Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) стал временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции, в ходе которого были созданы все необходимые условия и предпосылки для последующего удивительного взлета и расцвета. Окончательно формируются города-государства (полисы), основанные на торговле и обмене опыта с другими странами (наиболее крупные из них были Афины, Коринф, Спарта,Фивы ). Их экономической основой становятся малые аграрные, ремесленные и торгово-мореходные хозяйства, существующие за счет конкуренции и предпринимательской инициативы хозяев и работников. В отличие от однообразных восточных деспотий в полисах существуют различные формы правления и режимы (тирания, монархия, олигархия, аристократическая и демократическая республики). Именно в этот период рациональное мышление отделяется от религиозной традиции и формируется философия как самостоятельное явление (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит). Этот процесс позднее стали называть переходом от мифа к логосу . Единообразие религиозно-мифологической картины мира сменялось самостоятельными поисками основы мироздания. Она мыслилась как конкретное вещество: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), либо как абстрактная вещественная основа (Апейрон Анаксимандра), либо как абстрактный творящий и упорядочивающий принцип (Логос Герактита, Число Пифагора ).

Культура классического периода V-IV век до н. э. – связана с расцветом древнегреческой цивилизации . Она была ознаменована формулировкой принципа антропоцентризма, которую обычно ассоциируют с изречением философа Протагора «Человек есть мера всех вещей». Для греков по-прежнему идеалом оставался гармоничный и упорядоченный космос, однако человек не растворялся в нем, как это было на Востоке, а становился в его центр. Такое видение мира было обусловлено уже отмеченной инициативностью и предприимчивостью древних греков . Антропоцентризм способствовал резкой активизации духовной жизни. Люди осознали, что социальный статус во многом определяется образованностью и уровнем знаний . В связи с этим появилось множество учителей мудрости (софистов), к числу которых принадлежал и Протагор. Философия приобретала массовый характер . На этой волне возникли наиболее яркие и масштабные философские учения античности, в которых рассмотрение проблем мироздания сочеталось с осмыслением роли в нем человека. Это учения Сократа и Платона, Аристотеля.

Активизация духовной жизни человека способствовала дальнейшему усилению творческого начала у древних греков, которое выразилось в активном развитии искусства. При этом, в отличие от востока, искусство все больше разрывало связь с мифологией и религиозным ритуалом, все больше обращалось к сугубо человеческим проблемам . Оно создавало идеал прекрасного и доблестного человека- героя, совершенного нравственно и физически, существовавшего в гармонии с окружающим миром либо стремящегося к этой гармонии через заблуждения и ошибки.

Наиболее ярко это проявилось в развитии театра и прежде всего жанра трагедии: Эсхил (525-456) - «Орестея », «Прикованный Прометей »; Софокл (496-406) - «Антигона», «Царь Эдип». Большой популярностью пользовались комедии Аристофана (446-385) – «Облака», «Лягушки», «Лисистрата» , в которых идеал человека утверждался через осмеивание порока . Скульптура представляла человека в свободном и естественном движении, подавала его сюжетно: в сложных позах и неожиданных ракурсах . Мышцы статуй наполнялись силой и приобретали истинно пластическую красоту. Наиболее известные скульпторы: Фидий (500-430 ) - «Афина Парфенос», «Зевс Олимпийский »; Мирон (500-440) – «Дискобол »; Поликлет (V в. до н.э.) - «Дорифор»; Леохар(372-328) - «Аполлон Бельведерский ».

Происходили важные изменения в социальной жизни, связанные с активизацией демократических тенденций . Наиболее ярко это проявлялось в Афинах, которые в классический период стали главным культурным центром Эллады. Социально-политические реформы Солона (594) и Клисфена (509-507) законодательно, а не на основе обычаев и традиций, утвердили права и обязанности граждан . Реформы стимулировали активное участие свободных граждан греческих полисов в работе народных собраний, а также закрепили за каждым из них право отстаивать свое мнение в суде . При наличии рабовладения как минуса социальной системы Древней Греции, в мире свободных граждан происходило: признание народа в качестве единственного источника власти; существование системы выборных должностей; сглаживание различий между бедными и богатыми слоями греческого общест ва; признание закона выше власти и ее представителей .

Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.) характеризуется попытками угасающих полисов распространить свое влияние на другие регионы . Наиболее ярко это проявилось в ходе завоеваний Александра Македноского , когда в орбиту греческого влияния попали Весь Ближний Восток и Запад Индии. Также это попытки сохранить влияние после распада империи Александра в лице эллинизированных государств Востока: Селевкия (запад Индии), Антиохия (Месопотамия, Сирия), Египет Птолемея и его потомков. Однако это не удалось сделать из-за восточного традиционализма и освободительной борьбы покоренных народов. Единственное исключение – Египет, подвергшийся частичной эллинизации и даже сохранивший ее следы. Это город Александрия, построенный на северном побережье Африки. В Александрии находились огромная библиотека, обсерватория, зоопарк, Мусейон («Дом муз ), считающийся первым прообразом университета, Александрийский маяк – одно из чудес света). Там жили математик Евклид (365 - 300), ботаник Феофраст (IV в. до н.э.), астроном Аристарх Самосский (320 - 250), которые опирались не только на эллинскую, но и древнеегипетскую мудрость. Продолжали развиваться классические традиции искусства (ваятели Пракситель (390 - 330), и Лисипп (370- 300), однако новизна все больше сменялась подражательностью. В социальной жизни демократические тенденции сменились тиранией и деспотизмом, социальной нестабильностью в виде перманентных войн и заговоров . В результате этого философия становилась пессимистичной, как стоицизм и уход от общественных проблем. Яркий пример – стоицизм, проповедовавший внутреннюю свободу и нравственный долг как компенсацию неустроенности социальной жизни (Зенон Китийский, Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий ). Другой пример – эпикуреизм, который провозглашал доступные чувственные наслаждения как высшую ценность .

Римский период (1 в. до н.э. – 5 в. н.э.) связан с развитием древнеримской культуры. Географически она возникла на территории Апеннинского полуострова и изначально была типологически близкой культуре греческой: завоевание , поглощение и усвоение более развитой культуры (этрусков), инициативность, экспансивность и авантюризм италийцев, сочетание различных политических тенденций (монархизм, олигархия, республиканская демократия ). В то же время свободной творческой самореализации в искусстве и философии они предпочли создание сильного и единого государства (сначала республики, а потом империи), Идеологию римлянина определял патриотизм, признававший интересы страны как высшую ценность и выражавшийся в готовности каждого гражданина пожертвовать за отечество своей жизнью. Римляне считали себя богоизбранным народом и были ориентированы только на победу во всех своих деяниях. В стране почитались мужество, достоинство, стойкость, суровую непреклонность , практическое хозяйственное и юридическое мышление, умение подчиняться дисциплине и закону. В ходе своего расширения римская цивилизация подчинила все средиземноморье и ближний восток. Близость к греческой культуре способствовала ее усвоению (с 3 в.до н.э.). В сфере философии и искусства они стали наследниками древних греков, ориентируясь на классические образцы, но на деле развивавших традиции эллинистического период а. Великий поэт Вергилий (Энеида) опирался на Гомера , трагик Сенека (Медея) – на Софокла и Эврипида . Наследниками греческой философии стали упомянутые ранее стоики Цицерон, Сенека, Марк Аврелий . Большую самостоятельность они продемонстрировали в политической области . Прежде всего это традиции политического красноречия, образцом которого стал Цицерон (I-й в. до н.э.). Важной особенностью культуры Древнего Рима стала разработка права, которая для тех времен отличалось максимальной систематичностью и развернутостью . Наконец, единая греко-римская культура, отличавшаяся плюрализмом и восприимчивостью к внешним влияниям стала в 1-е века н.э. наиболее благоприятной почвой для распространения христианства .

Исходя из процесса становления античной культуры можно сформулировать ее общие особенности.

1.Восприимчивость к внешним влияниям и динамизм развития , которые стали первым преодолением характерного для Востока традиционализма. Следствием указанной особенности стала плюрализм мировоззрения , при котором различные точки зрения на мир и даже политические взгляды конкурировали на равных основаниях. Из древневосточных культур некоторая степень плюрализма была характерна только для Индии. Но там не было равноправной конкуренции. Было официально закрепленное учение индуизма неортодоксальные (неправильные) учения, которые находились на периферии культуры. Это было характерно даже для буддизма, который так и не смог окончательно закрепиться на своей родине и переместился в другие страны . Указанная особенность наложила отпечаток на взаимодействие греков и римлян с представителями других культур. Это не только завоевание или изоляция, но и попытки наладить культурный диалог. По сути, здесь впервые были опробованы (пусть и не всегда успешно) модели мультикультурализма , или мирного сосуществования различных культур.

2.Усиление рационального (понятийно-логического) мышления , которое в ряде случаев ставилось выше мистического откровения и интуиции, которые были ведущей формой познания на Востоке. Отделившаяся от религии философия стала почвой для развития конкретных научных знаний . Все известна теорема Пифагора, Фалес Милетский впервые заговорил о климатических поясах, Аристотель считается одним из первых специалистов по политологии, филологии, физике, психологии (О душе). Рационализировалась и этика. Помимо высших добродетелей,

3. Первые опыты демократизации социальной жизни, которые стали преодолением восточной модели деспотизма. Демократия давала дополнительные возможности проявления человеческой инициативы, раскрывала людям лифты социальной мобильности, то есть, возможность движения вверх по социальной лестнице. Восточная кастовая модель с этим несовместима. Следствием рассматриваемой особенности стала агонистика , то есть принцип состязательности, благородного соревнования отдельных личностей, групп и полисов с целью достижения наилучшего результата в различных сферах деятельности. Постепенно в греческом обществе победа в любом состязании воспринимается как высшая ценность, а сам победитель становится национальным героем. Уже в период архаики появляются первые всегреческие спортивные игры , музыкальные театральные, ораторские состязания, посвященные основным греческим богам. Самыми главными из них были: 1. Олимпийские игры - спортивные соревнования в честь бога Зевса, проходившие раз в четыре года, начиная с 776 г. до н.э., в небольшом городке Олимпия на полуострове Пелопоннес. 2. Пифийские игры - спортивные и музыкальные состязания в честь бога Аполлона, собиравшие участников раз в три года, начиная с VI в. до н.э., в святилище бога Аполлона в Дельфах.

4. Антропоцентризм мировоззрения в противовес безусловно господствующему восточному природоценризму . Однако следует отметить, что внимание к человеку уравновешивалось идеалом соразмерного, гармонично упорядоченного космоса. Антропоцентризм стал абсолютно господствовать лишь в Европе Нового времени.

Является античная философия. Ее родоначальниками выступают древние греки и римляне. В арсенале мыслителей того времени «инструментами» познания были тонкая умозрительность, созерцание и наблюдение. Античные философы первыми начали ставить перед собой вечные вопросы, волнующие человека: с чего берется начало всего окружающего, бытие и небытие мира, единство противоречий, свобода и необходимость, рождение и смерть, назначение человека, нравственный долг, красота и возвышенность, мудрость, дружба, любовь, счастье, достоинство личности. Эти проблемы актуальны и сегодня. Основой для формирования и развития философской мысли в Европе послужила именно античная философия.

Периоды развития философии античности

Рассмотрим, какие основные проблемы решала античная философия, этапы развития ее как науки.

В развитии древнегреческой и древнеримской философской мысли условно можно разграничить четыре важных этапа.

Первый, досократовский, период выпадает на VII -- V ст. до нашей эры. Он представлен деятельностью Элейской и Милетской школ, Гераклита Эфесского, Пифагора и его учеников, Демокрита и Левкипа. Они занимались вопросами законов природы, построения мира и Космоса. Значение досократовского периода трудно переоценить, ведь именно ранняя античная философия во многом повлияла на развитие культуры, общественной жизни и Древней Греции.

Характерной особенностью второго, классического, периода (V -- IV ст. является появление софистов. Они перенесли свое внимание с проблем природы и Космоса на проблемы человека, заложили основы логики и способствовали развитию Кроме софистов, ранняя античная философия в этот период представлена именами Аристотеля, Сократа, Платона, Протогора. В это же время начинает формироваться и римская философия, в которой определяются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

За период с IV по II век до н. э. античная философия проходит третий, эллинестический, этап развития. В это время возникают первые философские системы, глубокие по своему содержанию, появляются новые философские школы -- эпикурейская, академическая, перепатетики и другие. Представители эллинистического периода переходят к решению этических проблем и морализаторству именно в то время, когда эллинская культура переживает упадок. Именами Эпикура, Теофраста и Карнеада представлен этот этап в развитии философии.

С началом нашей эры (I -- VI столетия) античная философия вступает в свой последний период развития. В это время ведущая роль в принадлежит Риму, под влиянием которого оказывается и Греция. На формирование римской философии большое влияние оказывает греческая, в частности, ее эллинестический этап. В философии Рима формируются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Для этого периода характерна деятельность таких философов, как Аристотель, Сократ, Протогор, Платон.

Третий-четвертый века -- время возникновения и развития нового направления в античной философии -- неоплатонизма, родоначальником которого был Платон. Его идеи и взгляды во многом повлияли на философию раннего христианства и философию средневековья.

Так возникла античная философия, этапы развития которой породили интересные идеи: идею всеобщей связи всех явлений и вещей, существующих в мире, и идею бесконечного развития.

Именно в те времена сложились гносеологические направления -- Демокрит, являясь, в сущности, материалистом, предположил, что атом является мельчайшей частицей любого вещества. Эта его идея опередила века и тысячелетия. Платон, придерживаясь идеалистических взглядов, создал диалектическое учение об отдельных вещах и общих понятиях.

Философия античных времен стала одной из самостоятельных С ее помощью была сформирована целостная картина мира. Античная философия позволяет проследить весь путь становления теоретической мысли, полный нестандартных и смелых идей. Многие вопросы, которые пытались решить древнегреческие и древнеримские философские умы, не утратили своей злободневности и в наше время.

Основные этапы
развития Античной
философии

Философия Древней Греции и Древнего Рима

Античная философия – совокупность
учений, развивавшихся в Древней
Греции и Древнем Риме с конца VII в.
до н.э. и до VI в. н.э.
Натурофилософский
(досократичексий) период VII – V вв.
до н.э.
Классический (сократический) V – IV
вв. до н.э.
Эллинистический IV в до н.э. – VI в.
н.э.

1) Натурофилософия

Зарождение философии происходит в греческих полисах
(городах-государствах) Малой Азии.
Главная черта натурофилософского этапа –
космоцентризм. Основной вопрос – о первоначале (из
чего всё возникло и куда всё уходит).
Пытаясь установить первоначало сущего, мыслители
выходят на уровень абстрактных понятий (субстанция,
материя, мышление, душа и др.).
Растёт категориальный аппарат, и развивается абстрактнотеоретическое мышление.

Милетская школа

Фалес (624-548 гг. до н. э.)
философ, математик,
астроном.
«Всё есть вода»: всё
образуется из воды путем её
затвердевания /замерзания,
а также испарения; при
сгущении вода становится
землей, при испарении
становится воздухом.
Причина образования/
движения - дух,
«гнездящийся» в воде.
(Вода – аналогия.
Первовещество обладает
понятными человеку
свойствами воды).

Милетская школа.

Анаксимандр (610-540 гг. до
н.э.) Источник
происхождения всего сущего
– некое бесконечное,
«нестареющее» начало –
апейрон (беспредельное) которому присуще
непрерывное движение.
Апейрон - неопределённое,
беспредельное и
бесконечное
первовещество;
бескачественная материя.

Милетская школа

Анаксимен (585-525 гг. до
н.э.) Первооснова мира –
воздух.
Мир возникает из
«беспредельного» воздуха,
и всё многообразие вещей
есть воздух в различных
своих состояниях.
Воздух – начало и тела, и
души; боги также
происходят из воздуха;
душа воздушна, жизнь есть
дыхание.

Гераклит (544-483 гг. до н. э)
Огонь есть начало,
первоначальная
материальная причина мира,
живая и разумная сила.
Логос - разумный принцип,
управляющий миром; вечная
и всеобщая необходимость,
устойчивая закономерность,
закон перехода из небытия
в бытие.
(Огонь важен скорее как
символ, нежели как
первоэлемент – аналогия с
золотом: «Под залог огня
все вещи, и огонь [под
залог] всех вещей, словно
как [под залог] золота -
имущество и [под залог]
имущества - золото»).

Пифагорейцы

Пифагор (570-490 гг. до н. э.) В основе всего – число, как определение
соотношения вещей в Космосе.
Мир познаваем в той мере, в какой апейрон (беспредельное)
организовано числом и пределом. Познать мир - значит познать
управляющие им числа.
(Освобождение души путём нравственного и физического очищения с
помощью учения о круговороте переселений души - метемпсихозе.
Вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или
животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права
вернуться обратно на небеса).

10. Элейская школа

Ксенофан (570 – 478 гг. до н.э.)
Всё есть одно.
Бог внутренне присущ миру. Бог –
это природа (пантеизм –
обожествление природы). Он
причина всего конечного,
высшее единство в основе
которого – мысль. Мысль бога
движет миром, как мысль
человека движет телом.
Парменид (540/515 - 470 гг. до
н. э.) развивает понятие
пантеистического мира-бога
в понятие бытия,
неделимого и неизменного.

11. Элейская школа

Зенон (490 - 430 гг. до н. э.) Развивал
учение Парменида о едином, отрицая познаваемость
чувственного бытия, множественность вещей и их
движения и доказывая немыслимость чувственного
бытия вообще.
Апория - трудноразрешимая проблема, неразрешимое
противоречие (апории «Дихотомия», «Ахилл и
черепаха», «Стрела»).
(Зенон не отрицал движения. Он доказывал, что оно не мыслимо
само по себе, вне контекста идеи о единстве, вечности и
бесконечности бытия. Единое бытие противостоит
чувственному миру и доступно лишь логическому мышлению).

12. Метафизический материализм. Атомисты

Левкипп (V век до н. э.) ввёл
понятия атома («неделимого») как
мельчайшей невидимой частицы, и
понятие пустоты, в которой атомы
движутся. Создал учение о
детерменизме
(«ни одна вещь не происходит
попусту, всё по необходимости»)
Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.) в
основе всего лежит атом –
неделимая частица вещества,
обладающая истинным бытием, не
разрушающаяся и не возникающая.
Он лишён содержания но имеет
определённую форму и величину.

13. 2) Классический период

В классический период натурофилософию и
космоцентризм оттесняют этика и
антропоцентризм. Познание и объяснение
действительности начинается не с макрокосма
(вселенной), а с микрокосма – человека.

14. Софисты

«Учителя мудрости», платные преподаватели красноречия.
Главное не истина, а искусство побеждать в спорах.
Продемонстрировали переменчивость, неоднозначность
понятий об образах действительности, относительность
истины, используя т.н. софизмы –рассуждения,
кажущиеся правильными, но содержащие скрытую
логическую ошибку и служащие для придания видимости
истинности ложному утверждению.
Протагор:
«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они
существуют, и несуществующих, что они не
существуют»;
«Все есть таким, каким оно кажется нам»;
«О всяком предмете можно сказать двояко и
противоположным образом».

15. Сократ (469 - 399 гг. до н. э.)

Сократ (469 - 399 гг. до н. э.)
Философия – учение о том, как следует жить. Поэтому её
объект прежде всего человек, а затем всё остальное.
Исходная установка: «Познай самого себя» - поиск
знания и добродетели.
Метод познания – диалектика – искусство достижения
истины посредством рассуждения, диалога, спора.
Диалектика=
ирония+майевтика.

16. Платон (427-347 гг. до н.э.)

Платон (427-347 гг. до н.э.)
Создатель системы объективного идеализма – учения об
эйдосах.
Эйдос (идея)
Изменчивый мир вещей – проекция вечного мира идей в наших
умах. Любая вещь является лишь отражением своей идеи,
может стремиться к ней, но никогда не достигнет её.
Демиург - божественный создатель чувственно воспринимаемого
космоса.

17. Аристотель (384-322 гг. до н. э.)

Был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему
философии, охватившую все сферы человеческого развития:
социологию, философию, политику, логику, физику, поэтику.
Бог – некоторая сущность, вечная неподвижная и отделённая от
чувственных вещей, которая является их Перводвигателем,
формой и целью.
Истинное знание, согласно Аристотелю,
достигается не с помощью чувственного
восприятия или путем опыта, а благодаря
деятельности ума, который обладает
необходимыми способностями для
достижения истины.

18. 3) Эллинистический этап

Кризис античного общества стал проявляться с IV в. до н.э.
Основные проблемы – этические. Мыслители искали
ответы на вопросы: Как жить? Как выжить? Что такое
счастье?
Особенности:
Скептицизм
Мистицизм
Морализаторство
Эклектизм (смешение стилей, направлений)
Этап стал мостом между древностью и средневековьем.

19. Эпикуреизм

Эпикур (342-270 гг. до н.э.) Эвдемонизм. Цель философии –
помочь человеку обрести счастье.
Для достижения счастья необходимо:
Отказаться от потребностей (потребности влекут страдания);
Атараксия (спокойствие души, избавление от страхов);
Дружба (уход в
частную жизнь).
«Не бойся смерти: пока ты
жив - её нет, когда она
придёт, тебя не будет».

20. Зенон Китийский (334-262гг. до н.э.) Стоицизм

Зенон Китийский (334-262гг. до н.э.)
Стоицизм
Основной тезис: «Жить, согласно с природой, и это то же
самое, что жить согласно добродетели». Ориентир не на
приятную, а на праведную жизнь.
Мир это живой организм, управляемый Логосом
(божественным законом). Человеческая судьба является
проекцией логоса, поэтому не нужно спорить с судьбой и
её испытаниями.
«Кто крепок телом, может стерпеть и жару, и холод. Также
и тот, кто здоров душой, может перенести и гнев, и горе,
и радость, и другие чувства».
Эпиктет

21. Скептицизм

Философское направление,
выдвигающее сомнение в
качестве принципа мышления,
особенно сомнение в
надёжности истины.
Пиррон: «Ничто в
действительности не является
ни прекрасным, ни
безобразным, ни
справедливым, ни
несправедливым, так как в
себе все одинаково
(безразличное), и поэтому оно
не в большей степени одно,
чем другое».

22. Кинизм

(«собачья философия»)
основатели Антисфен, Диоген:
наилучшая жизнь заключается
в избавлении от условностей и
искусственностей, в свободе от
обладания лишним и
бесполезным.
Основные принципы:
Аскесис – ограничение
потребностей;
Апедевсия – отстранённость от
культуры и общества;
Автаркия – способность к
независимому существованию.
«Торжество над самим собой есть
венец философии».
Диоген

23. Особенности античной философии

Космоцентризм;
Натурофилософский характер;
Синкретичность научно-философского знания;
Разработка понятийно-категориального
аппарата и основополагающих концепций
(типов философских систем);
Этическая направленность (этика
добродетелей, а не долга и ценностей);
Функциональность (философия призвана
помочь людям в реальной жизни).

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...