Палермо, кафедральный собор. Отрывок, характеризующий Кафедральный собор Палермо

Собор Успения Пресвятой Богородицы (итал. Cattedrale di Vergine Assunta; Madre Chiesa) - кафедральный собор Палермо (Сицилия). Является местом пребывания мощей покровительницы города святой Розалии, и центром исключительно сицилийского культа данной святой, известного с XVII века. В течение XII-XVIII веков неоднократно перестраивался, соединяет в себе черты арабо-норманнской архитектуры, готического стиля и классицизма. Известен уникальными гробницами сицилийских королей и германских императоров, в правление которых Сицилийское королевство достигло своего расцвета.

В IV веке на месте нынешнего собора была построена церковь в честь местного мученика Мамилиана, разрушенная впоследствии вандалами. При византийцах в 604 году на том же месте был построен новый собор в честь Пресвятой Богородицы, освящённый, по местной легенде, папой Григорием Великим. В 831 году Палермо был захвачен арабами, которые превратили собор в Пятничную мечеть.

6 января 1072 года норманны во главе с Робертом Гвискаром и его младшим братом Рожером взяли Палермо. В тот же день Пятничная мечеть была вновь освящена в честь Богородицы, и здесь палермский архиепископ Никодим совершил первую литургию по греческому обряду и благодарственный молебен в честь победителей. После смерти Никодима (в том же 1072 году) палермская кафедра была передана латинскому духовенству. После переезда в Палермо Аделаиды Савонской, матери Рожера II и регентши в годы его несовершеннолетия, (не позднее 1112 года) собор Палермо становится главным в норманнской Сицилии. 25 декабря 1130 года Рожер II был коронован в соборе в качестве первого монарха Сицилийского королевства. Здесь же впоследствии были коронованы его преемники Вильгельм I Злой (4 апреля 1154 года) и Вильгельм II Добрый (10 мая 1166 года). В 1154 году в соборе был погребён Рожер II.

От здания собора VII-XII века до нашего времени дошли лишь крипта, по форме которой и можно судить о первоначальном строении, и левая из четырёх колонн южного портика, на стволе которой вырезана цитата из Корана.

В 1179 - 1186 годах на месте старого собора амбициозный и влиятельный архиепископ Палермо Гуальтеро Оффамилио (Уолтер Милль) построил новый кафедральный собор. Сооружение нового собора было вызвано стремлением Уолтера Милля подчеркнуть столичный статус его епархии в противовес построенному Вильгельмом II Добрым собору Монреале, который стал центром нового архиепископства. Так как возможности архиепископа значительно уступали возможностям короля, базилика Гуальтеро значительно уступала своему конкуренту из Монреале по пышности убранства.

Собор Палермо представлял собой трёхнефную базилику с тремя апсидами. В 1250 году четыре угла собора были увенчаны изящными башнями, а в 1260 году к юго-восточной части собора была пристроена ризница. О внешнем виде базилики Гуальтеро можно судить по восточной части современного собора, сохранившей свой первоначальный арабо-норманнский вид - узкие стрельчатые окна, многочисленные переплетающиеся ложные арки, утончённые инкрустации, растительные орнаменты.

В эту же эпоху в соборе нашли последнее пристанище императоры и сицилийские короли из дома Гогенштауфенов - Генрих VI и Фридрих II, а также их супруги - Констанция Норманнская и Констанция Арагонская. В новую базилику из старого собора было перенесено и тело Рожера II. Эти саркофаги, собранные в одной из боковых капелл в ходе последней крупной перестройки XVIII века, являются единственными следами норманнского периода в интерьере собора.

В течение XII - XIII веков в соборе Палермо короновались все короли Сицилии, начиная с Рожера II. В числе исторически значимых коронаций следует отметить следующие:

  • коронация Танкреда (январь 1190 года), избранного королём после пресечения мужской линии Отвилей, вопреки законным правам Констанции Норманнской и её мужа Генриха Гогенштауфена,
  • коронация Генриха VI (25 декабря 1194 года), первого сицилийского короля из дома Гогенштауфенов, свергнувшего последнего норманнского короля Вильгельма III и вскоре истребившего большую часть норманнской знати,
  • коронация Федериго I (май 1198 года), будущего императора Фридриха II, превратившего Палермо в имперскую столицу,
  • коронация Манфреда (10 августа 1258 года), вопреки воле папы римского, послужившая поводом для крестового похода Карла Анжуйского против Сицилийского королевства и свержения династии Гогенштауфенов,
  • коронация Педро III Арагонского (4 сентября 1282 года) - результат Сицилийской вечерни, переход Сицилии под власть Арагонского дома, начало продолжавшейся более столетия борьбы Арагонского и Анжу-Сицилийского дома за власть в Сицилии,
  • коронация Федериго II (25 марта 1286 года) - отказ Сицилии от исполнения одобренного папой договора Ананьи, по которому Сицилия должна была быть возвращена Анжу-Сицилийскому дому.

После Федериго II власть королей Арагонской династии значительно ослабла, они уже не контролировали Палермо, который перешёл под власть феодального дома Кьярамонте. Сломить могущественных Кьярамонте и вернуть Палермо под непосредственный контроль центральной власти удалось только Мартину I Младшему (1396 год) при поддержке отца - арагонского короля Мартина Старшего (в 1409 году наследовал сыну на Сицилии под именем Мартина II). Таким образом, возвращение Палермо под непосредственную власть короля совпало по времени с пресечением собственной линии сицилийских королей (1409 год) и переходу власти над Сицилией непосредственно королям Арагона. В течение последующих трёх столетий Сицилия являлась частью арагонских, а затем испанских владений и управлялась вице-королями. В связи с этим значение собора Палермо как кафедрального столичного собора падает, а из всех сицилийских королей Арагонского дома в соборе Палермо погребён только Педро II.

В XIV-XVI веках сооружение собора Палермо продолжилось. В 1342 году были завершены четыре угловые башни собора, а в 1352 году сооружён главный (западный) портал собора в готическом стиле. В период с 1426 по 1430 годы по проекту Антонио Гамбара был сооружён южный портик собора с тремя стрельчатыми арками, выдержанный в стиле каталанской готики. В это же время над южным порталом собора тем же Антонио Гамбара была помещена мозаичная икона Богородицы на Троне. Позднее, в том же XV столетии, на примыкающей к южному фасаду собора площади (Соборная площадь - Piazza Cattedrale) по повелению архиепископа Симоне да Болонья был разбит сад. В это время собор обрёл свои наиболее известные святыни: статую Madonna Libera Inferni (1469 год) и мощи святой Розалии (1624 год).

Развитие собора в XVI веке связано с семьёй сицилийских архитекторов и скульпторов Гаджини. В 1510 году по проекту Антонелло Гаджини алтарная часть собора была украшена мраморным ретабло со статуями святых (утрачено в результате реконструкции Фердинандо Фуга в XVIII веке). В 1536 году Винченцо Гаджини и Фабио Гаджини пристроили к собору северный портик. В 1575 году по проекту Винченцо Гаджини Соборная площадь была ограждена мраморной балюстрадой со статуями святых. В 1685 году посреди площади был установлен фонтан, увенчанный в 1744 году статуей святой Розалии, поражающей чуму, работы Винченцо Витталиано.

В XVIII веке в результате двух общеевропейских войн (за Испанское и Польское наследство) Сицилийское королевство вновь обрело независимость, и кафедральный собор Палермо (впервые более чем за три столетия) стал местом двух коронаций: Виктора Амадея Савойского (24 декабря 1713 года) и Карла Бурбонского (июль 1734 года). Соответственно с новым статусом собора в 1781 году в царствование Фердинанда III началась грандиозная реконструкция под руководством флорентийского архитектора Фердинандо Фуга.

Завершившаяся в 1801 году реконструкция существенным образом изменила облик собора. Здание было увенчано классическим куполом, помещённым над пересечением осей главного нефа и трансепта, в результате чего здание потеряло характерный для норманнских соборов Сицилии внешний вид. К боковым нефам были пристроены четырнадцать капелл, в результате чего здание расширилось в поперечнике и перестало соответствовать классическому типу базилики. Новые северный и южный фасады собора приобрели ряд мини-куполов, помещённых над капеллами. Ранее оживлявший северный фасад портик работы Гаджини оказался в результате присоединения дополнительных капелл встроенным в общую массу собора.

Ещё большие изменения претерпел интерьер собора. Характерный для норманнской Сицилии резной деревянный потолок был заменён низким сводом. Ретабло Гаджини было разобрано, а его составные части (главным образом статуи святых) разнесены по пространству собора. Королевские и императорские саркофаги собраны в двух соседних капеллах, что создало в соборе особую «мемориальную» зону. В целом, интерьер приобрёл свойственный неоклассицизму холодный сдержанный вид.

Реконструкция Фуга была последней, самой крупной и знаменательной перестройкой собора, так что в 1801 году здание приобрело в целом современный вид. Последним штрихом в архитектурном решении собора стало завершение в 1805 году по проекту Эммануэле Палаццотто главной колокольни собора.

В результате неоднократных перестроек и реконструкций собора, растянувшихся на семь веков, здание собора приобрело причудливый эклектичный вид. Характерные особенности разных эпох и архитектурных стилей накладываются друг на друга. Тем не менее, во внешнем виде собора выделяются ярко выраженные арабо-норманнские (особенно в восточной части), готические (западный фасад и южный портик), неоклассические черты (купол).

Главный западный фасад собора выходит на узкую улицу Виа Бонелло, отделяющую его от здания Архиепископского дворца. Колокольня собора в результате такого решения пристроена не к собственно собору, а ко дворцу. Для соединения колокольни с основным объёмом собора через виа Бонелло перекинуты две высокие стрельчатые арки.

Строгая массивная нижняя часть колокольни (примерно в высоту основной части собора) относится к норманнскому периоду. Как и большинство церковных строений этой эпохи, колокольня скорее напоминает укреплённую крепость. Весной 1168 года в колокольне собора был осаждён своими врагами Стефан дю Перш, архиепископ Палермо и канцлер королевы-регентши Маргариты Наваррской.

Верхняя часть колокольни была значительно перестроена в начале XIX века архитектором Эммануэле Палаццотто в неоготическом стиле. Таким образом, стилистически колокольня была связана с западным готическим фасадом собора. В результате современная колокольня собора состоит из двух совершенно несхожих частей - нижнего массивного норманнского основания и лёгкой неоготической башни. Колокольня, являющаяся основной доминантой исторического Палермо, была увенчана в 1954 году статуей Мадонны делла Конко-д"Оро работы скульптора Нино Джерачи.
Западный портал

Западный портал собора был сооружён в 1352 году в готическом стиле, а обрамлён двумя малыми башнями-колокольнями, построенными между 1250 и 1342 годами. Башни украшены тонкой скульптурной лепниной, напоминающей исламские абстрактные и растительные мотивы. Четыре яруса башен украшены типично арабо-норманнскими арками и окнами-бифорами (то есть окнами, разделёнными пополам по вертикали узкой колонной).

Западный портал собора имел первоначально деревянные створки, но в 1961 году они были заменены на бронзовые, работы Филиппо Сгарлата. В табернакле над порталом помещена ценная статуя Мадонны XV века.

К северу от западного входа в собор находится отдельно стоящая Лоджия коронации (итал. Loggia dell"Incoronazione). Тематически Лоджия, хоть и пространственно отделена от собора боковым проездом, тесно связана с основным зданием. В этой Лоджии показывались народу вновь венчанные на царство сицилийские монархи.

Южный фасад, выходящий на просторную площадь Пьяцца Дуомо, в полной мере воплотил в себе всю сложную эклектическую архитектуру здания.

Правая (юго-восточная) часть несёт в себе многочисленные черты арабо-норманнского стиля: мотив из ложных арок (трансепт, ризница, наружная стена главного нефа), сложный многоярусный рисунок из зубцов по карнизу, узкие окна-бойницы ризницы.

Во время последней реконструкции (1781-1801 годы) Фердинандо Фуга привнёс в южный фасад черты классицизма. Прежде всего, на пересечении осей главного нефа и трансепта был надстроен купол, входящий в стилистическое противоречие с основной частью здания. Первоначальная стена южного нефа была разобрана и выдвинута ещё больше на юг. Пристроенное к собору пространство решено в виде семи боковых капелл, каждая из которых завершается мини-куполом. Небольшие в основании и вытянутые вверх купола боковых капелл оказываются стилистически не связанными с основным куполом и вносят диссонанс в строгую последовательность ложных арок по наружной стене главного нефа.

На фоне противоречащих друг другу норманнских и классических элементов южного фасада выделяется южный портик собора, решённый в стиле каталанской готики. Портик с тремя стрельчатыми арками был сооружён в 1426-1430 годах архитектором Антонио Гамбара. Первая слева колонна портика, на которой вырезана цитата из Корана, принадлежала ещё византийскому храму, превращённому арабами в Пятничную мечеть и вновь обращённому в церковь победоносными норманнами в 1072 году. Средняя часть тимпана представляет собой барельеф со сценой Благовещения, в центр которой помещён резной образ Христа Пантократора. Оставшаяся поверхность тимпана богато украшена растительными орнаментами.

Внутри портика доминирует сооружённый тем же Гамбара готический портал. Над порталом Гамбара поместил мозаичный образ Богородицы на троне, выполненный в византийском стиле и, возможно, относящийся к норманнской эпохе. Среди многочисленных мраморных мемориальных досок, украшающих внутреннюю часть портика, выделяются два барельефа, изображающие знаковые для Сицилийского королевства коронации Виктора Амадея Савойского и Карла Бурбонского.

Северный фасад воплотил в себе всю сложность строительной истории здания. Так же как и в южной части Фердинандо Фуга выдвинул вперёд северную стену собора, пристроив семь боковых капелл с мини-куполами. При этом первоначально (в 1536 году) пристроенный Винченцо и Фабио Гаджини северный портик был встроен в общую массу собора и потерял своё первоначальное назначение.

Восточная часть собора в значительной степени сохранила свой арабо-норманнский вид. Три апсиды собора богато украшены типичными для арабо-норманнской архитектуры ложными арками, утончёнными абстрактными инкрустациями из лавы и туфа, зубцами, растительными орнаментами. Две башни-колокольни, обрамляющие восточный фасад собора, являются парными к башням западного фасада. Таким образом, четыре одинаковых башни по углам собора связывают вытянутое по оси запад-восток здание собора в единое целое.

Пристроенное в 1260 году к юго-восточному углу собора помещение ризницы также тщательно выдержано в арабо-норманнском стиле. Верхний ярус ризницы представляет собой череду строгих арок (глухих или с окнами-бойницами), поверх которых следует ряд зубцов, что делает ризницу похожей на крепость.

Окончательный вид интерьер собора приобрёл в 1801 году в результате реконструкции Фердинандо Фуга. Первоначальный базиликальный план собора был модифицирован: боковые нефы расширены, к ним пристроены боковые капеллы (по семь с северной и южной стороны), мозаики норманнского периода и ретабло Гаджини ликвидированы, деревянный резной потолок заменён каменным сводом, на пересечении главного нефа и трансепта надстроен купол. В результате интерьер собора приобрёл сдержанную и даже холодноватую неоклассическую гармонию.

Поверхность главной апсиды украшена двумя фресками конца XVIII века, изображающими Вознесение Богородицы и освобождение храма от арабов Робертом Гвискаром и Рожером I. Выполненные в свойственной своему времени манере фрески наполнены фигурами розовощёких пухлых ангелов и облачённых в классические древнеримские тоги и шлемы архангелов и христианских воинов. Этими фресками заменили по решению Фуга мозаики норманнского периода и ретабло Гаджини. Статуи святых из уничтоженного ретабло были, тем не менее, сохранены и установлены перед пилонами, делящими пространство собора на нефы.

В левой апсиде расположена капелла Святых Таин с ценным алтарём из лазурита, в правой - капелла святой Розалии, покровительницы Палермо. Из четырнадцати пристроенных Фуга боковых капелл выделяются находящиеся в южной части собора капелла Реликвий и две капеллы, расположенные справа от западных врат, в которых собраны королевские гробницы.

Самой известной и почитаемой святыней собора являются мощи святой Розалии - покровительницы Палермо и всей Сицилии. История этой святой, жившей в XII веке, носит легендарный характер, а первое письменное упоминание о ней относится к 1590 году. Местная традиция указывает, что Розалия

Была представительницей знатного норманнского рода, состоявшего в родстве с Отвилями (иногда утверждается, что она была племянницей или внучкой Вильгельма II Доброго, хотя это представляется совершенно невероятным),

Отказалась от мира и провела жизнь в строгой аскезе в пещере на Монте-Пеллегрино (гора, господствующая над Палермо).

Могила отшельницы оставалась неизвестной на протяжении последующих четырёх столетий. В 1624 году во время эпидемии чумы Розалия, по местному преданию, явившись сначала больной женщине, а затем охотнику, открыла им место своего погребения и указала перенести свои мощи в Палермо. Перенесение обретённых в указанном месте мощей из Монте-Пеллегрино в Палермо было совершено 15 июля 1624 года, после чего эпидемия прекратилась. В 1630 году святая Розалия была канонизирована папой Урбаном VIII, а в 1635 году её мощи были помещены в массивную серебряную раку, изготовленную Мариано Смерилио.
Мощи св. Розалии, вынесенные для крестного хода 15 июля

Рака с мощами святой Розалии находится за алтарём в южной (правой) апсиде собора. Первоначально доступ в капеллу был закрыт массивными бронзовыми воротами, но в настоящее время они постоянно открыты. Статуя, венчающая раку, и заалтарный образ изображают святую в виде юной девушки с венком из роз. Эти изображения являются в значительной степени условными, так как никаких сведений о внешности святой не сохранилось. Стены капеллы увешаны многочисленными вотивными приношениями благодарных верующих.

Ежегодно 15 июля собор становится центром грандиозного праздника, посвящённого святой Розалии. Накануне рака с мощами святой выносится на середину храма для поклонения верующих, а вечером праздничного дня рака проносится крестным ходом по центральным улицам Палермо. На близлежащей площади Пьяцца Вилльена (Кватро Канти) процессию встречают городские власти Палермо, преподносящие святой венок из роз. Эта символическая встреча города со своей покровительницей проходит под возгласы: Viva Palermo! Viva Santa Rosalia!

Начиная с XVII века, святая Розалия наряду со святой Агатой, патронессой Катании, и святой Лючией, патронессой Сиракуз, почитается в качестве покровительницы всей Сицилии. Это делает собор Палермо центром паломничества как собственно сицилийцев, так и многочисленных эмигрантов сицилийского происхождения.

Паломнические поездки к Кафедральному собору в г. Палермо

Кафедральный Собор в Палермо, или Собор Успения Девы Марии – это уникальный архитектурный памятник и главная достопримечательность города. Здесь покоятся мощи покровительницы города Палермо святой Розалины. Кафедральный Собор создавался трудами мастеров нескольких стран в разные времена и поэтому славится необыкновенной красотой и смешением стилей. Архитектура и убранство Кафедрального собора отражают всю историю Сицилии.

По преданию Святая Розалина родилась в знатной семье в 1133 году, но вскоре потеряла отца, лишилась имущества и всех привилегий. Тогда она решила оставить мирскую жизнь и посвятить себя богу. В сентябре 1166 года Розалина умерла. Ее мощи были найдены в горах в 1625 году и когда вскоре началась эпидемия чумы, ее мощи пронесли по улицам Палермо. Эпидемия остановилась, а Розалину, спасшую город от чумы стали считать его покровительницей.

Режим работы Кафедрального собора Палермо в 2019 г.

  • Собор открыт ежедневно:
    • С понедельника по субботу с 7:00 до 19:00
    • Воскресенье и праздничные дни с 08:00 до 13:00 и с 16:00 до 19:00
    • Во время богослужений часть храма может быть закрыта для посетителей
  • Смотровая площадка на крыше
    • В зимний период
      • С понедельника по субботу с 9:00 до 14:00, последний вход в 13:30
      • По воскресеньям с 9:00 до 13:00, последний вход в 12:30
    • В летний период
      • Ежедневно с 9:00 до 17:00. По пятницам и субботам открыта смотровая площадка с ночными видами Палермо с 20:30 до 24:00. Точный график работы стоит уточнить на официальном сайте
  • Сокровищница, королевская гробница и крипта
    • В зимний период
      • С понедельника по субботу с 9:00 до 14:00, последний вход в 13:10
      • По воскресеньям открыта только смотровая площадка и королевская гробница с 9:00 до 13:00, последний вход в 12:30
    • В летний период
      • С понедельника по субботу с 09:30 до 17:30
      • По воскресеньям с 10:00 до 17:30 открыта только зона гробниц и смотровая площадка
  • Храм можно посетить только в одежде, закрывающей плечи и колени

Стоимость билетов в Кафедральном соборе Палермо в 2019 г.

Вход в храм бесплатный за исключением нескольких объектов:

  • Билет на посещение всех объектов собора (смотровой площадки, сокровищницы, королевской гробницы и крипты)
    • полный билет 8 евро
  • Билет на посещение сокровищницы, королевской гробницы и крипты
    • взрослый 4 евро
    • пенсионеры (старше 65 лет) 3 евро
    • детский (11-17 лет) 1,5 евро
    • детский (6-10 лет) 0,5 евро
  • Билет на смотровую площадку
    • полный билет 5 евро
    • детский (11-17 лет) 3 евро

Из истории

Первый собор на этом месте был построен в IV веке, но был разрушен вандалами. Новый Византийский храм, возведенный в начале VII века, был освящен в честь Святой Девы Марии, и просуществовал до IX века, когда мусульмане захватили Палермо и превратили сооружение в большую мечеть Gami.

С южной стороны строения можно увидеть своеобразный памятник истории двух разных эпох - Византийскую колонну с сохранившимися словами из Корана.

В январе 1072 года, когда Сицилию завоевали норманны во главе с Робертом Гискаром и его братом Рожером, храм был освящен в честь Богородицы и вновь стал христианским. В начале XII века собор становится главным на Сицилии, здесь проходила коронация всех ее правителей, а также он стал местом погребения королевских особ.

Новый Кафедральный собор, построенный в 1179 – 1186 годах при архиепископе Гуальтеро, представлял собой трехнефную базилику с тремя апсидами. В середине XIII века по углам строения были надстроены башни, а с юго-западной стороны появилась ризница. О внешнем виде базилики той эпохи можно судить, глядя на строение с восточной стороны храма.

Во времена правления испанских королей собор утратил статус кафедрального и коронация была возобновлена только в XVIII веке.

Последние постройки были выполнены в конце XVIII века – начале XIX века, когда были устроены дополнительные 14 капелл по бокам храма и возведен классический купол над мощами Розалины.

Описание

Уникальность храма обусловлена тем, что в его архитектуре можно увидеть смешение трех стилей - готики, арабского и классического:

  • В готическом стиле оформлены южный портик, главный западный вход, построенный в 1352 году, а также деревянные хоры и трон епископа, украшенный мозаикой
  • Ложные арки восточной стороны украшены узорами с арабскими мотивами, зубцами и инкрустацией из вулканических камней - лавы и туфа
  • С северной стороны можно увидеть смешение средневековой и классической архитектуры – это северный портик, созданный в 1532 году и малые купола, выполненные в классическом стиле через два столетия.
  • Кафедральный собор окружен мраморной балюстрадой со статуями святых, созданной в 1575 году скульптором Доменико Ганджини. Через столетие на площади был установлен фонтан, а в 1744 году его увенчали статуей Розалины, спасающей от чумы, выполненной скульптором Винченцо Витталиано.

Саркофаги в Кафедральном соборе Палермо

В храме проходила не только коронация, здесь погребены короли и королевы, а также императоры, правители Сицилии. Их саркофаги представляют собой настоящие произведения искусства, они украшены инкрустацией, резьбой и мозаикой, жемчугом и позолотой. Из-за ценности и уникальности каждая из гробниц охраняется законом.

Интересна не только архитектура комплекса, но и само назначение храма. Кроме коронаций, захоронений и религиозных обрядов, здесь проводились и исследования: так, в XVII веке здесь установили гелиометр со знаками зодиака. В полдень луч солнца указывал на тот знак, в котором находится светило. Позже в храме размещалась научная обсерватория.

Кафедральный собор в Палермо - официальный сайт

Во время визита в Палермо обязательно посетите Кафедральный собор - одну из самых ярких достопримечательностей Сицилии.

Кафедральный Собор Палермо, также известный под именем Успения Пресвятой Богородицы - это главный католический храм столицы Сицилии, в котором хранятся мощи покровительницы города - святой Розалии.

Кроме того, здесь находится и центр культа этой святой, возникшего на Сицилии в XVII веке.

В сегодняшнем интерьере собора хитро переплелись несколько стилей: романо-германский, готический и классический. Причиной тому множественные перестройки, которые пережил храм за свою долгую историю.

Внутри храма находятся усыпальницы королей Сицилии - управителей Великой Римской империи, благодаря которым Сицилийского королевство долгие годы процветало на просторах Средиземноморья.

На том месте, где сегодня гордо возвышается величественный собор, в IV веке находилась церковь мученика Мамилиана. В VII веке здесь воздвигли собор, посвященный Святой Богородице, который арабы, спустя двести лет, превратили в мечеть.

В 1072 году норманнское воинство, возглавляемое Робертом Отйвилем (Гвискаром), изгнало арабов из Сицилии, и мечеть совершила обратную трансформацию - стала христианской церковью. Первые богослужения в ней совершались по греческому обряду. В самом начале XII века церковь становится главной на норманнской Сицилии. Именно в ней коронуется первый король Сицилии Роджер II , останки которого покоятся в соборе.

До нашего времени из первоначального сооружения дожили только здание крипты и колонна южного портика с начертанной на ней цитатой Корана, эти сооружения датируются VII - XII веками. В период с 1179 по 1186 год был построен новый собор. Он не просто был построен на месте старого, а включил в себя некоторые конструкции старого собора. Новый собор, по задумке создателей, должен был своей величественной красотой затмить епископский кафедральный собор в Монреале (пригород Палермо). В 1250 году к собору были пристроены угловые башни, а, спустя десять лет, в 1260 году - ризница.

Восточная часть собора хранит свой первоначальный арабо-норманнский облик - ложные арки, узкие стрельчатые окна, разнообразные инкрустации, растительный орнамент. В те годы в базилике были похоронены императоры Фридрих II и Генрих VI c женами - саркофаги с их останками находятся в боковых часовнях.

В XIV - XVI веках в соборе активно велись строительные работы - был построен западный портал и южный портик, а южный портал был увенчан иконой Богородицы автора Антонио Гамбара.

Прилегающий к церкви сад был разбит в XV веке, тогда же внутри собора появились скульптура Богородицы с Младенцем и мощи святой покровительницы Палермо - Розалии.

В XVI веке к собору был пристроен северный портик, спроектированный известными архитекторами Винченцо и Фабио Гаджини. Установленная в 1575 году на площади перед собором, мраморная балюстрада со статуями святых, тоже выполнена по проекту одного из братьев Гаджини = Винченцо.

В 1685 году на Соборной площади был возведен фонтан, который позже был увенчан статуей святой Розалии.

На рубеже XVIII и XVIV веков собор претерпел серьезные изменения вследствие реконструкционных работ, которые здесь проводились под руководством Фердинандо Фуга - появился классический купол, были построены 14 новых капелл, новый северный и южный фасады, придавшие собору классический вид. Деревянный резной потолок был заменен низкими сводами, что также добавило сдержанности интерьеру церкви.

Адрес, часы работы, как добраться

  • Cattedrale di Palermo
  • Адрес : Кафедральный Собор Палермо, Corso Vittorio Emanuele, 90040 Palermo, Италия
  • 123 4567
  • Координаты : 38.114374 , 13.355971
  • http://сайт/crop_t/200/150/images/places/1888.jpg

Оценить!

Собор Успения Пресвятой Богородицы представляет собой кафедральный собор архиепархии Палермо. Сегодня здесь хранятся мощи Святой Розалии – покровительницы города. Также собор является центром сицилийского культа святой. В XII – XVIII веках собор неоднократно перестраивался. В настоящее время в архитектуре собора прослеживается сразу несколько стилей – арабо-норманнский, классический и готический. Собор получил известность благодаря гробницам королей Сицилии и германских императоров, в период правления которых Сицилия достигла своего расцвета.

Еще в IV веке на месте собора находилась церковь, освященная в честь мученика Мамилиана, которая впоследствии была разрушена вандалами. В 604 году при византийцах на месте старой церкви был возведен храм в честь Пресвятой Богородицы. В 831 году город захватили арабы, превратившие храм в пятничную мечеть.В 1072 году городом завладели норманны, которые освятили мечеть в честь Богородицы. В 1154 году Роджер Второй был погребен в соборе.От изначального здания собора сохранились лишь крипта и левая колонна южного портика.Во второй половине XII века на месте старого собора был построен новый кафедральный собор. Внутреннее убранство здания представляло собой трехнефную церковь с тремя апсидами. В середине XIII века углы здания были увенчаны башнями, а 10 лет спустя к юго-восточной части была пристроена ризница.Свое последнее пристанище в соборе нашли сицилийские короли и императоры из дома Гогенштауфенов – Фридрих Второй и Генрих Шестой, и их супруги – Констанция Арагонская и Констанция Норманнская. Из старого собора сюда же были перенесены остатки Роджера Второго.В XII – XIII столетиях собор стал местом коронации всех сицилийских королей – Танкреда, Генриха Шестого, Фредериго Первого, Манфреда, Педро Третьего Арагонского и Фредериго Второго.В XIV – XVI веках постройка собора продолжилась. В 1342 году завершилось строительство четырех угловых башен здания, в 1352 году был сооружен западный готический портал. В 1426-1430 годах был создан южный портик со стрельчатыми арками, выполненными в стиле каталанской готики. В XV веке на площади, примыкающей к южному фасаду, был разбит прекрасный сад.В начале XVI века алтарная часть была украшена ретабло со статуями, которые, к сожалению, были утрачены. В 1575 году соборная площадь была ограждена балюстрадой, украшенной статуями святых.Проведенная в 1801 году реконструкция значительно изменила облик собора. Интерьер собора также претерпел немало изменений – деревянный резной потолок заменили низким сводом. Императорские и королевские саркофаги создали в здании особую «мемориальную» зону.Ссылка на

Известен уникальными гробницами сицилийских королей и германских императоров, в правление которых Сицилийское королевство достигло своего расцвета.

Собор выстроен в 1179 — 1186 годах на месте старого собора. В течение XII-XVIII веков неоднократно перестраивался. Собор соединяет в себе черты арабо-норманнской архитектуры, готического стиля и классицизма.

Святыни и достопримечательности Собора

Королевские гробницы

Гробницы находятся в первых двух капеллах справа от основных западных ворот собора. Здесь покоятся:

Рожер II (1095-1154) — первый король Сицилийского королевства (1130-1154 годы)

Констанция Норманнская (1154-1198) — младшая посмертная дочь Рожера II, королева Сицилии с 1194 года, императрица Священной Римской империи, королева Германии и Италии по браку с Генрихом VI

Генрих VI (1165-1197) — император Священной Римской империи (с 1191 года), король Германии (с 1190 года), Италии (с 1186 года), Сицилийского королевства (с 1194 года)

Фридрих II (1194-1250) — император Священной Римской империи (с 1220 года), король Сицилийского королевства (с 1197 года) и Иерусалима (с 1225 года)

Констанция Арагонская (1179-1222) — дочь арагонского короля Альфонса II, первая жена Фридриха II, по браку с ним императрица Священной Римской империи и королева Сицилии.

Madonna Libera Inferni

Статуя Богородицы с Младенцем, называемая Madonna Libera Inferni (буквально, «избавляющая из ада»), находится в одной из боковых капелл северного (левого) нефа. Эта статуя принадлежит резцу Франческо Лаурана (1469 год) и предназначалась изначально для церкви Монте-Сан-Джулиано в Трапани, но была помещена в этом соборе. В 1576 году папа Григорий XIII постановил, что заупокойная месса, совершённая на алтаре, освящённом в честь этого образа, может служить одним из условий получения индульгенции. Благодаря этому, статуя приобрела своё нынешнее название.

Капелла Реликвий

После реконструкции Фердинандо Фуга большая часть реликвий собора была собрана в особой боковой капелле в южном (правом) нефе собора. В числе реликвий находятся мощи или частицы мощей мучениц Агаты, Кристины, Нинфы и Оливы, до XVII века почитавшихся в качестве покровительниц города, а также часть мощей равноапостольной Марии Магдалины. Доступ в капеллу закрыт массивной решёткой, реликвии выносятся для поклонения верующим в определённые местным обычаем дни.

Капелла святой Розалии

Здесь находятся мощи святой Розалии (жившей в XII веке) - покровительницы Палермо и всей Сицилии. Розалия - была представительницей знатного норманнского рода.

Изображения

Кафедральный собор Кафедральный собор Кафедральный собор Надвратная икона
Гробница Роджера II Гробница Генриха IV Гробница Фридриха II

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...