Подготовить связанный рассказ о житийной литературе. Появление первой житийной литературы

Девятнадцатый век вошел в историю как время важных событий в жизни Российского государства. На фоне Отечественной Войны 1812 года, русско-турецких войн, попытками либеральных реформ восстание декабристов 14 декабря 1825 года кажется незначительным эпизодом жизни большой страны. Но это событие всколыхнуло российское общество, ведь заговорщиками оказались представители привилегированного класса и высокие военные чины.

Стихотворение Тютчева является откликом поэта на попытку декабристов изменить власть в стране. В то время в литературном сообществе царили либеральные взгляды. Тютчев не боится осуждения своих коллег и занимает сложную позицию по отношению к произошедшим событиям. По своим политическим убеждениям поэт был государственником, сторонником монархического строя. Он отрицательно относился к революционным веяниям, считал их губительными для России и осуждал декабристов за стремление к власти и гордыню. Именно это отношение выражено Тютчевым в первой строфе стихотворения. Обращаясь к участникам восстания он упрекает их в нарушении закона, исторических традиций России и соглашается со справедливостью приговора. Поэт напоминает декабристам о том, что среди русского народа цареубийство считается грехом и пророчит заговорщикам осуждение потомков и забвение.

Но во втором восьмистишии Тютчев признает, что выступление декабристов было частично спровоцировано деспотической царской властью, которая описывается мрачными эпитетами «вечный полюс», «вековая громада льдов», «зима железная». По мнению Тютчева восстание было обречено на поражение и он сочувствует декабристам, пострадавшим от собственных заблуждений.

Казалось бы, двойственное и противоречивое отношение поэта к событиям 14 декабря, на самом деле является логичным выражением его гражданской позиции. Тютчев осуждает самовластье царского режима, но не принимает беззаконные способы изменения политического строя страны.

Картинка к стихотворению 14 декабря 1825

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Гумилева Кенгуру

    Николай Гумилёв и Анна Ахматова не смогли создать счастливый брак. Анна считала, что она согласилась на брак с навязчивым молодым человеком только из-за того, что опасалась самоубийства Гумилёва. Он догадывался, что Анна любит его не особо,

  • Анализ стихотворения Тургенева Роза

    Символ растения в XIX эпохе – очень востребована. Розу связывали с страстью, дамской красой, юностью, блаженством, к тому же самой существованием. Данный цветочек – актуальный составляющую произведения «Вешние воды», он наличествует в

  • Анализ стихотворения Бунина И цветы и шмели и трава и колосья

    Бунина, как поэта, никто не воспринимал всерьез, но это было ошибочное мнение, так как этот прекрасный прозаик, создал огромное количество прекрасных стихов, которые поражают читателя своей определенной глубиной,

  • Анализ стихотворения Блока Коршун

    Концепция, изречения в элегии, были исходом воспоминаний и волнений творца от наблюдения страстей войны, которая терзала народонаселение России в населенных пунктах и деревеньках. Блок в период длительной эпохи позиционировался

  • Анализ стихотворения Пушкина Цветок

    Огромное количество произведений русских писателей и поэтов содержит упоминания о растениях. Среди них ярким пятном выделяется изображение цветов, которые в разных своих проявлениях - формах, цветовых оттенках,

Размышления о двух известных стихотворениях.

Русская история богата событиями, которые невозможно оценить однозначно даже спустя десятилетия, а то и века. О них рассуждают, спорят, пишут стихи, снимают фильмы, но конкретной оценки так и не могут дать. Таким событием было и восстание декабристов в 1825 году. Я бы назвала это романтическим порывом лучших людей того времени, но их намерения были очень серьезны, а последствия слишком трагичны, чтобы считать это только романтическим поступком, поэтому восхищение их подвигом часто сменялось сожалением о напрасно загубленных жизнях и судьбах.

Два стихотворения о декабристах... Оба написаны русскими поэтами. Пушкин написал своё в 1827 году, а стихотворение Ф.И.Тютчева создано в 1826, когда произошла кровавая расправа Николая I над декабристами. И то, и другое на одну тему: восстание декабристов на Сенатской площади. Ни один здравомыслящий современник не остался равнодушен к этому событию, каждый создал своё мнение, дал оценку. Одни осуждали, другие полностью поддерживали, но были и те, кто не принимал живого участия в обсуждении, сохранял нейтралитет. Во время написания стихотворения Тютчеву было почти двадцать три года – возраст, в котором молодой камер-юнкер, чиновник русской дипломатической миссии имел уже сложившееся политическое мировоззрение. Пушкин был в 1827 году значительно старше Тютчева, и, естественно, это наводит на мысль, что и у Пушкина была своя оценка того, что произошло на Сенатской площади. Это не подвергается сомнениям, т.к. Пушкин выражал свое мнение о самодержавии в собственных произведениях. Да и круг общения поэта говорит сам за себя. Но позиции Тютчева и Пушкина существенно различались, что ясно выражено в стихотворениях.

Да, стихи совершенно разные, несмотря на одну тему, общую эпоху, но уж слишком разными были авторы. В пушкинском послании есть чувства, яркие чувства, а у Тютчева какая-то «пустыня», бескрасочная, жёсткая. Пушкинское произведение сквозит надеждой, оно буквально пропитано ею. И это надежда на лучшее будущее, которое так хочется увидеть мятежному поэту. Стих Тютчева – сухая материя. Между двумя произведениями огромная пропасть, такая же, как и между поэтами. У Тютчева речь идёт о самом восстании, его смысле, о действиях декабристов, о результатах восстания. У Пушкина- ссылка, надежды на лучшее будущее. Но главное не это, главное, что думают сами авторы, а у них очень мало точек соприкосновения. «Вас развратило Самовластье…». «Развратило» - это просто неприемлемое слово, оно совершенно неправильное, ненужное. Это в конце концов неправда. Разве декабристы развращены?! Но как много выражает это слово, оно составляет для нас определенное мнение о Тютчеве.

Мне кажется, Пушкин тоже возмутился бы такой характеристикой декабристов. Далее: «И меч его вас поразил…»(Тютчев) и «И братья меч вам отдадут.» (Пушкин). Опять несходство: у Тютчева меч власти, первенства взглядов и порядков самодержавия, а у Пушкина он в будущем должен быть у декабристов, но все-таки он признаёт, что меч пока у самодержавия. Но Тютчев и в будущем не предвещает декабристам стать обладателями меча. «И в неподкупном беспристрастье сей приговор Закон скрепил». Слово «неподкупный» применительно к закону никогда не нашло бы места у Пушкина. Что для Пушкина закон? Оружие против добра и правды, а для Тютчева это что-то непоколебимое, нужное. Да ещё и с большой буквы пишет в знак уважения! « И ваша память от потомства, как труп в земле схоронена»,- пишет Тютчев. Это о памяти о декабристах. А у Пушкина, судя по стихотворению, все не так, декабристов ждет куда лучшая доля. «И не осталось и следов.» (Тютчев) и «И братья меч вам отдадут.» (Пушкин). Это последние строки стихотворений, но как они далеки друг от друга. В пушкинском стихотворении говорится, что дело декабристов продолжат другие, он их называет «братьями» декабристов. Но неугомонный Тютчев опять за своё: прошли бесследно декабристы, нет их. Но кое в чём мнения Тютчева и Пушкина всё-таки совпадают. Это мнение о народе. «Паситесь мирные народы, вас не разбудит чести клич…» («Свободы сеятель пустынный…»), «Народ …поносит ваши имена» (Тютчев). Характеризуя декабристов, Тютчев пишет: «О жертвы мысли безрассудной…». Он считает, что всё, что они сделали,- это безрассудство, т.е. глупость. А у Пушкина их поступок романтически высок («И дум высокое стремленье»). И сразу ясно: ничего общего с Тютчевым. Пушкин считает, что декабристы всё делали правильно, их мысли были мыслями передового человека, он полностью на их стороне. Отношение Тютчева же, на мой взгляд, довольно пренебрежительно. Дальше расхождения ещё очевиднее. Пушкин надеется, что самодержавие рухнет под весом нечистых дел: «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут - и свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут». В этих строках нет и тени сомнения, будущее кажется ясным и чистым, но вдруг: «Едва, дымясь, она сверкнула на вековой громаде льдов, зима железная дохнула – и не осталось и следов». Тютчев рушит все надежды, всё отрицает, он считает, что самодержавие вечно, «вековая громада льдов». Я думаю, правильное сравнение. Громада холодная, бессердечная, равнодушная к чужому горю; и ещё самодержавие – это «зима железная», но зима проходит, наступает оттепель, которую так ждет Пушкин. Но Тютчев далек от этого оптимистического настроя.

Сравнивать эти стихотворения, значит, сравнивать белое с черным. На мой взгляд, лучше «золотая середина». То разительное несходство, увиденное нами при сравнении стихотворений, было возможно благодаря мастерскому использованию изобразительно-выразительных средств. Здесь, я думаю, поэты стоят друг друга, хотя искрометный, оптимистичный Пушкин мне ближе.

Увиденные нами различия в оценке совершенного декабристами – это всего лишь выражение разности политических взглядов и гражданских позиций поэтов. Кто-то разделял точку зрения Пушкина, думаю, их было меньшинство, кто-то Тютчева. Кто же прав в оценке совершенного декабристами? Я думаю, оба …неправы. По мне так лучше что-то среднее.

Хотя Пушкин ближе к истине. Мы помним о декабристах, хотя вряд ли кто-то из нас сегодня поддержал бы их. Но Пушкин уж слишком тешится несбыточными надеждами, хотя в них нет ничего плохого. У Тютчева не нравится слишком резкий скептицизм. Но, возможно, с его оценкой и сегодня согласились бы многие. Как видно, это тот случай, когда история не рассудила.

В стихотворении «14-е декабря 1825» Тютчев рисует восстание декабристов как не принятую народом («Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена») и историей жертву, подвиг, недостойный названия героического, обреченный на забвение, следствие ослепления, рокового заблуждения. Тютчев осуждает декабристов, но осуждение, которое содержится в его стихотворении, двусмысленно и не абсолютно.

Отметая их идеалы, их политические доктрины как неосуществимые, утопичные, он изображает их жертвами энтузиазма и мечты об освобождении. Именно в этом стихотворении Тютчев создает обобщающий образ крепостнической монархии России как «вечного полюса» , пронизанного железным дыханием ночи, – образ, предвосхищающий данную Герценом символическую картину последекабрьской реакции («О развитии революционных идей в России») .

Строфа, завершающая «14-е декабря 1825», двусмысленна, как и все стихотворение. Теплая кровь, дымящаяся и замерзающая на железном ветру, – образ, выражающий человеческую беззащитность жертв деспотизма и жестокость силы, против которой они восстали. Исследователь творчества Тютчева Н. В. Королева отмечает, что образ крови в стихотворениях поэта всегда имеет высокий и трагический смысл.

Вместе с тем последний стих этого произведения – «И не осталось и следов» – дает основание сблизить «14-е декабря 1825» с лирикой Тютчева 40-50-х гг. , в которой тема непроясненного трагизма, обыденного существования «без отрады и без слез» , «глухой» , бесследной гибели становится одной из ведущих.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Стихотворение написано 26 апреля – начало мая 1867г. Написано в связи с появлением в мартовской книжке РВ за 1867 г....
  2. В 1817 году Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей. Во время прощального бала друзья-лицеисты постановили, что каждый год 19 октября,...
  3. Тютчев – признанный певец ночи. Темному времени суток он посвятил множество стихотворений. В большинстве из них ночь представлена как период...
  4. Отличительная особенность раннего стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» – его двойная датировка. Стихотворение было написано поэтом в 1828 году...

Фёдор Иванович Тютчев

Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил, —
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор Закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена —
И ваша память для потомства,
Как труп в земле, схоронена.

О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!
Едва, дымясь, она сверкнула
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула —
И не осталось и следов.

Восстание декабристов

Поэтический отклик на декабрьское восстание появился в 1826 г., однако впервые был опубликован спустя 55 лет после написания. Являясь образцом гражданской лирики, стихотворение отражает политические убеждения автора. Монархия и православие, по мнению Тютчева, — основа российской государственности, гарант ее развития и процветания. Поэт считал революцию порождением западной традиции, губительной для Отечества. Под влиянием иноземных идей в худшую сторону меняется и личность отдельного человека: он может не выдержать искушения и поставить свое мнение выше закона и исторических традиций. С подобной трансформацией связана категория самовластья, толкуемого как сочетание властолюбия и гордыни. Тютчевская трактовка самовластья не имеет отношения к характеристике русской монархии.

Произведение написано в форме обращения, адресатами которого становятся декабристы. Герой заявляет, что лирическое «вы» «развратило» безоглядное стремление к власти, подкрепленное дерзостью и самоуверенностью. Утверждается справедливость беспристрастного приговора, под впечатлением которого создан стихотворный текст.

Решение, явленное законом, поддерживает народ. Лирический субъект отказывает адресату в праве на историческую память: он прогнозирует скорое забвение, сравнивая воспоминания о восстании на Сенатской площади с «трупом», навсегда схороненным в земле.

В начале второго восьмистишия возникает формула «жертвы мысли безрассудной», которая трактует мятежников как людей, пострадавших от собственных заблуждений. Тем же смыслом наделен образ меча, размещенный в зачине: герои наказаны за неоправданные апломб и высокомерие.

В финале появляется развернутая метафора, в иносказательной форме представляющая бессмысленность противоборства оппозиционеров и государственной системы. Последнюю символизируют образы с семантикой бессмертия, обжигающего холода и величия. Исход противостояния фантастического ледяного великана и «крови скудной» революционеров предрешен. Жертва напрасна: следы бесплодных попыток побежденной стороны стираются одним выдохом холодного колосса.

«Гений самовластный» Наполеона из одноименного тютчевского стихотворения имеет общие черты с образами декабристов. Автор именует французского императора «сыном Революции»: он был наделен вдохновением и «буйством дерзновенным», но лишен «божьего пламени» истинной веры.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...