Подтверждено: материя и антиматерия отражены зеркально. Отражение - свойство материи

Бессознательное, его специфика и роль.

Термины:

Сознание, бессознательное, самосознание, подсознание, воля отражение, идеальное, рефлексия, когнитивный уровень, мышление, разум, рассудок, воля, эмоции, интуиция, интеллект, рефлекс, архетип, психоанализ, сублимация, вытеснение, внимание, память, психика, язык, знак, образ, значение, кибернетика, деятельностный подход, интенциональность, искусственный интеллект.

Темы рефератов:

    Сознание и бессознательное в философии З. Фрейда.

    Учение об архетипах К.Г. Юнга.

    Индивидуальная психология А. Адлера.

    Проблема сознание в феноменологических концепциях.

    Философские аспекты проблемы искусственного интеллекта.

Задания для проверки уровня компетенций:

    Соотнесите понятия психики и сознания. Можно ли их отождествить?

    Вся материя отражает. Вся материя ощущает. Эквивалентны ли эти суждения?

    «Мозг выделяет мысль, так же как печень выделяет желчь. Мозг материален, печень материальна, желчь материальна, значит, и мысль должна быть материальна». Дайте критический анализ этого высказывания.

    Сравните определение сознания в психологии, физиологии, кибернетики и философии. В чем состоит специфика философского подхода?

    В чем существенное различие процессов отражения в живой и неживой природе? Расположите в порядке возрастания уровня сложности следующие формы отражения: чувствительность, психика, сознание, мышление, раздражимость, ощущения.

    Является ли труд главной причиной возникновения мышления у человека? Какие еще концепции генезиса сознания вы знаете?

    Мысль не существует вне языковой оболочки. Дайте философский анализ этого суждения.

    Можно ли считать творчество главным отличием человеческого сознания от машинного интеллекта? Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна о том, что машина будет в состоянии решать какие угодно проблемы, но никогда не сумеет поставить хотя бы одну.

Тексты для анализа:
1. Фрейд З. «Я и Оно».

Фрейд З. (1856–1939) - немецкий философ, психолог, невропатолог, психиатр 54 .

Вопросы:

    Почему З. Фрейд понятие «быть сознательным» называет чисто описательным?

    Соотнесите понятие «бессознательного» с философским пониманием психики?

    В чем заключается роль «бессознательного» для «Я» личности?

«В этом введении ничего нового сказать нельзя, и повторение ранее сказанного неизбежно.

Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа и дает ему одному возможность понять в такой же мере частые, как и важные патологические процессы психической жизни и причислить их к научным явлениям. Повторяю еще раз другими словами: психоанализ не может считать сознательное сутью психики, а должен смотреть на сознание как на качество психики, которое может присоединиться к другим качествам или может отсутствовать.

Если бы я мог себе представить, что интересующиеся психологией прочтут этот труд, то я приготовился бы и к тому, что уже тут часть читателей остановится и не пойдет дальше, так как здесь первый шиболет психоанализа. Для большинства философски образованных людей идея психики, которая к тому же и бессознательна, настолько непонятна, что она кажется им абсурдной и отвергается простой логикой. Мне думается, что причина этого заключается в том, что они никогда не изучали соответствующих феноменов гипноза и сновидения (не говоря уже о патологических феноменах), делающих такое понимание обязательным. Но выдвинутая ими психология сознания ведь и неспособна разрешить проблемы гипноза и сновидения.

«Быть сознательным» есть чисто описательный термин, ссылающийся на наиболее непосредственные и наиболее надежные восприятия. Но дальше опыт показывает нам, что психический элемент, например, представление, обычно не осознается длительно. Напротив, характерно то, что состояние осознательности быстро проходит; осознанное сейчас представление в следующий момент делается неосознанным, но при известных легко осуществимых условиях может снова вернуться в сознание. И мы не знаем, чем оно было в промежутках; мы можем сказать, что оно было латентно, и подразумеваем под этим, что оно в любой момент было способно быть осознанным. Но и в этом случае, если мы скажем, что оно было бессознательным, мы даем правильное описание. Это бессознательное совпадает тогда с латентной способностью к осознанию. Правда, философы нам возразили бы: нет, термин - бессознательное - здесь неприменим; пока представление было в состоянии латентности, он вообще и не был ничем психическим. Если бы мы уже тут начали им возражать, то завязался бы спор, который бы никакой пользы не принес.

Таким образом, мы приобретаем наше понятие о бессознательном из учения о вытеснении. Вытесненное является для нас примером бессознательного; мы видим, однако, что есть два вида бессознательного: латентное, но способное к осознанию, и вытесненное - само по себе и без дальнейшего неспособное для осознания. Наше представление о психической динамике не может не повлиять на номенклатуру и описание. Мы называем латентное - бессознательное - только в дескриптивном, а не в динамическом смысле, предсознательным. названием бессознательного мы ограничиваем только динамически бессознательно вытесненное и получаем, таким образом, три термина: сознательное (СЗ), предсознательное (ПСЗ) и бессознательное (БСЗ), смысл которых - уже не чисто дескриптивный. ПСЗ, как мы думаем, гораздо ближе к G3, чем БСЗ, и так как БСЗ мы назвали психическим, то тем увереннее отнесем это название к латентному ПСЗ. Но не остаться ли нам лучше в добром согласии с философами и не отделить ли ПСЗ и БСЗ, как естественное следствие, от сознательного психического? Тогда философы предложили бы нам описать ПСЗ и БСЗ как два вида или две ступени психоида, и согласие было бы восстановлено. Но следствием этого были бы бесконечные затруднения при описании, и единственно важный факт - именно тот, что эти психоиды почти во всех остальных пунктах совпадают с признанно психическим - был бы оттеснен на задний план из-за предубеждения, которое создалось в те времена, когда еще не знали о психоидах или о самом о них важном.

Мы, однако, пришли к термину или понятию о бессознательном другим путем, а именно - обработкой опыта, в котором играет роль психическая динамика. Мы узнали, т. е. должны были признать, что есть сильные психические процессы или представления (здесь, прежде всего, важен квантитативный, значит, экономический момент), которые для психической жизни могут, иметь все те последствия, что и прочие представления, в том числе и такие последствия, которые могут быть вновь осознаны как представления, но они сами не осознаются. Нет надобности подробно описывать здесь то, что уже так часто излагалось. Короче говоря, тут вступает в действие психоаналитическая теория и заявляет, что такие представления не могут быть осознаны, так как этому противится известная сила; что в иных случаях они могли бы быть осознаны, и тогда было бы видно, как мало они отличаются от других, признанных психических элементов. Эта теория становится неопровержимой ввиду того, что в психоаналитической технике нашлись средства, которыми можно прекратить действие сопротивляющейся силы и сделать данные представления сознательными. Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а силу, которая привела к вытеснению и его поддерживала, мы ощущаем во время аналитической работы как сопротивление.

Теперь мы удобно можем, манипулировать нашими тремя терминами СЗ, ПСЗ и БСЗ, если только не будем забывать, что в дескриптивном смысле имеется два вида бессознательного, а в динамическом - только один. Для ряда целей изложения мы можем опустить это деление, но для других оно, конечно, необходимо. Мы все же к этому двоякому значению бессознательного более или менее привыкли и хорошо с ним уживались. Но уклониться от этой двойственности, насколько я вижу, нельзя. Различение сознательного и бессознательного является, в конце концов, вопросом восприятия, на который можно ответить «да» и «нет»; сам же акт восприятия не, дает нам никакой справки о том, по какой причине что-то воспринимается или не воспринимается. Нельзя жаловаться на то, что динамическое в своем проявлении получает лишь двусмысленное выражение.

Поскольку на решение в таком вопросе, зависящем или от традиций или от эмоциональных моментов, можно повлиять аргументацией, следует по этому поводу заметить следующее: указание на шкалу отчетливости осознанности не содержит ничего обязательного и имеет не больше доказательности, чем, например, аналогичные положения; есть столько ступеней освещения, начиная от резкого, слепящего света и кончая слабыми проблесками мерцания, что темноты, следовательно, вообще не существует; или - есть различные степени витальности, значит, нет смерти. Эти положения, быть может, в известном смысле и содержательны, но практически они неприменимы, и это тотчас же обнаруживается, если выводить из «них заключения, например: значит, света зажигать не надо или, следовательно, все организмы бессмертны. А, кроме того, приравнением незаметного к сознательному достигается лишь то, что отнимается единственная непосредственная достоверность, вообще имеющаяся у психики. Сознание, о котором ничего не знаешь; кажется мне все же много абсурднее, чем бессознательное психическое. И, наконец, такое приравнивание незамеченного к бессознательному производилось, очевидно, без учета динамических соотношений, которые для психоаналитического понимания были решающими, ибо при этом не учтены два факта: во-первых, что посвятить такому незамеченному достаточно внимания очень трудно и требует большого напряжения; во-вторых, если это и достигнуто, то ранее незамеченное теперь не узнается сознанием, а довольно часто кажется ему совершенно чуждым, противоречащим, и резко им отвергается. Рекурс бессознательного на мало замеченное и незамеченное исходит, следовательно, только из предубеждения, для которого идентичность психического с сознательным раз и навсегда установлена.

В дальнейшем течении психоаналитической работы выясняется, что и эти подразделения недостаточны и практически неудовлетворительны. Среди возникающих ситуаций отметим следующую как решающую: мы создали себе представление о связной организации психических процессов в личности и называем эту организацию «Я» личности. К этому «Я» прикреплено сознание, оно владеет подступами к мотилитетности, т. е. к разрядке раздражений во внешний мир. Это та психическая инстанция, которая производит контроль над всеми своими частичными процессами; ночью она засыпает, но и тогда все еще управляет цензурой сновидений. От этого «Я» исходят и вытеснения, при помощи которых известные психические стремления должны быть исключены не только из сознания, но и из других видов значимости и действительности. Все это, устраненное вытеснением, в анализе противостоит «Я», а анализу ставится задача - уничтожить сопротивление, которое «Я» проявляет к вниманию, уделяемому анализом вытесненному. Во время анализа мы наблюдаем, что больной испытывает затруднения, когда мы ставим ему известные задачи: его ассоциации отказываются работать, когда они должны приблизиться к вытесненному. В таком случае мы говорим ему, что он находится под властью сопротивления, но ничего об этом не знает; даже в том случае, когда он по чувству своего неудовольствия угадал бы, что теперь в нем действует сопротивление, то он не может его назвать или на него указать. Но так как это сопротивление несомненно исходит из его «Я» и является принадлежностью «Я», то мы оказываемся в непредвиденной ситуации. В самом «Я» мы нашли что-то, что тоже бессознательно и проявляет себя точно так, как и вытесненное, т. е. оно сильно воздействует, не будучи сознательным; - для того, чтобы сделать его сознательным, нужна особая работа. Для аналитической практики следствием этого опыта будет то, что мы попадаем в бесконечные неясности и затруднения, если захотим придерживаться нашего обычного способа выражения и захотим, например, привести невроз к конфликту между сознательным и бессознательным. Вместо этого противоположения, мы, опираясь на наши представления о структурных соотношениях психической жизни, вводим другое: противоположность между связным «Я» и отклонившимся от него вытесненным. Но следствия для нашего представления о бессознательном еще значительнее. Динамическое рассмотрение внесло первую корректуру; структурное понимание дает вторую. Мы видим, что БСЗ не совпадает с вытесненным. Правильно, что все вытесненное - БСЗ, но, в то же время, и не все БСЗ вытеснено. Так же и часть «Я» (один Бог знает, какая важная часть!) может быть БСЗ и, несомненно, и есть БСЗ. И это БСЗ не латентно в духе ПСЗ, иначе его нельзя было бы активизировать, не делая СЗ, и доведение его до осознанности не представляло бы таких больших затруднений. Если мы поставлены перед необходимостью выдвинуть третье - не вытесненное БСЗ, то мы должны признать, что значение характера неосознанности для нас уменьшается. Он становится многозначным качеством, не допускающим широких и исключительных выводов, в целях которых мы бы его охотно использовали. Однако мы должны остерегаться небрежного к нему отношения, так как, в конце концов, это качество - сознательно или бессознательно - является единственным светочем в потемках глубинной психологии.»

2. Юнг К. «Структура души».

Юнг Карл (1875–1961) - швейцарский психоаналитик, психиатр, философ культуры 55 .

Вопросы :

    Правомерно ли говорить о содержаниях бессознательного?

    Как соотносятся «бессознательное» и душа?

    Какова роль оговорок в сознательной деятельности людей?

    Является ли интуиция частью процесса мышления?

«Кажется, что сознание вливается в нас извне в форме чувственных перцепций (sense-perceptions). Мы видим, слышим, чувствуем вкус и запах мира, и таким образом сознаем его. Эти перцепции сообщают нам о том, что нечто существует. Но они не говорят нам, что существует. О последнем мы узнаем не от перцепции, но благодаря процессу апперцепции, который имеет чрезвычайно сложную структуру. Это не значит, что чувственная перцепция совсем уж проста, однако ее сложность скорее физиологическая, нежели психическая. Сложность же апперцепции, напротив, именно психическая. Мы можем обнаружить в апперцепции взаимодействие целого ряда психических процессов. Допустим, мы слышим звук, природа которого кажется нам незнакомой. Спустя какое-то время нам становится ясно, что этот своеобразный звук, должно быть, исходит от пузырьков воздуха в трубах центрального отопления: мы узнали звук. Эго узнавание имеет своим источником процесс, называемый нами мышлением. Именно мышление говорит нам, чем нечто является.

Я только что назвал звук «своеобразным». В тех случаях, когда я характеризую нечто как «своеобразное», то ссылаюсь на особый чувственный тон, которым обладает это нечто. Чувственный тон подразумевает оценивание (evaluation).

Процесс узнавания можно представить себе, по существу, как установление сходства и различия с помощью памяти. Если я, к примеру, вижу огонь, световой стимул несет мне сообщение: «огонь». Так как в моей памяти всегда наготове бесчисленное множество мнемических образов огня, они вступают во взаимодействие с только что воспринятым мною образом огня, и в результате процесса сличения (то есть установления сходства и различия) его с ними наступает узнавание. Иначе говоря, я окончательно определяю специфичность этого индивидуального образа в моем сознании. В обыденной речи этот процесс называют мышлением.

Процесс оценивания осуществляется иначе. Огонь, который я вижу, вызывает эмоциональные реакции приятного или неприятного свойства, тем самым побуждая образы памяти приносить с собой сопутствующие им эмоциональные феномены, известные как чувственный тон. Таким образом, объект перцепции кажется нам приятным, желанным и красивым или, наоборот, неприятным, вызывающим отвращение, безобразным и т. д. В обыденной речи этот процесс называют чувством (feeling).

Процесс интуиции не является ни чувственной перцепцией, ни мышлением, ни даже чувством, хотя наш язык демонстрирует прискорбно малую различительную способность в этом отношении. Один человек воскликнет: «О, я вижу, как огонь уже охватил весь дом!» Другой скажет: «Ясно как дважды два: вспыхни здесь огонь, - и беды не миновать». А третий заявит: «У меня такое чувство, что из-за этого огня может случиться несчастье». В соответствии с темпераментом каждого, один говорит о своей интуиции как об отчетливом видении (seeing), то есть он создает перцептивный образ пожара. Другой называет интуицию мышлением: «Стоит только поразмыслить, и сразу станет ясно, каковы будут последствия». Третий, под влиянием эмоций, обозначает свою интуицию как процесс чувства. Но интуиция, как я ее понимаю, является одной из основных функций души, именно, восприятием заложенных в ситуации возможностей. Вероятно, все же из-за недостаточного развития языка «чувство», «ощущение» и «интуиция» до сих пор смешиваются в немецком, тогда как sentiment (чувство) и sensation (ощущение) во французском и feeling (чувство) и sensation (ощущение) в английском абсолютно разграничены, в противоположность sentiment и feeling, которые иногда используются в качестве запасных слов для обозначения “интуиции”. Однако, в последнее время слово «интуиция» стало общеупотребительным в английской речи.

Кроме того, в качестве содержаний сознания можно также разграничить волевые (volitional) и инстинктуальные (instinctual) процессы. Первые определяются как управляемые, основанные на апперцепции импульсы, которые находятся в распоряжении так называемой свободной воли. Последние представляют собой импульсы, которые берут начало в бессознательном или непосредственно в теле и характеризуются отсутствием свободы и компульсивностью.

Апперцептивные процессы могут быть либо управляемыми (и направленными), либо неуправляемыми (и ненаправленными). В первом случае мы говорим о «внимании», а во втором - о «фантазии» или «грезах». Управляемые процессы - рациональны, неуправляемые - иррациональны. К этим только что упомянутым процессам мы должны добавить - в качестве седьмой категории содержаний сознания - сновидения. Сновидения обладают некоторым сходством с сознательными фантазиями, поскольку они тоже носят неуправляемый, иррациональный характер. Но они и отличаются от них, поскольку причина, течение и цель сновидения поначалу совершенно скрыты от нас. И все же я жалую им звание категории содержаний сознания, потому что они являются наиболее важными и очевидными результатами бессознательных психических процессов, навязываемых сознанию. Вероятно, эти семь категорий дают несколько поверхностный обзор содержаний сознания, но для наших целей достаточно и их.

Как известно, существуют определенные воззрения, согласно которым все психическое ограничивается сознанием, ибо оно, по существу, тождественно психике. Я не считаю этот аргумент достаточным. Раз мы допускаем, что нечто существует за пределами нашей чувственной перцепции, то вправе говорить и о психических элементах, узнать о существовании которых мы можем только косвенно. Любому, кто знаком с психологией гипнотизма и сомнабулизма, хорошо известно, что хотя искусственно или патологически ограниченное сознание в данных случаях не содержит определенных представлений, индивидуум, тем не менее, ведет себя так, как если бы они имелись в его сознании. Например, одна пациентка с истерической глухотой любила напевать. Однажды врач, не привлекая внимания больной, сел за пианино и стал ей аккомпанировать со следующей строки в другой тональности: пациентка продолжала петь, но… уже в новой тональности. Другой пациент всякий раз испытывал «истеро-эпилептические» конвульсии при виде открытого пламени. У него было заметно ограничено поле зрения, - иначе говоря, он страдал периферической слепотой (это еще называют «цилиндрическим» полем зрения). И все же, когда горящую свечу держали в слепой зоне, приступ у этого больного наступал с той же регулярностью, как и в тех случаях, когда он видел пламя. В симптомалогии таких состояний имеется бесчисленное множество подобного рода случаев, когда ничего не остается, как безоговорочно признать, что эти люди воспринимают, думают, чувствуют, запоминают, решают и действуют бессознательно, или, в общем, делают бессознательно то, что другие делают под контролем сознания. Эти процессы происходят независимо от того, отмечает их сознание или нет.

В эти бессознательные психические процессы включается также довольно значительная работа композиции, совершаемая в сновидениях. Хотя сон является состоянием, в котором сознание весьма ограничено, душа в нем отнюдь не перестает существовать и действовать. Сознание просто отошло от души и, лишившись объектов, могущих привлечь его внимание, впало, так сказать, в состояние относительной бессознательности. Но психическая жизнь во сне, бесспорно, продолжается, равно, как в бодрствующем состоянии не прекращается бессознательная психическая активность. Доказательство тому можно найти без труда; фактически, именно эту специфическую, область опыта Фрейд описал в своей «Психопатологии обыденной жизни». Он показывает, что наши сознательные намерения и действия часто срываются бессознательными процессами, само существование которых оказывается для нас всегда полной неожиданностью. Мы допускаем оговорки и описки, бессознательно делаем такие вещи, которые выдают наши самые оберегаемые секреты, иногда неизвестные даже нам самим. «Lingua lapsa verum dicit» (Оговорки выдают правду (дат.). - Прим. пер.), - гласит старая пословица. Эти феномены можно также продемонстрировать в эксперименте, используя ассоциативные тесты, весьма полезные для выяснения того, о чем люди не могут или не хотят говорить.

Однако классические примеры бессознательной психической активности легче всего отыскать в патологических состояниях. Почти вся симптомалогия истерии, неврозов навязчивости, фобий и, в очень значительной степени, шизофрении - самой распространенной душевной болезни - имеет свои корни в бессознательной психической активности. Таким образом, мы имеем все основания говорить о бессознательной психике. Бессознательная психика недоступна прямому наблюдению - иначе она не была бы бессознательной, - но позволяет вывести ее существование логическим путем. Правда, наши логические выводы всегда ограничены областью «как если бы».

В таком случае, бессознательное составляет часть души. Можем ли мы теперь, по аналогии с различными содержаниями сознания, говорить также и о содержаниях бессознательного? Ведь это значило бы постулировать еще одно сознание, так сказать, в бессознательном. Я не буду здесь вдаваться в этот тонкий вопрос, поскольку уже обсуждал его в другой связи, а ограничусь лишь выяснением того, способны ли мы что-то дифференцировать в бессознательном или нет. На этот вопрос можно ответить только эмпирически, то есть встречным вопросом: а есть ли какие-то правдоподобные основания для такой дифференциации?

По-моему, нет никаких сомнений в том, что все виды активности, обычно имеющие место в сознании, могут также осуществляться и в бессознательном. Существует множество примеров, когда интеллектуальная проблема, оставшаяся нерешенной в бодрствующем состоянии, обретала решение во сне. Так, я знаю одного бухгалтера-ревизора, который в течение многих дней тщетно пытался распутать злонамеренное банкротство. Однажды он просидел за этим занятием до полуночи и, не добившись успеха, отправился спать. В три часа утра жена услышала, как он встал с постели и пошел в свой кабинет. Она последовала за ним и увидела, как он что-то усердно пишет, сидя за своим рабочим столом. Примерно через четверть часа он вернулся в спальню. Утром он ничего не помнил и снова принялся за работу, как вдруг обнаружил целый ряд сделанных его рукой записей, которые сразу расставили все по местам в этом запутанном деле». <…>

для студентов всех специальностей Уфа... философии необходимо для формирова­ния научного мировоззрения и для решения практических социаль­ных задач. С момента своего возникновения философия ...
  • Методические рекомендации по курсу «культурология» для студентов всех специальностей таганрог 2003

    Методические рекомендации

    ... философии Таганрогского государственного радиотехнического университета. Ороев Н.А., Папченко Е.В. Методические рекомендации по курсу «Культурология». Для студентов всех специальностей ... практически всех явлений... технической заданностью приводит...

  • effective english английский путь к успеху учебное пособие по разговорному английскому языку для студентов всех специальностей неязыкового вуза

    Учебное пособие

    Учебное пособие по разговорному английскому языку для студентов всех специальностей неязыкового вуза... у студентов навыков устной речи на основе системы коммуникативных заданий . ... степени после года практической работы магистр философии . Эта степень...

  • ), заключающееся в воспроизведении, фиксировании того, что принадлежит отражаемому предмету. «... Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения...» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 издание, том 18, страница 91). Любое О. несёт в себе информацию об объекте О. Способность к О., а также характер её проявления зависят от уровня организации материи. В качественно различных формах О. выступает в неживой природе, в мире растений, животных и, наконец, у человека. Взаимодействие различных материальных систем имеет своим результатом взаимоотражение, которое выступает в виде простой механической деформации (например, отпечаток тела на песке), сокращения или расширения в зависимости от колебаний окружающей температуры (например, термометр), О. света, изменения электромагнитных волн (например, фотография), О. звуковых волн (например, эхо), химических изменений (например, цвет лакмусовой бумаги), физиологических процессов (например, сужение зрачка при ярком свете и т. д.). Создание электронно-вычислительных машин, способных распознавать образы, различать вещи, осуществлять формально-логические операции, вырабатывать условные рефлексы, т. е. отражать отношения вещей и ориентироваться в мире, подтверждает идею об О. как всеобщем свойстве материи.

    Неотъемлемым свойством живого организма является раздражимость - О. воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Раздражимость - допсихическая форма О., выступающая как средство регулирования приспособительного поведения. Дальнейший этап в развитии О. связан с возникновением у более высоких видов живых организмов нового свойства - чувствительности, т. е. способности иметь ощущения (См. Ощущение), являющиеся начальной формой психики животных. Формирование органов чувств и взаимной координации их действий привело к образованию способности отражать вещи в некоторой совокупности их свойств - способности к восприятию (См. Восприятие). Животные не только дифференцированно воспринимают свойства и отношения вещей, но и отражают значительное число существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире. Это элементарное Мышление , достигающее своего наиболее высокого уровня у человекообразных обезьян и дельфинов.

    Становление человека и человеческого общества в процессе трудовой деятельности и общения с помощью речи обусловило возникновение специфически человеческой, социальной по своей сущности формы О. в виде сознания (См. Сознание) и самосознания (См. Самосознание). О. человеком действительности отличается от О. её животными как способом, так и предметом О., стремлением человека не только удовлетворить свои естественные потребности, но и понять объективные связи вещей сами по себе. Для О., свойственного человеку, характерно то, что оно есть нечто Идеальное . Оно предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания. Творческая активность познающего человека раскрывается также в актах продуктивного воображения, фантазии, в поисковой деятельности, направленной на раскрытие истины путём формирования гипотезы и её проверки, в создании теории, продуцировании новых идей, замыслов, целей.

    В учение о познании как О. действительности значительный вклад внёс В. И. Ленин; поэтому диалектико-материалистическая теория О. по праву носит название ленинской теории О. Ленинский принцип О. подвергается нападкам со стороны некоторых ревизионистов и буржуазных идеологов (А. Лефевр, Р. Гароди, Г. Петрович и др.), утверждающих, что теория О. якобы ограничивает человека рамками существующего (т. к. нельзя отражать будущее - то, чего ещё нет), недооценивает творческую активность сознания, и предлагающих заменить категорию О. понятием практики. Несостоятельность этой критики, подменяющей диалектико-материалистическую концепцию О. механистическим его пониманием, очевидна. Ленин никогда не отрицал творческой активности сознания; по его словам, «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (там же, том 29, страница 194). Но только на основе адекватного О. объективного мира возможна творческая активность человека, преобразующего мир.

    Принцип О.- краеугольный камень материалистической теории познания (См. Теория познания), исходящей из признания первичности внешнего мира и воспроизведения его в человеческом сознании. Ленин отмечал, что понятие О. входит в само определение диалектического, последовательного материализма, и подвергал с этих позиций критике гносеологию субъективного и объективного идеализма.

    Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; его же, философские тетради, там же, т. 29; Павлов Т., Теория отражения, М., 1949; Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957; Коршунов А. М., Теория отражения и современная наука, М., 1968; Украинцев Б. С., Отражение в неживой природе, М, 1969; Проблемы отражения, М., 1969; Живкович Л., Теория социального отражения, пер. с сербо-хорват., М., 1969; Ленинская теория отражения и современность, София, 1969; Тюхтин В. С., Отражение, системы, кибернетика, М., 1972.

    А. Г. Спиркин.


    Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Отражение" в других словарях:

      Отражения, ср. 1. только ед. Действие по глаг. отразить отражать. Отражение нападения. Отражение обвинений. 2. только ед. Действие по глаг. отразиться отражаться. Отражение света. Отражение влияний. 3. Изображение предмета, являющееся на гладкой… … Толковый словарь Ушакова

      Всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. «...Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения...»… … Философская энциклопедия

      отражение - Точная подстройка к целой части поведения другого человека. (Смотри также: Подстройка и Отзеркаливание). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008 … Большая психологическая энциклопедия

      Отблеск, отсвет, изображение (в зеркале, воде). См. повторение … Словарь синонимов

      В философии свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса. В различных формах отражение присуще телам неорганической природы (напр., след, произведенный воздействием одного предмета на другой),… … Большой Энциклопедический словарь

      ОТРАЖЕНИЕ, изменение направления (частичное или полное) волны. Это случается, когда волна, такая как световая или звуковая, сталкивается с поверхностью, разделяющей две различные среды, например, воздух и металл, и частично «отскакивает» назад в… … Научно-технический энциклопедический словарь

      В воде, потоке, стекле символизирует временный феноменальный мир. Может символизировать также истину. Движущийся образ вечности (Платон) … Словарь символов

      История Философии: Энциклопедия

      Категория гносеологии, выступающая в качестве фундаментальной для материалистической традиции когнитивного оптимизма. О. характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих… … Новейший философский словарь

    В борьбе В. И. Ленина с махистской философией, с идеализмом вообще немаловажную роль играл вопрос о генезисе ощущения. Э. Мах ставил в вину материализму то, что, беря материю в качестве первичного, а ощущение - за вторичное, материалистическая философия оставляет нерешенным вопрос о том, откуда, каким образом возникает ощущение. И раз этот вопрос остается нерешенным, то якобы нельзя считать ощущения вторичными, а материю - первичной, а надо считать «первично данным» ощущения, названные «элементами». Отвечая Маху, В. И. Ленин подчеркнул, что не существует какой-либо философской точки зрения, которая могла бы претендовать на то, что этот вопрос она решила. И разве какая-нибудь философская точка зрения может «решать» вопрос, для объяснения которого еще не существует необходимых данных?

    Но сам по себе факт нерешенности этого вопроса не может служить основанием ни для отказа от материализма, ни аргументом в пользу идеализма.

    В. И. Ленин четко отделил нерешенный вопрос о том, как именно возникает ощущение в процессе усложнения материи, в ходе повышения уровня ее организации, от вопроса, твердо и в положительном смысле решенного естествознанием,- является ли ощущение свойством определенным образом организованной материи, связано ли оно со специфическими процессами, происходящими в такой материи. Основной вопрос философии, определяющий общие принципиальные позиции двух борющихся философских лагерей, связан именно со вторым, а не с первым из указанных вопросов. И на него уже имеется недвусмысленный, ясный ответ, данный научным познанием и всей практикой человечества, ответ, опровергающий идеалистические воззрения и составляющий прочную основу материализма. Но, несмотря на это, проблема возникновения ощущения продолжает существовать как реальная научная проблема первостепенной важности, и она остается открытой. Показывая, как к этой проблеме подходят сторонники противоположных философских направлений, В. И. Ленин демонстрирует творческое, стимулирующее значение материализма и тормозящую научную мысль, реакционную роль идеализма. Объявив, что «первично данный» являются ощущения, а ощущения представляют собой «элементы», из комплексов которых состоит мир, махизм не движется к решению вопроса о том, как возникают ощущения, а

    запутывает его, создает фальшивую видимость решения. Фактически он даже совсем снимает, устраняет важнейшую научную проблему, представляя ощущения извечным строительным материалом, лежащим в основе всего сущего. На самом же деле, подчеркивает В. И. Ленин, естествознание учит, что есть материя неорганическая, не обладающая способностью ощущения, и есть материя органическая, высшим формам которой присущи ощущения. И неорганическая и органическая материя состоят из одинаковых микроскопических частиц (электронов, атомов). Неизбежно встает вопрос: как связаны друг с другом оба эти вида материи, благодаря чему, на какой основе у второго из них появляется ясно выраженное ощущение? Словечком «элемент», придуманным позитивистской философией, от этого вопроса не отделаешься. Последний требует глубочайшего конкретного исследования. «Материализм,- говорит Ленин,- ясно ставит нерешенный еще вопрос и тем толкает к его разрешению, толкает к дальнейшим экспериментальным исследованиям. Махизм, т. е. разновидность путаного идеализма, засоряет вопрос и отводит в сторону от правильного пути посредством пустого словесного выверта: «элемент»» ".



    В. И. Ленин не ограничился общим указанием на творческое значение материализма в постановке коренных научных проблем. Выдвинув конкретную идею, создавшую принципиальную основу для всестороннего развития теоретических и экспериментальных исследований генезиса ощущений, он показывает, как это творческое значение материализма может быть реализовано на деле.

    Исходя из положения о единстве мира и взаимной связи его явлений, в частности связи явлений неорганической и органической природы, В. И. Ленин сделал вывод: логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным ощущению,- свойством отражения, которое существует в фундаменте самого здания материи 2 , т. е. имеется даже у самых элементарных ее видов. Это свойство еще не есть ощущение. Оно только «родственно» ощущению. Но из него вырастает ощущение как свойство особым образом организованной материи. Тем самым перед естествознанием были поставлены ясные задачи: раскрыть сущность общего свойства отражения, присущего всей материи; найти конкретные виды этого свойства, принадлежащие все более усложняющимся формам материи, от



    1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 40,

    2 Там же, стр. 40, 91.

    неорганической материи до человеческого мозга включительно, обладающего таким свойством отражения, как сознание; изучить, каким образом эти различные виды отражения переходят друг в друга, как на основе самых простых форм отражения складывается самая совершенная форма - научное познание мира.

    Современное естествознание шаг за шагом решает эти задачи, идя по тому пути, который был обозначен в поразительно плодотворной идее В. И. Ленина о наличии у всей материи вообще свойства отражения.

    Подчеркнутая Лениным «сходность», «родственность» всеобщего свойства отражения ощущению указывает на то, что с этим свойством можно соотнести некоторые принципиальные особенности ощущения. Из этого вытекает, что главной чертой свойства отражения является воспроизведение особенностей одного материального объекта в другом, возникающее при их взаимодействии друг с другом и выражающееся в образовании в объекте некоторого «отпечатка», «следа», структура которого в определенной мере сходна, изоморфна характеру внешнего воздействия, особенностям другого объекта, выступающего в качестве «оригинала», копией которого служит возникший «отпечаток».

    Признание, что вся материя обладает свойством отражения, совсем не означает, что тем самым признается справедливость панпсихизма, наделяющего психикой и минералы, и молекулы, и атомы. Оно коренным образом отличается и от взглядов тех философов (Спиноза), которые провозглашали, что мышление, сознание есть атрибут всей материи вообще. В. И. Ленин отмечал, что всеобщее свойство отражения только родственно ощущению, только сходно с ним. Оно лишь исходный пункт процесса, на весьма отдаленной стадии которого появляются ощущение, сознание, мышление, приобретающие принципиально новые черты в сравнении с простым свойством отражения.

    Ленинская идея о наличии у материи всеобщего свойства отражения не только нашла блестящее подтверждение в исключительно многообразном и обширном фактическом материале естествознания, но и явилась теоретической основой развития психологии, физиологии высшей нервной деятельности, физиологии органов чувств; она эффективно «работает» в области исследования свойств раздражимости у растений и простейших животных, чувствительности белков и т. д. Она оказалась чрезвычайно плодотворной при анализе основных понятий кибернетики - сигнала, информации, управления и т. д.

    Эта идея ныне уже переросла форму смелого предположения, форму гипотезы и обрела статус выдающегося теоретического открытия, необычайно обогатившего научные представления о материи.

    Пространство и время

    Проблему пространства и времени В. И. Ленин рассматривает как одну из важнейших философских проблем и считает, что она неотрывна от основополагающих идей любой последовательно построенной философской системы. Полемизируя с махистами, В. И. Ленин опровергает утверждение одного из эмпириокритиков, будто вопрос о сущности пространства и времени относится к числу «отдельных взглядов», стоящих особняком от «исходной точки миросозерцания», т. е. от всего, что составляет ядро философской системы в целом. В противоположность такой позиции, он доказывает, что этот вопрос не может рассматриваться как не относящийся к «исходной точке мировоззрения», т. е. независимый от признания или отрицания материи, объективной реальности, независимый от основного вопроса философии. «Учение опространстве и времени,- подчеркивает Ленин,- неразрывно связано с решением основного вопроса гносеологии: представляют ли из себя наши ощущения образы тел и вещей, или тела суть комплексы наших ощущений» ". Поскольку материализм признает существование объективной реальности, т. е. движущейся материи, независимо от сознания, постольку, указывает Ленин, он неизбежно должен признавать и объективный характер, объективную реальность пространства и времени. Точно так же, исходя из представления, будто тела суть комплексы ощущений, идеализм неизбежно вынужден отрицать объективную реальность пространства и времени и утверждать, будто они - не более чем «упорядоченные системы рядов ощущений» и содержатся только «в нашем способе восприятия вещей», но не в самих вещах.

    В последовательном и многостороннем раскрытии органической связи учения о пространстве и времени с основным вопросом философии (обеими его сторонами), в глубоком анализе ряда кардинальных аспектов связи пространства и времени с материей и движением - еще одна важная теоретическая заслуга В. П. Ленина.

    В. И. Ленин указывает не только на объективность прост-

    1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 185. (Курсив мой.- Авт.)

    ранства и времени, но и на их всеобщность, т. е. на то, что любые виды материальных объектов, любые формы материи необходимо существуют в пространстве и во времени. Он дает доказательство полнейшей несостоятельности заявлений Э. Маха о том, что будто бы химические элементы «не обязательно» представлять себе существующими в реальном пространстве; что якобы затруднения, существовавшие в то время в теории электричества, обусловлены как раз тем, что электрические явления рассматриваются как совершающиеся в реальном пространстве, трактуются как пространственные. В. И. Ленин подчеркивает, что, какими бы ничтожно малыми или своеобразными и диковинными ни были объекты, изучаемые естественными науками, они не могут «выйти за пределы» пространства и времени, существовать вне них. Он обнаруживает органическую внутреннюю связь между любой тенденцией «вывести» те или иные изучаемые наукой объекты «за пределы» пространства и времени и идеалистической философией.

    «В мире нет ничего, кроме движущейся материи,- говорит Ленин,- и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени» ". Это означает, что там, где есть движущаяся материя, в какой бы из своих бесчисленных разновидностей она ни представала перед нами, там неизбежно есть и пространство и время, ибо они, как не раз повторяет В. И. Ленин, не что иное, как объективно реальные формы бытия материи. В этих положениях выражена суть глубочайшей обоюдной связи движущейся материи и пространства и времени: ни материя не может существовать вне пространства и времени, ибо, находясь в вечном движении, двигается не иначе, как в пространстве и во времени; ни пространство и время не могут существовать отдельно, независимо от материи, ибо они только формы бытия материи и без последней обращаются в ничто. И если пространство и время представляются оторванными от движущейся материи и превращаются в некие независимые от нее сущности, то тем самым совершается серьезнейшая философская ошибка, чреватая отступлением от позиций материализма. Подчеркивая это, В. И. Ленин в форме меткого афоризма замечает: «время вне временных вещей = бог» 2 . То же самое можно сказать и относительно пространства.

    Но, констатируя обоюдную связь движущейся материи, с одной стороны, и пространства и времени - с другой, необходимо

    1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 181.

    2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 50.

    еще найти ту основу, на которой зиждется эта связь, то звено, от которого в решающей степени зависит сама реализация указанной связи. Путь к решению задачи определяется общим философским положением о том, что пространство п время - формы бытия материи. Из него следует, что содержанием по отношению к этим формам выступает движущаяся материя. Соответственно этому Б. И. Ленин определяет: «Движение есть сущность времени и пространства» ".

    Связь пространства и времени с материальным движением состоит еще и в том, что один из важнейших аспектов противоречивости движения находит свое прямое выражение в противоречивости пространства и времени. Это обстоятельство В. И. Ленин охарактеризовал следующими словами: «Движение есть единство непрерывности (времени и пространства) и прерывности (времени и пространства). Движение есть противоречие, есть единство противоречий» 2 .

    Защищая материалистическое понимание пространства и времени, как существующих объективно, вне и независимо от человеческих ощущений, восприятий, сознания, от «социального опыта» людей, В. И. Ленин опирается на бесспорные данные естествознания: «Учению науки о том, что земля существовала до всякой социальности, до человечества, до органической материи, существовала в течение определенного времени, в определенном по отношению к другим планетам пространстве,- этому учению... соответствует объективная реальность» 3 . И не к познавательной способности людей, их чувственному опыту, ощущениям, сознанию необходимо «приспосабливать» пространство и время, а, напротив, сам этот опыт, человеческое познание, понимание времени и пространства все более и более приспосабливаются к объективно существующим пространству и времени. Твердо установлено, что ощущения человеком пространства п времени, его представления о них в высшей степени биологически целесообразны, позволяют ему превосходно ориентироваться в окружающей природе, во множестве сосуществующих и сменяющих друг друга явлений. Отсюда неизбежно вытекает вывод, сформулированный Лениным: «Если ощущения времени и пространства могут дать человеку биологически целесообразную ориентировку, то исключительно под тем условием, чтобы эти ощущения отражали объективную реальность вне

    1 В. И. Ленин. Поля. собр. соч., т. 29, стр. 231.

    2 Там же, стр. 231.

    3 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 194-195.

    человека: человек не мог бы биологически приспособиться к средз, если бы его ощущения не давали ему объективно-правильного представления о ней» ".

    Однако правильное отражение объективной реальности пространства и времени в сознании человека не дается сразу, целиком, полностью. Оно складывается в долгом и сложном процессе познания, на каждом из этапов которого представления о пространстве и времени неизбежно оказываются относительными и потому в дальнейшем обязательно меняются. Идеализм в этом факте пытается усмотреть доказательство того, что пространство и время не являются объективно реальными, что они создаются человеческим мышлением и могут «отменяться» по его произволу. В. И. Ленин отвергает эти попытки, опираясь на диалектику относительного и абсолютного в познании. Он отмечает: нельзя считать, что в относительном, релятивном понятии пространства и времени нет ничего, кроме относительности. Человеческие представления о пространстве и времени не просто относительны, по они относительно верны; из них складывается истина абсолютная; меняясь, развиваясь, эти относительные истины ведут к объективной истине, не зависящей ни от человека, ни от человечества, все лучше и полнее выражают ее.

    В. И. Ленин показал, что идеалистические поползновения в учении о пространстве и времени основаны на смешении двух разных вопросов, подмене одного из них другим: 1) Меняются ли человеческие представления о пространстве и времени или нет? 2) Остается ли вечно неизменным тот факт, что человек, природа, все вообще явления существуют только во времени и пространстве? Бесспорно констатируемую изменчивость представлений о пространстве и времени махизм выдает за свидетельство в пользу отказа от положительного ответа на второй вопрос. Очевидно, что это недопустимо. «Изменчивость человеческих представлений о пространстве и времени,- пишет Ленин,- так же мало опровергает объективную реальность того и другого, как изменчивость научных знаний о строении и формах движения материи не опровергает объективной реальности внешнего мира» 2 .

    Развитые В. И. Лениным положения об объективности пространства и времени, их всеобщности и органической связи с движущейся материей; о том, что движение является сущностью

    1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 185.

    2 Там же, стр. 181-182.

    пространства и времени и что им свойственно противоречие непрерывности и прерывности; о том, что научные представления, меняясь, движутся к абсолютной истине, выражают истину объективную,- подтверждены всем ходом развития науки и являются основой решения новых, встающих перед наукой проблем.

    Специальная и общая теория относительности привели к обнаружению конкретных форм связи пространства и времени с материей и движением, а также их связи друг с другом, хорошо отвечающих идеям В. И. Ленина. Эта связь выражена в зависимости интервалов времени и величин пространственной протяженности тел от скорости материального движения, в зависимости метрики пространства-времени от распределения и движения материи. Современная физика «элементарных» частиц показывает связь пространства и времени с материей еще и с другой стороны - в форме зависимости пространственной и временной симметрии от физической природы, фундаментальных свойств материальных объектов и характера их взаимодействия. Невозможность существования «пустого» пространства, не связанного с материей, продемонстрировало развитое в физике учение о разных видах полей, о вакууме как специфическом виде объективной реальности. Идея «квантования пространства и времени», интенсивно разрабатываемая в последнее время, свидетельствует о том, сколь необходимым становится учет внутренней противоречивости пространства и времени, выражающейся в единстве присущих им континуальности и дискретности.

    Развитие, углубление представлений о пространстве и времени идет именно так, как предвидел В. И. Ленин,-в форме сложного процесса, в котором происходит накопление зерен абсолютной истины, в котором человеческая мысль движется ко все более полному выражению истины объективной. Новые представления о пространственно-временных отношениях материального мира, сколь бы неожиданными они ни были, каким бы решительным отрицанием прежних представлений они ни являлись, всегда сохраняют все главное, наиболее существенное ив ранее найденного и постоянно накапливают это идейное богатство. Нет сомнения, что последующие успехи науки в изучении как микромира, так и мегамира приведут к раскрытию еще более удивительных, «диковинных» свойств пространства и времени. Эти всеобщие формы бытия материи столь же неисчерпаемы, как и сама материя. Однако как бы ни менялись представления о пространстве и времени, сами по себе эти изменения

    не могут изменить того факта, что пространство и время существуют объективно, что материя не может двигаться иначе, как в объективно реальных пространстве и времени. Они остаются такими на любом уровне материальной сущности, на любой глубине проникновения в структуру материи, поскольку везде имеются материальные отношения сосуществования объектов и отношения следования явлений, смены одного состояния другим. Именно с этими общими чертами мира связаны пространство и время, а не с какими-либо частными особенностями конкретных видов материи.

    Между тем трудности в разработке теории «элементарных» частиц, побуждающие ученых к выдвижению совершенно необычных взглядов на свойства пространства и времени, дали недавно повод некоторым физикам и философам заявить, будто пространство и время существуют только в области явлений достаточно больших масштабов, что они по самой сути своей имеют чисто «макроскопическую природу» и что в области субмикромира «пространство и время исчезают». Это мнение подобно некогда прозвучавшим идеалистическим утверждениям, будто «материя исчезла». Но так же как не «исчезла» материя, так не «исчезнут» и пространство и время. Исчезнет только тот предел, до которого мы прежде знали пространство и время, радикально изменятся представления о ряде их фундаментальных свойств, изменятся, может быть, способы математического выражения отношений смежности в пространстве и во времени, расстояния и временного интервала и т. п.

    Ленинские идеи об объективности пространства и времени, их всеобщности, связи с материей и движением указывают путь, на котором будут найдены истинные решения назревших глубоких научных проблем.

    ГЛАВА VIII

    ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ

    Основополагающим элементом изучения подавляющего количества естественных наук является материя. В этой статье мы рассмотрим материи, формы её движения и свойства.

    Что такое материя?

    На протяжении многих веков понятие материи менялось и совершенствовалось. Так, древнегреческий философ Платон видел её как субстрат вещей, который противостоит их идее. Аристотель же говорил, что это нечто вечное, что не может быть ни сотворено, ни уничтожено. Позже философы Демокрит и Левкипп дали определение материи как некой основополагающей субстанции, из которой состоят все тела в нашем мире и во Вселенной.

    Современное понятие материи дал В. И. Ленин, согласно которому она является самостоятельной и независимой объективной категорией, выражаемой человеческим восприятием, ощущениями, она также может быть скопирована и сфотографирована.

    Атрибуты материи

    Главными характеристиками материи являются три признака:

    • Пространство.
    • Время.
    • Движение.

    Первые два отличаются метрологическими свойствами, то есть их можно количественно измерить специальными приборами. Пространство измеряется в метрах и его производных величинах, а время в часах, минутах, секундах, а также в сутках, месяцах, годах и т. д. У времени есть также другое, не менее важное свойство - необратимость. Нельзя вернуться на какую-либо исходную временную точку, вектор времени всегда имеет одностороннюю направленность и движется от прошлого к будущему. В отличие от времени, пространство - более сложное понятие и имеет трёхмерное измерение (высота, длина, ширина). Таким образом, все виды материи могут передвигаться в пространстве за определённый промежуток времени.

    Формы движения материи

    Всё, что нас окружает, передвигается в пространстве и взаимодействует друг с другом. Движение происходит непрерывно и является главным свойством, которым обладают все виды материи. Между тем этот процесс может протекать не только при взаимодействии нескольких объектов, но и внутри самого вещества, обуславливая его видоизменения. Различают следующие формы движения материи:

    • Механическая - это перемещение предметов в пространстве (падение яблока с ветки, бег зайца).

    • Физическая - возникает, когда тело изменяет свои характеристики (например, агрегатное состояние). Примеры: тает снег, испаряется вода и т. д.
    • Химическая - видоизменение химического состава вещества (коррозия металла, окисление глюкозы)
    • Биологическая - имеет место в живых организмах и характеризует вегетативный рост, обмен веществ, размножение и др.

    • Социальная форма - процессы социального взаимодействия: общение, проведение собраний, выборов и т. д.
    • Геологическая - характеризует движения материи в земной коре и недрах планеты: ядре, мантии.

    Все вышеназванные формы материи взаимосвязаны, взаимодополняют и взаимозаменяют друг друга. Они не могут существовать самостоятельно и не являются самодостаточными.

    Свойства материи

    Древняя и современная наука приписывали материи множество свойств. Самое распространённое и очевидное - это движение, однако имеются и другие универсальные свойства:

    • Она несотворима и неуничтожима. Это свойство означает, что любое тело или вещество какое-то время существует, развивается, перестаёт существовать как исходный объект, однако материя не прекращает своего существования, а просто превращается в другие формы.
    • Она вечна и бесконечна в пространстве.
    • Постоянное движение, преобразование, видоизменение.
    • Предопределённость, зависимость от порождающих факторов и причин. Данное свойство является своего рода объяснением происхождения материи как следствия определённых явлений.

    Основные виды материи

    Современные ученые выделяют три фундаментальных вида материи:

    • Вещество, обладающее определённой массой в состоянии покоя, представляет собой наиболее распространённый вид. Оно может состоять из частиц, молекул, атомов, а также их соединений, которые образуют физическое тело.
    • Физическое поле - это особая материальная субстанция, которая призвана обеспечивать взаимодействие объектов (веществ).
    • Физический вакуум - является материальной средой с наименьшим уровнем энергии.

    Вещество

    Вещество - вид материи, главным свойством которого является дискретность, то есть прерывистость, ограниченность. В его структуру входят мельчайшие частицы в виде протонов, электронов и нейтронов, из которых состоит атом. Атомы соединяются в молекулы, формируя вещество, которое, в свою очередь, образует физическое тело или текучую субстанцию.

    Любое вещество обладает рядом индивидуальных характеристик, отличающих его от других: масса, плотность, температура кипения и плавления, структура кристаллической решётки. При определённых условиях разные вещества можно соединять и смешивать. В природе они встречаются в трёх агрегатных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. При этом конкретное агрегатное состояние лишь соответствует условиям содержания вещества и интенсивности молекулярного взаимодействия, но не является его индивидуальной характеристикой. Так, вода при разных температурах может принимать и жидкую, и твёрдую, и газообразную форму.

    Физическое поле

    Виды физической материи включают и такую компоненту, как физическое поле. Оно представляет собой некую систему, в которой материальные тела взаимодействуют. Поле является не самостоятельным объектом, а, скорее, носителем специфичных свойств образовавших его частиц. Таким образом, импульс, высвобожденный от одной частицы, но не поглощённый другой, является принадлежностью поля.

    Физические поля - это реальные неосязаемые формы материи, обладающие свойством непрерывности. Их можно классифицировать по различным критериям:

    1. В зависимости от полеобразующего заряда выделяют: электрическое, магнитное и гравитационное поля.
    2. По характеру движения зарядов: динамическое поле, статистическое (содержит неподвижные относительно друг друга заряженные частицы).
    3. По физической природе: макро- и микрополя (создаются движением отдельных заряженных частиц).
    4. В зависимости от среды существования: внешнее (которое окружает заряженные частицы), внутреннее (поле внутри вещества), истинное (суммарное значение внешнего и внутреннего полей).

    Физический вакуум

    В XX веке в физике как компромисс между материалистами и идеалистами для объяснения некоторых явлений появился термин "физический вакуум". Первые приписывали ему материальные свойства, а вторые утверждали, что вакуум - это не что иное, как пустота. Современная физика опровергла суждения идеалистов и доказала, что вакуум - это материальная среда, также получившая название квантового поля. Число частиц в нём приравнивается к нулю, что, однако, не препятствует кратковременному возникновению частиц в промежуточных фазах. В квантовой теории уровень энергии физического вакуума условно принимается за минимальный, то есть равный нулю. Однако экспериментально доказано, что энергетическое поле может принимать как отрицательные, так и положительные заряды. Существует гипотеза, что Вселенная возникла именно в условиях возбуждённого физического вакуума.

    До сих пор не до конца изучена структура физического вакуума, хотя и известны многие его свойства. Согласно дырочной теории Дирака, квантовое поле состоит из движущихся квантов с одинаковыми зарядами, неясным остаётся состав самих квантов, скопления которых перемещаются в виде волновых потоков.

    На чем основано предположение В. И. Ленина о том, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением,- свойством отражения?

  • Вся материя отражает. Вся материя ощущает. Эквивалентны ли эти суждения?
  • Размышляя над проблемой сознания, французский философ Д. Дидро обратил внимание на то, что частицы некоторых веществ, например соли, сахара, воды, попадая в наше тело и далее в наш мозг, становятся ощущающей, мыслящей материей. Как и откуда возникает у них эта способность ощущать, мыслить? Значит, рассуждает Дидро, эти частицы должны были иметь эти свойства и ранее, до того как они попали в мозг. Таким образом, не только живая, но и неживая материя обладает способностью ощущать, мыслить.

  • Прав ли Д. Дидро? Как называется его философская концепция? Как вы ответили бы на поставленные им вопросы?
    1. «Психическая субстанция» не может возникать из ничего: она является частью природы и должна присутствовать на всех стадиях органической эволюции вплоть до неорганического мира" (Ф и р с о в В. Жизнь на Земле. М., 1966. С. 25-26).
    Согласны ли вы с автором?
    1. Английский биохимик Дж. Холдейн пишет: «Мы не находим в том, что мы называем материей, никакого очевидного следа ни мысли, ни жизни. Й потому эти свойства мы изучаем преимущественно там, где они обнаруживаются с наибольшей очевидностью. Но если современные перспективы верны, то следует ожидать, что они будут в конце концов обнаружены, по крайней мерр в рудиментарной форме, во всей Вселенной» (Н а 1 d a n е J. V. S. The ineguality of Man. Pelican Edition A 12. P. 114).
    Можно ли сложные формы отражения, существующие в неорганических системах, трактовать как рудименты мысли или жизни, о которых пишет Холдейн?
    1. Чем отличается отражение от простого взаимодействия или изменения?
    2. Расположите в порядке возрастания уровня сложности и организации перечисленные формы отражения. Определите основные признаки, отличающие каждую из них от.другой.
    Чувствительность, мышление, психика, сознание, ощущениз, раздражимость.
    1. В чем существенное различие процессов отражения в неживой и в живой природе?
    2. Стремясь объяснить происхождение сознания, французский философ П. Тейяр де Шарден выдвигает гипотезу о том, что «всякая энергия имеет психическую природу». Он пишет: «...В каждом элементе-ча- стице эта фундаментальная энергия делится на две составляющие: тан- генциалы ую энергию, которая связывает данный элемент со всеми другими элементами того же порядка (т. е. той же сложности и той же «внутренней сосредоточенности»), и радикальную энергию, которая влечет его в направлении все более сложного и внутренне сосредоточенного состояния» (Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 61).
    Как можно оценить гипотезу П. Тейяра де Шардена с точки зрения диалектического материализма и современной науки?
    1. Чем обусловлено развитие форм отражения? Происходила ли эта эволюция стохастически, случайно, или нет?
    2. А. Шопенгауэр считал, что «сознание - это аномалия, обреченная на бесследное исчезновение». По мнению P. JI. Грегори, сознание, появившееся в ходе биологической эволюции, закономерно и должно иметь биологическую ценность, а потому оно должно быть включено в современную науку, в частности в физику, как определенное состояние вещества или поля. Кто прав?
    3. «В своих взглядах на биологические процессы современный образованный человек, по-видимому, разделяет точку зрения неодарвинизма, в соответствии с которой когда-то существовал хаос (в наше время-его обычно представляют в виде океана). В этом хаосе все двигалось, сталкиваясь друг с другом, атомы... сцепляясь в случайные комбинации, порождали органические молекулы. Эти молекулы полимеризовались. Так возникли макромолекулы, и прежде всего белки, но еще не было микробов, необходимых для протекания процесса разложения. Процесс упорядочения, возбуждаемый случайными флуктуациями хаоса, продолжался; далее появились крошечные сгустки энзимов, заключенные в подходящие оболочки, и в конце концов в результате того же случайного процесса возник живой организм. Но в таинственные генетические глубины из хаоса все еще поступает информация. Случайные мутации делают возможной эволюцию: естественный отбор отфильтровал удачные комбинации, и тем самым среди окружающих помех строится все более высокий порядок. Наконец, для каждого метаустойчивого организма наступает устойчивость смерти. Упорядочение разрушается, и вновь наступает хаос. Таков гилозоизм образованного человека двадцатого века» (Б и р Ст. Кибернетика и управление производством. М., 1965. С. 279).
    Дайте философский анализ этого рассуждения. Во всем ли вы согласны с автором? В каком смысле он употребляет термин «гилозоизм»?
    1. Расположите по уровню сложности и организации следующие виды отражения:
      1. Отражение местности на карте.
      2. Реакция амебы на сахар и свет.
      3. Отражение пейзажа на фотопленке.
      4. Описание исторических событий в мемуарах очевидца.
      5. Описание событий в историческом романе.
      6. Описание событий в научной статье историка.
      7. Отражение событий в документах и материальных вещах.
      8. Отражение событий в кинохронике.
      9. Отражение истории в периодической печати.
    2. «Мыслят ли животные? Если рассматривать мышление как оперирование нейронными «моделями» внешних объектов и возможных действий по удовлетворению актуализированных потребностей, как перенесенный внутрь мозга поиск оптимального действия до его внешней реализации, то мы должны признать, что высшие животные обладают способностью, сопоставимой с мышлением человека, хотя качественно отличной от него. Крыса, забежав в тупик лабиринта, очень часто не повторяет своей ошибки. Это значит, что вид входа задним числом ассоциировался с позднее обнаруженным тупиком... Примером анализируемого феномена может служить решение проблемы обходного пути... Факты показывают, что после ряда неудачных попыток и наступившей затем паузы животное внезапно в корне меняет тактику своего поведения.
    В таких случаях внутренней работе мозга трудно дать иное название, кроме мышления...» (С и м о н о в П. В. Междисциплинарная концепция человека. М., 1989. С. 38-39).
    Сопоставьте это рассуждение П. В. Симонова с суждением Д. И. Дубровского, который утверждает, что у некоторых высших животных «есть своя, во многом еще непонятная нам субъективная реальность, свой «внутренний мир», в некоторых отношениях аналогичный человеческому...» (Дубровский Д. И. Природа идеального. М., 1983. С. 111).
    Можно ли случаи проявления животными мышления, описанные в работе П. В. Симонова, считать доказательством существования у них субъективной реальности или идеального?
    1. Как осуществляется процесс мышления у высших животных? Что является субстратом, материалом мышления? Если у человека - это понятия, то у животных - представления? Б. Рассел считает, что кошка, караулящая у норки мышь, «верит», что мышь находится там. Она может ошибаться в своих предположениях, а это означает, что «может быть мысль и даже истинное и ложное верование без языка» (Р а с- с е л Б. Человеческое познание. М., 1956. С. 94). По мнению физиолога JI. А. Фирсова, мышление животных может опираться не только на наглядные образы мира, но и на обобщенные образы действительности, которые он назвал довербальными понятиями.
    Согласны ли вы с такими гипотезами?
    1. Обладают ли животные сознанием? Отвечая на этот вопрос, П. В. Симонов пишет, что у животных нет того, что отличает человеческое сознание, а именно «Мира - 3», т. е. мира идей, произведений науки, культуры, искусства. «Для того, чтобы осознать свое Я, надо объектировать это Я... взглянуть на него со стороны, сделать его объектом познавательной деятельности. Ни одно животное на это не способно...» (С и м о н о в П. В. Междисциплинарная концепция человека. С. 39-40).
    Попытайтесь на основе этого сформулировать определение сознания, которым руководствуется автор.

    Последние материалы раздела:

    Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
    Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

    В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

    Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
    Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

    Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

    Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
    Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

    Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...