Православная женщина и… макияж? Разное — Вопросы священнику Грешно ли красить ногти.

Многие люди знают о том, что в церковные праздники ничего нельзя делать, но почему возник такой запрет, мало кто понимает. Смысл подобных табу заключается в том, что праздник предназначен для Бога, а не для мирских дел. Такие дни рекомендуется посвящать заботе и разговорам с близкими людьми.

Что нельзя делать в церковные праздники?

Важно заметить, что мнение о том, что в такие дни нужно исключить любую физическую работу, неверно, и является лишь мифом. На самом деле есть определенный перечень ограничений, которые в большей мере считаются , а не угрозой.

Многие интересуются, почему в церковные праздники нельзя шить и что может произойти, если нарушить этот запрет. Еще с древности люди не брали в руки в такие дни иголку, особенно в Рождество, поскольку это может привести к потере зрения одного из близких родственников.

Другие запреты в церковные праздники:

Еще одна актуальная тема, почему в церковные праздники нельзя стирать. На самом деле этот запрет также возник из-за того, что в такие дни стоит уделять время Богу и близким людям, а не работать по дому.

Количество записей: 16441

Здравствуйте. Я мусульманка, но хочу пойти в церковь и поставить свечи за упокой моим родным. Я знаю, что они некрещеные, но мне хочется. Можно ли?

Халила

Можно. А еще, прочтите книжку проф. А.И. Осипова "Посмертная жизнь души". Она небольшая, много времени не займет. А Вы будете знать, как помочь уже умершим близким.

иерей Александр Белослюдов

Добрый вечер! Помогите мне, пожалуйста, мне постоянно лезут плохие мысли про Бога, но сама я так не думаю, я себя постоянно извожу тем, как я могла так подумать. А недавно произошло совсем страшное, даже писать про это страшно, я подумала: "Прокляну Бога", если что-то случится. Потом я помолилась, но эти мысли у меня из головы не уходят, и всплывает эта ужасная фраза при любой возможности. Я себя уже всю извела, помогите мне. Я же на самом деле так не думаю, но эта фраза при любой возможности снова всплывает в моей голове.

Ирина

Здравствуйте, Ирина. Эти непроизвольные помыслы называются прилогом. У них может быть несколько источников: собственная природа человека, его привычка к мысленному диалогу с самим собой, фантазировать; навык, приобретенный прежней жизнью; внешние впечатления; внушение бесов. Сам по себе прилог - не грех. Грехом будет принятие этого помысла, собеседование с ним, даже если Вам покажется, что Вы с ним боретесь таким образом, но Вы уже отдали ему внимание, и вступили с ним в диалог. Это дает возможность бесу-наветчику, даже если изначально прилог был не от него, а явился случайно, усугублять давление, приводить в большее смущение. Никак не надо обращать внимание на начальные, постоянно мелькающие в сознании, помыслы. Сначала, придется с усилием уводить свои мысли от смущающего помысла. Для этого употребляют краткую молитву: Господи, помилуй. Затем надо заняться наполнением хранилища своего ума здравой пищей духовной, чтобы душа не голодала и не выдумывала себе суррогаты в форме мечтаний. Изберите себе подходящее Вашей жизни духовное чтение. Для мирян наиболее подходит чтение отцов, писавших не для монахов, а для всех христиан вообще. Например: свт. Иоанн Златоуст, прп. Авва Дорофей, прв. Иоанн Кронштадтский, свт. Лука Войно-Ясенецкий. Из духовных писателей недавнего прошлого: игумен Никон Воробьев, схиигумен Иоанн Алексеев, архимандрит Иоанн Крестьянкин. Читайте понемногу, но ежедневно и внимательно. Делайте пометки в тех местах, где Вы нашли полезный для себя совет, чтобы потом возвращаться к этому месту и перечитывать. Обязательно читайте Евангелие с толкованиями бл. Феофилакта Болгарского. Тоже понемногу - одну-две странички. Постепенно помыслы ослабнут, а Вы приобретете навык борьбы с ними.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! Моя дочь (ей20лет) встречается с парнем-мусульманином (отец узбек, мать русская, но приняла мусульманство) уже 4года. Хотя парень хороший, но я против, говорю, лучше своей веры, православной, но она его любит, плачет. Могу ли я настоятельно препятствовать этим отношениям, или оставить их в покое? Спаси Вас Господи!

Светлана

Здравствуйте, Светлана. Надо было настоятельно препятствовать четыре года назад, а веру православную прививать еще раньше. Теперь смиритесь и молитесь. Больше ничего нельзя сделать.

иерей Александр Белослюдов

Можно ли христианке красится и одеваться со вкусом? Мне 22 года, парня до сих пор нет, парни и не смотрят в мою сторону, я не крашусь совсем, ношу длинные юбки, волосы ношу либо распущенными с ободком на голове, либо ношу "конский хвост" - название хвостика на голове. У всех моих одноклассниц уже давным давно есть парни, мужья, даже дети у некоторых есть, а у меня и у двоих моих православных одноклассниц нет второй половины. Они, как и я, одеваются как старушки, длинные юбки, ни капли макияжа на лице, носят конские хвосты из причесок. Мне очень больно ломать своими руками молодость, которая длиться у человека,а тем более, у женщины, совсем мало, старости хватит всем с избытком до гроба, а вот молодость не вернешь. Убивать свою красоту и молодость, смолоду залезать в серый мешок, мне кажется, это уже фанатизм. Конечно, главное - душа, но это не значит, что нужно не мыться годами, ходить в серой и неряшливой одежде, зализав немытые волосы в хвост, и всем демонстрировать свои прыщи на лице:"-Смотрите, я православная!". С сегодняшнего дня я начала приводить себя в порядок, мазать лицо тональником, ухаживать за ногтями и красить их, красить губы неяркой помадой. Православие православием, а ведь так можно и до "старой девы" докатиться. Страшно наблюдать, как православные женщины, а тем более, девушки, ставят крест на своей внешности, на своей молодости. Я не говорю, что нужно ходить полуголыми и разукрашенными, как попугаи. Но что греховного, если в меру следить за собой и одеваться со вкусом, по-молодежному, а не по-старушечьи? Ведь молодость длится лет до 30-ти, там уже и зрелость, и первые морщины. Образ православной женщины- это образ серого,бесполого, измученного существа? Судя по православным женщинам из нашего прихода, это так.

Лиза

Здравствуйте, Лиза. Вы должны поступать по совести, Церковь Вас ни чем не ограничивает. Вас просто предупредили - "Не влезай, убьет!" Заповеди - это не запреты, это предупреждение. Рассудите здраво: чего я хочу, семейного счастья и любви до гроба, или чтобы меня вожделели? Мы в этом мире проездом. Здесь ничего нашего нет. Только дорога и придорожные гостиницы. Не убивайте душу ради комфортного путешествия в ущерб конечной цели. Во всем поступайте согласно совести, а совесть воспитывайте понуждением к жизни по Евангелию. Не к жизни "по бабушкам", а к жизни по Христу. Нет ничего зазорного в том, чтобы следить за своей внешностью, но в меру разумную. И цель определите: Вы хотите выглядеть благообразно, или хотите привлечь самца? Отнеситесь с уважением к Образу Божию, которым Вы являетесь. Примеры, которые Вы привели, надуманные. Таких страшилищ я не вижу. Мне, правда, все женщины моложе сорока видятся школьницами и студентками, настолько хорошенькими, что на них хоть что надень, не испортишь. Надо содержать себя в чистоте и порядке, быть аккуратно, со вкусом, но не вызывающе одетой. Открою Вам секрет: мужчин привлекает целомудрие, а кобелей похоть. Чем больше обнаженного тела, тем громче призыв на генном уровне - "я готова для блуда". И на этот призыв слетаются определенного качества субъекты. Прекрасна народная мудрость: береги честь смолоду, порвется, не сошьешь. Один профессор наказывал нам: "От священника должно пахнуть мылом". Мы смеялись. А теперь понимаю, что он этим хотел сказать. Это просто признак умеренности и трезвения. Не потом и грязью, не духами и водкой, а чистотой. Но дух творит себе форму. Чистая душа не потерпит пребывать в оскверненном и нечистом сосуде, непременно приведет его в достойный себя вид. Итак, мера от совести, совесть воспитывается заповедями, а заповеди от Евангелия и святых отцов. Жестких рамок нет, совесть у каждого своя, и она, к тому же, может меняться в ту или иную сторону, в зависимости от того, чем мы ее питаем.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, дорогие батюшки! Я актриса по-образованию. Занимаюсь художественным словом - читаю детям классику по своему выбору и вкусу - от Пушкина-Крылова до Хармса-Маяковского. И Бунина, и Шмелёва, и Диккенса, и Мало и т.д. Мне захотелось, по детской памяти, прочесть детям "Сказку о Мальчише- Кибальчише", и вообще почитать Гайдара. Но, перечитав, засомневалась... Хотя помню, что в детстве мне это казалось интересным и даже человекообразующим... Как вы думаете?

Мария

Здравствуйте, Мария. Думаю, можно. Но с пояснениями. Там, где надо - дополнить исторической справкой, а что-то и пропустить.

иерей Александр Белослюдов

Слава Богу! Как избавится от греха гордости, осуждения?

Ксения

Здравствуйте, Ксения. Все грехи совершаются под действием страстей. А страсти имеют иерархию. Есть начальные страсти, беззубые щенки, с которыми можно справиться, с помощью Божией, своими силами. Есть страсти, порождаемые начальными страстями, это уже зубастые собаки, с ними сладить никак нельзя, только Господь может нас от них освободить. Но чтобы это произошло, надо бороться с начальными страстями. Гордость, гнев, зависть - зубастые псы. Голыми руками не возьмешь. Но когда-то они были щенками - объядением, негой, развлечениями, роскошью, сребролюбием и славолюбием. Чтобы разбежались собаки, надо начать гонять щенков. Соблюдать умеренность в пище, отдыхе, развлечениях (лучше совсем исключить), избегать пустопорожних разговоров, ограничивая общение необходимым минимумом. Понуждать себя к внимательной молитве, чтению Евангелия и исполнению его заповедей. Во всех замеченных погрешностях, тотчас каяться. Прибегать чаще к исповеди и причащению. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

В поисках рецептов постных блюд, прочла на одном православном сайте, что те, кто не постится, очень угодны дьяволу и будут ввергнуты в геенну огненную. Практически никто из моих родных и знакомых не постится, лишь некоторые Великим постом. Стало страшно (хотя и у меня грехов не счесть, хоть и стараюсь соблюдать посты). Действительно несоблюдение постов - великий грех?

Алевтина

Здравствуйте, Алевтина. Скажите, если у человека есть возможность открыть окно и подышать свежим воздухом, но он упорно сидит взаперти, мается головной болью, но окон не открывает, это грех или нет? Постом мы открываем окно для свежего воздуха. В книге "Аскетические опыты" свт. Игнатия, в первом томе, есть глава "О посте", прочтите ее.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! У меня такой вопрос к многоуважаемым священникам. Прочла на одном сайте что-то вроде притчи о человеке, который не мог простить кому-то обиду. Потом он все-таки простил обидчика, но видеться с ним не хотел. А когда пришел к Богу, Он сказал: да, Я простил твой грех, но видеть Я тебя не хочу. Вот и я не общаюсь с двоюродной сестрой уже лет 7, хотя раньше мы были как родные. Перестали общаться после получения ею наследства нашей бабушки, когда сестра со своей мамой практически обманным путем получили большую часть наследства. Мы с ними не ругались, но просто я перестала звонить, и она не звонит, и номера ее я сейчас не знаю, да и говорить не о чем. Значит, и меня Бог не захочет видеть? В душе я на сестру не держу зла уже давно.

Алевтина

Здравствуйте, Алевтина. Неблагодарное это дело - искать объяснения идеям, высказанным в художественных произведениях. Если левый глаз соблазняет тебя, вырви его... Нам надлежит уклоняться от встречи с людьми, общение с которыми вызывает в нас злое чувство, не поддающееся нашим усилиям его преодолеть.

иерей Александр Белослюдов

Я состою в браке уже 5 лет. Я - православный, жена - римско - католического вероисповедания. Венчались в Православной Церкви. Детей нет....

Георгий

Уважаемый Георгий! Вы просили не публиковать Ваше письмо, а отправить его Вам на электронную почту. Однако Вы указали некорректный почтовый адрес. Пожалуйста, проверьте его, и напишите нам еще раз, указав верные данные.

От редакции

Здравствуйте, я некрещеная, но хожу в церковь. Не запрещается ли это?

Жанна

Жанна, если Вы имеете веру и потребность в посещении храма, то что мешает Вам креститься? Церковный устав не запрещает некрещеным посещать богослужения (до Литургии верных). Но крестившись, Вы сможете не только молиться, но и участвовать в церковных таинствах, через которые Господь преподает нам Свою благодать. Просто подойдите к батюшке в храме, он побеседует с Вами и назначит день крещения.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Мы подали заявление на регистрацию брака на 27 сентября 2014 года, без венчания. В этот день можно ли после регистрации гулять свадьбу?

Ирина С

Ирина, 27 сентября - день Воздвижения Креста Господня. Это постный день, в который мы вспоминаем крестные страдания нашего Спасителя, Его жертву за грехи всех людей. Для православного человека веселиться и гулять в такой день неприемлемо. Я бы посоветовал Вам расписаться, а свадебные торжества перенести на день Венчания.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день,у меня такой вопрос: можно ли ходить на службу в разные церкви? Так бывает у меня. Вот, на Преображение ходила в маленькую церковь. У нас их в городе две. Одна маленькая совсем, людей много там бывает на службе в праздники, душно очень, но зато ближе к дому. И другой храм есть, новый, там мне более комфортно, на исповедь и причастие я в дальний храм хожу, привыкла уже. Но, может быть, нельзя так? Благодарю за ответы.

Анастасия

Анастасия, ходить молиться в разные храмы можно, если Вам так удобнее. А вот исповедоваться надо по возможности у одного священника, это полезнее для Вашего духовного преуспеяния. Вы все делаете правильно.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, я родилась 8 сентября, и мой небесный покровитель - Наталия Великомученица, и зовут меня Наталия. Это всё верно?

Наталия

Наталия, Вы родились в день памяти святых мучеников Адриана и Наталии Никодимийских. Святая мученица Наталия - Ваша небесная покровительница.

иерей Владимир Шлыков

Можно ли брать и оставлять себе найденные на улице иконки?

александр

Да, Александр. Лучше взять найденную иконку домой, чем оставлять ее на улице, попираемую ногами.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Помогите мне, пожалуйста. Меня зовут Владимир. Недавно купил себе нательную икону Иоанна Богослова. Скажите, можно ли мне ее носить?

Владимир

Да, можно, если Вы почитаете этого святого и молитесь ему.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Спаси ГОСПОДИ! Не могли бы Вы разъяснить, возникший вопрос? В одном месте Евангелие говорится, что Иоанн, когда крестил Иисуса Христа, видел знамение, что он Сын Бога, а в другом месте, когда он был в темнице (после крещения Иисуса Христа), он посылает своих учеников спросить Иисуса, он ли есть Мессия.

Нина

Нина, Иоанн Креститель знал и верил, что Иисус есть Христос, Сын Божий. Однако ученики его сомневались. Поэтому он и посылает своих учеников спросить у самого Спасителя - Он ли Христос. Таково толкование святых отцов.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! 18 августа умерла моя бабушка по линии отца, я с ней не общалась 10 лет, но в этот день приезжала в ее дом, 3 сентября - день рождения моего сына, можно ли его отмечать, или лучше подождать, пока пройдет сорок дней со дня смерти бабушки?

Екатерина

Обычно смерть близких людей мы чтим сорокадневным трауром. В эти дни нужно оставить веселье и больше молиться за усопшего. Можно скромно попить чаю с тортом, а малышу объяснить причину. Это будет хорошим примером любви к своим ближним.

иерей Владимир Шлыков

Почему нельзя женщине окунаться в источнике, когда она в нечистоте?

Антонина

Антонина, а почему Вы не идете в нечистоте купаться в бассейн или на реку? По правилам гигиены? А по церковным правилам в нечистоте нельзя участвовать в таинствах и прикасаться к святыне. Святой источник - это не прорубь, в него окунаются для духовной пользы, со смирением и благоговением. Вот и женщинам хорошо бы со смирением относиться к особенностям своего организма.

иерей Владимир Шлыков

Наталия

Здравствуйте, Наталья. Праздник Преображения Господня поставлен в августе, чтобы перед Пасхой, в дни Четыредесятницы, праздничным чином не нарушить покаянного настроения. После Преображения, на сороковой день, приходится праздник Крестовоздвижения. В этот день особо воспоминаются страсти Христовы. Таким образом соблюдено, что за Преображением следует восшествие Христа на Голгофу, как об этом говорит Евангелие. Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Считается, что в наше время человека подстерегает гораздо больше искушений и соблазнов, нежели сто или двести лет назад. Телевидение, Интернет, модель поведения человека в обществе – буквально все дышит грехом и склоняет к нему. Да и сами грехи нынче уже не те, что раньше. Иные и в литературе не описаны, и даже названия им еще не придумали. Об особенностях духовной жизни современного христианина размышляет .

Думаю, что «современные» грехи вряд ли существуют. у нас те же самые, что и сто, и тысячу лет назад. Просто мы можем не замечать, как старое приходит к нам под видом нового.

В моем любимом фильме «Револьвер», который я бы назвал духовным, есть замечательная мысль: чем древнее разводка, тем она удачнее действует. Все-все грехи, пороки и страсти человеческие в мире существуют давно, они описаны, но нам они преподаются в разных оболочках, будь то , или что иное. Грех просто выходит на новую плоскость, представляется в новом контексте. Задача христианина – суметь увидеть этот грех еще до погружения в него.

Например, святые отцы пишут, что не всякий помысел нужно принимать. Выражаясь современным компьютерным языком, мы должны увидеть грех еще в состоянии «zip-архива», стучащегося в наше сознание. Нельзя «распаковывать» его сразу. Любую мысль нужно сперва пощупать. И если она смущает сердце, то и отправить этот «zip» в корзину.

Интернет-пространство и особенно площадки дают всем нам огромный простор для слова. Трибуну получают, в том числе такие ничтожества и невежды, которых в реальной жизни никто бы и слушать не стал. Эта формирует в нас простые и древние страсти: стать учителями жизни, судьями и чуть ли не вершителями судеб и разрешителями всех проблем жизни. «Я имею право говорить, я имею право судить и казнить, я имею право вносить коррективы в любую ситуацию». Этому же вторит и современная медийная культура: передачи типа «Пусть Говорят», «Дом Два», «Фабрика Звезд», «Слабое Звено», «Час Суда» и другие, им же имя легион, заполонили эфир и стали предельно популярны. Тема всех передач одна и та же – разрушить в людях дружбу, коллективизм, вынести самую вонючую грязь человеческой жизни на свет, расшатать исторические понятия правды и чести, сделать черное белым и наоборот, сделать меня судьёй и мерилом правды. На этих виртуальных полях ломаются настоящие копья. Люди хамят друг другу, кричат, оскорбляют. Как не вспомнить Писание: Мир – это «.…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская.…» (1-е Иоанна 2:16). Ничего не поменялось.

Неизменны и принципы противостояния похотям и страстям. Увидеть их, вычленить, отсеять поможет одно – очередная решительная попытка действительно встать на выбранный тобой путь христианской жизни. Современный мир уже и слов таких не знает и не понимает – страсть, похоть…

Не грешит праведник. Мы же, идущие по жизненному пути, часто спотыкаемся и падаем. Но это не самое страшное. Гораздо хуже, когда человек никуда не идет и ничего не делает. Он пребывает в состоянии, которое даже грехом назвать нельзя. Грех – это высокое состояние человека, совершившего промах. Но промах – это удел стреляющего в цель. Как говорят на Афоне, в еще нужно попасть. То есть это настолько высокое состояние, что попасть в него может только делатель. А среди нас делателей мало. Поэтому и исповеди наши, как правило, шаблонные и пустые. А о чем говорить если никто не пытается начать внутреннюю жизнь? Лётчиков нет…

В одной из песен Бориса Гребенщикова, в которой поется о том, что он видит в современном мире, есть замечательная фраза: «…на каждой странице обнаженная Маха, я начинаю напоминать себе монаха. Вокруг нет искушений, которым я хотел бы поддаться». Проще говоря, высокое искушение приходит к человеку, занятому высоким деланием. А людям деградировавшим, культурно опустившимся до самых низов, искушения уже не нужны. Да и не нужно дьяволу пытаться соблазнить тех, кто и так пребывает в соблазне. И это самое страшное в состоянии современного человечества — настоящие искушения как раз кончились, а люди все падают.

Е. Полетаева. «Деградация» (фрагмент)

Наши слабость и нерешительность сделали все сами, за всех бесов мира. Современный человек легко падает. А когда начинает прозревать, то понимает, что падение было состоянием жизни. Как можно было вляпаться в ЭТО? Чему я поддался? Картинке с голой бабой? Где же были те искушения, которым «я хотел бы поддаться»? Ницше очень точно сказал: «Не ваш грех - ваше самодовольство вопиет к небу; ничтожество ваших грехов вопиет к небу!».

Как христиане, мы деградировали до того, что не интересуемся своим Богом, нашим Христом. Мы превратились всего лишь в одну из религий. Чем мы отличаемся от других? Спроси у современного прихожанина — как пришло наше спасение, что такое Святая Троица – и даже это не всегда услышишь. Современному человеку это малоинтересно. Слово Христа, Евангелие — малоинтересно. Кого бесу искушать? Ему уже не нужно в этом мире появляться. Чего ему идти на , когда там и так полностью его публика? Что ему делать в Интернете, 80% которого забито «порнухой»? Искушения, брань духовная – для сильных борцов. А современного человека не то, что бес – ветер валит. Нас и бороть не нужно – сами падаем.

Господь нас всё еще поддерживает в этом бедствии, дает нам шансы на какие-то прорывы, движения — чтобы мы окончательно не пали, не опустились до безобразия, до бесчеловечности. И в этом я вижу огромную милость Божию к нашему несчастному современному человеческому роду.

Современный мир летит в тартарары, это совершенно очевидно. Передние вагоны поезда уже в пропасти. Мы, может быть, еще не доехали до пропасти, но уже видим, что творится впереди. Мне кажется, что сегодня сбывается то, о чем говорили во все времена святые — последние люди будут спасаться терпением. А больше у нас ничего и нет. Наша задача, как и во все времена, совершить свой христианский путь, сохранить Заповедь. Ничего другого нам не предложат.

Мы должны пытаться сохранить заповедь – так, как мы ее понимаем, как чувствуем, как прозвучала она в Евангелии. Это единственное условие нашего выживания. Сегодня этому нужно учить и себя, и окружающих, и каждого человека в Церкви. Хранить Заповедь не в буквальном понимании декалога, который первым делом приходит на ум современному человеку, а так, как заповедано нам Христом. Я должен хранить то, что я принял от Него в Евангелии, то, что я выбрал на своем жизненном пути, то, через что я понимаю жизнь святых и самой Церкви. Вот эту Заповедь нужно хранить.

У меня была интересная ситуация в этом году. Пришла на исповедь замечательная старенькая женщина, серенькая такая, невзрачная. Обычный набор: красила волосы, ногти… Я ее останавливаю: «Разве это имеет отношение к духовной жизни? Перед Богом, перед Христом что у вас происходит? Хотели вы своего Бога знать?» Она говорит: «А что, это не грех – красить волосы?» Я говорю: «Пока что я не вижу греха, о котором стоило бы разговаривать». Она говорит: «А Вы знаете, я еще и музыку люблю». И, видимо, ждет, что я скажу, что музыка тоже не грех. «При чем здесь музыка?» – «Я люблю Deep Purple, Nazareth, Queen». И тут я понял, что тоже люблю эти группы…

Почему я об этом вспомнил? Во многом какая-то музыка принесла в мир волну негатива, но, в то же время, эта музыка показала серьезные вещи. Все, что происходит в мире даже в области культуры, должно распахивать наше сердце. Вспахивать как ниву, на которой потом что-то сможет прорасти. Мое сердце в свое время во многом вспахал Гребенщиков. Неважно как вспахал, но главное – он как бы заставил меня вглядываться в жизнь, смотреть, искать и находить в ней настоящее.

Современный мир, кроме сора и пошлости, предлагает нам пути и возможности пробуждения. Сколько достойных фильмов рождается даже в западном кинематографе: «Матрица», «Револьвер», «Немыслимое», «Неуместный Человек» и масса других. Они как бы говорят нам: «Человек, а ты уверен, что ты вообще, понимаешь, где ты живешь? Что это реальность, а не матрица? Вот ты ходишь в церковь, считаешь себя верующим, ты спокоен. А ты, вообще, понимаешь, что это все, может быть, вовсе и не так?»

В Евангелии мы находим тот же вопрос, ту же мысль, выраженную Христом по отношению к фарисеям. «Ребята, это матрица. Вы думаете, что у вас есть Бог, храм, вера? Ничего у вас нет. У вас есть форма, внутри которой нет ничего».

Дай Бог, чтобы и в нас родился этот вопрос. И чтобы мы познали настоящие искушения. Это станет свидетельством того, что наша духовная жизнь наконец-то началась.

Количество записей: 8

Здравствуйте, Батюшка! Год назад искренне раскаялась и исповедала страшный грех прелюбодеяния, возненавидела то, что сделала и больше никогда не повторяла, очень часто плачу о своём грехе и прошу у Бога прощения за содеянное. Но ко мне всё равно приходят мысли о том, что может быть Бог меня не простит (ведь так нельзя поступать) и всё-равно накажет меня в этой жизни или, что ещё страшнее, накажет моего ребёнка за мои грехи. Батюшка, скажите, пожалуйста, что вы думаете по этому поводу и что говорит Бог о наказании за раскаянные грехи. Спасибо.

Христина

Уважаемая Христина! Обратите внимание, что само слово «наказание» происходит от «наказ» - то есть, «вразумление», «научение». Поэтому, то, что мы называем «наказанием Божиим», есть не юридическая кара и вообще не «кара» в собственном смысле, а именно что научение тому, как надо греха избегать, или своего рода горькое лекарство. Как именно данную меру по отношению к каждому конкретному человеку применяет Господь и применяет ли вообще, не нам судить. Очень многое зависит от самого человека. Как говорят святые отцы, есть три основных правила в отношении того, как спасаться и избегать наказаний Божиих. Первое: не грешить. Второе: если согрешаешь, усердней каяться. Третье: если не умеешь усердно каяться, терпеть скорби, болезни или другие наказания Божии. Что значит в данном контексте: усердно каяться? Это, как говорится, значит каяться от всей души - искренно и деятельно. Деятельно, в свою очередь, означает качественное изменение в сторону исполнения заповедей Божиих, христианского доброделания вообще. Согрешили? Не просто исповедуем это и больше не повторяем, но и стараемся во искупление греха делать больше конкретных добрых дел. Если же по каким-либо причинам мы не в состоянии вести более серьезный христианский образ жизни, то, тогда, можно ожидать, что Господь может попустить те или иные скорби, терпение которых заменяет не осуществляемые нами добродетели. В общем, где-то такая простая духовная арифметика. Сверх того, надо иметь в виду, что тяжкие грехи наносят душе раны, которые продолжат болеть после того, когда грех уже, благодаря покаянию, Богом прощен. К примеру, если кто напился, попал под трамвай и потерял ногу, грех такого неосторожного поведения при наличии покаянии будет прощен, однако, понятное дело, новая нога уже не вырастет. Так и с душевными ранами: и после покаяния они могут продолжать болеть. Так что, Вам имеет смысл не травить себя внутренне понапрасну: имеете веру и покаяние? Уже хорошо! Бог не без милости! Старайтесь дальше жить по-христиански, а там будь, что будет! И слава Богу за всё!

протоиерей Андрей Спиридонов

Благословите, Батюшка! Я сегодня совершила смертный грех. Я сейчас просто не могу жить после этого. Я верующая, исповедуюсь, причащаюсь. Теперь как жить я не знаю! Я духовно умираю. Плачу, каюсь, но теперь пойти на исповедь я не смогу. Такая мерзость перед Богом. Жить не могу! Я украла!!! До сих пор не могу понять, как я смогла! Ужас!!! Как дожить до утра? Господи!Прости!!!

Ирина

Вообще-то, уважаемая Ирина, исповедь в данном случае является единственным кардинальным средством исцеления от тяжкого греха. А также нужно, если это возможно, вернуть украденное. Если это по каким-то объективным причинам оказывается неосуществимым, то нужно загладить сей грех милостыней или пожертвованиями в пользу сирот или бедных. Что касается Вашего внутреннего состояния, то надо с Божьей помощью, что называется, взять в себя в руки. В конечно счете в такого рода неожиданных согрешениях, как правило, есть элемент искушения от диавола. Последнему тоже могут быть какие-то причины. Может быть, диаволу не нравится сам факт Вашей веры и попыток жить по вере. А может быть, Вы где-то погордились, превознеслись или обидели кого-либо, вот Господь и попустил эту историю для Вашего же вразумления. В любом случае, добившись некого временного успеха, диавол теперь хочет куда большего: ввергнуть Вас в отчаяние, оторвать от Церкви и спасительных Таинств, ввергнуть в духовную погибель. Ради этого он будет продолжать педалировать в Вас помышления отчаяния и уныния, во многом, кстати основанные на страсти гордости (мол, «как же так, я такая хорошая и верующая, могла совершить такой грех? нет, стыдно, поэтому на исповедь не пойду!»), стараясь не допустить до деятельного покаяния. Очевидно, что нельзя следовать в данном случае проискам врага рода человеческого, но необходимо преодолеть излишне отчаянное сокрушение и поскорей идти к Таинству исповеди.

протоиерей Андрей Спиридонов

Спаси Господи!! У меня есть очень наболевший вопрос, пожалуйста ответьте мне ибо нет душей моей порою покоя, когда снова и снова задумываюсь над этим...я крещена в Православной вере в возрасте 12 лет - это был 1989 г. Родители мои окрестили меня больше из соображений традиционных, так как впоследствии никакого религиозного воспитания я не получала, да и они в свою бытность разумеется тоже. Все время до 29 лет я была НЕвоцерковленной, а какое то время даже атеисткой. В возрасте 29 лет в руки мне попал римо-католический катехизис и я по прочтении уверовала в Господа... но почему то тогда не обратилась к родному Православию и стала ходить в католический костел - исповедоваться там и причащаться, т.е. была в полном общении с католической церковью (как я теперь понимаю ересью). Мне даже были даны дополнительные имена, как это принято в католицизме...но вот прошло время и совсем недавно я по долгом размышлении решила вернуться в лоно родной русской православной церкви. Я пришла в храм и всю свою историю рассказала приходскому батюшке с просьбой дать мне совет, как я могу вернуться в Православие. Батюшка ответил мне, что мне будет достаточно покаяться в этом на исповеди. Так я и сделала, готовилась к исповеди, постилась а на самой исповеди покаялась во грехах и в том, что была в общении с католической церковью а также сказала о том, что желаю быть с одной только церковью православной русской московского патриархата. После исповеди через несколько дней я причастилась и теперь стараюсь часто исповедоваться и причащаться, молюсь утром и вечером. Но беспокоит меня одно - однажды в телепередаче я услышала, как отец Олег Стеняев говорил, что будто бы для раскольников недостаточно покаяния на исповеди для присоединения к православию, что для них существует чин присоединения к церкви. Я бегом в храм к батюшке своему, а он сказал, что мол ничего страшного, что моего покаяния достаточно, что я же была крещена в православии и т.д. а я все думаю и думаю...скажите пожалуйста не ошибся ли мой батюшка?? и являюсь ли я уже в полной мере возвращенной к родному мне Православию??? Заранее спасибо за ответ. Спаси Господи.

Наталия

Уважаемая Наталия! Коль скоро Господь именно таким образом привел или, можно сказать, вернул Вас в Православную Церковь, то сомневаться в этом факте нет никаких оснований. Кого Господь сподобил присоединения через «чин», то и хорошо, но Вас сподобил просто через покаяние и Причащение - тоже Слава Богу! Сомневаться же в действительности самой Евхаристии у Вас же нет оснований, в том, что Вы уже, истинно, Причащаетесь Тела и Крови Христовых? А раз так, то что еще мудрить? Будьте благодарны здесь не только Богу, но и своему батюшке, который открыл для Вас прямые пути к литургической жизни, а также и сами старайтесь в этой жизни не оскудевать!

протоиерей Андрей Спиридонов

Здравствуйте батюшка. Почему в храме нельзя фотографировать без благословения, там ведь иконы красивее чем у многих людей дома. Я уже много раз фотографировала в храме когда не видел никто. Зато когда замечали, то говорили что это нельзя делать. Слышала я по телевизору хоть и не смотрю его, что на выставке восковых фигур люди тоже святых фотографировали, хотя им и не разрешили их фотографировать, а на фотографиях потом святых не было. Мог ли Господь убрать Свои изображения? Если мог, то почему не убирает у меня из телефона, когда я в храме фотографирую без благословения батюшки?

Екатерина

Уважаемая Екатерина, в храмах фотографировать можно, но, действительно, делать это лучше с благословения священника. Храм - это место, куда люди приходят принять участие в церковных Таинствах, помолиться, побыть наедине с Богом и самими собой. Господу стирать фотографии нет необходимости. Фотосъемкой икон мы Его ни в коей мере не оскорбляем. Удаление фотографии с выставки произошло скорее всего по вполне физическим причинам. Тем более, что восковые фигуры - ни в коей мере не могут являться иконами. Фотографирование в храме - это вопрос уважения к другим людям. Снимая в храме, Вы можете нарушить ход службы, смутить молящихся, поэтому очень важно взять перед этим благословение, разрешение, у священника. Он сможет подсказать Вам, когда и как лучше это сделать.

иерей Даниил Луговой

Здравствуйте, уважаемый Батюшка. Вновь хочу обратиться к Вам за помощью. Я воспитываю сына 9 лет. И вот на протяжении нескольких лет передо мной стоит проблема накормить его. Дело в том, что он категорически не ест многие самые обычные домашние блюда, такие, как суп, котлеты, пельмени и многие другие, которые мы готовим и которые для растущего детского организма просто необходимы, не говоря уже о каких-то полезных злаках и т.д. Даже если он голодный, он не притронется к еде. Я могла бы понять, что это выражение характера, но я вижу, как он давится едой. Как мне быть, я очень бы хотела кормить своего ребенка нормальной пищей, но как, если он не пробуя еды уже отворачивается от нее? Весь его рацион ограничивается макаронами с вареной колбасой или жареной картошкой, в лучшем случае картошкой-пюре. Сама я люблю готовить, и хорошо готовлю, но мне не хотелось бы есть то, что приготовила, а ребенка кормить покупными продуктами неизвестного изготовления. Я надеялась, что со временем, когда он пойдет в школу, ситуация изменится, он будет утомляться и у него появится аппетит, но ничего не изменилось. Как мне быть, посоветуйте. Какому Святому можно помолиться за то, чтобы ребенок рос на нормальной еде.

Татьяна

Уважаемая Татьяна! Честно говоря, Вы несколько озадачили меня данным вопросом. Наверное, в этой проблеме надо как-то более или менее серьезным образом разбираться, поскольку важно понять, какие именно причины являются определяющими для столь необычной пищевой избирательности, имеющей место быть у вашего ребенка. У меня у самого пятеро детей, среди которых можно тоже найти специфические вкусовые предпочтения или отрицания, но почти полного отказа от большинства традиционных продуктов я все же близко не встречал. Разумеется, молиться и просить у Бога, Богородицы и тех святых, которых Вы лично почитаете, помощи в разрешении данной ситуации, можно и нужно, однако, наверное, не мешает заручиться помощью тех или иных специалистов в области современной медицины - в частности, возможно, в области гастроэнтерологии или еще в какой смежной, но здесь моя компетенция уже заканчивается. Советовал бы именно что не оставлять данную проблему без внимания, но, помолясь, попробовать поискать прояснения ситуации через те или иные возможные обследования и диагностику состояния здоровья Вашего сына.

протоиерей Андрей Спиридонов

Тема эта, к сожалению, была и остается одной из самых обсуждаемых в нашем православном сообществе, особенно среди женской аудитории.

Поскольку Ваша покорная служанка закончила курсы макияжа и вообще очень долго фактически занималась визажом, то могу сказать об этом несколько слов.

«Грех ли сейчас краситься?» Это зависит от того, как женщина относится к этому процессу. Иногда его можно озвучить так: «Эх, Господи, как Ты плохо меня сделал, вот, что это за цвет губ? А глаза почему такие невыразительные? Ресницы, что, погуще и подлиннее нельзя было сделать, вот как это делается!» — и женщина исправляет то, что, по ее мнению, не получилось у Всевышнего. В таком случае — это грех, надо исповедовать. Если жена старается своему мужу напомнить, какой прекрасной её создал Господь, и чуть-чуть добавляет где-то «яркости», дабы привлечь внимание мужа, то, по моему мнению, в этом греха нет. — пишет иерей Алексей.»

Когда-то при воцерковлении у меня, семнадцатилетней девушки, возникло желание полностью следовать сути послания апостола Павла — о том, что «жена не должна себя украшать». Я поняла это прямо и перестала носить вообще какие-либо украшения, перестала делать прическу, перестала хорошо одеваться, перестала пользоваться каким-либо макияжем и средствами ухода. Конечно, чувствовала я себя белой вороной, мне было очень плохо и горько. В зеркало смотреть не хотелось. На праздники ходить не хотелось. Молодые люди на меня не смотрели. Вообще, жизнь рушилась! 🙂

В конце концов, я поддалась уговорам подруг и матери и прекратила это безобразие. Я решила для себя, что сейчас такой образ жизни не подходит горожанке, что надо выглядеть прилично, сообразно своему положению, не ввергая окружающих в искушение. Если сейчас считается приличным, чтобы женщина красиво причесывалась, хорошо одевалась и пользовалась макияжем — значит, так и надо делать, соблюдая меру и имея вкус.

Итак, что же такое макияж в историческом плане?

Женщина следит за собой при всех обстоятельствах, даже на войне в окопах, даже переживая тяжелую утрату: ночь напролет рыдает об умершем муже, но затем густо смазывает лицо питательным кремом, а на похороны является во всеоружии тщательного макияжа.

Косметика употреблялась уже в Древнем Египте: применяли сурьму, яркую помаду, глаза подводили зеленым, украшались татуировками, пользовались духами и ароматными маслами, и за века до новой эры, т.е. Рождества Христова, «снадобья для подкрашивания лица» считались злокозненными хитростями, свойственными лживому женскому роду. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) называл обольстительницами тех, кто раскрашивает свое лицо подобно цветущему лугу, румянит щеки разными тонами, белит лицо крахмалом, подводит черным глаза, украшает шею, руки, волосы золотыми украшениями, использует различные благовония. Но, увы, во все времена благочестие терпит поражение в состязании с стремлением женщин к красоте, как они ее понимают.

С другой стороны, на Востоке глаза красили еще со времен древнеегипетских сурьмой (кохлем), так как она, во-первых, дезинфицирует глаза, во-вторых, укрепляет глазной нерв, в-третьих, предохраняет нежную кожу вокруг глаз от солнечного излучения. И делают они там на Востоке так до сих пор, причем не только женщины, но и мужчины!

В Западной Европе первоначально макияжем и помадой начали пользоваться мужчины-аристократы, века начиная с 16-го. Эта мода — белить лицо, подводить глаза, ставить мушки и пользоваться помадой — пришла из Турции. Затем этой моде стали следовать аристократки, а за ними — женщины полусвета. Модно было быть белолицыми, с губками «сердечком», с черными точками, подчеркивающими красоту — «мушками». В дальнейшем, под действием протестантских и лютеранских идей вся мода на роскошь и все, что было связано с аристократическими привычками, подверглась критике. Включая и макияж.

В России мода на макияж, тоже придя с Востока, в городской моде распространилась весьма широко. В 15-м веке женщины из богатых семей, выходя на улицу без густо замазанного белилами лица, красных щек, густо начерненных бровей и ресниц, подвергались общественному порицанию. Это мода прекрасно сочеталась с набожностью и благочестием.

В течении 19-20 веков мода на макияж то приходила, то уходила.

Губная помада, как и многие другие косметические средства, была изобретена в Древнем Египте.
Тогда в ходу была помада ярких и темных оттенков, получаемая из красной охры и натуральных оксидов железа. Она делала губы зрительно тоньше и изящнее. Древние греки позаимствовали помаду у египтян и охотно ее использовали. При этом она была ничуть не менее популярной, чем в Древнем Египте. А вот в годы мрачного Средневековья использование губной помады могло стать поводом для уличения женщины в колдовстве. Возрождение в сфере косметики случилось лишь в эпоху Ренессанса с ее культом человеческой красоты. Причем косметика в то время использовалась настолько интенсивно, что в XVII веке английский парламент принял закон, дававший мужчине право развестись с женой, если после свадьбы он обнаружит, что в действительности она не так красива, как была в период сватовства.
При дворе Людовика XVI красили губы и мужчины — чтобы контуры рта были заметны и не сливались с бородой и усами.

В Советском Союзе женщины до 60-х годов редко пользовались помадой, даже в образованных кругах, так как это считалось вульгарным. Моя бабушка начала краситься после 25-ти лет, когда у нее уже были дети, под влиянием своих подруг. А мода красить глаза стала повсеместной в 1960-х — с ее огромными стрелками и накладными ресницами. Мода на тональные средства и тени для век появилась позже, вместе с импортной косметикой.

Сейчас происходит очередная волна отказа от макияжа в обществе. На западе это связывается с подъемом феминистического движения. В России, наоборот, макияж — спутник феминизма. Как вариант этой тенденции «естественной красоты» — мода на незаметный макияж, а также перманентный макияж.

Иногда новоначальные пытаются соблюдать всю строгость правила, не красясь и не наряжаясь, забросив косметику и парикмахерскую, превращаясь в свою собственную тень. Почему, спрашивается, новоначальная не начала с другого края свой духовный подвиг? Например, раздала бы свое имущество бедным, продала бы квартиру, последние серьги и не имела бы второй одежды, как это напрямую сказано в Евангелии и святоотеческом писании? Потому что подвиг нестяжания труднее и тяжелее, чем формальное соблюдение внешних правил?

Итак, если Вы искорените в своем сердце главную причину греховности — стремление соблазнять, что для замужней женщины вообще грешно, или стремление выглядеть лучше, красивее других, или лгать своей внешностью — что Вам на самом деле не тридцать а сорок, что Вы бледная замученная горожанка, а не полнокровная дева — тогда Вашей душе и макияж, я уверена, не повредит.

Если помнить, что красная помада — это символ сексуально возбужденной женщины, женщины, которая готова к спариванию, то не станешь лишний раз с цветом помады перебарщивать. Крась красной помадой губы дома, для мужа, перед любовью, не будет тебе в том греха 🙂

(Замечу, правды ради, мужчин в женщинах привлекает не лицо, уж тем более не украшения. Соблазняет мужчин запах, тембр голоса, выражение глаз, фигура и какие-то ее детали, общее впечатление от женщины. Походка, манеры. В общем, что-то такое, что от женщин в основном ускользает. Почему ту или иную женщину считают соблазнительной, а другую — нет? Женщинам часто не понять. Или наоборот, красивая женщина остается одинокой, либо к ней липнут только ценители внешности, распутники. Вот эту проблему косметикой не решишь.)

Зачем мы в основном наносим макияж? Юная девушка — для того, чтобы выглядеть взрослее, а также для модного вида. Женщина постарше — чтобы выглядеть прилично и как все. Иногда — чтобы придать своему бледному лицу какие-то краски, чтобы выглядеть ярче. Иногда — чтобы скрыть недостатки. Мудрые женщины макияжем подчеркивают достоинства своего лица и исправляют недостатки. Как правило, чем старше женщина, тем больше ей надо макияжа. Как правило, под макияжем мы скрываем свое недовольство своим внешним видом, свое разочарование в собственной внешности, стремление вернуть ускользающую красоту или придать своей внешности те черты, которыми мы не наделены от природы.

Мне очень нравится высказывание Хакамады — «макияж — средство исправить недостатки прически». Замечали — к прекрасной удачной прическе не нужно много макияжа?

Самое смешное, что как раз тогда, в семнадцать лет, мне и не нужно было особенно макияжа. Это все были надуманные слезы.

Красота женщины идет изнутри. Душой лицо освещается, а следы прожитого в жизни отпечатываются на лице лучше, чем в документах.

Правильно сказано «в двадцать лет женщины то лицо, которое дала природа, в сорок — которое она заслужила».

Я всегда негодовала на свою внешность. Бог дал мне бледную кожу, которая краснеет, стоит мне поволноваться, выпить горячего или пройтись по ветренной улице… Светлые бровки и реснички… Светлые глазки… Я всегда видела в своей внешности изъяны, которые надо было закрасить или изменить. Стоит ли говорить, что это в основном были комплексы? 🙂 Выражение лица — вот самое главное, что красит женщин. По утрам, пред тем как нанести макияж у зеркала говорите себе — «слава Богу, что он создал меня такой красавицей!» Вам потребуется гораздо меньше макияжа, чем обычно. Проверено! Подумайте о мужчинах. Почему они кажутся нам красивыми, со своей красной рожей и невыщипанными бровями, морщинистой кожей?

Нам насильно скармливают идеал вечнонакрашенной женщины, нам показывают ведущих, актеров, фотомоделей, над которыми долго работали гримеры, нам показывают ретушированные на компьютере лица, которым нам положено соответствовать. Даже если у человека по роли в фильме нет макияжа, он там на самом деле есть, и толстым слоем. Мы отвыкли видеть ненакрашенное лицо. Более того, нам навязывают образ «новой золушки». То есть, есть некрасивая девица, неуверенная в себе, на которую принц не обращает внимания. Стоит ей сходить к визажисту, одеться помоднее, причесаться, и она — уже «принцесса», и принц бежит к ней в объятья. Я вот думаю, а принц что, не понимает, что когда он ее умоет и разденет, там будет по-прежнему золушка. Катя Пушкарева, красота — страшная сила. В реальной жизни таких случаев я не знаю. Красоту не спрячешь, уродство можно изменить только пластическому хирургу, увы. В эти сказки верят в основном юные девушки. Позор солидной даме, которая по-прежнему верит, что если она купит дорогую помаду, то принц примчится к ней на белом коне.

В прочем, если макияж может помочь Вам быть уверенной в себе (а мне это помогает), то тогда кто же Вам запретит! Если только муж. Вспоминается сцена из фильма «Стояние Зои» — священник говорит матушке «да Вы, сударыня, губы накрасили…» и умывает ее в тазу с полощащимся бельем. Не удивляйтесь, короче, если муж как-нибудь попросит Вас краситься меньше. И уж тем более не оскорбляйтесь. Многие, ой многие мужчины категорически против макияжа. И даже неправославные. У мужчин отношение к макияжу совсем не как у нас.

В завершении — пара советов, касающихся собственно макияжа. Если Вы подбираете каждый раз помаду в тон одежды — у Вас есть вкус. Если Вы подобрали раз и навсегда помаду, под Ваш тип внешности — у Вас вкус отличный! Если Вы делаете акцент на губах, не красьте сильно глаза. И наоборот… Лучше всего следовать восточному принципу. Арабские дамы сильно красят глаза, но помада у них в основном светлая, это при брюнетистой-то внешности! А потому, что у них яркая помада — вульгарной считается. Глаза в пол-лица зато нарисовать там считается нормой… (не призываю этому).

Сейчас в моде всевозможные блески для губ. Вот и возьмите их себе на вооружение! Глаза — зеркало души. Подчеркивайте их. Если у Вас есть время, сделайте лучше себе «японский» макияж. Суть его в том, что его не видно. Главный акцент — на коррекции изъянов кожи и оформлении формы лица.

Главный принцип макияжа, если Вы уж и делаете его, не торопитесь и не перебарщивайте. Профессиональный базовый визаж занимает два часа. Суть в том, что все делается аккуратно. Концертный макияж — щеки красные, глаза черные, длинные наклеенные ресницы и рот малиновой раной сделать — десять минут. Это для того, чтобы было видно издалека. В обычной жизни такая внешность подходит только клоунам.

Во внутрицерковном обществе — будьте готовы — Вам могут поставить условие отказаться от макияжа и вообще приукрашения собственной внешности. Если Вы прихожанка храма, Вам могут и не сделать упрека никакого. А вот если Вы певчая, сотрудница или вообще матушка, чтобы быть принятой во внутрицерковное общество, надо придерживаться достаточно жестких правил поведения и внешнего вида. У нас, например, на приходе и в «среде» это именно так. Как-то я пришла в приходской склад, случайно так получилось зайти, хорошо еще платочек был с собой. О ужас — джинсы, блондинистая челка, помада, пирсинг в ушах. Мне заявили, что я выгляжу неправославно, и чуть было не выгнали вон. Бабульки строгие. Я ничуть их не осуждаю. Сама виновата. 🙂

Тертуллиан, о макияже и вообще об украшении себя — одеждах, украшениях, прическах (ох, обличает же он меня:))

http://aleteia.narod.ru/tertul/zh_ubr2.htm

«Все то, что мною досель сказано, не к тому клонится, чтобы обратить вас к образу жизни, так сказать, мужицкому и отвратительному, или посоветовать вам не соблюдать опрятности в своей особе. Намерение мое состоит только в том, чтобы показать вам, до какой степени и до каких пределов может простираться заботливость ваша о своем теле, дабы целомудрие было неприкосновенно. Не должно выходить из границ скромной благопристойности и приличной опрятности. Надобно начинать с того, чтобы нравиться Богу. Наиболее оскорбляет Его безмерная склонность многих женщин употреблять всякого рода снадобья, чтобы сделать кожу белой и гладкой, чтобы красить лицо и щеки свои румянами, чтобы чернить брови сажею. Видно, что простое творение Божье им не нравится, когда они находят в нем недостатки.

Иные из вас беспрерывно занимаются мазанием своих волос, чтобы доставить им белокурый цвет. Они как будто стыдятся своего отечества, и сердятся, что рождены не в Галлии или Германии. Они стараются насильственно передать волосам своим то, чем природа одарила сии народы. Печальное предзнаменование составляют сии блестящие волосы: суетная и мнимая красота их приводит к безобразию. Действительно, не говоря о прочих неудобствах, не правда ли, что чрез употребление сих благовоний теряются нечувствительно волосы? Не правда ли, что и самый мозг слабеет от сих посторонних влаг и от безмерного солнечного жара, на котором угодно вам палить и сушить свою голову? Можно ли любить прикрасы, производящие столь гибельные следствия? Должно ли называть добром то, что составлено из столь непристойных вещей?

Какую пользу приносят спасению вашему украшения вашей головы? Разве не можете вы оставить в покое своих волос? Вы их то завиваете, то развиваете; то подымаете, то понижаете; сегодня их заплетете, а завтра оставляете волноваться небрежно; иногда обременяете их множеством чужих волос, составляя из них или род шапки, которою покрываете голову, или вид пирамиды, чтобы шея была открыта. Какая странность хотеть преступать беспрерывно заповедь Божию! Кто от вас заботясь, говорит Спаситель, может приложити возрасту локоть един (Мф.6.27). А вы хотите непременно прибавить к нему что либо, накопляя на голове своей пуки волос с кучею украшений, которыми обременяете темя головы, как бы средоточение шлема (о, мои залаченные блондинистые патлы!). Если не стыдно вам носить такое бремя: то постыдитесь по крайней мере недостоинства его. Не кладите на голову, освященную крещением, смертных остатков какого либо бедняка, умершего от распутства, или какого ни будь злодея, осужденного умереть на эшафоте. Свободная голова должна устранять себя от рабства всех сих тягостных убранств. Впрочем напрасно стараетесь вы казаться великолепно одетыми; напрасно употребляете искуснейших мастеров для уборки волос; Бог хочет, чтобы вы были под покрывалом. А за чем? вероятно за тем, чтобы никто не видал головы жен, срамляющих себе откровенною головою (1Кор.11.5).

Думаете ли вы что сам Бог научил людей искусству окрашивать шерсть соком известных растений или масляными частями известных рыб? Вероятно вначале мира Он забыл сотворить овец красных или голубых, и потому в последствии открыл тайну придавать разные цветы тканям, дабы их тонину и легковесность сделать ценнее. Вероятно Он же произвел сии золотые игрушки, блестящие множеством драгоценных камней, и проткнул вам края ушей для привески к ним великолепных жемчужин. Не Он ли полно признал нужным мучить Свое творение и утомлять детей, недовольных своею участью, до того, что из прорезов на теле, определенном для работы, висят какие-то зерна, которыми Парфяне, народ варварский покрывают все тело в виде ожерелья? Между тем тоже самое золото, которое приводит вас в восхищение, употребляется иными народами на делание цепей и оков; о чем их же историки повествуют. Видно правда, что вещи сии ценятся не потому, что сами по себе хороши, а потому, что редки. Но кто открыл из? Не иной кто, как мятежные ангелы или клевреты их: они первоначально указали людям сии земные произведения. Потом труд и промышленность, совокупно с их редкостью, соделали их еще драгоценнее от безумного рвения к удовлетворению роскоши женщин. Надобно полагать, что Бог ввергнет в кромешную тьму сих злых духов между прочим и за то, что они указали людям сии опасные вещества, как то: золото, серебро и делаемые из них вещи, и особливо за то, что научили искусству красить ткани и самое лице. Как можем мы угодить Богу, когда любим произведения тех, которых правосудие Его предало вечной казни?

Скажите: какую причину имеете вы являться в великолепном наряде, когда вы разлучены с другими женщинами, имеющими надобность в нем по таким побуждениям которые до нас не касаются? Вы не посещаете языческих храмов, не присутствуете на их зрелищах, не бываете на празднествах богов. Обыкновенные же поводы расточать такую пышность в одежде состоять именно в том, чтобы находиться в собраниях, чтобы видеть других и себя показать, чтобы выставить на продажу целомудрие.

Подлинно великая хула, когда кто скажет о ком либо из вас: эта женщина стала скромнее, сделавшись христианкою! Как! Не уже ли вы боитесь прослыть беднее, сделавшись богаче, или показаться небрежнее, ставши почтеннее? Христианин должен ли следовать правилам языческим, или правилам Божиим?

Простота и целомудрие да будет единственным вашим убранством. Начертите на глазах своих смиренную скромность, происходящую от благоустроенной внутренности. Привяжите слово Божие к ушам, а иго Христово к шее своей. Покаряйтесь мужьям: сего довольно для вашего украшения. Занимайте руки свои прядением, и удерживайте ваши ноги в кругу домов ваших: ноги ваши от того сделаются более красивы, чем от избытка золота. Исполняйтесь радостью мудрости, святости и чистоты. Если вы так себя изукрасите: то Сам Бог будет любить вас верно и вечно.»

Итак, если вы хотите иметь совершенный образ жизни — то вот Вам прямое наставление. На Вашей совести остается — слушать мудреца 3 века н.э или же жить по правилам нашего современного общества. Я даже для себя пока не готова категорически ответить «нет» макияжу, и непрестанно в этом на исповеди каюсь. Тщеславна и люблю привлекать мужчин своей красотой, тем более что не замужем, и не для кого ее хранить и скрывать. А еще не люблю показывать миру изъяны, которые нет нет да случаются с моей внешностью. Но я по крайней мере теперь знаю, КТО придумал макияж и зачем….. Если у Вас, читательницы, хватит смелости и решимости бросить вызов законам века сего, честь Вам и хвала. Понятно, труднее всего отказаться от украшения себя будет тем, кто привык это делать постоянно, и считает это чем то необходимым, более того, приличным для особы своего положения. Я вот не смогла. Пока. Понятно, если Господь подаст мне возможность дожить до преклонных лет, страсть украшать лицо и волосы пройдет сама собой. Хотя, «младостарушек», неумеренно красящих лицо, носящих парики, подтягивающих обвисшую кожу и рядящихся в невест в свои семьдесят мы знаем немало — тут и Светличная, и покойная Гурченко, сколько таких «красоток» ходит по улице?

С другой стороны, дерзну подискутировать с мудрым Тертуллианом. Сейчас условия жизни совсем другие, в западной цивилизации (в патриархальных обществах все так же). Женщины не сидят дома затворницами, они больше не хранительницы домашнего очага. Они каждый день выходят из дома, везде ездят и ходят одни. Они все делают наравне с мужчинами, и иногда за них. Этот образ жизни полностью сменил принципы приличия для женщин. Покрывать голову постоянно не обязательно, также как и кутать тело в балахон. В обществе совсем другое стало казаться соблазнительным. Если во времена Тертуллиана мужчины соблазнялись лицом и голосом женщин, то теперь чтобы иных соблазнить надо раздеться почти до гола. Мы с Вами, взрослые женщины, многие имеют определенный опыт, знаем, что если между двоими возникла какая-то искра, то она возникает от контакта глаз. Это происходит быстро, в течении нескольких секунд, мы подсознательно воспринимаем всего человека, его подсознательные сигналы, запах, голос, и первые несколько минут общения мы уже знаем — нравится нам мужчина или нет. Мужчины же думают еще быстрее. 🙂

Во время службы, иногда находясь обществе молодых монахов, я встречаюсь с ними взглядами — и понимаю, потому что они поспешно отворачиваются — что я возможно стала для них поводом для соблазна. Одного только взгляда достаточно. Даже если в храм я пришла ненакрашенной и со скромным платочком. Со старыми священниками это не происходит. Так что наверное нам не надо бояться случайно кого-то соблазнить своим макияжем, скромными украшениями и одеждой, недостаточно балахонистой. Для соблазна повод найдется всегда. Следите за тем, что происходит в вашей голове.

От себя я могу сказать, что на исповеди каждый раз каюсь в том, что украшаю себя, в том числе плетением волос и краской для лица.

А макияж предпочитаю такой, чтобы точно нельзя было сказать, есть он меня или нет, пока вплотную не подойдешь. Хотя на праздники, да, размалевываюсь по всем правилам. Однажды, на выезде на природу, мой родной брат попросил меня краситься. У меня обгорело лицо на солнце, от дыма кострового это еще усугубилось, и моя внешность стала просто уродливой. Он попросил меня как то привести себя в порядок. И подумав сказал… «Не ходи ненакрашенной вообще. Тебе макияж идет. Только не перебарщивая….»

Еще один плюс в защиту макияжа и прически. Я не знаю, как следует выглядеть правильной христианке. Будет ли польза православной вере, если я превращусь в неухоженную женщину? Не будет ли это соблазном для окружающих? Они скажут себе в сердце своем » вот эта Елена кичится своим православием, она выглядит как сектантка помешанная, все православные на голову двинутые»…. Мне кажется, не будет от этого пользы окружающим и имиджу православной церкви. С другой стороны, многие богословы как нашего времени, так и древние, пишут что-то в смысле «вы должны показывать, что вы не принадлежите остальному миру, что Вы отличаетесь поведением, в том числе и внешним видом, от язычниц и неверующих…»

Тогда получается, что правы и те и другие — и те кто призывает дев и женщин носить платки и балахоны, забыть о косметике и краске для волос. И те, кто пытается не оттолкнуть своей внешней набожностью общество от церкви.

А Вам желаю быть счастливыми, какой бы внешностью Вас не наградил Бог.

протодиакон Андрей Кураев «о женской косметике»

В основном я с ним согласна. Он сказал правильную вещь. Есть ли святые женщины в нашей православной церкви, которые точно пользовались косметикой? Конечно! Например, императрица страстортерпица Александра Романова с дочерьми, святая княгиня Елизавета. Это было признаком приличия и традиции того общества.

Теперь по поводу комментариев. Уважаемые читательницы! я с удовольствием отвечу Вам на вопросы о моем опыте, подскажу какое-то решение в случае практических вопросов макияжа. Вступать же в пререкания меня батюшка не благословил (на написание этой статьи я взяла благословение). Так что не обижайтесь, если я не буду отвечать на некоторые комментарии.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

28 Comment threads

20 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 1 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...