Православная жизнь верующего в миру. Церковная жизнь в миру: как жить и выжить

Тема чтений, как это заявлено в программе, - осмысление места и роли Православия в судьбах России, его влияния на культуру, государственность, образование и современную медицину.
Утром после богослужения в Покровском кафедральном соборе прошла панихида по Митрополиту Иоанну (Снычеву), который возглавлял Самарскую епархию с 1960 по 1995 год. В Самарской Духовной семинарии игумен Вениамин (Лабутин) отслужил литию. Торжественно и светло прошла лития, усердно молились собравшиеся в маленькой церковке семинарии при открытых Царских вратах о «приснопамятном рабе Божием Митрополите Иоанне», и благоуханный кадильный дым вместе со слаженным пением мужского хора семинаристов уносил мысли и чувства вверх, к горнему миру, вечному покою.
Сразу после литии все спустились на первый этаж в конференц-зал. Перед большим портретом любимого Архипастыря - Митрополита Иоанна - букет белых хризантем. Зал полон, среди слушателей чтений - много духовных чад Владыки. Чтения открыл первый проректор Самарской Духовной семинарии игумен Вениамин . Он передал всем участникам чтений приветствие и благословение от Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Самарского и Сызранского.
- Память Владыки Иоанна священна для нашей епархии, - сказал отец Вениамин. - Он более 25-ти лет возглавлял ее, рукоположил большое число священников, был духовным отцом и наставником для многих самарских прихожан. Он заложил определенные традиции духовной жизни, органически связанные через Митрополита Мануила с тем русским традиционным благочестием, которое было до Октябрьского переворота. Митрополит Иоанн - замечательный богослов, выдающийся церковный историк. В тропаре святителям есть такие слова - «правило веры». Он был воистину правилом веры для самарской паствы, показал, в чем состоит подлинный образ Православия. Он исповедовал то определение Православия, которое прекрасно выразил великий святой Иоанн Кронштадтский: «Православие - это жизнь во Христе».

Следующим выступал декан исторического факультета Самарского Государственного университета доктор исторических наук профессор Юрий Николаевич Смирнов. Он отметил, что добрым правилом и хорошей традицией стало отмечать эту дату - день памяти Митрополита Иоанна - встречами представителей как духовной, так и светской общественности, научной интеллигенции, учащейся молодежи. Иоанновские чтения продолжают одно из главных дел самого Владыки - дело объединения на благо Отечества трудов служителей Церкви, ученого, наставника, служат обогащению духовного и интеллектуального потенциала Самарского края.
Неизменный секретарь Владыки Иоанна, остававшаяся ним до последних минут его жизни Анна Степановна Иванова познакомила собравшихся с биографией Митрополита Иоанна.
Настоятель самарского храма Преподобного Сергия Радонежского протоиерей Евгений Шестун в своем докладе «Православные традиции духовно-нравственного становления человека» подчеркнул, что Митрополит Иоанн возвращал нас к истокам Православия. Его произведения - результат его молитвенного духовного подвига. Он дал методологию изучения истории, историкам показал, что история нашего Отечества есть священная история. Понять историю и культуру России без Православия невозможно. В конце XX века Митрополит Иоанн призывал, как святой праведный Иоанн Кронштадтский в его начале: «Россия, вернись ко Христу!» Сопряжение понятий духовного и нравственного есть только в России. Быть нравственным без духовности, без стяжания благодати Божией невозможно.
Игумен Вениамин с радостью представил именитого гостя из Франции Никиту Алексеевича Струве, профессора, директора парижского издательства «ИМКА Пресс», главного редактора журнала «Вестник русского христианского движения».
Н.А.Струве рассказал, что у него была очень теплая встреча с Митрополитом Иоанном в Ленинграде в1991 году. Их связало общее почитание Митрополита Мануила (Лемешевского). В конце 40-х годов Струве встретил духовных детей Митрополита Мануила, которые написали очерк о его жизни до его последнего ареста, и напечатал его в Православном журнале, который он редактирует уже пятьдесят лет. Тема доклада Струве - «Религиозно-церковный опыт русской эмиграции». Для слушателей чтений приоткрылся мало известный нам мир напряженных религиозных исканий русских Православных людей, волею судьбы оказавшихся вне России, но ощущающих себя русскими. По словам Струве, в эмиграции из обсуждаемой темы «Мы в Церкви» родилось сознание «Церковь - это мы», Церковь –это не только духовенство, не кто-то вне нас, это все мы, каждый отвечает за все, это задача ответственного служения мирян».
По этим словам можно многое понять и почувствовать то, насколько непросто было обрести себя русским людям, оказавшимся в рассеянии в чуждом им западном мире. Очевидно, что духовные поиски привели к обостренному осознанию Православной соборности и своей особой миссии как носителей Истины - Православия в западном мире. Известно, что русские эмигранты очень бережно хранят свою исконную культуру. Яркий пример этому - сам Никита Алексеевич, который говорит на чистом, без акцента, великолепном русском языке, хотя он родился во Франции в семье эмигрантов в 1930 году, и вся его деятельность связана с русской Православной культурой.

По окончании выступления Никита Струве дал короткое интервью редактору газеты «Благовест» Антону Жоголеву.
- Никита Алексеевич, чем, на ваш взгляд, отличается Православная жизнь в России от зарубежья?
- В эмиграции мы пользовались огромной свободой. Свободой от государства, свободой от общества, от традиций. Так что было как бы новое рождение. Это позволило ощутить поразительное отсутствие преград, почувствовать то, что выразил Апостол Павел: «Где Дух Святой, там свобода». А тут это труднее было осуществить. Когда я говорю «тут», имею в виду - в большом государстве, большой стране. Но надо помнить, что свобода - это еще и большой риск…
- Какие вы можете назвать знаковые, ключевые фигуры в церковной жизни современного зарубежья?
- Несомненно, за рубежом самая значительная фигура - это Митрополит
Антоний Сурожский, хотя он сейчас в очень преклонном возрасте. Мне посчастливилось повидать его несколько недель назад и побеседовать на разные темы. Это сейчас самая крупная фигура. Других таких же крупных фигур, может быть, в данный момент у нас за рубежом нет, но есть прекрасный богослов декан Свято-Сергиевского Парижского института отец Борис Бобринский. Он замечательный человек и сильный богослов. Есть среди французов интересные богословы. Но в целом русская эмиграция подходит к своему биологическому концу.
- Как вы оцениваете перспективы отношений Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви? Возможно ли воссоединение?
- Это не простой вопрос. Зарубежная Церковь, так называемая Карловацкая,
слишком застыла во всех смыслах, она всегда слишком смотрела назад, а не вперед. И ее жесткое отношение к Московской Патриархии было всегда для нас неприемлемо. Я принадлежу к юрисдикции Вселенского (Константинопольского) Патриарха, и эта юрисдикция обезпечивает нам полную свободу, которой мы дорожим. Сейчас предприняты некоторые шаги для воссоединения двух Церквей. Но я бы сказал, что вопрос стоит не столько в воссоединении, сколько в создании на Западе автономных западных Православных Церквей, как это было сделано Митрополитом Никодимом в Америке. Была учреждена автокефалия одной части Американской Православной Церкви. Думаю, что задача наша - объединение на Западе Православных совершенно разных национальностей. У нас Православные сербы, греки, румыны… Так что объединение одной какой-то части Православных с Московской Патриархией не решило бы проблемы.
- В связи с тем, что в России сейчас свободно издается религиозная литература, изменились ли задачи вашего издательства?
- Сейчас наша задача - … тлеть! Передавать эстафету в Россию, что отчасти
мне и удалось сделать. Создано московское издательство «Русский путь», которое в какой-то мере является нашим филиалом.
- Православная русская эмиграция уже сыграла свою роль?
- Да, уже сыграла. Но и продолжает играть, тем не менее. В Сергиевском
институте, во Владимирской семинарии есть отдельные яркие личности, которые скажут свое слово. К тому же, эмиграция оставила после себя такое огромное количество различных книг - все это достояние русской мысли…
- То, что вы увидели в современной России, - можно ли на ваш взгляд назвать Православным возрождением?
- В каком-то смысле - да. Всякое возрождение проходит разные волны. Я думаю, сейчас волна наиболее трудная, потому что сейчас нужно созидать. Когда нужно было все заново открывать, наверное, было легче.

Накануне Иоанновских чтений Н.А. Струве сделал ценный дар - подарил Самарской областной универсальной и научной библиотеке пять тысяч томов богословской литературы и лучших творений писателей русской эмиграции. Часть этих книг поступит в библиотеку Самарской Духовной семинарии.
Вместе с Никитой Алексеевичем Струве в Самару приехала княгиня Людмила Сергеевна Оболенская-Флам , председатель комитета «Книги для России», США. В перерыве чтений нам удалось взять у нее интервью

- Расскажите о комитете, который вы возглавляете.
- Комитет «Книги для России» был создан пять лет назад. Мы собираем книги, чтобы поддержать акцию, которая началась в Москве, - создание Библиотеки-Фонда «Русское Зарубежье», основанного по инициативе Александра Солженицына. Мы собираем книги, публикации эмигрантских писателей, газеты и журналы, изданные в эмиграции, чтобы передать это культурное наследие в Россию. Помимо этого, мы также занимаемся сбором всевозможных архивов, биографий выдающихся русских людей в Америке. Словом, всего того, что отражает культурную и духовную жизнь россиян на американской почве.
- Назовите самые успешные ваши находки.
- Находок много. В частности, это книги Виктора Петрова. Он, можно сказать, хроникер русской эмиграции в Китае. Он писал также очень много о русской Америке в историческом плане, начиная с истории форт-Роса, присутствия русских в Калифорнии, писал о русской Аляске. Я была на Аляске два года назад на острове Кадьяк и посетила там Православную семинарию. Из архива семинарии я получила для передачи в Россию очень интересные книги, в частности, почти что полный комплект «Церковных Ведомостей», которые до революции Святейший Синод присылал в Аляскинскую епархию. Они попали из России на Аляску и сейчас с Аляски вернулись в Россию. Из находок еще - книги писателя Георгия Гребенщикова, которые были найдены недавно.
Мы передали вам в библиотеку много комплектов так называемого «Нового журнала», который сейчас отпраздновал свое шестидесятилетие в Нью-Йорке. «Новый журнал» я считаю наиболее представительным органом русской эмиграции, по нему можно проследить все вехи ее литературной и духовной жизни. Он ежеквартально выходит в Нью-Йорке по сей день. Обычно мы передаем книги в библиотеку фонда «Русское Зарубежье», а уже оттуда дирекция библиотеки занимается распространением по другим библиотекам. В Самару мы приехали с директором библиотеки фонда «Русское Зарубежье» Виктором Александровичем Москвиным и Никитой Алексеевичем Струве, который принимает деятельное участие в этой акции, начавшейся двенадцать лет назад.
- Людмила Сергеевна, расскажите немного о себе.
- Я вышла из русской семьи. Со стороны отца корни уходят в Нижний Новгород, со стороны матери - в Петербург, мой прапрадед был знаменитым изобретателем, его сын был сенатором, мой дед был правоведом. Семья выехала вскоре после Октябрьского переворота в Прибалтику. Я родилась в Риге, еще ребенком выехала из Латвии в Германию, где училась в русской гимназии. Вот откуда еще у меня русская закваска. Потом была Африка. Потом я начала работать на радиостанции «Голос Америки», сначала в Европе, затем в Соединенных Штатах. Начала работать как диктор, потом как корреспондент, потом начала заведовать культурным отделом «Голоса Америки», это было в семидесятых-восьмидесятых годах.
- Вам понравилась Самара?
- Очень! (это было сказано с большим чувством ).

Еще одна особенность нынешних Иоанновских чтений в том, что в их рамках работала Медицинская секция. В зале семинарии промыслительно собралась в основном молодежь. Первый выступавший - профессор, зав. кафедрой венерических болезней СамГМУ Евгений Владимирович Орлов рассказал в своем докладе об эпидемиологической ситуации в Самарской области. Заболеваемость венерическими болезнями очень высокая, и самый большой процент больных - среди подростков и молодых людей. Все это связано с безнравственностью, ранними сексуальными связями, которые ничего, кроме морального опустошения и болезни, не приносят. Ситуация с ВИЧ-инфекцией - просто страшная. По официальным данным, в области 17 тысяч ВИЧ-инфицированных. Выход врач видит только один - в нравственном образе жизни. Руководитель секции настоятель храма свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии протоиерей Виталий Калашников прочитал доклад «Взгляд на демографическую ситуацию в России сегодня», в котором подверг острой критике работу службы планирования семьи. Выступивший вслед за ним главный акушер-гинеколог Департамента здравоохранения Администрации Самарской области С.А.Вдовенко не согласился с протоиереем Виталием и попытался доказать, что именно деятельность служб планирования семьи привела к «улучшению ситуации с рождаемостью и уменьшению абортов» в Самарской области в два раза за 10 лет, в чем Вдовенко видит «заслугу служб планирования семьи». Среди путей уменьшения абортов он назвал и «пропаганду безопасного секса», что вызвало резкую негативную оценку со стороны протоиерея Виталия Калашникова. Судя по этим противоположным взглядам на службу планирования семьи, проблема остается очень острой, позиция Церкви в этом вопросе пока не нашла в Самаре должного понимания у губернской власти.
Завершились Иоанновские чтения вечером в Доме актера. По словам ведущего, Православного писателя Алексея Алексеевича Солоницына, с помощью Митрополита Иоанна мы возвращаемся к той истине, что Православие через культуру тоже может свидетельствоваться. Церковный хор Иоанно-Предтеченского храма прекрасно пел Православные песнопения, которые так любил Митрополит Иоанн.
Потом все посмотрели фильм «Владыка Мануил» режиссера Михаила Серкова, в котором Митрополит Иоанн рассказывает о своем духовном наставнике. Большой радостью для духовных чад Владыки было увидеть его на экране, услышать его добрый негромкий голос.
Иоанновские чтения стали новой духовной традицией Самары. И как в личности Митрополита Иоанна совмещалось, казалось бы, трудносовместимое: аскетическая отрешенность молитвенника - и темперамент общественного деятеля, высокая умудренность богослова - и яркое перо публициста, так и чтения, носящие его славное имя, стали яркими, разнообразными, интересными.

Людмила Белкина 11.10.2002

В прошедшие века, например в России XIX в., православное мировоззрение было частью православной жизни и поддерживалось окружающей действительностью. Даже не было нужды и говорить о нем, как о чем-то отдельном, – все жили по-православному, в согласии с окружающим православным обществом. Во многих странах само правительство исповедовало Православие; оно было центром общественной деятельности, и сам Царь или правитель исторически был первым православным мирянином, обязанностью которого было подавать своим поданным пример христианской жизни. В каждом городе были православные церкви, и во многих из них службы совершались ежедневно, утром и вечером. Монастыри были во всех больших городах, во многих меньших городах, за их пределами, в деревнях, в удаленных и пустынных местах. В России было более тысячи официально зарегистрированных монастырей, не считая других общин. Монашество было общепризнанной частью жизни. Действительно, в большинстве семей кто-нибудь – сестра или брат, дядя, дедушка, родственник – был монахом или монахиней, не говоря уже о других примерах православной жизни, странниках и Христа ради юродивых. Весь образ жизни был пронизан Православием, центром которого, конечно, было монашество. Православные обычаи были частью повседневной жизни. Большинство повсеместно читаемых книг были православными. Сама повседневная жизнь для большинства людей была трудной: им приходилось много работать, чтобы прожить, надежды на жизнь были невысоки, не была редкостью – все это подкрепляло учение Христа о реальности и близости другого мира. В таких обстоятельствах жить по-православному означало то же, что и иметь православное мировоззрение, и мало было необходимости говорить об этом.

Сейчас все изменилось. Наше Православие – это островок среди мира, живущего по совершенно другим принципам, и с каждым днем эти принципы все более меняются в худшую сторону, все более отчуждают нас от него. Многие люди подвергаются искушению разделить свою жизнь на две категории: повседневная жизнь на работе, с мирскими друзьями, в мирских делах, и Православие, по которому мы живем по воскресеньям и в другие дни недели, когда у нас есть для этого время. Но если взглянуть пристальнее, мировоззрение такого человека часто представляет собой странную комбинацию христианских и мирских ценностей, которые на самом деле не смешиваются. Цель этого доклада – показать, как живущие сегодня могут начать делать свое мировоззрение более ценным, делать его всецело православным.

Православие – это жизнь. Если мы не живем по-православному, мы просто не православные, вне зависимости от того, к какой вере мы формально принадлежим.

Жизнь в нашем современном мире стала очень искусственной, очень неопределенной, очень путанной. Православие, действительно, имеет свою жизнь, но оно также не столь уж далеко от жизни окружающего мира, и поэтому жизнь православного христианина, даже когда он действительно православный, не может не отражать ее так или иначе. Какая-то неопределенность и путаница проникли теперь даже и в православную жизнь. Давайте попытаемся взглянуть на нашу современную жизнь, чтобы посмотреть, как лучше могли бы мы выполнить наши христианские обязанности, вести жизнь не от мира сего даже в эти ужасные времена и иметь православный взгляд на свою сегодняшнюю жизнь, который позволит нам в эти времена выжить и сохранить в целости нашу веру.

Жизнь сегодня стала ненормальной

В то же время наше отношение к людям должно быть отношением любви и прощения. Сейчас в православную жизнь вкралась некоторая жестокость: «Это еретик, не общайся с ним», «Этот, возможно, православный, но с уверенностью утверждать нельзя», «А вот тот явно шпион». Никто не станет отрицать, что сейчас окружена врагами и что есть некоторые, кто не прочь воспользоваться нашим доверием. Но так было с апостольских времен, и в этом практическом отношении христианская жизнь всегда была чем-то рискованным. Но даже если иногда нами и пользуются, и мы должны проявлять осторожность, все же мы не можем отказаться от нашей основной позиции любви и доверия, без нее мы потеряем основу основ нашей христианской жизни. Мир без Христа недоверчив и холоден, но христиане, напротив, должны быть любящими и открытыми, а иначе мы потеряем соль Христову в себе и станем подобными миру, годными для того, чтобы нас выбросили и попирали ногами.

Немного смирения при взгляде на себя помогло бы нам быть более великодушными и прощающими ошибки других. Мы любим осуждать других за странность их поведения; мы называем их «cuckoos» или «тронутыми новообращенными». Действительно, мы должны беречься по-настоящему неуравновешенных людей, которые могут принести большой вред Церкви. Но какой православный серьезный христианин сегодня немного не «тронутый»? Мы не соответствуем обычаям мира сего, а если и соответствуем им в сегодняшнем мире, то мы уже не являемся подлинными христианами. Подлинный христианин не может чувствовать себя своим в миру и не может не казаться себе и другим немного «тронутым». Во многих странах достаточно придерживаться идеала христианства не от мира сего или креститься взрослым, чтобы попасть в сумасшедший дом, а эти страны торят дорогу всему миру.

Поэтому не будем бояться, что в миру к нам станут относиться как к несколько «тронутым», и будем продолжать хранить христианскую любовь и прощение, которые мир никогда не сможет понять, но в которых, в глубине сердца, он нуждается и которых даже жаждет. Наконец, наша христианская позиция должна быть – назову по недостатку лучшего слова – невинной. Ныне мир придает большое значение сложности, житейскому опыту, «профессионализму». Православие не придает этим качествам никакой цены, они убивают христианскую душу. И все же эти свойства непрестанно проникают в и в нашу жизнь. Как часто приходится слышать, особенно от восторженных новообращенных, о желании поехать в большие центры Православия, в соборы и монастыри, где собираются тысячи верующих и разговор повсюду идет на церковные темы, и можно почувствовать, как все же важно Православие. Это Православие есть лишь маленькая капля в ведре, если взглянуть на все общество в целом, но в этих больших соборах и монастырях столько народа, что кажется, что Православие действительно преобладает. И как часто видишь этих людей в жалком состоянии после того, как они удовлетворили свое желание и возвратились из «великих центров Православия» угрюмые и разочарованные, наслушавшиеся мирских церковных сплетен, полные осуждения и озабоченные лишь тем, чтобы быть «православными», «соответствующими» и по-мирски опытными в вопросах церковной политики. Одним словом, они потеряли свою невинность, свою неотмирность, были сбиты с толку из-за своей завороженности мирской стороной церковной жизни.

В разных формах это искушение встает перед нами всеми, и мы должны бороться с ним, не позволяя себе переоценивать в Церкви внешнее, но всегда возвращаясь к «единому на потребу» Христу и спасению наших душ от этого рода лукавого. Мы не должны закрывать глаза на происходящее в мире и в Церкви – нам нужно знать это ради самих себя, но наше знание должно быть трезвым, простым и прямодушным, а не усложненным и мирским.

Жизнь православного христианина в миру полна соблазнов, и проистекающих из них трудностей. Еще Иоанн Златоуст, живший в IV веке, писал, что весь мир лежит во зле, что уж говорить о нашем времени. Как жить человеку, стремящемуся , когда большая часть современной культуры по сути своей противоречит христианству? Обнаженные тела на билбордах и в телепередачах, песни с блудным подтекстом по радио, множество лжеучителей, сект, вводящей в соблазн литературы. Возможно ли спастись в таких условиях?

В ответ на эти жалобы православного христианина на жизнь священнослужители обычно отвечают в духе «Никто не обещал, что будет легко». И действительно, в первую очередь человеку, принявшему христианский путь спасения, следует принять как данность тот факт, что путь этот тернистый, еще Спаситель говорил, что проще верблюду пройти через игольное ушко, чем попасть в Царство Небесное.

Поэтому жизнь православного человека – сплошная борьба со страстями, и даже если враг человеческий не сможет соблазнять внешними факторами, то непременно найдет другие способы – помыслами, например. Ведь на том же Афоне, где нет телевидения, радио, куда не ступает нога женщин, монахи всю жизнь ведут тяжелую и непрерывную борьбу, потому что страсти, в первую очередь, в самом человеке, а не в его окружении.

Посещение храма в жизни православного христианина

Само собой разумеется, что жизнь православного человека невозможно представить себе без участия в церковных богослужениях. Но как быть тем, кому работа или учеба не позволяет бывать на службе так часто, как того хотелось бы? В таком случае надо стараться не пропускать хотя бы воскресные Божественные Литургии, и по возможности часто, причащаться во время них Святых Христовых Таин, ведь именно причастие является центром всей нашей православной жизни. К сожалению, многие современные христиане по собственной воле отказываются от частого причастия, считая себя недостойными. это состояние «смирение паче гордыни», подразумевая, что сколько бы человек ни готовился, ни посещал храм перед причастием, ни прочитал канонов и православных молитв – все равно достойным этого наивысшего блага он не станет. И к Святым Таинствам надо приступать именно с этими чувствами: не достоинства и неразрывно связанной с ним глубокой благодарностью Богу за все блага.

Если ритм жизни православного христианина не позволяет ему по уважительным причинам присутствовать на Литургии каждое воскресенье или на всенощном бдении каждую субботу, не стоит впадать в уныние: всегда есть люди, которым намного хуже, чем Вам, и которые переносят свое состояние со смирением и терпением, как и подобает настоящим христианам.

Искусство в жизни православного человека

Очень часто случается так, что человек, пришедший к православной вере во взрослом возрасте, начинает грубо перечеркивать свои былые интересы – чистит компьютер, библиотеку, избавляется от «недуховных» фильмов. Безусловно, определенная ревизия должна быть проведена, но во всем нужно соблюдать меру и прислушиваться к здравому смыслу.

Нет такого церковного постановления, которое бы вычеркивало из жизни православного христианина понятия светской литературы, музыки, искусства. Если человек стал верующим, то это вовсе не означает, что отныне ему можно слушать лишь богослужебные песнопения, читать только Евангелие и проповеди священников, смотреть только фильмы про святые места. Кроме того, существует множество произведений художественной классической литературы, которые описывают православную жизнь

В одной из притч о Царствии Божием Спаситель однажды сказал ученикам: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он» (Мк. 4:26-27). Интересно выражение: «не знает он». Если слова «человек бросит семя в землю» однозначно указывают на Христа, бросающего семя Евангелия в сердце человеческое, то словосочетание «не знает он» никак не может относиться к Нему же, ибо Он Бог и знает все. О чем же здесь сказано? Возможно, в этом месте Писание сообщает нам следующую мысль: после принятия семени евангельской проповеди в человеческой душе начинается процесс постепенного созревания Царствия Божьего; и это есть тайна, не поддающаяся рациональному анализу.

Действительно, таинство духовной жизни очень похоже на прорастание семени в земле - так же медленно и незаметно, через опыт умирания и воскресения, движется сердце к новой жизни и приносит духовные плоды. Как земля до появления первых зеленых побегов скрывает в себе порядок роста семени, так и в человеке наличие религиозной жизни познается только по плодам ее. Предшествующая же урожаю история развития в человеческом сердце евангельского семени - слова Божьего - часто остается до конца непонятной даже и самому человеку. Произнеся впервые: «Верую», мы вступаем в неподвластную нам и непостижимую духовную реальность, где «побеждаются уставы естества», ломаются логические схемы и рушатся все рассудочные теории.

В то же время верующий, накапливая опыт, приобретая «ум Христов» (1 Кор. 2:16), с годами жизни в Церкви начинает различать действие определенных духовных законов, по которым растет и правильно развивается семя веры в земле сердца. Об этих установленных Богом законах много писали святые отцы в своих аскетических творениях. Как раз об этом и говорит апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении, приоткрывая для нас край завесы над «святое святых» - тайны возрастания слова Божьего в человеческой душе.

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» (1 Кор. 15:1-2). Давайте поразмышляем над этими словами.

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам». Вера зарождается в большинстве случаев с услышанной проповеди. «Как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (1 Кор. 10:14). Принятое слово Божие, опустившись в глубину сердца, начинает свою тайную работу, подобно закваске в тесте. Однако услышанное однажды все время нуждается в напоминании. Таков человек! Ему свойственно забывать важнейшие вещи. Удивительна, например, наша особенность все время забывать, что нам предстоит умереть. Если бы мы помнили это всегда, то жили бы совсем по-другому. Также из нашей памяти постоянно уплывает сознание того, что Бог видит все наши дела и даже сокровенные мысли. Помни мы об этом, количество наших грехов основательно сократилось бы.

Поэтому, как ни странно, даже такие великие истины, как Воскресение Христово, или грядущий Страшный суд, или несомненный факт нашей собственной смерти нуждаются в постоянном напоминании. Наверное, главным образом для этого и нужны проповеди на каждой службе.

Говоря о том же семени, Павел продолжает: «... которое вы и приняли...» Сегодня, братья и сестры, евангельское благовестие так или иначе слышали все. Трудно найти людей (по крайней мере в нашей стране), которые никогда не бывали в храме или не слышали проповеди. Слышали все, а приняли - единицы. Почему? К ответу на этот вопрос подводит притча Спасителя о сеятеле: «Вышел сеятель сеять...» (Мф. 13). Согласно этой притче, принятие семени зависит от состояния земли. Возделана ли она, глубока ли, нет ли в ней камней, не произрастает ли она терние в изобилии?

По толкованию Самого Христа, земля есть человеческое сердце. У современного человека земля эта затоптана и завалена мусором. Трудно семени слова Божьего взойти в такой почве. Гордость невежества, непоколебимость самолюбия, жадность и наглость потребительского сознания, культ эгоизма, взгляд на мир как на ресурс обслуживания наших страстей или как на сцену для самовыражения - вот те камни, которые мешают росту семени; вот терния, заглушающие его. Тяжело современному человеку приклонить свою непокорную шею под благословенное иго Господних заповедей. Пришедшие в Церковь в зрелом возрасте наверняка хорошо помнят, как приходилось ломать себя первое время. Спина в поклон не гнется, какой-то внутренний стыд не дает перекреститься; кажется, что в храме все на тебя смотрят с насмешкой; невозможно подняться с постели на воскресную службу; на исповеди язык присыхает к гортани; быстро устаешь от богослужения… И тянет зайти в храм, и в то же время что-то отталкивает. И нравится вроде Евангелие, и тут же внутри поднимается какой-то внутренний протест. Вот так миллионы наших соотечественников годами ходят мимо храма и не могут преступить грань между неверием и верою, смертью и жизнью, гибелью и спасением, пустотой и смыслом.

Нам, церковным людям, Господь даровал принять евангельское семя. Но «принять» - это еще не все.

После принятия слова Божьего нужно в нем утвердиться. «В котором и утвердились», - добавляет Павел. Очевидно, что дар Божий требует ответного усилия с нашей стороны. Евангелие в этом смысле можно уподобить новой компьютерной программе, которая сама по себе, без участия человека, работать не будет. Ее нужно инсталлировать, запустить, научиться работать в ней, беречь ее от вирусов. Утвердиться в Евангелии - значит запустить эту программу спасения в своей жизни, начать процесс актуализации евангельских смыслов в повседневности, в быту.

А утвердившись таким образом, мы вступаем на твердый путь спасения. «Которым и спасаетесь», - продолжает апостол. Принятое в сердце, попав на добрую почву души честной и зрелой, понявшей нечто важное о жизни, слово Божие входит в полную силу и меняет человека до неузнаваемости. Но Павел напоминает об обязательном условии спасения: «если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали». Вот неожиданный удар, который нужно выдержать! Оказывается, можно уверовать «тщетно». Можно стать как «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:5), о которых пишет Павел к Тимофею. Можно быть кем-то, но не тем, «чем должны быть» (2 Кор. 13:5). Можно казаться гробами окрашенными, «которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23:27). А чтобы быть тем, чем мы должны быть, говорит Павел, нужно «удержать преподанное». Что это значит? Сохранить неповрежденным единство в духе и в учении и не дать погаснуть огню веры.

Итак, вот цепочка, выстраиваемая Павлом. Приняв слово Божие, необходимо в нем утвердиться - уразуметь его и начать жить по нему. Начало же жизни по Евангелию означает вступление в благословенные ряды спасаемых - в Церковь (заметим, братья и сестры, что не только крещение вводит человека в Церковь, но и жизнь по Евангелию). Плодотворное же пребывание в Церкви возможно только при условии единства с Ней, единства в духе и учении. Только тогда не тщетна будет наша вера, только тогда мы будем «то, чем быть должны» (2 Кор.13:6).

Конечно же, здесь нет ничего особого или нового. Мы вроде как знаем все это. Но знание далеко не всегда руководит нашими поступками и мало влияет на образ мыслей. Поэтому Павел и говорит: «напоминаю вам». Постараемся же, дорогие христиане, и сами себе каждый день напоминать себе все это. Вновь и вновь будем открывать для себя красоту Православия в сокровищнице слова Божия и переносить в свою жизнь. Красиво Православие - пусть же станут красивы наши души. Глубоко Православие - не будем же и мы мелки и суетливы. Широко Православие - расширим и наши сердца для любви. Бессмертно Православие - поработаем же и мы для жизни вечной, в которой ждет нас Источник красоты, любви и бессмертия - Христос, истинный Бог наш. К Нему тянутся все сегодняшние напоминания апостола, к Нему направим и мы всякое помышление, чтобы непрестанно прославлялось имя Его святое, через единосущного Духа, во славу Бога Отца.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...