Презентация на тему монастырь орксэ. Особый мир монастыря

1. Тема урока: Урок 4 курса «Основы Православной культуры» Монастырь.

2. Цели урока: дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре, монахах, познакомить с понятием молитва, Святые старцы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: углубление знаний о православии.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: развивать нравственные качества личности, развивать коммуникативные, информационные компетенции.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: эстетическое, нравственное, трудовое воспитание, любовь к изучению предмета. Сформировать навыки поведения в монастыре. Воспитывать уважение к Святым отцам. Воспитание любви к Родине на примере Преподобного Сергия Радонежского.

3. ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, наглядные пособия, видео экскурсия, проектор.

4. ФОРМЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: рассказ учителя, беседа, чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация), самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге.

ХОД УРОКА

АКТУАЛИЗАЦИЯ (5-7 минут).

Учитель предлагает детям прослушать отрывок песни «Монастырь»

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня?

(Ответы детей)

Учитель: А хотите, сегодня отправиться в виртуальное путешествие?

Какие вопросы поставим перед собой?

Что такое монастырь, как живут в монастыре, что такое молитва, Святые старцы.

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:

Учитель показывает детям таблички «Монастырь», «Монахи», «Келья», «Молитва», «Жизнь в монастыре», «Святые старцы».

Нам сегодня предстоит ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой.

Учитель вывешивает первую карточку «Монастырь»

Что такое монастырь? Кто был в монастыре?

Ответы детей.

Появляется первый слайд с фотографией монастыря.

Монастырь – это место, где небо сходится с землей. Это и чувствует душа человека, отворившего скромную деревянную дверь. Разделяющую мир и монастырь и ступившего на его благодатную землю. Святые Старцы.

Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.

А кто и как живёт в монастыре?

Почему люди идут в монахи?

От чего отказываются монахи?

(Ответы детей).

Появляется Слайд 2 (Фото монахов)

Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям и призванию согласился жить без семьи. Сам он считает, что не столько отказался, сколько согласился: согласился с неким зовом- зовом Бога, который указал на его призвание.

Что такое призвание?

(Ответы учащихся).

Призвание – это смысл жизни конкретного человека. Призвание - неповторимость в этом мире. Бог создает людей для какой-то задачи, а если мы отклоняемся, то это наша вина перед Богом. Каждый из нас должен понимать самого себя и свои обязанности.

А как вы думаете, чем занимаются монахи? Появляется карточка на доске.

Монашество – это счастье, но это и крест. Да это часто можно сказать и о том, с чем имеешь дело, живя в миру: о работе, детях, семье. В жизни радости и горести всегда идут бок о бок. В жизни монаха бывают моменты, когда он с особой силой ощущает радость своего пребывания с Господом. А вот другая сторона медали. Господь не сразу «нагружает» монаха всеми теми скорбями, которые его ожидают, а с течением времени и по мере его духовного возрастания, крепчания. Чтобы монах мог их выдержать. А еще для того Господь так поступает, чтобы монах, почувствовав всю тяжесть монашеского креста, не ужаснулся, не впал в уныние и не пожалел о своем выборе. Потому что поначалу он действительно не готов понести скорби в «полном объеме».

Порой кажется, что монах – это неудачник, который вместо того чтобы прилагать усилия и строить свою жизнь, уходит от проблем в монастырь…

Появляется на доске карточка «Келья».

Кто из вас, сможет объяснить что это?

Келья-жилое помещение в монастыре.

Ребята, обсудите в группах, всё что вы знаете о жизни монахов.

Прочитайте в учебнике рубрику «Это интересно». Подготовьте выступление «Монашеское облачение» (Клобук, мантия, чётки, пояс)

Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, который принимает монашеский постриг?

(Прослушиваем выступления каждой группы)

А теперь, ответим на вопрос? Монах – это неудачник, который вместо того чтобы прилагать усилия и строить свою жизнь, уходит от проблем в монастырь…

Так может ответить нецерковный человек. А православный знает, главное правило в монашестве «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается очень рано, в 3 – 4 часа мы еще, а монахи уже совершают утреннюю молитву. Принимают пищу один раз в день, бывает два раза. Монахи усердно трудятся, выполняют послушания, - работают на полях, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря и т.д. Все остальное время молятся.

Что мы знаем о молитве? Появляется карточка «Молитва»

У православных людей есть три вида молитвы.

Самая распространенная молитва – это просьба. «Подай, Господи».

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха.

Более редкая молитва – благодарение. Редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в отношениях людей с Богом.

Самая высокая молитва – славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» («Слава Богу»).

Произнося такую молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость – самая сильная и чистая. Можно радоваться новой игрушке или вещи. Но есть такие поводы для радости, которые нельзя унести к себе домой. Разве можно унести красивый закат, радугу, запах свежей зелени после дождя, соловьиную трель?

Православный человек может молиться сам и вместе с другими людьми. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте.

Если человек молился искренне и правильно – он, как говорит опыт православной культуры, прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать («благой, добрый дар»). Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец и поступков струятся вера, надежда, любовь, называются святыми.

(Ответы учащихся).

Каких известных Святых Старцев вы знаете?

Кого называют Святыми Старцами?

(Ответы учащихся).

Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь.

Сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие в Сергиев Посад. Посетим Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

Просмотр презентации сопровождается рассказом учителя.

Кирилл и Мария были людьми добрыми и богоугодными: помогали бедным и больным, принимали странников. Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына - будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия. С самого начала, еще до появления на свет было понятно, что родится необычный ребенок. За долгое время до появления на свет этого святого младенца дивный знак был подан со стороны Бога, который нес в себе такой смысл, что будет рожден великий избранник. Несколько раз младенец, будучи еще в материнском чреве, кричал во время церковной службы. И вот 3 мая 1314 года в доме боярина Кирилла была всеобщая радость и веселье. Марии и ее мужу Бог послал сына. В сороковой день после рождения Мария и Кирилл понесли своего младенца в церковь, чтобы совершить над ним святое крещение, и в то же время исполнить свое обещание представить дитя в непорочную жертву Богу, который дал его. Благоговейный иерей, по имени Михаил, нарек младенцу во святом крещении имя Варфоломей – СЫН РАДОСТИ. Между тем мать, а потом и другие стали примечать в младенце нечто необыкновенное: младенец всем на удивление не пил материнского молока по средам и пятницам, также он не брал грудь матери, если Мария съедала перед кормлением мясное блюдо. Время шло. На седьмом году жизни Варфоломея родители отдали учиться грамоте. Вместе с Варфоломеем учились и два брата. Братья обучались успешно, хотя Петру в то время не было и шести лет, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где – нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Богу и просил его: “дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня, просвети и вразуми!” Но грамота все же ему не давалась. Раз отец послал его в поле искать убежавших жеребят. Это поручение пришлось особенно по душе мальчику, любившему уединяться от людей. Идя по дороге мальчик увидел, что очень старый человек молится на коленях под дубом. Отрок тихо подошел к нему и стал терпеливо ждать окончания молитвы. После того, как старец поднялся с колен, он посмотрел на мальчика и спросил его, “что тебе надобно, чадо?” и с детской простотой поведал старцу свое сердечное горе. - “Меня отдали учиться грамоте”, сказал сквозь слезы Варфоломей: “ и больше всего желала бы душа моя научиться читать, но вот сколько ни стараюсь, никак не могу выучиться; помолись за меня Богу, отче святой, - попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение”. Старец же вознес руки к небу, поднял свои глаза на небо, прочитал надлежащую молитву, а по окончании ее благословил Варфоломея и дал поцеловать свой крест. А затем произнес: “Веруешь ли, и больше сих узриш и о грамоте, чадо, не скорби; ведый буди известно, яко от сего дня дарует ти Господь грамоте”. Мальчик поклонился старцу и пригласил к своим родителям в дом отдохнуть, сказав, что в его доме таких людей почитают.А дальше произошло настоящее чудо. Когда они прибыли в боярский дом, их встретили благочестивые родители Варфоломея Кирилл и Мария. Но прежде чем сесть за стол, они прошли в моленный покой, и старец - инок повелел отроку Варфоломею взять Псалтирь и читать. Варфоломей моляще смотрел на инока, как бы взглядом прося отпустить его. Но инок ласково и строго сказал: "Читай”. И произошло чудо Божие. Как будто темная завеса спала с глаз Варфоломея, и он без запинки, бегло стал читать Псалтирь. Тишина царила в молельне, а он все читал псалом чисто, красиво. Голос его звучал как родник. Закончен псалом. Стало совсем тихо в молельне. Это воистину было чудо. Ликовало от радости сердце Варфоломея. Уходя, старец предсказал Варфоломею необычное будущее. С детских лет, когда у большинства подростков на уме игры и забавы, его сердце пламенело любовью к Богу. Давней мечтой Варфоломея было уединиться и молиться. Однако он был единственной опорой престарелых родителей. Когда Варфоломею исполнилось 18 лет, у него умирают родители. Он вместе со старшим братом решают стать монахами, пойти в лес, построить там монастырь и служить богу. Так и сделали. Облюбовали место на горе Маковец и построили там небольшой деревянный монастырь. Через некоторое время к нему пришёл инок Митрофан, от которого Варфоломей принял пострижение в монашество с именем Сергий, было ему 23 года. Жил Сергий близ Радонежа, поэтому и прозывать его стали Радонежский, т.к. в те далёкие времена фамилий у людей не было. Им давались прозвища или по ремеслу, которым они занимались, или по характеру, или по месту жительства. И был Сергий первый постриженик своей уединенной обители, первый начинанием и последний мудрованием, первый по счету, и последний по тем смиренным трудам, которые сам на себя возлагал. О Сергии Радонежском узнали другие люди. Они приходили к монаху и оставались с ним жить, строить себе деревянные дома, церковь. Все работали сообща, вместе. Сергий Радонежский трудился вместе со всеми. Только своим личным примером учитель мог убедить учеников в том, что хлеб нужно добывать трудом собственных рук. Это правило остается верным и для нынешнего времени. Пройдя через тяжелый период одинокого подвижничества, Сергий хочет построить монастырь и руководить братией. За духовной жизнью братии наблюдал и был строг. Во всем остальном был смиренен. Был все так же прост, беден и равнодушен к мирским благам. Голос его был негромкий, лицо спокойное. За полгода до смерти Преподобный уже знал о ней, собрал всех учеников, отдал распоряжения, а сам начал безмолвствовать. Перед кончиной он оставил братьям такое завещание: строго хранить чистоту православной веры, сохранять единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, смирять свою гордыню, проявлять милосердие. Память преподобного Сергия Радонежского Православная Церковь чтит 8 октября. Это день смерти святого. Он умер 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. В 1452 году преподобный Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

В наше время к Сергию Радонежскому обращаются с просьбой помочь в учебе. Вся земля русская наполнилась слухом о святом старце, и до сей поры тянутся к обители поломники. Никто не уходит в обратный путь неутешенным. Вместе с просфорой монастырской, водой из святого источника люди приносят к своим домашним очагам самое драгоценное – благословение. Слайд 2

Чудеса В житии говорится, что предзнаменования чудесной судьбы младенца случались ещё до того, как он родился. Когда его мать приходила в храм на молитву, младенец в определённые моменты службы вскрикивал в её чреве. С первых дней жизни ребёнок, которого назвали Варфоломеем, отказывался сосать материнское молоко по постным дням - средам и пятницам.

Учёба Варфоломея На седьмом году жизни Варфоломея родители отдали учиться грамоте. Варфоломей далеко отставал детей. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним. Варфоломей часто, укрывшись от взоров людских, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Богу и просил его: “дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня, просвети и вразуми!”

Просьба Варфоломея - “Меня отдали учиться грамоте”, сказал сквозь слезы Варфоломей: “ и больше всего желала бы душа моя научиться читать, но вот сколько ни стараюсь, никак не могу выучиться; помолись за меня Богу, отче святой, - попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение”. Старец же вознес руки к небу, поднял свои глаза на небо, прочитал надлежащую молитву, а по окончании ее благословил Варфоломея и дал поцеловать свой крест.

Постриг Около 1328 года родители мальчика переехали в маленький город Радонеж, недалеко от Москвы. Варфоломей и его брат решили уйти в монастырь. О ни поселились в глухом лесу в двенадцати вёрстах от Радонежа. Однако брату стало тяжело жить в столь пустынном месте, и он перешёл в один из московских монастырей. А Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия.

Дружба Медведь подружился с Сергием. Сергий его не прогонял, кормил, даже было такое, что отдавал медведю последнюю еду, а сам оставался голодным. Это говорит о том, что Сергий был действительно особенным человеком

Преподобный Постепенно к Сергию стали приходить другие иноки, желавшие послужить Богу своими трудами. Преподобный с радостью принимал их. Так зачался Сергиев монастырь - нынешняя Троице-Сергиева лавра (по-гречески лаура - крупный, большой монастырь). "Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее". Из его поколения вышли основатели 150 новых монастырей.

Сергиев Посад Со временем места в монастыре для всех становилось всё меньше и меньше. И люди стали строить свои дома и селиться вокруг него. Вот так и появился город Сергиев Посад.

Сергий Радонежский Умер преподобный Сергий в 1392 году в возрасте 78 лет, и не было дня, когда к нему не приходили за помощью со своими заботами и скорбями.


1 слайд

2 слайд

Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов, или иноков.

3 слайд

Монах – от греческого слова «монос», то есть один. Инок – от древнеславянского слова «ин», то есть один. МОНАХ (МОНАХИНЯ) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить один, без семьи. Монахом становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.

4 слайд

Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. Они определили главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись». Монахи селились вдали от людей – в пустынях, строили в лесной глуши монашеские скиты. Монахи-пустынники жили уединённо, молились Богу, исполняли заповеди. Они селились вдали от людей не потому, что не любили людей, а для того, чтобы больше угодить Богу, стать ближе к Нему.

5 слайд

Первый христианский монах святой Антоний Великий жил вдали от людей и лишь изредка приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетённые им корзины на муку.

6 слайд

Люди заметили в глазах монахов особую тишину, радость, свет, мир. И стали спрашивать их о том, как же можно жить без злобы, подозрений, зависти. И горожане, и князья стали зазывать монахов к себе: «Вы вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас храмы и дома, вокруг них построим стены, чтобы шум и вид городской суеты не касался вас. Но только разрешите приходить к вам для соучастия в вашей молитве и для того, чтобы получать ваши духовные советы »

7 слайд

Так, кроме монахов-пустынников, появились городские монастыри, в которых жили общины монахов. У монастырей появились большие храмы, колокольни, мастерские.

8 слайд

В течение многих веков почти все книги переписывали именно монахи. Почти все больницы создавали и обслуживали тоже монахи. И даже школы создавались именно при монастырях.

9 слайд

Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре в послушании, то есть стать послушником. Послушание означает, что человек принимает очень серьёзное и мужественное решение. Если послушник не меняет своё решение, он просит принять его в монахи. Он приносит монашеские обеты (то есть обещает жить в послушании, безбрачии, без личных вещей). После произнесения обетов послушника постригают (состригают несколько прядей волос с головы). В древнем мире это был знак рабства.

10 слайд

Постриг монаха или монахини означает, что он сам, свободно, отдаёт себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается совсем другая жизнь и поэтому при постриге он получает новое имя.

11 слайд

Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов. На защиту своего имущества. Ему нечего делить, у него нет повода для ссор. Поэтому он может быстрее достичь внутреннего мира, мира в душе. Быть монахом – очень нелёгкий путь, но это самый прямой путь к святости.

12 слайд

Клобук – головной убор монаха. Сравним с воинским шлемом и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от злых мыслей. Мантия – облачение, окутывающее всё тело, знак жизни под Божьей защитой. Чётки- бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве. Пояс сделан из кожи мертвого животного, как напоминание о том, что тело смертно и надо прежде заботиться о душе. Монахи своё облачение воспринимают как воинское: чётки называют «меч веры», а клобук – «шлем веры».

13 слайд

14 слайд

… ехал с товаром московский купец по реке Шексне в Белозерск. Около нынешнего г. Череповца, близ устья реки Ягорбы, днем вдруг сделалась такая тьма, что берега реки, мыс и прочее исчезло из глаз купца. Лодка с товаром села на мель. Пораженный таким необыкновенным явлением купец стал горячо молиться, и вот, во время молитвы его глазам представилось еще более удивительное зрелище: находившаяся вблизи гора, покрытая лесом, была как бы в огне, из-за горы по долине реки Ягорбы исходили лучи света, указывающие направления пути. Купец снялся с мели и поплыл по направлению лучей к чудной, огненной горе - и явление исчезло. Потрясенный до глубины души таким необыкновенным явлением, купец взошел на эту гору. Чудный вид представился ему с этой горы: кругом беспредельные леса, вдали на востоке серебряная лента Шексны, под ногами, в низменности, поросшей густым лесом, причудливыми зигзагами извивалась река Ягорба.

16 слайд

Презентация подготовлена Маловцевой Еленой Геннадьевной МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» города Череповца Спасибо за внимание!

Слайд 2

Монахи и иноки

Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов, или иноков.

Слайд 3

Кто такой монах

  • Монах – от греческого слова «монос», то есть один.
  • Инок – от древнеславянского слова «ин», то есть один.
  • Монах (монахиня)– это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить один, без семьи.
  • Монахом становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.
  • Слайд 4

    Жизнь первых монахов

    • Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. Они определили главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись». Монахи селились вдали от людей – в пустынях, строили в лесной глуши монашеские скиты.
    • Монахи-пустынники жили уединённо, молились Богу, исполняли заповеди. Они селились вдали от людей не потому, что не любили людей, а для того, чтобы больше угодить Богу, стать ближе к Нему.
  • Слайд 5

    Антоний Великий

    Первый христианский монах святой Антоний Великий жил вдали от людей и лишь изредка приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетённые им корзины на муку.

    Слайд 6

    Монахи и народ

    • Люди заметили в глазах монахов особую тишину, радость, свет, мир. И стали спрашивать их о том, как же можно жить без злобы, подозрений, зависти.
    • И горожане, и князья стали зазывать монахов к себе: «Вы вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас храмы и дома, вокруг них построим стены, чтобы шум и вид городской суеты не касался вас. Но только разрешите приходить к вам для соучастия в вашей молитве и для того, чтобы получать ваши духовные советы».
  • Слайд 7

    Городские монастыри

    Так, кроме монахов-пустынников, появились городские монастыри, в которых жили общины монахов. У монастырей появились большие храмы, колокольни, мастерские.

    Слайд 8

    Чем занимались монахи

    В течение многих веков почти все книги переписывали именно монахи. Почти все больницы создавали и обслуживали тоже монахи. И даже школы создавались именно при монастырях.

    Слайд 9

    Как стать монахом

    • Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре в послушании, то есть стать послушником. Послушание означает, что человек принимает очень серьёзное и мужественное решение.
    • Если послушник не меняет своё решение, он просит принять его в монахи. Он приносит монашеские обеты (то есть обещает жить в послушании, безбрачии, без личных вещей). После произнесения обетов послушника постригают (состригают несколько прядей волос с головы). В древнем мире это был знак рабства.
  • Слайд 10

    Постриг монаха или монахини означает, что он сам, свободно, отдаёт себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается совсем другая жизнь и поэтому при постриге он получает новое имя.

    Слайд 11

    Как быть монахом

    Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов. На защиту своего имущества. Ему нечего делить, у него нет повода для ссор. Поэтому он может быстрее достичь внутреннего мира, мира в душе. Быть монахом – очень нелёгкий путь, но это самый прямой путь к святости.

    Слайд 12

    Одежда монахов

    • Клобук – головной убор монаха. Сравним с воинским шлемом и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от злых мыслей.
    • Мантия – облачение, окутывающее всё тело, знак жизни под Божьей защитой.
    • Чётки- бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве.
    • Пояс сделан из кожи мертвого животного, как напоминание о том, что тело смертно и надо прежде заботиться о душе.
    • Монахи своё облачение воспринимают как воинское: чётки называют «меч веры», а клобук – «шлем веры».
  • Слайд 13

    Череповецкий Воскресенский монастырь

  • Слайд 14

    История

    … ехал с товаром московский купец по реке Шексне в Белозерск. Около нынешнего г. Череповца, близ устья реки Ягорбы, днем вдруг сделалась такая тьма, что берега реки, мыс и прочее исчезло из глаз купца. Лодка с товаром села на мель. Пораженный таким необыкновенным явлением купец стал горячо молиться, и вот, во время молитвы его глазам представилось еще более удивительное зрелище: находившаяся вблизи гора, покрытая лесом, была как бы в огне, из-за горы по долине реки Ягорбы исходили лучи света, указывающие направления пути. Купец снялся с мели и поплыл по направлению лучей к чудной, огненной горе - и явление исчезло. Потрясенный до глубины души таким необыкновенным явлением, купец взошел на эту гору. Чудный вид представился ему с этой горы: кругом беспредельные леса, вдали на востоке серебряная лента Шексны, под ногами, в низменности, поросшей густым лесом, причудливыми зигзагами извивалась река Ягорба.

    Слайд 15

    Все это случилось в Воскресный день. Ознаменовав это дивное место крестом, купец уехал. На следующий год, привезя с собой большую икону Воскресения Христа (день чудного видения), он устроил на горе часовню и украсил ее привезенною иконою. Данное предание прибавляет, что к построенной купцом часовне пришли два инока Феодосий и Афанасий и устроили здесь Череповецкий Воскресенский монастырь.

    Слайд 16

    Посмотреть все слайды


    Задачи: 1.Опираясь на исторический материал, раскрыть причины появления монастырей, их роль в истории и развитии культуры Руси; 2.Убедить детей в том, что монастырь – это твердыня веры, хранитель культуры, место для земного труда и труда души; 3.На примере Ипатьевского и Богоявленско-Анастасииного монастырей дать понятие о святынях обителей.


    План. 1.Первые монастыри; 2.Монастыри России: - Троице-Сергиева Лавра; - Александро-Невская Лавра; - Оптина Пустынь. 3.Посвящение в монахи; 4.Образ жизни монаха; 5.Отцы-пустынники; 6.Богоявленско-Анастасиин женский монастырь; 7.Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь; 8.Святыни монастырей.




    Первые монастыри Первый «собственный» монастырь с правильной регламентацией внутренней жизни появляется при великом князе Ярославе, который построил обитель на свои деньги и сделал ее родовой усыпальницей киевских великих князей. Он посвящает этот монастырь святому Георгию Победоносцу, своему небесному покровителю.«Летописец говорит о построении в Киеве в княжение Ярославово, с которого, по его словам, началось появление монастырей, всего одного мужского монастыря – это Георгиевского


    Монастыри России: Троице- Сергиева Лавра Основана преп. Сергием Радонежским в 1337 г. как монастырь с общежительным уставом. Монастырь стал духовным сердцем Руси и местом формации нового поколения монашествующих - смиренных учеников преп. Сергия, создававших новые монастыри в разных областях Руси в качестве новых центров ее духовного возрождения.




    Оптина Пустынь Создана в начале XVII в., была закрыта в 1724 г. в связи с реформами Петра I, вскоре была восстановлена, но прозябала, пока на нее не обратил внимание в 1795 г. Митр. Московский и Калужский Платон (Левшин) и затем Митр Киевский Филарет. Духовной основой для ее возрождения послужил подвижнический опыт наследников дела преп. Паисия Величковского - преп. старцев Моисея и Антония. Особенно прославились старцы Амвросий, Лев, Варсонофий, Нектарий, Анатолий и др


    Посвящение в монахи У постригаемого в монахи волосы на темени выстригаются крестообразно в знак посвящения Христу и принятия монашеских обетов. Существуют три степени такого посвящения. Первая пострижение в рясу, когда монах получает новое имя и право носить широкое и длинное монашеское одеяние (рясу) и головной убор камилавку. Прошедших такое посвящение называют рясофорными монахами. Следующие две степени пострижение в малую схиму и в великую схиму.


    Образ жизни монаха В монастыре монахи вели аскетический образ жизни, посвящая свое время труду и переписке книг. Все это проделывалось в полном молчании, так как монахи не должны были предаваться празднословию. Молчание прерывалось лишь звуками колокола и благочестивым пением. Заповеди монаха были такими: любить Бога, любить ближнего своего как самого себя, умерщвлять плоть,утешать несчастных, не платить злом на зло, любить врагов своих, не быть гордым, много не разговаривать, все хорошее в себе приписывать Богу, оплакивать прежние свои грехи и т. д.. День монаха проходил в молитвах, чтении и в ручном труде


    Отцы-пустынники Отцы-пустынники придерживались анахоретного монашества, то есть проживали в уединённых и пустынных местностях, по возможности чуждаясь всякого общения с другими. Такое движение возникло уже во II веке и, первоначально, было вызвано преследованием первых христиан. Затем появилось уже богословское обоснование, что такой аскетизм есть подражание жизни Иоанна Крестителя в пустыне и сорокадневному посту Иисуса Христа во время его искушения в пустыне, на первый план в отшельничестве вышло стремление к духовным подвигам. Прп. Серафим Саровский


    Богоявленско-Анастасиин женский монастырь Богоявленский мужской (с 1863 года – Богоявленско-Анастасиин женский) монастырь был основан в двадцатых годах XV века на тогдашней окраине Костромы преподобным Никитой Костромским, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского. В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария. При обители действуют богадельня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.


    Ипатьевский монастырь Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.


    Святыни Богоявленско- Анастасииного монастыря - чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы; - чудотворная Смоленская- Костромская икона-фреска Божией Матери; - святые мощи преподобного Никиты Костромского; - святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского; - крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря); - складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря). Феодоровская икона Пресвятой Богородицы Смоленская-Костромская икона- фреска Божией Матери



    Урок 25, ОРКСЭ - модуль Основы православной культуры. учебник А.В. Кураева "Основы православной культуры"

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект урока Монастырь»

    ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА

    «Монастырь»

    Ф.И.О.: Григорьева Алена Викторовна

    Место работы: МБОУ Междуреченская СОШ

    Должность: учитель начальных классов

    Предмет: ОРКСЭ

    Класс: 4

    Тема и номер урока в теме: «Монастырь», урок 25

    Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры»

    Цель урока: знакомство учащихся с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа; особенностями монастырской жизни.

    Задачи:

    Дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его обитателях;

    Развивать нравственные качества личности;

    Сформировать навыки поведения в монастыре;

    Развивать коммуникативные, информационные компетенции.

    Задачи:

    Личностные

    Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; формулировать общие для всех людей правила поведения в монастыре.

    Метапредметные

    Познавательные

    Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;

    Регулятивные

    Работать по плану, сверять свои действия с целью;

    Коммуникативные

    Формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы. Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.

    Предметные

    Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины; формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России; формирование интереса к использованию информационных технологий при изучении предмета.

    Тип урока: урок формирования новых знаний.

    Формы работы учащихся: беседа, театрализация, выборочное комментированное чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника).

    Необходимое техническое оборудование:

      Мультимедийный проектор.

      Экран для просмотра слайдов.

      Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.

      Диск с материалами урока. (Презентация).

      Индивидуальный раздаточный материал

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Время

    (в мин.)

    Самоопределение к деятельности.

    Организационный момент.

    Включение в деловой ритм урока.

    Добрый день! Наш урок мы начинаем с пожеланий друг – другу любви, здоровья и добра. Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут активными участниками. Думаю, что настроение у вас хорошее. (Слайд 2)

    «Я слышу - я забываю,

    Я вижу - я запоминаю,

    Я делаю - я понимаю»

    Гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать.

    Садитесь, пожалуйста.

    (Звуки колокольного звона, иллюстрация с изображением монастыря)

    Учащиеся настраиваются на урок

    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    1.Беседа с учащимися по вопросам (элемент повторения): (Слайд 3)

    Где могут зазвонить колокола? (В храме, на колокольне, в Кремле, в монастыре).

    2. Ресурсный круг

    - Давайте вспомним, что можно увидеть, услышать, почувствовать в храме?

    Учащиеся отвечают на вопросы учителя

    Постановка учебной задачи.

    Учитель: Но речь сегодня на уроке пойдет не о храме. А вот о чем…

    3. Чтение стихотворения учителем под музыку.

    Крестом высоким осененный,

    Вдали от сел и городов

    Один стоишь ты, окруженный

    Густыми купами дерев.

    Вокруг глубокое молчанье

    И только с шелестом листов

    Однообразное журчанье

    Живых сливается ручьев,

    И ветерок прохладный веет,

    И тень бросают дерева,

    И живописно зеленеет

    Полян высокая трава.

    О, как сыны твои счастливы!

    В твоем безмолвии святом

    Они страстей своих порывы

    Смирили бденьем и постом.

    Их сердце отжило для мира,

    Ум с суетою незнаком,

    Как будто светлый ангел мира

    Их осенил своим крестом.

    И внемлет вечное Бог-Слово

    Их тяжкий труд благословив

    Святых молитв живое слово

    И гимнов сладостный призыв.

    О чем стихотворение? (О монастыре)

    Кто из вас может определить тему и цель урока?

    Как вы думаете, когда человек свободнее: когда у него много вещей, имущества, домов, или когда все его имущество может уместиться в одном рюкзаке?

    Бездомные люди бывают очень несчастны. Но доводилось ли вам слышать или читать о таких людях, которые добровольно ушли из дома и избрали образ жизни странников?

    (Входит Странник). Слайд 5

    Странник: Здравствуйте, милые дети! Сколько путей я прошел, сколько дорог – сколько святых мест посетил! Я – Странник, паломник, хожу по русским монастырям, чтобы обрести Божью благодать. И к вам зашел, чтобы загадки загадать и показать те места, где побывал.

    Первая загадка:

    В черном, с четками в руках,
    О душе своей в слезах
    Богу молится …

    Вторая загадка:

    Ряса, клобук, параман
    Говорят о многом нам:
    Так одет монах, друзья,
    Жить, как все, ему нельзя!
    Инок, мантией одетый,
    Давший Господу …

    Молодцы, детишки, а теперь с мотрите и запоминайте. (Слайд 5-10)

    Странник называет монастыри

    1. Крым. Чеглтер-Мармара – древний пещерный монастырь VIII – XV в (Слад 6)

    2. Киево - Печорская лавра – православный мужской монастырь. Основан в 1051 г. (Слад 7)

    3. Троице – Сергиева лавра в Московской области. Основана 1337 г. (Слад 8)

    4. Женский монастырь в честь иконы божьей матери «Умиление» в Сургуте (Слад 9)

    Запомнили, ребята, куда путь держать? В каких городах поблизости расположены монастыри? Может, запомнили названия? Какой вам больше понравился?

    Молодцы, детишки! Однако мне пора собираться в путь – дорогу. До свидания! (Уходит). (Слад 10)

    Мотивация учащихся к изучению темы урока

    Учащиеся ставят цели формулируют тему урока

    Называют тему «Монастырь»

    Учащиеся отгадывают загадки

    Монах

    Обеты

    Учащиеся отвечают на вопросы «странника»

    Построение исследования.

    Учитель : Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто эти люди? (Слайд 11 - 16)

    Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

    Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.

    Учащиеся внимательно слушают учителя, смотрят презентацию

    Ответы учащихся: монахи, иноки, послушники

    Самостоятельная работа.

    (Слайд 17) Откройте страницу 81 учебника и найдите этапы жизни в монастыре и запишите их в тетрадь. (Предполагаемый ответ:

    1. Послушание; 2. Монашеский обет;

    3. Постриг; 4. Получение нового имени. (Слайд 18 - 23)

    Используют материал учебника, рабочую тетрадь.

    Валеологическая пауза

    Физминутка «4 стихии»

    Усвоение новых знаний.

    Давайте создадим словесный портрет монаха, используя текст учебника и презентацию. (Слайд 25 - 29)

    Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей

    Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

    Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

    Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве

    Издревле на Руси в монастырях жили Святые Старцы. Это – монахи, которые своей молитвой, отречением от всего мирского и подвигами во имя Бога заслужили дар предвидения или исцеления.

    Старец Божий, старец кроткий,
    В лаптях, с палкою простой,
    На руке иссохшей четки,
    Взор, горящий добротой.
    Сколько дивного смиренья
    В страстотерпческих чертах,
    Дивный дар богомоленья
    Лег улыбкой на устах
    Тяжким подвигом согбенный
    Он идет, гонец небес,
    Прозорливый, вдохновенный
    Полный благостных чудес.
    Благодатной силой веет
    На молящих от Него.
    Гордый разум цепенеет
    Перед святостью Его.
    (1933. г. Ницца, А. Ладыгин)

    Каких известных Святых Старцев вы знаете?

    (Ответы учащихся).

    Отвечают на вопросы учителя, пользуясь текстом

    Смотрят презентацию, анализируют ситуацию

    Ученик выходит и читает стихотворение

    Самостоятельная работа.

    Организует деятельность по применению новых знаний. (Слайд 30 – 33)

    На странице рабочей карты урока есть задание №2, которое связано с именем Святого Старца Амвросия Оптинского, его изображение вы видите в центре. Выполните задание в парах.

    (Учащиеся выполняют задание в парах, находят ответ – составляют фразу).

    (Если времени не хватает, то можно это задание оставить на домашнее задание).

    У вас получилась фраза «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного». Дома подумайте над смыслом слов Старца Амвросия и на следующем уроке расскажите, как поняли.

    Давайте вспомним, что такое монастырь и кто такие монахи. Для этого составим кластер «Монастырь».

    Запись в тетради, словарная работа, работа в группах/парах

    Выполнение заданий в рабочих листах

    Строят кластер

    Физминутка

    А сейчас мы с вами, дети,
    Отдохнём и разомнёмся.

    Покажите где носят клобук, пояс, мантию, чётки,

    (руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, хлопок) Монастырь (посмотрите по сторонам).

    Учитель называет слова - учащиеся выполняют действия.

    Закрепление изученного материала.

    Выполнение тестов

    (Приложение 1)

    Выполнение заданий

    Домашнее задание.

    Творческое задание – разработать макет путеводителя для юных паломников, используя разработанные на уроке правила поведения, а также информацию о монастыре, фотографии и рисунки приветствуются. (Слайд 34)

    Рефлексия деятельности.

    4). Рефлексия «Комплимент».

    Мы сегодня успешно трудились и можем себя похвалить.

    За что можно похвалить соседа по парте за те успехи, которые он сегодня сделал на уроке?

    За что можно похвалить себя?

    За что можно похвалить учителя? (Слайд 35)

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности,соотносят цель и результаты.

    Приложение 1

    Тестовые задания :

    1. Закончите предложение:

    Люди уходят в монастырь, когда

    1) ..у них не ладится в жизни;

    2) им хочется, чтобы ими восхищались;

    3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

    2. Закончите предложение:

    Основным в монашеской жизни является

    1) труд и молитва;

    2) желание быть лучшим в монастыре;

    3) самоистязание и самолюбование.

    3. Закончите предложение:

    Монашеская жизнь скучна

    1) так как нечем заняться;

    2) не отличается от обычной;

    3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.

    4.Закончите предложение:

    Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

    1) узнать, что такое унижение;

    2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

    3) просто всех слушаться.

    Приложение 2

    Рабочий лист урока

    ученика (цы) _____ «___» класса

    Тема _________________________________________________

    Задание 1: Подчеркните слово, выпадающее из логического ряда, и объясните свой выбор:

    а). мирянин, послушник, монах, схимомонах;

    б). клобук, мантия, пояс, шляпа, четки;

    в). трапезная, келья, скит, столовая.

    Задание 2: Воспользовавшись подсказкой, замените цифры буквами, и начиная с выделенной клеточки, по часовой стрелке прочитайте фразу.

    8

    11

    3

    1

    2

    6

    4

    5

    6,

    6!

    5

    8

    9

    6

    10

    15

    11

    9

    6

    15

    8

    16

    3

    15

    7

    6

    10

    14

    9

    5

    4

    6

    6,

    15

    4

    3

    5

    2

    6,

    11

    12

    10

    3

    11

    8

    9

    Подсказка:

    а). Главное место в алтаре

    б). Так одним словом называлось на Руси умение читать и писать

    в). Священник, которому постоянно исповедуешься

  • Последние материалы раздела:

    Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
    Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

    В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

    Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
    Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

    Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

    Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
    Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

    Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...