Протоиерей всеволод чаплин биография. Всеволод Чаплин: православная политика


Протоирей Всеволод Чаплин - одна из самых одиозных фигур в верхушке РПЦ МП. Его провокационные высказывания чаще всего становятся поводом для дискуссий в СМИ и блогосфере. Пожалуй, самое одиозное утверждение этого православного специалиста по пиару - что он точно знает, что говорит Бог по тому или иному поводу (как будто Бог когда-то с кем-то из людей говорил).

Портал-Credo.ru в 2012 году начал составлять подробный портрет Всеволода Анатольевича. Пока написана только первая часть - касающаяся преимущественно детства и юности героя.

Протоиерей Всеволод Анатольевич Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества РПЦ Московского патриархата (ОВЦО МП), член Патриаршего совета по культуре РПЦ МП, член Общественной палаты РФ, настоятель храма святителя Николая на Трех горах в Москве, родился 31 марта 1968 года в столице СССР. В его биографии немало загадок.
Первая из них. Согласно "Открытой православной энциклопедии" , о. Чаплин является митрофорным протоиереем. По ныне действующему "Положению о наградах Русской Православной Церкви", для протоиереев награда особым головным убором - митрой - производится указом Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви. Чаплин был награжден митрой Патриархом Алексием Вторым в июне 2006 года. Таким образом, "беспорочное служение Церкви" о. Всеволода можно исчислять не с момента его рукоположения в сан диакона в 1991 году, а с 1976 года, когда ему было всего 8 лет. Впрочем, скорее всего, этот казус объясняется тем, что на момент принятия "Положения" о. Всеволод уже носил митру, а обратного действия закон, как известно, не имеет. К тому же нет в литургическом обиходе РПЦ МП особого чина снятия митры с преждевременно награжденного нею клирика.
В своих отчасти автобиографических, отчасти идеологических книгах "Лоскутки" и "Лоскутки-2" о. Чаплин пишет, что вырос он "в безрелигиозной семье" и к вере пришел сам, когда ему было… тринадцать лет.


Детство. Отрочество. Обращение
Детство и отрочество будущего священника прошли в московском микрорайоне Гольяново, учился он в средней школе № 836 (теперь УВК 1688 - улица Камчатская, дом 13), где также учился и брат Чаплина, который моложе протоиерея на три года и впоследствии пошел по другой стезе, никак не связанной с религией. Мальчик Сева был не особенно общителен. По рассказам одноклассников, Сева всегда был "немного странным": аккуратно одет, причесан, мало улыбался. У некоторых из одноклассников, с которыми пообщался корреспондент "Портала-Credo.Ru", "в дальней памяти", почти в подсознании, осталась детская история с канализационным люком, который Сева, наверное случайно, не закрыл, а другой школьник из-за этого сломал ногу. В подсознание ее, видимо, вытеснило Севино решение "уйти в семинарию", которое в 6-7 классах долго обсуждали одноклассницы. По их рассказам, "учителя перешептывались, но нам виду не подавали, что сами были в шоке".
В "Лоскутках" Чаплин так описывает свое обращение: "Еще в ранние школьные годы я с каким-то особым, "предчувственным" вниманием собирал из советских учебников все крохи знаний о вере и Церкви, что там содержались". Приход к вере произошел во время первого самостоятельного, не "на экскурсию", прихода Севы в храм, "чтобы купить "модный" тогда крестик", после чего Чаплин понял: "Здесь останусь". Очевидно, что храмом, в котором юный Сева открыл для себя Православие, был Богоявленский патриарший собор в Елохове - крупнейший в те годы действующий храм РПЦ МП в столице. Хотя ближайшим к месту жительства семейства Чаплиных действующим храмом был сравнительно маленький и не очень широко известный храм Рождества Христова в Измайлове, куда, вероятно, позже новообращенный Всеволод не раз заглядывал.
"Первым человеком, с которым я заговорил, - вспоминает о. Чаплин, - стала очень благородного вида старушка за ящиком Елоховского собора. С ее объяснений - бесхитростных, но очень убежденных - начался мой путь ко Христу". "Вскоре покойный отец Вячеслав Марченков совершил надо мной чин оглашения, а летом 1981 года в Калуге я был крещен отцом Валерием Суслиным, также ныне уже покойным. Крещение было совершено в номере гостиницы, где жил отец Валерий (?!) , - втайне от всех, включая мою родню, которая мой выбор совершенно не одобряла", - рассказывает протоиерей.
Вторая загадка биографии Чаплина. Решение Севы не было тайной ни для кого, включая учителей и директора школы, а потому должно было естественным образом привести к исключению его из пионеров и последующему отказу комсомола принять его в свои ряды. Мало того, в "Лоскутках" Чаплин называет свою семью "близкой к науке и партийной элите". По тем временам уход мальчика из такой семьи "в религию" был скандалом. Однако, по воспоминаниям тогдашнего заместителя секретаря школьного комитета ВЛКСМ Ольги Долговой, ни о чем подобном она даже не слышала, хотя до нее "наверняка такая информация дошла бы". Лично не знакомая с будущим отцом Всеволодом, она, тем не менее, считает, что "в школьные годы он никак не проявлял себя как человек верующий и пытающийся с кем-либо обсудить это или кого-либо наставить на путь истинный".
Впрочем, возможно, дело в том, что после 8-го класса родители перевели Севу Чаплина в соседнюю 314-ю школу, и, таким образом, скандала в школе 836-й удалось избежать. А вот у директора 314-й школы, Ларисы Андреевны (ныне покойной), были неприятности, связанные с религиозностью Чаплина, ее тогда вызывали по этому поводу в райком КПСС.
Невидимые силы оберегали Севу от возмездия со стороны атеистического режима и помогали преодолевать все препоны. Когда в первой половине 80-х он приехал на Пасху в Тулу, то непонятным образом прошел в храм сквозь обычные тогда кордоны дружинников, поставленные специально для того, чтобы не пропускать на службу молодежь. Были ли силы, помогавшие Севе, небесного или земного происхождения, - еще одна загадка его биографии.
Одноклассники, знавшие Севу лично, вспоминают, что, "когда во дворе играли в войнушку, завоевывали ледяные крепости, Сева в этом не участвовал, говорил, что драться и шкодить -плохо". Это заявление, вполне естественное для будущего священника, находится в интересном противоречии со словами уже нынешнего, маститого протоиерея Чаплина: "Западное христианство, в значительной своей части увлеченное пацифизмом, перед лицом нынешних угроз имеет будущее только в том случае, если снова научит своих последователей сражаться и умирать. Так, как это делали их предки".
В собственных мемуарах о. Чаплин говорит, что почти не учил физику, химию и математику в старших классах школы, зная, что эти предметы в жизни ему "не пригодятся", а "удовлетворительно" ему все равно поставят. Согласно другим источникам, изучать химию в 7-м классе Чаплин вообще отказался. К сожалению, проверить степень отказа Севы от химии уже невозможно: его учительница химии Валентина Ивановна Титова умерла осенью 2011 года.
По воспоминаниям учительницы географии Галины Васильевны Тургеневой, она заметила, что в 8-м классе Чаплин стал систематически прогуливать уроки: "Я как-то спросила: "Сева, почему ты вчера не был в школе?" - "Я был в церкви, я не гулял". Я говорю: "Но это же можно и после уроков". - "А я был на утрене". - "И что тебе там?" - "Мне там интересно". Вы понимаете, при классе разговор не будешь же вести. Я говорю: "Хорошо, садись. Но пропускать уроки не надо". По мнению учительницы, Чаплин добился того, к чему стремился, и это вызывает у нее уважение. Иногда она видит его на автобусной остановке в Гольяново. Видимо, Чаплин приезжает туда навещать мать, хотя, по иным сведениям, он продолжает жить в том же районе, где родился. "Он располнел, стал такой солидный протоиерей, а раньше был изящный, тоненький, хрупенький мальчик, скромный, воспитанный, примерный, спокойный, из очень интеллигентной семьи", - вспоминает Галина Васильевна.

Отец и матримониальный статус о. Всеволода
Очередной загадкой является отец Всеволода Чаплина. Статья об Анатолии Федоровиче Чаплине (1931-1993), которого Всеволод как-то назвал "профессором-агностиком", лишь недавно появилась в Википедии на украинском языке . Это был выдающийся ученый в области теории и техники антенн, последние годы преподававший в Политехническом университете во Львове (ныне - Национальный университет "Львовская Политехника"). Судя по биографии отца, который остаток жизни провел в Украине, скорее всего, Анатолий Федорович ушел из семьи, когда сын еще учился в школе. Об отношениях с ним сына Всеволода ничего не известно, кроме того, что Всеволод ездил во Львов, скорее всего, к нему. Именно отец, по всей видимости, был "близок к партийной элите" и выступил резко против прихода Всеволода к вере. Мать проявила больше понимания, хотя, по словам учителей Чаплина, она не была верующей.
В открытых источниках гораздо больше информации об отце, нежели о матери протоиерея Всеволода Чаплина. Его отец, Анатолий Федорович родился в Москве 21 сентября 1931 года, окончил Московский военно-механический техникум и - с отличием - Московский энергетический институт. Основную часть жизни и проработал в этом вузе, где защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Из Москвы во Львов переехал в 1978 г., когда сыну было 9 лет, возглавив кафедру радиотехнических устройств во Львовской Политехнике. Похоронен на Лычаковском кладбище Львова.
Помимо того, что у самого Всеволода Чаплина детей нет, ничего неизвестно о том, имел ли он когда-либо намерение вступить в брак. О. Всеволод, имея сан протоиерея, принадлежит к "белому", то есть женатому духовенству - на рукоположение "целибатов", то есть лиц неженатых, но и не принявших монашества, в Русской Церкви всегда смотрели косо. Практику рукоположения "целибатов" неоднократно осуждал Патриарх Кирилл (Гундяев). Когда еще о. Всеволод работал под его началом в ОВЦС МП, не раз возникал вопрос о его постриге и хиротонии в сан епископа, но о. Всеволоду каждый раз каким-то образом удавалось уклоняться от заманчивых предложений. Подлинные причины его отказа от монашества до сих пор не ясны. Раньше статья об о. Всеволоде в Википедии давала однозначно положительный ответ на вопрос о наличии у священника семьи. Впоследствии, однако, запись была стерта. Ее следы ведут сюда , где утверждается, что "В.А. Чаплин женат, детей в семье нет". После нашумевших высказываний о. Чаплина о дресс-коде для российских женщин интернет-пользователи особенно активно гадают: "У него нет жены, он председатель синодального отдела, а там только те, кто имеют статус безбрачия, то есть монахи…". "Он протоиерей, а не иеромонах или игумен. У него есть жена, детей нет…". Вместе с тем, кто является женой о. Всеволода, если таковая есть, неизвестно, нигде в публичном пространстве его появления с супругой зафиксированы не были. Во всяком случае, различные заявления о. Всеволода на темы семейно-бытовой этики выражают неплохое знакомство протоиерея с этой проблематикой и дают больше оснований считать, что он имел соответствующий опыт, нежели наоборот. (Особенно интересный опыт в отношениях с женщинами продемонстрировал о. Чаплин в заявлении, что откровенно одетые и ярко накрашенные девушки провоцируют мужчин на сексуальное насилие над собой.)

Издательский отдел и МДС
Так или иначе, прежде чем завести или не завести семью, Всеволод Чаплин успешно окончил школу в 1985 году и, поскольку в армию его не брали по состоянию здоровья (астма), был принят в штат сотрудников отдела экспедиции Издательского отдела Московского патриархата, который возглавлял ныне покойный митрополит Питирим (Нечаев), оказывавший протекцию новому талантливому сотруднику. Параллельно, в свободное от работы время, Чаплин заочно учился в Московской духовной семинарии в Троице-Сергиевой лавре , куда его рекомендовал профессор МДАиС митрополит Питирим. Семинарию Чаплин окончил в 1990 году.
Служа в Издательском отделе Московской патриархии, Всеволод Чаплин, судя по всему, стал более активным, общительным и жизнерадостным человеком, чем был в школе. Например, как вспоминает сам протоиерей, во время какого-то скучного межхристианского заседания с участием зарубежных гостей он для вида надел наушники для синхронного перевода, а сам подключил к ним магнитофонную запись с выступлением Геннадия Хазанова.
В годы обучения в семинарии Всеволод Чаплин сблизился не только с официальными церковными педагогами, такими, например, как известный своей ультраконсервативностью архимандрит Георгий (Тертышников), остроумно объяснивший иподиакону Всеволоду, когда он опоздал на занятие, церковное происхождение слова "сволочь" как синонима иподиакона, в чьи обязанности входило "сволакивать" мантию за архиереем. Еще со школьных лет, с 14-15-летнего возраста, Всеволод был вхож также и в "подпольные", диссидентские православные общины: и в общину о. Александра Меня, которого называет "апостолом советской интеллигенции", и в общину о. Димитрия Дудко, в круг общения которого, по признанию Чаплина, "в отличие от круга Меня, попасть было очень просто". Таким образом, Чаплин окормлялся как у "западника" Александра Меня, так и у монархиста Димитрия Дудко, в последние годы жизни сблизившегося со сталинистами. Многих его сослуживцев и однокашников поражало, насколько Всеволод уже с очень ранних лет был сведущ и информирован в различных тонкостях церковной жизни, как официальной, так и неофициальной. В этом смысле он был своего рода "звездой" и вундеркиндом. Позже, в одном из интервью, о. Всеволод признался, что увлекался некогда поисками "истинного" Православия и скептически смотрел на руководство "советской" Церкви, однако постепенно, во всем разобравшись, может со знанием дела засвидетельствовать: никакой Катакомбной Церкви не было и нет, есть лишь одна каноническая РПЦ МП.
Публично выступать Всеволод Чаплин начал, будучи сотрудником Издательского отдела. Первое его выступление состоялось в Доме Телешева в 1990 г., оно было посвящено Патриарху Никону. В начале 90-х Дом Телешева был "культовым" местом православно-патриотического движения: там постоянно проходили разного рода съезды, конференции, заседал Союз "Христианское возрождение" Владимира Осипова, а по соседству действовал магазин православно-патриотической книги, где продавалось немало такого, что в наше время было бы однозначно квалифицировано как "экстремистская литература". Вероятно, из круга последователей о. Димитрия Дудко и собраний в Доме Телешева почерпнул о. Всеволод, как он сам говорит, свое "радикально-фундаменталистское мировоззрение", которое порой довольно причудливо переплетается с идеологией официального церковного чиновника высокого ранга. Именно это переплетение придает известную эпатажность заявлениям протоиерея, особенно на политические темы.
По воспоминаниям Чаплина, в юности он любил ездить в обитель Патриарха Никона - Воскресенский Новоиерусалимский монастырь на Истре, под Москвой, где многие экскурсоводы были верующими и не вели атеистической пропаганды, как это делали их коллеги в Троице-Сергиевой лавре. По воспоминаниям слушателей первого доклада Чаплина в Доме Телешева, эмоционально он заметно проигрывал выступившему вслед за ним знаменитому специалисту по Патриарху Никону курскому протоиерею Льву Лебедеву, который вскоре перешел в РПЦЗ и написал очень популярную среди православных консерваторов того времени брошюру "Почему я перешел в зарубежную часть Русской Православной Церкви". В то время особенно проявлялся недостаток Всеволода, связанный с риторикой, - он заикался и дикция его была достаточно нечеткой. Однако позднее, в конце 1990-х - начале 2000-х гг., о. Всеволоду удалось полностью излечиться от заикания и приобрести характерный, специально поставленный бас.
Восходя по служебной лестнице Издательского отдела, начав регулярно публиковать небольшие статьи (в основном, официального характера - о служениях Патриарха, различных торжествах и юбилеях) в "Журнале Московской патриархии" и газете "Московский церковный вестник", Всеволод Чаплин достаточно быстро стал человеком, с которым в Церкви советуются, которому доверяют важные поручения. Так, во время празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году Чаплин участвовал в организации выставки христианского искусства в Москве, на Солянке. Уже тогда ему, простому иподиакону митрополита Питирима, звонил домой, чтобы посоветоваться, выставлять ли предметы искусства из Патриаршей коллекции, сам игумен Сергий (Соколов), тогда келейник Патриарха Пимена, впоследствии епископ Новосибирский, скончавшийся в возрасте 50 лет.

ОВЦС и МДА
По окончании Московской духовной семинарии церковно-служебный статус Всеволода Чаплина резко меняется. В октябре 1990 года у Чаплина происходит размолвка с митрополитом Питиримом, которого впоследствии, после провала ГКЧП в августе 1991 года, отец Глеб Якунин обвинил в сотрудничестве с органами госбезопасности и путчистами. После размолвки с Питиримом Чаплин переходит из Издательского отдела РПЦ МП в Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС МП), находившийся под началом митрополита (ныне Патриарха) Кирилла (Гундяева) - это тот самый отдел РПЦ МП, который курировал безакцизный сигаретный бизнес, о чем СМИ писали еще в 90-х годах прошлого века .
Рядовым сотрудником в Отделе Чаплин трудится всего год - его таланты замечает председатель Отдела. В то время юного Всеволода можно было иногда встретить на праздничных богослужениях в Троицком соборе Данилова монастыря - благо, здание ОВЦС МП находится прямо напротив собора. В конце 1991 года Чаплин становится заведующим сектором общественных связей ОВЦС МП. Правда, должно было пройти еще 7 лет, прежде чем он стал секретарем ОВЦС МП с последующим возведением в сан протоиерея, и еще 3 года, пока в 2001 г. его назначили решением Синода на должность заместителя председателя Отдела, то есть человека из ближайшего окружения нынешнего Патриарха Кирилла (Гундяева).
Соответственно, и духовная (священническая) карьера Всеволода Чаплина после перехода в Отдел митрополита Кирилла начала развиваться гораздо быстрее, чем в Издательском отделе. В свободное от работы время он проходит обучение в Московской духовной академии (образование он получал исключительно заочное - не любит о. Всеволод учиться. он предпочитает поучать других) , где в 1994 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли". А ещё до окончания академии Всеволод Чаплин был рукоположен сначала в сан диакона (21 апреля 1991 г.), а затем и в сан священника (7 января 1992 г., на праздник Рождества Христова). В 1996 году о. Всеволод получил первую церковную награду - орден преподобного Даниила Московского III степени.

А это блогер Ольга Щёлокова делится личными воспоминаниями о будущем отце Всеволоде, во время знакомства с ней - юного служащего Издательского отдела Московской патриархии.

Отец Всеволод Чаплин, нынешний идеолог Патриархии, появился на моём горизонте в самом начале девяностого года, когда я работала в «Московском церковном вестнике».

Собственно Издательский отдел МП был выстроен митрополитом Питиримом в глубине уютного дворика на Погодинской ещё, если не ошибаюсь, в семидесятых годах, представляя собой компактное, однако четырёхэтажное здание, сложенное из кирпича телесного цвета. С улицы этот особняк видно не было, и притекали в него исключительно люди осведомлённые. В начале девяностых там ещё царила патриархальная простота, и проникнуть в Издательский отдел мог любой человек относительно благочестивого вида, однако за массивной конторкой при входе сидел непременный вахтёр из бывших сексотов и осведомлялся у незнакомых людей, кто к кому шествует и по какой надобности.

А вот в конце восьмидесятых митрополит Питирим подружился с семьёй простых советских людей Горбачёвых, что немедленно повлекло за собой расширение издательских владений. Первым делом Отделу была пожертвована огромная коммунальная квартира в старом доме по соседству. Квартиру ремонтировать не стали, и она была передана новой газете, «Московскому церковному вестнику», прямо в том виде, в каком она была оставлена прежними и неизвестно куда отселёнными жильцами. Коммуналка пестрела старыми, засаленными обоями; окна с рассохшимися рамами почти не открывались; в ватерклозет заходить не рекомендовалось (свои естественные нужды сотрудники справляли в главном здании). И тем не менее это всё-таки была редакция, хотя и без всякой таблички.

Откуда набирали сотрудников редакции и по какому принципу — этого не знает никто (меня порекомендовал туда один уважаемый московский иерей, из бывших митрополичьих иподьяконов). Процент граждан семитского происхождения превосходил там все мыслимые пределы, и все эти граждане занимались там какими-то своими хитрыми делами. Ничем не занимались, одним словом. Слонялись из комнаты в комнату, чесали языками, а в день сдачи номера писали какую-то цветистую халтуру с непременным названием «Возрождение храма». Возглавлял это богоугодное заведение натуральный отставной чекист, оставшийся без работы журналист-международник.

А вот в главном здании Издательского отдела жизнь кипела. Там существовало множество враждующих между собой кланов и партий, каждая из которых, в свою очередь, страдала от расколов и нестроений. Существовал там и клан баб-обожательниц, существовал там и клан услужающих мальчиков, в обязанности которых входило многостороннее осведомительство. Мальчики постоянно шныряли между Чистым переулком, где находилась резиденция патриарха, и особняком на Погодинской. В большинстве своём мальчики были двойными агентами, то есть в Чистом переулке стучали на Погодинскую, а на Погодинской — на Чистый. Архиереи были в курсе, однако без мальчиков, этаких жоли-гарсонов, всё равно не обходились, потому что мальчики осуществляли процесс коммуникации.
Излишне говорить, что при этом жоли-гарсоны отпихивали друг друга и друг на друга у всех стучали. Жизнь кипела.

Однако при этом мальчики числились редакторами и получали недурные зарплаты, хотя один из этих жоли-гарсонов окончил всего лишь восемь классов, начал карьеру тракториста, а потом обратился в чтеца при одном из волоколамских приходов, где его и подобрал сердобольный владыка Питирим.

Кстати, об отношениях этой когорты жоли-гарсонов с самим владыкой ходили самые ужасающие слухи, и даже намекалось, что из них он формирует свой гарем. Ложь, ложь и ещё раз ложь! Почему? Потому что владыка Питирим был человеком тончайшего вкуса и аристократической нравственности, и потому на этот физический и моральный сброд ни под каким видом не польстился бы. Правда, владыка был барин и потому любил, чтобы услужающие мальчики подавали чай Раисе Максимовне и чтобы Раиса Максимовна завидовала.

По своей внешности жоли-гарсоны подразделялись на два типологических вида — вида Максима Галкина и вида Бориса Моисеева.

Сева Чаплин принадлежал ко второму типу. Но это только по внешности, потому что круг интересов Севы Чаплина соответствовал кругу интересов пожилого кадровика, интересующегося исключительно назначениями и увольнениями личного состава. В его объёмной голове содержалась колоссальная информация обо всех архиереях, в том числе и викарных, об их рукоположениях, отставках и подковёрных скандалах. Одним словом, круг интересов Севы Чаплина выдавал в нём битого жизнью пожилого церковного кадровика, хотя в то время ему было едва за двадцать.

Как и с каким поручением появился в нашей коммуналке Сева Чаплин — этого уже не вспомнить. Просто Сева появлялся, садился на стул в комнате, отведённой под приёмную, и начинал слушать. А со мной иногда заводил разговоры — про то, про сё, про кадровый состав, про низменность интересов духовенства и про то, что нужно «оживить церковную жизнь». Наверное, ему дали такое задание.

Однако никаких приятельских чувств к Севе Чаплину я не питала. Было не очень понятно, с какой стати он, без моего согласия, заносит меня в список активисток каких-то новых приходов, куда подбирались «наши люди» и где предполагалось «оживить церковную жизнь». Однако мне было не до оживления, не до Севы и его карьерного роста. Но Сева, судя по всему, старался выполнить задание, поставленное перед ним вышестоящими, как можно тщательнее. Иногда Сева провожал меня до метро и пытался вывести на душевный разговор на предмет того, откуда я такая взялась и какие у меня планы. Планы же у меня были самые смиренные, но ни Севе, ни кому бы то ни было до них не должно было быть никакого дела.

Однажды я простудилась и с удовольствием, на законных основаниях, отдыхала дома, поминутно сморкаясь в широкий платок. И вдруг зазвонил телефон. Это был Сева. Сева узнал номер телефона в канцелярии и выразил озабоченность состоянием моего здоровья. Я сказала, что здоровье у меня отменное, да вот только насморк. Пустяки, одним словом, скоро буду в строю. «А может, вас навестить? — спросил Сева. — По-христиански». Нет, мне и по-христиански не надо. Мне хотелось отдохнуть от людей и сморкаться, никого не стесняясь.

Однако через несколько часов в дверь позвонили, и, к моему удивлению, на пороге показался Сева с громадной авоськой совершенно зелёных апельсинов, килограмм этак на пять.

Я никогда не могла понять причин человеческой назойливости, а тем более выказываемой с непонятными целями, но гнать непрошенного посетителя было некультурно. Сева вошёл, сел и начал расспросы — откуда я взялась, чей я человек и чего вообще думаю. А поскольку визит проходил под знаком христианской заботливости, приходилось слушать.

А потом Сева, наверное, сделал отчёт вышестоящим товарищам и надолго исчез из поля моего зрения. А потом в течение нескольких лет посылал мне на Пасху и Рождество писанные под копирку поздравительные письма.

И сейчас он вон как высоко взлетел. Глашатай церковной жизни. Голос Патриархии.

Терпение и труд всё перетрут, а карьеру у нас всегда делают люди не выдающиеся, а умеющие слушать кого прикажут и докладывать кому следует.



С.ДОРЕНКО: Всеволод Анатольевич, здравствуйте. Вы знаете, я здесь…

В.ЧАПЛИН: С кем имею честь?

С.ДОРЕНКО: Доренко.

В.ЧАПЛИН: А, здравствуйте, приветствую вас.

С.ДОРЕНКО: Всеволод Анатольевич, я, если позволите, высказал два критических соображения в ваш адрес в своей утренней программе «Подъем».

В.ЧАПЛИН: Пожалуйста.

С.ДОРЕНКО: И тотчас сказал, что абсолютно небезынтересна была ваша деятельность по выходу церкви на улицу, в некое подобие христианской демократии в политике, что, наверное, абсолютно нужно русской политической жизни. Вот, смотрите, критическое соображение заключается в том, что вы, конечно, не можете спорить с патриархом, и не может быть равновеликим или даже одного порядка. А позитив, мой интерес к вам, как к политику, что церковь необходима создать некую христианскую демократию и прийти не только к людям воцерковленным, но и к людям колеблющимся, атеистам – ко всем. И здесь я вижу ваш вклад. Вот, пожалуйста, прокомментируйте.

В.ЧАПЛИН: Я бы не называл это обязательно демократией, но общественное христианское действие нам, конечно, нужно, и оно должно быть смелым, оно должно быть откровенным, нам не нужно бояться каких-то людей власть имущих, даже высокопоставленных, спорить с ними, говорить, в чем они правы, а в чем нет. И говорить это нужно сегодня не кулуарно, а как можно более широко, открыто, чтобы все люди это слышали, потому что кулуарными методами сегодня уже ничего не добьешься, нужно какое-то общественное действие. Ну а то, что касается святейшего патриарха, вы знаете, все было нормально, пока этот человек не перестал понимать, что он – это коллективный проект, он должен выражать не только свое мнение, а мнение разных людей в церкви, которые, в общем, этот проект «патриарх Кирилл» создали. Когда он решил, что он есть в церковном общественном пространстве только один и сам, все и поплыло, извините, начиная еще с Андрея Кураева и заканчивая не только ситуацией со мной, а еще, я думаю, многими и многими ситуациями.

С.ДОРЕНКО: В ваших словах почти сомнение, что он удержится, что сумеет удержать власть.

В.ЧАПЛИН: Думаю, что не сумеет.

С.ДОРЕНКО: Не сумеет?

В.ЧАПЛИН: Думаю, что это противоречие между верой в личную харизму, и только в нее, и окружающей реальностью будет усиливаться. Жалко, конечно, человека, но мне кажется, он не на правильном пути.

С.ДОРЕНКО: Всеволод Анатольевич, получается, что патриарха привела к власти какая-то группа, а могла не привести…

В.ЧАПЛИН: Просто все надеялись, что человек будет выслушивать разные точки зрения, консультироваться с людьми, принимать решения системно. Сейчас, увы, очень многие решения принимаются без всякого обсуждения, на ходу, где-нибудь в коридоре, люди начинают с серьезными вопросами за ним бегать, пытаться в течение минуты, полминуты что-то обсудить – и так принимаются важнейшие решения, в то время как системные документы лежат иногда по нескольку месяцев и не рассматриваются. Момент в чем – очень много вопросов замкнуто лично на его святейшестве, он не способен, как никакой человек не был бы способен, все эти вопросы рассмотреть сам. Поэтому нужно было вовремя передавать полномочия, а не пытаться сделать все самостоятельно и замыкать всю власть на себя.

С.ДОРЕНКО: А может быть, что это ваше личное? Иногда же бывает трудно отделить личное ощущение от общественного, потому что мы в конечном итоге через себя пропускаем. Может оказаться, что вы были допущены чаще и больше, входили в кабинет чаще, были востребованы, а затем что-то поменялось, и вы говорите о лично своих обидах и ощущениях?

В.ЧАПЛИН: Вы знаете, нет. Дело в том, что практически все синодальные учреждения лишены возможности в системном режиме обсуждать вопросы, которые их касаются, бумаги иногда не просматриваются по несколько месяцев. Высший церковный совет, который, по-хорошему, должен был бы обсуждать каждую проблему, собирается несколько раз в год и занимается очень избранными вещами. Так что адекватной возможности к доступу принятия решений нет почти ни у кого, если считать адекватной возможностью ловлю начальника в коридоре, чтобы по ходу дела что-то решить, то это адекватной возможностью не является. То есть сама система работает, мягко говоря, странно, и выхода из этого положения два. Нужно все-таки не брать все полномочия и всю власть на себя, либо смиряться с тем, что нужно каждый день совещаться с людьми, а не исчезать куда-то на день, два, неделю и так далее.

С.ДОРЕНКО: Ого! Ничего себе. Скажите, пожалуйста, у вас отберут приход? Вы знаете, мне пишут очень интересные вещи. У меня есть ник, и очень давно. После того, как меня в 1999 году выгнали из Союза журналистов, в котором я никогда не состоял, я в интернете взял ник Расстрига. И мне пишут: так вот настоящий расстрига. В каком смысле вы расстрига? Разве вы расстрига? Сана вас не лишат. А прихода, например, могут лишить?

В.ЧАПЛИН: Я не боюсь и ничего не жду, мне, по большому счету, все равно, в каком статусе я буду находиться в церковной системе, и буду ли я в ней находиться. Никто не отнимет у меня возможности говорить все то, что я хочу. Меня, конечно, можно, что называется, грохнуть, но хуже будет тем, кто это сделает…

С.ДОРЕНКО: Но приход, именно приход? Помните приход, где мы с вами вместе разговлялись вместе с Рюриковым. Я сегодня описывал это, весьма скромная еда была.

В.ЧАПЛИН: Ну да. Еще раз хочу сказать: не боюсь ничего потерять, и ничего не жду.

С.ДОРЕНКО: То есть прихода вы можете лишиться? А имеет ли право церковное начальство сказать вам, как в армии, что вы едет в Благовещенск или, может быть, в Омскую область?

В.ЧАПЛИН: Видите ли в чем дело – оно может сказать что-то, но я могу это не принять. Еще раз говорю, я не держусь ни за какие должности, за прежнюю должность не держался никогда, так что мне дороже моя свобода и возможность напрямую и с церковью, как к обществу миллионов православных христиан, и с обществом в целом, обсуждать вещи, которые я считаю нужным обсуждать.

С.ДОРЕНКО: Скажите все-таки: вы расстрига? Или не расстрига? Слова расстрига должно означать что-то другое?

В.ЧАПЛИН: Расстрига – это монах, который ушел из монастыря и оставил свои обеты. Я никогда монахом-то не был.

С.ДОРЕНКО: Скажите теперь, пожалуйста, об общественной роли церкви. Меня интересует общественная роль церкви. Существует две тенденции. Одна из них на сохранение, направленная вовне, на укрепление ядра, в сущности, воцерковленных, верующих и так далее. Вот мне пишут: в Бразилии, в одной протестантской церкви, отмечают крестиками по спискам присутствие на службе. Это сохранение ядра. А второе движение есть миссионерское движение – нести благую весть. И участвовать в общественной жизни. Вот этот баланс труден, наверняка вокруг него идут споры. Мне кажется, что вы, конкретно вы, занимались той частью духовной деятельности, которая была направлена на движение вовне. Хорошо ли она сейчас развита? Больше ли нужно в церкви? Меньше ее нужно? Сколько ее нужно в церкви?

В.ЧАПЛИН: Ее может быть, конечно, больше, но она может быть только децентрализованной. Ошибкой является попытка закрутить эту деятельность сверху, в то время, как есть огромное количество людей, которые сами проявят инициативу в разных местах, это и Москва, и провинция. Вот мы буквально несколько дней назад в Общественной палате собирали православные общественные организации, приехали люди из многих регионов, и все они что-то делают – выставки, концерты, устраивают благотворительные инициативы. Вот такой деятельности сейчас очень много, и она по определению связана не с какими-то импульсами сверху, а с собственной инициативой людей. Вот так это будет развиваться, благодаря церковной бюрократии или вопреки церковной бюрократии. Церковная бюрократия в данном случае должна поддерживать инициативу людей, если это разумная инициатива. Вот этим я и пытался заниматься. Иногда надо просто не мешать, и дать церковную санкцию хорошей инициативе людей.

С.ДОРЕНКО: Скажите, пожалуйста, а может создастся ситуация, что вы как будто бы находитесь в диалоге с теми, кого вы называете церковной бюрократией, а они вам не отвечают. Вот например, наша служба информации только что позвонила Александру Волкову, руководителю пресс-службы патриарха московского и всея Руси, и он нам сказал: вступать в полемику не собираюсь, высказывания Чаплина на его совести. И у меня прервалось сообщение. Суть в то, что вы выступаете с вашей точки зрения с концептуальными замечаниями, а они делают вид, что вы просто вздорите из-за того, что лично обижен, и никто не отвечает.

В.ЧАПЛИН: Это одна из сегодняшних проблем. У нас очень многие церковные институции превращаются в ноу-коммент-офис, учреждения, из которых нельзя получить никакой церковной позиции. Почему? Потому что люди боятся. Люди понимают, что его святейшество читает интернет, читает материалы СМИ, иногда начинает возмущаться по поводу того, что кто-то сказал. Поэтому да, реакция очень часто бывает спонтанной, несправедливой, и не фундированной, что называется. Поэтому люди стали боятся говорить, и поэтому сейчас очень мало какие люди церкви ходят в прямые эфиры, не контролируемые ими самими или их подчиненными или их союзниками, потому что боятся прямых вопросов. Я, как вы знаете, старался всегда вести программы в прямом эфире сам, принимая абсолютно все звонки..

С.ДОРЕНКО: Да, да, вы принимали.

В.ЧАПЛИН: Надо не боятся ответить ни на какой вопрос, но к сожалению, страх сегодня присутствует, и вот эта ситуация ноу-коммент-офис почти везде в церковной системе присутствует.

С.ДОРЕНКО: Насколько я понимаю, патриарху поставили интернет, и приучили, и приобщили примерно в 2008 - 2009 году, мне говорил об этом один из высокопоставленных чиновников светской администрации,что патриарх очень досадовал тогда, в 2008 или 2009 году, когда впервые с головой погрузился, очень досадовал на неправду и все такое. И с тех пор так и осталось – он читает?

В.ЧАПЛИН: Да, конечно, абсолютно все, и критические моменты, и, к сожалению, все сплетни, все гадости, которые пишут, в том числе несправедливые гадости. Еще одна большая беда, что некоторые интернет тролли научились его дрессировать, научились ставить его психологическое состояние в зависимость от того, что они вылили в очередные сутки в интернет. Человеку нужно уметь, что называется, проигнорировать такие вещи...

С.ДОРЕНКО: Конечно.

В.ЧАПЛИН: А его святейшество человек эмоциональный, и его искренне жаль, потому что иногда он придает слишком большое значение всей той дряни, которую пишут в интернете. А эти вещи нужно знать, но в то же время нужно уметь чувствовать собственную правоту и не обращать внимания ни на какой…

С.ДОРЕНКО: И потом, это же может быть, в сущности, вражеским ударом, Сун Цзы в «Искусстве войны» пишет.

В.ЧАПЛИН: К сожалению, это иногда специально делается некоторыми церковными оппозиционерами, некоторыми светскими оппозиционерами, пытаются травить человека через комменты, посты в соцсетях, зная, что он их читает, и пытаясь его психологически дестабилизировать. К сожалению, отчасти им это удалось, и хочется пожелать его святейшеству не обращать на все это внимания, и не в бюрократических вопросах, а в вопросах высшей правды идти божьим путем, а не подстраиваться под так называемое общество, которое лается в интернете. А это ведь не общество, это, знаете, несколько маленьких групп, несколько секточек, скажем так.

С.ДОРЕНКО: Кураев сказал, что вы циник и атеист.

В.ЧАПЛИН: Знаете, если бы я был атеистом, я бы прожил немножко другую жизнь. Я еще в юные годы пришел в церковь, абсолютно идя против течения, это был 1981 год. В начале 1990-х открывались огромные карьерные перспективы в светском мире, в бизнесе – я всем этим заниматься не стал. Если бы я был циником и атеистом, наверное, я бы не прожил ту жизнь, которую прожил.

С.ДОРЕНКО: Хорошо, у вас изменились какие-то оценки? Вот нас спрашивают про яхту, про часы, про Пусси Райт. Какие-то ваши прежние оценки изменились сегодня, когда вы не связаны бюрократической дисциплиной?

В.ЧАПЛИН: В минимальной степени. Я считаю, что тот же патриарх имеет право на достойную резиденцию, где можно принять главу того или иного государства, посла, главу той или зарубежной религиозной общины. Конечно, люди делают ему подарки, в том числе дорогие. Что, он должен эти подарки возвращать обратно? Это было бы достаточно странно, как и странно было бы их продавать. Частью нашей традиции является такое особое положение каждого епископа, а тем более…

С.ДОРЕНКО: Да, и на этот счет есть крупное церковное решение много веков назад, мы это знаем.

В.ЧАПЛИН: Но при этом сейчас идет вопрос о кадровой структуре церковного управления. К сожалению, в этой структуре остается все меньше людей, которые ведут содержательную работу, и все больше людей, которые являются личной челядью. Эти люди обслуживают резиденции, занимаются личным делопроизводством его святейшества, эти люди занимаются его бытом, питанием и так далее. Вот если кого-нибудь сейчас сокращать, если кому-то не платить зарплату, то я думаю, что в первую очередь все-таки…

С.ДОРЕНКО: Челяди.

В.ЧАПЛИН: Должна идти речь о этой челяди и личных ассистентах, и во вторую очередь о тех людях, которые пишут тексты, занимаются аналитической работой, присутствуют в обществе, действуют в направлениях сущностных.

С.ДОРЕНКО: Я вот вспоминаю Константина Победоносцева, по-моему, не нужны никакие направления сущностные, потому что Константин Победоносцев точно указывал, что русский православный человек напрямую ведет диалог с господом. Зачем все эти премудрости? Напрямую – и все.

В.ЧАПЛИН: Вы знаете, нужно образование, нужна социальная работа, нужно миссионерство – а для этого все-таки нужны люди, которые помогают человеку измениться в его диалоге с богом.

С.ДОРЕНКО: Спасибо вам большое, спасибо. Вы очень хорошо держитесь, я знаю, что вы не можете не быть взволнованным, но вы очень хорошо держитесь.

В.ЧАПЛИН: Вы знаете, сплю спокойно и считаю себя правым.

С.ДОРЕНКО: Спасибо. Счастливо! До свиданья.

В.ЧАПЛИН: Успехов в добрых делах, всего доброго! До свидания.

Главной причиной отставки Чаплина накануне Нового 2016 года было резкое несогласие с позицией патриарха по Украине. Конфликт достиг таких масштабов, что патриарх не только уволил протоиерея, но и распустил возглавляемый им Синодальный отдел, слив его с Информационным отделом, которым руководит Владимир Легойда.

О. Всеволод, имевший репутацию «апостола войны», призывал к открытой поддержке со стороны РПЦ «ополчения Донбасса» и чуть ли не к анафематствованию «киевской хунты». Патриарх же Кирилл, боясь потерять 14 тысяч приходов Московского патриархата на Украине, что составляет почти половину всей РПЦ, пытался вести более сбалансированную игру.

Даже «присоединение Крыма» Московская патриархия формально не признала: три ее крымских епархии остаются в составе Украинской православной церкви и подчиняются автономному синоду в Киеве, а не центральному синоду в Москве…

Сейчас Чаплин выступает с новой программой борьбы с ересями и моральным разложением духовенства, для чего возглавил Церковно-общественную комиссию по исследованию нарушений святых канонов и церковного устава. Она объединяет как клириков, так и мирян, причем часть выступает анонимно, боясь репрессий священноначалия, а часть открыто.

— Кто входит в вашу комиссию? Какими методами вы намерены бороться с «беззакониями»?

— Нашу комиссию организовало несколько человек, в том числе священник одной из недалеких от Москвы епархий (он не подписывал пока наших документов), лидер Союза «Христианское возрождение» Владимир Николаевич Осипов, господа Друзь, Морозов, диакон Илья Маслов. Очень много споров было относительно формата, одни предлагали создать профсоюз священнослужителей, другие — что-то еще. У меня с самого начала была идея подтянуть некоторое количество либеральной общественности. Но она либо предлагала неприемлемые фигуры вроде Сергея Бычкова, либо призывала слишком сузить темы, оставляя только борьбу за права попов. Мне лично эта тема интересна меньше всего.

Я вижу, что значительная часть лидеров «непоминающих» (протестное духовенство, отказавшееся поминать на службах патриарха Кирилла . — А. С. ) стремится только создавать альтернативные площадки для совершения треб и зарабатывания денег. Это шкурническо-правозащитное движение мне меньше всего нравится, потому что надо ставить более принципиальные вопросы.

Так против каких именно нарушений собирается бороться комиссия?

— Приоритетные темы: соблюдение канонов и церковного устава, исключение любых личностей, связанных с откровенным и беспардонным нарушением как канонических правил, так и уставных норм. Я считаю, что нормы Евангелия, канонов и действующего устава не могут игнорироваться. Некоторое извинение могло иметь место в условиях несвободы или диаспоры, но для свободного православного народа, живущего в нестесненных условиях, такого извинения нет.

Вряд ли церковное начальство будет исполнять ваши требования — ведь именно это начальство вы в основном и обличаете? Что в таком случае остается: апеллировать к власти, к гражданскому обществу?

— Да, мы считаем, что изменить образ жизни и отношение к вероучительным нормам, к церковным правилам в обществе возможно — в этом нас убеждают примеры религиозного сионизма и Исламской революции в Иране.

Но мы пока стараемся избегать уж самых грязных тем вроде свидетельств о поиске некоторыми клириками гомосексуальных партнеров, хотя к нам поступают такого рода импульсы. Если они будут доказательными, займемся и этим. Очень часто эти импульсы связаны со сплетнями, с фальсифицированными материалами, особенно когда источник является анонимом.

Чем для вас является экуменизм, который последние 60 лет активно поддерживает РПЦ?

— Я считаю экуменизм ересью. Вопрос о предании экуменизма анафеме должен быть обсужден на Соборе. Причем осудить следует не только экуменизм как практику, но и экуменический язык, экуменическое наследие в нашем богословии. Это надо обсудить с участием либеральных и консервативных кругов. Я убежден, что если всем дадут высказаться, если не будет давления на подбор участников, что его святейшество любит делать, тогда станет ясно: абсолютное большинство людей в нашей церкви выступает против экуменизма. Не может быть двух церквей, двух истин. Не могут быть одинаково истинными взаимоисключающие утверждения.

Вместе с тем, я считаю, что сделали ошибку все те, кто сегодня пошел в альтернативные православные группы.

Вот выдавят меня из церкви — тогда буду искать, куда пойти, но удаляться сам не собираюсь, потому что нам нужно бороться за очищение и возвращение логики в большой церковный организм.

Кроме того, мне известно, сколько грязи в этих альтернативных организациях, в некоторых случаях больше, чем в РПЦ. Известно, как они дробятся, как быстро переходят на положение маленьких песочниц, где люди заняты мелкой коммерцией. Большая трагедия произошла с частью тех священников, которые после Гаванской встречи (патриарха Кирилла с папой римским Франциском в феврале 2016 г. А. С. ) ушли из Московского патриархата. Они оказались ведомы теми, кто искал способ независимого зарабатывания денег.

Что уже сделала комиссия?

— Мы приняли 5 документов, в том числе письмо патриарху о недопустимости отстранения духовенства устными распоряжениями, иски в суды Московской и Петербургской епархий против создателей фильма «Матильда» и т.п. Но для того, чтобы судиться с епископами, нужно преодолеть серьезную проблему: иск к епископу может подавать только клирик епархии этого же епископа либо церковная институция епархии. Сейчас мы спорим со справедливостью этого положения. Получается так, что на епископа может подать только подчиненное ему лицо.

Значит, вы как клирик Московской епархии можете подать только на патриарха? Собираетесь ли вы это сделать?

— На своего епископа (патриарха) я пока не планирую подавать. Нет однозначно очевидного повода. Подписанная им Гаванская декларация — спорный вопрос, это остаточный экуменический язык, от которого постепенно стали отказываться после скандала, возникшего в результате декларации. Я считаю это большим достижением, только отказаться от этого языка надо на уровне прямых формулировок, а не втихую. Нужно добиться того, чтобы было ясно сказано о так называемых католиках и протестантских группах, которые уходят все дальше от христианства, — являются ли они церквами.

В свое время мы разработали проект документа об отношении РПЦ к нехристианским религиям, но он был заблокирован по прямому указанию тогдашнего митрополита Кирилла. Конечно же, православный человек не может считать, что мы верим в одного Бога с мусульманами или иудаистами.

Как реагируют патриархия и церковный суд на ваши обращения?

— В ответ на наши обращения избрана тактика молчания, на наши обращения и заявления суд не отвечает. Процедура обжалования в некоторых случаях есть, но она не касается отказов от передачи дел в церковный суд. Однако есть случаи тяжких нравственных поступков, когда можно вспомнить, что некоторые из этих проступков являются экономическими, уголовными преступлениями, и тут молчание не может быть вечным, потому что есть российские и международные инстанции, куда эту информацию можно направить. Если где-то арестуют счета, это подействует.

Сейчас мы взяли некоторую паузу и изучаем информацию, которая приходит от разных людей. Есть очень интересные случаи…

Дата рождения: 31 марта 1968 г. Страна: Россия Биография:

В 1990 г. окончил Московскую духовную семинарию, в 1994 г. — . Защитил кандидатскую диссертацию «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».

С 1985 г. — сотрудник Издательского отдела, с 1990 г. — Московского Патриархата.

Возглавлял cекретариат ОВЦС МП по взаимоотношениям Церкви и общества. В 2001-2009 гг. — заместитель председателя Отдела внешних церковных связей.

В 1990-2000 гг. состоял членом Центральных комитетов (ВСЦ) и Конференции европейских церквей (КЕЦ), был сомодератором комиссии «Церковь и общество» КЕЦ, членом комиссии Церквей по международным делам ВСЦ.

В 1999 г. возведен в сан протоиерея.

С 31 марта 2009 г. по 24 декабря 2015 г. — председатель (см. за 2009 г. и за 2015 г.). До — заместитель главы .

Входил в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России ().

Член Союза писателей России. Действительный член Академии российской словесности.

Образование:

1990 г. — Московская духовная семинария.

1994 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Награды:

Церковные:

  • 1996 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского III ст.;
  • 2005 г. — орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • 2010 г. — св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 2013 г. — прп. Сергия Радонежского III ст.

Светские:

  • 2009 г. — орден Дружбы;
  • орден Российского Императорского дома св. Анны II ст.;
  • ряд общественных наград.

священник Русской Православной Церкви, протоиерей

Краткая биография

Все́волод Анато́льевич Ча́плин (31 марта 1968 года, Москва) - священник Русской Православной Церкви, протоиерей; c 31 марта 2009 года по 24 декабря 2015 года Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, член Общественной палаты Российской Федерации с 24 сентября 2009 года по 17 июня 2017 года. Настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот. Член общественной палаты Союзного Государства России и Беларуси с июля 2017 года.

Родился в семье профессора-агностика Анатолия Фёдоровича Чаплина. Приемный дед по линии матери – Всеволод Вениаминович Костин, внук К. Э. Циолковского . Обучался в средней школе № 836 в московском районе Гольяново. По собственным словам Чаплина, он вырос «в безрелигиозной семье» и к вере пришел сам, когда ему было тринадцать лет. Чаплин рассказывал, что почти не учил физику, химию и математику в старших классах школы, зная, что эти предметы в жизни ему не пригодятся, а «удовлетворительно» ему все равно поставят.

После окончания школы в 1985 году был зачислен в штат сотрудников Издательского отдела Московского Патриархата в отделе экспедиции; по рекомендации председателя Отдела митрополита Питирима (Нечаева) поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1990 году.

С октября 1990 года по март 2009 года в штате Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (под началом митрополита Кирилла (Гундяева)) как рядовой сотрудник (1990-1991), затем зав. сектором общественных связей (1991-1997), секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества(1997-2001) и заместитель председателя (2001-2009).

В свободное от работы время проходил обучение в Московской духовной академии, ещё до окончания которой (1994) был рукоположен сначала в сан диакона (21 апреля 1991), а затем и священника (7 января 1992). Кандидат богословия. Защитил кандидатскую диссертацию «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».

С 4 марта 1996 года по 14 мая 1997 года - член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

21 августа 1997 года в связи с проведённой структурной реорганизацией ОВЦС митрополитом Кириллом (Гундяевым) назначен главой новообразованного Секретариата ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества.

В 1999 году возведён в сан протоиерея.

В 1990-х и 2000-х годах был членом ЦК Всемирного совета церквей и Конференции европейских церквей, комиссии ВСЦ по международным делам, сомодератором комиссии «Церковь и общество» КЕЦ. Являлся членом экспертного совета при Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, Консультативного совета ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений.

16 июля 2005 года решением Священного Синода включён в синодальную рабочую группу по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений». Исполнял функции ее секретаря. Итогом работы группы стали «основы социальной концепции Русской Православной Церкви", принятые в 2000 году.

10 декабря 2008 года решением Священного Синода включён в состав Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, прошедшего 27 по 28 января 2009 года.

С 31 марта 2009 года - председатель новообразованного Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества.

С 28 мая 2009 года по 15 января 2016 года - член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

24 декабря 2015 года решением Священного Синода освобождён от должности председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и члена Межрелигиозного совета России.

Был членом бюро президиума, затем заместителем главы Всемирного русского народного собора.

Вёл программы «Земля и люди» (телеканал «Мир», совместно с Андреем Быстрицким), «Вечность и время» (телеканал «Спас»), «Комментарий недели» (телеканал «Союз»), на радио «Русская служба новостей», затем Радио Комсомольская правда передачу «Время доверия». Постоянно публиковался в газете «Русь Державная».

Не женат. Детей нет.

Некоторые резонансные суждения. Критика

Известен рядом высказываний по различным вопросам, включая общественно-политические, вызвавших неоднозначную реакцию:

  • На письмо десяти отреагировал публичным заявлением: «Надо, наконец, развенчать химеру так называемого научного мировоззрения».
  • Высказался против смешения понятий религия и конфессия, напомнив, что слово "конфессия" (вероисповедание) употребляется во всем мире как внутрихристианский термин и не может быть синонимом понятия "религиозное объединение".
  • Высказывался за создание «православных народных дружин».
  • Подверг критике принятую Парламентской Ассамблеей резолюцию об опасности преподавания в школах креационизма и выразил мнение, что было бы неплохо рассказать школьникам о 5-10 других теориях происхождения человека, а эволюция не должна считаться «непререкаемой истиной», так как она, по мнению Чаплина, не получила достаточного количества доказательств в науке.
  • Сказал, что "от публичных или частных молитв православных с инославными стоит отказаться".
  • В конце 2010 года Чаплин высказал мнение, что женщины своим вызывающим видом и манерами могут спровоцировать мужчин на изнасилование.
  • Заявил, что у интеллигенции есть грех русофобии, и что не надо бояться говорить об этом.
  • В марте 2010 года в газете «Коммерсантъ» сообщалось о письме Виктору Зубкову от Всеволода Чаплина, где высказывалась просьба предоставить возможность предприятиям химической промышленности Украины закупать газ напрямую у «Газпрома» и других российских добывающих компаний или снизить стоимость газа для украинских предприятий, поставляя его по «ценам, позволяющим выпускать конкурентоспособную продукцию».
  • В феврале 2012 года на встрече со студентами Высшей школы телевидения МГУ заявил:

«Я на самом деле считаю, что наши верующие в 1920-е годы, когда Ленин инициировал репрессии против них, должны были отвечать иначе, чем они отвечали. Они должны были отвечать всей силой оружия и силой народного сопротивления против большевиков.»

Интерфакс, 21.03.2012

  • В сентябре 2011 после съезда Единой России, на котором Дмитрий Медведев, упомянув о заранее запланированной «рокировке», выдвинул кандидатом в президенты Владимира Путина, Чаплин заявил, что это настоящий пример доброты и нравственности в политике". Это заявление вызвало негативный отклик среди оппозиционных пользователей интернета.
  • 27 августа 2012 года на пресс-конференции в Ставрополе заявил, что "если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы - это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно".
  • В декабре 2014 года высказал мнение, что доминирование США в мире подходит к концу и Россия призвана свести его на нет
  • 20 декабря 2014 года в интервью Казанской газете «БИЗНЕС Online» Чаплин заявил, что от «оранжевой революции» в России никто не выиграет.
  • Назвал военную операцию России в Сирии частью «священной борьбы» против мирового терроризма. Это заявление вызвало протест со стороны сирийской христианской церкви. В частности, сирийский епископ Ильяс Тума указал: «Не может быть в христианстве никакой священной войны! Независимо от того, согласен кто-то с этим или нет».

Награды

Государственные

  • Орден Дружбы (21 января 2009 года) - за большой вклад в развитие духовной культуры и укрепление дружбы между народами ;
  • Почётная грамота Президента Российской Федерации (20 июля 2011 года) - за заслуги в развитии духовной культуры и укрепление дружбы между народами .

Церковные

  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (1996 год);
  • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (2005 год);
  • право ношения митры (6 июня 2006)
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (2010 год);
  • Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (2013 год).

Прочие

  • Медаль «За укрепление мира и согласия между народами» (Федерации мира и согласия, 2007 год) - за активное участие в миротворческой, благотворительной деятельности, укрепление мира и взаимопонимания, сотрудничества между народами, за укрепление связей и плодотворное взаимодействие между региональными епархиальными и светскими общественными организациями ;
  • Орден Российского императорского дома святой Анны II степени.

Сочинения

  • "Лоскутки". Из дневниковых записей протоиерея Всеволода Чаплина. Москва, "Дар", 2007 г.,
  • "Лоскутки-2". Москва, "Дар", 2009 г.,
  • "Церковь в России: обстоятельства места и времени". Москва, Издательский совет Русской Православной Церкви, издательство «Арефа».
  • "Бог, человек, Церковь". Москва, «Дар», 2008 г.
  • "Вера и жизнь". Москва, «Алгоритм», 2016 г.
  • "Тайны Церкви". Москва, АСТ, 2017 г.
  • "Православие. Честный разговор". Москва, АСТ, 2017 г.

Арон Шемайер

Является автором нескольких фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер. В 1998 году написал повесть «Первая схватка». Рассказ «Машо и медведи» вышел в 2014 году в сборнике «Семьи.net». На конвенте писателей-фантастов «Басткон» 2015 года этот рассказ получил премию «Бесобой» за «достижения в мистической (сакральной) фантастике» (вручается по решению малой коллегии ЛФГ «Бастион»). Чаплин откровенно ответил на вопросы журналиста о своем литературном увлечении и в частности о выборе псевдонима.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...