Разработка урока по опк на тему "библия и евангелие". Можайское благочиние Орксэ урок библия и евангелие

Разобраться в этих важных и непростых вопросах нам поможет учебник. Для этого откроем учебник на с. 16.(Выразительное чтение несколькими учащимися 1-4 абзацев учебного пособия, с. 16 )

СЛАЙД 4

Кто такие христиане?

Почему Библия важна для христиан, о чём она рассказывает людям?

СЛАЙД 5

Что означает слово «Библия» в переводе с древнегреческого языка и почему?

Библейские книги написаны людьми разных поколений в течение тысячи лет. Первая, наиболее древняя часть Библии состоит из 50 книг, написанных на древнееврейском языке, и называется Священное Писание Ветхого Завета. Попробуем разобраться в значении этого названия.

СЛАЙД 6

Слово «Ветхий» обозначает «древний», «старый», а

слово ЗАВЕТ означает «союз», «договор». «Ветхий завет» имеется в виду союз Бога и человека. Нужен ли людям такой союз? Да, чтобы встречать невзгоды и испытания с уверенностью в Божией помощи.

СЛАЙД 7

- Кто же написал книги Ветхого Завета? Это были ПРОРОКИ – люди, имевшие особый дар – слышать, что говорит им Бог, и открывать людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее.

СЛАЙД 8

У вас у каждого на столах есть распечатанная таблица, которую сейчас вам необходимо будет заполнить, отвечая на вопросы.

(Пророки-___________)

Ребята, кто попробует ответить на вопросы?

Сколько книг содержит Библия, Ветхий завет, Евангелие?

Кто же такие пророки?

Хорошо.

Давайте прочитаем последний абзац на с. 17.

Что же означает имя Христос?

СЛАЙД 9

В библейской древности пророки возливали масло на голову царя при его восшествии на трон. Это считалось знаком Божьего благословения. Но во времена Ветхого Завета люди ожидали особого Помазанника (Христа). Правда, одни люди полагали, что Христос просто будет великим правителем, а другие надеялись, что Христос приблизит людей к Богу. Именно через явившегося в мир Иисуса Христа и был заключен Новый Завет всех людей с Богом.

Послушайте, как звучит слово «Евангелие».

Что же скрывается под этим словом?

Именно ангелы доносят до Бога добрые вести.

Как вы думаете, что же такое «Евангелие»?

СЛАЙД 10

Евангелие – это книга Нового Завета, в которой говорится о земной жизни Иисуса Христа. В переводе «Евангелие» - это «добрая весть».

Среди множества прекрасных и полезных книг Библия для христианина - особая книга. Её читают и в храме, и дома. Её внимательно изучают, переводят на разные языки. Священные тексты звучат во время службы в храме. Особая роль отводится Евангелию. На фотографиях в учебнике изображено богато иллюстрированное Евангелие в драгоценном окладе (рис. с. 16). Такое почтительное отношение к Священной книге сложилось на Руси в древнейшие времена. Первые Евангелия на древнерусском языке были рукописными, на их создание уходило несколько лет труда, не случайно, во время пожаров люди выносили из жилищ и храмов самое дорогое – книги. Но мы должны помнить, что богатое убранство книги – это всего лишь знак почтения к её главному достоинству - содержанию.

СЛАЙД 11

Мудрость веков, глубинный смысл, Божественное откровение несёт в себе Библия. Обратите внимание на иллюстрацию «Христос Вседержитель» В. Васнецова (рис. с. 17). В центре изображена фигура Иисуса Христа: правая рука поднята в благословении. Не случайно, священнослужители в церкви благословляют нас именно этим жестом. Ведь именно благодаря ему, священник осеняет от имени Иисуса Христа. В левой руке – Священная книга. Особого внимания заслуживают четыре фигуры по углам изображения.

Как вы думаете, для чего они здесь?

Каждая деталь на иконе или фреске не случайна и обладает символическим смыслом. Чтобы понять его, обратимся к статье учебника. (Чтение статьи «Это интересно» с. 17).

Кого же они символизируют в маленьких медальонах на картине?

СЛАЙД 12

Чтение Библии – это несуетная, внутренняя работа ума и души. В этой книге много притчей.

СЛАЙД 13

Притча – это бытовая, житейская история, в которой нужно найти очень важный для человека нравственный урок.

В притчах говорится о том, что хорошо, а что плохо.

СЛАЙД 14

Книга притч царя Соломона находится в Ветхом завете.

Давайте, послушаем притчу «Суд царя Соломона».

Аудиозапись притчи.

- Как вы думаете, почему царь Соломон отдал ребенка второй женщине?

Которая же из них была матерью?

Какой вывод сделаем из всего сказанного?

Ребята, а что же такое откровение?

СЛАЙД 15

Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным. Иногда людям вдруг открывается красота природы. Иногда люди открываются друг другу. Поэты, писатели и художники создавали свои лучшие произведения в состоянии вдохновения, то есть в состоянии, когда им открывалось что-то прекрасное.

Сейчас мы не часто используем слово «откровение», но пользуемся словом «открытие», которое буквально означает «снимать покрывало». Ученые каждый день делают открытия для себя, для страны, для мира.

Давайте вспомним, какие в нашей жизни были открытия, связанные с Богом. Может быть, вам понравился какой-то храм. Может быть, сегодня на уроке вы совершили открытие?

Если вам сложно, то можете воспользоваться словами помощниками:

СЛАЙД 16

Сегодня я узнал...

Мне было интересно...

Интересны были высказывания...

- Христиане же говорят об откровении Бога людям:

  • Бог может открываться людям через совесть.
  • Бог может открываться через других людей, которые вовремя что-то подсказали или отчего-то предостерегли.
  • Бог может открываться через красоту мира: ведь если так прекрасен наш мир, то, значит, прекрасен и его Творец.
  • Бог может открываться через обстоятельства жизни. Скажем, человек очень хотел приобрести что-то, но каждый раз желаемая цель ускользала. В таких случаях говорят «значит, не судьба» или – «нет на то воли Божией».

Библия - это записанное Божественное откровение.

Но было и такое откровение Бога к людям, которое через одного человека было обращено ко всем, и поэтому оно должно было быть записано.

Таким «откровением Божиим» у христиан считается Библия. Рассказ Библии разворачивается от повествования о создании мира до пророчества о его конце.

ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс

Тема урока: Библия и Евангелие.

Цели урока:

Задачи:

    регулятивные:

    познавательные: формирование

    коммуникативные:

Оборудование : компьютер, иллюстрации по теме, учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураева.

Тип урока : урок общеметодологической направленности

Ход урока:

    Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Послушайте отрывок из стихотворения Константина Бальмонта:
В тиши полуразрушенной гробницы
Нам истина является на миг.
Передо мной заветные страницы,
То Библия, святая книга книг.
Людьми забытый, сладостный родник,
Текущий близ покинутой станицы.
В раздумьи вкруг него, склонив свой лик,
Былых веков столпились вереницы.

2. Проверка усвоения материала прошлого урока

– О чем шла речь на прошлом уроке? (О православной молитве)

– Что такое молитва (Обращение людей к Богу)

– Объясните, что такое «молитва-просьба», «молитва-благодарение», «молитва-славословие».

– Что даёт молитва православному человеку? (Молящийся человек прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется)

– Верно, молитва – это обращение людей к Богу, но и Бог общается с людьми. Именно об этом и пойдёт разговор сегодня на уроке.

3. Введение в тему, создание проблемной ситуации.

– В жизни человек окружён множеством книг, у каждого из вас, надеюсь, есть любимая книга. Но существует такая книга, которая стала важной частью человеческой культуры, изучение которой очень важно для христиан всего мира и, конечно, для православных христиан. Вы уже догадались, о какой книге идёт речь? (О Библии)

– Правильно. Сегодня на уроке мы прикоснёмся к этому памятнику культуры, к этой священной «Книге книг». Вместе с вами попробуем ответить на вопросы: О чем рассказывает Библия людям? Из каких частей она состоит? Почему христиане считают Библию «откровением Бога»?

4. Объяснение нового материала: работа с учебником, беседа.

4.1. Выразительное чтение 1-4 абзацы, с. 16

4.2. Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы:

– Кто такие христиане? (Люди, которые приняли учение Иисуса Христа)

– Почему Библия важна для христиан, о чём она рассказывает людям? (В ней рассказывается, как люди ждали рождения Христа, как он родился, жил и чему учил людей)

– Что означает слово «Библия» в переводе с древнегреческого языка и почему? (Слово «Библия» означает «книги», потому что эта священная для христиан книга состоит из 77 книг)

4.3. Сообщение учителя.

Библейские книги написаны людьми разных поколений в течение тысячи лет. Первая, наиболее древняя часть Библии состоит из 50 книг, написанных на древнееврейском языке, и называется Священное Писание Ветхого Завета. Попробуем разобраться в значении этого названия. Слово ЗАВЕТ означает «союз», «договор». Имеется в виду союз Бога и человека. Нужен ли людям такой союз? Да, чтобы встречать невзгоды и испытания с уверенностью в Божией помощи.

Кто же написал книги Ветхого Завета? Это были ПРОРОКИ – люди, имевшие особый дар – слышать, что говорит им Бог, и открывать людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее.

Почему Завет Бога с пророками называется Ветхим? Первоначальное значение слова «ветхий» - «древний», «старый». Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода Христа. С его приходом появляется Новый Завет.

4.4. Заполнение схемы.

Священное Писание Нового Завета написано АПОСТОЛАМИ – первыми учениками Иисуса Христа. Они свидетельствовали о жизни, словах и делах Христа, поэтому части Нового Завета, посвящённые Иисусу Христу, называются Евангелие. В переводе с греческого языка «Евангелие» означает «добрая весть».

5. Динамическая пауза.

Да – нет (да – хлопаем в ладоши, нет – топаем ногами)

Библия – в буквальном переводе – означает «книги». (да)

Библия была написана в течение 100 лет. (нет)

Апостолы – это слуги Иисуса Христа. (нет)

Евангелие означает «добрая весть». (да)

Ветхий Завет написали летописцы. (нет)

Ветхий Завет написали пророки. (да)

Новый завет состоит из 50 книг. (нет)

Библия – это священная книга христиан. (да)

6. Работа с иллюстрациями учебника, беседа, чтение.

– Среди множества прекрасных и полезных книг Библия для христианина – особая книга. Её читают и в храме, и дома. Её внимательно изучают, переводят на разные языки. Священные тексты звучат во время службы в храме. Особая роль отводится Евангелию. На фотографиях в учебнике изображено богато иллюстрированное Евангелие в драгоценном окладе (рис. с. 16). Такое почтительное отношение к Священной книге сложилось на Руси в древнейшие времена. Первые Евангелия на древнерусском языке были рукописными, на их создание уходило несколько лет труда, не случайно, во время пожаров люди выносили из жилищ и храмов самое дорогое – книги. Но мы должны помнить, что богатое убранство книги – это всего лишь знак почтения к её главному достоинству – содержанию.

Мудрость веков, глубинный смысл, Божественное откровение несёт в себе Библия. Обратите внимание на иллюстрацию «Христос Вседержитель» В. Васнецова (рис. с. 17). В центре изображена фигура Иисуса Христа: правая рука поднята в благословении, а в левой – Священная книга. Особого внимания заслуживают четыре фигуры по углам изображения. Для чего они здесь? О чём говорят зрителю? Каждая деталь на иконе или фреске не случайна и обладает символическим смыслом. Чтобы понять его, обратимся к статье учебника. (Чтение статьи «Это интересно» с. 17). Итак, кого символизируют фигуры тельца, орла, человека и льва? (Они напоминают о четырёх апостолах – учениках Иисуса Христа и авторах Евангелия: Луке, Иоанне, Матфее и Марке).

Чтение Библии – это несуетная, внутренняя работа ума и души. В этой книге много притчей. Притча – это бытовая, житейская история, в которой нужно найти очень важный для человека нравственный урок. Прочитайте притчу «Суд царя Соломона». (Чтение статьи «Это интересно» с. 18). Попробуйте разобраться, чему учит эта история. (Чтение, обсуждение, в результате которого ученики должны прийти к выводу: эта притча осуждает жестокость и себялюбие, она учит жертвенной, сострадательной любви – истинная мать готова отказаться от своего ребёнка, ради спасения его жизни).

– Вы убедились, что в Библии заключены очень важные для человека нравственные уроки. В её текстах есть даже прямое обращение Бога к людям, то есть ОТКРОВЕНИЕ. Откровение – это такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным. Именно таким откровением Божиим у христиан считается Библия. Повествование в ней разворачивается от рассказа о создании мира до пророчества (то есть предсказания) конца мира. Самые важные страницы Библии говорят о жизни и учении Иисуса Христа.

7. Закрепление изученного материала.

– Почему Библию называют Книгой книг? Из каких частей она состоит?

– Как переводится слово «Евангелие»? Сколько есть Евангелий? Кто их авторы?

– О чем рассказывает Библия людям?

8. Подведение итогов, домашнее задание.

9. Рефлексия. (красный, жёлтый, зелёный).

Самоанализ урока ОРКСЭ в 4 классе

в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Урок ОРКСЭ в 4 классе был проведён 03.10.2018 согласно календарно-тематическому планированию, тема урока: Библия и Евангелие, раздел «Основы православной культуры».

Цели урока:

    познакомить учащихся со значением Библии для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальность;

    развивать личностные качества уважения к православной культуре, познавательную активность и интерес к устному и письменному слову; развивать умение аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении; развивать речевые и творческие навыки детей;

    воспитывать уважение к традиционным ценностям отечественной культуры.

Задачи:

    актуализировать понятия «христианство», «христианин», «завет», «пророк», «апостол», «притча», «откровение»;

    рассмотреть роль Библии в жизни христианина.

Универсальные учебные действия:

    регулятивные: осознание учеником, значимости освоения Библии для собственного развития и духовного роста;

    познавательные: формированиепредставлений о роли Библии в православной культуре; расширение понятийного запаса; формирование мировоззрения;

    коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками.

Это урок общеметодологической направленности с использованием проблемно-диалогической технологии. В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная и групповая. А также использовано оборудование: компьютер, иллюстрации по теме, учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураева.

Структура урока соответствует требованиям ФГОС:

1.Ориентация на новые образовательные результаты.

2.Нацеленная деятельность на формирование УУД.
Планируемые результаты:

Предметные: понимание смысла основных понятий православной культуры: христианин, Библия, Евангелие.

Метапредметные: Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Личностные: Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм.

3.Использование современных образовательных технологий – проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (физкультминутка, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся).

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Учитель: Парыгина Татьяна Анатольевна

МБОУ «Мало – Шелемишевская СОШ»

филиал «Шелемишевская ООШ»

Конспект урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы православной культуры»

Тема: «Библия и Евангелие»

Выполнила: Миранова А.П.

учитель начальных классов

Методическая разработка урока: «Библия и Евангелие» (модуль ОПК, урок 5)

Цель: создать условия для осмысления учащимися значения для христиан книг Ветхого и Нового Заветов, познакомить детей с Библией и главными книгами, её составляющих (Евангелие как часть Священного Писания Нового Завета)

Задачи, ориентированные на достижение:

личностных результатов

Развивать представления о духовно-нравственных ценностях Библии для христиан;

Формировать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия.

метапредметных результатов

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

предметных результатов

Сформировать у учащихся представления о Библии, Евангелии, Ветхом Завете, Новом Завете, Священном Писании, пророках, апостолах;

Формировать у детей желание быть откровенными с окружающими их людьми.

Основные понятия: Библия, Евангелие, Священное Писание, Ветхий Завет, Новый Завет, христианин, пророк, апостол, откровение.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки со словами, Книги Священного Писания, фотографии старинных книг Священного Писания, презентация, рабочие тетради, учебник.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Ход урока.

    Организационный момент:

Давайте мы, тоже улыбнёмся друг другу, чтобы искорки доброты загорелись в каждом из нас.

2. Проверка домашнего задания.

Тест – контроль.

(Обучающиеся указывают номер вопроса и букву ответа)

1).Что такое молитва ?

А) требование у Бога исполнения своих желаний;

Б) обращение человека к Богу;

В) обращение Бога к человеку.

2). Христиане молятся, чтобы

А) стать ближе к Богу;

Б) показать свою уникальность;

В) чтобы Бог даровал земные блага.

3). Почему христиане называют Бога «Отче», то есть «Отец»?

А) потому что Бог любит людей как Отец;

Б) потому что считают, что Бог, как Отец, обязан помогать каждому человеку;

В) потому что хотят подчеркнуть, что являясь детьми Бога, они лучше других.

4). Почему молитва «Отче наш» называется Господней молитвой?

А) её даровал людям Господь Иисус Христос;

Б) в ней говорится о Боге;

В) она обращена к Господу.

Проверка тестового задания.

3.Сообщение темы урока: «Библия и Евангелие»

Чтобы определить тему занятия, посмотрите, пожалуйста, на экран и на выставку книг.

Слайд.1

Что это за книги, Как вы считаете, что объединяет эти книги? (Ответы учащихся.)

Это Священные книги.

Моим прозрением я обязан исключительно
чтению одной книги. Книги? Да, одной

старой, простой книги, скромной, как природа,
и, как природа естественной…и…(эта книга)
так прямо и называется: “Книга” - “Библия”.

(Генрих Гейне, немецкий писатель XIX века).

4. Актуализация знаний

На сегодняшнем уроке мы с вами постараемся узнать и ответить на такие вопросы:

Вы узнаете:

Кто такие христиане?

Что такое Библия?

Что такое Евангелие?

В России существует много религиозных традиций и организаций. Большинство граждан нашей страны называют себя православными христианами.

Что означает слово «Православие»?

Правильно славить Бога. Т.е. благодарить и прославлять Бога своими чистыми и добрыми помыслами, словами и делами.

Кто учил так славить Бога?

Сын Божий - Иисус Христос.

Слайд 2.

Икона Спас Вседержитель (Одна из древнейших и известнейших икон Христа Вседержителя из монастыря св. Екатерины на Синае.) Датируется икона у различных авторов по-разному: от периода основания монастыря (IV в.), до начала VI века).

-И христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа .

Христианство – это учение Христа. А жил Иисус две тысячи лет назад…

5.Открытие новых знаний

Слайд 3.

Рождество Христово (картина Павла Попова). От дня Его Рождества начался новый отсчет земного времени, новое летоисчисление. Дата любого события говорит о том, в какой год от Рождества Христова оно произошло. А когда мы говорим - «до нашей эры», это означает – «до Рождества Христова».

Почему событие рождения Иисуса Христа смогло перевернуть весь мир и разделить его на «до» и «после»?

Потому что в мир пришел Спаситель (Имя Иисус означает Спаситель).

От чего нужно спасать человека и зачем?

От власти зла (греха) внутри человека, чтобы он встретился и воссоединился с Богом.

а) Работа по учебнику с. 16. С 1 по 5 абзац. Чтение, обсуждение.

б)Работа в парах по рабочей тетради.

Слайд 4.

Слово Христос означает «Божий избранник, отмеченный Божией печатью-помазанием» (по щелчку – Моисей помазывает Аарона первосвященником; Самуил помазывает Давида на царство (Иванов А.А.)). В библейской древности возливали масло на голову царя при его возведении на трон. Это считалось знаком Божьего благословения. Но люди ожидали особого Помазанника (Христа). Правда, одни полагали, что Христос просто будет великим правителем. А другие надеялись, что Христос приблизит людей к Богу.

Слайд 5 .

Библия – Книга о Спасителе и спасении человека.

Есть книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, как жил и чему Он учил людей. Эта книга называется Библия.

Слайд 6

Библия – Книга книг.

Слово библия в древнем греческом языке – это обычное слово и означает оно «книги» (отсюда происходит слово библиотека ) (по щелчку - картинка Библии на горе книг).

Но когда это слово пишется с большой буквы, то в современных языках оно означает одну, священную книгу христиан. Правда, сама эта Книга состоит из 77 книг (по щелчку - иллюстрация из Кодекса Амиатинус: «Ездра, работающий над обновлением Библии» - начало 8 века).

ветхий завет

77 библейских книг были написаны в течение целой тысячи лет людьми разных поколений.

Слайд 7 .

Ветхий Завет.

Первая и большая часть Библии состоит из 50 книг. Вместе они называются «Священное Писание Ветхого Завета».

Слайд 8.

Договор (Завет) Бога с Авраамом.

Слово завет означает «союз, договор». Имеется в виду союз Бога и человека. Этот союз нужен людям для того, чтобы с уверенностью встречать невзгоды и испытания.

Слайд 9.

Пророк Исаия (миниатюра).

Книги Ветхого Завета написали пророки . Считалось, что это люди, которые имели особый дар – умение слышать, что говорит им Бог. Такой дар называется «пророчество», а человек, имеющий этот дар от Бога, - пророк. Пророчество открывает людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее.

Завет Бога с пророками называется Ветхим , то есть «древним» или «старым».

в) Работа по учебнику с. 16-18 С 5 абзаца. Чтение, обсуждение.

г)Работа в парах по рабочей тетради.

6. Физкультминутка .

Слайд 10 .

Новый Завет (Живаго С. А. Тайная вечеря).

Спустя несколько столетий после жизни тех пророков, которым был дан Ветхий Завет, через явившегося в мир Иисуса Христа был дан Новый Завет.

ЕВАНГЕЛИЕ

Слайд 11 .

Евангелие – «добрая весть».

Жизнь, слова и дела Иисуса Христа описаны в книгах, которые называются Евангелие . В переводе с греческого евангелие означает «добрая весть».

Слайд 12.

Священное Писание Нового Завета.

Евангелие и другие книги учеников Христа составляют «Священное Писание Нового Завета» и состоит из 27 книг.

Слайд 13.

Миниатюра из Евангелия – Апостол и Евангелист Матфей).

Новый Завет написан первыми учениками Иисуса Христа - апостолами (буквальное значение слова апостол – посланник).

Слайд 14.

У евангелиста Луки - телец (в его книге подчеркивается жертвенность Христа, а телец - это образ жертвы);

Иоанна - орел (символ высоты мысли);

Матфея – человек (в его книге особо подчеркиваются человеческие страдания Христа);

Марка – лев (в этом Евангелии много говорится о чудесах Христа, то есть о Его высшей царской власти над миром).

Слайд 15 .

Язык Библии (по щелчку - Свитки из пещеры у Мертвого моря (Кумранские свитки) – самая древняя Библия.

Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке, а книги Нового Завета – на древнегреческом.

Библию христиане читают и в храме и дома. Многое в ней поначалу непонятно. Ведь для того, чтобы понять святые слова, и самому надо быть хоть немного святым (есть древнее правило: «подобно познается подобным»). Кроме того, для всестороннего понимания библейских текста, надо хорошо знать историю древних народов, а также их языки.

Сложность чтения Библии еще и в том, что в древних рукописях не было ни пробелов между словами, ни знаков препинания, ни различий между заглавными и маленькими буквами. Кроме того, древнееврейский текст записывал только согласные буквы. Читатель сам должен догадываться, какие гласные буквы куда надо вставить. (по щелчку – пророк Моисей (Статуя Микеланджело и Завьялов Ф.С. Предсмертное завещание Моисея)). Например, в Библии говорится, что у пророка Моисея от лица исходили «крн». Если прочитать «каран» - получится слово лучи, свет. Если вставить другие гласные буквы - получится «керен» - рога. Из-за того, что некоторые читатели ошибочно избрали второй вариант, нередко на картинах Моисей изображается с рогами (заметка «на полях» 2*).

Слайд 16. Суд Соломона (Демаков Е.А.).

В Библии много притчей. По сюжету это вроде бы бытовые, житейские истории, но в каждой из них надо найти нравственный урок.

(Следует помнить, что суть Евангелия – не в притчах, а в рассказах о Жертве Христа.)

БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОРИИ

Суд царя Соломона

К царю Соломону пришли две женщины. Они спорили между собой о том, чьим сыном является принесенный ими младенец. Каждая из них утверждала, что именно она – мать малыша. Царь, выслушав их, повелел: пусть меч рассечет дитя надвое, и тогда каждой из женщин достанется равная половина того, о чем они спорят… Одна женщина злобно сказала: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите младенца!». Вторая же с болью закричала – «отдайте ей этого ребёнка живого, но только не убивайте его!».

Первая женщина согласилась с предложением царя. Однако именно её Соломон осудил. Он приказал отобрать ребёнка у неё и отдать той женщине, что готова была расстаться с ребёнком, лишь бы сохранить ему жизнь.

Слайд 17. Библия – Богодухновенна.

Все библейские книги у христиан считаются священными; в них видят послание Бога к людям. Это значит, что и Бог и человек вместе создали библейский текст (по щелчку - Икона «Иоанн Богослов в молчании» (Россия, начало XIХ в.). От человека – вопросы к Богу, особенности речи и построения той или иной книги Библии. От Бога – вдохновение, мысли, содержание Писания. Порою – даже прямое обращение Бога к людям, то есть откровение.

Слайд 18. Откровение.

Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным. Иногда людям вдруг открывается красота природы. Иногда люди открываются друг другу. Поэты, писатели и художники создавали свои лучшие произведения в состоянии вдохновения, то есть в состоянии, когда им открывалось что-то прекрасное.

Слайд 19. Слово «Откровение».

Слово «открывать» буквально означает «снимать покрывало», и это его значение точно соответствует значению греческого и еврейского слов, которые использует Библия.Корень слова – кров - произошел от слова крыть . Значения слова кров : крыша, навес, укрытие, защита, покров, приют). Значения слова крыть : крывать что, закрывать, покрывать, накрывать, укрывать; класть плашмя одну вещь на другую; прятать, хоронить, таить, скрывать.

(по щелчку – список слов)

Выберите из списка слова, родственные слову «откровение»: откровенный, открыть, открытка («открытое письмо»), открутить (отделить крутя), окоротить (от краткий), отрок (от рек – не имею права говорить; слуга, работник - младший), открытие, отречение (от рек – говорить), покров, открыться, короткий (от краткий).

Слайд 20. Божественное откровение.

Христиане же говорят об откровении Бога людям:

-(по щелчку) Бог может открываться людям через совесть.

-(по щелчку) Бог может открываться через других людей, которые вовремя что-то подсказали или отчего-то предостерегли.

-(по щелчку) Бог может открываться через красоту мира: ведь если так прекрасен наш мир, то, значит, прекрасен и его Творец.

-(по щелчку) Бог может открываться через обстоятельства жизни. Скажем, человек очень хотел приобрести что-то, но каждый раз желаемая цель ускользала. В таких случаях говорят «значит, не судьба» или – «нет на то воли Божией».

Слайд 21.

- Библия - это записанное Божественное откровение.

Но было и такое откровение Бога к людям, которое через одного человека было обращено ко всем, и поэтому оно должно было быть записано.

Таким «откровением Божиим» у христиан считается Библия. Рассказ Библии разворачивается от повествования о создании мира до пророчества о его конце.

Слайд 22. Иисус Христос. (Штейбен К.К. На Голгофе).

Самые важные и самые сложные страницы Библии говорят о жизни и учении Христа.

(по щелчку - Лебедев К.В. Проповедь Иисуса Христа) Христиане считают Иисуса Христа не просто пророком, но тем Господом, который вдохновлял пророков. Молитву «Отче наш» дал людям именно Господь Иисус Христос, поэтому у неё есть второе название – «Молитва Господня». Апостолы, услышав эту молитву от Иисуса, записали её в Евангелии.

Слайд 23. Живопись.

Ни одна другая книга в мире не вызывала такого интереса художников. Величайшие живописцы иллюстрировали ее сюжеты и мысли. По ней сняты тысячи документальных фильмов, сотни художественных, и даже мультфильмы.

(по щелчку – картины, выбор для увеличения – щелчок по картинке)

скрытые слайды 24-39:

Айвазовский И.К. Всемирный потоп.

Айвазовский И.К. Сошествие Ноя с Арарата.

Брейгель Старший. Строительство Вавилонской башни.

Рафаэль Санти. Переход через Красное море.

Репин И.Е. Иов и его друзья.

Репин И.Е. Давид и Голиаф.

Тициан. Введение Пресвятой Девы Марии во Храм.

Боровиковский В.Л. Рождество Христово.

Иванов А.А. Явление Христа народу.

Крамской И.Н. Христос в пустыне.

Айвазовский И.К. Хождение по водам.

Суриков В.И. Исцеление слепорожденного Иисусом Христом.

Семирадский Г.И. Блудный сын.

Поленов В.Д. Христос и грешница.

Лебедев К.В. Вход Господень в Иерусалим.

Брюллов К.П. Распятие.

Слайд 24 . Поэзия.

Библейской теме посвящали свои произведения великие композиторы, поэты и писатели

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Апок.3,20).

Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28).

Слайд 25. Крылатые слова.

Многие крылатые слова и пословицы имеют библейское происхождение.

(*сборник «Вечные истины», где собраны крылатые слова, пословицы и поговорки библейского происхождения прилагается в папке)

Волк в овечьей шкуре. "Берегитесь лжепророков, которые приходят

к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (Матф. 7,15).

Козел отпущения. «И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Левит. 16:21–22).

Кто с мечом придет, от меча и погибнет. "Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут" (Матф. 26,52).

В поте лица. "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3,19).

7. Коллективная работа с листами в рабочей тетради (лист 2).

Первичное закрепление материала.

8.Подведение итогов урока.

Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о Библии и Евангелие. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить задания.

1. Почему Библию называют «Книга книг»? Из каких частей она состоит?

2. Как переводится слово Евангелие ?

4. Выбери правильный ответ:

А) Евангелие - это часть Библии.

Б) Евангелие не входит в Библию.

5. Что означает слово «завет»?

6. Кто такие христиане?

9. Рефлексия.

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Моё настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

лёгким / трудным

10. Домашнее задание.

Творческое задание: изобразить или выполнить из цветной бумаги обложку Библии или Евангелие.

4­А 24.09.2019 Урок 4. Библия и Евангелие Цели: ознакомить учащихся с Библией как самой важной, главной книгой всего человечества, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальность; развивать познавательную активность, способность удивляться грандиозности замысла Божьего, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками; воспитывать уважение к духовным ценностям православной культуры, показать значимость Библии для собственного развития и духовного роста. Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Основные термины и понятия: Библия, Евангелие, Священное писание, пророк. Средства наглядности: Библия, Евангелие, «лента времени». ХОД УРОКА 1. Организация деятельности учащихся. 2. Актуализация знаний. Введение в тему, создание проблемной ситуации. – На нашей «ленте времени» нет промежутка до Рождества Христова. Это время называется временем до нашей эры. (Обратиться к «ленте времени».) – Как вы думаете, где на этой «ленте времени» точка появления первого человека? Когда и как появился на Земле первый человек? – Обычный человек даже о бабушке и о дедушке не все знает, не говоря уж о прабабушке и прадедушке. Например, что вы знаете о своих предках? (Обсудить.) – Может, и сведения о происхождении человека потерялись во времени, и невозможно знать, как появился человек и что было дальше? Но люди о себе хотят знать, думают, размышляют, ищут ответ. Всё человечество во все времена его искало! А ответ есть! – Где он может храниться, ответ на самый главный вопрос – откуда мы все родом? Конечно, ответ на этот вопрос можно найти в книге. Какой должна быть эта книга? (Дети высказывают свои предположения.) – Да, это совершенно особенная книга. Люди считают ее самой главной книгой из всех книг. Это Библия – слово Божие. Почему это самая главная книга? Что она рассказывает людям? О чем она? (Обсудить.) (cid:252) Библия объясняет происхождение человека. Вывод.

(cid:252) Описывает законы, по которым нужно жить людям. (cid:252) Что бывает, если люди нарушают эти законы. (cid:252) Это книга пророчеств (предсказаний). (cid:252) Учит, как воспитывать детей. (cid:252) Рассказывает историю человечества. 3. Работа по теме урока. Рассказ о Библии (Работа с учебником с. 14­15.) Информация о Библии. – Библия писалась 1600 лет 40 авторами в течение 60 поколений на трех континентах. Ее больше всего издают. Она состоит из 77 книг разных авторов, которые удивительным образом соединяются в одну большую книгу об истории человечества. Среди авторов: цари (Соломон, Давид), пастух Амос, врач Лука, рыбаки Петр и Иоанн, пророки Моисей, Исаия, Даниил, полководец Иисус Навин и другие. Их писания не только не противоречат, а чудесным образом дополняют друг друга. Как такое возможно? (Обсудить.) – Дело в том, что все авторы были необычными людьми. Они обладали даром – слышать слово Бога, а услышанное записывали. Это не сочинения людей, это откровения Бога, когда Господь через одного человека обращается ко всем людям и открывает какую­то истину. Вывод. Библия – это целостный сборник, библиотека. – Кто­то из вас видел эту книгу? Читал ее? (Обсудить.) Работа в тетради – Удивительно, что не только вы, маленькие, но очень много взрослых людей не читали эту книгу. Но живут по тем правилам честного человека, которые записаны в Библии. Вся наша жизнь пронизана Библией. Есть в этой священной книге некая тайна. Открывается она не всем, а только тому, кто очень хочет постичь эту тайну. Вот уже много столетий подряд десятки, сотни тысяч людей обращаются к Библии, вчитываются в каждую строчку, задумываются над ее смыслом. И тогда книга дает вам то, в чем вы нуждаетесь. Возможно, вы не прочь дознаться до глубокой древности? А может быть, вам по душе описание богатырских подвигов и ошеломляющих чудес? Или вы хотите побольше узнать о заповедях пророков, заветах Христа. Поверьте, ваше желание исполнится, каким бы оно ни было. Библия продиктована Самим Богом для человека, значит, для нас с вами! Однако не будем спешить. Мы с вами делаем лишь первый шаг навстречу великой тайне. Придет время, и вы прочтете саму Библию. Только тогда вы окончательно поймете, что это священная книга, помогающая поверить в Бога и научить нас добру. А пока у меня в руках детская Библия, пересказ Книги Книг специально для детей. Давайте ее откроем и начнем чтение.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию, чтобы владычествовал он над рыбами морскими и птицами небесными, над животными и над всей землей. И создал Бог человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек живым. И сказал Бог: нехорошо быть человеку одному, найдем ему верного помощника. Всех животных полевых, птиц небесных, все создания Бог привел к человеку, чтобы дал им человек имена. Нарек человек имена всем животным, и птицам небесным, и всем зверям полевым, но помощника не нашлось человеку. Навел Бог на человека крепкий сон и взял у спящего одно из ребер. Из этого ребра сделал Бог жену человеку. Так сотворил Бог человека по образу Своему, мужчину и женщину сотворил». 4. Итог урока. ­ Что больше всего вас удивило на этом уроке. 5. Личностная рефлексия. Расскажи членам семьи и друзьям о Священном писании. Подумай над вопросом: «Для чего Бог создал человека?»

Библия объясняет происхождение человека Описывает законы, по которым нужно жить людям Что бывает, если люди нарушают эти законы  Это книга пророчеств (предсказаний) Учит, как воспитывать детей  Рассказывает историю человечества

















Ветхий Завет состоит из 39 книг, в еврейской традиции искусственно считаемых за 22, по числу букв еврейского алфавита, или за 24, по числу букв алфавита греческого. Все 39 книг Ветхого Завета разделяются в иудаизме на три отдела. «Учение» (Тора) содержит Пятикнижие Моисея. «Пророки». «Писания».


Вторая часть христианской Библии Новый Завет, собрание из 27 христианских книг (включающее 4 Евангелия, деяния Апостолов, послания Апостолов и книгу Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), написанных в I в. н. э. и дошедших до нас на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм боговдохновенной её не считает. Новый Завет состоит из книг, принадлежащих восьми боговдохновенным писателям: Матфею, Марку, Луке, Иоанну, Петру, Павлу, Иакову и Иуде.




В IXвеке Библия была переведена на язык, понятный восточным славянам. Перевод был предпринят братьями- миссионерами Кириллом и Мефодием «первоучителями и просветителями славянскими». Их родным языком предположительно мог быть вариант старо-болгарского языка, на котором разговаривали в их родной Солуни; воспитание же и образование они получили греческое.






Сегодня Библия - самая популярная книга в мире, имеющая самый большой тираж. Библия частично или полностью переведена на более чем 2400 языков и доступна на родном языке более 90% населения земного шара. По некоторым оценкам более 60 миллионов копий Библии распространяется по миру ежегодно.






Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...