Решения тридентского собора. Постановления тридентского собора Братство св пия х постановления тридентского собора

Тридентский собор - вселенский собор, который с перерывами работал с 13.XII.1545 по 6.XII.1563 в Триденте (Германия). Созван по инициативе папы Павла III с целью сдерживания развития Реформации, восстановления позиций католической церкви и поднятия пошатнувшегося в глазах мировой общественности авторитета папства.

Религиозный и политический раскол в Германии, вызванный выступлением в 1517 Мартина Лютера и началом реформационного движения, германский император Карл V и немецкое дворянство предлагали загладить на всеобщем соборе, идея созыва которого ими высказывалась уже в 20-30-е г. XVI в. Карл V предлагал провести собор в Триденте, чему - и самой идее собора, и месту его проведения - противился папа Климент VII, помня о соборах в Констанце и Базилее. Его преемник папа Павел III (1534-1549) положительно отнесся к идее созыва собора и с 1535 начал его подготовку. Но в силу политических и религиозных обстоятельств время его проведения неоднократно откладывалось. Очередной срок открытия собора был назначен на 15. III.1545. Но фактическое открытие состоялось 13. XII.1545, когда в Тридент прибыли 4 архиепископа, 21 епископ и 5 генералов орденов. В начале лета 1646 количество участников увеличилось до 66 человек, 1/3 которых прибыла из Италии. Первый этап заседаний проходил 13.XII.1545 - 2.VI.1547.

Участники собора раскололись на 2 партии: непримиримая, папская, и компромиссная, императорская, группировавшаяся вокруг Карла V. Первая стояла за немедленное обсуждение догматических проблем и осуждение тех ошибочных толкований и святотатственных учений, которые так заразили страны, ставшие на путь протестантизма. Вторая, императорская, партия полагала, что собор прежде всего должен рассмотреть причины распространения еретического движения и деморализации в церкви. Она настаивала на допущении к обсуждению спорных вопросов светских лиц, требовала ведения переговоров с еретиками-протестантами, что отвергали паписты. Карл V допускал возможность «реформировать» католицизм, смягчить некоторые его злоупотребления. На этот «компромиссный» католицизм могла бы пойти значительная часть колебавшихся протестантов, если бы Тридентский собор пошел на уступки. Но именно этих уступок больше всего боялся папа. При слабости императорской партии, которая отражала интересы сил, отвлеченных светскими делами, в частности, к военным протестантским фронтом, Павлу III удалось без труда навязать Тридентскому собору свою программу.

На первом этапе соборных заседаний обсуждались вопросы веры и реформы католической церкви. Были приняты декреты об источниках веры, о первородном грехе, а также об оправдании, который стал главным догматическим декретом собора. Обсуждались вопросы о таинствах, крещении и др.

В связи с эпидемией, которая охватила Тридент весной 1547, собор продолжил работу в Болонье, куда однако не последовало немецкое протестантское духовенство. Перенесением места работы собора папа хотел избавить собор из-под влияния императорской власти, которая стремилась вернуть собор в Тридент. Перевод в Болонью означал провал попыток к соглашению и компромиссу между сложившимися партиями. Отныне в течение короткого времени было 2 собора, враждовавшие между собой и не пользовавшиеся авторитетом.

В Болонье собор дискутировал над вопросами об Евхаристии, исповеди, причащении больных, посвящения в священники, о браке священников, о св. мше, чистилище, об индульгенциях. По существу Болонский собор бездействовал, и 13.IX.1549 папа распустил его. 10.XI.1549 Павел III умер.

Фактически Тридентский собор с 1547 по 1551 не функционировал. Он снова открылся под давлением императора в том же германском городе. Трудное положение католицизма во многих западных государствах в момент смерти Павла III заставило коллегию кардиналов потребовать при избрании нового папы, принявшего имя Юлия III (1550-1555), возобновить Тридентский собор. Это требование поддержал и Карл V, надеявшийся примирить протестантов с католиками в империи и достигнуть единства веры. Наоборот, Франция выступала против продолжения собора, желая таким образом усилить религиозный раскол в Германии и ослабить позиции Карла V. Без особой веры в успех своего дела Юлий III созвал в Триденте собор, который торжественно открылся 1.V.1551.

В конце 1551 - начале 1552 по требованию императора на собор прибыли представители немецких протестантов, которые желали аннулировать все прежние дефиниции веры, что было нереально, поскольку декреты о таинствах и по некоторым другим вопросам, принятые в Болонье, были уже опубликованы. Воспользовавшись вмешательством французского короля в их пользу, немецкие протестантские князья покинули Тридент. 28.IV.1552 политические обстоятельства вновь привели к закрытию собора. На этот раз перерыв затянулся на целых 10 лет, до 1562 г.

Тем временем вслед за Юлием III умерли его преемники Марцелий II и Павел IV. Наконец заседания собора возобновил Пий IV (1559-1565). Открытие произошло 18.I.1562 в присутствии 109 кардиналов и епископов. Был одобрен декрет о таинствах, отвергнуто предложение об отмене целибата, обсуждался вопрос о беспорядках в епархиях. Принята декларация, обязывавшая епископов создавать в своих епархиях духовные семинарии для подготовки священников. Еще в 1546 Тридентский собор издал декрет о запрещении распространения не одобренных церковью изданий св. Писания и комментариев на него. Павел IV дополнил этот декрет специальным списком запрещенных книг, а возобновивший в 1562 свою работу Тридентский собор издал новый список, впоследствии много раз переиздававшийся и дополнявшийся. Этот список получил название «Индекс» («Указатель»). На последней сессии, 3-4.XII.1563, были одобрены декреты о чистилище, индульгенциях, почитании святых, о реформе мшала и бревара, издании всеобщего катехизиса.

Декреты Тридентского собора были утверждены папой 26.I.1564. Собрание догматических решений собора, называемое тридентское исповедание веры, папа вознес до ранга правил, обязательных для всех бискупов, преложоных ордена, докторов и т.д. Тридентскому исповеданию веры должны были присягнуть все духовные лица и профессора университетов.

Решения собора, которые вводили организационные изменения в церкви, положили начало так называемой католической реформе. Принятые на соборе решения усилили власть и авторитет папы, церковную дисциплину, уточнили основы церковной цензуры. Собор отверг всякие уступки протестантам, определил католическую доктрину относительно реформационной. Уточненные католические догматы и литургия выразительно отличались от протестантской концепции. Уже после собора был введен пересмотренный в соответствии с его решениями катехизис (1566), реформированные бреварий (1568), обязательный для всего клира, мшал (1570) и официальный текст Библии, т.н. Вульгата (1592). Подчеркнуто, что единственным интерпретаторами св. Письма является духовенство.

Тридентский собор не смог привести к восстановлению единства христиан в вере, чего добивался германский император. Большую роль на нем сыграли иезуиты, которые с этого времени приобрели сильное влияние на политику Рима.

После Тридентского Собора на протяжении 300 лет, до 1869-1870, не состоялось ни одного собора католической церкви.

Постановления собора, утвержденные папой Пием IV, были приняты в Речи Посполитой, прежде всего Сигизмундом II Августом (на сейме в Парчеве 1564), а по проведении папой корректив - синодом в Петрикове (1577).

Одним из главных направлений политики папства после Тридентского собора стало подчинение Риму приверженцев восточной церкви. Провал миссии папского легата Антония Поссевино к царю Ивану Грозному, имевшей целью присоединение Москвы к церковной унии, склонили Рим к концентрации усилий на православной церкви Речи Посполитой. Стефан Баторий и Сигизмунд III Ваза поддержали реформы Тридентского собора и политику Рима относительно православной церкви их державы.


Литература:

1. Encyklopedia Historii Polski: Dzieje polityczne. - T. 1. - Warszawa, 1994. - S. 388.

2. Feischer -Wollpert R. Leksykon papieży. - Kraków, 1998.- S. 249-251.

Тридентский собор

девятнадцатый Вселенский собор (по счёту Римско-Католической Церкви), открывшийся 13 декабря 1545 году в Тренто (лат. Tridentum) по инициативе Папы Павла III, главным образом в ответ на Реформацию, и закрывшийся там же 4 декабря 1563, в понтификат Пия IV, был одним из важнейших соборов в истории Католической Церкви, т.к. он собрался для того, чтобы дать ответ реформационному движению.

На соборе, помимо прочего, произошло подтверждение Никейского символа веры, латинского перевода Библии («Вульгаты»), принятие второканонических книг в Библию и Тридентского катехизиса. Большое место было уделено таинству евхаристии. Всего было принято 16 догматических постановлений, покрывших большую часть католической доктрины. Число Отцов собора (епископов и прелатов с правом голоса), участвовавших в его работе, колебалось: на первой сессии присутствовали 34, а на двадцать пятой и последней - 215. Им помогали теологи-консультанты, среди которых были знаменитые доминиканцы Катарино и Сото, иезуиты Лайнес и Сальмерон. Были также приглашены протестантские богословы, но они отказались принять участие в дебатах.

Рассмотренная концепция: Сессия: Дата: Канонoв: Постановлений:


Католическая энциклопедия . EdwART . 2011 .

Смотреть что такое "Тридентский собор" в других словарях:

    - (Триентский собор) вселенский собор католической церкви, заседал в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в г. Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547 49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами … Большой Энциклопедический словарь

    Тридентский собор - (Trent, Council of) (1545 63), вселенский собор рим. католич. церкви, к рый провел три сессии в г. Тренто на С. Италии. Он определил доктрины церкви в противовес доктринам Реформации, принял реформу в сфере становления культа и укрепил авторитет… … Всемирная история

    Эта статья о собрании епископата; о здании см.: Собор Святого Вигилия. Тридентский собор Дата 13 декабря 1545 4 декабря 1563 Признаётся Католицизм Предыдущий Собор Пятый Латеранский собор Следующий Собор Первый Ватиканский собор Созван Павлом III … Википедия

    - (Триентский собор), Вселенский собор католической церкви, заседал в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в городе Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547 49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными… … Энциклопедический словарь

    - (Триентский) Т. собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви, или в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Триентский собор, вселенский собор католич. церкви, заседавший в гг. Триент (нем. Trient, лат. Tridentum, итал. Trento) (1545 47, 1551 52, 1562 63) и Болонья (1547 1549). Определил доктрину и церк. политику католицизма эпохи Контрреформации. Т. с … Советская историческая энциклопедия

Католики именуют Тридентский собор, начавшийся в 1545 году, Вселенским, хотя на нем не присутствовали представители иных христианских конфессий. Этот церковный форум внес огромный вклад в возрождение католицизма.

Догматы, принятые Собором половину тысячелетия назад, практически без изменений используются католиками и ныне. Поэтому он считается наиважнейшим с того времени, когда протестанты заявили о своем несогласии с Римом и началась Реформация.

Что такое Тридентский собор

XIX Вселенский собор, как он именуется в анналах Западных христиан, вошел в историю как контрреформационный. Он был организован для того, чтобы сдержать наступление протестантов, восстановить пошатнувшиеся позиции Католической церкви, а также института папства.

Происхождение понятия и значение термина

Соборами - в христианской церкви вообще и в католической в частности - называются собрания епископата во главе с предстоятелем, в данном случае Папой Римским, где принимаются решения по различным вопросам церковной жизни.

На подобном собрании:

  • обсуждаются проблемы догматики;
  • выносятся постановления, касающиеся политики церкви;
  • принимаются меры дисциплинарного воздействия на тех или иных священнослужителей.

Собор получил свое наименование по названию города Триента (по-латыни он назывался Tridentum, а ныне именуется Тренто), в монастырском комплексе которого он открылся повелением Папы Павла III 13 декабря 1545 года и там же завершился через 18 лет.

История Тридентского собора

Необходимость созыва такого собрания была продиктована не только и не столько разрешением догматических проблем, возникших в результате «Лютеровой ереси». Вопрос стоял о выживании Церкви в принципе.


Предпосылки собрания

К концу XV века Католическая церковь находилась, казалось бы, на пике своего могущества. В ее руках, за счет десятины и продажи индульгенций, были сосредоточены огромные богатства. На фоне обнищания большинства верующих пышность, сопровождавшая жизнь священников, не шла на пользу Церкви.

Простые христиане, посещая храмы, не могли понять смысла богослужения, которое велось на латыни. Нужно сказать, что и многие священники не знали этого языка, просто заучивая наизусть литургические тексты.

Это понимали их прихожане, в глазах которых авторитет священников неуклонно падал.

Окончательно же он пошатнулся, когда в продажу начали массово поступать знаменитые «индульгенции», купив которые можно было освободиться от любого, даже самого тяжкого греха. К примеру, знаменитый Балтазар Косса, будучи на папском престоле, убийство матери или отца оценивал в 1 дукат, убийство жены стоило в два раза дороже, а тот, кто зарезал священника, мог избавиться от вечных мук за 4-10 дукатов в зависимости от сана убиенного.

Предтечами реформации, то есть церковного раскола, вызванного недовольством большого числа верующих политикой Рима, были писатели-гуманисты.

Среди них:

  1. Эразм Роттердамский, создавший памфлет «Похвала глупости», обличал в нем пороки служителей церкви.
  2. Немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен, будучи сторонником объединения расколотой на отдельные княжества Германии, обвинял папские власти в противодействии этому объединению.

Несомненно, труды гуманистов читал и Лютер, и недаром именно Германия стала колыбелью Реформации.


Опасность церковного раскола, поддержанного многими светскими правителями, заставила Рим начать подготовку к переговорам с лидерами «схизматиков». Сперва планировалось провести заседание специально созданного совета с участием понтифика и самых влиятельных деятелей Реформации. Речи о собрании, призванном расставить точки над " і" в тянувшемся уже несколько лет конфликте, не шло. Но и дискуссия не состоялась.

Будучи человеком религиозным, искренне веруя во Христа, Лютер восстал не против христианства, а против церковных канонов.

Он выдвинул всем понятные требования:

  • разрешить священникам жениться;
  • прекратить продажу индульгенций;
  • не поклоняться иконам и скульптурам Христа и святых;
  • признать Библию единственным источником веры.

Понятно, что Рим не мог пойти на столь беспрецедентные изменения столетиями неизменных канонов. Выразителем интересов Папского престола послужил католический монарх, император Священной Римской империи Карл V, который созвал в Вормсе в 1521 году рейхстаг, куда вызвал Лютера.

На заседании лидеру Реформации предложили отречься от своей ереси, тот отказался и после неудавшегося покушения на него вынужден был скрываться в замках поддерживавших Реформацию аристократов. Впрочем, раскол это не остановило, и когда Карл V потребовал от всех подданных Империи вернуться в лоно Католической церкви, 5 германских княжеств и 14 вольных городов выразили решительный протест.

Отсюда и пошло обозначение отколовшихся от Рима – «протестанты».

Реформация потрясла Церковь и вынудила ее принять ответные меры. Вновь запылали костры, на которых сжигали уже не ведьм, а протестантов. Был создан «индекс запрещенных книг», куда орден иезуитов, на который были возложены обязанности главного цензора, вносил подлежащие уничтожению антиклерикальные произведения. Одна за другой появлялись папские буллы, направленные против еретиков. Началась Контрреформация.

Однако многие оставшиеся верными Риму христиане надеялись, что ситуацию можно урегулировать. В числе таких оптимистов были и некоторые иерархи, настаивавшие на примирении, для которого нужно было сделать шаг навстречу протестантам и провести реформу Церкви. Эти епископы и кардиналы вкупе со многими монархами Европы настояли на проведении полномасштабного собрания, хотя Папа Павел III был против.


Исторические события

Тридентский собор 1545–1563 годов начался весьма неудачно.

На церемонии открытия присутствовало всего 10 епископов, не намного больше участвовало и в первых заседаниях. Такой демарш иерархов был вызван спорами между Папой, императором и королем Франции о месте проведения Собора. Если Карл V настаивал на выборе города в границах Священной Римской империи, а французский король приглашал Папу в Авиньон, бывший в свое время местом так называемого «авиньонского пленения» римских понтификов, то Папа желал провести собрание в Италии.

Компромиссным вариантом стал Триент, располагавшийся на границе империи, Франции и Италии.

Споры вызвала и повестка дня. Понтифик настаивал на обсуждении спорных догматов, император же хотел ограничиться рассмотрением только дисциплинарных вопросов. Кроме того, в среде иерархов вновь разгорелся старый конфликт вокруг вопроса, кому принадлежит верховная власть в Церкви. Часть епископов настаивала на верховенстве Собора, другие утверждали, что слово Папы является законом, а Собор – лишь совещательный орган. Да и некоторые светские государи Европы были настроены негативно. Все это и помешало большинству иерархов прибыть на собрание вовремя.

В результате долгих интриг победу одержал Папа Павел III. Благодаря тому, что в первые дни на Соборе его сторонники имели подавляющее большинство, трое назначенных Папой легатов по очереди председательствовали на заседаниях, получив исключительное право предлагать вопросы для обсуждения.

Они полностью контролировали организацию собрания, и благодаря этому было отменено принятое больше ста лет назад в Констанце решение о голосовании по национальному признаку.

Такое голосование давало преимущество европейским монархам, державшим в своих руках национальные фракции. Индивидуальное же голосование предполагалось сделать тайным, что позволяло иерархам без оглядки на князей, королей и императора принять сторону Папы.


Сама работа собрания, на которое прибыло достаточное для кворума количество корифеев Церкви, была организована следующим образом. Легаты Папы вносили вопрос в повестку дня, затем они обсуждались учеными-теологами и знатоками канонического права. По результатам обсуждения готовился и выносился на рассмотрение епископов документ с изложением различных мнений. Окончательное решение принимали полномочные участники собрания.

Собор , продолжавшийся 18 лет, разделился три этапа. Во время двух первых этапов иерархи занимались только опровержением тезисов протестантства, а третий был посвящен разработке программы реформы Церкви.

За три года руководства Собором Павлом III, с 1545 по 1547 (в 1548 году заседания происходили в Болонье), ни один декрет окончательно сформулирован не был. Тем не менее принятые впоследствии решения были основаны на результатах прошедших в этот период дискуссий о евхаристии и индульгенциях.

В церковной и гражданской юриспруденции стало основополагающим признание недействительными браков, заключенных в отсутствии свидетелей, даже при обоюдном согласии вступающих в брак.

Второй этап, проходивший в Триденте при понтификате Юлия III с 1551 по 1552 год, ознаменовался конфликтом между протестантом Морицем Саксонским и католическим императором.

В результате этого противостояния стали невозможными непосредственные контакты с лидерами Реформации, способствующие общим усилиям во имя соединения церквей.

Что касается канонических документов, то на этом этапе Тридентского собора были приняты:

  • правила евхаристии;
  • исповеди;
  • причащения больных;
  • определены права и обязанности епископов.

Папе Пию IV, при понтификате которого Собор проходил с 1562 по 1563 год, удалось преодолеть острейший кризис. Практически все германские княжества обратились в протестантство, их духовные и светские владыки категорически отказались от участия в Соборе, который был близок к коллапсу. Тем не менее роспуск Собора удалось предотвратить. Мало того, усилиями Папы, князей Церкви и представителей светских монархов на нем приняли решения и определили программу действий, позволившую предотвратить гибель Католической церкви.

На решения Собора повлиял и состоявшийся в 1484 году Константинопольский собор, отменивший заключенную ранее Флорентийскую унию между Православной и Католической церквями.


Основные решения

По окончанию Тридентского Собора верховная власть Папы уже не подвергалась сомнению. Окончательно сформировалась Римская Католическая церковь, принявшая характер монолитной транснациональной и надгосударственной организации, обладавшей единым центром. Этим центром стал Папа, непогрешимый в вопросах веры.

Собор, проходивший во время глубочайшего кризиса католицизма, смог впервые за многие столетия сформировать на основе Библии идеологический фундамент Западного христианства.

Утверждение фундаментальных догматов католицизма, в первую очередь Credo, или Символа веры, запрет мирянам толкования Писания, повеление всем духовным лицам и преподавателям католических университетов принять присягу Тридентскому исповеданию веры способствовали созданию религиозно-идеологической структуры, в основе которой лежала не просто вероучительная, а политическая составляющая.

Для очищения Церкви от ереси, искоренения злоупотреблений и пороков, которым были подвержены ее служители, укрепления внутрицерковной дисциплины и освобождения от влияния светских монархов были приняты постановления о епископате и монашестве.

Они гласили:

  1. Отныне во епископы должны были назначаться только те, кто хотя бы полгода служил в качестве священника, обладать степенью доктора или магистра богословия и не меньше года жить в своей епархии.
  2. Епископам было предписано прекратить жить в блуде, носить скромный костюм и отказаться от участия в увеселениях светского общества.
  3. Монашествующим запрещалось владеть имуществом, настоятелей монастырей предписывалось избирать только тайным голосованием, а в женские монастыри можно было принимать только совершеннолетних девушек.

К репрессивным решениям Собора можно отнести указ о создании «Индекса запрещенных книг», инициированного официально утвержденным тогда же Орденом иезуитов. Эта духовная организация, созданная Игнатием Лайолой, носила характер мощной охранной структуры, деятельность которой была направлена не столько на распространение католического вероучения, сколько на борьбу с его противниками.


Итоги и последствия

Основные решения Собора вызвали начало непримиримой борьбы с ересями, упорядочения церковного служения, укрепления дисциплины духовенства, а также введения жесткого контроля над религиозной жизнью прихожан.

Итоги Тридентского собора привели к укреплению абсолютной власти Папы.

Его основные решения усилили взаимодействия между папством и католическими монархами Европы, а Пий IV, в понтификат которого завершился Собор, уже отказался от превалирования церкви над светской властью.

Тридентское исповедание, обязательное для всех католиков, нужно было подтвердить перед алтарем всем епископам и генералам монашеских орденов.

Собор, объявивший войну протестантизму, спровоцировал религиозные конфликты во Франции, Англии и Нидерландах, а также самое жестокое религиозное противостояние 1618—1648 годов в Германии.

Несмотря на принятые документы, одобрявшие борьбу против новых веяний в христианстве, победить протестантизм Рим уже не мог.

Из всех стран Европы одобрить и принять к исполнению постановления Собора отказалась только Франция. По мнению парижского правительства, они нарушали галликанские свободы, закрепленные в предыдущих постановлениях христианских Соборов. Все же остальные государства, где исповедался католицизм, приняли декреты Собора без существенных оговорок.


Значение собора в истории

Решения Тридентского собора обозначили алгоритм развития западной христианской церкви. Укрепив все звенья церковной структуры, католицизм победил в религиозных войнах с мусульманами в Испании, с таборитами в Чехии, а также с крестоносцами в Польше и антипапами в Италии.

Значение Собора в истории нельзя преуменьшить. Его итоги и последствия обернулись регрессом экономики католических держав, где, в отличие от протестантских стран, произошел возврат к средневековым способам хозяйствования.

Перестала развиваться и культура, сжигались книги гуманистов и уничтожались полотна некоторых художников, например испанского живописца Эль Греко.

Результат решений Собора и успех контрреформации в большинстве стран Европы, за исключением Германии и Англии, – не только укрепление авторитета Католической церкви, но и усиление ее влияния в других регионах мира, например в Латинской Америке.

Видео о Контрреформации

Подробнее о Контрреформации можно узнать из видео.

Через пять лет после основания ордена иезуитов состоялось и созвание собора. Этого уже давно требовали в католическом мире, да и сам Карл V считал собор лучшим средством для разрешения религиозных споров; но папы были против этого, помня стремление соборов первой половины XV в. к ограничению их власти. Павел III вынужден был на созвание собора (1545) в Триенте (по-латыни Тридент), но сделал все, чтобы помешать серьезной реформе церкви. Голоса на соборе подавались не по нациям, как то было в Констанце и Базеле, а поголовно, что давало перевес итальянцам; заседания под разными предлогами прерывались или переносились в другое место. Два раза собор прекращал свои занятия на несколько лет и окончил их лишь в 1563 году. В последнем, самом важном периоде на соборе вполне торжествовала папская политика, и громадную роль играл генерал иезуитов Лайнес, один из основателей ордена и непосредственный преемник Лойолы . Собор выработал теперь «тридентское исповедание веры» без малейших уступок протестантам и даже с особенно резким определением противоположных учений. Папская власть была признана в своем средневековом объеме и над церковью, и над светскими государями – к большому неудовольствию последних. Отменена только была торговля индульгенциями, и приняты были меры для улучшения образования и нравов духовенства. Католические государи признали тридентские постановления лишь с разными оговорками. Высшее духовенство тоже не везде им благоприятствовало, и, напр., польские епископы согласились на них лишь через тринадцать лет после принятия их королем. Иезуиты немало содействовали и проведению в жизнь постановлений Тридентского собора.

95. Общее следствие реакции

Реакция сороковых годов произвела большую перемену и в самом папстве. Папы второй половины XVI в. отказались как от веселой жизни, так и от гуманистических интересов и от чисто светской политики своих предшественников. Теперь это были суровые фанатики, заботившиеся прежде всего о победе католицизма. Из этих пап особенно выделились Григорий XIII (1571 1585) и Сикст V (1585– 1590). Первый, известный как реформатор календаря («григорианский стиль»), обнаружил самую дикую радость, когда узнал об избиении французских протестантов в ночь св. Варфоломея. Сикст V достиг престола хитростью. Перед избранием он притворился дряхлым и больным, чем и обеспечил свое избрание кардиналами, не хотевшими иметь строгого папы; но именно он и был одним из самых энергичных, суровых и жестоких людей на папском престоле. Католическая реакция оказала влияние и на народные массы, положив конец колебаниям католиков точными определениями Тридентского собора и распространив везде фанатическое отношение к протестантизму. Эпоха католической реакции была временем религиозных войн как междоусобных, так и международных, в которых во всей своей силе и проявился этот фанатизм.

Католическая Церковь насчитывает по настоящее время 21 собор, от Никейского в 325 году до II Ватиканского в 1962-1965. Между этими соборами Тридентский (который был девятнадцатым по счету) продолжался с 1545 по 1563 год и был, естественно, одним из самых важных, хотя он не был ни самым многочисленным, ни пышным, да и не таким уж затяжным, если учесть годы перерыва (с 1548 по 1551 и потом с 1552 по 1561 г.).

Важность Собора заключается в том, что он а) занял ясную доктринальную позицию относительно тезисов протестантов, б) обновил устав Церкви и дал точные указания по поводу формирования и поведения клира.

Чтобы дать представление о реформаторском духе Собора приведем фрагмент канона: ("Декрет Реформы", сессия XXII, 17 сентября 1562): "Нет ничего, что более настоятельно побуждало бы других к набожности и поклонению Богу, чем жизнь и пример тех, кто возложил на себя обязательства служения Богу. Видя их, действительно возвышающихся над мирским и устремленных в мир более высокий, другие смотрят в них как в зеркало и извлекают пример, которому следует подражать. И абсолютно необходимо, поэтому, чтобы духовные лица, призванные связать с Богом свои судьбы, в своих привычках, манерах держаться, ходить, говорить не касались того, что не серьезно, не умеренно, и не полно религиозности". Эти наставления направлены против безнравственности клира конца Средневековья и эпохи Возрождения, и конкретизируются в других канонах декрета.

Кроме того, на Тридентском соборе, Церковь вновь обретает полное сознание того, что быть Церковью - значит быть "попечительницей о душе" и миссионером: "Salus animarum suprema lex esto", "Да будет высшим законом спасение душ". Этот исторический поворот Йеден оценивает следующим образом: "В истории Церкви этот перелом имеет то же значение, которое имеют открытия Коперника и Галилея для картины мира, выработанной естественными науками".

В документах Собора томистская и схоластическая терминология и концепции использовались весьма умеренно и осторожно и, как было отмечено внимательными интерпретаторами, мерой здесь служит верность Церкви, а не верность схоластическим теологам.

Были найдены решения по вопросам об оправдании верой, о деяниях, о предопределении, о таинствах, которые протестанты собирались свести лишь к крещению и причастию (в частности, была утверждена доктрина транссубстативности евхаристии, согласно которой субстанции хлеба и вина преобразуются в тело и кровь Христову). Лютер, напротив, говорил о консубстативности, что подразумевало неизменность хлеба и вина, в которых все же осуществлялось воплощение Христа, в то время как Цвингли и Кальвин сходились в символической интерпретации причастия), и, таким образом, вновь восторжествовала традиция.



Приведем несколько выдержек из документов для иллюстрации некоторых из этих пунктов. По поводу оправдания верой говорится: "Конечная причина - величие Божье и Христово и жизнь вечная; действующая причина - милосердие Божье, которое бескорыстно и свято, сущностная причина - это единственный Господь наш Иисус Христос, который, будучи взятым его врагами, возлюбил их бесконечной любовью, и мы заслужили оправдание его пресвятыми страстями на кресте и его прощение. Инструментальная причина состоит в святости крещения, которое есть таинство веры, без которого никому и никогда не будет оправдания. В конце концов, единственная формальная причина - это справедливость Божья; верит не тот, для которого он справедлив, но тот, которому передается справедливость; т.е. посредством этого дара, мы обновляемся в глубине духа, не только считались справедливыми, но названы были так и действительно были ими, получая каждый собственное оправдание, в той мере, в которой святой Дух расточает ее каждому в отдельности, согласно предопределению и собственному содействию. Действительно, кто оправдан, если не тот, кому переданы страсти Господа нашего Иисуса Христа; в этом оправдании грешников, благодаря тем же самым святым страстям, любовь Бога распространяется посредством святого Духа в сердцах оправданных. Вместе с оправданием и с отпущением грехов человек получает через Иисуса Христа все эти дары, в которых соединены вера, надежда и милосердие. Действительно вера, если не добавились к ней надежда и милосердие, не соединяет совершенным образом со Христом, и не делает его живой частью нашего тела. Поэтому абсолютно истинно утверждение, что вера без благих деяний мертва и бесполезна и что во Христе важно не обрезание, но вера, действующая посредством милосердия".

По поводу "бескорыстия" веры, уточняется: "Когда апостол говорит, что человек оправдан через веру и бескорыстно, это следует понимать в духе католической церкви, т.е. так, что вера есть источник человеческого спасения, фундамент и корень любого оправдания, без которого нет воли Божьей и причастия, которое с вами обретают и ваши дети. Мы оправданы бескорыстно, поскольку все то, что предшествует оправданию - как вера, так и благие деяния - заслуживает благодати оправдания, ведь не в заслугах дело, иначе (как говорит тот же апостол) милость Его не была бы больше милостью".

О соблюдении заповедей и о благих делах говорится: "Никто, потом, уже будучи оправданным, не должен считаться свободным от соблюдения заповедей, употреблять дерзкие выражения и запрещенное отцами под угрозой наказания быть отлученным от Церкви, нельзя для оправданного человека не соблюдать заповеди Божьи. Бог, действительно, не требует невозможного; но когда Он управляет тобою, то предупреждает делать то, что ты в состоянии сделать и когда требует того, что не в твоих силах, то помогает с тем, чтобы ты смог; Его заповеди не тяжки, иго сладостно и легко. Те, кто действительно являются сыновьями Божьими, любят Христа, и те, которые любят (как и Сам Он говорит), соблюдают Его слова, вершат дела, которые с помощью Бога несомненно могут делать. Хотя, действительно, в жизни смертные, какими бы святыми и справедливыми они ни были, сколько раз впадают в ошибки незначительные и повседневные, простительные, но при этом не перестают быть справедливыми. И собственно для прощенных уже выражение, смиренное и правдивое: "И остави нам долги наша".

Наконец, по поводу евхаристии говорится: "Так как Христос, наш Спаситель, говорил, что истинно пребывал своим телом в том, что отдал под видом хлеба, церковь убеждена и объявляется сейчас снова на этом святом Соборе - что с освящением хлеба и вина преобразуются они: хлеб в сущность тела Христа, нашего Господа, и вино в сущность Его крови. Это преобразование, произведенное подобающим образом, и есть, собственно, то,что святой католической церковью называется транссубстанцией ".

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...