Роль религиозного сознания в получении высшего образования. О роли религии в образовании

19-21 октября 2010 года в Дохе (Катар) , посвященная теме «Воспитание нового поколения на основе ценностей и традиции: религиозные перспективы». 20 октября заместитель председателя выступил на межрелигиозном форуме c сообщением «Роль религиозного образования в модернизации общества».

Экономический кризис продемонстрировал слабость современной модели общественного развития. Будущее все более становится неопределенным. Растет недоверие людей к различным общественным институтам. Многие утрачивают смысл своей жизни. Некоторые аналитики полагают, что для преодоления таких тенденций необходимо провести серьезную перестройку общественных отношений — как в отдельных странах, так и на международной арене. В свою очередь это невозможно без переосмысления мировоззренческих оснований современной модели развития. Как известно, ее основные идеи сформировались в век Просвещения.

Конечно, модерн обладает рядом бесспорных достижений. Однако одной из его догматических характеристик стало доминирование материального фактора в жизни общества. Поэтому основные усилия ведущих стран мира последнего столетия были сосредоточены на обеспечении материальных условий человеческого существования, тогда как духовная жизнь человека была отнесена в разряд второстепенных вопросов. Более того, сама просвещенческая модель общества рассматривает религию как антипод развития, а потому предписывает желательно ее полное исключение из жизни общества.

Однако успешных общественных проектов, основанных на религиозной мотивации, существует гораздо больше, чем всевозможных экстремистских проявлений на той же основе. Например, религиозная мотивация сегодня успешно обеспечивает многим странам стабильный демографический прирост, прочный институт семьи, социальные связи, основанные на доверии, борьбу с бедностью, умеренное потребление материальных благ, трудолюбие граждан. Такие этические ориентиры жизненно необходимы для выхода из кризиса и обновления модели общественного развития.

Тем не менее, экстремизм на основе религиозной мотивации существует. Что же с ним делать? Безусловно, всем, религиозным и нерелигиозным, экстремистским силам нужно ставить заслоны. Но это не означает, что нужно отказать религии в праве играть активную роль в публичной сфере, как предлагают некоторые агрессивные секуляристы. Активное присутствие религии в общественной сфере ничуть не более рискованно, чем воплощение нерелигиозных идей. В XX веке безрелигиозное и антирелигиозное мышление породило страшные примеры массового насилия. И сегодня под флагом безрелигиозных идей совершается не меньше, а может быть и больше актов насилия, чем под религиозным флагом.

По моему мнению, сегодня главная проблема заключается не в потенциальных конфликтах между различными религиями, но в дискриминации верующих людей со стороны представителей секулярного мировоззрения. Чтобы достичь стабильного мира, необходимо предложить альтернативу секуляристской модели развития общества. Эта альтернатива должна не исключать, а интегрировать в себя религиозное мировоззрение. Нам нужна такая модель общественного развития, которая возьмет все положительное у проекта модерна, а с другой стороны восстановит искусственно прерванную связь между религией и общественной жизнью. Поэтому, на мой взгляд, важно не только заниматься борьбой с религиозным экстремизмом, но, прежде всего, выстраивать механизмы поддержки созидательного присутствия религии в обществе. Незаменимым инструментом в этом случае является система образования.

Представители секуляристской модели развития сегодня настаивают на нейтральном преподавании знаний о разных религиях в национальной системе образования и на знакомстве с различными религиозными традициями без особого выделения родной религиозной традиции ребенка. К сожалению, нередко современные подходы к образованию предполагают передачу знаний и навыков, но не учат детей пользоваться этими знаниями. Это самая большая ошибка, особенно в эпоху активного развития технологий.

С точки зрения религиозного подхода, образование подрастающего поколения должно быть неразрывно связано с воспитанием. Религиозная мотивация созидательного поведения личности в обществе может сформироваться только тогда, когда происходит не просто нейтральная передача знаний о религии, а когда ребенку передается система нравственных ценностей через его собственную религиозную традицию. При этом такой процесс преподавания не является чем-то отстраненным для ученика, а задает ценностные рамки его жизни. Только будучи укоренена в своей традиции, личность сможет познакомиться с другими религиозными традициями мира и научиться уважать их.

В отношении развития системы религиозного образования Россия и другие страны бывшего Советского Союза представляют собой особый случай. Наш народ пережил время преследований религии и тотального запрета религиозного образования. Поэтому после развала СССР мы стали выстраивать эту систему с нулевого уровня. С одной стороны, каждая религиозная организация начала развивать свою, независимую от государства, систему образования от детских садиков до высшей школы. Но любая система образования — это очень затратное дело, поэтому вскоре стало ясно, что невозможно ответить на духовные запросы населения только силами религиозных организаций. Это общая задача религиозных общин, общества и государства. Лидеры основных религий России — Православия, ислама, иудаизма и буддизма — предложили следующую модель религиозного образования в государственных школах. Эта модель предполагает появление в учебном расписании обязательного предмета по направлению «Духовно-нравственная культура». Но внутри этой дисциплины есть опции по выбору. Родителям предлагается выбрать для своих детей религиозную культуру, основанную на их вере (Православие, ислам, иудаизм и буддизм), или историю религий или светскую этику. Должен сказать, что в нашей стране разразилась целая битва с секуляристами, которые настаивали только на нейтральном обучении детей разным религиям и были против мировоззренчески дифференцированного подхода.

К счастью, позиция традиционных религий России Президентом России в 2009 году, а также нашла положительный отклик и у большинства населения страны. Теперь в нашей стране проходит эксперимент в 19-ти регионах, где в школах преподается эта дисциплина детям 11-12 лет. После эксперимента она станет обязательной во всех российских школах. Уже сейчас исследование результатов показывает, что данный предмет способствует воспитанию в детях нравственности, предотвращению межнациональных конфликтов и росту образовательного уровня учащихся.

Изучение основ религиозных культур в средних школах приносит безусловную пользу. Но есть чиновники различных уровней, которые стремятся различными способами сделать так, чтобы родители выбрали светскую этику. Это происходит потому, что представители секулярного подхода к образованию все еще не могут смириться с присутствием религии в публичной сфере. Такая реакция — это не просто особая проблема в постсоветских странах с недавним антирелигиозным прошлым. Во многих странах, где существует и на протяжении долгого времени поддерживается государством система религиозного образования, на национальные власти оказывается постоянное давление секуляристскими местными и международными силами с целью поменять систему религиозного образования и сделать ее нейтральной по отношению к различным религиям.

Уверен, что одних усилий по укреплению религиозного образования в каждой отдельной стране недостаточно. В глобальном масштабе на уровне международных организаций необходимо добиться твердого признания не только ценности религиозного образования и воспитания, но и обеспечить гарантии присутствия религиозного мировоззрения в других предметах школьного курса. Мы можем вместе для этого работать, например, в рамках ЮНЕСКО, в компетенцию которой входят вопросы образования. Мне известно, что недавно Организация исламской конференции пыталась провести через Исполнительный совет ЮНЕСКО проект резолюции по религиозному образованию, но он был заблокирован под предлогом того, что это не вопрос этой организации. Думаю, что, если провести хорошую подготовительную работу и сформировать широкий круг поддержки, то некоторые из тех стран, которые голосовали против проекта, могли бы его поддержать, особенно если его текст касался бы не только исламского образования, но и религиозного образования в целом.

Чернега Ксения Алексеевна, кандидат юр. наук

Православное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

История религиозного образования

Современное состояние российской системы православного образования таково, что мы вынуждены оглядываться назад, изучая и переоценивая опыт прошлого. При этом безусловного внимания заслуживает не только содержание и организация образовательного процесса в дореволюционных учебных заведениях, но также и юридический статус последних. Несомненно, что для более полного понимания правового положения православного образования в наши дни следует обратиться к истории.

Образовательная система дореволюционной России была основана на гармоничном сочетании светских знаний и религиозной нравственности. В конце XVIII - начале XIX в. обучение детей российских подданных было возложено на приходских священников и членов причта, в обязанности которых, помимо совершения богослужений и церковных треб, входило также создание церковно-приходских школ и преподавание в них не только вероучительных, но и иных предметов, прежде всего чистописания . В результате к концу XIX в. в России сформировалась целая сеть церковно-приходских школ, преследующих цели начального образования и православного воспитания учащихся. Основной чертой приходского образования была церковность, которая выражалась в том, что руководителями образовательного и воспитательного процесса в приходах были православные священники, а преподаваемый ими Закон Божий составлял ядро учебной программы. Церковность приходского образования обеспечивалась соответствием жизнедеятельности приходских школ внутреннему укладу и традициям православной Церкви: учащиеся и педагоги были воцерковлены, школьный коллектив участвовал в храмовых богослужениях, учебные занятия начинались и оканчивались молитвой. В соответствии с Положением о церковных школах ведомства православного исповедания от 1 апреля 1902 г. церковно-приходская школа являлась одной из основных ячеек начального образования в России. Наряду с церковно-приходской системой в нашем Отечестве развивалась государственная система образования, характерная особенность которой заключалась в том, что государственные образовательные учреждения, хотя и относились к ведению Министерства просвещения, тем не менее были тесно связаны с православной Церковью. Неслучайно вероучительные предметы, и прежде всего Закон Божий, входили в образовательную программу дореволюционных государственных учебных заведений.

Октябрьская революция 1917 г. коренным образом изменила сложившиеся в период самодержавия взаимоотношения Церкви и государства. К власти пришли воинствующие атеисты, попирающие заповеди Божий и отвергающие Церковь. В изменившейся обстановке Церковь стремилась предотвратить возможные притеснения со стороны государственных органов, найти приемлемые формы сосуществования с ними. Она пыталась использовать для этого авторитет Поместного Собора, который 2 декабря 1917 г. принял особое Определение, выражающее соборный взгляд Церкви на ее правовое положение в государстве. В этом Определении Церковь считала важным, чтобы государство признало следующие основные положения, касающиеся взаимоотношений школы и Церкви:

1). Согласно п. 18 Определения "учреждаемые Православною Церковью низшие, средние и высшие школы, как специально богословские, так и общеобразовательные, пользуются в Государстве всеми правами правительственных учебных заведений на общем основании".

2). В соответствии с п.19 Определения ";во всех светских государственных и частных школах воспитание православных детей должно соответствовать духу Православной Церкви; преподавание Закона Божия для православных учащихся обязательно как в низших и средних, так и в высших учебных заведениях; содержание законоучительских должностей в государственных школах принимается за счет казны".

Таким образом Священный Собор вовсе не был настроен на отделение государственной системы образования от Церкви. Напротив, предполагалось участие Церкви в образовательном процессе, поддержка религиозного образования со стороны государства. Однако намерения Священного Собора не оправдались. В ответ на принятое им Определение советское правительство в январе 1918 г. издало Декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви";. В п. 9 Декрета провозглашалось, что "школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом".

Как видно из приведенного положения Декрет имеет ярко выраженную антицерковную направленность, чем отличается от нормативных актов действующего законодательства. Действительно, если в современных законах от Церкви отделена лишь государственная система образования, то согласно упомянутому Декрету любое общеобразовательное учреждение, в том числе общественное и частное, отторгалось от Церкви, лишаясь, тем самым, права на предоставление своим учащимся религиозного образования. В дальнейшем установленный Декретом запрет на преподавание вероучений в учебных заведениях был дополнен и конкретизирован разъяснениями Наркомата юстиции. В разъяснении V отдела НКЮ М227 от 8 мая 1922 г. указано, что "преподавание вероучения лицам, не достигшим 18-летнего возраста, не допускается... Для лиц старше 18 лет допускаются отдельные лекции, беседы и чтения по вопросам вероучения, поскольку таковые не имеют характера систематического школьного преподавания".

Согласно Декрету граждане могли обучать и обучаться религии частным образом. При этом, однако, устанавливались достаточно жесткие требования к количеству присутствующих на домашних занятиях учащихся."Исходя из постановлений Х Съезда Советов, - читаем в Инструкции НКВД от N 461 22 декабря 1923 г., - НКВД предлагает запретить занятия с детьми вне школы путем организации групповых занятий с группами детей количеством более 3 человек". В отличие от приведенной Инструкции действующее российское законодательство предоставляет возможность получения религиозного образования на дому без всякого ограничения количественного состава учащихся. Более того, в соответствующих нормативных правовых актах закреплена возможность обучения граждан в образовательных учреждениях, созданных церковными организациями. В период действия советского Декрета 1918 г. такая возможность была исключена, ведь в силу п. 12 Декрета церковные организации лишались прав юридического лица, а значит и не могли выступать в качестве учредителей образовательных учреждений.

Заслуживает внимания также постановление Наркомата юстиции "О порядке проведения в жизнь Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 24 авг. 1918 г. В п. 33 постановления указано, что "ввиду отделения школы от церкви преподавание каких бы то ни было религиозных вероучений ни в коем случае не может быть допущено в государственных, общественных и частных учебных заведениях, за исключением специальных богословских." Итак, если установленный Декретом 1918 г. запрет на религиозное образование касался лишь общеобразовательных учреждений, то постановление Наркомата юстиции запрещало преподавание вероучений в любых образовательных учреждениях всех типов и видов, за исключением богословских. Одновременно государственная власть приняла меры к тому, чтобы не допустить священнослужителей к преподаванию в школе. Так, в развитие п. 9 Декрета Наркомпрос в особом циркуляре от 3 марта 1919 г. постановил:

"- воспретить лицам, принадлежащим к духовенству, занимать какие бы то ни было должности во всех школах;

Лица, принадлежащие ранее к составу духовенства, по оставлении сана, могут занимать таковые должности лишь с особого каждый раз разрешения Наркомпроса;

Виновные в нарушении сего воспрещения подлежат суду Ревтрибунала."

В п. 34-35 приведенного постановления НКЮ узаконивается грабеж работников церковных образовательных учреждений: "все кредиты на преподавание религии в школах должны быть немедленно закрыты и преподаватели религиозных вероучений должны быть лишены всякого рода довольствия. Здания духовных учебных заведений, а также церковно-приходских школ, как народное достояние, переходят в распоряжение местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов и Народного Комиссариата Просвещения." Как видим, педагогические коллективы церковных учебных заведений, в том числе церковно-приходских и воскресных школ, богословских курсов, духовных семинарий, остаются не только без прав, но также и без всяких средств к существованию.

С юридической точки зрения участь религиозного образования в годы советской власти гораздо более трагична, чем участь культовой деятельности и ведущих ее церковных общин. Последние, хотя и были лишены всякого собственного имущества и капиталов, все же имели право на существование, вели культовую деятельность. Между тем, православные школы, за исключением специальных богословских курсов и семинарий для совершеннолетних, были разогнаны, так что религиозное образование находилось по строгим запретом. Об этом выразительно свидетельствует Уголовный кодекс 1924 г., устанавливающий уголовную ответственность за преподавание малолетним и несовершеннолетним гражданам религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах. Это преступление каралось принудительными работами на срок до одного года.

Понятие и нормативно-правовая база религиозного образования в России.

Слава Богу, очевидное беззаконие, введенное советской властью в ранг закона, осталось позади. В 90-е г. в России начался процесс правовой реабилитации религиозного образования. Закон "О свободе вероисповеданий" отменил действие декретов СНК на территории Российской Федерации.

Однако не так-то легко оказалось расстаться с прежними взглядами и убеждениями. К сожалению, некоторые положения принятых в годы советского террора декретов сохранили силу в действующем законодательстве. В частности, провозглашенный в п. 9 Декрета СНК 1918 г. принцип отделения школы от Церкви, получил закрепление (применительно к государственным и муниципальным образовательным учреждениям) в Федеральном Законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.97. (далее- Закон "О свободе совести"), а также в Законе РФ "Об образовании" от 10.07.96. (далее -Закон "Об образовании"). Исходя из анализа действующих законов и иных нормативных правовых актов можно утверждать, что на сегодняшний день отделение государственной школы от Церкви выражается в следующем:

1. Государственная система образования носит светский характер (ст. 2 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Религиозное образование в государственной школе допускается исключительно в следующих формах:

а) преподавание религиоведческих, религиофилософских и религиопознава-тельных дисциплин в рамках дополнительной образовательной программы (Письмо Министерства образования Российской Федерации "О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации" N 47/20-11п от 19.03.93.);

б) преподавание этноконфессиональных курсов в государственных школах с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве (Положение об образовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве от 19.11.97 N 65);

в) обучение религии во внеучебное время в рамках факультатива (п. 4 ст. 5 Закона "О свободе совести").

2. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях запрещается создание и деятельность религиозных организаций (п. 5 ст. 1 Закона "Об образовании"). В связи с этим государственные и муниципальные образовательные учреждения не входят в перечень тех организаций, на территории которых допускается совершение религиозных обрядов и церемоний (п. 3 ст. 16 Закона "О свободе совести").

Таким образом в условиях действия принципа отделения государственной школы от Церкви распространение православного вероучения в государственных учебных заведениях возможно лишь в форме религиозного образования, о котором и пойдет речь в настоящем комментарии.

Впервые термин "религиозное образование" появился в союзном законе "О свободе совести и религиозных организациях" от 1.10.90. Согласно ст. 6 данного закона религиозные организации получили право "создавать для религиозного образования детей и взрослых учебные заведения, а также проводить обучение в иных формах, используя для этого принадлежащие или предоставляемые им в пользование помещения". Несмотря на закрепление термина "религиозное образование" в союзном законодательстве российский закон "О свободе вероисповеданий" от 25.12.90. этот термин не использует. Так, ст. 9 указанного закона говорит не о религиозном образовании как таковом, а о "преподавании вероучений" и "религиозном воспитании". Что касается действующего Федерального Закона "О свободе совести", то он вобрал в себя положения союзного и российского законодательства. Термин "религиозное образование" вынесен в заголовок ст. 5 Федерального Закона, а содержание статьи охватывает право религиозных организаций создавать собственные образовательные учреждения и, помимо этого, обучать вере учащихся государственных и муниципальных школ.

Обычно религиозное образование противопоставляют светскому. Между тем, как показывает жизнь, деление образования на светское и религиозное достаточно условно. Дело в том, что религиозные элементы несомненно присутствуют в так называемом светском секторе, в частности, в таких дисциплинах как история, русский язык, литература. С другой стороны религиозное образование вовсе не игнорирует светские знания, ведь одной из целей православной педагогики является обучение детей жизни по вере, то есть благочестивому образу жизни в миру. Достижение этой цели невозможно без синтеза светских и религиозных знаний. Неслучайно в последнее время в практике государственных православноориентированных школ все больший акцент делается не столько на выделение в образовательном программе духовно-нравственных дисциплин, сколько на обновление содержания существующих общеобразовательных курсов. Необходимо, чтобы религиозный элемент органически вошел в содержание общеобразовательных предметов. Однако на сегодняшний день эта задача труднодостижима в связи с тем, что она не нашла адекватного отражения в действующем законодательстве. Действительно, законодатель по-прежнему исходит из четкого отделения религиозного образования от светского.

Впрочем теперь вряд ли можно говорить о противопоставлении светской и религиозной образовательных систем. Тем более, что термин "светское образование" утратил прежнее богоборческое значение. В советский период светский характер образования в государственных учебных заведениях трактовался в смысле атеистической, антирелигиозной направленности осуществляемого в них образовательного процесса. В последнее время предприняты попытки отойти от прежнего понимания термина "светскость". В частности, в Информационном письме Министерства образования РФ "О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений" N 14-53-281ин/14-04 от 4.06.99. указано, что Министерство интерпретирует термин "светский" как "нецерковный", "гражданский" и не рассматривает его как синоним слов "атеистический", "антирелигиозный".

Согласно п. 1 ст. 5 Закона "О свободе совести" каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Закрепленное в приведенной статье право на религиозное образование конкретизируется в ст. 3,16,19 того же Закона. Характерно, что в законах, регламентирующих образовательную деятельность, и прежде всего в Законе "Об образовании" нормы о религиозном образовании практически отсутствуют. Более того, Закон "Об образовании" содержит целый ряд запретов на религиозное образование в государственных школах, которые не согласуются с положениями Закона "О свободе совести". В результате несостыковки двух упомянутых законов на практике возникают конфликтные ситуации. Одна из них имела место на проходящей в рамках VII Международных рождественских Чтений конференции "Церковь и право". Приглашенный на конференцию юрист одного из учебных округов г. Москвы отрицал саму возможность религиозного образования в государственной школе. В обоснование своей позиции он ссылался на ст. 1-2 Закона "Об образовании", содержащие запрет на деятельность религиозных организаций в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Участники конференции, пытаясь переубедить авторитетного гостя, подчеркивали важность ст. 5 Закона "О свободе совести", допускающей обучение религии учащихся государственных и муниципальных школ. В ответ юрист учебного округа заявил, что Закон "О свободе совести" для директоров государственных школ не имеет существенного значения, поэтому следует руководствоваться Законом "Об образовании". Развернувшаяся на конференции дискуссия лишний раз подчеркнула, насколько важно дополнить действующее законодательство об образовательной деятельности нормами о религиозном образовании при чем как совершеннолетних, так и несовершеннолетних граждан.

Помимо Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозное образование в Российской Федерации регламентируется следующими нормативными и внутрицерковными актами:

Положение "О церковно-приходских воскресных школах", утв. Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 7.07.99. N 3786

Положение "О православных образовательных учреждениях основного общего и дополнительного образования", утв. Советом директоров православных образовательных учреждений основного общего и дополнительного образования при Отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата

Положение об образовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве N 65, утв. Постановлением Правительства Москвы М653 от 19.08.97.

Информационные письма Министерства образования РФ от 19.03.93.;

15.05.95.; 04.06.99.

Рекомендации "О порядке организации обучения Православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений", утв. Письмом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 9. 12.99. N 5925;

Положение о епархиальном отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

Следует подчеркнуть, что реализация приведенных нормативных актов и внутрицерковных документов на практике бывает часто затруднена. Значительную роль в разрешении проблемных ситуаций в этой сфере призван сыграть Координационный Совет по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви.

Формы религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Перейдем к вопросу о формах религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Впервые право на деятельность религиозных организаций в государственной школе было закреплено в ст. 9 Закона РСФСР "О свободе вероисповеданий" , согласно которой "преподавание вероучений, а также религиозное воспитание может осуществляться факультативно по желанию граждан представителями религиозных объединений в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях". Согласно закону преподавание религиоведческих, религиофилософских и религиопознавательных дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозых обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений. Во исполнение приведенной статьи Закона, который в настоящее время утратил свою силу, Министерство образование РФ направило в органы управления образованием два информационных письма, а именно Письмо "О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации" N 47/20-11п от 19.03.93. и Письмо органам управления образованием N 230/ 35-15 от 15.05.97. В этих письмах урегулированы вопросы преподавания религиоведческих, религиопознавательных и религиофилософских дисциплин в государственных и муниципальных школах. Характерно, что в ныне действующем Законе "О свободе совести" о преподавании религиоведческих дисциплин не сказано ни слова. Таким образом в настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, когда информационные письма Министерства образования, не имея под собой законной основы, сохраняют юридическую силу и значение. Краткий анализ содержания данных писем содержится в разделе IV настоящего комментария. Есть надежда, что в ближайшее время Министерство образования разработает новые документы по вопросам преподавания религиоведческих дисциплин.

Закон "О свободе совести" достаточно подробно регламентирует порядок обучения школьников конкретному вероучению, в частности православию. Этот порядок урегулирован также Информационным письмом Министерства образования Российской Федерации "О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений" N 19-53-281ин/14-04 от 04.06.99. (далее- Информационное письмо). В настоящее время Информационное письмо разослано в подведомственные Министерству образования образовательные учреждения и в государственные органы управления образованием. На церковном уровне вопрос об обучении детей православию регламентируется Письмом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 9. 12.99. N 5925, содержащим рекомендации по организации обучения Православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее - Рекомендации) .

В п. 4 ст. 5 Закона "О свободе совести" установлена следующая процедура решения вопроса о религиозном образовании в государственных и муниципальных образовательных учреждениях: "По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы."

Как видим, согласно закону, обучать религии, в частности православию, можно лишь несовершеннолетних учащихся государственных и муниципальных учебных заведений. В связи с этим факультатив по Закону Божию или иным православным вероучительным предметам недопустим для совершеннолетних лиц, в том числе для достигших 18-летнего возраста студентов государственных и муниципальных вузов.

Следует подчеркнуть, что согласно Информационному письму обучение православию может быть организовано в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Из приведенного перечня исключены дошкольные образовательные учреждения. Однако отсутствие этих учреждений в перечне не означает запрета на обучение религии их воспитанников. Дело в том, что в российском законодательстве действует принцип: "разрешено все, что прямо не запрещено законом." Таким образом, поскольку ни в Законе "О свободе совести", ни в Информационном письме не содержится запрета на обучение религии воспитанников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных учреждений, такое обучение возможно.

Первым шагом на пути к факультативу по православию в государственной и муниципальной школе является достижение взаимного согласия между учащимися и их родителями (лицами, их заменяющими). Наличие такого согласия обязательно в отношении учащихся в возрасте до 14 лет. В том же случае, если учащиеся достигли четырнадцатилетнего возраста, они, согласно п. 5 ст. 3 Закона "О свободе совести", самостоятельно решают вопрос о своем отношении к религии и вправе не согласовывать с родителями (лицами, их заменяющими) свое желание получить религиозное образование.

Просьба родителей (лиц, их заменяющих) о предоставлении конкретной религиозной организации возможности обучать ребенка православию оформляется заявлением на имя администрации образовательного учреждения. Согласие детей в возрасте до 14-ти лет на обучение православию указывается родителями (лицами, их заменяющими) в этом же заявлении. Несовершеннолетние в возрасте старше 14-ти лет фиксируют свое отношение к обучению религии в самостоятельном заявлении на имя администрации образовательного учреждения.

Что касается просьбы конкретной религиозной организации о предоставлении ей возможности в данном образовательном учреждении обучать детей православной вере, то она оформляется специальным письмом руководителя религиозной организации (настоятеля, наместника, председателя православного братства и т. п.) на имя администрации образовательного учреждения. Закон подчеркивает, что заниматься обучением религии в данном случае может лишь то религиозное объединение, которое зарегистрировано в качестве юридического лица. Организации, не имеющие статуса юридического лица (например, религиозные группы) либо не относящиеся к разряду религиозных организаций (в частности, общественные объединения), не вправе осуществлять религиозное образование в государственных и муниципальных учебных заведениях. Кроме того, в соответствии с Информационным письмом правом на обучение религии детей в упомянутых учебных заведениях не могут пользоваться те религиозные организации, которые имеют права юридического лица на условиях их ежегодной перерегистрации, что, согласно п. 3 ст. 27 Федерального Закона "О свободе совести", оформляется выдачей временного свидетельства о государственной регистрации. Приведенное положение письма имеет достаточно большое значение, так как ограждает государственные и муниципальные образовательные учреждения от так называемых "сект", юридическое определение которых в законе, к сожалению, отсутствует. Действительно, в силу Информационного письма большинство сект не имеют доступа в государственные школы по следующим причинам:

Во-первых, некоторые секты не являясь религиозными объединениями, существуют в качестве не имеющих статуса юридического лица религиозных групп (в частности, катакомбники, баптисты-инициативники). Во-вторых, целый ряд сект зарегистрирован в качестве не относящихся к разряду религиозных организации некоммерческих организаций, к числу таких сект относятся "Богородичный центр", корейская секта Муна и др. И, наконец, отдельные "секты" , успев зарегистрироваться в качестве религиозных организаций по прежнему законодательству, имеют в настоящее время права юридического лица на условиях ежегодной перерегистрации. Таков, как известно статус свидетелей Иеговы, которые обратились в Конституционный Суд с требованием о пересмотре неправомерного с их точки зрения положения о ежегодной перерегистрации тех религиозных организаций, которые, хотя и зарегистрированы в качестве таковых, не имеют 15-летнего срока существования на территории Российской Федерации.

Для того, чтобы администрация образовательного учреждения могла удостовериться в наличии у заявителя законного права на обучение религии детей, руководитель религиозной организации обязан приложить к своему письму (ходатайству) копию устава и свидетельства о государственной регистрации религиозной организации. В Информационном письме подчеркивается, что религиозные организации могут быть допущены к обучению детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях лишь в том случае, если такого рода деятельность предусмотрена в их уставах. Что касается православных религиозных организаций- епархий, монастырей и приходов, то в разработанных Московской Патриархией Типовых уставах содержится специальный пункт о праве упомянутых организаций обучать православию всех желающих. Так, например, в п. 14 Типового Устава прихода указано, что приход в целях распространения православной веры, а также для попечения о религиозно-нравственном воспитании осуществляет религиозное образование, обучение и воспитание. Таким образом, уставы тех православных религиозных организаций, которые в процессе перерегистрации привели свои уставы в соответствие с разработанными Московской Патриархией Типовыми уставами, позволяют обучать православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Решение об организации в образовательном учреждении факультатива по религии принимает администрация учреждения по согласованию с функционирующим в нем органом общественного самоуправления (совет школы, попечительский совет, общее собрание школы, педагогический совет и т. п.). Состав и полномочия этого органа определены в уставе образовательного учреждения. Принятое образовательным учреждением решение должно быть согласовано также с органами местного самоуправления, к числу которых, согласно действующим в данном населенном пункте нормативным актам о местном самоуправлении, могут относиться городская дума, земская управа, совет представителей, мэрия и другие органы

В Информационном письме не указаны основания отказа администрации образовательного учрдения и органа местного самоуправления в предоставлении религиозной организации возможности обучать детей православию. Между тем,

раздел А. Информационного письма предусматривает, что условия реализации программ обучения религии должны отвечать государственным и муниципальным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья учащихся и работников образовательного учреждения, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса и образовательного ценза привлекаемого к обучению детей религии персонала религиозной организации. На наш взгляд, несоблюдение приведенных требований может послужить основанием для отказа религиозной организации в просьбе обучать детей православию. В случае если администрация образовательного учреждения не разрешит проведение занятий по православию заявители, в том числе руководитель религиозной организации, вправе потребовать от нее письменный отказ с указанием мотивов. Отказ администрации обжалуется в орган местного самоуправления либо в суд. Согласно Рекомендациям в целях урегулирования возникших между образовательным учреждением и религиозной организацией разногласий в государственных органах управления образованием, а именно в Министерстве образования Российской Федерации (в Москве - в Московском комитете образования) копию письменного отказа администрации образовательного учреждения следует направить в Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, представители которого входят в состав функционирующего при Министерстве образования Координационного Совета по взаимодействию Министерства образования и Русской Православной Церкви. В случае положительного решения вопроса об обучении православию учащихся конкретного государственного или муниципального образовательного учреждения администрация этого учреждения и религиозная организация заключают между собою договор, в котором следует определить условия и режим проведения занятий, права и обязанности организующего эти занятия лица (далее законоучителя), условия и порядок предоставления помещения для проведения занятий (см. Типовой договор об обучении Православию). При этом стороны должны руководствоваться следующим:

1. В Информационном письме под предоставлением религиозной организации возможности обучать православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений понимается предоставление религиозной организации помещения соответствующего учреждения для проведения в нем занятий по православию. Это положение означает, что обучение православию относится к разряду услуг, предоставляемых религиозной организацией, и не может рассматриваться в качестве услуги образовательного учреждения. В связи с этим, в частности, администрация образовательного учреждения не обязана включать законоучителя в штат, платить ему зарплату, обеспечивать законоучителя учебной программой и учебными планами, предоставлять ему средства на приобретение необходимого оборудования и литературы. Единственной обязанностью администрации является предоставление религиозной организации на время проведения соответствующих занятий пригодного помещения. Помещение предоставляется на праве безвозмездного пользования, что может быть указано в тексте договора, заключенного между религиозной организацией и образовательным учреждением. В договоре определяются также права и обязанности сторон по поддержанию помещения в надлежащем состоянии.

2. Согласно п. 4 ст. 5 Федерального Закона "О свободе совести" занятия по религии, в том числе православию, проходит вне рамок образовательной программы, во внеучебное время, на факультативной основе. Таким образом закон гарантирует соблюдение принципа добровольности религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Время проведения и продолжительность учебных занятий по православию согласовывается сторонами в договоре.

3. Учебная программа и учебный план по основам православия разрабатывается на церковном уровне, в том числе на уровне конкретной религиозной организации. При этом допускается использование авторских программ, которые содержатся, в частности, в рекомендованном Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата сборнике программ по Закону Божию для церковно-приходских воскресных школ (М, 1999 г.). Государственные и муниципальные образовательные учреждения, равно как и государственные органы управления образованием не вправе навязывать религиозной организации свои учебные программы и учебные планы по основам православия.

4. В соответствии с разделом А. Информационного письма условия реализации программы по обучению православию должны соответствовать требованиям в части образовательного ценза педагогов. Вопрос об образовательном цензе законоучителя решается на уровне Русской Православной Церкви, а не на уровне государственных органов управления образованием. В соответствии с Рекомендациями законоучитель должен иметь богословское образование, подтвержденное документом об окончании соответствующего учебного заведения (например, богословских курсов). Руководитель религиозной организации, заключившей договор с образовательным учреждением, выдает законоучителю письменное удостоверение (благословение), подтверждающее право законоучителя на проведение факультатива по православию. Вопрос об оплате труда законоучителя решается религиозной организацией. Так, например, в том случае, если должность законоучителя входит в штатное расписание религиозной организации, занятия по основам православия, оплачивает религиозная организация. Возможно и иное решение вопроса об оплате. В частности, религиозная организация вправе заключить с родителями учащихся особый договор, согласно которому, обязанность оплаты занятий по православию будет возложена на родителей (Договор с родителями учащихся или лицами, их заменяющими) .

5. При проведении занятий по православию необходимо соблюдать ст. 16 Закона "О свободе совести", запрещающую проведение религиозных обрядов на территории образовательных учреждений. В связи с этим на занятиях по православию не допускаются молебны, миропомазание и другие обряды. Вопрос о допустимости использования на занятиях по православию предметов культа (крестов, лампад, икон и т.п.) в настоящее время нормативно не урегулирован.

Религиоведение в государственной школе

Религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях возможно не только в рамках факультатива, но также и в рамках дополнительной образовательной программы, включающей в себя религиоведческие, религиофилософские и религиопознавательные дисциплины. Основные требования к преподаванию этих дисциплин изложены в Информационном письме Министерства образования Российской Федерации "О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации" N 47/ 20-11п от 19.03.93., а также в Письме Министерства образования органам управления образованием N 230/35-15 от 15.05.97. Согласно приведенным документам к разряду религиоведческих курсов относятся курсы "История религий", "Мировые религии", "Религиоведение" и другие курсы, опубликованные в научно-методических журналах и вестниках Министерства образования Российской Федерации. Выбор и утверждение учебных программ и учебных планов по данным курсам осуществляется государственным или муниципальным образовательным учреждением.
В письмах Министерства образования указано, что преподаватель религиоведческого курса должен пройти специальную профессиональную подготовку, что подтверждается выдачей ему сертификата государственного образца. В настоящее время к числу документов государственного образца, подтверждающих наличие необходимого образовательного ценза для преподавания религиоведения, относится диплом о педагогическом образовании, выдаваемый выпускникам Свято - Тихоновского Богословского Института. Права и обязанности педагога, в том числе вопрос о заработной плате, регулируются трудовым соглашением (договором, контрактом) заключенным между государственным (муниципальным) образовательным учреждением и педагогом.
Согласно выше приведенным документам преподавание религиоведческих, религиофилософских и религиопознавательных дисциплин не сопровождается совершением религиозных обрядов и носит информативный характер.

От редакции. Редакция “Альфы и Омеги” приносит свою благодарность Владыке Меркурию, ответившему на наши вопросы.

- Какие институции должны входить в систему религиозного образования?

К ним относятся как Синодальный, так и епархиальные Отделы религиозного образования и катехизации, осуществляющие координирующую роль, а также учебные заведения - конфессиональные и светские. К конфессиональным относятся в первую очередь церковно-приходские воскресные школы (для детей и взрослых), катехизаторские курсы, православные школы и гимназии. Впрочем, последние - это скорее учебные заведения смешанного типа: ведь в них преподают не только вероучительные дисциплины, церковнославянский язык или историю Церкви, но и такие предметы, как русский язык и литература, математика и физика, биология и история, - то есть те общеобразовательные предметы, право на обучение которым, причём на бесплатное обучение, имеет каждый ребёнок школьного возраста просто по праву своего российского гражданства. Конфессиональные учебные заведения ставят своей задачей не только рассказать о религии, но и привлечь к религиозной жизни, зажечь в сердцах учащихся веру, привести к таинственной жизни Церкви.

Иные задачи ставит перед собой религиозное образование в светской школе. Конечно, будучи людьми православными, мы хотим, чтобы каждый человек познал истины нашей веры, но это - дело свободы личности человека, нарушать которую мы не хотим и не будем. Но рассказать о роли Православия в истории и культуре нашей страны, о том, на каких духовных основаниях осуществлялось построение нашей государственности, что питало жизнь многих поколений русских людей в течение более чем тысячелетней истории, что означало для них и что означает сегодня для верующего человека православный уклад жизни - мы не только можем, но и должны.

Каким образом Отдел религиозного образования и катехизации может курировать, например, воскресные школы, учреждаемые, как правило, при приходах?

Воскресные школы, как и всё остальное, учреждаются на приходах по благословению священноначалия. По тому же благословению Отдел религиозного образования и занимается их курированием, то есть в наши обязанности входит оказывать каждой воскресной школе, которой это понадобится, помощь с методическими материалами, отвечать на вопросы, делиться опытом, помогать в подготовке педагогов, проводя в том числе и аттестацию педагогов воскресных школ.

В разных воскресных школах работа организована по-раз­ному. Есть, например, школы, где проводят занятия с взрослыми. Бывают школы семейного типа, где родители занимаются отдельно, а малыши проводят это время, как в группе детского садика. В некоторых школах занятия с детьми проводят с пятилетнего возраста. И вообще вспоминается ответ старца одной православной матери, которая спросила, с какого возраста надо начинать православное воспитание ребёнка: “А давно ли родился Ваш ребёнок?”. - “Год назад”. - “Вы опоздали на целый год!”.

Разные воскресные школы устроены по-разному, поэтому в каждом конкретном случае надо смотреть, подходит ли это конкретное устроение для ребёнка того или иного возраста. Да и дети бывают разные.

Следует ли предусматривать в детских воскресных школах разделение на классы по возрасту или по степени вовлечённости в церковную жизнь? Возможно ли совместить эти два принципа?

А в некоторых, особенно небольших приходах, разделение на классы в воскресной школе и вовсе отсутствует, занятия же строятся как беседы, которые интересны всем - и тем, кто пришёл в первый раз, и тем, кто уже давно ходит в школу. В больших же школах всё-таки целесообразно разделять детей по возрасту, потому что возрастную педагогику и психологию пока ещё никто не отменял. Программу же занятий следует опять же строить так, чтобы каждый мог найти для себя полезное.

Конечно, есть такие программы предметов, которые из года в год развиваются, усложняются; например, по церковнославянскому языку. Новичку будет невозможно усвоить то, что проходят ребята, которые занимаются уже не первый год. Здесь надо предусмотреть возможность как “продвинутых” курсов, так и курсов для начинающих.

- Как совмещать в воскресных школах две линии: образовательную и воспитательную?

Как проводить сертификацию преподавателей воскресных школ? Каковы должны быть изначальные требования? Нужны ли собеседования (и если да, то на каком уровне) и/или установочные курсы и методические пособия?

Процесс сертификации преподавателей воскресных школ разработан в нашем Отделе, необходимые критерии можно найти на сайте Prokimen.ru. Конечно, необходим базисный уровень подготовки, приобрести его можно как на катехизаторских курсах, так и самостоятельно, но необходимо выдержать соответствующий экзамен.

- Должна ли существовать общецерковная программа обучения в воскресной школе?

Думаю, что должен быть некий комплекс программ, чтобы настоятели храмов смогли выбрать для своей воскресной школы тот тип программы, который им подойдёт, что зависит от местных условий. Настоятели знают свои возможности, свою паству. Во многих воскресных школах наработан уже богатый опыт, есть своя “изюминка”, и ломать их, подводя под некий “общий знаменатель”, нет никакого смысла. Воскресные школы тем и хороши, что они могут быть разными, могут реализовывать какие-то свои миссионерские или социальные программы, проводить уроки в соответствующем своим условиям режиме. Главная же общая программа для всех воскресных школ, как и для всей Церкви, - это Священное Писание и Священное Предание. Все православные школы, как церковно-приходские (воскрес­ные), так и общеобразовательные, выстраивают свои программы на основании учения святых Отцов Церкви. Есть разработанные программы по некоторым предметам, например, по церковнославянскому языку. Но пока всё же единых программ не существует. В настоящее время нарабатывается опыт; это происходит на конференциях, например, на ежегодных Рождественских образовательных чтениях. Этот опыт обсуждается, люди обмениваются методическими пособиями, а некоторые из них имеют гриф “рекомендовано Отделом религиозного образования и катехизации”. При Отделе создан Научно-методический экспертный совет по православному образованию, одной из задач которого как раз и является просмотр и рецензирование подобного рода пособий и выдача соответствующих рекомендаций.

- Должны ли вводиться в программу воскресных школ знания истории, литературы, искусства?

Если на приходе есть соответствующие преподаватели, которые могут интересно осветить православную составляющую в этих предметах детям (или взрослым), при условии, что в обычной школе по тем или иным причинам это вдруг оказывается невозможным (хотя такая возможность в принципе должна быть в любой светской школе), - то почему нет?

Должно ли окончание воскресной школы давать какие-то возможности для получения иных видов религиозного образования?

Имеется в виду поступление в семинарию, в Духовную академию или в православный институт? Здесь дело в том, что, конечно, учёба в воскресной школе даёт человеку некий объём знаний, который может быть полезен при поступлении. К тому же не может не сказаться сам опыт обучения в православном учебном учреждении и желание это обучение продолжить. С хорошим выпускником воскресной школы в православном ВУЗе работать будет легче, чем с тем, кто знаком только с партой светской школы. Но здесь решающую роль должна играть всё же не “корочка” того или иного рода, а собеседование, рекомендация священника, само желание получить высшее религиозное образование.

В воскресные школы для взрослых в принципе нужно принимать всех желающих прихожан. Как быть с тем, что у них очень разная подготовка, не говоря уже о разнице в возрасте?

Это уже вопрос компетенции преподавателя. Священник, выходя на проповедь во время службы, тоже видит перед собой и тех, кто годами ходит в церковь, и тех, кто пришёл на службу впервые, но он же не проводит отдельных литургий для новоначальных. Наоборот, это как в большой семье, где старшие делятся опытом с младшими. Если кому-то что-то непонятно, он может подойти с вопросом и к преподавателю (как в храме - к священнику), и к более опытным соученикам.

Не будет ли выходом из положения создание факультативов для тех, кто имеет достаточную образовательную подготовку, например, факультатив по чтению Священного Писания или по подготовке катехизаторов?

Предметные факультативы - дело хорошее, если есть соответствующие ресурсы. Ведь не каждый преподаватель, даже очень хороший и очень компетентный в своей области, может оторвать от семьи какие-то часы и посвятить их преподаванию в воскресной школе. Пока мы здесь, на земле, актуален и “кусок хлеба”. Однако не каждый приход располагает средствами для содержания большой школы со многими предметами и факультативами. Поэтому приходится обращать внимание и на этот сугубо практический аспект. Во многих школах идея факультативов осуществляется, существуют и молодёжные группы, куда приходят ребята, уже закончившие школу; помимо богословских занятий ведутся кружки по интересам, в которых учат и вышивать, и плести кружево, и ставить спектакли, и даже… играть в футбол.

Следует ли воскресным школам для взрослых в той или иной степени копировать программу семинарии, как это часто бывает?

Успешно копировать программу семинарии воскресная школа не может по определению, - просто потому, что воскресений меньше, чем других дней недели, вместе взятых. Если же семинарской программе при отсутствии семинарии усваивается название “воскресная школа”, то в этом есть некая неправда. Правда должна начинаться с именования - если это не занятия раз в неделю, в воскресный или субботний день, накануне воскресенья, то назовите это соответствующим образом, возьмите соответствующую программу и давайте соответствующий аттестат.

- Встаёт вопрос о квалификации преподавателей воскресных школ.

В настоящее время мы можем реально говорить только о преподавателях воскресных школ Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других городов, которые регулярно предоставляют максимально полную информацию в Синодальный отдел религиозного образования о состоянии дел в епархии. От многих епархий отчёты приходят с минимумом информации; хорошо, если удаётся узнать о количестве в них воскресных школ, а квалификация преподавателей остаётся “за кадром”. Радует то, что в последнее время появилось много литературы, в том числе методической, хотя последней катастрофически не хватает, что на курсы и конференции приезжают люди из самых отдалённых уголков России. Последние Всероссийские конкурсы “За нравственный подвиг учителя” показывают, что в глубинке работают прекрасные учителя. Церковь ответственно относится к выбору тех, на кого ложится задача православного воспитания. Появляется всё больше возможностей повышения квалификации преподавателей. Эти возможности ещё далеко не до конца использованы. Надо привлекать к этому больше как сил, так и средств.

В программе воскресных школ часто отсутствует обучение практическим навыкам чтения и понимания церковнославянских богослужебных текстов; подчас при подготовке чтецов на смысл текста внимания почти не обращается. Считаете ли Вы возможным ввести в программу этих школ работу с текстами келейного правила, Литургии, последования ко Святому причащению и других текстов?

Это должно входить в программу изучения церковнославянского языка. На чём ещё и учиться, как не на текстах Священного Писания, богослужений и молитв?

Вопрос об общецерковной программе и о пособиях для воскресных школ для взрослых - тот же, что и для детских воскресных школ.

Пожалуй, что и ответ будет тот же.

Следует ли предусматривать вне рамок воскресной школы катехизационную подготовку для тех, кто готовится к Крещению?

В большинстве случаев так и происходит. В воскресную школу приходят уже крещёные люди, а школа оглашённых - вопрос особый. Впрочем, они зачастую бывают связаны между собой. Нередко священник поручает проводить огласительные беседы преподавателям воскресных школ.

- Каковы должны быть конечные цели обучения в воскресной школе?

Главная цель обучения в воскресной школе - сознательное воцерковление учащихся, через все изучаемые предметы, через поездки и совместные мероприятия привитие им любви к Богу, к Церкви, к Родине. Воспитание в учащихся желания быть истинным сыном Церкви и своего Отечества, жить так, как говорится в молитве: Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.

- Можно ли предусмотреть в системе религиозного образования другие типы учебных заведений, кроме высших?

По сути такие типы учебных заведений уже существуют - это двух-трёхгодичные катехизаторские курсы. Это как бы среднее профессиональное звено образования. На таких курсах готовят преподавателей воскресных школ, катехизаторов, миссионеров. При Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви работают Богословско-педагогичес­кие (катехизаторские) курсы во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Директор курсов - священник Игорь Киреев, руководитель сектора церковно-приходского образования Отдела. Недавно на курсах прошла защита выпускных квалификационных работ, которая показала высокий уровень подготовки выпускников. Главное - чтобы выпускники курсов были практически востребованы на приходах.

Возможно ли сформулировать различия между духовными семинариями с одной стороны, и другими высшими учебными заведениями системы религиозного образования - с другой?

Главное различие в том, что цель духовных семинарий - подготовка священнослужителей, а другие православные высшие учебные заведения открыты для всех, кто хочет получить богословские знания, в какой бы области они ни трудились. Священник должен уметь найти общий язык с людьми любых специальностей - с учителями, врачами, учёными, инженерами, рабочими, олигархами, если хотите. Но и каждый из этих людей может быть богословом, знать литургику, историю Церкви, догматику, каноническое право, агиографию и другие предметы богословского курса. Мужчины и женщины, молодые и в возрасте хотят больше знать о своей вере и иметь возможность служить своими знаниями Церкви, Отечеству, своим ближним - на любом месте, где волею Божией они трудятся.

Церкви нужны квалифицированные специалисты, способные обеспечивать её функционирование в обществе и государстве. Должна ли их подготовка в системе религиозного образования быть чисто прагматической (например, юристам - церковное право и т. д.) или можно, вспомнив хорошо известный тезис о том, что культуру России создало Православие, достаточно подробно знакомить их и с этим драгоценным наследием, и с мировой культурой?

Вопрос не вполне корректен. Церковь заботится о мире, но не нуждается в “обеспечении функционирования в обществе и государстве”. Она просто живёт - и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18). Хороший юрист, кем бы он ни был: православным, мусульманином или иудеем, должен быть знаком хотя бы с азами церковного права. Это должно быть частью светского образования. А вот православный юрист должен к тому же быть сведущим в основах богословия, - и не потому что он юрист, а потому что он православный , имеющий высшее образование. Это относится к интеллигенции вообще, к каждому культурному человеку. Невозможно понимать отечественную культуру, не зная Православия, невозможно адекватно воспринимать мировую культуру, не зная основ христианства. Система образования должна помогать человеку быть не только образованным, обладающим неким багажом знаний, но быть человеком культурным. Уже все знают, что слово культура имеет своим корнем слово cultus ‘возделывание, воспитание’. А возделывали почву российской культуры, воспитывали наш народ великие православные люди, святые, вся Православная Церковь.

Что такое "государство"? Есть несколько значений этого слова, во-первых страны, т. е. политико-географического образования, во-вторых, организации политической власти, системы институтов власти, но основное понятие "государство" связано с двумя более широкими понятиями - "общество и власть".

Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц (подвластных).

Общество - это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни. Выделяются две разновидности общества: неразвитые общества и развитые общества, с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями, и институтами, в том числе и религиозными. Ведь с начала своего существования человек создал 50 тысяч больших и малых религий. Одно только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих, отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных исповеданий.

В истории были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В некоторых современных исламских странах книги Коран ("арабский судебник") и Сунна - основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат).

Мировые религии сегодня - буддизм , ислам, христианство. Они распространены во многих странах и у многих народов. Ниже будет рассмотрено, каким образом эти религии повлияли на становление государств в различных краях света.

Христианство

Христианство (от греческого слова christos «помазанник», «Мессия») зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н. э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве.

Католицизм

Слово "католицизм" означает всеобщий, вселенский. Его истоки от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи, и в конце-концов в Европе главной руководящей силой стала церковь. К VI веку церковь осталась наедине со всеми проблемами, которые раньше за нее решало государство. Епископы часто были единственными защитниками населения и носителями порядка перед лицом вторгшихся варварских орд. Поневоле церкви пришлось заняться политикой в масштабе всей ойкумены, что раньше делала империя. В «темные века» власть церкви была суровой необходимостью. Но с укреплением феодальных сеньоров эта власть стала оспариваться: сначала у местных епископов, а затем - короли у папы. Н этой почве произошли самые острые конфликты Средних веков. Например, трехдневное стояние германского императора Генриха на коленях перед папским замком в Каноссе, и наоборот, семидесятилетнее «пленение пап» в Авиньоне под властью французского короля. Стандартная проблема выбора средневекового человека - кому подчиняться - в этих случаях стояла особенно остро. Короли иногда просто убивали своих видных подданных, сделавших выбор в пользу Рима. Папы отвечали анафемой , что в те времена серьезно подрывало акции отлученного (даже не столько в глазах собственных подданных, лишенных привычных треб, сколько перед всегда готовыми к нападению соперниками).

Претензии пап на первенство над государем базировались на так называемом «даре Константина» - документе, которым этот знаменитый римский император даровал церкви эту власть. Документ оказался поддельным, но в те времена этого никто не знал.

Несмотря на постоянную борьбу, духовная и светская власть, как и все остальные пары полюсов в Средневековье, были нужны друг другу. Германские императоры своими войсками некоторое время поддерживали папский домен в Италии. Светская власть обеспечивала авторитет и безопасность церкви на местах, князья вносили богатые вклады в монастыри. Со своей стороны церковь давала королям духовную санкцию «богопомазанности», так необходимую им в борьбе со своими могучими вассалами. В целом, взаимодействие этих сил давало эффективную систему управления - аналог современного разделения властей. Это поддерживало и политическую целостность Европы.

Оборотная сторона "сплошной церковности" средневековой цивилизации - то, что церковь была вынуждена внедрять единомыслие более, чем полезно было для нее самой. В результате внутри самой церкви постоянно накапливался потенциал протеста. Пока он прорывался в виде отдельных всплесков, подобных описанным выше, церковь его успешно нейтрализовала. С отдельными еретиками без труда разбиралась инквизиция. Но с освобождением умов, действительным или мнимым, с приходом Возрождения пришлось иметь дело не с отдельной ересью, а с порывом на волю всей цивилизации. В 1519 году Мартин Лютер положил начало новой ветви христианской религии - протестантизму. Это течение решительно отстранило церковную иерархию, в особенности папу, как посредника между человеком и Богом. Соответственно, все претензии церкви устанавливать нормы жизни были отметены. Человек стал считать, что он звучит достаточно гордо, чтобы стоять с Богом лицом к лицу. За полвека пол-Европы стало протестантской.

Принятие Русью православия

Тысячелетие назад, в 988 году на Руси было принято христианство, как государственная религия. Церковь сыграла важную роль в развитии и укреплении государственности. Она была носителем национально-православной централизованной идеологии, которая сыграла важную роль в образовании могущественной Руси.

Политическая обстановка того времени требовала для выживания государства принятия того или иного вероисповедания , причем вероисповедания соседей, которые и становились союзниками. Предложений было много, но всерьез пришлось выбирать между двумя: принятие православия, и дальнейшая ориентация на Византию или принятие католической веры и ориентация на Запад-ную Европу. Как известно, князь Владимир выбрал православие, наверное, в силу того, что греки Руси никак не угрожали, скорее наоборот, а вот в западноевропейской политике занимал видную роль "поход на Восток", с крестом и мечом. Если бы тогда была принята латинская вера (т. е. католичество), то Русь как самостоятельное государство перестала бы существовать. Православная церковь не дала распасться Русской державе в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русь представляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавшихмежду собой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному митрополиту Всея Руси. Именно поддержка церкви позволила начать процесс объединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.

Страны ислама

Странам Азии и Африки входят в семью так называемого религиозно-традиционного права. Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Мусульманское право - сложное социальное явление, имеющее долгую историю развития. Оно возникло в период разложения родо-племенного строя и становления ранне феодального государства на западе Аравийского полуострова. Мусульманское право оказывает глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма широкой, что определяется тесными связями мусульманского права с исламом, как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировозрения самых широких слоев населения в этих странах. Из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с государством и правом. На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе "веры и государства", религия и право, многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правовая культура, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то по существу совпадают с указанными правилами, и не играют самостоятельной роли. Основными источниками мусульманского права - как и неюридических норм ислама - признаются Коран и сунна, в основе которых лежит "Божественное откровение", которые закрепляют прежде всего основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права вюридическом смысле.

Правда, в 19 веке в положении мусульманского права произошлисущественные изменения. В наиболее развитых странах оно уступилоглавенствующие позиции законодательству, основанному назаимствовании буржуазных правовых моделей. К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англо-саксонскому - Ирак, Судан.

Буддизм

Буддизм-самая древняя из трех мировых религий. Он «старше» христианства на пять веков, а ислам «моложе» его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки.

Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные учения, культуры и традиции. Ведизм, или ведийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма.

В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей, объявляя, что деление людей на Варны (касты в древней Индии) установлено высшим божеством Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась учением о карме тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла государство институтом, созданным богами, и приравнивала поаорность властителям к выполнению религиозного долга. Даже обильные жертвоприношения, доступные лишь богатым и знатным, свидетельствовали якобы о большей близости последних к мору богов, а для низших варн многие обряды были вообще запрещены.

Появление буддизма на исторической арене совпадает по времени со значительными изменениями в социально политической и экономической жизни древнеиндийского общества. Весьма активно ачинают о себе заявлять периферийные районы брахманской культуры, в которых все более выдвигаются на первое место кшатрии, притязающие на руководящую роль в жизни общества. Именно в этих районах на базе четырех царств (Кошала, Маганда, Ватса и Аванта) намечаются и происходят существенные сдвиги в области экономики, политики, вылившиеся в конечном итоге в образование одной из могущественных империй в древней Индии империи Магадхи, основателями и руководителями которой явились представители династии Маурьев. Таким образом на территории современного южного Бихара (Северная Индия) примерно в середине первого тысячелетия до н. э. концентрируются значительные социальные силы, нуждающиеся в новых принципах социального взаимодействия и в новой идеологии.

Неисчерпаемые бедствия, обрушившиеся на трудящихся при переходе от ранних неразвитых форм рабовладения к крупному, охватывающему и пронизывающему воздействием все более широкие сферы бытия , явились реальной жизненной основой, мистифицированным отражением которой была так называемая «первая благородная истина» буддизма утверждение тождества бытия и страдания. Всеобщность зла, порождаемая все более глубоким порабощением трудящихся, негверенностью в завтрашнем дне у средних слоев, жестокая борьба за власть у классовой верхушки общества воспринимались как основной закон бытия.

Когда рабовладельческий способ производства стал тормозить дальнейшее развитие производительных сил, когда перед обществом начала вставать задача создания личной заинтересованности работающего в результате его труда, одной из религиозных форм критики старого строя стало утверждения наличия души как некоей единой для всех людей внутренней основы бытия. Соответственно появляется идея человека не члена определенной Варны, а человека вообще, абстрактного человека. Взамен множества обрядов и запретов для определенной варны выдвигается идея единого морального начала как фактора спасения для любого человека независимо от его националоной или социальной принадлежности. Последовательное выражение этой идее дал буддизм, что и явилось одной из причин превращения его в мировую религию.

Роль религии в образовании государства

Что такое "государство"? Есть несколько значений этого слова, во- первых страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации политической власти, системы институтов власти, но основное понятие "государство" связано с двумя более широкими понятиями - "общество и власть".

Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц (подвластных).

Общество - это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни. Выделяются две разновидности общества: неразвитые общества и развитые общества, с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями, и институтами, в том числе и религиозными. Ведь с начала своего существования человек создал 50 тысяч больших и малых религий. Одно только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих, отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных исповеданий.

В истории были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В некоторых современных исламских странах книги Коран ("арабский судебник") и
Сунна - основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат).

Мировые религии сегодня - буддизм, ислам, христианство. Они распространены во многих странах и у многих народов. Ниже будет рассмотрено, каким образом эти религии повлияли на становление государств в различных краях света.

Христианство

Христианство (от греческого слова christos «помазанник», «Мессия») зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии,
Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей).
Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве.

Католицизм

Слово "католицизм" означает всеобщий, вселенский. Его истоки от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями
Римской империи, и в конце-концов в Европе главной руководящей силой стала церковь. К VI веку церковь осталась наедине со всеми проблемами, которые раньше за нее решало государство. Епископы часто были единственными защитниками населения и носителями порядка перед лицом вторгшихся варварских орд. Поневоле церкви пришлось заняться политикой в масштабе всей ойкумены, что раньше делала империя. В «темные века» власть церкви была суровой необходимостью. Но с укреплением феодальных сеньоров эта власть стала оспариваться: сначала у местных епископов, а затем - короли у папы. Н этой почве произошли самые острые конфликты Средних веков. Например, трехдневное стояние германского императора Генриха на коленях перед папским замком в Каноссе, и наоборот, семидесятилетнее «пленение пап» в Авиньоне под властью французского короля. Стандартная проблема выбора средневекового человека - кому подчиняться - в этих случаях стояла особенно остро. Короли иногда просто убивали своих видных подданных, сделавших выбор в пользу
Рима. Папы отвечали анафемой, что в те времена серьезно подрывало акции отлученного (даже не столько в глазах собственных подданных, лишенных привычных треб, сколько перед всегда готовыми к нападению соперниками).

Претензии пап на первенство над государем базировались на так называемом «даре Константина» - документе, которым этот знаменитый римский император даровал церкви эту власть. Документ оказался поддельным, но в те времена этого никто не знал.

Несмотря на постоянную борьбу, духовная и светская власть, как и все остальные пары полюсов в Средневековье, были нужны друг другу.
Германские императоры своими войсками некоторое время поддерживали папский домен в Италии. Светская власть обеспечивала авторитет и безопасность церкви на местах, князья вносили богатые вклады в монастыри. Со своей стороны церковь давала королям духовную санкцию «богопомазанности», так необходимую им в борьбе со своими могучими вассалами. В целом, взаимодействие этих сил давало эффективную систему управления - аналог современного разделения властей. Это поддерживало и политическую целостность Европы.

Оборотная сторона "сплошной церковности" средневековой цивилизации - то, что церковь была вынуждена внедрять единомыслие более, чем полезно было для нее самой. В результате внутри самой церкви постоянно накапливался потенциал протеста. Пока он прорывался в виде отдельных всплесков, подобных описанным выше, церковь его успешно нейтрализовала. С отдельными еретиками без труда разбиралась инквизиция. Но с освобождением умов, действительным или мнимым, с приходом Возрождения пришлось иметь дело не с отдельной ересью, а с порывом на волю всей цивилизации. В 1519 году Мартин Лютер положил начало новой ветви христианской религии - протестантизму. Это течение решительно отстранило церковную иерархию, в особенности папу, как посредника между человеком и Богом. Соответственно, все претензии церкви устанавливать нормы жизни были отметены. Человек стал считать, что он звучит достаточно гордо, чтобы стоять с Богом лицом к лицу. За полвека пол-
Европы стало протестантской.

Принятие Русью православия

Тысячелетие назад, в 988 году на Руси было принято христианство, как государственная религия. Церковь сыграла важную роль в развитии и укреплении государственности. Она была носителем национально-православной централизованной идеологии, которая сыграла важную роль в образовании могущественной Руси.

Политическая обстановка того времени требовала для выживания государства принятия того или иного вероисповедания, причем вероисповедания соседей, которые и становились союзниками. Предложений было много, но всерьез пришлось выбирать между двумя: принятие православия, и дальнейшая ориентация на Византию или принятие католической веры и ориентация на Запад- ную Европу. Как известно, князь Владимир выбрал православие, наверное, в силу того, что греки Руси никак не угрожали, скорее наоборот, а вот в западноевропейской политике занимал видную роль "поход на Восток", с крестом и мечом. Если бы тогда была принята латинская вера (т.е. католичество), то Русь как самостоятельное государство перестала бы существовать. Православная церковь не дала распасться Русской державе в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русь представляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавшихмежду собой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному митрополиту Всея Руси.
Именно поддержка церкви позволила начать процесс объединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.

Страны ислама

Странам Азии и Африки входят в семью так называемого религиозно- традиционного права. Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка
Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Мусульманское право - сложное социальное явление, имеющее долгую историю развития. Оно возникло в период разложения родо-племенного строя и становления ранне феодального государства на западе Аравийского полуострова. Мусульманское право оказывает глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма широкой, что определяется тесными связями мусульманского права с исламом, как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировозрения самых широких слоев населения в этих странах. Из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с государством и правом. На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе "веры и государства", религия и право, многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правовая культура, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то по существу совпадают с указанными правилами, и не играют самостоятельной роли. Основными источниками мусульманского права - как и неюридических норм ислама - признаются Коран и сунна, в основе которых лежит "Божественное откровение", которые закрепляют прежде всего основы веры, правила религиозного культа и морали,определяющие в целом содержание мусульманского права вюридическом смысле.

Правда, в 19 веке в положении мусульманского права произошлисущественные изменения. В наиболее развитых странах оно уступилоглавенствующие позиции законодательству, основанному назаимствовании буржуазных правовых моделей. К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по двум основным образцам: романо-германскому
(французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англо-саксонскому - Ирак, Судан.

Буддизм-самая древняя из трех мировых религий. Он «старше» христианства на пять веков, а ислам «моложе» его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и
Америки.

Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные учения, культуры и традиции. Ведизм, или ведийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма.

В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей, объявляя, что деление людей на Варны (касты в древней Индии) установлено высшим божеством Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась учением о карме тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла государство институтом, созданным богами, и приравнивала поаорность властителям к выполнению религиозного долга. Даже обильные жертвоприношения, доступные лишь богатым и знатным, свидетельствовали якобы о большей близости последних к мору богов, а для низших варн многие обряды были вообще запрещены.

Появление буддизма на исторической арене совпадает по времени со значительными изменениями в социально политической и экономической жизни древнеиндийского общества. Весьма активно ачинают о себе заявлять периферийные районы брахманской культуры, в которых все более выдвигаются на первое место кшатрии, притязающие на руководящую роль в жизни общества.
Именно в этих районах на базе четырех царств (Кошала, Маганда, Ватса и
Аванта) намечаются и происходят существенные сдвиги в области экономики, политики, вылившиеся в конечном итоге в образование одной из могущественных империй в древней Индии империи Магадхи, основателями и руководителями которой явились представители династии Маурьев. Таким образом на территории современного южного Бихара (Северная Индия) примерно в середине первого тысячелетия до н.э. концентрируются значительные социальные силы, нуждающиеся в новых принципах социального взаимодействия и в новой идеологии.

Неисчерпаемые бедствия, обрушившиеся на трудящихся при переходе от ранних неразвитых форм рабовладения к крупному, охватывающему и пронизывающему воздействием все более широкие сферы бытия, явились реальной жизненной основой, мистифицированным отражением которой была так называемая
«первая благородная истина» буддизма утверждение тождества бытия и страдания. Всеобщность зла, порождаемая все более глубоким порабощением трудящихся, негверенностью в завтрашнем дне у средних слоев, жестокая борьба за власть у классовой верхушки общества воспринимались как основной закон бытия.

Когда рабовладельческий способ производства стал тормозить дальнейшее развитие производительных сил, когда перед обществом начала вставать задача создания личной заинтересованности работающего в результате его труда, одной из религиозных форм критики старого строя стало утверждения наличия души как некоей единой для всех людей внутренней основы бытия.
Соответственно появляется идея человека не члена определенной Варны, а человека вообще, абстрактного человека. Взамен множества обрядов и запретов для определенной варны выдвигается идея единого морального начала как фактора спасения для любого человека независимо от его националоной или социальной принадлежности. Последовательное выражение этой идее дал буддизм, что и явилось одной из причин превращения его в мировую религию. с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...