Русская Православная Церковь (РПЦ) - Святые - История - Каталог статей - Любовь безусловная. Архиерейский собор внес изменения в устав русской православной церкви Архиерейский собор русской православной церкви

Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года.

Учитывая особый статус широкой автономии Украинской Православной Церкви, руководящий центр которой находится в Киеве, Священный Синод представил Архиерейскому Собору предложение, поступившее от Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, выделить в самостоятельную главу положения Устава Русской Православной Церкви (далее — Устав), касающиеся Украинской Православной Церкви, руководящий центр которой находится в Киеве.

Кроме того, в межсоборный период Священный Синод одобрил ряд изменений в порядок канонизации подвижников благочестия в лике местночтимых святых и в порядок их дальнейшего общецерковного прославления (журнал № 66 от 15 июля 2016 года), что требует отражения в Уставе Русской Православной Церкви.

Священным Синодом были образованы новые структуры Русской Православной Церкви в зарубежье (журнал № 99 от 21 октября 2016 года и журнал № 116 от 27 декабря 2016 года). Необходимо предусмотреть их представительство на Поместных Соборах.

Принимая во внимания установления, описанные в одобренном Архиерейским Собором Положении о монастырях и монашестве, следует внести коррективы в порядок управления монастырскими подворьями, упомянутый в Уставе.

Помимо этого, предлагается внести уточнение в Устав, исключив передачу Патриаршему местоблюстителю Патриаршей прерогативы награждать архиереев наградами Русской Православной Церкви.

Наконец, в связи с поступившим обращением от Патриаршего Экзарха всея Беларуси и Синода Белорусского Экзархата, Священный Синод представил Архиерейскому Собору предложения по внесению изменений в Положение о суде Русской Православной Церкви.

С учетом изложенного Освященный Архиерейский Собор постановляет:

I. Внести следующие изменения в Устав Русской Православной Церкви:

1. Включить в Устав после главы IХ новую главу нижеследующего содержания, с изменением нумерации последующих глав:

«Глава X. Украинская Православная Церковь

1. Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии.

2. Украинской Православной Церкви предоставлена независимость и самостоятельность в ее управлении в соответствии с Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 года «Об Украинской Православной Церкви».

3. В своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года «Об Украинской Православной Церкви», Грамотой Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси.

4. Органами церковной власти и управления Украинской Православной Церкви являются ее Собор и Синод, возглавляемые ее Предстоятелем, носящим титул «Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины». Центр управления Украинской Православной Церкви находится в городе Киеве.

5. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается епископатом Украинской Православной Церкви и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

6. Имя Предстоятеля поминается во всех храмах Украинской Православной Церкви после имени Патриарха Московского и всея Руси.

7. Архиереи Украинской Православной Церкви избираются ее Синодом.

8. Решение об образовании или упразднении епархий, входящих в Украинскую Православную Церковь, и об определении их территориальных границ принимаются ее Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором.

9. Архиереи Украинской Православной Церкви являются членами Поместного и Архиерейских Соборов и участвуют в их работе в соответствии с разделами II и III настоящего Устава и в заседаниях Священного Синода.

10. Решения Поместного и Архиерейского Соборов являются обязательными для Украинской Православной Церкви.

11. Решения Священного Синода действуют в Украинской Православной Церкви с учетом особенностей, определяемых самостоятельным характером ее управления.

12. В Украинской Православной Церкви действует собственная высшая церковно-судебная инстанция. При этом суд Архиерейского Собора является церковном судом высшей инстанции для Украинской Православной Церкви.

В пределах Украинской Православной Церкви такие канонические прещения, как пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана, отлучение от Церкви, налагаются епархиальным архиереем с последующим утверждением митрополитом Киевским и всея Украины и Синодом Украинской Православной Церкви.

13. Украинская Православная Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси».

2. Исключить из главы ХI Устава статью 18.

3. Изложить пункт д) статьи 5 главы III («Архиерейский Собор») Устава в следующей редакции: «д) канонизация святых и общецерковное прославление местночтимых святых»;

4. Внести в статью 25 главы V Устава («Священный Синод») пункт следующего содержания: «ф) канонизация местночтимых святых и вынесение вопроса об их общецерковном прославлении на рассмотрение Архиерейского Собора»;

5. Изложить пункт в) статьи 15 главы IV Устава в следующей редакции: «в) Местоблюститель исполняет обязанности Патриарха Московского и всея Руси так, как они изложены в статье 7 главы IV настоящего Устава, кроме пунктов ц, ч и э».

6. Дополнить статью 4 главы IX («Церковный суд»), изложив ее в следующей редакции:

«Суд в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами следующих инстанций:

а) епархиальными судами, имеющими юрисдикцию в пределах своих епархий;

б) высшими церковно-судебными инстанциями Украинской Православной Церкви, Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций) — с юрисдикцией в пределах соответствующих частей Русской Православной Церкви;

в) высшим общецерковным судом, с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви за исключением Украинской Православной Церкви;

г) судом Архиерейского Собора, с юрисдикцией в пределах всей Русской Православной Церкви».

7. Во всех статьях Устава, где упоминается «Общецерковный суд», изменить его именование на «Высший общецерковный суд».

8. Изложить статью 9 главы XVII («Монастыри») Устава в следующей редакции:

«Монастыри могут иметь подворья. Подворьем именуется община православных христиан, состоящая в ведении монастыря и находящаяся за его пределами. Деятельность подворья регламентируется уставом того монастыря, к которому данное подворье относится, и своим собственным гражданским уставом. Подворье в церковно-иерархическом (каноническом) порядке подчинено епархиальному архиерею епархии, на территории которого оно находится, а в хозяйственном — тому же архиерею, что и монастырь. В случае, если подворье располагается на территории иной епархии, то за богослужением в храме подворья возносится как имя епархиального архиерея, так и имя архиерея, на территории епархии которого находится подворье».

II. Внести следующие изменения в Положение о церковном суде Русской Православной Церкви:

1. Во всех статьях Положения о церковном суде, где упоминается «Общецерковный суд», изменить его именование на «Высший общецерковный суд».

2. Дополнить третий абзац пункта 2 статьи 1 Положения о церковном суде, изложив его в следующей редакции:

«2. Судебная система Русской Православной Церкви включает следующие церковные суды:

  • епархиальные суды с юрисдикцией в пределах соответствующих епархий;
  • высшие церковно-судебные инстанции Украинской Православной Церкви, Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций) — с юрисдикцией в пределах соответствующих частей Русской Православной Церкви;
  • Высший общецерковный Суд — с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви, за исключением Украинской Православной Церкви;
  • Архиерейский Собор Русской Православной Церкви — с юрисдикцией в пределах всей Русской Православной Церкви».

3. Дополнить пункт 2 статьи 31 Положения о церковном суде, изложив его следующим образом:

«2. Архиерейский Собор рассматривает в качестве церковного суда второй инстанции дела в отношении архиереев:

  • рассмотренные Общецерковным судом первой инстанции и направленные Патриархом Московским и всея Руси или Священным Синодом на рассмотрение Архиерейского Собора для вынесения окончательного решения;
  • по апелляционным жалобам архиереев на вступившие в законную силу решения Высшего общецерковного суда первой инстанции и высших церковно-судебных инстанций Украинской Православной Церкви, Автономных и Самоуправляемых Церквей.

Священный Синод или Патриарх Московский и всея Руси вправе направить на рассмотрение Архиерейского Собора иные дела, подсудные нижестоящим церковным судам, в случае, если данные дела требуют авторитетного судебно-соборного решения».

4. Изложить пункт 2 статьи 28 Положения о церковном суде в следующей редакции:

«Высший общецерковный суд рассматривает в качестве апелляционной инстанции, в порядке, предусмотренном главой 6 настоящего Положения, дела:

  • рассмотренные епархиальными судами и направленные епархиальными архиереями в Высший общецерковный суд для окончательного разрешения;
  • по апелляционным жалобам сторон на решения епархиальных судов;
  • рассмотренные высшими церковно-судебными инстанциями Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций) и переданные предстоятелями соответствующих частей Русской Православной Церкви в Высший общецерковный суд;
  • по апелляционным жалобам сторон на решения высших церковно-судебных инстанций Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций).

Данная статья не распространяется на Украинскую Православную Церковь».

5. Исключить пункт 6 статьи 50 Положения о церковном суде.

6. Дополнить главу 6 Положения о церковном суде новой статьей следующего содержания со смещением нумерации последующих статей:

«Рассмотрение дел в отдельных высших церковно-судебных инстанциях.

1. Апелляционные жалобы на решения епархиальных судов епархий Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов направляются в высшие церковно-судебные инстанции указанных частей Русской Православной Церкви (при наличии в таковых высших церковно-судебных инстанций).

2. Высший Общецерковный суд рассматривает апелляционные жалобы на решения, принятые как в первом рассмотрении, так и в апелляционном порядке высшими церковно-судебными инстанциями Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов.

3. Данная статья не распространяется на Украинскую Православную Церковь».

III. Изложить пункт 15 статьи 2 Положения о составе Поместного Собора в следующей редакции:

«По два делегата — одному клирику и одному мирянину:

  • от Патриарших приходов в США,
  • от Патриарших приходов в Канаде,
  • от Патриарших приходов в Италии,
  • от Патриарших приходов в Финляндии,
  • от Патриарших приходов в Туркменистане,
  • от Патриарших приходов в Республике Армения,
  • от Патриарших приходов в Королевстве Таиланд и приходов Московского Патриархата в Юго-Восточной и Восточной Азии.

Избранные делегаты утверждаются Патриархом (в период местоблюстительства — Священным Синодом).

Церковные учреждения в дальнем зарубежье, не входящие в состав епархий или приходских объединений, перечисленных в настоящей статье, представлены на Поместном Соборе руководителем Управления по зарубежным учреждениям».

В течение 2 и 3 февраля сего года в Москве проходил очередной Архиерейский собор Русской Он явился важным событием в религиозной жизни страны. Но прежде чем остановиться на тех вопросах, которые подлежали его рассмотрению, имеет смысл уточнить, что представляет собой этот орган церковной власти и какова его история.

Преемники святых апостолов

Практика созыва церковных соборов уходит корнями ещё в новозаветные времена, когда в 49 (по другим источникам в 51) году в Иерусалиме был проведён собор, на котором апостолами обсуждался важнейший вопрос - является ли обрезание необходимым для стяжания вечной жизни. Именно на нём было вынесено постановление, освобождающее всех принявших крещение от необходимости выполнять большинство иудейских законов и предписываемых ими обрядовых ритуалов.

В последующие годы церковные соборы вошли в повсеместную практику и регулярно созывались. При этом они делились на две категории - Поместные, то есть проводимые в рамках одной поместной церкви, и Вселенские, одно название которых говорит о том, что в нём принимали участие представители церквей всего христианского мира.

Особенности Поместных соборов

В историю прошедших времён вошли главным образом по названиям городов, в которых они проводились, поместных церквей, ставших их организаторами, государств, на территории которых они созывались, а также религиозных конфессий, решавших на них свои вопросы.

В работе Поместных соборов принимали участие представители не только широкого круга духовенства - от епископов до клириков низших ступеней, но также и депутации мирян, проживавших на данных территориях. Ими обсуждались различные вопросы, связанные не только с вероучением, но и с устройством церковной жизни, а также с управлением ею.

Форумы высшего духовенства

В отличие от них, участники Архиерейского собора - это исключительно архиереи, созываемые для принятия решений по наиболее важным внутрицерковным вопросам. Важно отметить, что разделение церковных соборов на Поместные и Архиерейские было установлено лишь в синодальный период. Прежде все главные решения, связанные с жизнью церкви, единолично принимал её предстоятель.

В наши дни Архиерейский собор является высшим органом управления как Русской православной церковью, так и Украинской, входящей в состав Московского патриархата. Его статус был определён решениями Поместного собора, состоявшегося в 1945 году. Тогда же появился термин, ставший его обозначением.

Предыдущий собор архипастырей

Совещанию архипастырей, проходившему в феврале нынешнего года в Москве, предшествовал лишь один собор (Архиерейский), состоявшийся в 1961 году в Троице-Сергиевой лавре. Любопытная деталь - никто из его участников не был заранее предупреждён о том, что им предстоит участвовать в столь представительном форуме. Все получили тогда лишь приглашения на празднования памяти её основателя и уже по прибытии узнали об истинной цели вызова. Этот собор (Архиерейский) 1961 года проходил в разгар хрущёвской антирелигиозной кампании, и подобная конспирация была отнюдь не лишней.

Недавно завершённый собор

Итак, нынешний Архиерейский собор РПЦ является вторым по счёту. Его началу предшествовала Божественная литургия в храме Христа Спасителя, совершённая протоиереем Михаилом (Рязанцевым). В ней вместе с патриархом Кириллом приняли участие все делегаты, прибывшие на этот крупнейший за последние годы церковный форум со всех концов страны и из-за рубежа.

Как видно из его опубликованных документов, а также из выступлений участников пресс-конференции, организованной после завершения работы, главным вопросом была подготовка к намеченному на ближайшее время Всеправославному (Вселенскому) собору, местом проведения которого должен был стать остров Крит.

Участники собора и его президиум

Состав Архиерейского собора был весьма многочисленным. Достаточно сказать, что в него вошли триста пятьдесят четыре архипастыря, представлявшие двести девяносто три ныне существующие епархии, объединённые вокруг Московского патриархата. В соответствии с ныне действующим церковным Уставом, председательствовал на нём Святейший Патриарх Кирилл. Он же в первый день работы собора выступил с докладом, в котором осветил основные вопросы жизни и деятельности российской церкви.

В состав президиума также на основании требований Устава вошли все постоянные члены Святейшего Синода. Ещё задолго до того, как начал работу освященный Архиерейский собор Русской православной церкви, ввиду важности выносимых на его рассмотрение вопросов, приглашения к участию в работе получили также некоторые представители автономных частей Московского патриархата, среди которых митрополиты Нью-Йоркский, Восточно-Американский, Латвийский и ряд других.

Выступление главы Украинской церкви

С большим интересом был заслушан доклад митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, рассказавшего собравшимся о том положении, в котором находится сегодня возглавляемая им церковь. Особое внимание к его выступлению было вызвано той сложной политической обстановкой, которая сложилась сегодня на Украине, и вынужденным противостоянием в отношении существующей там самопровозглашённой церкви.

Глава (МП) рассказал о той миротворческой роли, которую взяла на себя в наши дни вверенная ему церковь. Её пастыри и архипастыри прилагают все силы к тому, чтобы прекратить вражду в стране, где порой члены одного и того же прихода оказываются врагами и, являясь слепыми исполнителями чужой политической воли, ввергают страну в хаос и кровопролитие.

Докладчик также выразил глубокую благодарность церковным и светским властям России, организовавшим доставку гуманитарной помощи в районы, наиболее пострадавшие от междоусобных конфликтов, и выразил надежду, что нынешний собор (Архиерейский) станет ощутимым вкладом в дело установления мира на Украине.

Проблемы, связанные с подготовкой ко Вселенскому собору

Одним из основных предметов дискуссий, развернувшихся в ходе заседаний, стал предстоящий Вселенский собор, с которым связано очень много проблем самого различного характера, в том числе и порождённых беспочвенными слухами, возникшими на почве низкой религиозной осведомлённости граждан и связанными с этим суевериями.

Например, распространяются измышления, что относительно этого, восьмого по счёту, якобы существует пророчество, согласно которому он должен стать антихристовым, и что на нём будет заключена уния (союз) с католической церковью, отменены посты, узаконены повторные браки белого духовенства и принято ещё много постановлений, пагубных для истинного православия.

В связи с этим занимающий должность председателя Отдела внешних церковных связей, сообщил, что на протяжении всех последних месяцев в его канцелярию поступало множество писем от граждан, призывающих московскую делегацию отказаться от участия в этом богопротивном, по их мнению, мероприятии. А за несколько дней до того, как начал работу нынешний собор (Архиерейский), их число многократно увеличилось.

Роль собора в защите интересов российской церкви

Но имелись и более серьёзные вопросы, которые требовали своего решения. Одним из них было намерение организаторов Вселенского собора навязать всем его участникам в обязательном порядке исполнение решений, принятых большинством голосов. Такая постановка вопроса таила в себе явную опасность. Если, допустим, большинство делегаций проголосовало за всеобщий переход на новый церковный календарь, то все, в том числе и российская церковь, должны были бы этому подчиниться.

Однако благодаря настойчивости и последовательности представителей московского патриархата удалось добиться того, что решения собора будут иметь силу лишь в том случае, если за них проголосуют все без исключения делегации. В случае же если будет хоть один голос против, то данное решение не получит силы.

И таких вопросов было много. Те из них, которые ещё не нашли своего решения, а их, по словам выступавшего, достаточно много, подлежали детальному обсуждению, которому был посвящён минувший Архиерейский собор. Фото, представленные в статье, помогают представить деловую рабочую обстановку, в которой проходили его заседания.

Иные вопросы, рассмотренные в ходе собора

Среди прочих вопросов, включённых в повестку дня работы собора, была канонизация архиепископа Серафима, ещё прежде причисленного к лику святых, широко почитавшегося в России и Болгарии. За его прославление единодушно отдали свои голоса все делегаты. Кроме этого, (Поярков) зачитал доклад, посвящённый мероприятиям по увековечению памяти новомучеников и исповедников российских, ставших жертвами террора, развёрнутого в период борьбы с церковью.

С особым вниманием делегаты собора выслушали доклад В. Р. Легойды, возглавляющего Синодальный отдел по взаимоотношению с обществом и СМИ, о тех задачах, которые в наши дни стоят перед церковью в связи с её присутствием в социальных сетях. Докладчик подчеркнул всю важность этого пути общения с широчайшим кругом как верующих людей, так и тех, кто не нашёл ещё своего места в религиозной жизни. В частности, он подробно остановился на отдельных проектах, которые готовятся к реализации в ближайшее время.

Следующий созыв Архиерейского собора, согласно церковному Уставу, должен последовать не позднее 2020 года.

29 ноября 2017 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве начал работу Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Программа Собора включает юбилейные торжества, посвященные 100-летию восстановления Патриаршества — интронизация Патриарха Тихона состоялась в Успенском соборе Кремля 4 декабря 1917 года. На Собор приехали около 400 епископов РПЦ из 22 стран.

С основным докладом о жизни и деятельности Русской Православной Церкви перед Собором выступил Председатель Архиерейского Собора Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). В докладе были приведены статистические данные о церковной жизни и деятельности Патриарха в межсоборный период. Так, на сегодняшний день в РПЦ насчитываются 303 епархии ― с 2009 года их количество выросло на 144; 60 митрополий; более 39 тысяч штатных клириков. С учетом данных по дальнему зарубежью РПЦ принадлежат почти 37 тысяч храмов ― их количество выросло на 1340 за год, 462 мужских монастыря ― это на 7 больше, чем годом ранее, и 482 женских монастыря, то есть на 11 больше, чем в прошлом году. В дальнем зарубежье действуют более 900 приходов и монастырей Русской Православной Церкви, включая приходы Русской Зарубежной Церкви.

В своем докладе патриарх Кирилл также указал, что особое место в церковной жизни принадлежит старообрядным приходам Русской Православной Церкви, количество которых постепенно растет, как и частота архиерейских служений в них древним чином. Он отметил:

Продолжается развитие Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, способствующего улучшению подготовки священно- и церковнослужителей старообрядных приходов: в нем действуют кружки по изучению знаменного пения и устава, проходят стажировку клирики, с участием других крупных приходов издается учебная и научная литература, а также молитвословы для практического употребления. Создан уже и первый епархиальный центр древнерусской богослужебной традиции в Симбирске. Все это способствует лучшему усвоению богатого наследия русского многовекового церковного предания.

Второй день Архиерейского Собора открылся докладом председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), в котором он критически разобрал деяния Критского Всеправославного собора 2016 года. В частности, он высказался о документе «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», напомнив, что в РПЦ сомнения вызывают следующие формулировки: именование в документе инославных сообществ «церквами», выражения «поиск» или «восстановление» единства христиан. Также он отметил, что в документе «Таинство брака и препятствия к нему» содержится ряд спорных формулировок. В частности, фраза ранее опубликованного проекта: «Церковь не признает возможным для своих членов заключение однополых союзов» была на Критском Соборе модифицирована следующим образом: «Церковь не признает возможным для своих членов гражданских союзов ― как однополых, так и заключенных с противоположным полом». Данная формулировка вносит двусмысленность в текст.

Сегодня, 30 ноября, ожидается прибытие на Архиерейский Собор президента РФ В.В. Путина. Это первый визит на церковный Собор столь высокого государственного лица. До этого момента Президент страны, где по Конституции ни одна религия не может быть государственной, никогда не участвовал в подобных заседаниях.

Архиерейский Собор РПЦ — это высший орган церковной власти, который собирается каждые 4 года. Завершится он 2 декабря.

Заседания Освященного Архиерейского Собора проходили под председательством Патриарха Московского и всей Руси Кирилла (Гундяева) в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя . В работе Собора приняли участие 280 архиереев. На Собор прибыли церковные иерархи из 247 епархий России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Эстонии, а также епархий, находящихся в дальнем зарубежье.

В 1-й день заседаний Собора Святейшим Патриархом Кириллом был зачитан доклад о различных аспектах внутрицерковной жизни, церковно-государственных и церковно-общественных отношениях на всем каноническом пространстве РПЦ. В докладе были затронуты, в частности, вопросы, связанные с образованием новых епархий и созданием митрополий.

Патриарх отметил, что для выполнения поставленной на Архиерейском Соборе 2011 г. задачи открытия новых приходов, Свящ. Синод в мае 2011 г. инициировал исторический процесс образования в пределах республик и областей Российской Федерации нескольких епархий. Ранее подобное имело место в Украинской Православной Церкви и в Белорусском Экзархате. Однако, подчеркнул докладчик, в России эти преобразования должны быть более масштабными. За прошедшие 2 года было учреждено 64 новых епархий на территории одних и тех же субъектов Российской Федерации. Всего за это время было образовано 82 епархии. Со времени Поместного Собора 2009 г. образовано 88 новых епархий. Всего в настоящее время существует 247 епархий. Кроме того, решением Свящ. Синода от 27 июля 2011 г. был образован новый митрополичий округ - Среднеазиатский. В окт. 2011 г. Свящ. Синод внес важную корректировку в процесс разукрупнения епархий: епархии, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, стали объединяться в митрополии. За межсоборный период создано 33 митрополии.

Предстоятель сообщил, что для упрощения и удешевления процесса строительства новых храмов Собор поручил Финансово-хозяйственному управлению разработать проекты быстровозводимых и недорогостоящих храмов. В наст. время разработано 7 типовых проектов храмов вместимостью от 200 до 500 прихожан. После приобретения прав собственности на разработанную проектно-сметную документацию она сможет быть использована во всех епархиях с доработкой, где это необходимо.

Далее Патриарх Кирилл остановился на вопросах, связанных с жизнью епархий и приходов в странах, находящихся вне канонических территорий существующих Поместных Православных Церквей, а также о представительствах Московского Патриархата на территории других Автокефальных Церквей. По приблизительным оценкам, общая численность русскоязычной правосл. диаспоры в мире составляет сегодня около 30 млн. чел., и существенная ее часть - паства РПЦ. В наст. время в 57 странах дальнего зарубежья существует 829 приходов и 52 мон-ря Московского Патриархата, в том числе 409 приходов и 39 мон-рей в составе Русской Зарубежной Церкви. Предстоятель подчеркнул, что в 2011–2012 гг. были построены и освящены новые храмы в Таиланде, укрепилась община в Сингапуре, открылись приходы в Малайзии и Камбодже. Остро стоит вопрос о строительстве правосл. храма в Индии. Успешно осуществляются несколько крупных проектов: заканчивается реставрация храма и помещений Дома паломника подворья РПЦ в Бари, у мощей свт. Николая Мирликийского, практически завершено строительство первого русского правосл. храма на Аравийском полуострове в Объединенных Арабских Эмиратах, полным ходом идет строительство храма в Мадриде, во Франции России возвращен храм в Ницце, где теперь служит свящ. Корсунской епархии РПЦ. Активно ведется подготовка к строительству российского духовно-культурного центра в Париже на набережной Бранли. Важным событием стало получение Венской епархией РПЦ офиц. статуса в Австрии.

Прошло пять лет со времени подписания «Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей». За истекший период укрепилось доверие между людьми, наладилась взаимопомощь общин. Однако, Святейший Патриарх Кирилл с сожалением заметил, что продолжает оставаться болезненной проблема существования приходов, не принявших каноническое объединение РПЦ, в частности в Лат. Америке.

Затем Предстоятель коснулся вопросов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью Церкви.

Патриарх Кирилл также сообщил, что за межсоборный период архиерейское братство увеличилось на 75 архиереев, и сегодня в РПЦ несут служение 290 епархиальных и викарных епископов, из них - 225 правящих. Всего со времени Поместного Собора 2009 года было совершено 108 хиротоний, из них 88 при участии Патриарха.

Докладчик довольно подробно остановился на анализе различных тем, связанных с духовным образованием. Прозвучала оценка миссионерского, молодежного и социального служения Рус. Церкви за последние годы. Помимо этого Патриарх затронул вопросы информационной деятельности Церкви, ее диалога с обществом и государством, а также поделился своим видением межправосл. и межхрист. отношений, взаимодействия с представителями других религий.

Члены Собора заслушали доклад митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) , в к-ром он дал оценку современному положению канонического православия в пределах Украины.

В последующие дни члены Архиерейского Собора приняли ряд документов, предложенных для рассмотрения Межсоборным присутствием: «Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси», «Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви», «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции», «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Была утверждена новая редакция Устава РПЦ с учетом внесенных в него поправок. Архиерейский Собор также принял решение общецерковном прославлении прп. Далмата (Мокринского) , причисленного ранее к лику местночтимых святых Курганской епархии. Одним из важных документов, принятых Собором, стало Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций РПЦ, а также членов их семей. Собором было принято Положение о наградах РПЦ, которое упорядочивает систему общецерковных и богослужебных наград Рус. Церкви, учреждавшихся в разное время. Члены Собора единогласно утвердили на новый срок действующий состав Общецерковного суда. В заключение Архиерейский Собор принял постановления и обратился с посланием к клиру, монашествующим и мирянам Русской Православной Церкви.

Лит.: Кирилл (Гундяев), патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском Соборе РПЦ 2 фев. 2013 г. // ЖМП. 2013. № 3. С. 12-45; Соборный разум Церкви // ЖМП. 2013. № 3. С. 10; Постановления Освященного Архиерейского Собора РПЦ 2–5 фев. 2013 г. // ЖМП. 2013. № 4. С. 8–18; Позиция РПЦ по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции // ЖМП. 2013. № 5. С. 8–11; Варсонофий (Судаков), митр. Что изменилось в Уставе: Из доклада о проекте внесения изменений и дополнений в Устав РПЦ "О принятии новой редакции Устава Русской Православной Церкви" // ЖМП. 2013. № 6. С. 7; Устав РПЦ в редакции 2013 г. // ЖМП. 2013. № 6. С. 38–49.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...