Спас нерукотворный святитель николай чудотворец крест нательный. Крест православный

Первый Спас.

Медовый Спас, Маковый Спас, Первый Спас - народный и православный праздник в первый день Успенского поста 1 (14) августа. На Руси совершалось малое водосвятие, начинали сбор мёда и его освящение.

Первый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, «Макавей зельная» (белорус.), «Маковiя» (укр.), Маккавей. В этот день Русская православная церковь почитает: Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня; Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице; Семь мучеников Маккавейских: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара.

Изнесение Честнаго Креста.

Русская православная церковь в этот день отмечает Происхождение (изнесение) древ Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

Перед началом вечернего богослужения священник износит из ризницы Честный Крест, украшенный венком из живых цветов, полагает его на жертвенник и затем переносит на престол при свечах и каждении.

Если Изнесение Креста совпадает с воскресным днём, то полиелей служится в алтаре. Помазание елеем происходит после выноса Креста и поклонения Кресту на Великом Славословии.

Во время пения славословия священник совершает с диаконом троекратное каждение вокруг престола. По окончании Великого Славословия, при пении Трисвятого, поклонившись земно трижды, предстоятель взимает Крест на главу при пении заключительного: «Святый Боже» и исходит через горнее место северными дверьми до царских врат. Ему предшествуют алтарник со свечой и диакон с кадилом. По окончании Трисвятого священник произносит в царских вратах: «Премудрость, прости», творя крестное знамение в царских вратах и благословляя прихожан. Певцы поют трижды тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…». Священник в предшествии свещеносца и диакона идет на середину храма, где полагает Крест на заранее приготовленный аналой и совершает вокруг него троекратное каждение. Духовенство трижды поет: «Кресту Твоему…», каждый раз завершая пение земным поклоном, это же песнопение трижды повторяют певцы. Совершается поклонение Кресту, целование его при пении стихир «Приидите, вернии…» и др., совершается помазание елеем.

После Литургии совершается малое освящение воды и освящение мёда.

Об установлении праздника Происхождение честных древ Животворящего Креста сообщает греческий часослов 1897 года: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе из-за жары, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне 31 июля по старому стилю, износя его из царской сокровищницы, полагали на святом престоле Великой церкви в честь Софии-Премудрости Божьей. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честнаго Креста». Вернее было бы вместо «происхождение» употреблять слово «вынесение», но такова уж традиция перевода с греческого.

Мокрый Спас — Крещение Руси.

14 августа была крещена вся Русь водой Днепра, Медовый Первый Спас также зовут еще Мокрым, Водным Спасом или Спасом на Воде. После крещения Древней Руси и обращения славян в православных христиан наши предки переняли византийский обычай вынесения Креста в Медовый Спас - после 988 г. во всех городах, селах и деревнях Руси было принято совершать крестный ход с Крестом с последующим купанием в реках. Считалось, что вода смывает не только грязь и болезни, но и очищает от грехов.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честнаго Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами. В 1164г. князь предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святаго Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению Церкви, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

На Руси, особенно в Москве, в этот день совершался крестный ход на воду и чин водоосвящения, в которых принимал участие сам царь. Накануне праздника, вечером 31 июля, он выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а утром, в сам праздник, стоял заутреню. Напротив монастыря на Москве-реке устраивалась «Иордань». Возводилось над водою на четырех столбах строение, расписанное яркими красками, украшенное «златом-серебром», увенчанное золоченым крестом. По углам Иордани изображались святые евангелисты. Около Иордани устраивались два «места» - государево и патриаршее. Царское место покоилось на пяти точеных позолоченных столбцах, было расписано травами, украшено резьбой. Виднелись слюдяные окна и дверь. Изнутри окна и дверь задергивались тафтяной занавесью. Царское и патриаршее места огораживались раззолоченной решёткой, а помост вокруг них застилался алым сукном.

Царь и патриарх в окружении духовных и служивых приходили во главе крестного хода на Иордань; происходило торжественное освящение воды: в нее погружался крест. Все присутствующие получали из рук патриарха зажженные свечи. Перед погружением в Иордань царь возлагал на себя святые кресты с нетленными мощами. После выхода из Иордани он целовал крест и принимал благословение патриарха. Духовенство освященной «иорданскою» водой окропляло присутствующие войска, знамена, всем желающим разливалась святая вода. Две серебряные стопы, наполненные освященной водой, отправлялись в царский дворец.

Три Спаса.

Начинаются Спасовки или Спасы - народное название первой половины августа по старому стилю, когда отмечаются три Спаса и Обжинки (праздник жатвы). Названия даны в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса). По традиции в этот день совершается освящение мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу - пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. В большинстве районов начинался сев озимой ржи.

Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье». Отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. По погоде этого дня судят о том, каков будет третий Спас.

Примечательно, что до Медового Спаса православные христиане не едят мёда нового урожая. А вот мёд прошлого года можно кушать и до Медового Спаса. То же самое и с яблоками, виноградом, грушами нового урожая - их нельзя было есть вплоть до Яблочного Спаса на Преображение 19 августа. Кроме тех яблок или груш, которые чудом сохранились в погребе с прошлого года. До Орехового Спаса 29 августа нельзя есть новые, свежие орехи, будь то грецкие орехи или лесные орехи, фундук, лещина, кедровые орешки, миндаль.

Св. муч. Маккавеи и народные традиции.

14 августа день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 г. до Рождества Христова. Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил св. Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья. После смерти всех детей св. Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно наложились на русские обычаи и обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник «Макавей» - в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. Слово «маккавей» произошло от арамейского «makkaba» - «молот» -как оружие на врагов, также связывается с еврейским «makkevet», имеющим то же значение. С русским «веять мак» это слово просто созвучно, но в народном сознании память мучеников Маккавеев прочно связалось с освящением мака и приготовлением блюд из него. Там, где ещё сохранились старинные обычаи, в этот день пекут маканцы, мачники - постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготовляли маковое молочко - маково-мёдовую массу, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником, на Украине - макитрой, в Белоруссии - макатером. В Сибири этот день назывался еще и днем «Соломониды-бабушки».

Съедобный мак является распространённым и любимым продуктом, разнообразно применяемым в народной кухне, обрядовых блюдах восточных и западных славян. Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачок с мёдом - усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нём семьсот воевод».

В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».

«Спасом на воде» медовый Спас именован в честь малого водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые. На первый Спас примечали особенности, изменения в погоде. «Пришел первый Спас, держи шубу про запас», «С первого Спаса - холодные росы», «Отцветают розы, падают холодные росы». Но и: «С первого Спаса роса хороша». Отмечали резкое снижение температуры воды, объясняя это тем, что «на первый Спас олень копыто обмочил» или «в первый Спас - на воде - олень обмакивает копыто, во второй Спас - на горе - обмакивает хвост».

Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно наполнены до отказа, и пасечники приступают к сбору. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня.

«На первый Спас и нищий медку попробует!». С утра пчеловоды старательно высматривали, осеняясь крестным знамением, ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посудину, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» от летних трудов пчелы, «Божьей работницы», и начинал святить принесённый в сотах мёд. Часть освящённого мёда передавалась тут же «нищей братии», поздравляющей пчеловодов с Медовым Спасом. А затем большая половина этого праздника происходила на пасеке. Вечером обступала каждый пчельник толпа ребят и подростков, с тряпочками или листом лопуха в руках. Они получали «ребячью долю», после чего пели песни. На первый Спас «защипывали» (пробовали) горох. К этому дню во многих местах поспевала малина

Начало Успенского Поста.

С этого дня начинается Успенский Пост - это единственный многодневный православный пост в честь Богородицы и её Успения. Поэтому он очень строгий. Как нам приучить себя к посту?

Для этого, прежде всего, требуется постепенность приучения.

Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают безмерно поститься. Таковых пост не прочен, не полезен, а скорее вреден: они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, – без толку злятся на всех и на все, или же пост скоро делается для них невыносимым, и они бросают его.

Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно – мало-помалу.

Каждый сам должен определить – сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, – неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пьянством.

Во время поста Церковь предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качества постной пищи. Все строго рассчитано с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а – напротив – сделать ее легкой, крепкой и способной подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.

Пост есть необходимое средство для успеха в жизни духовной и для получения спасения, ибо пост, отнимая у плоти излишнюю пищу и излишнее питие, ослабляет силу чувственных влечений. Отсюда видно, что и польза поста многоразлична:

а) пост скоро и ясно показывает человеку, что для его жизни нужно немногое, и здоровье его зависит не от изысканной, но от простой пищи и пития;

б) пост очень скоро обнаруживает господствующие в человеке страсти и пороки, к которым он прилепился сердцем, и что плоть его больше всего любит;

в) пост делает нас способными к молитве и размышлению о Боге и Божественном. «Кто постится, тот с добрым духом молится», – говорит св. Иоанн Златоуст.

Вообще пост есть сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные и боголюбивые люди – всегда и везде. Все святые весьма строго постились сами и единодушно советовали поститься другим.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи – ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста монастырский устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг – «сварением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.

В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

Один из известнейших образов древнего мира – двухметровая статуя римского Императора Октавиана Августа. Ее копия стоит в Пушкинском Музее. Создали ее где-то в последней четверти I века, и она лежала в земле, пока ее не открыли в 1863 году. Император стоит в позе оратора, обращаясь с речью к своим воинам. Он облачен в драгоценный панцирь, украшенный чеканками, на которых изображены его победы нам врагами Рима. Мужественное лицо с классическими чертами выражает привычку повелевать и требовать безоговорочного подчинения. Лицо аристократа, правителя, полководца. Вся атлетическая фигура императора создает как будто силовое поле силы и власти – всякий сразу понимает, что это очень, очень могущественный человек.

Статуя Октавиана Августа. Фото: Till Niermann , Wikipedia.org

И это действительно было так – при всем формальном республиканстве Рима, это был, фактически, монарх всего цивилизованного мира. От Африки до Британии, от Испании до Иудеи знали, что это – самый могущественный человек на свете. По его слову менялась жизнь миллионов людей и приходили в движение огромные армии. В его честь возводили храмы и слагали поэмы, со всего тогдашнего мира к нему прибывали посольства, искавшие его расположения. Его провозглашали отцом и спасителем. Через месяц после его смерти сенат признал Октавиана богом и учредил государственный культ в его честь.

Но это – не самый известный образ, восходящий к I веку. Самый известный – это образ человека, претерпевшего издевательства, унижения и побои, подвергнутого мучительной и позорной казни. Этот человек родился в правление Августа в отдаленной, бедной и неспокойной провинции его империи, Иудее, в семье бедного ремесленника. При преемнике Августа – Тиберии – он был распят на римском кресте. Эту участь нельзя было назвать необычной – Рим правил железной рукой и распял тысячи людей.

Необычным было другое. Ученики Распятого стали провозглашать, что Он воскрес из мертвых. Что подлинный Бог, Господь, Судия и Спаситель – это Он, Иисус из Назарета. Не Август, и не Тиберий, а Иисус. Римлянам это казалось вопиюще абсурдным – но Благая Весть, которую проповедовали Апостолы, росла и распространялась, созидая Церковь – сообщество верующих, которые исповедовали Иисуса Богом и Спасителем, принимали Крещение и совершали Евхаристию, как Он заповедал.

Эта была не весть о том, как человек проявлял силу и могущество, приобретал власть и влияние, и, в конце концов, другие люди объявили его богом. Ровно наоборот – это была весть о том, как предвечный Сын Божий, Создатель, Хранитель и Владыка всего мироздания, сошел с небес, стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха, и жил жизнью сначала бедного ремесленника среди других бедных и угнетенных людей, потом – странствующего проповедника и чудотворца. А потом Его оклеветали, истязали и распяли – и Он безропотно принял такую участь. Более того, Он говорил, что именно для этого и пришел: “Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мар.10:45)

Апостольская Церковь возвещала (и возвещает сейчас), что этот униженный, попранный, преданный худшей из смертей человек – Бог и Спаситель, который из любви к каждому из нас сошел с небес в мрачные глубины смерти. На Кресте Он совершил наше искупление – и когда мы обращаемся ко Кресту с покаянием и верой, мы обретаем прощение грехов и жизнь вечную.

Церковь возносит над миром это знамение Спасения – спасения, которое не мог принести миру ни Август, ни Тиберий, ни кто либо еще, но только Иисус. Потому что все эти могучие властители давно мертвы – а Господь Иисус воскрес и жив во веки веков.

Мы собираемся в Церковь, чтобы поклониться Тому, кто умер за нас на Кресте, воскрес и будет царствовать во веки веков, когда все земные царства останутся в прошлом. Он разделил нашу смерть – чтобы мы разделили Его жизнь. Эта жизнь – в Чаше со Святыми Дарами, и Церковь раздает ее всем верным.

На заставке фрагмент фото Erik B

Читайте другие публикации о

Техника исполнения - Миниатюрный рельеф, литье, позолота, чернение. Ручная работа.

Средний вес - 7г

Материал - Серебро (925). Позолота (999).

Размеры - 2,8х1,8х0,4

Крест с иконами Спаса Нерукотворного, Божией Матери и святителя Николая Чудотворца повторяет одну из самых распространенных форм нательных крестов Московской Руси. Это небольшого размера изделие со слегка сужающимися перекладинами, закругленными углами и большим ликом Христа в центре — изображением Спасителя, каким Он Сам чудесно отпечатлел Себя на убрусе (полотенце).

Образ Спаса Нерукотворного — величайшая святыня христианского мира. Он хранился сначала в Эдессе, а с 944 года в Константинополе и почитался как самый сильный защитный символ христианства (утрачен 1204 году). Списки Нерукотворного Образа были известны на Руси с XI века. Его помещали над входами в крепости и храмы, на латах, шлемах, боевых стягах и, конечно, отливали в бронзе как охранные образки. До XVIII века Образ Спаса Нерукотворного встречается на большинстве нательных крестов.

С двух сторон образу Христа поклоняются серафимы, держащие в руках особые ангельские опахала — рипиды. Их образы, иконографически связанные с композицией «Поклонение Кресту», подчеркивают крестную символику изображения. Серафимы и херувимы — высшие ангелы, ближе всех Небесных Сил предстоящие Божественному Престолу. Но даже они не смеют взирать на Бога и прикасаться к Нему.

Превыше всех ангелов в Царствии Небесном — Пресвятая Богородица. Ей дано особое право испрашивать у Своего Божественного Сына милости для людей. Поэтому с древности на иконах Божию Матерь изображают в позе моления. Самый ранний из таких образов «Оранта» встречается уже в катакомбах первых христиан. На нем Богородица стоит, воздев руки к Небу. На кресте образ Оранты расположен непосредственно под иконой Христа как символ Ее молитвы за носящего крест человека. Икона Оранты имеет второе название: «Нерушимая Стена», потому что Божия Матерь несокрушимо стоит на пути злых сил, защищая от них людей.

На всем пространстве оборота креста изображена икона Николы Зарайского. Зарайский образ был принесен из Корсуни на Русь в город Красный в 1224 году по повелению самого Николая Чудотворца. Свое название икона получила после трагической гибели княжеской семьи. После убийства в Орде зарайского князя Федора его жена, княгиня Евпраксия бросилась с башни вместе с сыном и «заразилась» (разбилась). С тех пор город Красный стал называться Зарайском, такое же наименование получил и образ Николая Чудотворца.

Святитель Николай (втор. пол. III в.) — самый великий и чтимый святой в России. Он был епископом в городе Миры римской провинции Ликия в Малой Азии и прославился великими чудесами и делами милосердия, которые продолжает творить и за гробом. Св. Николая молят о заступничестве нуждающиеся, терпящие бедствие, невинно осужденные. Он помогает всем обращающимся к нему с верой и молитвой: учащимся, путешествующим, морякам и торговцам, исцеляет болящих, умиротворяет враждующих, находит пропавших и даже воскрешает умерших (пам. 22 мая и 19 декабря).

Миниатюрные серебряные иконы Спаса Нерукотворного, Божией Матери и святителя Николая Чудотворца обрамлены чистым золотом, которое подчеркивает смысловую и художественную ценность образов.

В древности золото и серебро часто соединяли в одном изделии. В христианской культуре золото символизировало Бога, нетварный свет Его славы и Небесный Иерусалим, серебро — Пречистую Богородицу, благодать святых и земную Церковь. Соединенные вместе, эти металлы являли союз Бога и святых, Неба и земли, Христа и Церкви.

Крест выпускается в двух видах: из позолоченного серебра (арт. 101.054) и в серебре с золотом в технике биметаллического литья (арт. 301.201). Биметаллический метод, позволяет отливать изделие одновременно из двух металлов. Соединенные таким образом металлы нерасторжимы, при этом золото окружает серебро и как бы несет его. Известно всего несколько подобных произведений, последнее из которых отлито в России в конце XIX века. Не так давно уникальная технология была возрождена мастерами компании «Акимов».

Новая технология, использованная в каноническом православном изделии, не разрушает, а развивает символические идеи Православия. С ее помощью создается зримый образ учения Церкви о Боге Вседержителе, несущем мирозданье в Своей деснице.

Нательный крест - это священный знак совершенного над человеком Таинства Крещения, символ его приобщения миру Божественного. В Крещении человек получает второе, духовное рождение. Он усыновляется Богу, становится членом Его Церкви, получая надежду на спасение и жизнь вечную. Ведь в Евангелии сказано, что «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

Небольшой нательный крест с Образом Спаса Нерукотворного на лицевой стороне и иконой Ангела Хранителя на обороте создан в традициях Православной Церкви с использованием древнехристианской символики.

В художественном убранстве старинных церквей часто можно увидеть крест, составленный из кругов. Это символ Божественной полноты и гармонии мироздания. Круг - знак Вечности, Неба и Бога, Который, по слову св. Климента Александрийского, «есть бесконечный круг, в коем все силы сходятся». Равноконечный же крест, по определению святых отцов, - образ Христа и знамение Его победы. Каждый крест символизирует мир, раскинувшийся на четыре части света и простирающийся, как его перекладины, вширь и ввысь. Основная поперечная балка показывает земное, вертикальная - преисподнее и Небесное и возрастание земли к Небу. Поэтому в равноконечном кресте заключена совершенная гармония Божественного и тварного бытия. «Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божественной держится высота и глубина, долгота и широта, то есть видимая и невидимая тварь», - говорит великий богослов и аскет прп. Иоанн Дамаскин (VII в.). Сочетание креста с кругом создает образ единения в Боге и причащения вечности всего мирозданья: Неба и всех концов земли. В данном кресте эту символику дополняет Образ Спаса Нерукотворного.

Древнейшим знаком Христа являются также круги с вписанными в них прямыми крестами, в виде которых здесь сделаны перекладины. На Руси еще до принятия христианства так изображали солнце. После крещения Руси известная форма наполнилась новым смыслом. Ведь в христианстве Господь прославляется как Свет Истины и Солнце Правды, все просвещающее Своими лучами. Здесь в каждом круге помещено по двенадцать горошин зерни вокруг креста и четыре покрупнее у центра. Это символическое изображение двенадцати апостолов и четырех евангелистов.

Крест, помогая стать ближе к Богу, охраняет человека от всякого зла, особенно от невидимых врагов. Одним из самых грозных для темных сил является изображение Нерукотворного Образа Спасителя.

Образ Спаса Нерукотворного, или Святой Убрус (полотенце) был величайшей святыней христианского мира. По Преданию, он чудесным образом отпечатлелся на куске холста, которым Господь отер лицо после омовения. В 944 году Святой Убрус был привезен в Константинополь и хранился в особом ковчеге в Фаросском храме. Исчез в 1204 году при разграблении Константинополя крестоносцами.

Списки этого образа известны на Руси с XI века. Его изображения помещали над входами в крепости и храмы, отливали в бронзе как охранные образки и в качестве навершия нательных крестов. Воины носили его на латах, шлемах и боевых стягах.

С XVII века на Руси на нательных крестах и в иконописи начинает широко изображаться также личный защитник каждого человека: его Ангел Хранитель.

Ангелы - существа тварные, хотя и более могущественные, чем человек. Поэтому их представляют по-разному: то прекрасными воинами, то почти бестелесными (например, на иконах Распятия), а иногда совсем по-детски (особенно в каменной резьбе и в мелкой пластике). На данном кресте использован образ, созданный древними мастерами города Юрьева-Польского.

Ангел Хранитель дается Богом каждому человеку, и он всю жизнь заботится о спасении его души. Он плачет, когда человек грешит, и радуется, когда тот очищается покаянием. При жизни Ангел Хранитель защищает человека от непрестанных нападений духов злобы, а после смерти становится его проводником в загробном мире. На нательный крест образ Ангела Хранителя помещается для того, чтобы человек всегда помнил о нем, молился ему и любил его.

Нательный крест не только крепкая защита человека, это и знак его обета Богу, данного в Крещении: уклоняться от всякого зла и жить по Христову закону любви к Богу и ближнему. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», -
говорит Господь (Мф. 16, 24).

Над созданием образа трудились художник Ирина Никитина и коллектив сотрудников компании «Акимов».

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...