Житийная икона. Александр Свирский: житие чудотворца

Сделать житие святого зримым, реальным и близким для ребенка 7–9лет – задача нелегкая, особенно, если в семье нет практики регулярного чтения житий или рассказа о них.

Сложно и рассказать о житии святого так, чтобы ребенок действительно его запомнил.

Во многих воскресных школах дети рисуют житие святого или отдельные эпизоды из жизни. Идея – замечательная – то, что ребенок нарисует, он прочувствует настолько глубоко, чтобы это запомнить.

Но само творчество – не главная цель воскресной школы. Нам важно не то, чтобы ребенок прекрасно научился рисовать. И даже не столько важно то, что он будет помнить, сколько мешочков золота бросил свт. Николай в окно нищему. Главная цель – это научить детей общему делу. Ведь именно так с греческого переводится Литургия. Нужно привить ребенку желание и умение работать в коллективе. Поэтому и рассказ о житии святого мы решили сделать коллективным делом.

Мы решили делать икону свт. Николая с житием.

В начале преподаватель рассказывает о жанре житийной иконы:

Житийная икона – икона, в которой расположенное в центре изображение святого (средник) окружают небольшие клейма со сценами из его жизни (“житие”).

Здесь можно показать несколько житийных икон известных святых. Затем педагог объявляет о том, что сегодня такую икону будет делать весь класс.

За основу берется репродукция, желательно хорошего качества, иконы того святого, о котором пойдет речь на занятии. Лучше всего для этих целей подойдет старый календарь.

Это – центр нашей иконы. А вот житие святого изобразить должны дети. Пока преподаватель рассказывает о житии святого, дети должны выбрать наиболее запомнившийся им эпизод. Во время рассказа можно показывать детям картинки из книги о святом – это поможет им лучше представить композицию своего рисунка.

Вместе с тем, на нашем занятии самым полюбившимся сюжетом стал эпизод чудо свт. Николая, о котором не было рассказано в книге и, соответственно, не было изображения. Больше всего детей тронуло чудо свт. Николая, когда во время Великой Отечественной войны святой явился в образе старичка и защитил маленького мальчика от хулиганов, которые хотели отобрать у него хлебные карточки.

Рассказ подошел к концу, дети закончили рисовать свои сюжеты на маленьких листочках бумаги. Больше всего сюжетов – про хлебные карточки и про то, как свт. Николай тайно три ночи подряд подбрасывал мешочки с деньгами отчаявшемуся от нищеты человеку.

Наши клеймы готовы – теперь берем двусторонний скотч и прикрепляем их к большой иконе. Так мы все. Каждый понемножку – сделали одну житийную икону.

Родился в III в. в городе Патары, Ликийской области (на юге Малой Азии). С самого рождения он удивлял своих благочестивых родителей: при крещении простоял в купели три часа, воздавая этим честь Пресвятой Троице; по средам и пятницам отказывался от материнского молока ради постных дней. Подрастая, он все более устремлялся к Богу, подолгу проводя время в молитве. Св. Николай пребывал еще в юношеском возрасте, когда его дядя, епископ Патарский, рукоположил его во пресвитера и предрек на Литургии: «Блаженно то стадо, которое будет иметь тебя пастырем». После смерти родителей будущий святитель начал раздавать свое наследство, являя к нищим великое милосердие. Узнав о бедственном положении трех отроковиц, вынужденных из-за горькой нужды идти на блудодеяние, преблаженный пастырь, «ненадежных надеяние», три раза тайно бросал в окно их жилища узелки с золотом, чем избавил от падения и духовной погибели.

Тайная помощь

Когда св. Николай отправился в паломничество в Святую Землю, корабль, на котором он плыл, попал в сильную бурю. Один из матросов сорвался с мачты и разбился насмерть. Но верующему все возможно: по молитвам святителя буря умирилась, а матрос был поставлен живым. На обратном пути св. Николай заметил, что капитан направляет корабль не в ту сторону, куда надлежит. Кротчайший пресвитер бросился ему в ноги, умоляя вернуть его на родину, но злонамеренный капитан нисколько не тронулся этой просьбой. Внезапно поднялся сильный ветер, который направил корабль в нужном направлении.

Вернувшись в Ликию, св. Николай удалился в обитель, именуемую Святым Сионом, однако Господь возвестил ему во время молитвы: «Если хочешь получить от меня венец, прими на себя подвиг служения людям». Покорясь воле Господней, св. Николай ушел из обители и, водимый промыслом Божиим, пришел в Миры, город Ликийской митрополии, где в то время происходили выборы епископа. Одному из архиепископов в видении был указан избранник Божий - святой Николай. По своему смирению св. Николай отказался от кафедры, но был вразумлен чудесным явлением Спасителя, подающего ему Евангелие, и Богородицы, возлагающей на него омофор.

Чудесное явление

Начало святительства Николая совпало с последними гонениями на христиан при Диоклетиане. Он был заключен в темницу, где укреплял духом своих соузников на твердое исповедничество. При воцарении святого Равноапостольного Константина святитель был освобожден из заключения и с новой ревностью распространял и утверждал христианство в Ликийской области. Ратоборствуя с духами злобы, св. Николай обходил языческие капища в городе Миры и его окрестностях и сокрушал идолов. Несмотря на великую кротость сердца, преблаженный Николай был ревностным поборником исповедания Православной веры. Когда на 1 Вселенском Соборе (325 г.) еретик Арий стал отрицать Божество Сына Божия, святитель дал лжеучителю пощечину, за что был лишен сана. Но некоторым из отцов Собора было видение Спасителя и Богородицы, возвращающих Николаю знаки архиерейского достоинства - Евангелие и омофор. Уразумев, что дерзновение святителя угодно Господу, отцы Собора восстановили его в сане.
Еще при жизни святитель прославился своим милосердием и чудотворениями. Однажды во время голода он помог своему городу Миры. Св. Николай явился во сне одному итальянскому купцу и просил его привезти в Миры корабль с хлебом. В задаток он дал купцу три золотые монеты, которые не исчезли, когда тот проснулся.

Преблаженный Николай имел дар являться людям, «яко по воздуху», для избавления их от смертельной опасности. Так он помог терпящим бедствие на водах путникам, плывущим из Египта в Ликию. Зная, что в Мирах живет угодник Божий, они стали от всего сердца призывать его. Вдруг они увидели старца в архиерейском облачении, который сказал им: «Вы призывали меня на помощь, и я пришел к вам, не бойтесь». Взяв руль, добрый кормчий стал управлять кораблем.

Однажды святитель избавил от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым военачальником. Святитель вырвал из рук палача меч, уже занесенный над головами страдальцев, и заставил неправедного властителя покаяться. 1-ое клеймо: От меча избавил А через некоторое время трое воевод, бывшие этому свидетелями, оказались оклеветаны перед императором Константином. Сидя в тюрьме, они вспомнили в отчаянии о святителе, освободившем неповинных, и стали просить Господа помочь им ради угодника. В ту же ночь святитель явился во сне Равноапостольному императору и повелел отпустить невинных воевод.

Много чудес сотворил святитель и после своей кончины. Заступник во всех бедах, он помогал, по великому милосердию своему, и малое моление приносящим, подавая им «великих недугов исцеление». Мощи святого, прославившегося истечением целебного мира, покоятся ныне в итальянском городе Бари.

Имя великого угодника Божия прославилось во всём христианском мире. В 6 веке император Юстиниан воздвиг в честь святого Николая часовню в Константинополе. С этого времени культ святого стал распространяться повсеместно. Святой Николай считается покровителем Руси. Нет, пожалуй, ни одного русского города без Никольской церкви. В конце 9 века Иоанн Диакон написал первое Житие святого угодника Николая. В это же время, согласно сохранившимся свидетельствам, святой Николай почитался и в Риме.

Лишь в 17 веке утвердился обычай, согласно которому святой Николай ходит по домам с мешком подарков, проверяет у детей знание катехизиса и важнейших молитв и вручает подарки. Позже появился ещё один обычай: накануне дня святого Николая дети усердно молились, причём для учёта молитв велась специальная тетрадь (первоначально это была разукрашенная дощечка, на которой делались зарубки). А вечером дети выставляли за дверь свою обувь, в которой утром они находили подарки. Постепенно на Западе, особенно в протестантских регионах, религиозный смысл образа святого Николая отошёл на второй план, святитель превратился просто в Деда Мороза.

В молитве, обращённой к святому, говорится: «Помоги нам, угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашеми: избави нас от всякаго зла и всякия вещи сопротивныя, управи ум наш, и укрепи сердце наше в правой вере, в нейже твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни крещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие, и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единого в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, ныне и присно и во веки веков».

2.1. Жития и житийная икона

Общеизвестно, что древнерусская живопись находилась в тесной связи с литературой. Это ставит задачу их совместного изучения, о чем много писал в последние годы Д.С. Лихачев. Нельзя не согласиться с высказанной им мыслью: «Сближения между искусствами и изучение их расхождений между собой позволяют вскрыть такие закономерности и такие факты, которые оставались бы для нас скрытыми, если бы мы изучали каждое искусство, изолированно друг от друга».

Поэтому достижение поставленной цели осуществлялось через одновременное изучение, как текстов житий, так и житийной иконы . Как известно житие воспринималось в древнерусском сознании как словесная икона святого.

Жития многократно перечитывались, охватываясь при этом в целом, как икона, как священная реалия, предназначенная для почитания, молитвы, подражания. Отношение верующего к иконе и житию во многом идентично.

Наиболее тесно икона и житие соприкасаются в житийной иконе, которая является попыткой изобразительного единения иконы и жития, словесного и живописного образа. В среднике иконы изображается святой, а на полях иконы в клеймах - эпизоды из его жития. Иконопись в своем персональном жанре дает образ святого вне конкретного исторического времени и вне времени вообще, то же самое мы видим и в среднике.

Но клейма житийной иконы , обрамляя средник, как бы окружают вечность временем. Эпизоды, изображенные в клеймах, являются лишь наиболее важными вехами, отмечающими житийный путь святого - пострижение или рукоположение, чудотворения, кончину, посмертные чудеса.

Клейма скомпонованы на иконе не столько по принципу развертывания действия во времени, сколько по принципу дополнительного свидетельства о святости изображенного; житийная икона, как и всякая икона, ориентирована не на время, а на двуединство святого места и вечности.

Таким образом, вечность, царящая в среднике иконы, только подчеркивается системой одновременно воспринимающихся клейм на полях иконы.

2.2. Различные редакции Жития Преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких.

В ходе изучения иконы необходимо было определить, по какому житию написана данная икона. Поэтому передо мной встала непростая задача – изучить и систематизировать материалы и различные редакции житий святых.

«Житие Дионисия Глушицкого известно более чем в 80 списках, из них не менее 37 – XVI века. Ни один из списков не передает в точности текста диакона Иринарха. В них читаются 4 полные редакции Жития: Основная, представленная небольшим количеством списков, минейная и краткая минейная редакции, встречающиеся только в Четьих-Минеях, Сокращённая, известная в первом списке, две редакции нового времени и значительное число проложных редакций и вариантов». ()

Итак, нам известно, что первое Житие преподобного Дионисия Глушицкого написано иноком Иринархом того же Глушицкого Покровского монастыря в 1495 г., спустя 58 лет после кончины преподобного.

В своем повествовании он основывался не только на словах и записях людей, которые слышали рассказы учеников преподобного, а также на записках очевидцев и современников. «Житие Дионисия в редакции Иринарха в смысле исторического источника принадлежит к числу немногих превосходных житий, какие можно найти в древнерусской литературе». ()

«По исследованиям В.О. Ключевского основная редакция является вторичной по отношению к минейной. Судя по всему Ключевский воспринимал минейную редакцию как текст Иринарха». (

Житийной принято называть икону, которая состоит из нескольких изображений и включает также житийные сюжеты. В центре иконного пространства располагают изображение святого, а вокруг средника размещают композиции, иллюстрирующие события жизни святого, т.е. его житие, деяния, чудеса. Точно нет сведений, когда появились первые житийные иконы. Предшествовали их появлению изображения житийных композиций на книжных миниатюрах и в храмовой живописи. Святые отцы христианства оставили в своих трудах упоминания об иконах с событиями Житий святых. Так в «Похвальном слове» св. вмч. Феодору святителя Григория Нисского говорится, что на иконе изображены «…доблестные подвиги мученика, искусством красок излагается рассказ о подвиге».



В иконописи известны разные принципы расположения житийных сцен. Традиционно в византийской школе на житийных иконах расположение и чтение сюжетов в клеймах, размещенных вокруг средника с образом святого, начинается с левого верхнего клейма, продолжается по верхнему полю, далее изображается попеременно слева направо на полях и заканчивается клеймом в правом нижнем углу. Иногда последовательность изображения нарушалась. В таком случае «прочитать изображение» и понять причины отступления от канона помогают тексты. Главным литературным источником для сюжетов житийной иконы были различные версии житий святых, зачастую, помимо канонических текстов прибегали к апокрифическим источникам. Обязательным элементом иконы было написание имени святого и надписи с поясняющим текстом на каждом сюжетном клейме.


Одной из самых древнейших житийных икон является Кипрская икона, довольно больших размеров (106см на 62 см), св.вмч. Марины в Никоссии.

Большой интерес к житийной иконе был в Древней Руси. Такие иконы особо отличались богатством идей, разнообразием изобразительного искусства и по праву считаются историческим достоянием национальной культуры.

Многие историки искусства считают, что житийные иконы на Руси появились уже в «домонгольский» период. Самое раннее сохранившееся изображение эпизодов из житий святых есть в росписи 4 приделов Софийского Собора в Киеве (приблизительно середина ХI века), описывающее Житие Богоматери, сцены из житий святых апостолов Петра и Павла, вмч. Георгия Победоносца.

Известны древние русские житийные иконы с клеймами святых Бориса и Глеба, икона Пророка Илии в пустыне с житием и Деисусом, вторая половина 13 века, икона св. Николая Чудотворца с житием 14 века.

Сохранились житийные иконы в сельских храмах Руси, в коллекциях собирателей икон, в музеях.

По составу сюжетов клейм русские житийные иконы отличаются от византийских памятников.

Мировую известность получило новгородское житийное письмо «Евангельские сцены» из церкви Бориса и Глеба в Плотниках. Считается, что это единственная икона, которая не имеет средника, редкий сохранившийся пример «ленточного» изложения евангельских сюжетов. В творениях св. Дионисия прославляются деяния русских святых, что находит свое воплощение в ряде житийных образов, выполненных для Успенского Собора Московского Кремля и русских монастырей.

Вторая половина 16 века дарит миру новый взгляд на житийную икону, доминирует ее просветительская роль. На иконе появляется большее количество клейм, получают распространение развернутые изображения житий святых. Если не сохранялось подробного жития святого, то на клеймах запечатлевали события детства.

Современные иконописцы по-прежнему часто обращаются к житийным иконам, следуя старинным традициям написания образов святых с житиями.

Сегодня, наверное, в каждой иконописной мастерской можно встретить житийную икону, которую мастера делают на

Лучшее своё произведение - икону "Илья Пророк в двадцати шести клеймах жития" Семён Спиридонов Холмогорец написал в 1678 году - в год выдвижения на место царского жалованного изографа. Эта икона по праву должна быть названа не только шедевром мастера, но и всей русской иконописи второй половины 17 века. По-видимому, подобное значение произведению придавал и сам художник, замысливший его образцом "свободы иконного воображения", как свидетельство, подтверждающее справедливость высокой оценки, данной его творчеству лучшими изографами царской Оружейной палаты.

Впервые на этой иконе Семён Спиридонов вводит в композицию центральной части житийной иконы золотую узорчатую арку на тонких фигурных колонках. Такие арки стали в дальнейшем характерным элементом декорировки средников и на других произведениях мастера.

Композиционное решение иконы "Илья Пророк" отличается чёткостью. Строго разграничивается средник, рамка с текстом, ряды клейм. Клейма не сливаются друг с другом, а отделены одно от другого довольно широкими полосками золотых фонов. Но не смотря на обособленность каждой из перечисленных деталей, при рассмотрении иконы издали всё кажется объединённым в одно целое и служит роскошным обрамлением центрального изображения в среднике. Живописное решение икон Спиридонова столь великолепно, что их никогда не декорировали металлическими окладами, венцами и цитатами, даже когда спустя столетия живопись потемнела, когда краски образов под олифой стали не такими яркими.

Присматриваясь к лучшим творения мастера - датированным житийным иконам, можно заметить, что Холмогорец всегда с большим мастерством писал не крупные фигуры в средниках, а мелкие в клеймах. Его истинным призванием была миниатюра. В этом виде живописи он был признанным авторитетом, и мало кто из современных художнику мастеров даже среди ярославских иконописцев второй половины 17 века мог соперничать с ним в умении рисовать крохотные фигурки людей, строить замысловатые архитектурные композиции, сочинять на тексты житий святых разнообразные сцены в клеймах икон.

Семён Спиридонов писал житийные иконы, состав клейм которых не изменялся столетиями, и образа, житийные циклы которых приходилось разрабатывать почти впервые. К числу последних его работ принадлежат иконы Василия Великого и Иоанна златоуста. Василий и Иоанн - отцы церкви, составители литургии были высочайшими авторитетами в вопросах веры.

Люди в клеймах спиридоновских икон стройны и изящны. Все они облачены в нарядные красочные одежды: в традиционные иконописные хитоны и гиматии, в русские костюмы 16-17 веков, в воинские доспехи в стиле барокко. Маленькие человечки не ступают по земле, а как бы парят над нею, касаясь её ноками ног. Позы и жесты людей изыскано благородны, лишены суетности. В отличие от ярославских художников, стремившихся представить людей бегущими, бурно жестикулирующими, изобразить действие в момент наивысшего напряжения, Семён Спиридонов предпочитал сцены, развивающиеся в медленном ритме.

Вторая половина 17 века была для древнерусского человека временем глубоких перемен буквально во всех сторонах жизни. В царствование Алексея Михайловича закладываются основы российского феодального абсолютизма. Во второй половине 17 века в России создаются латинская и греческая школы. Люди тех лет спорят не только о вопросах веры, но и о многих других предметах. Русский народ с интересом и любопытством приобщается к культуре стран Европы, дивится быту иноземцев, живущих в Москве и Ярославле, но боятся заводить с ними дружеские отношения.

Мировоззрение русского художника было исключительно религиозным, темой его произведений всегда были сюжеты христианской мифологии. Но неверно думать, что русские мастера не могли в рамках этих тем выявить сюжеты, звучавшие современно, позволявшие отобразить характерные явления того времени. Настоящие художники умели откликнуться на события, происходившие при их жизни, насытить традиционное иконное изображение темами и мотивами, интересными и понятными широкому кругу современников. Например, в одном из клейм иконы "Богоматерь с младенцем на троне" изображена осада города Константинополя военными кораблями. За крепостной красной кирпичной стеной, укреплённой островерхими башнями, в городском соборе горожане и священнослужители взывают с мольбой к иконе Богоматери Одигитрии и просят помочь отразить врага. Впервые на иконах Спиридонова в этой сцене изображены грозные военные суда, вооружённые пушками, жерла которых торчат из открытых квадратных люков. Показаны различные типы кораблей, больших, средних и малых. Но рисунок каждого судна, независимо от его размеров, выполнен скрупулёзно и точно.

Семён Спиридонов умел выявить в житийном цикле иконы сюжеты, содержание которых перекликалось с событиями современности, позволяло дать им оценку.

Клейма икон Семёна Спиридонова Холмогорца, как и небольшие драгоценные образа кисти прославленных строгановских мастеров и миниатюры в роскошных рукописных книгах, рассчитаны на длительное любование. Изысканная красота их раскрывается постепенно.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...