Что означают пасхальные куличи и яйца? Что означает Пасха и символы, связанные с праздником (кулич, яйцо).

Приветствую Всех на страничках блога !
Вот и закончился Великий Пост и началась Страстная Неделя – воспоминание последних дней земной жизни Иисуса Христа. Во весь период поста, христиане задумывались о своей жизни, о своих согрешениях, кто-то пытался себя ограничить от определенной пищи, кто-то старался исправить свою духовную жизнь – очиститься от грехов. Пост – это время покаяния, воспоминание о земной жизни Христа, Его проповеди, Его страданий и распятия. На каждая семья тщательно готовится к великому торжеству – празднику Пасхе. Весь пост мы очищали свои души от грязи греховной, чтобы встретить праздник Пасху — Воскресение Христа с чистой душой, также за неделю до праздника мы очищаем свои жилища. Также есть такой древний обычай выпекать в великий четверг куличи.

Откуда пошла традиция, выпекать к Пасхе куличи? Что символизирует кулич, какова его история возникновения?
Ну, чтобы узнать саму историю возникновения кулича и его символ, нужно вспомнить ветхозаветную историю.

Почему именно пресный хлеб? Потому как это было им в воспоминание о том, что исход из Египта был очень поспешным, и они просто не успели заквасить хлеб, и взяли с собой только пресный. Вот отсюда и второе название Пасхи – Праздник Опресноков. Каждая семья должна приносить в храм агнца и по специальному Моисееву закону закалывали ягненка, этот агнец служил прообразом и напоминанием о грядущем Спасителе.
Агнца, который назывался – Пасха, семья должна была запечь и съесть с горькими травами, это было воспоминание о горькой жизни еврейского народа в Египте. За праздничным ужином отец семейства рассказывал историю исхода евреев из египетского рабства.

После того как пришел Иисус Христос, празднование Пасхи Нового Завета приобрело нового значения, а старозаветное празднование Пасхи потеряло смысл. Далее движемся в Новый Завет, что мы видим из строк Нового Завета.
«В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Матфея 26: 17 – 18 ст.).

За тайной вечерей Христос сидел посреди учеников, преломлял хлеб и раздавал ученикам говоря: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Матфея 26: 26 – 29 ст.).

Как видите, хлеб был символом, и по традиции ветхозаветной выпекался в воспоминание, освобождения из рабства, а во время тайной вечери Иисус Христос дал Новое значение «сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание».

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос – хлеб, который приносится в храм и освящается на богослужении на сам праздник Пасху, а на Пасхальной неделе раздается верующим. Пасхальный артос — символ Самого Господа Иисуса Христа. Когда Христос обращался к ученикам, говорил: «Я есмь хлеб жизни… Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира» (Ин. 6, 48-51).
Этот хлеб – артос всегда приготавливается из дрожжевого теста, в отличии от иудейского опреснока, у квасного теста есть жизнь, закваска дышит, в ней жизнь, которая может длиться вечно.

Давайте начнем издалека. Мы знаем, что в праздник Преображения освящаются земные плоды, в первую очередь, — виноград, яблоки и др. Зачем? Чтобы эти яблоки и виноград стали святее? Нет, конечно. Давайте подумаем. Мы ведь приносим Богу те плоды, которые Господь дал нам произрастить, так? Сажает-то человек, а произращает Бог. И вот эти плоды мы приносим Ему, посвящаем Ему, и потом принимаем от Него это как радость праздника, как некое благословение Божие на наши жизненные труды.

Кулич является подобием церковного артоса - большого хлеба с изображением креста с терновым венком (в знак победы Христа над смертью) или образом Воскресения. Он является одним из древнейших символов Воскресения Христа (апостолы за трапезами оставляли среднее место за столом пустым и клали на него хлеб, предназначавшийся Иисусу). В дни празднования Пасхи артос обносят с крестным ходом вокруг храма и оставляют на особом столе по примеру апостолов, а в субботу светлой седмицы после благословения раздают верующим.

Кулич - домашний эквивалент артоса. Для его приготовления используются дрожжи. Кулич заменяет опресноки из Ветхого Завета. По этой причине квасной кулич - символ замены Ветхого Завета на Новый.

Освящение куличей – это в некотором смысле символический обряд. Освящается вообще переход на другую пищу – от постового режима питания к скоромному. Специально о куличах в требнике ничего не говорится.

Но мне кажется, для церковного человека, как-то это очень естественно – чтобы моя еда, тем более, в день пасхальный, стала бы не просто моим личным делом: вот я бутербродик с сыром сейчас съем, наконец-то! - а чтобы она стала, чем-то соединяющим меня с тем, что я как христианин считаю, самой главной радостью и смыслом моей жизни, и с жизнью всей Церкви, которая вкушает именно эти яства в этот день на утро Пасхи.

Еда для религиозного сознания – это больше, чем просто еда. Это еще и знак выражения некой общности. В данном случае, общности с Церковью.

Известно, что в древности люди приносили в церковь просфоры, которые пекли сами, и они использовались в богослужении для совершения Таинства Евхаристии. Но это — хлеб, который используется в богослужении, это приношение Богу. Но ведь наша жизнь проходит не только в храме, но и дома, и на работе.

В храме мы радуемся и причащаемся Небесного Хлеба — Тела и Крови Христовой, принимаем Христа в свое сердце и в свое тело. Эта радость касается и наших душ, и наших тел. Поэтому вполне закономерно в дни великих праздников делается праздничная трапеза. И в праздник Пасхи нас интересует не изобилие разных деликатесов на столе. Есть ли таковые, нет ли — это не принципиально. Вопрос в другом.

Смотрите, хлеб символичен — это тот продукт, без которого человек не мог существовать: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» В древнем мире хлеб был всегда символом жизни, питания. Но хлеб-то мы получаем от Бога: Он произращает злаки, а мы их используем.А кулич — это не просто хлеб для питания нашего, но хлеб радости праздника, который мы употребляем дома, во время агапы, праздничной домашней трапезы. Делаем этот хлеб сдобным и красивым, ведь это хлеб величайшего праздника. Украшенные куличи, сладкие творожные пасхи, крашеные яички — понятно, что все это освящается молитвой…

Кулич традиционен с глубочайшей древности, как и крашеные яички, и творожная пасха, которая в разных местах может иметь другое название. Да и кулич в некоторых местностях именуется по-другому. Например, в Украине кулич называется пасхой, а творожная пасха — сырной пасхой. Но смысл в употреблении их один и тот же — это отражение нашей радости.

В первые века христианства люди совершали Литургию, молились, причащались, а потом начиналась агапа — вечеря любви, на которой собирались после праздника, сидели за столом, вкушали пищу в радости и веселии. Сейчас наши праздничные пасхальные трапезы — это продолжение праздника за столом, в домашних и семейных условиях. Так что кулич вполне можно назвать хлебом радости — радости, принесенной от Бога в нашу земную жизнь.

Почему же все-таки мы освящаем пасхальные кушания? Чтобы на нашей пище и на нас пребывало благословение Божие. И прежде всего мы освящаем пищу, кропим святой водой, чтобы освятить нашу трапезу.

Яйцо очень символично, потому что, с одной стороны, содержит в себе еще нераскрывшуюся жизнь. Но, с другой стороны, яйцо и символ Воскресения — как Христос, лежащий во гробе, которого не может сдержать гробовая пещера, и Он выходит наружу. Эта трапеза освящена тысячелетними традициями. Она есть во всех христианских странах, хотя в разных странах формы могут различаться.

Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.

Куличи, яички и пасхи освящаются в храмах. Бывает, что в храме очень тесно, много народу, тогда освящение проходит на улице. Расставляются столы, проходит священник, окропляет принесенную снедь святой водой. Но, конечно, если есть такая возможность, очень хорошо, когда освящение куличей и прочего проходит в храме, а не просто люди пришли к церкви и освятили их. Почему? Потому что намного лучше, если люди придут не просто, чтобы покропили яички, а к Богу, в храм, прося Его благословения.

Они пришли, взяли свечку, вошли в храм, зажгли ее. Вот куличик со свечкой. Это значит что? Молитвенное возношение к Богу. Вот Плащаница, которая стоит посреди храма. Люди с молитвой прикладываются к изображению мертвого Христа, Который умер за наши грехи и Который потом Воскреснет, Воскресение Которого мы и будем праздновать.

После этого они подходят к священнику, окропляются и их приношения, и они сами.

Что получается: люди пришли в храм с молитвой, приложились к святыне, предстали пред Божиим престолом с теми своими дарами, которые нужно освятить. Люди малоцерковные, освящая свои куличи таким образом, в какой-то степени приобщаются своим сердцем к святыне, потому что мало кто подойдет равнодушным к изображению умершего Христа. И очень хорошо, если в храме есть возможность провести освящение именно таким образом. В нашем храме мы стараемся идти именно этим путем.

Если мы хотим, чтобы пасхальная радость коснулась детей, то дети должны участвовать и в приготовлении Пасхи, в том числе и молитвенном: и в богослужении пасхальном, и в праздничной пасхальной трапезе. Поэтому это очень нужно и важно и очень полезно для детей.

о. Борис Балашов

16 апреля православные христиане отмечают праздник Пасхи - важнейший и один из самых светлых в христианской традиции. Церковное празднование длится 40 дней, однако основные торжества происходят в течение самого пасхального воскресенья.

Праздник Светлого Воскресения

Пасха неразрывно связана с темой возрождения, перехода от смерти к жизни. Согласно христианской традиции, Иисус Христос был распят и во искупление грехов людских в мучениях умер в пятницу, сразу после чего тело его было погребено. У его гроба был установлен специальный караул. Однако когда на рассвете воскресенья жены-мироносицы вместе с Марией Магдалиной пришли к гробу для проведения обряда помазания, они обнаружили камень отодвинутым, а явившийся им ангел объявил, что тела Христова здесь нет. Мария Магдалина, испугавшись, что тело Христа было перенесено в неизвестное место, обратилась к Петру и другим ученикам его. Когда все они вновь явились к опустевшему гробу, Марии Магдалине явился сам Иисус Христос, сказавший, что он восходит к Отцу своему. В тот же день весть о Светлом Воскресении Христовом распространилась среди верующих.

Как вычисляется дата праздника

Центральное событие в христианском календаре - Пасха является праздником преходящим: ее дата меняется из года в год и зависит от солнечного и лунного календарей. Кроме того, из-за разницы юлианского и григорианского календарей разнятся даты православной и католической Пасхи.

Для того чтобы определить точную дату празднования, применяется сложная система расчета. Но праздник неизменно отмечают в ближайшее воскресенье, следующее за первым весенним полнолунием.

Если первое весеннее полнолуние выпадает как раз на воскресенье, то Пасха будет праздноваться уже через неделю, если же само полнолуние наступает раньше 21 марта, то праздник будет рассчитываться от следующей полной луны.

От даты празднования зависят и даты Великого поста, предшествующего Пасхе. Именно на его последнюю - Страстную - неделю приходится основная подготовка к торжествам.

Самая светлая служба

Пасхальная служба - самая светлая и радостная в церковном календаре. Вечером накануне праздника верующие собираются в храме, откуда в полночь отправляется праздничный крестный ход. После того как крестный ход с песнопениями обходит территорию вокруг храма, начинается пасхальная заутреня и литургия.

Неотъемлемым элементом праздника являются специальные красные свечи. Красный в этот день также преобладает в парадных одеяниях духовенства - это главный цвет праздника, символизирующий собой кровь Христа, пролитую при распятии.

Огонь - еще один важный символ праздника, означающий очищение и свет. В Россию из Иерусалима ежегодно специальным рейсом доставляется Благодатный огонь, который выносят из Гроба Господня во время богослужения, совершаемого в храме Воскресения Христова. Вынос Благодатного огня символизирует собой выход из Гроба Господня воскресшего Иисуса Христа (Света Истинного).

Символами жизни в пасхальной традиции являются куличи и яйца.

Яйца, кулич и пасха

Пасхальная трапеза, первая после окончания Великого поста, всегда является пышной и праздничной. На столе в этот день неизменно присутствуют кулич, творожная пасха и яйца. При этом каждый из этих элементов имеет особый смысл.

Так, пасхальное яйцо принято связывать с Гробом Господним, поскольку оно выглядит мертвым снаружи, но при этом несет в себе новую жизнь. Кроме того, считается, что Мария Магдалина, пробившись к императору Тиберию, преподнесла ему единственный подарок, который могла себе позволить, - крашеное яйцо.

Сегодня яйца красят в самые разные цвета, но традиционным по-прежнему остается красный, как главный цвет всего праздника.

Кулич - один из самых известных элементов пасхального стола - берет свое начало у особого церковного хлеба, артоса, который раздают прихожанам накануне Пасхи, и символизирует собой тело Господне. Куличи, а также пасхи и яйца традиционно приносят на освещение в субботу. Однако специальная молитва существует лишь на освящение сыра (пасхи) и яиц, а вот отдельной молитвы на освящение кулича нет.

Творожная пасха, как и крашеные яйца, символизирует собой Гроб Господний, но уже из-за своего внешнего вида - она всегда готовится в форме усеченного конуса. В Петербурге даже действует церковь, получившая название «Кулич и пасха» - ее колокольня выполнена в форме пасхи, а сам храм очертаниями напоминает кулич.

Христосование и Красная горка

Начиная с пасхальной ночи и в течение последующих 40 дней верующие христосуются. Согласно заветам апостолов, при встрече принято говорить - «Христос воскресе!», в качестве ответа - «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Пасхальными яйцами также принято христосоваться, разбивая их друг о друга, подобно троекратному поцелую.

Кроме того, в этот день принято приносить дары в больницы, приюты, тюрьмы и подавать милостыню. Считается, что для того, чтобы земля была плодородной, нужно прокатить по ней пасхальные яйца - отсюда пошел обычай катать яйца с горки наперегонки. В царской России эти развлечения растягивались на 2–3 недели и назывались Красная горка. Обычай жив до сих пор, хотя сегодня чаще всего эти развлечения приходятся именно на пасхальное воскресенье.

Высокий ароматный хлеб с крестом или образом Воскресения, дрожжевой кулич, в православной церкви является ритуальной выпечкой и символизирует возрождение Иисуса. Кулич традиционно выпекают на главный религиозный праздник всех христиан - Пасху. Католики, кроме кулича, подают песочные «бабки». Вместе с окрашенными яйцами, кулич и творожная пасха являются главными блюдами праздничного стола.

Религиозное значение кулича

Артос (греч. Áρτος - квасной хлеб), всецелая просфора, большой церковный квасной (дрожжевой) хлеб с изображением креста и тернового венца, печется специально для празднования светлого Воскресения Христа, на Пасху. Согласно Ветхому Завету апостолы, принимаясь за трапезу, оставляли место в середине стола пустым, для невидимо присутствующего Иисуса Христа и клали на него хлеб.

В первый день Пасхи артос обносят вокруг церкви с крестным ходом и, по примеру апостолов, оставляют на особом столе, аналое. Всю неделю этот хлеб находится в храме. В субботу в святую седмицу, после благословения, раздают его всем верующим. Это символическое выражение того, что Христос сделался для христиан настоящим хлебом жизни.

Кулич - домашний аналог артоса. Пекут куличи в чистый четверг на страстной неделе и освящают его в храме. Для приготовления куличей используют дрожжи, это тесто заменяет ветхозаветные опресноки. Таким образом, пасхальный кулич является еще и символом перехода от Ветхого Завета к Новому.

В Ветхом Завете пасхой назывался закалываемый на праздник агнец (ягненок), прообраз грядущей жертвы Христа, агнца Божьего. Именно Иисусу Христу была отведена роль родоначальника новозаветного христианского рода, поскольку он своей жертвой избавил род человеческий от страданий и бед, греха, проклятия и ада. Воскреснув из мертвых, Христос «смертию смерть попрал», и предстал в новом качестве своей плоти.

В Ветхом Завете не было понятия кулича, пасхального агнца вкушали с пресными лепёшками (опресноками), с горькими травами. Пасхальный кулич имеет языческое происхождение. Высокий хлеб с яйцами символ языческого бога плодородия Фаллоса, мужского начала. Религиозный смысл кулича состоит в том, что, вкушая его, христиане, выходцы из языческого мракобесия, празднуя Великую Пасху, пришли к свету Воскресения.

Секреты и приметы приготовления куличей

Дрожжевое тесто для куличей готовят в чистый четверг перед Пасхой. Рецептов приготовления огромное множество. Главные составляющие теста - мука, яйца, дрожжи, молоко, сахар и масло. Остальные специи и приправы добавляются по вкусу.

Прежде чем приступить к приготовлению куличей, нужно помолиться, очистить душу, мысли и руки, вымыть кухню. Это один из главных секретов удачной выпечки. Ничего не должно мешать в приготовлении. Ссоры и разборки в семье могут свести на нет все усилия.

Приготовленное тесто должно хорошо выстояться, подойти несколько раз. Поскольку куличи готовят сдобными, изобильными, тесто поднимается не так быстро, как в обычном дрожжевом пироге.

Выпекают куличи в специальных формах, которые наполняют лишь на одну треть. В духовке тесто поднимется еще раз и займёт всю форму полностью. В большой форме кулич выпекается при температуре 180 градусов в течение часа. Первый раз проверить готовность кулича можно не раньше, чем через тридцать минут, иначе тесто опадёт, и выпечка получится неудачной. Время приготовления зависит от возможностей духовки, густоты замеса, качества теста, его количества и величины формы.

Готовые куличи вытаскивают на мокрое полотенце. Если перед тем как в форму было помещено тесто, её обильно смазать маслом, готовые куличи легко «выпрыгивают» после остывания.

Верх холодных куличей смазывают густой белковой глазурью и украшают пасхальными посыпками, кусочками шоколада, мармелада, орехов, кокосовой стружкой, порошком какао или молотой корицей.

С выпечкой куличей связано много народных примет. Если кулич удался на славу, вкусен и пропечен, весь год будет удачным. Если кулич не подошел или растрескался - жди неприятностей в семье. Прилетели птицы на окно в Пасхальное воскресенье - весь год будет богатым и радостным, этих птиц непременно нужно покормить куличом.

Готовые куличи освящают в церкви, и утро Воскресенья встречают молитвой и кусочком кулича. Для того, чтобы дети не болели, нужно с утра накормить их освященными в церкви куличами, лишь затем можно давать праздничную еду. Едят куличи всю пасхальную неделю, приносят в гости, дарят в честь праздника Пасхи родным и друзьям, относят в детские дома и больницы.

Пусть каждый выпеченный кулич несет частичку большой Любви к ближнему, пусть этот вкушенный хлеб подарит нам надежду на вечную жизнь. Христос воскрес!

Жанна Пятирикова


Кулич – главное пасхальное блюдо, символическая отметка нового времени, начавшегося после Великого поста и Воскресения Христова.

В течение всего года хлеб сопровождает трапезу мирянина, и только единожды за это время он становится праздничным, пасхальным. Ни свадебный, ни именинный каравай не может сравниться с ним по своему статусу: пасхальный кулич не просто служит разговлению, но символизирует собой Великий день и освящается в церкви.

Кулич на Пасху — это дрожжевое изделие различной степени сдобности и различное по величине и форме, но всегда высокое. У католиков, кроме дрожжевых куличей, готовили и песочные, так называемые «бабы».

Кроме того, кулич служит одной из формальных различительных черт между христианской и иудейской Пасхой. Во время празднования последней употребляется пресный хлеб, а квасной (взошедший) есть запрещено.

Кулич вместе с пасхой из творога и с окрашенными в Великий четверг яйцами освящают в церкви (обычно это происходит в Великую субботу), а после службы в воскресенье ими разговляются. Освящение куличей - едва ли не самый общеизвестный пасхальный обряд.

Настоящий русский кулич высокий, имеет цилиндрическую форму. В тесто добавляются изюм или цукаты, верх украшается глазурью, цветным пшеном и буквами ХВ, символизирующими Христово Воскресение (белоснежная глазурь, покрывающая верхушку пасхального хлеба, одновременно является и «холстом» для росписи).

В различных регионах России куличи выпекали в разных формах, но чаще всего ему придавали форму высокой церковной просфоры и делали его как можно более скоромным (то есть не постным). Это достигалось добавлением в тесто большого количества яиц и масла.

Традиционно замес теста начинается в Чистый Четверг, закваска же ставится еще раньше – за неделю и больше. Тишина и вдумчивость, которыми окружит хозяйка свое творение, помогут молитвенному настроению. Каждый из этапов, предшествующий выпечке пасхального хлеба, требует особой сосредоточенности, что способствует очищению разума от суеты.

Вот почему важно самостоятельное приготовление кулича, а не покупка его сущностно суррогатной версии в магазине. Ни один конвейерный пасхальный кекс не готовится с учетом индивидуальных особенностей той или иной семьи и, что важно, не адресуется конкретным людям. Взращивание натуральной закваски, количество и качество сдобы (без маргарина), специфика дополнительных ингредиентов, отсутствие химических разрыхлителей, ароматизаторов, красителей, объем теста, а также молитвы, прочитанные над ним, – всё это должно быть непременными составляющими настоящего праздничного хлеба православной Пасхи.

По церковной трактовке пасхальной символики, кулич — подобие церковного артоса. Словом артос «квасной хлеб», в Евангелии обозначен хлеб, который Иисус благословил на Тайной Вечере.

Кулич – это также метафора того хлеба, который разделил с учениками Христос после Своего Воскресения. Он является одним из древнейших символов воскресения Христа (апостолы за трапезами оставляли среднее место за столом пустым и клали на него хлеб, предназначавшийся Иисусу).

В дни празднования Пасхи артос обносят с крестным ходом вокруг храма и оставляют на особом столе — аналое, по примеру апостолов на всю Светлую седмицу, а в субботу Светлой седмицы после благословения раздают верующим.

Кулич - домашний эквивалент артоса. Для его приготовления используются дрожжи. Кулич заменяет опресноки из Ветхого Завета. По этой причине квасной кулич - символ замены Ветхого Завета на Новый.

После окончания пасхального богослужения куличом разговлялись после Великого поста: иногда уже в церкви прихожане угощали друг друга и священнослужителей кусочками своего кулича, но чаще дома за пасхальной трапезой глава семьи делил его по числу домочадцев.

Пасхальный хлеб, с точки зрения кулинара, отличается от хлеба повседневного тем, что в тесто закладывается сдоба, а уже готовая выпечка украшается.

Выделенный таким образом из категории будничных блюд, кулич, оставаясь хлебом, а следовательно, «головой стола», возглавляет и пасхальную трапезу. Его сдобность и вместе с тем легкость как нельзя лучше способствует мягкому переходу от строгого поста к скоромным блюдам.

Традиционно часть куличей хозяйки отдавали в церковь и бедным. Здесь важно учесть, что отдельное выпекание для этой цели маленьких куличей подразумевает скупой дар не столько потому, что они малы (пожертвовать их можно и несколько), а потому что маленький кулич всегда более сухой и менее воздушный. Размер его определяется и количеством членов семьи: традиционно кулич должен быть съеден в течение Светлой седмицы, что предполагает ломоть ежедневно для каждого члена семьи.

Кулич важно правильно разделить и разрезать. Недопустимо продольное его разрезание, но лишь поперечное, причём верхушка не съедается до последнего ломтя и всю неделю защищает мякиш от обветривания. Таким образом, отрезав нужное количество ломтей, кулич вновь накрывают макушкой.

По славянским языческим традициям куличи пекли два-три, а то и один раз в году, как весеннюю обрядовую выпечку, из кислого, заквашенного теста. Делалось это на самые большие праздники, связанные с переменой времени года: либо в Новый год, либо ранней весной (начало сельскохозяйственного года), либо осенью, по случаю урожая (завершение сельскохозяйственного года). Это объяснялось не только сравнительно высокой стоимостью куличей, для приготовления которых требуется много ценных пищевых продуктов, но и трудоемкостью и длительностью процесса их изготовления.

Этот сакральный хлеб крестьяне использовали в продуцирующих и охранительных обрядах, его остатки — в гаданиях об урожае и приплоде скота.

Сила традиции вкушать особую пасхальную выпечку столь велика, что в советской России даже во время войны верующие, за неимением большего, на Пасху приносили в храм для освящения черный хлеб. В мирное время куличи не исчезали и с торговых прилавков, ежегодно незадолго до Пасхи они появлялись в магазинах, замаскированные под «весенние кексы».

Следует заметить, что одновременно с главным пасхальным хлебом готовилось и другое традиционное пасхальное блюдо – творожная пасха, и именно ею намазывали ломоть кулича, перед тем как его съесть. Прочитайте далее, в этот Великий праздник.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...