Храм артемиды в эфесе интересные факты. Почему Герострат сжег храм Артемиды Эфесской? Вход на территорию Артемисиона в Сельчуке бесплатный

Считается, что легендарный город Эфес - второе по посещаемости туристическое место в Турции после района Султанахмет в Стамбуле. В городе действительно сохранилось много древних памятников, и он имеет потрясающую историю. Даже беглое перечисление исторических фактов и вымыслов связанных с Эфесом приводит в благоговейный трепет. Еще во времена хеттов город носил название Апаса (от которого и произошло более позднее Эфес) и был столицей могущественного государства Арцава, длительно враждовавшего с Хеттской империей. Он был крупнейшим городом античного мира, здесь находилось одно из семи чудес древнего мира - храм богини Артемиды. Здесь жил греческий философ Гераклит, длительно проповедовал апостол Павел, здесь записал свою часть Нового Завета апостол Иоанн, в Эфесе он был и похоронен, также здесь находятся могилы апостола Луки, Тимофея, Марии Магдалины и, страшно сказать, самой Богородицы - Святой Марии.

Город многократно менял свое местоположение вдоль устья реки Каистр, поэтому сейчас логично говорить не о какой-то точке на карте под названием Эфес, а о целом районе, куда входят развалины античного Эфеса и современный турецкий город Сельчук, о котором и пойдет сейчас речь.

Наиболее вероятно, что именно крепость нынешнего Сельчука была первым Эфесом. На этом холме были найдены погребения микенского периода - II тыс. до н.э. Эфес всегда был портовым городом, поэтому его история - это бесконечная борьба местных жителей с наносами реки Каистр, впадавшей в Эгейское море. Когда-то море плескалось непосредственно у стен цитадели Сельчука, но с течением времени река заболачивала округу, и морская линия отодвигалась на запад. В силу этого городское поселение мигрировало вслед за морским побережьем. Прибывшие сюда в 11 в. до н.э. ионийцы основали акрополь уже несколько западнее, примерно там, где сейчас находятся руины римского Эфеса.

В историю города вмешивались также могущественные правители центральной Малой Азии, они вносили свои корректировки в расположение Эфеса. Во времена правления лидийского царя Креза город опять переместился на восток, дальше от моря, но ближе к величественному храму Артемиды - одному из семи чудес древнего мира. Видимо основой экономики Эфеса тогда стал сбор денег с многочисленных паломников, стекавшихся в храм Артемиды со всего света. Затем, при эллинистическом правителе Лисимахе, город опять сместился к побережью, туда, где сейчас находятся многочисленные античные руины. Здесь Эфес пребывал вплоть до конца I тыс. н.э. В византийскую эпоху порт опять начал терять значение для граждан, и городское поселение сдвинулось обратно к исходной точке - нынешнему холму Сельчука. Здесь была построена византийская крепость, которую можно наблюдать и сейчас, пусть и несколько перестроенной последующими турецкими правителями. В византийское время крепость получила название - Агиос Теолог (Святой Богослов) в честь апостола Иоанна Богослова погребенного внутри ее стен в огромной базилике Св. Иоанна. Впоследствии, турки превратили название Агиос Теолог в Айясолук.

На фото три важнейших достопримечательности Сельчука - на переднем плане шедевр исламской архитектуры мечеть Иса-бея, правее, руины величественной базилики Св.Иоанна, а на заднем плане - византийско-турецкая крепость. Фотографировал я это великолепие, стоя в канаве, где когда-то находилось чудо древнего мира - храм Артемиды Эфесской.

Храм Артемиды - древнейшее и важнейшее сооружение в Эфесе. По греческому преданию, первый храм богини был возведен амазонками, они же основали, по мнению греков, город Эфес. Стоит отметить, что паранойя греков по поводу существования амазонок очень устойчивая, амазонки и их влияние упоминаются многократно. Для древнего грека амазонка совершенно реальный персонаж, и как это интерпретировать не совсем понятно. Археологически известно, что Эфес существовал задолго до греков, но кого нужно считать амазонками в его истории вопрос сложный. Миф об амазонках перекликается с самим культом Артемиды - в сущности древней малоазиатской богини, Великой матери Ма, Амма или Кибелы древних фригийцев и лидийцев. Видимо, стоит думать, что культ богини матери в Малой Азии восходит еще к Чатал-Хююку, древней индоевропейской прародине.

Заболоченный котлован, где теперь "плавают" остатки храма Артемиды Эфесской.

Один из первых храмов Артемиды, найденных на месте позднего чуда света, был очень маленьким по размерам, наполовину деревянным. В силу его размеров нельзя сказать, что это было очень значимое святилище. В сущности, значительный интерес к культу Кибелы-Артемиды появился в Эфесе после его захвата лидийцами в 6 в. до н.э. Именно лидийский царь Крез дал денег на строительство огромного храма, а денег у него было много - "богат как Крез" - известная поговорка древнего мира. И стоит вспомнить, что в столице Лидии городе Сарды также располагался гигантский храм Артемиды, который, кстати, намного , чем знаменитое чудо античности из Эфеса. Стоит думать, что возможно строительство храмов Артемиды было способом проталкивания государственной идеологии Лидии по всей Малой Азии. Т.е. в каком-то смысле амазонками были лидийцы)

Интересна и некоторая взаимосвязь амазонок и кочевников киммерийцев. Как и последние, амазонки активно воевали в Малой Азии, но потом почему-то откатились на периферию греческого мира в степи Причерноморья. Последующая традиция часто связывала их с сарматами, скифами и другими кочевыми народами юга современной России.

Один из первых храмов Артемиды, найденный на месте нынешнего.

Местоположение для храма было выбрано тоже интересное. Как видно на фото, святилище находилось в очень низменном месте, не зря одним из эпитетов Артемиды было определение - Болотная. Кстати, в Сардах храм Артемиды стоит хоть и несколько повыше, но тоже не на горе, как, например, знаменитый храм Афины в столице Греции. И ведь такие святилища, не говоря о наводнениях, значительно сложнее оборонять, чем храмы в акрополях. А ведь эти храмы были очень богатыми - баснословно богатыми. Древние источники пишут, что храм Артемиды в Эфесе был банком всей Малой Азии, считалось, что если отдать свои деньги на хранение в храм они не пропадут. Правда, известно, что киммерийский царь Тугдамме все же разграбил святилище в 7 в. до н.э., отчего Артемида наслала на него смертельную болезнь.

Как всем известно, храм построенный на деньги царя Креза был сожен Геростратом в 356 г. до н.э., по преданию, он сгорел в ночь, когда появился на свет Александр Македонский. Собственно, именно этим объяснялось, почему могущественная Артемида не смогла уберечь свой собственный храм - она якобы в это время помогала при родах будущего покорителя Азии. И божественный Александр помог богине отстроить ее святилище, следующий храм в Эфесе (и кстати в Сардах тоже) был построен уже на его деньги.

Нужно признать, что от великого храма не осталось практически ничего. Он был полностью уничтожен христианами в 4-5 вв. Для новой религии было очень важно разрушить святилище Великой Матери, так как ее культ был главным конкурентом христианства в Малой Азии.
Об этом писал, посетивший Эфес в 1880-90 гг., российский дипломат В.А. Теплов

>>>Эфесский храм был в особенности ненавистен христианам, так как там они встретили наибольшее сопротивление со стороны жрецов. Поэтому лишь только позволили разрушать древние храмы, все, что только можно было взять и вывезти — колонны, статуи, мраморные плиты — все это было растащено и употреблено на постройку частных домов. Императоры сами подавали тому пример: Константин опустошил Азию, забрав оттуда разные художественные произведения и перевезя их в свою новую столицу. Когда Юстиниан стал строить храм Премудрости Божией, Эфес явился для него как бы каменоломней, где находились уже вполне готовые материалы: двенадцать колонн, которые украшают ныне св. Софию были вывезены из Эфеса. Близость моря облегчила возможность увоза разных остатков древности; быть может даже, что великолепное сооружение Динократа было разрушено нарочно до основания, под влиянием реакции против старой, поверженной уже в прах религии.

Реконструкция храма Артемиды в Эфесе.

Храм Артемиды был обнаружен в 1869 г. английским археологом Джоном Вудом. Для этого ему потребовалось вырыть котлован глубиной 6 метров, так как немногочисленные остатки храма были занесены наносами реки Каистр. Все что Вуд нашел полезного в этом котловане он увез в Лондон, в те времена все древние города в Азии активно грабились европейскими археологами. Поэтому, на месте ничего не осталось. Более того, вызывают определенные сомнения те остатки храма, что сейчас выставили в котловане для туристов. Дело в том, что у них нет масштабности, которая, по идее, должна была быть свойственна храму Артемиды в Эфесе. Тут, правда, нужно признать, что очень сложно выяснить, каковы были размеры храма, прежде всего высота, так как площадь его проясняется при раскопках.

Но вот какой высоты были колонны храма не очень понятно, я встречал мнения, что высота храма Артемиды - 18 м. и высота одной колонны тоже 18 м., что как-то странно, так как кроме колонн на высоту здания влияли и другие элементы. Исходя из размеров и пропорций поставленной в болоте одной колонны, я бы предположил, что 18 м. это общая высота сооружения, ибо колонна откровенно мелковата - на глаз 10-12 м. высотой (хотя часто врут, что 14 м.) И заметно, что в основании новодельной колонны храма Артемиды, сложенной из кусков, вставили какие-то дополнительные элементы, тем самым пытаясь сделать ее выше. Но, бесконечно наращивать высоту нельзя, так как колонна откровенно тонковата для этого, можно предположить, что ее изначальная высота не превышает той, что мы сейчас наблюдаем, а возможно и меньше. А если это так, то значит храм Артемиды был весьма приземистым сооружением с колоннами примерно 12 м. и общей высотой в 18 м.

Для сравнения я специально вставлю здесь фото колоннад аналогичного по всем параметрам , он имеет те же габариты - примерно 100 м. на 50 м. Почувствуйте разницу, размер колоннады святилища в Сардах воистину эпический. Плюс там сохранились две колонны на полную высоту - 16 м.

И вот, что можно увидеть в эфесском котловане - достаточно жалкое подобие колонны, никаких 18 м. высоты у которой быть не может. Т.е. или эфесское чудо света существенно уступало размерами храму Артемиды в Сардах, или в котловане находятся обломки какого-то другого сооружения. Но, вероятнее здесь первое, видимо храм Артемиды не выделялся какими-то значительными размерами.

Сейчас в этом болотце обитают специальные водоплавающие собаки)

Почему-то очень грустные. Хотя почему - понятно, история здешних мест грустная, вот собаки и грустят, а еще тогда было очень жарко)

Можно предположить, что святилище Артемиды в Эфесе погибло из-за агрессивной рекламы и близости к побережью (стройматериалы храма можно было легко грузить на корабли и растаскивать по всему свету) Поэтому крупные античные святилища в Сардах и, например, в Дидимах сохранились лучше, чем широко разрекламированное чудо древнего мира.

Река Каистр видимо создавала в Эфесе настоящие бедствия своими разливами, так как результаты ее деятельности - речные наносы, ощущаются здесь повсеместно. Даже средневековые турецкие мавзолеи 15 века вросли в землю очень глубоко - на 3-4 метра, что уж тут говорить о постройках до н.э. Эту территорию можно перекапывать еще 1000 лет, весь древний город находится глубоко под землей.

В византийское время город пришел в серьезный упадок, когда турки-сельджуки захватили Эфес в 1090 г. от него осталась только маленькая деревня. Следующий расцвет Эфеса или Айясолука начался с приходом сюда турецкой династии Айдыногуллары в начале 14 века. Они превратили город опять в порт, здесь базировался сильный флот бейлика Айдын с помощью которого турки занимались пиратством и держали в страхе все Эгейское море. Они понастроили в городе значительное количество мечетей, караван-сараев, мавзолеев, многие из них дошли до нашего времени.

Средневековая турецкая баня тоже вросла в землю по самую крышу. К сожалению, баня была полностью огорожена забором и закрыта на замок. К своему удивлению, я выяснил, что Эфес самый "огороженный" город в Турции из всех, где я бывал. Как правило, эта болезнь здесь не очень распространена, но видимо в Эфесе сказывается высокая туристичность места. Поэтому буквально все закрыто решетками, например, в верхнюю крепость Сельчука тоже попасть нельзя, она постоянно закрыта на якобы реконструкцию, и продолжается это не одно десятилетие.

Теперь приступим к осмотру второго значительного объекта в Сельчуке - руинам базилики Св. Иоанна, расположенной на замковой горе. Апостол Иоанн, как известно, долго жил в Эфесе и здесь же был похоронен. Знаменитый Апокалипсис Иоанна, часть Нового Завета, был написан тоже тут. Все действие Откровения Иоанна происходит на западе Малой Азии, все семь церквей апокалипсиса находились вблизи Эфеса.

"Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию"

Крепостные стены крепости Агиос Теолог (Святого Богослова).

Базилика Св.Иоанна была возведена императором Юстинианом I (483-565 гг.) на месте старой небольшой церкви, которая, по преданию, стояла на месте могилы любимого ученика Иисуса Христа. Эта базилика стала крупнейшим храмом Византии, длинной более 100 метров, с шестью куполами, она была схожа с церковью Св. Апостолов в Константинополе.

В 7-8 вв. церковь была окружена крепостными стенами, так как начались суровые времена арабских набегов. Внутрь крепости вели единственные ворота, их прозвали Воротами Гонений, так как они были украшены рельефом с изображением погибших греческих героев. Вот как описывает крепость В. Теплов, чье мнение я здесь уже приводил:

>>>На горе Прионе ныне стоят развалины замка позднейшей конструкции, построенного мусульманскими эмирами из материалов, извлеченных из древних зданий; интереса этот замок представляет довольно мало, да в добавок доступ к нему от наваленных камней чрезвычайно труден. Над воротами этой крепости в былое время красовался барельеф, изображавший смерть Гектора или Патрокла. Изваяние это долго принималось за изображение страстей христианского мученика, почему и ворота эти были названы “вратами гонения". Англичане увезли к себе и этот барельеф.

Внутри замка, башни которого четырех-угольные — небольшая мечеть, несколько жалких лачуг и груды обломков.<<<

Ворота Гонений крепости Сельчука.

Интереснейшая деталь рассказа Теплова в том, что он не упоминает о существовании церкви Св. Иоанна в крепости. Он вообще не знал, где она находилась, и считал, что возможно на ее месте находится главная мечеть Сельчука. Т.е. во время посещения Тепловом Эфеса (в 1880-90 гг.) никаких руин базилики в крепости не было.
А более ранний его предшественник - русский путешественник Норов Авраам Сергеевич, кстати, министр просвещения Российской империи, в 1840-х годах ничтоже сумняшеся считал, что мечеть Иса-Бея и есть церковь Св. Иоанна, и премного по этому поводу сокрушался.
Все это лишний раз доказывает, что нынешние руины церкви Св. Иоанна являются новоделом в самом чистом виде. Остатки базилики откопали только в первой половине 20 века, и весь 20 век шла реконструкция храма.

Ворота Гонений вид изнутри крепости.

Платформа где располагался атриум - открытый двор базилики. Когда смотришь на это строение, сложно представить, какой объем восстановительных работ здесь проводился.

Недостатка в стройматериалах у строителей базилики естественно не было, рядом находились руины античного Эфеса. Возможно именно с этим обстоятельством связаны огромные размеры строения.

Внутренний объем церкви, вид от алтаря на запад. В центре четыре колонны отмечают место могилы Иоанна Богослова.

Могилу апостола попытались вскрыть, но внутри ничего не нашли.

Так выглядела базилика Св. Иоанна возведенная императором Юстинианом в 6 веке. На переднем плане платформа с открытым двором.

Вид сбоку. Здесь виден баптистерий и небольшая сокровищница на переднем плане.

Апсида церкви Св. Иоанна.

Плиты алтарной преграды.

Несущие столбы сооружения.

Руины баптистерия

Базилика Св. Иоанна перестала существовать в 14 веке, возможно она погибла при землетрясении в 1360-х годах. Ее гибель часто связывают с нашествием Тамерлана, как известно, Железный Хромец взял Эфес приступом в 14 веке. Правда, маловероятно, что воины Тимура целенаправленно разрушали такое огромное здание. Вероятнее всего, что здание постепенно ветшало и разрушалось. Оно, кстати, успело побывать и исламской мечетью, видимо базилика Иоанна выполняла функции пятничной мечети Айясолука, пока не построили соборную мечеть Иса-Бея. И скорее всего мечеть Иса-Бея возвели именно потому, что погибла византийская базилика - нужно было строить новое большое здание.

Капители колон.

Мраморный ящик с отверстием.

К юго-востоку от церкви располагался дворец епископа, от него остались достаточно внушительные руины. Это скопище колон и стен видимо и есть бывший дворец.

Вид на современный город Сельчук.

Как я писал выше, доступ в крепость Сельчука сейчас закрыт, но я попытался туда пробраться.

Я заметил, что по уступам стены прыгают турецкие ребятишки, значит заграждения здесь не сплошные, и где-то есть зазор, куда можно пролезть. Я нашел эту дырку и тоже пошел вдоль стены цитадели.

Стены крепости возводились по классической схеме в две линии, где передняя стена была существенно ниже задней. Правда, передняя стена хуже сохранилась.

К сожалению на воротах крепости стояла решетка, внутрь попасть было нельзя, и мне пришлось возвращаться.

Башня крепости сложенная из многочисленных сполий.

Вода в цитадель поступала по акведуку, его длина более 600 метров. Возвели его также при Юстиниане в 6 веке.

Вода из акведука попадала в цистерну рядом с Воротами Гонений. При этом цистерна эта находится за крепостными стенами. В крепости естественно тоже есть цистерны, но я их не заметил. Когда-то этот резервуар имел крышу, ее держали колоны с коринфскими капителями.

И последней осмотрим мечеть Иса-Бея, из всех трех великих сооружений Сельчука этот шедевр исламской архитектуры сохранился лучше всего.
Мечеть возвели в 1375 г., видимо, после разрушения базилики Св. Иоанна. Серьезные размеры соборной мечети свидетельствуют о приличном населении Айясолука при династии айдынских беев. Видимо, пиратство приносило ощутимый доход, Эфес опять стал городским центром, а не деревней.
Бросается в глаза сходство мечети Иса-Бея и знаменитой - мечеть Айясолука действительно строил выходец из Дамаска.

Мечеть Иса-Бея вполне гармонично смотрелась бы и в Стамбуле, она может конкурировать размерами со многими более поздними османскими строениями. Уже многие признаки стамбульских мечетей здесь присутствуют - открытый двор и общая устремленность вверх, не хватает только большого купола.

Сталактитовый портал и характерное для Сирии черно-белое украшение фасада.

Над порталом главного входа высится только один минарет, как правило всегда делали два вблизи стоящих минарета, такое архитектурное решение характерно для иранских мечетей. Я думал, что изначально их действительно было два, просто один обвалился, но, видимо, так и было задумано. Второй минарет здесь был, но он располагался аналогичным способом на противоположном входе в мечеть.

Минарет мечети Иса-Бея вид из внутреннего двора.

Арки и своды минарета.

Внутренний двор мечети с садом. Когда-то по краям двора здесь существовали крытые галереи, как и в мечети Омейядов, сейчас от них осталось лишь несколько колонн. Колонны, естественно, позаимствовали из руин Эфеса.

Арка противоположного входа в мечеть.

Во дворе выставлено множество турецких надгробий

Внутри сходство с мечетью Омейядов еще больше, чем снаружи. Гранитные колоны позаимствовали тоже из Эфеса.

Когда-то изразцы покрывали весь купол, сейчас они сохранились только на парусах.

Реставрация в мечети закончилась совсем недавно, еще в середине 20-го века здесь не было крыши, а в 19 веке мечеть использовали как караван-сарай.

Обломки потолка, видимо, из воротной башни.

Сейчас похоже на то, что потолок сделали металлическим.

Надо признаться, что я осмотрел Сельчук поверхностно, если походить по улицам города, можно найти много других объектов - ранних турецких мечетей, мавзолеев. Я же ограничился только самыми известными. И к сожалению, я не смог попасть в известный музей Эфеса, там выставлено много артефактов из раскопок, он был закрыт на реконструкцию. По хорошему, на один район Эфеса нужно потратить несколько дней на осмотр, я же там был чаще проездом. Пост о римском Эфесе я сделаю позднее.

Мои посты посвященные западу Малой Азии.

Храм Артемиды Эфесской – это третье чудо света. Возможно, некоторые не сразу поймут, что было удивительного в этом сооружении. Но мы приведем некоторые интересные факты, которые позволят вам дать объективную оценку одному из семи чудес света. К слову сказать, в самом названии скрывается происхождение знаменитого храма – это древнегреческий город Эфес.

Если бы он существовал до наших дней, то вам бы пришлось отправиться в , в город Сельчук, провинции Измир, чтобы посмотреть на него своими глазами. Но мы вынуждены довольствоваться только фотографиями реконструкций и инженерных моделей храма Артемиды Эфесской.

Сразу отметим, что на месте архитектурного сооружения, где появилось одно из , существовало два храма. В VI веке до н. э., там был построен уникальный, вошедший в летописи культовый центр. Однако его предал огню человек, решивший таким образом прославиться. Знаете ли вы, кто сжег Храм Артемиды Эфесской? Имя этого грека – Герострат.

Как известно, в 356 году до н. э., родился . Считается, что именно тогда безумный грек совершил свое злодеяние. Власти города решили предать забвению его имя, однако оно, все же, вошло в историю.

После этого здание было восстановлено в прежнем виде, при помощи средств, выделенных самим . В благодарность, жители Эфеса за огромную сумму денег заказали портрет полководца, чтобы повесить картину в одном из внутренних помещений храма.

Размеры третьего чуда света — храма Артемиды Эфесской, были такими. Ширина – 52 м., длина – 105 м., а высота – 18 метров. Крыша лежала на 127 колоннах.

Остались сведения о том, что при открытии храма Артемиды, горожане пришли в неописуемый восторг. Это и не мудрено, ведь над отделкой этого чуда света работали лучшие скульпторы, художники и мастера античного мира. Статуя Артемиды Эфесской состояла из золота и слоновой кости.

Не стоит думать, что описываемый объект имел исключительно религиозное назначение. На самом деле, храм представлял собой крупнейший экономический, деловой и культурный греческий центр в Эфесе.

В середине 263 года культовое сооружение было разграблено готами. В конце четвертого века нашей эры, когда языческие религии были запрещены, на месте храма построили христианскую церковь. Однако и она через некоторое время была разрушена. Вряд ли бы мы что-то знали о месте былой греческой славы, если бы не титанический труд английского археолога Джона Вуда.

В 1869 году ему удалось найти следы одного из семи чудес света — Храма Артемиды Эфесской. Несмотря на множество проблем, и болотистой местности на территории раскопок, Вуду удалось найти останки некогда величественной постройки. К сожалению, мало что сохранилось, и сегодня вы можете увидеть единственную, восстановленную колонну, гордо стоящую на месте Храма Артемиды.

Преданий о храме Артемиды Эфесской существует несколько десятков. Из поколения в поколение передавались легенды и интересные факты возникновения древнего храма. Полюбоваться первозданными красотами семи чудес света античности, к сожалению уже невозможно. До нашего времени остались лишь только египетская пирамида. Остальные же творения античности, такими как они, были созданы, можно увидеть только на фото - храм Артемиды в Эфесе тоже не исключение.

Филон Византийский, исследователь и писатель древности, классифицировал и ограничил количество великих сооружений цифрой -7, которая у древних греков считалась священной и завершенной. В своем сочинении Филон писал: «Храм Артемиды Эфесской - это единственное уникальное место на нашей планете, где обитают Боги, побывав в котором можно увидеть, что земля поменялась местами с небом, и именно здесь бессмертное царство Богов снизошло на землю…».

До нынешнего времени остались лишь руины храма Артемиды Эфесской, они находятся в Турции городе Сельчуке. Ежегодно сюда приезжают сотни туристов, что бы погрузиться и проникнуться культурой античных народов. Если посмотреть на фото храма Артемиды в Эфесе, сразу можно понять причину такого ажиотажа.

Предание о богине Артемиде

В античные времена древние греки поклонялись не одному Богу, как сейчас, а нескольким богам, среди них была богиня, которую назвали Артемидой. Отцом почитательницы был Зевс, а братом Аполлон. Артемиде поклонялись все матери античной Греции, так она была их защитницей и покровительницей. Она считалась предстательницей всего живого на земле: защищала животных, помогала вырастить и собрать урожай, заботилась о счастливых браках и содействовала в рождении детей. Женщины регулярно приносили дары великой богине, как благодарность за своих новорожденных детей.

Достоверные факты строительства

Древние жители очень хотели как-то по-особому выразить почтение и благодарность своей покровительнице. В один из прекрасных дней было принято решение возвести большое здание, которое могло бы быть достойно пребывания в нём великой богини. Местом для сооружения послужила святыня древней покровительницы Кибелы. Первые постройки из дерева, часто горели и разрушались, поэтому было решено соорудить огромное и крепкое здание, величие которого поражает и сегодня.

На строительство поистине великого здания, требовалось немалое вливание средств на материалы и рабочую силу. Большой вклад в строение внёс лидийский правитель, которого величали Крезом. Он был знаменит на весь мир, благодаря своим несметным богатствам. В 6 веке до нашей эры средства были собраны, и началось большое строительство легендарного храма. 120 долгих лет лучшие мастера со всего света трудились над возведением и отделкой дивного дворца. За это время сменились 4 архитектора и несколько правителей древней Греции, но цель построить Великое сооружение, не поменялась.

Проект храма для богини плодородия разработал архитектор Херсифрон, он был родом из критского города Кносс. Так как в этих местах землетрясения были частым явлением, он решил сделать постройку здания в болотистом месте, что располагалось неподалёку Эфеса. Мягкий грунт выступал как средство амортизации при толчках и мощных колебаниях земной коры (землетрясения происходили часто). А чтобы из-за своей тяжести здание не просело, на болоте вырыли большой котлован, который засыпали углем и шерстью овец на несколько метров вглубь.

Большие и тяжелые 18 метровые колоны для сооружения привозились со всей страны. Они были практически неподъемными и привычные повозки из-за мягкой почвы просто вязли и не могли их доставить. Тогда мастера решили схитрить, они просто привязывали волов у основания колоны, таким образом, что она равно как обычное колесо просто катилась по поверхности.

Существует такая легенда, что одна из балок храма все время падала и не ложилась как нужно, чего только не предпринимал архитектор, всё оказалось напрасным. Ему не хотелось жить, так ужасно он страдал и дико переживал по этому поводу. И тогда богиня Артемида уложила балку так, как и требовала постройка.

За время строительства дворца Херсифон сделал многое, он соорудил стены и установил колоннаду. К сожалению, ему не довелось увидеть свой шедевр во всей красе. Когда он умер, бразды правления были переданы его сыну Метагену. Под его руководством соорудили верхушку помещения, все перекрытие и саму крышу.

Завершающими работами занимались два не менее талантливых архитектора. Их звали Деметрием и Пеонитом. Храм был просто огромным и завораживал своей красотой. Сооружение окружали 127 могучих колонн. В предании говорится, что каждая колонна - это подарок 127 греческих властелинов. Крыша дворца богов была выложена их чистого мрамора, что было совершенно нетипично для построек тех времен.

Жители не только Эфеса, но и всего мира замирали при виде такой красоты, ранее им никогда не приходилось видеть настолько большое и прекрасное сооружение. Сейчас мы можем только смутно представлять себе, смотряфото храма Артемиды в Эфесе, что это было за великое творение, которое создавали лучшие мастера, съехавшиеся со всего мира.

В храме Артемиды Эфесской проводилась не только религиозная служба - это было место, где бурлила деловая и финансовая жизнь Эфеса. К тому же он совершенно не зависел от городских властей, а подчинялся коллегией жрецов. Весть о возведении величественного дворца облетела быстро весь мир. Храмом Артемиды в Эфесе приезжали полюбоваться много правителей из других государств, его описывали писатели древности и переносили на холсты живописцы со всей планеты. Но одному из 7 чудес древности удалось простоять всего лишь 200 лет…

Трагедия храма Артемиды Эфесской

Большое несчастье произошло совсем внезапно, когда этого никто не ожидал. В одну из ночей 356 года до нашей эры - храм Артемиды Эфесской был сожжен. Совершил это тяжкое преступление один из местных жителей Герострат. Когда его спросили о причине такого злодеяния, он объяснил, что просто хотел чтобы о его имени узнали потомки. Герострату была присуждена смертная казнь, и правительство приказало забыть навсегда имя злодея. Но как известно «шила в мешке не особо утаишь», и как хотел того Герострат, его имя дошло и до нашего времени.

Именно в ночь пожара в одной из обителей Македонии родился мальчик - это был будущий завоеватель Александр Македонский. Как известно из легенды, богиня помогала матери Александра родить малыша и не смогла уберечь свой дворец.

Огненное пламя нанесло большой вред храму, но жители города трудились не покладая рук, чтобы восстановить прежний облик здания. Александр Македонский лично принимал непосредственное участие в строительстве и обновлении храма. Так, в III до нашей эры, великое восстановление было завершено, и храм Артемиды Эфесскойстал ещё краше, чем прежде.

Эфесцы были очень благодарны Македонскому за содействие в восстановлении дворца. Они долго думали, что могут сделать для человека, у которого вообще и так всё есть. Тогда жители Эфеса обратились к талантливому художнику по имени Апеллес, для того чтобы он написал картину с Александра. Шедевр получился просто великолепным - это был образ Зевса с молнией в руке. Портрет был настолько правдоподобным, что если посмотреть на него под косым углом, рука Александра и молния казались за пределами полотна. За свой шедевр художник получил 25 золотых талантов. Эту историческую сумму не платили ранее ни одному живописцу.

Внутренняя отделка храма приводила в восторг всех посетителей. Здесь были собраны лучшие скульптуры деятелей искусства. Здесь же находилась и сама статуя Афродиты.

В ходе археологических раскопок нашли и статую богини. Она была сделана из мрамора с наличием нескольких рядов грудей. По другим предположениям эти образования представляли собой бычьи яички. Такой образ Артемиды «Полимастос» обозначал изобилие. Есть ещё одна гипотеза, что это не вовсе грудь, а всего лишь своеобразное украшение.

Падение святилища Артемиды Эфесской

Это было время смуты, хаоса и неразберихи, время грабежей и варварства Готов. Не оставили эти процессы без внимания и великий храм, что манил их своим богатством и красотами. Они раскурочили и ограбили божью обитель. Восстановлением здания никто не занимался больше. С приходом христианства поклонение нескольким богам отошло в небытие. Здание разворовали почти полностью, оставив после себя лишь развалины. В результате чего в 400 году, случилось непоправимое - падение и полное разрушение строения. На этом месте возвели церковь, но позже её постигла та же участь.

Первым из археологов, кому удалось найти место нахождения древнего храма, стал англичанин Вуд в 1869 году. Сегодня, в том месте, где был непосредственно построен храм, туристы могут увидеть только одну четырнадцатиметровую колонну, собранную из нескольких деталей. Другие элементы и находки археологов хранятся в пинакотеках города Эфес, а также Стамбуле и Лондоне.

Где находится место легендарного храма?

Артемисион (так сегодня называют то место, где ранее стоял храм), располагается недалеко от турецкого города Сельчук. Посетить его могут все желающие туристы совершенно бесплатно, а сама экскурсия не займет слишком много времени. Находясь на месте развалин можно только представить всё могущество и величие прошлой эпохи.

Совершить незабываемое путешествие по местам древнего мира, очень просто, достаточно обратиться к туроператору сайт. Мы предлагаем доступный отдых для всех, кто часто любит путешествовать и готов открываться новым впечатлениям. Забудьте о проблемах связанных с открытием и получением виз и прочую бумажную волокиту. Всё что касается оформления, мы возьмём на себя.!

Храм Артемиды в Эфесе - третье из всемирно признанных семи чудес света.

В VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, основанный на западном побережье Малой Азии в Карии еще в XII веке до н.э. Покровительницей города была Артемида — дочь царя богов и людей всемогущего Зевса и Лето, сестра златокудрого Аполлона.

Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней луны, потом — покровительницей целомудрия и охранительницей рожениц.

Впрочем, это намерение имело и практическое значение. Жители Эфеса вели крупные ростовщические операции, под большие проценты отдавали деньги в займы. Старейшины надеялись, что новое сооружение увеличит оборот «банка» Артемиды.

Строительство храма

Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений, и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить, не жалея средств и времени, великолепное жилище для богини-покровительницы, тем более что удалось заручиться обещанием соседних городов и государств участвовать в столь солидном предприятии.

Плиний в своем описании храма, говорит: «...его окружают сто двадцать семь колонн, подаренных таким же количеством царей». Вряд ли нашлось столько благожелательно настроенных к Эфесу царей в округе, но очевидно, что строительство стало до какой-то степени общим делом соседей Эфеса. По крайней мере богатейший из деспотов - Крез, царь Лидии, внёс щедрую лепту.

В архитекторах, художниках и скульпторах недостатка не было. Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона. Тот предложил строить храм из мрамора, причём по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Строить храм было поручено знаменитому архитектору античности Херсифрону, который предложил строить храм из мрамора и окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Учитывая сейсмическую активность региона, Херсифон решил строить храм на заболоченном участке, предполагая, что мягкие почвы будут работать на смягчение колебаний почвы. (Такой принцип работает до сих пор, только дома сейчас строят на пружинах)

А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму.

Для доставки по вязким болотистым почвам тяжёлых блоков и колонн Херсифрон применил гениальное и простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в валики, колёса, послушно покатившиеся за упряжками из десятков пар быков.

Когда же сам великий Херсифрон оказывался бессильным, на помощь ему приходила Артемида: она была заинтересованным лицом. Несмотря на все усилия, Херсифрон не смог уложить на место каменную балку порога. Артемиде пришлось вмешаться и за ночь балка самостоятельно опустилась в нужные пазы.

Херсифрон не дожил до завершения храма. После его преждевременной смерти функции главного архитектора перешли к его сыну Метагену, а когда и тот скончался, храм достраивали Пеонит и Деметрий. Храм был закончен примерно в 450 году до нашей эры.

Строительство первого храма Артемиды в Эфесе продолжалось около 150 лет.


Саша Митрахович 31.10.2015 00:41


Каким был первый Храм Артемиды

Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина - 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом.

В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и золотом. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

Фронтоны храма украшали грандиозные скульптурные композиции из мрамора.

Легенда Храма Артемиды

Жители Эфеса, решив строить храм из мрамора, столкнулись с непредвиденной проблемой, отсутствие самого мрамора в достаточной близости от стройки.

Как всегда, в таких случаях помог случай или сама богиня Артемида: пастух Пиксодор пас своё стадо недалеко от города. Бараны, решив пободаться, наклонив головы помчались навстречу друг другу но промахнулись. Один баран ударил рогом в скалу неподалёку и отколол кусочек скалы ослепительной белизны. Удачливый пастух указал на это место строителям и стал знаменит и богат.


Саша Митрахович 31.10.2015 10:46


Герострат, человек ничем не примечательный, решает добиться бессмертия, совершив преступление, равному которому не совершал ещё никто.

Именно ради славы, ради бессмертия он сжигает храм Артемиды, простоявший около 200 лет. Это случилось в 356 году до нашей эры, в день, когда родился Александр Македонский.

Рождение столь великой исторической личности было настолько важным для Артемиды, что она пожертвовала своим великолепным храмом, присутствуя при рождении будущего завоевателя мира, в то время, когда её святилище пожирал огонь. Но богиня потому и богиня, она предвидела что Александр Македонский восстановит храм и сделает его ещё величественнее и краше.

Деревянные части храма, просушенные солнцем, запасы зерна, сваленные в его подвалах, приношения, картины и одежда жрецов - всё это оказалось отличной пищей для огня. С треском лопались балки перекрытий, падали, раскалываясь, колонны - храм перестал существовать.

И вот перед соотечественниками Герострата встает проблема: какую страшную казнь придумать негодяю, дабы ни у кого более не возникало подобной идеи?

Возможно, если бы эфесцы не были одарены богатой фантазией, если бы не оказалось там философов и поэтов, ломавших себе голову над этой проблемой и ощущавших ответственность перед будущими поколениями, казнили бы Герострата, и дело с концом. Ещё несколько лет обыватели говорили бы: «Был один безумец, сжёг наш прекрасный храм... только как его звали, дай бог памяти...» И мы бы забыли Герострата.

Но эфесцы решили покончить с притязаниями Герострата одним ударом и совершили трагическую ошибку. Они постановили забыть Герострата. Не упоминать его имени нигде и никогда - наказать забвением человека, мечтавшего о бессмертной славе.

Боги посмеялись над мудрыми эфесцами. По всей Ионии, в Элладе, в Египте, в Персии - всюду люди рассказывали историю Герострата и вместо забвения это имя наоборот стало известно всему миру и стало нарицательным.


Саша Митрахович 31.10.2015 10:49


А храм эфесцы решили построить вновь. Второй храм строил архитектор Хейрократ, знаменитый выдумщик, которому приписывают планировку Александрии, образцового города эллинского мира, и идею превратить гору Афон в статую Александра Македонского с сосудом в руке, из которого изливается река.

Правда, на этот раз строительство заняло считанные годы. И заслуга в том давно уже умершего Херсифрона. Теперь не было загадок и технических изобретений. Путь был проторен. Следовало только повторить сделанное ранее. Так и поступили. Правда, в ещё больших масштабах, чем прежде. Новый храм достигал 109 метров в длину, 50 - в ширину. 127 двадцатиметровых колонн окружали его в два ряда, причём часть колонн были резными и барельефы на них выполнял знаменитый скульптор Скопас.

Этот храм и был признан чудом света, хотя, может быть, больше оснований к этому званию имел первый, построенный Херсифоном.

Восстановление такого грандиозного сооружения было очень дорогостоящее предприятие, горожане собирали средства на строительство всеми возможными способами.

В это время к Эфесу подошёл Александр Македонский со своей армией. Желая засвидетельствовать своё уважение святилищу, Александр тут же предложил покрыть все прошлые и будущие издержки по строительству при одном условии: чтобы в посвятительной надписи значилось его имя. Как откажешься от благодеяния, за которым стоят закалённые фаланги македонцев?

Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

Картина из-под рук живописца вышла настолько совершенна и достоверна, что жителям города, когда они пришли за заказом, показалось, будто вооружённая молнией рука действительно высовывается из полотна. За такую работу эфесцы щедро отблагодарили Апеллеса, заплатив ему 25 золотых талантов, в килограммах это более 600 кг, мир до сих пор не знает художника, чья картина стоит так дорого.

Убранство храма

Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма.

В нашем воображении греческое античное искусство - это в первую очередь скульптура, затем архитектура. А вот греческой живописи, за исключением нескольких фресок, мы почти не знаем. Но живопись существовала, была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии, не дошедшая до наших дней, - одна из самых больших и горьких потерь, которые пришлось понести мировому искусству.

Там же в храме находилась картина, на которой Одиссей в припадке безумия запрягал вола с лошадью, картины, изображавшие мужчин, погружённых в раздумье, воина, вкладывающего свой меч в ножны, и другие полотна...


Саша Митрахович 31.10.2015 10:52


Расчёты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял ещё половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Известно, что Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не желала уступать славу и богатство новому богу. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Такие прегрешения не могли остаться безнаказанными. Новый бог наслал на Эфес готов, разграбивших святилище Артемиды в 263 году. Крепнувшее христианство продолжало ненавидеть и опустевший храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против этого олицетворения прошлого, но храм всё ещё стоял.

Закат культа Артемиды и гибель храма

В 263 н.э. ворвавшиеся в Малую Азию готы, слышавшие о несметных богатствах города и Артемисиона, разграбили святилище. Следующим ударом оказалось запрещение языческих культов в Римской империи в 391 при Феодосии I Великом. Известно, однако, что культ Артемиды продолжал отправляться здесь еще два столетия, пока окончательно это место не было заброшено после землетрясения. В 1869 в результате раскопок, начатых английским археологом Дж.Т.Вудом в болоте на предполагаемом месте святилища, была обнаружена опорная плита сооружения и найдены многочисленные подношения в храм. Знаменитые рельефы колонн Артемисиона в настоящее время находятся в Британском музее (Лондон).

Филон Византийский писал, что все чудеса света, которые он видел, меркнут перед одним из них – храмом Артемиды в Эфесе.

К сожалению, не только этот восхитительный храм не дошел до наших времен, но и город, в котором он находился, потерял свое величие.

Что же случилось с этим храмом и что превратило Эфес из оживленного торгового порта в забытую деревушку на болоте?

Святилище богини Артемиды

На месте, где располагалось одно из семи чудес света древнего мира, до этого было построено несколько святынь богини, они разрушались и отстраивались заново.

Первая, вероятно, была сооружена приблизительно в 800 году до нашей эры на болотистой полосе у реки Каистр в Эфесе, в Малой Азии, на территории современной Турции.

Надо сказать, что богиня Эфеса Артемида, называемая также Дианой, мало походила на древнегреческую богиню охоты, храбрости, материнства и целомудрия.

В Эфесе Артемида была богиней плодородия, ее часто изображали драпированной яйцами, с несколькими грудями от талии до плеч – символами плодородия.

Этот образ вырос из культа древней проэллинской богини «великая мать».

Во времена ионийцы пришли в эту местность, заинтересовались этой идеей и видоизменили её, привнеся черты греческой мифологии. Эфес стал одним из центральных мест культа богини.

Примерно в 600 году до нашей эры Эфес стал крупным торговым городом, богатым мегаполисом. В связи с этим архитектор Крепион занялся возведением нового большого храма для поклонения богине Артемиде.

Но это святилище простояло недолго, и в 550 году до н.э было разрушено крупным наводнением и в ходе боевых действий при завоевании Эфеса Лидией.

Завоевавший Эфес царь Крез решил заново отстроить храм, дабы показать себя хорошим правителем. Сооружением занялся архитектор Херсифрон, а продолжил строительство его сын Матаген.

Это здание превышало размеры прежнего в четыре раза. На его постройку ушло более ста лет.

Новый храм был главной достопримечательностью Эфеса до 356 года до нашей эры, пока не случилась трагедия.

Молодой эфесец Герострат, желавший вписать свое имя в анналы истории, поджег деревянную крышу здания. Ему удалось сжечь конструкцию дотла.

Граждане полиса были поражены этим ужасным кощунством.

После мучительной смерти юноши, они издали указ, что любой, кто будет хотя бы упоминать имя Герострата, будет предан смерти. Достичь славы греку все же удалось, от него пошло выражение «слава Герострата».

Одна из легенд говорит, что во время сожжения храма Артемиды, родился Александр Македонский. И что Артемида не могла спасти свое святилище от огненного разрушения, потому что была озабочена безопасным рождением будущего завоевателя мира.

Так метафорически решилась судьба Малой Азии.

Строительство Великого храма

Вскоре после сожжения началось строительство нового храма. Архитектором стал Скопас, один из самых известных ваятелей своего времени.

По другим версиям отстраивал здание после пожара Александр Дейнократ.

К тому времени Эфес был одним из богатейших торговых центров Малой Азии, и проблем с поиском денег на восстановление храма не было. Святилище было построено в том же болотистом месте, что и раньше, но создатели решили поднять его на один уровень.

По мнению архитекторов, это решение должно было уберечь храм от разрушения во время многочисленных в том регионе землетрясений.

Древний историк Плиний писал, что для подготовки земли под зданием были выложены слои древесного угля и слои шерсти.

Этот храм считается первым зданием, целиком сооруженным из мрамора. Как и в его предшественнике, в сооружении было 36 колонн, нижние части которых были украшены фигурными барельефами.

Внутри здания были произведения искусства современных художников и работы ваятеля Праксителя. В том числе и изображения амазонок, которые поклонялись богине Артемиде, и согласно легенде, нашли пристанище в этих местах после победы Геракла.

Центральным объектом поклонения стала скульптура Артемиды.

Плиний писал, что длина здания составляла около 150 метров, а ширина – 55. Колонны окружали здание в несколько рядов, каждая доходила в высоту до восемнадцати метров.

Для сравнения, Парфенон в Афинах почти в два раза меньше.

Когда Александр Великий прибыл в Эфес в 333 году до нашей эры, храм все еще строился. Великий полководец хотел поучаствовать в финансировании строительства храма, чтобы увековечить свое имя в этом великом памятнике.

Однако отцы города этого не хотели и мудро ответили, льстя завоевателю, что один бог не может строить храм для другого.

Христианство приносит конец культу Артемиды

Надо сказать, что храм Артемиды в Эфесе стал не только религиозным святилищем и местом паломничества верующих, вокруг него вырос сувенирный бизнес, благодаря которому процветали многие выдающиеся граждане Эфеса.

В связи с этим известна легенда о пришествии в Эфес Святого Павла, который желал обратить людей в новую христианскую веру, один из граждан, занимавшихся продажей сувениров, в основном уменьшенных копий , Димитрий, испугался, что потеряет свой доход, когда люди отвернутся от Артемиды, и всячески препятствовал проповедям Павла.

В Эфесе в связи с этим даже начались беспорядки, но в конце концов Павел уехал в Македонию, а город успокоился.

А 268 году нашей эры, на город напали готы и разрушили храм, хотя к тому времени уже и храм, и сама религия были в упадке.

Храм восстановили, но в 391 году император Феодосий сделал христианство государственной религией, и святилище было закрыто.

В 401 году храм был разрушен христианской толпой, камни были переработаны в другие здания.

Впоследствии и Эфес потерял свою значимость как центра торговли, порт города залился, корабли перестали приставать к гавани.

Многие жители города покинули болотистую местность, переселились в более холмистые регионы. Те, кто остался, использовали руины храма, как материал для строительства.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...