Была построена киево печерская лавра. Хранительница благочестия

Киево-Печерская Лавра с высоты

Основные моменты

Сегодня комплекс разделяют на Верхнюю (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник) и Нижнюю (Украинская Православная Церковь) Лавры; они обе открыты для посещения. С 1990 года ансамбль монастыря включен в список Всемирного культурно-исторического наследия ЮНЕСКО.

Киево-Печерская Лавра отличается потрясающей атмосферой – здесь мало строгости и сдержанности, обычно присущих религиозным местам. Зеленые просторы, залитые солнцем, прогуливающиеся в розарии художники, сияющие купола и сверкающая река у подножья монастыря – вот картина, которая запомнится любому туристу!

История

В 11 веке на этом месте находился большой лес, куда часто отправлялся для уединенной молитвы священник Иларион из села Берестова, располагавшегося неподалеку. Здесь он выкопал для себя пещеру, в которой собирался жить в аскезе и служении Господу, но, после его назначения митрополитом Киевским в 1051 году, схимническое уединение пришлось оставить. В этот период в столицу прибыл монах Антоний с Афона, ему не понравился уклад местных монастырей, и поэтому он решил поселиться в пещере Илариона.

Молва о религиозности и святых делах монаха быстро разошлась по окрестностям, что привлекло к нему нескольких учеников. В скором времени их число выросло до двенадцати человек. Вокруг пещеры они смогли построить небольшую церковь и кельи. Игуменом нововозведенного храма стал Варлаам, считающийся первым настоятелем Киево-Печерской Лавры. Антоний, тем временем, отправился на соседний холм, где обустроил новую пещеру. Она стала началом так называемых «ближних» подземных ходов комплекса, а к «дальним» стали относить самую первую его пещеру и кельи учеников.

Постепенно монахи прибывали, и места стало не хватать. В связи с этим было принято решение о строительстве церкви Успения Пресвятой Богородицы, но она уже располагалась на холме. Антоний понимал, что число прихожан и учеников будет только увеличиваться, поэтому он отправился к великому князю Изяславу Ярославовичу, чтобы просить разрешения использовать всю территорию холмов для строительства. Возникший монастырь получил название Печерского, а новым настоятелем стал Феодосий. Активные действия и проповеди монахов были замечены и привлекли многочисленные пожертвования. На собранные по миру средства в 1073 году началось строительство каменного храма, законченное через 16 лет. Несколько веков подряд комплекс развивался как религиозная святыня, но в начале 17 столетия обозначилось новое направление – монастырь стал важным просветительским и образовательным форпостом.

В 1616 г. тут была основана типография, где велось активное печатание книг. На её базе Петр Могила основал училище, объединённое с братским, которое стало началом Киево-Могилянской коллегии – первого учебного заведения такого ранга на территории всего государства. С этого момента с Лаврой неизменно были связаны имена великих политических деятелей, писателей, ученых и философов.

В 1688 году, во времена Великой Руины, Киево-Печерская Лавра подчинилась Московскому Патриарху, но через 100 лет в 1786 г. она была переведена обратно под покровительство Киевского Митрополита. В начале 20 века на территории монастыря была организована Государственная историческая библиотека Украины, которая располагается и действует там до сих пор.

Не обошлось в истории Лавры без трагических страниц – она неоднократно переживала пожары различного масштаба, а во время Великой Отечественной войны немецкими солдатами был разграблен и подорван Успенский храм, который восстановили только в 2000 году.

В 1961 г. монастырь был закрыт повторно (первый раз это произошло в 1930 г.) в рамках хрущевской антирелигиозной кампании. В светском статусе он просуществовал вплоть до 1988 г., когда во время празднования 1000-летия крещения Руси Киево-Печерская Лавра вновь открыла двери для монахов и прихожан, а также ей во владение были переданы Дальние пещеры.

Религиозные сооружения

Безусловно, именно строения сакрального назначения составляют большую часть достопримечательностей комплекса "Святая Успенская Киево-Печерская Лавра". Обойти их все за раз вряд ли удастся, но обратить внимание на самые знаковые определенно стоит, даже если вы человек неверующий или принадлежите к иной конфессии.

Успенский собор (ул. Лаврская, 11)

Главным храмом комплекса является Успенский собор – одно из самых древних сооружений Лавры. Великая церковь Успения Богородицы Печерского монастыря была заложена в 1073 г. игуменом Феодосием, но он скоропостижно скончался, поэтому снова к строительству приступили только в 1075 году.

Возведение заняло всего 2 года, что было невероятно быстро для столь масштабного здания. Согласно легенде, ширину и длину храма обозначили в 20 и 30 «поясов» – это изделие, выполненное из чистого золота, было подарено монахам варягом Шимоном в честь начала строительства.

Через несколько лет после окончания работы зодчих приезжие художники из Константинополя оформили церковь мозаиками и фресками на полу и стенах. К сожалению, изображения не сохранились до наших дней.

Великая Печерская церковь являлась уникальным произведением искусства начала 12 века и не имела аналогов не только на Руси, но и в Византии – а значит, почти во всем православном мире. Храм венчался единственным куполом, диаметр которого составлял почти 9 метров, основные нефы были выполнены из мрамора.

За всю историю собора ремонтные и реставрационные работы в нем проводились несколько раз. Впервые – после разрушительного нападения половцев, а потом – после землетрясения в начале 13 века. По преданию, в результате этого природного катаклизма храм расступился на четыре части. Через три столетия в соборе были возведены величественный иконостас и несколько часовен.

Успенский собор почти полностью уничтожили взрывом в 1941 году, восстановили его только в 2000 г. Сегодня каждый гость Киево-Печерской Лавры может увидеть в специальной ротонде большой обломок древней стены храма.

До момента разрушения строения в 20 веке в нем насчитывалось более 300 захоронений князей, святых и значимых людей разных эпох. Многие из надгробий представляли большую ценность, поскольку были произведениями искусства знаменитых мастеров.

В современном Успенском соборе попытались восстановить самые первые фрески и узоры, тонкая роспись максимально приближена к оригинальной. Реставрационные работы до сих пор не завершены, но в праздничные дни в храме проводятся священные литургии, а также осуществляются таинства крещения и венчания. На сегодняшний день святыня является местом паломничества большого количества верующих.

Трапезные церковь и палата (ул. Лаврская, 11)

Трапезная церковь 19 века является самым заметным сооружением на всей территории Киево-Печерской Лавры. Ранее на этом месте находилась монастырская столовая, построенная в конце 17 века, но со временем она стала мала для всех служителей Лавры. Сооружение расширили, возведя просторную палату. К новой трапезной присоединили церковь святых Антония и Феодосия Печерских, увенчанную величественным 20-метровым куполом.

В 1911 году рядом с Трапезным храмом был похоронен Пётр Столыпин. Посетить могилу известного деятеля своей эпохи сегодня может любой желающий.

Церковь и палата пострадали во время войны, но были быстро восстановлены. Сегодня от старого здания сохранились только портал над главным входом, кухня и некоторые фрагменты стен.

С 60-х и до 80-х годов в здании функционировал музей атеизма, затем церковь полностью вернула себе религиозное назначение.

Реставрационные работы в Трапезном храме проводятся по сегодняшний день. Так, в 2012 г. было проведено торжественное освящение креста, который установили над входом.

Большая Лаврская колокольня (ул. Лаврская, 11)

В середине 18 века была возведена Большая Лаврская звонница на тринадцать колоколов. Ее высота составляет 96,5 м, учитывая крест и гранитное основание. Сооружение действительно впечатляющее: при строительстве было использовано 5 млн кирпичей и 20 тыс. тонн извести. Толщина стен первого яруса достигает 8 метров, на покрытие купола понадобилось 3,5 кг сусального золота.

Здание занимает 6 место в списке самых высоких православных звонниц, уступая только сооружениям с длинными шпилями. Два года назад к ее многоголосию добавился еще один колокол.

На сегодняшний день первый ярус Большой Лаврской колокольни реставрируется. Отчасти это связано с небольшим отклонением от вертикальной линии, сейчас оно составляет примерно 62 см.

Несмотря на восстановительные работы, колокольня открыта для посещения, и подняться на нее нужно обязательно – с высоты открывается захватывающий вид на всю Киево-Печерскую Лавру, Днепр, большую часть Киева.

Троицкая Надвратная церковь (ул. Лаврская, 11)

Троицкая Надвратная церковь, главный вход Киевской Лавры, была построена в начале 12 века. Здание ремонтировалось много раз, а в 17 веке было радикально реконструировано, приобретя пышные черты украинского барокко.

Внутреннее пространство храма разделено несколькими массивными колоннами. На каждой из стен разместились богатые фрески, изображающие библейские сюжеты. Живопись Надвратной церкви заслуженно является одним из ценнейших памятников украинского монументального искусства, краски по сей день сохранили свою насыщенность и выразительность.

Особое внимание прихожан привлекает деревянный трехъярусный иконостас, украшенный золотом. Деревянные рамы конструкции выполнены в тонкой технике сквозной резьбы. Интерьер церкви дополняет 16-ти свечное паникадило, изготовленное в 1724 году. Вес его составляет 664 кг.

Пещеры Киево-Печерской Лавры (ул. Лаврская, 15)

Подземные ходы Лавры – главная изюминка комплекса – обросли слухами, домыслами, легендами. Говорят, что по ним можно спуститься до самой реки, упоминают о бесшумных тенях, скрывающихся в темных нишах, рассказывают о призраках. Неудивительно, что даже неверующие люди стремятся попасть внутрь с хорошим экскурсоводом. Для православных же монастырские подземелья уже многие века являются целью паломничества.

Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры находятся на глубине около 10-15 м, а тоннели растянулись почти на 400 м. В них располагаются три подземные церкви и две кельи Антония. На сегодняшний день в усыпальницах храмов можно увидеть мощи семидесяти трех святых.

Дальние пещеры уходят вглубь на 15-20 м, а система коридоров имеет протяженность около 300 м. Под землей действуют три церкви и две кельи Феодосия, располагающиеся в разных частях пещер. При осмотре туристы смогут увидеть сорок девять святых мощей.

В одной из бывших келий дальних тоннелей находятся уникальные мироточивые главы. Выделяемое вещество классифицируют как высокоочищенное масло без каких-либо примесей, а анализ белка показал, что природа мира полностью органическая. С научной точки зрения этот феномен необъясним, что укрепляет веру паломников в чудотворные свойства вещества.

Все мощи размещены в древних деревянных раках, над каждой из них есть табличка с указанием имени и сана, а также икона (большинство из них датируются 19 веком). Сами святые закрыты специальными одеждами, но у некоторых оставлены непокрытыми кисти рук. Так посетители могут сами убедиться, что тела не тлеют.

Музеи Киево-Печерской Лавры

Комплекс "Святая Успенская Киево-Печерская Лавра" знаменит не только святынями и храмами – на территории Лавры активно и успешно функционирует несколько музеев и выставок светского характера.

Музей исторических сокровищ Украины (ул. Лаврская, 21) имеет постоянную экспозицию. Она включает в себя предметы времен древней Руси из золота, серебра, драгоценных камней, а также уникальные артефакты 6-3 веков до нашей эры.

В музее книги и книгопечатания Украины (ул. Лаврская, 21, корпус 9) представлена экспозиция, отражающая всю историю типографского дела от древних времен до сегодняшнего дня. Гости смогут увидеть уникальные рукописные фолианты, раритетные издания и старинную технику для печатания. Все собрание сегодня находится под покровительством ЮНЕСКО.

Экспозиция музея театрального и музыкального искусства (ул. Лаврская, 21) посвящена истории украинского сценического творчества. На втором этаже туристы смогут увидеть коллекцию музыкальных инструментов и шкатулок.

В музее микроминиатюр (ул. Лаврская, 21) представлена постоянная выставка впечатляющих работ известного во всем мире мастера Николая Сядристого. Объекты экспозиции можно рассмотреть только под увеличением, самые известные из них – подкованная блоха и караван верблюдов в игольном ушке.

Коллекция музея украинского декоративного искусства (ул. Лаврская, 5, корпус 29) была основана в 1899 году. Сегодня она весьма обширна и включает в себя образцы резьбы и росписи по дереву, вышивку, керамику и т.д.

Также Киево-Печерский заповедник предлагает гостям побывать на художественных и фотовыставках, презентациях книг, конференциях и других интереснейших мероприятиях, которые регулярно проводятся в стенах и на территории комплекса.

Для туристов

Прогулка по комплексу не грозит быть утомительной. На территории монастыря раскинулся небольшой парк, в котором растут знаменитые розы Киево-Печерской Лавры. Через него проходит длинная аллея, приводящая туристов к святым источникам, из которых можно попить или набрать воды.

Каждый гость этих мест может насладиться отличным видом на Днепр, комплекс Ближних и Дальних пещер, пасеку, а также Заднепровье. Просторная смотровая площадка находится за трапезной.

Так как на территорию монастыря нельзя приходить со своей едой, для удобства были открыты два кафе. Здешняя кухня предлагает широкий выбор национальных украинских блюд и напитков, некоторые можно взять на вынос. Заведения работают согласно графику всего комплекса и закрыты только 1 января. Также вы сможете посетить магазин, где можно приобрести крестики и книги (обеденный перерыв – 13:00-13:45).

Обязательно надевайте удобную обувь, так как Киево-Печерская Лавра располагается на двух холмах, тут много спусков, подъемов и лестниц, а большинство дорожек выложены брусчаткой. Для посещения храмов следует выглядеть соответствующим образом, поэтому около входа в них любая женщина может взять платок, чтобы покрыть голову или повязать на пояс, скрыв брюки или обнаженные ноги.

Нижняя Лавра доступна ежедневно с 6:00 и до конца вечернего богослужения (примерно 20:00), а пещеры принимают туристов с 9:00 до 16:00. Вход на территорию, в храмы и пещеры бесплатный. Лучше начинать осмотр достопримечательностей отсюда, так как Киево-Печерский монастырь зарождался именно в этих местах. Выходной день здесь – воскресенье.

Верхняя Лавра открыта без выходных с 9:00 до 19:00 (осенью и зимой до 18:00), а кассы закрываются за 15 минут до конца рабочего дня. Вход на территорию стоит от 20 гривен для взрослых и детей, видео- и фотосъемка разрешены за отдельную плату.

Туристам предлагаются индивидуальные или групповые экскурсии с гидом, несколько постоянных экспозиций. Для детей регулярно проводятся тематические студии, уроки, игры и квесты. Необходимо сохранять билеты до конца посещения всех объектов комплекса.

Посетить пещеры Киево-Печерской Лавры можно самостоятельно или в составе группы за небольшую плату. Необходимо помнить, что проходы в пещерах узкие, поэтому людям с клаустрофобией необходимо заранее оценить свои возможности.

В каждый последний понедельник месяца правом бесплатного посещения обладают граждане социально незащищенных слоев населения (при предъявлении документа). Во время совершения богослужения в храме, церковных праздников, в день независимости Украины и день музеев вход бесплатный для всех желающих.

С недавних пор для посетителей комплекса открыт доступ на третий ярус Большой Лавровской колокольни, стоимость входа составляет 40 гривен. Чтобы подняться на самый верх, необходимо преодолеть 374 ступени.

Как добраться до Киево-Печерской Лавры

Наиболее удобным способом добраться до Киево-Печерской Лавры для тех, кто плохо знает город, является метро. «Арсенальная» – ближайшая к Лавре станция – имеет всего один выход, поэтому заблудиться вы точно не сможете. Сразу на поверхности расположена остановка городского транспорта, подойдут маршруты 24, 406, 470, 520.

Пользоваться автобусом необязательно – от метро до входа в комплекс меньше полутора километров, поэтому дойти пешком до цели не составит труда.

Троице-Сергиева Лавра основана одним из самых почитаемых на Руси святым - Сергием Радонежским. История обители связана со многими важными событиями Русского государства: Куликовская битва, тяжелый период монголо-татарского ига, борьба с иностранными интервентами и первые годы правления Петра Первого, - все эти страницы истории не прошли мимо монастыря.

Российские правители чтили Троице-Сергиеву лавру, приезжали сюда на богомолье и оказывали помощь монастырю. У стен Успенского собора похоронен царь Борис Годунов и члены его семьи - царица Мария, царевич Феодор и царевна Ксения, в монашестве Ольга.

Троице-Сергиева Лавра – это действующий мужской монастырь, расположен недалеко от Москвы, посетить его можно за однодневную поездку или во время тура по Золотому кольцу.

Троице-Сергиева лавра - основание

Сергей Радонежский был сыном благочестивых Ростовских бояр Кирилла и Марии. В детстве родители не благословляли его на монашескую жизнь. Лишь только, когда незадолго до своей кончины, они ушли в монастырь, Сергей Радонежский решил посвятить свою жизнь служению богу.

Но он не ушел в один из действующих монастырей, а вместе со своим старшим братом Стефаном поселился в глухом лесу.

Для справки: Сергей Радонежский (в миру Варфоломей) родился в 1313 году, он был средним сыном в семье. Его отроческие годы прошли в учении, труде и молитве в городе Радонеже, где поселились его родители.

Варфоломей был глубоко верующим, добрым, честным и скромным человеком, он стал опорой престарелых родителей, не покинув их до последних дней.

Датой основания Троице-Сергиевой Лавры считается 1337 год, когда 23-х летний Варфоломей вместе со своим братом на небольшом холме в лесу, в стороне от шума дорог и селений, построил хижину и маленькую церковь, посвященную Святой Троице.

Так была основана ставшая позже знаменитой Троице-Сергиева Лавра.

Брат Стефан не выдержал тяжелых условий уединенной жизни и ушел в московский Богоявленский монастырь. Сергей Радонежский прожил несколько лет в одиночестве, но вскоре около него стали собираться другие иноки, каждый из которых построил себе хижину и сам обрабатывал огород.

Образование монастыря

Когда число иноков возросло до 12, для безопасности от зверей все постройки были обнесены оградой. В обители не было начальников и, благодаря уважению, Сергий Радонежский выполнял роль руководителя. Вскоре, по распоряжению московских церковных властей, он был рукоположен в священники и назначен игуменом.

В монастыре стал действовать устав, в соответствии с которым иноки образовали единую общину и стали вести совместное хозяйство.

В связи с этим, изменилось и устройство обители: была построена трапезная и хозяйственные помещения. Церковь находилась в центре монастыря, а по четырем сторонам от нее разместились кельи. Над главными воротами была построена надвратная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского.

В то время монастырь был беден, не хватало хлеба и соли, масла и муки.

В первое десятилетие своего существования обитель приобрела широкую известность, а Сергий Радонежский пользовался большим уважением у князя Дмитрия Донского. Митрополит Русской православной церкви Алексий хотел, чтобы Троицкий игумен стал его приемником, но от такой чести Сергий Радонежский отказался.

Монастырь во время монголо-татарского ига

Время, когда жил преподобный Сергий Радонежский (1314-1392 годы), было очень тяжелым для Руси: постоянные набеги монголо-татар заставляли людей думать лишь о том, как выжить.

Преподобный Сергий считал своим долгом позаботиться об их духовном воспитании. Накануне Куликовской битвы он благословил Дмитрия Донского на бой с полчищем Мамая. Воодушевленные наставлениями игумена воины Дмитрия Донского разбили войско Мамая.

Также Троицкий игумен старался примерить враждовавших между собой князей.

Обитель стала настоящим центром культуры и просвещения.

Вместе с тем, в то время монастырь не был хорошо укреплен, для его защиты была только деревянная ограда. Поэтому во время нападения на Русские земли хана Токтамыша иноки вынуждены были укрыться в безопасном месте – на территории Тверского княжества. На этот раз монастырь уцелел, но в 1408 году во время выступления хана Едигея он был разрушен. Благодаря стараниям Игумена Никона, преемника Сергия Радонежского, монастырь был отстроен заново.

Возведение каменных храмов Троице-Сергиевой лавры в XV веке

В 1422 году, в год официальной канонизации преподобного Сергия, монастырь был украшен новыми каменными постройками.

Троицкий собор

На месте старой деревянной церкви преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря был возведен белокаменный Троицкий собор. Среди тех, кто внес средства на постройку, был и сын Дмитрия Донского князь Звенигородский и Галицкий Юрий Дмитриевич.

Троицкий собор – это древнейший белокаменный храм монастыря, возведенный в 1422-1425 годах. К красивой серебряной раке, где покоятся мощи Сергия Радонежского, очень часто выстраивается очередь.

Внутреннее пространство собора было украшено росписью, выполненной живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. К сожалению, фрески до наших дней не сохранились, но иконы работы Андрея Рублева можно увидеть в уникальном пятиярусном иконостасе.

Именно для этого иконостаса была создана известная икона Андрея Рублева «Святая Троица», которая до Октябрьской революции находилась в храме, а затем была передана Государственной Третьяковской галерее , где и находится в настоящее время.

Рядом с ракой находится неприметная двустворчатая кованная железная дверь, это вход в придел собора, Серапионову палату, в которой хранятся православные святыни, их здесь более пятисот. На двери сохранилось отверстие в 5-7 см, это след от польского ядра, влетевшего в храм во время осады монастыря и, к счастью, не разорвавшегося. Палата названа в честь погребенного здесь Серапиона, бывшего архимандрита Троицкого монастыря.

В 1476 году псковские мастера возвели кирпичную церковь-звонницу во имя Сошествия святого Духа на апостолов.

Крепостные стены, башни и Дмитриевская надвратная церковь все еще оставались деревянными.

Строительство оборонительных сооружений

В XIV-XVII веках Русь испытывала сильнейшее давление на востоке от Золотой Орды, на западе - от Литовского княжества. Противостоять этим силам могло только единое государство. В масштабах всего Русского государства стала создаваться единая оборонительная система.

Троице-Сергиев монастырь, расположенный на подступах к Москве, стал важной крепостью, призванной защитить столицу.

Сооружение новых оборонительных сооружений монастыря началось в 1540-1550-х годах. Тогда была построена каменная стена протяженностью около 1,5 километров в форме неправильного четырехугольника с 12-ю башнями (к настоящему времени сохранилось 11). Естественной преградой для неприятеля были овраги, а дополнительными препятствиями стали вырытые ров и пруд.

В середине XVII века крепостные сооружения были укреплены, усовершенствованы и приобрели современный вид.

Стены крепости имеют три боевых яруса, а большинство башен – шесть ярусов. Самые интересные из них - Пятницкая и Красная, Уточья и Пивная башни.

  • Пивная башня имела запасной, или тайный, выход из крепости, через который проходили вылазки во время осады крепости в начале XVII века
  • Угловая Уточья башня названа так потому, что, согласно преданиям, царь Петр Первый стрелял из нее уток, плавающих в пруду рядом с крепостной стеной
  • На Пятницкой башне ранее была вышка для наблюдения за окрестностями. Во время осады крепости башня была разрушена и заново построена в 1640 году
  • Красная башня, здесь расположены главные ворота в крепость. За ней ранее находилась построенная в 1513 году надвратная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Позже она была перестроена в церковь, увенчанную пятью куполами в честь рождества Святого Иоанна Предтечи.

Создание Успенского собора и других храмов

Успенский собор

В 1559-1585 годах в центре монастыря, на востоке Соборной площади, был возведен новый пятиглавый собор. На его закладке присутствовал Иван Грозный со своей семьей. Храм был построен по типу Успенского собора Московского Кремля, но уступал ему по размеру. Вместе с тем, построенный собор был больше других монастырских храмов.

Как и кафедральные соборы Владимира и Москвы, он получил название Успенского. В 1684 году стены, свод и столпы храма были украшены фресками на библейские темы. В северо-западной части собора расположена усыпальница семьи царя Бориса Годунова, над которой в 1780 году была устроена шатровая палатка, не сохранившаяся до наших дней.

Храм строился долго - около 25 лет, не хватало средств и, в основном, он возводился на царские пожертвования. Щедрые взносы на помин души убитого сына дал Иван Грозный. Но освящение Успенского собора произошло в 1585 году, после смерти Ивана IV, при третьем его сыне, царе Феодоре Ивановиче.

  • Напротив Успенского собора, с западной стороны Соборной площади, расположен Казначейский корпус братских келий. К нему примыкают:
    • с севера - Больничные палаты с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, возведенной в 1635-1638 годах
    • с юга – трехэтажная Лестничная башня.
  • За храмом Зосимы и Савватия располагаются Крепостная и Келарские палаты, построенные на рубеже XVI-XVII веков
  • В 1686-1692 годах была возведена великолепная, декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского, выполненная в стиле «нарышкинского» барокко
  • В этом же стиле в 1692-1699 годах на месте надвратной церкви в честь Сергия Радонежского у главного входа в монастырь был возведен пятиглавый надвратный храм в честь рождества Святого Иоанна Предтечи. Немалые средства на его возведение были пожертвованы купцом Григорием Строгановым
  • В том же стиле в северной части были построены Царские чертоги для размещения царской семьи
  • Надкладезная часовня была устроена в конце XVII века над открывшимся здесь источником целебной воды рядом с Успенским собором
  • Небольшая церковь во имя Михея Радонежского, ученика преподобного Сергия, свидетеля видения учителю Богоматери с двумя Апостолами. Церковь построена над гробом Михея Радонежского в 1734 году
  • Напротив больничных палат сооружена церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко
  • Митрополичьи покои, ныне это Патриаршие покои, являются резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в обители. Строение расположено в юго-западной части монастыря и относится к XVI–XVII векам
  • За несколько километров от монастыря Вы можете увидеть великолепную пятиярусную колокольню, это один из лучших памятников русского зодчества XVIII века.

Троице-Сергиева Лавра в Смутное время

В начале XVII века Лжедмитрий II направил преданных ему воевод Петра Сапегу и Александра Лисовского с польскими и литовскими интервентами против русских городов. Были разорены Переяславль-Залесский и Ростов Великий, Ярославль и Суздаль, Владимир и Нижний Новгород. Угрожала беда и Сергиевой обители.

В сентябре 1608 года польско-литовские отряды подошли к монастырю. 16 месяцев крепость держала осаду. К концу 1609 года от тяжелых условий и недостатка еды более 2000 защитников крепости умерли от цинги. Оставшиеся в живых стойко защищали крепость и 12 января 1610 года осада была снята с помощью подошедших русских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского.

После снятия осады разрушенные крепостные стены были восстановлены и на территории монастыря разместился постоянный гарнизон из стрельцов и пушкарей.

В 1618 году польский королевич Владислав, пользуясь поддержкой польского сейма, пытался занять Московский престол. Организовав поход на Москву, он подступил к Троице-Сергиевой обители и пытался взять ее. Но крепость устояла и на этот раз.

Троице-Сергиева лавра в период правления Петра Первого

В конце XVII - начале XVIII века, во времена Петра Первого Троице-Сергиева Лавра вновь оказалась на первом плане в связи с политическими событиями той эпохи.

В 1682 году во время Стрелецкого бунта за стенами крепости укрывались царевна Софья и царевичи Иван и Петр. А через семь лет в 1689 году Петр спрятался здесь, убежав из Москвы. Именно в Троице-Сергиевой Лавре произошла расправа над сторонниками Софьи и отсюда Пётр уехал в Москву единовластным правителем.

В начале XVIII века строительство каменных зданий было запрещено и сооружение монастырских построек было приостановлено. Вскоре Россия вступает в Северную войну и для военных нужд Петр Первый берет из монастырской казны 400 тысяч рублей.

В связи с угрозой похода на Россию шведского короля крепость укрепляется: дополнительно на угловых башнях были построены бастионы, поскольку современные для того времени орудия не могли разместиться на ранее построенных стенах и башнях.

Открытие духовной семинарии

В XVIII веке Троице-Сергиева обитель была богата и имела большие земельные владения. О высоком авторитете обители говорит тот факт, что в 1742 году на ее территории была открыта Духовная семинария, а позже здесь разместилась Московская Духовная академия. В 1744 году указом Елизаветы обители было присвоено почетное имя Лавры.

В мае 1920 года состоялось последнее богослужение и вскоре в помещении обители был организован историко-археологический музей. Вся братия была выселена и стала жить в трудовых коммунах. Через девять лет большая часть монастырских колоколов была снята и переплавлена, уцелели лишь колокол «Лебедь» 1593 года и «Никоновский» 1420 года.

Монашеская жизнь возвратилась в обитель в послевоенные годы. Первая литургия прошла в ночь на Пасху 21 апреля 1946 года.

До 1983 года монастырь был резиденцией российских патриархов, позже она была перенесена в Московский Данилов монастырь .

Троице-Сергиева Лавра – одна из самых почитаемых обителей у русского народа. Тысячи верующих и паломников спешат поклониться ее святыням, а многочисленные туристы любуются памятниками истории и архитектуры, созданными лучшими мастерами XV - XIX веков. С 1993 года Троице-Сергиева Лавра находится под охраной Юнеско.

11 августа 1337 года преподобный Сергий Радонежский основал монастырь, позже ставший Троице-Сергиевой лаврой. Лавра – один из духовных центров России. О чем бы мы ни говорили – о событиях ее истории или о чудесах – мы вспоминаем всю историю России.

Огненный столп

Это знамение произошло в Троице-Сергиевой лавре во время ее осады польско-литовским войском, в сентябре 1606 года – накануне Сергиева дня. Священник по имени Пимен горячо, проливая слезы, молился Божьей матери. Вдруг в окне кельи он увидал яркий, ослепительный свет. Он испугался, решив, что неприятели подожгли святую обитель и это горят здания монастыря. Вот как об этом написано в книге «Осада Троице-Сергиевой лавры»: «В испуге и смятении он поспешно выбежал из келии; выйдя же на крыльцо, он увидал ярко сиявший огненный столп, который поднимался над самою церковную главою и вершиною своей достигал небес. Пимен еще более ужаснулся при виде этого чудного знамения и созвал братию и бывших в монастыре посторонних мирян. Наконец собралась целая толпа народа, и все смотрели на огненный столп и дивились чудесному знамению. Так прошло несколько минут. Потом огненный столп начал мало-помалу опускаться, обратился в светлое облако и проник сквозь окно в соборный храм Пресвятой Троицы».

Стена-призрак

Существует много свидетельств о том, как то монахам, то паломникам Троице-Сергиевой лавры являлись люди и даже животные, жившие в лавре раньше, но уже умершие. А еще чаще людям «является» монастырская стена: то деревянная, то с пушками – и является так явственно, что смотрящие не сомневаются в истинности того, что видят. Описывают они стену именно такой, какой она в действительности была, не забывая подробностей: можно даже пересчитать ядра пушек, застрявшие меж бревен (несмотря на то, что каменные стены сменили деревянные еще в XVI веке). Причем большинство людей, видевших загадочную стену, уверены, что ее специально оставили при перестройке как историческую реликвию.

Подземные дороги

Истории о подземных ходах есть у любого монастыря или замка. Доподлинно не известно, правда ли то, что от Троице-Сергиевой лавры под землей раньше шли большие туннели к ближайшим скитам и монастырям (говорят о Хотьковском Покровском монастыре, пустыни Святого Духа Параклита, Гефсиманском и Черниговском скитах и др.). Об их ширине и высоте сообщается удивительное: по ним могла проехать тройка лошадей, а две телеги могли разъехаться). Есть свидетельство, что во время Великой Отечественной войны по одному из ходов в Черниговский скит доставлялось оружие и продовольствие. Ученые-этнографы настаивают на существовании таких ходов, но никаких работ по их поиску и расчистке пока не ведется.

Целебные источники

Вокруг Троице-Сергиевой лавры много источников, славящихся своей водой, излечившей уже не одного человека. По преданию, первый источник возник как чудо, когда Сергий с монахом из братии пошли к оврагу (речка возле обители мутна и мелка, ее вода почти непригодна для питья) и увидели лужицу дождевой воды в ущелье. Став на колени, преподобный Сергий долго молился, а после освятил эту лужицу. Немедленно после этого из земли забил источник. С тех пор к нему приходят люди, считая его чудотворным. У деревни Ляпино находится водопад Гремячий. Сергий Радонежский и ученик его Роман жили на этом месте долгое время. В каждой молитве Сергий просил Божьего заступничества о русском народе. На памятном знаке у этого водопада написано: «Господь внял его молитвам и с тех пор непреходящим знаком вечной памяти о великом молении преподобного Сергея за Русскую Землю из недр этой горы забили пробужденные силою духа струи благодатных источников». А самый знаменитый целебный источник лавры был обретен в 1644 году во время ремонта паперти Успенского собора. Слепой монах Панфутий получил исцеление от его воды, и после этого чуда многие верующие получали исцеление. В конце XVII века над источником соорудили часовню, стоящую там и поныне.

Монахи-воины

История святых монахов Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Ослябли поистине чудесна. Это уникальный случай, когда монахи участвовали в войне – ведь монахам это категорически запрещается. Их житие сообщает, что Пересвет и Ослябя были учениками и постриженниками Преподобного Сергия Радонежского, иноками Троице-Сергиева монастыря, тогда ещё не бывшего лаврой. Перед началом Куликовской битвы князь Дмитрий отправился за благословением к преподобному Сергию, праведнику и чудотворцу. К большому удивлению всех, отец Сергий не только благословил князя на битву, но и дал ему двух монахов, хорошо владевших оружием. А перед битвой он постриг их в великую схиму – высший монашеский чин. Великой схимой еще называют монашескую одежду схимников с изображением креста. Идя в бой, Пересвет снял с себя все доспехи, оставшись только в схиме. Исследователи говорят, что это был тактический ход, однако верующему человеку, конечно, видится в нем и символический смысл.

Спасение мощей преподобного Сергия

Эта история долгое время сохранялась в тайне. Во время гонений на церковь, в 1919 году перед Страстной неделей, женщина, зять которой был местным комиссаром, постучала ночью в дом священника Павла Флоренского. Она попросила его об исповеди и рассказала о телефонном разговоре с Москвой, который слышала у себя дома. Она слышала слова «опиум для народа», «кости», «лавра…» Этих слов было достаточно, чтобы той же ночью Павел Флоренский с наместником монастыря и некоторыми другими людьми тайно вошли в Троицкий собор. Сотворив молитву у раки с мощами преподобного Сергия, они вскрыли ее и заменили голову святого на голову князя Трубецкого, погребенного в лавре. Святыню они схоронили в ризнице и дали обет молчания.
Через неделю, на Пасху, безбожники «разоблачали чудеса» в лавре. Удивительно, что пленка, на которую снимали это действо, оказалась засвеченной именно в том месте, где следовала запись глумления над святыней.
Главу преподобного Сергия Радонежского вернул к его мощам схиархимандрит Иларион (Удодов), который хранил ее в период с 1941 по 1945 год в алтаре церкви Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове.

Лавра - одна из крупнейших и величественных православных святынь в Украине. Монастырь Украинской православной церкви со статусом лавры. Основан в 1051 году при князе Ярославе монахом Антонием как пещерный монастырь.

Считается одним из первых монастырей на Руси, положивший начало монашеству. Большой вклад внес в строительство монастыря один из первых учеников Антония - Феодосий, при игумене которого возведено много наземных зданий и главный собор. На протяжении веков монастырь был центром миссионерства и просвещения .



1 - Троицкая надвратная церковь. Вход на территорию лавры.
2 - Большая Лаврская колокольня.
3 - Успенский собор.
4 - Церковь Всех Святых.
5 - Церковь Спаса на Берестове.
6 - Трапезная палата с церковью.
7 - Крестовоздвиженская церковь. Вход в Ближние пещеры.
8 - Аннозачатиевская церковь. Вход в Дальние пещеры.
9 - Церковь Рождества Богородицы.
А - Музей микроминиатюр.
В - Национальный музей украинского народного декоративного искусства.
С - Музей книги и книгопечатания Украины.
D - Государственный музей театрального, музыкального и киноискусства Украины.
Е - Музей исторических драгоценностей Украины.
S - Сувенирные магазины.
V - Выставочные залы.
Красным пунктиром очерчена территория действующего монастыря до 2000 года.

Часть I. История

В 1051 году во время княжества Ярослава Мудрого и митрополичьего служения святого Илариона, начала свое существование Киево-Печерская Лавра. Преподобный Антоний игумен Эсфигменского монастыря Феоктиста на далекой Афонской Горе создал обитель сначала как пещерный монастырь. Такой вклад не остался незамеченным. К нему стали приходить за благословением и духовными советами люди. Часто наведывался к пещерному монастырю князь Изяслав, сын Ярослава и его киевская знать .


На іконах зображені Антоній та Феодосій

За их счет были построены наземный монастырь и кельи, когда пещеры стали тесны для братии, количество которой быстро увеличивалось. В 1062 году преподобный Антоний поставил первым игуменом преподобного Варлаама, а сам пошел в отдаленную пещеру, где находился 40 лет.

После перевода преподобного Варлаама настоятелем в основанный князем Изяславом Свято-Дмитриевский монастырь, преподобный Антоний благословляет на игуменство преподобного Феодосия, как смиреннейшего и самого послушного из братии. Когда в монастыре было 100 монахов, Феодосий послал одного из иноков в Константинополь к скопцу Ерефему, чтобы переписать Студийский устав и принести его в Киев.


Ярослав Мудрий М.К.Реріх

На основе Студийского и монашеского устава и заключен Печерский устав, которому впоследствии начали следовать все монастыри Киевской Руси .

Важными событиями стали закладка и строительство храма Успения Божией Матери. Церковь строилась на протяжении 15 лет греческими зодчими и иконописцами. И была освящена в 1089 году митрополитом Иоанном. В росписях храма участвовал Алипий, который считается родоначальником отличительного от греческого иконного искусства. В 1091 году в храме был установлены мощи преподобного Феодосия. Преподобный Антоний похоронен в Ближних пещерах согласно его завещанию.


Києво-Печерська Лавра. В.В.Верещагин

Многие из печерских иноков становились миссионерами и отправлялись на проповедь христианства. С Киево-Печерским монастырем было связано летописание. Первым известным летописцем был преподобный Никон, игумен Печерского монастыря. Автором Печерской летописи считается преподобный Нестор Летописец, который в 1113 году закончил свою "Повесть временных лет".

В XIII в. в монастыре было создано уникальное произведение "Киево-Печерский Петерик", основу которого составили инока Поликарпа, а также послание Симона, епископа Владимир-Суздальського. Печерская обитель, которая играла значительную роль в объединении восточнославянских земель, была духовным, социальным, культурным и просветительским центром, и славилась не только на Руси, но и в Польше, Армении, Византии, Болгарии и других странах .


Дошка Агапіту

С начала 40-х годов XIII в. и к началу XIV в. Киево-Печерская Лавра была свидетельницей татаро-монгольского нашествия и вместе с народом претерпевала бед. Золотоордынские ханы, которые осознавали значение Киева для восточных славян, всячески препятствовали возрождению города. От татарских набегов монастырь, как и весь Киев, сильно пострадал в 1399 г. и 1416 г.

Источников, сообщающих о жизни Лавры в этот период, сохранилось мало. Благодаря тому, что Чингисхан и его преемники, по особенностям своего верования (они почитали божества различных религий), проявляли веротерпимость, есть основания полагать, что жизнь и богослужения в монастыре не прекращались. Известно, что в 1251, 1274 и 1277 гг. в Киев из Греции приезжал митрополит Кирилл. Он совершил в Софийском соборе хиротонии епископов для Владимира-на-Клязьме и Новгорода.


Зображення Києво-Печерської Лаври та Успенського собору на 10 гривневих купюрах

В 1284 г. митрополит Максим созвал Собор епископов и позднее сам посвящал епископов.
В середине XIV в. начинается литовская экспансия на Украину. Хотя Литовский князь Ольгерд, которому подчинялись Киевские земли, исповедовал первоначально языческую веру, а после принятия Кревской унии (1385 г.) между Литвой и Польшей началось усиленное насаждение католицизма, Печерская обитель жила в этот период полнокровной жизнью. Об этом свидетельствует то, что юноша Арсений, родом из Твери, принявший постриг во второй половине XIV века, «... возрадовался духом, когда нашел в Киево-Печерском монастыре иноков, которые сияли добродетелью, как звезды на тверди небесной, и пытался подражать им, в течение многих лет проходил разные степени послушания...».

Краєвид на Ковнирівську дзвіницю

Печерский монастырь оказал определенное влияние и на развитие Церкви в сопредельных русских землях в тяжелое для них время. Так, во второй половине XIV в. постриженный в монахи в Киево-Печерском монастыре Стефан, Мохринский Чудотворец, основал недалеко от Москвы Мохринский, а в Вологодской земле - Авнезкий монастыри. Тверской епископ Арсений основал в своей епархии Желтоводский Успенский монастырь. В конце XV в. Печерский постриженик Кузьма Яхромский основал монастырь на р. Яхроме во Владимирском уезде (под Москвой).

В этот период Печерский монастырь пользовался такой славой, что нередко русские князья приходили в Лавру и оставались жить в ней навсегда, причем некоторые из них прославились как подвижники. В частности, здесь в 1439 г. принял монашество с именем Феодосий известный полководец князь Федор Острожский, передавший обители свои богатства.

Димитрій Ростовський

В конце XVI века, преодолевая различные трудности, связанные с окатоличиванием украинских земель, а также вмешательствами во внутреннюю жизнь Лавры короля и магнатов, обитель активно возрождается: отстраивает храмы и покупает новые земли. И хотя монастырь уже не имел той прежней славы, бывшей в первые века его существования, он остается одним из самых выдающихся духовных, просветительских и культурных центров Украины. Новая волна возрождения Печерского монастыря, рост его духовного авторитета началось в период борьбы с унией, когда обитель возглавляли, каждый в свое время, такие выдающиеся деятели, как архимандриты Никифор Тур, Елисей Плетенецкий, Захарий Копыстенский, Св. митрополит Петр Могила, Иннокентий Гизель и другие. Так, с именем Елисея Плетенецкого связано начало книгопечатания в Киеве. Первой изданной в типографии Киево-Печерской Лавры книгой, дошедшей до наших дней, является «Часослов (1616-1617 гг.). В 1680-1690 гг. в Лавре инок Батуринского Крупицкого монастыря, будущий святитель Димитрий Ростовский, составляет «Жития святых».

Ру-си.

На-хо-дит-ся в Кие-ве (Ук-раи-на).

Сведения об основании Киево-Печерской лавры приведены в «Повести временных лет» и Киево-Печерском патерике. Киево-Печерская лавра основана как пещерный монастырь монахом святым Ан-то-ни-ем Пе-чер-ским , поселившимся в Киеве, вероятно, в конце 1051 года - начале 1052 года, на правом, высоком берегу реки Днепр, близ села Берестово - загородной резиденции киевских князей. Первоначально Антоний жил в пещере как отшельник. Вскоре вокруг него сложилась община монахов, среди которых были постриженники из ближайшего окружения киевского князя Изя-сла-ва Яро-сла-ви-ча.

В 1062 году, при втором игумене Варлааме, киевский князь Изяслав передал обители землю над пещерами, на которой был возведён так называемый Ветхий монастырь. С ростом числа братии Антоний с несколькими учениками уединился на соседнем холме, основав новый пещерный комплекс (так называемые Ближние, или Антониевы, пещеры Киево-Печерской лавры). Пещеры под старым монастырём носят название Дальних, или Феодосиевых, - по имени третьего игумена святого Феодосия Печерского, который, введя в монастыре Сту-дий-ский ус-тав , стал основателем русского общежительного монашества. В 1073-1078 годах на пожалованной киевским князем земле, близ села Берестово, был возведён монастырский Успенский собор. На эту территорию, впоследствии названную Верхней лаврой, переместился центр монастырской жизни. Пещеры Нижней лавры стали использоваться в качестве места погребения умерших монахов.

С конца XI века в монастыре, ставшем крупным церковным и культурным центром (в частности, центром летописания), имевшем значительное влияние на политические процессы в Киевской Руси, подвизались известные церковные писатели (Симон, Поликарп), летописцы (Никон Великий, Не-стор), иконописцы (Алипий, Григорий), врачи (Агапит, Дамиан Целебник). Во 2-й половине XII века печерские настоятели получили титул архимандритов, и, по мнению ряда исследователей, тогда же монастырь стал именоваться лаврой. Однако более устоявшимся является мнение, что этот титул вместе со статусом ставропигии был дарован обители патриархом Константинопольским Иеремией в 1598 году (подтверждён царским указом в 1688 году).

В 1240 году мо-на-стырь был раз-граб-лен в хо-де мон-го-ло-та-тар-ско-го на-ше-ст-вия , вскоре восстановлен, став главным духовным центром Киева. С Киево-Печерской лаврой связано учреждение первой в Киеве типографии . Наибольший расцвет лавры относится к 1627-1647 годам, времени управления ею митрополитом Киевским Пет-ром Мо-ги-лой . При нём около 1643 года состоялась канонизация печерских монахов, погребённых в Дальних и Ближних пещерах (к началу XXI века Собор киево-печерских подвижников насчитывал более 120 святых: в Ближних пещерах находятся мощи 73 подвижников, в Дальних - 49). Киево-Печерская лавра стала одним из основных православных паломнических центров.

К концу XVIII века Киево-Печерская лавра являлась одним из крупнейших землевладельцев России (ей принадлежали около 200 сёл, 7 местечек). В результате реформы 1786 года лав-ра лишилась не только большинства земельных угодий, но и ставропигиального статуса. С этого времени её священноархимандритом являлся митрополит Киевский, текущие монастырские дела решал наместник. Экономическим подспорьем обители стали проценты с банковских капиталов.

В XIX веке настоятелями лавры были выдающиеся церковные деятели - митрополит Евгений (Болховитинов) и митрополит Филарет (Амфитеатров). Возрождалось иноческое подвижничество, яркими представителями которого были Феофил (Горенковский), возобновивший схимничество в лавре, Парфений (Краснопевцев), Паисий (Яроцкий), Алексий (Шепелев).

В начале XX века при митрополите Флавиане (Городецком) Киево-Печерская лавра превратилась в крупный культурно-просветительный центр: появились новая библиотека, приходское училище, активизировалась издательская деятельность.

Большая часть монастырской братии во главе с архимандритом Гермогеном (Голубевым) ушла из монастыря, монахи совершали богослужения в Ольгинской церкви на Печерске и в прилегающих к Киеву лаврских пустынях - Китаевской, Голосеевской и Преображенской. 17.01.1930 года обновленческая община в лавре ликвидирована; в 1933-1934 годах из лаврских пустыней были изгнаны и представители канонической Церкви. Во время немецкой оккупации, в конце 1941 года, по инициативе схиархиепископа Антония (Абашидзе) на Ближних пещерах был возрождён монастырь; в феврале 1961 года вновь упразднён.

В 1988 году, за несколько дней до начала юбилейных торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси (5-12 июня), Киево-Печерская лавра была возобновлена как монастырь. Церкви были возвращены Дальние пещеры, в феврале 1990 года - Ближние. С начала 1990-х годов на территории Нижней лавры размещаются резиденция митрополита Киевского и всея Украины, Киевская духовная академия и семинария. На территории Верхней лавры продолжают функционировать музеи, историческая библиотека и другие учреждения культуры.

Иллюстрация:

Кие-во-Пе-чер-ская лав-ра. Тро-иц-кая над-врат-ная цер-ковь. 1106-08. Фа-сад 1-й пол. 18 в. Фото А. И. Нагаева. Архив БРЭ.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...