Духовное состояние. Николай Бердяев

Чем же характеризуется духовное состояние? Духовное состояние характеризуется расширением сознания, активным включением в процесс постижения истины подсознания, установлением коммуникативной связи сознания и подсознания и тем самым резким расширением информационной базы понимания проблемы, энергетической активизацией, переключением эмоций с режима блокирования информации на режим энергетической подпитки.

Духовное состояние характеризуется гармонизацией личности, устранением противоречий с окружающей средой или блокированием этих противоречий, сосредоточением на познаваемой проблеме, на постижении истины, внутренним равновесием, позитивным взглядом на жизнь, высокой концентрацией устремлений, усилением воли и ее контроля со стороны личности, «я».

Духовное состояние характеризуется переходом к образному мышлению, что, со своей стороны, способствует активизации информационного обмена с подсознанием, так как информация персонального подсознания хранится в образной и чувственной форме. Образность помогает осмыслить ситуацию целостно, раскрыть новые отношения, посмотреть на старые на новом уровне интеграции.

Духовные состояния характеризуются высокой продуктивностью воображения, что, в свою очередь, расширяет информационную емкость нашего сознания.

В духовном состоянии слова и понятия могут переводиться в образы и чувства, способствуя этим включению процессов воображения.

Духовное состояние, как мы уже отмечали, одновременно является и мотивационным состоянием. Но в отличие от биологических мотиваций это будет духовная мотивация, порождаемая духовными ценностями личности. Важнейшей среди этих ценностей является вера: вера в бога, вера в идею, вера в добро, вера в кумира, лидера, героя. Другой, не менее значимой детерминантой духовного состояния и духовной мотивации является любовь: любовь к богу, любовь к женщине, любовь к Отечеству. ‹…›

Так как духовное состояние способствует расширению информационной базы, подключает информационные ресурсы подсознания, то тем самым духовное состояние способствует продуктивности мышления.

Духовное состояние характеризуется чувством внутренней активности, единением духовных способностей и свойств, чувств и эмоций, единением умственных, нравственных, духовных качеств, стремлением к духовному прогрессу. К духовным стремлениям следует отнести: интеллектуальные, моральные и религиозные, а также добросовестность. Важную роль в определении духовного состояния играет чувство нравственного и умственного превосходства, чистоты или чувство вины.

В духовном состоянии – секрет творчества. Духовное состояние определяет отбор информации, характер ее обработки, установление отношений и характера обобщений. Духовное состояние повышает направленную проницательность ума индивида, выделяет те свойства объектов, которые позволят разрешить проблему, раскрыть истину.

Духовное состояние может возникать как в случаях практической жизни, так и в научном поиске, в искусстве. Духовное состояние воздействует на интеллект. Мы под этим понимаем «способность судить, размышлять и отвлекать, которая называется в практической жизни благоразумием, здравым смыслом, тактом, хитростью, умом, проницательностью, в искусстве – творчеством и вкусом, в науке – способностью открывать, обобщать и схватывать отношение» (Рибо Т., 1884). ‹…›

Клиническое состояние характеризует фиксация на идее, односторонней направленности мышления и эмоциональной заряженности, сужение сознания. Эти признаки проявляются уже в случаях «сверхценной идеи» и прогрессируют в паранойяльных состояниях (para – около; noos – мысль, разум). Духовное состояние как бы противостоит клиническому состоянию. Оно, как мы уже отмечали, характеризуется расширением сознания, яркостью и ясностью отражения действительности, целостностью этого отражения, углубленным пониманием собственного «я», четкостью ориентировки в прошлом, настоящем и будущем, глубоким проникновением в ситуацию, уравновешенностью в отношениях, уверенностью в собственных силах, широтой и проницательностью мышления, позитивным настроением. ‹…›

Для дальнейшего рассмотрения духовных способностей остановимся на трех положениях.

Первые два сформулированы еще Уильямом Джемсом (1901):

худшее, что может сделать психолог, – это начать истолковывать природу личных сознаний, лишив их индивидуальной ценности. Мысли разъединены между собою барьером личности;

мы нимало не объясняем природы мысли, устанавливая зависимость между физическим и психическим… Нужно проработать нескольким поколениям психологов, чтобы установить с надлежащей точностью гипотезу о зависимости душевных явлений от телесных.

Третье положение заключается в том, что ребенок, в отличие от животного, рождается с незавершенным формированием функциональных систем психологической деятельности. Становление головного мозга как функциональной системы осуществляется прижизненно, под влиянием внешней культурной среды. И можно сказать, что функциональные системы мозга изначально формируются как окультуренные.

Сопоставляя эти три положения, мы можем отметить, что способности человека изначально являются свойством окультуренной функциональной системы; что они не исчерпываются свойствами самой системы; что решающим моментом в их развитии является их детерминированность индивидуальными ценностями. Именно эти индивидуальные ценности и будут определять качественную специфику способностей, от них будет зависеть, что увидит и запомнит человек, какая мысль у него появится, какова будет природа личностных сознаний. Духовные способности определяются и регулируются духовными ценностями. Таким образом, проблема переводится в плоскость ценностей. Можно сказать: «Но это не разрешает проблему, а только переводит ее в другую плоскость. Вместо одной проблемы появляется другая». Да, это так. Но, во‑первых, мы видим, что такое духовные способности, а во‑вторых, с ценностями разобраться легче. Мы можем сказать, что, если деятельность определяется верой или стремлением сделать благо, мы можем говорить о духовных способностях.

В свете сказанного духовные способности определяются прежде всего внутренним характером душевных состояний и чувством активности, проявляющимся в стремлении к активности в определенном направлении.

В узком понимании духовные способности связываются со стремлением искупить внутреннюю (греховную) природу души, стремлением к достижению ее безгрешной чистоты. В широком смысле духовные способности проявляются в создании произведений искусства, в которых осмысливается сущность и предназначение человека, его отношения в обществе и семье, осмысление социальной и духовной личности, своего «я» и «себя как личности». ‹…›

Духовные способности – это способности понять, оценить и изобразить других людей в своем творчестве. Духовные способности – это интегральное проявление интеллекта и духовности личности. В своем высшем проявлении духовные способности характеризуют гения…

Важнейшим личностным качеством, позволяющим проникнуть в духовный мир Другого человека, является эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание). Различают эмоциональную, когнитивную и предикативную формы эмпатии. Психологические исследования показали, что индивидуальная способность к сопереживанию возрастает по мере накопления жизненного опыта.

Человек познает себя, свой духовный мир через другого человека, при этом духовно богатый человек познает другого лучше, чем тот самого себя. Для этого необходимо, чтобы духовно богатый человек вмещал в себя не только духовные качества познаваемого, но и нечто большее – противоположные ему качества. ‹…›

Духовность проявляется в том, что действительность познается не только рационально, но и эмоционально, через переживания. Для духовно богатого человека все значимо, все находит чувственный отклик.

Следует отметить, что полностью бездуховных людей нет и что духовность не находится в прямой связи со способностями и интеллектом. Духовным может быть и человек со средними способностями, а бездуховным может быть талант.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Психология личности в трудах отечественных психологов

Психология личности в трудах отечественных психологов.. лев куликов предисловие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Психологическое определение личности. В. М. Бехтерев
Для врачей‑психиатров представляется совершенно избитой истиной, что психические болезни и состояния вырождения суть болезни личности. Ввиду этого естественно, что охрана здор

О составе личности. А. Ф. Лазурский
Анализируя и сравнивая между собой те бесконечно разнообразные по содержанию и по степени сложности проявления, из которых строится наше представление о человеческой личности, мы мо

Деление по психическим уровням
Теперь перейдем к более подробному рассмотрению отдельных принципов нашей классификации и прежде всего остановимся на вопросе о том, что мы называем психическим уровнем. Известно, ч

О личностном подходе. С. Л. Рубинштейн
Все психические процессы, с изучения которых начался наш анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зави


Личность – высшее интегральное понятие. Личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности. В анализе эту систему можно дробить на

Индивид и личность. А. Н. Леонтьев
В психологии понятие индивида употребляется в чрезмерно широком значении, приводящем к неразличению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их

Деятельность как основание личности
Главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные «образующие» личности – этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраня

Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. Б. Г. Ананьев
Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности (общая пс

Характеристики человека как индивида
Имеются основания для выделения двух основных классов индивидных свойств: 1) возрастно‑половых и 2) индивидуально‑типических. В первый из них входят возрастные свойства,

Характеристики человека как личности
Исходным моментом структурно‑динамических свойств личности является ее статус в обществе (экономические, политические и правовые, идеологические и т. д. положения в обществе),

Основные характеристики человека как субъекта деятельности
Исходными характеристиками человека в этой сфере развития являются сознание (как отражение объективной деятельности) и деятельность (как преобразование действительности). Человек ка

Патопсихологический метод в изучении личности. Б. В. Зейгарник
При разрешении каких проблем психологии личности патопсихологические исследования могут оказаться полезными? Один из важнейших разделов исследования психологии личности – в

Общественные отношения как общее основание свойств личности. Б. Ф. Ломов
Категория личности относится в психологической науке к числу базовых… она не является сугубо психологической и в различных планах исследуется многими, а по существу, всеми обществен

Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности. В. М. Русалов
Основной недостаток предшествующих подходов в понимании природных предпосылок личности заключается, на наш взгляд, в том, что в качестве основания индивидуально‑психологически

Теория личности с позиций категориального анализа психологии. А. В. Петровский
При анализе категориального строя психологической науки, как следует из изложенного выше, выделяется шесть базисных категорий, каждая из которых характеризует одну из сторон предмет

Методологические основания теории личности
Таким образом, определены исходные принципиальные позиции для построения общепсихологической теории личности. Уточним, что имеется в виду, когда она обозначается как «общепсихологич

Онтологическая модель личности
Принцип деятельностного опосредствования межиндивидных отношений личности и ее развития является общим системным принципом построения общепсихологической теории личности, в котором

Органическая и социальная сфера личности. В. М. Бехтерев
‹…› Личная сфера, концентрируя в себе запас важнейшего для жизни организма прошлого опыта, как бы образует собою главный центр нервно‑психической деятельности, лежащей в основ

Установка у человека. проблема объективации. Д. Н. Узнадзе
…Нет ничего характернее для человека, чем тот факт, что окружающая его действительность влияет на него двояко – либо прямо, посылая ему ряд раздражений, непосредственно действующих

Структура личности. Б. Г. Ананьев
Рассмотрение статуса, социальных функций и ролей, целей деятельности и ценностных ориентаций личности позволяет понять как зависимость ее от конкретных социальных структур, так и ак

Направленность личности. субъективные отношения личности. Б. Ф. Ломов
Несмотря на различие трактовок личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по̴

Субъективные отношения личности
До сих пор речь шла о направленности как системообразующем свойстве личности в связи с анализом ее целей, мотивационной сферы и потребностей. Но это свойство имеет также и другие фо

О системе «личность». Б. И. Додонов
Правильное, соответствующее системному подходу определение такой функции требует прежде всего рассмотрения личности как компонента другой, более высокой системы, как «частицы» общес

Структура психологического склада личности и индивидуальные качественные характеристики его компонентов
Структура любой системы неразрывно связана с ее функциями. Поскольку общая регуляционная функция психологического склада личности состоит из функций его компонентов, в его общей структуре тоже могу

Понятие «структура» в учении о личности
Разработка понятий структуры и системы и системно‑структурных способов познания стала в середине нашего века общим явлением в самых различных науках, и прежде всего в философи

Критерии понимания динамической структуры личности
Излагаемая концепция подразумевает психологическую структуру. Давно уже было понято, что в реальной действительности существует два рода структур: статическая и динамическая. А точн

Взаимодействие иерархий подструктур личности и их свойств
Выделенные по описанным критериям подструктуры личности и их основные свойства с совпадающей иерархией отражены в таблице. Не останавливаясь на частностях этой таблицы, разберем наи

Смысловая сфера личности. Б. С. Братусь
Личность как специфическая, несводимая к другим измерениям (темпераменту, индивидным свойствам и т. п.) конструкция не является самодостаточной, в себе самой несущей конечный смысл

Мировоззрение и убеждения личности как психологические категории. Г. Е. Залесский
Понятие «убеждение» широко применяется в различных областях науки, но определения его содержания весьма разнообразны. Большинство авторов придерживаются позиции, согласно которой уб


‹…›Какие же причины пагубно влияют на развитие личности, приводят к ее упадку и какие причины содействуют ее развитию? Обращаясь к разрешению первого вопроса, мы не будем з

Развитие личности и мировоззрения ребенка. Л. С. Выготский
Попытка синтетического охвата культурного развития должна исходить из двух основных положений. Первое заключается в том, что по своему содержанию этот процесс развития может быть ох

Понятие личности в аспектах нормы и патологии. В. Н. Мясищев
Из многочисленных, в том числе не до конца еще разрешенных, вопросов развития личности мы остановимся на одной, важной и с философской и с конкретно‑научной точки зрения пробл

Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка. Л. И. Божович
Представление о личности как о целостной структуре требует предварительной гипотезы о том, что составляет стержень этой структуры. На основании теоретического анализа мы вы

Формирование личности. А. Н. Леонтьев
Ситуация развития человеческого индивида обнаруживает свои особенности уже на самых первых этапах. Главная из них – это опосредствованный характер связей ребенка с окружающим миром.

Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности. Б. Г. Ананьев
Теория и метод развития в современной психологии являются одним из новейших подтверждений материалистической диалектики. Генетические подходы полностью утвердились в сравнительной,

Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности. П. М. Якобсон
Личностная зрелость человека есть феномен общественно‑исторический, поскольку понятие зрелости в разных общественных условиях имеет различное содержание. Каждая историческая э

Проблемы этического развития ребенка. С. Г. Якобсон
Систематическое исследование этического развития детей начинается с середины 20‑х годов нашего века. Существенной вехой в разработке этой области является выделение р

Постоянство и изменчивость личности. И. С. Кон
Динамика постоянства и изменчивости личности и ее свойств – одна из старейших философско‑психологических проблем. Ее рассмотрение в плоскости современной психологической науки

Психология формирования и развития личности. Л. И. Анциферова
Развитие личности – это прежде всего ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное раз

Развитие личности на ранних этапах детства. Н. Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова
Обычно становление личности относят к более поздним периодам жизни человека – юности, взрослости, иногда к дошкольному возрасту. Однако личность не просто обнаруживается на определе

Движущие силы и условия развития личности. А. Г. Асмолов
Данная А. Н. Леонтьевым (1983) характеристика предмета психологии личности представляет собой пример той абстракции, развертывая которую можно создать конкретную картину системной д

Проблема субъекта в психологической науке. А. В. Брушлинский
В самой природе младенца – уже в пренатальном периоде его развития – имеются внутренние условия, исходные основы и простейшие проявления социальности: он рождается не животным, а им

Развитие личности и ее жизненный путь. Н. А. Логинова
Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой – социально‑исторический факт. Социально‑историческое, специфичное для человека качество индивиду

Психологический возраст личности. А. А. Кроник, Е. И. Головаха
Понятие «возраст» весьма многопланово. В современной научной литературе выделяют по крайней мере четыре его подвида: хронологический (паспортный), биологический (функциональный), со

Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Е. И. Головаха
В том случае, когда предметом исследования выступает будущее человека в масштабе его жизненного пути, т. е. долговременная картина жизни в будущем, речь идет о жизненных целях и пла

Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования. И. С. Кон
С каких бы позиций мы ни описывали развитие человека, это описание молчаливо предполагает три автономные системы отсчета. Первая система – индивидуальное развитие, описывае

Спад творческой продуктивности в разных профессиональных группах в зависимости от уровня творческих достижений, в процентах
В нашем исследовании были выделены две выборки: «А» – самые знаменит

Самоактуализация и самотрансценденция личности. А. А. Реан
Потребность в саморазвитии есть основополагающее свойство зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является центральной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для мно

Проблема личностной организации времени жизни
Исследования проблемы времени в психологии осуществлялись в целом ряде направлений, которые фактически мало связаны друг с другом. ‹…› Направления изучения времени можно ус

Время жизненного пути и развитие личности
Сложившиеся в мировой психологии теории развития можно подразделить в целях научного исследования на следующие специфические направления: 1. Возрастные теории развития, вкл

Развитие личности в контексте жизненной ситуации. Е. Ю. Коржова
Проблема соотношения личности и ситуации рассматривается в психологии с 1960‑х гг. и представлена как вопрос о преимущественной детерминации поведения человека личностными или

Личность и условия ее развития и здоровья. В. М. Бехтерев
Если мы, пользуясь сделанным нами определением личности, обратимся к выяснению ее роли в общественной жизни, то должны будем признать, что личность представляет собою ту основу, на

Pеальные формы социального поведения. Л. С. Выготский
В реальной жизни люди поддерживают свое существование тем, что в процессе труда приспосабливают природу к своим потребностям. Производство человека отличается коллективным характеро

Социальные ситуации развития личности и ее статус. Б. Г. Ананьев
Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая

Постановка проблемы
Стремление индивида идентифицировать себя с тем или иным сообществом возникает при разрушении традиционного уклада, где потребность самоопределения в системе социальных взаимосвязей

Теоретические подходы к изучению идентификаций
Можно было бы попытаться построить некую универсальную концепцию механизма социальной идентификации и формирования солидарностей. Однако такой путь вряд ли оправдан. Обилие теорий с

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. А. А. Бодалев
Попробуем ответить себе, кто же прав в возникшем споре о том, как понимать личность человека и в чем же заключаются главные детерминанты, которые определяют ее формирование и развит

Характеристика социально-психологических типов личности
…Разбираясь дальше и глубже в проблеме социально‑психологической типологии личности, важно также иметь в виду, что хотя структура выражающих ее общественную сущность отношений

Социальная идентичность: временные и средовые компоненты. Г. М. Андреева
Осознание времени своего существования – важное дополнение к осознанию собственной идентичности. В данном случае речь идет об отождествлении себя не только с определенной группой, н

Потребность «быть личностью». А. В. Петровский
Запечатлевая, продолжая себя в других членах общества, человек упрочивает свое существование. Обеспечивая посредством активного участия в деятельности свое «инобытие» в других людях

Менталитет личности
Понятие «менталитет» применяется для выделения особых явлений в сфере сознания, которые в той или иной общественной среде характеризуют ее отличия от других общностей. Если «вычесть

Социализация личности. А. А. Реан
Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения челове

Загадка человеческого «Я». И. С. Кон
Проблема «самости» – один из аспектов вопроса о сущности человека. Но охватывает она, по сути дела, многие вопросы, подразумевая родовую специфику человека, его отличие от животных;

Смысл жизни
Итак, мы рассмотрели второй уровень структуры личности – ценностно‑смысловое измерение ее существования, ее внутренний мир. Источниками и носителями значимых для человека смыс

Свобода, ответственность и духовность
О свободе и ответственности написано в психологической литературе немало, но преимущественно либо в публицистическом ключе, либо со сциентистским скепсисом, развенчивающим их «с нау

Я – последняя инстанция в личности. Д. А. Леонтьев
Я – это форма переживания человеком своей личности, форма, в которой личность открывается сама себя. Я имеет несколько граней, каждая из которых была в свое время предметом интереса

Реальность субъективного духа. В. И. Слободчиков
При всех многочисленных исторических попытках создать целостную систему рационального знания о духе – нечто вроде «психологии духа» – к настоящему времени пневмология как научная ди

Духовность и душевность
В философско‑психологической литературе духовное начало человека, как правило, связывают с общественным и творчески‑созидательным характером его жизнедеятельности, с вкл

Субъект. Личность. Индивидуальность
Самость (субъективность) человека стоит, таким образом, всегда на пороге между душевным и духовным бытием, есть место, где духовное (значимое в самом себе бытие) проникает в душу.

Субъективная реальность
Традиционная психология как раз и изучала эту эмпирическую проявленность личности в поведении и действиях человека, отчуждая его духовное начало в сферу культуры и общечеловеческих

Субъективный дух: раскрытие и воплощение
На первой ступени развития субъективности (от рождения до первого года) – ступени оживления – практическое отношение к собственной жизнедеятельности существует в специфической форме

Устои нравственной жизни и деятельности. Н. Я. Грот
Все предполагаемые религией, философией и позитивной наукой устои нравственного поведения: любовь к Богу и к ближнему, вера в правду и совершенство, надежда на вечное блаженство и с

Вступление
Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да – то какой именно? В чем смысл жизни? Или жизнь есть просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцветания,

Осмысление жизни
Искание смысла жизни есть, таким образом, собственно «осмысление» жизни, раскрытие и внесение в нее смысла, который вне нашей духовной действительности не только не мог бы быть найд

Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего». В. Э. Чудновский
В реальной жизни советского общества проблема смысла жизни решалась просто и однозначно. Она сводилась к идеологическому постулату: «способствовать построению светлого будущего – ко

Духовные способности. В. Д. Шадриков
Как правило, духовность связывают с духовной сущностью человека, с духовным началом, в качестве которого выступает «дух», «душа». Под духовными способностями в этом случае понимают

Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры. В. В. Знаков
Проблема духовности привлекла внимание многих крупных российских психологов, были напечатаны интересные книги и статьи. Однако вопрос о сходстве и различиях научно‑психологиче

Идея свободной причинности в психологии личности. В. А. Петровский
Идея «свободной причинности» (т. е. возможности самопроизвольно начинать причинно‑следственный ряд) по своему историческому «возрасту» ровесница самой философии, в которой она

Тезаурус
Согласно Аристотелю, «причиной называется 1) то содержимое вещи, из чего она возникает; например, медь – причина изваяния и серебро – причина чаши, а также их роды суть причины; 2)

Имманентное Я
Ему соответствует causa sui в значении «материальной причины». «Неуловимая», по всеобщему мнению, материя Я как бы соткана из мгновенных состояний Я, непрестанно обновляющихся во вр

Идеальное Я
Ему соответствует causa sui в значении «формальной причины». Идеальное Я образует представления человека о самом себе. Представляя себя тем или иным образом, человек конструирует св

Трансцендентальное Я
Ему соответствует causa sui в значении «действующей причины». Таково наше мыслящее – вненаходимое и вне‑временное – Я. Вненаходимость означает, что нечто находится (нахождение

Трансфинитное Я
Ему соответствует causa sui в значении «целевой причины» – таково переживание безграничности своего существования в мире. Опираясь на представления Г. Кантора, трансфинитность вообщ

Causasui в проектировании
Выдвигая положение о том, что Имманентное Я, Идеальное Я, Трансцендентальное Я и Трансфинитное Я суть психологические «корни» решения философского уравнения о causa sui, мы с самого

Личность как развивающаяся целостность
Теперь мы можем еще раз вернуться к вопросу о том, что составляет психологическое содержание целеполагания, свободы, целостности, развития – как атрибутивных характеристик личности

Значение слова "здоровье" претерпело не раз различные толкования и в основном сводилось к не радостному обозначению отсутствия болезни.

Но состояние здоровья человека означает большее — это динамический процесс, подверженный постоянному изменению и, как выразился один кардиолог из Берлина Andreas Fried: "Его не заложили нам в колыбель и оно не рюкзак, за спиной, который понемногу опустошается в течении жизни. " Скорее всего это индивидуальный процесс, который нужно всегда направлять на новое и в нем мы участвуем всем нашим существом на всех трех уровнях: физическом, духовном и умственном.

  • На физическом уровне можно легко проследить как, допустим при сужении сердечной артерии, её можно расширить или прооперировать. Только станем ли мы от этого здоровее и не уподобимся мы машинам, трубы которых следует продувать чтобы они функционировали? Каждый из нас чувствует нутром что это не так. Наряду с таким подлатыванием организма важно чтобы он встречался с противостоянием и от этого только развивался и крепчал, т. е. становился более устойчивым. Нам необходимо что-то что побуждает организм выйти из состояния лени и покоя, чтобы соприкасаться с чужеродным и неизвестным и учиться преодолевать трудности. Ведь мы знаем еще с детства, что вырастая и развиваясь нам приходится преодолевать это противостояние.
  • Что касается душевного состояния здоровья человека , то и здесь все что на нас оказывает извне воздействие нам приходится переваривать чтобы обратить себе на пользу или уметь с ним жить. Поэтому конфликты, которые мы отодвигаем в сторону вместо того чтобы разобраться с ними, могут принести с собой болезнь. Важно поэтому для выздоровления поставить себе вопрос: " Что говорит мне моя болезнь, на что указывает и что я должна изменить в своей жизни?" Все чем я занимаюсь и что меня интересует, что я чувствую и думаю — все должно идти от моего согласия. Если нет связи, то разрыв между внутренним и внешним миром становится все больше и больше и чувствительнее оказывает влияние на самочувствие.
  • На умственном уровне скорее всего здоровье сказывается в нашим взаимосвязях с другими, способностью понимать других, чувствовать и уважать их стремление к самостоятельности как личности. Важно найти для себя ту идейную поддержку, которая укрепит нас, идеал, духовного учителя или сверхмощную силу, имеющие такое воздействие, дающее нам целебную энергию. Здоровье на всех уровнях следует каждодневно поддерживать, обновлять и ухаживать за ним как за садом!

Когда-то в 1950 году доктор Hans Selye , пионер в области изучения стресса, объяснил стрессовое состояние как реакцию организма на внешние и внутренние раздражители и тем самым совершил революцию в медицине. Стало понятным что чрезмерное давление ментального, физического и душевного стресса вызывает болезнь и так возникли психо-ментальные терапии или они были вновь открыты.

Блестяще и детально причины и симптомы стресса были описаны тысячелетия назад до открытия доктора Selye , объясняя его возникновение путем подавления или неисполнения естественных потребностей, а также ложного или неверного расположения духа.

Избавиться душой и телом от болезни, вызванной стрессом как писал врач-аюрвед Caraka , помогут спиритуальные знания (Jnana ), знание рукописей (Vijnana ), терпение, толерантность и сила духа (Dhairya ), память (Smriti ) и спиритуальное просветление (Samadhi ) как действующие принципы для освобождения от патогенных факторов.

Стресс не только является причиной многих болезней , но и ведет к преждевременному старению. Особенно в состоянии ментального напряжения, пищеварительная, иммунная и нервная системы не в состоянии нормально функционировать. Таким образом мы страдаем от потери жизненной энергии, что сильно ограничивает наш потенциал, радостное расположение духа и нашу работоспособность.

Действенным средством против вызванного стрессом истощения и болезненного состояния являются мягкие масляные массажи и пищевые добавки как Амалаки (Amalaki ), Ашваганда (Ashwaganda ) или проросшая пшеница. Очень полезны массажи всего тела Абхьянга (Abhyanga ) или поливание лба струей масла из специального сосуда Широдхара (Shirodhara ), ведущие к регенерации тела, разума и души. Стресс способствует развитию таких состояний как шум в ушах, появлению аллергии, бессонницы. Хорошо помогают йога, медитация, позитивный настрой, потому что пока мы находимся в состоянии раздражения, под влиянием стресса, давлением — у нас не будет равновесия ментальных и физических сил.

Многие люди считают что живут здоровой жизнью, но все-же им не хватает той жизненной энергии чтобы чувствовать себя вполне здоровым человеком. У многих имеются хронические проблемы и приходится щадить себя чтобы как-то поддерживать свои резервы. Просто следовать общим советам мало приносит пользы, потому что современный человек ведет достаточно индивидуальный образ жизни. Поэтому пришло время найти новые импульсы и по-новому подходить к проблемам со здоровьем индивидуально подходя к каждому человеку. Ведь то, что помогает одному, другому только вредит. Взять к примеру средства против боли: одним пациентам после оперативного вмешательства помогает парацетамол, а другому он вредит, если у него проблемы с печенью и лучше предложить другое средство или же он просто не эффективен как болеутоляющее.

Медицина рассматривает все индивидуальные аспекты человека, его физическое и духовно нравственное здоровье , влияние трудовой деятельности и ситуацию в семье. Жить здоровой жизнью — не значит стоять часами у плиты или заниматься помногу йогой. Есть и более простые возможности привить себе здоровые привычки с меньшей затратой времени в повседневной жизни, особенно когда приходится работать подолгу и с короткими паузами. У кого нет времени готовить себе обед, тот может взять с собой заранее приготовленное (я так тоже делаю, когда работаю во вторую смену), может себе подогреть в водяной бане или на маленькой плите (есть такие специально для поездок).

Помню, как вначале мои коллеги критично смотрели на то, что я с собой приносила поесть (гречневую кашу, ризотто итд), но потом привыкли и оставили меня в покое с расспросами. Если в обществе стало принятым иметь диабет или аллергию, то почему бы не здоровье или здоровую пищу?

Это дело привычки готовить в обеденное время (когда огонь пищеварения особенно силен) питательную пищу и в то же время достаточно легко перевариваемую. Ведь наш организм нуждается в последующие часы также в энергии, особенно когда стресс на работе. Ученые подтвердили что потребность в питательных веществах возрастает при стрессе и потому следует подбирать соответствующее питание и пищевые добавки.

Кто перестроил свое питание , тот знает сколько энергии вдруг становится свободной и как хорошее настроение даже тяжелых по духу коллег помогает выносить и легче справляться с задачами на рабочем месте. Также и с физическими нагрузками — один или два раза в неделю в фитнес или на йогу сходить уже становится мало и организм начинает нуждаться в ежедневных хотя бы минимальных тренировках и особенно на рабочем месте с односторонне выполняемой работой необходимо выполнять противоположные для равновесия движения.

Кто утречком находит время потянуться и на работе также пару растяжек и наклонов сделает между делом, у того и после рабочего дня останется энергия для досуга. Не только наш двигательный аппарат выигрывает от этого, но и наше пищеварение и голова! Когда энергия беспрепятственно течет по телу, подвижны и наши мысли. Душевный энергический застой чреват головными болями, бессонницей и агрессией.

Здоровое и позитивное мышление служат предпосылкой здоровью . К сожалению, негативные мысли и чувства и нагнетание страха в нашем обществе, а особенно в прессе культивируются. В заключении мы живем тем, что мы себе надумываем. Кто решил позитивно думать о своей жизни и не вовлекать себя в болезни и угнетать себя, тому будет как только можно легче заботиться о себе.

Только в последнее время наша медицина признала что болезни берут свое начало как органически в теле, так и в душе. Внезапная смерть супруга может причинить много бед организму и привести в шоковое состояние иммунную систему и тем самым открыть ворота разным болезням. Это подтверждается и статически выходящей за нормы высокой смертностью женщин, потерявших незадолго своего мужа. Или же одинокие женщины, у которых нет возможности подарить другим свою заботу и любовь, чаще заболевают раком груди.

Ранее говорилось, что воспаление легких начинается когда пневмококки внедряются в них и начинают размножаться там. Психосоматическая медицина утверждает что заболевание начинается на более раннем уровне, а именно в тот момент, когда иммунная система из-за негативного психического воздействия ослабла. Взаимодействие между психикой и иммунной системой настолько динамично что врачу не легко определить с какого момента негативные мысли повлияли на функции иммунных клеток. В старинных текстах описываются шесть различных стадий процесса болезни из которых три стадии не заметны и их невозможно отнести ни к психике или к телу. В других трех стадиях появляются симптомы, которые могут определить и пациент и врач. Каждая из этих фаз сопровождается потерей определенного баланса и вся картина меняется с течением болезни.

  • Первая стадия — это когда какая-то биоэнергия, а может сразу и несколько, накапливается.
  • Во второй стадии чрезмерно накопившаяся биоэнергия начинает пребывать.
  • В третьей стадии она начинает блуждать по всему организму.
  • В четвертой стадии эта блуждающая биоэнергия локализируется в неприсущем ей месте.
  • Пятая стадия характерна тем, что на этом месте появляются симптомы, т. е. эта биоэнергия манифестируется.
  • В шестой стадии полностью сформированная болезнь заявляет о себе.

Если мы простужены и не хотим ближних своих заразить, то пользуемся при чихании одноразовыми носовыми платками, которые соответственно аккуратно уничтожаем. Я, например, в период глубочайшей простуды, кладу рядом мешок для мусора и собираю в него платочки бумажные. Возможно у кого-то еще более рациональный метод?! При чихании метод держания руки перед ртом, кстати, — passe !

Это старое правило гигиены не является здоровым, потому что все вирусы, попадающие в руки — потенциальная угроза окружающему миру. Так будем стараться чихать в локтевой сустав чтобы поберечь руки. Кстати, руки: их следует мыть регулярно с мылом и, постараться держать подальше от лица!

Часто так складывается в жизни что питание начинает приобретать среди других повседневных ценностей особенно важный аспект. Кто пережил тяжелую болезнь, создал семью или находится в самом расцвете своих лет начинает понимать что организм не всегда готов и может проделывать то, что мы не думая о результатах от него требуем и тогда появляется у нас готовность больше инвестировать в свое здоровье. Уделяя качеству продуктов немаловажное место, мы стоя в очереди в кассу невольно внутренне сожалеем тем, у кого в корзине только лежат готовые упаковки и лимонадные напитки. Насколько люди относятся к своему питанию видно и по тому как приготовлена еда. Кстати, насчет упаковок мне хотелось бы предупредить критичнее подходить к упаковкам из полиэтилена, в которых обычно упакованы продукты в супермаркете как, например сыр, рыба, мясо итд. Дело в том, что фосфаты, делающие эту защитную пленку эластичной способны переходить в продукты и накапливаясь в них вредят организму.

Духовное состояние - это часть человеческого опыта, которой психиатры интересуются все больше из-за ее потенциально позитивного влияния на психическое здо­ровье. Духовность не связана с определенными религи­озными убеждениями, соблюдением ритуалов или при­надлежностью к традиционной вере.

Описание духовных состояний в этой главе сочетается с тем, что широко представлено в литературе о здоровье. Этот опыт можно определить как глубинное ощущение смысла и цели жизни, чувство принадлежности и гармо­нии со Вселенной. К духовности относится стремление найти ответы на вечные вопросы, что особенно значимо в период стресса, болезни, утраты, скорби и смерти. Такое стремление затрагивает чувства и важно равным образом и для молодых людей, и для тех, кто страдает слабоумием.

Врач стремится ослабить и снять симптомы, но с ду­ховной точки зрения его назначение - вернуть целост­ность человеку, то есть излечить всего человека. К этому относится внутренний рост и формирование зрелого отношения к жизни, иногда через опыт несчастий, труд­ностей и страданий, когда человек вынужден оставить привычную зону комфорта (как это происходит при встрече с психическим заболеванием).

Еще по теме Что такое духовное состояние?:

  1. Беседа пятая, в которой мы задаемся вопросом: можно ли построить систему взаимоотношений между людьми, которая бы называлась «любовь» и соответствовала духовным законам?Мы узнаем, что это можно сделать, только поднявшись на этот самый - духовный уровень. И тогда, поскольку мы не в состоянии немедленно воплотить в жизнь этот совет, мы спрашиваем прямо: «Что такое любовь?» Ответ нас удивляет и немного пугает.

Духовные способности определяются прежде всего внутренним характером душевных со­стояний и чувством активности, проявляющимися в стремле­нии к активности в определенном направлении.

В узком понимании духовные способности связывают со стремлением искупить внутреннюю (греховную) природу души, стремлением к достижению ее безгрешной чистоты. В широком смысле духовные способности проявляются в создании произве­дений искусства, в которых осмысливаются сущность и предна­значение человека, его отношения в обществе и семье, происхо­дит осмысление социальной и духовной личности, своего Я и се­бя как личности.

Духовные способности проявляются в стремлении к духовно­му прогрессу - умственному, нравственному - и духовному в узком смысле слова. В духовных способностях проявляются ум­ственные способности в их единстве, консолидированные и направ­ляемые духовными ценностями. Ясно, что духовные способности реализуются целостной психологической системой.

Духовные способности - это способности определенного состоя­ния, состояния постижения истины, которое близко по механиз­му к состоянию мотивации (по К.В. Судакову), но связаны с по­стижением, проникновением, пониманием. Духовные способно­сти - это способности целостного понимания и постижения, ду­ховные способности - это сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния. Невозможно понять, что такое духовные способности, не обращаясь к понятию духовного состояния.

Духовное состояние характеризуется:

Расширением сознания, активным включением в процесс постижения истины подсознания, установлением коммуникативной связи сознания и подсознания и, следовательно, резким расширением информационной базы понимания проблемы, энер­гетической активизацией переключением эмоций с режима блокирования информации на режим энергетической подпитки;

Гармонизацией личности, устранением противоречий с ок­ружающей средой или блокированием этих противоречий, сосре­доточением на познаваемой проблеме, на постижении истины, внутренним равновесием, позитивным взглядом на жизнь, высо­кой концентрацией устремлений, усилением воли и ее контроля со стороны личности» Я;

Переходом к образному мышлению, что со своей стороны способствует активизации информационного обмена с подсозна­нием, так как информация персонального подсознания хранит­ся в образной и чувственной форме. Образность помогает осмыс­лить ситуацию целостно, раскрыть новые отношения, рассмотреть старые отношения на новом уровне интеграции;

Высокой продуктивностью воображения, что в свою очередь расширяет информационную емкость человеческого сознания.

В духовном состоянии слова и понятия могут переводиться в образы и чувства, что способствует включению процессов вооб­ражения.

Выше отмечалось, что духовное состояние одновременно яв­ляется и мотивационным состоянием. Но в отличие от биологи­ческих мотиваций, это духовная мотивация, порождаемая духовными ценностями личности. Важнейшей среди этих ценно­стей является вера - вера в Бога, вера в идею, вера в добро, ве­ра в кумира, лидера, героя. В качестве другой, не менее значи­мой детерминанты духовного состояния и духовной мотивации сле­дует назвать любовь - любовь к Богу, любовь к женщине, лю­бовь к отечеству.

Для духовного состояния характерна высокая избиратель­ность мышления, определяемая духовными ценностями лично­сти. Как известно, существенной характеристикой мышления является проницательность, т.е. умение вскрыть в вещи, целом факте существенные качества (атрибуты). Каждая вещь облада­ет множеством качеств. Недаром говорят, что познать исчерпы­вающим образом какую-либо вещь, значит познать всю Вселенную. Духовные ценности определяют конкретную точку зрения на вещь, выделяя ее качества, важные с позиции духовных ценно­стей. Духовный взгляд на мир определяет духовную картину. Информация подсознания складывается из совокупности архаичных со­держаний памяти, из личной генной информации предков, а также из прижиз­ненно полученной информации мира. Мир предстает как мир взаимосвязанных ценностей, соот­несенный с духовными ценностями индивида.

Если для рационального мышления важна утилитарная, прак­тическая значимость, объективная значимость, то для духовно­го мышления важна этическая, нравственная значимость, опре­деляемая в системе духовных координат личности.

Проницательность тесно связана с продуктивностью мышле­ния. Это объясняется тем, что если суметь выделить определен­ные свойства вещи, то они наталкивают человека на определен­ные выводы и следствия. Выделенные конкретные свойства ве­щи более легко вступают в связь с другими фактами. Итак, можно сказать, что проницательность - одно из качеств, которое определяет продуктивность мышления.

Другим важным фактором, определяющим продуктивность мышления, является запас знаний или умений, так как он по­зволяет быстрее установить связи выделенных свойств вещи с дру­гими свойствами, формулировать определенные выводы из выде­ленного свойства.

Так как духовное состояние способствует расширению инфор­мационной базы, подключает информационные ресурсы подсоз­нания, тем самым оно способствует повышению продуктивности мышления.

Духовное состояние характеризуется чувством внутренней активности, единением духовных способностей и свойств, чувств и эмоций, единением умственных, нравственных, духовных ка­честв, стремлением к духовному прогрессу, К духовным следует отнести интеллектуальные, моральные и религиозные стремления, а также добросовестность. Важную роль в определении духовно­го состояния играет чувство нравственного и умственного превос­ходства, чистоты или чувство вины.

Духовные способности в системе интеллектуальных качеств. Выше духовные способности характеризовались как способ­ности, определяемые внутренним душевным состоянием, свя­занным с постижением истины, как сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния.

    Общая характеристика индивидуальности.

    Норма и патологии в развитии личности. Личностная зрелость.

    Понятие самосознания. Структура и развитие самосознания.

    Я-концепция в различных психологических теориях. Структура и значение Я-концепции.

    «Я» как предмет психологического исследования.

    Волевая регуляция деятельности личностью и ее смысловая природа.

    Концепции психологической защиты. Защитные механизмы личности.

    Личностный выбор, свобода и ответственность. Смысл жизни.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...