Икона иисуса вседержителя с разными глазами. Почему на иконе Спаса Синайского присутствует асимметрия? История иконы «Христос Пантократор»

Икона «Христос Пантократор» - старейший образ Христа, который имеет чудодейственную силу, исцеляет и помогает верующим.

Истинно верующему человеку сложно представить церковь, в которой нет иконы Спасителя. Лик Христа — украшение каждого храма Божьего и пристанище для всех потерянных и заблудших душ. Вера помогает наладить жизнь, укрепить дух, ощутить Высшую помощь, поэтому подлинный символ христианства, заточенный в иконе «Христос Пантократор», должен находиться не только в каждом храме, но и в каждом доме .

История иконы «Христос Пантократор»

Известно, что «Пантократор» или «Вседержитель» — это основной образ Сына Господа, написанный на иконах. Святой образ заключает в себе два лика Иисуса Христа, который выражается в облике человека и божества. Данный образ возник еще в древности, в Византии. Одной из главных старейших святынь, дошедших до наших дней, является икона «Христос Пантократор из Синайского Монастыря», которая относится к середине VI века.

Ни один православный храм не обходится без образа Спасителя, это даже немыслимо. Святыня украшает каждую православную церковь и является главным элементом всей христианской веры. С давних времен верующие со всего мира возносили свои молитвы перед иконами Христа Пантократора с просьбами о помощи в бедах и несчастьях. Чудодейственный образ Спасителя и по сей день является важным религиозным символом.

Где находится образ Христа

Как известно, данный образ Спасителя можно найти в каждом христианском храме. Наиболее известные иконы находятся:

  • В Санкт-Петербурге, в храме «Спас на Крови»;
  • В Москве, в храме Рождества Иоанна Предтечи;
  • В Нижнем Новгороде, в храме Святой Софии.

Первая и старейшая икона Христа Пантократора из Синайского монастыря, которая и послужила зарождению данного типа иконографии, располагается в Египте, в монастыре Святой Екатерины.

Описание иконы Спасителя

Спаситель на святыне иконографического типа «Пантократор» изображен в одежде, присущей древним грекам, которая состоит из просторной рубашки без рукавов и надетой поверх нее угловатой накидки. Возраст Спасителя на святыне соответствует годам, когда Он начал проповедовать Свое учение. Прямые волосы Христа ниспускаются до плеч. Пальцы на Его правой руке сложены в жесте, символизирующем благословение, а в другой руке Он держит Библию. Священное Писание может быть как в закрытом виде, так и в раскрытом.

Существует три вида икон с изображением Христа Пантократора, которые имеют некоторые различия: Спаситель может быть изображен во весь рост, по пояс, а также сидящим на царском престоле. Все три лика Спасителя заключают определенный смысл.

Значение иконы «Христос Пантократор»

На протяжении многих веков данный тип иконографии имеет огромную значимость в христианстве. Иконы Христа Пантократора служат напоминанием о раскаянии и всепрощении, а также о Суде Божием, который коснется каждого человека.

Святой образ не оставляет без поддержки верующих, помогая справиться со всеми горестями и неудачами, встать на путь праведной жизни. Лик Сына Божьего на иконах «Пантократор» является символом и напоминанием всему человечеству о единстве материального и духовного, а вместе с тем — о страданиях Иисуса, принесшего себя в жертву во имя отпущения людских грехов и их прощения.

В чем помогает чудотворный образ Иисуса

Лик Сына Господа помогает людям достигнуть душевной гармонии, стойкости, а также обрести утешение в моменты горя и отчаяния. Уберегает от дурных намерений и деяний, лечит душевные и телесные раны, служит оберегом от напастей .

Перед иконой Христа Пантократора православные люди молятся с просьбами уберечь их от обмана и злости, от бессердечия и подлости. Также христиане в молитвах своих читают слова благодарности Спасителю, желая обрести Его благословение в новых начинаниях.

Чудодейственный образ Христа Пантократора является могущественным покровителем для семей. Он защищает и оберегает детей от заболеваний и несчастья. Перед ликом Спасителя преклоняются люди, страдающие даже самыми страшными и неизлечимыми болезнями. Считается, что нет такого заболевания души и тела, от которого не смог бы исцелить Сын Господа. Но лишь тот обретет поддержку и исцеление, чьи молитвы перед священной иконой лишены притворства и плохих помыслов, а слова их чисты и искренни, идут из глубины самого сердца и направлены к Христу Спасителю.

Дни празднования

Русская Православная Церковь не отводит официального дня в честь празднования данной иконы. В христианстве принято считать, что святой образ Христа Пантократора не нуждается в особом дне его празднования. Это обуславливается тем, что Иисус, чей лик заключен на данном типе иконографии, Сам является воплощением Праздника, Счастья и Благоденствия.

Молитва Иисусу Христу перед Его иконой

Чаще всего перед иконой Христа Пантократора читают «Отче наш», но существуют и другие молитвы, с которыми обращаются к чудотворному образу. Одна из таких молитв звучит так:

«О, Милосердный и Могущественный Царь Небес, Сын Господень Иисус Христос! Ты жизнью Своей пожертвовал, спасая род человеческий от мук и страданий. Спасибо, Спаситель наш, что не оставил в минуты тяжкие. Молитвы наши услышь, ибо к Тебе слова наши возносим! Не оставь нас в горести и бедах, избавь от злости и корысти, придай нам воли и стойкости. Исцели от недугов душевных и телесных. Наставь на путь истинный, отпусти нам грехи наши и подари Свое благословение. Перед Твоей святейшей иконой молимся, лишь Ты опора наша и защита! Оберегай детей наших и дома наши от врагов и невзгод! Будь рядом и не покидай нас до конца дней наших. Каемся мы и просим прощения у Тебя, Сын Божий, и у Господа, Отца Твоего, за все греховные поступки и помыслы наши. Избавь нас от страданий и стань покровителем нашим земным! Образ Твой мы почитать и прославлять не перестанем! Да восхвалим мы имя Твое, Сын Господа, Иисус Христос! Да будет на все воля Твоя. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

Испокон веков верующие люди обращались к святым угодникам Божиим в надежде на чудо , но тот, кто хоть раз обращался напрямую к Христу, получал помощь мгновенно. В нем сила, вера и любовь. И образ его — напутствие для людей, желающих жить в праведности и благоденствии. Мы желаем вам мира в душе, берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Христос Пантократор из Синайского монастыря - энкаустическая икона середины VI века с изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора. Является древнейшим из известных иконописных изображений Христа.

Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены. Икона была обнаружена в монастыре в XIX веке. Было установлено, что предположительно в XIII веке икона подновлялась (прорисовывалась) темперной живописью. Оригинальная восковая поверхность была очищена при реставрации иконы в 1962 году.

Икону отличает реализм изображения, а также некоторая чувствительность образа, но физиогномические черты, которые иконописец придал Иисусу, стали устойчивыми в его иконографии. Черты лица Иисуса на иконе индивидуальны и приближают его к реалистическому изображению, но в образе уже «преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью». Благодаря этому иконописный образ уже демонстрирует переход от реального к характерному для иконописи идеальному изображению.

В иконе заметно влияние античных художественных приёмов, в частности римской и фаюмской традиций. Особо это проявляется в разных глазах Иисуса - один милующий, а другой отвергающий. Сам образ Христа отличается триумфальностью, которая подчёркивается как традиционным пурпуром его одежд (хитон выполнен в пурпуре «цвета ночи», а клав на нём из традиционного кровавого пурпура), драгоценным окладом Евангелия в его руке, а также вогнутой экседрой за его спиной, являющейся традиционной ассоциацией с императорским культом.

В использовании света проявляется символизм: свет движется слева направо, создавая ощущение тайны. Очень заметна асимметрия между левой и правой стороны лица Иисуса. Левая часть, полная света и сияния, показывает расслабленные бровь и губы; правая сторона, наоборот, выполнена темнее. Эта двойственность между спокойствием и сострадательностью Иисуса, и его тёмными и суровыми чертами отражала церковные и общественные дискуссии того время, когда горячо обсуждалась концепция двойственной природы Иисуса Христа. Использование света, а также различные выражения лица, отражала идею человеческой и божественной природы Христа, его милосердие и роль судьи.

В отличие от фаюмских портретов, на синайской иконе Вседержителя глаза Иисуса не имеют отражений и бликов, поскольку Иисус сам является источником света. Это стало общей практикой в более поздней православной иконографии Иисуса Христа, а также стало применяться в иконографии святых.

Цвет используется для того, чтобы укрепить идею неземного света и небесного царства. Тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Круговой золотой нимб, возможно, имевший инкрустации, ярко показывает, что изображаемый есть «не от мира сего». Этот нимб напоминает изображение бога-солнца прошлых политеистических традиций. В этом случае, Иисус выступает как тот, кто заменил прошлых богов, как новое «Солнце Правды». На крещатом нимбе изображены звёзды, которые в позднейшем иконописании станут ключевыми элементами изображения Богородицы, символизирующими чистоту. Это, вероятно, их значение в данном случае, как хорошо, но потом иконы Спас заменить надписи на греческом языке, а развитие этого стиля.

Поза и жесты Иисуса Христа также имеют символическое значение. Фигура Вседержителя занимает значительную часть живописной плоскости, контролируя пространство. Евангелие в левой руке символизирует его власть над вселенной, а также напоминает о его служении на земле. Его правая рука благословляет верующих; пальцы сложены в знак учительства и власти, в группы из двух и трёх пальцев, что одновременно отражает веры в двойную природу Иисуса Христа, а также в Пресвятую Троицу.

Я вдруг задумался, что правая рука у Христа в джняна-мудре. Моя любимая поза.

Христос Пантократор - копия иконы VI века из Синайского монастыря св. Екатерины.

Икона Спас Синайский является древнейшим иконописным изображением Христа.
Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены.

Образ Христоса Синайского более реалистичен и индивидуален, чем поздневизантийская иконопись. В иконе «преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью».. При этом образ Христа отличается триумфальностью, которая подчёркивается как традиционным пурпуром его одежд (хитон выполнен в пурпуре «цвета ночи», а клав на нём из традиционного кровавого пурпура), драгоценным окладом Евангелия в его руке, а также вогнутой экседрой за его спиной, являющейся традиционной ассоциацией с императорским культом.

В иконе заметно влияние античных художественных приёмов, в частности римской и фаюмской традиций. Характерной чертой фаюмской портретной школы является и заметная асимметрия между левой и правой сторонами лица Иисуса. Левая часть, полная света и сияния, отличается ровной дугой брови и естественным широко раскрытым глазом; правая сторона, наоборот, выполнена темнее, бровь приподнята и изогнута, глаз имеет экспрессивный рисунок и выглядит напряженно вглядывающимся. Впоследствии эта двойственность толковалась в контексте церковных и общественных дискуссий того времени, проблематики двойственной богочеловеческой природы Иисуса Христа. Такое асимметричное изображение лика Христа в дальнейшем стало отличительной особенностью иконографии Пантократора в куполах византийских храмов.

Использованы тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Круговой золотой нимб, возможно, имевший инкрустации, ярко показывает, что изображаемый есть «не от мира сего». Этот нимб напоминает изображение бога-солнца прошлых политеистических традиций. В этом случае, Иисус выступает как тот, кто заменил прошлых богов, как новое «Солнце Правды». На крещатом нимбе изображены звёзды, которые в позднейшем иконописании станут ключевыми элементами изображения Богородицы, символизирующими чистоту. В последующем развитии иконографии Спаса их заменили буквы, составляющие греческое слово ὁ ὤν - Сущий.

Поза и жесты Иисуса Христа также имеют символическое значение. Фигура Вседержителя занимает значительную часть живописной плоскости, контролируя пространство. Евангелие в левой руке символизирует его власть над Вселенной, а также напоминает о его служении на земле. Его правая рука благословляет верующих; пальцы сложены в знак учительства и власти, в группы из двух и трёх пальцев, что одновременно отражает веры в двойную природу Иисуса Христа, а также в .

Христос Пантократор. Начало XIII и XV века. 98X65,5 см.

Христос Пантократор. Начало XIII и XV века.

Икона Христа Пантократора была расчищена из-под записи масляной краской в 1963 году. Однако открывшийся древний образ не был однороден. Первоначальная живопись начала XIII века имела большую утрату прямо по центру лика от вершины лба до шеи, которая была восстановлена во второй половине XV века. Примечательно, что поздний иконописец имитировал монументальный стиль начала XIII века, пользовавшийся особым авторитетом и представленный на Синае большим числом выдающихся памятников иконописи. Вероятным поновителем иконы был синайский мастер, расписавший фресками алтарную апсиду капеллы св. Иакова брата Божия, примыкающей с северной стороны к капелле Неопалимой купины.

Образ Пантократора в целом совершенно традиционен. Иконописец воспроизводит все основные особенности иконографического типа, включая даже завиток из двух прядей, показанный чуть ниже пробора на лбу Христа. Эта характерная деталь появляется в конце VII века на золотых монетах Юстиниана II и восходит к одному из самых почитаемых образов Христа, возможно, к образу над императорским троном в Хрисотриклинии (зале приемов) Большого императорского дворца в Константинополе. Христос облачен в хитон, под которым виден священнический стихарь с поручами. Одеяния сплошь покрыты золотым асистом, указывающим на царственность и божественность Пантократора.

Самую необычную особенность синайской иконы составляет пурпурное евангелие. На раскрытых страницах ясно читается пространная греческая надпись - слова Христа из Евангелия от Иоанна: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. VIII, 12). Цитата - одна из самых распространенных на изображениях Христа. Однако пурпурный цвет евангелия является большой редкостью. Сочетание пурпура с золотом здесь представляет не только символические цвета Христа, но и археологическую подробность. Подобные пурпурные евангелия с золотым текстом были хорошо известны в ранневизантийскую эпоху (к примеру, знаменитое Россанское евангелие VI века). В начале XIII века они воспринимались как редкая драгоценность, о которой посчитал необходимым напомнить иконописец.

Икона Пантократора изначально входила в состав большого Деисусного чина, из которого на Синае также сохранились иконы Богоматери, Иоанна Крестителя, апостола Петра и апостола Павла. Однако впоследствии из Деисуса были выделены иконы Христа и Богоматери. Они были размещены справа и слева от царских врат между колонками алтарной преграды в монастырской капелле св. Георгия. Такие парные иконы Христа и Богоматери, в греческой традиции называвшиеся proskynesis (поклонные), появляются в X веке в монументальной храмовой декорации по сторонам от алтарной апсиды. С XII века известны иконы на алтарной преграде. Они играли важную роль в литургии: с поклонения и покаяния перед этими иконами священник начинал богослужение, целуя святые образы перед входом в алтарь. На синайской иконе Богоматерь изображена повернувшейся к Христу, Она протягивает руки в жесте молитвы. Своего рода ответом на эту молитву являются слова Христа на раскрытом евангелии, обещающие спасение верным и обращенные уже непосредственно к молящемуся в храме.

В некоторых иконографических изводах в руках Богоматери появляется раскрытый свиток с записью диалога между Богоматерью и Христом. Текст восходит к канону св. Феодора Студита, читаемого в богослужении Великой пятницы. Богоматерь просит о милосердии к грешным. Христос выражает сомнение в их покаянии. Богоматерь подтверждает их истинную веру и тогда благодарный Сын дарует прощение. Парные иконы алтарной преграды призывали к покаянию, делали молящегося участником небесного диалога Богоматери и Христа, свидетелем Ее заступничества и Его милосердия. Икона «Христа с пурпурным евангелием», задуманная как часть Деисуса, в литургической практике Синайского монастыря сменила первоначальное место в алтарной преграде и обрела новую функцию.

Это еще раз доказывает глубокое внутреннее родство иконографических тем Деисуса и парных икон Христа и Богоматери. Они взаимодействовали друг с другом в едином богослужебном пространстве. Изменение местоположения иконы в структуре преграды приводило лишь к усилению одной из содержательных граней образа без изменения основного символического смысла. Так, традиционная иконография синайского Пантократора в несколько ином литургическом контексте приобрела новые смыслы и ярко воплотила мысль о покаянии.

Уже две тысячи лет фигура бедного палестинского проповедника Иисуса родом из Назарета довлеет над всей европейской (и не только) культурой. Сегодня его последователи в общей сложности составляют более двух миллиардов человек, то есть более тридцати процентов всего населения планеты. И нет такой страны, где бы не существовала хотя бы небольшая группа верующих христиан. Вполне естественно, что образ Христа запечатлелся и в мировом художественном наследии, особенно в религиозной живописи и иконографии. Ярким выражением почитания Иисуса, например, в православии является икона Господа Вседержителя. Значение ее стоит в тесной взаимосвязи с православной теологией. Поэтому необходимо немного разобраться с ролью Христа в богословии.

Как и во всех христианских церквях, Христос в православном вероучении занимает центральное место. Это не всегда можно прочувствовать в практике современной Церкви, часто демонстрирующей косность и суеверия, сосредоточенные на культах святых и святынь. Но в своей теории и догматической доктрине православие — очень христоцентричная деноминация. Иисус, согласно ее посланию, — это второе лицо Святой Троицы — Всевышнего Бога, сотворившего весь мир. Три ипостаси единого Бога представляют Отца, Сына и Святого Духа, Второй из них — Сын — на рубеже эпох сошел на землю и по действию Святого Духа родился от земной женщины, приняв тем самым человеческую природу. Единая личность Христа, таким образом, соединяет в себе «неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно» две природы — божественную и человеческую. Поскольку он — Бог, то его также называют Господом. Будучи сам по себе безгрешным, Иисус взял на себя груз всех человеческих грехов, которые разделяют Творца и творение, и вознес их телом своим на крест. Будучи невинно осужден и распят, Христос искупил тем самым своей кровью человеческие грехи. На третий день он воскрес из мертвых, а на сороковой день после этого вознесся в занебесные сферы, где воссел по правую руку (метафорически выражаясь, ибо у Отца нет тела) от Бога-Отца, где с тех пор незримо и правит своей церковью и всем мирозданием. Таково вкратце православное вероучение об Иисусе Христе.

Иисус в иконографии

Икона, будучи «богословием в красках», стремится отразить догматическое понимание Спасителя. Именно в свете догмы следует интерпретировать канонический православный образ Христа. На иконе изображен всегда воскресший Христос, изнутри которого сияет божественный свет. Даже если изображение сюжетное, в котором запечатлены прижизненные деяния Спасителя, оно все равно показывает не земного Иисуса, а воскресшего. Поэтому икона всегда метаисторична, она раскрывает духовную суть события или личности, а не фиксирует физическую действительность. В конечном счете, образ — полностью символ. И каждый элемент в нем — это отражение своего духовного корня. Справедливо будет сказать, что икона изображает неизобразимое и показывает незримое. Все эти особенности включает в себя и икона Господа Вседержителя. Значение ее определяется греческим термином «Пантократор», что значит «всем владеющий, всем правящий, имеющий над всем власть, всесильный».

Описание типа «Пантократор»

Собственно икона «Господь Вседержитель» — это даже не икона, а иконописный тип изображения Христа. Согласно каноническим нормам, Спаситель в нем представлен в образе царствующей особы. Поза при этом может быть различной — он может стоять или сидеть на престоле. Также популярны поясные и оплечные варианты образа. Икона «Господь Вседержитель» сразу узнается и по положению рук Христа. В левой он держит кодекс, который символизирует собой его проповедь — евангелие. А правая рука чаще всего сложена в благословляющий жест. В целом это самый распространенный и узнаваемый иконописный тип Спасителя. Известен он начиная примерно с четвертого века. А самая старинная икона «Господь Вседержитель» на сегодняшний день — образ из Синайского монастыря шестого века.

Символика «Пантократора»

Как и любой иконографический тип, «Пантократор» имеет свой набор символов. Большая часть из них, однако, является плодом последующей рефлексии над уже сложившимся образом. Так что интерпретация отдельных деталей довольно условна. Икона Господа Вседержителя отражает богословское осмысление фигуры Христа — об этом уже было сказано выше. Если при этом Иисус облачен в императорские одежды, то этим подчеркивается его абсолютная власть над космосом. Если же одежды епископские, то Христос представляет собой первосвященника, искупителя, который принес себя в жертву за грехи человечества. В этом качестве он приносит в небесную скинию свою кровь и является в силу этого священником — посредником между Богом и людьми. Но чаще всего икона «Господь Вседержитель» изображает Христа в его повседневных одеждах — хитоне, то есть длинной рубашке и гиматии — плаще. На хитоне, однако, часто изображается клав — вертикальная золотая полоса, которая символизирует благородство и власть. В древности его могли носить только аристократы. Сам хитон с некоторых пор принято ассоциировать с церковью. Традиционный нимб символизирует духовный свет, а крест, вписанный в его окружность — крестную жертву.

Чтимые образы типа «Пантократор»

В заключение необходимо напомнить, что образ — это не сам Христос, и что любой из них, в том числе «Господь Вседержитель» — икона. 19 век несколько приуменьшил значение личной духовной дисциплины и практики, в результате чего церковное сообщество до сих пор страдает болезнью погони за чудотворными образами. В качестве примера такой чтимой иконы Спасителя можно привести образ 14 века Елеазаровский, хранящийся ныне в одноименном монастыре Псковской епархии.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...