Самый большой костел в праге. Прага - Новый город: церкви и храмы

Пражские соборы, храмы, монастыри и костелы прошли через многие века истории, а некоторым зданиям уже исполнилась тысяча лет. Каждый храм построен в уникальном архитектурном стиле и несет отпечаток своей эпохи.

НАВИГАЦИЯ

(Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha) – одна из жемчужин европейской готики. Строился и реконструировался на протяжении сотен лет, поэтому впитал в себя самые разные архитектурные стили. В стенах Собора похоронены монаршие особы, здесь место хранения чешской короны и других регалий. Находится посреди , является его архитектурной доминантной и сердцем всего города. Интерьер и экстерьер здания украшены множеством готических скульптур.

Бржевновский монастырь (Břevnovský klášter) также известен как Собор Святой Маркеты. Первый бенедиктинский монастырь в Чехии. Строительство началось еще в X веке – возраст обители насчитывает более тысячи лет. На протяжении чешской истории монастырь несколько раз был уничтожен, но каждый раз его восстанавливали, поэтому он стал одним из национальных символов. Нынешние постройки выполнены в стиле барокко. Находится недалеко от Пражского града и парка «Звезда».

Вифлеемская часовня (Betlémská kaple) выглядит далеко не так ярко, как Соборы в стиле барокко или готики. Однако это важнейшая достопримечательность для любителей истории. Именно под этими скромными средневековыми сводами проповедовал национальный герой Чехии – Ян Гус. Здесь в XVВеке родилось движение гуситов. Сегодня здесь, на правом берегу от Карлова моста, проводят торжественные мероприятия пражские студенты.

(Týnský chrám) возвышается над Староместской площадью. Постройка храма началась более 700 лет назад. В конце XVII века здесь произошел страшный пожар, но огонь сделал храм только более уникальным – после пожара башни были реконструированы асимметрично, одна шире другой. Внутри Тынского храма находится один из древнейших органов Европы. Под сводами похоронены многие знаменитые чехи, некоторые из которых причислены к лику святых.

(Strahovský klášter) расположен в Градчанах, историческом районе чешской столицы. Насельники относятся к монашескому ордену премонстрантов. Монастырь был основан в середине XII века. Несколько раз за свою историю его перестраивали и реконструировали. Страговский монастырь знаменит на всю Европу своей библиотекой. Во время правления Иосифа II монахи начали собирать коллекцию картин, поэтому сейчас туристы могут посетить художественную галерею.

Костелу Святого Николая (Kostel svatého Mikuláše) больше трехсот лет. Построен в честь святого, покровительствующего путешественникам. Это знаковое здание для чешского барокко, а для любителей архитектуры – настоящий учебник и антология этого стиля. Огромный купол в диаметре составляет больше двадцати метров. Внутренний зал высотой почти 50 метров – здесь самые высокие потолки в Праге.

Базилика апостолов Петра и Павла (Bazilika svatého Petra a Pavla) видна издалека, благодаря двум своим острым готическим шпилям. Прогуливаясь по Вышеграду, вы сразу их заметите. Здание имеет историческое значение для Праги. В XI веке базилику возвели по приказу короля, чтобы знаменовать борьбу государства и папского католичества. В те времена это была лишь деревянная постройка. Сейчас мы видим храм, восстановленный в духе готики после пожара XIII века, и украшенный внутри величественными фресками.

Костел Девы Марии-Победительницы (Kostel Panny Marie Vítězné) – сердце Кармелитской улицы. Храм притягивает толпы католиков со всего мира, которые идут поклониться священной статуе Христа. Экстерьер выдержан в стиле барокко. Первоначально был возведен немецкими протестантами, но после религиозных войн все же достался католикам. Здесь находится деревянная статуэтка младенца-Иисуса в монарших одеждах, которая часто копируется и продается в виде сувенира. В костел Девы Марии Победоносной приходят женщины, чтобы помолиться о рождении детей и их здоровье.

Кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия (Katedralni Chrám svatých Cyrila a Metoděje) – шедевр пражского барокко, возведен в начале XVIII века. Расположен на ул. Рессловой. Незадолго до 2-ой мировой войны был передан Православным христианам. Цокольный этаж во время фашистской оккупацией служил базой сопротивления. Прямо здесь произошел бой, в результате которого чешские герои не выдержали натиска и покончили жизнь самоубийством. До сих пор на каменных стенах легко заметить следы от пуль.

Церковь Святейшего сердца Иисуса (Kostel Nejsvětějšího srdce Páně) на Виноградах посвящена одному из июньских католических праздников. В архитектурном центре старого района Праги под названием Винограды вы издалека заметите высокую башню храма. Советуем всем туристам заглянуть внутрь и пройтись по лестницам на колокольню. Стилистически это очень необычная постройка для католического зодчества.

Костел святого Франциска Ассизского (Kostel svatého Františka Serafinského) на Площади Крестоносцев – главная святыня и дом Ордена рыцарей Красной звезды. Впервые храм здесь был построен в середине XIII века, но несколько раз сгорал в пожарах и перестраивался. Нынешний облик он принял только триста лет назад. Фасад выполнен в стиле барокко, а само здание имеет крестообразную форму. В интерьере доминирует мрамор, а в боковых капеллах туристы смогут полюбоваться на произведения пражского художника Вильмана.

Костел Святого Вацлава

Величественный костел Святого Вацлава (Kostel svatého Václava (Smíchov) – украшение района Смихов. Очень молодой храм для Праги – был построен в конце XIX века частично на пожертвования семьи Габсбургов. Архитектурный стиль – неоренессанс с легким налетом готики. Внутри находятся мраморные скульптуры святых и ангелов. Алтарь украшен позолоченным памятником Святого Вацлава.

Монастырь Капуцинов (Klášter kapucínů) – сердце архитектуры и истории Лоретанской площади в Праге. Основан вокруг святыни католиков – лореты, копии хижины Девы Марии. Сама хижина стоит здесь до сих пор, хоть и напоминает скорее богато украшенную часовню. Недалеко от монастыря жил знаменитый чешский ученый Тихо Браге, которому очень мешали колокольный звон и песнопения. Из-за этого император чуть было не разогнал обитель, однако все обошлось и монахи-капуцины служат здесь до сих пор.

Костел Святого Петра

Храм, посвященный Святому Петру (Kostel svatého Petra na Poříčí), выполнен в романском стиле и выглядит скромно. Костелу на Поржичи больше восьми веков. Исторически здесь находилась резиденция рыцарей-тевтонцев, после помещение было передано Ордену с Красной звездой. Церковь сильно пострадала во времена гуситских войн и была частично перестроена в готическом духе. Почти все здание подверглось реконструкции, не перестраивали только две западные башни.

Базилика Вознесения Девы Марии

Нынешний вид Базилика Вознесения Девы Марии (Bazilika Nanebevzetí Panny Marie) сохранила с середины XVIII века. В архитектурном облике смешались барокко, готика и романский стиль. В базилике на Страгове вы сможете насладиться прекрасным грегорианским пением. Богослужения проводятся здесь ежедневно в шесть вечера, а по воскресеньям – еще и в десять утра. Также здесь часто проходят концерты академической музыки.

Костел Святого Вацлава

Еще один костел, посвященный Святому Вацлаву (Kostel svat ho Vclava) находится на месте бывшего поселения Здераз. Костел – смесь готического и романского стиля. Богато украшенный древними фресками интерьер ближе к стилю барокко. Здание сильно выделяется на фоне домов современной архитектуры. Стены, которым больше 500 лет, возвращают зрителя в позднее Средневековье. Когда-то костел принадлежал ордену Крестоносцев, а затем был захвачен гуситами.

Монастырь (Klášter bosých karmelitánek) построен по обету императрицы Марии Анны Испанской. Кармелитки, жительницы обители, были прозваны босыми из-за своего аскетического устава, запрещавшего носить обувь. Во времена коммунистического влияния монастырь превратился в шикарный отель для высших должностных лиц. Был возвращен в руки католиков только в конце прошлого века, с тех пор произошла полная реконструкция здания. На территории монастыря были входы в систему подземных тоннелей, которые были замурованы в 1987 году, после исчезновения девочки.

Церковь Святого Аполлинария

Католический костел Святого Аполлинария (Kostel svatého Apolináře) стоит на Ветровом холме. Зданию около шести веков, строительство было начато императором Карлом IV. По задумке здесь должны были собираться для обсуждения насущных вопросов духовные лица. Изначально был выстроен в стиле готики, а затем реконструирован под барокко. Храм значительно пострадал во время Первой мировой войны и был вновь открыт для прихожан только в восьмидесятых годах прошлого века. После реставрации XIX века мы вновь видим готический образ.

Величественный готический собор Святого Антония Падуанского (Kostel svatého Antonína Paduánského) находится в отдаленном районе Голешовице. Можно сказать, что храм современный – строительство началось только в 1908 году, однако это не делает вид его фасада менее впечатляющим. Шпили костела заметны издалека. Внутри прихожанин оказывается под сводом колонн и витражных окон. Колокольни сильно пострадали во время Первой мировой войны и фашистской оккупации. До сих пор здесь сохранилось два громадных колокола – один весом 500 кг, другой – больше тонны.

Церковь Святой Екатерины Александрийской

Церкви Святой Екатерины Александрийской (Chrám sv. Kateřiny Alexandrijské) почти 700 лет. Изначально это был центр женского монастыря. Во времена реформ Иосифа IIкостел превратился в приют для сумасшедших, и богослужения проводились только для пациентов. Отличительная черта церкви – башня высотой более 50 метров. В интерьере сочетаются темные колонны и монументальная роспись.

Собор Святого Варфоломея (Kostel svatého Bartoloměje) стоит на Бартоломейской улице и является ее главным украшением. В XIV веке на месте нынешнего храма располагались злачные места. Чтобы вернуть улице нравственный облик, по распоряжению Карла IV была построена церковь, затем здесь располагалась иезуитская школа, позже – госпиталь Ордена Серых сестер. Коммунисты организовали под сводами храма студию мультипликации, но после Бархатной революции собор вновь вернулся монахиням.

Часовня Святого Креста (Kaple sv. Kříže) – архитектурная доминанта 2-ого двора Пражского Града. Возведена в середине XVIII века в стиле барокко, интерьер расписан фресками на библейскую тематику. Сейчас часовня служит музейным отделением Собора Святого Вита. Туристы могут увидеть в экспозиции драгоценные предметы богослужений древности. Важнейшая святыня часовни – крест из чистого золота, внутри которого находятся частицы креста и тернового венца Христовых.

Костел Святого Яна Крестителя

Костел Святого Яна Крестителя (Kostel sv. Jana Křtitele) на Прадле недалеко от острова Кампа. Выполнен в готическом стиле, многие элементы экстерьера не реставрировались и сохранили древний облик. После реформ XVIII века церковь превратилась в госпиталь, а затем и вовсе в подсобные помещения. Здесь была прачечная и хранилище угля. Попросите служителей Костела, они покажут вам комнату сторожа тех времен. Церковь была вновь передана христианам, но теперь уже гуситам, только в тридцатых годах прошлого века.

Церковь Святой Урсулы

Церковь Святой Урсулы (Římskokatolický kostel svaté Voršily) – шедевр европейского барокко, расположенный недалеко от Национального театра. Насчитывает уже более трехсот лет. Построен благодаря пожертвованиям знатной дамы Сибиллы Ламбо. Планировался как женский монастырь и образовательный центр для девушек знатного рода. Храм пострадал во время Второй мировой войны, но был полностью реконструирован.

Эта небольшая капелла (Kaple Marie Magdalény) – украшение набережной Эдварда Бенеша. Построена во времена Возрождения, принадлежала рыцарям-госпитальерам. Здесь не происходило исторических потрясений, под сводами часовни не похоронены знаменитости и короли, но прогуливаясь на берегу Влтавы, загляните внутрь. Часовня Марии Магдалины навевает особую задумчивую атмосферу.

Костел Благовещения (KostelZvěstování Panny Marie Na Slupi) находится недалеко от Вышеграда. Когда-то здесь стояло языческое капище, где происходили жертвоприношения славянским богам. От главного идола остался деревянный столб, который превратился в опору для христианского храма. Нынешнее строение воздвигнуто уже намного позже крещения Чехии – в середине XIV века. Колокольня из-за плохого грунта немного покосилась в сторону, превратив костел в пражский аналог Пизанской башни.

Церковь гуситов в Голешовицах (Husitský kostel v Holešovicích) изначально была построена в качестве живого дома. Понять, что это христианский храм, можно только по кресту и золотому потиру на крыше. Уникальный храм, выполненный в стиле модерн. Алтарь украшен статуей авторства Вацлава Мысльбека. Сам Роден говорил, что лучше него Христа не изображал никто и никогда. Витражи внутри создают особенное, внеземное освещение.

Улица названа Троицкой именно в честь этого костела, возведенного в середине XIV века. По преданию, архитекторы были рады построить церковь Святой Троицы (Kostel Nejsvětější Trojice) и решили не брать за работу денег. Район когда-то был одним из беднейших в Праге – строительство велось медленно, материалы приходилось собирать где придется. Даже нищие жители почитали за необходимость пожертвовать что-нибудь, чтобы здесь появилась церковь.

Костел Святой Анны

Строгое здание костела Святой Анны (Bývalý kostel sv. Anny) возвышается недалеко от Карлова моста. Здесь настоящая обитель легенд о любви, рыцарях и древних алхимиках. Считается, что именно здесь черпали вдохновение многие чешские писатели. Интерьер украшают росписи, принадлежащие разным эпохам и отражающие историю чешской иконописи. В разные времена храмом владели тамплиеры, иоанниты, монахини ордена Святого Доминика.

Костел Святого Климента (Katedrála sv. Klimenta) был построен в XI веке – один из старейших храмов Праги. Долгое время он принадлежал монахам-доминиканцам. Из-за наводнения был разрушен, и позже реконструирован в скромном варианте готического стиля. В ходе антицерковных реформ Иосифа IIбыл продан за сравнительно небольшую сумму, и использовался как амбар. В конце прошлого века во время реставрации были найдены древнейшие фрески, посвященные Страстям Христовым.

Доминиканский монастырь

Недалеко от Староместской площади находится древний Доминиканский монастырский комплекс (Dominikánský klášter). Его строили в XVII веке итальянские зодчие. Одна из главных достопримечательностей монастыря – трапезная, украшенная картинами и лепниной. Сегодня помещение сдают в аренду для тех, кто проводит торжественные мероприятия. Совсем недавно монахи открыли в здании монастыря собственный отель.

Костел Святого Роха

Костел Святого Роха в Градчанах (Kostel svatého Rocha) на данный момент перестал служить в качестве христианского храма. Сейчас это художественная галерея MIRO, в которой проходили экспозиции самых известных художников – в том числе Пикассо, Дали и Шагала. Здание построено в духе позднего возрождения с деталями готики. Три алтаря церкви посвящены святым, защищающим от инфекций и болезней. Связано это с историей костела – он был возведен Рудольфом IIв честь избавления от чумного поветрия.

Костёл Св. Мартина в стене

Возведён он был в XII веке в поселении Уезд. Но когда столетие спустя сооружались Староместские укрепления, Уезд разделили на две части крепостной стеной. Костёл находился как раз на границе. Поэтому он оказался сразу на двух территориях: внутри крепостных стен и снаружи. За это здание и получило своё название – Костел Св. Мартина в стене.

При правлении Карла IV костёл был перестроен в готическом стиле. Увеличил свою высоту главный неф (вытянутое помещение, присущее базиликам и храмам), а внутреннее пространство расширилось за счёт перестройки пресвитерия (пространство между нефом и алтарём). За всю ствою историю здание притерпело множество изменений и доработок, и, насколько я знаю, крепостная стена, возведённая подле него, не сохранилась.

Адрес: Martinská 416/10a, 110 00 Praha.

Как добраться: доезжаете до станции метро Můstek либо по жёлтой, либо зелёной ветке. Также можно доехать до остановки Národní třída на трамвае.



Храм Девы Марии перед Тыном

Этот храм является чуть ли не визитной карточкой Чехии, её самым «открыточным» сооружением. Находится он на Староместской площади, откуда начинаются почти все туристические экскурсии. Внутреннее оформление богато статуями, лавочками, украшенными консолями в форме коронованных голов, фресками, а также древнейшей из сохранившихся оловянных купелей.

Адрес: Celetná, 601/5a, Staré Město, Praha 1.

Как добраться: на метро по зелёной линии до станции Staroměstská или Můstek, а по жёлтой – до станции Můstek или Náměstí Republiky. На трамвае можно доехать до любой из остановок: Náměstí Republiky, Dlouhá třída, Jindřišská, Staroměstská, Právnická fakulta.



Есть и другие храмы и соборы, возведённые в готическом стиле: Костёл Девы Марии, Костёл Святого Стефана, Костёл Святых и Павла, Вифлеемская Часовня. Все они имеют общие архитектурные элементы, и в то же время каждый обладает своей уникальностью. Я была внутри Собора Св. Вита, мощь и одновременная утончённость которого поражают. Не буду пересказывать все его особенности, о моем путешествии по этой жемчужине готической архитектуры Праги можно прочитать . Костёл Св. Мартина мне удалось обозреть только с улицы, но вы обязательно загляните внутрь, если будет возможность. Говорят, что раньше эта церковь напоминала крепость, и можно было не только пообщаться с Богом, но и найти там убежище. Кроме того, внутренняя архитектура должна быть довольно интересной: нервюрный (рёберный) потолок, личное молитвенное место, герб семьи, участвовавшей в восстановлении, который сохранили на фасаде.

Улицы и площади

Как было сказано выше, полюбоваться архитектурой Праги можно прямо на улицах города. Для этого отлично подойдут известные места исторического центра.

Староместская площадь

Она сродни Красной площади в Москве по популярности. Именно здесь проходили все самые значительные события последних 500 лет: коронации, казни, оглашения указов и т.д. Тут находятся главные куранты страны и Тынский храм, о котором говорилось выше. В этом месте представлены разнообразные стили и приёмы зодчества, но многие они берут начало или используют элементы готического направления. Улицы, ведущие от этого места, богаты домами такой архитектуры, которую сложно и вообразить. Например, с восточной стороны площади расположился дом «У Белого Носорога», где готический ансамбль нарушен фасадом в стиле барокко. В Тынской улочке особо выделяется дом «У Золотого Перстия» с готическим порталом.

Дом «У Каменного Колокола» на углу этой же улицы и площади представляет собой трёх этажную башню-дворец с пристроенными флигелями.

За фасадами зданий, расположенных напротив Староместской ратуши (стиль барокко-рококо) скрылись дома предыдущих эпох, с подвалами, имеющими готические аркады, сетчатыми сводами проездов и интересными архитектурными украшениями. А уж ресторанов и пивных, оформленных в стиле средневековых заведений, в округе огромное множество.

В открытых для посещения зданиях этой площади я узнала очень много исторических фактов, которые позволили взглянуть на Прагу и лучше понять, почему её культурное развитие пошло так, а не иначе. Это довольно хороший опыт: пытаться представить, как буквально в этих стенах вершились культовые моменты прошлых эпох.

Адрес: Staroměstské náměstí.

Как добраться: собственно так же, как и до Храма Девы Марии перед Тыном, так как он располагается подле этой площади.

Вацлавская площадь

Это торговый и деловой центр столицы Чехии. Здесь проходят празднества, демонстрации и многие другие события. В большей степени площадь напоминает бульвар. Архитектурный стиль окончательно сформировался лишь в 19-20 веках. Главной особенностью домов, расположенных вдоль площади, является то, что почти каждый имеет «пассаж» – проходной двор, соединяющий Вацлавак с другими улицами. Поясню, что Вацлава – это простонародное название Вацлавской площади, вовсю используемое местными жителями и хорошо обосновавшимися туристами. Поэтому не удивляйтесь услышать данное название в такой форме.

Адрес: Václavské náměstí.

Как добраться: доехать по зелёной ветке метро до станции Muzeum или Můstek, по жёлтой до станции Můstek или по красной до станции Muzeum. Также на трамвае до остановки Václavské náměstí или Národní třída.



Градчанская площадь

Это место находится подле Пражского Града. Как попасть и что ещё можно посмотреть в окрестностях, читайте . Сама площадь представляет большой интерес: в разбитом в центре сквере установлена «Чумная колонна» в память об эпидемии, заставшей врасплох Прагу. Окружает площадь множество красивейших дворцов, выполненных в стиле готики и барокко, о чём также можно прочитать в . И именно здесь часто проходят официальные государственные церемонии. Побродив среди зданий, где жили и вершили дела короли, невольно чувствуешь себя причастным к какой-то тайне.

Адрес: Hradčanské náměstí.

Парижская улица

Это кусочек Франции в столице Чехии. По первоначальной задумке весь район должен был походить на в Париже, но благоустроить получилось только эту улицу. Дома здесь возводили во всех возможных стилях: неоклассицизм, неоготика, необарокко. Улица получилась не только нарядная, но и несколько вычурная, поэтому жители города не хотели здесь жить. Вот почему здесь расположились самые дорогие магазины и рестораны Праги. Цены и правда космические, так что поберегите нервы и не заглядывайте в местные бутики!

Адрес: Pařížská ulice.

Как добраться: по зелёной ветке метро до станции Staroměstská, а также на трамвае до остановки Staroměstská или Právnická fakulta.



Карлов мост

И мне кажется, хвастаться, что побывал в Праге, не стоит до тех пор, пока не посетишь все перечисленные выше площади и улицы.

Памятники и фонтаны

Любой город богат необычными скульптурными группами, особенно столица, коей и является Прага. Кроме того, некоторые творения несут не только развлекательную составляющую, но культурную, историческую ценность.

Астрономические часы

Являются одной из главных достопримечательностей города и ежедневно притягивают толпы туристов. Эта средневековая диковинка не только показываетчасы, но и год, день, время восхода и заката солнца, а также положение знаков зодиака. Всё это разместилось на нескольких циферблатах.

По легенде создателей этого чуда тут же ослепили, чтобы они нигде больше не смогли воспроизвести эту красоту. Часты звонят каждый час, и всегда под ними толпа туристов, не устающая смотреть на это. Во время боя фигурка скелета дёргает за цепочку, а маленькие статуэтки апостолов и ангелов показываются в окошках. Циферблаты по строению и формам можно отнести к эпохе барокко, так как окончательный внешний вид они приняли после капитального ремонта в середине XIX века. Но вот фигурки апостолов и ангелов относят, скорее, к готическому стилю.

Адрес: Staroměstské náměstí, ¼.

Как добраться: точно так же, как и до Староместской площади.

Фонтан у Музея Кафки

Пожалуй, самое скандальное творение местного автора Дэвида Черного. Представляет собой двух бронзовых писающих мужчин. Стоят они в луже, по форме напоминающей карту Чехии. Вряд ли этот фонтан представляет собой особый архитектурный интерес, но посмотреть это чудо стоит. Подробнее почитать про него и Музей Кафки можно в .

Адрес: Cihelná, 635/2a.

Старое Еврейское Кладбище

На территории находятся около 12 тысяч памятников, в то время как самих захоронений здесь около 100 тысяч. Так как площадь кладбища очень мала, а уничтожать старые могилы запрещено, решили хоронить слоями. Надгробия из-за этого стоят вплотную, почти друг на друге. Заглянуть сюда стоит просто из любопытства, иная культура часто притягивает интерес.

Адрес: Starý Židovský hřbitov.

Кржижковы фонтаны

Эти фонтаны еще называют танцующими или поющими, так как воспроизведение различных водных фигур сопровождается светомузыкой. Я была здесь на одном из представлений, которые обычно проходят по вечерам, когда стемнеет. Шоу устроили потрясающее! В некоторых спектаклях иногда принимают участие танцоры – они прыгают и делают различные комбинации движений прямо среди струй воды. Всё действие управляется центральным компьютером, и для каждого представления пишется отдельная программа.

Расположены фонтаны напротив выставочного комплекса Výstaviště Praha Holešovice (на фото здание виднеется за фонтанами). Там организовано множество павильонов, в которых проводят различные культурные мероприятия, здесь же находится отделение Национального Музея. В нем хранятся произведения скульпторов разных эпох. Рядом расположился спортивный комплекс, в котором идут хоккейные матчи и концерты. А под боком, в деревянном здании, – летний театр "Глобус".

Комплекс поющих фонтанов построили к открытию Первой Чешской индустриальной выставки в 1891 году. А современный вид они приобрели благодаря реконструкции век спустя, ко Всеобщей Чехославацкой выставке. Я считаю, что это уникальнейшее творение, совмещающее в себе зрелищность и технические достижения.

Адрес: Výstaviště, 67 16, 170 00 Praha 7 – Holešovice.

Как добраться: трамваем до остановки Výstaviště Holešovice.

Музеи и галереи

Не будем расписывать все музеи города, так как это тема для отдельной статьи , остановимся только на тех, чьи здания представляют архитектурный интерес.

Еврейский музей

Музей передаёт неповторимую атмосферу еврейского квартала. Он находится в центре еврейского гетто, в районе Йозефов. Весь музей состоит из множества экспозиций, раскиданных по шести разным зданиям. Рядом как раз расположено кладбище, о котором говорилось выше.

Внутри зданий собрана огромная коллекция книг и предметы национальной культуры. Основан музей историком Августом Штейном более ста лет назад. В прошлом веке во времена перестройки в Праге встал вопрос о том, стоит ли сохранить такое множество еврейских синагог. Некоторые ценности перед разрушением этих зданий удалось спасти, и в 1906 году Пражский Еврейский музей открыл свои двери. В качестве экспонатов представили не только спасённые предметы, но и важные исторические вещи этого народа со многих уголков мира.

К сожалению, я была только в здании Испанской синагоги. Здесь проходят выставки по истории еврейской диаспоры. Также тут хранятся церковные регалии этого народа. В здании синагоги часто проходят концерты органной и камерной музыки. А ещё по предварительному соглашению здесь можно провести настоящую еврейскую свадьбу со всеми традициями и обычаями! Архитектурная композиция этого здания выполнена в мавританском стиле.

Адрес: U Staré školy 141/1.

Как добраться: так же, как и до Парижской улицы, о которой говорилось выше, они расположены совсем близко.

Национальный музей

Весь музей делится на несколько коллекций, расположенных в разных зданиях. Главное из них находится на Вацлавской площади и является её ключевым объектом. Признайте, что старейший музей города имеет внушительный внешний вид! Главное здание выполнено в архитектурном стиле неоренессанса, его создателем был Йозеф Шульц.

Музей был открыт в 1818 году, в расцвет эпохи Чешского национального возрождения. Замышлялся он как местная сокровищница. Построена эта часть музея на территории бывших конных ворот, благодаря чему имеет огромное символисечкое значение для местных жителей. Прямо перед зданием представлена скульптура с изображением Святого Вацлава. На главном фасаде расположены статуи, изображающие реку Влтаву и Эльбу, земли Богемии, Моравии и Силезию. Под центральным куполом находится Пантеон – собрание бюстов великих людей чешской культуры.

Летом 2011 года главное здание музея закрылось на реконструкцию, которая продлится аж до 2018 года. Но вы всё равно можете полюбоваться на его фасад, скульптуры и красивейшее оформление.

Адрес: Václavské náměstí, 1700/68 / Mezibranská, 1700/6 / Legerova, 1700/71.

Как добраться: так же, как и до Вацлавской площади, так как музей расположен именно там.

Музей Антонина Дворжака

Экспозиция этого музея рассказывает о жизни и творчестве композитора. Здесь представлены личные вещи и документы Антонина: нотные рукописи, фотографии, картины и даже гусиные перья, с помощью которых он записывал свои партитуры.

Здание было построено в 1712-1720 годах. Оно представляет собой роскошный пример архитектуры в стиле барокко. Изначально здесь была летняя резиденция аристократа Вацлава Михне, из-за чего здание часто называли Михневским дворцом. Музей же здесь появился в 1932 году.

Как добраться: доехать вы можете на трамвае до остановки I. P. Pavlova или Štěpánská, а также на метро по красной линии до станции I. P. Pavlova.

Бертрамка

В этом здании расположился дом-музей Моцарта, открытый в 1956 году. Изначально здесь были виноградники, а здание, построенное в стиле классицизма, являлось виллой Франтишека из Бертрамка, за что дом и получил своё название. Дом неоднократно продавался, пока однажды его не посетил Моцарт во время своего приезда в Прагу. Именно здесь было написано великое произведение «Дон Жуан».

Сыновья композитора нередко посещали эту виллу после смерти Моцарта, а старший сблизился с сыном владельца дома Адольфом. Проникшись творчеством великого композитора, его отец завещал после смерти сохранить вещи Моцарта и организовать в Бертрамке музей.

Стены каждого из семи залов обиты тканью, к которой прикреплены оригиналы пьес музыканта. Также здесь можно увидеть рукописи, афиши, документы и даже тринадцать волосков с головы великого Моцарта! Иногда в этом здании проводятся камерные концерты, на которых исполняются произведения композитора.

Адрес: U Mrázovky, 169/2, Praha 5.

Как добраться: на трамвае до остановки Bertramka, а также на метро по жёлтой линии до станции Anděl.

Авангард на площади Юнгмана

Если вам близки передовые архитектурные направления начала XX века, добро пожаловать на площадь Юнгмана. Авангардные здания буквально сконцентрированы здесь.

В 1931 году началось строительство универмага, полностью выдержанного в стиле конструктивизм.

Рядом стоит здание, по форме напоминающее вытянутый прямоугольник, шириной всего в одно окно. Это одна из первых концепций рондо-кубизма.

Также в последнем стиле выполнен дворец Адриа, построенный для страховой компании. Сейчас здесь находится ресторан и театр Bez Zábradlí.

Внутри этих красно-черных стен сегодня расположился музыкальный магазин Mozarteum, а в 1913 году здесь находился популярный концертный зал.

Старинный уличный фонарь также напоминает о кубизме, его спроектировали Эмиль Крайчек и Матей Блехт в 1912 году.

Адрес: Jungmannovo náměstí, 110 00 Praha.



Как добраться: доехать можно на трамвае до остановки Václavské náměstí, а также на метро по жёлтой или зелёной ветке до станции Můstek.

Современное искусство

Из современных архитектурных веяний Праги хочется выделить несколько объектов. Одни по-своему красивы, а другие образуют контраст с уютными улочками Праги и яркими красно-оранжевыми крышами.

Танцующий дом

Он создан в стиле деконструктивизма 1992-1996 годов, для которого характерны изломанные, нарочито деструктивные формы. Здание состоит из двух цилиндрических башен – нормальной, расширенной кверху, и «танцующей». При должной фантазии можно увидеть как бы мужчину и женщину, соответственно. Дом расположен у реки в районе Прага 2, на пересечении Рессловой улицы и набережной.

Адрес: Jiráskovo náměstí, 1981/6.

Как добраться: на трамвае до остановки Jiráskovo náměstí или Karlovo náměstí, а также на метро по жёлтой ветке до станции Karlovo náměstí.


Жижковская телебашня

Строительство было начато в 1980-х, а закончено в 1990-х после распада Чехословакии. Весь период горожане активно протестовали: новодел в стиле хай-тэк очень выделялся на фоне уютной средневековой Праги. В простонародье башню окрестили «ракетой на взлете».

Но в 2000 году местному творцу Дэвиду Черному пришла идея посадить на башню десяток огромных младенцев, что помогло горожанам примириться с этим строением. Причём неясно: то ли эта доработка действительно украсила холодный хай-тэк, то ли пришлось просто смириться, так как дальнейшие модернизации только усугубляют внешний вид.

Адрес: Mahlerovy sady, 2699/1a Žižkov, Praha 3, město Praha, 13000.

Как добраться: на трамвае до остановки Lipanská или Olšanské náměstí, а также на метро по зелёной ветке до станции Jiřího z Poděbrad.

Кстати, обратите внимание, на карты, которые я вставляю в свои статьи. насколько удобно пользоваться сервисом 2GIS, мне он помог в первые дни хотя бы не заблудиться, а в дальнейшем подсказывал уйму полезной информации.

В заключении хотелось бы сказать, что даже если вы не разбираетесь в архитектуре и не знаете особенности различных стилей, это все не так уж и важно. Просто расслабьтесь и любуйтесь окружающим великолепием. Ведь даже если не знаешь, как что-то называется, оно не перестает выглядеть от этого красивым! На меня архитектура города произвела колоссальное впечатление, хочется пройтись по улицам Праги ещё десятки или сотни раз, разглядеть то, что раньше ускользнуло от внимания.

Есть что добавить?


Церковь святого Николая в Старе Место (kostel svateho Mikuláše Staré Město).
Чехия, Прага (Praha). район Прага 1 – Старе Место (Praha 1 – Staré Město). Староместске площадь (Staroměstské náměstí) 5

Главный храм Чехословацкой гуситской церкви. Чехословацкая гуситская церковь (на чешском языке Církev československá husitská, CČSH или CČH) – христианская национальная церковь, отделившаяся от Католической церкви после 1-й мировой войны в бывшей Чехословакии. Она возводит свою традицию к реформаторам-гуситам и почитает Яна Гуса как своего идейного наставника. Территория деятельности церкви практически полностью ограничена территориями современных Чешской и Словацкой Республик.

Церковь освящена в часть святого Николая. Святитель Николай (Николай Угодник; Николай Чудотворец, на греческом языке Άγιος Νικόλαος – святой Николай; около 270 года, Ликия – около 345 года) - святой в православии и католицизме. Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей.

Первоначально на месте Никольского храма стоял романский костел на так называемом Курином рынке, и, согласно некоторым источникам, башня этого первого костела была построена уже в 1069 году.

Готический костел упоминается в 1273 году в рукописях Бржевновского монастыря. В 17 веке костел был перестроен в стиле ренессанса. В 1689 году случился пожар и церковь в то время принадлежавшая монашескому ордену бенедиктинцев сгорела. В начале 18 века ее снесли и построили в облике сегодняшнем – барочном.

Собор был построен в 1732–1737 годах по проекту придворного архитектора Килиана Игнаца Динценхофера (на немецком языке Dientzenhofer Kilian Ignaz). Статуи у входа в храм выполнены скульптором Антонином Брауном (Antonin Braun) , фрески принадлежат кисти Петера Азама (Peter Azam) .

Во времена правления Иосифа 2 Габсбурга (на немецком языке Joseph II, король Чехии 29.11.1780 - 20.02.1790) проходила широкомасштабная кампания по идеологической чистке религиозных учреждений. Не сумев обосновать своей целесообразности, храм был закрыт. Элементы внутреннего оформления были распроданы.

Пустое здание выкупил магистрат Праги. Во время наполеоновских войн, церкви отвели роль зернохранилища, после этого становится регистрационным архивом. В 1865 году ее переоборудовали в концертный зал.

Только в 1871 году церковь возвращается к своему изначальному предназначению, и стала Русской православной церковью . Патриотически настроенные писатели и мыслители в то время считали Россию главной силой, которая может подарить свободу славянским народам Австро-Венгрии. Чехи в тот период активно переходили в православие, что приветствовали российские славянофилы и российское правительство. Граф Петр Аркадьевич Голенищев-Кутузов обратился к австрийским властям с просьбой продать храм России. К сожалению, ему отказали, разрешено было лишь взять здание в аренду, и договор был заключен на имя графа. Утварь, ризницу и книги прислал Священный Синод, а колокола были изготовлены на средства Московской городской думы. 4 (16) августа 1874 года Никольский собор был торжественно освящен. Однако в пользовании российских властей храм пробыл недолго. В 1874 году по приказу австрийского наместника он был закрыт. Чтобы восстановить богослужения, и то, с рядом ограничений – например, запрещалось проводить крестные ходы по Староместской площади, потребовались дипломатические демарши в Вене.

С началом Первой мировой войны отношения официальной Вены к православному храму в центре Праги стало еще более категоричным. Усилилось давление на городские власти. В 1916 году Пражский магистрат вынужден был в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды. Никольский собор превратился в гарнизонный костел. Колокола конфисковали и переплавили, богатейшее убранство храма и церковную утварь свалили в подсобках.

В 1918 Чехословакия стала независимой, и здание передали в совместное пользование Гуситской церкви и православной общине .
Очень важную роль храм играл в жизни русских эмигрантов, которые после Октябрьской революции заполонили Прагу . Многие российские ученые тогда воспользовались объявленной правительством Масарика „Русской акцией”. Православные и гуситы молились поочередно, иконостас сделали складным и меняли перед службами.

Православные молебны в церкви святого Николая были вновь запрещены после окончания второй мировой войны. Советские власти не могли допустить существования „белоэмигрантского гнезда” в центре Праги . Получивший серьезные повреждения во время Пражского восстания, собор закрылся на ремонт.

В 1967-1969 годах был проведен капитальный ремонт храма, обновлен его интерьер, в том числе, на свое место вернулись фрески немецкого мастера Петера Азама, которые забелили после передачи костела в аренду православной церкви.

С 1997 года руководство гуситской церкви разрешило православной церкви проводить богослужения в храме по случаю великих праздников – Рождества и Пасхи, проводятся здесь и крестные ходы.

Никольский собор знаменит и своим интерьером. Главное украшение собора – большая хрустальная люстра в форме императорской короны изготовленная на Гарраховской стекольной мануфактуре, и подаренная церкви русским царем Александром Второй. Узнав о намерении пражских властей передать православным Никольский собор , государь решил лично позаботиться о его достойном украшении. Правда, посетить Прагу и полюбоваться своим подарком Александр Второй так и не собрался. В 1881 году он был убит народовольцами.

PS. многие чешские источники утверждают, будто люстру подарил пражанам последний русский царь Николай Второй. В это сложно поверить. Хотя бы потому, что когда люстра украсила интерьер собора, будущему царю исполнилось всего несколько месяцев от роду. К разряду фантастики можно отнести и расхожее мнение, что люстра якобы повторяет своими формами корону Российской империи. Легко удостовериться, что настоящая корона выглядит иначе.

Храм святого Николая в Старе Место знаменит старинным органом, на котором играл сам Моцарт, когда жил в Праге. Драгоценными украшениями храма считаются фрески Яна Лукаса Кракера, живописные работы Карла Шкреты и скульптурные украшения Игнаца Платцера.
Дополняет интерьер витражи с изображениями святого Вацлава и святого Николая, а также строителя собора Килиана Игнаца Динтцехофера.

Тынский храм или Храм Девы Марии перед Тыном

Храм Девы Марии перед Тыном (kostel Panny Marie před Týnem).
Чехия, Прага (Praha). район Прага 1 – Старе Место (Praha 1 – Staré Město).
Староместске площадь (Staroměstské náměstí).

Над Староместской площадью возвышаются башни храма Девы Марии перед Тыном (Тынский храм, Týnský chrám, Kostel Matky Boží před Týnem).
На этом месте уже в 11 веке стоял небольшой романский костел. Это был костел, при котором находилась больница для иностранных купцов, приезжающих в Унгельт (Ungelt, также называемый Тынский двор или огражденная территория, на которой когда-то могли ночевать купцы, приехавшие торговать со всего света). Во второй половине 13 века вместо него была поставлена раннеготическая постройка, примерно на две трети меньше, чем сегодняшний храм.

Современный храм начали строить в 1385 году во времена Карла Четвертого под руководством архитекторов Матиаша Арраса (Matyáše z Arrasu) и Петра Парлера (Petr Parléř). Строительство с перерывами продолжалось более 120 лет и а завершилось только в 1511 году.
В начале 15 века Тынский храм стал не только духовным центром Старого Города, но также и главным гуситским костелом Праги.

Архитектурно храм – трехнефная базилика с башнями у западного фасада и тремя хорами, завершающими нефы на востоке. Стиль Тынского храма неоднозначен. Здесь присутствуют элементы ренессанса, готики и раннего барокко. Украшением храма являются башни украшенные четырьмя небольшими пинаклями. Они не симметричны.Это характерно для готической архитектуры того времени и является представлением мужской и женской сторон мира. Одна башня фактически немного более основательна, и сказано, что она представляет более сильную сторону семьи, мужчину. Южная башня построена в 1511 году. Высота башен составляла 80 метров. Северная называется Ева, Южная (приблизительно на 1 метр выше) Адам. Между башнями расположен мощный позднеготический фронтон (1463 год).

В 1621 году Тынский храм перешел иезуитам.
В 1679 году в здание ударила молния, разгорелся пожар и храм получил множественные повреждения, потребовавшие серьезной реконструкции. Во время восстановления храма был понижен главный неф, а свод был сделан в стиле раннего барокко. Высота башен была понижена до 70 метров.
Сейчас высота храма (башен) составляет 70 метров, длина здания 52 метра, ширина 28 метров. Высота среднего нефа 44 метров, а боковых нефов 24 метра.

Интерьер Тынского храма – один из самых богатых в Праге. Главная картина алтаря – работа Карела Шкреты (Karel Škréta, полное имя Karel Škréta Šotnovský ze Závořic – Карел Шкрета Шотновскы из Заворжич), самого известного живописца своих времен. Картина алтаря представляет Вознесение к небесам Девы Марии. Картина является образцом раннебарочной порталовой архитектуры 1649 года. Всего в храме 19 алтарей, изготовленные различными известными мастерами тех лет. Известнейшая статуя Мадонны с младенцем 1420 года, называемая Тынская Мадонна на троне, расположена в алтаре правого бокового нефа. Орган Тынского храма – самый старый из имеющихся в Праге, его создал в 1673 году немецкий мастер Ганс Генрих Мундт (Hans Heinrich Mundt). Другие древние предметы – старинная оловянная купель (1414 год), украшенная рельефами апостолов, и кафедра из камня, выполненная в готическом стиле (15 век). В храме находится около 60 надгробий.

Лоретанский монастырь

Лоретанский монастырь (Klášter Loreta).
Чехия, Прага (Praha) 1 – район Градчаны (Hradčany). Лоретанске площадь (Loretánské námĕstí) 7.

Лоретанский монастырь или Лорета находится в районе Градчаны (Hradčany), на Лоретанске площади (Loretánské námĕstí).
Название „Лорета” (Pražská Loreta) применяется ко всему комплексу римско-католического Лоретанского монастыря (Klášter Loreta) , частью которого является костел Рождества Христова (Kostel Narození Páně), здания монастыря, часовня Святой Анны (Kaple svaté Anny), часовня святого Франциска Ассизского (Kaple svatého Františka Serafinského), часовня святого Антония Падуанского (Kaple svatého Antonína Paduánského), часовня Святого Йозефа (Иосифа, Kaple svatého Josefa), часовня Святого креста (Kaple svatého Kříže), часовня Скорбящей Богоматери (Kaple Panny Marie Bolestné), Святая хижина Девы Марии Лоретанской (Santa Casa) и Лоретанская сокровищница (Loretánský poklad).

Лореты – это священные хижины, которые являются копиями дома матери Иисуса, изначально находившегося в Назарете. До рождения Христа в нем жила Мария, сюда вернулось из Египта Святое семейство, сюда возвращался Спаситель для отдыха от своих странствий. Примерно в 1291 году паломники разобрали домик и он был вывезен на корабле и попал в Лорето в Италии.
Но согласно легенде: в день, когда сарацины в 13 веке осаждали Палестину, ангелы перенесли дом Девы Марии, находившийся изначально в Назарете, в итальянский город Лорета. Пролетая над Европой, ангелы периодически отдыхали, и в тех местах оставались частички хижины, из которых „вырастали” памятные Лореты.

После битвы при Белой Горе, когда Чехию начали обращать в католичество, такие хижины, стали ставить по всей Чехии. Всего их было построено больше пятидесяти. Главная в стране Святая хижина, или Лорета, находится во дворе монастыря.

История пражского Лоретанского монастыря относится к началу 17 века.
В 1626 году благочестивая дама Катержина из рода Лобковицев (Kateřina Benigna z Lobkovic) пожелала создать в Праге копию Святой хижины Девы Марии (Santa Casa) в итальянском городе Лорето. Моделью послужила святая хижина в Микулове, построенная кардиналом Дитрихштейном (Diettrichstein), которой восхищалась во время визита графиня. На строительство пражской Лореты она пожертвовала участки земли, принадлежавшие семье Лобковиц, духовное управление будущей святыней она поручила капуцинам, а для строительства пригласила из Вены архитектора Джованни Баттисто Орси (Giovanni Battistо Orsi). После его смерти строительство продолжил Андреа Аллио (Andrea Allio).

Строительство началось в 1626 году, а в 1631 году она была освящена кардиналом Гаррахом (Harrach) . Это было простое кирпичное строение. Считается, что при строительстве хижины было использовано несколько кирпичей и балок, привезенных из хижины в итальянском Лорето. В 1661 году Святая хижина была обнесена украшенной фресками крытой аркадой.

В 1730-е годы под руководством архитекторов Криштофа (Kryštof Dientzenhofer) и его сына Килиана Игнаца Динценхофера Святая хижина была украшена итальянскими мастерами в технике стукко, с изображением ветхозаветных пророков и христианских святых.

Внутри Святой хижины находится серебряный алтарь и деревянная статуя Девы Марии вырезанная из липы в 17 веке. Ее высота 1.1 метр. Под зданием расположена усыпальница семьи Лобковиц.

По обеим сторонам входа в хижину установлены два фонтана, символизирующие Воскресение и Вознесение: один из них украшен скульптурой „Воскресение Христа” (1740), а другой – „Успение Богоматери” (1739, сейчас копия, оригинал хранится в Лапидарии Национального музея). Автором фонтанов является Михал Ян Брюдерле (Michal Jan Brüderle). После его смерти работу закончил Рихард Прахнер (Richard Prachner).

Вокруг Святой хижины в начале 17 века начал возводиться монастырский комплекс.

Рядом с хижиной была заложена часовня святой Анны (Kaple svaté Anny), которую освятили 25 марта 1631 года. Мелодичный перезвон с часовой башни часовни впервые раздался 15 августа 1695 года. Колокольная композиция была составлена в 1694 году часовщиком Петером Нойманном из тридцати колоколов и колокольчиков. Святыня стала центром паломничества, что обусловило расширение комплекса строений.

В 1717 году, посредине восточного крыла обходной аркадной галереи, начинается строительство костела Рождества Христова (Kostel Narození Páně). Строительство проходило под руководством архитектора Килиана Игнаца Динценхофера (на немецком языке Dientzenhofer Kilian Ignaz), а завершил в 1735 году Г. Айхбауэр. Его нетрадиционный фасад напоминает барочный дворец, украшенный посередине высокой изящной башней. В барочной башне размещены 27 колоколов, отлитых в 1691-1694 годах в Амстердаме мастером Фроммом. Это дар пражского торговца мануфактурой, чья дочь исцелилась от чумы благодаря молитвам Деве Марии Лоретанской. На установленных на башне часах каждый час звучит церковный гимн „Тысячекратно славим Тебя” посвященный Деве Марии.

Фасад Лореты украшают фигуры евангелистов, святой Анны и Девы Марии. Расположенный над входом в Лорету балкон украшен статуями Святого Йозефа (Иосифа) и Святого Иоанна Крестителя. Внутреннее убранство костела считается одним из самых роскошных – здесь находятся замечательные алтари эпохи Ренессанса, своды, расписанные великолепными фресками и большое количество скульптурных украшений. В костеле хранятся мощи священномученика Феликиссима (Felicissimus) и святой мученицы Маркии (Marcia) в роскошных нарядах; лица скелетов прикрыты посмертными масками из воска.

В комплекс монастыря входит капелла Девы Марии Скорбящей (Panny Marie Bolestné), в которой на главном алтаре находится старейший скульптурный ансамбль всего комплекса – готическая Пьета первой половины 15 века. На боковом алтаре распятье святой Вильгефортис (Svatá Starosta) , с усами и бородой, легенда гласит, что она вымолила усы и бороду, чтоб не понравится языческому жениху, за которого ее хотел выдать замуж отец. К этой фреске в Лоретанском монастыре часто приезжают молодые девушки и просят Старицу помочь им удачно выйти замуж.

В западном крыле монастыря находится Лотеранская сокровищница, где хранятся предметы культурного наследия, которые обладают неоспоримой ценностью. Это дароносицы, литургические предметы 16-18 веков.

Одним из удивительнейших произведений искусства является дароносица „Пражское солнце” . Это работа ювелиров Иоганна Кунихбауэра и Матиаса Штегнера, выполненная из серебра и золота, и украшенная 6222 бриллиантами. А самой древней святыне в Лоретанской сокровищнице, серебряному позолоченному потиру, выполненному в готическом стиле, и на котором нанесены изображения покровителей Праги, около 500 лет.

центральный фасад костела башня костела Рождества Христов а Лорета (Pražská Loreta)
скульптура святого скульптурная группа ангел

И являющийся одним из ярчайших примеров готической архитектуры Восточной Европы – это крупнейший и наиболее значимый храм не только Праги, но и всей Чехии. Его полное название – Собор святого Вита, святого Вацлава и святого Войтеха, именно в этом соборе много веков короновались чешские короли, здесь проходили королевские свадьбы и крестины, здесь же находится усыпальница богемских королей и пражских архиепископов.

Собор святого Вита действительно величественное сооружение: длина его главного нефа – 124 метра, а высота – 34 метра. Южная башня собора достигает в высоту почти 100 метров! Это не только самая высокая башня собора, но и самая высокая историческая башня Праги, ее видно практически из всех уголков чешской столицы.

История строительства собора непроста и насчитывает шесть веков. Первый камень был заложен в середине 14 века, а завершающий этап строительства был закончен только в середине 20 столетия. Над строительством собора работали великие мастера своего времени и, если вам интересны подробности, вы сможете найти их в еще одной статье, посвященной собору – .

Не торопитесь входить в собор, обойдите его вокруг – полюбуйтесь живописными фасадами Собора святого Вита.Они как будто сотканы из каменных кружев. Вы без труда разглядите в этих кружевах сплетение ветвей, листьев и цветов.

И, конечно, ваше внимание привлекут выразительные фигуры горгулий, украшающие водостоки. Эти чудовища – стражники, которые, согласно средневековым представлениям, защищали собор от демонов.

Южный фасад

Во времена королей в Собор святого Вита входили с южной стороны через Золотые ворота, именно они служили торжественным входом для . Вход получил такое название из-за прекрасной и уникальной мозаики из позолоченного стекла, расположенной над арками ворот. Мозаика, созданная в 14 веке при Петре Парлерже венецианскими мастерами, изображает Страшный суд. Витраж над мозаикой продолжает тему этого библейского сюжета.

Золотые ворота

Южная башня

Одна из особенностей южной башни Собора святого Вита в том, что ее основная часть, как и весь собор, готическая, тогда как ее верхняя часть выполнена в стиле Ренессанса, а увенчана она куполом в стиле барокко, с сияющим трехметровым чешским львом на шпиле. Такое слияние архитектурных стилей стало возможным из-за длительного строительства храма: основная часть башни была построена еще при Карле IV, а зеленая луковичная крыша была достроена в конце 18 века и при завершении строительства собора ее не изменили. Ещё южная башня примечательна любопытными часами, у которых только одна стрелка. По верхнему циферблату нужно определять часы, а по нижнему - минуты.

Южный фасад собора

Вы можете подняться по 297 крутым ступеням к смотровой площадке на вершине южной башни и не только увидеть великолепную Прагу как на ладони, но и осмотреть самый большой церковный колокол Чехии. Сигизмунд, так его называют, отлит в 16 веке, весит 18 тонн, а его высота — 2 метра. О том, как Сигизмунда поднимали на башню, рассказывает одна из многочисленных пражских легенд: говорят, что в колокол смогли привезти только на 16 парах коней, а от его тяжести рвались все канаты; на башню же его затащили с помощью хитроумного изобретения королевской дочери и шелкового каната, сотканного ею же, но когда секрет этого приспособления захотели узнать ученые иностранцы, принцесса велела уничтожить механизм, и никто не узнал секрета.

Западный фасад

Западный фасад Собора святого Вита выполнен на рубеже 19 и 20 веков во время завершающего этапа строительства собора. Здесь находятся три портала, один из которых в наши дни является основным входом в собор.

Над ним расположено красивейшее витражное окно-роза с библейскими сюжетами сотворения мира. Здесь же возвышаются знаменитые парные 82-метровые башни собора.

Под витражными окнами северной и южной стен храма проходит каменная галерея, украшенная созданными в 14 веке скульптурными портретами короля Карла IV, членов его семьи, духовенства и двух первых строителей собора — Матье из Арраса и Петра Парлержа.

Орган Собора святого Вита – один из лучших в Европе, однако звучит он не часто – только в дни церковных праздников. Спроектированный и возведенный Петром Парлежем великолепный ребристый арочный свод поддерживают 28 колонн. Алтарь и королевская усыпальница расположены в восточной части собора, а вдоль стен расположились капеллы, всего их в соборе 21.

*Капелла – небольшое отдельное помещение в большом храме, посвященное какому-либо святому и используемое для моления.


Капелла святого Вацлава

В 14 веке Ян Непомуцкий был духовником королевы и отказался выдать королю, подозревавшему супружескую измену, тайну исповеди, чем и заслужил гнев государя. По приказу короля Вацлава IV он был замучен и сброшен в мешке в воды Влтавы с Карлова моста. Позднее он был захоронен в Соборе святого Вита, а в начале 18 века причислен к лику святых.

Надгробие могилы святого Яна Непомуцкого расположено в алтарной части собора, однако его видно практически от самого входа в собор. Созданный в первой половине 18 века австрийским архитектором из двух тонн чистого серебра, этот шедевр барочного искусства просто ослепляет своим великолепием.

Говорят, что одна из ламп на надгробии святого была золотая. Мастер, изготовивший ее, обеднел, и за долги ему грозила тюрьма. Он был в отчаянии, просить помощи было не у кого. Во сне ему явился святой Ян Непомуцкий и велел взять с его могилы изготовленную мастером лампу, продать ее и вернуть долги. После того, как сон повторился несколько раз, мастер решился пойти к могиле святого и встал там на колени, лампа же сама опустилась в его руки. Из ее золота ювелир сделал много украшений, продал их и заплатил долги. Когда же он вернулся к могиле Яна Непомуцкого, чтобы поблагодарить святого, то увидел золотую лампу на прежнем месте. Разбогатев, мастер изготовил еще одну золотую лампу, превосходящую прежнюю по красоте, и хотел повесить ее над могилой святого, но придя к могиле, обнаружил, что прежней лампы нет – она уступила место новой.

Проложить маршрут

Храмы, соборы, церкви

Простое здание костела Святого Бенедикта, выполненное в аскетичных традициях, могло затеряться среди большого количества великолепных достопримечательностей Градчанской площади в Праге, если бы не его интересная история. Оно было возведено в XIV столетии и служило городской церковью. В XVII веке храм превратился в часть монастыря ордена кармелиток.

За время своего существования строения монастырского комплекса становились то государственным учреждением, то гостиницей, но затем были возвращены церкви. Сегодня в костеле Святого Бенедикта проводятся богослужения, а его главной ценностью считается тело покойной Марии-Электры, которое сохраняется нетленным уже несколько веков.

Костел Святого Томаша – старинный монастырский храм в Праге, который известен запутанной историей своего создания. Родом из средневековья, впечатляющей красоты здание соединяет в себе элементы готического стиля и стиля барокко. Выстояв уже свыше семисот лет, храм является ценнейшей исторической архитектурной реликвией, которая таит в себе отпечатки событий эпохи Средних веков, Возрождения и Нового времени. Внутренняя наполненность храма поражает своей красотой, оказавшись внутри здания, вряд ли удастся остановить взгляд на чем-то одном. На сегодняшний день Костел Святого Томаша открыт для посещения.

Костел святых Кирилла и Мефодия, построенный в конце XIX века, поражает богатством своего внутреннего убранства, прекрасными потолочными фресками и неповторимыми витражами, выполненными признанными мастерами того времени. Возведен он был к знаменательной дате – тысячелетию со дня прихода святых Кирилла и Мефодия в земли славянских народов. Инициатором создания такого костела стало пражское католическое сообщество. На пожертвования, собранные его членами и было осуществлено строительство.

К сожалению, попасть в этот костел довольно сложно. Свои двери для туристов он открывает только в Ночь Костелов, которая проводится ежегодно в мае.

Старинный пражский костёл святого Клиимента за свою многовековую историю испытал немало превратностей судьбы. Он служил опорой для Доминиканского ордена, был католическим собором и даже зерновым склада, а теперь это одна из 24 евангелических церквей столицы Чехии. В начале XX в. храм оказался в центре экуменического движения в стране. Его клир принял активное участие в объединении двух протестантских церквей.

Ход времени наложил свой отпечаток на стены этого храма. Первоначально романский по своему архитектурному стилю, костёл св. Климента неоднократно перестраивался в XVIII–XIX вв. в соответствии с архитектурными пристрастиями каждой эпохи.

Костел св. Яна Непомуцкого на Скальце построен сразу после официальной канонизации чешского святого, небесного покровителя всей Чехии и, в особенности, Праги. Здание храма построено практически с нуля придворным архитектором Килианом Динцингофером. Яркий образец динамичного чешского барокко привлекает внимание богатой отделкой и рельефом фасада, высокими башнями-колокольнями и ведущей к главному входу лестницей со скульптурами на парапете.

История некоторых чешских храмов поражает своей драматичностью. В полной мере это касается готического костела Святого Вацлава на Здеразе в Праге. Он был построен в XIV столетии вместо романской церкви в честь одного из самых уважаемых в Чехии правителей.
За века своего существования церковь неоднократно переходила от католических орденов к гуситам. В течение нескольких десятков лет в ней не проводились богослужения, а в помещениях располагались склад, прачечная и тюрьма. Сегодня костел Святого Вацлава снова принимает прихожан и туристов, которые могут полюбоваться не только грандиозностью самого здания, но и его живописным интерьером.

Высокая башня костела св. Екатерины Александрийской издали привлекает к себе внимание. Оригинальное архитектурное решение делает ее похожей на тонкий минарет мусульманской мечети, устремленный в небо. Смешение архитектурного барокко и готики органично переплетены в облике храма Килианом Динцингофером, реставрировавшим костел в XVIII веке.

В районе Праги Мала Страна находится древняя святыня – костел св. Яна Крестителя на Прадле. О нем впервые упоминается в 1142 году, как о приходской церкви поселка Уезд. Этот храм был построен в готическом стиле и на протяжении своего существования реконструировался и в разные времена был больницей, угольным складом, прачечной.

Церковь имеет окна в романском стиле, внутри стены украшены готической росписью второй половины XIV века, размещены несколько ценных картин и скульптур Франтишека Билека.

В настоящее время действующий небольшой костел находится в распоряжении Чехословацкой гуситской церкви и в нем проходят богослужения, венчания, концерты.

Церковь Архангела Гавриила была построена в конце XIX века. Достопримечательностью ее делает история строительства: ее строили не чехи, а немцы, изгнанные из немецкого монастыря и нашедшие пристанище в монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы, на территории которого и построен собор. Отнюдь не характерный для Чехии стиль является классическим примером бойронской школы искусств, сочетающей одновременно строгость и величие. В наше время храм является действующим: в нем регулярно проводится Божественная Литургия.

В Чехии всегда с особым почетом относились к выдающимся личностям, сыгравшим значительную роль в истории страны. Многие из них впоследствии были канонизированы, а их имена увековечены в названии храмов. Так, в Праге в Новом городе по сей день функционирует костел Святого Войтеха, построенный еще в XIII веке. За своим простым фасадом, соединяющим в себе черты нескольких архитектурных стилей, церковь скрывает изысканное внутренне убранство, которое украшают уникальные росписи и статуя Девы Марии. А с его массивной колокольни уже несколько веков раздается звон колоколов, извещающих о начале службы.

Костел св. Сальвадора средневековое сооружение, в котором тесно сплелись несколько архитектурных стилей. Оно способно мгновенно околдовать своим «каменным сердцем», перенести в прошедшие века, восстанавливая в памяти славную историю старого города Праги.
Костел святого Сальвадора, словно оазис XVII века среди современных построек столицы Чехии. Он напоминает о временах правления Рудольфа ІІ, обычаях дворянства и знати, столкновении противоположных взглядов, как в искусстве, так и в религии.

Среди великолепных дворцов Лоретанской площад, рядом с Лоретой, находится скромный костел Девы Марии Ангельской. Храм принадлежит старейшему в Чехии монастырю капуцинов. Основанный святым Лаврентием из Бриндизи, стал вторым действующим католическим храмом в Праге (вместе с собором св. Витта). В церкви хранится знаменитая статуя Девы Марии с младенцем, «не подчинившаяся» желаниям императора Рудольфа II и самостоятельно вернувшаяся на место в церковном алтаре. На церковном органе играл сам Вольфганг Амадей Моцарт. Храм известен своей Рождественской экспозицией из 43 деревянных фигур в натуральную величину.

Здание Евангелической церкви чешских братьев Я. А. Коменского на Смихове относится к поздним образцам пражской культовой архитектуры. Её строительство было завершено архитекторами Ф. и К. Крест в 1931 г. Украшением церкви стали высокая башня и террасы, с которых открывается захватывающий вид на город.

Для общины костёла одной из первостепенных задач стала работа с детьми и подростками из близлежащего городского района. Прихожане церкви отличаются высокой степенью толерантности. Каждый год в её стенах 24 мая проходит Ночь церквей, и проводятся различные конкурсы, в том числе, кулинарный. В это время здесь звучит восточная медитационная музыка и африканские песнопения

В пражском районе Троя находится очень интересная достопримечательность – старинная часовня, посвященная итальянской монахине святой Кларе, жившей в XII-м веке. Часовня стоит на холме и со всех сторон хорошо видно это небольшое чудо красоты, изящества и строгости. Здание построено по приказу графа Вацлава Войтеха Штернберга в честь жены Клары. Форма квадрата придает сооружению четкость и законченность. На крыше установлена башня с крестом. Автором строительства был архитектор Жан-Батист Матей. Он работал в стиле барокко, в котором и сооружена часовня в Трое. Посещают это место очень часто как местные жители, так и туристы.

Костел святого Климента в Бубнах – один из древнейших храмов Праги. Его считают частью городской сакральной архитектуры, обеспечивающей связь города с Космосом. За свою долгую жизнь храм несколько раз перестраивали, и сейчас он представляет собой прекрасный образец смешения архитектурного барокко и готики.

На правом берегу Влтавы над Збрасловской дорогой возвышается костел святого Филиппа и Якова на Злихове. Построенный в эпоху средневековья на известковой скале, храм окутан тайной легенды о Горимире и Шемике. Здание храма является оригинальным образцом архитектуры раннего барокко. Башня-колокольня церкви видна издалека. Интерьер храма представляет собой оригинальное смешение стилей. Основная часть убранства – это деревянные резные панно. Живопись в интерьере появилась только в 1875 году во время реставрационных работ. Тогда же нашли знаменитый «Злиховский рельеф» ХVI века.

55-метровая квадратная башня, увенчанная стилизованной колокольней, выделяет религиозное сооружение на Коширжской площади, посвященное святому, на счету которого любовь всей Чехии и исполнение желаний паломников и исповедующихся, — Яну Непомуцкому. Однонефная церковь в современном стиле является одним из самых известных и самых успешно реализованных проектов зданий для богослужений пражского архитектора Ярослава Чермака. Ее строительство велось в непростой период Второй мировой войны и даже было воспринято, как проявление сопротивления против немецких оккупантов.

Монастырь святой Агнессы Богемской, расположенный в Старом Городе на улице, что зовется «На Франтишку», является особым культурным памятником Праги — не так часто важное историческое значение и уникальная архитектура соединены воедино. Монастырь считается одним из старейших в Европе, возведенных, к тому же, в готическом стиле, поэтому нынче это охраняемое Национальное Культурное наследие страны. Основанный в XIII веке королем Вацлавом I по инициативе его сестры, принцессы Агнессы, и предназначенный для ордена святой Клары (женской ветви ордена святого Франциска), монастырь окутан множеством легенд.

Костел святого Лаврентия на Петршинском холме основан на месте древнего языческого святилища славянского бога Перуна. С его помощью христианская Церковь не только уничтожила место поклонения язычников, но и многих из них перетянула на свою сторону. Только у этого храма проводился ритуальный молебен «Крестный Ход». Величественное здание кафедрального собора старокатолической церкви – яркий образец чешского барокко.

Один из старейших костелов Праги, построенный в романском стиле в ХII веке и хорошо сохранившийся до наших дней. За свою историю костел перенес множество модификаций и перестроек. Оригинальный романский портал был снесен в XIV-XV веках. Позже были произведены несколько готических реконструкций костела. После пожаров и перестроек в XVII веке церковь приобрела фасад в стиле барокко. В 1874-1879 годах была произведена окончательная готическая перестройка по проекту Иозефа Моцкера.

На протяжении почти восьми веков костел принадлежит Ордену крестоносцев с красной звездой.

В лабиринтах старых и узких улочек довольно сложно найти костел святого Михаила. Расположенный на улице Opatovická и V jirchářích, он сочетает в себе элементы как готического, так и романского и барочного стилей архитектуры. Храм, созданный в XII веке, принадлежал различным церквям: ордену бенедиктинцев, лютеранам, евангелистам и изменялся и перестраивался в соответствии с их верой и потребностями. Сегодня, внутри храма можно увидеть «следы» каждой из церкви. Костел святого Михаила в Опатовицах начинался как простой деревенский храм, а сегодня — это главный храм славянской евангелической церкви в Чехии.

Этот великолепный образец архитектуры расположен на юго-востоке второго двора Пражского Града. Здание часовни украшено статуями ангелов и святых. Но истинные ее сокровища скрыты внутри. Часовню Святого Креста называют еще и казначейством, так как в середине XX века она была адаптирована для демонстрации реликвий собора Святого Вита. Это казначейство является самым большим собранием ценностей в чешских землях. Экспозиция проводилась с 1961 по 1990 годы. В 2011 году выставка открылась снова, и будет действовать до 2021 г ода. Также для туристов Часовня выполняет функции информационного центра.

Не Градчанами и Старым городом едиными интересна Прага. Элитный район Винограды – очень красивое место, напоминающее Вену. Местные жители даже говорят, что Вена – это раздутые Винограды. В архитектуре здесь доминируют стили модерн, баухаус и неоренессанс, а приверженцам конструктивизма следует обратить внимание на необычное здание гуситской церкви, созданное архитектором Павлом Янаком в 1930-е годы. Этот храм выделяется своей необычной башней, представляющей собой железобетонный каркас высотой немного более 36 м. Кроме того, здание известно тем, что во время майского восстания 1945 года здесь скрывалось от нацистов радио «Чешский возглас».

В Голешовицах в роскошном многоэтажном здании располагается Чешская гуситская церковь. Она является малоизвестным, но чрезвычайно интересным памятником модернистской культовой архитектуры. Автором проекта был чешский архитектор Франтишек Кубелка. Он же лично руководил строительством.
Долгое время богослужения гуситов в Голешовицах проводились на открытом воздухе, но в мае 1927 года состоялась закладка первого камня в основание их будущего молельного дома. Нехватка средств и сложности в осуществлении проекта растянули его строительство на целых 10 лет.
И только в 1937 году состоялось тожественное открытие собственного храма Гуситов.

Основанный в 1903 году костел святого Вацлава в Нуслях расположен в здании бывшей начальной общеобразовательной школы. Посвящен храм покровителю чешского народа – св. Вацлаву, во времена правления которого христианство стало основной религией в Чехии. Небольшой однонефный храм оформлен в стиле псевдобарокко. Основное внимание привлекает высокая башня-колокольня, видная издалека. В храме некоторое время проводил богослужения знаменитый священник Алоиз Тылинек, камергер Папы Римского. Изюминкой убранства костела является картина известного чешского художника Яна Кристофори, изображающая смерть Иисуса Христа около трех часов пополудни в облаках.

Барочный по своему стилю костёл святой Троицы в пражском районе Подскали построен в XIV в. За свою многолетнюю историю он испытал на себе разрушительные последствия войн и неоднократно подвергался многочисленным переделкам. Расположенный в бедных кварталах города костёл то приходил в плачевное состояние, то возрождался снова.

Несмотря на многочисленные перемены в истории костёла, в интерьере здания сохранились фрагменты готических фресок, старинная религиозная обстановка и утварь. А на его отдельно стоящей, невысокой колокольне по-прежнему висят старинные колокола выдающегося чешского мастера колокололитейного дела.

Памятник культуры Чешской Республики – костел святого Норберта на Стрешовицах, построен в 1891 году. Причиной для возведения нового храма стала стремительно растущая численность населения Стрешовиц. Отец Зигмунд Старый, настоятель Страховского аббатства, принял решение построить на месте древней часовни Девы Марии Ангельской новую приходскую церковь. Храм посвящен покровителю монашеского ордена премонстрантов св. Норберту. Высокая башня-колокольня видна издали. Классическое здание трехнефной базилики в форме креста построено в неороманском стиле по проекту архитектора Ярослава Кухта.

Рядом с ансамблем бенедиктинского монастыря на Слованах (Эммаус) на Вышеградской улице в Праге находится небольшой старинный костёл св. Косьмы и Дамиана. Внешний вид этого храма не соответствует его истинному возрасту: за барочным фасадом можно обнаружить многочисленные следы романского стиля.

Построенный около 1178 г. этот храм связан с именами многих почитаемых в Чехии христианских святых, в том числе, с небесным покровителем страны – князем Вацлавом. В Средние века это был один из немногих костелов в стране, где простые прихожане могли слушать божественную литургию на понятном им языке.

В Дейвице нет знаменитых достопримечательностей, зато благодаря выгодному географическому положению в районе удобно жить и работать. Именно здесь расположена монументальная Гуситская церковь. Она была построена в середине 1920-х гг. и сочетает в себе элементы различных архитектурных стилей. Примечателен внутренний интерьер с колоннами в виде пальмовых деревьев и большим бюстом Яна Гуса. В храме в Дейвице захоронен прах первых патриархов Чехословацкой гуситской церкви Карела Фарского и Адольфа Прохазски. Кроме того, башня открыта для посетителей и с ее балкона открывается превосходная панорама Праги.

Костёл святого Панкратия в пражском районе Панкрац относится к ряду самых старых памятников культуры чешской столицы. Хотя современный барочный храм построен относительно поздно, в XVII в., в нем сохранились фрагменты более ранних культовых зданий. Дважды большая политика роковым образом влияла на историю костёла. В 1648 г. и в 1773 г. храм закрывался или вовсе переставал существовать, но возрождался снова и снова.

В интерьере храма до наших дней сохранилось немало произведений искусства, созданных в разное время лучшими чешскими мастерами и художниками.

История костела св. Филиппа и Якова в Смихове началась еще в XII веке. Прежде костел в романском стиле был главной достопримечательностью этого тогда еще пригорода. В 1749 году эту приходскую церковь перестроили в барочном стиле, а в 1891 году старый храм был снесен. Новый неороманский костел был построен на территории Мальвазинского кладбища и унаследовал от предшественника барочные скульптуры Брокофа и статую благословляющего Христа на фасаде. При строительстве активно использовались также материалы из старой церкви.

Древний величественный костел святой Маркеты в Бршевнове, основанный святым Войтехом, можно назвать ровесником христианства в Чехии. Тысячелетняя история храма изменила облик небольшой деревянной базилики. Романское зодчество, готика и барокко полностью преобразили здание церкви. В главном алтаре хранятся мощи святой Маркеты – покровительницы Бршевновского мужского монастыря бенедиктинцев. А на великолепной колокольне ХVIII века звучал набатный голос старейшего колокола Праги.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...