Труждающиеся и обремененные. Толкования на Мф

Недавно по одному из телевизионных каналов показали публицистический фильм, в котором с десяток русских ученых из различных областей знания, подтвердив для начала реальность Всемирного потопа, поведали о том, какие стихийные бедствия могут на нас свалиться в уже не столь отдаленном будущем. Получился фильм-размышление на апокалиптическую тему со строго научной подоплекой. Но, в конце концов, ведь и евангельские волхвы пришли к младенцу Христу, ведомые разумом и вычислениями, связанными с астрономией и математикой...

Научная «страшилка» качественно отличалась от того, чем нас кормит кинематограф, подготавливая к тем же апокалиптическим событиям, но с другой стороны - приучая к уродству, к без-образию (нарочно разделяю это слово, подчеркивая его основу - «образ»), к грязи и смраду, дабы мы со временем принимали их как нечто родное и естественное. Кстати, перед Всемирным потопом именно так и получилось - широкое распространение греха, привычка к мерзости стерла само понятие греха, спутала понятия добра и зла, а когда растление достигло пика...

Но, как уже было сказано, ученые вопросов нравственности в фильме не поднимали, хотя и то, что они в самом начале обратились к Священному Писанию, переносит их исследования в совсем иную плоскость. От взгляда верующего человека не должна была ускользнуть география этих научных прогнозов. На передней линии предстоящих бедствий указывался мир, именующий себя «постхристианским», то есть знавший некогда Христа, но от Него отрекшийся. Под самый сильный удар попадали наиболее передовые в отречении страны - те, где свершились первые в Европе революции, где впервые были узаконены однополые браки и прочие знамения «свободы». Им учеными предрекалась судьба Содома - разве что с меньшим количеством соли. Ну а в конце фильма, когда разволновавшегося зрителя следовало бы успокоить, наука в своей попытке дать какие-нибудь полезные советы, основательно забуксовала, обнаружив свою беспомощность. Она просто не дошла до самого конца пути волхвов - не поклонилась Спасителю.

Так ли на самом деле сложен ответ на вопрос: «что делать?». Нет. Любой сельский неученый батюшка может сразу дать точный ответ: надо покаяться. И через покаяние вернуться к Богу. «Мир сегодня заполнили разного рода «безопасности», - говорил святогорский старец Паисий, наш современник, - но, будучи отдаленным от Христа, он чувствует величайшую беззащитность. Ни в одну эпоху не существовало такой беззащитности, как у современных людей» («С болью и любовью о современном человеке» М., 2003, с.24-25). Разве можно этому возразить? Можно только добавить к беззащитности безнадежность, бессмысленность и одиночество.

Отдаление от Бога делает человека уязвимым перед силами зла. Разгул оккультизма, упадок морали и нравственности, культуры и образования, лень, грубость, эгоизм, физические болезни, наше постоянное беспокойство и страхи, метания и недовольство, равнодушие и обособленность - все это следствия нашей жизни вне Бога, выбора неверного пути. Об опасности уклонения от своего предназначения можно убедиться и на примере российской истории. Междоусобные княжеские войны закончились монгольским нашествием, увлечение французскими идеями - нашествием Наполеона, увлечение немецкой философией - войной с немцами. Клятвопреступление и присяга иноверцам в лице Лжедмитрия ввергло Русь в Великую смуту 17 века, за вторым клятвопреступлением последовала революция 1917 года. «Безбожную пятилетку», призванную добить остатки православия в России, остановила необходимость защиты Родины от фашистов. А что же решило исход событий - победу над Мамаем, Гитлером, французами, поляками? Покаяние. Искреннее и всенародное. Святые отцы Церкви говорили, что даже если антихрист будет стоять на пороге Третьего Храма, он может быть отброшен покаянным обращением народа ко Господу. Тогда история продлится ради спасения многих. Спасения - в христианском смысле этого слова. Но для покаяния необходимо различение добра и зла, умение распознавать мерзость сатанинскую, а отягощенность грехами притупляет духовное зрение вплоть до полной слепоты.

Таким образом, время кончины мира всецело зависит от духовного состояния человечества, и, выходит, что мы сами творим наш завтрашний день. Забывая или попросту не зная, что без Бога человек способен только разрушать. Что грех каждого разрушает не только его самого - его душу и тело, он разрушительно отражается на его семье, его народе и на человечестве в целом. Именно поэтому каждый из нас ответственен перед всеми. И когда в Прощеное воскресенье мы просим прощения у людей, которым не сделали ничего дурного, в этом есть глубокий, хотя и непонятный многим смысл.

Что же такое грех? В массовом, поверхностном представлении грех - нарушение этической нормы, нехороший поступок. В действительности нехороший поступок - это уже следствие греха. В глубине своей грех - явление духовное, метафизическое. Его сущность в отступлении от вечной Божественной жизни, для которой человек сотворен и к которой он призван. Каждый совершённый нами грех - это измена Богу, своему Создателю, противодействие Божией воле - всеблагой и всесовершенной, отвержение Бога и союз с демоническими силами. Конечно, я даю себе отчет насколько все это абстрактно для современного человека, поэтому напомню читателю о важнейших событиях Библейской истории.

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Здесь говорится не только о душе как образе Божием, но и о Божией благодати. Вот что писал об этом русский религиозный мыслитель В.Н. Лосский со ссылкой на св. Григория Богослова: «Душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать - это дыхание Божие, животворящее присутствие Духа Святого. Если человек стал живым тогда, когда Бог вдохнул в него дыхание жизни, то это произошло потому, что благодать Духа Святого и есть истинное начало нашего существования» (Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие - М., 1991, с. 239).

Благодать Божия, обитавшая в Адаме, была основой его общения с Богом в раю. Согласно церковному преданию, сотворив человека, Бог вложил в него начатки всего сотворенного Им ранее. Так человек, венец творения, единственное духовно-телесное существо во Вселенной, согласно Божественному Замыслу должен был объединять в себе телесный и духовный миры, царствовать над материальным миром и, неся в себе божественное начало, одухотворять материю. Через Адама все творение было призвано к радости бытия в любви и единении со своим Творцом. Именно это единство было разрушено в грехопадении. Был нарушен богоустановленный порядок. Все пребывало в полной гармонии лишь при условии связи человека с Богом. Когда грехопадением эта связь прервалась, все пришло в состояние расстройства, борьбы и разделения, в мир пришло зло и его следствие - страдание как противоположность блаженству и смерть как противоположность жизни.

Бог сотворил мир - духовный и материальный - совершенным, предназначенным для вечного нетленного бытия. Он не сотворил зла. Христианство категорически не приемлет дуализма - утверждения о равновеликости добра и зла. Добро, тождественное Истине и Любви, есть Сам Бог. Зло же, не будучи сотворенным, не имеет сущности, оно только искажение Божественной гармонии мироздания, отступление от добра. Так тьма является лишь отсутствием света, а не чем-то бытийно самостоятельным. Добро невозможно без свободы выбора, иначе оно потеряло бы свое моральное содержание. Так же как без свободы не может быть любви. Таким образом, зло - это результат злоупотребления свободой. Сначала, как мы знаем, от Бога отпала часть сотворенных Им ангелов. Встав на путь самоутверждения, они превратились в злых духов, бесов и своей поврежденной природой стали постоянным источником зла. Первородный грех так же был свободным актом человека. Преступив заповедь о невкушении плодов от древа познания добра и зла, человек сам выбрал путь, не совпадающий с Божией волей. В стремлении стать независимым от Бога, он исполнил волю дьявола, чем предал своего Творца и отказался от определенной Им цели жизни - богоуподобления. Он захотел стать как бог самостоятельно и сразу, но, не имея в себе самом источника жизни, стал тленным и смертным. «Ибо грехом своим люди перенесли центр жизни своей во вне-Божию реальность, из бытия в небытие, из жизни в смерть, отринулись от Бога и заблудились в мрачной и беспутной дали фиктивных ценностей и реальностей, так как грех отбросил их далеко от Бога» (Архимандрит Иустин (Попович). О первородном грехе. Библиотека сайта pravbeseda.ru).

Так произошла глобальная катастрофа, поразившая не только праотцев наших, но и всех их потомков, а также весь сотворенный мир. В человеке нарушилось единство сил души - они пришли в состояние болезненного разлада. Человеческий разум помрачился и утратил прежнюю мудрость, прозорливость и размах, из богоцентричного он стал эгоцентричным. Поврежденность воли привела к тому, что она стала грехолюбивой и склонной более ко злу, нежели к добру. Загрязненное и оскверненное грехом сердце предалось неразумным стремлениям и страстным желаниям. Образ Божий в человеке был глубоко поврежден, помрачен и изуродован. Весь мир после грехопадения уже не мог быть прежним. И вместе с человеком весь сотворенный мир стал жить вне Бога и поэтому страдать. Еще раз повторю, что страдание создано не Богом, а свободной волей человека, отпавшего от Бога. А также напомню то, о чем многие забыли: свобода предполагает ответственность.

Предвижу вопрос: неужели нельзя было простить грехопадение? Даже при том, что Адам не захотел взять на себя ответственность за совершенное и пытался свалить свою вину на Еву, а через нее - на Самого Бога. Ведь мы знаем, что Божия милость безгранична. Здесь нужно предостеречь читателя от попыток толкования своим разумом того, что лежит за пределами не только человеческого, но и ангельского разумения. Видимо, для человека, наделенного свободной волей, прощения было недостаточно. Ведь искупление не могло быть насильственным, механическим. Для устранения последствий грехопадения и восстановления утраченного единства было необходимо воссоединение воли человеческой с волей Божией. И падение, и спасение начинается с воли. Человек должен был получить возможность перерождения из падшего состояния в новое, возможность выбора, который определил бы его вечную жизнь. И эту возможность он получил. Вместо потерянного рая Господь отворил для всех нас врата Царства Небесного.

Искупление - это величайшая и непостижимая тайна Божией любви. Любовь Божия не могла допустить, чтобы мир существовал в отпадшем состоянии. Но для искупления требовалась такая жертва, которая по степени достоинства превосходила бы всю Вселенную и, вместе с тем, по природе своей была быть подобной тем, за кого она приносилась. Такую жертву принес Богочеловек Иисус Христос, заменив всех и каждого человека Собой. Будучи безгрешным, Он принял наказание (крестные страдания) за наши грехи и оправдал нас Своей правдой, сняв с нас проклятие греха. Была восстановлена возможность соединения с Богом через жизнь в Боге. Господь дал нам средства борьбы со злом, указал путь к спасению и всей Своей земной жизнью показал нам пример истинной любви. Он основал на земле Новозаветную Церковь и соединил ее с Небесной Церковью. Христос воскрес, победив смерть, и теперь нас так же ожидает всеобщее воскресение, «жизнь будущего века». Но эта жизнь - не продолжение и не повторение земной жизни, а преображение, переход в другое бытие, где воскресшее тело обретет новые свойства и будет подобно телу воскресшего Христа Спасителя. В воскресении встретятся родные и близкие люди - все, кого в этой земной жизни соединяла любовь. В Царстве Божием не будет разлук, страданий и смерти, исчезнет время, а пространство не будет преградой для человеческого тела.

Но пока процесс земной жизни продолжается по-прежнему, мир во зле лежит, телесная смерть, как следствие греха, осталась, и через нее должен пройти каждый человек. И в процессе этой земной жизни каждый человек, обладатель свободной воли, должен сделать выбор между вечной жизнью или вечной смертью, определиться, с кем он будет в вечности - с Богом или с дьяволом. С Богом - через веру в Иисуса Христа, становясь участником искупления, сопричастником Креста, Голгофы и Воскресения. С дьяволом - через свои грехи, ибо «своими грехами мы обновляем тот союз с демоном, в который вступил наш праотец. Господь искупил нас от греха, но благодать искупления мы должны принять добровольно. Поэтому наша земная жизнь - это выбор, путь и борьба» (Архимандрит Рафаил (Карелин). Статья «В чем истинная жизнь». Сайт: karelin-r.ru). Хорошо запомните: выбор, путь и борьба. И не откладывайте надолго.

«Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин.1:8). Мы живем в мире, насквозь пропитанном ложью. Ложь проникает даже в церковную ограду. Это было и раньше. Но наше время особенно опасно тем, что из сознания людей стирается само понятие греха, даже смертного. Широкая пропаганда вседозволенности, ложно выдаваемая за свободу, привела к тому, что грех приобрел особую дерзость, размах, перестал скрываться и едва ли не приравнялся к доблести. В крайнем случае его называют «иным стилем жизни», «нетрадиционной ориентацией», но, опять же, непредосудительной. Смертные грехи, содомский грех, как и любые другие называют чем угодно, только не грехами.

Святые отцы Церкви говорили, что наше чувство греха зависит от нашей близости к Богу. Так по мере стяжания благодати человеку открывается его падение. Нам представляется странным, что святые подвижники считали себя великими грешниками и непрестанно плакали о своих грехах - казалось бы: какие у них грехи? Хотя все знают, что в лучах солнечного света хорошо видна каждая пылинка, а в темноте не видно даже самой ужасной грязи. Святые подвижники, сподобившиеся от Бога дара духовного ви дения, могли рассказать человеку о его неисповеданных грехах во всех подробностях. Это свидетельствует о том, что грех - это реальная грязь, входящая в душу. Не смытая покаянием, она остается в душе и переходит с ней в вечность.

Любой человек непрестанно грешит и поэтому должен непрестанно каяться. Но многие ли знают о том, что они непрестанно грешат? Вряд ли, если учесть, что «клинические случаи» полной безгрешности - увы, не такое уж редкое явление. Между тем, самый тяжелый недуг - это уверенность в своем добром духовном здравии. Кстати, если вам попадется человек, утверждающий, что он не нарушал Божиих заповедей, попросите его их назвать и убедитесь, что редкий «праведник» знает больше четырех. Но даже четыре он не сможет верно истолковать. Это о десяти заповедях Ветхого Завета. В Новом Завете Господь дает около трехсот заповедей, по которым мы должны строить свою жизнь. И если мы их не знаем, то это наша беда, но никак не наша безгрешность.

Один опытный духовник как-то высказал мысль, что если высветить и показать как на экране все то, что происходит в сердце и в мыслях так называемых «порядочных людей», то мы увидим тех же духовных змей и спрутов, что и у очевидных грешников. Иногда человек «порядочен» лишь по причине невозможности реализовать свои страсти (в народе это называется «бодливой корове Бог не даёт рога»), зато в мыслях своих и фантазиях он «пускается во все тяжкие», отнюдь не считая себя грешником и даже частенько напоминая окружающим: «я - порядочная женщина!» или «я - честный человек!».

«Ничто так легко не совершается, но и ничто так трудно не понимается, как грех» - говорил живший конце 17- начале 18 веков святитель Илия Минятий (Слово об исповеди в третью неделю поста. Сайт: pravoslavie.ru). И если на серьезные падения наша совесть еще способна отозваться, то по поводу сопутствующих нам едва ли не ежечасно так называемых «мелких грехов», она уже не беспокоит. А что говорит Евангелие о наших любимых занятиях - осуждении и сплетничании или о непрощении обид? Говорит: чтобы не быть судимым Богом, нужно самому никого не осуждать, чтобы быть прощенным Богом, нужно самому всех прощать. Покрой грехи брата твоего и Господь твои грехи покроет. Но мы не привыкли смотреть на себя в свете Евангелия. Обычно мы сравниваем себя с другими людьми, и в этом едва ли не все становится похожим на самодовольного евангельского фарисея. Болезнь фарисейства, имеющая несколько степеней тяжести, особо опасна не только своей широкой распространенностью, но и тем, что она протекает незаметно для зараженного ею, делая его неспособным к истинному покаянию. Вспомним еще раз эту притчу: человек даже в храм приходит, чтобы осудить, унизить, обесчестить других и оправдать себя своими добрыми делами. Духовный плод, который он приносит Богу - сатанинская гордыня.

Петербургский священник Алексий Мороз в одной из своих книг приводит основные психологические типы людей, встречающиеся на исповеди, первый из которых - человек с самодовольной совестью. «Для людей этого типа, независимо от их интеллектуального уровня, характерна духовная малосознательность и, как следствие ее, - религиозное самодовольство, ложное ощущение своего духовного благополучия. Эти люди не стараются задумываться над духовными проблемами и вообще их мало что тревожит помимо ежедневных мирских дел. В храм они приходят по традиции, а не по зову сердца... Потребности в духовной жизни у них нет, а все свое внимание они сосредотачивают обычно на внешнем и при том второстепенном. Например, во время центрального места Литургии, евхаристического канона, когда требуется наибольшая молитвенная сосредоточенность, люди подобного типа ставят или передают свечи, стремятся приложиться к иконам, расталкивая и отвлекая других молящихся».

(Покаяние и исповедь на пороге XXI века, СПб, 2004, с.464). От себя добавлю немного из местной специфики: а еще будто нарочно дожидаются молитвы о сошествии Святого Духа на Св. Дары, чтобы шумно рыться в сумочках, шуршать пакетами, пересчитывать наличность своего кошелька и т.п.

Противоположный тип - люди с мнительной совестью - тоже многим хорошо знаком: эти люди буквально раздавлены сознанием своей греховности. Страх впасть в грех и ввести ближнего в какое-нибудь искушение заставляет их шарахаться от людей. «Сознавать себя грешным необходимо для спасения, а засуживать себя и метаться во все стороны от греховности очень вредно. Все неумеренное - от бесов, сказал преподобный Пимен Великий» (Св. Игнатий Брянчанинов. Письма о подвижнической жизни. Минск, 2001, с. 186).

Но вернемся к евангельской притче: что там противопоставляется самодовольной совести фарисея? Смирение и покаяние. Мытарь не находит себе оправдания, он знает, что не имеет никаких заслуг перед Богом, поэтому рассчитывает только на Его милосердие. И по смирению своему оправдывается. В отличие от фарисея, имеющего массу заслуг, обесцененных гордыней. Спасти можно только погибающего, вопиющего о помощи. А на свои добрые дела лучше не рассчитывать. Нужно всегда помнить: то, что мы считаем добром, в очах Божиих таковым может и не быть. На Страшном Суде «будут судимы не только грехи, но и правды человеков; там многие правды их осудятся правдою Всесовершенною» (Св. Игнатий Брянчанинов. Указ. соч. с. 118).

Во время работы над этой статьей в моей семье произошли события, заставившие еще глубже прочувствовать освещаемую тему. Одно за другим как гром грянули известия о тяжелом заболевании двух моих родственниц. Есть такие диагнозы, которые мгновенно останавливают всю нашу суету и возвращают подлинные ценности на свое законное, почетное место. В одном из писем, присланных мне в эти дни, рассказывалось о приемном отделении областной онкологической больницы. Огромная очередь больных, долгое - не менее шести часов - ожидание. «В обычной поликлинике - писалось в этом письме- уже бы все переругались, а здесь больные терпеливы и очень внимательны друг к другу».

Болезнь лишает земных иллюзий. Она заставляет оторвать свой взор от телевизора, ярких витрин, от недостатков своих знакомых и обратить его к небу. Для начала нужно, как евангельскому блудному сыну, прийти в себя. Потому что состояние греха - это состояние безумия. Сравнение может показаться слишком сильным, но как иначе назвать предпочтение лживого и жестокого дьявола милосердному Богу? Да и кто по своему опыту не знает, на какие безумства толкает страсть, кто не видел, насколько люди, поддавшиеся страсти, похожи на сошедших с ума в самом прямом, медицинском, смысле этого слова?

И вот скорбь становится средством для прозрения, для возвращения в себя. Тогда лучше не останавливаться, а продолжать идти, ибо дальнейший путь лежит уже к Богу. «Блудный сын под тяжестью стыда и страха идет медленно. А любящий отец - бежит навстречу ему. Пусть он виноват и заслуживает наказания. Пусть он грязный и пахнет еще свиньями, которых он пас, - отец обнимает его и прижимает к груди. Так дороги Богу те, кто истинно кается. Отец целует своего сына. Это не просто поцелуй приветствия. Это печать полного прощения и любви» (прот. Александр Шаргунов. Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя о блудном сыне. Сайт: pravoslavie.ru). «Сын же сказал ему: «отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим» (Лк.15:21). Это - необходимое для прощения и мира исповедание греха. Святитель Феофан Затворник в своем Слове в Неделю о блудном сыне говорит, что возвращение грешника в состояние оправданности и Богоусыновления « исполняется тогда, когда он, решившись исправиться, исповедует грехи свои и, получив разрешение от духовного отца и прощение от Господа, причащается святых пречистых и животворящих Христовых Таин во оставление грехов и в жизнь вечную» (О покаянии, причащении святых Христовых Таин и исправлении жизни. Издание Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. 1909, с.33).

Отчасти эта цитата может служить ответом на часто задаваемый вопрос: а может ли человек покаяться перед Богом сам? Может. Но этого не достаточно. Господь дал особую власть разрешать грехи апостолам и их преемникам (епископам и пресвитерам). «Истинно говорю вам: что свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18) . Явившись апостолам после Своего воскресения, Господь сказал им: «... мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:21-23). Церковь данной ее иерархии властью разрешает (освобождает) от грехов не только в меру принесенного покаяния, а в значительной степени в долг, снимая всю тяжесть греха полностью. Так восполняется немощность нашего покаяния, наша слепота относительно самих себя. Но в Таинстве Покаяния происходит не только прощение и разрешение, а еще и воссоединение человека с Церковью. Ведь грех разлучает человека с Богом и Его Церковью. Восстановление единства с Церковью может дать только сама Церковь.

Таинство Покаяния приносит исцеление, совершаемое действием Божией благодати и устраняет грех как препятствие для принятия Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии (за исключением случаев, когда совершение тяжких грехов требует продолжительной подготовки или епитимии). Все таинства Церкви имеют своим источником и основанием Воплощение Господа Иисуса Христа. «Таинственные» действия Церкви суть не что иное, как живое продолжение и непрестанное распространение Воплощения во времени и пространстве. Именно таинства обеспечивают постоянное и динамичное присутствие Воплощенного Христа среди народа Божия. Говоря словами св. Льва Великого, «Тот, Кто был видим как наш Искупитель, ныне сокрылся в таинствах». Таинства дают Божественную благодать всему человеку и освящают всего человека. Но поскольку душа человека облечена в телесность, то и таинства Церкви состоят из видимого и невидимого. Так в Крещении вода омывает тело, а душа очищается Духом. Так в Евхаристии плоть питается Телом и Кровью Христа, чтобы душа могла воспринять Бога. Материя, вещество становятся в таинствах проводниками Духа. Этим подчеркивается и ценность материи, в частности, человеческого тела.

Согласно святоотеческому преданию, истинный совершитель каждого таинства - Сам Господь Иисус Христос, невидимо, но действенно присутствующий посредством Святого Духа. Вот что говорит об этом св. Иоанн Златоуст: «Именно Отец, Сын и Святой Дух все совершают. Священник лишь предоставляет своя язык и свою руку». Во время Святого Причастия «рука Самого Христа простирается к тебе». «Причастие, которое Христос дал Своим ученикам, тождественно тому, что преподают священники. Последнее никоим образом не меньше первого, ибо освящают его не люди, но Тот, Кто освятил первоначальную жертву».

Стоит ли отказываться, когда Сам Господь простирает к тебе руку и Сам причащает тебя Своим Пречистым Телом и Своей Пречистой Кровью? Это каждый решает для себя сам. Господь подает исцеление всем. Неисцеленным остается только тот, кто сам не хочет исцелиться.

Свою деятельность на ниве православного просвещения я начинала в качестве организатора катехизаторских бесед, лично присутствуя на каждой. Нестандартные вопросы - такие, как, скажем, был ли у Адама пуп - задавались довольно редко.В основном возникали одни и те же, повторяясь в различных аудиториях. Один из них: неужели действительно Господь всё может простить? Проводящий беседу отвечал: «Да, конечно, милосердие Божие безгранично, нужно только покаяться». Дальше всё и всюду развивалось по одному сценарию с нарастанием возмущения: « А-а-а, значит, и убийцу простит! Значит, кто-то может нагрешить, покаяться и опять отправляться грешить!..» и т.п. Вообще-то в аудитории, состоящей в основном из женщин «за 30», ожидаешь большей снисходительности. Хотя бы потому, что не причастных к убийству (абортам) в ней, предположительно, меньшинство. Но по моим наблюдениям, «недостатки» в Евангелии, в Церкви и мироздании ищут именно те, кто не собирается каяться. Здесь речь о поисках не истины, а оправдания своей нераскаянности. Но действительно ли можно безоглядно грешить, коснеть в грехах в расчете на то, что Бог все простит? Нет. Господь предупреждает: «иди и впредь не греши» (Ин. 8:11), «вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего худшего» (Ин. 5:14).

Известное нам из русского и болгарского языков слово «покаяние» происходит от греческого «метанойя», означающего «изменение ума». Какое изменение здесь имеется в виду? Изменение по сути - онтологическое, а не этическое. Мало покаяться, нужно изменить свою жизнь, изменить себя. Метанойя - это процесс исцеления, это стратегия и духовный путь. Не прогресс, а преображение. Только преображенный человек сможет обитать на преображенной земле. Не самоутверждение в земной жизни, а спасение для вечной. Это «процесс, противоположный греховному распаду, которому подверглась первозданная чета, а именно - восстановление падшего человека, возвращение к потерянному внутреннему единству, освящение и гармонизация его разрозненных и диссонирующих сил. Здесь центробежной энергии греха противостоит центростремительное, волевое движение души к Богу. Это восстановление в человеке образа Божиего, помраченное грехом, подобно реконструкции поврежденного храма» (Архим. Рафаил (Карелин). Статья «О внутреннем преображении». Сайт: karelin-r.ru)

Сложность такой задачи может быть и не столь очевидна для тех, кто не пытался за нее браться. Тем же, кто уже начал «восстановительные работы», сполна ощутил свою немощь. Устоять в заповедях без Божией помощи невозможно. Наша поврежденная природа мешает осуществлению добрых намерений, поэтому любое наше доброе дело в большей или меньшей степени подпорчено. Это особенно хорошо заметно со стороны - иные добрые дела так сильно приправлены тщеславием и настолько неискренни, что бывает неприятно на них смотреть. Да и принимать добро хочется далеко не от всех. Однако, «порча» в добрых делах может быть и не такой явной.

Внутреннее созидание - процесс медленный, постепенный, трудоёмкий. Оно требует огромных усилий, огромного терпения и сотрудничества человека с Богом - синергии. В этом невозможно обойтись без Церкви и таинств - этих «каналов» благодати. С другой стороны, есть немало людей, которые ходят в храм долгие годы, регулярно исповедуются, причащаются и не меняются. Иногда даже становятся хуже, чем были. Очень часто люди ищут в Церкви душевное, а не духовное утешение, общение с людьми, помощь в житейских трудностях, силу, чтобы перенести несчастье, но не ищут Самого Бога и не воспринимают веру как новую жизнь. Для некоторых интеллектуалов православие стало настоящей «золотой жилой» - уж они-то (в отличие от «средненормального» обывателя, видящего в нем лишь скуку) оценили невероятную красоту и необъятность православного мировоззрения. Но многие ли из них стали рабами Божьими, перестав быть рабами мира с его постоянным самоутверждением?

Метанойя - это тесный путь полный опасностей. Стоит ли говорить, что с Богом ничего не страшно? Преследующий нас страх смерти подспудно связан с нашими грехами, дающими власть над нами бесам. Но человек все время повторяет ошибку праотцев - не верит Богу и верит дьяволу, действующему если не через змея, то через гадалку, «целителя», астролога, лживую газету, продажного политика, слухи, сплетни и т.д. В этом недоверии к Богу он все время пытается совместить несовместимое - крест на груди со знаком зодиака или с «глазом от сглаза» и продолжает искать путь покороче и полегче. Человек все время ищет счастья и покоя там, где их нет и быть не может.

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф.11:27-30) . Только духовный опыт и глубокое признание себя обремененным грехами может помочь приблизиться к пониманию этих слов, чувствованию их изнутри. Иго заповедей Христовых - благо, оно обновляет и преображает нас. Бремя Христово легко, потому что нести его помогает Сам Господь. Сам Господь несет наши немощи и утешает нас. Дает покой душам нашим, истинную радость, полноту жизни. Если мы откликаемся на Его зов.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 11, ст. 27 - 30.

27. Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

29. возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

30. ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

(Мф. 11, 27-30)

Желая приоткрыть тайну Своего Богосыновства, насколько апостолы могли ее вместить, Господь наш Иисус Христос говорит ученикам об особом характере отношений между Ним и Богом: Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 11, 27).

Святитель Кирилл Александрийский пишет: «Поскольку Он сказал все предано Мне, то, чтобы не показалось, будто Он иного происхождения и меньше Отца, Он добавил и это, чтобы показать, что Его природа таинственна и непостижима, как и у Отца. Ибо только божественная природа Троицы познает сама себя. Только Отец знает собственного Сына, плод Его природы, только божественное Порождение познает Того, от Которого Оно родилось, только Святой Дух знает глубины Божьи, то есть мысли Отца и Сына».

Необходимо отметить, что у Спасителя не было цели открыть полноту понимания природы Триединого Бога: это произойдет позже, после сошествия Святого Духа на апостолов. А в тот момент Господь не столько говорил людям о Боге, сколько показывал Его, потому что Сам был Богочеловеком.

В этих словах Господа заключен тот смысл, что никто из людей не в состоянии постигнуть величие и благость Сына так же, как величие и благость Отца. И поскольку Сын, то есть Иисус Христос, желал в Своем лице открыть Отца всем без исключения, то призывал всех к Себе: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28).

Господь обращается ко всем изнуренным поисками истины. Под труждающимися, как указывают святитель Кирилл Александрийский и блаженный Феофилакт, подразумеваются иудеи. Дело в том, что для ортодоксального иудея религия была бременем с неисчислимым множеством правил. Человек находился в плену предписаний, регулировавших каждый поступок в его жизни. Конечно, в результате суетного и бесплодного труда в попытке быть добродетельными и исполнять мельчайшие предписания закона иудеи изнемогали. Под обремененными подразумеваются и язычники, которые были измучены тяжестью грехов. Но и те, и другие находились под гнетом греховных страстей, происходящих от гордости и самолюбия, а потому Господь и желает даровать им мир и отдых от страстей.

Святитель Иоанн Златоуст замечает, что этими словами Спаситель желает сказать: «Не тот или другой приходи, но придите все, находящиеся в заботах, скорбях и грехах; придите не для того, чтобы Я подвергнул вас истязанию, но чтобы Я разрешил грехи ваши; придите не потому, что Я нуждаюсь в славе от вас, но потому, что мне нужно ваше спасение».

Души же тех, которые покоряются и приходят ко Спасителю, Он избавляет от тяжких, обременительных и нечистых помыслов, даруя им радость и веселье, а также способность благоугодно служить Богу.

Христос призывает: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Иудеи употребляли слово « иго» в значении « находиться под влиянием или в повиновении». Они говорили об иге закона, об иге Божьем.

Христос же называет игом Свои евангельские заповеди, потому что они подобно игу налагаются на подходящих к ним и связывают их как между собою, так и со Христом. И хотя эти заповеди кажутся тяжелыми для исполнения, но на деле оказываются легки по причине того, что даруют душевное спокойствие всем тем, кто смиренно их исполняет.

Иго Христа – это также смирение и кротость. Поэтому, кто смиряется пред всяким человеком, тот живет спокойно и без смятения, тогда как гордый постоянно находится в беспокойстве, не желая уступить кому-либо.

Борис Ильич Гладков поясняет, что этими словами Спаситель как бы говорит: «Возьмите иго Мое на себя, исполняйте все заповеди Мои и не думайте, что они трудны или неудобоисполнимы; берите пример с Меня; будьте так же кротки и смиренны, как Я, и тогда вы поймете, что иго Мое само по себе составляет благо как для тех, которые его несут, так и для всех, с кем они соприкасаются, а, если это иго благо, то и бремя несения его должно быть легко (Мф. 11, 29-30)».

Таким образом, иго Христа содержит в себе любовь и в этом суть заповедей Христовых. И действительно, бремя возложено на нас Господом с любовью, чтобы мы несли его в любви, которая и облегчает самое тяжелое бремя. Если мы помним любовь Божию, если мы помним, что наше бремя – любить Бога и любить людей, тогда оно становится радостью и благом. Ведь бремя, которое дано в любви и которое несут с любовью, всегда будет легким.

Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что Богочеловек Иисус Христос пришел в этот мир для спасения каждого из нас, дабы мы могли почувствовать неописуемую любовь Бога Отца к Своему творению, которое Он передает, вручает Своему возлюбленному Сыну. Сам же Спаситель призывает каждого из нас взять на себя Его иго, то есть жить Им и служить Ему, стяжав смиренное и кроткое сердце в исполнении заповедей Христовых. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

05.09.2013 Мф. 11, 28. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас.

Эта фраза c XIX века забронзовела, превратилась в девиз, причём два боровшихся класса понимали его противоположно. Для "трудящихся", "пролетариев", "рабочих" это - девиз христианского социализма. "Во Христе обретёшь ты право своё" (а не "в борьбе", как у эсеров). Для "ликующих, праздно болтающих" - для всяких "фря", миллионерш - это девиз христианского психоанализа. Мигрень? Нервные припадки? Нет сил слушать разговоры мужа о деньгах и слышать грохот машин в километре от усадьбы?

Обо всех городских штучках в Капернауме слыхом не слыхивали, Иисус говорит совсем о другом. Его "приидите" - цитата из какой-то детской игры вроде "бояре, а мы к вам пришли". Все такие игры по сей день строятся очень просто: одна группа как бы нападает на другую, вторая как бы отбивается. Мы в детстве ещё играли в сватьёв - одни требовали невесту, другие не пускали. Свои отношения с односельчанами Иисус сравнивает именно с такой детской игрой:

"Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали".

Сами начали игру, а когда ваш черед подыгрывать, вдруг становитесь в позу и динамите! Это нечестно! Тогда давайте водить буду Я!

"Труждающиеся и обременённые" - это даже не рыбаки с крестьянами. Это жертвы тех самых нечестных водил, так что эта проповедь - на самую любимую Иисусом тему, против ханжей. Да, Иисус не Предтеча, не аскет, неразборчив в знакомствах - так ведь аскет вам тоже не подошёл? Фарисеи, религиозные наставники, истеблишмент Завета, оказывается по сути - Прокруст, который не выдвигает идеал, а предлагает свою смятую простыню считать золотым эталоном и знаменем. Пить надо не со всеми, но и не в полном одиночестве, а вот как раввинат поставит - так и пей. И следи за новыми постановлениями!

Бог не таков - сказал "не убий", значит, не убий, не казни, не мысленно убивай, - в общем, вот чего не хочешь, чтобы сделали с тобой, того и другому не делай. И никаких толкований и приспособлений.

Это вовсе не догматизм и не упёртость, это не слепота, которая не умеет видеть оттенков. Это - камертон, помогающий в хаосе звуков понять, как петь. Никто не должен тянуть одну ноту, как это делает камертон, но без камертона не выйдет затянуть свою уникальную песню.

Конечно, Иисус - не бездушный автомат, повторяющий заповеди. Тогда бы Его не распяли, на Него бы просто не обратили внимания, Его аудитория ограничивалась бы опилками. Иисус - такой же камертон, как Моцарт. Подражать бессмысленно, не слушать - мучение. Проблема в том, что легче всё-таки слушать Сальери. Тем более, Сальери, коли будет надо, может кого-нибудь отравить - главное, пусть травит, кого я укажу.

Среди детских игр одна особенно напоминает отношения Иисуса с соотечественниками. Там, где ведущий кому-то одному незаметно для других даёт колечко и кричит: "Колечко-колечко, выйди на крылечко!" Обладатель колечка должен подбежать к ведущему, все остальные пытаются его схватить. Так и с машиахом: все делают вид, что нетерпеливо его ждут, а сами напряжённо переглядываются с готовностью схватить и распять того, кто посмеет заявить, что кольцо всевластья у него. Потому что интуитивно чувствуют: колечко всевластья вовсе не для блага народного, а для свободы каждого, включая, страшно сказать, женщин и детей. А это вседозволенность и анархия! Такой Христос нам не нужен!! Нам нужен Христос без мытарей и грешников!!!

Ну да, а вы Христу нужны даже такие злобные, вон Он и от вас не отступает. Пошли ко Христу, мужики, хорош понты бросать!

"Все". Бывают такие "все", которые вовсе не "все". "Все шахматисты" вовсе не составляют "всего человечества". А вот "все труждающиися и обремененнии" — это все люди, и иудеи, и язычники (Феофилакт, 113).

Слова "труждающиеся" и "обремененные" — разные слова, и можно их противопоставлять, как это сделал Феофилакт (113). Он как бы разделил человечество на две части — иудеи, трудящиеся над исполнением Закона Моисеева, и язычники, просто обремененные грехами.

Иисус и Его слушатели, скорее, воспринимали эти два слова как синонимы, повторение, как описание одного образа двумя красками (в Библии такой параллелизм обычен). Попытка противопоставить эти две краски опасна. Исполняющие Закон обременены грехами, обремененные грехами язычники все-таки имеют свой — или, точнее, природный — закон и трудятся над его исполнением.

Авва Дорофей объяснял эти слова проще, не противопоставляя их: "Как бы говорит: вот вы трудились, вот вы пострадали, вот вы испытали злые [следствия] вашей непокорности; придите же теперь: обратитесь" (26). Труд и бремя есть труд и бремя гордости, грехопадения, отпадения от Бога.

Постоянное, столь незаметное внешне и даже внутренне усилие быть как бог, а вовсе не труд по выдавливанию из себя пота и из земли хлеба, есть главный труд и главное бремя психики. Понять такое не так легко, для этого нужно целиком переоценить свою жизнь, перевернуть систему ценностей, научиться понимать, что усталость — не от физических усилий, не от творчества, не от любви, не от того, что мы гуляли с любимой под луной, а от того, что, гуляя с любимой, все-таки продолжали любоваться собой, а не любимой и не Богом.

Опасно думать, что "труд" есть труд нравственный, потому что тогда мы впадаем в фарисейство и у нас не остается времени и сил придти ко Христу: мы ведь заняты исполнением закона, пусть даже христианского. Раз и навсегда надо резко сказать себе вслед за блаж. Феофилактом: "Что за труд уверовать, исповедать и креститься!" Ничего трудного в христианстве, в церкви, нет. Это все — отдых после греха. Когда же мы устаем от христианства (а такое ощущение бывает, и часто) это означает, что мы подменили христианство своими планами и усилиями, то есть, собственно, сфарисейничали.

Неужели речь идёт о тех, кто увековечен баснями как Муравей? О трудягах, прогоняющих прочь кровоточивых вдов и жалеющих даже крошки для поющих Лазаря? О фарисеях, выгоняющих мытарей?

Или, напротив, речь идёт именно о фарисеях? Ведь это они были обычно нищими, потому что предпочитали изучать Слово Божие, а не «поддерживать минимум благосостояния» семьи. В синагоге, возможно, фарисей и стоял впереди, а «по жизни» он сидел в тёмной лачуге, его пилила жена, плакали детишки… Но был ли он труждающимся и обремененным в точном смысле слова? Не был ли он попросту религиозной богемой, библейским битником, избравшим благую часть?

Значит, «труждающиеся и обремененные» - это ликующие и праздноболтающие, состоятельные, зажиточные, пирующие - за свой счёт, между прочим - заработавшие на скромное пиршество в поте лица? Своего лица, заметьте, не чужого! «Он до смерти работает, до полусмерти пьёт»… Невелика разница с богемным наркоманом, который к тому же себя, может, и не прокормит и даже уморит, зато напишет что-нибудь, отчего тысячи людей повеселеют душой и духом… Если считать соотношение «себе/другим», иная стрекоза куда пользительнее для человечества, чем миллион муравейников… Муравей-то, собственно, отчего остолбенел: он ведь ходил на балет специально посмотреть на танцы Стрекозы, платил безумные по своим меркам деньги, а она почему-то ещё и милостыню просит…

Если понимать «в лоб», то нет более «труждающихся и обремененных» как всевозможные грешники. От чужих грехов человек умирает, от своих устаёт, да так, что иной раз повесится... В поте лица своего и жене изменяют…

Труд и обременённость следует считать в процентах. Бог зовёт к Себе банкротов, тех, у кого в графе «прибыли» одни убытки. Подобное лечится подобным, говорит гомеопатия. Бог может спасти тех, кто подобен Богу. Таких же неудачников: попытавшихся что-то создать и потерпевших поражение, принявших поражение как часть своей жизни. Бог потерпел поражение в создании человека. Бог это знает о Себе, Откровение Божие есть рассказ Бога человеку о поражении Божием. Человек, правда, склонен рассматривать Откровение Божие как обещание всевозможных побед и одолений, но это именно доказательство того, что человек не соответствует Божьей о себе воле.

«Труждающиеся и обремененные» очень разные. Бог зовёт лишь тех, кто понял тщетность труда, кто несёт бремя, но знает, что бремя человеческой тяжело нести не столько из-за веса, сколько из-за неудобной формы, кривой, да и воняет это бремя, и липкое оно какое-то, всё время хочется руки вытереть... Христово бремя, напротив, лёгкое и прямое. Крест!.. Все человеческие свершения - всего лишь наспех сколоченные имитации, неоконченные шедевры (и это - в лучшем случае!). Сиктинские капеллы и рублёвские иконы, философские системы и научные достижения, - всё выглядит солидно лишь благодаря патине времени либо подслеповатости потребителей. Сами же творцы знают цену своим шедеврам - не того желало сердце, не того… Спаситель и пришёл взыскать погибшее - весь мир… Сгнившее, похожее на небесный свой первообраз как сопля на фонтан… Просто затвердела эта сопля от времени, да позолотили…

Господь и приходит к неудачникам, к тем, кто не смог и, главное, кто признал, что не смог. Признать, что не смог - самое тяжёлое, ибо это признать поражение самого главного в себе, того, что составляет наше достоинство и человечность… Поэтому, может быть, вполне признать своё поражение могут лишь те, кто победил почти все трудности - инертность материала, глухоту людей, собственное тщеславие. Создал картину, государство, теорию единого поля - и, почив на лаврах, вскочил и начал ожесточённо выдергивать лавры из мягких и немягких частей… Всё суета! Всё ничто в сравнении с тем, что должно было бы быть! Чем больше строим, тем больше развалин получается. Чем плотнее приготовляем путь, тем хлипче и болотистее под ногами. Вот таким, кто понял, какое болото под ногами и обратился к Тому, Кто над головой, и открывается Бог. Тем, кто признал своё знание принципиально неполным и опасным этой неполнотой, даётся высший гнозис - Христов агностицизм. Настоящие агностики - именно те, кто знает, что ничего не знает о ближнем, хорош он или плох, спасётся или нет, кто знает, что ничего не знает о Боге, каков Он. Вера вымывает из человека самоуверенность и уверенность, вымывает ложные представления о мире - а они все ложные - и оставляет лишь отчаянную надежду на людей и надеющееся на Бога отчаяние.

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28).

Все труждающиеся и обремененные могут прийти к Нему. Эти слова Христос говорит каждому человеку. Труждающиеся и обремененные — все люди, хотя они могут этого не сознавать. Каждый из нас влачит бремя, которое только Христос может снять. Самое тяжелое бремя — это бремя греха. Если бы нам пришлось в одиночку нести его, оно бы раздавило нас. Но наше место занял Безгрешный. «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:6). Он понес бремя нашей вины. Он снимет груз с наших усталых плеч. Он даст нам покой. Он так же понесет бремя забот и печалей. Он призывает нас возложить все наши заботы на Него, потому что мы дороги Ему. Наш Старший Брат находится у вечного престола. Он взирает на каждую душу, которая обращается к Нему — к Спасителю. На собственном опыте Он знает человеческие слабости и нужды; Он знает силу искушения: ведь Он, как и мы, был искушаем во всем, но не совершил греха. Он охраняет тебя, трепещущее дитя Божье! Ты искушаем? Он избавит тебя от соблазна. Ты слаб? Он укрепит тебя. Ты невежествен? Он просветит тебя. Ты изранен? Он исцелит. Господь «исчисляет количество звезд», и Он «исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их» (Пс. 146:4, 3). «Придите ко Мне», — призывает Он. Каковы бы ни были твои тревоги и тяготы, расскажи о своих бедах Господу. Он укрепит твой дух. Тебе откроется путь к освобождению от трудностей и тягот. Чем глубже ты осознаешь свою слабость и беспомощность, тем скорее найдешь поддержку в Нем. Чем тяжелее твое бремя, тем блаженнее будет покой, когда ты обратишься к Тому, Кто носит все бремена. Покой, который предлагает Христос, зависит от четко определенных условий. Их может выполнить каждый. Господь говорит нам, как мы можем обрести Его покой.
«Возьмите иго Мое на себя», — говорит Иисус. Ярмо — это орудие служения. Его надевают на животное для того, чтобы оно могло работать. На этом примере Христос стремится открыть нам одну истину: мы призваны на служение, которое продлится до конца наших дней. Мы должны взять на себя Его иго, чтобы стать Его соработниками. Иго, которое делает нас служителями Бога, — это Его закон. Великий закон любви, открытый в Едеме, провозглашенный с Синая и запечатленный в сердцах Новым Заветом, отдает нас на волю Божью. Если бы мы были оставлены во власти своих наклонностей и своей воли, то попали бы в стан сатаны и приобрели его качества. Поэтому Бог подчиняет нас Своей воле — святой, возвышенной и благородной. Он хочет, чтобы мы терпеливо и мудро несли свое служение. Христос, Сам, находясь в человеческой плоти, взял на Себя это иго служения. Он сказал: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон Твой у Меня в сердце» (Пс. 39:9), «ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38). Любовь к Богу, стремление прославить Его и любовь к падшему человечеству побудили Иисуса прийти на землю, чтобы страдать и умереть. Это было движущей силой Его жизни. Он призывает нас принять этот принцип. Многие люди, стремясь достичь благополучия в этом мире, стенают под грузом забот. Они избрали служение миру, приняли все связанные с этим трудности, подчинились его правилам. Поэтому такой человек испорчен, и жизнь для него - бремя. Чтобы удовлетворить свои амбиции и мирские желания, люди идут против совести и мучаются под бременем вины. Постоянная забота истощает жизненные силы. Господь призывает их расторгнуть эти узы рабства и принять Его иго. Он говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко». Он советует: искать следует, прежде всего, Царства Божьего и Его праведности и обещает, что все потребное для земной жизни приложится. Суета ослепляет, и человек не думает о будущем. Но Иисус видит все концы и начала. Он знает, как найти выход из любого затруднительного положения. Наш Небесный Отец приготовил для нас тысячи путей, о которых мы ничего не знаем. Те, кто служение Богу и славе Его сделает своей высшей целью, увидят, как все трудности исчезнут и путь их выпрямится.
«Научитесь от Меня, — призывает Иисус, — ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Мы должны пройти школу Христа, чтобы научиться у Него кротости и смирению. Искупление -это процесс приготовления к жизни на небе. Эта подготовка означает познание Христа. Она означает освобождение от помыслов, привычек и обычаев, приобретенных в школе князя тьмы. Человек должен быть свободен от всего, что противоречит воле Божьей. В сердце Христа, где царила совершенная гармония с Богом, был совершенный мир. Похвала никогда не приводила Его в восторг, а порицания и разочарования не выбивали из колеи. Испытывая самое ожесточенное противодействие, подвергаясь самому жестокому обращению, Он не терял присутствия духа. Но многие из тех, кто называют себя Его последователями, озабочены и встревожены, потому что боятся довериться Богу. Они не повинуются Ему полностью, потому что страшатся последствий такого повиновения. Им не найти мира до тех пор, пока они не подчинятся воле Божьей. Причиной всякого беспокойства является себялюбие. Когда мы рождены свыше, мы будем мыслить так же, как и Иисус, Который смирил Себя, чтобы спасти нас. Тогда мы не станем искать себе более почетного места. Мы пожелаем сидеть у ног Иисуса и учиться у Него. Мы поймем: значимость наших трудов - не в шуме, не в показной активности и рвении, значимость наших трудов вообще не зависит от наших сил. Ценность наших дел обусловлена тем, насколько мы восприняли Святой Дух. Упование на Господа освящает разум и помогает терпеливо сносить все. Ярмо надевается на животных, чтобы помочь им везти груз, облегчить его тяжесть. Так и с игом Христовым. Когда наша воля сливается с волей Божьей, и мы используем Его дары для благословения других людей, мы обнаруживаем, что бремя нашей жизни становится легким. Тот, кто ходит путями заповедей Божьих, ходит вместе со Христом, и в Его любви сердце обретает покой. Когда Моисей молился: «Открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя» , — Господь ответил ему: «Сам Я пойду и введу тебя в покой» (Исх. 33:13, 14).

Фото бронзовой скульптуры "Иисус принимающий" любезно предоставлено литейной фирмой "Бьендан" (BIONDAN), Италия Мы знаем, что там, за гробом, всех людей ожидает или Царствие небесное, или ад - вечное блаженство или вечные мучения. Только два различных состояния там, за гробом, - и также только два пути и здесь, на земле. Один путь - широкий, гладкий и ровный, легкий, и много идущих по нему; а другой путь - узкий, колючий и трудный. И счастлив, стократно счастлив тот, кто идет по узкому пути: потому что он ведет в Царствие небесное.
Как сказано в Писании, тяжек путь в Царствие небесное, но помощь Господня всегда готова на нем: Иисус Христос готов помогать нам идти по нему. «Отец небесный еще далеко встретит вас на сем пути, облобызает вас, оденет вас первою одеждою, украсит вас перстнем и введет вас в чертог Свой, где пребывает Он Сам и все святые пророки, апостолы, святители и мученики и все праведные, и где вы будете веселиться веселием вечным и истинным. Но когда будут затворены для вас двери Царствия небеснаго, т.е. если вы умрете без покаяния и добрых дел, то как бы вы ни хотели и как бы ни старались идти туда, но вас не пустят».
Как видим, речь идет об Иисусе Христе, принимающем или отвергающем души рабов своих, определяя Судным днем их дальнейший путь. Обратиться к Богу - значит последовать за Иисусом. Надо решиться сделать выбор.
ГОСПОДЬ УКАЗЫВАЕТ НАМ ПРАВЕДНЫЙ ПУТЬ
Энциклопедия "Религия". Вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего и Мессию отличает христианство от иудаизма, в недрах которого оно возникло. Жизнь и учение Иисуса Христа изложены в Новом Завете Библии (см. также Евангелие). В большинстве христианских конфессий Иисус Христос трактуется как Богочеловек, т.е. как сверхъестественным образом соединяющий в себе два начала - Божественное и человеческое. В исторической литературе впервые упоминают об Иисусе Христе такие римские исследователи, как Тацит, Светоний, Плиний Младший, и римско-еврейский историк Иосиф Флавий, относящиеся к концу I - началу II в. Слова милосердия и утешения Иисуса Христа имели касательство ко всем обездоленным, страждущим и изгоям, т.е. к тем людям, кто, с точки зрения благочестивых ревнителей морали, не имел права уповать на вечное спасение. Сын Божий призывал последователей не пропустить час спасения, все принести в жертву во имя Царства Божьего, принять его без всякого предубеждения и опрометчивой самоуверенности. По убеждению Иисуса Христа, Царство Небесное недостижимо при помощи простых усилий и надежды на удачу. Покаяние - это не итог покаянного размышления человека о себе, это - не предпосылка близости Царства Божьего. Покаяние - скорее следствие открытости последнего, открытости будущего для людей.
В девяти заповедях Блаженства (Мт. 5 гл) Иисус Христос начертал путь духовного обновления. Этот путь состоит в смирении, покаянии, кротости, стремлении к добродетельной жизни, в делах милосердия, чистоте сердечной, миротворчестве и исповедничестве.
Господь учил не привязываться к земным благам, потому что: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою» (Мк 8:36). Ведь человек, стремящийся к обогащению, далек от Бога, потому что «где сокровище ваше, там и сердце ваше» (Лк 12:34). Находиться в благодатном общении с Богом - это высшее благо для человека, поэтому Христос призывает: «Прежде всего ищите Царствия Божия и правды его, и это всё (остальное) приложится вам» (Лк 12:31). «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 35).
К Христу можно обратиться всегда, в любое время и в любом месте, причем обратиться непосредственно, без каких бы то ни было посредников, и Он не требует от нас ничего, кроме доверия к Нему: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30). Как заповеди блаженства, так и все учение Спасителя проникнуто верой в победу добра и духом радости: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». «Вот Я с вами есть до скончания века» - и обещает, что всякий верующий в Него не погибнет, но наследует жизнь вечную (Мт 5:3-12; Ин 3:15). Уместно привести и другие высказывания евангелистов: «Вы, друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его. Но Я назвал вас друзьями, потому что сказал (и исполнил) все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:14-15). «Я - свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8:12). «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:1-29).
«Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царство Божие» (Лк 11. 20 п).
В других источниках также можно найти подтверждение этим канонам. Вся христианская жизнь в том, чтобы предавать «души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа» (Деян 15.26), а высшая радость - быть удостоенными «принять бесчестие» (5.41) и «умереть... за имя Господа Иисуса» (21.13).
О Себе Самом Иисус Христос учил как о СПАСИТЕЛЕ человечества: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее... пришел для того, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (искупления - выкупа, спасения; Мт. 18:11; 20:28). Сын Божий взял на Себя миссию спасения людей, исполняя волю Своего Отца, который «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). Он есть путь, истина и жизнь, и что никто не придет к Отцу, как только через Него (Ин 14:6).
Господь Иисус Христос раскрывает человеку важнейшие основы веры и жизни, дает направление его мыслям и стремлениям. Рассмотрим внимательнее путь, который указал нам Господь Иисус Христос. Он сказал: “Кто хочет идти за Мною, то отвергни себя, возьми крест свой и иди за Мною.
Таким образом, последователю Иисуса Христа необходимо начать с «отвержения себя». Это значит, что надо отказаться от всех своих дурных привычек, исторгнуть из сердца привязанность к материальным благам (деньгам, роскоши, мирской славе, власти и т.д.), не питать в себе дурных желаний, подавлять в себе худые помыслы, избегать случаев, ведущих к греху, ничего не делать из упрямства или самолюбия, но все делать из любви к Богу и во славу Его святого имени. Словом, отвергнуть себя - значит, по словам апостола Павла, быть мертвым для греха и живым для Бога.
Нести своей крест - значит не только терпеливо переносить трудности, случающиеся с нами по не зависящим от нас обстоятельствам, но также налагать на себя посильный подвиг, сообразный со словом Господним и нужный нам для духовного совершенствования.
Наконец, ученику Иисуса Христа надо идти за Ним. Это значит, что во всех делах и поступках своих надо стараться подражать делам и поступкам Иисуса Христа. Как жил и поступал Иисус Христос, так и мы должны жить и поступать.
Иисус Христос помогает нам идти по этому пути; дает нам Духа Святого, посылает Ангела Своего охранять нас, дает наставников и руководителей и даже Сам берет нас за руку и ведет к спасению. Господь, принимающий нас всех к себе домой.
В результате проповеди Иисуса Христа в Палестине возникло новое религиозное направление под названием Христианство. На настоящий момент (2008г.) в мире насчитывается более 1 млрд. человек, называющих себя христианами. Существуют различные христианские конфессии, отличающиеся друг от друга во взглядах на некоторые вопросы вероучения.
ВСЕХ ЛИ ПРИНИМАЕТ ГОСПОДЬ?
Привлекая людей в Свое Царство, Господь призывает их к праведному образу жизни, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мт 4:17). Покаяться - значит осудить всякий свой греховный поступок, переменить свой образ мыслей и решиться, с Божией помощью, начать новый образ жизни, основанный на любви к Богу и ближним.
Человек становится праведным не мгновенно. Главным сеятелем соблазнов и всякого зла среди людей является дьявол. Говоря о плевелах в Своем Царстве, Господь всех призывает бороться с соблазнами и молиться: «Остави нам долги наша, как и мы оставляем (прощаем) должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого». Зная духовную слабость и непостоянство верующих, Господь облек Апостолов властью прощать грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, останутся» (Ин 20:23). Прощение грехов предполагает, что согрешивший искренне сожалеет о своем дурном поступке и желает исправиться.
«И вот принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя веру их, сказал Иисус расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф 9:2).
Как пишет Иоанн Сергиев - с момента искупления Господом человеческой души и человеческого рода - «мы приглашаемся в сообщество херувимов, серафимов, престолов, господств, ангелов и архангелов вместо падших, возгордившихся духов. Эти возгордились и сказали в себе Богу: как-то Ты восполнишь наш недостаток, который для Тебя нестерпим и ощутителен, как для Премудрого, не терпящего ни в чем недостатка и дисгармонии в мире Своем?»
Надо помнить - зло не вечно будет терпеться в Царстве Христа: «Всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно. Сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:34). Людей, упорствующих в своих грехах или не покоряющихся учению Церкви, Христос повелел исключать из среды благодатного общества, говоря: «Если Церкви не послушает, то да будет тебе он как язычник и мытарь» (Мт 18:17).
Истинно обратившиеся ко Христу должны все время стоять на страже, чтобы не принять заблуждение вместо истины. Кто думает, будто не имеет большого значения, в какие доктрины они веруют, коль скоро они принимают Иисуса Христа как своего Спасителя, те находятся в опасном положении. Кому-то кажется, что Бог примет их, если будут соблюдать не Его Закон, а какие-то другие законы, если будут выполнять какие-то другие условия, а не то, что Господь изложил в Евангелии, и при этом делать вид, будто соблюдают Его заповеди и выполняют Его требования. Это роковое заблуждение, и если они не отрекутся от данной ереси и не начнут выполнять Его требования, то не смогут стать членами царской семьи... «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мт 7:21)
Вся жизнь и учение Спасителя были направлены к тому, чтобы заложить новые духовные начала в человеческую жизнь: чистую веру, живую любовь к Богу и ближним, стремление к нравственному совершенствованию и святости. На этих началах нам и следует строить свое религиозное мировоззрение и свою жизнь.
Веру в Божество Христа нельзя насадить в людские сердца ни цитатами, ни формулами. Здесь нужна личная вера, личное волевое усилие. Как было две тысячи лет тому назад, так будет и до конца мира: для многих Христос останется «камнем преткновения и камнем соблазна... да откроются помышления их сердец» (1 Пет 2:7; Лк 2:35). Богу угодно было отношением ко Христу обнаружить сокровенное направление воли каждого человека. И помочь грешной душе, желающей искупления.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...