Узнайте что в народе называют крестной силой. Нечистая, неведомая и крестная сила

Божественный Павел о чествовании святого Креста говорит: "Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа" (Гал. 6:14; т.е. нет для меня в мире ничего почтеннее, ничего дороже, как Крест Господа моего). И везде, где только ни проповедовал апостол Павел, он слово проповеди начинал со слова о Кресте, на котором распят был Христос Спаситель.

Еще задолго до Пришествия Христа на землю была предсказана слава креста, было предсказано, что крест будет почитаем и что ему будет дана Божественная благодатная сила. Так, Бог, творя мир, сотворил птиц, и когда птицы распустили крылья и полетели, они образовали крест; когда Он сотворил рыб, они образовали плавниками своими изображение креста. Когда ребенок находится во чреве матери, руки у него сложены на груди крестообразно. Вы часто видите по углам дома тонкую паутину и на паутине паука, на спине которого начертан крест, - это так называемый крестовик. И еще задолго до появления Иисуса Христа на земле знамению креста была дана сила. Так, когда Моисей вел евреев через Чермное море, он жезлом своим ударил сначала прямо, разделив море, а затем ударил поперек - и море соединилось. Он как бы начертал крест на водах. Когда Иона находился во чреве кита, он, молясь, воздевал руки - и был извержен морским чудовищем. Давид и Соломон, эти праведные правители еврейские, когда молились, то воздевали руки, как и сказано у пророка Давида: "Воздеяние рук моих - как жертва вечерняя" (Пс. 140:2). Они так воздевали руки, как священник за литургией, знаете, во время Херувимской песни поднимает руки и этим образует крест, а такая молитва сугубо услышана Богом и сообщает дивную Божественную силу.

Почему же так почитается Крест Христов. Да потому, что на нем распят был Сам Владыка мира и потому что через это Кресту дана благодатная сила, сила услаждающая, сила, устрашающая демонов, сила, утешающая нас, сила, защищающая нас от всякого зла. Вот сегодня слово наше и будет об этой великой силе крестной. Мы скажем о том, какова эта сила, как действует она в мире нашем.

Так, сила крестная есть прежде всего сила услаждающая. Когда мы умрем, то приведены будем сначала на первое небо, на котором утвержден, как на тверди, Крест. Душа/поклонившись, должна облобызать Крест сей. И вот та душа, которая отошла к Богу с верой и любовью, которая в жизни несла скорби и стремилась к снисканию Правды Божией, - та душа, когда облобызает Крест Честный, получит неизреченную радость, почувствует в себе силу ободряющую, услаждающую, благостную, и воспрянет, и радостно пойдет далее, ибо Крест Христов сообщит ей эту силу, он усладит ее.

Затем Крест Христов имеет силу, устрашающую демонов. Мы окружены демонами со всех сторон. Одна часть демонов живет под звездами - они преграждают путь душам людей, идущих в Царство Небесное, пугают их различными страхованиями, они задерживают возношение молитв созерцательных подвижников. Духи, находящиеся в преисподней, связаны и не имеют пока силы, а те бесы, которые живут в воздушной сфере, объемлющей нашу землю, вредят людям, живущим на земле, наводят похоть, ненависть, неверие и тому подобные греховные чувства. А так как их бесчисленное количество в воздухе находится, то воздух можно назвать диавольской колесницей, которая движется беспрестанно. И вот для этого-то сонмища бесовского войска сила Животворящего Креста является силой устрашающей. "Как же это?" - скажете вы.

Господь, по Своей великой любви и неизреченной милости, сокрыл Божество Свое завесою плоти, вошел на Крест и пострадал. И вот когда сошел Он во ад, не мог выдержать сатана, который искусил первых людей, приняв образ змия, и хотел погубить весь человеческий род. Он не мог выдержать - лопнул, и разверзлись утробы ада, и люди, от века жаждавшие спасения, люди праведные, получили свободу и были изведены Искупителем из адовых темниц. Вот почему невыносимо для демонов знамение креста, которым Христос спас человеческий род, ибо его хотел погубить диавол. Крестное знамение мучает их, напоминает им о победе Христа над ними, и сегодняшний день является поистине днем демонского рыдания, ибо сила креста палит демонов, устрашает их. Они, как выражается в одной песни Святая Церковь, бегают, ибо не могут выносить вида креста.

Затем крест есть сила утешающая. Крест, как поется в церкви, обладает животворящей силой, утешающей верных. Вот почему сильно знамение креста, которое мы изображаем на себе, - оно имеет силу утешать человеческие души. Все благодатные дары в Таинствах Церкви, заметьте, подаются через знамение креста. Как пресуществляются Святые Дары, то есть хлеб и вино претворяются в истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа? Через крестное знамение. Как получает человек разрешение от грехов, облегчение души своей? Через крестное знамение. Как человек посвящается силою Божией во священника? Через крестообразно возложенные на него архиерейские руки. Как освящаются воды крещения? Через осенение вод знамением креста. Как полагается печать дара Духа Святого в Миропомазании? Через знамение креста приходит на душу утешающая благодатная сила Христова.

И, наконец, сила креста есть сила защищающая, ограждающая. Об этом свидетельствуют факты. Так, во время нашествия татар, когда они подходили к обители преподобной Ефросинии, она видела во сне Иисуса Христа, Который крестом обещал оградить обитель. И действительно, когда началось нападение, сила креста так палила татар, что они не могли подступить к воротам и сам Батый в ужасе бежал, а потом темное облако закрыло обитель и татары искали и не могли найти ее - она осталась невредимой.

Вот потому-то и нам необходимо всегда и везде полагать крестное знамение, так как в нем сила подается необычайная, избавляющая и защищающая от зла. Поэтому, идем ли мы куда, нужно прежде оградить себя крестным знамением и путь перекрестить. Вкушаем ли пищу - надобно перекреститься, ложимся ли спать - нужно знамением крестным оградить ложе, приходим ли в баню и начинаем снимать одежду - надобно перекреститься, зевнуть захочется - перекреститься и так во всем и всегда. Если мы едем в трамвае, надобно, не стыдясь, полагать крестное знамение, когда проезжаем мимо церкви, ибо и Христос сказал, что кто постыдится Его пред людьми, того и Он постыдится (Мк. 8:38). И если смеются над тобою, если издеваются, терпи, ибо неужели ты променяешь блага вечные на временные и убежишь от скорби, когда Христос ждет тебя и с любовью приемлет? И не стыдись носить знамение Сына Божия на груди своей, ибо этим ты показываешь, что ты раб Иисуса Христа, что стремишься к возлюбленному Учителю, - и Господь всегда будет поддерживать тебя во всех путях твоей тернистой, скорбной земной жизни.

Итак, знаем мы теперь, какова сила Креста Христова, на котором пострадал Он за грехи всего мира. Это сила, услаждающая души, когда они восходят к Богу; это сила, устрашающая демонов, которые палимы крестом; это сила, утешающая и избавляющая нас от всякого зла. Поэтому пусть крестное знамение будет всегда с нами, пусть всегда и во всем будем мы полагать его в начало всякого нашего дела, пусть никто из нас не постыдится этого знамения пред людьми, потерпим, несмотря ни на какие насмешки, ибо тогда и Господь не отвергнется нас во Втором Пришествии, и назовет нас возлюбленными друзьями Своими, и даст нам за это вечное нескончаемое блаженство в обителях Отца. Аминь.

Крупицы Слова Божия - поучения Епископа Вениамина (Милов, 1887-1955)

Кукольно-нейлоновая стюардесса приветливо объявила о начале полета, и пассажиры стали затягивать страховочные ремни. Взревели моторы, лайнер приготовился к прыжку с одной бетонной полосы на другую, а я по привычке путника трижды осенил себя крестным знамением.
Сосед, хорошо одетый мужчина, скользнул по мне удивленным взглядом и решил, что я впервые лечу на самолете.
- Все будет нормально, отец! – ободряюще подмигнул он мне, - по статистике жертв авиакатастроф значительно меньше, чем жертв дорожно-транспортных происшествий. Так что шансы у нас солидные, крестись не крестись.
- Пути Господни неисповедимы - из вежливости отозвался я - а что до знамения, так не мы носим крест, а крест носит нас.
Сосед посмотрел на меня уже с нескрываемым интересом и отложил в сторону дорожный кроссворд.
- Вы что, всерьез полагаете, что ваш ритуал как-то может повлиять на исход нашего полета? Так может нам всем перекреститься? И самолет перекрестить?
- Самолет я уже перекрестил, а что до вас, так это ваш выбор, но лишнего бы не было. Крест в изгнании зла большую силу имеет, а зло, как известно, в больших концентрациях самоуничтожается. И как знать, не отогнал ли я сейчас ту малую толику, коей недоставало до критической массы саморазрушения.
- Надо же - изумился сосед - логика железная! Ну а как именно крест воздействует на зло?
- В чем крестная сила таится, сие от нас сокрыто Богом, но можно предполагать, что природа ее лучевая, квантовая, и потому губительна для энергетических сгустков зла. Там где свет, тьмы не бывает.
- Сразу видно, что вы не физик, снисходительно улыбнулся сосед, - я вот до бизнеса как раз квантовой механикой занимался, и мне такое объяснение кажется дилетантским.
- А здесь и так все ясно, без физики. Судите сами: почему Христос, обладавший властью Абсолюта, дал Себя распять, да еще на кресте? Для иудеев большего позора и придумать невозможно было. Значит была причина более веская, чем пропаганда собственной философии.
- Ну, предположим, что и была. Но какое это имеет отношение к крестной силе? Фокус то в чем?
- Вот фокусами Христос никогда не занимался, а всегда являл миру абсолютную власть разума над материей. Так было и при Рождестве, и на Фаворской горе, и при Воскресении из мертвых. Что же до креста, так тут и вовсе иное. Крест есть символ взаимодействия двух миров – дольнего и горнего, и Божество, дав вознести Себя на распятие, навечно приковало к этому внимание человечества. Одновременно символика креста была очищена от культивируемого среди иудеев ложного представления.
- Выходит, начальнички - то иудейские знали силу креста, если распинали на нем зло?
- Безусловно! И не только знали, но и использовали крестную силу в корыстных целях, приписывая все ее проявления своей святости.
- Во приспособились ребятки! Ну, с ними все ясно. А вот вы сказали, что крест символизирует взаимодействие двух миров. Это каким же образом?
Я попросил у соседа газету с кроссвордом и карандаш.
- Вот представьте, что это две параллельные линии, имеющие бесконечное множество точек соприкос-новения, - предложил я, нарисовав жирную прямую. Именно так выглядела модель взаимодействия дольнего и горнего миров в дозаветные времена. Античная и древнегреческая мифологии тому прямое подтверждение.
- Значит, в те времена люди и Божество жили бок о бок и часто контактировали друг с другом?
- Лично я в этом глубоко убежден. Но с момента грехопадения Адама и Евы Божество обособилось в параллельный, горний мир, прекратив с миром дольним всякие прямые контакты. Как это можно отобразить на нашей схеме?
- Двумя параллелями.
- Правильно, - и я прочертил еще одну линию рядом с первой. – А теперь попробуйте решить простую задачку. Как расположить эти две линии относительно друг друга, сохранив максимальную отдаленность и образовав минимальный контакт?
- Да наложить их друг на друга перпендикулярно, - немного подумав, ответил сосед.
- Видите что получилось, - сказал я, нарисовав жирный крест.
- Однако! – покачал головой сосед. – Выходит, мир людей и мир богов разобщились, потом снова обоб-щились, и теперь имеют контакт только в одной точке?
- Скорее всего это и произошло в период ветхозаветия. И моментом установления нового, уже точечного контакта, необходимо считать первое пришествие Иисуса Христа. Об этом сказано в Евангелие, помните?
«… никто не приходит к Отцу как только через Меня…»
- Так – так - так… значит Христос, вознесясь на Крест, как бы перекрыл единственный путь в мир горний?
- Ну, если схематично, то так.
- А для чего? Фильтр что ли?
- Правильнее считать, что руки Человекобога, распятого на иудейском позорном столбе, для одних действительно заграждают путь в иномирие, а для других, знающих Свет истины Христовой, суть раскрытые объятия «узких врат».
- Да за какие такие заслуги или грехи одних Иисус отвергает, а других приобщает к миру горнему? Разве перед Богом не все равны?
- Дается по вере, и тут лучше самого Христа не скажешь: «Царствие Божие внутрь вас есть!»
- Значит « узкие врата» для меня – это я сам что ли?
- Прежде всего это ваш личный выбор. Бог есть положительный абсолют, и во зле не участвует. Если вы выберете зло, Он вас оставит во вне.
- Вариант, – одобрительно заметил сосед, - но больно уж просто получается. Хочу верю, хочу нет! Хочу получаю, хочу нет! Полная демократия. Так и Вселенную развалить можно!
- Эк вы хватили! Божий мир от таких штучек крестом– то и огражден. Мало ли чего неразумные биооболочки натворить пожелают? Они ведь хоть и примитивно, но тоже развиваются.
- Выходит, неодухотворенная материя – это и есть зло?
- Что есть человек без Духа Святаго? Пустопорожний бес…
Стюардесса катила по проходу свой столик, и мы спросили минеральной воды. За иллюминатором уже давно сияла заоблачная высь, и земля до самого горизонта была укутана в нежно-розовые облака.
- Может чего покрепче? – хитро подмигнул сосед, и откуда-то чертиком выскочила коньячная фляжка.
Разбавили коньяк минералкой и выпили. Я - глоточек, а он, махом, - до дна.
- Нехорошо оставлять, - пожевал карамельку сосед. Примета плохая.
- А вы не веруйте, она и не сбудется! – ответил я словами батюшки Серафима Саровского, и тоже стал сосать мятную карамельку.
- Еще по маленькой? – налил себе сосед уже чистого коньяку.
Я отказался. Сосед выпил один и ринулся в атаку.
- Так может быть с крестом –то все проще? Может Он действительно эту самую примитивную биооболочку за грехи на дыбу вздернул?
- Не богохульствуйте! Он свою плоть в три дня мог разложить и сложить заново.
- Ну а если? Без всяких там перпендикулярных миров? А? Обличить плоть, падкую на удовольствия, тоже ведь дело масштабное!
Сосед явно прощупывал глубину моей убежденности, и мне ничего не оставалось, кроме как применить тяжелую артиллерию.
- Ну будьте же благоразумны! Подумайте сами: если Христос каждой минутой пребывания в человеческой плоти утверждал идею Царствия Божия, если всякий Его поступок есть для нас пример и адресован потомкам, если в каждом слове Его мы и по сей день находим глубочайший смысл, так неужели такое событие, как уход в иномирие, событие основополагающее, можно считать, кульминационное, неужели такое вот событие есть всего лишь вульгарное утверждение того, что жизнь человеческая есть непрестанная борьба с греховностью плоти? Да никак не возможно!
Ставя последнюю точку в Евангелии Распятием, Бо-жество не обличало плоть, кстати сказать, совершенно безгрешную, но освещало Крест, возвращая ему
истинный смысл и подлинную символику.
- Сдаюсь! Сдаюсь! – поднял ладони сосед. – Только скажите, нам-то какой от этого прок? Кому это теперь нужно, через две-то тысячи лет?
- Нынче сила крестного знамения известна на Земле всякому, и ежедневно к ней прибегают миллионы христовых последователей. Крестом Бог на все времена вооружил мир против лжи. Отец лжи есть сатана, и крестный знак повергает его в страшный трепет.
Самолет, прокалывая облака, стал снижаться, и мы снова принялись застегивать ремни.
- С нами крестная сила, - неумело перекрестился сосед, когда лайнер стал заходить на посадку. Я улыбнулся.
Приземлились мы благополучно. Стюардесса вежливо проводила нас к трапу, пожелав приятно провести время в столице. Подали автобус, и на московскую землю нетерпеливо спустилось на одного христианина больше, чем летело.
Маленького беспорядка стюардесса так и не заметила.

КРЕСТНАЯ СИЛА
сила Честного Животворящего Креста Господня, в могущество которой верило большинство русских. Крест - это, прежде всего, любовь, готовность пострадать за других вплоть до смерти. Эта любовь Иисуса Христа и дала ту силу кресту, которая может защитить от любых нападок вражьих. Отсюда народная вера в защитное действие креста начертанного, свяществленного, крестного знамения.
Среди повседневных проявлений веры простого русского человека в своем доме, видимых и для постороннего глаза, - защита себя и жилища своего от нечистой силы, нечисти. Бытовавшие при этом воззрения на вражью силу - народная демонология - не противоречили соответствующим догмам Православия. «Наша брань не против крови и плоти, но против... мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6: 12).
«Крестьяне, живущие вблизи своих приходских церквей, - писал корреспондент в Тенишевское бюро о Гжатском у. Смоленской губ., - стараются донести до дома зажженную свечу, с которой они стояли в церкви во время чтения о страданиях Христа или во время выноса плащаницы. Этим огнем они выжигают знаки на дверных и оконных притолках» для предохранения от нечистой силы и колдовства.
Указание на этот благочестивый обычай - выжигание крестов - одно из наиболее часто встречающихся во всех тенишевских материалах. Различие лишь в том, что в большинстве сообщений речь идет о свечах Великого Четверга, но встречается в этом назначении и крещенская свечка. Так, в Бирюченском у. Воронежской губ. в Великий Четверг по окончании чтения 12-ти Евангелий (т.е. двенадцати текстов из Евангелий о св. страстях Господних) крестьяне шли по домам с зажженными свечами и на избяных балках выжигали кресты. В Тульской губ. в Великий Четверг после двенадцати Евангелий (по церковному обычаю это чтение совершалось в четверг вечером на утрени) двигались по домам с горящими свечками и выжигали кресты на дверных притолках, потолках, избяных матицах.
По наблюдениям в Ярославской губ., «крест, согласно христианскому вероучению, считается народом самым верным, действенным оружием для борьбы с нечистою силою. В день Крещенского сочельника во многих местах выжигают на дверях дома и надворных строений богоявленскою свечою - кресты, для защиты от нечистой силы». О начертании крестов «по всем дверям, окнам хаты и надворных построек» накануне Крещения, когда приносили после вечерни домой св. крещенскую воду, писали и из Обоянского у. Курской губ.; только здесь (с. Шелковка) чертили кресты мелом. Возможно, это была трансформация обычая выжигать крест свечою, ибо самый сочельник назывался здесь «Свечки». (Такое название Крещенского сочельника отмечено также в словаре В.И. Даля для Костромской и Пензенской губ., а в наших материалах встречается еще в Воронежской губ.) После начертания крестов кропили всюду крещенской водою. Так очищали свой дом.
Мелом же чертили кресты на всех косяках окон и дверей и на воротах в Щигровском у. Курской губ. в Крещенский сочельник - «для сохранения от нечистой силы». Указание на то, что «на Крещенский сочельник ставят меловые кресты» есть и у В. И. Даля.
А. Балов был прав, когда писал, что крест считается народом самым верным и действенным оружием для борьбы с нечистой силою. Это проявлялось и в постоянном осенении себя крестным знамением (не только во время молитв). Медынский помещик (Калужская губ.) Г. Спафарьев, писавший в 1849 о христианских взглядах русских крестьян, подчеркивал, что они всякое дело начинают и кончают, осенив себя крестным знамением. Люди, попавшие под сильное воздействие силы вражьей, не могли осенить себя крестным знамением, и в этом была главная опасность их положения. Крестьянин Ф.Е. Кутехов (д. Бармино, Середниковской вол., Егорьевского у., Рязанской губ.) сообщал в к. XIX в., что во время свадьбы ни один человек не перейдет через порог, не перекрестившись.
Прежде чем резать хлеб (это делал обычно старший мужчина, сидевший под иконами), над ним ножом чертили в воздухе крест либо проводили ножом крестообразно по хлебу. Поднося ко рту кружку с питьем, - крестились.
«При упоминании о нечистой силе, - писал Ф. Зобнин, - у нас имеют обыкновение или отплюнуться, или перекреститься и сказать: «не слушай, святая хоромина, не к нам будь сказано». Это не воспринималось православными как формальность. Считали, что именование вызывало присутствие именованного. Представляет интерес приводимое здесь обращение к жилому дому - «святая хоромина», свидетельствующее об отношении к нему, как к Малой Церкви. Человек, упомянувший нечисть, понимает неуместность этого в св. помещении и, сверх того, опасается накликать такими словами на себя воздействие вражьей силы, отсюда - «не к нам будь сказано» и осенение себя крестным знамением.
Бытовало и бытует ныне множество историй, рассказывающих о том, как спасает от нечистой силы шейный крест и как опасно оказаться при каких-то обстоятельствах без него. Ходить без креста считалось серьезным грехом. Нельзя спать без креста, снимать его на время купанья - человек остается без защиты.
Как только начиналась гроза, не только закрывали окна и задвижки печных труб, но обязательно крестили их. Лопаткой делали крестное знамение в сусеке над зерном, предназначенным для сева, прежде чем насыпать его в мешки. Когда сажали в печь кулич, то в каждом углу избы, начиная со святого, лопатою трижды делали крест.
При зажигании огня от спички непременно крестились и говорили «Господи, благослови». Существовали понятия благословенный и неблагословенный огонь: «благословенный огонь не спалит ничего, а от неблагословенного огня случаются пожары». Еще страшнее был огонь, при зажигании которого ругались «срамными словами» или произносили проклятья. От такого огня, как считалось в народе, случались самые страшные пожары, когда горела скотина и даже люди.
Крестились, когда подавали питье и еду приезжему (или прохожему) человеку чужой веры, которого опасались, «чтобы не напустил нечистого»; посуду после него перемывали со св. водою. Но при этом его никогда не обидят, лишней копейки с него не возьмут за ночлег, «а то еще и совсем не просят, а что дадут, за то и спасибо» (сведения Волховского у., Орловской губ.).
Насторожены были крестьяне, если в дом приходил односельчанин, имевший худую репутацию человека, причастного к колдовству. С народными представлениями о вражьей силе связано широко бытующее убеждение в том, что люди, предавшие себя этой силе, могут «сделать» - причинить вред, наслать болезнь, беснование и пр. Соответственно верят и в то, что некоторые священники (из монахов и белого духовенства), а также старцы и старицы из мирян, достигшие большой духовной силы, могут изгонять бесов из людей - отчитывать и исцелять от другой какой-либо порчи. При появлении человека, который может навести порчу, начинали читать про себя молитву и крестились.
Невозможно перечислить все случаи, когда считалось необходимым принять меры против нечистой силы: прежде всего - осенить себя крестным знамением или перекрестить какой-то предмет. Кроме постоянно повторяющихся обстоятельств - поведение в них определялось устоявшимся обычаем, - возникало, разумеется, множество индивидуальных моментов, требующих от каждого своего, личного решения. В «невидимой брани», которую вел православный человек, многое зависело от степени его веры. «Всяк крестится, да не всяк молится», - говорит пословица. Относительно начертания крестов тоже есть пословица такого рода: «Не спасет дегтярный крест, коли не спасет животворящий» (дегтярные кресты чертили на воротах и на самих животных от падежа скотины). Народ в массе своей понимал, что начертание креста - не магия, что оно должно сочетаться с живою верою в Бога, в Крест Животворящий.
М.М. Громыко

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "КРЕСТНАЯ СИЛА" в других словарях:

    Съ нами крестная сила (возгласъ отъ испуга, а также при упоминаніи злого). Ср. Былъ ты человѣкъ, какъ и другіе люди, схватился ты съ этимъ, съ нами крестная сила, и пропалъ ты, и съ головой своей. Даль. Новыя картины русскаго быта. 18, 1, 1. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Возглас от испуга, а также при упоминании злого Ср. Был ты человек, как и другие люди, схватился ты с этим, с нами крестная сила, и пропал ты, и с головой своей. Даль. Новые картины русского быта. 18, 1, 1. Ср. Аль ты от крестной силы отреклась,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    КРЕСТ, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    С нами крестная сила! - Устар. Экспрес. Восклицание, которое употребляли при испуге, выражая желание избавиться от кого либо или чего либо. Давеча, лопни мои глаза, вот напужались… У порога сор, а на сору веник… Я гляжу с печки с нами крестная сила! Из под веника… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    См. С нами Бог и все святые его … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Разг. Устар. Восклицание при испуге, изумлении. ФСРЯ, 423 …

    Силы, ж. 1. Способность живых существ производить физические действие, энергия, порождаемая способностью управлять движениями мышц. «Какой то муравей был силы непомерной…» Крылов. «Пригожеством, ростом и силой ты ровни в селе не имел.» Некрасов.… … Толковый словарь Ушакова

    Выбиваться/ выбиться из сил. Разг. Сильно устать, утомиться. ФСРЯ, 423; АОС 6, 105. Выбило из сил кого. Арх., Печор. Кто л. сильно устал, обессилел. АОС 6, 105; СРГНП 1, 96. Вытянуться из сил. Арх. То же, что выбиваться/ выбиться из сил. АОС 8,… … Большой словарь русских поговорок

    Сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? силы, чему? силе, (вижу) что? силу, чем? силой, о чём? о силе; мн. что? силы, (нет) чего? сил, чему? силам, (вижу) что? силы, чем? силами, о чём? о силах 1. Силой называют способность живых… … Толковый словарь Дмитриева


сила Честного Животворящего Креста Господня, в могущество которой верило большинство русских. Крест - это, прежде всего, любовь, готовность пострадать за других вплоть до смерти. Эта любовь Иисуса Христа и дала ту силу кресту, которая может защитить от любых нападок вражьих. Отсюда народная вера в защитное действие креста начертанного, свяществленного, крестного знамения.
Среди повседневных проявлений веры простого русского человека в своем доме, видимых и для постороннего глаза, - защита себя и жилища своего от нечистой силы, нечисти. Бытовавшие при этом воззрения на вражью силу - народная демонология - не противоречили соответствующим догмам Православия. «Наша брань не против крови и плоти, но против... мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6: 12).
«Крестьяне, живущие вблизи своих приходских церквей, - писал корреспондент в Тенишевское бюро о Гжатском у. Смоленской губ., - стараются донести до дома зажженную свечу, с которой они стояли в церкви во время чтения о страданиях Христа или во время выноса плащаницы. Этим огнем они выжигают знаки на дверных и оконных притолках» для предохранения от нечистой силы и колдовства.
Указание на этот благочестивый обычай - выжигание крестов - одно из наиболее часто встречающихся во всех тенишевских материалах. Различие лишь в том, что в большинстве сообщений речь идет о свечах Великого Четверга, но встречается в этом назначении и крещенская свечка. Так, в Бирюченском у. Воронежской губ. в Великий Четверг по окончании чтения 12-ти Евангелий (т.е. двенадцати текстов из Евангелий о св. страстях Господних) крестьяне шли по домам с зажженными свечами и на избяных балках выжигали кресты. В Тульской губ. в Великий Четверг после двенадцати Евангелий (по церковному обычаю это чтение совершалось в четверг вечером на утрени) двигались по домам с горящими свечками и выжигали кресты на дверных притолках, потолках, избяных матицах.
По наблюдениям в Ярославской губ., «крест, согласно христианскому вероучению, считается народом самым верным, действенным оружием для борьбы с нечистою силою. В день Крещенского сочельника во многих местах выжигают на дверях дома и надворных строений богоявленскою свечою - кресты, для защиты от нечистой силы». О начертании крестов «по всем дверям, окнам хаты и надворных построек» накануне Крещения, когда приносили после вечерни домой св. крещенскую воду, писали и из Обоянского у. Курской губ.; только здесь (с. Шелковка) чертили кресты мелом. Возможно, это была трансформация обычая выжигать крест свечою, ибо самый сочельник назывался здесь «Свечки». (Такое название Крещенского сочельника отмечено также в словаре В.И. Даля для Костромской и Пензенской губ., а в наших материалах встречается еще в Воронежской губ.) После начертания крестов кропили всюду крещенской водою. Так очищали свой дом.
Мелом же чертили кресты на всех косяках окон и дверей и на воротах в Щигровском у. Курской губ. в Крещенский сочельник - «для сохранения от нечистой силы». Указание на то, что «на Крещенский сочельник ставят меловые кресты» есть и у В. И. Даля.
А. Балов был прав, когда писал, что крест считается народом самым верным и действенным оружием для борьбы с нечистой силою. Это проявлялось и в постоянном осенении себя крестным знамением (не только во время молитв). Медынский помещик (Калужская губ.) Г. Спафарьев, писавший в 1849 о христианских взглядах русских крестьян, подчеркивал, что они всякое дело начинают и кончают, осенив себя крестным знамением. Люди, попавшие под сильное воздействие силы вражьей, не могли осенить себя крестным знамением, и в этом была главная опасность их положения. Крестьянин Ф.Е. Кутехов (д. Бармино, Середниковской вол., Егорьевского у., Рязанской губ.) сообщал в к. XIX в., что во время свадьбы ни один человек не перейдет через порог, не перекрестившись.
Прежде чем резать хлеб (это делал обычно старший мужчина, сидевший под иконами), над ним ножом чертили в воздухе крест либо проводили ножом крестообразно по хлебу. Поднося ко рту кружку с питьем, - крестились.
«При упоминании о нечистой силе, - писал Ф. Зобнин, - у нас имеют обыкновение или отплюнуться, или перекреститься и сказать: «не слушай, святая хоромина, не к нам будь сказано». Это не воспринималось православными как формальность. Считали, что именование вызывало присутствие именованного. Представляет интерес приводимое здесь обращение к жилому дому - «святая хоромина», свидетельствующее об отношении к нему, как к Малой Церкви. Человек, упомянувший нечисть, понимает неуместность этого в св. помещении и, сверх того, опасается накликать такими словами на себя воздействие вражьей силы, отсюда - «не к нам будь сказано» и осенение себя крестным знамением.
Бытовало и бытует ныне множество историй, рассказывающих о том, как спасает от нечистой силы шейный крест и как опасно оказаться при каких-то обстоятельствах без него. Ходить без креста считалось серьезным грехом. Нельзя спать без креста, снимать его на время купанья - человек остается без защиты.
Как только начиналась гроза, не только закрывали окна и задвижки печных труб, но обязательно крестили их. Лопаткой делали крестное знамение в сусеке над зерном, предназначенным для сева, прежде чем насыпать его в мешки. Когда сажали в печь кулич, то в каждом углу избы, начиная со святого, лопатою трижды делали крест.
При зажигании огня от спички непременно крестились и говорили «Господи, благослови». Существовали понятия благословенный и неблагословенный огонь: «благословенный огонь не спалит ничего, а от неблагословенного огня случаются пожары». Еще страшнее был огонь, при зажигании которого ругались «срамными словами» или произносили проклятья. От такого огня, как считалось в народе, случались самые страшные пожары, когда горела скотина и даже люди.
Крестились, когда подавали питье и еду приезжему (или прохожему) человеку чужой веры, которого опасались, «чтобы не напустил нечистого»; посуду после него перемывали со св. водою. Но при этом его никогда не обидят, лишней копейки с него не возьмут за ночлег, «а то еще и совсем не просят, а что дадут, за то и спасибо» (сведения Волховского у., Орловской губ.).
Насторожены были крестьяне, если в дом приходил односельчанин, имевший худую репутацию человека, причастного к колдовству. С народными представлениями о вражьей силе связано широко бытующее убеждение в том, что люди, предавшие себя этой силе, могут «сделать» - причинить вред, наслать болезнь, беснование и пр. Соответственно верят и в то, что некоторые священники (из монахов и белого духовенства), а также старцы и старицы из мирян, достигшие большой духовной силы, могут изгонять бесов из людей - отчитывать и исцелять от другой какой-либо порчи. При появлении человека, который может навести порчу, начинали читать про себя молитву и крестились.
Невозможно перечислить все случаи, когда считалось необходимым принять меры против нечистой силы: прежде всего - осенить себя крестным знамением или перекрестить какой-то предмет. Кроме постоянно повторяющихся обстоятельств - поведение в них определялось устоявшимся обычаем, - возникало, разумеется, множество индивидуальных моментов, требующих от каждого своего, личного решения. В «невидимой брани», которую вел православный человек, многое зависело от степени его веры. «Всяк крестится, да не всяк молится», - говорит пословица. Относительно начертания крестов тоже есть пословица такого рода: «Не спасет дегтярный крест, коли не спасет животворящий» (дегтярные кресты чертили на воротах и на самих животных от падежа скотины). Народ в массе своей понимал, что начертание креста - не магия, что оно должно сочетаться с живою верою в Бога, в Крест Животворящий.
М.М. Громыко

1 Такие драки в большом ходу не только в Вологодской губернии, но почти повсеместно. Объясняется это тем, что на девок своей деревни парни смотрят как на своего рода коллективную собственность, которую и защищают от ухаживания посторонних людей. Во всеобщем употреблении также и водка, которая дает право ухаживать за «чужими» девками.

2 Опекиш - печенье, хлебец, лепешка (прим. ред. ).

3 Характерно, что и в этой игре парни намеренно вводят скабрезный элемент, приводя в беспорядок туалет покойника: «Хоша ему и самому стыдно,- говорят они,- да ведь он привязан - ничего не поделает».

4 Анахронизм этот не так велик, как может показаться с первого взгляда, т. к. помещики через сельских старост собирали оброк с крестьян и после их освобождения, пока крестьяне не согласились пойти «на выкуп»; в общем, при освобождении крестьян, «выкуп» земли у помещиков не был обязателен, и во многих местах «оброк» за пользование ею платился весьма долго и продолжался бы, может быть, и дольше, если бы крестьяне платили его исправно.

5 С неменьшим удовольствием молодежь утаскивает в поле (иногда за несколько верст) сани и телеги спящих однодеревенцев, разрушает поленницы дров и разваливает печи в банях.

6 Масти на крестьянском языке носят несколько иное название, чем в образованном обществе: трефы называются «крести», пики - «вини», дама - «краля», валет - «холоп», король - «бардадым», козырной туз - «необыгримка» и пр.

8 В глухих местах причту дают иногда, вместо денег, продукты хозяйства.

9 Для интересующихся можем указать еще следующие, очень распространенные, способы святочного гаданья: в Васильев вечер девушки ходят под окна и подслушивают разговоры соседей, стараясь по отдельным долетающим до них словам узнать свою судьбу. Еще чаще ходят слушать на церковную паперть, причем если гадальщицам почудится, что в пустой церкви поют «Исайя ликуй», то замужество в этом году неизбежно; наоборот, если послышится «Со святыми упокой», то гадальщицу ожидает смерть. В большом ходу точно так же гаданье «на чулок» и «на замок».

В первом случае девушка, ложась спать, оставляет на одной ноге чулок и говорит: «Суженый-ряженый, разуй меня». Во втором случае она привязывает к поясу замок, запирает его и ключ кладет под голову, тоже со словами: «Суженый-ряженый, отомкни меня». К этому же способу относится обычай «класть колодезь под головы». Колодезь - не что иное, как лучинки, положенные четырехугольником. Приговор в этом случае почти такой же, как и в предыдущих: «Суженый-ряженый, приезжай коня поить». Наконец, в большом ходу еще обычай ходить в полночь в курятник, ловить петуха на нашесте и по цвету перьев его определять цвет волос будущего мужа.


10 Что касается крестьянских примет вообще, то большинство из них поражает своей наивностью и первобытностью миросозерцания. Однако попадаются и такие, которые делают честь народной наблюдательности и пытливости крестьянского ума. Интересующиеся могут на этот счет найти у Глеба Успенского («Власть Земли») много подробностей и чрезвычайно глубокую оценку народных примет.

11 Известен также повсеместный новогодний обычай обсыпания зерновым хлебом, по преимуществу овсом или хмелем (символ изобилия). Обсыпают обыкновенно с различными приговорами, вроде: «Уж дай ему Бог, зароди ему Бог, чтобы рожь родилась, сама в гумно свалилась». Зерна засевальщиков тщательно сберегают до весны и ими начинают засевать яровые поля.

12 Из числа других новогодних примет, не имеющих прямого отношения к урожаю, можно указать следующие: если утром, в день Нового года, первой придет в дом женщина, то это неминуемо принесет несчастье; если мужчина - то счастье. Если в день Нового года есть в доме деньги - весь год не будешь в них нуждаться, но только при условии, если никому не дашь взаймы. (На том же основании даже ребятишки не дают взаймы костыг и бабок).

13 Существует мнение, что кесаретский поросенок режется в память того, что Пресвятая Богородица приносила в храм обрезывать младенца. Поэтому, будто бы, кесаретским поросенком и угощают, по преимуществу, зятьев. Но не трудно видеть, что такое объяснение слишком натянуто и страдает искусственностью, не говоря уже о том, что обряды обрезания и угощения зятьев не стоят между собой ни в какой связи.

14 Отмечаем малораспространенный, но очень оригинальный обычай, наблюдаемый в Пензенской губернии,- это «хождение молодых с мылом». В среду или четверг Масленицы отец молодых посылает их к свату. Здесь их угощают деревенскими сластями, а вечером сюда же приходят подруги молодой и ее родственники. В этот вечер молодая вспоминает свое девичье житье (так называемые «перегулки», как бы повторение свадьбы), и веселье продолжается далеко за полночь. Наутро же, переночевавшие у тестя молодые ходят с визитами к родственникам, причем берут с собою кусочки мыла и пирожки по числу родных. Придя в дом родственника и помолившись, они дают хозяину кусочек мыла и пирожок, а домохозяин отдаривает их мелкими деньгами.

15 Точно таким же образом прощаются и в Орловской губернии.

16 Некоторые священники жалуются (в нашем распоряжении имеется несколько таких жалоб), что крестьяне-говельщики подчас недобросовестно расплачиваются с причтом: «За исповедь еще положит что-нибудь, а за правило только тычет пустой рукой в блюдо». Эти случаи недобросовестной расплаты дают повод делать самые широкие и, конечно, непродуманные обобщения о крестьянской непорядочности и о том, что, дескать, при всей строгости мужицкого поста, крестьянин все-таки не прочь пойти на обман.

17 Придумано и так: если иная птица, по забывчивости, и совьет теплое гнездышко для своих малых птенчиков, то молния обязательно сожжет то гнездо. А видали также, что виновная птица некоторое время не летает по воздуху, а ходит по земле и яйца носит болтунами,- это Бог наказал ее за непочтение ко дню Благовещенья.

18 Севалка - лукошко с семенным хлебом, которое сеятель носит через плечо (прим. ред. ).

19 Во многих местах соблюдается обычай считать деньги, чтобы велись они круглый год, даже мальчишки спешат считать в этот день свои козны (игральные кости) с тою же целью корысти на выигрыши.

20 В некоторых местах вспоминают в этот день о петухах (в память евангельского петуха) и, вставши, по обыкновению, раньше утром, чем когда-либо, кормят их каленым горохом, чтобы они были злее. В вологодских краях, сверх того, стараются перемыть, а кое-где и окурить все крынки женскими волосами, в той уверенности, что всякая посуда сомнительна в чистоте, так как в этот день осквернены солоницы иудиным прикосновением.

21 Кроме просфоры, пекут кое-где и особые катышки из теста, которые и дают скоту по одному, а овцам по два, чтобы принесли двяток-ягнят.

22 Вообще, к меченой в этот день скотине не посмеют уже прикоснуться ни гад, ни зверь.

23 Дети с родителями христосуются трижды и только с женами целоваться при всех считается за большое неприличие.

24 В некоторых местностях обычай брать в поле головку пасхи превратился даже в своеобразный ритуал. Когда настанет ржаной сев, хозяин встает на заре, умывается и молится Богу, а хозяйка покрывает скатертью стол, приносит головку пасхи, ковригу хлеба, ставит соль и, собрав всех домашних, зажигает свечку, после чего все присутствующие кладут по три земных поклона и просят у Бога: «Зароди нам, Господи, хлебушка». Затем головка пасхи заворачивается в чистую тряпочку и торжественно передается хозяину, который и уезжает с ней в поле.

25 Об этом см. также статью «Семен Летопроводец».

26 Курянки (Обоянский уезд) свои маргоски отличают тем, что, съевши яичницу, подбрасывают вверх ложки и кричат: «Родись лен такой-то здоровый и высокий». У кого ложка взлетела выше, у того и лен уродится лучше.

27 «Кукушка» - это, в иных местах, просто ветка с дерева, воткнутая в землю, или подорожник, а в других - большая кукла, сшитая из лоскутов ситца, миткалю, ленточек и кружев на деньги, собранные всеми женщинами селенья в складчину (по 1 копейке). Наряженную куклу с крестиком на шее кладут в ящик, сколоченный наподобие гроба, и какая-нибудь умелая баба начинает голосить, как о покойнике, иные смеются, третьи поют и пляшут, и всем очень весело. На другой день кукушку зарывают где-нибудь в огороде и играют приличную случаю песню.

28 В «Орловских Губернских Ведомостях», 1865 г. № 27, напечатаны семь прекрасных песен хороводных, приурочиваемых к этому весеннему обряду, который иногда переносится на Вознесенье, иногда же повторяется в Троицын день.

29 Былина эта известна по всему лесному северу, и пишущему эти строки удалось записать одну из таковых на берегах Белого моря.

30 Ходит еще в народе сказка «о портном и волке», свидетельствующая также о беспрекословном повиновении всех лесных и полевых зверей св. Георгию.

31 Отсюда повсеместная поговорка-примета: «Что у волка в зубах, то Егорий дал».

32 Почитая Егория не только повелителем зверей, но и гадов, крестьяне в молитвах, обращаемых к нему в заветные дни, между прочим, просят, чтобы он уберег от укушений змей и ядовитых насекомых, вроде тех роковых мух, которые переносят сибирскую язву и т. п.

33 Егорьев день вместе с тем и пастуший праздник, когда оберегатели стад дают твердое обещание во все время пастьбы не стричь волос своих на голове, чтобы отвлекать от стада волков.

34 Вологжане (кадниковские) кусочки этого хлеба уносят на село и после обедни раздают нищей братии: иным в одно это утро Егорьева дня удается собрать таких кусочков мешок.

35 Ведро из бересты, вместимостью около гарнца * .

* Гарнц (гарнец) - мера сыпучих тел. 1 гарнц = 3,28 литра (прим. ред. ).

36 На основании этого поверья, и в черноземных губерниях соблюдается обычай вешать в конюшнях, с правой стороны, над яслями, образ Флора и Лавра; редкий решается (например, в Пензенской губернии) там испражняться, и в редких стойлах не подвешена убитая сорока (чтобы лошади были веселее).

37 В некоторых местах заведен обычай закапывать фроловскую просфору (ржаную). Каждый домохозяин несет за пазухой одну такую просфору, чтобы разломить дома на кусочки и дать по частице каждой дворовой скотине, начиная с коня и кончая поросенком.

38 Торпище - большая холщовая простыня или мешочная дерюга в виде полога.

39 Например, в Орловской губернии рели * и качели начинают играть главную роль именно в первый раз в этот день,- во второй раз на следующий Духов день и в третий и последний - во Всесвятское воскресенье (и на этот день в значительно уж меньшем числе). Все эти три обетные рели сопровождаются людными и веселыми гуляньями, с взаимными угощениями молодежи пряниками, подсолнухами и другими сластями.

* Рели (рель) - два столба с перекладиной, качели (прим. ред. ).

40 День св. Константина и Елены называется также «овсянником», так как с этого дня сеют овес.

41 Обычай хоронить мух, тараканов и клопов практикуется не только на Семин день, но и на Воздвижение, и на Покров, и некоторые другие праздники.

42 Параскева-Пятница точно так же считается покровительницею брака.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...