Праздник положения честного пояса пресвятой богородицы. Положение честного пояса пресвятой богородицы в халкопратийском храме

В Православной Церкви 13 сентября по новому стилю празднуется день положения пояса Пресвятой Богородицы .

История установления праздника
Предание повествует о том, что Пресвятая Богородица перед Своим Успением отдала пояс и ризу двум вдовам-христианкам из Иерусалима, отличавшимся большим благочестием. Эти святыни сохранялись ими с благоговением всю жизнь, а после стали передаваться из поколения в поколение. В конце IV века пояс Божией Матери перенесли из Иерусалима в Константинополь, где он сохранялся в одном из храмов, освященных в честь Богородицы. Эта святыня сохранялась на протяжении нескольких веков в специальном ларце, который, однако, не открывался. При благочестивом императоре Льве VI Философе ларец наконец открыли, найдя в нем пояс полностью сохранившимся. Поводом для открытия святыни стал недуг, мучавший супругу императора Зою, которая получила во сне откровение, что получит исцеление от пояса Пресвятой Богородицы. Когда патриарх возложил на голову страждущей великую святыню, то она почувствовала себя здоровой. В честь обретения святыни и совершения чуда был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы.

Дальнейшая судьба пояса Пресвятой Богородицы
После падения Константинополя в 1453 году пояс был разделен на части и разнесен по многим местам христианского мира. Одна из больших частиц находится на Афоне, и от нее верующие получают исцеления и благодатную помощь. Посещая Святую Гору, паломники часто увозят с собой пояски, освященные на частице пояса Богородицы. Кроме того, части пояса находятся на Кипре, в Грузии, Италии и в России.
В 2011 году частица пояса прибыла с Афона в Россию и монахи Ватопедского монастыря посетили множество городов, благодаря чему верующие могли поклониться этой святыне.

Чудеса, совершенные от пояса Пресвятой Богородицы
Сохранилось множество документальных свидетельств о помощи, которую оказывала Пресвятая Богородица тем, кто молился перед Ее честным поясом. Известен случай, когда в Греции в 1827 году эпидемия чумы прекратилась после того, как был совершен крестный ход со святыней. В 1915 году по молитвам перед частицей пояса, принесенной из Ватопедского монастыря, было остановлено нашествие саранчи, поедавшей весь урожай в одной из областей Греции. Очевидцы рассказывали о том, что после молебна Богородице неожиданно прилетели большие стаи птиц, которые уничтожили всю саранчу.
В настоящее время от пояса также часто совершаются чудеса и исцеления. Особенно поразительны случаи, когда неизлечимые раковые больные, приложившись к великой святыне, совершенно выздоравливали.
Во время пребывания в России частицы пояса Пресвятой Богородицы в 2011 году многие верующие прикладывали к святыне свои пояски и частицы материи с молитвой об их освящении и даровании этим вещам благодатной силы, затем во время страданий от тяжелого недуга носили эти пояски и получали скорое выздоровление. Известны случаи, когда неплодные женщины, одев с молитвой пояс, освященный от пояса Пресвятой Девы Марии, сподоблялись в скором времени благословения своего супружеского союза в виде благополучной беременности и легких родов, а родившихся детей считали даром Царицы Небесной.

Апокриф о поясе Богородицы
В некоторых христианских Церквях существуют различные предания и апокрифические сказания о поясе Богородицы. Всьма распространенным является предание о том, что Пресвятая Богородица, после Своего Успения явилась апостолу Фоме, не успевшему попрощаться с Ней, и как утешение оставила Свой пояс.

Тропарь, глас 8:
Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2:
Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.

Величание:
Достойно есть / величати Тя, / Богородице, / Честнейшую Херувим / и Славнейшую / без сравнения Серафим.

Молитва:
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

31 августа (13 сентября по новому стилю), в последний день церковного года, совершается праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы.

В Зачатьевской обители этот праздник почитается сугубо, так как в монастыре имеется вышитый пояс, освященный на ковчеге с Поясом Пресвятой Богородицы в Священной Ватопедской обители. Пояс был выполнен сестрами в ноябре 2011 года, когда в Россию прибыл ковчег с Честным Поясом Божией Матери в сопровождении делегации из Ватопедского монастыря во главе с игуменом обители,архимандритом Ефремом. Тогда монастырю была предоставлена возможность участвовать в служении молебна с акафистом перед Поясом в Храме Христа Спасителя, и в тот день, 25 ноября 2011 года, монастырский пояс был принят отцом Ефремом для того, чтобы отвезти его в Ватопед для освящения. В течение 6 месяцев пояс находился в алтаре соборного храма Ватопедской обители, и был освящен на многих хранящихся в Афонском монастыре святынях. В конце мая 2012 года он был передан в Зачатьевскую обитель с удостоверением, свидетельствующем о его пребывании в Ватопеде и с благословением Святой Горы Афон.

В этом году на праздничное богослужение в Зачатьевский монастырь была принесена икона Пресвятой Богородицы с честным поясом, та самая,что сопровождала в 2011 году ковчег со святыней по всем городам России, когда более 30 миллионов верующих поклонились естному Поясу. Икона некоторое время пробудет в соборном храме монастыря.

История и богослужебный смысл праздника

Пояс Пресвятой Богородицы был одной из трех главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Божией Матери.

Кроме Пояса, в Царьграде хранились Риза (точнее, мафорий) Девы Марии и икона Божией Матери Одигитрии, написанная, по преданию, евангелистом Лукой (см. новейшую статью, посвященную Богородичным святыням Царьграда: Wortley J. The Marian Relics at Constantinople // Greek, Roman & Byzantine Studies. Durham (NC), 2005. Vol. 45:2. P. 171–187).

Именно обладание этими тремя святынями и было одним из главных оснований для того, чтобы считать Константинополь городом Божией Матери - выражение «Град Твой, Богородице», встречающееся во многих и многих византийских песнопениях (и, в том числе, и в песнопениях праздника Положения Пояса Пресвятой Богородицы), для византийцев было синонимом слова Константинополь.

Согласно преданию, отраженному в Менологии Василия II (X в.; см.: PG. 117. Col. 613), Пояс и Риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (император с 395 г.; ум. в 408 г.) Пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещен в прекрасный ларец, который обрел свое место в одном из трех главных Богородичных храмов Царьграда - Халкопратийскую церковь (некоторые источники говорят о нахождении Пояса не в этом, а во Влахернском храме - вероятно, это следствие путаницы - Влахернский храм был местом хранения Ризы Богоматери; вполне возможно, однако, что святыни могли быть перемещаемы из одного храма в другой). На протяжении столетий ларец с Поясом Богоматери не открывали, но спустя пять веков после Положения Пояса в Халкопратийском храме, при императоре Льве VI Мудром, его жене Зое Карбонопсине было видение, что она избавится от своего недуга (как повествует Менологий, императрицу мучил нечистый дух), если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы. Император открыл ларец и обрел Пояс в целости и сохранности; Пояс был запечатан золотым хрисовулом императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Царьграде, а также точная дата этого события - 31 августа. По повелению императора Пояс Пресвятой Девы был возложен на голову страждущей императрицы (это было поручено Евфимию, будущему Патриарху Константинопольскому, который составил и Слово в честь торжества нового обретения Пояса), и та исцелилась. После этих событий Пояс Пресвятой Богородицы был возвращен на свое место, а праздник Положения Пояса получил еще большую торжественность, чем прежде.

В результате двух падений Константинополя - сначала в 1204 году, затем, окончательно, в 1453 году, - Пояс, как и почти все другие святыни Царьграда, покинул город, но не исчез бесследно. Части Пояса доныне хранятся на Св. Горе Афон (в монастыре Ватопед) и на Кипре (в монастыре Троодитисса); они прославились множеством чудес. Освящаемые на частях Пояса Божией Матери пояски раздаются верующим для ношения; многие женщины, имевшие ту или иную немощь, благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы получили от них исцеление.

Глубоко символична дата празднования Положения Пояса Пресвятой Богородицы. Этот праздник является продолжением праздника Успения Пресвятой Богородицы - он не только посвящен Божией Матери, но само событие дарования Пояса произошло в связи с Успением. В практике афонских монастырей эта связь еще очевиднее - на Афоне попразднство Успения продолжается вплоть до дня Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а ведь вслед за этим днем и его однодневным попразднством и совершается торжество Положения Пояса (см.: Святогорский устав церковного последования. Сергиев Посад; Афон, 2002. С. 133–135).

Тем самым, церковный год начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября (21 сентября н. ст.), спустя неделю после церковного новолетия) и заканчивается Успением Пресвятой Богородицы и связанным с ним праздником Положения Ее честного Пояса. Об этом говорится и в тропаре праздника Положения Пояса: Богородице Приснодево, человеков Покрове, Ризу и Пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным Рождеством Твоим, нетленна пребывающи: о Тебе бо и естество обновляется, и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашим велию милость

Годовой круг церковных праздников вновь и вновь напоминает нам о событиях, благодаря которым и стало возможно спасение человека, и такие его начало и конец ясно указывают на смиренный подвиг Той, что была избрана стать Матерью Христа; Той, между Рождеством и Успением Которой и наступило лето благоприятное совершенного Господом Иисусом Христом домостроительства спасения; Той, на Чье Предстательство и уповают все православные христиане.(диакон Михаил Желтов)

УДОСТОВЕРЕНИЕ

Настоящим священнозапечатанным и подписанным монастырским актом удостоверяем, что пояс, который хранится в Священной Обители Зачатия Богородицы города Москвы и символично называется «Честной Пояс» (ниже приводится его детальное описание), изготовлен в вышеуказанном Священном Монастыре в 2011 г. при игуменстве Герондиссы монахини Иулиании во время нашего там пребывания и принесения Богородичного Святого Пояса в Москву. Оставался же он для освящения, в период с декабря того же года по май 2012 г., под ковчегом с Честным Поясом Пресвятой Богородицы, которая, как сокровище, хранится в нашей Священной Обители. Также благословлен он на других святынях нашей Обители: Честном Древе, Честной Трости, священной и благодатоточивой главе иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста. Передается этот пояс в благословение Священной Обители Зачатия Богородицы для утешения и исцеления находящегося в ней во Христе сестричества и благоговейнных паломников, в знак о Господе любви наших двух Обителей.

Пояс длиной 74 см., шириной 13 см. и изготовлен из красного бархата. Украшен узором, шитым золотыми нитями. Рисунок узора – вьющиеся стебли и листья аканта. Дополняют его вставки из жемчуга и обводка золотым шнуром. В центре пояса – равноконечный крест, по контуру выложенный жемчугом, внутри заполнен золотым шитьем. В середине креста – небольшой изумруд в серебрянной оправе. По концам крест обрамлен крупным жемчугом и мелкими самоцветными камешками зеленого цвета. По краям пояса – две ленты золотистого цвета, длиной по 17 см., украшенные кистями из золотистого бисера. Подкладка пояса – тот же красный бархат.

13 сентября в Православной Церкви установили праздник в честь положения честного Пояса Божией Матери. Стоит отметить, что святыня считается одной из наиболее популярных среди верующих людей, так как она неоднократно проявляла свои благодатные способности. Не раз в церковных летописях было зафиксировано множество исцелений, а также наставлений верующих людей на путь истинный.

Ежегодное празднование благодатного события

Долгое время реликвия находилась в славном Константинополе, куда приходили за исцелением даже влиятельные торговцы и правители. Лучшей рекомендацией сегодня станет посещение храма для того, чтобы пройти торжественную службу, а также молитва перед образом Пресвятой Богородицы. Если у вас нет возможности стать участником торжественного богослужения в церкви, можно несколько раз помолиться Божией Матери у себя дома, попросив счастья, здоровья и благополучия для себя, родных, а также близких людей.

История честного Пояса Пресвятой Богородицы

Согласно истории, святыня проявляла благодатную силу неоднократно, что стало причиной роста её популярности. Например, в церковных летописях Василия Второго изложена интересная история, которая показывает истинную силу веры в Бога. Однажды, Пояс и Риза Богородицы были отданы двум благочестивым женщинам, которые передавали их из поколения в поколение. Святыни считались очень ценными, так как именно тогда впервые исцелили некоторых больных людей от физических изъянов.

Во время правления императора по имени Аркадий, честный Пояс Пресвятой Богородицы был перенесен в самый большой храм Константинополя. Стоит отметить, что долгое время эта информация держалась в тайне, но чуть позже о ней узнали и верующие люди, которые несказанно обрадовались этому известию. После этого, практически ежегодно устраивали службу в честь Пояса Божией Матери, чтобы почтить благодатную помощь Богородицы христианам.

Благодатная сила чудодейственной реликвии

Истинную чудесную силу святыня проявила во время царствования Льва IV Мудрого. Однажды, его жена тяжело заболела, а через несколько дней она была удостоена вещего сна. Супругу правителя звали Зоя, и она вела благочестивый образ жизни, руководствуясь лишь светлыми побуждениями собственной души. Во сне Божия Матерь предстала перед ней, после чего произнесла: «Ты излечишься от своей болезни, лишь сделай так, чтобы священнослужители молились за тебя три раза в день, а также возложили на тебя Мой Честный Пояс, который избавит любого от болезни».

Когда праведная Зоя рассказала Правителю о своем сне, то Лев Мудрый принял решение организовать службу, при этом раздобыв Пояс Пресвятой Богородицы для супруги. В тот момент все узнали о дате положения реликвии, так как на Поясе была отображена дата – 31 августа, при этом был еще указан год и индикт положения её в легендарном Константинополе. Впоследствии, женщина действительно исцелилась – свидетелями данного чуда стало много людей, которые убедились в истинной силе Господа Бога.

Вся жизнь православных христиан проходит под благодатным Покровом Пресвятой Богородицы. В церковном календаре существует несколько праздников, которые посвящены Пресвятой Богородице. 13 сентября - это один из таких дней, в нем отмечается Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы.

По преданиям, Святая Мария собственноручно соткала пояс из верблюжей шерсти. По одной из версий Пресвятая Богородица, после Своего Успения, явилась к апостолу Фоме и отдала ему пояс. Как известно из писаний, апостол не успел к погребению Божией Матери, в это время он был далеко в Индии. Чтобы утешить верного ученика Христова, Она, по его молитвам, передала ему в руки святыню.
В первые века Пояс находился в Иерусалиме, а через несколько столетий, при императоре Аркадии (395-408), он был перевезен в Константинополь и торжественно положен в Халкопратийскую церковь, в ней были установлены всенощные бдения и молебствия по средам. Единственная, оставшаяся от земной жизни Богородицы святыня, была помещена в ковчег и запечатана золотой печатью императора Аркадия с указанием года и точного дня этого великого события.
Несколько веков пролежал Пояс, запечатанный в закрытом ларце, до тех пор, пока Он не помог супруге императора Льва Мудрого (886-911) Зое, которая долгое время страдала недугом (возможно это была одержимость). Ее болезнь доктора не могли вылечить врачебными средствами.
Зое, по видению, было указано, что ее болезнь отступит, если на нее возложат святой Пояс Богородицы. Узнав об этом, патриарх, по просьбе императора, снял печать, открыл раку со святыней и все увидели, что она вообще не пострадала за столько веков.
По благословению патриарха на больную был возложен Пояс, и императрица сразу же была исцелена от болезни. С благодарностями Господу и Божией Матери был отслужен молебен, а исцеленная царица расшила спасший ее Пояс нитями из золота. Святыню положили обратно в ларец и снова запечатали.
Таким образом, случилось второе положение пояса. В память о чуде, которое произошло и в честь двукратного положения, был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы.
В десятом веке Пояс Богородицы оказался разделен на несколько частиц. Прошло время, и три части пояса Божией Матери обнаружились в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса).

Ковчег с поясом Богородицы

В начале девятнадцатого столетия Грузия была принята в состав российской империи и в благодарность этому событию, грузинская царица Нино, подарила святыню императору Александру I. Когда реликвия прибыла из Грузии, царь украсил ларец драгоценными камнями и отдал ее обратно царице с наказом, чтобы она построила в Зугдиди церковь, которая будет местом хранения пояса. Повеление было исполнено, и до настоящего времени святыня находится в этом месте.
Пояс Богородицы явил миру великое множество чудес, с его помощью получали излечения тысячи людей и даже целые народы.

Некоторые из чудес, которые явил Пояс Богородицы:

1871 год
В Константинополе произошла необычайно сильная вспышка холеры, которая буквально выкосила его жителей. Когда Пояс привезли в зараженный город, почти сразу же, после прибытия святыни, эпидемия отступила. А уже зараженные ею люди излечились. Тогда же стал известен случай, когда возложение Пояса Богородицы на юношу, который только что скончался от тяжелой болезни, помогло воскресить его из мертвых.
1894 год
Избавление от саранчи, пожиравшей посевы в городе Мадита (Малая Азия). Как только корабль со святыней причалил к берегу, небо потемнело от насекомых, которые тут же стали падать в воду. Жители были спасены от неминуемого голода.
1915 год
Также произошло спасение посевов в греческих провинциях от нашествия саранчи. В этот раз прилетели стаи птиц, которые стали есть вредителей.
1957 год
С острова, который находится недалеко от Афона, в Ватопедский монастырь прибыли старейшины и попросили монахов спасти их от страшной засухи. Со святым Поясом из монастыря выдвинулся крестный ход. Как только святыня появилась на острове, начался сильный ливень.
В Ватопедском монастыре шьют и освящают копии Пояса, которые на своем чреве носят женщины, страдающие бесплодием. Наверное, Богородица слышит горячие просьбы, поэтому Божия благодать, при помощи настоящей веры и искренних молитв, через святыню опускается на бездетных супругов. В монастыре хранится огромное количество писем от счастливых людей с благодарностями Богу за рождение ребенка.

Чудодейственный пояс Богородицы и поныне совершает множество чудес. Особенно чтут его за помощь, которую он оказывает женщинам, страдающим бесплодием.
В Ватопедском монастыре хранится множество писем, в которые обретшие радость материнства женщины вкладывают фотографии своих малышей, родившихся при посредстве этой реликвии. «Агиазониты» (то есть «святопоясники» - прозвище, данное ватопедским монахам) помогают бесплодным женщинам, не нарушая устав своей мужской обители (ведь посещение монастыря женщинами категорически воспрещено). На ковчеге, где хранится пояс Богородицы, они освящают ленты и раздают их мужьям бесплодных пар. Эти импровизированные пояски с молитвой повязываются вокруг талии женщины и носятся до самых родов.

Как правильно носить пояс Пресвятой Богородицы

Вот выдержки из брошюры-памятки, выдаваемой с пояском: "...Верующие опоясываются этим пояском на некоторое время, живя покаянием, исповедью, молитвой и причащением Святых Тайн. Таким же образом поступают и супруги, прибавляя к этому пост и супружеское воздержание по возможности и по взаимному согласию..."

В 2011 году архимандрит Ефрем, настоятель монастыря Ватопед, привез ковчег с частицей Пояса Богородицы в нашу страну. Святыню выставили для поклонения в Москве в Храме Христа Спасителя и сразу, со всей страны, для поклонения стали приезжать паломники. Невзирая на холодную погоду, на поклонение к Поясу образовалась огромнейшая живая очередь. Позже ковчег побывал еще в некоторых русских городах. За все это время около трех миллионов смогли поклониться Святому Поясу, который Своими руками держала Пречистая Дева Мария. Она благословила и помогла великому множеству людей, всем, кто обратился к Ней с верою и надеждою на помощь и спасение.
К частицам Пояса Богородицы в России можно приложиться в московском храме Ильи-пророка (2-й Обыденский переулок, д. 6), в Троице-Сергиевой лавре, в Казанском соборе в Петербурге.

ВЕЛИЧАНИЕ
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Пояс Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим

Пояс Богородицы будет находиться в Санкт-Петербурге 20-24 октября, Екатеринбурге - 24-27 октября, Норильске - 27-29 октября, Владивостоке - 29 октября-1 ноября, Красноярске - 1-4 ноября, Нижнем Новгороде - 4-6 ноября, Дивееве - 6-7 ноября, Саранске - 7-10 ноября, Самаре - 10-13 ноября, Ростове-на-Дону - 13-16 ноября, Калининграде - 16-19 ноября и Москве - 19-23 ноября.

Святой Пояс Богородицы и Ватопедский монастырь

Пояс Пресвятой Девы Марии, который в наши дни разделен на три части, – единственная сохранившаяся реликвия ее земной жизни. Согласно Преданию, пояс был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой, и после Успения при Вознесении она отдала его .

В первые века христианской эры он находился в . Известно, что в IV веке он хранился в каппадокийском городе Зела, и в этом же веке император Феодосий Великий вновь привез его в Иерусалим. Оттуда его сын Аркадий доставил Пояс в Константинополь.

Поначалу святыню поместили в храм Халкопратион, откуда в 458 г. император Лев I перенес его во Влахернскую церковь. В царствование Льва VI Мудрого (886-912) Пояс принесли в императорский дворец, и с его помощью исцелилась супруга василевса Зоя.

Она была обуреваема нечистым духом, и император молился Богу об исцелении. Было ей видение, что она излечится от своей слабости, если на нее положат Пояс Богородицы. Тогда император попросил патриарха открыть раку.

Патриарх снял печать и открыл раку, в которой хранилась реликвия. Пояс Божией Матери оказался целым и невредимым от времени. Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от своего недуга.

В знак благодарности Божией Матери императрица вышила весь Пояс золотой нитью. Так он приобрел тот вид, который имеет сегодня. С благодарственными гимнами он вновь был помещен в раку, а рака запечатана.

В XII веке, в царствование Мануила I Комнина (1143-1180), официально был учрежден праздник святого Пояса, проводимый 31 августа. До того его чествовали 1 июля, в совместном праздновании с Честными Ризами Богородицы.

Пояс оставался в Константинополе до конца XII века. Но среди последствий поражения Исаака Ангела от болгарского царя Асана в 1185 г. было и то, что Пояс оказался выкраден и доставлен в Болгарию. Позже он попал к сербам.

Князь Лазарь I отдал Пояс вместе с частицей истинного Креста в дар Ватопедскому монастырю. С тех пор он хранится в святилище, расположенном в кафоликоне, главном монастырском соборе.

В правление турок братия монастыря брала с собой Пояс при своих отъездах на Крит, в Македонию, Фракию, Константинополь и Малую Азию. Они делали это с целью распространить благодать святыни, поднять дух порабощенных греков и избавить их от случавшихся эпидемий.

Чудеса, явленные посредством святого Пояса во все века, неисчислимы. Вот лишь несколько примеров.

Однажды жители Эноса попросили, чтобы для них доставили святой Пояс, и монахов, сопровождавших реликвию, приютил у себя дома священник. Его жена тайком отрезала лоскут от Пояса. Когда отцы собрались обратно и сели на корабль, он не тронулся с места, хотя на море стояла тишь. Жена священника, завидев это странное происшествие, поняла, что поступила неправедно, и вернула монахам часть Пояса. Корабль тотчас же отплыл.

Лоскут так и остался отделенным. Впоследствии произошел похожий случай.

Во время войны за независимость Греции святой Пояс был доставлен на Крит по просьбам его жителей, страдавших от чумового поветрия. Но когда монахи собирались вернуться в свою обитель, турки их арестовали и увели на казнь. Тем временем британский консул Доменикос Санантонио выкупил святой Пояс, и его отвезли в Санторин, где была новая резиденция дипломата.

Сразу же эта новость разнеслась по острову. Местный епископ известил Ватопедский монастырь, и его настоятель Дионисий отправился в Санторин. Консул запросил 15000 пиастров выкупа за Пояс. Островитяне проявили единодушие и смогли собрать эту сумму. Так святой Пояс был возвращен, и игумен Дионисий отвез его в Ватопед.

Жена консула поступила так же, как супруга священника в Эносе. Она втайне от мужа отрезала небольшой лоскут от святого Пояса, прежде чем его вернули игумену Дионисию. Через недолгое время ее муж скоропостижно преставился, а ее мать и сестра тяжко заболели. В 1839 г. она послала в монастырь письмо с просьбой, чтобы из монастыря прислали нарочных, которые получили бы от нее отрезанный лоскут.

В 1864 г. святой Пояс привезли в Константинополь, когда в нем свирепствовала холера. Едва только судно, на котором был Пояс, приблизилось к гавани, пагуба прекратилась, и никто из пораженных ею не умер.

Это странное чудесное событие возбудило любопытство султана. Он повелел, чтобы Пояс доставили в его дворец, и он смог бы его почтить.

Во время пребывания святого Пояса в Константинополе один грек из квартала Галата обратился с просьбой, чтобы его принесли к нему домой. Сын его тяжело болел, но когда святой Пояс доставили, тот уже скончался. Однако монахи не теряли надежды. Они попросили, чтобы им показали останки, и как только на них положили Пояс, юноша восстал из мертвых.

В 1894 г. жители города Мадита в Малой Азии пожелали, чтобы туда привезли святой Пояс, поскольку саранча опустошала их посевы и портила плодовые деревья. Когда судно, на котором находился Пояс, подошло к гавани, небо затмили тучи саранчи, которая вслед за тем ринулась в море, и корабль не мог отдать якорь. Мадитяне на берегу, увидев чудо, стали непрерывно петь гимн «Кирие елейсон» (Греческое Κύριε ελέησον – «Господи, помилуй!»).

Вплоть до нашего времени посредством святого Пояса совершается множество чудес. Так, женщины, страдающие бесплодием, получают тесьму от ковчежца, где хранится Пояс. Если у них есть вера, то обретают во чреве.

Чудеса, происходившие при посредстве святого Пояса Пресвятой Богородицы

Прекращение мора

«В Эносе моровое поветрие чумы прекратилось благодатным действием святого Пояса Богородицы».

Из Эноса святой Пояс перевезли в Дидимотихон. В другом письме, от 12 сентября, этот же отец сообщает:

«Здесь, как и в Эносе, мор прекратился благодатью святого Пояса».

Избавление от нашествия саранчи

Отец Косма Хрисулас в отчете для монастыря пишет:

«В 1915 г. мы попросили, чтобы в наше село Неохори, а также в Каллиполеос принесли святой Пояс из Ватопедской обители. Причиной тому было нашествие саранчи. Когда Пояс доставили, в небе появились стаи птиц, которые принялись саранчу поедать. Так мы были спасены от этого бедствия».

Святой Пояс на Итаке

На острове Итака реликвию – светло-коричневый пояс, вышитый золотой нитью, хранила г-жа Евфимия Софиану из Вафу. Эту святую реликвию св. Иоаким дал ее бабушке по матери Марии Молфеси-Софиану.

Пояс помещался возле домашнего иконостаса, и его давали девушкам, которые повязывали его вокруг головы или живота во время таинства венчания в качестве своего рода знака девственности. Это считалось великим благословением. Затем его возвращали семье Софиану.

В последний раз его отдали семье беженцев в 1935 г. В этой семье был обычай перекрещивать этим поясом больных детей. К несчастью, реликвия была утрачена при разрушительном землетрясении в 1953 г.

Cпасение от засухи

В 1957 г. несколько жителей Фасоса прибыли в монастырь. Они просили о том, чтобы святой Пояс доставили на их остров. Дело в том, что несколько лет там не выпадал дождь, и засуха грозила обезлюдением. Отцы согласились и решили отправиться на Фасос несколько дней спустя.

По монастырской традиции, когда святой Пояс покидает стены обители, отцы сопровождают святой Пояс в торжественном ходе к небольшому порту. Они держат хоругви и кадило, разносится звон церковных колоколов. По пути к морю поют молебный канон Божией Матери.

Так было и в тот день, и отцы взошли на борт небольшого судна, отходившего на Фасос, который был на расстоянии 2-3 часов плавания. Погода стояла ясная, и не было никаких знаков, что надвигается дождь.

Когда они добрались до порта Фасоса, там уже шел ливень, столь сильный, что они не могли покинуть судно. И они вернулись в монастырь, воздавая хвалу Пресвятой Богородице, которая вмешалась и спасла благочестивых островитян, видя благость их намерений и внемля их призывам.

Перевод Сергея Акишина специально для .

Молитвы к поясу Пресвятой Богородицы

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.

Благодарим монастырь Ватопед на Святой горе Афон за предоставленные фотографии.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...