XIV Международная научная конференция «Икона в русской словесности и культуре. В восточно-христианской традиции

25–27 января 2018 года Дом русского зарубежья им. А.Солженицына, Музей русской иконы и Оргкомитет конференции приглашают на XIV Международную научную конференцию «Икона в русской словесности и культуре».

Организационный комитет:

Председатель:

Валерий Владимирович Лепахин, доктор филологических наук, профессор Сегедского университета.

Сопредседатели:

— Оксана Витальевна Губарева, кандидат искусствоведения, член Союза художников России (Санкт-Петербург, Россия);

— Александр Васильевич Моторин, доктор филологических наук, профессор (Великий Новгород, Россия);

— Ирина Константиновна Языкова, кандидат культурологических наук (Москва, Россия).

— Котина Юлия Викторовна (ДРЗ).

Основные темы, которые предполагается обсудить на заседаниях: богословие иконы, иконология, иконография, эстетика иконы, икона и слово, икона в словесности, икона в литературе русского зарубежья, слово в иконе, словесность об иконе, иконичность словесного художественного образа, иконотопос и эонотопос в художественной литературе.

В 2018 году исполняется 100 лет со дня рождения Александра Исаевича Солженицына, имя которого носит Дом русского зарубежья. Оргкомитет предполагает провести заседание, посвященное памяти писателя и мыслителя. Тема доклада не обязательно должна быть связана с иконой.

В этом году ушли из жизни два участника нашей конференции: Гелиан Михайлович Прохоров и Валентин Арсентьевич Никитин. Оргкомитет приглашает участников почтить память коллег докладами и сообщениями.

Тематику конференции можно расширить, ждем ваших предложений.

Заседания состоятся:

Регламент: доклад - 20 мин., выступление - 5 мин.

Ждем также ваших предложений относительно культурной программы (организация выставки в фойе Дома русского зарубежья, концерт духовной музыки и др.). Пока Оргкомитет планирует экскурсию в Музей русской иконы. Есть также предложение организовать вечер поэзии, на котором участники конференции могли бы выступить со своими стихами.

Выставка «Современная икона. Филипп Давыдов и Ольга Шаламова»

Санкт-Петербург, книжный дом Глагол.

Тема : проблемs современной иконописи.

Ведущий круглого стола : протоиерей Александр Степанов - главный редактор радиостанции Санкт-Петербургской епархии «Град Петров», настоятель домовой церкви великомученицы Анастасии Узорешительницы и храма святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских на Васильевском острове.

Участники :

Оксана Витальевна Губарева искусствовед, член Союза Художников России, писатель и автор множества популярных книг по христианскому искусству,

Филипп Андреевич Давыдов руководитель иконописной мастерской Живая Традиция, учёный секретарь Православного института религиоведения и церковных искусств, член союза художников РФ,

Игумен Александр (Федоров) , настоятель Императорского Петропавловского собора и церкви св. Екатерины в Академии художеств, заведующий иконописным отделением СПбПДА, профессор Института им. И. Е. Репина Российской академии художеств, председатель епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам и Санкт-Петербургского православного молодежного движения (СПб),

Ирина Константиновна Языкова кандидат культурологии, искусствовед, зав. кафедрой христианского искусства Библейско-богословского института св. апостола Андрея, и другие компетентные лица.

Начало : 19:00. Вход свободный.

(Особая благодарность за съёмки Риму Шагапову)

Планируемые выставки:

Следующая выставка икон Филиппа Давыдова и Ольги Шаламовой планируется в г. Вашингтон (США), в Дадиан Гэллери (Dadian Gallery) при семинарии Везли (Wesley)

4500 Massachusetts Avenue, NW, Washington, DC 20016, USA

Вестник ПСТГУ Губарева Оксана Витальевна,

Серия V. Вопросы истории искусствовед, канд. культурологии, член СХ России;

и теории христианского искусства худ. рук. ювелирной компании «Акимов»

2015. Вып. 4 (20). С. 65–85 [email protected]

ИЕРУСАЛИМСКИЙ КРЕСТ

В ВОСТОЧНО-ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

O. В. ГУБАРЕВА Иерусалимский крест в Православной Церкви чаще всего называют «крестом паломника». Распространено мнение, что этот крест не имеет православных корней и появился после захвата Иерусалима рыцарями Первого Крестового похода.

Но сохранились древние памятники, доказывающие, что подобные кресты были распространены в восточно-христианской церкви уже в VI–VII вв. Их равносторонняя форма восходит к кресту, явленному равноапостольному Константину, а пятисоставная композиция может быть истолкована как образ соборности Вселенской Православной Церкви.

Иерусалимский крест в Православной Церкви чаще всего называют «крестом паломника».

Такое название накрепко связывает его со Святой Землей, лишая каких-либо иных значений и смыслов, кроме одного - памятный сувенир о поездке к Гробу Господнему (ил. 1). Распространено мнение, что этот крест не имеет православных корней и появился после захвата Иерусалима рыцарями Первого Крестового похода, поэтому часто можно встретить другое его наименование - «крест крестоносцев». Однако сохранившиеся памятники свидетельствуют о том, что восточно-христианская Церковь имеет свою, не связанную с крестоносцами историю почитания креста типа «Иерусалимского».

Начнем с очевидного факта: пять крестов, один большой и четыре малых, изображены на флаге Грузии. По грузинскому преданию1, Иерусалимский крест был на одной из главных Ил. 1. Иерусалимский крест.

государственных реликвий Иверии - он освя- Современная работа.

щал боевое знамя царя Картли Вахтанга I ГорСм.: Бичикашвили И. О грузинском историческом государственном флаге и гербе // Гербовед. № 29. 1998. С. 134–141.

Исследования гасала (446–502) и с древности являлся одним из основных государственных символов страны. Доказательством тому служит свидетельство карта венецианских картографов братьев Пицигани2 (XIV в.), на которой территория Грузии отмечена флагом с красным Иерусалимским крестом. Однако согласно другим древним картам, красный пятисоставный крест в XIV в. был эмблемой не только Грузии, но и прочих земель восточной Анатолии и Закавказья. Например, на карте-портулане Анджелино Дульсерта (Далорто) (1339) таким крестом отмечен не только город Тифлис, но и «Великая Армения» («Armenia Maior»), похожий флаг изображен над городом Себастополис. В «Книге знаний всех королевств, земель и владений в мире» (El Libro del conoscimiento de todos los reinos. XIV в.) красный Иерусалимский крест на белом фоне изображен уже над всеми указанными территориями.

С XVI в. Иерусалимский крест известен и на военных флагах России. Так, по описям Успенского собора кон. XVI в. известно, что среди крестовых знамен стрелецких полков, хранившихся в Успенском соборе Московского Кремля3, один был с Иерусалимским крестом. С двумя подобными флагами стрельцы изображены на миниатюре Книги об избрании на царство Михаила ФедоровичаРоманова в 1613 г. (ил. 2)4.

Г. В. Вилинбахов приводит и другие примеры использования Иерусалимского креста в русской геральдике: «Царь Петр, возвращаясь в Москву из Архангельска, часть пути до Вологды проделал водным путем. При расставании он пожаловал архиепископу Афанасию свой струг “с парусом, якорем, со всею прикрасою и снастью судовою”. Среди так называемых прикрас было три флага: один вышеописанный бело-сине-красный полосатый и два с Иерусалимскими крестами. Впоследствии эти флаги хранились в кафедральном соборе Архангельска»5. Их изображение сохранилось (ил. 3)6.

Исследователь указывает также на то, что в XVIII в. под флагом с Иерусалимским крестом ходили суда Соловецкого монастыря.

В XVI в. влияние западной культуры на государственную и военную символику России было минимальным. В то же время в связи с идеей преемственности Москвы захваченному турками Константинополю активно заимствовалась византийская геральдика. Так, флаг Византии украшал похожий на Иерусалимский равносторонний крест, но вместо малых крестов в его средокрестиях были начертаны четыре буквы «В», представлявшие собой священную аббревиатуру, Карта Франциска и Доминика Пицигани (Domenico y Francesco Pizzigan), датированная 1367 г., хранится в «Biblioteca Palatina» в Парме.

См.: Вилинбахов Г. В. Крест царя Константина в средневековой воинской геральдике Европы / Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л., 1985; Он же. Легенда о «знамении Константина» в символике русских знамен XVII–XVIII веков // Труды Государственного ордена Ленина Эрмитажа. Л., 1983. ХХIII. С. 33.

Книга об избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея великия России самодержца.

Москва, Посольский приказ, 1672–1673 гг. (ГМИИ).

Вилинбахов Г. В. Государственная геральдика в России: Теория и практика. Дис. … д-ра ист. наук

СПб., 2003.

На правах рукописи

–  –  –

O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции Ил. 2. Московское посольство. Иллюстрация «Книги об избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея великия России самодержца. Москва, Посольский приказ, 1672–1673 гг.». Переиздание 1856 г.

–  –  –

Исследования посвященную Христу: «, » (Царь царей, царствующий над царями) (ил. 4).

Для многих духовных лидеров восточного христианства после падения в 1453 г. Византии «христианская империя, царство Божье на земле» воплотилось в России. Московское государство осталось единственным независимым православным царством, и в мировом православии развивались мессианские идеи «кочующего царства», наиболее известной из которых является концепция «Москва – Третий Рим». Утверждение вселенского значения московского царя усиливается после 1589 г., когда в России было установлено патриаршество, так как это событие восстановило каноническое число патриарших престолов в православном мире. «Устроение пятого патриарха - не произвольная историческая уступка желаниям Москвы, а восстановление полноты вселенского православия: «...яко уж и прежебысть во всем мире пять патриарх»»7. Поэтому естественно предположить, что появление символа пятисоставного Иерусалимского креста в русской традиции было связано не с католическим, а с византийским наследием. Немаловажную роль в появлении этого символа, скорее всего, сыграла его числовая символика и иконография. Пять крестов, собранных вместе, указывают на пять канонических престолов православия, соединенных вместе в образ церковного собора. Подобное символическое прочтение согласуется с композицией Иерусалимского креста, которая представляет собой проекцию крестово-купольного храма8, и заставляет вспомнить распространенное на Руси храмовое пятиглавие. Можно предположить, что именно это символическое значение повлияло на использование пятисоставного креста в качестве государственного символа в странах Закавказья и Анатолии.

Ил. 4. Участники четвертого крестового похода у стен Константинополя.

Миниатюра рукописи Жоффруа де Виллардуэн «Завоевание Константинополя».

Ок. 1330. Национальная библиотека святого Марка. Венеция Баталов А. Гроб Господень в замысле «святая святых» Бориса Годунова. С. 155 // Иерусалим в русской культуре / Отв. ред. А. Баталов, А. Лидов. М.: Наука, 1994. С. 154–171.

См.: Вагнер Г. Византийский храм как образ мира // Византийский временник. М., 1886.

O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции Важно отметить, что уже в XVI в. пятисоставные равноконечные кресты в описях Успенского собора называются «Иерусалимскими». Это позволяет связать использование таких крестов на русских флагах с еще одной, может быть более важной, чем «Москва - Третий Рим», сакральной идеей, жившей на Руси в это время:«Москва - Новый Иерусалим». Наиболее ярким ее проявлением стала традиция «Шествия на осляти» в Вербное воскресенье, во время которого царь вел под уздцы осла или коня с восседающим на нем митрополитом, а впоследствии патриархом.

«В момент шествия происходило слияние Москвы и евангельского Иерусалима в единый иконный образ, в котором соединяются разные временные пласты евангельского Иерусалима и позднесредневековой Москвы»9. Очевидно, что Иерусалимский крест в символическом сознании русских был одним из знаков христианского Иерусалима, но он не воспринимался ими как палладиум крестоносцев. Равносторонняя композиция связывала его образ с главной победной святыней христианского мира - с крестом равноапостольного Константина, его лабарумом.

В течение многих веков в христианском мире почитались два образа креста - Истинный Крест Христов, найденный матерью равноап. Константина равноап. Еленой при раскопках на Голгофе, и крест, явленный Константину на небе перед Мульвийской битвой. Вытянутая форма Голгофского, или Истинного, Креста Христова с двумя или тремя поперечными перекладинами несла в себе символику, связанную с искупительной жертвой. Равносторонняя же форма Константинова креста была символом охранения и победы10. Долгое время образы этих двух крестов использовались по-разному, в соответствии с их символическим значением. Так, Истинный Крест, который позднее в геральдике получил название «патриаршего», использовался в церковных богослужениях в качестве напрестольного, вышивался на святительских одеждах, водружался как поклонный и поминальный в храмах и общественных местах. Константинов крест, в геральдике именуемый «греческим», помещали на знамена, использовали в различных символических композициях, а также в качестве выносного запрестольного креста, и именно его изначально носили как тельник.

С. Гнутова в своей статье «Константинов крест»11 подробно рассказывает, как крест и монограмма Христа, которую, согласно Евсевию и Лактанцию, Константин видел сначала на солнце, а потом во сне, стала уже в IV в. изображаться преимущественно как равносторонний крест. Поначалу крест был всегда в венке - символе победы. Потом венок преобразовался в круг, а во многих памятниках и вовсе исчез. Сейчас доподлинно неизвестно, как выглядел крест, который Константину явился в видении, потому что уже древнейшие памятники представляют нам несколько разных форм, а подробного устного описания святыни в источниках не существует (ил. 5). Как отмечает Г. В. Вилинбахов, «традиция Византии в своем взгляде на форму креста, явившегося Константину, Лидов А. Иконичность и иконическое. О пространственных смыслах иконного образа // Дары: Альманах современной христианской культуры, 2015. С. 38.

См.: Вилинбахов. Крест царя Константина... С. 193.

Гнутова С. В. «Константинов крест» - древнейший памятник раннехристианского искусства на территории России (URL:http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=68).

–  –  –

Ил. 5. Сон св. Константина; Видение св. Константину креста;

Обретение Животворящего Креста св. Еленой. Миниатюра из Гомилий Григория Назианзина. 879–882 г. Парижская национальная библиотека O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции по-видимому, единства не выдерживала»12. Императором за время его правления было создано множество драгоценных крестов, которые он дарил правителям и союзникам своей империи, вкладывал в храмы, украшал площади Рима и Константинополя. Исследователь К. А. Щедрина в работе, посвященной иконографии Константинова креста, говорит о том, что разнились не только сами реликвии, оставшиеся от эпохи Константина, но и предания, в которых описывалось чудо его явления13.

Уже самые древние памятники с изображением не только одного креста, но соединенные с Лабарумом, венком или хризмой, напрямую возводившиеся к легенде о чуде явления на небе, разняться по форме. При преимущественно сохраняемой равносторонности они имеют разную ширину ветвей и их завершения. Некоторые из них имеют прямые ветви с засечками на концах, как в традиционном римском шрифте, другие расширяются. Расширяющиеся концы, в свою очередь, могут быть ровными, а могут раздваиваться, наподобие ласточкиного хвоста, у некоторых острые концы украшены восемью небольшими шарами. Чаще всего крест имел форму, которую можно было вписать в круг, однако многие сохранившиеся памятники такого округлого очертания не имеют. Таким образом, уже в раннюю эпоху важным оказывается не точность воспроизведения деталей какой-то конкретной святыни, связанной с видением Константина, а некий обобщенный образ креста, воспринимающийся как победный символ.

Повторяющимися деталями, заставляющими в том или ином кресте «узнавать»

крест Констанина, стали, в первую очередь, его равносторонняя композиция и наличие только двух пересекающихся перекладин, внешние углы которых часто были акцентированы деталями, визуально их вытягивающими.

Причем даже такая, казалось бы, важная составляющая, как равносторонность, не была безусловной. Крест не обязательно должен был быть с совершенно одинаковыми ветвями, но должен был «казаться» таковым (ил. 6).

Кресты, которые специалисты относят к типу константиновых, сохранились во всем христианском мире, и наиболее ранние - в его восточной части. Именно в более развитом восточном регионе складывались крестовые иконографии, которые впоследствии были заимствованы западноевропейской геральдикой. Задолго до мальтийцев откровенно мальтийскую форму, например, мы видим у крестов, украшающих храмы Грузии: на релье- Ил. 6. Крест на постаменте от неизвестного фах Болнисского Сиони (478–493) памятника. IX–X в. Иерусалим Вилинбахов. Крест царя Константина... С. 188.

См.: Щедрина К. А. «Крест императора Константина Великого» (к вопросу иконографии) // Ставрографический сборник. Кн. II: Крест в Православии / Сост., науч. ред. С. В.

Гнутова. М.: Изд-во Московской Патриархии; Изд-во «Древлехранилище», 2003. С. 55–66.

–  –  –

Ил. 10. Монументы св. Константина в Константинополе.

Реконструкция Антуана Хелберта.

Источник: http://ellinondiktyo.blogspot.ru/2014/06/h.html

–  –  –

См.: Смирнов А. П. Выносной чеканный крест греческой работы XI–XII веков // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975. С. 27–40; Сукина Л. Б. «Корсунский» запрестольный крест из переславского никольского монастыря // Ставрографический сборник.

Кн. II: Крест в Православии. С. 159.

Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Кн. 3. Гл. 49.

O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции нитого запрестольного креста императора Юстиниана II (ок. 565 г.) (ил. 13), хранящийся сейчас в сокровищнице Ватикана, и многие священные для Католической Церкви украшенные драгоценными камнями кресты, объединенные общим названием «crux gemmate». Великую реликвию воспроизводили и на византийских монетах. Именно на деньгах Византии небольшая перекладина на концах ветвей этого креста получила образ поперечных завершений, которые впоследствии стали одной из значимых иконографических черт Иерусалимского и также тевтонского крестов18 (ил. 14).

Превращение небольших поперечин или расширений на концах креста в т-образные завершения связано с особенностями изготовления матрицы для штампа. При примитивной технологии Ил. 13. Ватиканский крест Юстиниана II. 2-я пол. VI в.

штамповки для возможности многократного исСобор св. Петра. Ватикан пользования матрицы изображения на ней должны прорезаться как можно глубже и иметь такую форму, чтобы она долго не снашивалась и сохраняла узнаваемый рисунок даже при длительной эксплуатации. Таким огрубленным рисунком из коротких прорезанных линий на монетах часто изображались не только детали креста, но и лица.

Чем дальше находился от Константинополя народ, чем меньше у его художников была возможность видеть знаменитый образец, тем больше видоизменений и вольностей привносили они в его образ. Тем более что представления о точности воспроизведения, как уже говорилось, тогда были весьма условны. Во многих странах о Константиновом кресте судили, скорее всего, по его изображению на монетах.

В Египте и Эфиопии почитание реликвий, связанных с Константином, оказалось соединено с почитанием местного символа жизни, креста с петлей, называемого «анх», в Сирии и Палестине - с монументом, воздвигнутым в Иерусалиме св. императором Феодосием II. Этот монуменИл. 14. Серебряная мотальный крест был памятью еще об одном чуде нета (гексаграм) импеявления креста. О нем рассказывается в хронике ратора Константина II.

Марцеллина Комита за 1 сентября 418 г. - 31 авгу- 642–647 г. Источник: http:// ста 419 г.: «Наш Господь Иисус Христос, который www.cngcoins.com/Coin.

присутствует всегда и везде, явился из облака над aspx?CoinID=231972#

–  –  –

См.: Бутырский М. Н. Крест на византийской монете // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2004. № 9 (20). С. 141–143.

Как показал в своей работе Д. И. Полывянный, в Болгарии XII–XIII вв., а через нее на Афоне, а затем и в России XVII в. формы «патриаршего» и «константинова» креста оказались объединены. Видимо, в России образ креста был дополнен и коптской символикой (см.: Полывянный Д. И. Культурное своеобразие средневековой Болгарии в контексте византийскославянской общности IX–XV вв. Иваново, 2000. С. 133–134).

O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции Таким образом, расположение маленьких крестиков вокруг центрального большого, числовая символика (пять крестов) и форма равностороннего креста с перекладиной на концах ветвей, свойственные иерусалимской крестовой иконографии, были распространены в восточно-христианской церкви уже VI– VII вв.

Единственной на сегодняшний день серьезной работой о генезисе этой формы является статья, опубликованная Herr Baurath von Schick в ежеквартальном отчете Палестинского исследовательского общества за 1883 г. В ней фон Шик возводит образ Иерусалимского креста к египетским изображениям солнца в виде равностороннего креста в круге и описывает множество древних типов раннехристианских крестов, многие из которых имеют в средокрестиях дополнительные знаки. В конце исследователь приводит слова знакомого ему армянского священника, утверждающего, что крест с четырьмя маленькими крестиками - армянский (ил. 16). Армянский священник, беседу с которым воспроизводит фон Шик, полагал, что крестоносцы заимствовали форму Иерусалимского креста у армян, так как армяне помогали им, и те в большинстве своем после образования Иерусалимского королевства женились на армянках. Мы видели, что на древних картах Армения действительно отмечена красным Иерусалимским крестом. Вполне возможно, что традиции изображения дополнительных знаков или образов между ветвями появилась в ранней Византии как осмысление еще более древних форм восточной орнаментики, палестинской, сирийской, египетской и в том числе армянской.

Сложившиеся в более развитом восточном регионе типы Константинова и Голгофского крестов распространялись на запад. К XI в. крестовая иконография в Византии становится более сложной и разнообразной. В различных формах художественно осмысляются не только сами исторические предания, но и богословские метафоры, созданные восточнохристианскими гимнографами в прославление Креста. На Западе в это время такого развития культуры еще нет, и Константинов крест в латинских памятниках сохраняет свою простую форму. Развитие крестовой иконографии в Европе начнется на 200 лет позже. Но не под воздействием гимнографии, а в связи с нуждами геральдики, требующей разнообразия гераль- Ил. 16. Хачкар на армянском соборе св. Иакова в Иерусалиме. 1440 г.

дических символов. Тогда же, в 1099 г., во времена I Крестового похода, крестоносИсследования цы пришли в Иерусалим с самыми простыми крестами на флагах, что подтверждают ранние изображения, описывающие это событие. К этому времени относится изображение креста Констанина в виде простого равностороннего креста с точками в средокрестиях. Оно помещено на воинском флаге героя норманнского завоевания Англии Юстаса II, отца Готфрида Бульонского, предводителя франков в I Крестовом походе.

Сохранился уникальный гобелен, хранящийся в г. Байё, вышитый в 1066–1070 гг., на котором подробно изображены все участники норманнского вторжения (ил. 17). Один из них - герой битвы при Гастингсе граф Юстас II, мужественные действия которого решили исход сражения. Он центральная фигура всей панорамы, держит в руках флаг с крестом, очень похожий на Иерусалимский.

Сейчас любая статья об Иерусалимском кресте начинается рассказом о завоевании Иерусалима рыцарями I Крестового похода. История происхождения пятисоставной крестовой иконографии возводится к гербу Годфруа (Godefroi de Bouillon) (1061–1100), графа Болонского, из-за вспыльчивого характера известного как Готфрид Бульонский (с фр.: кипящий), который был одним из предводителей I Крестового похода (1096–1099) и после взятия Иерусалима провозглашен его правителем21. Через год Готфрид умер. После его смерти был осноИл. 17. Юстас II во главе войска. Фрагмент гобелена из Байё. 1066–1070 гг. Англия.

Музей ковра из Байё. Франция Как исторический факт рассказывается легенда о том, что Готфрид «отказался от королевского титула, посчитав невозможным принять золотой венец в том месте, где Спаситель принял венец терновый» и принял титул «Хранителя и Защитника Гроба Господня». Хотя историками указывается, что Готфрид сам называл себя принцепсом или герцогом Иерусалима (см: Riley-Smith Jonathan. The Title of Godfrey of Bouillon // Bulletin of the Institute of Historical Research. Vol. 52. 1979. P. 83–86; Murray Alan V. The Title of Godfrey of Bouillon as Ruler of Jerusalem / Collegium Medievale. Vol. 3. 1990. P. 163–178; France John. The Election and Title of Godfrey de Bouillon // Canadian Journal of History. Vol. 18/3. 1983. P. 321–329).

O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции ван рыцарский орден Святого Гроба Господнего (Ordo Equestris Sancti Sepulcri Hierosolymitani), который, немного изменив герб Готфрида, сделал своим символом красный пятисоставный крест на белом фоне. Этот крест в истории и стал называться Иерусалимским, или символом Кустодии Святой Земли. В настоящее время орден Святого Гроба Господнего - это престижный францисканский орден со штаб-квартирой в Ватикане, членами которого являются представители королевских семей, олигархи, политики. На странице организации можно почерпнуть информацию о происхождении священного символа ордена.

Францисканцы придерживаются взглядов фон Шика, возводя историю Иерусалимского креста к дохристианской символике. «Знак, который у многих ассоциируется с королевством крестоносцев, основанном в 1099 году, на самом деле изображался на монетах, печатях и флагах, не имеющих ничего общего с миром крестоносцев»22, - говорится в этой статье. Но все-таки: был ли этот крест гербом Готфрида Бульонского?

Появление формы Иерусалимского креста нельзя возводить к гербовнику семейства Болонских графов не только потому, что такие кресты, как уже было показано, существовали в восточно-христианской традициии раньше. Дело в том, что у Готфрида Бульонского скорее всего вообще не было никакого герба.

В эпоху I крестового похода в Западной Европе геральдики как таковой еще не существовало, поэтому Иерусалимский крест не мог быть гербовым. Похожий крест действительно украшал флаг Юстаса II. Но этот флаг с крестом выполнял символическую функцию победоносного лабарума св. Константина, а не герба.

Недаром изображенные на гобелене рядом с Юстасом два других норманнских рыцаря торжествующе указывают не на него, а на флаг. Их выразительные жесты как бы говорят: «С нами Бог и Его всесильная помощь!». Норманнское вторжение завершилось полной победой. Поэтому представляется естественным, что Готфрид Бульонский и его брат Болдуин могли направиться завоевывать Святую землю, заручившись помощью отцовского «победного» знамени. Но это был именно войсковой флаг, а не герб рода.

Западноевропейская геральдика в эпоКрест Святой Земли представляет собой греческий крест красного цвета, расположенный на белом фоне и окруженный четырьмя меньшими крестами. Он также известен как «Иерусалимский крест» и является символом Кустодии Святой Земли. По поводу происхождения знаменитого символа точной информации не существует. Знак, который у многих ассоциируется с королевством крестоносцев, основанном в 1099 году, на самом деле изображался на монетах, печатях и флагах, не имеющих ничего общего с миром крестоносцев. Однако верно, что благодаря крестоносцам Иерусалимский крест приобрел, наряду срелигиозным, и политическое значение, а также стал обозначать территориальную принадлежность.

Вероятнее всего, что Иерусалимский крест произошел от креста, с точками вместо нынешних малых крестиков, который использовался самыми ранними христианскими общинами на Ближнем Востоке, существовавшими еще в римскую эпоху, за тысячу лет до Крестовых походов. Действительно, многие изображения, найденные в различных областях Святой Земли, напоминают Иерусалимский крест, в том числе и мозаичные, на которых знак полностью идентичен нынешнему. Именно эта связь стала решающей при избрании данного символа францисканцами Святой Земли» (URL: http://ru.custodia.org/default.asp?id=3638(10.04.2015)).

Schick Herr Baurath von. The Jerusalem Cross // Palestine Exploration Fund - Quarterly Statement for 1894. P. 183–189.

Исследования ху крестовых походов только-только начинает формироваться. Походы не были тому причиной, но стали катализатором процесса, поскольку собранные вместе и закрытые доспехами рыцари нуждались в опознавательных знаках. Окончательно геральдика сложилось только в XIII в., первые же гербовники появились в сер. XIV в.23 Есть и другие исторические доказательства. Если бы Иерусалимский крест был гербовым знаком Болонских графов, то он бы присутствовал как отличительная черта на доспехах и одеждах Готфрида во всех его репрезентативных изображениях. Однако если мы обратимся к ранним миниатюрам, например к изображению оммажа Готфрида византийскому императору Алексею II24, и другим миниатюрам, иллюстрирующим историю Первого крестового похода (ил. 18), то увидим, что никакого Иерусалимского креста на доспехах ни у Готфрида, ни у других крестоносцев нет. Этот символ появляется в качестве герба только к XIV в., да и то постепенно. Например, на миниатюре «Пир королей»25 1378 г. в левом нижнем углу мы видим корабль Готфрида, который увенчан похожим флагом, но на нем не пять, а множество мелких крестов вокруг одного большого (ил. 19). Здесь очевидно прослеживается традиция, встречающаяся в ранних армянских хачка

URL: http://www.excurs.ru/history/Heraldry_history.htm#6 (15.05.2015).

Крестовый поход по призыву папы Урбана II начался в 1095 г., спустя всего 42 года после Великой Схизмы, то есть разделения единой Христианской Церкви на Православную, восточного обряда, и Католическую, западного обряда. В это время еще никто не думал, что это навсегда, и христианский мир представлялся пока целостным. Иерусалим и все земли Палестины веками принадлежали Византии, пока не были завоеваны турками. Во главе войска из 20 тыс. рыцарей Готфрид Иерусалимский направился в Иерусалим через Константинополь, где (конечно, не без давления со стороны императора) принес оммаж византийскому императору Алексею Комнину. Он признал православного императора своим сеньором и дал ему клятву верности, обещав все завоеванные земли вернуть под его корону. Правда, позднее он признал свою присягу недействительной в связи с тем, что император Алексей не прислал своего войска на помощь при взятии армянской (на тот момент) Эдессы.

Категория сеньориально-вассальных отношений была осевой в структуре феодального общества XI–XII вв. «Milites хроник Первого крестового похода, и milites Dei в частности - это не абстрактные воины, а рыцари, особая, во многом еще только складывающаяся субкультура военных профессионалов; для них договор с сеньором - одна из важнейших коммуникативных практик, а представление о двусторонней верности договору - важный элемент ментальности» (С.

А. Минин). Издревле знамена выполняли функцию символов власти, в первую очередь Бога и царя. В складывающейся средневековой субкультуре знамена становились и символами власти сюзерена над своими вассалами, символами объединения вассалов вокруг своего сюзерена. Для крестоносцев таким сюзереном стал Иисус Христос. По формирующемуся среди них рыцарскому кодексу чести для них представлялось естественным отказаться от клятвы Алексею, который не выполнил, в их представлении, своих обязательств сюзерена.

Таким образом, нерушимой оказывалась только клятва Христу, всегда верному своим вассалам. Знаком этой взаимной верности был крест царя Константина, помещенный на знамена.

Как пишет в своей диссертации Минин, «хронисты не только изображают крестоносцев как рыцарей Бога, но и самого Бога как верного своим обязанностям сеньора, который воюет за своих людей, защищает их и делится с ними военной добычей» (Минин С. А. Первый крестовый поход в средневековой культуре: договор Бога и человека в нарративе хронистов: автореферат дис.... канд. ист. наук: 24.00.01. М., 2009. С. 24–25).

Короли из Люксембургского дома: Карл IV, Вацлав, Сигизмунд, собрались вместе на пир в день, когда Готфрид Бульонский впервые прибыл в Святую землю.

O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции рах, символика многосоставности. В связи с этой миниатюрой вспоминаются и знаменитые граффити в виде тысяч равносторонних крестов типа «Константиновых»

на стене пещерной церкви равноапостольной Елены, расположенной под Голгофой.

Традицию вырезания на ней крестиков положили первые крестоносцы. Подобные паломнические метки можно увидеть на многих древних памятниках. Но в отличие, например, от граффити в Святой Софии Константинопольской или в новгородской Нередице, где выцарапаны имена и просьбы, здесь нет слов. Воины Первого крестового похода, как известно, были безграмотными, поэтому везде вместо имени они ставили крест. Так что множество маленьких крестов вокруг центрального символа можно интерпретировать как образ множества христианских воинов, следующих за победоносным крестом Констан- Ил. 18. Избрание Готфрида Бульонского.

тина против врагов Христа. Миниатюра хроники Гийома Тирского Все, что связано с личностью Готфрида «История деяний в заморских землях».

1280 г. Лионская национальная Бульонского, сейчас сильно мифологизибиблиотека ровано, многое носит легендарный характер. В реальности с Иерусалимским крестом на одеждах Готфрид изображен впервые только на фреске Джакомо Джакуэрио в Saluzzo, Северной Италии, написанной около 1420 г. Так что флаг, с которым Готфрид Бульонский пришел в Иерусалим, стал его рыцарским гербом спустя по крайней мере два века после его смерти.

Обращает на себя внимание, что на кресте флага Юстаса II нет характерных т-образных окончаний. Известная форма ветвей Иерусалимского креста, скорее всего, появилась тогда же, когда крест стал наполняться гербовой символикой. Фон Шик, изучая историю Иерусалимского креста, обратил внимание, что перекладины центрального знака напоминают четыре буквы «Т», соединенные вместе. Это заставило его вспомнить пророческий образ видений Иезекииля, в которых говорится, что в последние времена верные будут помечены знаком креста в виде греческой буквы. Этот мессианский символ спасения особо почитался знаменитым отшельником Палестинской пустыни святым Антонием, отчего крест с тремя ветвями стал называться Антониевым. Осмысление т-образных ветвей Константинова креста как Антониевых крестов, видимо, происходит в католической традиции только в XIII в., когда св. Франциск Ассизский сделал Например, в Иерусалиме, в латинском приделе Святого Гроба, хранится меч Готфрида Бульонского, крест и стремена, которые имеют позднее происхождение и были положены туда только в 1802 г.

–  –  –

Ил. 19. Пир королей. Мастер библии Жана де Си. Миниатюра рукописи Великие хроники Карла V. 1378 г. Парижская национальная библиотека O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции крест св. Антония своим символом. Тогда же в католицизме начинается необыкновенное почитание самого св. Антония и даже пишутся образы Распятия, на которых Христос распят на Антониевом кресте. Видимо, в это время и начинает складываться простой и лаконичный символ латинского Иерусалима.

Символическое мышление Западного Средневековья в XIII–XIV вв. наполняло мир новыми знаками, одним из которых и стал Иерусалимский крест рыцарей Гроба Господня. Фон Шик, а следом за ним и современные авторы ищут смысл его образа в основном в западной символической системе. Например, пять крестов они интерпретируют как символ пяти ран Христа и пяти стигматов Франциска Ассизского. Другое распространенное толкование: центральный крест - это Сам Иисус Христос, а малые кресты - евангелисты. Четыре малых креста - это еще и четыре части света, просвещенных светом Евангельской Истины. Середина земли, ее пуп27, снова была в руках христиан, и свет Христова учения должен был воссиять оттуда по всему миру. С точки зрения средневекового человека, Готфрид мистически восстановил крест Христов на Голгофе, утвердил в центре земли символ победы христианства. Но по католической традиции эта победа представлялась не духовно, а вполне конкретно и воинственно. Четыре креста получали еще одно, предложенное фон Шиком толкование: они представлялись знаком четырех христианских народов, вставших вокруг Креста Христова и освободивших Святую Землю от мусульман. Здесь уместно снова вспомнить флаг Готфрида на миниатюре «Пир королей», усеянный множеством небольших крестиков. Этот символический воинственный смысл, скорее всего, и был доведен до схематической простоты в процессе развития языка геральдики Иерусалимского государства.

Геометрически четкий красный крест с т-образными завершениями ветвей на белом фоне, окруженный простыми, как знаки плюса, крестами, стал эмблемой принадлежности к ордену рыцарей Гроба Господня. Но только он, только такой крест является католическим символом (ил. 20). Любой другой пятисоставный крест такого значения не имеет. Эта древняя форма восходит к знамению победы равноапостольного Константина, к его монументу и к кресту, установленному в Иерусалиме св. византийским императором Феодосием II (401–450). И в православной традиции его символика совсем другая - это Ил. 20. Церемония посвящения образ духовного единства православных нав рыцари Ордена Святого Гроба родов, собранных вокруг Христа, символ соГосподня.

2014-04-10 Современная иконопись - круглый стол в "Глаголе" (Книжный ДОМ, Невский 177) Все видео - https://www.youtube.com/playlist?list=PLPEV1ltoIiC2pLaOvEVKa8XHZUhar-Jv- 10 апреля в конф-зале К д "Глагол" прошел круглый стол, о проблемах современной иконописи. Ведущий о. Александр Степанов, гл. ред. "Града Петрова" представил участников: Ирину Константиновну Языкову, искусствоведа, кандидата культурологии, зав. кафедрой христианского искусства Биб-бог. и-та св. ап. Андрея; Оксану Витальевну Кобыреву, искусствоведа и члена Союза художников СПб; иконописца Филипп Давыдова и Евгению Давыденко, рук. иконописного отделения И-та богословия и церковного искусства Оптиной пустыни. Александра Васильевича Стальнова - председателя секции иконописи в Союзе художников России О.Александр заметил, что сегодня идет мучительный спор эпох и мнений, многое забыто и утрачено. "Многие проблемы церковного искусства возникли... еще в период Средневековья. Всякое творчество - высказывание того, чем наполнен человек. Средневековый человек отличается от современного гораздо большей цельностью. Его центральным познанием было богопознание, а наукой - богословие. И здесь возникает вопрос и проблема того, в каком направлении двигаться". Ирина Константиновна показала подборку икон, отражающую многообразие современной иконописи. "В древности икона собирала человека, сегодня весь процесс расползся вширь. Сегодня нет единства... икона становится авторской. Сегодня личность иконописца выходит на первый план. Сама жизнь нам подсказывает шаги к тому, что нельзя только лишь стилизовать", - отметила искусствовед. Оксана Витальевна Кобырева посмотрела на проблему с другой точки зрения и подчеркнула, что самоцелью становится дематериализация образа, а также маньеризм. "Икона это не стиль, а философия и богословие, осмысление через краски космогонии и устройства вселенной, того, какое место в нем занимает человек, что такое божественное подобие. С помощью метафорических образов и ритмических соответствий перекликаются догматы". Александр Стальнов заметил, что основная проблема иконописной традиции состоит в том, что она должна быть цельной и не отрываться от церковной традиции. Последним выступил Филипп Давыдов. Он отметил, что...есть соблазн остаться в византийской традиции, но мы должны создавать образы для наших современников".

Как покупателю выбрать нательный крест, каковы особенности продажи крестов в ювелирном магазине?

Данная статья призвана помочь работникам ювелирной торговли продавать этот непростой товар, облегчая выбор покупателю.

Нашим консультантом стала Губарева Оксана Витальевна - искусствовед, член Союза художников РФ, в течение многих лет - преподаватель иконографии Духовного училища Санкт- Петербургской Духовной Академии, арт – директор ювелирной компании «Акимов».

Продавец религиозных украшений, безусловно, может не быть верующим человеком, однако знать историю религиозных символов - его прямая обязанность. Иначе, как он сможет доходчиво объяснить пытливому покупателю особенности той или иной реликвии?

Обычай носить нательный крест на груди восходит к первым векам христианства. Крест является обязательным атрибутом православной веры и «спасительным орудием для изгнания дьявола». Еще в дохристианскую эпоху, кресту придавали особое значение: крест в квадрате был символом земли и стабильности, помещенный в круг - обозначал солнце, центр Вселенной, связывающий небо с землей. Крест воплощал идеи единства противоположностей в природе, мужского и женского начала, у многих народов символизировал жизнь и смерть. Христианство наполнило древний символ новым смыслом, сделав его знамением вечной жизни и единения всего мироздания в Боге. Именно кресту православные христиане уже больше двух тысячелетий доверяют оберегать свою жизнь от напастей.

Культовые украшения - особая товарная категория. Это не просто товар, это образ души человека, раскрывающий его сокровенные чувства и чаяния. С древних времен православные кресты изготавливали лучшие мастера, стараясь передать им тепло своего сердца. Всякая ошибка в работе считалась позором и плохим предзнаменованием мастеру, ведь он делал не просто украшение, а святого спутника человеку на всю жизнь.

Крест целовали, на него молились, и любой изъян сразу обнаруживался. Поэтому хороший крест всегда был высоким произведением искусства. Каждое православное изделие имеет свой замысел, богословскую концепцию, воплощенную в художественных формах и образах. Крест, в первую очередь, это образ славы Иисуса Христа, Бога, который стал человеком из любви к людям, страдал за их грехи на Кресте, и, воскреснув, дал надежду на вечную жизнь. В орнамент крестов, мо-щевиков, образков нередко вплетаются слова молитв, священные символы и знаки. Это делается не случайно, и верующие всегда обращают на это внимание. Именно поэтому, кроме номинальной стоимости и художественно-эстетической ценности, культовые украшения имеют еще духовное значение.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...