Интересные факты из жизни митрополита Серафима (Чичагова). Несомненно, большинство из нас наслышано о выдающемся вкладе святителя в дело церковного прославления его любимого святого – преподобного Серафима Саровского

Как часто мы оказываемся в нелепой ситуации, когда и тема дискуссии интересна, и выдвигаемые нами аргументы убедительны, а оппонент не хочет ни прийти к компромиссу, ни остаться при своем мнении… Если человек настойчиво навязывает свое мнение, перекручивает ваши слова и в упор не понимает вашу точку зрения, может, собеседник – просто не слишком умен? По словам психоаналитика Елена Гридасовой, и сейчас актуальны слова З.Фрейда: "Ничто не обходится в жизни так дорого, как глупость". Даже чужая глупость – ведь сколько энергии и нервов мы тратим на людей, которые не могут нас услышать.

Ученые определили, когда дискуссия опасна

Насколько умен человек, можно ли ему доверять – вопрос важный. Но с тупым собеседником (в реальном разговоре или соцсетях) мы можем пострадать куда сильнее. На днях калифорнийские ученые подтвердили пословицу "Дурака учить – себе вредить". В ходе исследования, в котором приняло участие 500 добровольцев, предлагалось доказать свою точку зрения во время электронной переписки. До и после переписки все участники проходили обследование показателей здоровья (артериальное давление, частота пульса итд), а также диагностику психологического состояния.

Одна группа участников столкнулась с аргументированными изящно оформленными возражениями и потерпела поражение. Второй группе также пришлось встретиться с полным отрицанием их позиции, однако ответы были примитивными и составлены по схеме поведения недалекого человека. Хотя у участников в первой группе было больше риска засомневаться в своей позиции или ощутить себя проигравшими в споре, те, кто наслаждались дискуссией, чувствовали себя психологически и физически удовлетворительно. Скачки давления, повышенную раздражительность и другие отклонение выявили как раз у представителей второй группы, с которыми спорил "дурачок".

Так как же определить, что спор с данным человеком бесполезен и может повредить здоровью? Если человек с трудом подбирает нужные слова, часто использует избитые штампы и речевые обороты, это не обязательно говорит о его низком интеллекте. Возможно, человек просто волнуется или недостаточно разбирается в теме дискуссии.

1.Выдает свое мнение за аксиому.

Глупый человек очень часто подвержен чужому мнению. Любое высказывание, произнесенное видным политиком с экрана телевизора, статья, напечатанная в популярном издании становится для него непреложной истиной, которую он не преминет высказать в ходе беседы. Он может быть настырным и упорным, отстаивая "свою" точку зрения, однако простой вопрос "А почему Вы пришли к такому мнению?" поставит его в тупик. Мнение умного человека формируется в результате определенной мыслительной работы, а дурак озвучивает чужое мнение, не утруждаясь сформировать собственное.

2.Поучает, говорит с назидательными интонациями.

Не слишком умный человек любит всех поучать, и это желание он высказывает к месту и не очень. Эта привычка базируется на повышенном самомнении, которое присуще многим "недалеким" людям. Они абсолютно уверены, что лучше всех все знают, а соответственно имеют право всех учить! Умные же люди, как правило, подвергают сомнению полноту своих знаний. Но даже когда уверены, не станут пытаться учить других из-за присущего им чувства такта.

3.Говорит не о теме спора, а о собеседнике.

Вместо того, чтобы обсуждать саму проблему, начинает очернять спорящего. В отличие от "тролля", у которого главная задача – спровоцировать перебранку и создать как можно больше шумихи, он искренне верит, что подмеченный недостаток собеседника – аргумент. Или же аргументов может выступать факт, что подобных высказываний придерживался "кто-то плохой". Возникло даже понятие "сведение к Гитлеру": "вегетарианство и борьбу с курением нельзя приветствовать, раз Гитлер был вегетарианцем и боролся с курением". Правда, сейчас вместо Гитлера все чаще употребляются другие негативные примеры-политики.

4.Не допускает критики.

Любой глупец сознательно считает себя умнейшим человеком, но подсознательно чувствует свою беспомощность и отсутствие необходимых знаний для ведения дискуссии. Поэтому он никогда не допустит, чтобы его некомпетентность была обнаружена. На критика или советчика он яростно набросится с упреками и обвинениями в глупости. Поскольку признать, что кто-то способен найти более оптимальный выход из ситуации или предложить более разумное решение не в состоянии! вВто время как умный может в ходе беседы воскликнуть "Боже, какой я был болван, что не увидел очевидного!".

5.Любит обобщать и не признает исключений.

У человека, не привыкшего рассуждать, речь может изобиловать конкретными примерами. Невысокий уровень IQ вообще проявляется в трудностях при переходе на абстракции, при употреблении символов. Но стремясь к конкретике, недалекий собеседник стремится обобщать, делать далеко идущие выводы. Это не парадокс – как раз из-за неумения долго оперировать абстрактными понятиями, такой человек пытается все поскорее упростить. Ему невыносимо разбираться в нюансах, тонкостях, исключениях из правил, для него важно избавиться от тревоги и вывести нехитрое правило: скажем, "все мужики – козлы" или "каждый честный человек обязан…". При этом говорить такой собеседник может просто, прямо, "резать правду-матку". Или – нанизывать малопонятные фразы, употреблять (нередко неправильно) сложные термины. Такая "дымовая завеса" служат прикрытием проблем с самостоятельностью мышления.



Храм в честь священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского

Подворье Патриарха Московского и всея Руси

АДРЕС: ЮЗАО. Привокзальная площадь у ж/д станции Бутово

НАСТОЯТЕЛЬ: священник Максим ГЛУХИХ

Контакты: 8 985 183-75-94

На месте строительства основного храма уже построена временная церковь в честь иконы Матери Божией «Неупиваемая Чаша». 17 марта 2013 года епископ Красногорский Иринарх, управлявший тогда Юго-западным викариатством, совершил малый чин освящения временного храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

За это время на приходе своими силами воздвигли здание Воскресной школы.

Официальный сайт прихода: butovo.moseparh.ru

Новости прихода:


Прощание с зимой

12 декабря иерей Максим Глухих, настоятель храма священномученика Серафима, митрополита Петроградского, совершил панихиду на Бутовском полигоне о всех «во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших»

29 ноября по приглашению руководства школы №1355 клирик храма священномученика Серафима (Чичагова) в Южном Бутове диакон Сергий Онг провел урок «Основы православной культуры» для учеников 4 класса

18 ноября в храме священномученика Серафима, митрополита Петроградского, в Южном Бутове состоялась экскурсия для учащихся 4-х классов школы №1355

Праздник Рождества Христова в Юго-Западном викариатстве (новости приходов)

Епископ Дмитровский Феофилакт посетил храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского, в Южном Бутове

Молодежь - наша надежда


ВНИМАНИЕ! Открыт расчетный счет храма в честь священномученика Серафима, митрополита Петроградского, в Южном Бутове

«ПОДАРИ МНЕ ЖИЗНЬ»




Привокзальная площадь Бутово украсилась святой церковью

Cерафим значит Пламенный

В. А. Юлин

Cерафим значит Пламенный

Земная жизнь св. митрополита Серафима (Чичагова)

Духовный писатель. Энергичный и красноречивый проповедник. С редкой энергией заботился о возрождении приходов. Отличался кипучей, идейной деятельностью и горячим стремлением поставить духовенство на подобающую высоту. Митрополит Серафим был разносторонне одаренным человеком: музыкант, живописец, писатель, врач. В московском храме во имя пророка Божия Илии (в Обыденском переулке) есть образ Спасителя в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне, написанные им.

Потомок древнего дворянского рода, человек незаурядных дарований и способностей, Леонид Михайлович Чичагов оставил блистательную военную карьеру и избрал главным делом своей жизни служение Русской Православной Церкви, которой отдал всего себя без остатка, приняв за Веру мученическую кончину в 1937 году. Русская Православная Церковь, по достоинству оценив подвиг митрополита Серафима Чичагова, возвела его в сан св. Новомученика Российского.

В 2003 году Русская Православная Церковь отметила большой праздник - столетие со дня прославления святого преподобного Серафима Саровского. Участники торжеств в Сарове с благоговением вспомнили тех, кто явился инициатором канонизации смиренного инока Саровской обители. Первыми, выступившими с предложением прославить преподобного, были митрополит Антоний (Вадковский) и архимандрит Серафим (Чичагов).

«Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходской батюшка, самоотверженный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей, мужественный исповедник и величественный священномученик, сочетавший эти два подвижнические служения в своей долгой и праведной жизни», - таковы яркие образы, запечатлевшие в русской церковной и гражданской истории эту замечательную личность.

***

Леонид Михайлович Чичагов - потомственный военный. Он родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны (до замужества Зварковской). Родители крестили своего младенца в храме св. Александра Невского при Михайловском артилерийском училище. И это оказалось весьма символичным: служение воином для него, как и для его предков, было важнейшей формой исполнения христианского долга, характерного для всего семейства Чичаговых. Детей было пятеро: четверо сыновей: Николай, Михаил, Леонид и Александр, и дочь, которая умерла в младенческом возрасте (ей было всего три года).

Родительская любовь в семье сочеталась с должной требовательностью и уважительным отношением между всеми членами семьи. В детях воспитывалось чувство чести и долга перед Отечеством, прививалась чистота нравственных ценностей Православной Веры. Добросердечности в семье немало способствовала мать Мария Николаевна. Она была наделена писательским талантом, великолепно играла на фортепьяно. Любовь к музыке привила и своим сыновьям.

Отец Леонида Михаиловича дослужился до звания генерал-майора. Последние годы своей жизни провел в Калуге, где занимал должность воинского начальника (коменданта города), под надзором которого находился плененный на Кавказе и сосланный вместе со своей семьей в Калугу имам Шамиль.

5 июня 1866 года семью Чичаговых постигло несчастье: умер Михаил Никифорович. Потеря отца побудила десятилетнего Леонида, отличавшегося необыкновенной религиозностью, еще больше искать утешения в вере и стремиться в меру своих сил помогать матери, на плечи которой легла нелегкая задача вырастить четырех сыновей. По окончании гимназии трое из них были зачислены в Его Императорского Величества Пажеский корпус, а младший - Александр «пошел по юридической части». Мария Николаевна скончалась 17 ноября 1894 года и была похоронена на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге в семейной усыпальнице рядом со своим мужем Михаилом Никифоровичем. «Смерть разлучила. Смерть соединит. Господи, внемли слезному молению моему!» - написано на их надгробье.

Закончив 1-ю Санкт-Петербургскую классическую гимназию, Леонид Чичагов поступил в Пажеский корпус в 1870 году с зачислением 28 июня того же года в пажи к Высочайшему двору. 25 декабря 1874 года он был произведен в камер-пажи. Это открывало перед ним блестящую перспективу придворной службы. Однако 18-летний юноша отдал предпочтение воинской службе со всеми ее испытаниями и тяготами.

Окончив по первому разряду старший специальный класс Пажеского корпуса, он был произведен по экзамену в подпоручики в августе 1875 года и направлен для прохождения службы в Первую Его Величества батарею Гвардейской Конно-артиллерийской бригады. Начавшаяся в 1877 году русско-турецкая война привела Чичагова в состав действующей армии на Балканах, сделала его участником основных кровопролитных сражений, где он проявил личное мужество, храбрость и распорядительность.

Леонид Михайлович принимал непосредственное участие в боях под Горным Дубняком и Филиппополем в составе отряда генерал-адъютанта Вельяминова, а также при взятии Телеша и осаде Плевны войсками генерал-адъютанта Гурко. За проявленные им лично отвагу и героизм он был произведен в гвардии поручики и награжден орденами Св. Анны 2-ой степени, 3-ей степени с мечами и бантами и 4-ой степени с надписью «За храбрость» и орденами Св. Станислава 2-ой степени и 3-ей степени с мечами и бантами. Генерал М.Д.Скобелев лично вручил герою именную саблю «За храбрость». Великий князь Николай Николаевич Старший возложил на поручика Чичагова Георгиевский крест - знак военной храбрости и самоотвержения.

Позже Леонид Михайлович описал события, связанные с освобождением Болгарии, в книгах «Примеры из прошлой войны», «Описание отдельных солдатских подвигов», «Рассказы о подвигах офицеров», «Дневник пребывания Царя-освободителя в Дунайской армиив 1877 году». «Дневник» был очень популярен и выдержал три издания. За этот труд портрет Чичагова был пожизненно помещен в Национальный Музей в Софии. Впоследствии работа над «Дневником» побудила автора обратиться к Императору Александру III с письмом, в котором он доказывал необходимость иметь при Дворе историографа для составления прижизненных дневников царствующего Императора, что обеспечило бы написание правдивой русской истории. Письмо было прочитано Александром III и предложение Чичагова было одобрено.

Отметим, что главными темами размышлений молодого офицера стали «не героика войны и даже не миссия русской армии, освободившей православные славянские народы от турецкого владычества…», но « духовный смысл жизни и смерти, нравственный смысл страданий и самоотвержения, наконец, тема деятельной любви к своим братьям во Христе ». (Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова). 1856-1937. СПб. 1997).

В 1878 году Чичагов был назначен и.д. старшего адъютанта Управления артиллерии гвардейского корпуса и откомандирован в распоряжение Управления в Сан-Стефано, откуда в августе 1878 года он возвращается пароходом в Севастополь, а из Севастополя отбывает в Санкт-Петербург. Здесь молодой человек впервые встречается с протоиереем Иоанном Кронштадским, разрешившим многие духовные вопросы молодого офицера и ставшим его духовником, с благословения которого он принимал многие жизненные решения во все последующие годы.

Так, в 1890 году по совету святителя Чичагов бросил блестящую военную карьеру и в чине полковника вышел в отставку и переехал в Москву.

Священник

26 февраля 1893 года Леонид Михайлович был рукоположен в сан диакона. Пресвитерская хиротония последовала через 2 дня - 28 февраля. Став священником Московской церкви Двенадцати Апостолов, отец Леонид восстановил этот храм на собственные средства. Испытания первого года священнического служения оказались усугубленными неожиданной тяжелой болезнью супруги, матушки Натальи, которая привела ее в 1895 году к безвременной кончине, лишившей матери четырех дочерей, старшей из которых было 15, а младшей - 9 лет.

Отец Леонид привез тело почившей супруги в Дивеево и похоронил на монастырском кладбище. Вскоре над могилой была возведена часовня, и рядом с местом погребения матушки Натальи отец Леонид приготовил место для собственного погребения, которому, впрочем, так и не суждено было принять мощи будущего священномученика.

14 февраля 1896 года священник Леонид Чичагов по распоряжению Протопресвитера военного и морского духовенства был «определен к церкви в Москве для артиллерийских частей, заведений и учреждений Московского Военного Округа». Он со свойственной ему энергией частью на свои средства, частью на пожертвования отреставрировал Храм святителя Николая в Старом Ваганькове. Был награжден камилавкой.

Подвижник глубоко чтил память преподобного Серафима Саровского. Однажды, решив съездить к местам подвигов святого, отец Леонид встретился там с одной из трех монахинь, помнивших старца. Уже старая и больная старица Пелагея Ивановна обрадовалась приходу будущего митрополита, сказав: «Вот хорошо, что ты пришел, я давно тебя поджидаю. Преподобный Серафим велел тебе передать, что наступило время открытия его мощей и прославления». В недоумении будущий святитель ответил, что в силу своего общественного положения не может быть принят Государем, на что старица повторила: «Я ничего не знаю, передаю только то, что мне повелел Преподобный». Через некоторое время Серафим (Чичагов) начал работу над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря». К моменту завершения этого труда автор был уже архимандритом. Вскоре ему удалось встретиться с Государем. Поднеся Императору свою книгу, Чичагов сумел убедить Царя в необходимости открытия мощей преподобного.

Будущий святитель сделал очень многое для канонизации угодника, им же был написан акафист Серафиму Саровскому и краткое житие.

Иеромонах

30 апреля 1989 года отец Леонид получил отставку от Пресвитера военного и морского духовенства и летом того же года был зачислен в число братии Троице-Сергиевой Лавры. При пострижении в мантию 14 августа 1898 года был наречен именем Серафим.

Указом Святейшего Синода 14 августа 1899 года назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с последующим возведением в сан архимандрита. Проявив твердость церковного администратора, практичность рачительного хозяина и отеческую любовь подлинного пастыря, архимандрит Серафим за пять лет своего игуменства сумел преобразить как хозяйственную, так и духовную жизнь некогда величественного, но ко времени назначения отца Серафима пришедшего в глубокий упадок монастыря. Священноначалие высоко оценило заслуги архимандрита Серафима и как настоятеля возрожденного им Спасо-Евфимиева монастыря, и как замечательного агиографа подвижников иноческого благочестия, и 14 февраля 1904 года архимандрит Серафим был назначен настоятелем одной из семи ставропигиальных обителей Русской Православной Церкви – Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Проведя всего лишь год в Воскресенском монастыре, архимандрит Серафим запечатлел свое игуменство реставрацией знаменитого Воскресенского собора.

Смута. Путь мученика

Многое уже было сделано подвижником для возрождения и созидания святынь Русской Православной Церкви, когда в 1918 году он был возведен в сан митрополита и назначен на Варшавскую и Привисленскую кафедру. Правда, из-за сложившейся политической обстановки не смог отправиться к месту назначения и поселился в Москве, где служил в различных храмах.

24 июня 1921 года состоялось заседание судебной Тройки ВЧК в составе Самсонова, Апетера и Фельдмана, которые постановили: «Заключить гражданина Чичагова в Архангельский концлагерь сроком на два года», но не отдали распоряжение о его аресте и этапировании. Некоторое время владыка продолжал жить на воле и служить в храмах Москвы. Митрополита арестовали только 12 сентября 1921 года и поместили в Таганскую тюрьму.

22 апреля 1922 года Рутковский дал новое заключение по «делу» митрополита: «Принимая во внимание, что Белавиным (патриарх Тихон), совместно с Синодом, по-прежнему ведется реакционная политика против советской власти и что при наличии в Синоде известного реакционера Чичагова лояльное к власти духовенство не осмеливается открыто проявлять свою лояльность из-за боязни репрессий со стороны Чичагова, а также и то, что главная причина последовавшего освобождения Чичагова от наказания его, якобы острое болезненное состояние, не находит себе оправдания после его освобождения и нисколько не мешает Чичагову заниматься делами управления духовенства, полагаю... Чичагова Леонида Михайловича... задержать и отправить этапным порядком в распоряжение Архангельского губотдела для вселения на местожительство, как административного ссыльного сроком по 24 июня 1923 г.». В Архангельске митрополит прожил до конца апреля 1923 года, а затем с разрешения ВЦИК переехал в Москву.

Многое в жизни семидесятилетнего старца было связано с преподобным Серафимом Саровским. Даже теперь, 20 лет спустя после канонизации преподобного, ГПУ ставило ему в вину организацию торжеств: «16 апреля 1924 года гр. Чичагов Леонид Михайлович был арестован секретным отделом ОГПУ по имеющимся материалам: в 1903 году Чичагову было поручено руководство и организация открытия мощей Серафима Саровского...»

8 мая 1924 года Патриарх Тихон подал в ОГПУ ходатайство об освобождении находившегося в Бутырской тюрьме митрополита Серафима, престарелого и больного, за лояльное отношение которого к существующей гражданской власти он, Патриарх Тихон, ручается. Письмо было получено Тучковым на следующий день и оставлено без последствий, дело шло своим чередом. Наконец, 17 июля 1924 года уполномоченный ОГПУ Гудзь предложил освободить митрополита Серафима из-под стражи, и вскоре тот был освобожден.

Ленинградская епархия в 1928 году представляла собой одну из самых исполненных внутрицерковных противоречий епархий Русской Православной Церкви. И именно сюда 8 марта 1828 года прибыл святитель Серафим в качестве нового правящего архиерея. За годы служения владыки в Ленинградской епархии его архипастырский авторитет постоянно возрастал. Выразительным свидетельством этого стало создание православными христианами города в сентябре 1930 года «Общества митрополита Серафима» при Троицком Измайловском Соборе.

14 октября 1933 года указом Синода святитель был отправлен на покой. Первое время владыка жил в резиденции митрополита Сергия (Страгородского). В начале 1934 года он поселился в Малаховке, а затем переехал на станцию Удельная, где арендовал полдачи. Это были две небольшие комнаты и кухня. С ним были две его верные келейницы, монахини Воскресенского Феодоровского монастыря Вера и Севастина, сопровождавшие владыку уже более семи лет.

Спокойными и безмятежными были последние месяцы жизни митрополита в Удельной. Самое скорбное - это были старость и связанные с нею болезни. Он сильно страдал от гипертонии, одышки, последнее время от водянки, так что передвигался с трудом и из дома почти не выходил. Днем к нему приходили духовные дети, иные приезжали из Петербурга. Посещали владыку митрополиты Алексий (Симанский) и Арсений (Стадницкий). Вечерами, когда все расходились, митрополит садился за фисгармонию и долго-долго играл известную духовную музыку или сочинял сам.

30 ноября 1937 года святитель был арестован. Сотрудники НКВД не стали увозить его в арестантской машине, вызвали скорую помощь и отвезли в Таганскую тюрьму.

7 декабря священномученик решением тройки при УНКВД СССР по МО по обвинению в причастности к «контрреволюционной монархической организации» был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу.

11 декабря 1937 года святой был расстрелян и похоронен в Бутово, на так называемом полигоне НКВД.

В Тверской епархии находится церковь в честь священномученика митрополита Серафима Чичагова. Это небольшая церковь в деревне Дубровка Бологовского района, построенная в 1999 году.

Тропарь, глас 5-й:

Воинство Царя Небесного
паче земнаго возлюбив,
служитель пламенный
Святыя Троицы явился еси.
Наставления Кронштадтского
пастыря в сердце своем слагая,
данная ти от Бога
многообразная дарования к пользе
народа Божия преумножил еси.
Учитель благочестия и покорник
единства церковнаго быв,
пострадати даже до крове
cподобился еси.
Священномучениче Серафиме,
моли Христа Бога
спастися душам нашим.

Кондак, Глас 6:

Саровскому чудотворцу тезоименит быв,
теплую любовь к нему имел еси,
писаньми своими подвиги и чудеса того миру возвестив,
верныя к его прославлению подвигл еси
и благодарственнаго посещения
самого Преподобнаго сподобился еси.
С нимже ныне, священномучениче Серафиме,
В Небесных чертозех водворяяся,
моли Христа Бога
серафимския радости нам причастником быти.



Храм в честь священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского

Подворье Патриарха Московского и всея Руси

АДРЕС: ЮЗАО. Привокзальная площадь у ж/д станции Бутово

НАСТОЯТЕЛЬ: священник Максим ГЛУХИХ

Контакты: 8 985 183-75-94

На месте строительства основного храма уже построена временная церковь в честь иконы Матери Божией «Неупиваемая Чаша». 17 марта 2013 года епископ Красногорский Иринарх, управлявший тогда Юго-западным викариатством, совершил малый чин освящения временного храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

За это время на приходе своими силами воздвигли здание Воскресной школы.

Официальный сайт прихода: butovo.moseparh.ru

Новости прихода:


Прощание с зимой

12 декабря иерей Максим Глухих, настоятель храма священномученика Серафима, митрополита Петроградского, совершил панихиду на Бутовском полигоне о всех «во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших»

29 ноября по приглашению руководства школы №1355 клирик храма священномученика Серафима (Чичагова) в Южном Бутове диакон Сергий Онг провел урок «Основы православной культуры» для учеников 4 класса

18 ноября в храме священномученика Серафима, митрополита Петроградского, в Южном Бутове состоялась экскурсия для учащихся 4-х классов школы №1355

Праздник Рождества Христова в Юго-Западном викариатстве (новости приходов)

Епископ Дмитровский Феофилакт посетил храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского, в Южном Бутове

Молодежь - наша надежда


ВНИМАНИЕ! Открыт расчетный счет храма в честь священномученика Серафима, митрополита Петроградского, в Южном Бутове

«ПОДАРИ МНЕ ЖИЗНЬ»




Привокзальная площадь Бутово украсилась святой церковью

Cерафим значит Пламенный

В. А. Юлин

Cерафим значит Пламенный

Земная жизнь св. митрополита Серафима (Чичагова)

Духовный писатель. Энергичный и красноречивый проповедник. С редкой энергией заботился о возрождении приходов. Отличался кипучей, идейной деятельностью и горячим стремлением поставить духовенство на подобающую высоту. Митрополит Серафим был разносторонне одаренным человеком: музыкант, живописец, писатель, врач. В московском храме во имя пророка Божия Илии (в Обыденском переулке) есть образ Спасителя в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне, написанные им.

Потомок древнего дворянского рода, человек незаурядных дарований и способностей, Леонид Михайлович Чичагов оставил блистательную военную карьеру и избрал главным делом своей жизни служение Русской Православной Церкви, которой отдал всего себя без остатка, приняв за Веру мученическую кончину в 1937 году. Русская Православная Церковь, по достоинству оценив подвиг митрополита Серафима Чичагова, возвела его в сан св. Новомученика Российского.

В 2003 году Русская Православная Церковь отметила большой праздник - столетие со дня прославления святого преподобного Серафима Саровского. Участники торжеств в Сарове с благоговением вспомнили тех, кто явился инициатором канонизации смиренного инока Саровской обители. Первыми, выступившими с предложением прославить преподобного, были митрополит Антоний (Вадковский) и архимандрит Серафим (Чичагов).

«Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходской батюшка, самоотверженный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей, мужественный исповедник и величественный священномученик, сочетавший эти два подвижнические служения в своей долгой и праведной жизни», - таковы яркие образы, запечатлевшие в русской церковной и гражданской истории эту замечательную личность.

***

Леонид Михайлович Чичагов - потомственный военный. Он родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны (до замужества Зварковской). Родители крестили своего младенца в храме св. Александра Невского при Михайловском артилерийском училище. И это оказалось весьма символичным: служение воином для него, как и для его предков, было важнейшей формой исполнения христианского долга, характерного для всего семейства Чичаговых. Детей было пятеро: четверо сыновей: Николай, Михаил, Леонид и Александр, и дочь, которая умерла в младенческом возрасте (ей было всего три года).

Родительская любовь в семье сочеталась с должной требовательностью и уважительным отношением между всеми членами семьи. В детях воспитывалось чувство чести и долга перед Отечеством, прививалась чистота нравственных ценностей Православной Веры. Добросердечности в семье немало способствовала мать Мария Николаевна. Она была наделена писательским талантом, великолепно играла на фортепьяно. Любовь к музыке привила и своим сыновьям.

Отец Леонида Михаиловича дослужился до звания генерал-майора. Последние годы своей жизни провел в Калуге, где занимал должность воинского начальника (коменданта города), под надзором которого находился плененный на Кавказе и сосланный вместе со своей семьей в Калугу имам Шамиль.

5 июня 1866 года семью Чичаговых постигло несчастье: умер Михаил Никифорович. Потеря отца побудила десятилетнего Леонида, отличавшегося необыкновенной религиозностью, еще больше искать утешения в вере и стремиться в меру своих сил помогать матери, на плечи которой легла нелегкая задача вырастить четырех сыновей. По окончании гимназии трое из них были зачислены в Его Императорского Величества Пажеский корпус, а младший - Александр «пошел по юридической части». Мария Николаевна скончалась 17 ноября 1894 года и была похоронена на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге в семейной усыпальнице рядом со своим мужем Михаилом Никифоровичем. «Смерть разлучила. Смерть соединит. Господи, внемли слезному молению моему!» - написано на их надгробье.

Закончив 1-ю Санкт-Петербургскую классическую гимназию, Леонид Чичагов поступил в Пажеский корпус в 1870 году с зачислением 28 июня того же года в пажи к Высочайшему двору. 25 декабря 1874 года он был произведен в камер-пажи. Это открывало перед ним блестящую перспективу придворной службы. Однако 18-летний юноша отдал предпочтение воинской службе со всеми ее испытаниями и тяготами.

Окончив по первому разряду старший специальный класс Пажеского корпуса, он был произведен по экзамену в подпоручики в августе 1875 года и направлен для прохождения службы в Первую Его Величества батарею Гвардейской Конно-артиллерийской бригады. Начавшаяся в 1877 году русско-турецкая война привела Чичагова в состав действующей армии на Балканах, сделала его участником основных кровопролитных сражений, где он проявил личное мужество, храбрость и распорядительность.

Леонид Михайлович принимал непосредственное участие в боях под Горным Дубняком и Филиппополем в составе отряда генерал-адъютанта Вельяминова, а также при взятии Телеша и осаде Плевны войсками генерал-адъютанта Гурко. За проявленные им лично отвагу и героизм он был произведен в гвардии поручики и награжден орденами Св. Анны 2-ой степени, 3-ей степени с мечами и бантами и 4-ой степени с надписью «За храбрость» и орденами Св. Станислава 2-ой степени и 3-ей степени с мечами и бантами. Генерал М.Д.Скобелев лично вручил герою именную саблю «За храбрость». Великий князь Николай Николаевич Старший возложил на поручика Чичагова Георгиевский крест - знак военной храбрости и самоотвержения.

Позже Леонид Михайлович описал события, связанные с освобождением Болгарии, в книгах «Примеры из прошлой войны», «Описание отдельных солдатских подвигов», «Рассказы о подвигах офицеров», «Дневник пребывания Царя-освободителя в Дунайской армиив 1877 году». «Дневник» был очень популярен и выдержал три издания. За этот труд портрет Чичагова был пожизненно помещен в Национальный Музей в Софии. Впоследствии работа над «Дневником» побудила автора обратиться к Императору Александру III с письмом, в котором он доказывал необходимость иметь при Дворе историографа для составления прижизненных дневников царствующего Императора, что обеспечило бы написание правдивой русской истории. Письмо было прочитано Александром III и предложение Чичагова было одобрено.

Отметим, что главными темами размышлений молодого офицера стали «не героика войны и даже не миссия русской армии, освободившей православные славянские народы от турецкого владычества…», но « духовный смысл жизни и смерти, нравственный смысл страданий и самоотвержения, наконец, тема деятельной любви к своим братьям во Христе ». (Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова). 1856-1937. СПб. 1997).

В 1878 году Чичагов был назначен и.д. старшего адъютанта Управления артиллерии гвардейского корпуса и откомандирован в распоряжение Управления в Сан-Стефано, откуда в августе 1878 года он возвращается пароходом в Севастополь, а из Севастополя отбывает в Санкт-Петербург. Здесь молодой человек впервые встречается с протоиереем Иоанном Кронштадским, разрешившим многие духовные вопросы молодого офицера и ставшим его духовником, с благословения которого он принимал многие жизненные решения во все последующие годы.

Так, в 1890 году по совету святителя Чичагов бросил блестящую военную карьеру и в чине полковника вышел в отставку и переехал в Москву.

Священник

26 февраля 1893 года Леонид Михайлович был рукоположен в сан диакона. Пресвитерская хиротония последовала через 2 дня - 28 февраля. Став священником Московской церкви Двенадцати Апостолов, отец Леонид восстановил этот храм на собственные средства. Испытания первого года священнического служения оказались усугубленными неожиданной тяжелой болезнью супруги, матушки Натальи, которая привела ее в 1895 году к безвременной кончине, лишившей матери четырех дочерей, старшей из которых было 15, а младшей - 9 лет.

Отец Леонид привез тело почившей супруги в Дивеево и похоронил на монастырском кладбище. Вскоре над могилой была возведена часовня, и рядом с местом погребения матушки Натальи отец Леонид приготовил место для собственного погребения, которому, впрочем, так и не суждено было принять мощи будущего священномученика.

14 февраля 1896 года священник Леонид Чичагов по распоряжению Протопресвитера военного и морского духовенства был «определен к церкви в Москве для артиллерийских частей, заведений и учреждений Московского Военного Округа». Он со свойственной ему энергией частью на свои средства, частью на пожертвования отреставрировал Храм святителя Николая в Старом Ваганькове. Был награжден камилавкой.

Подвижник глубоко чтил память преподобного Серафима Саровского. Однажды, решив съездить к местам подвигов святого, отец Леонид встретился там с одной из трех монахинь, помнивших старца. Уже старая и больная старица Пелагея Ивановна обрадовалась приходу будущего митрополита, сказав: «Вот хорошо, что ты пришел, я давно тебя поджидаю. Преподобный Серафим велел тебе передать, что наступило время открытия его мощей и прославления». В недоумении будущий святитель ответил, что в силу своего общественного положения не может быть принят Государем, на что старица повторила: «Я ничего не знаю, передаю только то, что мне повелел Преподобный». Через некоторое время Серафим (Чичагов) начал работу над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря». К моменту завершения этого труда автор был уже архимандритом. Вскоре ему удалось встретиться с Государем. Поднеся Императору свою книгу, Чичагов сумел убедить Царя в необходимости открытия мощей преподобного.

Будущий святитель сделал очень многое для канонизации угодника, им же был написан акафист Серафиму Саровскому и краткое житие.

Иеромонах

30 апреля 1989 года отец Леонид получил отставку от Пресвитера военного и морского духовенства и летом того же года был зачислен в число братии Троице-Сергиевой Лавры. При пострижении в мантию 14 августа 1898 года был наречен именем Серафим.

Указом Святейшего Синода 14 августа 1899 года назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с последующим возведением в сан архимандрита. Проявив твердость церковного администратора, практичность рачительного хозяина и отеческую любовь подлинного пастыря, архимандрит Серафим за пять лет своего игуменства сумел преобразить как хозяйственную, так и духовную жизнь некогда величественного, но ко времени назначения отца Серафима пришедшего в глубокий упадок монастыря. Священноначалие высоко оценило заслуги архимандрита Серафима и как настоятеля возрожденного им Спасо-Евфимиева монастыря, и как замечательного агиографа подвижников иноческого благочестия, и 14 февраля 1904 года архимандрит Серафим был назначен настоятелем одной из семи ставропигиальных обителей Русской Православной Церкви – Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Проведя всего лишь год в Воскресенском монастыре, архимандрит Серафим запечатлел свое игуменство реставрацией знаменитого Воскресенского собора.

Смута. Путь мученика

Многое уже было сделано подвижником для возрождения и созидания святынь Русской Православной Церкви, когда в 1918 году он был возведен в сан митрополита и назначен на Варшавскую и Привисленскую кафедру. Правда, из-за сложившейся политической обстановки не смог отправиться к месту назначения и поселился в Москве, где служил в различных храмах.

24 июня 1921 года состоялось заседание судебной Тройки ВЧК в составе Самсонова, Апетера и Фельдмана, которые постановили: «Заключить гражданина Чичагова в Архангельский концлагерь сроком на два года», но не отдали распоряжение о его аресте и этапировании. Некоторое время владыка продолжал жить на воле и служить в храмах Москвы. Митрополита арестовали только 12 сентября 1921 года и поместили в Таганскую тюрьму.

22 апреля 1922 года Рутковский дал новое заключение по «делу» митрополита: «Принимая во внимание, что Белавиным (патриарх Тихон), совместно с Синодом, по-прежнему ведется реакционная политика против советской власти и что при наличии в Синоде известного реакционера Чичагова лояльное к власти духовенство не осмеливается открыто проявлять свою лояльность из-за боязни репрессий со стороны Чичагова, а также и то, что главная причина последовавшего освобождения Чичагова от наказания его, якобы острое болезненное состояние, не находит себе оправдания после его освобождения и нисколько не мешает Чичагову заниматься делами управления духовенства, полагаю... Чичагова Леонида Михайловича... задержать и отправить этапным порядком в распоряжение Архангельского губотдела для вселения на местожительство, как административного ссыльного сроком по 24 июня 1923 г.». В Архангельске митрополит прожил до конца апреля 1923 года, а затем с разрешения ВЦИК переехал в Москву.

Многое в жизни семидесятилетнего старца было связано с преподобным Серафимом Саровским. Даже теперь, 20 лет спустя после канонизации преподобного, ГПУ ставило ему в вину организацию торжеств: «16 апреля 1924 года гр. Чичагов Леонид Михайлович был арестован секретным отделом ОГПУ по имеющимся материалам: в 1903 году Чичагову было поручено руководство и организация открытия мощей Серафима Саровского...»

8 мая 1924 года Патриарх Тихон подал в ОГПУ ходатайство об освобождении находившегося в Бутырской тюрьме митрополита Серафима, престарелого и больного, за лояльное отношение которого к существующей гражданской власти он, Патриарх Тихон, ручается. Письмо было получено Тучковым на следующий день и оставлено без последствий, дело шло своим чередом. Наконец, 17 июля 1924 года уполномоченный ОГПУ Гудзь предложил освободить митрополита Серафима из-под стражи, и вскоре тот был освобожден.

Ленинградская епархия в 1928 году представляла собой одну из самых исполненных внутрицерковных противоречий епархий Русской Православной Церкви. И именно сюда 8 марта 1828 года прибыл святитель Серафим в качестве нового правящего архиерея. За годы служения владыки в Ленинградской епархии его архипастырский авторитет постоянно возрастал. Выразительным свидетельством этого стало создание православными христианами города в сентябре 1930 года «Общества митрополита Серафима» при Троицком Измайловском Соборе.

14 октября 1933 года указом Синода святитель был отправлен на покой. Первое время владыка жил в резиденции митрополита Сергия (Страгородского). В начале 1934 года он поселился в Малаховке, а затем переехал на станцию Удельная, где арендовал полдачи. Это были две небольшие комнаты и кухня. С ним были две его верные келейницы, монахини Воскресенского Феодоровского монастыря Вера и Севастина, сопровождавшие владыку уже более семи лет.

Спокойными и безмятежными были последние месяцы жизни митрополита в Удельной. Самое скорбное - это были старость и связанные с нею болезни. Он сильно страдал от гипертонии, одышки, последнее время от водянки, так что передвигался с трудом и из дома почти не выходил. Днем к нему приходили духовные дети, иные приезжали из Петербурга. Посещали владыку митрополиты Алексий (Симанский) и Арсений (Стадницкий). Вечерами, когда все расходились, митрополит садился за фисгармонию и долго-долго играл известную духовную музыку или сочинял сам.

30 ноября 1937 года святитель был арестован. Сотрудники НКВД не стали увозить его в арестантской машине, вызвали скорую помощь и отвезли в Таганскую тюрьму.

7 декабря священномученик решением тройки при УНКВД СССР по МО по обвинению в причастности к «контрреволюционной монархической организации» был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу.

11 декабря 1937 года святой был расстрелян и похоронен в Бутово, на так называемом полигоне НКВД.

В Тверской епархии находится церковь в честь священномученика митрополита Серафима Чичагова. Это небольшая церковь в деревне Дубровка Бологовского района, построенная в 1999 году.

Тропарь, глас 5-й:

Воинство Царя Небесного
паче земнаго возлюбив,
служитель пламенный
Святыя Троицы явился еси.
Наставления Кронштадтского
пастыря в сердце своем слагая,
данная ти от Бога
многообразная дарования к пользе
народа Божия преумножил еси.
Учитель благочестия и покорник
единства церковнаго быв,
пострадати даже до крове
cподобился еси.
Священномучениче Серафиме,
моли Христа Бога
спастися душам нашим.

Кондак, Глас 6:

Саровскому чудотворцу тезоименит быв,
теплую любовь к нему имел еси,
писаньми своими подвиги и чудеса того миру возвестив,
верныя к его прославлению подвигл еси
и благодарственнаго посещения
самого Преподобнаго сподобился еси.
С нимже ныне, священномучениче Серафиме,
В Небесных чертозех водворяяся,
моли Христа Бога
серафимския радости нам причастником быти.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...