Марксистская философия определение. Теория марксизма – это: кратко и понятно об основных положениях

Эта философия представляет собой обобщенное понятие, которое включает в себя мировоззрения К. Маркса и Ф. Энгельса, а также взгляды некоторых их последователей. Различают два направления: классическое и неклассическое. Первое является отображением идей самих Энгельса и Маркса, в то время как второе представляет собой их различные интерпретации. Социальная философия марксизма - олицетворение переходного характера развития гуманитарных наук XIX столетия. На становление мировоззрений ученого большое влияние оказала предшествовавшая ему немецкая классическая философия, в особенности идеи Фейербаха и Гегеля. Карл Маркс развивал и совершенствовал свое учение на протяжении всей жизни и наделил его четко выраженной структурой.

Фундаментальные принципы

Основные идеи философии марксизма заключаются в познании диалектико-материалистических решений, принятии действительности в отношении мышления и признании того, что основой процесса познания является взаимодействие человека с окружающей его средой в контексте конкретных исторических условий, что в то же время выступает в качестве оценки истинности результатов деятельности человека. Философия марксизма придерживается понятия, что человек и природа связаны между собой, однако являются представителями разнокачественных материальных систем. Взаимодействие осуществляется различными способами, человечество изменяет окружающую среду, однако при этом и само развивается и совершенствуется. Исторический материализм - другое название философии Карла Маркса - главным предметом обсуждения ставит общественную жизнь, которая является многообразной и сложной структурой. Здесь действуют законы социума, а также правила социальных групп. В свою очередь, исторический материализм подразумевает, что общество развивалось в результате естественных исторически сложившихся процессов со всеми закономерностями и явлениями природы. Закономерности мира природы не только зависят от людей, но и позволяют развивать их сознание и волю.

Фундаментальной основой отношений в обществе, о которых говорит философия марксизма, является производство материальных благ. Согласно мировоззрению Маркса, это воздействие человека на окружающую среду, главной целью которого является получение средств существования, необходимых для нормальной жизни в обществе. Примером таких благ может стать еда, одежда, жилье. Важное место в материальном производстве занимают производственные отношения, а также орудия труда. Философия марксизма определяет получение материальных благ как меру взаимодействия между людьми на различных уровнях: политическом, экономическом, этическом и так далее. В то же время основой производственных отношений является собственность. Она может принадлежать отдельным лицам или группе людей и распространяется на всевозможные средства производства. Именно от того, кому принадлежит право собственности, зависит качество имеющихся связей и отношений.

Устали от переводных американских книжек как заработать миллион? Американцы тоже устали. Именно поэтому с 2008 года, когда по мировой экономике ударил очередной кризис, «Капитал» неожиданно стал бестселлером. Люди покупали эту книгу и искали в ней ответ на простые вопросы – почему дела идут так плохо и как найти своё место в экономической системе?

К сожалению, разобраться в философии марксизма неподготовленному человеку не так-то просто. В этой статье я кратко и понятно расскажу о том, к чему пришёл Карл Маркс и как эту информацию можно использовать каждому из нас. Не бойтесь, идти на баррикады и штурмовать Зимний не придётся!

С чего начинался марксизм

Марксу не повезло. Его теория слишком опередила своё время. В середине XIX века быть социалистом считалось модно и прогрессивно. Империи изнемогали под гнётом экономических кризисов, колонии жаждали независимости, континенты сотрясали революции. Рабочие боролись за восьмичасовой рабочий день и улучшение условий труда во Франции, Англии, Германии, России.

Правительства вяло огрызались, финансовые тузы, в руках которых была сосредоточена реальная власть, откровенно паниковали. В мире царила страшная нищета с одной стороны и панический страх потерять свои накопления с другой. На всё это накладывались национальные конфликты и войны глобальных игроков за ресурсы. Знакомая картина, не правда ли?

В обществе был огромный запрос на теорию, которая, в конце концов, объяснит, что, чёрт возьми, происходит, и куда мы все движемся. На роль такого универсального знания было много претендентов.

Тем человеком, который смог обобщить самые передовые учения своего времени и дать ответ на общий вопрос и стал Карл Маркс. Однако ответ этот многим не понравился.

Суть марксизма, вопреки тому, что о нём сейчас принято думать, вовсе не в том, чтобы всё разрушить до основанья, а затем… В «Капитале» вообще не даётся никаких рецептов, как строить коммунизм или предшествующий ему социализм. Изложение ограничивается детальным анализом процессов, происходящих при капитализме, или, говоря, современным языком, при рыночной экономике.

В итоге Маркс математически доказал, что кризисы не зависят от жадности или порядочности бизнесменов, гениальности или глупости правительств, перенаселения или развития технологий. Кризисы являются неотъемлемой частью самой системы , поэтому избавиться от них не получится. Точнее, получится, но только за счёт столь глубоких изменений в самой структуре общества и экономического уклада, что от капитализма в итоге остаются рожки да ножки.

Конец истории отменяется

Так почему же Марксу не повезло? Причина простая. Его последователи слишком поторопились и сочли что общие прогнозы, намеченные в философии марксизма, должны сбыться с минуты на минуту. Успехи становления СССР и его победы только подтверждали верность идей. Марксизм триумфально шагал по планете, завоевав страны Восточного блока, Китай, Корею, Вьетнам, Латинскую Америку.

Посмотрите, например, на карту, которой в годы холодной войны пугали американских школьников. Со всех сторон бедную-несчастную маленькую Америку окружают злые марксисты. Согласитесь, если взглянуть на дело с такой стороны, это впечатляет.


Америка в окружении злых марксистов

Однако в том-то и крылась проблема. Вместо того, чтобы развивать и изучать политэкономию, уже существующие работы возвели в ранг священного писания. В СССР диалектический материализм и научный коммунизм преподавали в каждом вузе, а книги классиков марксизма-ленинизма издавали миллионными тиражами. Однако всерьёз их никто не читал и не собирался.

С падением СССР марксизм нарекли «мраксизмом», книги классиков выкинули на помойки. Западные «партнёры» тоже решили, что с коммунизмом покончено и даже объявили о конце истории. Согласно теории Френсиса Фукуямы , американского политолога японского происхождения, больше в мире не будет ничего интересного, а власть США установилась до конца времён.

Однако череда кризисов мировой экономики, внутренние проблемы западной цивилизации и рост условно социалистического Китая до уровня первой экономики мира показали, что всё не так просто. В 2008 году, в разгар ипотечного кризиса, германские издатели отметили, что спрос на «Капитал» вырос в семь раз. В феврале 2017 года газета «Вашингтон Пост» опубликовала результаты исследования о десятке самых популярных книг среди американских студентов. Среди античных классиков и методических пособий на 4 месте, к откровенному удивлению самих исследований, утвердился «Манифест коммунистической партии» . Наконец, издательства начали ловить тренд и издавать тот же «Капитал» в виде комиксов и в кратком изложении.


Комиксы выглядят симпатично, но не слишком объясняют что к чему

Неожиданно выяснилось, что многие вещи, о которых говорил Маркс, очень даже работают, вот только результатов нужно ждать не со дня на день.

Почему это так сложно и как сделать просто?

Карл Маркс и его друг Фридрих Энгельс оставили богатое литературное наследие, из которых главными стали несколько книг.

  1. «Капитал» — критика политической экономии
  2. «Манифест коммунистической партии»
  3. «Анти-Дюринг»
  4. «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
  5. «История рабочего класса в Англии»

Из них основным экономическим трудом по справедливости называют «Капитал». Строго говоря, это не экономика в чистом виде, как её сейчас преподают в западных (а с их подачи и в российских) институтах. Речь идёт о политэкономии, то есть о сложном взаимодействии производства, финансовых процессов и политики. То есть, то, чему сегодня учат экономистов – это шаг назад по сравнению с Марксом.

Однако попытки с наскоку одолеть «Капитал» самому могут разочаровать кого угодно. Изучение четырёх томов этой работы не просто сложно, а представляет серьёзное испытание даже для специалиста. Отчего так?

Высказывались теории, что это сознательное усложнение, вызванное некими чисто иудейскими традициями. На самом деле, конечно, причины другие.

  • Маркс лично подготовил для печати только 1 том. И это самая удобочитаемая часть работы. Остальные тома собирал Энгельс по оставшимся дневниковым записям и заметкам. И хотя сам он был неплохим публицистом, но предпочёл пожертвовать слогом, ради того, чтобы не пропала ни одна мысль его друга.
  • «Капитал» – это, всё-таки, научная работа, на которую ушло более 30 лет жизни очень образованного человека, знавшего несколько языков, собравшего и проанализировавшего огромный статистический материал. Книга изначально не предназначалась не столько для массовой аудитории, сколько для экономического научного сообщества. Излишние упрощения и популярный слог привели бы к тому, что работу просто проигнорировали бы те, кому она была адресована.
  • В то время такой формат подачи информации был принят. Я более чем уверен, что живи Карл и Фридрих в наши дни они вели бы динамичный канал на ютубе, лишь иногда предлагая своим фанатам аналитические статьи умеренной длины. Однако в середине XIX века информационный поток был не таким интенсивным . Люди спокойно могли посвятить месяц-другой своей жизни погружению в солидный том, с подробным анализом и многостраничными рассуждениями.

Сегодня, к сожалению, времени у каждого из нас всё меньше. В этих условиях разумной стратегией будет получить краткое и понятное изложение из философии Маркса. А книгу в бумажной версии приобрести уже потом, если очень захочется.

Прочесть «Капитал» онлайн можно здесь .

Прослушать аудиокнигу здесь .

Заказать для домашней библиотеки здесь .

А в этой статье мы вкратце рассмотрим три тома «Капитала» (четвёртый, незаконченный содержит историческую справку по экономическим теориям). И отметим те выводы, которые могут иметь практическую пользу для каждого из нас.

Что такое товар и почему из-за него все проблемы?

В первом томе речь идёт про капитализм в одной отдельно взятой фирме и про некоторые базовые представления, которые будут нужны в дальнейшем. Базовым элементом философии Маркса является товар. Это та самая клеточка, из которой выводится вся система мирового капитала. Товар – штука хитрая и противоречивая.

Ценность товара измеряется количеством труда, которое нужно приложить для его производства. Это называется «трудовая теория стоимости» и выглядит она довольно логично. Щебёнку добывать легче, чем алмазы, а потому и стоит она гораздо дешевле. Дорого стоит то, чего мало и что очень трудно добыть или изготовить.

Но как определить, сколько этого самого труда в каждом товаре? Люди привыкли свою работу ценить высоко, а работу другого не очень. Для этого и появился рынок с его невидимыми руками. Поторговавшись, парочка первобытных ребят могли прийти к соглашению, что для изготовления десятка глиняных горшков нужно столько же труда, сколько для вытёсывание одного каменного топора. Со временем этот первый примитивный рынок развился до современных бирж и брокерских контор.

На какой-то стадии для удобства обмена товаров были придуманы деньги. У большинства народов это был скот, потом оружие, потом золото.

Здесь появляется ещё два важных понятия марксизма.

  1. Производительные силы – проще говоря, это технологии, которые существуют в обществе. Сейчас их иногда называют ещё технологическими укладами
  2. Производственные отношения – система организации производства. Это как раз и есть те самые, известные со школы первобытный строй, рабовладение, феодализм, капитализм.

По Марксу главным законом является соответствие производственных отношении характеру и уровню производительных сил.

Это очень важно. Например, первобытному человеку не было смысла заводить рабов – их нужно кормить, охранять, а придумать им работу, выполняя которую они смогли бы обеспечить «и себя, и того парня» не получалось. Поэтому пленников либо принимали в племя, либо просто убивали.

На смену охоте и собирательству пришло земледелие и скотоводство – и появилось рабство. Раба можно заставить пасти стадо или махать мотыгой. При этом он добудет достаточно еды, чтобы досталось и хозяину, и охране и кое-что самому, чтобы не протянул ноги. Так постепенно с появлением новых технологий менялся общественный строй.

Если в государстве строят железные дороги и металлургические комбинаты, то держать крепостных крестьян невыгодно. Проще выгнать их в город и превратить в наёмных рабочих – как это произошло, например, во время промышленной революции в Англии, да и в любых других государствах. Некоторые «не вписывались в рынок», но это уже вопрос отдельный.

Итак, продолжим насчёт товара. У нас прокачались технологии, появился рынок и товар уже можно производить не для себя, а на продажу. И вот здесь Маркс выделяет так называемый товарный дуализм . Каждый товар имеет двойную ценность.

  1. Потребительная стоимость – его можно использовать по назначению.
  2. Меновая стоимость – его можно продать и получить деньги.

Именно от этого дуализма в дальнейшем и происходят все проблемы. Простой пример – уже упомянутый ипотечный кризис, когда дома строили и покупали не для того, чтобы в них жить, а для спекуляции. Рано или поздно покупателей не нашлось, отдать кредиты инвесторы не смогли и вся пирамида, с кучей вовлечённых структур и финансовых организаций, посыпалась вниз.

Так что все проблемы по Марксу, не из-за денег (как привыкли думать многие), а из-за товаров. Точнее, из-за их неправильного применения.

Кстати, в «Капитале» содержится точное определение богатства любой нации – это совокупность товаров, которыми та обладает. Под товарами понимается любая вещь, имеющая реальную ценность. Как видим, упор сделан не на денежки, расписки и кредиты, а именно на материальные ценности, которые можно потрогать и пустить в дело.

Деньги-товар-деньги

Есть товар, есть деньги. Как заставить эту систему работать на собственное благо? Здесь у предшественников Маркса возникала большая проблема. Никто не мог толком объяснить, откуда берётся богатство. Действительно, откуда?

  • Грабёж и насилие. Допустим, но при этом те, кого грабят, должны были бы откуда-то сами взять своё добро. Если все только разбойничают, то рано или поздно грабить будет попросту некого и некому.
  • Торговля. Чем-то похоже на прежний случай, но вместо старого доброго ультранасилия у нас мошенничество. Если богатство действительно появляется в ходе торговли, то купцы просто гоняют деньги и материальные ценности по кругу. Система замкнута и ничего нового в ней не появляется. Тем не менее, эта теория до сих пор имеет своих сторонников и называется «меркантилизм».
  • Земля и недра. Последователи этой теории назывались «физиократы». Они доказывали, что первоисточник любого богатства – это дары природы во всём их многообразии, начиная от полезных ископаемых и кончая обычным урожаем. Звучит логично, если забыть, что ценность земли равна нулю, когда ей никто не занимается. Продать-то её, конечно, можно, но вот пока она стоит непаханая, никакого дохода от неё не получишь. То же самое справедливо и по отношению к нефтеносным пластам и к залежам урановой руды.

В общем, Маркс подробно и со вкусом размазал по стенке всех своих оппонентов.

А потом доказал, что новая стоимость может взяться только из одного источника. Это производство.

Знаменитая формула оборота капитала выглядит так:

Д – Т…П…Т` – Д`

Д – это и есть капитал. Начальная сумма, которую вкладывает в дело предприниматель.

Т – это приобретённые средства производства (сырьё, станки) и рабочая сила.

П – процесс производства.

Т` – новый товар, который появляется в процессе работы и имеет большую ценность.

Д` – капитал вместе с прибавочной стоимостью, который получают после продажи конечной продукции.

И это единственный процесс, который генерирует прибавочную стоимость. Взял токарь стальную заготовку, на изготовление которой затрачено, например, 50 человеко-часов, поработал смену и наделал винтов, в которые заложено уже 58 человеко-часов. А уже потом эта стоимость реализуется на рынке, разделяется и превращается в зарплату токаря, доход бизнесмена, проценты, которые он платит банкиру по кредиту, налоги, которые получает государство и т.д.

Норма прибыли и норма прибавочной стоимости

Ещё два важных термина, которые ввёл Маркс, это норма прибыли и норма прибавочной стоимости . Норма прибыли равна:

где m – прибавочная стоимость,

с – постоянный капитал (то есть расходы на сырьё и оборудование),

v – переменный капитал.

Норма прибыли зависит от органического строения капитала . По мере развития технологий расходы на средства производства растут быстрее, чем расходы на рабочую силу. Одновременно растёт и минимальная сумма вхождения в отрасль. А развивать технологии и ставить новое оборудование приходится, чтобы выжить в конкурентной борьбе. Кто не согласен, того ждёт банкротство, поэтому норма прибыли постоянно уменьшается.

Отсюда вытекает два важных следствия.

Во-первых, по мере развития каждой отрасли войти в нёё всё тяжелее. Вы можете открыть свою парикмахерскую, продав квартиру или накопив нужную сумму. Но вот запустить нефтяную компанию, банк или машиностроительный завод вы не сможете. А это значит, что всё больше людей оказываются отрезанными от возможности попасть в класс капиталистов.

Во-вторых, крупные компании получают возможность душить и вытеснять с рынка мелочёвку, причём без всяких бандитских разборок. Просто за счёт использования более дорогих технологий и получения более дешёвого продукта. Например, в большом городе вы и парикмахерскую открыть не сможете, потому что все потенциальные клиенты уже ходят в фирменный салон. В итоге мелкие производители разоряются, каждую отрасль делят несколько крупных корпораций. Результатом свободной торговли неизбежно становятся монополии.

Норма прибавочной стоимости вычисляется так:

Иными словами, это отношение вновь созданной стоимости, которую создаёт рабочий, к той зарплате, которую ему за это выдаёт капиталист. Можно также сказать, что это пропорция, в которой работник отрабатывает свою зарплату, и которую тратит на хозяина. В отличие от нормы прибыли, норма прибавочной стоимости всё время увеличивается.

Достигается это, опять-таки, за счёт технического прогресса – где раньше было нужно 10 человек, можно поставить одного. А также за счёт борьбы бизнесменов за свои права в рамках трудового законодательства. То есть, увеличение рабочего времени, сокращение социальных гарантий, перевод сотрудников на аутсорсинг, наём фрилансеров, внедрение различных средств эксплуатации рабочих, таких, как системы видеонаблюдения, CRM и тому подобное.

Например, в США норма прибавочной стоимости в обрабатывающей промышленности в 1909 году была равна 130%, в 1929 составляла 158-188%, в 1953 – 240%, а в 1966 – 314%. Практически любое «оздоровление» корпорации сегодня предполагает сокращение расходов на заработную плату, за увольнения сотрудников и увеличения интенсивности труда. Это, как правило, приводит к росту акций и радует инвесторов. Но не самих работников.

Оборот капитала и природа кризисов

Второй том «Капитала» самый сложный для восприятия, что признают даже завзятые марксисты. В нём рассказывается про борот денег, и, по идее, надо было бы использовать математический аппарат и обозначения из матана. Однако автор предпочёл писать всё текстом, ну, а когда цифры записывают буквами, понять это всегда оказывается непросто.

Почему он так поступил не очень ясно, поскольку Маркс отлично владел и дифференциальным, и интегральным исчислением и даже опубликовал несколько работ на эту тему, правда, малоизвестных. В них он пытался математическими методами рассчитать экономические циклы и научиться прогнозировать волны кризисов. Попытки эти к особому успеху не привели.

Тем не менее, Маркс сделал важный задел. Он разделил всю экономику отдельной страны на две большие сферы.

А – производство средств производства, то есть станков, руды, полуфабрикатов.

Б – производство средств потребления. Еды, посуды, одежды, жилых домов.

А. 4000 c + 1000 v + 1000 m = 6000 W

Б. 2000 c + 500 v + 500 m = 3000 W

Цифры могут означать, например, миллиарды долларов или рублей и они подобраны далеко не случайно. Деньги, которые тратят капиталисты из Б на заработную плату рабочим, должны вернуться им же при продаже предметов потребления. Расходы капиталистов из А на возобновления производственного цикла должны быть оплачены за счёт продажи их продукции.

Не будем вдаваться в детальный разбор, занимающий несколько сотен страниц, отметим только некоторые моменты, которые должны выполняться, чтобы экономика работала:

  1. В сфере Б должны произвести столько продукции, чтобы хватило для потребления рабочим и капиталистам и в Б, и в А (напомним, это товары потребления).
  2. В сфере А должны произвести столько продукции, чтобы хватило для самих А (то бишь, чтобы можно было продолжить производство), и для Б (чтобы они тоже могли производить потребительские товары).
  3. Зарплаты рабочих и прибыли капиталистов в А должны быть такие, чтобы им хватило закупить в Б всё, что нужно для жизни.

Если спрос и предложение в этой сложной схеме где-то не бьются, то отраслевые балансы перестают сходиться. И вот тогда-то и наступает кризис.

В итоге рынки оказываются забиты товарами, которые некому покупать. Заводы останавливаются, рабочие сидят без работы, а нет производства – без денег сидят все.

Если на этом месте вы скажете, что для решения проблемы нужно просто рассчитать межотраслевые балансы и начать планировать производство, спешу вас поздравить – вы только что заявили, что нужно уничтожить капитализм . Ведь главный догмат рыночной экономики – та самая невидимая рука рынка и свобода предпринимательства. Как только вы начинаете говорить деловым людям, что им выпускать и в каких количествах, вы заменяете рынок планом. И это уже не капитализм, а совершенно другая общественная формация.

Тем не менее, именно по такому пути и идут правительства, в тех или иных дозах вводя механизмы госрегулирования в экономику. Где-то ограничиваются налоговыми льготами и дотациями, как в США, а где-то напрямую вводят чиновников в состав правления корпораций, как, например, это до сих пор происходит в Южной Корее и Японии.

Или, как в современной России, сохранив за олигархами право формально владеть своей собственностью, заставляют их строить мосты, дотировать убыточные, но социально важные предприятия, либо вкладываться в невыгодные лично для них долгосрочные проекты. Это тоже регулирование межотраслевых балансов. Это марксизм.

Прибыль всегда уменьшается. Почему?

Третий том читать полегче. Как раз в нём-то и изложена одна из важнейших концепций Маркса – теория о постоянном снижении нормы прибыли . В «Капитале» причины этого расписаны на уровне математических выражений, причём, как ни странно, сделано это кратко и ясно, всего на несколько страниц.

Если оставить математику и объяснить то же самое простыми словами, то ситуация такова. Предположим, что у нас есть какая-то новая отрасль, где при небольших вложениях можно получить большие дивиденды. При условии свободного перемещения капиталов туда рано или поздно придёт огромная толпа бизнесменов, ищущих, куда бы вложить свободные средства. В итоге норма прибыли сократится и уменьшится до какого-то среднего по стране уровня.

Чтобы не ходить далеко, давайте посмотрим на рунет. Было время, когда приличные деньги можно было делать на интернет-магазинах, однако сейчас реклама съедает гораздо больше, чем приносят продажи. Причина? – бешеная конкуренция. Итог? – выживание нескольких десятков крупных проектов.

Те, кто занимается сайтами-статейниками, помнят, что на заре становления этого вида заработка можно было окупить вложения за 2-3 месяца. Сейчас хорошим сроком считается 1.5-2 года. В перспективе, по мнению специалистов, новые информационные сайты будут оправдывать себя за 8-10 лет.

Это относится не только к хайтеку, а и к любому бизнесу и любым инвестициям. Кстати, чтобы оценить уровень прибыльности, к которому стремится каждая отрасль, посмотрите на ставки по банковскому депозиту.

Маркс и банкиры

А ещё в третьем томе можно почитать про банковский капитал. Сегодня часто можно услышать мнение, что Маркса финансировали английские банкиры, и в своих работах он клеймил позором промышленников и хвалил банковских дельцов. Такая точка зрения стала популярна у наших соотечественников с лёгкой руки российских политологов Николая Старикова и Валентина Катасонова.

Мягко говоря, это не совсем так. Маркс банкиров не жаловал.

Вот вам прямая цитата про промышленников:

«Промышленный капитал есть единственный способ существования капитала, при котором функцией капитала является не только присвоение прибавочной стоимости, соответственно присвоение прибавочного продукта, но в то же время и ее создание ».

В общем, ребята молодцы, не только дерут три шкуры с работяги, но ещё и что-то полезное делают. А вот про банкиров:

Согласитесь, не очень похоже на защиту ротшильдов с рокфеллерами. Что Маркс действительно писал – так это то, что крупные банки забирают власть над экономикой благодаря контролю над информацией. Они имеют доступ ко всем транзакциям, они выдают кредиты, они владеют финансовой отчётностью каждого предприятия. А потому банк становится нервным узлом, который собирает все огромный массив информации о ситуации в экономике. И со временем он уже не оказывает сервисные функции, а напрямую контролирует производство.

Согласитесь, точка зрения довольно интересная, даже на современный взгляд.

Практические выводы

Итак, если вы осилили текст до этого места, то давайте подведём итоги. Что полезного может вынести каждый из нас из теории Маркса?

  1. Главное – это производство. Чем ближе к реальному сектору, тем надёжнее. Думая о том, куда вложит свои денежки, старайтесь избегать финансовых пузырей, пирамид, торговцев воздухом и виртуальных услуг. Старое доброе строительство и сельское хозяйство не принесёт тысячи процентов годовых, но выглядит куда солиднее.
  2. Норма прибыли всегда понижается. Ищите новые и перспективные отрасли. А если приходите туда, где всё уже занято, не рассчитывайте на быстрые деньги. Ориентируйтесь на обычный банковский процент.
  3. Монополизация. В каждой отрасли крупные корпорации рано или поздно захватят весь рынок. Не боритесь с ними. Не спешите открыть ИП и ставить ларёк, если рядом в перспективе появится гипермаркет. Подумайте, как вы сможете зарабатывать, не конкурируя, а сотрудничая с крупными корпорациями. Это может быть покупка акций, оказание смежных услуг, партнёрство или франшиза.
  4. Кризисы неизбежны. Они встроены в систему. От них не уйти. Всегда держите запас на чёрный день. При начале кризиса не паникуйте, не вкладывайтесь в авантюры. Сокращайте потребление, оптимизируйте все расходы и пережидайте. Когда-нибудь это кончится. А при грамотном подходе вы в итоге сможете ещё и заполучить за бесценок активы, что не смогли удержать ваши конкуренты.
  5. Противостояние хозяина и работника. Сотрудник всегда будет стремиться сделать поменьше и требовать побольше. Руководитель всегда считает, что работают мало, а платит он много. Если вы хозяин – сокращайте переменный капитал. Думайте о фрилансерах, о переводе сотрудников на аутсорсинг, об оплате в процентах от оклада. Если рабочий – учите назубок Трудовой кодекс, думайте о профсоюзах и коллективном трудовом договоре.
  6. Меняйте строение капитала. Экономьте на сотрудниках, но вкладывайте в технологии. Кто отстал от прогресса, тот вышел из игры.
  7. Настоящее богатство – средства производства. Это может быть не только завод, но и любой актив, который вы можете сдать в аренду и заставить приносить деньги. Начиная от квартиры и автомобиля и кончая строительным инструментом. Либо самому использовать для заработка. С этой точки зрения новая дрель куда полезнее, чем новый смартфон.
  8. Занимайтесь производством средств производства. Эта сфера самая богатая, перспективная и развивающаяся. На золотой лихорадке разбогатели не золотоискатели, а продавцы горного оборудования. Когда все бросаются делать интернет магазины, не открывайте интернет-магазин. Открывайте студию по созданию интернет-магазинов.

Полезное видео

А вот так вкратце трактуют марксизм сегодняшние поклонники немецкого экономиста. Ролик сделан убедительно и по делу.

Заключение

Конечно, во многом приведённые советы покажутся банальными. Однако присмотритесь к тому, как ведут себя люди вокруг вас – а многие ли следуют этим простым принципам? Теория Маркса не идеальна, но это одна из самых последовательных и грамотных концепций, которые стоит изучить, чтобы ориентироваться в экономических процессах.

А если вы хотите углубить свои познания, то советую приобрести «Капитал» в бумажном виде. Ведь даже если эта книга не пригодится вам лично, она станет отличным подарком для знакомого предпринимателя, и поможет при заведении деловых связей.

Марксистская философия возникла в первой половине 40-х годов 19 ст. благодаря стараниям двух фундаментальных отцов пролетарского класса – Карлу Марксу (1818- 1883) и Фридриху Энгельсу (1820 – 1895). Теория марксизма включает в себя политэкономию, а также социально – политическую проблематику (научный коммунизм).

Появление марксизма было обосновано критикой идеалистической философии Гегеля, метафизического материализма Фейербаха. В основу философии марксизма легли такие труды мировых философов и ученых, как английская политэкономия Адама Смита, целое направление французского социализма-утопизма Сен-Симона, Фурье, Оуэна, немецкая классика Канта, Фихте, Шеллинга. Маркс и Энгельс были изначально младогегелианцами, поэтому философия марксизма появилась, как левая форма ответвления гегелианского течения.

Марксизм, как философское течение, отстаивает позицию первичности материи. Сознание – вторично и является формой и способностью высокоорганизованной материи превозносить действительность, и поскольку оно тесно связано с человеческой деятельностью, то не может быть прямым отхождением материи, потому что направлено на ее изменение.

Понятие диалектического материализма, которое выступает в марксизме ключевым, отображает природу, как целое, где обьекты и явления взаимообусловлены между собой. Мир вокруг нас быстротечный и изменяемый – все течет и движется, что-то появляется и что-то исчезает, но эти события связаны между собой. Борьба и единство противоположностей – это закон, который отображает источник развития. Все явления и обьекты природы имеют противоположные основы в своей сути и только благодаря их вечной борьбе происходит такое таинство жизни, как развитие, движение вперед. Закон, который отображает механизм развития в полной мере – это переход количественных изменений в качественные. Постепенные количественные изменения, которые накапливаются в природе, переходят в резкий качественный скачек. Третьим законом диалектического материализма является отрицание отрицания. Каждый новый этап в своей сути отрицает пройденный ранее этап. Таким образом перед нами предстает направление развития. Впервые была предложена система восходящей, спиралевидной модели развития. Каждый предыдущий этап помнит и имеет в своем запасе качества предыдущего, но переходя на новый виток, дает нечто новое, не похожее, отрицающее уже полученное ранее.

Исторический материализм – толкование истории на марксистских начала – в полной мере отображает суть этих трех законов. Во-первых, история имеет цикличный процесс, а также человек выступает как субьект общественной деятельности. Труд формирует человека. Он помогает переходить ему на новую ступень развития, новый качественный этап, но в то же время и отдает самого человека от сути. Мы обосабливаем свое отношение к другим людям, к социальным группам, и таким образом осознаем себя, как личность, как человека трудового. Отчуждение трудового человека происходит в результате того, что он (человек) не властвует над теми товарами, которые являются результатом его трудового действия. Буржуа полностью поработили рабочий класс, поэтому, находясь в отчуждении, человек чувствует себя изгоем. Чтобы разрушить это отчуждение, человеку нужно работать ради результатов своего труда и получать от этого удовольствие. Таким образом, провозгласив первенство пролетарского (рабочего) класса, Маркс и Энгельс доносят идеи коммунистического общества, где пропадет надобность потреблять товары, а их появление и распространение будет естественным товарообменным путем, поэтому труд не будет довлеть над человеком, а будет его качественной характеристикой, формирующим фактором.

Скачать данный материал:

Карл Маркс - основоположник марксизма: революционной идеи устройства общества. Философия марксизма базируется на принципах коллективного труда и отказа от иерархической системы общества. Мировая история марксизма неразрывно связана с ленинизмом - социально-политическим учением, направленным на борьбу с капитализмом.

Ключевые моменты биографии

Карл Маркс родился в 1818 г, в семье потомственного раввина. Незадолго до рождения Карла его родители приняли лютеранство. Карл учился в гимназии, после поступил в университет. Он углубленно изучал историю, философию, языки. Во время учебы Карл присоединился к клубу гегельянцев - приверженцев философии Гегеля. Он собирался стать преподавателем философии, но изменения в политическом курсе Германии заставили его изменить планы.

Окончив университет, Маркс стал работать журналистом. В своих статьях он жестко критиковал власть и призывал к восстанию. Опасаясь ареста, он вынужден был вместе с семьей переехать в Париж. Там он встретил много единомышленников среди радикально настроенных пролетариев, съезжавшихся во Францию со всего мира. После парижской революции Маркс уехал в Берлин, и начал выпускать собственную газету. Чтобы подавить зарождающее восстание, философа снова выслали из Германии. Он переехал в Лондон и занялся разработкой новой экономической теории.

Карл активно участвовал в общественной деятельности, и вскоре стал известен далеко за пределами Франции. С ним стремились сотрудничать представители всех «левых» движений. В 1867 г. философ опубликовал свой главный рукописный труд - «Капитал». В нем он изложил основные идеи относительно необходимости революции для становления социализма. К величайшему разочарованию мыслителя, его революционные идеи остались только теорией. Его сторонники из разных политических движений не смогли прийти к компромиссу, постепенно большинство из них депортировали. Карл Маркс умер в своем доме в Лондоне в 1883 г.

Принципы марксизма

Главная идея марксистской философии - материалистическое понимание истории. Индивид определяет себя через материальные предметы окружающего мира и его главная цель - производство.

Фундаментальный принцип, по которому должны строиться отношения в обществе, - производство материальных благ. Люди воздействуют на окружающую среду, преобразовывая ее под свои нужды. Их задача - получение средств для существования в обществе: еды, полезных ископаемых, строительного материала.

Основные принципы идеологии марксизма:

  • человеческое общество сформировалось благодаря производству, виды которого отличались в зависимости от исторического периода;
  • социальная, политическая и духовная жизнь общества определяется материальным производством;
  • образ мышления людей определяется их материальными условиями.

Согласно представлениям философа, расслоение общества происходит из-за отчуждения труда: правящий класс богатеет за счет отъема результатов производства у рабочего класса. Поэтому для создания социализма необходимо вернуть рабочим средства, которые они бы получили за свой труд, а для этого - искоренить буржуазию.

Место человека в обществе

Индивид и его деятельность заняли ключевое место в философии марксизма. Сущность складывается из результатов социальной деятельности. Возможности человека внутри коллектива не ограничены: он может наследовать и воспроизводить любую деятельность. Как часть коллектива, он обязан следовать общественным интересам.

Индивид, рассматриваемый отдельно от коллектива, не является полноценной личностью. Его сущность - результат работы коллектива. Нельзя описать личность, просто перечислив ее характеристики. Важно представить ее, как часть социума. Ценность личности определяется качеством его труда.

Концепция личности Маркса подвергалась постоянной критике. Сторонники индивидуализма считали ее несостоятельной, нивелирующей значение индивида. Философа обвиняли в стирании человеческой личности, стремлении подавить естественные индивидуальные потребности.

Практика в марксизме

По Карлу Марксу, философия должна быть направлена на улучшение условий жизни. Марксизм предлагает совершенствовать их с помощью практики. Производственная практика - это изменение субъектом (человеком) объекта (природы). В процессе изменения субъект руководствуется своими потребностями, используя навыки и знания, полученные в результате развития технического прогресса.

Проблема отчуждения

Понятие «отчуждение» Маркс взял из философии Гегеля. В своей работе «Философия истории» он писал, что сущность индивида отчуждена (отдалена) от его существования. Для марксиста главная проблема отчуждения - разрыв связи между человеком и результатом его деятельности, как главного маркера личности.

Типы отчуждения:

  1. Отчуждение от процесса труда. Принуждение к трудовой деятельности вызывает у людей отвращение к самому процессу труда. Они отказываются от возможности реализации себя через приятные виды работы в пользу высокооплачиваемых, но в процессе труда испытывают неудовлетворение.
  2. Отчуждение от результата труда. Рабочий не может распоряжаться результатом деятельности. Он не обладает произведенным им товаром, не ценит его и не воспринимает как неотделимую часть личности.
  3. Отчуждение от сущности. Отчуждение мешает самореализации человека. Он лишается возможности на свободный творческий труд, к которому стремится его сущность.
  4. Отчуждение от мира. В процессе деятельности человек стремится взаимодействовать с природой и другими людьми. В процессе отчуждения труда он неизбежно отдаляется от других людей, видя в них либо конкурентов, либо инструменты производства.

Решить проблему отчуждения можно, избавившись от эксплуатации и разделения общества на классы.

1. Введение

Карл Маркс родился в 1818 году в Германии. Его вклад в развитие политической мысли поистине огромный. Всю свою жизнь он посвятил анализу социально-экономического и политического развития общества. Его усилиями в науке произошёл поворот к изучению роли классов и классовых интересов. Роли государства в политическом процессе. Сформировал учение о классовой борьбе, объединил в систему идеи о коммунистическом обществе.
Его политическую доктрину нужно рассматривать в изменении и развитии. Известно что ранний Маркс стоял на позициях гуманизма и основной темой его интересов была «теория отчуждения». Позже он стал коммунистом и сторонником коммунистической революции.
Задача моей контрольной работы изложить смысл теории марксизма. Проанализировать идеи, теории, концепции, а так же круг изучаемых проблем. Понять какова же роль его теории для мирового развития в целом.

2. Формирование марксистской философии.

Традиции классической философии развивал марксизм. Следуя им, веря в науку и общественный прогресс, марксизм, однако, не абсолютизировал роль науки как всесильного инструмента.
Философия К. Маркса (1818 – 1883) отражает переходный характер развития философии в XIX столетии. Она является составной частью единого социально-политического учения, включающего также политическую экономию и теорию «научного социализма». Это во многом определило специфику философской теории марксизма.
На становление К. Маркса как мыслителя большое влияние оказала немецкая классическая философия. Диалектический метод Георга Гегеля и антропологический материализм Людвига Фейербаха – основные источники синтеза, давшего оригинальную философию – диалектический материализм. Учение К. Маркса развивалось на протяжении всей его жизни, но философское и социально-политическое учение сформировалось к 1848 году.
В процессе формирования философии марксизма можно выделить несколько этапов:
1) 1837-1842 гг. – первоначальные поиски мировоззрения, становление революционного демократизма;
2) 1842-1843 гг. – начало перехода от идеализма и революционного демократизма к материализму и коммунизму;
3) 1843-1848 гг. – формирование исходных положений целостного научно-философского и коммунистического мировоззрения;
4) завершение формирования философии марксизма в 1845-1848 гг.
К. Маркс уже в начале 40-х годов Х1Х века стремился связать философию с задачами революционно-освободительного движения. В 1843 году он переходит на позиции пролетариата как главной революционной силы эпохи и ставит вопрос о соединении философской теории и революционного рабочего движения. «Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие».
В начале 1844 года К.Маркс пишет одну из наиболее интересных и дискуссионных работ – «Экономическо-философские рукописи 1844 года», в которой излагается концепция отчуждения. В отличие от предшественников (Г. Гегеля, Л. Фейербаха) в качестве главного вида отчуждения К. Маркс выделяет отчуждение труда.
К.Маркс делает вывод о необходимости революционного устранения отчуждения, частной собственности как его основы, создания коммунистического общества как общества подлинно человеческих отношений.
Таким образом, здесь теоретически обосновывается гуманизм учения К. Маркса, получивший развитие в дальнейшем. Идеи рукописей 1844 года оказали значительное влияние на философию ХХ века и породили попытки противопоставления учения молодого К.Маркса – его зрелым работам.
В «Тезисах о Фейербахе» (1845) К. Маркс подвергает критике созерцательный характер предшествующего материализма, подчеркивает роль практики (материально-чувственной, предметной деятельности) как основы познания. К. Маркс придает понятию «практики» характер категории философии, формулирует принцип единства теории и практики. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его». Категория «практики» рассматривается как важнейшая философская категория марксизма.
Один из основных аспектов теории К. Маркса (по его оценке)– материалистическое понимание истории — разработан совместно с Ф. Энгельсом в «Немецкой идеологии» (1846) и «Манифесте Коммунистической партии» (1848). В то же время К. Маркс, работавший большую часть жизни над экономической теорией, не написал специальной систематической работы по философии. Однако в его главной работе — «Капитале» находят решение философские проблемы. Так, он вскрывает противоречивые отношения между абстрактным мышлением и чувственным отражением действительности, делает вывод о важнейшей роли абстрактного мышления как качественно новой высшей ступени познания, указывает на сложность и трудность познания общественных явлений, применяет диалектику к познанию общественных явлений.
Заслугой К. Маркса является разработка новой формы материализма, его философия – диалектический и исторический материализм, находящиеся в неразрывном единстве. Разрабатывая в 40-х годах Х1Х века социально-политическое учение, К. Маркс совершил переворот в области методологии: материалистически переработал диалектику Г. Гегеля, придал ей содержательный характер («У Гегеля диалектика стоит на голове, нужно ее поставить на ноги»). Он применяет диалектический метод, выявляя диалектические взаимосвязи в социально-экономической и политической действительности. Диалектический материализм сформировался первоначально как философская основа социально-политического учения, но является теорией и методом познания мира как объективно-реального диалектически развивающегося целого.
Важнейшей стороной философии марксизма является исторический материализм. Его основной принцип был сформулирован еще в немецкой идеологии: «Не общественное сознание определяет общественное бытие, а наоборот общественное бытие определяет общественное сознание». Общественное бытие понимается как реальный процесс жизни людей, основу которого составляет производство материальной жизни. Производство рассматривается исторически, как ряд исторически конкретных способов производства. Способ производства – производительные силы общества и производственные отношения (отношения собственности) в их единстве. Способ производства определяет исторически конкретный тип общества в целом – общественно-экономическую формацию. Теория общественно-экономических формаций разрабатывалась К. Марксом на протяжении всего его творчества. К выделенным первоначально рабовладельческой, феодальной и капиталистической формациям добавились первобытнообщинный строй, предполагаемое коммунистическое общество, а в ряде работ и «азиатский способ производства». Смена формаций происходит посредством революций, порождаемых конфликтом между производительными силами и производственными отношениями. Коммунистическая революция завершает «предысторию» человечества. С теорией материалистического понимания истории неразрывно связана теория классов и классовой борьбы, разработанная марксизмом. Таким образом, К. Маркс выявил материальную основу жизни общества и основал материализм в познании общественных явлений.
Новизна и оригинальность философии марксизма состоит в следующем:
· была создана новая форма материализма – диалектический материализм;
· впервые было создано и обосновано материалистическое понимание истории;
· была разработана и введена в философию категория «практика», сыгравшая значительную роль в развитии философии ХХ века;
· осуществлено соединение теории и практики, философии и революционного коммунистического движения.

2.1 Вклад Ф. Энгельса, В.И. Ленина, Г.В. Плеханова в разработку теории марксизма.
Значительный вклад в разработку теории марксизма внес Фридрих Энгельс (1820-1895), друг К. Маркса, написавший вместе с ним работы «Святое семейство», «Нищета
философии» и другие, издавший второй и третий том «Капитала». В работах «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» Ф. Энгельс внес самостоятельный вклад в разработку марксизма, уделяя особое внимание применению диалектического метода к познанию природы. Он систематизировал диалектико-материалистические идеи, дав названия трем основным законам материалистической диалектики, сформулировал тезис о материальном единстве мира, разработал учение о формах движения материи и их взаимосвязи. Все это позволило ему разработать единую систематическую картину природы, соответствующую научным представлениям XIX века.
Значительный вклад в развитие и пропаганду философии марксизма внесли А. Бебель, П. Лафарг, К. Каутский, А. Лабриолла, А. Грамши. Велико значение русских философов-марксистов – Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. В истории марксизма выделяют два этапа развития: первый, связанный с деятельностью К. Маркса и Ф. Энгельса (до 1895 года) и второй (с 1895 года до наших дней), – ленинский этап, связываемый, прежде всего с деятельностью В. Ленина.
Г.В. Плеханов (1856 – 1918), занимался проблемами истории философии, этики, эстетики, теории познания и материалистического понимания истории.
С середины 90-х годов XIX века определяющую роль в развитии отечественного марксизма играет В.И. Ленин (1870 – 1924). Он занимался в основном проблемами социальной теории и практики: разработал теорию империализма как высшей стадии капитализма, теорию социалистической революции. Задачи идейной борьбы побудили его к написанию теоретической работы «Материализм и эмпириокритицизм» (1911). Некоторые философы-марксисты стремились к реформированию марксизма, соединению его с некоторыми новейшими философскими учениями («эмпириомонизм» А. Богданова, богоискательство и богостроительство А. Луначарского). В своей работе В.И. Ленин подвергает критике попытки реформ марксизма, критикует эмпириокритицизм как субъективно-идеалистическую философию, дает новое определение материи: «Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении». В «Философских тетрадях» (1916) В.И. Ленин обращается к материалистическому исследованию проблем диалектики. Философские работы В.И.Ленина надолго определили основные черты советской философии.
Марксизм оказал огромное влияние на судьбы народов не только нашей страны, но и всего человечества. Влияние марксистской философии испытали многие западные философы ХХ столетия, причем не только философы-марксисты, но и представители ряда немарксистских течений: экзистенциализма, структурализма, социологии Франкфуртской школы, представители так называемого фрейдомарксизма (Э. Фромм) и др.

3. Основные идеи марксистской философии.

К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс 1820-1895). Главная работа Маркса-капитал», одна из работ Энгельса — «Анти-йоринг». Существует 3 группы основных идей философии Маркса:
1. — соединение материализма и диалектики.
2. — диалектико-материалистическое понимание истории.
3. — новое понимание социальной роли философии.
Маркс и Энгельс в начале своей деятельности находились под влиянием Фейербаха. В 1843-1845 гг. Маркс стал отходить от влияния Фейербаха. Материализм Маркса отличался от материализма Фейербаха. Главное положение диалектического понимания истории — общественное бытие определяет общественное сознание. Общественное сознание также оказывает активное обратное воздействие на породившее его общественное бытие. Общественное бытие — материальная жизнь общества — складывается из 3 элементов:
1) Общественное производство материальных и духовных благ.
2) материальное условие непосредственного существования человека, не связанное с производством (быт, семья).
Эти 2 момента Маркс объединял и называл производством и воспроизводством человека как духовного и физического существа.
3) Процесс взаимодействия общества и природы, характер природных условий, характер взаимодействия природы и общества. Определяемый элемент оказывает активное влияние на определяющий элемент и наоборот.
Ядром общественного производства является способ производства — единство двух элементов: производительных сил и производственных отношений, связанных между собой диалектическим способом и взаимодействующих между собой. Производительные силы (средства производства) состоят из:
1) Человек — главная производительная сила общества, в единстве духовного и физического развития человек является совокупным рабочим и главным каналом вливания науки в производство,
2) Средства труда — производственная техника — это второй канал вливания науки в производство.
3) Предмета труда.
Производственные отношения состоят из элементов:
1) Отношение собственности на средства производства: отношение обмена, распределения и потребления. Они связаны законом соответствия уровня и характера пр. сил и пр. отношений: определенный уровень пр. сил требует определенный уровень пр. отношений.
2) Базис общества — рассматривался Марксом в рамках всего общества и по отношению к любой его составляющей.
Надстройка включает в себя культурные учреждения и организации (ин-ты, школы), среди них важнейшим элементом надстройки является государство, оазис — определяющий, а надстройка — определяемый элемент.
Вершиной системы положений диалектического познания является теория «Общественно-экономических формаций» — это исторически определенный тип общества со всеми присущими ему особенностями духовной и социальной жизни, сложившийся на базе к-л способа производства:
1) Первобытно-общинная формация.
2) Античная формация.
3) Азиатская формация.
4) Капиталистическая формация,
5) Коммунистическая формация — включает 2 фазы:
1) социализм 2) коммунизм.
Понятие формация играло в марксизме большую методологическую роль:
Общественное сознание влияет на общественное бытие:
1) относительная самостоятельность общественного знания, проявляющегося в отставании или опережении общественного бытия.
2) подчинено закону преемственности — ранее накопленный мыслительный материал может стать причиной взлета о. сознания при отсталом о. бытии. Проявляется закономерность:каждая из сфер о. сознания имеет свои собственные внутренние законы развития, не связанные с о. бытием.
3)) в ходе исторического процесса степень активного воздействия о. сознания на о. бытие возрастает (закон возрастания).
4) Культура, по Марксу, есть способ связи между людьми. Это дает ему основание утверждать, что о степени общей культуры человека можно судить только по тому, «в какой мере другой человек в качестве человека стал для него потребностью». Отсюда вывод Маркса о том, что для каждого человека величайшим богатством «является другой человек.

4. Концепция человека в марксистской философии.
Наука XIX в. достигает достаточно высокого уровня зрелости и начинает раскрывать глубинные законы общественного развития. В полемику о природе человека и путях эволюции общества включаются мыслители исторического масштаба. К их числу относились великие немецкие философы Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) и Карл Маркс (1818-1883).
Оба немецких ученых - крупнейшие диалектики, сторонники философской концепции развития. Поэтому человека и человеческие потребности они изучают не статично, как в эпоху Просвещения, а в динамике и постоянном изменении. Однако на развитие человека и общества они смотрели с диаметрально противоположных точек зрения, связанных с различиями в их мировоззрении: как известно, Гегель был последовательным идеалистом, Маркс - последовательным материалистом.
4.1 Точка зрения Гегеля на человеческие потребности.
С точки зрения Гегеля, в основе реального мира лежит абсолютная идея - духовное начало, обезличенное сверхчеловеческое сознание. Его можно образно представить себе, например, как некое невидимое излучение, пронизывающее Вселенную и управляющее происходящими в ней процессами. Создав человека, абсолютная идея превращается в мировой дух. Мировой дух обладает неустранимой потребностью к познанию самого себя (с материалистической точки зрения это просто потребность общества в познании мира, которой придано какое-то сверхъестественное, мистическое значение). Для познания себя мировой дух развертывает свое внутреннее содержание, проходя долгий путь исторического развития. При этом он создает все многообразие проявлений и структурных элементов общества - религию, искусство, науку, философию, семью, государство, мораль, право. История общества - это история самопознания мирового духа. У немецкого философа получается, что историей движет потребность в познании, оторванная от человека и превращенная воображением Гегеля в некую таинственную сверхчеловеческую силу. Отсюда вытекает и своеобразное понимание всех других потребностей. Главные среди них, по Гегелю - потребности духовные, материальные же («например, потребность в еде, питье, одежде») хоть и существуют, но не оказывают влияния на ход развития цивилизации. За всеми человеческими потребностями и средствами их реализации стоит мировой дух - жизнь и деятельность людей трактуется как удовлетворение потребности мирового духа в саморазвитии и самопознании.
Гегель не разработал законченной концепции потребностей, но высказал ряд глубоких новых идей об их природе. Если французские просветители туманно рассуждали о том, что один человек «доставляет» другому средства для исполнения его желаний, то Гегель ясно и четко указал на источник их удовлетворения: «Человеческий пот и человеческий труд добывают для человека средства удовлетворения его потребностей». Потребность в труде - неотъемлемый атрибут и важнейшее достижение цивилизации: «Варвар ленив и отличается от культурного человека тем, что он тупо и безучастно глядит перед собой, ибо практическая культура и состоит именно в привычке и потребности в занятии. Неумелый всегда производит не то, что он хочет произвести, потому, что он не господин над своим собственным деланием, между тем как тот рабочий может быть назван умелым, который производит предмет таким, каким он должен быть», т. е. таким, каким этого требует логика развития мирового духа. Потребность в труде («занятии») совершенствуется в истории цивилизации.
Идею исторического развития потребностей Гегель иллюстрирует сравнением человека и животного: «Животное обладает ограниченным кругом средств и способов удовлетворения своих тоже ограниченных потребностей. Человек доказывает свою всеобщность, прежде всего созданием многообразия потребностей и средств, а затем различением в конкретной потребности отдельных частей и сторон…». Потребности не просто изменяются и усложняются. Немецкий философ считает, что они будут изменяться бесконечно: «Нет предела направленности общественного состояния на неопределенное увеличивание разнообразия и специфицирование потребностей, средств и удовольствий, так же как нет и предела различию между естественными потребностями и потребностями культурных людей». Более детальному анализу потребностей у Гегеля препятствовало представление о них как о продукте универсального духовного начала - абсолютной идеи.

4.2 Мнение Карла Маркса о потребностях человека
Ученик Гегеля Людвиг Фейербах вернулся к концепции философского материализма и стал объяснять потребности из естественной, материальной природы человеческого организма. Но подняться выше трактовки человека и как продукта мирового духа, и как природы суждено было другому, самому выдающемуся ученику Гегеля - Карлу Марксу.
В своих ранних работах Маркс по-новому описывает отношение человека и природы, Гегелевская концепция мирового духа полностью отрицается. (Эта духовная сверхчеловеческая реальность признается у марксистов искаженным, фантастическим изображением человеческого сознания). Главные человеческие потребности формируются и проявляются в отношениях человека с природой и в отношениях между людьми.
Гегель писал об особом положении человека в мире, о его «всеобщности», «универсальности». В материалистической концепции Маркса этот подход имеет более конкретный и определенный смысл: «Практически универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело, поскольку она служит, во-первых, непосредственным жизненным средством для человека, а во-вторых, материей, предметом и орудием его жизнедеятельности. Природа есть неорганическое тело человека…». Удивительная способность, позволившая человеку удовлетворять свои потребности за счет бесконечной, неограниченной, «универсальной» переработки всего вещества окружающей его природы - это труд.
В чем главное отличие труда от деятельности животных? Во-первых, труд начинается с изготовления орудий труда. Орудие труда - это особый предмет, который человек помещает между собой и веществом природы для усиления своего воздействия на нее. Именно орудие труда позволяет человеку подняться в некотором смысле над природой, встать выше всех живых существ. Во-вторых, труд - это целенаправленная деятельность. Он неотделим от сознания. В начале процесса труда человек формулирует цель, мысленный образ создаваемого им потребного будущего, а затем материализует его, воплощает в осязаемую вещественную форму. Напомним известное рассуждение Маркса о механизме трудовой деятельности: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально».
Все специфически человеческие, социальные потребности удовлетворяются с помощью предметно-орудийной целенаправленной трудовой деятельности. Поэтому сам труд превращается в главную, фундаментальную потребность человеческого рода. Без трудовой деятельности, создающей весь мир искусственных вещей («вторую природу», по выражению Маркса), человеческий образ жизни в принципе невозможен.
Понятие потребности занимает центральное место в обосновании главной философской идеи Маркса - концепции исторического ма­териализма, или материалистического понимания истории. Согласно этой концепции, определяющую роль в развитии общества, в конечном счете, играют материальное производство и материальные потребности человека, которые оно удовлетворяет. Духовные потребности вторичны, производны от материальных, они зависят от материального производства, хотя и оказывают на него менее сильное обратное воздействие. Излагая свою философскую концепцию общества, Маркс подчеркивает, что «первая предпосылка всякой человеческой истории - это, конечно, существование живых человеческих индивидов». Люди, во-первых, начинают удовлетворять свои потребности, обусловленные их физической, природной организацией: добывать пищу, обустраивать жилище, изготовлять одежду. Таким образом, биологические потребности являются исходными, первичными стимулами человеческой деятельности. Во-вторых, у людей возникают новые, более сложные социальные потребности, которые тоже требуют удовлетворения. Так начинает действовать закон возвышения потребностей, в более примитивной форме замеченный еще Гольбахом и Гегелем. Механизм возвышения потребностей не возникает в живой природе, поскольку взаимодействие животных того или иного вида с окружающей средой остается все время одинаковым, оно не может усложняться и совершенствоваться, как человеческий труд. В-третьих, люди производят других людей, удовлетворяя тем самым и свои личные потребности (биологические и социальные), и общую потребность всего человеческого рода в поддержании собственного существования. Наконец, в-четвертых, между людьми в процессе производства и потребления независимо от их воли и сознания формируется объективная, материальная связь. Эта связь вызвана их потребностями и способом производства материальных благ. Таким образом, в концепции Маркса устанавливается зависимость между биологическими и социальными, духовными и материальными, личными и общественными потребностями.
Экономический анализ потребностей человека был продолжен Марксом в «Капитале» и ряде других работ.
Общефилософская концепция человека в марксизме развивает и уточняет те представления о человеке, которые формировались в науке последних столетий. Маркс и его единомышленник Фридрих Энгельс (1820-1895) рассматривали человека как «высший цвет», «высший продукт», вершину развития материи. Он возникает «с железной необходимостью», материя порождает мыслящие существа «в силу самой своей природы». Эта концепция воспроизводит на более высоком, уже научном уровне наивное древнегреческое понимание человека как микрокосма, миниатюрной копии всей Вселенной. Именно потому, что человек заключает в себе все уровни сложности материального мира, его потребности направлены на все сферы этого мира и он может все эти сферы преобразовывать. Развивая традицию гуманизма эпохи Возрождения, марксизм впервые дает ему строгое экономическое обоснование. Так, высшей целью и смыслом исторического процесса считается не сближение с Богом, не самопознание абсолютной идеи, не удовлетворение всех возможных потребностей, а гармоничное (в идеале - всестороннее) развитие человеческой личности и общества, создающего благоприятные условия для раскрытия способностей индивида. Удовлетворение и развитие потребностей - инструмент для раскрытия творческого потенциала человека. С точки зрения Маркса, экономические законы действуют таким образом, что постепенно усиливается потребность в высокообразованных, всесторонне развитых работниках. Гуманистические преобразования всей общественной жизни, в конце концов, станут экономической необходимостью. Они откроют возможности для свободного развития человеческих способностей и глубоко взаимосвязанных с ними потребностей.
К. Маркс и Ф. Энгельс одними из первых исследовали влияние экономики и всей социальной среды на развитие человеческой личности. Человек и его потребности исторически изменяются, эволюционируют. Их удовлетворение до сих пор было прямо связано с классовой борьбой - жестким соперничеством различных класс и социальных групп в борьбе за обладание собственностью и за доступ к произведенным обществом материальным и духовным благам. Марксизм, таким образом, сосредоточил свое внимание преимущественно на внешних социальных детерминантах развития личности. Внутренние психологические механизмы формирования потребностей более подробно изучались уже в XX в. в рамках других научных направлений - прежде всего во фрейдизме, неофрейдизме и экзистенциализме.
После смерти К. Маркса и Ф. Энгельса их концепции обществ человека и человеческих потребностей широко обсуждаются, подвергаются критике, но в то же время развиваются и используются в науках об обществе.

5. Заключение

Значение марксистской философии в том, что она ярко отразила идейные искания своего времени, по-новому представила причины социального неравенства и его результаты. Ответ на вопрос «Что делать?» был дан Марксом в духе новых социальных идей Европы середины XIX столетия, но эти идеи, в отличие от социалистов-утопистов, были им переведены в практическое русло. Мысль об экономической обусловленности духовной жизни человека и о возможности радикально изменить первое через второе оказалась столь привлекательной, что определила ход экономического (а в конечном счете политического) развития ряда стран на длительный срок.
В настоящее время пришли к выводу, что высокую социальную обеспеченность жизни можно создать для наемных рабочих и при сохранении частной собственности. Такие модели развития, при наличии множества социальных льгот и гарантий, с успехом реализуются в некоторых странах (известная модель «Швейцарского социализма»). К сожалению, социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения могут позволить себе только экономически развитые страны. Поэтому проблема зависимости уровня жизни граждан страны от ее экономического статуса остается актуальной по сей день.

6. Литература.

1. Валицкий А. Коммунистическая утопия и судьба социалистического эксперимента в России // Вопросы философии.- 1998, №8.
2. Введение в философию. Учебник для вузов в 2-х частях. Ч. 1./ под. ред. Фролова И.Т. – М., Политиздат, 1989. Гл. 3.
3. Маркс. Философия. Современность. М.- Политиздат, 1988.
4. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- СПб., Петрополис. 1997.- Т. 4.
5. Сирота А.М. Неомарксизм: попытка реформации // Вопросы философии.- 1998, №8.
6. Ленин В. И., Империализм и раскол социализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 30
7. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35. – М., 1989.
8. Краткий философский словарь // Под ред. М.Розенталя, П.Юдина.- СПб., 1990

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...