Осириса был злейшим врагом что олицетворяет сет. Миф об осирисе

Бог плодородия и царь загробного мира. Сын бога земли Геба и богини неба Нут, отец Гора (Хора), муж и брат Исиды. Став взрослым, Осирис унаследовал трон бога Геба и титул верховного владыки земли. Он обучил людей обрабатывать землю, ыращивать урожаи, соблюдать законы общежития, поклоняться богам. Он дал также людям письменность, знание основ ремесел и искусств. После этого на земле установился золотом век изобилия и счастья.

Однако молочный брат Осириса Сет, задумал убить его и стать земным владыкой. Он подготовил ящик по росту Осириса и пригласил к себе на пир гостем. Украшенный драгоценностями ящик должен был достаться тому, кто сможет удобно разместиться в нем. Когда Осирис по примеру других гостей улегся в него. Сет и его сообщники внезапно закрыли крышку ящика, обвязали веревками и бросили его в реку. Ящик вынесло в открытое море и принесло волнами к фини-кийскому берегу. Там его и нашла Исида. Вернувшись в Египет, Исида спрятала тело Осириса в дельте Нила. Здесь оно было случайно обнаружено охотившимся Сетом. Он разрубил тело на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту. Однако Исида собрала почти все части тела Осириса, соединила их и сделала из умершего мужа первую мумию. Обладая знанием тайн колдовства, Исида смогла родить от мертвого супруга сына Гора. Возмужав, Гор сразился с Сетом и дал мертвому Осирису проглотить свое око. Блягодаря этому Осирис воскрес. Он благословил Гора на борьбу с Сетом, а сам спустился в подземное царство и стал его владыкой. Перед Осирисом взвешивалось сердце умершего человека на весах, чтобы определить меру греховности последнего. Ежегодно в Египте справлялись прадзнования воскресения Осириса, которое знаменовало пробуждение к жизни всей растительной природы.

(УСИР) - бог жизненных сил природы и плодородия, возрождения, царь посмертного существования.
Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах, Усир был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды и Сета, отцом Хора. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Атум-Ра, деда Шу и отца Геба. Осирис, правил на Земле и центром его благословенной земли был Египет. Осирис научил людей хорошим нравам и обычаям, отучив от людоедства. От него люди узнали, как выращивать злаки и виноград, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, строить города, лечить, почитать богов, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Возможно, это свидетельствует о том, что первые мифы об Осирисе как реальном культурном герое истории зародились еще в каменно-медном веке - неолите. египтологи на сегодня могут приблизительно описать это время промежутком между VI-V тысячелетиями до.н.э. Связный рассказ об Осирисе, Исиде, Сете и Горе можно изложить так. Родился у Геба и Нут первенец на радость им и владыке Вселенной Ра,который возвестил о появлении могучего бога, владыки земли, творящего добро. Следующим ребенком был Сет, сильный и выносливый, а за ним - две сестры: Исида и Нефтида.
Став царем, Осирис вывел людей из дикости, обучив земледелию и ремеслам. Женой его стала Исида, владевшая духовным искусством и магией. Люди прославляли своего мудрого и доброго царя. Однако был у него злобный завистник - Сет, мечтавший завладеть троном.
В то время как Осирис выступил походом в Азию, Сет приказал сделать роскошно украшенный ящик. Когда, одержав победу, Осирис вернулся домой и устроил пир, туда явился Сет со своими сторонниками, принеся этот причудливо украшенный ящик. Сет объявил, что подарок достанется тому, кому он придется впору. Саркофаг был специально построен по мерке Осириса.
Когда ничего не подозревавший Осирис лег в ящик, Сет со своими приспешниками быстро захлопнули крышку, заколотив ее. Ящик бросили в воды Нила. Однако течением его в море не вынесло: куст вереска задержал у берега, обхватив ветвями. Благодаря ясновидению, Исида сумела отыскать саркофаг с телом мужа, извлекла посредством духовных практик жизненную силу из тела Осириса и таким образом зачала от него. Исида в виде соколицы опустилась на труп Осириса и затем родила сына Гора. Гор зачат и рожден для того, чтобы выступить единственным законным наследником последнего и мстителем за смерть отца.
Исида спрятала тело Осириса в потаенном месте в дельте Нила. Однако там его обнаружил охотившийся Сет. Он разрубил тело брата на 14 частей и разбросал их по разным частям Египта. (Предполагается, что таким образом жрецы объясняли существование гробниц с телом Осириса в 14 номах страны.) Исида смогла собрать все части воедино и похоронить Осириса в Абидосе. В некоторых мифах погребальная церемония осуществлялась богом Анубисом.
После того как в поединке Гор отобрал у Сета Око и вернул его Осирису, последний воскрес. Он стал владыкой подземного царства, богом-хранителем умерших и их судьей, взвешивающим на весах количество добра и зла, совершенных человеком при жизни. В результате решалось, попадет ли душа на благодатные райские поля. После сражения, или по другим вариантам длительного суда перед Великой Девяткой Гор признается богами правомочным наследником Осириса и получает царство Египет.
Черты культа бога производительных сил природы проступают в мифе Осириса очень ясно.Корона, которую носит Осирис, сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, и его фетиш «Джед» состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Далее, Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы. Точно так же и гробница Осириса не изображается без зелени: то рядом с ней растет дерево, на котором сидит душа Осириса в виде феникса; то дерево проросло через гробницу, обвив ее своими ветвями и корнями; то из самой гробницы растут четыре дерева.
В связи со смертью и воскрешением Осириса в Египте происходили торжественные церемонии.
Существовал погребальный обряд, в процессе которого символом возрождения умершего в царстве мертвых служили зерна, посаженные во влажную землю, заполняющую глиняную форму. Появление всходов отождествлялось с возрождением под покровительством Осириса. Празднование воскрешения Осириса происходило в последний месяц сезона разлива Нила, когда вода начинала спадать.

Осирис (греч.) - Усир (егип.)

Функция. Бог производительных сил природы и верховное божество в загробном культе, судья умерших, символ возрождения и вечной жизни. В Раннединастический период - местное божество Бусириса, связанное с плодородием. В Македонский период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа (Осирис-Апис) и на его основе возникает культ Сераписа. В Поздний период Ба Осириса олицетворял Бену.
Местоположение. Один из гелиопольской эннеады богов. Четвертый из богов, царствовавших на земле в изначальные времена. Унаследовал власть Ра, Шу и Геба. Царствуя, отучил людей от дикого образа жизни, людоедства, научил сеять злаки, выпекать хлеб, сажать виноградники и делать пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и золото. Обучил врачеванию, строительству, учредил культ богов.

Генеалогия. Старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды и Нефтиды, муж Исиды, отец Хора и Анубиса.

Иконография. Изображался в виде мужчины с телом зеленого (символ растительности) или красного (символ земли) цвета, завернутым, подобно мумии, в белый материал. На голове изображалась корона Атеф, состоящая из белой короны Верхнего Египта и красных перьев, напоминающих о центре культа Бусирисе. В руках - символы высшей власти (цеп и крюк). Часто изображался сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Ра-Осирис изображался с солнечным диском на голове.
Фетиш. Столб Джед. В ритуальных целях использовались деревянные футляры в виде мумии Осириса: внутри они были полыми, туда насыпалась земля и бросалось зерно, а в крышке футляра просверливались отверстия, сквозь которые прорастали зеленые всходы - "Прорастающий Осирис". В мистериях жатва, срезание колосьев, символизировала убийство Осириса; сев зерна - погребение Осириса, всходы - его воскресение.

Центры культа. Главные культовые центры - Бусирис и Абидос (место погребения фараонов), позднее - острова Филэ и Бигэ.
Отождествление. Аах, Хентиаменти, Сокар, Птах, Хапи, Нун, к концу Нового царства - Ра. В Древней Греции - Аид, Гелиос, Дионис, Посейдон, Серапис, Эрот.

Миф об Осирисе и Исиде

Согласно мифам, во главе пантеона египетских богов стоял бог Солнца Амон-Ра. В мифах рассказывается также о божественной паре - боге земли Гебе и богине звездного неба Нут - у которых родилось четверо детей: боги Осирис и Сет и богини Исида и Нефтида. Египтяне утверждали, что Осирис и его супруга, прекрасная Исида, были их первыми правителями.

Божественная чета передала людям знания о земле, способной давать всходы, посвятила в таинства искусства и ремесла, научила письменности и канонам строительства храмов. Люди получили возможность жить по законам Неба в единстве с Природой. Осирис и Исида приоткрыли им таинства жизни и смерти и смысл их собственного существования. Они пробудили в душах любовь к Мудрости и тягу к познанию. Для людей это было самое прекрасное и счастливое время.

Как рассказывают мифы, в 17-й день месяца атир, когда солнце пересекало созвездие Скорпиона, на земле совершилось великое бедствие. Брат Осириса бог Сет, стремясь захватить власть над миром, умертвил Осириса и бросил его тело в Нил.

Долго, не зная усталости, искала Исида своего божественного супруга по всей земле. Найдя тело Осириса, она спрятала его на берегу Нила в зарослях тростника. Но охотившийся ночью Сет нашел его и разрубил на четырнадцать частей, которые рассеял по всей египетской земле. Вновь пустилась Исида на поиски. Там, где богиня находила части тела Осириса, она возводила святилища в память о своем божественном супруге. Четырнадцать святилищ, возведенных богиней Исидой, в исторические времена станут священными центрами всей страны.

Вокруг них, на местах, которые определили сами боги, будет строиться и развиваться Египет. Так во все времена Египет представлял собой тело божественного Осириса, расчлененного его братом Сетом на 14 частей. Как повествует дальше миф, вскоре у Исиды и Осириса чудесным образом рождается сын - бог-сокол Хор, который должен был восстановить справедливость. Сын Исиды вступает в битву с силами мрака. В одном из сражений с Сетом Хор теряет око. Взамен боги даруют ему Уджат - глаз внутреннего. Зрения Хор побеждает Сета, а с помощью Уджата возрождает отца своего Осириса.

Глаз Хора становится одним из основных символов Египта - символом справедливых действий, сострадания и милосердия. Сын Исиды Хор был последним из богов, правивших на Земле. С его уходом на небо заканчивается век царствования богов. Пройдут тысячелетия, прежде чем появится первый исторический фараон и земная власть перейдет к земному царю.

Египетская мифология - одна из старейших в мире. С годами верховным богом стал хозяин страны мертвых, бог Осирис, культ которого вызывал чувство уважения и страха. Именно он решал, что заслуживает душа: вечной жизни или забвения. Каждый человек попадал на его суд, на котором взвешивались благие деяния и грехи.

Божественная династия

Мифы - это всегда интересно. верили, что богам не чуждо все человеческое, а особенно в чувствах. Поэтому они влюблялись, ссорились, рожали детей. Об этом и рассказывают предания.

Египетские легенды говорят о том, что ранее земля была бескрайним океаном. Ее покрывали волны, холодные и мертвые. Океан назывался Нун. Но однажды над бескрайней водой пролетела птица феникс и своим криком изменила просторы. С поверхности сошел Атум - первое божество. Через несколько поколений появился Осирис. Бог-праотец осознал, что море снова замерзнет без ветра, и создал сына Шу. Вместе с ним родилась и близняшка-дочь Тефнут, ставшая покровительницей океана, порядка и мысли. Это были два божества с одной душой, женское и мужское начало. Впоследствии именно покровительница воды помогла создать мир.

Но земля оставалась темной. Отец потерял своих детей и долго искал их. Чтобы найти первенцев, он выколол себе глаз и кинул его в воду. Око должно было разыскать детей. Но Атум справился сам и так сильно обрадовался, что из воды появился лотос, а из него - повелитель солнца. Он заплакал от счастья, и его слезы превратились в людей. Позже этот бог стал отражением Атума. Но глаз, который истратил силы, обиделся и в гневе стал змеей. Тогда верховный бог поместил его себе на корону.

Шу и Тефнут стали первой небесной парой. У них родилось двое детей: Геб - покровитель земли и Нут - владелица неба. Они так любили друг друга, что не разрывали объятий. Поэтому с самого начала земля и небо были соединены. Но когда они поссорились, Ра приказал ветру Шу разделить их. Богиня неба поднялась вверх. От высоты голова кружилась, поэтому ее отец, ветер, днем поддерживал ее, и каждую ночь опускал на землю. Мать Тефнут - богиня росы и дождя - тоже держала дочь, но быстро уставала. Когда ей было тяжело, на землю лилась вода.

В темноте Нут встречалась с супругом. Ра, узнав об этом, разгневался. Он проклял Нут, чтобы она не рожала. Но через хитрость Тоту она все же смогла иметь детей, среди которых был и бог Египта - Осирис.

Мудрость великого бога

Тот - патрон мудрости и магии - решил помочь небесной Нут. Он отправился к Луне и выиграл у нее хитростью 5 дней. Тогда у Нут и Геба появились дети. Первым был Осирис. Его братьями и сестрами стали Нефтида - правительница мертвых, Исида - хранила любовь и судьбу, Сет - зло.

Повзрослев, Осирис занял трон отца Геба. Это был четвертый бог-фараон. Первое, что он сделал, заняв престол - начал обучать людей мудрости. До того племена жили дикарями и ели себе подобных. Фараон обучал есть и растить злаки. На помощь пришел Тот, который был символом мудрости. Вместе они установили главные законы. Тот придумал имена, дал названия вещам, подарил письменность, научил искусству и различным ремеслам. Египетский бог Осирис рассказал, как нужно поклоняться высшим силам. Он был мастером земледелия и заставил всех работать. С его воли люди научились медицине и магии. Делали вино и варили пиво. С его установками строили города. Обрабатывали руду и медь. Правление назвали Золотым Веком. Властвование проводилось без кровопролития и войн. Женился, по семейной традиции, на сестре Исиде, которая полюбила его еще будучи в утробе матери.

Приведя в порядок свои земли, он пошел в соседние края, где до сих пор царил хаос. Миром и мудростью начал править в других племенах. На троне осталась жена, которая передавала своему народу знания домашнего хозяйства и науку семейной жизни.

Интриги пантеона

Пока Осирис делился своим опытом, его брат Сет тайно влюбился в Исиду. Его чувства были настолько сильны, что он решил убрать брата из мира. Сет недолго искал сторонников. Многим демонам была не по вкусу сложившаяся ситуация. Брат бога Осириса смастерил саркофаг, озолотил его и украсил дорогими камнями. Перед тем он тайно измерил рост бога плодородия. Затем устроил пир, куда пригласил элиту Египта. Когда гости напились вином, Сет вынес ящик. Зрители ахнули от увиденной красоты. Сундук им приглянулся. Тогда бог зла сказал, что подарит его тому, кто туда идеально поместится. Каждый решил попробовать лечь в ящик, но одним он был тесный, другим длинный. Когда туда лег Осирис, предатели закрыли крышку и заколотили гроб. Ловушка сработала. Ящик вынесли и бросили в реку. Но течение не понесло саркофаг в море.

Египетская мифология четко указывает, что за пределами Нила проложена черта жизни и смерти. Река унесла его из страны людей в царство душ. Бог, которого считали вечным, перешел в мир мертвых.

Узнав о подвохе, Исида стала носить траур. Она долго горевала и искала по земле тело любимого. Через некоторое время женщине подсказали, где видели гроб. Но ящик зарос вереском, и один из царей забрал его к себе во дворец, как колонну. Исида узнала об этом и начала служить в замке как простолюдинка. Впоследствии безутешная вдова унесла саркофаг. Разрубленный верес, что стоял столбом, позже стали использовать, как символ бога Осириса. Когда открыли крышку, богиня расплакалась. В Египте она спрятала ящик в дельте Нила.

Большая сила божественной любви

Была еще одна причина того, почему Сет возненавидел брата. По семейной традиции, дети одних родителей сочетались браком. Так произошло в паре близнецов Шу и Тефнут, Нут и Геб. Эта участь ждала и их детей - Осириса и Исиду и Сета плюс Нефтиду.

Был женат на своей второй сестре. Но эта женщина искренне полюбила египетского фараона и по совместительству родного брата. Одной ночью она перевоплотилась в Исиду и разделила с ним ложе. Так на свет появился сын Дуата Анубис, ставший мастером мумификации. Женщина долго скрывала правду от Сета. Но когда ситуация повернулась против Осириса, она перешла на сторону добра и стала союзницей сестры.

Далее события разворачиваются следующим образом. Однажды вечером Сет рыбачил на Ниле и наткнулся на саркофаг. В порыве злости он разрубил тело брата на 14 частей и разбросал их по всему миру. Бедная Исида и ее сестра начали искать тело. Поиски были удачными, нашли все куски кроме фаллоса. Впоследствии его заменили глиняным.

Там, откуда забирали часть тела, строили храм. Сет видел святилище и думал, что прах погребен навечно, даже не подозревая о том, что врага хотят воскресить.

Жена бога Осириса и его сторонники, сестра Нефтида, друг Тот и сын Анубис, создали мумию. Процесс длился 70 дней. Очень горевала Исида и потому, что не имела детей. Но за счет большой магии она превратилась в птицу Хат, сказала заклинания и забеременела.

Судьба наследника

Долгое время вдова, которая ждала малыша, скрывалась. Когда рожала, сказала, что ее сын отомстит за смерть отца. Ребенка назвали Хор. Исида растила его и ждала того дня, когда восторжествует справедливость. Весь пантеон охранял ее и младенца от плохого Сета.

Когда Хор вырос, произошло сражение с дядей за трон. В ходе войны Сет выбил глаз племяннику. Одна из легенд гласит, что когда око вернулось к владельцу, Хор отнес его к мумии. Сын бога Осириса всунул в тело покойника глаз, и тот воскрес. Но мужчина уже не принадлежал этому миру, а должен был править царством мертвых. Перед прощанием отец задал несколько загадок Хору и убедился, что сын сможет достойно его заменить. Затем благословил дитя на победу.

С тех пор египтяне считали, что каждый проходит путь Осириса, то есть умирает и воскресает. А мумификация не дает телу тлеть. Подобно этому богу, ежегодно воскресает и природа. На том свете он взвешивает грехи людей и выступает судьей.

80 лет продолжались битвы дяди и племянника. Устав от постоянных войн, Сет и Хор обратились к высшим богам. Суд решил, что трон принадлежит сыну Осириса. Сет стал повелителем пустыни и бури. Бог Египта Осирис и его сын были последними мистическими правителями. После них землей правили люди.

Портрет земного бога

Образ этого существа чрезвычайно сложный и прошел много трансформаций. Считается, что первое его имя было Джеду, и поклонялись ему в восточной части дельты Нила. Затем его сущность соединилась с ликом Анджеты, покровителем другого города. Поэтому в его руках появились посох и кнут пастуха. С годами он приобретает новые силы, становится царем земледельцев и обзаводится лозой и лотосом.

С 1600 года до н. е. его изображали как проросшее зерно.

В конце Нового царства ассоциировали с Ра. Изображение бога Осириса стало подаваться с солнечным диском над головой.

Став во главе умерших, он не перестал рисоваться среди буйства растений. Перед ногами разливался пруд, где рос лотос. Рядом ставили дерево, на котором сидела душа в лике феникса.

Царство мертвых

Оставив земной мир, бог стал владыкой умерших. Мифология говорит, что он возглавлял 42 божества, которые решали судьбу покойника. Каждый, кто переходил в загробный свет, попадал в зал двух истин. Человек говорила клятву отречения, суть которой в том, что говорящий начинал фразы с приставки «не»: не нарушил, не обманул.

Далее проходила процедура взвешивания. На весы клали с одной стороны сердце покойника, с другой - перо богини истины. За всем наблюдал Осирис. Бог определял загробную участь. Было два варианта: счастье полей Иару, где радость и веселье, или сердце грешника отдавали монстру Аммуту, что обрекало его на вечную смерть.

Культ был настолько велик, что в эпоху Нового царства Осирис был самым высоким среди богов. Отсюда пошла новая теория. Отныне вечное существование ждет не только богачей, а и бедняков. Билет в рай - это примерное существование, нравственность, покорность.

По представлениям египтян, о всех благах того света должны были заботиться близкие, поскольку смерть воспринимали как глубокий сон. Для того чтобы человек после пробуждения смог жить нормально, тело мумифицировали. Это была не прихоть, а неотъемлемая часть практики.

Суд бога Осириса вызывал чувство страха и трепета. А он сам был не только первой мумией, но и основоположником культа мертвых.

Образ темного повелителя

Владыка душ стал неофициальным родоначальником литературы и художественного искусства. Сила вдохновляла людей на создание рассказов о его подвигах. Их изображали на стенах и пергаменте. Большинство страниц ему посвятили в «Книге мертвых». Эти работы открывают нам образ бога.

Как и все небесные создания, Осирис частично был человеком. Судья встречал подданных сидя. Его ноги были забинтованы. В руках лежали символы власти - крюк и цепь.

Бог Осирис в Древнем Египте имел присущую только ему черту. Это была корона, носящая название «атеф». Сделан этот венец был из папируса. Цвет белый, по бокам прикреплены два красных пера страуса. Сверху они завивались. Иногда на продолговатой шапке были рога барана. Именно по этой короне исследователи распознавали на фресках бога тьмы.

Можно встретить рисунки, где Осириса изображают зеленым. Это ссылка на его земное правление, где он был покровителем плодородия и земледелия. Если бог красный, то это цвет почвы. Также в его руках может быть виноградная лоза, ведь именно он научил людей делать вино. Не редкость изображение бога растений среди деревьев.

Старейшей считают фреску, которая была создана в правление V династии фараона Джедкара - ок. 2405-2367 до н. э. На ней изображен бог Осирис. Фото, имеющие тысячелетнюю историю, представляет интерес как для ученых, так и для простых обывателей.

Египетские боги в Греции и христианстве

О богах Древнего Египта мир впервые узнал от греческих мыслителей. Юлий Африкан и подробно изучали историю соседнего царства. Но больше всего современники черпают из исследований Плутарха. Этот человек написал трактат «Об Исиде и Осирисе». Много интересного можно найти в его работе. Единственный минус - в произведении полно переплетений египетских мифов с греческими. Так, например, есть неточности, связанные с названием «Осирис». Бог с таким именем не существовал в Египте, но был культ Усиро. Известное нам имя просто ближе к языку Плутарха. Есть и другие замены: Ра стал Гелиосом, Нут - Реей, Тот - Гермесом. А главный герой винодел стал Дионисием.

Многие ученые видят общие черты египтянина с Христом. Так, оба учили людей мудрости и предлагали вино и хлеб как свою плоть и кровь.

А все началось с того, что археологи нашли молитву, датированную тысячным годом Она слово в слово повторяла «Отче наш». Проводится много параллелей о рождении обоих богов. Дева Мария узнала о благословенном ребенке от архангела, а Нут от неизвестного голоса. Далее Исида скрывается с сыном от злого Сета, как и Мария с Иисусом.

Древнеегипетский бог Осирис был специально придуман для рабов, которые надеялись на другую, лучшую жизнь после смерти. Так же трактуют и суть христианской веры.

Еще одно родство Иисуса и Осириса - смерть и воскресение.

Символ - саркофаг

Имя Усиро человечеству известно уже более пяти тысяч лет. Слово «Ус-Ири» так и не имеет точного перевода, но большинство ученых считают, что оно значит "тот, который идет своей дорогой". Это был один из самых популярных культов Египта, поэтому неудивительно, что его образ часто встречается в искусстве. Неудивительно, что ему посвящали фетиши. Предметом Осириса был джед.

Первые атрибуты для культа - деревянные шесты с закрепленными связями пшеницы. Для праздничности их перевязывали красной лентой - поясом. Это был символ новой жизни и сезона. В разных регионах фетиш делали по-своему. Порой это были связки тростника.

После популяризации мифа о том, что Исида нашла вертикальный гроб с мужем в вересе, джед начали воспринимать как позвоночник бога. Большую роль столб играл при перемене царей. Ни одна коронация не проводилась без этого символа.

Каждую весну джед ставили вертикально. Это означало поражение Сета и мир, который принес Осирис. Бог получал победу тогда, когда созвездие Ориона пряталось за западным горизонтом.

Маленькие статуэтки использовали как талисманы.

Осирис – главный правитель царства мертвых в мифологии древнего Египта. Его уважали и боялись, пытались умилостивить и ждали встречи с ними. Именно бог Египта Осирис решал, чья душа после смерти получит вечную жизнь, а чья окажется в забвении. Все самые интересные факты об этом великом и могучем собраны в данной статье.

Как узнать бога Осириса: описание внешнего облика

Изображения этого бога сохранились до наших дней на фресках. Египтяне боялись загробной жизни и своей участи после смерти, поэтому готовились к ней заранее. Поэтому особо почитаем был Осирис как владыка царства мертвых.

Характерные черты изображения бога Осириса:

  • Белая корона из папируса «атеф» с красными перьями страуса.
  • Руки и лицо зеленого или темного цвета, что символизировало плодородие почвы Нила.
  • Ноги замотаны в специальную ткань – мумию.
  • Самый высокий среди всех остальных богов.

Осирис считается покровителем земледельцев и виноградарей, всех тех, кто работает на земле.

По легенде, бог Осирис был сыном Геба, бога земли, и богини неба Нут. Стал мужем Исиды, известной богини плодородия. Во времена, когда Египтом правили боги, он был великим царем. Считалось, что именно он принес египтянам знания о садоводстве, земледелии и виноделии, врачебном деле, строительстве.

Но младший брат Осириса Сет хитростью заманил его в ларец, закрыл крышку, чтобы тот не смог никогда выбраться, и бросил в воды Нила. Богиня Исида, узнав об этом, спрятала тело умершего мужа в дельте реки. Сет, когда обнаружил это, разорвал труп брата на 14 частей, но с помощью богов верная жена собрала останки и создала мумию. Тогда Исида чудесным образом родила от мужа сына Гора, которому было суждено воскресить отца. Но Осирис не пожелал вернуться на землю, оставшись царем в мире мертвых.

Судья умерших

В представлении древних египтян смерти нет, есть лишь глубокий сон. Поэтому людей погребали со всем необходимым для полноценной жизни в загробном мире. Первое, что ожидало покойника, - была встреча с богом Осирисом. Именно он вместе со своими подчиненными (42 божественными судьями) совершал посмертное правосудие, которое проходило в несколько этапов:

  1. Исповедь. Строилась она на отрицании своих грехов: «я не украл, не убивал и т.д.».
  2. Взвешивание души. На одну чашу весов помещалась душа, а на другую – перо богини истины, которое было очень легкое. Считалось, что чем больше дурных дел совершил человек при жизни, тем больше будет весить душа, отягощенная этими деяниями.
  3. Осирис решал судьбу страдальца, и в случае оправдания тот получал вечную жизнь в райских кущах богини Иару. Те, кто был проклят богами за свою грешную жизнь, подлежал полному забвению и небытию. Ада, огненного котла не существовало в представлении древних египтян.

Осирис, или как его называют на родине Усури, был одним из самых почитаемых богов Египта. Поэтому неудивительно, что его образ в полной мере и в мельчайших подробностях сохранился до наших дней.

В Древнем Египте существовало много центров, где служители культа богу Осириса проводили ритуалы и жертвоприношения. Всего было около 14 святилищ.

Столь большая популярность вышла за пределы страны, в Древнем Риме и Древней Греции об Осирисе не только знали, но и упоминали в своих произведениях. Среди них были Тибулл, Диодор, мыслитель Плутарх и Геродот. Последний связал античного бога земледелия и виноделия Диониса с Осирисом, найдя в них много общего.

Именно с легенды об Осирисе в Египте появилась тенденция к мумифицированию и бальзамированию тела после смерти.

В культуре египтян и всех народов планеты Египта Осирис остался как «благодетель», мудрый, таинственный и талантливый, который не просто строг и справедлив, но и милостив к людям. До сих пор сохранился культ этого бога, потому как он олицетворяет собою силу, возрождение и тайну вечной жизни, которая навсегда останется притягательной загадкой для многих поколений людей.

Мы некомпетентны описать все неисчислимые формы и тончайшие нюансы, которые египетский мистицизм выразил за 3000 лет истории и, возможно, миллион лет предыстории. Народное воображение и обычаи до бесконечности умножали основные символы, и в среднюю и позднюю эпохи смешали их с божествами народов Малой Азии, Европы и далекой Индии...

Мы возьмем в качестве простых примеров несколько божеств и символов египетского пантеона. Принимая во внимание сложность его символики, — результат длительного существования египетской религии, — изучать богов следует, анализируя их изображения и атрибуты.

На протяжении долгой истории Египта в разные времена разные города занимали главенствующее положение. Гермополь, Гелиополь, Мемфис и Бусирис (это их греческие названия) придавали особую значимость своим божествам: Тоту, Ра, Птаху и Осирису. Но все эти божества были выражениями почитания в разных местах и в разных формах Единого и Непознаваемого принципа, находящегося за пределами любой формы. Итак, в египетских религиозных центрах мы встречаем образ божественной Эннеады (Девятки). Эзотеризм эннеад раскрывается в экзотеризме триад, где представлены три корня Божества — Отец, Мать и Сын.

НУН . В эннеаде Гелиополя — Хаос и Изначальный Океан, порождающий Изначальные Воды, которые мы встречаем в священных книгах всех религий — Воды, содержащие семена и зародыши всего, что появится впоследствии. Обычно Нун представляется в виде большого существа, по пояс погруженного в Изначальные Воды, которое руками поддерживает всех богов, возникающих из Хаоса-Нуна.

ТУМ , или АТУМ . В эннеаде Гелиополя — «Создавший сам себя», он возникает на Красном Холме или обелиске, обозначающем начало времени. Его имя переводится как «He-Вещь»: А-Тум, что интерпретируется как «Суть Всего». Это дух, возникающий в глубинах Нуна и изображающийся в виде красного диска на холме. В этом случае он называется Атум-Ра и символизирует Ра как Солнце-Творца.

РА . Это Созидающее Солнце, порожденное «He-Вещью», связывается также с птицей Бен-Бен, одним из образов птицы Феникс, погибающей после каждого временного цикла и возрождающейся из собственного пепла, как жизнь из смерти.

Атум-Ра породил первую пару богов: Шу (Воздух) и Тефнут (Пространство); от этой пары рождаются Геб (Земля) и Нут (Небо). Нут изображается расположенной над Гебом, они соприкасаются только пальцами ног и рук, таким образом, создавая свод между небом и землей, где действует Ветер Шу. У Геба и Нут родилось четверо детей: Осирис, Исида, Сет и Нефтида, описываемые как создатели людей.

В течение 12 дневных часов Ра обходил все земли Египта.

Предание гласит, что когда Ра состарился, Исида использовала подходящий случай, и, завладев его «Тайным Именем», унаследовала таким образом все его силы. Люди восстали против Ра, и он был вынужден направить против людей свое «Божественное Око» (Хатор-Сехмет), чтобы их уничтожить. Спаслись только последние семь человек, которые позже возродили новую расу.

Вечный противник Ра — змей Апоп, символизирующий затмение.

АМОН . Хотя его культ был распространен в Фивах, все же это гораздо более древнее божество, подобное таинственному Атуму, и не похожее на проявленного бога Ра. В то время как Ра — это Порождающее Солнце, видимое и активное, Амон является скрытым духом того же самого Солнца, Солнцем Справедливости. Амон-Ра принимает облик крылатого яйца, или крылатого солнца и тогда оно называется «Господином Дверей», напоминая о Солнце, проходящем двери Неба, подобно душе, проходящей через воплощения.

Наряду с Хнумом, древним Богом-Бараном, Амон является астрологическим символом ариев, «бодающимся» солнцем, которое заставляет отступить тьму.

Его тайный, мистический смысл был иногда заключен в размытости, нечеткости изображения его иероглифов. Как к богу Тайны и Молчания, как к защитнику, к нему обращались с молитвой: «Амон, Господин Тишины, быстро являющийся на зов несчастного! Я взываю к тебе в моей беде, и ты приблизишься, чтобы защитить меня, чтобы дать дыхание слабому, чтобы спасти меня, согнутого нуждой. Ты — Господин Фив, освободитель, истинный спаситель, тот, кто приходит издалека, чтобы помочь взывающим». А другая молитва гласит: «Благословен тот, кто умер в Фивах, месте Тишины и Справедливости, месте пребывания Амона; его душа станет божественной душой».

Его мистическая жена — Мут, одна из форм Мировой Матери, которая изображается с головой кошки. Ее сын Хонсу («Тот, кто пересекает») - «Небесный кормчий», «Путешественник», изображается с головой сокола, увенчанной месяцем. От Амона произошел также дар предсказаний и владения парапсихологическими силами.

ХАТХОР . Символизирует вселенскую Корову, небесную матку, дающую начало Жизни. Ее черты Жертвенной Матери основаны по большей части на женских божествах египетского пантеона. Она имеет сходство с Сехмет, вершительницей судеб, и с Исидой, увенчанной рогами и в наказание заключенной в материю.

Хатхор правила миром мертвых, и поэтому ее также называли Госпожой Запада. Также ее называли Госпожой Сикоморы и «Изумрудом Синая».

ОСИРИС . Одно из наиболее важных божеств египетского пантеона, пришедшее из Абидоса. Возможно, Осирис сменил другое более древнее божество, связанное с Огнем и Изначальным Солнцем. Осирис — солнечный и небесный бог; его цвет — голубой с красным или ярко-желтым. Его одежда — белые пелены, напоминающие о мумификации, на голове корона Верхнего и Нижнего Египта, в руках — плеть и крюк, символы наказания и притяжения, строгости и любви. На лбу у него находится урей, изображающийся в виде кобры, — символ, имеющий индийские корни, означающий власть над жизнью и смертью, внимание или пробужденное сознание. Этот бог — главный персонаж Мистерий Осириса. Мумификация, последовавшая за расчленением и собиранием по частям его тела — символ утраты человеческой природы ради выявления природы божественной; поэтому почти всегда об «осирификации» говорится как о синониме мумификации. Ранний уход Осириса связывает его также с богами мертвых и с возможностью управлять оккультными мирами. Это мужское божество плодородия и посевов, хранящее глубокое знание агротехники и ритуальных церемоний, связанных с пшеницей, вином и пивом. Он покровительствует росту физической и символической пшеницы, до семи локтей высотой, растущей в Аменти. Как благое божество Осирис дал людям законы, чтобы воспитать их и дать моральные нормы. Ежегодное повторение Мистерий Осириса позволяет кандидатам в мистерии индивидуально пережить его испытания.

Осирис, будучи сыном Геба и Нут, также является загадочным сыном Небесной Птицы, которую римляне впоследствии называли «Гор Старший».

Он управляет Волей, Справедливостью (вместе с Маат); является божеством Мистерий и Солнца, на что указывают перья Амона на его голове. Также один из символов Осириса — Колонна стабильности, или Джед, символ того, что опирается на Землю.

ИСИДА . Исида — сестра и супруга Осириса. Она изображается на темном (обычно темно-красном) фоне, напоминающем животворящую кровь. Как аспект Космической Матери, Исида является Праматерью, божеством Любви, порождающим Жизнь. Богиня изображается в виде женщины, часто сидящей и кормящей грудью младенца Гора, своего сына. По своей природе она связана с праздниками весны и лета, изобилия, материнства. На спинке ее трона изображена лестница, символизирующая посредничество между Землей и Небом, так же об этом посредничестве свидетельствует факт ассоциации богини с Луной. Ее корона имеет форму лунных рогов. Исида имеет и другие атрибуты, например, узел, или пояс Жизни, и систр, который отгоняет злых духов своими магическими звуками.

Исида покровительствует волшебству, ночной и лунной магии, поэтому ей приносили в дар молоко, сок растений, фрукты, а также благовония. Иногда богиня изображается закутанной в покрывало — аллегорию вуалей, скрывающих тайны Природы; иногда ее изображают бородатой — указание на импульс плодородия или андрогинное божество (напоминание о первоначальных расах человечества).

Ее имя Исида (Исис), состоящее из частей Ис-Ис («ступень-ступень») имеет отношение к психическому миру, к внутренней энергии и здоровью. Если Осирис является божеством темноты — Изначальным Светом, то Исида — это Мировые Воды, и их сын. Гор — Свет Разума, который люди способны воспринять.

ГОР . Будучи сыном Осириса и Исиды, образует третье лицо самой знаменитой триады Египта. Часто его изображают ребенком, которого кормит мать Исида; но со временем это ребенок вырастет и превратится в мстителя за своего отца, убитого и расчлененного Сетом.

Как мститель и «воскреситель» Осириса, Гор стал символом воскрешения для всех людей — Внутренний Гор, ведущий битву с темными сторонами своей личности. Аллегорически он представляет видимое Солнце разума, которое своим светом разгоняет все тени.

Гора чаще всего изображают в виде человека с головой сокола, короной и атрибутами или без них. Обычно его рисуют на золотисто-желтом фоне; иногда он несет посох Анубиса, чтобы ориентироваться в темноте, и жезл — символ власти и устрашения физических и психических чудовищ.

Будучи солнечным божеством, Гор поддерживает силы Человека движущегося по Пути. Часто он изображается в виде лодочника (это один из образов путешественника по миру), убивающего копьем крокодила — символ опасности и препятствий на Пути. Он изображается сидящим на корточках в Солнечной ладье, и прокладывающим дорогу с помощью анха (Ключа Жизни или Молота Гора, представляющего букву тау); этот молот воскрешает мертвых и будит спящих. Очищающая вода из сердаба (погребальной камеры в мастабе), извлеченная из Нила, жертвовалась Осирису, но взывая к помощи Гора. Сам Дом Бальзамирования назывался Домом Гора.

СЕТ-ТИФОН . Сет — древнейшее божество, связанное с наиболее глубокой Тайной и Тьмой. Будучи в родстве с Осирисом и его светлым и благим аспектом, Сет символизирует мрак, засуху, бесплодную почву, наконец, эзотерическое как противоположность видимого и экзотерического.

Более поздние греческие версии превратили Сета в Тифона, сотворив «злого брата» Осириса и зло вообще, изображаемое в образе гиппопотама. Однако важно помнить, что в Древнем Египте зло представляли не как самостоятельную сущность, а лишь как тень добра, искаженного при воплощении. Итак, Сет, или Сет-Тифон, как его называли впоследствии — это лишенная сознания материя, темная и слепая, способная быть как хорошей, так и плохой.

В додинастические времена поклонялись Сету в форме вертикально стоящего камня, так же как Лингаму Шивы или еврейскому Йоду. Также он родственен черному козлу, над головой которого грешники призывали Сет-Тифона и исповедовались. Это объясняет что в римскую эпоху Тифона представляли как бегемота с козлиными ногами, что увеличило ряды современных символистов ищущих противоестественности в египетском пантеоне. Сет — тот, кто, согласно мифу, расчленил Осириса на 7 или 14 частей; и когда Гор пустился за ним в погоню, убегал, также в течение 7 дней, «верхом на осле». Здесь появляется образ осла, используемый, чтобы описать душу, упавшую в материю, так же, как в более позднем мифе Апулея. Осел в Египте назывался Лао, «темный производитель», так же как еврейский Лао, первичная материя, лишенная разума, материал для создания форм.

НЕФТИДА . Нефтида — сестра богини Исиды, и вместе они символизируют два аспекта Луны: Исида — видимую, светлую луну, Нефтида — темную и невидимую для людей. Имя Нефтида происходит от Неб Хет, «Госпожа Крепости»; её небесная резиденция — Луна.

ТОТ . Лунное божество, отец мудрости, письменности и культуры в целом, создатель всех наук и покровитель инициатических храмов в их схоластическом аспекте. Господин Тишины и Тайны, атрибутов инициатического знания. Он был первым из Великих Магов, и его имя было родовым для неисчислимых династий мудрецов. Тот изображался в виде человека с головой или лицом ибиса, а иногда в виде самой птицы, которая также могла носить на голове корону или урей. Он эквивалентен греческому Гермесу и римскому Меркурию; выполнял функции писца и посланника богов.

Птица ибис по своей природе представляет опасность для крокодилов: она питается их яйцами. Эта борьба, происходящая в природе, напоминает вечную борьбу между знанием и невежеством. Белый и черный ибис управляли — как индийский лебедь Калахамса — циклами времени, сменив до-династический символ земляной улитки.

Астрологически Тоту соответствует планета Меркурий, Будхи на Востоке, и египетские предания говорят, что будто бы между этой планетой и Солнцем есть еще одна маленькая планета, о существовании которой было известно посвященным и которая носила название Ибис.

Тота также изображали в виде кинокефала: обезьяны с собачьей головой. Эта ипостась бога отражала знание о прошлом, и, в свою очередь, таинственную необходимость забывать все ужасное, что произошло в истоках человечества. Как бог Памяти, он появляется в египетском ритуале взвешивания сердца умершего, актуализируя то, что выносится на суд, и погребая то, что человек уже искупил.

АНУБИС . Также является одним из древнейших божеств; изображается с человеческим телом и головой собаки или шакала, или непосредственно в виде шакала, иногда склоненного над ларцом и стерегущего папирус так называемой «Книги Мертвых».

Этот бог — проводник душ; он руководит душами, покинувшими тела и душами посвященных, закончившими человеческий этап эволюции.

Господин Западной Горы; его царство — ночь физическая и ночь души, как для человека, так и для мира, это и короткий сон, это и смерть, и конец цикла. Поэтому его связывают с пятым часом ночи (23 часа в нашем отсчете), с черной пирамидой, с входной дверью и со знаком Скорпиона, разрушающим материальные тела. Его небесные обители — звезда Сириус и планета Венера.

Тот изображается также в виде статуэток лучника, разрушителя тела, сообщающего о смерти. Его посох — символ способности идти в темноте, уничтожая злых змей низшей психической жизни.

Его древний культ был глубоко сокровенен; жрецы в масках проводили тайные ритуалы воскрешения Осириса, и святыни Анубиса были скрыты в храмах. Однако в эпоху Рамессидов, в битве с хеттами при Кадеше египетские войска несли его изображение на штандартах, что означало возросшую популярность его культа.

Анубис с Тотом и Нефтидой вместе с Исидой собирали и мумифицировали тело воскрешаемого Осириса в Мифе об Осирисе.

ХЕПРИ , или СКАРАБЕЙ . Символически родственен Амону-Ра, обозначает рождающееся Солнце. Однако Хепри больше связывается с духовным воскрешением и реинкарнацией души.

Одна египетская надпись гласит: «Невинная Душа, достигшая в своих странствиях праведности, должна соединиться со своим телом вечности, чтобы больше не разлучаться с ним». В древнем Кеме «сеятель зерен» изображается над своими небесными колосьями как скарабей, символизируя способность «воскрешения Осириса».

Скарабей символизирует также ученика, подобного тяжелому и неспособному летать насекомому, которое неожиданно расправляет крылья и легко поднимается вверх. Объясним, что под обычным воскрешением египтяне никогда не понимали воскрешение в теле, но придерживались наиболее распространенной у всех народов, включая христиан-коптов, доктрины реинкарнации. Под «воскрешением Осириса» понималась способность души путем мистерий или после множества воплощений «пробудиться», «вспомнить» и настолько расширить границы своего сознания, чтобы не нуждаться в опыте физической жизни. В этом процессе символ скарабея имел большое значение.

Одни фигурки скарабея служили амулетами для мумии; другие использовались в качестве печати; одни скарабеи изображались с расправленными крыльями, другие — с головой и плечами сфинкса, появляющегося из туловища жука; и наконец, самые распространенные — со сложенными крыльями и буквой «тау» на спине, в месте соединения надкрыльев.

Египетско-греческое слово — Хепри, — буквально означает «перестраивать», «становиться».

ПТАХ . Древний бог огня, связанный с древнейшими мистериями Живого Солнца, излучающего невидимый свет. Позднее Птах стал изображаться как искривленная, извилистая фигура, повторяющая изгибами своего тела языки пламени. В Мемфисе ему воздавали особые почести как покровителю ремесленников и художников, дающему свет и тепло нуждающимся в солнечном вдохновении для воплощения своих мыслей и идей.

МААТ . Богиня справедливости и космического порядка. Ее символика сходна с символикой индийского божества Махат, олицетворяющего Космический Разум.

Маат изображается с пером. Она — дочь Ра и советник богов. Как божество справедливости, она родственна Сехмет, богине с головой львицы, суровой исполнительнице непреклонной Судьбы. По словам ЕПБ, именно из Египта греки заимствовали идею Немезиды, а римляне — Фатума.

СЕХМЕТ . Сехмет — одна из древнейших ипостасей Богини-Матери Хатхор, олицетворявшая силу Судьбы в действии. Сехмет, как Око Правосудия Ра, мстила и наказывала людей, когда они восставали против Божественного Порядка.

В Египте ее называли «Могущественная», «Госпожа», и египетские воины считали ее своей покровительницей.

БАСТЕТ (Баст ). Богиня-кошка, покровительница города Бубастис, родственная May, Космической Кошке, чьим глазом является Луна. Бастет — Божество ночных чар, в физиологическом ключе представляет сексуальность, а в психологическом — деятельность Души в момент смерти.

Согласно преданию впервые кошки были одомашнены в Египте. В более поздние эпохи их культ деградировал до физического поклонения кошкам; при этом их первоначальное значение было забыто в основном из-за суеверий, спровоцированных греками и римлянами.

НЕХБЕТ . Богиня-коршун, которая держит в своих лапах печать и кнут. Ее расправленные крылья символизируют защиту, особенно если они раскрыты под прямым углом.

ХНУМ . Бог с головой барана, наиболее почитаемый в местах расположенных близ водопадов. Хнум связан с плодородием Нила, который дарует жизнь землям Египта, подобно тому как солнечный свет проникает на тонкие планы, атакуя и рассеивая мрак. Подобно силе Солнца, Хнум является создателем как мирового яйца, так и самих людей.

ПТОЭРИС (Таурт ). Великая Богиня Материнства, изображаемая вечно беременной самкой гиппопотама, несущая плоды жизни. Имеет те же атрибуты, что и у Исиды: ключ Жизни или узел Исиды.

ХЕКЕТ или ХИКИТ . Богиня-лягушка, символ эмбрионального состояния, в котором зарождается жизнь; или Души, спящей в периоде ожидания нового рождения.

АПИС . Бог-бык, называемый «Росток от Жизни Птаха», поскольку его рождение связывается с падением огненного луча Птаха в нильский ил. Апис символизирует двойную природу человека, следствие соединения Небесной Силы с плодородной материей.

Его культ очень древний и происходит из Мемфиса (где находят удивительные мумии быков). Позднее образ Аписа трансформируется и связывается Фениксом и Сераписом.

Апис — священный земной образ Небесного Осириса, в связи с мифом о Осирисе производилась мумификация Аписа, священные быки-Аписы должны были иметь набор особых признаков: пятно треугольной формы — на лбу, в виде грифа с расправленными крыльями — на хребте, родимое пятно на правом боку, двойную косичку на хвосте, и т.д. Достигнув 20-летнего возраста, эти быки становились священными (т.к. Осирис был убит своим братом Сетом именно в этом возрасте), однако и до этого времени им поклонялись и о них заботились, и любое их движение было знамением, трактуемым жрецами.

Апис изображается в виде статуэток быка с солнечным диском между рогами, и с уреем, священным Змеем власти над жизнью и смертью и символом способности постоянно быть бдительным.

ХАПИ . Хапи — обожествленный Нил. Мог управлять видимым и невидимым миром, Нилом земным и Нилом Небесным, по которому плывет ладья Ра.

БЭС . Изображался в виде карлика атлетического сложения с громадной головой, облаченного в шкуру леопарда, хвост которой висел у него между ног. Это озорное, насмешливое и временами воинственное божество, друг шутников, вызывающий раздоры между людьми. Однако также способен отгонять злых духов. Возможно, Бэс божество азиатского происхождения.

АПОП (АПОПИС ). Змей тьмы, Первичной Субстанция Тьмы, свернутая в форме спирали. Апоп — вечный враг света Осириса. Он постоянно угрожает кандидату в мистерии, стремящемуся достичь состояния Осириса — то есть Теофании — и узнать Последнюю Тайну.

В астрологическом ключе Апоп — это Ночь, 12 часов темноты; по его волнообразному телу плывут ладьи великих богов, созданные лучами Солнца, или дыханием Амона-Ра. В храмах Египта находятся модели этих космических ладей, сделанные из редких пород дерева и драгоценных металлов.

ЧЕТВЕРО СЫНОВЕЙ ГОРА . Хранители четырех кардинальных точек пространства: в мастабах они охраняют ритуальные сосуды, содержащие внутренности мумифицированного тела, в память о Горе, хранившем останки Осириса. Это АМСЕТ с человеческой головой, который вместе с Исидой охраняет печень; ХЕПИ — павиан, вместе с Нефтидой охраняющий легкие; ДУАМТЕФ с головой шакала, охраняющий желудок вместе с Нейт; КЕБЕХСЕННУФ с головой шакала, вместе с Селкит, богиней-скорпионом, охраняющий кишечник.

ВЗВЕШИВАНИЕ СЕРДЦА УМЕРШЕГО . Покинувший физическую землю предстает перед Осирисом и 42 судьями. На суде присутствуют Анубис и Гор; у весов стоит Тот, вызывающий воспоминания. Маат взвешивает сердце умершего, кладя на другую чашу весов перо Справедливости. Умерший направляется к 42 судьям, обращаясь к ним по имени и произнося «Исповедь отрицания», в которой подтверждает моральность и чистоту своей жизни. Если он готов отправиться в Аменти (Землю Амона, располагавшуюся на западной стороне неба), ушебти или «ответчики», принимают все его дела, день за днем, месяц за месяцем и год за годом. Душа, очищенная таким образом, больше не воплощается. Если при взвешивании сердце оказалось тяжелее пера, оно отдается на съедение чудовищу, которое представляет материю и материальные формы.

СФИНКС . Древнейший теологический символ, ровесник пирамиды, или Инициатической Горы. Одно из его египетских названий, дошедшее до нас — Хар-эм-Ху, или «Солнце на Горизонте». ЕПБ разъясняла, что эзотерически это означает «Бог, сам себя рождающий», подобно Ом-Мани-Падме-Хум у индо-тибетцев. Сфинкс с человеческой головой символизирует триумф человека над своим телом или проход через 4 этапа преодоления животной формы. Знаменитые четыре животных, входящих в образ Сфинкса в Гизе также символизируют четыре элемента: Огонь, Воздух, Воду и Землю.

Большой Сфинкс Гизы был сильно поврежден и много раз реставрировался еще в египетскую эпоху. Его возраст, как и возраст Великой пирамиды и других монументов, определялся очень искусственно. Хронология Египта имеет «белые пятна», которые каждый исследователь может заполнять по своему вкусу, в соответствии с собственными предположениями и предпочтениями.

11 Фев 2016 г. | 12 414

В стране пирамид до сих пор сохранилось множество воспоминаний о пребывании там святого семейства — устных преданий и почитающих верующими мест. Но самая удивительная тайна Иисуса связана с явственными параллелями, которые можно провести между страданием и воскресением Христа и древнеегипетским мифом о гибели и воскрешении Осириса.

Как и Иисус, Осирис был сыном неба и земли. Предание говорит о нем, как о добром царе, который при жизни отвратил египтян от нечестия — уничтожил жестокие обычаи, научил земледелию, письменности и искусствам. В возрасте 28 лет Осирис погиб от руки своего злого брата Сета, завладевшего троном. Жена Осириса — Исида, потрясенная горем, отправилась на поиски обожаемого супруга и, по божественному вдохновению, найдя его останки, сочленила их. И случилось чудо: благодаря слезам безутешной супруги Осирис воскрес, оставив ей сына Гора (Хора). Повзрослев и возмужав Гор, победил узурпатора и наконец унаследовал трон отца. Осирис же стал править подземным миром и судить людей после смерти.

Гор, Осирис и Изида

Нередко проводятся параллели между Иисусом и Осирисом. Ряд исследователей полагает, что имя Осирис может означать «Сир Ис», то есть «Царь Иса» (Иисус). Убийца Осириса по имени Сет — схож с сатаной, известным библейским образом, противостоящим Иисусу Христу. Смерть и оживление Осириса — явно напоминает воскресение и вознесение Иисуса Христа.

После воскресения Осириса каждый египтянин вправе ожидать личного воскресения в физическом теле после смерти, через уподобление образу Осириса (как и мы уподобляемся Христу), если он при жизни следовал божественным законам. Эти нравственные законы напоминают евангельские заповеди. Так, в египетской «Книге мертвых», душа попадая на суд Осириса, говорит в свое оправдание, что этот человек при жизни помогал бедным, дал лодку путешественнику, жертвовал на храм и т.п.

Ежегодно в Египте отмечался праздник воскресения Осириса, связанный с памятным событием, а также с ежегодным обновлением природы. Праздник этот можно сравнить с христианской Пасхой, символом которой (как и в древнеегипетские времена) являются яйца, проросшие зерна, ветки свежей зелени. Пасха также приходится на весну, что соотносится с оживлением природы и растительности в древнеегипетских мистериях. Умирание и воскресение Осириса, расчлененного на части, было символом умирания и оживания природы. Его уподобляли зерну, которое попав в почву умирает и затем прорастает. На шею умершему в древнем Египте вешали мешочек с проросшим зерном, что символизировало воскресение в будущей жизни. Интересно, что Иисус в Евангелии также отождествляет себя с зерном: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» .

Крест жизни

Символ креста заменял древним египтянам символ жизни «анкх» — крест, только увенчанный кругом. В «анкхе» объединяются два символа — крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности, вместе же они обозначают бессмертие. В иероглифическом письме этот знак обозначает «жизнь», в том числе вечную. Египтяне изображали анкх на амулетах для того, чтобы продлить жизнь на земле; с этим амулетом хоронили, чтобы быть уверенными в том, что усопших ждет жизнь в другом мире. Вера в силу анкха основывалась на представлении о том, что именно так выглядит ключ, которым можно открыть ворота смерти. Символ этого «ключа» также ставили на стенах каналов в надежде, что присутствие анкха убережет от наводнений и колебаний уровня воды. Ранние христиане Египта, копты, использовали этот символ для обозначения загробной жизни. Во время движения хиппи в конце 60-х годов XX века анкх стал популярным символом мира и правды.

Так же, учение Иисуса Вечной Жизни является постоянной темой в Новом Завете. В Евангелии от Иоанна 11:25 Иисус говорит:

« Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет оживет: И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек »

Следует отметить, что символисты смотрят на очертания анха как на распятого человека: круг представляет голову, горизонтальную линию две руки и вертикальную линию ноги прибиты к кресту, как один.

Все это убедительно свидетельствует, что никогда и нигде Бог не оставлял человека. Даже в древние времена Иисус, пусть и в скрытой пророческой форме, проявлялся через разнообразные «естественные религии», пробуждая в людях лучшие чувства — сострадание к ближнему, стремление быть ближе к Богу, надежду на посмертное воздаяние и справедливость. Не только в сохранившихся до наших дней, но даже и в древних культах мы находим удивительные следы прозрений о Христе. Это вселенское, космическое проявление Божественной личности является основой для экуменического диалога, взаимопонимания и сотрудничества между различными религиями и культурами.

Как и Иисус Осирис выступает судьей на посмертном суде, где является либо оправдателем, либо как обвинителем душ. Здесь также видна надежда людей на Осириса, как и на Христа, на милосердие Бога, отпирающего для души врата в райские кущи.

Осирис, Судный день, на папирусе Hunefer, 1285 до нашей эры.

Судный день является центральным принципом христианской религии. Души умерших предстают на суд Христов. Те, кто следил за его учением, в течение своей жизни, считаются праведными и могут быть допущены к небу. II Коринфянам 5:10 говорит:

«Ибо мы должны все предстать перед судом Христовым, чтобы каждый получил согласно тому, как поступал, живя в своём теле, творил ли он добро, или зло.»

Описания Христа и Осириса как судий удивительно похожи. Микеланджело «Страшный суд» имеет много общих черт с «Судным Днем» выгравированным на египетских папирусах и на стенах гробниц.

Иисус. Судный день, из Сикстинской капеллы, Микеланджело 1512.

Миф против Факта

Никто не знает, происхождение этой истории Осириса. Первые письменные рукописи Осириса дошли до нас от источников за пределами Египта путем древних историков, таких как Диодор Сицилийский (1-й С. до н.э.), Геродота (5-я С. до н.э.), и Плутарха (1-й С. Д.). Эти классические писатели описывают Осириса как полубожественного царя, который отменил людоедство, научил мужчин и женщин жить в соответствии с законом Маат, улучшил их нравственность, и наполнил их любовью к человечеству.

Миф Осириса наполовину похож на настоящий и в то же время на волшебноый мир магии. Этот элемент фантастики отвечает, в частности, за неправильное представление, что Осирис был вымышленным существом. Факты остаются среди руин древнего Египта и рассказывают совершенно другую историю. Осирис придал возрождение религии среди древних обитателей Нила, последствия которой повлияли на каждый аспект в их первобытном обществе. Это привило в них высокий моральный кодекс, чувство добра и зла, склонность к братской любви.

Осирис также способствовал высокоразвитой философии. Его поклонники поняли, что человеческое тело не было ни идеальной, ни постоянным. Они также были убеждены, что смерть — не конец их бытия.

Точно так же, философия выражается в истинной религии христианства.

Осирис Феникс

Египтяне сравнил дух Осириса с небесной птицой, так же, как христианство изображает душу Иисуса в виде белого и блестящего голубя. Египтяне называли птицу Бену, греки называли его Феникс.

Ученые единодушно считают, феникс был символом Осириса. Немецкий филолог Адольф Эрман объяснил «душа Осириса … пребывает в виде птицы, феникс ….»

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...