Библейский взгляд на причины и сущность болезней. Что может Церковь

На литургии священник подобен Моисею. Он ведет людей за собой, возносит их дух вслед за своим горящим духом к Богу и, не сдвигаясь с места, предшествует молящемуся народу в его духовном движении.

Отсюда характер молитв священника. Они не о себе и не о частных нуждах (за исключением прошений на «Рцем вси»). Эти молитвы, от которых до слуха молящихся ныне долетают только возгласы, всегда говорят о «нас», а не обо «мне». «Тебе славу воссылаем», - говорит Богу священник, имея в виду то, что не он от себя воссылает прославление, а «мы все, собранные здесь», воссылаем Богу славу, честь, поклонение и благодарение. Таковы все молитвы литургии: они приносятся Богу священником от лица всех и за всех. Все, кроме одной. Это молитва Херувимской песни.

Эта молитва обращена не к Отцу, что обычно для литургии (приходим к Отцу через Христа во Святом Духе), а лично к Христу. И приносится она священником о себе самом, из глубины своей немощи и личного недостоинства. Это - единственная во всем чине литургии по-настоящему тайная молитва, достойная того, чтобы читать ее всегда шепотом, по памяти, про себя. Желательно - и со слезами.

На этом очень коротком тексте при желании можно было бы построить целый курс пастырского богословия. Здесь есть все, что наполняет внутреннюю жизнь внимательного к себе священника. А именно: не могу служить, не имею права, недостоин, но, тем не менее, должен, обязан и потому дерзаю. Не только я, но и никто вообще не может быть достоин, поскольку все связаны плотскими «похотями и сластями», поскольку и небесным чинам предстоять Богу «велико и страшно». Единственное утешение и оправдание наших служб - то, что Он Сам вочеловечился и стал для нас Архиереем, Сам установил чин этой Пренебесной и Бескровной Жертвы. И не только установил Сам чин, но всякий раз Он Сам и приносит Жертву и приносится в Ней, ибо приносит Себя, а не другого. И Сам принимает эту Жертву и нам раздает.

Ощущение Христа присутствующим на наших службах вменяется нам в обязанность, но этого, оказывается, мало. Нам вменяется в обязанность большее. Христос не просто присутствует на наших службах (чего, по правде, мы не ощущаем с желаемым постоянством), но Он Сам эти службы совершает. Мы же прислуживаем Ему, помогаем, если можно так выразиться, как и в Херувимской песне мы исповедуем своем пение как «припевание». Пение собственно принадлежит херувимам и прочим бесплотным духам. Нам же остается «припевание», то есть время от времени соучастие в непрестанном занятии иных умных существ.

Итак, молитва Херувимского пения есть действительно тайная молитва, что выражается, кроме прочего, отсутствием после нее громкого возгласа. Громкий же возглас обозначает изначальную практику чтения молитвы вслух и является, по сути, финальным славословием, теряющим смысл при утаенности предшествующего текста.

Но если бы мы захотели построить курс пастырского богословия на молитвенных текстах Требника и Служебника, то не смогли бы пройти мимо еще по крайней мере двух молитв. Это, во-первых, тайная молитва крещения, имеющая читаться после мирной ектении или во время ее, если крещение совершается с диаконом.

Эта молитва очень похожа по смыслу на молитву Херувимской. По силе слов и чувств она, возможно, даже более проникновенна и более располагает к смирению. Дух этой молитвы говорит нам о том, что крещение есть такое же, если не сказать - большее, священнодействие, как и литургия. И действительно, крещение есть единственное таинство, упомянутое в Символе веры. Оно вводит человека в общение с Богом, делая возможными все будущие высоты озарений и освящений. Совершать его надо с той же внутренней собранностью и трезвением, какие характеризуют все лучшее в нашем отношении к Евхаристии. Обратимся к словам молитвы.

Бог в ней именуется «истязующим сердца и утробы», то есть знающим весь внутренний наш мир, такой двоящийся и колеблющийся, такой ускользающий от детального анализа даже за несколько быстро пролетающих часов. В молитве говорится, что перед Богом «вся нага и обнажена», значит, «обнажена» и вся внутренняя жизнь священника. Одетый благодатью, он все же остается простым человеком, мучимым страстями и отягченным условностями исчезающего бытия. Мысль эта высока, и ее не хватает нам в повседневности. Мы редко исповедуем вслух ту простейшую и важнейшую истину, что Бог знает не только дела наши, но и тайные движения сердца нашего. А ведь именно обнажение тайных наших сердечных движений рождает глубокое смирение и сокрушение. «Да не омерзиши мя, ниже лице Твое отвратиши от мене», - молится священник.

Мы, священники, совершаем таинства не только в силу однажды принятого таинства священства, но также и в силу постоянного напряжения внутренних сил, в силу постоянного умоления Бога не отвращать лица Своего от нас. Там, где нет «напряжения и умоления», там сама благодать скрывает свое действие, оставляя человека один на один с сухой механикой обряда.

Чувство недостоинства и личной слабости рождает подобные молитвы, и подобные молитвы движут Бога постоянно «восполнять оскудевающих и врачевать немощных». Где нет воплей о помощи, но есть лишь уверенность в собственной благодатности, там умаляется сама благодать, там благодать угрожает полным отходом от горделивого молитвенника. Имея дело с подобными текстами, мы имеем дело с выражением веры Церкви и с выражением «психологии священства», того внутреннего портрета пастыря, который мы снаружи опознаем в Златоусте, Василии Великом, Григории Богослове. Который можем изнутри постигать, благодаря подобным молитвам.

Дух церковной молитвы - это не только дух обладания небесным сокровищем, но и дух святого страха оттого, что ты лично этого не достоин, и дух страха эту благодать потерять. В таком внутреннем состоянии нужно совершать все вообще службы.

Вернемся к тайной молитве крещения. Вот некоторые из слов, в ней содержащихся.

«Презри моя прегрешения в час сей».

«Омый мою скверну телесную и скверну душевную».

«Всего мя освяти, да не свободу иным возвещая, сам, яко раб греха, неискусен буду».

«Низпосли мне силу с высоты и укрепи мя к службе таинства великого и пренебесного».

Моя бы воля, я бы рекомендовал эту молитву для заучивания наизусть всем ищущим священства. Она абсолютно тождественна по духу смирения молитве Херувимской песни, но выражения ее более сильные, более пронзительные и с большей силой исповедуют смирение священника, приступающего в очередной раз к «великому и пренебесному» таинству.

Это означает, кроме прочего, что крещение носит литургический, всемирный, всеохватный характер, подобный литургическому «о всех и за вся». У нас очень давно уже нет оглашения, нет никого уходящего из церкви на словах: «Оглашенные, изыдите», - хотя множество случайно заходящих в храм людей по уровню отношения к Христу и Его Церкви ниже всякого катехумена. Масштабность проблем такова, что до конца не ясно, с какой стороны браться за их разрешение. Но если браться со «стороны священника», никогда не ошибешься. И максимально серьезное отношение к таинству, вводящему человека в Церковь, есть лучшая точка опоры для благого переворота не в ту сторону перевернутого мира.

Совершать крещение с той же степенью внутренней собранности, с той же серьезностью и с тем же молитвенным настроем, как и Божественную литургию, есть требование эпохи и требование церковной жизни по существу.

Вторая молитва, которая уподобляется молитве Херувимской, это пятая молитва соборования. Она может быть рассмотрена в контексте первых двух потому, что ярко, неожиданно ярко для такого таинства, как соборование, выражает суть священства. Выучить ее наизусть более проблематично, поскольку мать учения - повторение, а соборование не есть столь часто совершаемое таинство, чтобы многие повторы молитв были возможны. Но все же рано или поздно Требник раскрывает свои глубины взыскующему уму, и сокровища обретаются там, где их не чаяли обрести.

Итак, священник молится, говоря о себе: «Меня, смиренного, грешного и недостойного, во многих грехах сплетенного и страстями сластей валяющегося, Бог призвал во святую и превеличайшую степень священства». Частое повторение слов о своей «грешности и недостойности» способно приносить противоположные плоды. Вместо подлинного смирения эти повторы приносят некое «смиреннословие», рождают псевдосмиренный православный сленг, столь раздражающий там, где нет на поверку никакого особенного смирения и покаяния. Молитва вносит некую новую ноту. Она называет нас «валяющимися в страстях сластей», и это действительно встряхивает душу.

Далее священник исповедует ту истину, что Бог ввел его «во святая святых, во внутренние завесы» (то есть в алтарь), куда «приникнуть святые Ангелы желают». Ангелы действительно со страхом приходят туда, где мы, священники, зачастую привычно и по-домашнему ведем себя, - в святой алтарь. Ангелы любят эти святые места ради того, что там «слышится евангельский голос Господа Бога», там можно зреть «святое возношение», то есть Бескровную Жертву.

В эту молитву нужно вчитываться и вчитываться. Вся она составлена одним порывом глубокого понимания и исповедания сути священства. Священник сподоблен «священнодействовать пренебесные Тайны, приносить Дары и Жертвы о наших грехах и людских неведениях, ходатайствовать о словесных овцах, да многим и неизреченным человеколюбием Господь грехи их очистит». Священник просит Господа услышать его так, как Он слушает его в литургии. Служение литургии ставится в залог того, что Бог будет слушать просьбы пастыря «на всякое время и место; в сей час и в сей святой день».

Таким образом, литургия ставится во главу угла всего пастырского мышления и действования. Все виды предстояния, ходатайства, умоления и упрашивания Бога находят завершение в литургии. Оттуда рождается и смелость священника, именуемая дерзновением. Эта смелость смешана с осознанием внутреннего недостоинства, и это самое обстоятельство придает ей подлинную ценность и истинность. «Не могу, но обязан», «недостоин, но Ты меня удостой», «сделай Ты то, что никто, кроме Тебя, не сделает». Это - сердцевина священнодействий, выраженная в тайных молитвах пастыря. В этом смысле крещение требует такого же молитвенного настроя, что и Евхаристия. А все прочие таинства питаются тем дерзновением, которое священник приобретает, служа службу служб - Божественную литургию.

На этих скупых и поэтичных текстах, ценность которых неизмеримо превосходит ценность многих пространных книг, можно действительно выстраивать курс пастырского богословия. Тем более что тексты эти созданы не для одностороннего умственного изучения ради сдачи зачета, а ради постоянной молитвенной практики и пастырской деятельности.


К сожалению, в нашей стране немало примеров тому, когда мэры городов и главы регионов, депутаты законодательных собраний, руководители предприятий и чиновники разных мастей оказываются замешаны в различных преступлениях. По уровню коррупции наша страна, увы, держит одно из первых мест в мире. Да и в отношении к верующим местные власти нередко забывают о толерантности и поступают несправедливо. И как же доверять такой власти? Что делать честному работнику, если начальник несправедлив к нему?

Мне часто приходится контактировать с властями предержащим так как по роду службы отвечаю Западно-Российском союзе Церкви АСД за развитие общественных связей. Вопросы волнуют и меня тоже. За ответом на них я обращаюсь к Священному Писанию. Давайте откроем Библию.

Один из самых известных текстов, где обсуждается интересующая нас тема, находится в 13 гл. Послания апостола Павла к Римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (13:1). Эти слова, должно быть, шокировали христиан, которые вынуждены были прятаться в катакомбах от преследований жестокого, сумасбродного, вероломного императора Нерона! Этот правитель, стремясь к власти, убил собственную мать, а после и жену. Он развлекался тем, что любовался на устроенный им самим пожар, в котором сгорели многие прекрасные сооружения Вечного города. В дворцовых садах Нерон приказал зажигать факелы из живых людей. Его безумному величеству доставляло удовольствие видеть, как горят в огне сотни граждан его стра-ны: старики, женщины, дети. Нерон отправил тысячи христиан на арену цирка, чтобы их, на потеху публике, растерзали хищные звери. И такому чудовищу надо было повиноваться? Неужели именно этого хочет Бог?! Да может ли такая власть быть от Бога, который «есть любовь»? Не ошибся ли апостол Павел? Или он ничего не знал про Нерона?

Обращаясь к христианам в Риме, Павел имеет в виду не только Римское государство, но вообще всякую власть на земле. Для чего нужна государственная власть? «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:3-4). Итак, согласно Писанию, основная функция государственной власти - пресечение зла. А если нет зла, то в государстве нет необходимости. Адам и Ева, например, не нуждались в нём, поскольку в Эдеме не было зла. Их Государем, Законодателем и Судьёй был Творец. Грех изменил картину мира. Когда люди, заражённые грехом неповиновения Творцу, стали убивать и грабить друг друга, когда насилие захлестнуло землю, так что «всякая плоть извратила путь свой», появилась необходимость в наведении порядка, понадобились управители, которые бы сдерживали распространение зла на земле. Так возник патриархальный уклад жизни, когда сообщество подчинялось авторитетным старейшинам рода. Затем наступила эпоха судей, которых, как и патриархов, избирал для управления Своим народом Сам Господь. И если бы люди остались послушны Господу, то тогда Он смог бы через Своих верных патриархов и судей сдерживать зло и защищать Свой народ. Но к сожалению, израильтяне не пожелали Божьего правления. Теократии, прямому правлению Творца, они предпочли человеческую власть, как у языческих народов. С одной только разницей: они просили Бога избирать для них царей. Саул, Давид, Соломон - избранники Божьи, как, впрочем, и остальные цари народа Израиля. Бог помазывал правителей на царство, но они сами выбирали свой путь. Пока цари хранили верность Божьим заветам, народ процветал, когда отступали от Него, ввергался в войны и бедствия. Но даже царь-отступник оставался избранником Божьим: с него не снималась ответственность за вверенный народ. А кому многое дано, с того много и спросится. За¬метим: именно Сам Бог судит земного царя. И судит нелицеприятно. Хорошо бы власть имущим не забывать об этом. Помните, как у Лермонтова? «Но есть и Божий суд, наперсники разврата! ...он недоступен звону злата, и мысли и дела он знает наперёд».

Право на насилие

Павел напоминает нам о том, что представитель власти вооружён не только словом, но и мечом. Право применять насилие для пресечения зла - прерогатива государства. К сожалению, не всякий представитель власти способен мудро использовать меч. Люди склонны злоупотреблять властью, и тогда зло умножается стократно. Вот почему Господь так не желал, чтобы Его народ имел государство, основанное на власти людей. О том, что создание государства может стать для народа тяжким бременем, Бог предупреждал израильтян через пророка Самуила (1 Цар. 8:11-18). Но те не вняли предостережению. Итак, государство в израильском народе появилось из-за неверия народа.

История свидетельствует, что государи земные чаще декларировали, что служат добру и справедливости, чем делали это. Но, исследуя Библию, мы видим, что даже несправедливая и жес¬токая власть может стать орудием в руках Божьих. Господь через человеческие начальства управляет ходом истории, подчиняя её исполнению Своего плана спасения людей. И примеров тому не счесть.

Власть безбожного фараона была сокрушена Божьим вмешательством и послужила для прославления имени Божьего, причём не только в израильском народе, но и во всём Древ нем мире. Жестокий правитель Навуходоносор получил во сне видение раскрывающее будущее народов земли на тысячелетия вперёд, и Ассирия, два языческих государства Древнего Востока, прежде сойти с арены истории, стали орудием Божьего наказания для исправления народа Израиля. Александр Македонский завоевал и объединил царства Древнего мира под своим владычеством, так что греческий язык стал языком международного общения. Для чего? Разве не для того, чтобы Евангелие было проповедано апостолами Христа всем народам великой империи? Римская империя построила сеть дорог, по которым римские легионеры, наместники и сборщики налогов могли добраться до самой отдалённой провинции. По тем же дорогам пошли благовестники, неся свет Евангелия в самые отдалённые провинции. Гордый Пилат полагал, что имеет власть над Иисусом. Но Иисус напомнил ему: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19:11). Безумец Нерон надеялся запугать репрессиями последователей Христа, но, зажигая факелы из христианских мучеников, сам того не ведая, возжигал огонь веры в тысячах сердец. Карл Великий, Наполеон, даже Гитлер своими поступками, сами того не желая, исполняли пророчества Книги Даниила и тем самым сыграли свою роль в Божьем плане спасения.

Беспристрастный взгляд на историю мира не может не заметить: несправедливая, жестокая и порой откровенно безбожная власть нередко служила для исправления народа, отвергающего Господа и Его Слово. За примером далеко не будем ходить. Все потрясения, которые испытала Россия в XX веке, - результат того, что долгие столетия отвергала Евангелие, поклоняясь бездушным идолам и лелея мёртвые традиции. Но, пройдя через страдания, народ России сегодня вновь обращается к Богу и жаждет Его Слова. В ответ Господь посылает нашей стране мудрых руководителей, которые, мы надеемся, смогут достойно служить своему народу.

Вновь мы убеждаемся в истинности Слова Божьего. Апостол Павел вовсе з «нет власти не от Бога» (Рим. 13:1). Библия учит повиноваться любой, даже несправедливой с нашей точки зрения, власти. Пример повиновения показал Сам Господь. Иисуса обвинили в покушении на власть кесаря, чтобы приговорить к смертной казни. Однако Он не был виновен! Он не противился римской власти, не призывал к восстанию против поработителей, напротив, неоднократно показывал пример, как воздавать Богу Богово, а кесарю кесарево. Будем ли мы, любящие Господа и верующие в Него, поступать иначе? Если Иисус не противился бесчестной власти фарисеев и саддукеев, безбожной власти Пилата, то будем ли мы принимать участие в митингах, демонстрациях, забастовках против нынешних властей? Если Он не осудил Пилата, не призывал предать геенне огненной фарисеев и мытарей за их лицемерие и ложь, станем ли мы бороться с нашим правительством, президентом, губернатором или мэром, которые делают для нас немало доброго?

Что может Церковь?

Библия расширяет понятие повинове¬ния. Удивительно слышать из уст гражданина рабовладельческого государства, где мотивом подчинения чаще всего был страх, такие слова: «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро, и потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13:4, 5). Об этом же говорит и апостол Пётр: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр. 2:13-17).

Мы ежедневно видим в новостях, что происходит в тех странах, где государственная власть ослаблена, не пользуется авторитетом либо запятнала себя преступлениями против собственного народа: там царят анархия, хаос, беспорядок, идут гражданские войны. Поэтому христианам необходимо поддерживать своё прави¬тельство. Церковь не может, да и не должна заменить собой собес, милицию и поликлинику. Церковь не может действовать так, как государство, потому, что Церковь действует любовью, а не насилием. Только любовью мы можем служить нашему Отечеству. Церковь может наполнить сердца людей верой и милосердием, сознание - здравым смыслом, тела - здоровьем. Церковь должна не только словом, но и примером, и делом проповедовать крепость семейных уз, здоровый образ жизни, честный труд. Уверовавший в Бога наркоман не представит более угрозы обществу. Дети любящих родителей не станут беспризорниками. Родители могут рассчитывать в старости на заботу верующих детей, а не социальных работников. Молодые люди с хорошим образованием и без вредных привычек приобретут хорошую профессию и будут честно трудиться на благо общества, а не пополнять собою криминальные круги.

«Итак, отдавайте всякому должное: кому подать - подать; кому оброк - оброк; кому страх - страх; кому честь - честь» (1 Петр. 2:13),

Быть светом миру и солью земли, облагораживать мир вокруг себя - вот призвание верующих, В этом свете особенно нуждаются власть имущие. Как же они увидят его, если мы откажемся им светить своей поддержкой, своими молитвами? Господь велит нам совершать молитвы за руководителей нашей страны, города, предприятия: «Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (1 Тим. 2:1-3).

Как часто на наших богослужениях, молитвенных собраниях, в личных молитвах мы следуем этому совету?

Слово Божье призывает нас исправно платить налоги: «Для сего вы и подати платите, ибо они - Божий служители, сим самым постоянно занятые» (Рим. 13:6).

Налоги идут на содержание государственных служащих, армии, милиции. А как они распоряжаются этими средствами, судить не нам, а Богу: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5). Но если мы уклоняемся от уплаты налогов, то становимся повинными в нарушении Божьего повеления.

Сам Христос не делал этого, Он велел отдавать «кесарево кесарю». Неужели мы не послушаем Его?

Безусловно, затронутые нами вопросы непросты, они требуют более глубокого молитвенного исследования. Да, возможно, нам сегодня, так же, как и христианам Древнего Рима, бывает трудно понять сказанное в 13-й главе Послания к Римлянам. Порой очень хочется критиковать власти предержащие, протестовать против творящейся вокруг несправедливости. Но Библия учит нас, что, даже если мы не всё понимаем, мы должны следовать повелениям Господа, и тогда испытаем на себе Его благословение. Давайте же испытаем Господа и в нашей активной поддержке того доброго, что делают начальствующие в нашей стране!

Библейское понимание свободы. Давайте разберёмся: 1) от чего освобождение, 2) кого освобождение, 3) кем освобождение, 4) в чём состоит свобода и 5) как осуществляется освобождение?

Священные Писания говорят об освобождении узников мира сего, под которыми подразумевается всё человечество от Адама, в свободу сыновей Божьих.

"сидящим в стране и тени смертной воссиял свет" (Мф. 4, 16);

"проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу" (Лк 4,18)

В чём плен и рабство человечества? Это узы греха, дьявола, ада и смерти. Грешников, рабов дьявола, обреченных на смерть и ад, Сын Божий Иисус Христос освобождает и даёт им свободу сыновей Божьих, через подвиг искупления мира на Кресте Голгофы. За рабов уплачено, они больше не узники. Князь мира сего изгнан вон и лишён силы. Он остаётся только для испытания живущих искупленных, но уже не имеет власти над ними. Вот, о какой свободе от каких уз говорит Св. Писание.

Иоанна 8 гл: 31 "если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики,
32 и (как результат) познаете истину, и (как следствие) истина сделает вас свободными.
33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.
35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.
36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Иоан. 8:36).

Как осуществляется освобождение? Есть прямое учение об освобождении души - это называется "спасение души", апостольское учение книг Нового Завета, что и как нужно делать, чтобы душе войти в эту свободу. Вышеизложенная цитата Ев. от Иоанна говорит, что фундаментом к освобождению является соблюдение слов Иисуса Христа, Его заповедей, данных ученикам и изложенных авторами Нового Завета. Если пребудете в Слове Моём, то это подтвердит ваше послушание Мне, что вы истинно Мои ученики, и как результат - вы познаете Истину и она освободит вас, - сказал Господь.

Что касается самости, злого хотения. Этим явлениям есть конкретное библейское название "ветхий человек", "плоть". Это внутренний человек, живущий в каждом из нас, который является врагом Богу и нашей собственной душе, воюя на стороне дьявола, чтобы погубить душу. В этом и состоит смысл отказа от своей самости, от своего "я", ветхого человека, объявление ему непримиримой войны, потому что, он - наш враг. Отказ от своего ветхого человека - должен быть выражен в исповеданном устами отречении.

Мнение: "возрастание духовной свободы происходит по мере продвижения к Богу и отказа от самости"========на самом деле, духовная свобода придёт с обретением дара Святого Духа и не раньше. Даяние Духа Святого - вот фактор, совершающий акт освобождения человека. Сам человек, своими усилиями НЕ МОЖЕТ освободиться из упомянутых уз, рабства. Он пленник тьмы. И освобождение совершается Господом Иисусом Христом в таинстве крещения Духом Святым.

Об этом обетовании Господь сказал:

"Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него" - Матфея 7:39
"чтобы нам получить обещанного Духа верою" - Галатам 3:14.

Человек прилагает определённые усилия по мере продвижения к Богу, но свобода приходит в момент дара Духа, рождающего человека от Бога и принимающего его в Божью семью.

"Дар Духа или Рождение свыше"

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Священное Писание не содержит специального рассуждения о болезнях. Однако указания на болезни весьма многочисленны и обнаруживаются в книгах самого различного содержания. Упоминание болезней мы можем найти и в исторических повествованиях, и в назидательных размышлениях, и в поучениях, и в псалмах, а также в обсуждении вопросов связанных с ритуальной чистотой и храмовым культом.

В Ветхом Завете упомянуты десятки различных заболеваний, точное значение которых не всегда определено. К примеру, среди проклятий, которыми Господь грозит Израилю, если тот отступит от Его заповедей (см. Втор 28), упоминаются: бесплодие, моровая язва, чахотка, горячка, лихорадка, воспаление, проказа, короста, чесотка, сумасшествие, слепота, сердечный приступ и др.

Интересно, что многие слова обозначающие болезнь в иврите выделяются в особый класс, образуясь по единой морфологической модели. Наиболее общими словами, обозначающими болезнь в целом, являются холи (от холла — быть слабым) и нега, (от нага — касаться) последнее служит, как правило, для указания на инфекционные заболевания.

В Новом Завете тема «болезнь и исцеление» также занимает весьма заметное место. Большинство повествований о чудесах Спасителя передают случаи чудесного исцеления: исцеление тещи Петра, слуги сотника, согбенной женщины, кровоточивой, слепорожденного, десяти прокаженных и еще многие другие (из 36 чудес упомянутых в Евангелиях, 26, т.е. больше чем две трети, — это случаи, связанные с исцелением). Причем целый ряд исцелений Господь совершает в субботу, чем вызывает, с одной стороны, гнев и осуждение законоучителей, фарисеев, но с другой, — ликование народа, который радовался о всех славных делах Его (Лк 13:17).

Вся эта проблематика, связанная с субботними исцелениями, лежит в чисто религиозной плоскости.

Поэтому попытаемся через рассмотрение значения субботнего дня и субботних исцелений Спасителя приблизиться к пониманию библейского отношения к природе и к причине болезни.

«В седьмой день Бог почил от всех дел Своих » (Быт 2:2), но «почил » здесь не означает, что Бог устранился от дел. Напротив, далее говорится: «И благословил Бог день седьмой, и освятил Его » (Быт 2:3). Еврейский глагол шават (почить, отдыхать) родственен глаголу яшав (сесть, воссесть). Каждую субботу в ветхозаветном храме левиты пели особый субботний псалом. «Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижется, готов престол Твой оттоле… » "Иными словами, весь мир сотворен, как престол Божий, и в седьмой день Господь воцаряется в мире, т.е. являет в нем Свою силу и освящает его. Это в первую очередь относится к человеку, который есть венец и завершение творенья. Мир, в котором обитает Адам, обозначен словосочетанием Ган Эден (сад неги, сад сладости, сад блаженства), это мир абсолютного здравия, где нет никакой боли или страдания, где нет ни болезни, ни смерти. Известное евр. слово шалом , которое переводится как «мир», «полнота», но также имеет значение «здоровье». В мире с Богом, в полноте богообщения человек был совершенно здоров. И даже когда человеку повелевается хранить и возделывать Едемский сад, то этот труд не имел своим последствием ни усталости, ни утомления. Лишь отпав через грех ослушания от освящающей и восполняющей тварную природу божественной силы, человек обрекает себя на страдания: «в болезни будешь рождать детей » (Быт 3:16), обращается Бог к Еве; «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят » (Быт 3:19) — в этих словах отныне заключена участь всякого человека. Таким образом, болезни связываются со смертью, а и то и другое рассматривается как самый непосредственный результат грехопадения.

В современном состоянии мира человек подвержен болезням, телесным страданиям и смерти. Однако личная ответственность за болезнь не всегда одинакова. Среди болезней, описанных в Библии, есть такие, которые связаны с процессом старения и дряхления организма: «Когда Исаак состарился, то притупилось зрение глаз его » (Быт 27:1); Царь Аса в старости своей был болен ногами (3 Цар 15:23). Упоминаются также врожденные пороки или случайные увечья, например хромота Мемфивосфея (2 Цар 9:13).

Однако принципиально библейский взгляд, или лучше сказать ветхозаветный взгляд на болезни может быть выражен словами из книги Исход: «Если ты послушаешься Господа, Бога твоего, и будешь делать угодное перед очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо я Господь целитель Твой » (Исх 15:26).

Господь посылает болезнь на человека или на весь народ в качестве наказания за совершенный им грех: проказой наказывает Господь Мариам за то, что она злословила на Моисея (Числ 12:1-14), массовая эпидемия поражает израильтян за их сношения с дочерьми Моава и поклонение Ваал-Фегору (Числ 25:1-9). Болезнь наряду с другими карами служит проявлением гнева Божия. Несколько раз в различных книгах Ветхого Завета встречается выражение: «мечь», «язва», и «голод» (Иер 14:12; Иез 6:11 и др.), что указывает на то, что эпидемия язвы воспринималась как одно из трех основных массовых бедствий. Вместе с тем болезнь, как и любая кара, ниспосланная от Бога, имеет своей целью положить предел беззаконию и одновременно расположить человека или весь народ в целом к осознанию своего греха и к покаянию.

Во многих псалмах мольба об исцелении, призыв о помощи, упование на милосердие Божие сопровождается признанием и исповеданием своих грехов: «Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего, нет здоровья в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили главу мою » (Пс 38:4-5)

И Бог, Который не желает смерти грешника, но да обратится и жива будет душа его, Бог, Который наказует, но не умерщвляет, подает исцеление. Уже в Ветхом Завете исцеление есть одно из постоянных проявлений Божьего всемогущества (Ис 19:22; 57:18). Но вместе с тем не запрещается прибегать и к помощи медицины (4 Цар 20:7), не запрещается применять лекарства, а у Иисуса Сына Сирахова мы даже находим особую похвалу медицинской профессии: «Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех, ведь и они молятся Господу, чтобы он помог подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни » (Сир 38:9-14).

Особой темой, к которой подходит уже Ветхий Завет, является страдание и болезнь праведника. Эта болезнь не может быть ни карой, ни наказанием. Господь попускает ее, как испытание, как возможность, претерпевая мучение, засвидетельствовать непоколебимость своей веры, засвидетельствовать свою преданность Богу не только в благополучии, но и в страдании. Таковы болезни сквозь которые проводит Господь Своих праведников Иова и Товию.

Наконец, величайший из ветхозаветных пророков — пророк Исайя — предвозвещая в 53 главе своей книги явление Отрока Господня, духовно прозревает тайну болезни и страдания, как искупительной жертвы за грехи мира: «Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое. Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и унижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на нем и ранами Его мы исцелились » (Ис 53:3-5).

Таким образом, суммируя ветхозаветный взгляд на причину болезней, можно выделить следующие моменты:

1. Болезнь как проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества.
2. Болезнь как наказание и кара за грех.
3. Болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни.
4. Болезнь как испытание в верности.
5. Болезнь как искупительная жертва.

Последнее во всей полноте осуществилось через вольное страдание и крестную смерть Спасителя. Необходимо отметить, что Евангелием устанавливается принципиально новое отношение к болезни: принимая своею болезнь с кротостью и терпением, видя в ней волю Божию, человек полагает начало крестоношению, т.е. добровольному следованию за Христом в страдании. Болезнь, ужасающая и бессмысленная для секулярного мира, становится осмысленным подвигом, направленным на становление души, на обретение духовного здравия, вхождением в тайну страдания и воскресения Христова.

Другой очень важный аспект: нигде как в Евангелии не выражен призыв к соучастию и состраданию болящим. Эта идея доводится до своего предела: оказавший внимание болящему оказал его Самому Господу. В каждом страждущем Евангелие призывает видеть страждущего Христа.

Но вернемся к теме субботних исцелений Спасителя. Господь, проповедуя по субботам в синагогах, возвещает о том, что приблизилось Царство Небесное и примирение с Богом, о том, что человек может вновь обрести покой, или по выражению апостола Павла Субботство. Исцеления, совершаемые Им тут же, удостоверяют силу и действенность Его слов. Они показывают, что на земле уже действует Божественная сила, которая, в конце концов, окончательно победит всякую болезнь. Чудеса исцелений предвозвещают то совершенство, которое человечество обретет в Царствии Божием, когда по слову Откровения св. Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля, и Бог будет обитать с людьми, и Он «отрет всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло » (Откр 21:4).

У нас приемлемые цены! А главное - есть скидки!

Благодаря собственному производству, прямым закупкам и долгосрочному сотрудничеству с большинством христианских издательств, а также минимальной наценке, у нас весьма приемлемые цены на христианские книги, сувениры и медиа продукцию . Кроме того при любой покупке Вы получаете скидки: 5%, 10%, 15%, 20%, 25%

"Вечные Ценности" - это доступный магазин!

Широкий ассортимент продукции! Представленные в магазине товары постоянно поддерживаются в наличии на нашем складе!

Наш каталог включает в себя самый широкий и разнообразный перечень продукции. Данные по наличию товаров всегда обновляются. Мы тщательно поддерживаем на складе заявленный на сайте ассортимент.

"Вечные Ценности" - это большой магазин!

Более 15 способов оплаты! А главное - без комиссии!

Отличительной особенностью нашего магазина является самый большой выбор вариантов оплаты заказа . Но самое важное, что у Вас есть возможность сделать оплату без комиссии!

"Вечные Ценности" - это удобный магазин!

В магазине действует накопительная система бонусных баллов!

При каждой покупке Вам начисляется определенное количество бонусных баллов, которые накапливаются на Вашем личном счете. Эти деньги Вы можете использовать в дальнейшем для оплаты новых заказов.
Мы платим Вам за покупки у нас!

"Вечные Ценности" - это выгодный магазин!

Акции, сезонные распродажи, уцененные товары со скидкой до 70%!

В нашем магазине проводятся акции и распродажи, благодаря которым товары можно приобрести по очень привлекательной цене. Во время регистрации подпишитесь на рассылку, и Вы всегда будете знать о всех событиях, новинках и акциях.

"Вечные Ценности" - это привлекательный магазин!

Скидки и отсрочка платежа для оптовиков и магазинов!

При оптовых заказах Вы можете получить дополнительные скидки - 25%, 30%, 35%, 40% . А также отсрочку по платежам - 60 дней! Если Вы представляете магазин, книжное служение или же просто планируете сделать крупный заказ, тогда предварительно свяжитесь с нами - мы предложим выгодные условия!

"Вечные Ценности" - это универсальный магазин!

Вы всегда будете знать, на какой стадии находится Ваш заказ!

В любой момент у Вас есть возможность следить за исполнением заказа при помощи сервиса, предоставляемого интернет-магазином. Наши уведомления по SMS и e-mail помогут Вам в этом.

"Вечные Ценности" - это современный магазин!

Подарки и бонусы на День рождения! Подарок в каждом заказе!

Не забывайте указывать дату Вашего Дня рождения - мы обязательно приятно удивим Вас! Кроме того в каждый заказ вкладывается подарок.
Мы ценим наших покупателей!

"Вечные Ценности" - это дружелюбный магазин!

Кажется, это уже восьмая причина, а мы говорили только о семи?
Всё верно, ведь мы всегда стараемся делать сверх того, о чём пишем или говорим!

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...