Толгская божья матерь. Значение Толгской иконы Божией Матери: кому и в чем помогает образ

В 2018 году исполняется 27 лет со дня создания сестринства.

В монастырском храме Зачатия св. прав. Анны в иконостасе имеется большая икона «Толгской».

Для сестер Зачатьевского монастыря Толгская икона Пресвятой Богородицы является особой покровительницей, так как 21 августа 1991 года Святейший Патриарх Алексий II подписал Указ о создании Сестринства в честь «Милостивой» иконы Божией Матери при храме св.пророка Илии в Обыденном переулке, с целью возрождения Зачатьевского женского монастыря, как переходной формы к монашеской общине. Старшей сестрой Сестринства была утверждена избранная сестрами Мария (Каледа), нынешняя настоятельница монастыря, игумения Иулиания.

Сведения о чудесах, происходящих по молитвам перед Толгским Образом Пресвятой Богородицы

Толгская икона Божией Матери - «незаменимая покровительница Ярославля, такая же драгоценная святыня для него, как для Москвы икона Иверская, для Владимира Боголюбская, для Костромы Феодоровская. Еще от глубокой древности, среди мрачной тьмы народных бедствий, возсиял благодатный свет на Толге и с тех пор целый ряд столетий неустанно сияет над страною Российской.

В продолжение целых веков святая Толгская икона являла благодатную силу для всех с верою к ней припадавших. Много было за это время поведано ей тяжких дум народных, много скорбей было положено у ея подножия, много слез было поронено при лобызании Святого лика, много недугов разрешено благодатной силой горячей веры.

Ужасные стихийные бедствия - голод, моровая язва, великие пожары посещали Ярославль неоднократно, иногда с такою силою, что заставляли несчастных жителей воображать наступление кончины мира. Но и в эти дни «туги народной» всякий раз, когда над головами смятенной, бессильной перед стихией толпы, как недремлющий спасительный страж, как Божия помощь с небес, появлялся Толгский Образ Царицы Небесной, народное горе затихало, и часто сама стихия смиряла ярость: небеса давали воду и язва прекращалась.

Подобное же наблюдалось и в частной жизни каждого из ярославцев. Всякое важное семейное событие, горе и радость, влекли его излить свои чувства пред Толгским образом Богоматери. И никогда во все времена, народная благочестивая тропа от Ярославля до «Толги» не заростала травой; в некоторых же случаях и в некоторые времена года она превращалась в широкую гладкую дорогу, протоптанную тысячами паломнических ног» .

И в настоящее время не прекращается поток всех с верою и любовию притекающих к Богородице в Толгскую обитель, также как и не оскудевает милость Пречистой Царицы Небесной, обильно изливаемая на человеческий род:

1995 г., Ярославль

Четырнадцатилетний мальчик получил исцеление от болезни позвоночника. Молитвы у Толгской иконы и помазание маслом из лампады избавили его от диагностированного в больнице вторичного перелома и горба. Чудо было настолько очевидно, что врачи, не обнаружив на снимке перелома, пришли в недоумение. Бабушка подростка написала в местную газету статью, чтобы известить ярославцев о происходящих от иконы чудесах.

1995 г., Волгоград

Избавился от болезни ног мальчик по имени Игорь из Волгограда.

Приехав в Толгский монастырь, он мог передвигаться только с помощью костылей. После молитв матери у Толгской иконы ребенок получил исцеление.

2001 г., Москва

Житель столицы В. Чунарев после посещения его матерью Толги и ее горячих молитв у монастырских святынь исцелился от болезни сердца.

О. Чунарева привезла в монастырь медицинские свидетельства и рассказала о выздоровлении сына.

2005 г., Санкт-Петербург

После приложения к частице Ризы Господней и к иконам, привезенным из Толги, у женщины перестала болеть травмированная рука и пальцы на ней обрели подвижность.

По свидетельству Марии Будажистской

2006 г., Иваново

Через день после того, как девушка побывала в Толге и попила святой монастырской воды, у нее с ладони исчезла бородавка, которую предстояло удалять лазером.

По свидетельству Марии Зориной

2007 г., Санкт-Петербург

Приложившись к Толгской иконе Божией Матери, исцелилась пожилая женщина, страдающая сильными болями, вызванными воспалением тройничного нерва.

2008 г., Калужская обл., Перемышльский р-он, с. Ахлебино

После приложения к Толгской иконе Божией Матери женщина исцелилась от пьянства.

По свидетельству Фотиния Дроновой

2008 г., Тамбов

Молитвы у Толгской иконы Божией Матери, ежедневное чтение акафиста и помазание церковным маслом больных мест помогло исцелиться супругам Михаилу и Татьяне. (Михаил страдал головными болями после перенесенного микроинсульта, у Татьяны был разрыв связок в коленном суставе).

После чудесного избавления от недугов супруги обвенчались, о чем и сообщили в монастырь.

2011 г., Рязань

После трехдневных молитв у иконы, присутствия на водосвятных молебнах, помазания маслом от иконы свт. Игнатия и Толгской иконы Божией Матери женщина избавилась от отеков на правой ноге. В благодарность за исцеление она принесла в дар иконе свой золотой перстень.

По свидетельству Ларисы Алексеевой

2014 г., Московская обл.

«Расскажу про чудо, которое случилось со мной в Толге. Оделась я тогда легкомысленно, не по погоде, а день был холодный и дождливый. Осмотрев монастырь, я, как большой любитель, еще долго гуляла у Волги и основательно промерзла. К вечеру заложило горло, и начала подниматься температура. В номере тоже было прохладно для меня заболевающей. Приуныла я, думаю - вот, завтра на службу пойду больная, да и ко Причастию готовилась.. А еще утром, по приезду я купила нардовое миро, освященное у Толгской иконы Божией Матери. Помолилась я, помазала горло болящее крестообразно.. А утром встала…совершенно здоровая! И после Причастия вообще-летала! Дивная была поездка..все задуманное исполнилось..Слава Богу за всё!»

р. Б. Екатерина

2015 г., г. Москва

Были с мужем в Монастыре 25.07.15 и после молитвы перед Толгской иконой Божьей Матери я забеременела после 17 лет безрезультатного лечения от бесплодия, при чем акушерский срок ставят с 27.07.15 г., до сих пор с мужем находимся под впечатлением, что это если не чудо?

р. Б. Наталья

2015 г., г. Наро-Фоминск

В мае 2015 г. я с женой и ребенком были в Вашем монастыре (шестидневный речной круиз). При виде Вашего монастыря меня охватило непонятное волнение. Такого величия и красоты я еще не видел. В конце экскурсии я трижды подходил к Толгской Иконе Божьей Матери и просил вылечить колено, которое болело у меня более 7 лет, и ничего мне не помогало. Удивительно, что в Монастыре много мощей Святых, но мой взор почему-то был устремлен только на Икону Божьей Матери, и неведомая сила возвращала меня к ней. Когда мы вышли из монастыря, шел проливной дождь, я взял на руки ребенка и не сразу понял, что произошло самое настоящее чудо, мое колено перестало болеть. Прошло больше полгода, а я все под впечатлением совершенного чуда. Колено не болит.

Я каждый день обращаюсь с благодарностью к Толгской Иконе Божьей Матери и хочу поблагодарить настоятельницу Монастыря и всех ее послушниц за теплый прием.

р. Б. Евгений

2015 г., г. Тихвин, Ленинградская обл.

В августе 2015 года с семьёй в частном порядке были в городе Ярославль и совсем не было в планах посещать Толгскую обитель. По чудесному стечению обстоятельств дорога привела в монастырь, после преклонения Толгской Иконе Божьей Матери на следующее утро боль в плечевом суставе, который болел почти 2 месяца, практически исчезла! После этого я сам почувствовал такую душевную благодать, непобедимое желание приехать и потрудится во благо монастыря, что и сделал в сентябре. И сейчас по прошествии уже почти 3 месяцев я до сих пор нахожусь под впечатлением от обители.

р. Б. Вячеслав

2016 г., Московская область

р. Б. Ольга

Дм. Орлов «Ярославский первоклассный Толгский монастырь. 1314–1914 гг. (Историко-статистический очерк)», Ярославль, Типо-Литография Н. Х. Николаевой, 1913 г.

Толгская икона Пресвятой Богородицы явилась 8 августа 1314 года Ростовскому святителю Прохору (в схиме Трифону). Объезжая епархию, святитель посетил белозерские пределы и отправился оттуда вниз по рекам Шексне и Волге к Ярославлю. При наступлении ночи была сделана остановка в 7 верстах от Ярославля, на правом берегу Волги напротив впадения в нее р. Толги. В полночь, когда все спали, святитель проснулся и увидел яркий свет, озарявший окрестность. Свет исходил от огненного столпа на другом берегу реки, к которому протянулся мост. Взяв жезл, святитель перешел на другой берег и, приблизившись к огненному столпу, увидел в нем икону Пресвятой Богородицы, стоявшую на воздухе. Пораженный видением, святитель долго молился и, когда возвращался обратно, забыл взять свой жезл.

На другой день, после совершения утрени, когда святитель Прохор собрался продолжить путь в лодке, начали искать его жезл, но не могли нигде найти. Тогда святитель вспомнил, что забыл свой жезл на другом берегу реки, куда перешел по чудному мосту. Он рассказал о явлении и, посланные на тот берег на лодке слуги вернулись с известием, что увидели в лесу между деревьями икону Матери Божией, а рядом епископский жезл. Святитель немедленно переправился вместе со всеми людьми на тот берег и узнал явившуюся ему икону. После горячей молитвы перед иконой на том месте расчистили лес и заложили церковь. Как только об этом узнали жители Ярославля, они прибыли на указанное место. К полудню церковь уже построили, а вечером святитель освятил ее в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, перенес туда икону и установил празднование в день ее явления. Позже святитель Прохор устроил при этой церкви Толгский монастырь. Скончался святитель Прохор 7 сентября 1328 года.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Толгская
глас 4

Днесь светло сияет на Толге/ образ Твой, Пречистая Дево Богородице,/ и, яко солнце незаходимое,/ всегда верным подадеся,/ Егоже видев на воздусе,/ невидимо Ангелы, яко никим, держима,/ преосвященный епископ града Ростова Трифон/ тече ко явленному светящемуся столпу огненну,/ и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех./ И мы, к Тебе притекающе, зовем:/ Пресвятая Дево Богородице,/ верно Тя славящих спасай,/ страну нашу, архиереев/ и вся Российския народы от всех бед избавляй/ по велицей Твоей милости.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская
глас 8

Чудное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже страну Российскую от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее Толгская

О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, вышшая Херувимов и Серафимов и святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси, и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе пред пречистым образом Твоим припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земнем, многоскорбнем и многомятежнем, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да, очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на страшнем и нелицеприятнем Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам, безпомощным, и державною рукою Твоею исхити нас из власти лютаго миродержца, ибо воистину много может молитва Твоя пред лицем Господа, и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Темже, на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним, яко живей Ти сущей с нами, покланяющеся, с упованием благим сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, Емуже, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери Толгская

В окружении реликтовой кедровой рощи сияют над волжскими водами купола Толгской Свято-Введенской обители. Промыслом Божиим стала она первым женским монастырем, открытым на территории России после многих десятилетий гонений и разорений. С января 1988 года здесь, немного выше Ярославля и на противоположном этому городу северном берегу великой русской реки, поселились первые сестры-инокини, чьим нарочитым служением стал уход за престарелыми и одинокими служителями Церкви. Со временем на Толгу были перенесены и честные мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), тонкого религиозного мыслителя и психолога, в своих писаниях приблизившего многовековой аскетический опыт православного подвижничества к разумению современного человека. В своей земной жизни святитель Игнатий не был как-либо особо связан с Толгой: он скончался и был погребен в другой верхневолжской обители, Николо-Бабаевском монастыре, стоявшем на полпути от Ярославля до Костромы.

Исконной же святыней Толги в течение почти семи веков была чудотворная мироточивая икона Толгской Богоматери, в середине 1920-х забранная в Ярославский художественный музей. Некогда же крестные ходы с Толгской иконой совершались отсюда и в Ярославль, и в Ростов Великий с соседним ему Борисоглебом, и в Рыбинск, и в северные, с Вологдой граничащие уезды.

В 1314 году, когда Ярославлем владел князь Давид Федорович, здешний епископ Прохор (в схиме Трифон) возвращался из обители святого Кирилла Белозерского в свой кафедральный город. Путь, пролегавший сперва по Шексне, затем по Волге, был долгим и трудным, и, не добравшись всего семи верст до Ярославля, владыка и его спутники вынуждены были пристать для ночевки к правому возвышенному берегу. Утомленные путники давно уже спали, когда в шатер епископа вдруг просочился яркий свет. Владыка вышел наружу и увидел дивный огненный столп, поднявшийся на противоположном берегу, у устья речки Толги, где в те времена стоял дремучий бор. Отражение столпа в волжской воде образовало световую дорожку наподобие лунной. Пав на колени перед сим таинственным знамением, архипастырь перекрестился и, опираясь на свой святительский жезл, ступил на неземным светом принизанную воду и пошел по ней яко посуху. Перейдя же на другой берег, владыка увидел, что на вершине огненного столпа парит образ Пречистой с Предвечным Младенцем.

Со слезами умиления епископ начал молиться: «Владычице, Ты призираешь на детей Твоих и не забываешь достояния Твоего! Что воздадим, какие дары принесем Тебе?» Изнемогши же, вернулся тем же дивным огненным мостом в свой шатер и до утра заснул. Когда же настало время трогаться в путь, владыка понял, что забыл свой святительский посох на противоположном берегу. И тогда, поведав своим ничего не подозревавшим спутникам о ночном бдении, переправился с ними в заречный лес и узрел стоящую уже на земле икону с лежащим перед нею посохом. Убедившись, что все случившееся в полночь не было сонным видением, архипастырь пал перед явленным образом, а затем взял в руки топор и принялся рубить лес. И пока владыка со своими служителями не выстроили на месте явления Пречистой деревянный храм, в город они не возвращались. Прослышавшие о чуде ярославцы толпами устремлялись на Толгу, чтобы присоединиться к строителям, так что к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения.

Прошло более полувека. Вокруг церкви давно уже образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и прослышавшие о чудесах от иконы богомольцы. 16 сентября 1392 года игумен Герман возгласил за утреней обычные слова из богослужебного чина: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», и вдруг в тот самый миг из десницы Пречистой начало истекать миро, чье благоухание распространилось по всему собору. Когда же пораженные иноки начали служить молебен по случаю нового чуда, то при пении слов «Владычице, прими молитвы раб Твоих» миро появилось и на левой ножке Младенца. Богомольцы собирали его и разносили по окрестным городам и весям, и всюду толгское миро приносило исцеление больным и скорбным.

Однако вскоре деревянные постройки обители погибли в пламени пожара, не устоял от огня и соборный храм. Икону тогда сочли погибшей, и каково же было удивление иноков, когда они узрели невредимую чудотворную, стоящую в ветвях одного из монастырских кедров.

Вскоре обитель восстановили. В 1553 году царь Иван Васильевич Грозный проездом посетил Толгу и получил неожиданное исцеление от мучивших его болей в ногах. В знак благодарности государь выстроил в обители каменный собор.

Многими чудесами прославилась Толгская икона и в последующие времена; многие государи жертвовали на обустройство монастыря вослед за Грозным: Михаил Федорович, Феодор Алексеевич, Иоанн Алексеевич, Петр I, Анна Иоанновна, Павел Петрович. Совершая свою поездку по Волге, Екатерина II, отстояв молебен у чудотворной, гуляла в кедровой роще.

Старые путеводители по Волге упоминают о благочестивом обычае: всякий проплывавший по главной дороге России пассажирский пароход непременно делал остановку у монастырской пристани, чтобы путешественники смогли присутствовать на молебне у чудотворной.

Мужская обитель просуществовала на Толге до 1926 года. Вскоре в ее стены вселилась колония для малолетних преступников (находилась тут вплоть до 1987 года), а в середине 1930‑х неподалеку, у села Норское, силами ГУЛАГа началось было сооружение плотины. Поднятое ею водохранилище затопило бы многие города и села вверх по Волге, включая древний Углич. Однако вскоре от этого проекта отказались и перенесли строительство под Рыбинск, к устьям Шексны и Мологи; только название соседнего с Толгой поселка - Волгострой - напоминает о первоначальном замысле.

Чудотворная же была отдана в музей. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». Изображение Пречистой поясное, соприкасающийся с Ней ланитами Спаситель припал к левому плечу Своей Пречистой Матери, шуйцею же обнимает Ее за шею. По композиции Толгская во всем подобна палладиуму соседней Костромы - Федоровской Богородице - но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской делались списки, особо чтимыми среди них были иконы в девичьей обители в Нежине, в Воскресенской церкви вологодского села Подкубенское, в Петропавловском монастыре Мценска и в местечке Иллуксте Курляндской губернии.

Тропарь, глас 4

Днесь светло сияет на Толге образ Твой, Пречистая Дево Богородице, и, яко солнце незаходимое, всегда верным подадеся, егоже видев на воздусе, невидимо Ангелы, яко никим, держима, преосвященный епископ града Ростова Трифон тече ко явленному светящемуся столпу огненну, и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех. И мы, к Тебе притекающее, зовем: Пресвятая Дево Богородице, верно Тя славящих спасай, страну нашу, архиереев и вся российския народы от всех бед избавлях по велицей Твоей милости.

Молитва

О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, Вышшая Херувим и Серафим и Святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе, пред пречистым образом Твоим, припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в в странствии сем земном, многоскорбнем и многомятежнем, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на Страшнем и нелицеприятнем Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный оный смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам безпомощным и державною рукою Твоею исхити нас из власти лютыго миродержца, ибо воистину много может молитва Твоя пред лицем Господа, и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Темже на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним яко живей Ти сущей с нами покланяющеся, со упованием благим, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господем Иисусом Христом, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



21 / 08 / 2005

Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000.


с. 202 ¦ 162. Богоматерь Толгская 1 .

1 Эта икона названа Толгской обнаружившими ее искусствоведами условно, по монастырю, где этот памятник был найден. В русской иконографии Толгской называется поясная Богоматерь из Введенского собора того же монастыря. Каноничность поясной композиции подтверждается копией Богоматери Толгской 1744 г., письма Ивана Андреева из Высокопетровского монастыря в Москве, теперь в ГИМ. В. Н. Лазарев (см. библ.) считает, что «Толгская I-я» - русская икона, исполненная в последней четверти XIII в.

Между тем сам В. Н. Лазарев (V. Lasareff , Studies in the iconography of the Virgin. - «The art Bulletin», vol. XX, № 1, 1938, march, стр. 54) отмечает распространение в Грузии редко встречающегося на Руси типа тронной Одигитрии, вариантом которого является Елеуса на престоле. Приводимая ниже историческая справка проливает свет на происхождение «Толгской I-й».

Симеоновская летопись сохранила известие о привозе из Грузии в 1278 г. «полона и корысти великой» ярославским князем Федором Ростиславичем Черным: «... князь Федор Ростиславичь... и инии князи мнози с бояры и слугами поехаша на войну с царем Менгутемером, и поможе Бог князем Русским взяша славный град Ясьскый Дедяков... и полон и корысть велику взяша... Царь же, почтив добре князей Русских и похвалив велми и одарив, отпусти всвояси с многою честью каждо в свою отчину» (цит. по кн.: А. Н. Насонов , Монголы и Русь, М.–Л., 1940, стр. 64).

Местоположение города Дедякова, под которым в 1318 г. был убит князь Михаил Ярославич Тверской, уточняется сведениями Великих Четий-Миней (ноябрь, тетрадь III, М., 1914, л. 1080б): «... за рекою Терком, на рецы на Севенцы, под городом Тетяковым, минувши все города высокие Ясьские и Черкасские, близ ворот железных...» Дедяков находился неподалеку от Дарьяльских железных ворот и реки Сунджи (иначе Севенца или Севенджа), находящихся в районе Дзауджикау (см. J. Роtосki , Voyage dans les steps d"Astrakhan et du Caucase, t. 1, Paris, 1829, стр. 339–340, а также Ф. Брун , О странствованиях царя - пресвитера Иоанна. - «Записки Новороссийского университета», Одесса, 1870, стр. 13).

Таким образом, из этого района Осетии, находящегося в XII–XIII вв. под сильным влиянием грузинской культуры (см. Ш. Я. Амиранашвили , История грузинского искусства, т. 1, М., 1950, стр. 139) могло быть вывезено произведение грузинской живописи, исполненное до 1278 г., превратившееся в наши дни в Толгскую I-ю.

Русские поясные иконы «Толгская II-я » (1314 г., Ярославский областной краеведческий музей) и «Толгская III-я » (первая половина XIV в., ГРМ) написаны в Ярославле под воздействием художественного образа этого произведения, определяемого мною как редчайший образец грузинской станковой живописи третьей четверти XIII в. В русских иконах XIV в. композиция «Толгской I-й» приближена к популярной в то время иконографии поясного Умиления. В дальнейшем эта композиция еще более видоизменяется, порождая далекие от оригинала варианты (см. напр., поясную «Толгскую Подкубенскую » XIV в. в Вологодском музее).

XIII век. Ростово-суздальская школа (?).

Богоматерь представлена на троне. Поддерживая обеими руками стоящего на ее коленах младенца, Мария склоняет к нему голову. Иисус обнимает ее, прижимаясь к щеке матери. В верхних углах - ангелы в рост, предстоящие Богоматери с покрытыми одеждой руками. В одеждах сочетаются кубово-синий и коричнево-красные цвета двух оттенков. Белые обильные пробела лучше сохранились на синих частях одежды. Подбитый красной тканью, изображенной у лба, красновато-коричневый мафорий Богоматери украшен серебряной каймой и запоной с жемчугом и цветными камнями. Охряной трон, расписанный желтым растительным орнаментом, изображен с аркатурой в три ряда (верхние два - сквозные); трон усажен жемчугом и цветными камнями по обрамляющей его черной полосе. На троне лежит ярко-зеленая подушка, внизу виднеется завеса этого же цвета. Под подушкой подостлан темно-коричневый ковер (?), шитый камнями и жемчугом, так же как и подножие, на которое опираются ноги Богоматери в красных туфлях. Вохрение плотное, глинисто-коричневое с подрумянкой, по желтому санкирю. Оливковые и темно-красные тени приплеснуты, так же как и белильные высветления у рта, на носу и под глазами. Глаза темно-коричневые, почти черные, с ярким белильным белком. Волосы Спаса исполнены исчерна-коричневой краской по зеленоватой подготовке; на крещатом нимбе - следы написанных красками драгоценных камней. Предстоящие ангелы представлены в розовых и синих одеждах. Слева вверху над ангелом следы киноварной надписи (грузинской (?)). Звезда на лбу Богоматери, орнамент трона и крылья ангелов прописаны в XVI веке. В немногих местах утрат древней живописи (на одежде Богоматери и подушках трона) оставлены позднейшие вставки. Фон и поля серебряные, исполненные, возможно, оловом. Верхнее и нижнее поле опилены; валикообразные утолщения на боковых полях стесаны.

Доска тонкая кипарисовая, шпонки набивные на кованых гвоздях, загнанных с оборотной и с лицевой стороны 2 . Паволока крупнозернистая, левкас, яичная темпера. 140 × 92.

2 Эти признаки - порода дерева доски и способ прикрепления шпонок - также говорят в пользу грузинского происхождения иконы.

Из Воздвиженской церкви Толгского монастыря близ Ярославля, затем Ярославский областной музей искусств.

Раскрыта в ЦГРМ в 1925 году Г. О. Чириковым, П. И. Юкиным и И. И. Сусловым.

Поступила из ЦГРМ в 1930 году. с. 202
¦


Лазарев 2000/1


с. 168 ¦ 25. Большая икона Толгской Богоматери (Толгская I)

Последняя четверть XIII века. 140×92. Третьяковская галерея, Москва .

Из Воздвиженской церкви Толгского монастыря близ Ярославля. Сохранность в целом хорошая. Наибольшие утраты на нимбе и фоне, серебро которого окислилось. Имеются вставки нового левкаса на одежде. Верхнее и особенно нижнее поля укорочены. Иконографический тип Богоматери Умиления со стоящим младенцем позаимствован из византийских источников. Он встречается на двух синайских иконах XII–XIII веков (Sotiriou G. et M. Icones du Mont Sinaï, vol. I, fig. 148, 201). Изображение сидящей на троне Богоматери также было хорошо известно византийцам (ibid., fig. 54, 157, 171, 191, 222, 232), хотя получило более широкое распространение в живописи дученто. Но отсюда было бы неверно делать вывод об итальянских влияниях на икону. Наиболее близкие для нее иконографические аналогии - воспроизводящая греческий оригинал миниатюра свитка Экзультет в парижской Национальной библиотеке (Nlles Acq. lat., no. 710, около 1115 года: Bertaux L. L"art dans l"Italie Méridionale. Paris, 1904, p. 228–229; ср. со свитками Экзультет pl. II, 11 s), византийский рельеф XIII века в Сан Марко (Demus О. The Church of San Marco in Venice, p. 121, fig. 35), золотая иконка XIII века в Эрмитаже (Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.-М., 1967, ил. 247, с. 374). Но на толгской иконе вся композиция оплощена. Попытка В. И. Антоновой приписать икону Толгской Богоматери грузинской школе носит фантастический характер. Икона написана не на кипарисовой доске, а на липовой, что говорит против ее южного происхождения. с. 168
¦

Благословенная Оптина не выходит из моей памяти.. и скит с его вдохновенной тишиной... шум сосен, когда ветер начнет ходить по их вершинам...

Свт. Игнатий Брянчанинов

Новости

Сведения о чудесах, происходящих по молитвам перед Толгским Образом Пресвятой Богородицы

Толгская икона Божией Матери — «незаменимая покровительница Ярославля, такая же драгоценная святыня для него, как для Москвы икона Иверская, для Владимира Боголюбская, для Костромы Феодоровская. Еще от глубокой древности, среди мрачной тьмы народных бедствий, возсиял благодатный свет на Толге и с тех пор целый ряд столетий неустанно сияет над страною Российской.

В продолжение целых веков святая Толгская икона являла благодатную силу для всех с верою к ней припадавших. Много было за это время поведано ей тяжких дум народных, много скорбей было положено у ея подножия, много слез было поронено при лобызании Святого лика, много недугов разрешено благодатной силой горячей веры.

Ужасные стихийные бедствия — голод, моровая язва, великие пожары посещали Ярославль неоднократно, иногда с такою силою, что заставляли несчастных жителей воображать наступление кончины мира. Но и в эти дни «туги народной» всякий раз, когда над головами смятенной, бессильной перед стихией толпы, как недремлющий спасительный страж, как Божия помощь с небес, появлялся Толгский Образ Царицы Небесной, народное горе затихало, и часто сама стихия смиряла ярость: небеса давали воду и язва прекращалась.

Подобное же наблюдалось и в частной жизни каждого из ярославцев. Всякое важное семейное событие, горе и радость, влекли его излить свои чувства пред Толгским образом Богоматери. И никогда во все времена, народная благочестивая тропа от Ярославля до «Толги» не заростала травой; в некоторых же случаях и в некоторые времена года она превращалась в широкую гладкую дорогу, протоптанную тысячами паломнических ног» .

И в настоящее время не прекращается поток всех с верою и любовию притекающих к Богородице в Толгскую обитель, также как и не оскудевает милость Пречистой Царицы Небесной, обильно изливаемая на человеческий род:

1995 г., Ярославль

Четырнадцатилетний мальчик получил исцеление от болезни позвоночника. Молитвы у Толгской иконы и помазание маслом из лампады избавили его от диагностированного в больнице вторичного перелома и горба. Чудо было настолько очевидно, что врачи, не обнаружив на снимке перелома, пришли в недоумение. Бабушка подростка написала в местную газету статью, чтобы известить ярославцев о происходящих от иконы чудесах.

1995 г., Волгоград

Избавился от болезни ног мальчик по имени Игорь из Волгограда.
Приехав в Толгский монастырь, он мог передвигаться только с помощью костылей. После молитв матери у Толгской иконы ребенок получил исцеление.

2001 г., Москва

Житель столицы В. Чунарев после посещения его матерью Толги и ее горячих молитв у монастырских святынь исцелился от болезни сердца.
О. Чунарева привезла в монастырь медицинские свидетельства и рассказала о выздоровлении сына.

2005 г., Санкт-Петербург

После приложения к частице Ризы Господней и к иконам, привезенным из Толги, у женщины перестала болеть травмированная рука и пальцы на ней обрели подвижность.
По свидетельству Марии Будажистской

2006 г., Иваново

Через день после того, как девушка побывала в Толге и попила святой монастырской воды, у нее с ладони исчезла бородавка, которую предстояло удалять лазером.
По свидетельству Марии Зориной

2007 г., Санкт-Петербург

Приложившись к Толгской иконе Божией Матери, исцелилась пожилая женщина, страдающая сильными болями, вызванными воспалением тройничного нерва.

2008 г., Калужская обл., Перемышльский р-он, с. Ахлебино

После приложения к Толгской иконе Божией Матери женщина исцелилась от пьянства.
По свидетельству Фотиния Дроновой

2008 г., Тамбов

Молитвы у Толгской иконы Божией Матери, ежедневное чтение акафиста и помазание церковным маслом больных мест помогло исцелиться супругам Михаилу и Татьяне. (Михаил страдал головными болями после перенесенного микроинсульта, у Татьяны был разрыв связок в коленном суставе).
После чудесного избавления от недугов супруги обвенчались, о чем и сообщили в монастырь.

2011 г., Рязань

После трехдневных молитв у иконы, присутствия на водосвятных молебнах, помазания маслом от иконы свт. Игнатия и Толгской иконы Божией Матери женщина избавилась от отеков на правой ноге. В благодарность за исцеление она принесла в дар иконе свой золотой перстень.
По свидетельству Ларисы Алексеевой

2014 г., Московская обл.

"Расскажу про чудо, которое случилось со мной в Толге. Оделась я тогда легкомысленно, не по погоде, а день был холодный и дождливый. Осмотрев монастырь, я, как большой любитель, еще долго гуляла у Волги и основательно промерзла. К вечеру заложило горло, и начала подниматься температура. В номере тоже было прохладно для меня заболевающей. Приуныла я, думаю — вот, завтра на службу пойду больная, да и ко Причастию готовилась.. А еще утром, по приезду я купила нардовое миро, освященное у Толгской иконы Божией Матери. Помолилась я, помазала горло болящее крестообразно.. А утром встала...совершенно здоровая! И после Причастия вообще-летала! Дивная была поездка..все задуманное исполнилось..Слава Богу за всё!"
р. Б. Екатерина

2015 г., г. Москва

Были с мужем в Монастыре 25.07.15 и после молитвы перед Толгской иконой Божьей Матери я забеременела после 17 лет безрезультатного лечения от бесплодия, при чем акушерский срок ставят с 27.07.15 г., до сих пор с мужем находимся под впечатлением, что это если не чудо?
р. Б. Наталья

2015 г., г. Наро-Фоминск

В мае 2015 г. я с женой и ребенком были в Вашем монастыре (шестидневный речной круиз). При виде Вашего монастыря меня охватило непонятное волнение. Такого величия и красоты я еще не видел. В конце экскурсии я трижды подходил к Толгской Иконе Божьей Матери и просил вылечить колено, которое болело у меня более 7 лет, и ничего мне не помогало. Удивительно, что в Монастыре много мощей Святых, но мой взор почему-то был устремлен только на Икону Божьей Матери, и неведомая сила возвращала меня к ней. Когда мы вышли из монастыря, шел проливной дождь, я взял на руки ребенка и не сразу понял, что произошло самое настоящее чудо, мое колено перестало болеть. Прошло больше полгода, а я все под впечатлением совершенного чуда. Колено не болит.
Я каждый день обращаюсь с благодарностью к Толгской Иконе Божьей Матери и хочу поблагодарить настоятельницу Монастыря и всех ее послушниц за теплый прием.
р. Б. Евгений

2015 г., г. Тихвин, Ленинградская обл.

В августе 2015 года с семьёй в частном порядке были в городе Ярославль и совсем не было в планах посещать Толгскую обитель. По чудесному стечению обстоятельств дорога привела в монастырь, после преклонения Толгской Иконе Божьей Матери на следующее утро боль в плечевом суставе, который болел почти 2 месяца, практически исчезла! После этого я сам почувствовал такую душевную благодать, непобедимое желание приехать и потрудится во благо монастыря, что и сделал в сентябре. И сейчас по прошествии уже почти 3 месяцев я до сих пор нахожусь под впечатлением от обители.
р. Б. Вячеслав

2016 г., Московская область

2016 г., г. Москва

Приезжала в монастырь на один день, вместе с духовником и прихожанами нашего храма.
Очень близкий мне человек находился в больнице в тяжелом состоянии, которое никак не могли стабилизировать. На следующий день после молитв перед Толгской иконой близкий человек мне позвонил (а до этого он говорить не мог, был в очень тяжелом состоянии), сказал, что состояние стабилизировали и ему стало легче. Он пока в больнице, но кризис миновал и его жизни на данный момент уже ничего не угрожает.
Надеюсь, молитвами Богородицы, у нас с ним скоро будет свадьба и венчание.
р. Б. Елена

Дм. Орлов «Ярославский первоклассный Толгский монастырь. 1314-1914 гг. (Историко-статистический очерк)», Ярославль, Типо-Литография Н. Х. Николаевой, 1913 г.

Чудотворные иконы Богородицы сильно почитаются во всем православном мире. Рассказывают, что Толгская икона Божией Матери исцелила самого Иоанна Грозного, когда от не мог ходить от боли в ногах. Об этой иконе нам рассказала знакомая соседки по лестничной площадке.

Чудесным образом исцелился младенец, которому врачи не могли поставить правильный диагноз. Мать горячо молилась Богородице, исповедовалась и причащалась. Результатом стало полное выздоровление малыша. В статье я расскажу о явлении иконы епископу Ростовскому, чудесах исцеления и о молитве к ней.

История иконы

Святой образ был дарован небесами самым чудесным образом в 1314 году. Однажды епископ Прохор направился в Ярославль по церковным делам. Путь пролегал вдоль реки Волги, и для ночевки паломники выбрали местность, где речка Толга впадает в Волгу. Когда стемнело, епископ увидел исходящий с неба столб огня. Он пошел к тому месту и увидел, что яркий свет исходит из образа Богородицы с Богомладенцем на руках.

Епископ стал горячо молиться святому Лику и провел остаток ночи в молитвенном бдении. Вернувшись к месту стоянки, Прохор заметил, что его жезл остался на месте ночного молитвенного бдения. Когда слуги вернулись с места поиска, то принесли с собой нерукотворную икону Богородицы: она находилась рядом с жезлом. Прохор сразу же узнал на иконе образ Богоматери, который явился ему в видении. Паломники опустились на колени и вознесли хвалу Богородице.

В тот же день место, на котором была найдена икона, расчистили под строительство церкви. Во время строительства происходили божьи чудеса, так как храм был воздвигнут всего за один день. Вечером он был освящен, а все недужные люди исцелились. Позже рядом с церковью воздвигли мужской Толгский монастырь.

Около 600 лет простоял Толгский мужской монастырь, а после революции в нем открыли детскую колонию. Образ Богоматери переместили в Ярославский музей, и лишь в 2003 году святой Лик вернулся в свою обитель.

Святой лик Толгской Богоматери является защитным покровом города Ярославля.

Икона находится в Успенском соборе, ее отличительной особенностью является знак божественности над головой. Над образом Богоматери с Богомладенцем, который прильнул к ней щекой, находятся архангелы Гавриил и . Списки с иконы обладают такой же чудодейственной силой, как и первообраз.

В чем помогает

Чудеса иконы

В 1995 году в ярославской газете появилась статья, которую написала бабушка исцеленного 14-летнего внука. У мальчика был горб и вторичный перелом позвонка. Молитвы, помазание лампадным маслом перед иконой совершили чудо. Врачи не смогли объяснить, куда пропал горб и перелом. Это было настоящее чудо, явленное Богоматерью в наши дни.

В том же 1995 году с помощью молитвы к иконе исцелился мальчик, который мог ходить только с костылями. Мальчика привезли в Толгский монастырь родители из Волгограда. Обратно ребенок поехал уже без костылей.

В 2001 году по молитве матери перед иконой был исцелен сын. Он страдал болезнью сердца. Женщина приехала в монастырь из Москвы, чтобы поклониться святыне и попросить об исцелении сына. Позже она привезла медицинское свидетельство о полном выздоровлении своего ребенка.

В 2006 году у девушки исчезли с руки бородавки, которые планировали удалять лазером. Она пила монастырскую воду из источника и молилась святому Лику.

В 2008 году страдающая алкоголизмом женщина полностью избавилась от зависимости, приложившись к святому Лику в Толгском монастыре.

В 2011 году от ужасных отеков на ноге полностью исцелилась женщина. Она присутствовала на водосвятных молебных, три дня возносила молитвы к иконе и мазала больную ногу лампадным маслом.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...